асть. И если у кого нет корму или топлива, то он тоже бил розгами и посылал красть. А жена его тоже народ мучила, так что ни за что била крестьян по щекам не рукой, а клепкой. Всегда она с клепкой и ходила. А потом она разошлась и с своим мужем и начала вести жизнь распутную, так что имела она десять мужей. А также у ее мужа Федора Иваницкого было тем более жен и так была развратна жизнь, что в мире хужей не надо, и это всему народу известно, по смерть, что делали. И после их осталась у них дочь наследницей София Федоровна. И после смерти отца вышла замуж за господина Гурьянова. И она тоже с своим мужем разошлась, - эта Софья с Гурьяновым, - так что не прожили и трех лет вместе, - лет 15 тому назад. И этот кусок земли принадлежал по наследству Софье Федоровне Гурьяновой, в Павловках, на котором стоял шинок, но это уже было прибрато. И когда у общества просили места под церковное училище, то общество указало на этот кусок земли.
И священники тогда начали рисковать, чтоб купить и она согласилась продать, но только требовала с них большие деньги. Или, так как вы будете строить церковь-приходское училище, то она, т. е. Софья Федоровна Гурьянова сказала: устройте на имя моего отца, и матери, то я вам подарю его. И как у попов завистливы глаза, то они и согласились это устроить. И когда сделали уговор о том, что
на имя отца и матери устроить престол, тогда дозволили строить. И выстроили там дом под названием церковь-приходское училище и устроили в одном уголку иконостас, а также и престол. И смалевали икону два лица и назвали их Святой Федор и Глафира и так называли престол святого Федора и Глафиры, которых не было 25 лет как померли. И тот уголок сохранялся за ширмой; так как детишек там обучают, то часто там детишкам родители говорили, что там барыня така, что икала, то вы прислушайтесь не икает ли теперь? А когда производили там правило часы, то так как людям было все это в глазах какие они были, то когда правили в этой церкви-школе, то идут туда не из-за того, чтоб помолиться, а чтоб подивиться, потому что они были некрасивы, то и говорят: а ходимте посмотрим на Иваницкого чи они и теперечка свели их вместе не жывыми, но они один на другого все-таки не смотрят, а будто сердятся один на другого. И также многие из православных попов ругали и также смеялись и давно того ждали, чтоб сделать посмешиство над ихним обманом и говорили, что ночью есть такое существо что обманывает, а они хотят людей днем обманывать. И под этакий случай, когда мы шли улицей и нас стали разгонять и бить начальство, то многие из православных присоединились к нам и давай быть на стороне сектантов и набросились на школу и побили что было. Но становой и священник, видя это начали тогда бить и нас и тех православных что били школу, то они, видя, что их бьют, они начали бить сектантов и начальство стало напаивать водкой и с угрозой приказывать, чтоб били. И они нас побили и школу, а также и в свидетели стали, те самые, которые в толпе были и все топтали, а говорят: такие то были, - я бачыв. И это уже по наущению попов, чтоб мы не вернулись в Павловки. А на наши слова и оправдание не брало внимание начальство, потому что начальство оно правды тоже не любит. Хоть и не говори про правду, потому что правда очи колет, и неправда правду в Сибирь гоныть.
А начальство не обращает на нас внимания, что мы многие неспособны даже к физическому труду, так что трудно не только робыты, а даже трудно на свете прожыты. И комиссия не обращает внимания на нас и посылае на Сахалин нас. И морского плаванья не выдержим, потому что у нас побыты головы и не можем переносить морской волны.
Так что все начальство и священники знают, что мы не зато идем в каторгу, что побили, а за что-то другое, за то, что мы правду знаем и им в их неправде укоряем и в людях распространяем. А когда мы в Харькове сидели то к нам приходил священник и помыслил нам речь: не хотите ли, чтоб я за вас по-
ходатайствовал о милости Божей? А потом когда пришел второй раз то прямо высказал: вот вы, например, страдаете, вы распишитесь-ка всегда быть православными, то мы вас пустим сейчас домой на волю. Ну ему сказали, что по 12 лет дали нам каторги, то и еще дайте по 12 лет, но подписки вам не дадим, лучше на Сибирь пойдем.
А также когда мы в Сумской тюрьме сидели, так к нам приходил Сумского окружного суда прокурор. И стал ругать и говорить, что вам бы только б робыть, робыть, а вы не захотилы робыть и это государь виноват, что он с вами няньчился, и донянчился с вами и теперечка цякуйся с ними. Вас бы уже давно след повешать, чтоб вы народа не развращали в свою дурацкую веру.
Дорогие друзья братья и сестры наши, передаем мы вам все то, что было нам, все, что видели за 15 лет от самого начала нашей жизни и видели своими глазами и стязали своими руками.
И что мы видели в темноте, то проповедуем во свете. А также, что слышали на ухо то проповедуем на кровлях и выпускаем с малого просвета на широкий свет. И хоть на сколько-нибудь объясняем вам наше страдание т. е. насколько могли. И вручаем мы ясным соколам и быстрым орлам, чтоб они узнали за что и как зороокие совы, и обдутые сычи и лесные обезьяны мучат детей убогих. Соколы и ясные орлы пустите это все на свет и узнают то, что делается. Шлем из темноты на свет по земному шару, на широкий и новый свет, по тихим и мирным ветрам, и на новое небо, и на светло горящий свет, а нам подайте ответ.
И несем мы крест-страданье,
От народа побои и поруганье,
И идем мы за Христово ученье
На вечное мученье.
Но мы молимся за это Богу
Что нам показал в правду дорогу.
И мы будем протирать нову
Путь и дорогу, чтоб выйти на свободу,
И от тяжелой ноши не давило.
Камо и на век не будет истребимо оно.
Прошу я вас, господа читатели, извините, что плохо написав, потому что я малограмотный.
и еще Тимофей Андреевич Никитенко.
Послание ко всем скопцам 137).
Послание от самого превышнего Бога и Отца вашего искупителя, вселенского учителя и великого страдателя, и неусыпного молитвенника и попечителя о душах ваших и от государыни моей матушки и вашей великой помощницы, и верховной полковницы, чистой и непорочной девицы, и от возлюбленного моего сына, друга и наперстника и от всей живоначальной и нераздельной троицы; писанное в Цареграде, и посылается в тот собор, в котором по большей части было обновление и адамовым грехам разрушение, и чтоб сие послание всем соборным объявить и ни кого бы не заделить, и в том бы нам Бога и Отца искупителя не прогневить.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос Воскресе! Во истину воскресе Христос во славу Божию, а истинным душам на спасение, а кающимся на воскресение и вечную радость; но те только души воскреснут и получат вечную радость, которые в сем кратком и скоротекущем веке, и при последнем нынешнем времени обещаются Богу и своему отцу искупителю, и вселенскому учителю, и великому страдателю и неусыпному молитвеннику, и попечителю о душах наших, в несумненной вере, в чистоте и послушании от начала своей жизни и до конца послужат, и таковые души под покровительством недремлющего ока нашего искупителя; ни в сем свете ни в будущем веке, не будут тужить, и будут они за таковою укрепою с надеждою жить, в веселии в радости, как в небесной сладости. Возлюбленным моим
-----
135) Рукопись эта извлечена нами из Рукописного отделения Библиотеки Императорской Академии Наук где она значится по описи: "28-6-2".
Это послание, имеющее значение как материал к истории секты скопцов, по всей вероятности, было написано вождем скопчества конца XVIII столетия крестьянином сельца Брасова, Севского уезда, Орловской губ. Андреем Ивановым, обыкновенно именуемым Кондратием Селивановым.
детушкам, сыночкам и дочкам, и всем общекупно, не исключая ни единого, считая от первого и до последнего, а имена ваши все записаны у меня во внутренней моей книге, и кто только живет без облыги. Посылаю я вам, отец ваш искупитель, от себя мир и милость, и крепкий свой щит и сильную оборону; и заочное мое вам родительское благословение, низкий поклон и покров от Отца моего небесного да будет над вами от ныне и до веку.
Возлюбленные вы мои детушки, сыночки и дочки, все вообще, прошу и молю вас поживите все единодушно, и единомысленно в чистоте и благочестии, в кротости и смирении, в любви и в совете, день провождайте в благочестии и в страхе божии; а нощь во слезах и в сокрушении сердечном; и беседуйте тайно в сердцах своих с Господом, и сими только благими заповедями Богу и отцу своему искупителю послужите; и лишния плоти угодия и замыслы отложите, без которых легко можно обойтиться, и вы сами, возлюбленные мои детушки, известны, "что едино только нам есть на потребу, а протчая суета сего мира вся здесь останется", и "ничего с собою во гроб не берут, а только пойдут с нами, которые есть добрые или злые дела", Так и дайте душе своей, возлюбленные, над плотию волю; дабы могла она избрать для себя благую долю - "и которая от нее не отымется во веки" - и опомнитися вы, израильские люди, на какой конец и ради чего Создателем своим созданы - и от Отца своего искупителя утробушкую порождены, и подумайте сами, какого мы только сану, не земля ли мы и пепел, и не самого ли мы худшего состояния люди? - И тут мы жалеем со своею сердцевредною суетою расстаться, но воззрите же на израильского царя славы и на своего истинного Отца искупителя, - и которой недовольно царствия сего мира, - не пощадил нас ради и своей дражающей и пречистой плоти, и отдал себя в неверные руки на разные муки; - и не восхотел телесной славы, которая есть маловременная и ложно-блистающая своею прелестию и соблазном, - а восхотел себя обогатить духовного флота кораблями и нетленными здравыми и негда не гниющими товарами, - да и бесконечною и неизглаголанною небесною радостию. А сего театрального и в мале блистающего века троны и короны, первую славу, скипетр и державу во уметы себе положил и ни во что вся сия вменил. А восхотел самопроизвольно поднять на своих пречистых раменах несносные труды, и великие страды; терпение и хуление, крест и мучение, а верным моим детушкам быть могут вся сия в научение. И чтобы возрили на мое вольное и вторительное к вам пришествие, - и не мните, возлюбленные мои детушки, из вас никто, чтобы я мог сам собою что творить, но истинно свидетельствую вам, мои детушки, что Отец мой небесный послал меня своею властию к вам на землю, сына своего едино-
родного, который рожден от тысячи колен царских, - "и бысть наречен по его достоинству царем израильским" - и коему дана от превышнего Бога полная власть и держава, дабы укротить змеиное жало, и поразить всякую нечистоту, и всякий прародителя нашего Адама грех, от коего мы взяты, а взят человек от самого мерзительного, гнусного и непроходимого пути, то есть грязи. Но сын Божий и наш дражайший искупитель возрел на свое создание, и увидел наш государь на пути стоящего вселютейшего змия, расширившего свой зев, яко пространные врата, и пожирает всю вселенную и израильских людей, тоже хватает не по одному или по два, или по десятку; но целыми кораблями глотает; и зря на сие - наш государь прослезился, и распаля свою пречистую утробушку, возложил все человеческие грехи сего мира, на свои пречистые рам(ен)ы, и за то ему, сыну Божьему и нашему искупителю, накладали несносные муки и раны. И воставала на его, государя, вся неверная и жидовская сила, на нашего дражающего искупителя и Божьего сына. - Однако Отец небесный не оставил сына своего возлюбленного, и страстотерпца великого без помощи, но вселился сам Господь в его пречистую и многострадальную плоть, и обещал он сыну своему возлюбленному покорить всех царей и королей всех земель, и священного чину синод, архиереев. И придут к нашему дрожающему искупителю, и преклонят знамена и воздадут честь, и поклонятся все полки и тогда отойдут от многих детушек прочь все серые волки, то есть худые и темномысленные толки и всякая нечистота, леность и ненависть, кощунство и смехи, кои делают нашему искупителю многие помехи. И обещается Отец мой скоро сотворить на земле великую радость, и прославить сына своего Иисуса Христа, и снять его со многострадательного креста; и дать власть сыну своему возлюбленному не только над своими избранными, но и над хулителями и гонителями, по моей молитвенницы и государыни матушки а...л...ны 139) верховной полковницы, чистой и непорочной девицы, которая от юности своей сохранила цело знамение жениху своему и царю небесному и наблюдала цвет свой в непорочности, так что никакая мысль не могла коснуться к ее сердцу, и никакая мутная вода не могла подбежать к чистому ее источнику. Потом в ее чистое и преблагословенное ложе пало небесное семя, в ее чистейший сосуд, от которого родился Духом Святым и благодатию Сын Божий единородный и наш дражающий искупитель и вселенский учитель, неусыпный молитвенник и попечитель о душах наших. И
-----
139) Акулины Ивановны, крестьянки Кромской округи, иввестной начальницы и руководительницы в Орловском корабле "Людей Божиих" (хлыстов). Акулнна Ивановна пользовалась среди "Людей Божиих" благоговейным уважением и высоким почитанием.
Прим. ред.
возгласил он своим громким голосом во всю подвселенную, что явилося на земле спасение, а грешным прощение и отперто царство отца моего небесного, и такожде благодатию, явился в мир посланник верный и отцу своему искупителю неизменный: и еще в мире живши обещался за Бога и отца своего искупителя и за матушку а... л...ну 140) и за весь дом Израильской головушку сложить, а плоть свою на мелкие части раздробить. И славный был пророк, на первой встречи света истинного, всю свою жизнь искупительскую прямо прорек, а имя его, возлюбленной он мой сын друг и наперстник, а...и..141) и куды много он в свою бытность пролил слез из очей, а для того, чтобы освободить род человеческий от тяжкого бремя, то есть от греха, за который не получат от темной власти князья никакого награждения, а ожидать должны только одного мучения.
Возлюбленные вы мои детушки и други сердечные, пишу я вам, отец ваш искупитель, и за устную свою хартию, и не будет ли оная кому из вас в противность, но уже не терпит моя прискорбная утробушка и не молчит язык мой во устах моих и пишу вам неоднократно: поживите чистотою, а работайте господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом. Приимите наказание отца своего искупителя за благо, имейте между собою искупительскую любовь; а где любовь, там и Бог, и где совет, там и свет. И что я, ваш отец, запрещаю того вы не творите, а отца своего искупителя в том не прогневите и сами от себя царствия небесного не затворите, и на кого ж вам будет в те поры пенять, ежели не будете своего искупителя приказание исполнять? А кажись прекрасное ныне время, снимает с нас отец всех грехов бремя; на что иная плоть дремлет, а нам бы кажись не надо много спать, а надобно бы, други, стоять прямо, покель с нами божие знамя и как можно иттить надо его стезями, и в нонешния времена непрестанно литься горячими слезами: во-первых от радости, что явилось нам, многогрешным и недостойным, на земле такое неоцененное сокровище, - во-вторых, что зря на сие красное солнышко, а живем в забытье. И в честь прошу я вас, любезные мои детушки, отец ваш искупитель, храните чистоту, бойтесь женской лепости и не заглядывайтесь братия на сестры, а сестры на братиев, и не входите в праздные разговоры, да и берегитесь братья с сестрами и про Бога говорить много; и тут не столько бывает душе помога, сколько нутренности смятение и
-----
140) Акулину Ивановну. (См. 139 примечание).
141) Александр Иванович Шилов, крестьянин Тульской губ., был одним из главных помощников Андрея Ивановича, в деле распространения скопческого учения. Александр Иванович Шилов называется у скопцов "Предтечей".
тревога. И тут как раз у иного сердце заболит, да извин 142) со пшеницею сгорит. А кажись вы слыхали, что за всякое праздное слово, да и не за одни только слова, но и за самые тончайшие и не годные помыслы должны будут пред Богом ответ отдавать, а кольми паче на беседе должно со страхом и трепетом службу продолжать, и точно как во гробе лежать, а не за лепостию бы нам умом своим бежать, а чистотою надо думы свои украшать. А еще что я вам, возлюбленные, изглаголю сколь сильно лепость к раззорению внутреннего храма: иной монах или монахиня пойдут из келей своих на беседу - и равно маков цвет цветут, а с беседы придут в свои кельи в (как) мать родила. И тут непременно таковой душе надобно тужить, сетовать и плакать, точно как матери по потерянном своем отрочати по тех пор, пока истинный свет милость свою им явит и благодатию своею души их посетит и храмы их обновит. О лепость, лепость! Душе пагубная лепость, которой не терпит превышнего Бога и отца нашего искупителя утроба. И не умолкает язык во устах его, но непрестанно глаголет, ненавидит бо душа моя лепости; ибо лепость, яко вселютейший змей, всю вселенную пожирает и от Бога прочь отвращает, да и до Бога не допускает; ибо чрез лепость пророки пророчества, учители учительства лишились, но и великие угодники за лепостию не доходили до Царствия небесного, променяли вечное сокровище на тленное и душепагубное житие. И все таковые. имевшие лепосную заразу в себе, лишены будут вечного блаженства, хотя таковые люди по сырой земле и шатаются, но в них дух чистейший и благодать истинная присутствовать не может, а вселится в сердца их дух лживый, и будут лица их не светлы а темны, и они не рекут истины, но представляют одни только месты. - А в кротких и по чистоте живущих людях, присутствует благодать божия и истинная, и тою же благодатию, яко многоценным миром, всдкая душа помазуется в живот вечный. - А девственницы целомудренные предстанут престолу Господню, и воспоют песнь нову, ее же никто иный не может пети, точию сии, иже не оскверниша лепостию храмы своя, а чистые сердцем, те всегда зрят на Бога и на сына божиева лицем к лицу. Возлюбленные вы мои детушки, желаю я и вам также послужить ради Бога, за то вам будет в небе помога, и расчистится вам к уготованному месту дорога. - И это, возлюбленные, надо здесь заслужить так и в небе не будете тужить.
Возлюбленные вы мои детушки, обратите внимание ваше во глаголы уст моих, и возрите вы, мои детушки, как царь славы и отец ваш искупитель, вас ради поруган был и обесчестен, и
-----
похулен, оплеван и терзаем был. Я трудился и болезновал, скорбел и тужил, связан был, да вас от уз греховных разрешу, судим был и осужден, да вас от вечного суда избавлю, и сколько пролито моей крови и раздроблены были все мои члены. - И в Туле меня на кресте распинали, и головушку горячим сургучем обливали, и в Сосновке на меня багряную рубашечку надевали, и в преиспестренные ризы облачили и оттуда меня в дальные страны отсылали, с прочими несчастными невольниками. И я сто тюрем обошел, а вас, моих детушек, нашел; теперь вы меня поищите да и нашедши не потеряйте, и я все сие данное мне Отцем моим небесным великодушно и с любовию претерпел, а только того ради, чтобы объявить закон Христов и утвердить чистоту и разорванные у израильтян злобою ненавистного сердца, дабы связать союзом духовные любви. Ибо кто любви не имеет, то и в Царствие не внидет, хоша и плоть свою он мучит, а отрады не получит, хоша и слезы продивает, его батюшка не знает. - А кто в любви хочет жити, тайну жертву сотворити, а плоть в темницу затворити, а душу из плену лепости свободити тому непременно надо глагол сына божьего возлюбити. Возлюбленные вы мои детушки, страшитесь на земле называться отцами и матерями, учителями и пророками, един отец - Бог, а мать - сына божьего, что будет едино стадо и един пастырь. - Да и той же вам всем слуга и гнется творец пред тварию как дуга; кажись верно и видно; а лицемерным и не покорливым учителям и пророкам, желающим, таковым кажется очень обидно, что во-вторые пришел на землю сын Божий. - И зашел он, други, во израильскую семью, и ликует он, наш государь, в том Израиле, кои его, премногомилосердного, не изранили. - Во всю во вселенную явился учитель, и видения пророков искупитель, коему дано от превышнего Бога и Отца полная власть вязать и решить силую Отца своего небесного, и сидит он, наш высокопарный орел, на гнезде, а зрит во всю вселенную, и видит везде. Видит учителей - душевных мучителей, и видит наемников или живых пророков, и тако глаголет: я на земле не верю никому и не уважаю ни учителям, и ни пророкам, ни красноречивым, а только тому поверю, кто лепостию не занимается и отеческие заповеди исполняет, и у меня, искупителя, все раны, и все учители всяк свою плоть к чистоте обучи, - а душу свою к царствию небесному прилучи; и всяк у меня пророк пророчь, лишь живи не морочь и лепостию мои дела не порочь; пророчь всяк и поверяй сам себя и знай, что в сей день посеял, то и пожнешь, за чистоту венец, а за лепость казнь. - И куды, други, у Бога искупителя мудро, всяк лишь только имей чистое и крепкое ведро, а только кто бы где не был, везде ему родится добро!
Возлюбленные мои други, еще я вам не преминую изглаголать вещь сицевую, что великое дело, взять на себя учительский сан, и учителю надо быть многоочиту, всюду надо иметь очи, а прежде всего надо разглядеть круг себя самого и надо заживо умереть, и ноги зарыть в землю по пояс, а голову к небесам привязать. . . 143) не надо гневаться, а гневайся всяк только на свою плоть да на лепость, и кушать хлеб с водою да третию соль; а отпереться от отца, от матери, и судить всех праведно, как сродника, так и странного, как богатого, так и скудного, а как судит суд у отца вашего один, - чтобы лепостью не занимались. - И еще же учителю надо иметь прозрачные очи и посматривать, чтобы змия в корабль ни пустить, или бы какая тать чрез стену не перелезла да овцы бы ни вытащила, - и как можно надо вкупе постараться, чтобы плоти не подддаваться и чтобы она не могла назад озираться.
А мой вам искупительской лад: коли взялись змея бить, так уже и бейте, и ничего не робейте. - А как бы нам, возлюбленные, противу плоти врага ухитриться, чтобы могло змеиное жало и гнездо со змея там и раззориться. - А видно, други, иначе нельзя как надо денно и ночно о грехах своих слезами литься, тогда до нас Бог и отец наш искупитель умилится; а то, други милые, иные и по тридцати лет и более Богу служили, и благодатию они себя добре основали, да пред последним концем к себе в пазуху змиев посажали, да с тем и от Бога отстали. - Ах, куды други, страшно - надо жить всегда опасно, и когда судит отец суд - надо дело брать в рассуд, и разбирать божий суд. И вы на это, детушки, мои не прогневаитесь, что у меня, искупителя, испечен вам такой купной гостинчек, чтобы лепостию не занимались, и у себя бы весь грех разбить всякой постарались, и во всем учителю прежде надо себя привести к Богу, а потом и протчих приводить на путь истинный. Подтщитесь, возлюбленные вы мои детушки, и други мои сердечные, всякой себя приводить к Богу так, как привели себя во первых вседражающая моя молитвенница и великая помощница, и верховная полковница чистая и непорочная девица а... л ... 144), которая от юности своих лет и до конца сохранила цело знамение, и привела себя к жениху бессмертному и царю небесному, которая в России всему благочестию вышила узор чистый. - И была начальница нашему спасению, по которой мы могли узнать путь чистый и непорочный, - да и она же была великая, мильонщица, а прикащики у ей были разосланы по всей вселенной, и нетленными они у ей товарами торговали, да и жили они ни об чем не горевали, а только чисто и на-
-----
143) Слово не разобрано.
144) Акулина Ивановна. (См. 139 примечание).
чисто они из себя грех выгоняли и вот этот-то привод настоящий и верный.
И во-первых прикащик был ее главный и посланник мой верный и неизменный казначей, и куды много он в свою бытность пролил слез из очей, - и достойно себя во всем довел к престолу всевышнего владыки, а имя ему, возлюбленный он мой сын, друг и наперстник а... и... 145) и коих светильников нетленные мощи приопочивают чрез многие лета и поныне не вредимы.
Возлюбленные вы мои детушки, еще я вам, отец ваш искупитель, не докончил своих предсказаний, да им и конца не будет, а только прошу вас выслушать со вниманием: отец ваш искупитель стал вам благовестить, и соизволил всем своим детушкам повестить и стал во Успенской колокол звонить и всех своих детушек к царствию небесному манить, да уже и звонит, и кажется хоша бы какому застарелому глухарю, надо бы услышать, - а видно сила в том состоит, что израильские детушки все врозь дышат, оттого-то они и царского звону не слышат, и этому делу быть и не пробыть и нельзя миновать, чтобы нашему дражающему искупителю и вселенскому учителю, и великому страдателю, и неусыпному молитвеннику и попечителю о душах наших, - чтобы таковому достойному не могла бы вся подвселенная честь и похвала принестись. - И ей, други, станут все земли к его пречистым стопам припадать и все полки станут знамена ему преклонять и хоша, возлюбленные, злоба где и скрежещет своими зубами, и терзает свою утробу, что явился сын божий на ихнею злобу, - да хоша ад и стонет да он ничего не стоит, а тот, други, и ад, который учитель или пророк или какой рядовой брат, - явлению нашего дражающего искупителя не рад; и хоша, други, иной где стал и пировать, и этому делу не миновать, чтобы он стал долго воровать, но скоро станет горевать и станет горько плакать и рыдать, и станет себя врозь разбивать, и скажет: полно греху потокать, пора Богу работать! И покель, этому пиру быть, время уже греха убить, - только бы сподобиться искупительский источник полюбить.
Други вы мои сердечные и возлюбленные детушки, и я не сам собою вам свидетельствую, а свидетельствует отец мой небесный обо мне - и пишу я вам, отец ваш искупитель, не для славы моея, а слава бо моя - жиды мучили меня, а честь моя - на кресте я пребывал, да и поныне, грехов ради ваших, не схожу со креста; - а дом у меня - каменные палаты тюрьмы, я в них жил, и Отца своего небесного слушал, и в коей он чаше прислал малину - я кушал.
-----
145) Александр Иванович Шилов (См. 141 примечание).
Еще, возлюбленные вы мои детушки, я пришел к вам посмотреть, на старых ваших учителей, у которых бдагодать была только по пояс, а я вам принес благодать полную. Коего благодатию станут руки и ноги владать, только всяк изволь свое сердце искупителю в жертву отдать. - Да и глаза будут ясны, только вы будьте с Богом и отцем своим искупителем во всем согласны. - И вся земля утвердится лишь извольте, мои прелюбезные, на белых коней садиться, да со мной с Господом водиться; и дай же вам Господи со мною душою и телом соединиться, и будет вам сладимой мой виноград везде злодиться в головушки и во устах, и всегда будете глаголать про истинного Христа. - И в ваших глазах, и на вашем теле лишь постойте до конца в моем божием чистом деле, за то будете веселиться вкупе со мною во седьмом небе.
Возлюбленные вы мои детушки, я не сам к вам пришел, а меня Отец мой небесный прислал судить живых и мертвых, и чтобы избранные во грехах не умирали; а обо мне за сорок лет пророки прорекали, что вот прийдет царь и Бог и узнаем ли в чем он прийдет и станет волею своею творить, а потом приимет крест и мучение, и пошлется в дальные страны, и приимет великие нужды. - Претерпевши все страсти, возвратится пока в свою Россию, и принесет с собою чистоту, и тогда отдадутся ему все товары, спасительный образ, цепь и пила. - Праведных будет просвещать, а гордых учителей и пророков, коя лепостию занялись, сокращать. - И тогда не возменится учителям учительство, а пророкам пророчество, - и в те поры соборные соборным скажут: не стало нам чести - сколько мы времени ждали этой радости, а он пришел только отвращать от нас слабости, по явности всего Бог нам дал да нет нам воли, - а погуляли бы мы еще по воле.
Возлюбленные мои детушки, ни с кем я так не беседовал как с а...и... 146) и говаривал он мне, государь-батюшка, в Москве: все пенья разчистятся, и везде под тебя ковры растелются, и пищу про тебя во всяком дому поставят; теперь-то ты маленек, а выростишь всех сократишь; теперь то ты малявки ловишь, а то будем осетров ловить, пройдешь и в явной дворец. А львы-то все поснут - и там ты хлебушка покушаешь, и по всей вселенной волки возвоют, а волки - все пророки, да и не одни только пророки - но и те, которые лепостию занялись. - Благодать у них чистая да плоти коварны, и тогда ты, государь мой, со всеми справишься да и учителя тогда не будут безвременно овец стричь, а будут в одну пору то есть в Петровки.
Возлюбленные вы мои детушки и други вы мои сердечные, я
-----
146) Александр Иванович ²²²илов (См. 141 примечание).
тех учителей и пророков почитаю, кои во благочестии и чистоте от сего мира, скоро текущего и прискорбного века, представились на вечное жилище и этого нельзя сказать, но я и живых учителей и пророков почитаю, а в начале московских, но только тех, кои Богом и духом святым живы, а плотию своею они не лживы, а ежели послужат Богу и отцу своему искупителю, до конца, за то не лишаются небесного царствия и своего искупителя отца. И кланяюсь всем моим любезным детушкам, с первого и до последнего, отец ваш искупитель а имена ваши все у меня записаны во внутренней, и животной моей книге, и только те, которые живут без облыги.
Еще же, возлюбленные вы мои детушки, любя я вас, отец ваш, изливаю вам сладивый сей квас, и сожалея души ваши, к вам глаголю, что шесть дней повелел Бог работати человекам телесного ради требования, а седьмый день, именуемый воскресный, Господу Богу своему на служение. И прошу вас как можно, чтобы всякому за блого приуготовить себя, точно как во гроб лечь; и сходиться бы на беседу со страхом и благоговением, и не пивши чаю, и помнить надо вышнего, - да и не кушать хлебушка лишнего! И еще бы того лучше ежели бы человек всегда носил с собою беседу и не отлучался бы от нее. - Веть мы люди израители, так и должны быть душам своим хранители, - и ежели будем отеческие приказания хранить так будет Господь на нас ризы кроить. - А в небе будет царствие отворить, только нам надо свои плоти потомить, а про батюшку издавня все пророки вестили, да мы во внутренность свою невместили, и они тако рекли, что приидет кормщик и будет кораблями управлять, и утверждать мачты крепко и накрепко. - И станет всех по своим местам сажать и душам нашим не стянет досажать, а плотям нашим ни в чем не будет воли давать, за что и не будет души наши вечно горевать, а будут в раю и в небе ликовать.
Возлюбленные мои детушки, пишу я вам, искупитель, послание сие вкратце, а житья моего и похождения никоим языком неможно изрещи, ни пером описать, а только я вам одну чистоту являю, а кто мою чистоту понесет, тот очищен и оправдан будет пред Богом и отцем моим небесным и я, искупитель буду помощник душам вашим в сей жизни и в будущей, и буду сам проводником душам вашим, и будет поставлена лестница, по которой пойдут отшедшие души в жизнь вечную. И встречать станут души ваши - в начале моя матушка а... л... 147), а потом возлюбленный мой сын а.. и.. 148) и доставят чистые души ко уготованным ими местам, Аминь.
-----
147) Акулина Ивановна. (См. 139 примечание).
148) Александр Иванович Шилов (см. 141 примечание).
Возлюбленные вы мои детушки, прошу вас всех вообще помолиться за своего отца искупителя, чтобы Отец небесный продлил ему многие леты и чтобы он, наш премногомилосердный государь, мог бы еще во Израиле с нами, последними сиротами, поликовать, во всяком благоденственном, и мирном житии, в здравии же и при нашем спасении, и во всяком благополучном пребывании, и покель он наш, вседражающий отец-искупитель, с нами многогрешными и последними сиротами поликует и поздравствует, так и верно надейтесь, мои избранные, что ни с единой вашей главы влас не спадет, а хотя где, по грехам вашим, и затлится; а вы лишь, детушки, извольте вкупе сердцами соединиться, и всем миром за едино со слезами помолиться, так и все сие пламя, невидимо утолится и после сам нечистой устыдится. И еще же, возлюбленные, помолитеся за явного государя А. Па.. ча 149), как сами за себя так и за его, и за всю царскую фамилию, и за все его христолюбивое воинство, потому что в его полках нонеча есть отчасти и христовы воины, и чтобы отец небесный продлил бы ему множайшие леты управлять славным и великороссийским престолом, во всяком благоденственном и мирном житии, в здравии же и спасении, и во всяком благоденственном и мирном житии, в здравии же и спасении и во всяком благопоспешении; и чтобы Отец небесный и наш дражающий искупитель умилосердились бы над ним и явили бы ему свою милость и милосердие, и послали бы ему свой крепкий щит и сильную оборону. - И чтобы отец небесный покорил бы под ноги его всех врагов, видимых и невидимых, а единственно за то, что он заступил за спасительную церковь, а церковь есть чистота.
Да и сам Христос, сын божий, и наш дрожающий искупитель пришедый во вторый мир грешный спасти, желающие души привести в небесное свое царствие, а как молиться за государя - и за искупителя молятся: чистотою и девством, кротостию и смирением и за то вас самих Отец мой небесный не оставит в сей жизни и в будущей, и я, искупитель, об вас непрестанно прошу и молю небесного моего Отца, дабы похранил жизнь вашу во всяком благополучии до конца.
Еще же вот, любезные мои детушки, приказ мой вам и благословение: буде кто из моих детушек по усердию пожелает сие послание списать для себя, так вы извольте давать, как себе желаете иметь, так и протчим поусердствовать, и давайте списывать.
И по окончании сего к вам послания остаюсь истинный ваш отец искупитель, и о душах ваших попечитель и покровитель, жив и здоров со всеми своими детушками и кланяюсь. - Аминь.
-----
149) Александра Павловича.
Книга о посылке новоспаского монастыря
архимандрита в Костромской и Кинешем-
ской уезды во 195-м 150) году к раскол-
ником о увещании их ко истинной вере 151).
Лета 7195-го 150) августа в 27 день великия государи цари и великия князи ²оанн Алексиевич, Петр Алексиевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна Софиа Алексиевна всея великия и малые и белые России самодержцы: и великий господин святейший кур ²оаким московский и всея России и всех северных стран патриарх указали Новоспаского монастыря архимандриту Игнатию да протопопу ²оанну ехать в Костромской и в Кииешемской уезды и где укажет столника князь Лукин крестианин Долгоруково Кинешемского уезду деревни Блиннихи Тимошка Максимов, которой послан с столником и полковником Дмитрием Жуковым, противников брата своего Васку и товарищев своих, про которых он сказал, что ево послали, и тех расколников разговаривати и увещати от книг Божественного писания, чтобы они от злоб своих и прелести престали и обратилися, и привести их в истинное познание и в покаяние к святей Божии церкви, и были бы они у отцев своих духовных в всяком послушании и впредь бы ко святей церкви противления и расколу не творили; а буде они от своей прелести к Богу покаяние и ко святей церкви повиновение прииесут, и их по обращении увещав и утвердя божественными законы и святыя православные церкви священными предании, любезно со всяким потщанием и кротостно отдати священником тех церквей, у которых они быди в приходех, и приказать над ними смотрить по часту и утверждати, чтобы они впредь на прежнюю прелесть не возвратилися.
-----
150) По гражданскому счислению 1687 год.
151) Рукопись эта принадлежит к числу книг Царевичей Петра и Иоанна, находящихся в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук. По описи значится за N "16. 16. 7". Заглавие взято с обложки рукописи.
Прим. ред.
И нынешнего 196-го году 152) септеврия в 4 день по указу великих государей и великого господина святейшего патриарха, архимандрит Игнатий и протопоп ²оанн поехали с Москвы на Кинешму.
И септемвриа в 12 день приехали на Кинешму и кинешемския соборные церкви протопоп ²оанн Матвеев и с прочими священники и с некоторыми от граждан встретили.
И архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедше, и к собравшымся в церкве народом возвещали милосердое жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцов своих, мене архимандрита Игнатиа и протопопа ²оанна, к вам на Кинешму вас в благочестии православные веры твердостно и непревратно стоящих укрепляти, а колеблющихся в малодушествии о православной вере утешати, да бы не волновалися помышлении своими и не слушали бы учения злых отступников поучающих отбегати от святые церкве, а буде которые их прелестным отступническим учением от церкви святой отбегли, и они бы обратилися ко святой церкви, а сами себе самовольною пагубою не погубляли и не сожигали, яко же глаголет божественное писание, яко несть кроме осуждения иже сам себе убиваяй или сожигаяй.
И потом говорили о знаменовании троеперстном честного креста и о молитвах ²исусовых.
Септеврия в 13 день после святой литургии к собиравшымся народом глаголахом толкование о святой церкви и о божественней литургии и читахом о кресте четвероконечном.
Септеврия в 14 день архимандрит Игнатий и протопоа ²оанн и кинешемской протопоп ²оанн и трое священников и трое диаконов служили в соборней церкви Спасова Преображения святую литургию и поучение было на расколников от псалма 33, ему же начало: Приидите, чада, послушайте мене и прочая. И стих: Лице же Господне на творящая злая, еже потребити от земли память их толковано на расколников, и поведахом о блядословной их ереси, како они отступницы от святые церкви отступивше и яко пси нечисти суть, понеже не имеют святые церкве ни архиереа, ни священника. И егда рождают жены их дети, не очищаются священниковыми молитвами; и аще и молитву дают или и крещают, а не поставленни суще иереами, не суть очищены молитвами ниже крещением. Паче же и прокляти и яко поганцы суть, понеже и не каются, отступницы суще, и хулят на животворящий святый четвероконечный крест, им же все христианство знаменуются; а четвероконечный святый крест есть истинный, яко же о нем писано есть
-----
в книге Жезле правления в возобличении в 23-м. А во окончании того поучения положих из тоя же книги возобличение 30 о молитве: Господи ²исусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
Того же дни Воздвижения честного креста к вечерни народом собравшымся и слушавшым вечернего пения глагола архимандрит Игнатий черниговскому протопопу ²оанну ²оаннову, да речет по указу великих государей и святейшего патриарха слово утешения к людям, и той послушав протопоп и взем книгу святого еуангелиа воскресного в толковании оставшую часть дне того и прочет с рассуждением и в том поучении много от писаний приведе о добродетелном житии и дабы отступником Капитоном не последовали, возвещая им некогда и свое противление и како милосердием Божиим от того свободися и како и от чад своих духовных уведав многую их капитонскую лесть, и сего ради моляше в поучении, дабы ни како же от церкви отбегали, но непрестанно бы в ней пребывали. И в том поучении привел о погибели галилеан, писанной во еуангелии от Луки святого зачал 70, их же кровь смешена с жертвами, и аще не покаются, то и капитонове такожде погибнут, и да бы того не пострадати господствует им приити ко святой церкви и покаянием себе милостивого Бога сотворити. И посем скончав поучение.
И после того поучения востав архимандрит и став посреде церкве возгласи еще: слушасте, возлюбленнии христиане, словеса божественных писаний, яже изрече священный протопоп, яко велми ползующая ко спасению, потщитеся убо не точию слышати, но и творити я, яко глаголет божественный глас: Блажени слышащии слово Божие и творяще е; и апостол: несдлышателие бо закона, но творцы оправдятся пред Богом.
И посем архимандрит начат глаголати им о начале крещения Российския земли и како восприят крещение святый князь Владимир в Корсуне и како святые иконы и святый крест корсунский четвероконечный принесе из Корсуня и той святый крест и до ныне в соборней церкви на Москве. И повесть учиних, чесо ради у нас римляне прокляти, яко еретического ради их учения и прилога в символе и в приношении опресноков вместо квасного хлеба. И посем и паки на расколников въкратце о четвероконечном кресте, и о молитве ²исусове, и о сложении перстов, и о сожигательстве их, от апостольского еуангелиа: (Маф: 52): Еже соберите первее плевелы и свяжите я в снопы, яко сожещи я, яко то слово о них исполнися, понеже на овинах суть снопы и они тамо сожигаются; и паки во еуангелии (Маф: 61): Аще слепец слепца водит не оба ли в яму впадета, а под овином суть ямы, и тое паки о них же капитонах исполнилося.
Септемврия в 17 день праздновали святой великомученицы Софии и молили Господа Бога о многолетном здравии великих государей и великия государыни благоверные царевны и великия княжны Софии Алексиевны. И архимандрит Игнатий и протопопы со священники в соборней церкви служили божественную литургию и после литургии поучение от бесед на послания апостолская святого ²оанна Златоустого, и к тому паки приложих о вхождении во святую церковь, яко подобает непрестанно приходити и не удалятися от нея по речению псалмопевца: яко се удаляющии себе от тебе погибнут.
И посем глаголах о освящении церкве на хулников, еже хулят хождение на право к полудню и хотящих ходити на лево к северу и яко подобает изшед из церкве и обратитися стати прямо лицем к востоку и ити на право к полудни, а не на лево к северу; протолкуя от прочих чинов церковных от рукоположения, кажения и преношения святых даров в великом входе и о светлем дни исхождения и в том поучении, нарицая тех, иже не ходят на освящении за святыми иконы неверными или суть и некрещены и посем нравоучение от словес златоустовых и скончах.
И по многие дни архимандрит и протопоп во святых церквах порознь от божественных писаний, увещевателная поучения к благочестивым христианом и о обращении расколников ко святой церкви читали и поучали и дабы престали расколникы от пагубного своего и прелщенного неистовства и сами себе не сожигали и напрасно себе не погубляли.
И септемвриа в 29 день перед архимандрита Игнатия и протопопа ²оанна столник и полковвик Дмитрей Романов сын Жуков присылал расколников Андрюшку ²оаннова с детми с Федкою и Ивашкою да Тимошку и Васку Максимовых и товарищев их Якушку и Афонку для увещания и беседы к ним от божественного писания. И как их п