Главная » Книги

Головнин Василий Михайлович - Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатка", Страница 20

Головнин Василий Михайлович - Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатка"


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

изаторов, произвол которых доводил местных жителей до отчаяния и крайней степени ожесточения.
   48 Острова Маркиза Мендозы, Маркизские острова - вулканический архипелаг в экваториальной части Тихого океана. Открыты испанским мореплавателем Менданья де Нейра Альваро в 1595 г.; названы именем перуанского вице-короля маркиза Мендозы, на средства которого была организована экспедиция. Испания не вступила во владение островами, и они до XIX в. считались "ничейной территорией". В 1804 г. Крузенштерн и Лисянский исследовали северную группу Маркизских островов (в том числе Нукагива). Во время посещения островов экспедицией Головнина там хозяйничали английские, французские и американские купцы и миссионеры. В 1842 г. Франция захватила Маркизские острова, а в 1885 г. включила их в свою колонию Французскую Океанию. Современное название колонии - Французская Полинезия. Площадь 1270 кв. км, население - свыше 4 тыс. человек. На островах - плантации кокосовой пальмы, кофе, хлопка. Население занимается также добычей жемчуга и ловлей черепах. - Б. С.
   49 Крузенштерн Иван Федорович (1770-1846) - адмирал, знаменитый мореплаватель, начальник первой русской кругосветной экспедиции, исследователь Тихого океана, один из основателей русской океанографии. В 1809-1812 гг. опубликовал монументальный трехтомный труд "Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях "Надежде" и "Неве"". В 1813 г. вышел в свет "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна", представляющий научную ценность и в настоящее время. С 1827 по 1841 г., занимая пост директора Морского кадетского корпуса, много сделал для совершенствования методов обучения и воспитания офицеров флота. В это же время подготовил и опубликовал двухтомный "Атлас Южного моря", содержащий многочисленные сведения по гидрографии.
   50 Вашингтоновы острова - так Головнин называет северную группу Маркизских островов. - Б. С.
   51 Вандименова Земля - название юго-восточной оконечности Австралийского материка, данное голландским мореплавателем Тасманом в 1642 г. в честь Ван-Димена - генерал-губернатора Нидерландской Ост-Индии. В конце XVIII в. было установлено, что Вандименова Земля - остров. В 1788 г. этот остров объявлен английским владением под названием Земли Ван-Димена. В 1853 г. переименован в Тасманию. С образованием Австралийского Союза (1901) Тасмания была включена в его состав в качестве штата.
   52 Разница между истинной и счислимой долготой образуется потому, что далеко не в любое время можно определить свое достоверное место. Чем больше проходило времени от одного до другого определения, тем и большая накапливалась разница. За 29 дней плавания "Камчатки" разница между истинной и счислимой долготой составляла 4°31'32" (194°28'57" - 189°57'05"). В тексте ошибочно указано вместо 4°32' (округленно) 6°32'. Истинная долгота означает фактическое местоположение, определенное с помощью астрономических или навигационных приборов: компаса, секстана, хронометра. Счислимая же долгота может быть определена в любое время по координатам, снятым с карты. Как бы тщательно ни учитывались показания компаса и снос корабля под влиянием течения и ветра, в точном местонахождении корабля нельзя быть уверенным без астрономических или навигационных определений. - К. Ф.
   53 "Третное жалованье" - надбавка жалованья в размере трети постоянного.
   54 Рикорд Петр Иванович (1776-1855) - русский мореплаватель, адмирал, академик, исследователь северной части Тихого океана. В 1807-1809 гг. был старшим офицером у В. М. Головнина на шлюпе "Диана". В 1811 г. участвовал в описи южной части Курильских островов. После захвата В. М. Головнина японцами принял на себя командование шлюпом. Энергично добивался освобождения Головнина. В 1817-1822 гг. был начальником Камчатской области. В 1828 г. командовал отрядом кораблей, блокировавших Дарданеллы, затем в 1830 г. - эскадрой в Эгейском море, участвуя в освобождении Греции от турок. Его именем названы остров в Японском море, мыс и пролив в группе Курильских островов.
   Соч.: "Записки о плавании к японским берегам в 1812-1813 гг. и сношениях с японцами". СПб., 1816.
   55 Кларк, Клерк (Clerk) Чарльз (1743-1779) - английский мореплаватель. После гибели Кука на Гавайских островах возглавил экспедицию, пытавшуюся пройти из Тихого в Атлантический океан северо-восточным проходом. Достигнув 69° с. ш. и встретив непроходимые льды, вынужден был отказаться от продолжения плавания. На обратном пути умер у берегов Камчатки. - Б. С.
   56 Ратманов Макар Иванович (1772-1833) - вице-адмирал. Совершил кругосветное плавание на шлюпе "Надежда", был первым помощником Крузенштерна.
   57 Коцебу Отто Евстафьевич (1788-1846) - выдающийся русский мореплаватель и исследователь океанов. Трижды совершал кругосветные плавания, открыл ряд островов в Океании, провел важные работы по изучению американского побережья Чукотского моря. В 1803-1806 гг. кадетом участвовал в первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна. В 1815-1818 гг., командуя бригом "Рюрик", совершил второе кругосветное плавание. В 1816 г. им были открыты в группе островов Россиян (Туамоту) в Южной Полинезии остров Румянцева (Тикей), атоллы Спиридова (Такапото), Рюрик (Арутуа), Крузенштерна (Тикахоу), а в Микронезии - атоллы Кутузова (Утирик) и Суворова (Така). У северо-западных берегов Америки экспедицией открыты и описаны бухта Шишмарева, остров Сарычева, обширный залив Коцебу, залив Св. Лаврентия; посещены Уналашка (Лисьи, Алеутские острова), залив Сан-Франциско и Гавайские острова.
   В 1823-1826 гг., командуя шлюпом "Предприятие", совершил третье кругосветное плавание с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. За время этого плавания были открыты многие острова в Океании и проведены важные океанографические исследования.
   Во время плавания шлюпа "Предприятие" на нем проводил свои исследования молодой русский физик, впоследствии академик Э. X. Ленц. Оценивая результаты экспедиции, океанограф Ю. М. Шокальский писал: "Труды Коцебу и Ленца в 1823-1826 гг. представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться".
   58 Сарычев Гаврила Андреевич (1763-1831) - русский адмирал, известный гидрограф и военно-морской деятель, почетный член Российской академии наук. После окончания в 1778 г. Морского кадетского корпуса служил на кораблях Балтийского флота. В 1784 г. принимал участие в описании рек Днестра и Сожа. В 1785 г. был командирован в Сибирь для участия в северо-восточной географическо-астрономической экспедиции, которая под руководством И. И. Биллингса проводила исследования и-съемку берегов Сибири и Алеутских островов. В 1786-1794 гг., командуя судном "Ясашна", совершил плавание из устья Колымы в Северный Ледовитый океан, где достиг границы непроходимых льдов; на судах "Слава России" и "Черный орел" прошел из Охотска к северо-западным берегам Америки. По возвращении из экспедиции Сарычев командовал различными кораблями Балтийского флота. В 1812 г. опубликовал атлас карт Балтийского моря, составленный на основе работ по описанию Финского залива и Балтийского моря. Атлас долгое время служил практическим руководством для моряков. В последующие годы Сарычев занимал различные руководящие посты: председателя Комитета по преобразованию Камчатского края, командующего практической эскадрой Балтийского флота, главного командира Кронштадтского порта, генерал-гидрографа Морского штаба. Сарычев сыграл видную роль в подготовке ряда русских кругосветных экспедиций первой половины XIX в.
   59 "...Чтоб солнце... не привести во время полудня над остров и чрез то не потерять верной обсервации..." Для определения широты места по солнцу в полдень нужно, чтобы это светило было над чистым горизонтом (со стороны солнца на горизонте не должны быть острова, горы, населенные пункты и т. д.).
   60 "Двухстихийное тюленьего рода животное" - способно жить на суше и в море.
   61 Чириков Алексей Ильич (1701 -1748) - известный русский мореплаватель. Участник первой камчатской экспедиции (1725-1730) под командой В. И. Беринга. В 1741 г. на пакетботе "Св. Павел" Чириков на два дня раньше Беринга достиг северо-западного берега Америки. На обратном пути открыл острова Алеутской гряды: Умнак, Адах, Агатту и Атту.
   62 24 : 12 : 20 = 10 миль - так выражен арифметический расчет неучтенной величины течения. С 12 часов 4 июня до 12 часов 5 июня скорость течения была определена за 24 часа и равнялась 12 милям. В. М. Головнин принял то же течение и далее, считая, что скорость не изменилась вплоть до 8 часов 6 июня. За 20 часов (с 12 часов 5 июня до 8 часов 6 июня) снос корабля составил 10 миль к югу. При той же скорости в 8 часов 6 июня счислимое место было исправлено этими 10 милями. Известно, что каждая миля (1852,3 м) на местности соответствует одной минуте широты на карте. Получилось (55 48' - 10') 55°38'. - К. Ф.
   63 Сущность метода определения положения острова Укамока по пеленгам заключалась в том, что, имея обсервованное место (широта 55°54'53", долгота 155°00'37"), последовательно брались пеленги на выступающий северный мыс острова. Пеленги, взятые в разное время, наносились на карту. Точка пересечения пеленгов на карте давала широту и долготу пеленгуемого мыса острова. Несколько таким путем определенных точек острова позволяли ориентироваться в положении и размерах его. - К. Ф.
   64 Яврашка, или еврашек, - суслик.
   65 Алякса - на русских картах конца XVIII - начала XIX в., изображающих побережье северо-западной Америки, так назывался юго-западный выступ полуострова Аляска. - Б. С.
   66 Лисянский Юрий Федорович (1773-1837) - выдающийся русский мореплаватель. После окончания в 1786 г. Морского кадетского корпуса участвовал в русско-шведской воине (1788-1790). С 1793 по 1797 г. находился в командировке на английском флоте. За это время на английских кораблях совершил плавание в Северную Америку, Вест-Индию, Индию и в Южную Африку. Вернувшись в Россию, принял деятельное участие в подготовке первой русской кругосветной экспедиции и был назначен командиром шлюпа "Нева" под общим начальством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего в то же время кораблем "Надежда". Прослужив три года после окончания экспедиции на Балтийском флоте, Лисянский в 1809 г. вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Результаты плавания и научных исследований были обобщены в труде, опубликованном в 1812 г. под названием "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах... на корабле "Неве" под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского".
   67 Аспид - слоистый минерал черного цвета.
   68 Шелехов Григорий Иванович (1747-1796), точнее, Шелихов - основатель торговой компании, которая потом получила название Российско-Американской компании.
   69 Порт Ново-Архангельск (Ситха)-центр Русской Америки, основан Барановым в 1799 г. под именем Ситха на одноименном острове. R 1802 г. индейцы, подстрекаемые иностранцами, совершили нападение на Ситху, сожгли ее и почти всех русских и алеутов, проживавших там, перебили или взяли в плен. В 1804 г. порт восстановлен и переименован в Ново-Архангельск.
   70 Миллер Герард Фридрих (1705-1783) - известный историк Сибири. Головнин, наверное, имеет в виду его труд "Описание морских путешествий по Ледовитому морю". СПб., 1758.
   71 Имеется в виду Авачинская бухта, на берегах которой в 1741 г. Беринг и Чириков основали город Петропавловск-на-Камчатке.
   72 Кусков Иван Андреевич (1765-1823) - мореход. С 1790 по 1821 г. находился на службе Российско-Американской компании. Ближайший помощник Н. А. Баранова, он принимал деятельное участие в исследовании Русской Америки и ее заселении. В 1808-1812 гг. несколько раз ходил в Калифорнию: основал крепость Росс (1812) и организовал русские промыслы на калифорнийском побережье, включая залив Сан-Франциско. За девять лет управления крепостью Росс сыграл значительную роль в развитии земледелия, скотоводства, в исследовании района Сан-Франциско. В районе до сих пор сохранились построенные во времена правления Кускова здания и другие памятники. Вскоре после возвращения на родину умер в городе Тотьме. В последующие годы между Калифорнией и Россией поддерживались оживленные торговые связи.
   73 Крепость Росс - русское поселение на территории Калифорнии, основанное Российско-Американской компанией в 1812 г. Просуществовала до 1841 г.
   74 Новый Альбион (New Albion) - название части калифорнийского берега, данное английским мореплавателем и пиратом Дрейком в 1578 г.
   75 Пустить остановившийся хронометр в пункте, где точно определена долгота, не представляет большой сложности. Как по хронометрическому времени можно определить долготу, так и по известной долготе можно установить гринвичское время, которое показывает хронометр. Разница во времени между двумя пунктами равна разнице в градусах долготы, умноженной на четыре, так как Земля расстояние в 1' проходит за 4 минуты. Следовательно, на меридиане 120° к западу от гринвичского, где время - 0 часов, было 120 X 4 = 480 минут, или 8 часов. - К. Ф.
   75 Территория Верхней, или Новой, Калифорнии входит сейчас в состав США (штат Калифорния). Старая Калифорния принадлежит Мексике. Она расположена на полуострове и делится на штат Северная Нижняя Калифорния и территорию Южная Нижняя Калифорния. - Б. С.
   77 Кортецово море, море Кортеса - так впервые именем испанского конкистадора Э. Кортеса был назван Калифорнийский залив. Называли его также Багряным, или Алым, морем из-за плавающих в нем красных водорослей или от темно-красных песков, окаймлявших берега залива. - В. С.
   78 Дрейк (Drake) Френсис (р. ок. 1543 - ум. 1596) - английский мореплаватель, пират, совершавший разбойничьи набеги на африканские берега и иностранные суда. В 1577-1580 гг. осуществил кругосветное плавание, которое было первым после путешествия Магеллана. Дрейк пересек Атлантический океан, пробрался в Магелланов пролив и вышел в Тихий океан. В 1588 г. отряд кораблей Дрейка нанес решающее поражение испанской "Непобедимой армаде". Во время пиратского набега на южноамериканские берега умер недалеко от Портобельо.
   79 "Но это было, когда они не признавали Иосифа королем Испанским" - речь идет о Жозефе Бонапарте, возведенном своим братом Наполеоном I на испанский престол (1808-1813).
   80 Маршанд (Маршан) Этьен - французский мореплаватель XVIII столетия. В 1791 г. исследовал восточную группу Маркизских островов. - Б. С.
   81 Тамеамеа - один из племенных гавайских вождей, объединивший страну и ставший королем под именем Камеамеа.
   82 "Животно-растение" - имеется в виду одна из морских форм животных, ведущих сидяче-прикрепленный образ жизни.
   83 Компанейское заселение. В 1816 г., выполняя якобы поручение Российско-Американской компании, медик Шеффер организовал поселение на острове Атуай (Кауай) и поднял русский флаг. Через несколько месяцев поселение было уничтожено гавайцами. (См. Д. Д. Тумаркин. Вторжение колонизаторов в "край вечной весны". М., 1964, стр. 134-166.)
   84 Диксон Джордж - английский мореплаватель XVIII в., изучавший побережье Северной Америки.
   85 Сандвичевы (Гавайские) острова (Hawaiian Islands) - архипелаг в центральной части Тихого океана, состоящий из 24 островов, вытянутых на 3600 км. Площадь - 16,7 тыс. кв. км. Административный центр и главный порт - Гонолулу, расположен на острове Оаху, там же главная военно-морская база США на Тихом океане Перл-Харбор. Острова открыты испанцами во второй половине XVI в., затем Куком - в 1778 г. С 1898 г., а фактически еще раньше США превратили архипелаг в свою колонию. В 1959 г. Гавайские острова получили статут 50-го штата США.
   Подавляющая часть коренного населения погибла в результате колониального угнетения. Население (633 тыс. в 1960 г.) состоит в основном из иммигрантов (японцев, американцев, филиппинцев и др.). Важнейший транспортный узел в северной части Тихого океана. Специализируются на производстве ананасов и сахарного тростника.- Б. С.
   86 "...торг с Китаем принадлежит одной Ост-Индской компании". Вся торговля с Китаем была в руках английской Ост-Индской компании, но с монополией последней не считались капиталисты других стран, в том числе капиталисты США.
   87 "...а когда в последнюю войну англичан с американцами..." - В. М. Головнин имеет в виду войну за независимость США в 1775-1783 гг. Война закончилась победой американского народа. По Версальскому мирному договору, заключенному в 1783 г., Англия признала независимость США. Американский народ сбросил гнет английских колонизаторов, что привело к быстрому развитию производительных сил. В революционной войне против Англии активное участие принимали негры.
   88 "Имена сих островов... всего одиннадцать" - современные их названия даны в том же порядке, как и в тексте: Гавайи (10,4), Мауи (1,9), Кахулави (0,1), Ланаи (0,4), Молокаи (0,7), Оаху (1,6), Кауаи (1,4), Ниихау (0,2), Леуха, Каула, Молокин (в скобках указана площадь в тыс. кв. км).
   89 В настоящее время в мире известны гораздо более высокие горы.
   90 "Географы... не согласны, были ли Сандвичевы острова прежде капитана Кука посещены европейцами". В настоящее время можно предположить, что со второй половины XVI в. испанские корабли, используя постоянные западные ветры и попутные течения, возвращались с Филиппин в Мексику северным путем и заходили иногда на Гавайские острова.
   91 Гуахан (Гуам) - самый южный из Марианских островов, открытых Магелланом и принадлежавших до 1898 г. Испании. С 1898 г. колония США. Территория - 533 кв. км, население - 67 тыс. (1960). Главный город - Аганья. На острове находится крупная военно-морская и воздушная база США и значительная часть населения занята ее обслуживанием.
   92 Ансон Джордж (1697-1762) - английский кругосветный мореплаватель, руководивший несколькими экспедициями. В 1740-1744 гг. командовал эскадрой, действовавшей на морских путях Испании в южной части Тихого океана. - Б. С.
   93 "Каролинских... власть испанцев не достигала". Каролинские острова (англ. - Caroline Islands; исп. - Carolinas Islas) находятся в западной части Тихого океана, состоят из 936 островов площадью 1320 кв. км. Открыты испанским мореплавателем Сааведра в 1528 г., но власть испанцев утвердилась лишь в 1885 г. В 1899 г. Испания продала острова Германии, в 1919-1945 гг. ими управляла Япония по мандату Лиги наций. С 1947 г. входят в состав Подопечной территории тихоокеанских островов США. Население - 57,4 тыс. (1963). - Б. С.
   94 Малеспина, Маласпина Алессандро - испанский мореплаватель конца XVIII в., руководивший экспедицией по отысканию северо-западного прохода. Провел 4 года у берегов Аляски. Исследовал также берега Южной Америки и Филиппинских островов. - Б. С.
   95 Корень ям (правильно ямс) - вьющееся травянистое растение, распространенное в тропиках обоих полушарий. Его съедобные клубни содержат много крахмала.
   96 Баши (Батан) - группа островов на 20° с. ш. между Тайванем и Филиппинами, принадлежат Филиппинам. - Б. С.
   97 Лукония, правильно Лусон (Luzon) - самый крупный из Филиппинских островов (площадь - 105,6 тыс. кв. км). Политическое и экономическое ядро Филиппин. На его долю приходится 35% территории и 47% населения страны. - Б. С.
   98 Китайское море - имеется в виду Южно-Китайское море.
   99 Индейский театр - испанцы называли жителей Филиппинских островов индейцами, распространяя на них названия, которые они применяли в отношении коренных жителей своих американских колоний.
   100 Жители таголы - тагалоги, или тагалы, - вторая по численности (5,3 млн. в 1959 г.) и наиболее развитая филиппинская народность, населяющая восточные, центральные и южные районы острова Лусон. Тагальский язык объявлен государственным языком Филиппин, хотя и до сих пор государственные учреждения ведут дела на английском и испанском языках, - Б. С.
   101 Бетель - вид перца (Piper betle). Его листья, смешанные с семенами арековой пальмы и известью, употребляются для жевания как наркотическое средство.
   102 В. М. Головнин обстоятельно описывает нравы и обычаи народов тех стран, которые ему довелось посетить. Он восторженно отзывается об их трудолюбии, изобретательности, культуре. Вместе с тем он отмечает не только добродетели, но и слабости людей, их пороки (обман, ложь, воровство и т. д.). Подобные пороки порождались историческими условиями общества, основанного на эксплуатации человека человеком. Это, например, нужно иметь в виду, когда Головнин дает характеристику китайским ремесленникам и купцам, проживавшим на Филиппинских островах.
   Гонимая нуждой и безжалостной эксплуатацией феодалов, разорившаяся часть китайского населения в поисках лучшей жизни покидала родину и уходила в чужие страны. Но и здесь эти люди попадали в тяжелое положение. Лишенные достаточных источников существования и обремененные налогами в пользу испанской короны, они, естественно, стремились изделия своего труда продавать с наибольшей выгодой для себя. Об этой черте, характерной для всех купцов и мелких торговцев независимо от их национальности, метко сказал Головнин: "Между большим купцом и малым не бывает никакой разности" (В. М. Головнин. Сочинения и переводы. Т. 5. СПб., 1864, стр. 129).
   103 "...испанское правительство никакому европейскому народу не позволяло торговать в своих колониях". В первой четверти XIX в. Испания, ослабленная национально-освободительной борьбой народов Латинской Америки, вынуждена была отказаться от своей прежней политики изоляции Филиппин и открыть доступ на Филиппины кораблям других государств, в первую очередь этим воспользовались Англия и США.
   104 Гуава, гуайява - деревья и крупные кустарники семейства миртовых, возделываются в тропических странах. Плоды гуавы, ароматные, сочные, кисло-сладкие, имеют большую пищевую ценность. - Б. С.
   105 "Малейские разбойники" - речь идет о действиях пиратов против испанских колонизаторов. Василий Михайлович, много занимавшийся вопросами военно-морского искусства, оценивает политику испанского правительства и неудачи его в борьбе с пиратами с точки зрения морской тактики и с этих позиций критикует его. В. М. Головнин не анализирует социально-экономических условий, породивших морской разбой. Между тем пиратство на Тихом океане являлось одной из форм борьбы коренных жителей с европейскими колонизаторами. Лишенные источников существования и доведенные до отчаяния, местные жители совершали нападения в открытом море на торговые суда европейцев. Можно предположить, что действия пиратов на морских путях сообщения были организованы местными старейшинами и вождями племен.
   106 Каракатоа, правильно Кракатау - действующий вулкан на маленьком островке в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра. В 1883 г. произошло исключительное по силе извержение вулкана, уничтожившее 2/3 вулканического островка. - Б. С.
   107 Новая Голландия - прежнее название Австралии. Дано голландскими мореплавателями, открывшими в XVII в. ее северные и южные берега. - Б. С.
   108 Ост-Индская компания - английская Ост-Индская компания, обладавшая правом монопольной торговли с Индией и Китаем. Существовала в 1600-1858 гг. и сыграла большую роль в захватнической колониальной политике английского капитала, особенно в завоевании Индии. Остров Св. Елены находился во владении компании до 1834 г.
   109 "Неудачи северополярной их экспедиции" - Головнин имеет в виду неудачную попытку англичан достигнуть в 1818 г. Северного полюса на кораблях "Доротея" и "Трент" под командой Давида Бьючена. Встретив тяжелые льды, на 80°34' с. ш. корабли повернули обратно.
   110 Матюшкин Федор Федорович (1799-1872) - адмирал, выдающийся мореплаватель и исследователь Арктики. Друг А. С. Пушкина, вместе с которым в 1817 г. окончил Царскосельский лицей. В качестве волонтера, а затем мичмана участвовал в кругосветном плавании на шлюпе "Камчатка" под командой В. М. Головнина. В 1820-1824 гг. исследовал в арктической экспедиции Врангеля берега Северного Ледовитого океана от устья Индигирки до острова Колючина.
   В 1825-1827 гг. на шлюпе "Кроткий" под командой Ф. П. Врангеля отправился в кругосветное плавание. В 1828-1829 гг. на корабле "Эммануил" совершил переход из Кронштадта в Мальту и принимал участие в блокаде Дарданелл. В последующее десятилетие служил на Черноморском и Балтийском флоте, командуя различными кораблями. В 1867 г. произведен в адмиралы.
   111 "Лучшего состояния люди открыто говорили нам, что революция в Португалии должна скоро последовать" - Головнин имеет в виду нараставшее недовольство португальского народа против английских оккупантов, которые довели Португалию до крайней степени разорения и нищеты. В авангарде борьбы против чужеземного гнета и местных феодалов и клерикалов выступила португальская армия, находившаяся под сильным влиянием идей испанской революции. Начавшаяся в 1820 г. буржуазная революция в Португалии покончила с английской оккупацией.
   112 Статистическая таблица содержит весьма ценные цифровые материалы, показывающие состояние экономики индейских селений в начале XIX в. На основе их соответствующей обработки можно получить интересные показатели, характеризующие количество скота и сбор урожая важнейших сельскохозяйственных культур на душу населения, соотношение собранного урожая и расхода семян.
   При использовании материалов таблицы следует иметь в виду, что итоговые показатели ее содержат некоторые погрешности, например в отличие от указанных в таблице данных общее количество рогатого скота по всем населенным пунктам должно составить 139 707, овец - 174 803, лошаков и ослов - 1915 голов.
   Не совпадают итоговые данные состава отдельных видов культур в посеве и жатве с полученными при суммировании показателями по отдельным населенным пунктам. Частично это объясняется тем, что данные расхода семян и сбора урожая по отдельным видам выращиваемых культур в некоторых случаях приводятся со значительными интервалами (в миссии Св. Иоанна сбор бобов колеблется от 55 до 1 фанеги).
   Указанные неточности по своей величине незначительны, и они не могут влиять на общие выводы при анализе таблиц.
   При составлении примечаний была использована следующая литература: Большая Советская Энциклопедия, Краткая Географическая Энциклопедия, Советская Историческая Энциклопедия, Энциклопедия военных и морских наук. Под ред. Г. А. Леер, т. 1-8. СПб., 1883-1897; В. М. Головнин. Сочинения (примечания И. П. Магидовича). М.-Л., 1949; В. М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана". М., 1961; И. П. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М., 1957; его же. Известные русские мореплаватели. В кн. "Русские мореплаватели". М., 1950; Дж. Бейкер. История географических открытий и исследований. М., 1950; Бразилия. Экономика, политика, культура. М., 1963; Общий морской список. Ч. I-XIII.- СПб., 1885-1907; Encyclopedie Britannia и другая справочная и историко-географическая литература.
   Примечания, принадлежащие Б. П. Супруновичу, отмечены инициалами Б. С., примечания К. Ф. Фокеева - инициалами К. Ф. Остальные примечания принадлежат В. А. Дивину.
  

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА МЕР

МЕРЫ ДЛИНЫ

  
   Миля - русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы, = 7 верстам = 7468 м
   Миля морская = 1853 м
   Миля географическая - нидерландская мера длины = 7407 м (1/15 градуса)
   Миля голландская = 5556 м (1/20 градуса)
   Верста - старинная русская мера длины = 500 саженям = 1067 м
   Сажень - старинная русская мера длины = 3 аршинам = 7 футам = 2,134 л
   Ярд - английская мера длины = 3 футам = 91,4 см
   Фут = 12 дюймам = 30,48 см
   Дюйм = 2,54 см (1/12 фута)
  

МЕРЫ ВЕСА

  
   Фунт русский = 409,5 г
   Унция - аптекарская мера, которая применялась в России, = 29,9 г (1/12 аптекарского фунта)
   Золотник - старинная русская мера = 4,27 г (1/96 фунта)
   Арроба - испанская мера = 11,5 кг
   Квинтал (квинталь) малый (центнер) - испанская мера = 100 фунтам = 46 кг (4 арробы)
  

МЕРЫ ОБЪЕМА

  
   Четверик - старинная русская мера объема сыпучих веществ = 26,2 л
   Фанега - испанская мера объема сыпучих веществ = 55,5 л

 []

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

  

А

  
   Азимут (стар. азимуф) - то же, что и пеленг. Угол между меридианом наблюдателя и направлением на избранный предмет (небесное светило). Отсчитывается от 0 до 360° по ходу часовой стрелки на азимутальном круге компаса.
   Арсенал - в военных портах склады для хранения и ремонта оружия, военного имущества. В артиллерийском арсенале хранилось артиллерийское оружие и боезапас к нему. Обычно арсенал располагал достаточной ремонтной базой, казармами для солдат и учебными артиллерийскими классами.
   Астрономические наблюдения - производятся для определения места корабля или положения островов, мелей, фарватеров по небесным светилам. В эпоху парусных кораблей астрономические наблюдения осуществлялись при помощи секстана, хронометра, компаса, пеленгатора. Эти приборы позволяли замерять высоты светил, брать направление на них и засекать точное время. По полученным данным и таблицам "Астрономического ежегодника" вычислялись широта и долгота места.
   Астрономический ежегодник - сводные таблицы координат небесных светил (склонения, прямого восхождения), рассчитанные на много лет вперед. Астрономический ежегодник позволяет выбирать нужные для решения астрономических задач координаты того или иного светила для любого момента. Во времена плавания Головнина пользовались английским "Астрономическим календарем", выпускаемым с 1773 г. В СССР астрономический ежегодник издается Ленинградским астрономическим институтом с 1930 г.
   Ахтерштевень - кормовая (задняя) часть судна, как бы продолжающая киль. Прочная деревянная конструкция на парусных судах.
  

Б

  
   Байдарка - промысловая лодка местной конструкции. Широкую известность получили легкие алеутские байдарки, деревянный остов которых обтягивался тюленьей кожей. Сейчас байдарками называют легкую спортивную лодку (обычно одноместную) с двухлопастным веслом.
   Баркас - самая большая парусно-гребная военная шлюпка, имеющая до 22 весел. Служит для перевозки людей, грузов, завоза якорей (верпов). Баркасы достаточно мореходны и как посыльные суда могли ходить под парусом в любую погоду. При необходимости вооружались легкой артиллерией.
   Барометр - прибор для измерения величины атмосферного давления. Бывают ртутные и анероидные. Величина давления отмечается в миллиметрах на шкале ртутного столба. Во времена плавания Головнина показания барометра выражались в дюймах. Нормальное давление соответствовало 30 дюймам, или 760 мм.
   Банка - отдельно лежащая мель, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин. Если глубина не превышает 20 м, банка считается опасной. Именуется сомнительной, если ее место и глубина не точно определены. Сиденья (скамейки) для гребцов на гребных судах также называются банками.
   Балласт - груз, специально принимаемый на судно для улучшения его мореходных качеств (в тех случаях, когда полезного груза на судне недостаточно). В качестве балласта могут служить вода, камень, чугунные болванки и т. п.
   Бейдевинд - курс корабля относительно ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля менее 80°. Различается полный бейдевинд, когда угол между 80 и 60°, и крутой бейдевинд - при угле менее 60°.
   Бизань - кормовая (задняя) мачта на парусном судне, имеющем три и более мачты, иначе бизань-мачта. Бизанью называется также нижний косой парус на бизань-мачте (см. рис. на стр. 359).
   Боцман - старшина палубной команды на кораблях. Непосредственный начальник всех матросов, ответствен за выполнение всех погрузочно-разгрузочных работ. Отвечает за чистоту и порядок на судне.
   Бриг - двухмачтовое, относительно небольшое судно с прямыми парусами. Вооружен 18-26 пушками, установленными на верхней палубе. Предназначался для крейсерской и посыльной службы.
   Бригантина - легкое двухмачтовое парусное судно, у которого передняя (фок) мачта с прямыми парусами, а вторая (грот) мачта с косыми парусами.
   Бруствер - земляная насыпь в виде вала для защиты бойцов от неприятельских пуль. Служит предмостным укреплением для обороны слабых участков крепостной стены.
   Буксир - судно, тянущее за собой (буксирующее) другое судно. В парусную эпоху буксиры были гребные. Буксиром называется также толстый канат, которым одно судно тянет другое.
   Буйреп - прочный тонкий трос, которым буй (плавучий знак) привязан к якорю.
   Бушприт - прочный брус или шест, выставляемый вперед с носа судна для крепления парусов. Таким путем улучшаются маневренные качества парусных судов (см. рис.).
  

В

  
   Верп - вспомогательный судовой якорь весом в три раза меньше станового (основного) якоря. Применяется при снятии судна с мели, перетягивании судна на другое место и т. п. Широко использовался на парусных судах в безветрие при выходе из порта, из мелководного района. Верп завозился на больших шлюпках - баркасах.
   Видимость - предельное расстояние, дальше которого при данном состоянии атмосферы объект наблюдения становится невидимым. Во времена плавания Головнина наблюдения производились визуально, невооруженным глазом, иногда с помощью простейших оптических средств.
  

Г

  
   Галион (галионт) - один из основных типов парусных судов средневековья. Родина галиона - Испания. Из высокобортных малоповоротливых галионов состояла испанская "Непобедимая армада". Во времена Головнина это название сохранялось за испанскими двухмачтовыми, вооруженными легкой артиллерией судами с прямыми парусами. Галионы перевозили в колонии коммерческие грузы, вмещая по тысяче и более тонн каждый.
   Галс - положение парусного судна на ходу относительно ветра. При ветре в левый борт судно идет левым галсом, в правый борт - правым галсом. Часть пути корабля от поворота до поворота также называется галсом. Делать галсы - значит лавировать, т. е. часто менять курсы.
   Галфинд - курс парусного судна, когда ветер дует в борт под углом, близким к 90° (в пределах 80-100°).
   Гласис - земляная или из мелкого камня насыпь перед наружным рвом крепости или другого инженерного укрепления, обращенная пологой частью в сторону противника.
   Гон-дек - нижняя батарейная палуба, на которой ставились крупнокалиберные тяжелые орудия.
   Грот - нижний парус на грот-мачте, крепящийся к грот-рею. Слово "грот" прибавляется к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты, например грот-марсель - прямой парус на марс-рее грот-мачты (см. рис.).
   Гюйс - флаг, поднимаемый на носу военных кораблей при стоянке. На стр. 198 говорится, что флаг Овайгийского государства имел в углу английский гюйс, т. е. такую же расцветку, какая принята для гюйса английского флота. Гюйс поднимается (спускается) ежедневно вместе с подъемом (спуском) военно-морского флага.
  

Д

  
   Джонка - китайское мореходное судно с парусным вооружением, пригодным для плавания лишь при попутном ветре. Лавировать не могло, поэтому при плавании из китайских портов на Филиппины и обратно китайские моряки ждали попутного ветра.
   Диаметральная плоскость - воображаемая продольная линия, делящая корабль на две равные и симметричные половины. Курс корабля и другие штурманские расчеты производятся от диаметральной плоскости.
   Дрек - якорь гребных судов весом от 15 до 60 кг. Во времена Головнина это был маленький шлюпочный якорь весом 15-20 фунтов.
   Дрейф - снос судна с намеченного курса под воздействием ветра или течения; движение судна, потерявшего ход вместе с движением воды, льда или под влиянием ветра. "Лечь в дрейф" означало так расположить паруса, чтобы часть из них давала судну ход вперед, а остальные - назад, в результате чего судно оставалось без хода, сохраняя свое место.
  

З

  
   Завозы - способ выхода парусных судов из узкостей или стесненного района при противном ветре или штиле. Для этого по курсу (в нужную сторону) при помощи баркаса, завозят верп (малый якорь) и судно подтягивается к нему. Завозы верпа повторяются, пока судно не выйдет на простор, где можно поставить паруса.
   "Зарифить", или "взять рифы", значило убавить площадь парусов. Достигалось свертыванием части того или иного паруса и удержанием его в таком положении рифштертами (нашитыми на парус веревочками).
  

К

  
   Кану - небольшая лодка жителей Сандвичевых островов. Однодеревка, т. е. сделана путем выдалбливания из одного дерева.
   Канонерская лодка - до середины XIX в. гребное судно, вооруженное одной или двумя крупнокалиберными пушками и фальконетами. Использовалась в островных районах при осаде крепостей и в десантных действиях.
   Картуз - специальный мешочек с порохом, закладываемый в канал ствола в качестве заряда гладкоствольных орудий. Количество пороха зависело от калибра орудия и веса ядра. Сам мешочек изготовлялся из шелка-сырца.
   Картушка - важная составная часть компаса. Служит для определения направления стран света при помощи диска на верхней ее плоскости, разделенного на 360° и 32 румба. К картушке прикрепляются магнитные стрелки таким образом, что она все время поворачивается нулевым градусом, то есть нордом (N) к северу. Картушка плавает в котелке с жидкостью и опирается на шпильку. Жидкость наливается для того, чтобы при качке предохранить картушку от действия вибрации корпуса корабля. Отсчет у носовой курсовой черты дает компасный курс корабля, который переводится в истинный путем введения поправок (магнитного склонения и девиации).
   Корветта (корвет) - легкое трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением. Обладало хорошими ходовыми и маневренными качествами, имело 20-30 орудий и предназначалось для разведки и посыльной службы.
   Компас - прибор, позволяющий ориентироваться на море (на земле, в воздухе) относительно направления истинного меридиана. Направление на север - юг удерживается при помощи магнитной стрелки. Во времена плавания Головнина применялись только магнитные компасы, состоящие из котелка с картушкой, пеленгатора и колпака.
   Крейсер - легкое парусное судно, выполняющее функции разведывательных и связных судов и обладающее хорошими ходовыми качествами. Подобные суда нередко использовались для нарушения торговых коммуникаций противника.
   Крейсировать - плавать в определенном районе отдельным кораблям или соединениям с целью разведки, охраны берегов, нападения на неприятельские суда.
   Крюйс-пеленг - один из способов определения места корабля в море. Через определенные промежутки времени последовательно берутся два пеленга одного и того же предмета. Пройденное по лагу при неизменном курсе расстояние откладывается на карте между пеленгами по истинному курсу корабля. Местонахождение корабля определяется графически.
   Купор - специальность матроса-бочара, обеспечивающего укупорку бочек с водой и провизией.
  

Л

  
   Лавировать - двигаться на парусном судне против ветра переменными курсами (зигзагами) и тем обеспечивать продвижение корабля вперед. Только благоприятный попутный ветер мог исключить лавировку парусного судна.
   Лаг - прибор, определяющий скорость хода корабля и учитывающий пройденное расстояние. Лаги бывают простые, электромеханические и гидравлические. В то же время под лагом иногда подразумевается борт корабля. "Встать лагом к волне или ветру" - значит развернуть судно бортом к волне или ветру.
   Латинские паруса - косые, треугольной формы паруса. Прикрепляются к длинным наклонным реям гипотенузной стороной. Широко применялись на средневековых галерах, бригантинах и других небольших судах.
   Линь - тонкий трос, выдела

Другие авторы
  • Стромилов С. И.
  • Аппельрот Владимир Германович
  • Потемкин Петр Петрович
  • Осиповский Тимофей Федорович
  • Давыдов Гавриил Иванович
  • Найденов Сергей Александрович
  • Соймонов Михаил Николаевич
  • Бухов Аркадий Сергеевич
  • Языков Николай Михайлович
  • Серафимович Александр Серафимович
  • Другие произведения
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Начало века
  • Катков Михаил Никифорович - Смысл всенародного движения
  • Шекспир Вильям - Отелло, венецианский мавр
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Гетманские грехи
  • Островский Александр Николаевич - Художественные произведения
  • Менделеева Анна Ивановна - Менделеев в жизни
  • Иванов Вячеслав Иванович - Письмо к Д. С. Мережковскому
  • Гроссман Леонид Петрович - Салтыков-сказочник
  • Потемкин Григорий Александрович - Ордера кн. Потемкина
  • Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 2
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 482 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа