Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, Страница 27

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер



sp;    2 Е. Р. Глассби, англичанка, гувернантка четырех сестер Смирновых, с которой А. П. познакомился в Любимовке; считается прототипом Шарлотты в "Вишневом саде" (подробнее о ней см.: Бродская Г. Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея. М., Аграф, 2000).
   3 См. No 538 и 550.
  

553.

  
   1 Здесь речь идет об М. Т. Шакиной
   2 См. No 539 и 546.
   3 Н. Н. Михайловский.
  

554.

   1 Н. И. Средина.
  

555.

  
   1 См. No 550.
   2 См. No 546.
   3 Н. С. Смирнова.
  

556.

  
   1 В архиве Н.-Д. этого письма нет.
   2 В. И. Гонецкая - владелица дома, где снимали квартиру Чеховы.
   3 В. А. Алексеева.
   4 Записка С. Г. Киричко не сохранилась.
   5 Горький читал труппе пьесу в помещении Литературно-художественного кружка 6 сентября, а 9-го, после нескольких предварительных бесед, начались репетиции.
   6 А. П., ознакомившись с пьесой Горького, предположил в письме к нему от 29 июля, что О. Л. "будет играть Василису, распутную и злющую бабу", но в окончательном раскладе О. Л. получила роль Насти.
  

561.

  
   1 См. No 556.
  

562.

  
   1 См. No 550.
  

563.

  
   1 Экзамены в школу при Художественном театре.
   2 Речь о Н. П. Асланове, родственнике Н.-Д. по материнской линии.
   3 Почти все названные здесь актеры сохранили за собой назначенные им роли, за двумя исключениями: Актера играл М. А. Громов, а Кривого Зоба - Н. А. Баранов, прогремевший своим исполнением Тетерева в "Мещанах".
  

564.

  
   1 См. No 556.
  

566.

  
   1 См. No 550.
   2 Сестра бабушки О. Л. - Ш. Ф. фон Рейс.
  

568.

   1 С педагогического совета гимназии.
   2 А. Л. Вишневский наряду с актерской работой заведовал хозяйственной частью театра.
   3 Имеется в виду новое здание в Камергерском, где заканчивалась подготовка к открытию сезона.
  

570.

  
   1 Имеется в виду помещение над Елисеевским магазином, которое наняли для репетиций до того, как будет готов новый театр.
   2 Пресса уделяла большое внимание новому помещению Художественного театра, и многие сходились во мнении с П. М. Ярцевым, что оно "напоминает реформатскую церковь": "И, смотря на церковный характер зрительного зала Художественного театра, невольно чувствуешь, что именно таким должен быть театр будущего" ("Театр и искусство", 1903, No 1).
   3 Речь о В. А. Петровой, деревенской учительнице, до приезда в школу Художественного театра никогда не видевшей театра. Она была принята в школу в 1901 г., а в 1902-м уже зачислена в труппу. Ее дарованием увлекался и К. С. После первого года ее пребывания в школе он писал В. В. Котляревской: "...у нас появился самородок, который приводит меня в восторг. Это будущая и очень крупная знаменитость... То, что я видел за это время, много сыгранных отрывков, не поддается описанию. Я увлечен ею без меры..." (КС-9, т. 7, с. 449). Однако возлагаемые на нее надежды не оправдались: сыграв несколько ролей, она в 1906 г. покинула МХТ; дальнейшая ее судьба сложилась неутешительно.
  

571.

  
   1 См. No 567.
  

573.

  
   1 Т.е. в пролетке на резиновых шинах, которые в начале века были еще в новинку, и поэтому езда на них была дорога.
  

575.

  
   1 Постепенно (франц.).
   2 Е. М. Грановская вскоре надолго стала одной из самых известных актрис комедийного жанра.
   3 Комедия в 2-х д. С. И. Турбина прочно удерживалась в репертуаре театров с 40-х гг.
  

576.

  
   1 Э. Золя выступил в 1898 г. со статьей "Я обвиняю", в которой доказывал всю предвзятость обвинений в шпионаже, выдвинутых антисемитской верхушкой армии против офицера Генштаба А. Дрейфуса, еврея по национальности. Статья Золя, его бескомпромиссная позиция, имевшие широкий резонанс в мире и вызвавшие судебное преследование уже самого писателя, раскололи не только французское, но и русское общество, которое внимательно следило за всеми перипетиями этого дела. Отношение к делу Дрейфуса окончательно вбило клин между А. П. и Сувориным.
  

578.

  
   1 Премьера "Столпов общества" Ибсена прошла 24 февраля 1903 г.
   2 Речь о постановке "Чайки" в Александрийском театре; Л. В. Селиванова в 1902 г. была переведена из Малого театра в СПб вместо ушедшей из Александрийского театра Комиссаржевской.
  

580.

  
   1 Э. Золя умер от угара.
   2 В конце октября, перед тем как впервые сыграть Соню, В. А. Петрова писала А. А. Санину, которого считала своим учителем по школе: "Недавно я сдавала роль Сони (генеральная). После репетиции меня очень хорошо принял Станиславский, Н.Данченко и Чехов. Мне сказали, что во мне нашли актрису, которую давно хотелось иметь" (письмо хранится в Музее МХАТ в фонде Санина).
  

581.

  
   1 Статья А. Шольца была помещена в газете "Berliner Tageblatt" 6 сентября.
  

582.

  
   1 "Русское слово" еще 1 февраля 1902 г. писало, что Морозов настаивает на том, чтобы общий вечеровой сбор со спектакля не превышал 1700 р. и чтобы была сохранена прежняя расценка мест и дорогих мест было немного.
   2 Письмо А. П. от 18 сентября.
   3 А. Л. Вишневский играл Татарина, М. Ф. Андреева - Наташу.
   4 См. примеч. 1 к No 570.
   5 О. Л., вероятно, имеет в виду реакцию националистической прессы на гибель Э. Золя.
   6 В. В. фон Валь был назначен товарищем министра внутренних дел и командиром отдельного корпуса жандармов.
   7 Д. Ф. Трепов оставался московским обер-полицмейстером до 1905 г.
   8 Вел. кн. Сергей Александрович.
  

583.

  
   1 Отец будущей жены В. Л. Книппера владел булочной и кондитерской.
   2 В Москве 2 декабря была поставлена пьеса Суворина "Вопрос" (30 января ее в свой бенефис давала Савина, а ставил Санин), в СПб в театре Литературно-художественного общества (в обиходе - Суворинский театр, т.к. Суворин являлся его фактическим владельцем) - "Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения" (24 октября).
  

584.

  
   1 Новыми исполнителями были А. П. Харламов (он играл Петра вместо ушедшего В. Э. Мейерхольда) и Н. Н. Литовцева (она играла Татьяну вместо ушедшей М. Л. Роксановой).
   2 29 сентября принимали от строителей сцену. Новое помещение театра открывали 25 октября новой для Москвы постановкой "Мещан"; с этого времени из названия театра было убрано слово общедоступный, которое, впрочем, петербургские критики сняли уже давно, когда вели речь об этом театре.
   3 Видимо, речь о телеграмме из Херсона на имя А. П.; она была подписана антрепренерами А. С. Кошеверовым и Мейерхольдом и послана 22 сентября: "Сегодня состоялось открытие сезона Вашей пьесой "Три сестры". Громадный успех. Любимый автор печальных настроений! Счастливые восторги даете только Вы!" (см.: Мейерхольд 1, с. 534-535).
   4 Н. А. Буткевич (Будкевич) была сокурсницей О. Л. по Филармоническому училищу, но в МХТ приглашена не была.
  

585.

  
   1 См. No 581.
   2 Речь или об Е. Г. Кякште, племяннике М. Ф. Андреевой, который после смерти ее младшей сестры Н. Ф. Кякшт воспитывался в ее семье, или о ее сестре - Е. Ф. Павловой-Сильванской.
  

587.

  
   1 В Берлине в недавно возникшем Kleines Theater поставил пьесу "На дне" (под названием "Ночлежка") Р. Валлентин, а перевел А. Шольц с рукописи. Но премьера была позже, чем в Москве, - 23 января 1903 г.
   2 Лианозовским иногда называли театр по имени его владельца.
   3 На одной из фотографий обитателей нижегородской ночлежки из альбома М. П. Дмитриева был запечатлен прототип Барона из "На дне" - барон Бухгольц.
  

588.

  
   1 А. П. приехал в Москву 14 октября.
   2 Вероятно, речь о письме Мейерхольду в ответ на его телеграмму из Херсона (см. примеч. 2 к No 584). Две фразы из него появились в местной газете "Юг" 4 октября; их обнаружил здесь и опубликовал О. М. Фельдман в Наследии Мейерхольда (см.: Мейерхольд 1, с. 535). Само письмо не сохранилось.
  

589.

  
   1 Л. А. Сулержицкий находился в ссылке в Подольском уезде.
   2 С братьями Д. С. и И. С. Жуйкиными (оба они работали машинистами; первый - Одесского театра, второй - Киевского) в апреле 1902 г. был заключен договор на оборудование сцены "согласно современным требованиям европейских первоклассных театров" с механическими приспособлениями, закулисными эффектами (гром, ветер, дождь и т.п.). По договору с Морозовым сцена должна была быть вполне готова к 1 сентября и сдана в полной исправности с проверенным и опробованным механизмом. За каждый день нарушения срока должен был взиматься штраф в размере 100 р. за день.
  

590.

  
   1 "О вреде табака".
  

591.

  
   1 Свояченица (франц.).
   2 См. письмо К.С. от 28 сентября (КС-9, т. 7, No 275) и ответ А. П. от 1 октября.
  

592.

  
   1 Е. Ф. Павлова-Сильванская.
  

593.

  
   1 От malle-poste (франц.) - почтовый дилижанс; перевозил, однако, не только почту, но и пассажиров.
  

594.

  
   1 См. No 590.
   2 В Малом театре спектакль шел под названием "Дамская логика", премьера его состоялась 30 сентября.
   3 С меня довольно (франц.).
  

595.

   1 См. No 590.
  

598.

  
   1 Имеется в виду встреча Суворина и А. П. после длительного перерыва в начале сентября в Ялте.
   2 См. примеч. 2 к No 583.
   3 М. Г. Средина перевела драму в 3-х д. Э. Бутти "Конец мечтам"; она была одобрена московским отделением Театрально-литературного комитета условно и в репертуар включена не была.
   4 При издании в Собрании сочинений у Маркса А. П. внес в "Юбилей" только незначительную правку.
  

599.

  
   1 См. No 595.
  

600.

  
   1 В эти годы активно входили в литературно-художественную жизнь Москвы три брата-погодки Койранские: Борис, Генрих и Александр Арнольдовичи; последний, в отличие от старших братьев (один из них был адвокатом, другой врачом), полностью посвятил себя творческой деятельности. Которые из братьев присутствовали в очередной вторник в кружке, трудно сказать с уверенностью.
   2 Известное в Москве фотоателье "Шерер и Набгольц" в Кузнецком переулке.
  

601.

  
   1 См. No 596.
   2 Н.-Д. удалось добиться некоторых уступок у цензора.
   3 О какой телеграмме идет речь, неизвестно.
  

602.

  
   1 А. П. жил в Москве с 14 октября.
  

603.

  
   1 "Демон" и "Сирень" М. А. Врубеля были показаны на выставке картин журнала "Мир искусства", одном из первых публичных выступлений представителей нового направления живописи.
   2 Книга В. М. Гаршина нужна была О. Л. для чтения его рассказа "То, чего не было" в Литературно-художественном кружке на посвященном ему вечере (кстати, в те времена на эстраде читали по книжке).
  

606.

  
   1 29 ноября в "Русских ведомостях" была опубликована корреспонденция П.З-ича (псевдоним П. И. Ротенштерна) о постановке "Мещан" в одном из венских театров (Raimund Theater). В общем благосклонная оценка постановки сопровождалась приведенными корреспондентом отрицательными откликами на пьесу венских критиков, один из которых, известный драматург Герман Бар, назвал пьесу "до невозможности скучною, совершенно невыносимою".
   2 Премьера "Власти тьмы" Толстого состоялась 5 ноября.
   3 Чтение не состоялось из-за перемены репертуара в театре.
   4 Речь о договоре с А. Ф. Марксом, который многие считали кабальным, и Горький уговаривал А. П. с помощью хорошего адвоката оспорить его условия. Опытный книгоиздатель К. П. Пятницкий брался помочь в этом деле.
  

608.

  
   1 П. А. Сергеенко был инициатором и доверенным лицом при заключении договора с А. Ф. Марксом на продажу ему авторского права на сочинения А. П.
   2 Чтение пьесы Горьким для узкого круга состоялось в фойе Художественного театра; сбор от чтения шел в пользу недостаточных учеников школы МХТ.
  

609.

  
   1 Пьесу (речь о "Вишневом саде") А. П. прислал почти через год.
   2 В Москву А. П. приехал 24 апреля.
  

612.

  
   1 Н. Е. Эфрос поместил в "Новостях дня" 26 ноября 1902 г. статью, где приводил в пример скучающим дамам настоящую благотворительную деятельность сестры милосердия Е. К. Мейер; выдержки из ее отчета 23 ноября напечатали "С.-Петербургские ведомости".
  

613.

  
   1 В. А. Петрова играла Соню.
   2 В свой бенефис Шаляпин впервые в Большом театре исполнил партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто.
  

614.

  
   1 Глубокий бас (итал.).
  

615.

  
   1 "Дядю Ваню" в переводе А. Шольца поставили в Мюнхенском королевском театре в 1903 г., в берлинском Kleines Theater - в 1904-м.
   2 Ресторан на Воскресенской площади (пл. Революции).
  

617.

  
   1 Под телеграммой "Сидим у Тестова и гуртом радостно пьем здоровье дорогого Антона Павловича" стоят 22 подписи.
  

618.

  
   1 Спектакль показывали в помещении Литературно-художественного кружка.
  

619.

  
   1 См. No 608.
   2 Речь, скорее всего, идет о "Невесте".
   3 Видимо, А. П. уже прочел отклики в газете на премьеру пьесы Суворина в Малом театре. 7 декабря он писал автору, интересуясь, "хорошо ли играли и довольны ли Вы вообще": "Из газет о "Вопросе" я ничего не понял".
   4 К этому времени Е. Н. Чириковым были написаны и поставлены (у Корша в бенефис А. П. Петровского) "На дворе, во флигеле" и "За славой"; Мейерхольд включил первую из них в репертуар своего первого сезона в Херсоне.
   5 А. П. прозрачно намекает на то, что письмо О. Л. от 30 ноября было перлюстрировано (см. No 608).
  

620.

  
   1 И. М. Москвин играл царя Федора.
   2 Согласно новому уставу товарищества МХТ В. В. Лужский был назначен заведующим труппой и текущим репертуаром.
   3 См. No 612 и примечание к нему.
  

622.

  
   1 М. П. вела финансовые дела А. П.; здесь речь о чьем-то очередном взносе на нужды Ялтинского благотворительного общества.
   2 "Чайка" была возобновлена 30 сентября 1905 г.
  

623.

  
   1 Почти весь предыдущий сезон Вершинина играл Качалов, с переходом его на роль Тузенбаха К. С. вернулся к Вершинину. А. Ф. Адурская заменила М. Л. Лилину в роли Наташи.
  

625.

  
   1 В пьесе Э. Ростана "Самаритянка" ("Евангелие в трех частях") одно из действующих лиц Иисус Христос.
  

626.

  
   1 См. No 612.
   2 Свадьба состоялась 27 декабря, поздравительную телеграмму А. П. отправил 26-го.
  

627.

  
   1 А. Никиш выступал с оркестром учеников Московской консерватории в Большом зале.
   2 Эти наблюдения могли пригодиться О. Л. при подготовке ею роли Насти в "На дне".
   3 11 декабря П. Д. Боборыкин читал лекцию по истории театра в школе МХТ.
  

628.

  
   1 Это слово по отношению к спектаклям МХТ пустил в оборот С. Глаголь (в статье "Проблески новых веяний в искусстве и московские театры", помещенной в No 12 "Жизни"), с его легкой руки это слово к месту и не к месту стали применять ко всем постановкам МХТ.
   2 Речь о придворной труппе Георга II, герцога Мейнингенского, утвердившей новые творческие подходы при воплощении классики на сцене.
   3 Французский актер и режиссер Андре Антуан основал в 1887 г. в Париже Свободный театр, который руководствовался принципами натурализма, провозглашенными Э. Золя. В отличие от мейнингенцев ставил в основном современную драматургию; оказал огромное влияние на ход мирового театрального процесса и формирование новой профессии режиссера.
   4 В доме у Н. Д. Телешова по средам проходили регулярные собрания литераторов, на которых читались и обсуждались новые произведения присутствующих.
  

629.

  
   1 О каком рассказе идет речь, не выяснено.
   2 Видимо, А. П. ошибочно назвал Матвеем Максима Штрауха, врача.
   3 См. No 628 и 623.
  

631.

  
   1 Находившийся в ссылке Л. А. Сулержицкий бесплатно лечил местных жителей и поэтому постоянно нуждался в медикаментах; о его намерениях приобрести аптеку сведений не имеется.
   2 Певица В. А. Эберле была давней подругой М. П. и Л. С. Мизиновой, часто бывала в Мелихове.
   3 В связи с появлявшимися в прессе слухами о состоянии здоровья Л. Толстого писатель обратился с просьбой к редакторам газет воздерживаться от печатания сведений о его здоровье, которое, естественно, в его возрасте неизбежно будет ухудшаться. Письмо 13 декабря опубликовали "Русские ведомости".
   4 Сын бывшего министра юстиции Франции Фредерик Эмбер и его жена Тереза - герои громкого уголовного процесса. Под мифическое многомиллионное наследство, полученное якобы от "американского дядюшки" Терезы, они брали огромные кредиты и в свою аферу втянули массу людей, в том числе высокопоставленных чиновников. Когда афера вскрылась, супруги покинули страну. В конце 1902 г. они были арестованы в Мадриде и приговорены к пятилетнему тюремному заключению. Тереза Эмбер вела себя в ходе процесса столь ловко, что многие считали ее невинной жертвой обстоятельств.
   5 Речь о Высшей школе социальных наук, которая была организована в Париже М. М. Ковалевским.
   6 14 декабря, когда в театре шли "Три сестры", в симфоническом собрании Филармонического общества оркестр под управлением А. И. Зилоти исполнил трагедию Дж. Байрона с музыкой Р. Шумана; Ф. И. Шаляпин читал роль Манфреда, В. Ф. Комиссаржевская - все женские роли. Интересно отметить, что когда 6 марта 1900 г. в симфоническом собрании исполнялся "Манфред" на немецком языке, женские роли была приглашена читать О. Л.
   7 Чешский скрипач-виртуоз Ян Кубелик прославился как один из лучших исполнителей произведений Н. Паганини.
  

632.

  
   1 В связи с 25-летием со дня смерти Некрасова Эфрос обратился к некоторым писателям с вопросом, разделяют ли они негативное отношение к поэту, высказанное Толстым. Мнение А. П. на этот счет было опубликовано в "Новостях дня" 27 декабря.
  

634.

  
   1 А. П. ответил Вишневскому 22 декабря.
  

635.

  
   1 Скиталец имел успех на благотворительном литературно-музыкальном вечере 12 декабря, где он прочел своего "Гусляра" и на бис нецензурированное стихотворение "Нет, я не с вами", вызвавшее в зале бурю восторгов.
   2 К В. А. Гольцеву и В. М. Соболевскому О. Л. собиралась обратиться в связи с отчетом медсестры Е. К. Мейер (см. No 612).
  

636.

  
   1 См. письмо О. Л. от 11 декабря.
   2 В телеграмме от 13 декабря Н.-Д. просил срочно сообщить ему, какие пьесы А. П. может порекомендовать театру для постановки в предстоящем сезоне (см. ТН, с. 793).
   3 Три маленькие пьесы М. Метерлинка ("Слепые", "Непрошенная", "Там, внутри") были поставлены 2 октября 1904 г. с музыкой Н. А. Маныкина-Невструева.
   4 Н.-Д. каялся в письме А. П. от 13 декабря: "Две среды прошло, а я вдруг, в пятницу вспомнил, что обещал тебе писать - по средам. Спешу хоть несколько слов, хотя для того, чтобы сказать, что вспомнил" (ТН, с. 451). Следующее письмо он написал уже в среду - 18 декабря.
  

639.

  
   1 Н.-Д. ездил хлопотать по поводу прохождения в цензуре "Столпов общества".
  

640.

  
   1 А. П. не совсем точно приводит текст телеграммы К. С. В более позднем письме к А. П. К. С. возвращается к исполнению О. Л., которая "одна перевоплотилась", тогда как остальные "внятно подносили публике удачные фразы роли": "Среди артистов она имела очень большой успех, и, как говорят в труппе: "Это был номер!!!"" (КС-9, т. 7, с. 474).
  

641*.

  
   1 Солист Метрополитен-опера Э. ван Дейк (его гастроли начались в Большом театре 10 декабря) считался в то время одним из лучших исполнителей вагнеровского репертуара, хотя к этому времени, как отмечала пресса, давно уже утратил прежнюю свежесть голоса.
  

642.

  
   1 См. письмо О. Л. от 24 сентября.
   2 А. П. возвращал шубу, которой его снабдил М. М. Ковалевский в феврале 1901 г., когда в Италии, где находился в то время А. П., внезапно наступили холода.
  

643*.

  
   1 М. Ф. Андреева в спектакле не играла.
   2 В. А. Петрова играла Дину Дорф, "молодую девушку, живущую в доме Берника".
   3 Жена Качалова не ушла тогда из театра; она получила несколько видных ролей (чаще как дублерша), но оставалась неудовлетворенной своим положением и в 1908 г. все же покинула театр и подписала контракт в Ригу; здесь она тяжело заболела, после чего стала хромать, и ее актерская жизнь фактически закончилась.
  

644.

  
   1 Об этом Н.-Д. писал А. П. 18 декабря: "Кажется, после спектакля Горький делает ужин, который ему обойдется рублей в 700-800. Да рабочим отпускает 200 р. Я его очень отговаривал не делать этого, - знать ничего не хочет" (ТН, с. 452).
  

645.

  
   1 "Монну Ванну" М. Метерлинка в помещении театра "Аквариум" показывала гастролирующая труппа Комиссаржевской.
   2 В иллюстрированном приложении к "Новостям дня" от 22 декабря были помещены снимки актеров МХТ в "На дне", сделанные С. Н. Судьбининым.
   3 Роль Берника достаточно многословна, а К. С. всегда жаловался на свою память.
  

646*.

  
   1 См. No 638.
  

647.

  
   1 См. No 639.
   2 Это письмо неизвестно.
  

649.

  
   1 24 декабря были именины Е. Я. Чеховой.
   2 См. No 642.
  

650*.

  
   1 Вокруг издательства "Скорпион" группировались представители нового искусства, которых именовали тогда декадентами, в их числе был и поэт-символист В. Я. Брюсов.
   2 Крестница О. Л., дочь прачки.
   3 Переводчица, с которой А. П. познакомился в 1897 г. в Ницце; она перевела его "Убийство" ("Un meurtre") и "Мужиков".
  

651*.

  
   1 Эта и следующая фраза написаны на лицевой стороне открытки с фотографией О. Л. в роли Елены в "Мещанах".
   2 Поздравление с женитьбой.
  

652.

  
   1 В конверт вложена вырезка из журнала с фотографией О. Л. и сопроводительной справкой о ней.
   2 Бессменной издательницей еженедельного журнала (он начал выходить с 1897 г.) была актриса З. В. Холмская, редактором и автором многих статей - А. Р. Кугель (Homo novus).
   3 Бунин и Найденов были в это время в Одессе.
   4 К. С. был неудовлетворен своим исполнением роли Сатина и тяготился необходимостью вместо пьесы А. П. "нести тяжелую обязанность: разучивать Ибсена" (см.: КС-9, т. 7, с. 474-475).
  

654.

  
   1 Статья Д. В. Философова была посвящена новой постановке "Чайки" на Александрийской сцене; Чехов в ней рассматривался как безусловный авторитет - великий, гениальный писатель.
   2 По первоначальному замыслу героиня пьесы Раневская должна была быть "старухой" и поэтому предполагалось, что ее сыграет А. Я. Азагарова, близкая по своим эстетико-этическим принципам Художественному театру.
  

655.

  
   1 Н.-Д. приехал из Троице-Сергиевой лавры.
   2 Выставка проходила в залах Строгановского училища; в ней принимали участие художники, которые по своим художественным воззрениям занимали промежуточное положение между передвижниками и "мирискусниками".
   3 См. No 647 и примеч. 2 к нему.
   4 См. примеч. 5 к No 635.

656.

  
   1 Газета "Курьер", напечатавшая отчет о вечере 12 декабря и прочитанное на нем стихотворение Скитальца (см. примеч. 1 к No 635), была закрыта на несколько месяцев.
   2 См. No 645 и примеч. 2 к нему.
   3 Т.е. на заседание пайщиков Художественного театра.
   4 Так в Москве называли специальные выезды для катания.
  

659**.

  
   1 Ирена и Рубек - герои пьесы Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", которых играли Савицкая и Качалов.
  

1903

  

660.

  
   1 Письмо А. С. Суворину неизвестно.
   2 Письмо от 26 декабря.
   3 Приезд в Одессу Бунина, Найденова и Федорова - молодых успешных литераторов - и их встречу литературной общественностью города отразили местные газеты. Муромцева-Бунина, к моменту написания воспоминаний знакомая уже с письмами А. П. к жене, писала по поводу этой его фразы: "Одесситы очень гостеприимны и темпераментны, поэтому Чехов, хорошо знавший этот город, читая одесские газеты, мог вывести заключение, что их "на руках носят"" (Муромцева, с. 215).
  

661**.

  
   1 Телеграмма неизвестна.
   2 Штатский чин А. А. Желябужского соответствовал военному генеральскому.
   3 Это известная фотография участников специально показанной для А. П. "Чайки" в Никитском театре 9 мая 1899 г.
  

662.

  
   1 См. No 656. Телеграмма не сохранилась.
   2 Телеграмма не сохранилась, известен только ответ Мейерхольда (см. Переписка, с. 40).
   3 В узбекском городе Андижане 3 декабря 1902 г. произошло сильное землетрясение с многочисленными жертвами и разрушениями.
   4 Билет на выставку в помещении Строгановского училища (см. No 645).
  

664**.

  
   1 Статья Н. Е. Эфроса о постановке "На дне" в МХТ появилась в No 1 журнала "Театр и искусство" за 1903 г., где критик был специальным московским корреспондентом. Дата ее написания помечена 28 декабря. Оценивая исполнение О. Л., он писал: "Очень много характерности, "стильности" в изображении дешевенькой проститутки г-жой Книппер. Г-жа Книппер вообще мастерица на характерные фигуры, умеет меняться почти до неузнаваемости. И замысел ее не банален, ясно стремление уйти подальше от дешевой идеализации погибшего создания. Но за оболочкой должна быть душа, должно трепетать искреннее чувство, чтобы даже во взвинченности Насти, в ее пародировании чувствовалась искренность. И потом, не надо никакой идеализации, - Настя все-таки не может не быть глубоко трогательною. Скорбью веет от нее, от ее глупых, вымышленных романов, от ее Гастошей, левольверов, лаковых сапожек и напыщенной речи низкопробных бульварных романов. Никакою скорбью не веяло от всего этого в умном, но холодном, искусственном исполнении г-жи Книппер. Было очень интересно, но не заражало".
   2 Речь о В. С. Алексееве, к которому после смерти отца перешло дело фирмы Алексеевых.
   3 Имеется в виду С. Н. Судьбинин.
  

666*.

  
   1 Речь идет о работах М. Ф. Якунчиковой.
   2 Речь здесь о В. М. Васнецове.
  

668.

  
   1 Спектакль "Монна Ванна" Метерлинка, на премьере (первоначально она объявлялась на 2 января) которого была О. Л., ставил Н. А. Попов.
   2 Скорее всего речь идет об А. А. Ильинском, композиторе, преподавателе Филармонического училища, а также авторе увертюры к первому спектаклю Художественного театра "Царь Федор Иоаннович".
  

670**.


Другие авторы
  • Огнев Николай
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович
  • Шкулев Филипп Степанович
  • Сальгари Эмилио
  • Маширов-Самобытник Алексей Иванович
  • Кандинский Василий Васильевич
  • Платонов Сергей Федорович
  • Чарторыйский Адам Юрий
  • Пельский Петр Афанасьевич
  • Тихомиров В. А.
  • Другие произведения
  • Полянский Валериан - Из переписки А.В. Луначарского и П.И. Лебедева-Полянского
  • Иванов Вячеслав Иванович - Наш язык
  • Розанов Василий Васильевич - Только на вынос
  • Грамматин Николай Федорович - Весна
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого. Часть третья
  • Уоллес Эдгар - Краткая библиография довоенных изданий на русском языке
  • Блок Александр Александрович - Педант о поэте
  • Копиев Алексей Данилович - Письмо Д. С. Копьева к князю А. Б. Куракину от 12 июня 1794 года
  • Тагеев Борис Леонидович - Русские над Индией
  • Большаков Константин Аристархович - В. В. Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа