Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, Страница 28

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

5.

  
   1 Задержка открытия была связана с тем, что необходимо было переоборудовать сцену театра в связи со сложными техническими заданиями, которые ставила перед постановщиками пьеса Островского, и теми придумками, которые мечтал воплотить на сцене К. С. Кроме того расширяли зрительный зал: пристраивали ярус (в работах принимал участие известный архитектор Ф. О. Шехтель).
  

89.

  
   1 26 сентября впервые играл второй состав исполнителей.
  

90.

  
   1 Фраза из письма О. Л. от 24 сентября.
  

92.

  
   1 Общий тон рецензий на "Снегурочку" был сдержанный. Всех восхищала фантазия постановщика, но одновременно многие отмечали, что богатство выдумки подавило поэзию, заслонило актеров, что бытовая окраска ролей в "весенней сказке" неприемлема.
   2 О. Л. предназначалась роль Маши, которая стала одним из лучших ее созданий.
  

93.

  
   1 Перед началом репетиций "Снегурочки" весной 1900 г., когда обсуждались кандидатуры исполнителей, в письме Н.-Д. к К. С. по этому поводу фигурировало три состава исполнителей основных женских ролей. На обороте этого письма М. П. Лилина (со слов К. С.) записала: "1-й состав женского персонала более надежный" (это: Снегурочка - Мунт, Весна - Желябужская, Лель - Книппер)". Сама О. Л. первоначально хотела играть Купаву и пробовалась на эту роль.
   2 Вероятно, речь о Н. Н. Фигнере, который с 27 сентября гастролировал в спектаклях Большого театра.
   3 Процессом подготовки "Снегурочки" был очень увлечен С. Т. Морозов, который руководил постановочным процессом, выписывая (из-за границы в том числе) новейшие технические приспособления для выполнения сценических трюков. По словам Санина в его письме К. С. от 10 августа, Морозов "просит передать, что никаких экономии по постановке "Снегурочки" не признает - дело идет о конкуренции, о полноте и красоте картины" (КС-9, т. 7, с. 657).
   4 М. Г. Савицкую в роли Весны единодушно не приняла критика и с 15-го спектакля (это было 29 октября) в спектакль вступила А. С. Штекер.
   5 Это мнение критика в основном не разделяла, правда, ее возражения относились прежде всего к трактовке образа. В спектакле это был, по словам С.Васильева, "бледный, худой, изможденный старик", тогда как хотелось видеть крепкого жизнерадостного языческого царя "веселых берендеев" (см. "Московские новости", 1900, 9 октября).
   6 Вероятно, речь идет об "Антоновских яблоках" И. А. Бунина, вышедших в 1900 г.
  

99.

  
   1 Премьера "Доктора Штокмана" состоялась 24 октября, пьеса "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" пошла 28 ноября.
  

100.

  
   1 С. Глаголь в обширной статье "Проблески новых веяний в искусстве и московские театры", помещенной в No 12 "Жизни", заметил, что "Снегурочка" в Малом театре несопоставима со спектаклем МХТ, как несопоставима олеография с "полной творческого замысла картиной".
  

106.

  
   1 А. П. прибыл в Москву 23 октября, остановился в гостинице "Дрезден" и занимался перепиской и правкой "Трех сестер".
  

107.

  
   1 Очевидно, речь о репетициях пьесы "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", первое действие которой происходит в гостинице на морских купаниях.
  

108.

  
   1 Через Брест А. П. ехал за границу.
  

109.

  
   1 М. В. Кошеверова в "Докторе Штокмане" заменяла Е. М. Раевскую в роли жены героя Катерины.
  

110.

  
   1 Речь о репетициях "Трех сестер".
  

111.

  
   1 Тем не менее С. Н. Судьбинину пришлось сыграть эту роль, когда долго болел К. С. осенью 1901 г., а В. И. Качалов, его дублер, был чрезмерно загружен.
   2 В. Н. Павлова репетировала в "Чайке" вместо Е. М. Раевской Полину Андреевну, но не играла ее; Раевская оставалась единственной исполнительницей этой роли. А. П. не знал Павлову, так как она недавно пришла в театр по окончании Филармонического училища (в мае 1899 г.) и не сыграла еще ни одной сколько-нибудь заметной роли.
   3 Н.-Д. должен был отправиться в Ментону к сестре.
  

112.

  
   1 Соленого играл М. А. Громов, Чебутыкина - А. Р. Артем, Наташу - М. П. Лилина, Ирину - М. Ф. Андреева, Андрея - В. В. Лужский.
   2 Тузенбаха играл В. Э. Мейерхольд, Ольгу - М. Г. Савицкая.
   3 Полковником в театре называли коменданта Л. А. фон Фессинга.
  

113.

  
   1 С.-И.-П.Крюгер возглавлял борьбу буров против английских колонизаторов; в газетах помещались его фотографии, писалось и о его внешности типичного патриархального фермера.

114.

  
   1 Шарль Омон содержал театр фарса и кабаре в том помещении, которое вскоре было перестроено для Художественного театра.
   2 Речь о Н. П. Зимине, заведовавшем московскими водопроводами.
   3 Вероятно, речь о владельце дома на углу Кузнецкого моста и Петровки. Имея в собственности кусок тротуара и не сумев получить с городского управления желаемую за него крупную сумму, он огородил свой участок, что сильно стеснило передвижение в этом всегда оживленном месте.
  

116.

  
   1 Премьера "Микаэля Крамера" прошла в берлинском Лессинг-театре. О. Л. упоминает о ней, наверно, потому, что эту пьесу собирался ставить (и поставил в следующем году) Художественный театр.
   2 Программа концерта в Большом зале Благородного собрания включала увертюру к "Эгмонту", концерт для скрипки с оркестром, фантазию для фортепьяно, солистов, хора и оркестра, "Шотландские песни" (А. И. Книппер солировала в двух последних произведениях). Дирижировал В. Кес.
   3 Кучук-Кой решено было продать после того, как А. П. купил землю с домиком в Гурзуфе.
  

117.

  
   1 Историк, юрист, социолог, профессор государственного права Московского университета М. М. Ковалевский был очень популярен как лектор, а его квартира стала местом встреч интеллектуальной элиты. В 1886 г. он был отставлен от кафедры министром просвещения за слишком откровенные высказывания перед студентами. После отставки жил за границей, в 1901 г. основал в Париже русскую Высшую школу общественных наук. "...Профессор всех юридических и гуманитарных наук, блестящий М. М. Ковалевский, грузный барин, сумевший, несмотря на объемистый ученый багаж, сохранить подвижность ума и неистощимую веселость" - так писала о нем в своих воспоминаниях А. В. Тыркова-Вильямс (М., Слово/SIovo, 1998, с. 411).
  

118.

  
   1 Речь о продаже Кучук-Коя.
  

120.

  
   1 20 декабря "по внезапной болезни г-жи Книппер" вместо "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" были показаны последняя картина "Смерти Иоанна Грозного" (с К. С. в главной роли), 2, 3 и 7-я картины "Царя Федора Иоанновича" и 2-е действие "Снегурочки".
   2 "Книга песен" (нем.).
   3 Ах, да, милый мой, позабыла, что обещала написать тебе по-французски. Как там, в Ницце? Много солнца, цветов, и много хорошеньких женщин - приветливых, элегантных и выдержанных, которыми ты любуешься по целым дням? Будешь заводить знакомства? Напиши мне, если встретишь особенно интересных, напишешь? Обещаешь?
   Гуляешь ли ты ежедневно под горячими лучами южного солнца? Ах, какой ты счастливец! Как бы мне хотелось быть с тобой, мой любимый! Славная была бы парочка, не правда ли? Прощай до завтра. У нас - ничего нового. Будь здоров, отдыхай после нелепой московской жизни и побольше думай обо мне. Целую тебя тысячу раз. Люби меня и целуй. Вся твоя Ольга Книппер (франц.).
  

121.

  
   1 См. No 114.
  

122.

  
   1 "Трое" печатались в журнале "Жизнь".
   2 Роман Толстого публиковался в еженедельном журнале "Нива" в 1899 г., а затем сразу вышел отдельной книгой.
   3 См. примеч. 2 к No 111.
  

123.

  
   1 А. П. послал телеграмму театру 1 января: "Ваш преданный друг посылает искренние пожелания. Будьте счастливы" (оригинал по-французски).
  

124.

  
   1 Прощай, спи спокойно, увидь меня во сне, мой любимый. Прими мои горячие и нежные поцелуи (франц.).
  

126.

  
   1 Беспокоюсь, послала десять писем, отвечай (франц.).
  

127.

  
   1 Мещеринов - это длинно и неудобно (франц.).
  

128.

  
   1 Приветствую мою прекрасную (франц.).
  

129.

  
   1 Санин приступил к репетициям, но ни трактовка роли, ни ее исполнение никого не удовлетворило. Тогда вернулись к М. А. Громову, и его исполнение роли Соленого вызвало единодушное одобрение критиков (некоторые из них ставили его на одно из первых мест), притом большинство считало, что он был дебютантом, тогда как на самом деле он работал в театре второй сезон и сыграл несколько малозначительных ролей.

130.

  
   1 М. П. писала А. П. по этому поводу 3 января: "Твое письмо помечено 22 декабря, а я получила его 3 января - вот как долго идут письма" (М. П. Чехова, с. 167).
   2 См. No 112.
  

131.

  
   1 Видимо, речь о письме А. П. к Л. В. Средину от 25 декабря, где он спрашивает о здоровье сестры и матери и интересуется, "не обвалился ли мой дом?".
   2 В декабрьском письме к А. П. К. С. просит у него разрешения попробовать в качестве своего дублера в роли Вершинина вместо Судьбинина (который "не годится даже в денщики к Вершинину") Качалова - "он будет приятен и благороден" (КС-9, т. 7, с. 386).
  

1901

  

132.

  
   1 Тысяча искренних пожеланий к Новому году, новому веку. Анна, Ольга, Владимир, дядя Саша, Карл, Соколовский (франц.).
  

133.

  
   1 Поздравляю маму, дядю, Николашу, актрису. Желаю счастья, денег, славы (франц.).
  

134.

  
   1 В "Дрездене" останавливался А. П. во время своего последнего приезда в Москву.
   2 С меня довольно (франц.).
   3 Так между собой многие в театре называли жену Н.-Д. Екатерину Николаевну.
   4 Речь о Московской частной русской опере.
  

135.

  
   1 К. С. писал в этом письме о том, что с каждой репетицией он все больше влюбляется в пьесу, что и актеры, "придя на сцену, поняли ее". Об О. Л. сообщал, что она нашла для роли "прекрасный тон. Если займется им, будет играть прекрасно, если будет надеяться на вдохновение - ?" (КС-9, т. 7, с. 385-386).
   2 Речь, вероятно, о письме от 26 декабря.
  

136.

  
   1 Опера Н. А. Римского-Корсакова шла в Московской частной русской опере.
   2 Н. Н. Архипов возглавил Общество искусства и литературы после ухода из него К. С.
   3 Намек на несложившуюся сценическую судьбу "Снегурочки", которую редко ставили на афишу и вскоре, утром 10 февраля, показали последний (21-й) раз.
   4 Намек на пожар, который случился в ноябре 1900 г. в знаменитом московском магазине "Мюр и Мерилиз" (по именам владельцев).
   5 Конец века (франц.); здесь как определение ее стиля.
   6 Брат К. С; одно время он прибился к Художественному театру, где служила его жена О. П. Алексеева; он исполнял крошечные роли и помогал техническим службам.
  

137.

  
   1 Телеграмма не сохранилась.
   2 Один (франц.).
   3 См.: КС-9, т. 7, No 210.
   4 Маклаковых было два брата; здесь речь идет о В. А. Маклакове.
  

139.

  
   1 М. П. после рождественских каникул вернулась в Москву, мать А. П. оставалась в Ялте в компании с И. А. Буниным до приезда А. П.
  

140.

  
   1 "Чертова стряпуха" (франц.).
  

141.

  
   1 См. No 136.
  

143.

  
   1 О. Л. называет оперу Ц. А. Кюи, написанную по одноименной поэме Пушкина, на французский манер, у авторов - "Анджело".
   2 Шаляпин исполнял партию Анафеста Галеофы.
   3 Премьера прошла 31 января.
  

145.

  
   1 См. No 139.
  

147.

   1 См. No 150.
   2 См. No 143.
  

148.

  
   1 В режиссерском экземпляре "Трех сестер" К. С. сделал такое разъяснение к этой сцене: "Играть, как будто Маша спрашивает его: "Ты меня любишь?" Вершинин отвечает: "Да, очень". Маша: "Сегодня я буду принадлежать тебе". Вершинин: "О счастье, о восторг" (РЭ, т. 3, с. 215).
   2 11 февраля "Тремя сестрами" завершился сезон; гастроли в СПб начались 19-го.
   3 Это не было окончательным решением.
  

149.

  
   1 См. No 145. В пьесе в 3-м действии звук набата отмечен в ремарке при поднятии занавеса, а затем в сцене Ольги и Наташи.
  

150.

  
   1 Реакция на реплику А. П. в письме от 14 января.
   2 Чехов неизвестен. Адрес неполон (франц.).
   3 "Три сестры", как и все другие пьесы А. П. в МХТ, оформлял В. А. Симов.
   4 Федотика играл А. И. Тихомиров.
   5 Полковник В. А. Петров по просьбе А. П. консультировал "военную" пьесу "Три сестры".
   6 Речь о незадолго до того умершей королеве Великобритании Виктории.
  

151.

  
   1 Телеграфируй здоровье, беспокоюсь (франц.).
  

153.

  
   1 Здоровье превосходно (франц.).
  

154.

  
   1 Возможно, это происходило в каких-то кулуарных беседах, ибо до отъезда А. П. за границу ни третий, ни четвертый акт еще не репетировались.
   2 Писем А. П. к К. С. этого периода не сохранилось. Однако, завершая режиссерский план "Трех сестер", под которым стоит дата 8 января, К. С. замечает: "Обратить внимание Антона Павловича, что по его редакции - необходимо вставлять народную сцену, какой-то говор толпы, проносящей Тузенбаха, без чего выйдет балет. При проносе и узкости сцены все декорации будут качаться. Толпа будет грохотать ногами, задевать. Произойдет расхолаживающая пауза. А сестры - неужели их оставить безучастными к проносу Тузенбаха. Надо и им придумать игру. Боюсь, что, погнавшись за многими зайцами, упустим самое главное - заключительную, бодрящую мысль автора, которая искупит многие тяжелые минуты пьесы. Пронос тела выйдет или скучным, расхолаживающим, деланным, или (если удастся победить все затруднения) - то страшно тяжелым, тяжелое впечатление только усилится" (РЭ, т. 3, с. 289).
   В письме к А. П., которое он направил на следующий день, К. С. писал: "Ольга Леонардовна обещалась подробно написать Вам о конце. Скажу в двух словах. Монологи финальные сестер, после всего предыдущего, очень захватывают и умиротворяют. Если после них сделать вынос тела, получится конец совсем не умиротворяющий. У Вас написано: "Вдали проносят тело", - но у нас нет дали в нашем театре, и сестры должны увидеть мертвеца. Что им делать? Как ни нравится мне этот пронос, но при репетиции начинаю думать, что для пьесы выгоднее закончить акт монологом. Может быть, Вы боитесь, что это слишком напомнит конец "Дяди Вани"? Разрешите этот вопрос: как поступить?" (КС-9, т. 7, с. 389-390).
   А. П. ответил ему 15 января: "Конечно, Вы тысячу раз правы, тело Тузенбаха не следует показывать вовсе; я это сам чувствовал, когда писал, и говорил Вам об этом, если Вы помните".
  

155.

  
   1 В данном случае А. П. не стал пророком: петербургские гастроли Художественного театра, впервые прошедшие в 1901 г., стали традиционно ежегодными вплоть до 1916 г. и проходили неизменно с огромным успехом.
  

156.

  
   1 До того репетировали за него дублеры, т.к. он осуществлял постановку.
   2 Информируя в тот же день автора о том, как актеры овладевают своими ролями в пьесе, Н.-Д.писал А. П., что Качалов, репетирующий Вершинина, "приятен, но ординарен. Он очень хорошо играл бы Тузенбаха, если бы ты меня послушался и отдал ему. Но и Вершинин он недурной, только жидок" (ТН, с. 364). Качалов был введен на роль Тузенбаха после ухода Мейерхольда весной 1902 г.
   3 См. No 154.
  

157.

  
   1 Эта телеграмма не обнаружена.
  

158.

  
   1 Письмо от 17 января 1901 г. (см.: Андреева, с. 52-53). А. П. ответил ей из Ниццы 26 января.
   2 В. А. Петров.

159.

  
   1 Здравствуй, драгоценный мой Антонио! Как поживаешь? Здоровье и настроение хороши, конечно? (франц.).
   2 А. А. Санина особо отмечали за подготовку массовых сцен в спектакле, которые он делал по режиссерскому плану К. С. Ему был поднесен венок от его учениц по Филармоническому училищу, а от театра "режиссерская библиотека": 15 томов книг разных авторов по истории искусства, костюма и т.п.
  

162.

  
   1 Вас. С. Калинников, скончавшийся 29 декабря 1900 г., был братом первого заведующего муз. частью МХТ Вик. С. Калинникова; когда композитор лечился от туберкулеза в Ялте, по инициативе сестры К. С. З. С. Соколовой театр оказал ему материальную помощь.
   2 Как московские, так и петербургские газеты подробно освещали это событие на своих страницах, перечисляя все подношения, которые были сделаны в тот вечер. Многие газеты опубликовали адрес от публики, который после сцены на Яузе зачитал редактор "Курьера" Я. А. Фейгин и под которым поставили подписи 9522 человека (в том числе Ермолова, Федотова, Ленский). Кроме того адрес от Общества искусства и литературы прочел его участник с давних пор, муж А. Ф. Андреевой А. А. Желябужский.
   3 О. Л., конечно, имела в виду штатную должность А. А. Санина, так как к "Трем сестрам" он отношения не имел.
  

163.

  
   1 М. П. сообщила А. П. свой новый адрес в письме от 22 января.
   2 К разговору об этом спектакле А. П. больше не возвращался.
  

164.

  
   1 Большой успех, обнимаю моего дорогого. Ольга (франц.).
  

165.

  
   1 Фотография на открытом письме, где О. Л. снята в окружении родственников на фоне громадной снежной бабы.
  

166.

  
   1 А. П. не совсем точен: он был четвертый раз за границей и третий - в Италии.
   2 В письме от 22 января (еще до премьеры "Трех сестер") Н.-Д. писал об О. Л.: "Книппер очень интересна по тону, который хорошо схватила. Еще не овладела силой темперамента, но совсем близка к этому. Будет из ее лучших ролей" (ТН, с. 364).
  

167.

  
   1 Н.-Д. телеграфировал А. П. 1 февраля (оригинал написан по-французски): "Первый акт - огромный успех. Восторженные вызовы десять раз. Второй акт показался длинен. Третий, лучший в пьесе, - большой успех. После окончания вызовы перешли в настоящую овацию. Публика потребовала телеграфировать тебе. Все артисты играли исключительно хорошо, в особенности дамы. Привет от всего театра" (ТН, с. 365).
  

168.

  
   1 Рецензия Я. А. Фейгина печаталась в двух номерах "Курьера": в No 34 (здесь он говорил о пьесе) и 35 (речь шла об исполнении).
   2 "Новое время" от 2 февраля.
   3 Статья Н. О. Ракшанина появилась в No 34 "Московского листка".
   4 В СПб в эти дни находился старший брат О. Л.
   5 Знаменитый дорогой ресторан в Петербурге.
   6 Ресторан в Петербурге.
   7 Панаевский театр располагался на Адмиралтейской набережной, д. 4, и назывался так по имени бывшего владельца.
   8 Прекрасная Флоренция (итал.).
  

170.

  
   1 Строй жизни (франц.).
   2 Первоначально театр рискнул объявить только два абонемента по пять спектаклей, которые тут же были раскуплены, и тогда объявлен был третий, также сразу разошедшийся.
  

171.

  
   1 Это письмо от 8 февраля см.: Книппер-Чехова, No 20.
  

174.

  
   1 В номере от 14 февраля в "Новом времени" появилась статья Ченко "Театральная распря в Москве", где МХТ упрекался в излишнем увлечении натурализмом (автор, как затем и почти все критики, приводил в подтверждение своих слов сцену мытья полов Ганой настоящей водой в спектакле "Геншель"). Особенно досталось "Снегурочке", которую театр уже снял с репертуара и петербургский зритель, следовательно, ее не мог увидеть. Критика шокировали "самые грубые и циничные ухватки, телодвижения, взгляды, хватание женщин, самый непристойный пошиб всех действующих лиц, дикие, циничные, сладострастные взвизгивания, гиканье и крики мужчин и женщин, наивно животные страсти и чувства". И все это противопоставлялось искусству Малого театра и его актеров.
  

176.

  
   1 Речь о "Дяде Ване", которым открывались гастроли.
  

178.

  
   1 Например, в "Петербургской газете" 20 февраля А. Р. Кугель писал об исполнении роли Елены: "...г-жа Книппер, с неподвижным, маловыразительным лицом, сонным голосом и ленивыми движениями, представляет не замершую русалку, которую хочется разбудить, но просто очень флегматичную даму. Это - беспробудная летаргия". И далее о ней же: "Похвалы этой актрисе в некоторых журналах являются для меня совершенной загадкой". В No 9 журнала Кугеля "Театр и искусство" (25 февраля) подтверждалось: "Решительно не понравилась в Петербурге г-жа Книппер, на долю которой в Москве выпало много похвал".
   2 К. С. хвалили за постановку, а Санина за роль Фокерата-отца в "Одиноких".
   3 Муж Л. Б. Яворской, князь В. В. Барятинский.
   4 В телеграмме, посланной Н.-Д., говорилось: "Успех громадный. По окончании овации московского характера. Потребовали послать тебе телеграмму такого текста: "Публика первого представления "Дяди Вани" шлет любимому русскому писателю привет и сердечное спасибо"" (ТН, с. 366). В тот же день Н.-Д. послал А. П. телеграмму, суммирующую отклики прессы на спектакли театра (см. там же, No 245).
   5 Один из известных дорогих петербургских ресторанов.
  

179.

  
   1 21 февраля Н.-Д. телеграфировал: "Подробные рецензии, несмотря на дружные похвалы, в большинстве пошлы и легковесны. "Одинокие" прошли без всякого успеха, хотя с вызовами и даже овацией" (ТН, с. 367).
   2 Пьеса была напечатана в февральской книжке "Русской мысли"; корректура, посланная А. П. за границу, дошла до него поздно, редакция, не дождавшись вовремя ответа, решилась печатать пьесу без читки ее автором.
   3 Гастроли завершились 23 марта "Тремя сестрами".
  

180.

  
   1 О. Л. написала об этом 2 марта.
  

181.

  
   1 Выругал О. Л. А. В. Амфитеатров (Old Gentleman) в газете "Россия" от 24 февраля: "...очень плохая актриса, игравшая жену профессора, не в силах была, однако, повредить впечатление ансамбля, хотя прилагала к тому немало стараний в каждой своей ответственной сцене". Через день в этой же газете на статью ответил Л. Е. Оболенский, защищая и театр и исполнение О. Л. А еще через несколько дней, 1 марта, там же Влас Дорошевич заключал: "Мне симпатичнее эти увлекающиеся, страстные сектанты, эти раскольники Станиславского скита, чем неподвижные, ожиревшие, обрюзгшие в своем величии жрецы искусства".
   2 Неточно процитированная самохарактеристика Елены.
  

184.

  
   1 Любопытно, что в эти же дни (1 марта) аналогичные причины травли театра в прессе формулировал К. С. в своем письме московскому критику С. В. Флерову: "В "Новом времени" пишет Беляев, правая рука Суворина (влюблен в артистку Домашеву из Суворинского театра). В "С.-Петербургской газете" и в "Театре и искусстве" не пишет, а площадно ругается Кугель, супруг артистки Холмской (Суворинский театр) и пайщик оного театра, в других газетах пишет Смоленский, влюбленный тоже в одну из артисток театра Суворина. Амфитеатров ("Россия") пьянствует и тоже женат на артистке и т.д. и т.д." (КС-9, т. 7, с. 391).
   2 В 1901 г. отмечалось 25 лет со дня приобретения А. С. Сувориным газеты "Новое время", которая за это время превратилась в самую популярную и авторитетную газету России. Как записал Суворин в своем дневнике 7 марта: "Юбилей удался, но меня он нимало не утешил. Напротив. Молодежь числом человек 100-150 хотела сделать перед домом кошачий концерт. Ее не пустили. Я узнал потом" (Суворин, с. 412).
  

186.

  
   1 Петербургские газеты почти единодушно хвалили Санина в "Одиноких", многие поместили или его портрет, или его зарисовку в этой роли.
  

187.

  
   1 См. No 180.
   2 В четвертую неделю Великого поста спектакли не игрались.
   3 В этот день в Михайловском театре шла пьеса А.Дюма-отца и Маке "Молодость мушкетеров".
   4 Речь об актере П. В. Самойлове.
   5 24 февраля в церковном вестнике, а 25-го во всех газетах было напечатано "Определение Святейшего Синода" от 20-22 февраля об отлучении Л. Н. Толстого от церкви.
   6 Письмо С. А. Толстой трем митрополитам, подписавшим письмо об отлучении, и В. К. Победоносцеву М. Ф. Андреева получила от В. А. Маклакова. В своем письме графине Андреева писала: "...все наши артисты выхватывали его [письмо] у меня из рук, и, если бы Вы могли видеть и слышать это, мне кажется, Вы были бы довольны - какое горячее и искреннее чувство оно у всех вызывало" (Андреева, с. 54).
  

188.

  
   1 В этой трагедии К. Гуцкова К. С. (Уриэль) и Андреева (Юдифь) играли в спектакле Общества искусства и литературы в 1895 г.
   2 Имеется в виду по пьесе "Три сестры".
  

189.

  
   1 Возможно, речь идет о статье все того же Амфитеатрова, который 3 марта дал в "России" восторженный отзыв на исполнение О. Л. роли Маши.
   2 См. No 186.
   3 Из пяти пьес, которые театр повез в СПб, Санин был занят только в "Одиноких", но поскольку спектакль этот особым расположением публики не пользовался, его редко ставили на афишу.
   4 Скорее всего описка и речь идет о критике и публицисте А. И. Богдановиче, редакторе журнала "Мир Божий".
  

190.

  
   1 Написано на почтовой открытке с изображением водопада Иматра.
  

191.

  
   1 На почтовой бумаге нарисован чертополох.
   2 См. No 178.
  

192.

  
   1 Ни в пьесе Г. Гауптмана, ни в пьесе Г. Ибсена О. Л. не была занята. Дочь Крамера Микалину играла М. Ф. Андреева.
   2 Рассказ Крестовской печатался в первой и второй книжках "Русской мысли" за 1900 г. Письма А. П. к ней неизвестны.
   3 "Гедда Габлер" анонсировалась на 16 и 21 марта, но уже 11-го вместо нее были объявлены соответственно "Геншель" и "Одинокие". Язвительный автор "Петербургской газеты" высказал 21 марта свое соображение по поводу замены спектакля: "Гедду Габлер" не дерзнули поставить, ибо, воображаю, что это было бы, если бы центральную женскую роль играла одна из "трех сестер" Московского Художественного театра".
  

193.

  
   1 В. Н. Давыдов, тогда актер театра Корша, был первым исполнителем роли Иванова (1887).
   2 "Московские ведомости" 11 марта сообщали, что чиновник из Самары Н. К. Лаговский "сделал 4 выстрела в окно дома Победоносцева". Покушение на обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева получило большой общественный резонанс.
  

194.

  
   1 Речь о письмах, которые посылались в Ниццу и Неаполь А. П., так как он собирался дольше задержаться за границей, и которые затем пересылались ему в Ялту.
   2 См. No 178.
   3 Т. Л. Щепкина-Куперник, давняя подруга М. П.
   4 7 марта в газете была помещена статья "Разговор об искусстве. (Письмо из Петербурга)", подписанная псевдонимом Классик. Театр обвинялся в том, что он "из всякого пустячка и дрянца сумеет сделать вам конфетку", что он "отравляет людей духовно посредством художественно-золоченых пилюль", что его спектакли проповедуют пессимизм, "жалкую дряблость", что они "не свободны от сомнительной нравственной подкладки" и это оказывает тлетворное влияние прежде всего на молодежь, и т.д. и т.п. Причину автор усматривает в том, что вслед за классическими пьесами на его сцене "появились Ибсены, Гауптманы и даже Чеховы", и далее, не называя "Чайку", он пересказывает ее конфликт в заостренно негативном аспекте.
   5 В No 12 журнала (18 марта) "Театр и искусство" (раздел "Хроника") напечатано сообщение, что признано "необходимым возложить наблюдение за правильностью представлений (со стороны цензурной) и за впечатлениями, производимыми на публику пьесами, исполняемыми на частных сценах Москвы, на П. М. Пчельникова. С постановкой новых пьес в частных театрах предполагается знакомиться на генеральных репетициях".
   6 Обеспокоенность О. Л. судьбой этой постановки объяснялась тем, как этот спектакль воспринимался публикой, в особенности в период студенческих беспорядков в Петербурге. "Доктор Штокман", однако, остался в репертуаре МХТ.
  

195.

  
   1 Слова из роли Кулыгина в первом акте "Трех сестер".
   2 Качалов играл Вершинина.
   3 В Александрийском театре 20 февраля начались гастроли немецкой труппы Ф. Ф. Бока; 14 марта шла пьеса "Близнецы".
   4 Повесть "Исповедь Мытищева" появилась в первой и второй книгах "Русской мысли".
  

196.

  
   1 См. No 194 и примеч. 5 и 6.
  

197.

  
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа