нный, как правило, из пеньки высшего качества толщиной не более 25 мм. Применяется в оснастке такелажа, для буксировки лага, для измерения глубин лотом. В последнем случае линь называется лотлинем.
Линейный корабль - самый крупный и мощный военный корабль, предназначенный для эскадренного сражения. В парусную эпоху имел три мачты с полными (прямыми) парусами и был вооружен 70-130 орудиями тяжелой и средней гладкоствольной артиллерии, расположенной в трех деках (палубах).
Лот - прибор для измерения глубин моря с корабля и определения состава грунта. В парусном флоте применялись ручной лот с гирей до 4 кг, подвешенной на лотлине (веревке) длиной до 75 м (40 сажен), и обносной с гирей до 16 кг и длиной лотлиня до 200 сажен. При тихом ходе и малой глубине применялся ручной лот, а на больших глубинах обносной. На шлюпе "Камчатка" длина лотлиня была увеличена до 300 сажен. В наше время кроме ручного и механического лота широко применяются электрические - эхолоты.
Лоцман - лицо, хорошо знакомое со всеми условиями прохода к данному порту или плавания на каком-либо участке пути. В обязанности лоцмана входит проводка судов в пределах своего участка.
Лунные расстояния - способ определения долготы места путем последовательного измерения угловых расстояний между луной и какой-либо известной звездой. Взятые через определенное время измерения позволяли с помощью "Астрономического ежегодника" определить положение наблюдателя. Трудность в определениях таким способом возникала при частых изменениях видимости. Появление облачности и туманов срывало наблюдения.
Лядунка - медная коробка, в которой комендоры периода гладкоствольной артиллерии хранили запас вытяжных трубок. При ведении огня лядунка надевалась на ремень.
Марсель - второй снизу парус на парусных судах с прямым вооружением (см. рис.).
Мачта - вертикальное составное дерево на судне, прочно соединенное с килем и возвышающееся над верхней палубой. На парусном судне мачта является основой для всего рангоута и такелажа, предназначенных нести паруса. Мачты использовались также для наблюдения и поднятия различных зрительных и световых сигналов. Фок-мачта - первая от носа; грот-мачта - вторая, или средняя; бизань-мачта - третья, или задняя (см. рис.).
Маяк - специальное сооружение на возвышенном берегу или на воде (плавучий), хорошо приметное с моря и имеющее источник света. Предназначается для лучшей ориентации мореплавателей. В ночное время на маяках зажигаются огни. Для каждого маяка существуют характерные признаки огней (цвет, продолжительность горения, дальность видимости). Маяки оборудуются средствами подачи звуковых сигналов в плохую видимость и во время туманов.
Меридиональная высота солнца или другого светила есть угловая высота светила, измеренная в момент нахождения его на меридиане наблюдателя. Существует способ определения широты места по меридиональной высоте светила (Солнца, Луны, звезд), где используется зависимость между высотой светила в момент его кульминации (т. е. когда оно проходит через самую высокую точку небесного свода) и широтой места наблюдателя.
Навигация - отрасль кораблевождения. Наука о методах вождения кораблей при помощи береговых знаков и ориентиров.
Нактоуз - деревянный шкафик, в верхней части которого устанавливается судовой компас. Внутри находится прибор для нейтрализации магнитных сил корабельного железа.
Обсервация - определение места корабля при помощи мореходных инструментов. В открытом море производится путем астрономических наблюдений. При плавании в видимости берегов обсервация осуществляется навигационными способами. Место обсервованное считается более точным, чем счислимое. Надежно определенное место корабля Головнин называет обсервованным.
Опознание - определение национальной принадлежности и класса корабля.
Отшествие - какой-либо приметный пункт по выходе из порта, от которого начинается плавание. Так, пунктом отшествия из Европы Головнин взял мыс Лизард (южная оконечность Англии).
Ошвартоваться - подойти близко к пирсу или стенке и закрепиться за них с помощью тросов (швартовов). Для схода на берег подается трап (сходня).
Пассаты (стар. пасады) - постоянные, устойчивые по направлению и силе ветры в районе тропиков, дующие от поясов высокого давления (широт 25-30°) к экватору. В северном полушарии дуют с северо-востока, а в южном - с юго-востока. Отклонение на запад вызвано вращением Земли с запада на восток. Погода в области пассатов обычно ясная.
Пеленг, или азимут, - угол между нордовой частью меридиана, проходящего через центр картушки компаса, и направлением на предмет. Величина пеленга выражается в градусах от 0 до 360 и измеряется при помощи пеленгатора, установленного на котелке компаса.
Полуденное наблюдение - мореплаватели всегда стремились взять высоту солнца в полдень, так как, чем ближе наблюдаемое светило расположено к меридиану наблюдателя, тем точнее наблюдение. Наиболее точно широта места определяется по так называемой меридиональной высоте солнца в момент его кульминации (прохождения через наивысшую точку небесной сферы), т. е. в полдень. Вместе с тем кроме солнца днем иногда можно наблюдать луну или другую планету, и если расположение светил подходящее (под углом, близким к 90°), то по одному из них можно определить широту, а по другому - долготу. Однако облачность и пасмурный горизонт затрудняют взятие высот в момент кульминации светила, и тогда рассчитанная широта оказывается недостаточно верной.
Прикладной час - среднее время запаздывания полной воды прилива относительно кульминации луны для данного пункта. Для определения точного времени наступления полной воды в прикладной час вносится поправка, соответствующая данным суткам.
Прокладка - нанесение линии пути корабля на карту.
Прямые паруса - наиболее распространенный тип парусного вооружения судов. Паруса прямоугольной, частично трапециевидной формы. Использованием прямых парусов достигалась большая рабочая площадь. Все крупные корабли в основном имели прямые паруса и лишь дополнялись парусами другой формы.
Рангоут - совокупность возвышающихся над верхней палубой корабля деревянных или металлических деталей круглого сечения. Служат для несения парусов, размещения некоторых постов управления, установки корабельных огней, подъема сигналов, флагов, антенн. К рангоуту относятся мачты, стеньги, реи, гафели, грузовые стрелы и т. п.
Редут - временное полевое укрепление в виде рва или земляной насыпи. Редуты вооружались артиллерией. Слабые испанские крепости в Калифорнии Головнин сравнивал с обычными полевыми редутами.
Рей - рангоутное дерево веретенообразной формы. Подвешивается за середину к мачте или стеньге. Служит для несения парусов. Название "рей" определяется по мачте. На фок-мачте - фок-рей и т. д.
Рейтары, или рейтеры, - средневековые конные наемные войска в Западной Европе. В России в XVIII в. рейтары были преобразованы в драгунские полки. Во времена плавания Головнина рейтарами назывались вооруженные всадники.
Рог пороховой - чаще всего это бычий рог, который использовался для хранения мелкого пороха, применяемого в пушечных запалах. В рог засыпалось пороха примерно на 25 выстрелов. Во время боя рог надевался на ремень через плечо.
Румб - направление от центра картушки (бумажного или слюдяного диска, скрепленного с магнитной стрелкой) на любую точку окружности горизонта, а также угол, равный 1/32 окружности, т.е. 11 1/4°. В настоящее время принята круговая система разбивки картушки компаса на 360°, где 0 и 360 соответствуют N (северу). Во времена же Головнина действовала еще 32-румбовая система.
Салинг - рама из брусьев. Устанавливается на верхнем конце стеньги и служит для лучшего крепления верхних снастей составных мачт.
Секстан (секстант) - мореходный прибор для определения места корабля путем измерения углов между небесными светилами и горизонтом или между видимыми с корабля береговыми предметами, нанесенными на карту.
Склонение компаса - отклонение стрелки магнитного компаса от истинного (географического) меридиана под воздействием земного магнетизма. В различных пунктах земного шара имеет различную величину, колеблющуюся в пределах от 0 до 180° к О (востоку) или W (западу) от истинного меридиана.
Скорость корабля - измеряется в узлах или в милях в час. Парусные суда при сильном попутном ветре достигали скорости 10 узлов, или 10 миль в час.
Стаксели - паруса треугольной формы впереди мачт. В штормовую погоду ставят только одни штормовые стаксели. Площадь их меньше обычных, и сшиты они из более прочной парусины.
Стеньга - рангоутное дерево, продолжающее мачту в высоту. Рангоутное дерево, продолжающее стеньгу, называется брам-стеньга. Стеньга в зависимости от ее принадлежности к той или иной мачте принимает название своей мачты, например: грот-стеньга, грот-брам-стеньга (см. рис.).
Суперкарго (суперкарг) - должность на судах заграничного плавания. Суперкарго ведает погрузкой и разгрузкой судов и расчетом с поставщиками за товары. Обычно это второй помощник капитана. На русских судах нередко назывался приказчиком.
Счисление - вычисление по формулам или графически широты и долготы места корабля на основе направления и скорости его движения. При счислении учитываются силы, сбивающие корабль с курса,- дрейф, снос и т. д. Более точное место корабля определяют при помощи навигационных и астрономических приборов, т. е. способом обсервации.
Такелаж - все снасти на парусном корабле, служащие для укрепления рангоута и для управления парусами.
Томбуй - металлический, деревянный или пробковый поплавок (буек), указывающий местонахождение якоря на грунте. Он поддерживается на буйрепе (тросе), прикрепленном к якорю.
Траверз (траверс) - направление, перпендикулярное курсу судна или его диаметральной плоскости. О замеченном предмете на этом направлении говорят "на траверзе правого или левого борта".
Узел - единица скорости корабля, равная одной миле в час. Во времена парусного флота скорость корабля измерялась по длине выпускаемого за борт лаглиня (троса). Лаглинь разбивался узелками через каждые 50, 67 фута (1/120 часть мили). Сколько узлов лаглиня вытравливалось за полминуты хода, столько миль в час проходил корабль.
Фальконет - старинная гладкоствольная пушка малого калибра, стрелявшая свинцовыми ядрами. Была на вооружении небольших парусных и гребных судов.
Фальшфейер - тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, способным гореть ярким пламенем белого цвета. Применяется для подачи ночных сигналов. Вместо фальшфейера часто сжигали смоляные бочки, чтобы привлечь внимание проходящих судов.
Фертоинг - способ постановки корабля на два якоря, когда корабль при всех разворотах находится между якорями. Применяется при сильных приливах и отливах, переменных ветрах, а также в стесненных условиях.
Фитиль - специально обработанная пеньковая веревка, пропитанная горючей жидкостью, медленно горящая без пламени. Применялся для поджигания затравочного пороха и в других случаях взамен спичек.
Фок - парус на фок-мачте (передней от носа корабля). При крепком ветре шлюп "Камчатка" нередко шел только под одним фоком (см. рис.).
Фордевинд - ветер, дующий в корму и позволяющий парусным судам развивать полный ход. Иначе называется "полный ветер".
Форштевень - передняя часть корабельного набора (остова), обладающая большой прочностью. Форштевень является продолжением киля в носовой части корабля.
Фрегат - трехмачтовое военное парусное судно с полным (прямым) парусным вооружением, обычно двухдечный (расположение артиллерии на двух палубах). По своей боевой мощи фрегат примыкает к линкорам, уступая им в артиллерии. Имел на вооружении 40-60 пушек и применялся преимущественно для разведки и крейсерских действий.
Хронометр - прибор более точного, чем обычные часы, измерения времени. Он устанавливается по времени Гринвичского меридиана.
Шканцы - часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты (средней) до бизань-мачты (задней). Шканцы - почетное место, где строился экипаж по торжественным и официальным случаям.
Шкафут - часть верхней палубы от грот-мачты до фок-мачты.
Шлюп - в парусную эпоху корабль специальной постройки, стоявший по своим размерениям и тактико-техническим данным близко к фрегатам. О шлюпе "Камчатка" Головнин писал: "Величиною сей шлюп равнялся посредственному фрегату".
Шпринг - трос, закреплен одним концом на корме, а другим соединен со становым якорем или его якорь-цепью. Натяжением или ослаблением троса можно развернуть корабль под нужным углом к направлению ветра или течения. Постановка на шпринг применялась при артиллерийских стрельбах, при проветривании корабельных помещений и в других случаях.
Штерт - тонкий короткий отрезок растительного троса.
Штульцы - старинное название створок корабельных окон.
Шхуна (стар. шкуна) - парусное судно с двумя и более мачтами и косыми парусами.
Штевни - оконечности корпуса корабля (форштевень и ахтерштевень). Обеспечивают прочность носа и кормы.
Примечание. По ведомостям, в начале 1818 года составленным.
113
|
|
|
|
На острове Кадьяке
|
|
|
См. часть 1, стр. 131
|
Павловская гавань
|
|
|
Главное селение острова, при коем есть крепостца, церковь и порядочные магазины для складки товаров
|
Игатский залив
|
|
|
В сих селениях живут артели для рыбных промыслов, а также занимаются ловлею лисиц и яврашек, но более сих последних добывают
|
Гавань Трех Святителей
|
|
|
|
Алитакский залив
|
|
|
|
Карлугский залив
|
|
|
|
Малиновский залив
|
|
|
|
Селения на острове Афогнаке
|
Подле самого Кадьяка, к северу от него
|
См. часть 1, стр. 131 и далее
|
Катмайское
|
|
|
|
Сутхумское
|
|
|
|
На острове Укамоке
|
|
|
См. часть 1, стр. 123 и далее
|
На острове Еврашечьем
|
|
См. часть 1, стр. 131 и далее
|
На острове Лесном
|
|
|
|
В Чугатской губе крепости:
|
|
|
|
Воскресенская
|
|
|
В сих крепостцах компания держит отряды промышленных или артели для торговли с природными жителями, которые променивают им разного рода меха на европейские вещи, им нужные
|
Константиновская
|
|
|
|
В Кенайской губе крепость Николаевская
|
|
|
|
На Американском берегу севернее полуострова Аляксы
|
|
|
|
Крепость Александровская
|
|
|
Учрежден торговый пост для мены с дикими
|
При Ситхинском заливе крепость Ново-Архангельская
|
|
|
См. часть 1, стр. 139 *
|
На берегах Нового Альбиона
|
|
|
|
|
|
|
|
Крепость Росс
|
|
|
См. часть 1, 174
|
* Теперь Ново-Архангельск есть главное место компанейских колоний, но нынешний правитель оных М. И. Муравьев находит за нужное перевести свою столицу в Кенайскую губу; компания согласна оставить Ситху, но ей лучше бы хотелось, чтоб главный правитель ее колоний имел свое пребывание на острове Кадьяке; впрочем, выбор места она предоставила г-ну Муравьеву.
|
|
|
|
|
|
На острове Кадьяке
|
|
|
|
В крепости Ново-Архангельске кадьякских жителей
|
|
|
|
На полуострове Аляксе
|
|
|
|
На берегах Кенайской губы
|
|
|
|
На берегах Чугатской губы
|
|
|
|
Унгалетских
|
|
|
|
На реке Медной
|
|
|
|
В крепости Александровской
|
|
|
|
На Лисьих островах
|
|
|
|
На островах Павла и Георгия жителей с Лисьих островов
|
|
|
|
В Ново-Архангельске жителей с Лисьих островов
|
|
|
|
В крепости Росс кадьякских жителей
|
|
|
|
Всего обоих полов
|
|
|
|
* Здесь включены только те из природных жителей, которые находятся в зависимости компании.
Примечание. Сверх того, компания имеет селения на ряде Алеутских островов, называемой Адриановскою, но как оные острова принадлежат к ведению охотской конторы, а не американского правления, то в сей таблице они не помещены.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Ново-Архангельске
|
|
|
|
|
На Кадьяке и окружных островах
|
|
|
|
|
На острове Укамоке
|
|
|
|
|
В Катмайском
|
|
|
|
|
" Сутхомском
|
|
|
|
|
" Воскресенской
|
|
|
|
|
" Николаевской
|
|
|
|
|
" Константиновской
|
|
|
|
|
" Александровской
|
|
|
|
|
" Россе
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
* По примеру европейцев, имеющих колонии в Западной Индии, компания называет креолами родившихся от русских отцов и алеуток или американок.
Примечание. Здесь не означено, сколько русских и креолов находится на Лисьих и Прибыловых островах {Острова Св. Павла и Георгия, открытые штурманом Прибыловым.}, потому что точное число их мне было неизвестно; впрочем, оное не превышает 25 или 30 человек.
Примечание. По ведомостям, в начале 1818 года
составленным.112
ТАБЛИЦА А
Названия |
Широта N
° ' |
Долгота W от
Гринвича
° ' |
Примечания |
На острове Кадьяке |
|
|
См. часть 1, стр. 131 |
Павловская гавань |
54 47 |
152 18 |
Главное селение
острова, при коем есть крепостца, церковь и
порядочные магазины для складки товаров |
Игатский залив |
57 30 |
152 39 |
В сих селениях
живут артели для рыбных промыслов, а также
занимаются ловлею лисиц и яврашек, но более сих
последних добывают |
Гавань Трех Святителей |
57 05 |
153 25 |
Алитакский залив |
|
|
|
Карлугский залив |
57 34 |
154 00 |
|
Малиновский залив |
|
|
|
Селения на острове
Афогнаке |
Подле самого
Кадьяка, к северу от него |
См. часть 1, стр. 131 и
далее |
Катмайское |
|
|
|
Сутхумское |
|
|
|
На острове Укамоке |
55 49 |
154 56 |
См. часть 1, стр. 123 и
далее |
На острове Еврашечьем |
Подле самого
Кадьяка |
См. часть 1, стр. 131 и
далее |
На острове Лесном |
|
|
|
В Чугатской губе
крепости: |
|
|
|
Воскресенская |
60 00 |
147 48 |
В сих крепостцах
компания держит отряды промышленных или артели
для торговли с природными жителями, которые
променивают им разного рода меха на европейские
вещи, им нужные |
Константиновская |
60 22 |
146 09 |
В Кенайской губе
крепость Николаевская |
59 15 |
152 08 |
На Американском берегу
севернее полуострова Аляксы |
|
|
|
Крепость
Александровская |
58 52 |
|
Учрежден торговый пост
для мены с дикими |
Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
|
Просмотров: 490
| Рейтинг: 0.0/0 |