Главная » Книги

Карпини, Джованни Плано - История Монголов, которых мы называем Татарами, Страница 4

Карпини, Джованни Плано - История Монголов, которых мы называем Татарами


1 2 3 4

у, именно они поздравляли нас, как будто мы восстали от мертвых; так принимали нас по всей Руссии, Польше и Богемии. Даниил и Василько, брат его, устроили нам большой пир и продержали нас против нашей воли дней с восемь. Тем временем они совещались между собою, с епископами и другими достойными уважения людьми о том, о чем мы говорили с ними, когда ехали к Татарам, и единодушно ответили нам, говоря, что желают иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом, а святую Римскую Церковь владычицей, и учительницей, причем подтвердили все то, о чем раньше сообщали по этому поводу чрез своего аббата, и послали также с нами касательно этого к Господину Папе свою грамоту и послов.
  

§ IV. О свидетелях, которые нашли нас в земле Татар

  
   I. И, чтобы не возникло у кого-нибудь сомнения, что мы были в земле Татар, мы записываем имена тех, кто нас там нашел. Король Даниил Русский со всеми воинами и людьми, именно с теми, которые прибыли с ним, нашел нас вблизи ставок Картана, женатого на сестре Бату; у Коренцы мы нашли Киевского сотника Монгрота и его товарищей, которые провожали нас на некоторую часть дороги; а к Бату они прибыли раньше нас. У Бату мы нашли сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой Русский, бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской. У императора Татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по имени Темера, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана, то есть императора Татар, как по переводу грамоты императора к Господину Папе, так и при произнесении речей и ответе на них; там был также Дубарлай, клирик вышеупомянутого князя, и служители его Яков, Михаил и другой Яков. При возвращении в землю Бесерминов, в городе Лемфинк, мы нашли Угнея, который, по приказу жены Ярослава и Бату, ехал к вышеупомянутому Ярославу, а также Коктелеба и всех его товарищей. Все они вернулись в землю Суздальскую в Руссии; у них можно будет, если потребуется, отыскать истину. У Мауци нашли наших товарищей, которые оставались там, князь Ярослав и его товарищи, а также некто из Руссии по имени Святополк (Santopolicus) и его товарищи. И при выезде из Комании мы нашли князя Романа, который въезжал в землю Татар, и его товарищей и живущего поныне князя Алогу (Aloha) и его товарищей. С нами из Комании выехал также посол князя Черниговского и долго ехал с нами по Руссии. И все это Русские князья.
   II. Свидетелями служат все граждане Киева, давшие нам провожатых и коней до первой Татарской заставы и встретившие нас при возвращении с провожатыми из Татар и их конями, которые к нам возвращались, и все Русские люди, через землю которых мы проезжали и которые приняли запечатанную грамоту Бату и приказ давать нам лошадей и продовольствие; если же они этого не сделали бы, то были бы казнены им. Сверх того, свидетелями служат Бреславльские купцы, ехавшие с нами вплоть до Киева и знавшие, что наш отряд въехал в землю Татар, а равно и многие другие купцы как из Польши, так и из Австрии, прибывшие в Киев после нашего отъезда, к Татарам.
   Служат свидетелями и купцы из Константинополя, приехавшие в Руссию через землю Татар и бывшие в Киеве, когда мы вернулись из земли Татар. Имена же купцов этих следующие: Михаил Генуэзский, а также и Варфоломей, Мануил Венецианский, Яков Реверий из Акры, Николай Пизанский; это более главные. Другие, менее важные, суть: Марк, Генрих, Иоанн Вазий, другой Генрих Бонадиес, Петр Пасхами; было еще и много других, но имена их нам неизвестны.
  

[Заключение для всей книги]

  
   Просим всех, кто читает вышесказанное, чтобы они ничего не изменяли и не прибавляли, так как мы, в предшествии истины, написали все, что видели или слышали от других, кого считали достойными доверия, ничего не прибавляя с умыслом, чему Бог свидетель. Но так как те, через землю которых мы проезжали, живущие в Польше, Богемии, Тевтонии, Леодии и Кампании, имели желание прочитать написанную историю, то они списали ее раньше, чем она была закончена и вполне выправлена, потому что у нас еще не было времени, чтобы иметь возможность вполне закончить ее на досуге. Отсюда да не удивляется никто, что она гораздо подробнее и лучше исправлена, чем та, потому что эту, получив малейшую возможность досуга, мы вполне исправили и завершили то, что еще не было выполнено.
  

Закончена история Монгалов, именуемых нами Татарами.

  

ПРИМЕЧАН²Я К ПЕРЕВОДУ ПЛАНО КАРПИНИ.

  
   Стр. 1.
   Монгалов] D'Avezac p. 530) и G. Raymond Beazley (The texts and version of John de Piano Carpini and William de Rabruquis, London, Hakluyt Society, 1903, p. 274) считают эту форму за славянскую и объясняют появление ее у Карпини влиянием на него его толмача, поляка Бенедикта, и русских проводников.
   ордена миноритов] Одно из подразделений францисканцев.
   Стр. 3.
   Солангов] У средневековых магометанских писателей Sulangka, вероятно, часть северо-восточной Манчжурии и даже северная Корея.
   Гуиров] Тот же самый (вост.-турецкий) народ, который у Рубрука называется Югуры (Уйгуры). В XIII столетии они занимали местность в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Караходжа (развалины в 30 верстах к вост. от Турфана). Ср. R. Bretschneider, Mediaeval Researches From Eastern Asiatic Sources. Vol. I (London 1888), стр. 236-263.- В. В. Радлов, К вопросу об Уйгурах. Спб. 1893.
   Найманов] Согласно восточным писателям, это племя жило вблизи истоков реки Иртыша и к западу и востоку от Алтайских гор. Bretschneider, там же, т. I, стр. 43, примеч. 98. Слово Найман по монгольски значит восемь.
   конского навоза] Употребление в топливо навоза объясняется скорее тем, что и доселе еще буряты считают дым от этого топлива дезинфицирующим средством. Galsang Gombojew, Randbemerkungen zu Piano Carpini в Mélanges Asiatiques, v. II (St. Pétersbourg. 1866). p. 661.
   Каракарон] У Рубрука Каракарум, по-китайски Ho lin, монгольская столица, построенная при преемнике Чингиз-хана, Угэдэе, около развалин старого уйгурского города того же имени, на берегу реки Орхона. Те и другие развалины носят название Хаара-балгасун и находятся в 36 в. от озера Угэй-нора". В. В. Бартольд в примеч. на стр. 81-й книги: И. Д. Минаев, Путешествие Марко Поло (Спб. 1902). Плано Карпини первый западноевропейский писатель, упоминающий о Каракаруме. Честь установления местонахождения Каракарума принадлежит H. M. Ядринцеву.
   в Сыр-Орде] Ср. стр. 54. Сыра-Орда находилась в местности Ormektua, "приблизительно в 22 льё к югу от Кяхты по дороге в Ургу". D'Ohsson, Histoire des Mongols, у. II (La Haye, 1834), p. 84, n. 2.
   Стр. 5.
   Борода] По свидетельству Гомбойева (стр. 661 сл.), Татары обычно выщипывали бороду железом, но это не мешало им смотреть с презрением на тех, кто от природы лишен был бороды.
   из букарана] По объяснению Дюканжа (Glossariam mediae et infimae latinitatis), тонкое полотно, отсюда франц. bougran.
   балдакина] По объяснению Дюкаижа (там же), драгоценная узорчатая ткань из золотых и шелковых нитей. Слово это производили от названия Вавилона в средние века Балдакка. Ср. фрц. baudeqnin.
   Стр. 6.
   нечто круглое] Разумеется убор, называемый Рубруком bocca (стр. 77); у магометанских писателей он именуется bogtac. Bretschneider, т. I, стр. 63. По свидетельству Г. Н. Потанина, ныне подобные уборы среди монгольских женщин неизвестны.
   Стр. 7.
   идолы из войлока] О подобных идолах из войлока у современных бурятов и их основанных на древней традиции названиях см. у Гомбойева, стр. 662 сл.
   Стр. 8.
   Михаила, который был одним из великих князей русских] Михаил Всеволодович, князь Червиговский, замученный 20 сентября 1246 г. и причтенный к лику святых.
   Стр. 9.
   Андрей, князь Чернигова] "В одной летописи (Карамзин, IV, примеч. 62) под 1246 годом упоминается о смерти князя Андрея Мстиславича, убитого Батыем; Плано Карпини называет его князем Черниговским". Соловьев, История России, кн. I, ст. 876.
   отнята голова у огня] Любопытные замечания об этом и нижеследующих суевериях у современных монголов см. у Гомбойева, стр. 653 сл.
   пройти между двух огней] Об очищении огнем в наших летописях говорится следующее: "Обычай бо имея Кан и Батый, аще кто придеть покловитися има, не повелеваеть пред ся вести, но приказано бяше влхвом вести я сквозе огнь и поклонитися кусту и огневи и идолом; а иже что приношахуть дары цареви, и от всего того взимающе влъсви и вметахуть во огнь; таже пред царя пущающе с дары" (Ростовская летопись, см. Карамзин, IV, примеч. 41). - "Повелеваша своим волхвом скласти два огня, и провести всех князей руских избояры их сквозе огнь, и поклонитись кусту и идолом их и огню; и дары, елико приносят царю, часть некую в огнь вметаху и тако привожаху их ко царю... Дошедшим же им места идеже бе огнь накладен по обе страны, и мнозии князи Рустиi збояры своими идяху сквозе огнь, и поклоняхуся солнцу и огню идолом их" (Никоновская летопись, III, 20). Первое упоминание об этом обычае относится к 569 г. по Р. Хр. Ср. Гомбойев, стр. 661 сл.
   Стр. 10.
   по полету птиц] Гомбойев (стр. 655) дополняет сюда крик сороки и ворона. "С древняго времени также сова считается зловещей птицей. Вой собаки также предвещает несчастье".
   выставляет копье] Гомбойев (там же) говорит, что этот обычай соблюдается и поныне.
   хоронят же его со ставкой] Гомбойев (стр. 656) свидетельствует, что этот обычай прекратился впоследствии под влиянием буддизма.
   Стр. 11.
   Оккодай-кан (ошибочно напечатано хан)] Правильвее Угэдэй, третий сын Чингцз-хана, вступивший на ханство в сентябре 1229 г. и умерший в декабре 1241 г. "История первых четырех ханов из дома Чингисова. Переведено с Китайского Монахом Иакинфом" (Спб. 1829), стр. 148 и 299.
   Стр. 13.
   Ярослав, великий князь Руссии] Ярослав II Всеволодович (1190-1246) - кн. новгоридский, впоследствии великий кв., отец св. Александра Невского. Умер через неделю по выезде из Орды (30 сент. 1246 г.).
   Стр. 14.
   жиром от мяса]. Гомбойев (стр. 659) приводит несколько любопытных выражений из языка татар, указывающих, что этот упрек в неопрятности вполне применим и к его современникам.
   Стр. 16.
   Йека-Монгал... Су-Монгал] Что слова йека и су переведены правильно, показывает Strahlenberg, Dictionnaire calmuque et mungale в Description historique de l'empire rnssien, vol. II, pp. 338 et 362. У восточвых историков Йека-Монгал известны под именем Монголов Nyroun, а у китайских - Черyых Tha-Tрa. D'Avezac, p. 531.
   Тартарами] Эта форма собственного имени поставлена мной только здесь для большего соответствия с латинским текстом. Она возникла на основании игры слов: Татары и Тартар (подземное царство). Ср. d'Avezac, p. 531, n. 3.
   Меркит] Могущественное племя, жившее по берегам Селенги и Байкала, между Татарами с востока и Найманами с запада. Ср. d'Avezac, p. 533.
   Мекрит] "Страна Варгу, ныне Забайкалье, где жил народ мергиты или мекриты". В. В. Бартольд, стр. 92, примеч. 3-е.
   Хингис] Эта форма удержана для соответствия с латинской Chinois. Обычно Чингис, знаменитый завоеватель, родился около 1155 г., умер в августе 1227 г.
   Стр. 17.
   Кара-Китай] Эта держава была основана в 12 столетии выходцами из Сев. Китая, бежавшими от нашествия чжурчжэней или Кин (d'Ohsson, I, p. 3), и занимала значительную часть нынешнего китайского и русского Туркестана, от Лоб-Нора до среднего течения Сыр-Дарьи и от Хотана до Балхаша. Первыми на востоке называются народы, платящие дань, а свободные от нее именуются белыми (отсюда белый царь).
   Омыл] Ием-ли у Китайцев, ныне Имиль, на реке того же имени, немного к западу от озера Кизилбаша.
   великая пустыня] Гоби или Шамо.
   Стр. 18.
   Сари-Гуйюр] То есть Желтые Уйгуры, подразделение племени Уйгуров, жившее вблизи озера Куку-Нора в сев. Тибете. Bretscheider, I, p. 263; II, p. 205.
   Караниты] M. б., тот же народ, который у восточных писателей именуется Karanut, одно из подразделений монгольской расы. См. d'Ohsson, I, pp. 425-7.
   Войрат] См. Bretschneider, II, 159-173. Старинное название западных монголов или Калмыков.
   земли Комана] Противоречие со след. страницей, где сказано более правильно, что Команов покорил сын Чингисхана, Тоссук.
   на войну против Китаев] Война Чингисхана с Китаем продолжалась от 1211 по 1215 год (взятие Пекина). Окончательное завоевание Сев. Китая совершилось при преемнике Чингиса, Угэдэе.
   Стр. 19.
   по имени Тоссука] Старший сын Чингис-хана, по-монгольски Juji или Ckuchi, умерший ранее отца (в 1224 г.), отец Батыя.
   кан] То есть Khan, Kkagan или Khakhan, у Китайцев Han, у Византийцев Χαγάνος - турецкий императорский титул, впервые встречающийся в китайских летописях в 312 г. по Р. Хр.
   малую Индию] Вероятно, страны по западному берегу Инда.
   в большой Индии] То есть в Индостане.
   Пресвитером Иоанном] "В представлении средневековых людей пресвитер Иоанн - могущественный христианский повелитель, владения которого простираются от крайней Индии до Вавилона, оплот христианства на Востоке, о каком тогда мечтали западные люди". А. Н. Веселовский, Опыт по истории развития христианской легенды в Журн. Мин. Нар. Просв., 1876, кн. 4, стр. 329 сл. На самом деле это был "Унхан или Ван-хан, хан христианских кераитов, который до возвышения Чингиз-хана был самым могущественным лицом в Монголии". В. В. Бартольд, стр. 82, примеч. 2-е.
   облик собачий] О подобных легендах, весьма распространенных в средине века, см. Beazley, p. 280.
   Стр. 20.
   Буритабет] Это современный Тибет.
   Кергис] То есть Черкесы на Кавказе, покоренные Монголами в 1227 г.; Киргизы же были побеждены уже в 1207 г.
   заключенные среди Каспийских гор] См. известное свидетельство нашей летописи под 1096 г. и у Плиния, Естеств. история, кн. VII, § 23.
   Стр. 21.
   многочисленные законы и постановления] Подробно перечислены у d'Ohsson, I, 404-416.
   настоящего Куйюк-кана] Куйюк или Gayuk (в китайских источниках) был сыном Угэдэя (Оккодая) и внуком Чингиса. "Угэдэй Хан завещал, чтобы по нем преемствовал внук его Шилмынь(Shyramûn), но по кончине его, Ханьша, учинившись правительницею, собрала князей и вельможей в урочище Далань-даба, где на общем совете положили возвести на ханство Куюка". История первых четырех ханов, стр. 298. Куйюк был великим ханом с 1246 по 1248 г.
   Стр. 22.
   был убит ударом грома] Это сведение неверно.
   Хыаадай] Русское искажение имени Chagatal. По свидетельству персидских историков, его владения простирались от страны Уйгуров до Аму-Дарьи. Bretschneider, I, 99, n. 252.
   имени четвертого мы не знаем] Это был Тулуй (То-lei в китайских летописях), отец Мангу и Кублая. Ему Чингис оставил почти все свои войска (101000 из 129000).
   Коктена] Правильнее Kutan.
   Хиренена] Это Shyramûn, упомянутый в примеч. к стр. 21.
   Батый] Batu. Слово это означает силу или крепость.
   Сыбан] Sbyban или Shiban, воевавший в России, Польше и Венгрии.
   Бора] Правильно Bura.
   Берка] В русских летописях Беркай и Бирка, особенно угнетавший русских, так что в наших летописях отмечается, что по смерти этого хана "бысть ослаба Русской земле".
   Менгу] У Рубрука Мангу, преемник Куйюка. В наших летописях Менгу-хан.
   Бихак] Восточные историки называют его Bajek, Baygek или Buchek, китайские - Pocho.
   Хирподан] Charmaghan, воевавший в Ю.-З. Азии в 1229-31 г.г., умер в 1241 г.
   Хубилай] Кублай, при дворе которого был Марко Поло.
   Синокур] Shinkar, сын Тоссука.
   Сибедей] Sobodai, Sabutai или Stibndai, один из величайших монгольских вождей.
   воином] Так переводит Карпини слово Bahadar.
   Коренца] Ср. стр. 47.
   Стр. 24.
   земли Высокого Султана] Хорасмин, по течению Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, на месте теперешней Хивы. Имя этого султана по Авезаку (р. 604, п. 1) было А'lây-el-Dyn Mohhammed.
   Бисерминов] Это старинное славянское искажение формы мусульмане. Ср. Герберштейн (стр. 141): "Название Бесермены их (Татар) радует, а этим именем любят называть себя и Турки". Земля Бисерминов - мусульманская Центральная Азия.
   Бархим] Опечатка вм. Бархин (ср. стр. 51). Вероятно, на р. Сыр-Дарье.
   Ианкинт] Там же.
   Орнас] Вероятно, находился по соседству с 2 предыдущим. Толмач Карпини, Бенедикт, смешавший Азовское море с Аральским, помещал Орнас в Хозарии, откуда Языков отожествлял Орнас с Азовом.
   Стр. 25.
   Турков] То есть Торков. Это - одно из тюркских племен, кочевавшее в южнорусских степях.
   с Венграми и Поляками] О походах Татар на Польшу и Венгрию см. подробно у d'Ohsson, II, p. 120-83.
   Мордванов] То есть Мордвы.
   Билеров] Так, или в форме Билар, называются у некоторых мусульманских историков и географов Болгары или Булгары, столица которых была недалеко от Казани. См. П. А. Александров, Экскурсия к болгарским развалинам в Истор. Вестн., 1908 г., кн. 12,стр. 1073-1105.
   Баскарт] Башкиры.
   к Паросситам] Финские племена, жившие в Пермской и Вятской губерниях. Упоминание про дым объясняется тем, что они постоянно разводят его летом для удаления мух и комаров.
   к Самогедам] То есть Самоедам.
   чудовищ] Вероятно, тамошние моржи и тюлени.
   Стр. 26.
   Хирподан] Опечатка вм. Хирподана.
   Оккодай-кана] Опечатка вм. Оккодай-кано.
   Кергис] То есть Черкссов, см. выше примеч. к стр. 20.
   Исидор] Епископ Севильский (ум. 636 г.).
   Георгиании] Грузии.
   де Урум] Лучше Урумского. Султан Кейкобад из малоазийской ветви Сельджукидов.
   Халапии] Алеппо.
   Де Балдах] Правильнее Балдахского. Балдах - средневековое название Багдада.
   бизанциев] Правильнее бизантиев. Разумеются т. н. византины, первоначально византийские солиды, а затем всякая восточная золотая монета (отсюда фрц. besant). Цена ее очень колебалась и зависела от места чеканки (и, стало быть, количества металла). Приблизит. 2 р. 50 к.-5 р. С визаптиями, вероятно, тожественны ипернеры.
   Стр. 27.
   это число - тьма] "Татарское слово, на которое здесь намекается, есть toumân (т. е. 10.000). Иностранец мог легко смешать его с thoumân (т. е. облака, дым, тьма)". D'Аѵеzac, p. 683, n. 12. С нижеследующим изложением о войске Татар см. d'Ohsson, I, 386-404. Брошюра поручика г. Е. Смирнова "Армия Монголов в XIII веке. По запискам современника-европейца" (Спб. 1908) не имеет особого значения, так как представляет только пересказ данных Марко Поло.
   Стр. 34.
   дохорь] Ср. приведенные у Карамзина (т. III, примеч. 27) "Деяние прежних времен храбрых человек", где хорек назван дхор.
   Башафов] В наших летописях баскаков, ср. Bretschneider, II, 78.
   Стр. 35.
   царя Георгиании] То есть Грузии. Об этом споре Молика и Давида ср. d'Ohsson, II, р. 206-7.
   Обезами] То есть Абазами или Абхазами, ср. d'Avezac, p. 497.
   Комана] Центр Азии. D'Avezac, p. 708.
   Тумат] Монгольское племя, кочевавшее по соседству с Киргизами. Ср. d'Avezac, p. 671.
   Касмир] Кашмир, область в Индии, между 33°27'-34°37' сев. шир. и 74°30'-76°14' вост. долг.
   Саррацены] То есть подданные султана Алеппского, ср. d'Avezac, p. 572.
   Туркоманы] Туркмены.
   Корола, Комуки] Эти имена восстановлены у d'Avezac'а гипотетично: в рукописях стоит Catoracomuty, Korola Tomici и Colona Thorati. Тот же ученый (стр. 576) предполагает, что Корола тожественны с Coreli, которых называет Альберт Кампенский, как народ соседний с Башкирами, а Комукии то же, что Дагестанский народец Ghomyq, Coumiks или Qomouq.
   Кассы] Вариант Sassi. Народ в точности неизвестный, ср. d'Avezac, p. 574.
   Якобиты] Секта сирских монофизитов.
   Аланы или Ассы] Народ, принадлежавший к арийской расе и притом к иранской ее ветви. См. обстоятельную монографию проф. Ю. А. Кулаковского, Аланы по сведениям классических и византийских писателей ("Чтение в Историч. Обществе Нестора-летописца" кн. XIII, и отд. Киев 1899), где указана и другая главная литература (см. особ. "Живую Старину" за 1894 г., стр. 66-77). "Совершенно ... неизвестна нам судьба аланских поседений, которые в придонских местностях встречали Плано Карпини и Рубруквис. Но не лишено интереса отметить, что на территории степного Крыма в нынешнем Евпаторийском уезде живет и поныне имя Ас в названиях двух волостей: Биюк-Ас и Кучук-Ас, т. е. Большой и Малый Ас". Ю. А. Кулаковский, стр. 65.
   Стр. 36.
   Несторианы] Лучше Несториане. Как видно из описание Рубрука, представители этой ереси пользовались большим уважением при дворе Мангу-хана. Вряд ли возможно, вместе с d'Avezac (стр. 673), приурочивать в данном месте Несториан к индийской территории.
   Армены] Армяне.
   Кангиты] Или Канглы, по Рубруку (стр.101). Ср. стр. 60. D'Ohsson (I, 196) называет их Cancalis и считает выходцами из безводных равнин, расположенных к С. от оз. Хорасма и к С. В. от Каспийского моря.
   Команы] Так, по имени реки Кумы, впадающей в Каспийское море, называются в венгерских и византийских летописях половцы, ср. стр. 60 и Н. Я. Аристов, О земле Половецкой (Киев, 1877).
   Брутахи] D'Avezac (стр. 496) предлагает искать это племя на Кавказе по правому берегу Куры, между реками Berdugj или Berdongji и Араксом.
   Хазары] Gazari; общепринятая форма Хозары.
   Тарки] Неизвестный народ; рукописи дают формы: Tarci, Tarti, Tati, Thaos, Thoas.
   Чиркасы] То есть Черкесы.
   Руфены] То есть Русские.
   Мангия] Часть южного Китая, Manzy мусульманских писателей, Mantsu китайских историков. D'Avezac, p. 676.
   Саксы] Saqsyn у восточных историков, парод, соседний с Хозарами и Великой Булгарией, вероятно, финского происхождения. D'Avezac, там же.
   Стр. 38.
   и в надписании печати его] Ср. d'Olisson, II, 236 сл.
   Стр. 40.
   баллисты] Т. н. самострелы. "Величина самострелов была иногда необыкновенна: у Половецкого хана Кончака "бяху луци тузи самострелнии, одна 60 мужь можашеть напрящи (Летоп. по Ипат. сп., изд. 1871 г., стр. 428)". Савваитов, Описание старинных русских утварей, одежд, оружие и т. д. (Спб. 1896), стр. 123.
   Стр. 43.
   сказано в Писании] Книга Притчей Соломоновых, гл. 1, ст. 5. В русской Библии: "Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы".
   Стр. 44.
   к королю Богемскому] Венцеславу I (родился в 1206 г.; правил от 1240 до 1253 г.).
   к князю Силезии, Болеславу] Болеслав V Стыдливый, 1226-1279, герцог Лигницкий, Сандомирский и Краковский.
   к князю Ланцискому, Конраду] Этот Конрад (дядя Болеслава) был герцогом Мазовским и Куявским; столицей его был Плоцк. Ланциск ныне Ленчица, уездн. город Калишской губ., на р. Бзуре. Срю d'Ohsson, II, 121.
   Господин Василько] Василько Романович, кн. Волынский (ум. 1269 г.), сын Романа Мстиславича, кн. Галицкого.
   брату его, Даниилу] Знаменитый Даниил Романович, король Галицкий (1201-1264).
   Княгиня Краковская] Гремислава.
   сын его] Лешко, см. d'Avezac, p. 482, n. 1.
   Стр. 45.
   тысячником] По-монгольски mingatan.
   в Данилове] Рукоп. Darifone.
   на второй день] То есть 4го февраля 1246 г.
   Канов] Уездн. город Киевск. губ. на р. Днепре, в 120 верст. от Киева.
   по имени Михей] По мнению Rockhill'я (Rubruck p. 5), его монгольский титул был Dartiga.
   Коренцы] Толмач Карпини, Бенедикт, называет его Caroniza.
   Стр. 47.
   III] Опечатка вм. VIII.
   на порог] О почитании порога у современных Монголов см. у Гомбойева, стр. 660 сл.
   Стр. 48.
   среды Страстной Недели] 4-го апреля.
   Мауци] Варианты: Montij, Moncy. Это Maychi, второй сын Хыаадая.
   Картан] Варианты: Carton, Carbon, Tirbon.
   Великое море] Черное море.
   рукав Св. Георгия] Босфор. В одном латинском паломничестве в Святую Землю (Avezac, p. 853) сказано, что этот рукав "разделяет две земли, именно Романию и Македонию".
   эти реки впадают] Плано Карпини путает вместе моря Азовское, Черное и Каспийское.
   три левки] Левка есть древнегалльская мера длины, соответствующая французскому льё = 1/25° = меридиана = 4445 метр.
   Елдегай] Наши летописи, упоминая это лицо по поводу убиения св. Михаила Черниговского, называют его Елдега и стольником Батыевым.
   Стр. 49.
   в день Великой Пятницы] 6-го апреля.
   Он также сидит] Гомбойев (стр. 662 сл.) замечает, что с проникновением буддизма Монголы стали размещаться иначе в своих кибитках.
   королю Венгерскому] Беле IV (1235-1270 сл.), ср. d'Ohsson, II, 132-169.
   если пред ними не поют] Гомбойев (стр. 663 сл.) называет это пение выражением уважение к известному лицу.
   Великой Субботы] 7-го апреля.
   Стр. 50.
   Кахи] Кахетины.
   Цикков] "Цихия, Зихия, земля на восточном береге Черного моря". Языков, стр. 270. Варианты: Sittorum, Zythorum и Zicborum; у Гаклюйта даже Scythia.
   неделей по Пасхе] 16-го апреля.
   Вознесения] 17-го мая.
   Стр. 51.
   в землю Висерминов] Хорасмию.
   большая река] Сыр-Дарья.
   Бурин] У Рубрука Бури.
   Кадан] По Рашид-Эддину, сын Оккодая. Ср. d'Avezac, p. 584.
   Иоанна Крестителя] 24-го июня.
   некое море] Байкальское озеро.
   Стр. 52.
   в канун дня] 28-го июня.
   они язычники] Противоречие с Рубруком, который (стр. 93) называет найманов христианами-несторианами. О найманах см. у H. А. Аристова, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей (из "Живой Старины", 1896 г.). Спб. 1897, стр. 85-87.
   В день же апостолов] 29-го июня.
   Марии Магдалины] 22-го июля.
   заседание] Kuriltai по-монгольски.
   тому назад] Именно в 1241-м г., ср. d'Ohsson, II, 196.
   вручил ему перевод] Вместо "вручил" лучше сказать "препоручил" или "переслал".
   к своей матери] Ее звали Туракина.
   где собиралось] По d'Ohsson'у (II, 196), вблизи озера Gucuca.
   Стр. 53.
   белом пурпуре] См. Ducange, Glossarium mediae et infimae latinitatis, s. v. parpura.
   двадцать марок] 1 марка весила 1/2 фунта (16 лотов).
   Стр. 54.
   Снаружи был] Подробно повествует об этом собрании d'Ohsson, II, 196 сл.
   некоего ручья] Вероятно, река Орхон.
   в день Успения] 15-го августа.
   блаженного Варфоломея] 24-го августа.
   обращенными к югу] Гомбойев (стр. 664) говорит, что это почитание юга соединялось с культом предков.
   Стр. 55.
   Рисунок, помещенный на этой странице, объясняется следующим местом Викентия из Вовэ (кн. XXXII, кн. XXXII, по переводу Д. П. Языкова, стр. 39-41): "После сего постлали они на земле войлок, на который посадя его сказали: "Возведи очи свои горе и познай Бога, и обрати их на войлок, на котором ты сидишь. Если ты будешь хорошо править своим государством, если будешь щедр, если водворишь правосудие и будешь чтить вельмож своих каждого по достоинству, то будешь владеть со славою, и весь свет покорится твоей власти, и Бог даст и тебе все, чего только сердце твое пожелает. Но если ты станешь делать противное, то будешь несчастен и отвержен, и столь нищ, что не будет у тебя и войлока, на котором теперь сидишь". Сказав это, те же бароны посадили Гогову жену подле него на войлок и так обоих их сидящих подняли вверх, торжественно и громогласно провозгласили императором и императрицею всех Татар".
   Хингай] Tchincaï у d'Ohsson (II, 189), который сообщает некоторые сведения об этой личности.
   с восточной стороны] Ср. у Гомбойева, стр. 666.
   Стр. 58.
   Кадана] Опечатка вм. Кадака (ср. ниже).
   день блаженного Мартина] 11-го ноября.
   Стр. 59.
   он должен стать христианином] Рашид-Эддин (ср. d'Ohsson, II, 235) жаловался на унижения, которые магометане терпели при Куйюке.
   Кардинала, легата Аллеманнии] Гуго де Сантокаро, ср. d'Avezac, p. 481.
   Стр. 60.
   в праздник блаженного Бриция] 13-го ноября.
   и грамоту] Она приведена у d'Avezac'а, (стр. 694 сл.), но не имеет особого интереса и значения.
   к Вознесению Господню] 9-го мая 1247 г.
   Стр. 61.
   за пятнадцать дней] 9-го июня.
   Монгрота] В "Словаре древнерусских личных собственных имен" H. M. Тупикова (Спб. 1903) этого имени нет.
   Сангора] Такого имени также нет у H. M. Тупикова.
   Темера] У Тупикова (стр. 445) имеем Темирь и Темир.
   Дубарлай] Также нет у Тупикова.
   Лемфинк] Может быть, Чимкент (ср. Rockhill, p. 31).
   Угнея... Коктелеба] Нет у Тупикова.
   Стр. 62.
   Леодии, Кампании] Во франц. переложении этой главы (Языков, стр. 216) Liège, Champagne.
  
  
  
  

Другие авторы
  • Красовский Александр Иванович
  • Писарев Модест Иванович
  • Ярков Илья Петрович
  • Василевский Лев Маркович
  • Ларенко П. Н.
  • Иванов Иван Иванович
  • Шкляревский Павел Петрович
  • Дорошевич Влас Михайлович
  • Розанов Василий Васильевич
  • Некрасов Н. А.
  • Другие произведения
  • Тан-Богораз Владимир Германович - Союз молодых
  • Короленко Владимир Галактионович - Ф. И. Кулешов. Мятежный талант
  • Верлен Поль - Стихотворения
  • Шкапская Мария Михайловна - Стихотворения
  • Немирович-Данченко Владимир Иванович - Переписка А. П. Чехова и Вл. И. Немировича-Данченко
  • Стасов Владимир Васильевич - Урезки в "Борисе Годунове" Мусоргского
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Рождественская элегия
  • Касаткин Иван Михайлович - Дело праздничное
  • Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 16
  • Есенин Сергей Александрович - Дарственная надпись Нечаеву Е. Е.
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа