Главная » Книги

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер, Страница 29

Чехов Антон Павлович - Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

up>1 См. примеч. 3 к No 72. 25 марта (No 13) "Театр и искусство" поместил развернутый некролог.
  

198.

  
   1 См. примеч. 3 к No 192.
   2 О необходимости строительства собственного театра, отвечающего их нуждам, Н.-Д. писал К. С-у уже после первого успешного сезона, 18 июня 1899 г. ("Надо решительно приступить к собственному театру"). Этот вопрос поднимался все чаще, в особенности, когда в театр вступил Морозов.
   3 Речь о студенческих демонстрациях в университетских городах, которые подавлялись жесточайшим образом и часто завершались тюрьмой или отдачей в солдаты, а также о печатавшихся в газетах различных циркулярах Министерства внутренних дел о необходимости наведения порядка "со всей строгостью и силой". 12 марта было помещено сообщение о закрытии Союза взаимопомощи писателей, который незадолго до этого чествовал актеров Художественного театра.
   4 См. примеч. 1 к No 192.
  

199.

  
   1 Ответ на вопрос А. П. в его письме от 16 марта.
   2 Редактором-издателем "Женского дела" (с 1900 г. - "Новое дело") была А. Н. Толиверова.
   3 Речь о 29-й выставке передвижников, на которой был выставлен портрет работы И. Е. Репина "Толстой на молитве". Дочь писателя А. Л. Толстая в своей книге "Отец" писала об этом эпизоде с портретом : "...публика, экспромтом собравшись в большую группу, устроила овацию. Какой-то студент вскочил на стул и произнес речь, кричали ура, разукрасили портрет цветами, гирляндами, а когда демонстрация повторилась еще раз, - портрет Толстого, по распоряжению властей, был снят. Группа людей, пройдя на выставку и увидев пустое место, послала Толстому гирлянду цветов и телеграмму: "Не найдя Вашего портрета на выставке, посылаем Вам нашу любовь"" (Толстая А. Л., Отец. Жизнь Льва Толстого. Т. 2. М., 2001, с. 294).
   4 Видимо, речь о спектакле, когда студенты, арестованные 4 марта во время демонстрации у Казанского собора и освобожденные 13 марта, явились на "Доктора Штокмана", бурно реагируя на каждую реплику героя. "В этот день я на собственном опыте узнал силу воздействия, которую мог бы иметь на толпу настоящий, подлинный театр", - писал К. С. в "Моей жизни в искусстве" (КС-9, т. 1, с. 322).
   5 Статья И. Н. Потапенко "Чему они нас научили?" (подпись Фингал) появилась в "России" 20 марта.
  

200.

  
   1 Речь о приезде О. Л. в Ялту перед гастролями МХТ.
   2 Вел. кн. Константин Константинович был, как и А. П., почетным академиком по разряду изящной словесности.
  

204.

  
   1 Так А. П. называл И. А. Бунина.

206.

  
   1 Речь о No 14 "Нивы", где восторженная статья о МХТ (его гастроли явились "лучом света" "среди уныло однообразной и хмурой жизни наших драматических театров") сопровождается портретами его актеров. Кроме перечисленных даны портреты К.С. и Н.-Д., а также рисунок: сцена представления Вершинина Маше из 1-го действия "Трех сестер".
  

207.

  
   1 "Дядя Ваня" был поставлен 7 (20) апреля в Национальном театре Ярославом Квапилом, который в 1906 г. стал инициатором приглашения МХТ на гастроли в Прагу.
  

208.

  
   1 Что скажет свет (франц.).
   2 Вероятно, речь о письме от 23 марта.
  

209.

  
   1 Брат О. Л. заканчивал юридический факультет Московского университета.
   2 См. No 206 и примечание к нему.
  

211.

  
   1 Когда после убийства министра народного просвещения Н. П. Боголепова на его место был назначен генерал П. С. Ванновский, бывший военный министр, в обществе возникли иллюзии по поводу возможности кардинальных реформ в системе образования. 2 апреля Суворин записал в своем дневнике: "После убийства Боголепова назначили Ванновского и начали писать и реформировать школу, точно убийца указал тот путь, которому надлежит следовать, а до этого никто не мог догадаться, что и как делать" (Суворин, с. 442). Кстати, в No 14 "Нивы" на той же полосе, где фотографии художественников, был помещен портрет Ванновского и статья о нем.
  

212.

  
   1 См. No 206.
   2 О. М. Соловьева.
   3 Гора близ Ялты.
   4 Горький был арестован в Нижнем Новгороде в ночь с 16 на 17 апреля и заключен в местную тюрьму.
  

213.

  
   1 Толстовский ответ Синоду на его февральское постановление, написанный им 4 апреля, опубликовали английские и французские газеты.
   2 В альманахе был помещен рассказ "Ночью".
   3 Телеграмма не сохранилась. В зале "Олимпии", как правило, выступали кратковременные антрепризы.
   4 См. No 208.
  

214.

  
   1 Е. В. Борнгаупт.
   2 О. М. и Н. Н. Андреевы.
   3 В помещении театра "Эрмитаж" проходили гастроли французской труппы "Моншарман".
   4 "Дама от Максима" (франц.).
  

216.

  
   1 См. No 211.
   2 В Звенигороде А.П. работал летом 1884 г.
   3 См. No 212.
  

217.

  
   1 См. No 213.
  

218.

  
   1 Речь, по-видимому, о О. М. Соловьевой.
  

219.

  
   1 Это было первое исполнение в Москве популярной в Германии оперы Г. Маршнера, написанной и поставленной в 1833 г. в Берлине.
  

220.

  
   1 Владелец имения Форос (недалеко от Ялты) крупный виноторговец К. К. Ушков был членом дирекции Филармонического общества, а также первым, внесшим взнос в Товарищество по учреждению МХТ.
  

221.

  
   1 См. No 217.
  

222.

  
   1 Речь об А. И. Андрееве, который наряду с актерскими выполнял обязанности помощника режиссера.
  

225.

  
   1 Пятница приходилась на 11 мая.
  

226.

  
   1 По-видимому, речь о приготовлениях к венчанию, которое состоялось 25 мая, в пятницу; в тот же день А. П. и О. Л. уехали в санаторий, а оттуда 8 июля приехали в Ялту.
  

232.

  
   1 Речь о концертном зале Романова, где теперь помещается Театр на М. Бронной.
   2 В Сущеве на Божедомке театром было специально выстроено одноэтажное здание для репетиций и хранения декораций.
   3 Гину, жену Экдаля, героя "Дикой утки", репетировала и играла недавно принятая в театр Е.П.Муратова.
  

233.

  
   1 Горничная и кухарка в доме А. П. в Ялте; они переболели тифом.
   2 Ей, как еврейке, не разрешалось жить в Ялте.
  

235.

  
   1 Мысль о постановке "Иванова" возникала в репертуарных планах руководителей театра уже на второй сезон (с Мейерхольдом в главной роли и Роксановой - Саррой). В первой половине февраля 1900 г. Н.-Д. писал А. П. о твердом намерении ставить "Иванова" и немедленно приступать к репетициям. При подготовке к сезону 1903/04 г. Н.-Д. писал К. С-у, что если не будет получена новая пьеса А.П., то "Иванов" - "первый кандидат" на постановку, хотя "устарел очень" (письмо от 25 июля 1903 г.). Пьеса пошла только после смерти А. П., 19 октября 1904 г. (Сарру играла О. Л., Иванова - Качалов).
  

237.

  
   1 В. К. Харкеевич и сестра ее мужа М. Н. Харкеевич.
   2 Портрет был помещен в июньском номере журнала.
  

238.

  
   1 Речь о мочалке (рафия).
   2 Этот план опускается.
   3 Речь о графине Филиппин де Кастель-Рюденхаузен, которая обратилась к А. П. за разрешением перевести его рассказ "Тиф" для венского журнала; на ее визитной карточке А. П. набросал ответ и, видимо, неуверенный в своем французском, переслал О. Л. для перевода.
   4 В новом здании на Божедомке шли приемные экзамены в школу, которая открывалась при МХТ с нового сезона.
  

240.

  
   1 У Корша поставили (премьера 21 августа) старую пьесу А. И. Южина-Сумбатова, которая впервые шла в 1888 г. в Малом театре.
   2 А. Л. Щепкина.
   3 С. А. Черневский почти 50 лет был главным режиссером Малого театра.
   4 Ученица М. П. по гимназии Л. Ф. Ржевской.
   5 Подруга М. П., а также адресат многих писем А. П., Л. С. Мизинова была принята в сотрудницы; через год от ее услуг отказались.
  

241.

  
   1 На Сухаревке, у ныне снесенной башни, была огромная толкучка, где торговали самым разнообразным товаром.
   2 Сгорел Суворинский театр: выгорели дотла сцена, зрительный зал, бутафория и декорации, бывшие на сцене.
   3 Горькому после тюрьмы запрещено было проживать в столицах и университетских городах; вскоре он поселился в Крыму.
   4 Приписка сделана на упоминавшейся уже визитной карточке гр. Кастель-Рюденхаузен (см. примеч. 3 к No 238).
  

243.

  
   1 См. No 234.
   2 "Наше сердце" (франц.).
   3 Вероятно, речь идет о первом в сезоне спектакле, который состоялся 21 сентября и на котором присутствовал уже приехавший в Москву А. П.
   4 М. Т. Шакина.
  

244.

  
   1 А. П. отвечает на вопросы в письме О. Л. от 24 августа.
   2 Дочь ялтинского аптекаря А. Я. Левентон (по сцене Алла Назимова) сразу после окончания Филармонического училища один сезон (1899/1900) служила в МХТ, откуда ушла в провинцию, играла вместе с П. Н. Орленевым, с его же труппой в 1906 г. уехала в США, где вскоре стала одной из самых знаменитых актрис американского театра и кино.
  

245.

  
   1 Речь о пьесе Н.-Д. "В мечтах".
   2 О. Л. перечисляет авторов, которые составляли тогда репертуар МХТ.
   3 Речь о А. А. Долженко (см. No 234).
   4 Роман Г. Флобера.
  

246.

  
   1 Это ранний вариант пьесы, которая имела затем название "Около жизни", а окончательно - "В мечтах".
   2 Между нами (франц.).
   3 А. А. Долженко (см. No 234 и 245).
  

247.

  
   1 Речь о газете "Крымский курьер".
  

248.

  
   1 Три месяца со дня их женитьбы.
   2 Н. Н. Михайловский был мужем М. Л. Роксановой.
   3 Аптека на Никольской.
   4 Трагик М. В. Дальский гастролировал в Москве в одной из коронных своих ролей в мелодраме А.Дюма-отца "Кин, или Беспутство и гений".
  

249.

  
   1 Т.е. до начала сезона, которое состоялось 19 сентября.
   2 А. П. приехал в Москву 17 сентября.
   3 А. А. Долженко (см. No 234,245, 246).
  

251.

  
   1 Намек на роман О. Л. с Н.-Д.
  

252.

  
   1 Так в семье называли К. И. Зальца за его горячий характер.
   2 "Записки матроса" впервые были опубликованы в сборнике "Леопольд Антонович Сулержицкий" (М., "Искусство", 1970) в разделе "Повести и рассказы".
  

253.

  
   1 Речь, видимо, о М. Т. Шакиной.
  

254.

  
   1 См. письмо О. Л. от 30 августа.
  

255.

  
   1 В письме к брату от 3 сентября М. П. писала: "Новая квартира произвела на меня неважное впечатление. Она хуже нашего мелиховского дома, боюсь, как бы не дуло в ноги, фундамента нет, и сам флигель очень стар" (М. П. Чехова, с. 188).
  

256.

  
   1 Об этом в телеграмме от 1 сентября А. П. сообщил Н. Н. Соловцов, который наряду с киевским с 1901 г. держал театр и в Одессе.
  

257.

  
   1 Имеется в виду В. В. Панина.
  

258.

  
   1 Реплика на письмо О. Л. от 2 сентября, где она рассказывает об образе жизни Сулержицкого.
   2 А. М. Кондратьев, не так давно назначенный на должность главного режиссера Малого театра, в наступающем сезоне должен был отмечать свой 40-летний юбилей служения искусству; об этом, видимо, и идет речь.

260.

  
   1 См. об этом в письме О. Л. от 4 сентября.
  

264.

  
   1 Эта вырезка из газеты с объявлением приклеена к письму.
  

265.

  
   1 См. письмо А. П. от 3 сентября.
  

268.

  
   1 А. П. обозначает литерой своего спутника, М. А. Стаховича, поскольку это открытое письмо, к тому же О. Л. видела, кто ехал с ним в купе.
  

269.

  
   1 Последний акт "Трех сестер", где Маша навсегда прощается с Вершининым.
   2 Речь об адъютанте вел. кн. А. А. Стаховиче, который одновременно с О. Л. провожал на вокзале своего младшего брата М. А. Стаховича.
   3 С. И. Шаховской.
   4 М. С. Малкиель.
   5 27 октября состоялась премьера "Микаэля Крамера" Г. Гауптмана.
  

270.

  
   1 Отца, Микаэля Крамера, художника, преподававшего в Королевской школе искусств, играл К. С., его сына Арнольда, непризнанного художника-новатора, - И. М. Москвин.
   2 М. П. Лилина играла Лизу Бенш, дочь содержателя ресторана.
   3 Речь о пьесе "В мечтах".
   4 О. Э. Шварц была ученицей Н.-Д. по Филармоническому училищу.
  

272.

  
   1 H. H. и Е. Н. Званцевы.
   2 В. Н. Званцева.
  

273.

  
   1 В. К. Харкеевич.
  

274.

  
   1 Шутливое прозвище знакомого Дроздовой.
   2 Речь о репетициях пьесы "В мечтах", которую ставили К. С. и Санин. В первом акте в доме певицы Занковской собираются ее бывшие и нынешние ученики, чтобы поздравить ее с юбилеем.
   3 Статья Н. Е. Эфроса вышла на следующий день в "Новостях дня", он, в частности, писал: "...в Художественном театре всепоглощающим фокусом пьесы была больная, измученная душа Крамера. Остальное проходило как-то мимо внимания даже самого внимательного зрителя. Тут отчасти вина исполнения, чрезвычайно яркого и цельного у г. Москвина, тусклого и противоречивого у Станиславского. Отчасти же и вина автора". Основная причина неудачи К. С. - "недостаток элементов вдохновения и истинного пафоса в его артистической личности".
   4 29 октября в "Русском слове" появилась статья С. П. (С. В. Потресова). Лиза Бенш, - утверждал он, - "нашла в лице г-жи Лилиной... я бы сказал - гениальную изобразительницу, если бы мы, русские, не боялись так (особенно по отношению к соотечественникам) употребления слова гений, не боготворили его. Это было вдохновенное, цельное, виртуозное исполнение". Надо сказать, что остальные газеты тоже не жалели слов в адрес М. П. Лилиной ("высокая степень совершенства", "шедевр сценического искусства" и т.п.), почти единодушно ставя ее исполнение на первое место.
  

275.

  
   1 Речь о чековой книжке для сбора пожертвований для ялтинского благотворительного общества.
   2 Пьес для МХТ Бальмонт не написал, но в его переводе здесь шли маленькие пьесы М. Метерлинка ("Слепые", "Там, внутри", "Непрошенная").
   3 Речь идет о пьесе "Обыкновенная женщина"; 3 ноября А. П. ответил Федорову, высказав свои впечатления и пожелания по совершенствованию пьесы, после чего советовал направить ее непосредственно Н.-Д.
   4 Ни одна из пьес А. М. Федорова на сцене МХТ не ставилась.
   5 Основная мысль, которую высказывал автор присланной статьи, что пьесы А. П. в трактовке К. С. "пробудили в русском обществе глубокий интерес к театру", какого никогда прежде не наблюдалось.
  

276.

  
   1 Н. Н. Литовцева играла Ирину (вместо М. Ф. Андреевой), В. И. Качалов - Вершинина (вместо К. С.), А. Л. Загаров - Чебутыкина (вместо А. Р. Артема), Е. М. Мунт - Наташу (вместо М. П. Лилиной).
   2 В "Русских ведомостях" 31 октября была опубликована корреспонденция из Твери, поведавшая о загадочных злоключениях священника Вышневолоцкого уезда, похищенного и остриженного незнакомцами, но все же сумевшего убежать от похитителей.
  

277.

  
   1 А. П. был на генеральной репетиции гауптмановской пьесы 25 октября. Как писал К. С. своей постоянной корреспондентке в те годы, актрисе Александрийского театра В. В. Котляревской, А. П. "даже танцевал и прыгал от удовольствия после 2-го акта, того самого, который не слушает публика" (КС-9, т. 7, с. 427).
  

278.

  
   1 Это произошло во время крымских гастролей МХТ весной 1900 г.
   2 Письмо было написано А. П. в день его отъезда из Москвы, 26 октября; там есть такая фраза, которая, вероятно, и успокоила артиста: "Был весьма огорчен известием о Вашей болезни, но, узнавши, какая это болезнь, успокоился, что и Вам советую".
   3 Речь о роли Елены в пьесе Горького "Мещане", над которой театр начал работу.
  

280.

  
   1 А. П. закончил чтение корректуры девятого тома своих сочинений, который он считал последним.
   2 Речь о Сулержицком, который был вегетарианцем.
   3 Возможно, речь о последователе учения Толстого Е. И. Попове.
   4 Толстой жил в Гаспре в имении гр. С. В. Паниной; А. П. посетил больного писателя 5 ноября.
   5 См. примечание к No 207.
  

281.

  
   1 Добрый день, мой муж?! (франц.).
   2 Фраза Соленого в первом действии "Трех сестер" по поводу женского философствования.
   3 Пикантность ситуации ко всему прочему заключалась в том, что у многих были большие сомнения относительно вкуса жены Н.-Д. (высказывания по этому поводу содержатся и в письмах А. П.).
   4 О том же писал 28 ноября Мейерхольд своему приятелю: "В школе нашей при театре занятия идут бессистемно. Вернее, занятий нет никаких. Все ограничивается участием учеников в народных сценах. Ни лекций, ни сцен из пьес... В театре туман. Нехорошо, что ставится пьеса Немировича, бездарная, мелкая, приподнятая фальшиво. Все по-боборыкински! И отношение автора к среде, и словечки, и стиль письма. Стыдно, что наш театр спускается до таких пьес" (Переписка, с. 32-33).
   5 Переведенный и изданный в 1900 г. вместе с двумя другими одноактными пьесами, входившими в трилогию А. Шницлера, "Зеленый попугай" не был дозволен к постановке в театрах, запрещение не касалось любительских спектаклей.
  

282.

  
   1 Пьеса эта в новом сезоне впервые шла 26 ноября.
  

283.

  
   1 Видимо, письмо А. П. к сестре от 31 октября.
  

284.

  
   1 Действие "Зеленого попугая" происходит во время Великой французской революции.
   2 Речь об "Ирининской общине", премьера которой состоялась 1 ноября, и судя по тому, что до конца года она прошла 14 раз, о полном ее неуспехе вряд ли можно говорить. Правда, сам автор в своих записях отозвался о спектакле нелицеприятно: "Играют плохо, да и пьеса скучна" (А. И. Южин-Сумбатов. Воспоминания. Записи. Статьи. Письма. М.-Л., "Искусство", 1941, с. 99).
   3 Речь об известном педагоге и общественном деятеле Д. И. Тихомирове и его жене Елене Николаевне.
   4 Членами кружка были артисты, художники, общественные деятели, а так называемыми членами-соревнователями - крупные фабриканты, банкиры, инженеры, врачи и т.п.
   5 См. No 275.
   6 В. М. Снигирев играл в "Дяде Ване" Телегина.
  

285.

  
   1 Толстой поселился в Крыму с 8 сентября; "Петербургской газете", поместившей несколько строк о его отъезде, в наказание за это была запрещена розничная продажа.
   2 В мае 1901 г. за публичное чтение и распространение своего антиправительственного стихотворения "Маленький султан" (отклик поэта на разгон студенческой манифестации 4 марта) Бальмонта лишили права проживания в обеих столицах, а также в университетских городах сроком на два года.
   3 Видимо, намек на то, что письма подвергались перлюстрации.
   4 См. примечания к No 130 и No 198.
  

287.

  
   1 См. No 281.
   2 См. No 284 и примеч. 2 к нему.
   3 В "Микаэле Крамере" Лужский играл художника Эрнста Лахмана.
   4 Действие второго акта разворачивается в мастерской Микаэля Крамера, где происходит принципиально важный для смысла пьесы диалог двух художников - отца и сына.
  

288.

  
   1 А. Р. Артем играл в "Чайке" Шамраева.
   2 Н.-Д. уезжал дорабатывать свою пьесу.
   3 Кантата исполняется в первом акте в честь юбилярши Занковской.
   4 См. No 278.
  

289.

  
   1 А. М. Горький, направляясь с семьей из Н. Новгорода в Крым, намеревался провести день в Москве, чтобы уладить свои литературно-издательские дела. Но полиция позволила поехать в город только его жене, а его самого отправили в Подольск до прибытия севастопольского поезда, который остановился здесь специально для посадки Горького (см. No 291).
   2 См. No 283.
  

290.

  
   1 См. примечание к No 235.
   2 Первая пьеса Л. Андреева, которую поставил МХТ, была "Жизнь Человека" (1907), Н. Д. Телешов пьес не писал.
   3 Работник, служивший у Чеховых в Мелихове.
  

291.

  
   1 Ответ на вопрос А. П. в письме от 6 ноября.
   2 Видимо, О. Л. имеет в виду рецензию Амфитеатрова в "России" от 7 ноября на спектакль "Ирининская община", где автор противопоставляет актеров Малого и Художественного театра не в пользу последнего.
  

292.

  
   1 См. No 286.
  

293.

  
   1 Речь о М. Т. Шакиной.
  

295.

  
   1 Речь о пьесе "В мечтах".
  

296.

  
   1 Речь о почтовой открытке от 9 ноября.
   2 В "Курьере" 13 ноября начали печатать рассказ М. Горького "История одного преступления".
  

298.

  
   1 Текст написан на открытке с портретом Толстого работы Репина.
   2 А. П. отправлялся к Толстому вместе с Горьким и Бальмонтом.
  

299.

  
   1 М. П. Лилина сыграла Нину Заречную только при возобновлении "Чайки" в 1905 г.
   2 После нескольких репетиций работы над "Ивановым" прекратились.
   3 Речь о "Трех сестрах".
   4 Фотоателье Ф. О. Опитца помещалось на Петровке.
  

300.

  
   1 Запрет розничной продажи нередко применялся правительством в качестве карательной меры за те или иные неугодные ему публикации, эта мера была весьма чувствительна для бюджета газет.
   2 Недавно принятая в труппу Н. С. Бутова в "Одиноких" играла кормилицу.
  

301.

  
   1 В архиве этого письма нет.
   2 А. И. Адашев заменил В. В. Лужского в "Трех сестрах", В. И. Качалов - в "Микаэле Крамере".
   3 А. Л. Волынский в 1901-1902 гг. выступал в Москве с циклом лекций, в которых подверг резкой критике представителей всех литературных направлений.
   4 Сергей Глаголь в своей статье "Поэт русского пейзажа", которая была помещена 15 ноября в "Курьере", писал: "Бунин в области стиха такой же художник, каким является "поэт русского пейзажа" Левитан - в живописи".
   5 В. Н. Муромцева-Бунина уже много позже так откликнулась на это сообщение: "Никогда я ничего не слыхала об этом докладе" (Муромцева, с. 204).
   6 Н. П. Ламанова шила костюмы О. Л. для пьесы "В мечтах".
  

302.

  
   1 См. No 292.
   2 Речь о В. А. Тихонове.
  

303.

  
   1 Видимо, речь о статье Толстого "Соединение и перевод четырех Евангелий".
  

304.

  
   1 После отлучения Толстого сведения о нем в печать проникали весьма дозированно.
   2 Становой посетил дом А. П. в связи с тем, что проживавший у него несколько дней Горький находился под полицейским надзором.
   3 Горький носил косоворотку.
  

305.

  
   1 А. Л.Загаров заменил Лужского в "Чайке"; А. С. Кошеверов - в "Дяде Ване".
   2 В роли бургомистра, брата доктора Штокмана, Лужского заменил Мейерхольд.
   3 Имеется в виду оркестр в четвертом акте "Трех сестер".
   4 К. С. в пьесе Н.-Д. играл писателя Костромского, эта роль не числилась среди его удач.
   5 Бетти Стоян в оперетте Э. Одрана играла Фиаметту.
   6 Речь о переводчике А. Шольце.
  

306.

  
   1 Несмотря на настоятельные предложения М. П. Чеховой, которая занималась продажей крымского имения, Перфильева, купившая его заочно, при посещении была разочарована своей покупкой, и А. П. предложил немедленно вернуть ей деньги.
   2 В этот день Горький переехал в Олеиз.
  

307.

  
   1 М. Н. Ермолова играла в "Ирининской общине" роль Бойцовой, специально для нее написанную.
   2 Вместо Лужского роль Яхонтова репетировал Судьбинин, но к премьере, которая состоялась 21 декабря, Лужский выздоровел и играл он.
   3 Е. К. Лешковская играла Нику Константиновну.
   4 О. А. Правдин играл Мамасова.
  

308.

  
   1 М. Ф. Терентьева.
   2 См. No 291 и примеч. 2 к нему.
  

309.

  
   1 Вероятно, это то самое письмо, о котором пишет О. Л. в No 301.
  

310.

  
   1 К. С. писал в эти же дни своей сестре, уговаривая ее играть Широкову: "Ты не вчиталась в пьесу и не понимаешь, что Широкова - это роль, на которой артистка делает свою карьеру. После княгини и Костромского главная роль в пьесе как противовес мечте - это Широкова... Роль Широковой не идет у Раевской, и теперь эту роль будут пробовать с Савицкой, Манвеловой, Муратовой" (КС-9, т. 7, с. 427-428).
   2 Роль Алфеева получил А. А. Санин, и она считалась его большой удачей.
   3 М. Ф. Андреева играла героиню княгиню Веру Кирилловну Старочеркасову.
   4 Чеха Никласа Бокача играл А. Л. Вишневский.
   В самом сюжете этой пьесы и в этом персонаже в частности видны следы реального сюжета и реального героя - чешского политического деятеля, идеолога панславизма Карела Крамаржа, ставшего впоследствии первым главой правительства Чехословацкой республики. Н.-Д был знаком с ним в Москве задолго до написания пьесы. За него вышла замуж, покинув своего мужа фабриканта Абрикосова, Н. Н. Хлудова, из очень богатого рода крупных предпринимателей (см. главу 18-ю "Из прошлого" Н.-Д.).
   5 У Роксановой, одной из любимых учениц Н.-Д., на которую при создании МХТ ее учитель возлагал большие надежды, не сложились с ним отношения, как не сложилась и ее актерская судьба здесь. Вскоре она покинула театр вместе с мужем и уехала в провинцию. В "В мечтах" она в результате дублировала Лилину в роли Юли.
   6 М. А. Самарова играла Занковскую, мать Веры Кирилловны.
   7 К. С. писал по этому поводу еще 23 сентября В. В. Котляревской: "Если будут нападать на нас за то, что мы не разрешили Яворской "Чайку", - заступитесь. Мы и не предполагали привозить эту пьесу, но Чехов оскорбился, когда мы хотели уступить ее Яворской. Он боится этой пьесы в Петербурге" (КС-9, т. 7, с. 426).
   8 М. Е. Дарский, будучи уже известным провинциальным актером, был

Другие авторы
  • Страхов Николай Николаевич
  • Гей Л.
  • Садовников Дмитрий Николаевич
  • Арватов Борис Игнатьевич
  • Сервантес Мигель Де
  • Кондратьев Иван Кузьмич
  • Чайковский Модест Ильич
  • Вишняк М.
  • Крючков Димитрий Александрович
  • Сю Эжен
  • Другие произведения
  • Сомов Орест Михайлович - Обозрение Российской словесности за первую половину 1829 года
  • Соловьев Сергей Михайлович - Сенека. Октавия
  • Фриче Владимир Максимович - М. Добрынин. Владимир Максимович Фриче
  • Южаков Сергей Николаевич - Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность
  • Собакин Михаил Григорьевич - Радость столичного града Санктпетербурга (отрывок)
  • Писарев Дмитрий Иванович - Разрушение эстетики
  • Авенариус Василий Петрович - Тимофей Прокопов. "И твой восторг уразумел..."
  • Житков Борис Степанович - Про обезьянку
  • Пушкин Александр Сергеевич - Бородинская годовщина
  • Чириков Евгений Николаевич - В ночь под Рождество
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа