Главная » Книги

Каблуков Сергей Платонович - О В.В.Розанове (из дневника 1909 г.), Страница 2

Каблуков Сергей Платонович - О В.В.Розанове (из дневника 1909 г.)


1 2

нему в ред<акцию> г<азеты> "Н<овое> вр<емя>" приезжал какой-то старообрядец, который, бывая несколько раз в этот день в ред<акции> и не заставая В<асилия> В<асильевича>, наконец достиг своей цели и спросил его, "верует ли во Христа еп. Михаил"? Роз<анов> ответил вопрошателю, обняв его: "Будьте спокойны, на одном собрании много лет назад Михаил сказал, что он готов от всего отказаться, только не от Христа". Вопрошатель уехал удовлетворенный. - Но до чего наивен он, задавая такой вопрос В<асилию> В<асильевичу>, который сам-то антихрист, иногда даже кощунствующий, например, называл Св. Духа "Духом-Удавителем".
   6 октября Сегодня узнал, что на вышедшую сегодня в свет книгу В. В. Розанова "Русская церковь" (стр. 39, СПб. 1909, тип. А. С. Суворина, ц. 40 к.) Главное Упр<авление> по делам печати наложило арест51. Всего напечатано 3600 экз. В<асилий> В<асильевич> чрезвычайно расстроен, тем более, что и для него и для меня арест является вполне неожиданным. Только по догадке могу думать, какие именно места книги послужили поводом для ее конфискации. Из прилагаемого здесь экземпляра предисловия к ней (см. на л. 465) видно, что частью статья эта уже была напечатана в России ("Пол<ярная> зв<езда>" Струве, 3 февр<аля> 1906 г.). Во-первых, нецензурным могли признать рассуждения о девстве Богородицы (см. л. 466 об.), несомненно, неуместное в дешевой брошюре, ибо - это великая тайна, постигаемая мистически лишь "кому дано". Во-вторых, подчеркнутые мною фразы из последней части статьи, появляющейся впервые...
   10 октября. Сегодня получил от В. В. Розанова 3 экземпляра "Русской церкви". На одном сделана им надпись: "С. П. Каблукову. Ваш вкус, Сергей Платонович, и мое вдохновение родили эту желтую - ныне, увы, арестованную книжицу. В. Розанов".
   Из этих 3-х ех. один будет подарен мною другу моему Д. Вл. Знаменскому, которому завтра я посылаю извещение об этом вместе с окончанием "Бледного коня" Д. С. Мережковского52 и статьей того же автора, имеющей появиться завтра53.
   12 октября. 3. Н. Мережковская, прочитав книгу В. Розанова "Русская церковь", сказала мне сегодня, что эта книга заслуживает ареста: "Какую ужасную книгу написал Розанов". Осуждает она и статью В<асилия> В<асильевича> в "Весах" "Магическая страница у Гоголя" (в которой В<асилий> В<асильевич> не на шутку защищает и даже нахваливает кровосмешение - "Весы", август 09 г.). Действительно, статья эта довольно беззастенчива по смыслу и нескромна по тону и по языку.
   28 октября. Вчера В. В. Розанов, говоря со мною по телефону, откровенно сказал:
   - Вы все еретики, один я православный.
   - Вы-то? Да вы - Антихрист!
   - Вы все сухи и холодны, а у меня в душе - молитва. (Sic?!).
   Я сказал ему, что арх. Антоний Волынский54 думает, что онанизм лучше совокупления. Последовал ответ В<асилия> В<асильевича>: - Вашего Антония надо оттаскать за длинные волосы.
   3 ноября. Письмо В. В. Розанова/
   Получено 3/Х 09 г. Подп.: С. П. Каблуков
   Сердит как ваш математик на стене. Или как 2 Везувия рядом. Это черт знает что!! 1 1/2 недели киснем на желтой обложке. Прямо - сами желтые, мы желтого дома. Вы были летом орел, а теперь - мокрая курица. Даже без хвоста. Или воробей по осени!!
   Вы совсем втюрились в вашу Зиночку ("рыбак рыбака видит издалека") и забыли Богданова, меня, Митюрникова, все забыли!!
   Я думаю, "Когда начальство ушло" - надо как стихи Бородаевского изд<ания> "Оры"55. - Решите моментально. Так как Вы раскисли, а я напротив "в подъеме", то я думаю, - Вам надо прислать только 2-ую корректуру: а мне - первую, установил бы текст (очевидно, многое надо будет выбросить). Вы же посмотрите как читатель и скажете: интересно ли, нужно ли?

Ваш В. Розанов.

  
   15 ноября. Сегодня утром от 11-12 час. имел длинный разговор с Розановым по поводу ст<атьи> М<ережков>ского "Земля во рту" 56 (см. л. 499 об.). Разговор, конечно, по телефону. Тема: пошлость русского чиновничества в верхних слоях его. Как образцы этой пошлости Т. И. Филиппов57, бравший взятки "и яйцом и курицей, и чем угодно", "Афонька" (Афанасий Вас<ильевич>) Васильев58, генерал-контролер, ходящий в поддевке из подражания Ал<ексею> Степ<ановичу> Хомякову. Поведение "Афоньки" у подчиненного своего Ник<олая> Петр<овича> Аксакова59, к которому придя на именины 6-го дек<абря> в присутствии Розанова, "Афонька" разлегся на диване и положил ноги на стол (буквально!). А когда пришло время обедать, увел Н. П. Аксакова к себе, не пригласив жены его, хотя и были именины мужа. Последний пошел. Вот предел хамства и лакейства! Несравнимость Победоносцева с прочими лицами его круга. Грустность, огорченность Побед<оносце>ва от современного ему состояния России. Разговор Поб<едоносце>ва с H. H. Страховым у зубного врача при случайной встрече о Л. Толстом. Замечание П<обедоносце>ва "всяк человек ложь есть" - по мнению В<асилия> В<асильевича>, имеет смысл некоторого осуждения: "Все мы хороши! Что уж тут!". Порицание В<асилием> В<асильевичем> деятельности Вл. Соловьева: полная искусственность, неискренность и ломание, кривлянье как в литературе, так и в обращении с людьми. Победоносцев понял это в Соловьеве, почему и сказал, что всякая его деятельность вредна (цит<ата> из письма Вл. С<оловье>ва). Одновременно, благородство П<обедоносце>ва, не преследовавшего С<оловье>ва. Между тем, низшие чиновники - благородные, часто образованные, порядочные люди. "Я думаю, - говорит В. В., - что чиновники до статского советника - люди как люди, а выше - одна пошлость, мерзость, гадость, гнусность, тупое самодовольство, самомнение, грубость, лакейство, хамство и потеря всякого "лица" человеческого". <...>
   31 декабря. В последний день 1909 г. упомяну здесь о некоторых событиях моей внешней жизни:
   Март. Избран действит<ельным> членом Р<елигиозно>-Ф<илософского> Об<щест>ва и секретарем новоучрежд<енной> Христианской Секции. Знакомство с Мережковскими и А. В. Карташевым. Ранее этого - дружба с В. В. Розановым (с конца 1908 г.). <...>
   Июнь. Переезд в Териоки. <...> Частые свидания с Розановым. <...>
   Декабрь. Охлаждение ко мне В. В. Розанова.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Публикуется впервые по рукописному оригиналу: Каблуков С. П. Дневник. 1909-1918 // Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки, С.-Петербург. Ф. 322. Ед. хр. 3-6).
  
   Каблуков Сергей Платонович (1881-1919) - преподаватель математики 3-го реального училища и женской гимназии А. Н. Никифоровой в Петербурге, любитель духовной музыки и церковного пения, музыкальный критик, секретарь С.-Петербургского Религиозно-философского общества. В 1909 г. сблизился с Розановым, часто бывал у него, помогал в издании книг "Итальянские впечатления", "Русская церковь" и др. В 1910 г. разошелся с Розановым по идейным мотивам, примкнув к проповедовавшему "религиозную общественность" кружку Д. С. Мережковского. 9 ноября 1911 г. предлагал на заседании Совета РФО исключить Розанова из Общества (ед. хр. 17, л. 375). Накануне Октябрьской революции, разочаровавшись в антипатриотической деятельности либеральной интеллигенции, в значительной мере признал правоту Розанова, о чем в 1918 г. сообщил тому в письме, после чего Розанов написал ему примирительный ответ.
  
   1 Розанов В. В. Анна Павловна Философова // Рус. слово. 1909. 17 февр. Философова Анна Павловна (1837-1912) - либеральная общественная деятельница, участница организации Высших женских курсов, мать Д. В. Философова.
   2 О В. П. Протейкинском см. прим. 2 к "Воспоминаниям" А. Н. Бенуа в наст. изд.
   3 Мережковский Д. С. Любовь сильнее смерти. М. "Скорпион". 1902.
   4 Имеется в виду книга Розанова "В темных религиозных лучах", подготовленная к печати в 1909 г., но не напечатанная из-за разорения издателя М. С. Пирожкова (см. прим. 27 к очерку З. Н. Гиппиус в наст. изд.) только в 1910 г. Однако книга была запрещенная цензурой. После внесения изменений была опубликована в виде двух отдельных книг - "Темный Лик" и "Метафизика христианства" под общим подзаголовком "Метафизика христианства" (1911).
   5 Речь идет о статьях Розанова: Гермес и Афродита (А. Форель. Половой вопрос) // Весы. 1909. No 5. С. 44-52; Нечто из тумана "образов" и "подобий". Судебное недоразумение в Берлине // Весы. 1909. No 3. С. 56-62.
   6 Столыпин Александр Аркадьевич (1863-1925) - журналист, сотрудник "Нового времени", брат премьер-министра П. А. Столыпина.
   7 Адрес был написан по случаю 50-летнего юбилея публицистической деятельности А. С. Суворина, отмечавшегося в конце февраля 1909 г. (см.: Новое время. 1909. 7 марта. Иллюстр. прилож.).
   8 Речь идет об Алексее Алексеевиче Суворине (1862-1937) - журналисте, сыне А. С. Суворина от первого брака.
   9 6 марта 1909 г. "на башне" у поэта В. И. Иванова состоялось заседание Совета РФО, посвященное идее создания в Религиозно-философском обществе Христианской Секции.
   10 Алексеев (литературный псевдоним Аскольдов) Сергей Алексеевич (1870-1945) - религиозный мыслитель, представитель философии персонализма, сын философа А. А. Козлова, автор книг "А. А. Козлов" (1912), "Мысль и действительность" (1914), "Сознание как целое" (1918), "Критика диалектического материализма" (1944, неопубл.).
   11 Никон (в миру Николай Рождественский, 1851-1918) - редактор "Троицких листков" в Троице-Сергиевой Лавре, с 1904 г. - епископ Муромский, с 1906 г. - еп. Вологодский и Тотемский, с 1912 г. - член Св. Синода. Один из инициаторов борьбы с "имяславием" в 1913 г. Неоднократно полемизировал с Розановым. Здесь имеется в виду статья: За Божьи дни (ответ на открытое письмо В. В. Розанову еп. Вологодского и Тотемского Никона) // Новое время. 1909. 22 марта.
   12 Статьи вошли в книгу "Итальянские впечатления". Статья "Дрезденская Мадонна", посвященная "Сикстинской Мадонне" Рафаэля, вошла в книгу под названием "Сикстинская Мадонна".
   13 Все последние статьи, посвященные поездке Розанова в Германию и Швейцарию в 1905 г., несмотря на несоответствие названию, были им включены в книгу "Итальянские впечатления".
   14 Заседание Христианской Секции РФО, состоявшееся 15 апреля 1909 г., было посвящено докладу свящ. К. М. Аггеева "Индивидуализм в христианстве".
   15 Митюрников Иван Иванович - владелец книжного магазина на Литейном проспекте, 31, в Петербурге.
   16 Летом 1909 г. Розанов снимал дачу в дер. Лепенене (Тюрисево) близ Териок (ныне Зеленогорск), а Каблуков отдыхал в Териоках.
   17 Тернавцева Мария Адамовна - жена В. А. Тернавцева (см. о нем прим. 25 к "Воспоминаниям" Т. В. Розановой в наст. изд.).
   18 Соловьева Поликсена Сергеевна (1887-1924) - поэтесса (литературный псевдоним Allegro), редактор детского журнала "Тропинки", участник журнала "Новый путь", сестра философа В. С. Соловьева.
   19 Обещание М. О. Гершензону написать отзыв на книгу А. Волынского Розанов выполнил (Розанов В. Рец. на кн.: Волынский А. Ф. М. Достоевский. 2-е изд. // Книжная летопись. 1909. No 5. Сент. С. 37-42). Однако, по утверждению Каблукова (ед. хр. 7, вкл. между л. 457 и л. 458), книгу он так и не прочел, хотя сам Каблуков пометил на полях рецензии: "хорошая заметка".
   20 Имеется в виду Нордман Наталья Борисовна (1863-1914) - писательница (литературный псевдоним Н. Б. Северова), общественная деятельница, гражданская жена И. Е. Репина. Речь идет о ее романе "Крест материнства. Интимные страницы" (СПб. 1908. С илл. И. Е. Репина).
   21 Книга афоризмов выпущена в свет не была.
   22 Сборник статей Розанова о сектантах вышел в 1914 г. ("Апокалипсическая секта. Хлысты и скопцы").
   23 Имеется в виду статья Розанова: Магическая страница у Гоголя // Весы. 1909. No 8, 9.
   24 "Строматы" - сочинения Отца Церкви Кирилла Александрийского (ум. в 444 г.).
   25 О еп. Феофане (Быстрове) см. прим. 15 к очерку З. Н. Гиппиус в наст. изд.
   26 О Г. С. Петрове см. прим. 4 к воспоминаниям А. Белого в наст. изд.
   27 Имеется в виду старообрядческий епископ Михаил (см. о нем прим. 32 к очерку З. Н. Гиппиус в наст. изд.).
   28 Азов В. - псевдоним Владимира Александровича Ашкинази (1873-1941) - журналиста, сатирика-фельетониста, сотрудника газеты "Речь" (1906-1917 гг.) и др. периодических изданий.
   29 См. прим. 23.
   30 Карбасников Николай Павлович (1852-1921) - книгоиздатель.
   31 Спешнев Е. А. - председатель Комиссии конкурсного управления по делам несостоятельного должника коллежского советника М. В. Пирожкова, бывший его главным кредитором.
   32 Имеется в виду статья: Об основаниях церковной юрисдикции или о Христе - Судии мира // Новый путь. 1903. No 4. С. 134-150. Вошла в книгу "Темный Лик" под названием "Христос - Судия мира".
   33 О Ж.-Б. Севераке см. комм, к его статье в наст. изд.
   34 Видимо, речь идет о нашумевшей статье Розанова "Автор "Балаганчика" о Петербургских религиозно-философских собраниях" (Рус. слово. 1908. 25 янв. Подп.: В. Варварин), а также о статье "Новый труд проф. Тареева" (там же, 8 февр.).
   35 Речь идет о докладе В. П. Свенцицкого "Мировое значение аскетического христианства", прочитанном 14 февр. 1908 г. на 7-м собрании С.-Петербургского РФО. 12 марта, на 8-м собрании, читался ответ Розанова "О христианском аскетизме" (Речь. 1908. 15 марта).
   36 Свенцицкий В. П. Антихрист (Записки странного человека). СПб. 1908.
   37 Имеются в виду сестры З. Н. Гиппиус: Татьяна Николаевна Гиппиус (1877-1967) - художница и Наталья Николаевна Гиппиус (1880-1963) - скульптор. См. об их судьбе в кн.: Филиппов Борис. Всплывшее в памяти. Лондон. 1990. С. 253-259.
   38 Дурново Петр Николаевич (1845-1915) - вице-директор (1879-1884), затем директор (1884-1893) департамента полиции, товарищ (т. е. заместитель) министра внутренних дел (1900-1905), затем (с окт. 1905 по апр. 1906 г.) министр внутренних дел, член Государственного Совета.
   Алексеев Евгений Иванович (1843-1918) - адмирал, генерал-адъютант, наместник на Дальнем Востоке (1903-1905), главнокомандующий русской армией во время Русско-японской войны (1904 г.), член Государственного Совета.
   Стессель Анатолий Михайлович (1848-1915) - генерал-лейтенант, в 1904 г. сдавший Порт-Артур японским войскам. В февр. 1908 г. приговорен к 10-летнему заключения, но 1 апр. 1909 г. помилован царем.
   39 Местонахождение портретов Розанова работы И. Е. Репина неизвестно.
   40 Николай Моисеевич Максин, Д. А. Черкасов и Дмитрий Владимирович Знаменский - друзья С. П. Каблукова.
   41 Статья Розанова "Сентиментализм и притворство как двигатели революций" (Новое время. 1909. 17 июля) сыграла важную роль в разрыве Розанова с кружком Мережковского.
   42 Каблуков имеет в виду письмо жены Розанова, в котором она просит сохранить розановскую мебель как реликвию. Современное местонахождение мебели неизвестно.
  
   Письмо Варвары Дмитриевны Розановой:
   Получ<ено> 12 авг.
   Сергей Платонович! Я очень рада, что В. В. кабинет будет в ваших руках, и когда он вам будет лишним, как в данный момент он нам мешает, а меня не будет, то может быть останутся дети из них кто-нибудь вы увидите будет чтить отца память, тогда пожалуйста им отдайте, если кто-нибудь захочет его сохранить. Я понимаю, что он попал туда, куда следует и мне с ним радостно расстаться. Только пожалуйста 17 число [условленный день оплаты за мебель. - В. Ф.] забудьте и никогда не вспоминайте это. Кабинет В. В. и пусть он им и остается, только я буду покойна и довольна. Варвара.
  
   43 Уманов-Каплуновский (наст. фам. Каплуновский) Владимир Васильевич (1863-1939) - поэт, прозаик.
   44 Гинцбург Илья Яковлевич (1859-1939) - скульптор. В 1898 г. Розанов написал статью о Л. Н. Толстом, вдохновившись портретом великого писателя, выполненным Гинцбургом и опубликованным в "Ниве": Гр. Л. Н. Толстой // Новое время. 1898. 22 сент. В альбоме Уманова-Каплуновского, помимо автографов, был рисунок Гинцбурга, который изображал Розанова, позирующего Репину (Вестник литературы. 1910. No 7. С. 185-189).
   45 Репин Юрий Ильич (1877-1954) - художник, сын И. Е. Репина.
   46 Фарбман Михаил Семенович (1880-1933) - журналист, заведующий редакцией издательства "Пантеон", в котором сотрудничал Розанов.
   47 Паренсов Петр Дмитриевич (1843-1914) - генерал от инфантерии, участник Русско-турецкой войны, публицист, мемуарист, комендант Петергофа, председатель С.-Петербургского Славянского благотворительного общества.
   48 Штюрмер Борис Владимирович (1848-1917) - государственный деятель, в начале 1900-х гг. - губернатор Ярославля. Мережковские встречались с ним во время путешествия к "граду Китежу" в 1902 г. (см.: Гиппиус З. Н. Светлое озеро. Дневник // Новый путь. 1904. No 2. С. 36-46).
   49 Мережковский Д. С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. СПб. "Пантеон". 1908.
   50 Имеются в виду книги с участием Розанова: Борхард Рихард. Иорам. С предисл. В. В. Розанова. СПб. "Пантеон". 1909; Песнь Песней Соломона. Пер. А. Эфроса. Предисл. В. В. Розанова. СПб. "Пантеон". 1909 (2-е изд. - 1910).
   51 Цензор С.-Петербургского комитета по делам печати Н. В. Лебедев, рассмотрев 3 окт. 1909 г. дело No 1727 о книге Розанова "Русская церковь" и найдя в ней "целый ряд весьма резких нападок на русскую церковь" и "совершенно отрицательную критику христианского вероучения", пришел к выводу о необходимости ареста книги. Цензор также указывает: "Рассматривая вопрос о влиянии церкви на жизнь русского народа, автор категорически утверждает, что влияние это в общем было весьма вредное. Особенно вредным оказалось оно в отношении к семейной жизни русского народа" (ЦГИА. Ф. 277. Оп. 15. Ед. хр. 113. Л. 4).
   52 Речь идет о статье: Мережковский Д. Конь бледный // Речь. 1909. 27 сент., 28 сент.
   53 Имеется в виду статья: Мережковский Д. Царство Глеба // Речь. 1909. 11 окт.
   54 Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий, 1864-1936) - один из наиболее видных деятелей Русской Православной Церкви XX в., духовный писатель. В 1889-1895 гг. - ректор Московской духовной академии, в 1900 г. возведен в сан еп. Уфимского, а с 1902 г. - еп. Волынский. Один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917-1918 гг. С 1918 г. - митрополит Киевский и Галицкий. С 1920 г. в эмиграции. Крайний политический консерватизм сочетался у него с церковным радикализмом - Антоний был противником не только революционеров, но и бюрократизма в церковном управлении. Он не раз выступал с резкими обличениями Розанова. Розанов дал характеристику еп. Антония в статье: Перед созывом Церковного Собора // Новое время. 20, 22, 25, 27 нояб., 4 дек.
   55 Имеется в виду книга: В. В. Бородаевский. Стихотворения. Элегии, оды, идиллии. СПб. "Оры". 1909.
   56 Мережковский Д. Земля во рту // Речь. 1909. 15 ноября.
   57 Отрицательное отношение к Т. И. Филиппову сложилось у Розанова сразу же после их первой встречи. Это роковым образом отразилось на материальном положении Розанова, служившего под началом Филиппова. Розанов, вероятно, справедливо, считал Филиппова большим лицемером с непомерным самолюбием и был в этом мнении далеко не одинок. Так, в письме к С. А. Рачинскому от 26 июля 1896 г. он пишет, что такого же мнения придерживаются, в частности, Н. Н. Страхов и А. Н. Майков: "О Филиппове он [Н. Н. Страхов - В. Ф.] давно как-то сказал: "Отвратительнейший человек", а когда я при Аполлоне Майкове смеясь рассказывал о его лицемерии религиозном, Майков сказал: "Догадались-таки вы". В СПб о Фил<иппове>, кажется, нет 2-х мнений" (ОР РНБ. Ф. 631. Переписка С. А. Рачинского. 1895, июль-август. No 56). Характерно, что почти всегда Филиппову противопоставляется Победоносцев: в том же письме Розанов передает мнение Страхова: "К<онстантин> П<етрович> - честнейший человек".
   58 Васильев Афанасий Васильевич (1851-1929) - публицист славянофильской ориентации, начальник Департамента железнодорожной отчетности Государственного контроля, генерал-контролер, непосредственный начальник Розанова в период его службы в Контроле. Автор книг: "А. С. Хомяков" (1904), "Миру-народу" (1908) и др. Произведения и письма Розанова содержат множество язвительных выпадов против "Афоньки" - одного из главных представителей кружка эпигонов славянофильства, с которым Розанов разошелся в конце 1890-х гг.
   59 Аксаков Николай Петрович (1853-1909) - публицист, философ, поэт, чиновник Государственного контроля одновременно с Розановым. Член созданного Т. И. Филипповым кружка "славянофилов". В отличие от статей Розанова, его сочинения (например, "Духа не угашайте", 1895) нравились государственному контролеру и меценату Филиппову, и, работая чиновником в том же учреждении, он занимал должности, позволявшие ему при высоком жалованьи основное время уделять литературному труду. Он много писал в ортодоксально-"славянофильском" духе, однако при общей "правильности" его христианских воззрений, сочинения Аксакова лишены искры таланта и оригинальности. Аксаков постоянно вел полемику с Розановым, однако его выступления носили весьма казенный характер.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 791 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа