Главная » Книги

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, Страница 15

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ред архимандрита и пред протопопа поставили и архимандрит Игнатий и протопоп ²оанн востали на молитву, глаголя: Слава Отцу и Сыну и святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй - трижды. И молитву: Владыко многомилостиве Господи ²исусе Христе Боже наш, всю до конца, яже чтется в литиах. И по молитве седоста архимандрит и протопоп в то же время был ту и столник и полковник Дмитрей Жуков.
   И начат архимандрит вопрошати расколников: кто вы есте и которые веры?
   Расколники говорили; мы де христиане и веруем в Господа ²исуса Христа, сына Божиа, сотворшего небо и землю.
   И архимандрит говорил: вы ли с товарыщы своими присылали к великым государем и к святейшему патриарху к Москве

- 221 -

   с писмами товарища своего Тимошку Максимова и приказали бить челом, что бы к вам прислать на Кинешму ученых людей говорить о вере.
   И расколники сказали: мы де товарища своего Тимошку с челобитною и с писмами посылали к Москве и великим Государем о том бить челом велели и говорить хотим о вере.
   И архимандрит говорил: вера убо православная сия есть, еже веровати во имя Отца и Сына и святого Духа и исповедати символ православные веры и глаголати: Верую во единого Бога Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым; и во единого Господа ²исуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша: нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа свята и Марии девы и вочеловечшася; распятого же за ны при понтийстем Пилате и страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день по писанием, и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца; и в Духа святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима глаголавшего пророки; во едину святую соборную и апостольскую церковь; исповедаю едино крещение во оставление грехов; чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. И таковая вера есть апостолская и соборная, юже на первом Никийском 318 святых отец и на втором Константинополском вселенском святом соборе 150 святых отец предаша святей церкви и сице православным христианом хранити повелеша; и прочии святых отцев собравшися на пяти вселенских соборех такожде утвердиша: вы убо тако ли веруете?
   Раскольники говорили: мы де грамоте не знаем, толко говорим, что новые веры не приемлем и креста Христова трисоставного не отлучаемся; а как веруем, и то у нас написано в писмах, что к великим государем послали.
   И архимандрит говорил: в вашем писме написано: животворящий крест, что на просфорах четвероконечный, образ мерзкий; в котором вы писании такую хулу на крест святый обретосте?
   Расколники же отрицаюшеся того слова, яко бы не ведая, что де то учитель их написал, а мы де того не знаем.
   Архимандрит говорил: учитель ваш аще тому вас учил, чтобы крест Христов четвероконечный нарицати образом мерзким, то убо видите ли, яко в сем вы велми хулницы есте, яко им же образом креста святого знаменаемся, а того же и хулите, то како неотступницы и безверницы есте? И сего ради хуления единого прежде

- 222 -

   сего таковых хулников и отступников, яко и чародеев, градским законом казнили.
   Расколник же Васка рече: у вас де то и здумано, что нас мучити, ино де мучте, а мы де старой веры не покинем и щепотию креститися не будем.
   И архимандрит ему говорил: великия государи и великий господин святейший патриарх мене архимандрита и сего протопопа послали не для мучения, но для истинного возвещения к вам. По вашему челобитью жалуючи вас и не хотя без совершенного вам возвещения по своим государским указом и по градскому закону предати вас казни. Но егда учинитеся противны воли святые церкви, тогда то постраждете. А буде слышав ныне Божие человеколюбие и великих государей милость и великого господина святейшего патриарха благословение и святей церкви ни в чем противитися не будете и сложения троеперстного в знаменовании креста святого похуляти не учнете и вы таковой казни не постраждете. Подобает же вам тое прощение не туне имети, но непрестанно каятися о таковом своем безумном противлении и покаяние со словословием ко Господу Богу в Троице славимому приносити.
   Расколники говорили: мы де церкви святей истинной не противимся и ныне той, в которой на просфорах крест осмоконечной, а не крыж латинский, а крыжу де мы чести никогда воздавати и покланятися не будем.
   Архимандрит говорил: сего четвероконечного крестного знамения не подобает вам безчествовати и странным именем нарицати крыж, еже бо полским языком крыж, а погречески ??????? (ставрос), а порусски крест тожде едино есть, но вы от злого вашего намерения в хулу совратистеся, а сего честного креста начертаема устрашается диавол и бесове его со злым вашим учителем антихристом; того ради вы покланятися и чести ему воздавать не хотите, а в церкви святой того четвероконечного креста Христова везде исполнено есть. И вся седмь таинств церковных образом четвероконечного креста совершаются и всякий христианин православный тем знаменается.
   Расколники говорили: вы де в антихриста велите щепотию креститися.
   Архимандрит рече: антихриста и соучеников его и с вами отступниками церковь святая проклинает, а креститися в него не повелевает, но всем православным повелевает на себе образ божественного креста треми первыми персты изображати, во образ триипостасного во едином существе Божества, сиречь: во имя Отца и Сына и святого Духа.
   Расколники говорили: вы де треми персты, а не двема крести-

- 223 -

   теся, глаголя: в Троицу святую и тем Троицу распинаете, а Троица не распята.
   Архимандрит говорил: крещается человек в троичное имя, еже ест во Отца и Сына и святого Духа и спогребается Христу крещением в смерть, и тамо не глаголется, яко Троица погребена была, тако и в знамении крестом страсть святей Троице прилагати неприлично.
   Расколники говорили: вы де с креста Христова осмоконечного главу стерли (а тое он говорил про конец древа крестного, что по верх титлы кто оставит).
   Архимандрит говорил: крест Христов имел титлу положенну на себе, по реченному во святом еуангелии: написа же титлу Пилат, и положи на кресте и того ради, аще бы титла положена была по верху знамения крестного на вышшем роге правого древа, яко же в древних изображениях видим, ничесо же в том разности какия есть, аще положена, аще к древу пониже верха прибитая.
   Посем же начаша расколники говорити о освящении церкве: вы де ныне церкви освящаете, не по солнцу ходите: круг ее на лево, а не на право и всю де ю заплевасте, а не освящаете для того, что де всякому человеку велено плевать на левую сторону.
   Архимандрит и протопоп говорили им: церковь святая служит умному солнцу Христу Богу, а не чувственному, а солнцу чувственному яко твари ни какие чести не творит, а во освящении святые церкви егда ходит архиерей со святыми мощми или священник по благословению архиерейскому со священным антиминсом ходит вкруг церкви на право, а не яко же буесловите вы на лево; егда бо изидут из церкве и станут прямо лицем к востоку, правая рука будет южная страна и сего ради на право и ходят круг церкве, и то есть древнее святых отец предание и сие есть освящение, а не заплевание, яко же вы буесловите, а еже плевати человеку на которую страну, того в писании не обретается и плевати бы кому на церковь последнего, сие есть безумства, паче же рещи и отступства, яко же и ваше отступство явно есть, зане святый крест назвали есте образом мерзким.
   Расколники говорили: то де написал наш диак Иван Прокопиев для того, что на просфорах был крест трисоставный, а Никон де патриарх ево снял и посадил на то место на просфоры четвероконечный, а мы де креста святого четвероконечного не хулим, которой на ризах и на патрахилях и на пеленах: тамо де ему от святых отец и велено быть; да нам де о том и говорить болши того нечево, что у нас написано на писме, в том и стоим, а еретического предания не примем.
   Архимандрит и протопоп говорили: во святой церкви, которая

- 224 -

   утверждается на востоце греческим православием и правима от вселенских патриархов константинопольского, иеросалимского и всероссийского, и в той святой церкви во благочестии великия государи цари всея Россиа самодержцы и все православие и ереси никакой несть кроме вас расколников.
   Расколник Васка говорил: вы де все еретики.
   И слышав таковое расколничье слово, архимандрит, что он расколник, обезчестил тем словом все православие, воспретил ему глаголя: враже Божий изчезни и да заградятся уста твоя, и велел их выслать вон.
   Архимандрит и протопоп говорили полковнику Дмитрею Жукову, чтобы их велеть отвесть за караул, а послушания от них по сим словесем ждати нечево.
   Септемвриа в 80 день в церковь Пресвятые Богородицы святые иконы чудотворного явления Казанския ко святой литургии повеле их архимандрит привести. И привели тех расколников Андрюшку Иванова с детми с Федкою и с Ивашком и тех дву братов Тимошку и Васку и товарищов их Якушку и Афонку.
   И расколник Андрюшка, вшед в трапезу, святым иконам кланялся и крестное знамение на себе полагал толко двема персты, а дети ево Федка и Ивашко и расколщики Тимошка и Васка, и товарыщи их не перекрестилися никако и стояли в трапезе, что болваны.
   И по псалме благославю Господа поучал их архимандрит о обращении ко святей церкви и приводил от писаний, чесо ради троеперстное сложение, и чесо ради творят молитву, юже рещи: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и потом и о второй молитве, яко обе молитвы церковь святая имеет и вкратце о пяти просфорах, чесо ради приносятся пять просфор во святой литургии.
   И потом на ереси их расколничьи повесть привел о пустыннике отступльшем от причащения и от церкве, егоже святый Макарий египтянин воскрешением мертвого от прелести обратил ко святей церкви.
   И после святые литургии велел архимандрит тоя церкви служащему священнику ²оанну Харитонову вытти со крестом святым, чтобы тех расколников ко кресту привести.
   И как священник начал их крестом благословляти и они расколники отвращалися, а говорили: буде де осенишь нас крестом, мы де и ко кресту поидем.
   Архимандрит сказал им, что крестом святым священник обще всех осеняет и того ради всякому человеку точию целовати подобает святый крест.
   И расколники паки просили, чтоб их осеняти крестом святым и мы их обращения ко святей церкви хотя осеня их благо-

- 225 -

   словили по их прошению, прилагая крест святый к челу и к скараниам ях.
   И потом говорили им: видите, братие, что во святой церкви все по прежнему преданию святая служба совершается и молили их в поучении со всякою кротостию, чтобы они все злое свое смышлеще противства оставили и обратилися противу писания, читанного им от книги Жезла правления, ко святой церкви и во всем бы покорялися.
   Расколники говорили: у нас де болши того ничего не услышите, что мы вашего ничего не приимем.
   И того же дни один от них расколщиков, расколщик Ивашко Андреев обратился было и говорил, что де я виноват пред Богом и пред святою церковъю в пред великими государи и пред святейшым патриархом, и ныне де обращаюся ко святей церкви и не буду противвтися. И октовриа в 1 день пришед к архимандриту Игнатию и к протопопу ²оанну, словесно святой церкви во всем покорился и обещался, что отнюдь к расколником не приставать. И архимандрит и протопоп, тово Ивашка от божественных писаний наказав, в велели ему челобитную повинную принести и отпустили ево с караулщиками на съежей двор. И того же дни тот расколщик из-за караула ушол неведомо куды и потому знатно, что он будто обратился, а все лестию.
   Октября в 3 ден посылали архимандрит Игнатий и протопоп ²оанн к столнику и подковнику к Дмитрию Жукову, чтобы тех расколщиков Андрюшку и Тимошку еще прислал на святительский двор для разговору.
   И те расколщики пришед по прежнему по многим нашим разговором и увещанием и правил святых апостол и святых отец предложением чинилися во всем непослушны. И говорил расколщик Тимошка безчестные словеса и называл всех еретиками и превышшие лица.
   И архимандрит и протопоп слышав такие укоризны превысочайшым лицам велели караулщиком того расколщика Тимошку закликнуть и тако от того хуления престал.
   И в тоже время расколщики говорили: как де отец наш Аввакум протопоп пострадал, такожде и мы хотим пострадати, а иного де у нас болши того, что подали на Москве великым государем челобитную и писма, ни речей ни писма не будет, да и покарятися де вам нелзе; вы де с престола и крест сняли, а тое они говорят про святый антиминс, что де прежде сего был под покровом святые трапезы, а ныне де нет, и прежде де сего служили на седми просфорах, а вы де служите над пятью просфорами.
   И архимандрит и протопоп говорили: Аввакум, изверженной протопоп за противность свою, от всего священного собора проклят и градским законом по указу великих государей казнен, а не по

- 226 -

   Христове церкви пострадал, и вам последовати ему не достоит (на полеи) подобает, да такожде казними не будете, а святого креста с престола не снято, а лежит и ныне на престоле той святый антиминс под святим евангелием, а в литургии святей достоит пять просфор приносити: первая просфора, из нея же вынимается святый агнец, вторая просфора в честь пресвятые Богородицы, третия просфора девяти чинов, четвертая просфора о здравии и о спасении живых человеков за благочестивые цари и за святейшия патриархи и за весь освященный собор и купно за все православие, пятая просфора о упокоении душ усопших рабов Божиих всех православных христиан.
   Расколники говорили: много де о том говорить нечево, буде нам не дадите против нашего писма воли, мы де вас ни в чем слушати не хотим.
   И архимандрит и протопоп говорили им: великия государи цари и великий господин святейший патриарх, по вашему челобитию присылали нас к вам, чтобы вам разум от божественных писаний подати и ваше сумнение разрешити и чтобы вы во всем, яко же вам по благословению великого господина святейшего патриарха читахом и сказавахом, повиновалися, и вы в том послушания сотворити не восхотесте; и сего ради, буди кровь ваша на глазах ваших, святая церковь ныне уже от того свободна, не обинуяся бо сказахом вам всю волю Божию и святые церкви. И то им сказав отослали их за караулом к столнику и полковнику на съезжей двор.
   И того же числа расколщики Андрюшка Иванов, да Якушка Андреев, да Трошка Михаилов меж себя о том говорили на съезжем дворе, что они напрасно учения слушали расколщика Ивашка Странново и чтобы им паки обратитися ко святой церкви.
   И октовриа в 4 день, пришедше к литургии в соборную церковь, вышепи[са]нные расколщики Андрюшка Иванов с товарыщи и подали челобитную повинную за рукою кинешемския соборные церкве священника Григориа Феодорова. А в челобитной их пишет:
   Великому господину святейшему кур ²оакиму московскому и всея России и всех северных стран патриарху бьют челом Ивана Самсонова сына Бутурлина, Кинешемского уезду Вичевской волости вотчины ево деревни Колоколцовой крестьяня Андрюшка Иванов да Якушка Андреев, да тоя же волости стряпчего Афанасья Алексеева сына Ножнова деревни Некрасихи крестьянин Трошка Михаилов. В нынешнем, государь, во 196-м 153) году по указу великих государей, а по оговору тоя же Вичевской волости деревни Блиннихи расколщика Тимошки Максимова взяты мы сироты ваши на Кинешму в
   -----
   153) В 1687 году.

Прим. ред.

- 227 -

   противности церкви Божии, и в распросе своем по научению расколщика Ивашка Странного, который своим прелестным учением нас учил и от церкви Божии отлучал, сказали, что в церковь Божию для пременения печати на просфорах ходить не станем и отцев духовных не приемлем. А ныне мы, слыша Спаса новаго монастыря архимандрита Игнатиа от книг божественного писания правое учение, в той своей противности великим государем и тебе святейшему патриарху принесли повиновение и святей церкви повинуемся, как божественное писание повелевает и в церковь Божию ходить будем без всякого лицемерия и нелестно. Милостивый великий господин святейший кур ²оаким московский и всея России и всех северных стран патриарх, пожалуй нас, вели, государь, к церкви Божии нас привести и отца духовного нам принять. А что мы сперва в распросех своих, не зная, сказали, что ты, великий господин, укажешь, великий господин, смилуйся.
   И архимандрит и протопоп, повинную челобитную у них приняв и утвердя их божественного писания словесы, чтобы они святой церкви истинно держалися, и приказали кинешемския соборные церкви протопопу ²оанну Матфееву над ними того смотрить, каково их впредь послушание ко святой церкви будет.
   А которые расколщики Тимошка и Васка и Афонка и Федка святой церкви не покорилися и осталися в противлении, и те отданы столнику и полковнику Дмитрею Жукову на съезжей двор.
   И по указу великих государей и по благословению великого господина святейшего патриарха все то вышеписанное учиня, поехали к Москве октября в пятый день.
  

---

  

Бегунские стихи.

---

ВВЕДЕН²Е.

  
   Большая часть печатаемых ниже стихов заимствована из бегунского сборника, относящегося к последней четверти истекшего столетия и приобретенного мною для библиотеки Академии наук в 1905 году в Заонежском крае непосредственно из рук лица, принадлежащего к числу бегунов или странников. Сборник малого формата (в 16-ю долю), в хорошем досчатом переплете, крытом темной кожей с тиснением; писан поморским полууставом с киноварью в заглавиях и начальных буквах; перед текстом большая, во всю страницу заставка-рамка, в красках с золотом, с заглавием в середине "Книга глаголемая стихи". Сборник составлен тщательно, видимо, с большою любовью как в отношении внешности, так и в отношении содержания. Писание рукописей и рисование миниатюр к ним, в тех местах, где куплен сборник, до сих пор еще продолжается среди бегунов; и то и другое мне случилось видеть в работе, но теперь, как мне говорили, нет таких хороших мастеров, каким был писец нашего сборника. Что касается до содержания сборника, то по словам местных бегунов стихи в нем подобраны очень полно: "больше и не найдти", говорили мне. И действительно: в целом ряде сборников и рукописей с отдельными стихами, собранных мною в том же крае, находятся только четыре новых стиха и три варианта к стихам сборника в значительной переработке, которые поэтому и вводим в собрание. Новые стихи извлечены из рукописи последней четв. XIX в. (Акад. библ. N 21. 2. 24); что касается до вариантов, то один из них заимствован из сборника 1820-30-х годов, писанного небрежным полууставом (хранится в библиотеке Академии наук под N 21. 8. 1); другой взят из тетради с стихами того же времени, писанной поморской скорописью (Академической библ. N 33. 15. 217); третий списан с листа третьей четверти XIX века, писанного крупным поморским полууставом с крюковыми нотами (Академической библио-

- 229 -

   тека N 28. 2. 23); уменьшенный снимок с этого листа помещается на обороте этой страницы. При тексте трех этих стихов в примечаниях указывается рукопись, из которой они заимствованы; стихи без отметок под строкой взяты из первого сборника (Рукописное отделение Академической библиотеки N 21. 8. 3).
   Целью настоящего издания было дать опыт собрания бегунских стихов, могущих с одной стороны характеризовать мировоззрение и идеалы бегунов, с другой их отношение к православию и старообрядчеству, сколько все это выразилось в их песнопениях. В виду этого в собрание не включаются такие былевые стихи, которые не затрагивают внешней или внутренней жизни бегунов: так не введены в издание, находящиеся в бегунском сборнике N 21. 8. 3. "Стих о плаче Иосифа Прекрасного", "Стих о страстех Господних", "Стих святителю Николе чудотворцу", "Рифмы воспоминательные о Андрее Дионисиевиче" и др.; все эти стихи не носят специальной бегунской окраски. Все же те стихи, которые могут быть приурочены к событиям жизни бегунов и ими в действительности приурочиваются (как это видно из факта включения в бегунский сборник), или являются характеристикой их воззрений, хотя бы и были составлены гораздо раньше основания толка (как напр общеизвестный стих о Варлааме и Иосафе), но бегунами признаны своими и поются в их собраниях, - эти стихи в издание внесены.
   Чтобы яснее и нагляднее обрисовать мировоззрение бегунов, их духовную жизнь и интересы, собрание стихов расположено по основным мотивам. В этом отношении стихи могут быть разделены на три группы или ряда. Первый ряд образуют стихи, так сказать посвященные изложению учения бегунов. Основным моментом их учения является бегство от мира, скитание, удаление в пустыню, при ее помощи искание "града"; в связи с этим ставится более определенное понятие "монастырь" и с другой стороны более общие понятия - умерщвление плоти, девство, покаяние, святая жизнь (в стихе изображаемая евангельскими заповедями блаженств); к этому же ряду относим стих о значении и пользе учения. Второй ряд стихов дает характеристику воззрений бегунов на церковь (кончина матери-церкви), на другие вероучения, изображение страданий за веру - тюрьмы, ссылки. Главными мотивами третьего ряда стихов являются - ожидание смерти и адских мук, смерть и мытарства души и страшный суд. Таким образом, в этих трех группах стихов перед читателем постепенно пройдет вся духовная жизнь бегуна странника. Такое распределение стихов заставило совершенно отказаться от какой бы то ни было хронологической последовательности. В приложении помещается стих-сатира на последователя бегунского учения.

В. Срезневский.

- 230 -

 []

Лист с духовными стихами.

(Уменьшен в 3 раза).

Относится к третьей четверти XIX в. Писан с одной стороны бумаги; начальные буквы киноварные; рамка двуцветная: красная с желтым. Принадлежит рукописному отделению Библиотеки Императорской Академии Наук. (N 28. 3. 23). До покупки висел в избе под образами.

---

- 231 -

БЕГУНСКИЕ СТИХИ.

---

I.

  
   Основные мотивы: бегство от мира,
   пустыня,
скитание,
монастырь,
обуздание плоти,
безбрачие и девство,
святая жизнь,
польза учения.


1 *)

  
   Кто бы мне поставил прекрасную пустыню,
   кто бы мне построил не на жительном тихом месте,
  

Другие авторы
  • Смидович Инна Гермогеновна
  • Тассо Торквато
  • Висковатов Павел Александрович
  • Вейнберг Петр Исаевич
  • Оболенский Евгений Петрович
  • Демосфен
  • Миллер Всеволод Федорович
  • Хомяков Алексей Степанович
  • Коппе Франсуа
  • Свиньин Павел Петрович
  • Другие произведения
  • Мятлев Иван Петрович - Шуточная пригласительная записка И. П. Мятлева к П. А. Вяземскому
  • Толстой Лев Николаевич - Севастополь в мае
  • Лондон Джек - Путешествие на "Ослепительном"
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Русский человек на rendez-vous
  • Абрамович Николай Яковлевич - В. В. Розанов
  • Розанов Василий Васильевич - Предупредительная роль третьей Думы
  • Шулятиков Владимир Михайлович - М. В. Михайлова. Из истории ранней марксистской критики
  • Третьяков Сергей Михайлович - Бертольт Брехт. Святая Иоанна скотобоен
  • Белый Андрей - Кубок метелей
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Предисловие к книге Ж. Барбе д'Оревильи "Дендизм и Джордж Бреммель"
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа