Главная » Книги

Кондурушкин Степан Семенович - Переписка М. Горького с С. С. Кондурушкиным, Страница 3

Кондурушкин Степан Семенович - Переписка М. Горького с С. С. Кондурушкиным


1 2 3 4 5

"Исповеди" в религиозно-философском о[бщест]ве: что это за пошлость, что за нищета мысли, какое лицемерие!" (Арх. Г. Т. IX. С. 59).
  

18. Горький - Кондурушкину

  

[Капри. Около 17/30 ноября 1908 г.]

   Дорогой мой Степан Семенович!
   По вопросу об издании второй вашей книги до встречи с К. П.- ничего не могу сказать1: дела этого порядка - в его руках. О "Моисее" вам следует переговорить с ним же, К. П., что ближе к вам да и действительнее. Когда выйдет 25-й - не ведаю2.
   Идея писать Иуду - нравится мне. Думаю, что тема - эта - в круге ваших сил, рассказ должен бы выйти стройно, как вышел "Моисей".
   Советую - во избежание совпадения с написанным уже - прочитать, как этот тип трактовали до вас Вейзель, Дрейер, Гедберг и наш Голованов, переводчик, Фауста3.
   Андреев, напр[имер], во многом буквально совпал с Дрейером, на что было указано Волошиным в "Руси" 4 и Камионским в каком-то духовном журнале, кажется в "Прав[ославном] собес[еднике]"5. Кстати - я, м[ожет] б[ыть], не верно пишу - Дрейер, забыл имя этого автора.
   "Птичьих следов" из Новой Земли - не присылайте мне - не надобно: у меня есть попугай, он сидит на плече моем и оставляет множество следов на спине у меня. Этого с меня вполне достаточно.
   "Поголовное мнение" и "Княгиня Настя" еще более убеждают меня в плохом состоянии литературных голов. Могу облегченно сказать: слава тебе, история русская, за то, что ты все расширяешь пропасть между народом и современной литературой "модерн-мармелад"!
   Мне, ригористу и тенденциозному человеку, пьеса Амфитеатрова, конечно, нравится. А сам автор - еще более: это, кажется, единственный россиянин-интеллигент, который после революции неуклонно идет налево.
   Встретив В. Г. Короленко - почтительно поклонитесь ему. Грустно мне, что он не пишет, люблю я его мягкий, ласковый талант и неподражаемый язык6.
   А что вы скажете по сему поводу: накануне ХХ-го века и в первых годах его многие литераторы, как бы сговорясь, начали писать об Иуде, заклейменном именем предателя, и все, без различия наций и характеров, стараются реабилитировать его7. Можно ли отсюда заключить, что Христа ныне начинают чувствовать как помеху некую ходу жизни?
   Лично я - равнодушен и ко Христу, и ко Искариоту, вопрос имеет для меня интерес теоретический.
   Привет. Жму руку.

А. Пешков

  
   Датируется по п. Кондурушкина от 12/25 ноября 1908 г., на которое является ответом.
  
   1 Горький вторично отвечает на вопрос Кондурушкина об издании в "Знании" второго тома его "Рассказов". См. п. 18.
   2 См. п. 17, прим. 1.
   3 Имеются в виду следующие издания: Карл Вейзер "Иисус" (Лейпциг, 1906), Тор Гедберг "Иуда" (рус пер. В. Спасской) (М., 1908), Н. Н. Голованов "Искариот" (драма в стихах) (М., 1905). Вейзель и Дрейер - ошибка Горького. В обоих случаях речь идет о немецком драматурге Карле Вейзере (1848-1913). Тор Гедберг (1862-1931) - шведский писатель. Николай Николаевич Голованов (1867-1938) - писатель, переводчик, режиссер. В ЛБГ "Фауст" Гёте представлен в нескольких переводах, в том числе: Гёте. Фауст: Трагедия. Ч. 1,2/Пер. Н. Голованова. 2-е изд., испр. М.: Изд. С. С. Мошкина, 1898 (Описание).
   4 Волошин М. Некто в сером // Русь. 1907. No 157. 19 июня.
   5 "Православный собеседник" - ежемесячный журнал, выходивший в Казани с 1855 по 1917 г. Издание Казанской духовной академии. С 1907 г. редактировался проф. С. А. Терновским. Ст. Камионского об Андрееве в этом журнале не найдена.
   6 Позже. 15/28 сентября 1909 г., Горький писал в п. М. М. Коцюбинскому: "Коли увидите Влад[имира] Галак[тионовича] - почтительно поклонитесь ему от ученика и почитателя. Недавно пришлось мне перечитать все его книги - в целях лекторских - и с каким удовольствием сделал я это!" (XXIX, 97-98)
   7 Эта мысль впоследствии была развита Горьким в ст. "О современности" (Русское слово. 1912. No 51, 52. 2 и 3 марта).

19. Кондурушкин - Горькому

Одесса.

11[24] декабря 1908 г.

   Дорогой Алексей Максимович!
   Снова я поехал. Как задумывал про Христа, так и потянуло меня в Палестину. А денег нет. Надо искать средств. Вот и поехал от "Слова"1 объехать всю Турцию кругом. Мне-то нужно только на старые места,- да ведь что поделаешь. Поехал на три месяца. Маршрут мой: Константинополь, София, Белград, Призрен, Салоники, Афины, Александрия, Каиро, Порт-Саид, Яффа, Иерусалим, Дамаск, Малая Азия и через Смирну обратно до дому. Коли хотите доставить мне удовольствие, напишите, напр[имер], в Константинополь, где буду с 15-24 декабря, или в Софию - 25 дек[абря] - 1 января, или в Белград - 2-10 января. Всюду - до востребования. Что будет дальше - я еще Вам напишу.
   К. П. Пятницкий сказал мне, что "Моисей" выйдет в половине декабря. Я уехал спокойно - без меня семья получит деньги. Мой же заработок от поездки будет, вероятно, ничтожным, ибо писать я стану мало, от всяких телеграмм сенсационных и интервью - отказался, не умею; обещал писать о жизни, как я ее увижу и пойму. Редакция оплачивает проезд мой по 2 кл[ассу], дает по 100 руб. в месяц и по 10 коп. за строчку. Положим, назначил я себе плату сам. Из этого только следует, какой я скромный человек. Боюсь, что потом скажут: "Вот ты взял много, а писал мало и плохо". Черт с ними, пусть уж не корят.
   Не знаю, читаете ли Вы "Слово"? Поссе как-то говорил, что он от кого-то слышал, будто Вы считаете "Слово" октябристским органом. Это - ошибка. Там смешались осколки разбитой "Нашей жизни"2 ("Товарищ"3 - тож) с социал-демократами, кадетами и просто газетными работниками. Цель у редакции - сделать "Слово" беспартийным прогрессивным органом вроде "Русских ведомостей", что ли. Очень тщатся привлечь крупные литературные силы, приглашают Куприна, Андреева и еще там кого-то. А то скучная она, эта газета, и-и, бог мой, какая скучная!
   Пятницкий собирался к Вам на Рождество. И вот, если Вы будете иметь с ним разговор относительно второй книжки рассказов моих, примите к сведению следующее: я говорил там о 2-х комбинациях - с "Моисеем" и без "Моисея". Для второй обещал прислать оттиски 2-х рассказов, которые хотел напечатать за этот год. В январе месяце моя жена пришлет Вам оттиск рассказа "Без берегов", который напечатает "Русское богатство"4. В нем больше листа. С ним и вторая комбинация будет возможна.
   Владимиру Галактионовичу Ваш привет передал. Он в свою очередь просит меня передать Вам низкий поклон. Хороший он старик, очень хороший, на редкость.
   Приезжайте в конце января в Каиро. Вместе будем на пирамиды смотреть. Три дня и три ночи! Что Вам стоит? Сядете в Неаполе на пароход, а через трое суток в Каиро. В две недели туда и обратно можете съездить (и в Египте неделю пробыть). И расход-то плевый, - полтораста рублей. С. Я. Елпатьевский там тоже хотел быть этой зимой5.
   Нет, Вы, наверно, не приедете!
   Христос, конечно, мешает. Рушатся старые формы государственных и общественных отношений. А в них была заложена христианская идея абсолютизма власти и аскетической морали и идеалов. Иуда теперь желанный парень. Ну, будьте здоровы.
   Всего лучшего. Привет Марии Федоровне. (Ой, не ошибся ли в отчестве! Если ошибся, пожалуйста, не сказывайте).

Ваш С. Кондурушкин

   1 "Слово" - ежедневная политическая, общественная и литературная газета, выходившая в Петербурге с 1903 по июль 1909 г. Орган партии "мирного обновления". В газете печатались С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Г. Виноградов, B. А. Поссе, И. В. Жилкин, Блок, Брюсов, П. Д. Боборыкин, Н. К. Рерих, A. М. Ремизов, Г. И. Чулков, Вяч. Иванов, А. С. Рославлев, Дм. Цензор, О. Н. Чюмина. Ю. И. Айхенвальд, Л. Я. Гуревич и др. В рекламном объявлении о подписке на 1909 г. редакция писала: "Заботясь о доставлении читателям возможно более живых на месте добытых сведений о странах Балканского полуострова в нынешнее многозначительное для этих краев и всей Европы время, редакция "Слова" посылает на Ближний Восток в качестве своего специального корреспондента C. С. Кондурушкина" (Слово. 1908. No 639. 3 дек.). С 12/25 декабря (No 648) 1908 г. по 2/15 апреля 1909 г. (No 753) Кондурушкиным было опубликовано в "Слове" 24 путевых очерка под общим заглавием "Вокруг Турции". Ранее (Слово. 1908. 5 и 10 сент.) в газете была помещена его ст. "О турецкой революции".
   2 "Наша жизнь" - ежедневная общественно-политическая, литературная и экономическая газета без предварительной цензуры. Издавалась в Петербурге с 1904 по 1906 г. Официальным редактором ее был экономист, профессор финансового права Петербургского университета Л. В. Ходский. По своему направлению "Наша жизнь" была близка левому крылу кадетской партии. Среди сотрудников ее значились Н. А. Бердяев, А. И. Богданович, В. Я. Богучарский, С. Н. Булгаков, B. А. Гольцев, Н. И. Кареев, С. Л. Франк и др. После закрытия "Нашей жизни" ее подписчики получали газ. "Товарищ".
   3 "Товарищ" - политическая, литературная и экономическая ежедневная газета. Выходила в Петербурге с апреля 1906 по декабрь 1907 г. Редактировалась с No 45 В. В. Португаловым. Издательница - Н. Н. Русанова. Основателем газеты был Л. В. Ходский. Формально беспартийный орган, проводивший линию левых кадетов. Ближайшее участие в "Товарище" принимали Е. Д. Кускова. С. Н. Прокопович.
   4 Рассказ Кондурушкина "Без берегов" напечатан в "Русском богатстве" (1909, No 1).
   5 После поездки Елпатьевского в Египет им была напечатана книга путевых очерков "Египет" (СПб., 1911. 2-е изд. СПб., 1912).

20. Кондурушкин - Горькому

СПб. 11[24] марта 1909 г.

   Дорогой Алексей Максимыч!
   Посылаю при сем оттиск рассказа моего "Без берегов" ("Р[усское] б[огатство]", январь 1909 г.) в дополнение к прежде посланным оттискам моих статей для 2-го тома рассказов. Таковой я думал бы печатать уже осенью этого года, ибо теперь поздно. Но выяснить вопрос о печатании хотел бы теперь. А потому не откажитесь написать мне об этом Ваше решение.
   Только что возвратился из поездки вокруг Турции. Теперь после поездки я еще больше хочу написать серию рассказов из жизни Христа... Позавчера был на выставке картин Поленова1. Меня бросило в жар и холод. Он тоже сделал серию "рассказов" - полотен из жизни Христа и, главное, в том же духе, как это рисуется и мне. В одном из писем Вы задали мимоходом вопрос: "Не мешает ли нам теперь Христос?" Конечно, мешает! Христос, созданный страдающим человечеством в течение двух тысячелетий, взлелеянный мечтами рабов и господ, этот Христос - болотный туман; он колышется над миром, мешая людям отчетливо видеть друг друга, заволакивает дали прошлого и будущего, затягивает солнце, губит радости земли. И я думаю, что его можно сделать менее вредным: надо на его месте нарисовать человека, а вокруг него живую жизнь и природу. Конечно, надо хорошо нарисовать. Вот это и делал Поленов на своих полотнах. Есть хорошие картины. Вероятно, его будет скоро поносить церковь.
   Вне России вольнее дышится. А в России давит. Помните у Тургенева в "Бежином луге": "Давит могила, Трофимыч. Разрыв-травы ищу". И все теперь здесь ищут разрыв-травы2.
   Неоднократно собирался вам писать с дороги, да газетные статьи одолевали. Неприятное это занятие - писать газетные статьи. Газетная статья - это самый злой враг художественного впечатления. Газетная статья это нечто вроде пьяного буяна, что приходит в свою же милую квартиру, ломает мебель, бьет посуду и нарушает годами сложившийся порядок обстановки.
   Как красивое видение промелькнули перед глазами Греция, Египет, Палестина и Сирия. И вот я снова в тусклом Петербурге, где на всех лучших идеях человечества лежит налет дрянной злобы, раздражения, борьбы ничтожной и мелочной, где о любви говорят с камнем за пазухой, мыслят вспухшей печенью, любят только затем, чтобы иметь право что-нибудь ненавидеть... Проклятый город. Петербург лег мертвой тяжестью на русскую мысль, искусство, на всю жизнь. Не скоро выберется Россия из-под гнета петербургского периода.
   Ну, до свиданья, дорогой Алексей Максимыч, боюсь, что я много философствовал и, м[ожет] б[ыть], в том же петербургском духе. А фотографии своей Вы так мне и не прислали. Кланяется Вам жена. Передайте наши приветы и Вашей супруге.

Ваш С. Кондурушкин

   В[асильевский] О[стров], 6 л[иния], 27
  
   1 Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - художник-передвижник. Над серией картин "Из жизни Христа" работал с 1896 по 1909 г. В 1899 г. Поленов предпринял трехмесячное второе путешествие на Восток, посетил Константинополь, Иерусалим, Египет, Бейрут. Художественный материал для своих картин он собирал в Иерусалиме, Назарете и Тивериаде. По замыслу Поленова, вся серия должна была состоять из небольших эскизов, сюжеты для которых художник заимствовал из евангелий. Выставка картин "Из жизни Христа" состоялась в Петербурге в феврале-марте 1909 г. 58 полотен были размещены по шести разделам, соответствующим евангельской биографии Иисуса Христа: 1. Детство и юность. 2. У Иордана. 3. В Галилее. 4. Вне Галилеи. 5. В Иерусалиме. 6. Последние дни. Ранее написанные Поленовым картины "Христос и грешница" (1887) и "На Генисаретском озере" (1888) на выставке были представлены уменьшенными авторскими копиями. На картинах из серии "Из жизни Христа" евангельский Иисус изображен совершенной личностью, размышляющей или созерцающей на фоне идеализированного пейзажа. В п. - Л. Н. Толстому от июня 1909 г. Поленов писал: "Мои картины служат главным образом изображению природы и обстановки, в которой совершались евангельские события" (Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 667).
   2 Цитата из "Бежина луга" Кондурушкиным приведена по памяти. У И. С. Тургенева: "Давит, говорит, могила давит, Трофимыч: вон хочется, вон..." (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. Л. Т. 4. С. 104).

21. Кондурушкин - Горькому

СПб.

19 апреля [2 мая] 1909 г.

   Дорогой Алексей Максимыч!
   Вот уже больше месяца тому назад, как я писал Вам письмо1. До сих пор ответа не имею. А в письме том я между другим писал Вам и об издании второй книжки моих писаний в начале следующего книжного сезона и просил Вас написать мне ответ Ваш теперь же. Решаюсь просить о том же вторично.
   Оттиски всех рассказов для предполагаемой книжки у Вас. Я послал их в ноябре пр[ошлого] г[ода], а в марте т[екущего] г[ода] дополнительно "Без берегов".
   На Новую Землю собираюсь.
   Будьте здоровы. Привет мой Марии Федоровне.

Любящий Вас С. Кондурушкин

   В[асильевский] О[стров], 6 [линия], 27, кв. 24
  
   1 См. п. 20.
  

22. Горький - Кондурушкину

  

[Капри. Около 25 апреля/8 мая 1909 г.]

   Дорогой Степан Семенович!
   Относительно издания второй книги рассказов ваших - говорите с К. П. Пятницким. Оттиски ваших вещей я ему немедля вышлю, если хотите.
   Не отвечал вам столь продолжительное время потому, что со дня вашего отъезда с Капри жду приезда К. П. Жду и сегодня, как ждал вчера.
   Писать же ему - бесполезно, он не отвечает на письма, потому, видимо, что живет, собираясь сюда ежедневно1.
   Жму руку.

А. Пешков

  
   Датируется по содержанию (ответ на п. 21).
  
   1 15/28 апреля 1909 г. Горький телеграфировал Пятницкому: "Прошу ответить, когда приедете" (Арх. Г. Т. IV. С. 271). В конце мая 1909 г. Горький возвратил Пятницкому бывшие у него на просмотре рукописи для изд-ва "Знание" с просьбой "ответить авторам, как найдете нужным. Распорядитесь в конторе, чтобы впредь мне никаких рукописей не посылали" (Там же. С. 271).

23. Кондурушкин - Горькому

8 [21] июля 1909 г.

Новая Земля

Маточкин Шар

   Дорогой Алексей Максимович!
   Пишу Вам несколько слов с Новой Земли1. Только что вчера приехал сюда и вот остался в Маточкином Шаре до следующего рейса, т. е. более чем на два месяца. Условия жизни будут довольно сносные. Дом художника Борисова2 дает вполне приличное помещение. Провизии захватили с собой, и здесь найдутся гуси, оленина и рыба. Три семьи самоедов и одна русская и штук сотня собак - вот и все поселение Маточкина Шара. Кругом залив, обставленный со всех сторон горами. Горы покрыты снежными полосами до самого моря. Ходят льды. Пароход уходит сегодня, и на два с лишним месяца я буду отрезан от всего культурного мира океаном.
   Правда, я не один. Со мной остается на лето еще трое: два немца (приехали за шкурами зверей и птиц на чучела) и молодой прив[ат-]доцент Петербургского университета. У нас много оружия и охотничьих припасов. Даже сети для ловли рыбы.
   Вот она первозданная земля. Можно сказать словами Библии: "И дух божий носился над нею" 3. Вот пока и всё. Будьте здоровы. Привет вашей супруге.

Ваш С. Кондурушкин

  
   1 Корреспонденции Кондурушкина о его первой поездке на Новую Землю в 1909 г. печатались в газ. "Речь": "Кто владеет Новой Землей" (7 сент.) и "На севере. Новоземельский пансион" (14 сент.).
   2 Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) - художник, писатель, экономист. В 1898 г. окончил Академию художеств, ученик И. Е. Репина. Первое путешествие на Новую Землю совершил в 1896 г. Привез много этюдов, приобретенных П. М. Третьяковым для его художественной галереи. Рисовал для этнографического отдела музея им. Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1900 г. отправился на Новую Землю на парусном судне "Мечта" вместе с зоологом Харьковского ун-та Т. Тимофеевым, гидрологом А. Филипповым и рабочими. На Новой Земле построил дом (при западном устье пролива Маточкин Шар). Автор книг: "У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки" (СПб., изд. А. Ф. Девриен. 1907), "В стране холода и смерти. Экспедиция худ. А. А. Борисова" (СПб.. 1907), "Великий Северо-восточный морской путь.- Великий речной путь из Сибири в Европу" (СПб., 1910). См.: Назимова И. В. Александр Алексеевич Борисов: Жизнь и творчество. Архангельск, 1959; Мунин А. Н. Александр Борисов: К 100-летию со дня рождения. Архангельск, 1967.
   3 Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. Гл. 1, ст. 2.

24. Кондурушкин - Горькому

СПб. 10[23] сентября 1909 г.

   Милый Алексей Максимыч.
   Посылаю Вам одновременно с этим письмом бандеролью рукописи двух небольших рассказов1. Оба они так невелики, что, если Вам понравится, один из них, м[ожет] б[ыть], мог бы пойти в ближайшей книжке "Знания". [Оба объемом в ¡ листа). Коли не понравятся, не откажитесь возвратить.
   Пришлите мне Вашу фотографию. Пишу Вам в тяжелое для нас время: у нас сильно больна девочка - воспаление легких, не знаем, выживет ли. А мне хотелось бы Вам рассказать про свою поездку на Новую Землю. Очень интересно. Вероятно, уж опишу всё вам в рассказе2. Напишите про себя что-нибудь. Передайте привет супруге Вашей.

Ваш С. Кондурушкин

  
   На письме пометка Горького: В[асильевский] О[стров]. 6-ая лин[ия], 27, 24 [адрес Кондурушкина].
  
   1 См. п. 25, прим. 1.
   2 Речь идет о рассказе "В солнечную ночь". См. п. 26.
  

25. Горький - Кондурушкину

  

[Капри. Около 16/29 сентября 1909 г.]

   Дорогой Степан Семенович!
   Для сборников рассказики ваши - мелковаты, вы бы в газету их1.
   "Европейски известный" писатель неверно цитирует Лермонтова: поставил 12-ю строку на место 14-й. Вообще он не очень гениален, и я удивляюсь вкусам Европы.
   Лошадиный "Бунт" - не удачен. Это - символика?
   Всех благ!

А. Пешков

   Приписка М. Ф. Андреевой:
   Очень кланяюсь Вам, дай бог, чтобы Ваша, дочка скорее поправилась! А. М. никогда от меня поклонов не передает никому, так уж я сама решилась черкнуть на обороте. О чем он Вам пишет, не знаю. А вдруг и от меня кланяется, т. е. на этот раз он вспомнил поклон Вам мой передать.
   Жму Вашу руку.

М. П.

  
   Датируется по п. Кондурушкина от 10/23 сентября 1909 г.
  
   1 Кондурушкин выслал Горькому рассказы "Бунт" и второй, название которого установить не удалось. Герой рассказа "Бунт" самарский помещик Соколовых-Негусто сходит с ума от страха перед своими мужиками, которых подозревает в том, что они замышляют против него "бунт". Чтобы напугать маскирующихся, до времени "бунтовщиков", граф приказывает застрелить своего любимого жеребца, переставшего выполнять команды, и "парную лошадь", которой могло бы передаться "безумие" ставшего непокорным жеребца. Рассказ "Бунт" впервые опубликован в журн. "Бодрое слово" (1909, No 20, окт., с. 3-12). Публикация второго рассказа не найдена.

26. Кондурушкин - Горькому

СПб. 16[29] сентября 1909 г.

  
  Дорогой Алексей Максимыч.
   Вот я обещал Вам послать рассказ о Новой Земле. При этом и посылаю рукопись - "В солнечную ночь".
   Только вчера прочитал Вашу книгу - "Землетрясение в Калабрии и Сицилии"1. Дорогой Алексей Максимыч! - потрясающая книга, и в то же время - книга, поднимающая человеческий дух, зовущая к жизни и радостной борьбе. Это уж секрет Вашего духа - рассказать такой ужас, часто в кавычках, и в то же время не поникнуть головой, сообщить свое настроение. Ну, дай вам бог всего хорошего.
   Примите от нас женой, а также передайте Марии Федоровне привет.

Ваш С. Кондурушкин

  
   1 Впервые напечатано в переводе Августа Шольца на немецкий язык отдельной книгой: Im zerstorten Messina von Dr. M. Wilhelm Meyer und Maxim Gorki. Berlin, Verlag I. Ladyschnikow, 1909.
   Первое русское издание: Горький М., Мейер В. Землетрясения в Калабрии и Сицилии 15/28 декабря 1908 г., СПб.: Знание, 1909 (книга выпущена в свет 3/16 окт. 1909 г.). Кроме очерка Горького в книгу вошла статья швейцарского астронома Вильгельма Мейера (1853-1910) "В разрушенной Мессине". Весь доход от издания предназначался пострадавшим от землетрясения.
  

27. Горький - Кондурушкину

  

[Капри. Около 22 сентября/5 октября 1909 г.]

   Дорогой С. С - рассказ идет, хороший рассказ!1
   Но - перед тем, как отдать его в контору, а оттуда в типографию, вы бы просмотрели его один разок?
   На стр. 1-й - "миллионлетнем прошлом", на 9-й - "пушистоволная река" - хороши ли сии пышноблещущие слова.
   На 29 - "ледовитые стихии" - как понять? Сколько их, кроме льда и мороженого?
   На 31 - "клубы дыма, просвечивая" - вероятно: оранжевые лучи, просвечивая сквозь клубы дыма?
   На 33-й - "каменные раковины" - деревянных не бывает; "водоросли натечного образования" - совершенно не приемлемы и не понятны.
   На 2-й - "горы, нагроможденные еще в первые дни творения" - по Библии? По геологии они позднее нагромождены.
   14-й - "6 дней великого творенья Богов" - уж если по Библии, то - Бога. Седьмой день - по Библии - неприемлем.
   Далее: "земля застыла на второй день, когда еще только что ... и не успела произрастить - плодовые, вероятно? {Два слова вписаны Горьким и им же подчеркнуто.} - деревья, травную зелень" и т. д.
   Это все надобно изменить: дело в том, что на Шпицбергене даже была в свое время под-тропическая флора - бананы росли. На днях я видел оттиски вишневых листьев на сланце Шпицбергена. "Второй день" - вообще не годится: есть человеки, олешки, мхи, лишаи, птицы, моржи, солнце, звезды - продукты уже семидневного творчества.
   Библейские чудеса-то вы бы оставили - к чему они? И без них хорошо.
   Человек вы простой и хороший - зачем вам подниматься на цыпочки?
   И рассказ хорош - зачем его портить несуразностями?
   Перестроив все это - буде вы согласны - отошлите рукопись Семену Павловичу2 и будьте здоровы.

А. Пешков

  
   Датируется по п. 26.
  
   1 Пятницкий предполагал опубликовать рассказ Кондурушкина "В солнечную ночь" в XXIX сб. "Знания" вместе с повестью К. Гамсуна "Странник играет под сурдинку". Но так как рукопись повести еще не была им получена, Пятницкий, не зная ее объема, задержал печатание рассказа Кондурушкина. Кроме того, Горький хотел в январе 1910 г. сразу выпустить XXIX и XXX сб. "Знания", в которых печатались "Городок Окуров" и "Матвей Кожемякин". "Матвея Кожемякина" Горький тогда считал второй книгой "Городка Окурова". Когда наконец стал известен объем повести Гамсуна, окончательно определилось содержание XXVIII, XXIX и XXX сб. "Знания". 20 ноября/3 декабря 1909 г. Пятницкий, находившийся на Капри, сообщил в Петербург С. П. Боголюбову, что рассказ Кондурушкина вошел в XXVIII сб. "Знания" и печатается вместе с драматическими сценами Шолома Аша "Зимою" (АГ). В этом же сб. помещено начало "Городка Окурова", окончание его напечатано в XXIX сб. "Знания". XXVIII сб. "Знания" вышел в свет 12/25 декабря 1909 г. Кондурушкин учел большую часть замечаний Горького. Так, например: "горы, нагроможденные еще в первые дни творения" заменено: "Нагроможденные в мощном беспорядке среди холодных волн океана стоят вокруг Шара мерзлые горы". Учел автор и замечание Горького относительно плодовых деревьев. Теперь это место в рассказе читалось так: "А здесь земля застыла на третий день великого творенья, когда еще только что отделились от земли воды, и земля не успела произрастить травную зелень и плодовитые деревья". Вместо: "Клубы дыма, просвечивая..." - напечатано: "Клубы дыма, пронизанные оранжевыми лучами..." "Каменные раковины" и "водоросли натечного образования" изменено на: "куски окаменелостей, раковины и водоросли". "Пушистоволная река" исправлено на: "катится пушистыми волнами". В другом месте Кондурушкин, в связи с возражением Горького, исправляет: "...давно закончились все шесть дней великого творенья богов, и вот уже несколько тысячелетий длится седьмой день, день творчества человеческого".
   2 С. П. Боголюбов (ум. 1927) - заведующий конторой изд-ва "Знание".

28. Кондурушкин - Горькому

СПб. 15[28] ноября 1909 г.

   Дорогой Алексей Максимыч.
   За некоторые указания по поводу очерка моего очень благодарен: я ими воспользовался. Но некоторые из них основаны, мне кажется, на недоразумении. По-видимому, Вы не допускаете, чтобы земля, на которой, мы знаем, есть олешки, люди, моржи и проч., могла дать впечатление библейской первозданности, второго дня творения... Ссылаетесь на науку. Немецкий естествоиспытатель фон Бер1, исследователь Н[овой] З[емли] в первой половине прошл[ого] стол[етия], конечно, знал об остатках высшей флоры и фауны в странах полярных. Ион пишет о пейзаже Н[овой] З[емли]: "Я не мог подавить в себе мысли, невольно мне представившейся, будто теперь только что настает утро мирозданья и вся жизнь еще впереди..." и т. д.
   "Миллионлетнее прошлое" в моем ухе укладывается так же просто и без вычур, как столетий, тысячелетий...
   Ледовитые стихии, конечно, не только "лед и мороженое". Их может быть столько же, сколько стихий в древнем или современном научном смысле слова: вода, земля, воздух или отдельные элементы, раз они обладают свойством льда, т. е. холодом.
   Выраж[ение] "творчество богов" Вы поправляете: "Уж если по библии, то - Бог". Это, конечно, прямого отношения к моему очерку не имеет, но для справки (м. б., Вам интересной) скажу, что по библии должно быть именно - боги. "Биррешит бара элогим" - В начале сотворил боги ("элогим" мн[ожественное] ч[исло] от "иль"). Вот евр[ейский] текст, соответствующий вполне древнееврейскому представлению о множественности божеств. И только христианство упорно навязывало евреям идею монотеизма.
   Вообще, мне кажется, что Вы рассудком против образов библейских, мифологических, сказочных и друг[их] подобных, которые в нашем (и в Вашем, думается мне) художественном сознании живут, много говорят чувству, да и уму тоже. И науку Вы тут за волосья побеспокоили напрасно.
   Недавно прочитал вашу "Исповедь". В конце "Исповеди" (думается мне, бессознательно), как бы для подтверждения истинности вашей религии, могущества вашего Бога, вы не отказали этому Богу в удовольствии поразить верующих чудом: народ-бог исцеляет безногую девушку... И хоть "чудо"-то это у вас не чудо, но тем не менее оно по форме так похоже на чудеса Христов и Магометов, и буддийск[ие] и проч. и проч.: "слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются..." А следовательно, и новое религиозное сознание получает старый, как бы законный патент.
   Думаю, что в данном случае вашим художественным сознанием руководили старые группы "библейских" образов: Бог и чудеса друг друга взаимно утверждают. Но, кстати, уж повторю, что фабрика и фабричные рабочие, в роли нового предтечи новому богу, произвели на меня художественно неубедительное впечатление. (Я то же говорил Вам и по первому впечатлению на Капри.)
   Нигде не нашел вполне, а как попал в фабричную среду - окончательно нашел! Это, - простите дорогой Алексей Максимыч, - слишком "программно", рассудочно. "Фабрика", м[ожет] б[ыть], найдет бога, а м[ожет] б[ыть], не найдет. Творчество в этой среде есть, но ведь оно не закончилось, не выразилось ясно. И желание дать ему законченный вид должно исключить художественность изображения. От нетерпения разума вы это сделали.
   Но я об "Исповеди" заговорил не для того, чтобы повторять слова, м[ожет] б[ыть], огорчительные. Напротив, хочу утверждать.
   В П[етербур]ге появился проповедник "братец Иванушка" 2. Привлекает множество народу. Нигде рабочие слои населения, т[ак] наз[ываемый] "народ", не испытывают такой духовной жажды, как в П[етербур]ге. П[етербур]г для них - каменная пустыня. Писатели, художники, пастыри, ученые - все раздражают народное сознание предчувствием какой-то высшей жизни, высших интересов, но в своих творениях и словах этому народу недоступны, непонятны. А он (народ) хочет духовного мира, ищет его и находит вот в таких проповедниках.
   Но несмотря на "чудеса", на масло и прорицания, этот проповедник и его слушатели все-таки в высшей степени интересны. Интересна проповедь этого "братца". По первому впечатлению она ничем не отличается от христианства, ибо вся исходит из текстов казенного евангелия. Но, вслушавшись, замечаешь удивительно свежую струю: надо устроить хорошо жизнь свою на земле; надо, чтобы жизнь была здоровая, радостная, счастливая, трезвая. О небесном разговору как-то очень мало. На собраниях энтузиазм толпы достигает большой силы и выразительности. Чувствуешь, что алчет и жаждет народ, мятется и ищет... Но мир все еще остается "расколот на две половины", интеллигенция ищет народа, а народ ищет интеллигенции. И оба с завязанными глазами.
   Так вот и живет пока. Многие не выдерживают. Уж очень тоскливо.
   Будьте здоровы. Передайте привет Вашей супруге и Константину Петровичу, если он там3. Да и наверное там. Он собирался на Капри больше года. Если он столько же будет собираться с Капри, мы здесь взвоем на разные голоса.

Ваш С. Кондурушкин

   1 Речь идет о Карле Эрнсте Бэре (1792-1876) - естествоиспытателе, основателе эмбриологии и одном из учредителей Русского географического общества. Почетный член Петербургской Академии наук. Имеется в виду его труд "Экспедиция в Лапландию и на Новую Землю" (1836). См.: Изв. Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. No 3.
   2 Основатель секты трезвенников самарский крестьянин Иван Алексеевич Чуриков, начавший свои проповеди в 1890-х годах в Самаре, а затем перенесший их в Петербург и Москву. См. очерк Кондурушкина "Братец Иванушка" (Речь. 1910. No 290 и 310. 22 окт. и 11 нояб.).
   3 Пятницкий приехал на Капри 1/14 сентября 1909 г.

29. Кондурушкин - Горькому

СПб.

31 января [13 февраля] 1910 г.

  
  Дорогой Алексей Максимыч,
   обращаюсь к Вам со следующей просьбой и предложением. Давно я хотел, а в этому году решился, если буду иметь возможность, поехать на Новую Землю зимовать, т. е. на 10 месяцев. (От парохода до парохода, с начала сентября 1910 г. по начало июля 19111.) Цель у меня литературно-художественная. Есть у меня в предчувствии некоторые мысли и настроения из этого, можно сказать, загробного мира, и хочется мне их изобразить.
   На это дело мне нужно тысяча восемьсот рублей. И сумму эту я прошу у "Знания" на следующ[их] условиях: Часть этой суммы - пятьсот рублей - покроется года в два продажей остальных экземпляров 2-го моего тома. (В декабре месяце по первому абцугу продано его 1047 экз[емпляров], по 1 янв[аря] остается 1953 экз[емпляра]). Остальные тысяча триста рублей буду покрывать тем, что напишу для сборников "Знания" так: половину гонорара мне, а половину на покрытие этого долга.
   Вот в чем мое предложение и просьба. Если можете, Алексей Максимыч, то дайте мне возможность съездить. Я буду очень рад и Вам благодарен. И хорошо напишу, ей-богу. Если бы Вы знали, как все это прекрасно и интересно. Ух, какая грозная природа, но какой великолепный и этот заморыш жиловатый самоед или плут-помор. Отчего я не вижу Вас, чтобы Вам все это рассказать.
   Кроме того, есть в этом уединении для меня какая-то потребность души. Петербург меня замучил. Уеду я из него, хотя бы для этого пришлось разделаться с семьей. Уеду на Волгу писать деревню. Новое начинает там уже кристаллизироваться. И сделаю это после Новой Земли.
   Я в восторге от "Городка Окурова". Ах, как это хорошо! "Лето" не так. Оно, конечно, написано зорким художником и большим мастером, но нет в нем интимности жизни, а есть художественная рассудочность, если можно так выразиться. Ну до свидания. Дай вам бог здоровья. Кланяйтесь Марии Федоровне и Константину Петровичу. Жму Вашу руку.

С. Кондурушкин

   В[асильевский] О[стров], 6 [линия] 27
  
   На письме пометка Пятницкого: "Отв. 6 фев. 1910".
  
   1 Эта поездка Кондурушкина на Новую Землю не состоялась. См. п. 31.

30. Кондурушкин - Горькому

СПб.

24 февраля [9 марта] 1910 г.

  
  Дорогой Алексей Максимыч!
   Сегодня послал Вам для сб[орника] "Знание" рукопись рассказа "Перед праздником"1. Я не думаю, чтобы он мог быть напечатан в нынешнем сезоне. Но мне необходимо реализовать ее в настоящее время. А потому принимайте рассказ при условии, что контора выдаст мне теперь же триста рублей за лист (в рассказе немного больше листа), остальное по напечатании. Несколько заключительных страниц намерен переделать в корректуре.
   Собираюсь Вам написать много о XXIX сборнике2, да духом встревожен. Посему откладываю до более благоприятного времени.
   Будьте здоровы. Привет Марии Федоровне и Константину Петровичу.

Ваш С. Кондурушкин

   1 Рассказ Кондурушкина "Перед праздником" в сб. "Знания" не печатался. 23 января / 5 февраля 1911 г. Кондурушкин в п. к Пятницкому просил его возвратить рукопись: "Ныне я не хотел бы его печатать в этом объеме и виде. В нем мало действия, много разговоров, и весь он эпизодичен. Я пишу повесть, которой этот рассказ является частью" (АГ). Пятницкий удовлетворил просьбу автора. Позже рассказ был отдан автором в "Русское богатство", где и опубликован (1913, No 2).
   2 XXIX сб. "Знания" вышел в свет 29 января/11 февраля 1910 г. В сборнике напечатано окончание "Городка Окурова" Горького, рассказы Ив. Касаткина "Веселый батя", Гольдебаева "Галчонок", К. Ясюкайтиса "На бульваре" и Н. Каржанского "Цветы", а также стихотворения Ив. Воронова, Бунина и пьеса С. Разумовского (С. Д. Махалова) "Светлое заточение".

31. Кондурушкин - Горькому

СПб.

17 [30] марта 1910 г.

  
  Дорогой Алексей Максимыч.
   Послал я Вам рукопись рассказа "Перед праздником" и письмо. Ответа ожидаю с нетерпением, но до сих пор не имею, хотя со времени отсылки прошло уже больше трех недель. Послал я также Конст[антину] Петровичу письмо по поводу гонорара за очерк "В солнечную ночь" и тоже никакого ответа не получил1. Если он у Вас, передайте ему мою просьбу об ответе и Вас прошу о том же.
   На Новую Землю, должно быть, не смогу поехать. Некоторые учреждения предлагают деньги, но пустые. Будь я один, я и на них мог бы съездить. Но семья мешает: ей нужно оставить. Должно быть, поеду куда-нибудь летом на статистику2. А жалко мне Новой Земли до слез. Много я там оставил такого, что не успело еще для меня оформиться в художественный образ, но что я предчувствую с наслаждением.
   Слышал я, что Вы работаете над новым произведением3. Желаю Вам здоровья и успеха.

Ваш С. Кондурушкин

  
   1 Речь идет о п. Кондурушкина Пятницкому от 18 февраля/3 марта 1910 г. о гонораре за рассказ "В солнечную ночь"; "Настаиваю на гонораре в триста рублей за 40 000 букв при сем заводе" (АГ). 19 апреля / 2 мая 1910 г. Пятницкий, касаясь расчетов с автором за рассказ "В солнечную ночь", писал Боголюбову: "Предыдущая повесть "Моисей" была отдана автором за 1000 р. для завода в 30 000 экз. Подсчитайте, сколько приходится с листа в 40 000 букв. Теперь мы гарантируем не 30 000, а только 20 000, - 2/3 прежнего завода. Возьмите 2/3 прежнего гонорара,- это и будет справедливая полистная плата с завода в 20 000" (АГ).
   2 В апреле 1910 г. Кондурушкин совершил поездку на Украину, опубликовав под инициалами С. К. несколько репортажей в газ. "Речь". См. его отчет "Военный парад и крестный ход. Киев, 20 апреля" (No 110, 24 апр.) и очерки "С богомольцами. От нашего специального корреспондента" (No 114, 117, 122, 28 апр., 1 и 6 мая). В июне 1910 г. "Речь" приступила к печатанию новой серии очерков Кондурушкина "По Холмщине" (No 155, 161-163, 167 и 170, 9, 12, 15, 17, 21 и 24 июня). 12 сентября "Речь" (No 250) помещает очерк Кондурушкина "Притоны сна. Переписка ночлежников", а с 30 сентября (No 268) по 4 октября (No 272) в газете появляются корреспонденции Кондурушкина из Ревеля. В декабре 1910 г. он принимает участие в переписи, публикуя статьи "Перепись и обыватель" (No 343, 14 дек.) и "Перепись и счетчики" (No 344, 15 дек.). Кроме того, на протяжении 1910 г. Кондурушкин выступает в "Речи" с разного рода информационным материалом (без подписи), "письмами в редакцию" и рецензией на кн. Сургучева "Рассказы", т. 1 (СПб.: Знание, 1910) См. No 328, 29 ноября. Интенсивное сотрудничество Кондурушкина в "Речи" продолжалось и в дальнейшем.
   3 В это время Горький работал над повестью "Жизнь Матвея Кожемякина".
  

32. Горький - Кондурушкину

[Капри. Начало апреля 1910 г.]

   На мой взгляд, Степан Семенович,- рассказ красив, интересен и - ко времени. Прочитал я его давно уже, задержал К[онстантин] П[етрович]. Он нашел в рассказе некоторые сомнительные места в цензурном отношении: смотрите подчеркнутое синим карандашом на стран[ицах] 97-й и следующих. За такие мнения и слова конфискован 16-й сборник; их необходимо сгладить.
   Красным же карандашом подчеркнута неопределенность выражения "голый человек". 97-я стр[аница] не противоречит ли 29-й? - спрашивает К. П.
   Если вы найдете возможным

Другие авторы
  • Козловский Лев Станиславович
  • Жиркевич Александр Владимирович
  • Писарев Дмитрий Иванович
  • Коринфский Аполлон Аполлонович
  • Якубовский Георгий Васильевич
  • Рожалин Николай Матвеевич
  • Сатин Николай Михайлович
  • Каченовский Михаил Трофимович
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич
  • Якубович Лукьян Андреевич
  • Другие произведения
  • Муратов Павел Павлович - Византийская живопись
  • Диковский Сергей Владимирович - Операция
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - На горах. Книга 2-я
  • Зозуля Ефим Давидович - Гибель Главного города
  • Ободовский Платон Григорьевич - Стихотворения
  • Андерсен Ганс Христиан - Стихотворения
  • Вейнберг Петр Исаевич - Генрих Гейне. Его жизнь и литературная деятельность
  • Богданов Василий Иванович - Богданов В. И.: Биографическая справка
  • Лухманова Надежда Александровна - Н. А. Лухманова: биографическая информация
  • Виноградов Анатолий Корнелиевич - Марина Цветаева. Жених
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 553 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа