Главная » Книги

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг све..., Страница 26

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ь - косой парус трехугольной формы между грот-мачтой и бизань-мачтой (ставится выше бизань-стакселя).
   Кубрик - самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже нее расположен трюм.
   Курс корабля - угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом (см. румбы).
  
   Лавировать - продвигаться на парусном судне к цели переменными курсами по ломаной линии, вследствие неблагоприятного направления ветра (ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда).
   Леер - туго натянутый трос, у которого оба конца закреплены; применение лееров на корабле весьма разнообразно.
   Лейка - деревянный совок, служащий для откачивания воды из шлюпок.
   Лисель-спирты - тонкие деревянные брусья на реях, выдвигаемые в качестве их продолжения для увеличения парусности постановкою дополнительных парусов - лиселей.
   Люк - вырез, отверстие в палубе судна; в то же время под термином люк понимают всю конструкцию, позволяющую закрывать это отверстие; грот-люк - люк, расположенный впереди грот-мачты, фор-люк - люк впереди фок-мачты.
   Лот - свинцовая или чугунная гиря у ручного лота, служащего для измерения глубины.
  
   Марс - первая снизу площадка на мачтах.
   Марсель - второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем. "Иметь марсель на эзельгофте" - поставить марсель так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону и нажимал его на эзельгофт (применяется для придания кораблю заднего хода; смотри также "положить марсель на стеньгу").
   Мартингал (мартин-гик) - небольшой деревянный брусок, подвешенный под бушпритом вертикально вниз (служит для разноса снастей в стороны).
  
   Наветренная (надветренная) сторона - сторона судна, непосредственно подверженная действию ветра; например, если судно идет правым галсом, то правая сторона (борт) и будет в этом случае наветренной.
   Найтовы, найтовить - перевязка тросом нескольких рангоутных деревьев или других предметов; снайтовить или наложить найтовы - прочно связать или привязать.
   Наполнить паруса - после лежания в дрейфе спуститься настолько, чтобы паруса надулись от действия ветра.
   Нактоуз (нахтоуз) - шкапик из тикового или красного дерева, на котором устанавливается компас на корабле.
   Нок - оконечность всякого горизонтального (или почти горизонтального) рангоутного дерева, например, рея, бушприта, утлегаря, выстрела и проч.
  
   Обрасопить реи - повернуть реи с помощью брасов в горизонтальном направления.
   Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо.
   Оверштаг - поворот судна на другой галс, при условии, что линию ветра переходит нос судна; в это время ветер дует с носа (в отличие от поворота фордевинд, при котором линию ветра переходит корма).
  
   Паз - продольная щель соприкасающихся досок наружной обшивки корабля или палубной настилки. Пазы конопатятся и заливаются смолой.
   Пеленг - угол между истинным меридианом и румбом, по которому виден какой-либо предмет.
   Переборка - всякая вертикальная перегородка на корабле (бывают продольные и поперечные)
   Пиллерс - деревянная или металлическая колонка, подпирающая бимс снизу.
   Подветренная сторона - сторона судна, противоположная той, в которую дует ветер; если судно идет правым галсом, то его левая сторона будет называться подветренной, а правая - наветренной.
   Положить марсель на стеньгу - поставить марсель так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону и нажимал его на стеньгу; судно при таком положении парусов будет иметь задний ход.
   Порт - окно или амбразура в борте судна; бывают орудийные, грузовые и проч.
   Поручни - род перил на верхней палубе, мостике и надстройках.
   Полоскание парусов - колебание парусов от ветра, когда последний не надувает их вполне или дует по направлению плоскости паруса.
   Подняться под парусами - привести, держать круче, ближе к ветру (см. "спуститься").
   Превентер-брасы - добавочные брасы, которые заводятся в помощь штатным брасам.
  
   Разоружить шлюп - привести судно в состояние для ремонта или для долговременного хранения: снять с него все запасы, предметы снабжения, шлюпки, орудия, такелаж, спустить рангоут, вычистить трюмы.
   Рангоут - мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, утлегарь и прочие деревья, на которых ставят паруса.
   Рей - горизонтальное рангоутное дерево, привешенное за середину к мачте или стеньге и служащее для привязывания к нему парусов. Наименования реев на различных мачтах (считая снизу): 1) на фок-мачте - фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, 2) на грот-мачте - грот-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, 3) на бизань-мачте - бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брамнрей.
   Рейдерсы (ридерсы) - во времена Беллинсгаузена так назывались толстые деревянные поперечные брусья, связывающие кузов корабля в трюме; обычно их бывало шесть и между ними укладывался балласт.
   Рифы (взять рифы) - поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь; этих завязок бывает на каждом парусе по несколько рядов: у марселей - четыре, у нижних парусов - две; в зависимости от силы ветра берут один, два, три или четыре рифа; по мере ослабления ветра - поочередно отдают рифы.
   Росторы (ростры) - совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне, как-то: стенег, реев и проч., сложенных на шкафуте; все эти запасные деревья обычно, крепятся на шкафутах в виде помоста на специальных стойках и лежнях.
   Румбы, курсы и пеленги - румбами называются направления на различные предметы, измеряемые углами между линией север-юг (N-S) и этими направлениями. Во времена парусного флота, когда к мореплаванию не предъявлялись такие требования точности, как в настоящее время, истинный горизонт (как и картушка компаса) делился на 32 румба, причем румбами называлось как каждое из этих направлений, так и углы между двумя ближайшими целыми румбами. Исходя из того, что каждая окружность подразделяется на 360°, величина одного румба в градусах составит 11° 15', т. е. 11 1/4°. Петр I ввел в русском флоте голландские наименования румбов, помещенные на прилагаемом здесь чертеже. Левая часть этого чертежа показывает, что истинный горизонт (и картушка компаса) делится на 4 четверти: норд-остовую, зюд-остовую, эюд-вестовую и норд-вестовую (см. чертеж), причем в каждой четверги нумерация румбов велась по направлениям стрелок. Правый чертеж приводит наименования румбов. Буква "t" обозначает сокращенное испорченное голландское слово "тен", т. е. "к"; так что румб NOtN следует произнести "норд-ост-тен-норд"; если при обозначении какого-либо направления требуется большая точности, чем 11 1/4°, то добавляется в соответствующую сторону дробная часть румба, с точностью до 74 румба, например WNW 1/4 W, т. е. "вест-норд-вест четверть к весту" (в настоящее время истинный горизонт и картушка компаса делятся на 360° и курсы и пеленги отсчитываются с точностью до 1/4°, по часовой стрелке). Пользуясь вышеуказанным делением истинного горизонта на румбы, говорят "корабль идет по такому-то румбу" (т. е. курс корабля будет такой-то) или "маяк виден по такому-то румбу" (т. е. пеленг маяка будет такой-то).

   Румпель - рычаг, насаженный на голову руля, посредством которого происходит перекладка руля.
   Рундук - деревянное прикрытие над головой руля.
   Рундуки - закрытые нары, ящики или лари во внутренних помещениях корабля, в которых команда хранит свои личные вещи.
   Руслени - площадки снаружи борта судна, на высоте верхней палубы, служащие для отвода вант; с русленей обычно бросают ручной лот.
  
   Салинг - вторая снизу площадка на мачте; представляет собою раму из продольных и поперечных брусьев, служит для отвода брам- и бом-брам-бакштагов; в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, носит название: фор-салинт, грот-салинг, крюйс-салинг.
   Свит-сарвинь (швиц-сарвень) - строп, которым стягиваются между собою противоположные ванты ниже марса.
   Сей-тали - тали, применяемые для подъема тяжестей, гребных судов, для тяги стоячего такелажа и вообще для тяжелых судовых работ.
   Секстан - морской угломерный инструмент, служащий для измерения: 1) высот небесных светил в море и на берегу и 2) углов между видимыми с корабля земными предметами.
   Сектора - толстые железные прутья (или столбики), служащие для привязывания фалрепов.
   Сетки коечные - специальные ящики на верхней палубе по бортам судна для хранения в дневное время командных коек.
   Служители - команда.
   Сплес (плес) - открытый район между островами.
   Спуститься под парусами - уклониться от ветра, итти полнее, отходить от ветра, составить больший угол между курсом и направлением ветра.
   Стаксели - треугольные косые паруса; называются а зависимости от расположения: впереди фок-мачты - фор-стаксель и фор-стеньги-стаксель, впереди грот-мачты - грот-стеньги-стаксель и т. д.
   Стаксель штормовой - стаксель меньшего размера из самой толстой и прочной парусины, поднимается в случаях очень свежей погоды.
   Стандерс - поддерживающая стойка; брус, идущий по борту параллельно шпангоутам и скрепленный с ними; он служит для подкрепления набора в местах вырезов для портов.
   Старнпост - то же, что ахтерштевень.
   Стень-ванты - ванты, удерживающие стеньгу с боков.
   Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте, различают фор-стеньгу, грот-стеньгу и крюйс-стеньгу (на бизань-мачте).
   Степс - деревянное или железное гнездо, в которое вставляется мачта или бушприт своим шпором (нижним концом).
   Стоп-анкер - самый большой (тяжелый) из судовых верпов (см. верп).
   Стоячий такелаж - снасти, служащие для поддержки и укрепления рангоута; будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным (в отличие от бегучего такелажа).
   Стульцы - см. штульцы.
   Счисление - определение места корабля при плавании в океане не астрономическими наблюдениями, а по формулам счисления, т. е. вычисляя широту и долготу по известному курсу корабля, его скорости и времени, протекшем между последним астрономическим определением и заданным моментом; получаются "счислимые места", менее точные, чем "обсервованные места".
  
   Такелаж - все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления им и парусами; различается стоячий такелаж и бегучий такелаж (см.).
   Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединяющихся между собою тросом; при подъеме тяжестей теоретический выигрыш в силе зависит от числа шкивов.
   Тимберовать (тимбировать) - исправлять деревянное судно.
   Тиммерман - старший корабельный плотник.
   Топ - верхняя оконечность каждого вертикального рангоутного дерева - мачты, стеньги, брам-стеньги.
   Траверз (траверс) - направление, перпендикулярное к курсу судна.
   Транец (транцы) - горизонтальные поперечные брусья или доски, образующие корму и крепящиеся к старнпосту и шпангоутам.
   Трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся за каждой мачтой и примыкающий к ней, причем верхняя часть паруса пришнуровывается к гафелю (на бизань-мачте этот парус называется бизанью).
   Трюм - внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
  
   Фалы - снасти, служащие для подъема реев, гафелей, парусов (кливеров, стакселей), флагов и проч.
   Фалреп (фалгреб) - трос или штерт, заменяющий поручни у входных трапов.
   Фальшфейер - пиротехническое сигнальное средство (тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким пламенем белого цвета).
   Фальконет - небольшое чугунное орудие.
   Фарватер - проход между опасностями, обставленный предупредительными знаками, или определенный обследованный путь для плавания судов.
   Флюгарка - флажок особого для каждого военного корабля рисунка и расцветки; на судне флюгарка, изготовленная из листовой меди, устанавливается на грот-брам-стеньге.
   Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте судна (фок-мачте).
   Фока-галс - снасть, идущая от нижнего наветренного угла паруса фока и проходящая через отверстие в борту, в носовой части корабля (в отверстие вставлено два медных колеса).
   Фор-бом-брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением фор-брам-стеньги.
   Фор-брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением фор-стеньги.
   Фор-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением фок-мачты.
   Фордевинд - 1) итти фордевинд - итти, имея попутный ветер прямо в корму; 2) поворот фордевинд - поворот на другой галс при условии, что линию ветра переходит корма (при повороте оверштаг - нос).
   Форзейль (форзель) - быстроходный парусный корабль, высылавшийся впереди флота или отряда для разведки или в целях навигационного обеспечения.
   Фор-марсель - второй снизу прямой парус на фок-мачте.
   Фор-стеньги-стаксель - стаксель, поднимаемый впереди фок-мачты.
   Фор-стень-штаг - штаг (снасть), удерживающая фор-стеньгу спереди и идущая от топа фор-стеньги к бушприту.
   Форштевень - деревянный брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
   Фрегат - быстроходный трехмачтовый военный парусный корабль.
  
   Шек - надводная часть передней грани форштевня.
   Шканцы (шханцы) - часть верхней палубы судна между грот-мачтой и бизань-мачтой (считались главным почетным местом на корабле).
   Шлюп - трехмачтовый военный корабль, по своему внешнему виду, размерам и парусному вооружению больше всего схожий с фрегатами среднего размера или корветами. В русском флоте шлюпами называли главным образом парусные корабли, предназначенные для кругосветных плаваний.
   Шпангоуты - ребра судна, придающие ему поперечную прочность.
   Шпация - промежуток между двумя смежными шпангоутами.
   Шпунтовый паз - выемка в брусе, в которую притыкаются обшивные доски.
   Шкафут (шхафут) - части верхней палубы корабля между фок-мачтой и грот-мачтой; середина его занята рострами (см.).
   Шкафутная сетка - коечная сетка на шкафуте.
   Шхив (шкив) - бакаутовое или медное колесо, вращающееся между щеками блока; по шкиву проходит трос, для чего на его окружности имеется жолюб.
   Штульцы - боковая наделка, свес с боков кормы судна.
  
   Эзельгофт (езельгофт) - деревянный или железный брусок, служащий для соединения мачты со стеньгой, стеньги - с брам-стеньгой и брам-стеньги - с бом-брам-стеньгой (а также бушприта - с утлегарем, и последнего с бом-утлегарем).
  
   Ют - кормовая часть верхней палубы сзади бизань-мачты.
  

БИБЛИОГРАФИЯ

  

ТРУДЫ Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА

  
   1. Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света, в продолжение 1819, 20 и 21 годов, свершенные на шлюпах "Востоке" и "Мирном", под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа "Восток". Шлюпом "Мирным" начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831, VI с атласом в 64 л., ч. 1, 397 стр., ч. II, 326 стр.
   1а. Беллинсгаузен Ф. Ф. Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов. СПб., 1831, 4 стр., 64 л. карт.
   2. Беллинсгаузен Ф. Ф. О прицеливании артиллерийских орудий на море. СПб., 1.839, 4°, VI (не нумер.) и 79 стр., с 2 л. чертежей, изд. Морск. мин.
   3. Беллинсгаузен Ф. Ф. Выписка из донесения капитана 2 ранга Беллинсгаузена к морскому министру от 8 апреля 1820 г. из Порта Жаксона. "Сын Отечества". СПб., 1821, изд. Воейкова и Гречева, стр. 133-137.
   4. Донесение капитана 2 ранга Беллинсгаузена из Порта Жаксона о своем плавании. Записки издан. госуд. Адмиралт. департаментом, 1823, ч. V, стр. 201-219.
  

ЛИТЕРАТУРА

ОБ ЭКСПЕДИЦИИ БЕЛЛИНСГАУЗЕНА-ЛАЗАРЕВА

  
   5. С. П. К. Беллинсгаузен. Военный энциклопедический лексикон, СПб., 1838, изд. о-вом воен. и литерат., ч. 2, стр. 253-255.
   6. Жизнеописание состоявшего при особе его императорского величества адм. Ф. Ф. Беллинсгаузена. "Северная Пчела", СПб., 1853, No 91, стр. 363-364, No 92, стр. 367-368.
   7. П. M. M. Беллинсгаузен Ф. Ф. Энциклопедический лексикон, СПб., 1836, изд. Плюшара, т. 5, стр. 246-250.
   8. Венгеров С. А. Словарь русских писателей. СПб., 1900, т. 1, стр. 207. О Беллинсгаузене Ф. Ф. 18 января 1779-13 января 1852.
   9. Беллинсгаузен Ф. Ф. Общий морской список, ч. VI, СПб., 1892, стр. 16-20.
   10. Беллинсгаузен Ф. Ф. Энциклопедический словарь, под ред. проф. Андреевского И. Е., Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. СПб., 1891, т. III, стр. 371.
   11. Беллинсгаузен Ф. Ф. Новый энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. СПб., т. 5, стр. 724-725.
   12. Беллинсгаузен Ф. Ф. Энциклопедия для военных и морских наук, сост. под гл. ред. генерал-лейт. Г. А. Леера. СПб., 1883, т. 1, стр. 390-391.
   13. Беллинсгаузен Ф. Ф. Большая энциклопедия, словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания под ред. Южакова и проф. П. Н. Милюкова, СПб., 1900, т. 2, стр. 794.
   14. Беллинсгаузен Ф. Ф. Русский энциклопедический словарь, изд. проф. СПб. университета И. Н. Березиным. СПб., 1873, т. III, отд. 1, стр. 422.
   15. Беллинсгаузен Ф. Ф. Военная энциклопедия, т-во И. Д. Сытина. Петроград, т. IV, стр. 450-451.
   16. К биографии адмирала Беллинсгаузена. "Кронштадтский вестник", 1868, No 64 (1071).
   17. Беллинсгаузен Ф. Ф. Русский биографический словарь, т. II, СПб., 1900, стр. 682-683.
   18. Собрание инструкций, данных в разное время командирам русских судов при отправлении в дальнее плавание. СПб., тип. II отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1858, 116 стр.
   См.: Инструкции Главному начальнику экспедиции в 1819 г. капитану 2 ранга Беллинсгаузену, командовавшему военным шлюпом "Восток", и под его начальством находившимся командирам шлюпов: "Мирный" - лейт. Лазареву, "Открытие", - капитану Васильеву и "Благонамеренный" - кап. Шишмареву (стр. 68--83).
   19. Морской сборник. СПб., изд. Морск. Учен. К-та, 1853, т. X, No 7, стр. 26-32. Некролог.
   20. Симонов И. Путешествия. Известия о путешествии капитана (ныне кап-командора) Беллинсгаузена в 1819, 1820 и 1821 годах по Тихому океану и Южным полярным морям. С фр. перевел К. Сев. Архив, 1824, ч. 12, изд. Булгарина, стр. 24-46.
   21. Райхенберг М. Открытие первой земли в Антарктике (к 120-летию окончания русской экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. "Сов. Арктика", 1941, No 2 стр. 61-69, с илл.
   Портреты Беллинсгаузена, Лазарева и карта, указывающая путь экспедиции.
   22. Кудрявцев-Скайф С. Экспедиция адм. Беллинсгаузена (к 95-летию со дня смерти адм. Беллинсгаузена). "Красный Балтиец", 1947 г. 25 января.
   Об экспедиции в Антарктику на шлюпах "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 гг.
   23. Симонов И. Определение географического положения мест якорного стояния шлюпов "Востока" и "Мирного", находившихся под командою капитана 2 ранга, ныне контр-адмирала Беллинсгаузена, во время плавания их около света, в 1819-21 годах, СПб., 1828, ч. 1, 152 стр.
   24. Корабли шли из Кронштадта. В Южном Полярном море. Встреча. "Краснофлотец". 1943. No 2, стр. 32 (портрет).
   Об экспедиции в Южное Полярное море в 1819-21 годах, под начальством Беллинсгаузена Ф. Ф.
   25. Дальнейшие сведения о плавании отряда, состоящего из шлюпов "Восток" и "Мирный", под командою кап. Беллинсгаузена. "Русский Инвалид", 1821, No 196. "Сын Отечества", 1821, No 17, стр. 786-788.
   26. Карта к изложению о путешествии капитана, ныне вице-адмирала, Беллинсгаузена. Записки Ученого Комитета Главного Морского Штаба, 1834, гл. XI, лист XI.
   27. Соколов А. Гидрографические труды капитана (впоследствии адмирала) Ф. Ф. Беллинсгаузена на Черном море. Морской сборник, 1855, No 6, гидрогр., стр. 70-75.
   28. Лялина М. А. Русские путешественники-исследователи. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. Врангеля, Ф. П. Литке и Ф. Ф. Беллинсгаузена, обраб. по подлинным их сочинениям. СПб., изд. А. Девриена (1892), IV, 438 стр., с илл., карт.
   29. Прибытие капитана Беллинсгаузена и лейтенанта Лазарева от Южного Полюса. Отд. оттиск. СПб., 1821, стр. 223-242. ("Отеч. записки", 1821, ч. 7, стр. 233-242).
   30. Нордман О. Д. По поводу предложения поставить в Кронштадте памятник адмиралу Беллинсгаузену. Кронштадт, 1868, 8°. Русск. библиогр. морского дела за 1701-1882 г. (спец. кат. русск. книг) изд. Мартынова.
   31. Нордман О. Д. По поводу предложения поставить памятник адмиралу Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену. Кронштадт, 1868.
   32. По поводу предложения поставить в Кронштадте памятник адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену (фельетон). "Кронштадтский вестник", Кронштадт, 1868, No 48 (1001), стр. 1.
   33. Нордман О. Д. О памятнике в Кронштадте адмиралу Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену. СПб., тип. Морск. Мин-ва, 1877, 36 стр.
   34. Нордман О. Д. О памятнике в Кронштадте адмиралу Беллинсгаузену Ф. Ф. СПб., тип. Морск. Мин-ва, 1877, 8°, 36 стр.
   Русск. библиогр. морского дела за 1701-1882 гг. (спец. кат. русск. книг) изд. Мартынова.
   35. Ник. Гр. По поводу сооружения памятника в Кронштадте адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену. "Кронштадтский вестник", Кронштадт, 1868, No 51 (1004). (Статья "С.-Петебургских ведомостей").
   36. О медалях в память знаменитых происшествий, до флота относящихся. Записки Ученого Комитета Главного Морского Штаба, 1834., гл. XI, стр. 202-257.
   37. Голенищев-Кутузов Л. О медалях в память знаменитых происшествий, до флота относящихся. Записки Ученого Комитета Главного Морского Штаба, 1838, ч. И, стр. 202-258, лист VI.
   38. Изображение медалей в память знаменитых происшествий, до флота относящихся. Записки Ученого Комитета Главного Морского Штаба, 1834, гл. XI.
   25-я медаль на плавание шлюпов "Востока" и "Мирного" - лист VI.
   39. Симонов И. М. Известие о путешествии кап. Беллинсгаузена в 1819-21 гг. С франц. Северный Архив, 1824, VII, 19.
   40. Симонов И. М. Шлюпы "Восток" и "Мирный" или плавание россиян в Южном Ледовитом океане и около света под командованием капитана Беллинсгаузена, Рукопись в Архиве Научной библиотеки Татарской республики при Казанском университете. Морской сборник, 1944, No 10, стр. 87-88.
   41. Симонов И. М. Слово об успехах плавания шлюпов "Востока" и "Мирного" около света и особенно в Южном Ледовитом море в 1819, 1820 и 1821 годах, произнесенное в торжественном собрании императорского Казанского университета июля 7 дня 1822 года проф. кавалером Симоновым. Казань, Универс. тип., 1822, 59 стр.
   42. Шестой континент или краткое обозрение плаваний к югу от Кука до Росса, Изд. 3-е, доп. СПб., тип. Имп. Акад. наук, 1854, IV, 59 стр., 1 карта.
   Об экспедиции капитана Беллинсгаузена - см. стр. 2-3.
   43. Штейнберг Е. Русские кругосветные плавания XIX в. "Пропагандист и Агитатор Красной Армии", 1946, No 19, 20, стр. 51-56.
   Об экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена - см. стр. 55.
   44. Обозрение всех совершенных русскими мореплавателями путешествий вокруг света и важнейших открытий, сделанных в последние 25 лет в Южном океане и на берегах Ледовитого моря. С немец. (подпись) Н. С. "Сын Отечества", 1830, т. 9, стр. 45-57, 95-117, 153-170.
   Экспедиция Беллинсгаузена - стр. 105-106.
   45. Кругосветные походы русских моряков. "Красный флот", 1940, 6 июля. Популярное описание наиболее выдающихся плаваний за 1803-1843 гг., в том числе шлюпов "Восток" и "Мирный" в 1819-21 гг.
   46. Касименко В. А. Как люди открывали землю. M., Гос. орд. Ленина б-ка СССР, им. В. И. Ленина, 1948, 86 стр.
   О Беллинсгаузене Ф. Ф. - стр. 18.
   47. Кротков А. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. СПб., 1893.
   О Беллинсгаузене см. стр. 386, 77, 244, 517-518, 523, 524, 528, 4, 252, 257, 261, 263, 267, 268, 271, 293, 305, 308, 337, 339, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 277.
   48. Знаменский П. П. О великих исследователях морей - питомцах старейшей морской школы нашей страны. Записки по гидрографии, 1941, No 1, прилож. стр. 21-30.
   Об экспедициях Беллинсгаузена и Лазарева - стр. 26-27.
   49. Шокальский Ю. Столетие со времени отправления Русской антарктической экспедиции под командой Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева 4 июля 1819 г. из Кронштадта. Изв. Гос. Русск. Географ. о-ва, 1928, т. 60, вып. 2, стр. 175-212.
   50. Новейшие открытия в антарктических полярных морях. "Отечественные записки", 1839, VI.
   51. Тихомиров Г. С. Русская литература по истории географии. М., изд. М. Г. У, 1948, вып. 1, стр. 120-127 (Мос. орд. Ленина Гос. Университет им. М. В. Ломоносова).
   Отзыв о книге "Двукратные изыскания", стр. 66.
   52. Введенский Н. В поисках южного материка. Русская антарктическая экспедиция (Беллинсгаузена). 1819-1821 гг. Л.-М., Изд. Главсевморпути, 1940, 128 стр., 8 л. илл., портр и карт. Библиогр. стр. 127.
   53. Открытие первой земли в Антарктике. "Красный Балтийский флот", 1946, 22 января.
   54. Райхенберг М. Русские в Антарктике. "Учительская газета", 1941, 5 января.
   55. Новиков Н. Открытие русскими Антарктиды (К 200-летию открытия Южно-полярного материка). "Комсомольская правда", 1941, 29 января.
   56. Введенский Н. К вопросу о русских открытиях в Антарктике в 1819-1821 годах, в свете новейших географических исследований. Известия Всесоюзн. Географ, о-ва, 1941, т. 73, вып. 1, стр. 118-122 (карта).
   57. Обозрение всех совершенных русскими мореплавателями путешествий вокруг света и важнейших открытий, сделанных ими в последние 25 лет в Южном океане и на берегах Ледовитого океана. С немецк. "Сын Отечества", 1830, стр. 1-3.
   58. Путешествие вокруг света, составленное из путешествий и открытий Магеллана,... Беллинсгаузена... и др. Издано под руководством Дюмон-Дюрвиля. СПб., 1843, 138 д. IV, 347, 343, 303 и 272 стр. с картою, 4 портретами и 274 л. политипажей.
   Переведена А. Батуцким.
   59. Андреев А. И. Роль русского военно-морского флота в географических открытиях XIX и XX вв. Морской сборник, 1947, No 7, стр. 65-101.
   Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева и открытие Антарктиды, стр. 74-76, 100.
   60. Ивашинцов Н. Обозрение русских кругосветных путешествий. СПб., 1850, 306 стр., с 1 карт, и 17 л. табл.
   61. Ивашинцов Н. Русские путешествия с 1803 по 1840 гг. СПб., 1872.
   62. Географические открытия в первые тридцать лет текущего столетия. Собственно морские. Журнал Департамента Народного просвещения. П., 1841, XXXII.
   63. Ивашинцов Н. Русские кругосветные путешествия. Записки Гидрограф. Департамента, 1879, ч. VII. Кал. Беллинсгаузен и лейт. Лазарев см. стр. 92-105.
   64. Якубович В. Русские имена на карте мира. 1. Антарктика. "Вокруг света", 1948, No 1, стр. 59-60, 4 илл.
   65. Григорьев С. Г. Вокруг Южного полюса. Изд. 3-е, переработанное и дополненное Ф. Я. Якубовичем. М., Учпедгиз, 1937, 264, стр., с илл.
   66. The voyage of captain Bellingshausen to the Antarctic seas 1819-1821, v, I. II. London Printed for the Hakluyt Society. 1945, v. I, 259 стр., v. II. 268 стр.
   [Путешествие капитана Беллинсгаузена в южно-полярные моря в 1819-1821 гг. Перев. с русского].
   67. Brown R. Bellingshausen's, Antarctic voyage. The Scottish Geogr. magazine 1947, No 1, April. pp. 26-28.
   68. Von Bellingsausen F. Forschungsfahren im Südlichen Eismeer 1819-1821. Auf Grund des russischen Originalwerkes herausgegeben von Verein für Erdkunde zu Dresden. Leipzig, 1902, 2039.
   69. Собрание инструкций, данных в разное время командирам русских судов при отправлении в дальнее плавание. - СПб., 1859 (2), 142 (тип. Морского Министерства).
   70. Письма Михаила Петровича Лазарева к Алексею Антиповичу Шестакову в г. Красный Смоленской губернии. Морской сборник, 1918.
   Письма вице-адмирала М. П. Лазарева к от. кап.-лейт. А. А. Шестакову.
   71. Галкин Г. Письма о плавании шлюпов "Восток" и "Мирный" (брошюра), 1 путешествие. СПб., 1822-1823, изд. "Сын Отечества".
   72. Галкин Г. Письма о плавании шлюпов "Восток" и "Мирный" (Вырезка из журн. "Сын Отечества". 1822, No 49. стр. 97-170).
   73. Мордвинов Р. Флотоводец M. П. Лазарев. (К 160-й годовщине со дня рождения). "Вымпел", 1948, No 21, с. 14-15, портр.
   Краткая биография и обзор боевой деятельности знаменитого русского флотоводца Михаила Петровича Лазарева (1788-1851 гг.).

Составлена ст. библиографом Н. С. Богаткиной

  
  

  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 633 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа