Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям..., Страница 4

Крузенштерн Иван Федорович - Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям...


1 2 3 4 5 6 7

ю Новой Британ³и, особенно прямѣтны мысы: Педдеръ и Бушингъ. Рифъ, на который приткнулась Астроляб³я, и который на Дюрвилевой картѣ названъ Прохоѣною Банкою, (Banc de Passage) въ 10ти миляхъ отъ берега и почти въ равномъ разстоян³и отъ мыса Маркусь и мыса Бушингъ. Группа небольшихъ низменныхъ острововъ, посему названныхъ Низменными островами, въ 12ти миляхъ къ западу отъ проходной Банки.
   Дамп³еровъ проливъ, котораго ширина въ 18 миль, образована западнымъ берегомъ Новой Британ³и и островомъ Рукъ (Rook). Больш³й поперечникъ сего послѣдняго острова по направлен³ю SW и SO, кажется до 22хъ миль; средняя же ширина острова отъ 10ти до 12ти миль; NWая оконечность, мысъ Кингъ въ шир. 5°28' S, долг. 143°11'. Два острова: Волканъ, и прямо на Югъ отъ онаго лежащ³я остр. Тюпинье (Tupinies) весьма высоки, послѣдн³й около 12ти миль въ окружности, средина въ штр. 5°20' S, долг. 143°25'; средина острова Волканъ въ широтѣ 5°32'.
   Сѣверный берегъ Новой Британ³и, мало извѣстенъ. Дантркасто видѣлъ только не большую часть NWго берега между мысомъ Глостеръ и мысомъ Рауль, который въ шир. 5°30' S, долг. 148°55' O. На сѣверномъ берегѣ бухты Обширной (Baie Spacieuse), образующей, какъ я уже сказалъ, или островъ или перешеекъ, намъ извѣстны только мысы Стефенсъ (Stephens), и Паллизеръ. Перваго широта опредѣляема широтою острова ²орка отъ котораго мысъ сей прямо на W. Кап. Дюперре проходя каналомъ Св. Георг³я могъ опредѣлить съ точност³ю положен³е сего острова. На картѣ Капитана Дюперре Портъ Гунтеръ находящ³йся въ сѣверной части острова, назначенъ въ шир. 4°7'30", долг. 152°24'; мысъ Жакино, южная оконечность острова, въ шир. 4°15', долг. 152°20'0. Капитанъ Дюперре не могъ видѣть береговъ Новой Британ³и, a потому долгота мыса Стефенса не опредѣлена съ точност³ю; для опредѣлен³я оной, y насъ ничего нѣтъ, кромѣ вышеупомянутой карты Пурд³я, на которой означенъ путь судна Корнваллиса между островомъ ²оркъ и мысомъ Стефенсъ. По сей картѣ разстоян³е между островомъ и мысомъ 5 миль, a между портомъ Гунтеръ и мысомъ Стефенсъ 7 миль, по сему долгота послѣдняго будетъ 152°17'. Я положилъ по наблюден³ямъ Дантркасто въ шир. 4°12', долг. 151°41' тотъ мысъ, который принятъ былъ Адмираломъ за мысъ Стефенсъ и назвалъ оный мысомъ Ламберта, по имени нынѣшняго нашего Сенатора, находившагося тогда на суднѣ Французскаго Адмирала. Мысъ Паллизеръ прямо на югъ отъ остр. ²орка въ шир. 4°22'. Берегъ къ сѣверу отъ мыса Паллизера до мыса Стефенса, образующ³й углублен³е между мысомъ Паллизеромъ и оконечностью Входа (Pointe de l'Entreé), должно еще изслѣдовать, также какъ и берегъ между Мысомъ Стефенсомъ и Мысомъ Ламбертъ также и весь западный берегъ полуострова, т. е. NO части Новой Британ³и, лежащую къ сѣверу отъ Бухты Обширной (Baie Spaciese).
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ АРХИПЕЛАГА САНТА КРУЦЪ. No VII.

   Англ³йск³й Капитанъ Дилонъ и послѣ него Капитаны Французскаго флота Дюрвиль и Легоаранъ де Тромеленъ, наконецъ опредѣлили мѣсто, гдѣ погибъ Лаперузъ съ судами своими; островъ, принадлежащ³й къ Архипелагу Санта Круцъ названныя Адмираломъ Дантркасто островомъ Решершъ. Сей же самый островъ названъ Капитаномъ Едвардсомъ островъ Питтъ, и назначенъ имъ въ шир. 11°50'30" S, долг. 166°45'45" O. Долгота с³я согласуется до минуты съ опредѣленною Дюрвилемъ. Островитяне называютъ обитаемый имя острова Вакикаро или Ваниколо, по произношен³ю Диллона Малликоло, однакожъ назван³е Острова Лаперуза, данное Диллономъ и Дюрвилемъ, кажется мнѣ, приличнѣе. Ceй островъ котораго Капитанъ Дюрвиль помѣстилъ въ своемъ атласѣ весьма подробную карту, также какъ и Диллонъ при описан³и своего путешеств³я, довольно высокъ и можетъ быть видимъ за 15 или 16 лигъ, частью окруженъ рифомъ вровень съ водою, отдаленномъ на 3 и 4 мили отъ берега, и отъ сего рифа приближен³е къ берегу весьма опасно. Рифъ, на которомъ разбились суда Лаперуза, противъ SW части острова, на восточной же сторонѣ бухта, гдѣ стояли на якорѣ Диллонъ и Дюрвиль. С³я бухта названная Диллономъ Белей (Bailey), образована главнымъ островомъ и другимъ малымъ, который на картѣ Диллона названъ Амгарстъ, a на Дюрвилевой Taвай, и соединяется узкимъ проходомъ (Passe de Dillon) съ другою Бухтою названною Бухта Лушингтонъ. Обсерватор³я, устроенная К. Дюрвилемъ въ бухтѣ Белей была въ шир. 11°40'24" S, долг. 166°44'41" O. Дантркасто, хотя и проходилъ отъ острова въ большомъ разстоян³и, полагаетъ оный въ шир. 11°40' долг. 166°45'; Капитанъ Тромеленъ между 11°39' и 11°44' широты, и между 166°41' и 166°52' долготы, почему длина онаго будетъ почти 11 миль, въ окружности же отъ 32хъ до 39ти миль. На семъ острову жителей немного и для судовъ нѣтъ ничего кромѣ воды и дровъ. Портъ Белей весьма опасенъ при входѣ и выходѣ изъ онаго, и дѣйств³е болотнаго воздуха, можетъ произвѣсть лихорадку, отъ которой излѣчиться весьма трудно {Изъ записки которую мнѣ сообщилъ Капитанъ Леогаранъ де Тромеленъ. Командиръ Корвета Ба³онезъ, (Bayonnoise)}.
   Оба острова, лежащ³е къ SO отъ острова Санта Курць, названные Картеретомъ Ури, составляютъ одинъ, жителями называемый: Тубуа, многимъ менѣе Ваниколы, и также какъ сей послѣдн³й опоясанъ со всѣхъ сторонъ кромѣ сѣверной, рифомъ; якорныхъ мѣстъ однакожь нѣтъ, и только держась подъ парусами можно наливаться водою. По наблюден³ямъ Капитана Тромелена, Сѣверная и Южная оконечности острова, въ шир. 11°13'30" S и 11°18'50"; оконечности восточная и западная въ долг. 166°26'45" и 166°59'30" O. Жители сего острова отличаются прямодушнымъ и откровеннымъ обращен³емъ, и составляютъ разительную противоположность съ жителями острова Лаперуза.
   Хотя островъ Тукоп³я (Tucopia) не принадлежитъ къ Архипелагу Санта Круцъ, однакожь на той же картѣ положенъ въ небольшомъ разстоян³и отъ Острова Лаперуза; я долженъ здѣсь замѣтить, что Капитанъ Тромеленъ былъ на семъ островѣ и сдѣлалъ опись довольно подробную, нашелъ что не болѣе трехъ миль въ большемъ своемъ протяжен³и по румбу SW и NO, весьма высокъ и можетъ быть видимъ за десять лигъ. Жители кажутся свирѣпы и должно быть осторожну въ сношен³яхъ съ ними. По наблюден³ямъ Кап. Тромелена, широта острова 12°21'12" S, долг. 168°43'20" O.
   Острова усмотренные Менданою къ NO отъ Острова Волкана и принятые Картеретомъ за одинъ островъ который онъ назвалъ островъ Свалло (Swallow), назван³е его судна, не были замѣчены Адмираломъ Дантркасто. Я упомянулъ въ разборѣ, что видѣлъ ихъ Вильсонъ и по его описан³ю положилъ оные на сочиненной мною картѣ, но какъ потомъ Кап. Тромеленъ произвѣлъ опись сихъ острововъ то положен³е на картѣ я исправилъ согласно съ его наблюден³ями, оставя имъ тоже наименован³е Острововъ Свалло усмотренныхъ Менданою. Сихъ острововъ восемь. Ближайш³й къ Острову Санта-Круцъ называютъ Матема, въ 24хъ миляхъ на N 5° O, отъ мыса Бейрона; въ четырехъ миляхъ къ Осту отъ сего мыса находится группа изъ пяти острововъ, лежащихъ почти по направленно NW и SO одинъ отъ другаго. Седьмой островъ въ 6 1/2 миляхъ на N 29° O, отъ Матемы, не болѣе полумили въ ширину. Осьмой островъ на N 28° W отъ Матемы въ 19ти миляхъ, шириною только въ 200 туазовъ. Острова с³и низменны, весьма лѣсисты, окружены мѣлями и рифами на которыхъ мѣстами видны буруны, и какъ оные не вездѣ замѣтны, то опасно приближаться ночью и покушаться въ темнотѣ пройти между островомъ Волканомъ и сими островами; они весьма населены и жители не всѣ вообще Негры, какъ на Санта Круцѣ, Тубуа, и Островѣ Лаперуза, но мног³е похожи на жителей Тукоп³и, по красноватому цвѣту и прямымъ волосамъ. Они кажутся благорасположены и довѣрчивы. Сѣвернѣйш³й островъ въ широтѣ 10°10' южной.
   Между острововъ обрѣтенныхъ Вильсономъ, названныхъ имъ Группою Дуфъ, и отъ острововъ Санта Круцъ разстоян³е такъ мало, что можно присоединить ихъ къ сему Архипелагу, a потому при новомъ издан³и Атласа, я помѣстилъ с³ю группу на картѣ Архипелага Санта Круцъ.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Острова Еджкомбь и Ури, называемые также Саркъ и Алдерней, на обѣихъ картахъ назначены, слѣдуя Картерету, двумя отдѣльными одинъ отъ другаго островами: на картѣ Арросмита подъ назван³ями Саркъ и Алдерней, на Нор³евой, Ури и Еджкомбъ, но нынѣ мы достовѣрно знаемъ, что они составляютъ одинъ островъ. На картѣ Арросмита еще другая ошибка. Онъ называетъ островъ Алдерней также островомъ Питтъ, полагая, что Капитаномъ Едвардсомъ обрѣтенъ островъ Алдернея, но уже доказано что островъ Питтъ тотже что островъ Решершъ, т. е. тотъ самый на которомъ погибъ Лаперузъ. На картѣ Нор³я, гдѣ всѣ с³и острова назначены многимъ лучше нежели на картѣ Арросмита, сей островъ также назначенъ. Группа небольшихъ острововъ, которые видѣлъ Мендана и Вильсонъ, и приняты Картеретомъ за одинъ нераздѣльный островъ, названный имъ островомъ Swallow, остается на обѣихъ картахъ подъ симъ же назван³емъ.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВОВЪ МЕНДАНЫ No VIII.

   Капитанъ Пипонъ, начальствовавш³й Англ³йскимъ фрегатомъ Бритономъ, нашелъ y острова Санъ Кристины въ двухъ миляхъ отъ залива Резолюц³и (Resolution) не большую бухту, которую назвалъ Бухтою Бритона; глубина въ оной отъ 6ти до 10ти саженъ.
   По картѣ Арросмита какой-то Капитанъ Кларкъ открылъ 27го Сентября 1821 года рифъ, который на сей картѣ положенъ подъ назван³емъ Кларкова рифа къ NO отъ острова Нукагива. На сей же картѣ назначенъ также не большой песчанный окруженный скалами островъ, обрѣтенный 1го Ма³я 1821 года, вѣроятно тѣмъ же Капитаномъ Клеркомъ. На Нор³евой картѣ нѣтъ сего острова, но какъ Арросмитъ назначилъ день обрѣтен³я то я не сомнѣваюсь что островъ существуетъ, и помѣстялъ на своей картѣ и Островъ и рифѣ, но не могу ручаться за вѣрность положен³я оныхъ. По нашимъ наблюден³ямъ, произвѣденнымъ на Надеждѣ, долгота сихъ острововъ 18° восточнѣе назначенной по наблюден³ямъ К. Кука. Со времени моего путешеств³я не было наблюден³й, которыя бы могли обнаружить, была ли y мѣня погрѣшность или нѣтъ и потому я не перемѣнилъ долготы которая совершенно согласуется съ долготою опредѣленною Астрономомъ Гучемъ (Gooch).
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ЛУИЗ²АДЫ No VIII.

   Острова, составляющ³е сей Архипелагъ, остались какъ были изображены въ первомъ издан³и сочиненной мною карты, согласно описи, произведенной Адмираломъ Дантркасто. Что касается до положен³я мыса Освобожден³я (Delivrance) восточной оконечности острова Росселя Капитанъ Дюрвиль опредѣляетъ широту онаго 11°25'26" S, долготу 154°16', тремя минутами южнѣе и 10' восточнѣе наблюден³й Адмирала Дантркасто. Я помѣстилъ, слѣдуя журналу Французскаго мореплавателя Рюо-Кутансъ (Ruault-Coutance) каменистый островъ, находящ³йся на SOtO, въ разстоян³и 8ми миль отъ мыса Освобожден³я. Ceй островокъ усмотренный Капитаномъ Дюрвилемъ, состоятъ изъ коральной банки въ 200 или 300 тоазовъ въ д³аметрѣ, съ рощею на вершинѣ, окруженъ рифомъ, протягивающимся къ острову Росселю, отъ котораго банка почти въ 7ми миляхъ. Капитанъ Дюрвиль назвалъ оный Островъ Адель.
   По мнѣн³ю Капитана Горсбурга, Англ³йск³й Мореплаватель Поклингтонъ открылъ въ разстоян³и 10ти милъ на О отъ острова Росселя въ шир. 10°5З'8, долготѣ 155°30', рифъ простирающ³ся до направлен³ю О и W на 30 миль.
   Острова Лафланъ изображелы въ семъ новомъ издан³и согласно картѣ No 25 Атласа Капитана Дюрвиля, въ широтѣ 9°19'20" S, долготѣ 153°37'20" О; островъ Канингъ въ той же широтѣ, долготѣ 153°30' O.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Въ статьѣ о Луиз³адѣ на стран. 155, видно что обрѣтен³я Бристова въ 1806 послѣдовало нѣсколько лѣтъ послѣ обрѣтен³я Адмирала Дантркасто и потому данныя имъ назван³я должны сохранять предпочтительнѣе предъ другими. Я объяснилъ что положен³е мыса Освобожден³я по наблюден³ямъ К. Бристова отнесено болѣе нежели на полъ градуса южнѣе противъ наблюден³й Адмирала Дантркасто, которыя повѣрены Дюрвилемъ. Не смотря на с³и доводы, совершенно не оспоримые, Арросмитъ и Нор³й, остались при своемъ заблужден³и. Рифъ Поклингтонъ во все пропущенъ на картѣ Арросмита; Нор³й назначилъ оному мѣньшее протяжен³е и другое назван³е; Джонесъ (Jones 1825) островокъ Адель пропущенъ на картѣ Нор³я, назначенъ на Арросмитовой.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ СОЛОМОНОВА АРХИПЕЛАГА No IX.

  
   Ни одинъ Мореплаватель не описалъ острововъ, составляющихъ Соломоновъ Архипелагъ, и потому нечего прибавлять ни къ картѣ ни къ разбору о географ³и сей части Южнаго Моря. Я исправилъ только долготу мыса Св. Георг³я и берега Новой Ирланд³и по картѣ No VI въ сочиненномъ мною атласѣ, и помѣстилъ здѣсь острова Фидъ, хотя они не принадлежатъ къ сему Архипелагу, однакоже находятся такъ близко къ островамъ составляющимъ NWвyю часть онаго, что должны быть причислены къ сему Архипелагу.
   Здѣсь должно еще замѣтить, что по ошибкѣ долгота острова Говера мною назначена 160°28', a должна быть 160°11'. Ошибка с³я произошла отъ того, что долгота мыса Бирона, NO оконечности острова Санта Круцъ, по картѣ Картерета не 164°З2', какъ я полагалъ. a 164°49'. По опредѣлен³ю Дантркасто долгота сего мыса 166°04', изъ чего слѣдуетъ, что въ долготѣ назначенной Картеретомъ погрѣшности 1°15', a не 1°32'; я прибавилъ 1°15' къ 158°56', долготѣ острова Говера по наблюден³ямъ Картерета, что составитъ 160°11', a не 160°28'. Долгота мыса Пр³ето назначена на стр. 16 разбора карты Соломоновыхъ острововъ 160°22', по типографическ³я опечаткѣ, должна быть 161°22', какъ на картѣ.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Сочиненная мною систематическая карта Соломоновыхъ острововъ такъ отлична отъ картъ сихъ же острововъ Арросмита и Нор³я что было бы излишнимъ входить въ разсужден³е о сихъ разностяхъ; должно остаться въ ожидан³я чтобы подробное обозрѣн³е сего Архипелага обнаружило ошибки Гидрографовъ, сочинявшихъ карты онаго. Странно, что сей вопросъ, столь важныя для усовершенствован³я Гидрограф³и Южнаго Моря, еще не разрѣшенъ; ни одинъ изъ нашихъ мореплавателей, бывшихъ въ семъ Океанѣ въ послѣднее время, не приступалъ къ одной сего Архипелага.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ НОВЫХЪ ГЕБРИДСКИХЪ ОСТРОВОВЪ No X.

   Архипелагъ Новыхъ Гебридовъ со времени обрѣтен³я онаго Капитаномъ Кукомъ никѣмъ не былъ обозрѣваемъ. Адмиралъ Дантркасто видѣлъ только три южнѣйш³е острова, Капитанъ Головинъ только островъ Танну по сему на сочиненной мною картѣ, всѣ острова сего Архипелага я оставилъ безъ малѣйшей перемѣны. Послѣ весьма подробной описи, произведенной Капитаномъ Кукомъ, для Гидрограф³и нѣтъ въ томъ большой потеря, что Архипелагъ сей вновь не описанъ, но острововъ Банкса обрѣтенныхъ Бляемъ въ 1780 году, которыхъ онъ могъ только сдѣлать тогда одинъ легк³й очеркъ, по положен³ю оныхъ должно сдѣлать непремѣнно новое обозрѣн³е, тѣмъ болѣе что никто изъ мореплавателей, даже издали не видѣлъ сихъ острововъ.
   Острова Тукоп³а, Митра, Черри и Скала Пандоры не принадлежатъ къ Архипелагу Новыхъ Гебридовъ, одно излишество мѣста на картѣ побудило помѣстить ихъ на оной. Подробная статья о сихъ островахъ находятся въ дополнен³и къ первому издан³ю разбора атласа.
   Что касается до острововъ Банкса и Сѣверныхъ рифовъ, (Rochers du Nord), сочиненная мною карта весьма не сходна съ картами Арросмита и Нор³я, но какъ положен³е ихъ достовѣрно неизвѣстно, то остается еще рѣшить кто изъ насъ правъ.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ НОВОЙ КАЛЕДОН²И No XI.

   Я замѣтилъ въ разборѣ карты Новой Каледон³и, что острова Лояльти (Loyalty) со времени обрѣтен³я оныхъ въ 1800 году, еще не были описаны, и что по сей причинѣ на всѣхъ картахъ назначены весьма неопредѣлительно въ широтѣ 21°, въ разстоян³и около 40ка миль къ востоку отъ Новой Каледон³и. С³я неизвѣстность прекратилась съ 1821 года, ибо въ семъ году К. Дюрвилль обозрѣлъ съ величайшею подробност³ю восточную сторону и хотя мы не имѣемъ еще такихъ же подробныхъ свѣдѣн³й о западной сторонѣ, однакожъ намъ достаточно извѣстны обширность группа, величина острововъ, къ оной принадлежащихъ и особенно ихъ Географическое положен³е. Группа острововъ Лояльти состоитъ изъ 3хъ большихъ острововъ: Британ³и, Шаброль и Гальганъ, и многихъ малыхъ, занимающихъ протяжен³я въ 40 лигъ по направлен³ю NW и SO. Островъ Британ³я южнѣйш³й; Мыса Костердъ составляющ³я восточную оконечность, въ широтѣ 21°25'30'', долготѣ 167°59'50" О отъ Гринвичскаго мерид³ана. Мысъ Крутой (Escarpé) сѣверная оконечность острова Шаброль, лежащаго къ SW отъ острова Британ³и, въ шир. 20°40'25", долг. 166°57'40" O, мысъ Россель, сѣверная оконечность острова Гальганъ въ широтѣ 20°30'30", долг. 166°25'40".
   Капитанъ Дюрвиль опредѣлилъ NW оконечности острововъ Ботань де Бопре (Beautans de Beaupré), такъ названной Адмираломъ Дантркасто, шир. 20°18', долг. 165°58', оконечности Дантркасто широту 20°15'30" S, долг. 166°77'. Есть также разность въ долготѣ рифа, открытаго Адмираломъ Дантркасто, къ N отъ Ново³й Каледон³и. Дюрвиль полагаетъ NOой оконечнос³яи онаго широту 17°59'10', долготу 162°54'50", NWой оконечности шир. 17°52'40". долг. 162°41'З0". Между островами Ботанъ де Бопре и Гальганъ, сѣвернѣйшаго изъ остр. Лояльти, находится большая группа названная Плеяды. Въ 5ти лигахъ далѣе къ NW, Капитанъ Дюрвиль открылъ два рифа весьма опасные, далнѣйш³я къ NW въ 6ти или 7ми миляхъ на этомъ же мерид³анѣ, ближайш³я къ О. Лояльти, въ 4хъ миляхъ. Самой сѣверной оконечности сего рифа, Дюрвиль опредѣлялъ шир 19°40', долг. 165°26'20"; оба названы Астроляб³я, по назван³ю судна бывшаго съ Капитаномъ Дюрвилемъ, онъ полагаетъ что рифы соединены съ островомъ Ботанъ-Бопре.
   Слѣдуя отъ рифовъ Астроляб³и къ острову Гюонъ (Huon) составляющему часть рифовъ Дантркасто, и далѣе оныхъ къ NW, Капитанъ Дюрвиль примѣтилъ сильное течен³е на NNW, котораго въ тотъ день, когда онъ проходилъ симъ мѣстомъ, скорость была 36 миль въ сутки.
  

Замѣчан³я карты на Арросмита и Нор³я.

  
   Острова Лояльти должно бы положить на сихъ картахъ сообразно съ описью произведенною Капитаномъ Дюрвилемъ, котораго Атласъ изданъ въ 1833 году.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ НОВОЙ ЗЕЛАНД²И No XII.

   Послѣ издан³я сочиненной мною карты Новой Зеланд³и, составляющей No XII Атласа, мног³е мореплаватели, какъ то: Капитанъ Беллинсгаузенъ, Французскаго флота Капитаны Дюперре и Дюрвиль, и Англ³йскаго купеческаго судна Розанна Капитанъ Гердъ, были при сихъ берегахъ и повѣрили положен³е многихъ частей, особенно въ проливѣ Кука, отъ чего очертан³е сего острова совершенно не то, какимъ было назначено К. Кукомъ. Капитанъ Беллинсгаузенъ описалъ Бухту Королевы Шарлоты; Кап. Дюперре издалъ подробный планъ большой Бухты Острововъ (Baie des isles) и порта Манава (Manava), находящагося въ сей бухтѣ. Кап. Дюрвиль описалъ часть западнаго берега южнаго острова, Проливъ Кука, въ которомъ сдѣлалъ любопытства достойныя открыт³я, и весь восточный берегъ сѣвернаго острова отъ мыса Паллизера до мыса сѣвернаго. Что касается до Капитана Герда, то онъ не издавалъ картъ описанныхъ имъ частей, a только помѣстилъ въ Nautieal Magazine, превосходномъ журналѣ, издаваемомъ подъ особымъ надзоромъ Гидрографа Англ³йскаго Адмиралтейства, Капитана Бофорта, много Астрономическихъ наблюден³и, произведенныхъ имъ съ 1822 по 1821 годъ, съ многими совершенно новыми свѣдѣн³ями. По всѣмъ симъ данныхъ я исправилъ, или лучше сказать передѣлалъ карту, при сочинен³и которой, находя долготы, опредѣленныя по наблюден³ямъ Капитановъ Дюперре, Дюрвиля и Герда, весьма немногими минутами между собою разнствующ³я, я назначилъ вездѣ долготы Капитана Дюрвиля.
   Оба Французск³е мореплавателя, особенно Капитанъ Дюрвиль, отбросили назван³я данныя Капитаномъ Кукомъ и замѣнили оные назван³ями Зеландскими, но какъ ни тотъ ни другой между собою въ семъ отношен³и не согласуются, то я удержалъ, какъ и въ первомъ издан³и карты, назван³я данныя К. Кукомъ. {Мысъ Сѣверный Новой Зеланд³и, Дюрвиль называетъ мысомъ Оту. Кап. Дюперре Муре Моту, мысъ Брешъ первый называетъ Рокау, послѣдн³й; Ракаульманга Мануа.}
   Теперь обратимся къ исчислен³ю главнѣйшихъ перемѣнъ которые сдѣланы на сей картѣ послѣ перьваго издан³я.
  

Островъ Сѣверный.

  
   О долготѣ мыса Сѣвернаго Новой Зеланд³и наблюден³я Капитановъ Дюперре и Дюрвиля совершенно согласуются съ наблюден³ями Адмирала Дантркасто, долгота мыса 173°01'.
   Острововъ Трехъ Королей и мыса Ванъ Димена не видѣли ни Дюперре ни Дюрвиль. По опредѣлен³ю Дантркасто долгота мыса Ванъ Димена 172°43', острова Трехъ Королей 172°10', долготы с³и остались безъ перемѣны.
   Мысъ Нукль (Knuckle), мысъ Кольвиль и мысъ Восточный, Капитанъ Дюрвиль отнесъ на 12' къ Западу противъ того какъ они положены на сочиненной мною картѣ.
   На страницахъ 6й и 7й разбора карты Новой Зеланд³и, я объяснялъ причины, побудивш³я мѣня уменьшить долготы назначенныя Капитаномъ Кукомъ, начиная отъ мыса Восточнаго до Пролива Кука. Въ долготѣ мыса Киднапперъ, которую я уменьшилъ на 30', поправка моя оказалась совершенно основательною. Въ Долготахъ мыса Восточнаго, мыса Портланда, и мыса Паллизера уменьшен³е на 30' было недостаточно, должно бы уменьшить еще на 6 или 8 минутъ.
   Заливъ, названный К. Кукомъ Несомнительнымъ (Doubtles Вау) и положенный въ шир. 34°58', на картѣ Дюрвиля названъ Уду-денду, но не описанъ, также какъ и К. Кукомъ, которыя шелъ мимо залива 9го Декабря 1769го года. Спустя восемь дней, т. е. 17го Декабря, Капитанъ Дюрвилъ сталъ въ семъ заливѣ на якорь и назвалъ оный Бухтою Лористока. По разстоян³ю въ какомъ онъ назначаетъ с³ю Бухту отъ мыса Сѣвернаго, Новой Зеланд³и (мысъ Сюрвиль), должно полагать, что якорное мѣсто его было въ южной части Песчаной бухты (Sandy Вау) однакоже на картѣ, которая помѣщена въ собран³и Дальримѣля с³я бухта также какъ и заливъ Несомнительный имѣетъ направлен³е O и W и положен³е и разстоян³е обѣихъ оконечностей, образующихъ входъ въ оныя, согласуются совершенно съ положен³емъ устья залива Несомнительнаго, и потому конечно бухта Лористона ceй же самый заливъ Несомнительный, хотя въ широтѣ разность 10 минутъ; по плану Дальримпля углубляется въ берегъ на десять миль. Къ SW отъ западнѣйшей оконечности залива Несомнительнаго находится бухта, открытая съ востока, въ которой Сюрвиль стоялъ на якорѣ преждѣ нежели пошелъ далѣе и назвалъ оную бухтою Шевалье (Chevalier), глубины нашелъ 14, 15 и 16 саженъ. Второе якорное мѣсто его было на 7ми саженяхъ глубины, въ милѣ къ югу отъ небольшаго въ берегѣ углублен³я, названнаго имъ бухта Убѣжища (Anse de Refuge), потому что судно его подрейфовавъ съ якорей при крѣпкомъ вѣтрѣ, укрылось въ оной, глубина въ семъ мѣстѣ отъ 3хъ до 4хъ саженъ; въ полумилѣ къ SO отъ восточной оконечности бухты Убѣжища, небольшой утесистый островокъ.
   Между сею бухтою и бухтою Острововъ находится бухта Вангароа, которой К. Кукъ не видѣлъ. Въ семъ мѣстѣ посѣлились Мисс³онеры по прибыт³и въ Новую Зеланд³ю {Можетъ быть бухта с³я та самая, въ которой стоялъ К. Сюрвиль}, и здѣсь же умерщвленъ экипажъ судна Бойдъ (Boyd). Входъ въ с³ю бухту не шире четверти мили при началѣ, но далѣе разширяется. Капитанъ Гердъ упоминаетъ о плоской скалѣ, почти вровень съ водою, лежащей на S 80° W отъ мыса Кольвиль и на SO отъ мыса Ронней (по компасу), на картѣ Дюрвиля с³я скала не означена, и тѣмъ опаснѣе, что находится на половинѣ пути между обоими мысами.
   Мысъ Паллизера, образующ³й съ мысомъ Кампбелемъ восточныя входъ въ проливъ Кука, по наблюден³ямъ Дюрвиля въ шир. 40°37'40", долг. 175°21'; мысъ Кампбелъ, въ шир. 41°40', долг. 174°27'10". Къ сѣверу отъ мыса Паллизера означено на картѣ Капитана Дюрвиля углублен³е, названное бухтою Безполезною и образуемое съ NW стороны мысомъ Тура Кира, въ шир. 41°25' долг. 174°52'. Въ сей то самой бухтѣ Безполезной и близь мыса Тура Кира находятся весьма хорошая гавань, названная Портъ Николсонъ, о которой Капитанъ Гердъ говоритъ что въ ономъ могутъ помѣститься всѣ флоты Европы. С³я гавань образуемая каналомъ въ 9 миль длины по направлен³ю N 6°30' W, въ широтѣ 41°22' S, долготѣ 174°51' O, находится на N 74° W или N 60° W по правому компасу отъ мыса Паллизера въ 8ми лигахъ; изъ сего выходитъ долгота мыса Паллизера 175°22', т. е. одною минутою болѣе противъ долготы по наблюден³ямъ Капитана Дюрвиля; при входѣ въ Портъ Никольсонъ глубины 10 саженъ.
   Западнѣйшая оконечность острова сѣвернаго, названа на картѣ Кука, Т³ерравитте, на Дюрвилевой картѣ Поливаро; оба назван³я Зеландск³я, но весьма различныя одно отъ другаго {По мнѣн³ю Дюрвиля, Т³ерравитте назван³е округа.}. ширина пролива между сею оконечностью которой широта 41°17', долгота 174°10', и противоположнымъ берегомъ, 11 миль; 10ю милями менѣе въ сравнен³и съ шириною онаго на картѣ, которая мною сочинена сообразно картѣ К. Кука. Обозрѣн³е и опись К. Дюрвиля сѣверной части пролива К. Кука, не простирались далѣе мыса Т³ерравитте. Западнаго берега сего острова никто не описывалъ послѣ издан³я сочиненнаго мною Атласа. Капитанъ Беллинсгаузенъ, войдя въ проливъ видѣлъ только смѣжный съ онымъ берегъ, опредѣлялъ положен³е мыса Бореель, и называетъ оный слѣдуя К. Куку, М. Егмонтъ, котораго по наблюден³ямъ его, широта 39°19'40" долгота, 173°52'40", горы Етонтъ, широта 39°14'40', долг. 174°13'. Высота сей горы по мнѣн³ю Форстера 14760 футовъ, Кап. Беллинсгаузенъ нашелъ что она на 5000 футовъ ниже.
   Рѣка Темза названа Капитаномъ Дюрвилемъ, бухтою Шуран_и_ описана до самой ея вершины и оказалось, что подъ параллелью 26°50', берегъ Новой Зеланд³и образуетъ большой полуостровъ, который отдѣляетъ западный берегъ отъ восточной части, и не болѣе двухъ миль въ ширину, простирается между бухтою Шурани, съ одной стороны, съ другой заливомъ, который Г. Блоссевиль въ своемъ Географическомъ обозрѣн³и Новой Зеланд³и называетъ портомъ Манукао. Г. Блоссевиль упоминаетъ еще о многихъ другихъ портахъ на западномъ берегѣ, и хотя сообщаемыя имъ свѣден³я особеннаго любопытства достойны, однакоже въ Гидрограф³и не могутъ имѣть большой цѣны, по причинѣ недостаточныхъ свѣден³й нашихъ о семъ берегѣ, a потому должно ожидать, чтобы опись произведена была мореплавателемъ астрономомъ, но нужно сказать что предъ устьемъ рѣки Шуанги, которой широта 35°52', находится какъ говорятъ Г. Блоссевиль, баръ затрудняющ³й входъ въ рѣку, сей мореплаватель упоминаетъ о гаваняхъ: Каипа, въ томъ мѣстѣ, гдѣ К. Кукъ означаетъ на своей картѣ False Вау; Макукао, о которой сказано выше; Вайкато и Таранаке.
  

Островъ Южный.

  
   Я уже опредѣлилъ положен³е мыса Кемпбеля, слѣдуя Дюрвилю, въ шир. 41°40', долготѣ 174°24'45" О. Бухту Облачную (Cloudy Вау) такъ названную К. Кукомъ лежащую къ сѣверу отъ мыса Кемпбеля, Капитанъ Дюрвиль не описалъ, a потому она и осталась на его картѣ, но Кап. Гердъ нашелъ, что с³я бухта не существуетъ; низменность берега между возвышен³ями даетъ издали сему мѣсту видъ бухты. Въ разстоян³и 5ти лигъ отъ мыса Кемпбеля, на S 35° O (по компасу), находится весьма хорошая гавань защищенная отъ всѣхъ вѣтровъ, идучи къ оной должно держать NWtN. Въ разстоян³и 3хъ миль отъ входа глубина 11 саженъ. Г. Гердъ называетъ с³ю гавань Манги-Нуй и опредѣляетъ широту оной 41°19', долг. 174°05'; ежели же мысъ Кемпбель въ 15ти миляхъ на S 35° О отъ сей гавани, то широта оной 41°33'14" S, долгота 174°14' O, что составить противъ наблюден³я К. Дюрвиля разности 7' въ широтѣ, 10' въ долготѣ. К. Гердъ означаетъ еще положен³е Порта Манги-Нуя слѣдующими пеленгами: мысъ Поливаро или Т³ерравитте на N 60° О и мысъ Паллизеръ на О.
   К. Дюрвиль не входилъ въ заливъ Королевы Шарлотты, но опредѣлилъ положен³е обоихъ мысовъ, составляющихъ входъ въ оной с³е положен³е подтверждено наблюден³ями Капитана Беллинсгаузена.
   Астрономъ Симоновъ, сопутствовавш³й нашему мореплавателю, опредѣлилъ долготу Бухты Судна (Ship Со³е), 174°23'50". По наблюден³ямъ К. Кука долгота с³я 174°25', Г. Герда, 174°20'.
   Мыса Комарао Капитанъ Беллинсгаузенъ опредѣлилъ шир. 41°5'10", долг. 174°26'46", мыса Джаксона, шир. 40°58'20", долг. 174°23'50". По наблюден³ямъ Капитана Дюрвиля первый въ широтѣ 41°7'15", долг. 174°27', второй въ шир. 40°59'20", долготѣ 174°22'.
   Къ западу отъ мыса Джаксона находится углублен³е въ берегъ, оно видно и на картѣ К. Кука, но не было обозрѣваемо Кап. Дюрвилемъ. При входѣ въ оное нѣсколько острововъ, названныхъ островами Гаимаръ, (Gaimard) по имени лѣкаря экспедиц³и, который исполнялъ должность натуралиста, и въ семъ зван³и уже сопутствовалъ Капитану Фрейсине. Къ западу отъ острововъ Гаимаръ начинается Кукова Бухта Адмиралтейства, соединяющаяся весьма узкимъ каналомъ съ большою бухтою Тасмана и отдѣляющая Новую Зеланд³ю отъ острова, названнаго Дюрвилевымъ, и составляющаго тотъ самый берегъ, на коемъ находится мысъ Стефенса. Каналъ названъ Проходъ Французовь (Passe des Franèais), потому что симъ проходомъ Французской мореплаватель прошелъ съ своимъ судномъ, дѣло с³е сопряжено было съ великою опасност³ю по малой ширинѣ прохода и быстрымъ течен³ямъ не смотря на которыя, плаван³е совершено съ великимъ искуствомъ и удалось вполнѣ. Изслѣдован³е большой Тасмановой бухты и плаван³е по Бассейну Течен³й (Bassin des Courans) y восточнаго конца бухты находящемуся, въ бухту Адмиралтейства, конечно приноситъ величайшую честь Французскому мореплавателю и познан³ямъ его въ морскомъ искуствѣ. Избравъ сей путь, онъ лишится возможности опредѣлить положен³е мыса Стефенса; Сѣверной оконечности Дюрвилева острова. Кап. Беллинсгаузенъ полагаетъ сего мыса шир. 40°43'10" S, долг. 174°03' О. Два мыса, Стефенсовъ и мысъ Разлуки (Separation) образуютъ входъ въ Тасманову бухты; они лежатъ одинъ отъ другаго на N 84° О и S 84° W въ разстоян³я 14ти лигъ. Мысъ Разлуки, въ шир. 40°46'30" долг. 172°05' O, составляетъ восточную оконечность бухты Уб³йства (Baie de Massacre), которую Кап. Дюрвиль не описывалъ; миновавъ отверст³е ея, онъ могъ только опредѣлить сѣверный берегъ, образующ³я песчаный полуостровъ, который окруженъ рифомъ, названнымъ на его картѣ рифомъ Вхоѣа (Banc de l'Entree). Капитанъ Дюрвиль замѣчаетъ, что Бухта Уб³йства непремѣнно требуетъ новаго обозрѣн³я, и что въ оной находятся лучш³я якорныя мѣста, ибо морское волнен³е не можетъ ни съ которой стороны достигать въ бухту. Въ Тасмановой бухтѣ Капитанъ Дюрвиль нашелъ весьма хорошее якорное мѣсто, на которомъ простоялъ недѣлю и назвалъ оное Губа Астроляб³и (Anse de l'Astrolabe). На западномъ берегѣ бухта, образована островомъ Адель и Рыбачьими островами. По мнѣн³ю К. Дюперре с³е мѣсто одно изъ лучшихъ якорныхъ мѣстъ въ Новой Зеланд³и, по безопасности, по удобности съ каковою можно входить, выходить, и запасаться водою и дровами, и наконецъ по изобил³ю весьма хорошей рыбы, которую ежедневно можно ловить въ большомъ количествѣ. Обсерватор³я Французовъ находилась въ шир. 40°58'22" S, долг. 173°5' {Voyage de Durville, tom 2. pag. 42.}. Въ разстоян³и около 5ти лигъ къ западу отъ полуострова, образующаго сѣверную оконечность бухты Уб³йства, мысъ Фервель, (Cap Farewell) NWая оконечность южнаго острова Новой Зеланд³и. К. Кукъ опредѣлилъ широту сего мыса 40°34'40", долг. 174°10", которую я уменьшилъ 30' какъ видно въ разборѣ карты, но долгота, опредѣленная Кап. Дюрвилемъ еще почти градусомъ менѣе сей исправленной уже долготы. Истинное положен³е мыса Фервель въ шир. 40°41', долготѣ 172°46'30". Капитанъ Дюрвиль описалъ западный берегъ только между мысомъ Фервель и паралелью широты 41°28', и потому на сочиненной мною картѣ я исправилъ с³е пространство по его описи, но все, что Южнѣе сей широты до бухты Дюски, оставилъ какъ прежде было, потому что часть с³я не описана вновь послѣ перваго издан³я сочиненнаго мною атласа. Примѣчан³я достойно что великая разность въ долготѣ, найденная Дюрвилемъ y мыса Фервель, почтя совсѣмъ ничтожная y мыса Противнаго Вѣтра (Foul wind), хотя всего разстоян³я между сими мысами только 100 миль. Широта мыса Фоуль Виндъ 41°45'30" S, долг. 171°28'40", на сочиненной мною картѣ разность въ долготѣ съ поправкой только одна минута. Въ разстоян³и полуторы мили къ сѣверу отъ сего мыса отдѣльныя три голыя скалы, вышиною отъ 60ти до 80ти футовъ, названныя Три Колокольни (Trois Clochers). (Дюрвиль, часть 2я стр. 42).
   Г. Гердъ опредѣлилъ долготу мыса Южнаго 167°18', a я положилъ 167°13'; разность между обѣими долготами такъ мала, что я оставилъ преждѣ мною назначенную. Хотя при южной части Новой Зеланд³и послѣ Капитановъ Кука и Ванкувера были мног³е Купеческ³е суда, однакожь нужно еще новое обозрѣн³е, особенно Пролива Фово (Foveaux) и острова Стюарта. Я упоминалъ объ оныхъ въ разборѣ картъ, теперь присовокуплю что Проливъ Фово найденъ Капитаномъ Чезъ (Chase) который начальствовалъ въ 1809 году судномъ Пегасомъ, и назвалъ островъ составляющ³я южную часть пролива, по имени старшаго своего Офицера островомъ Стюарта. Г. Блоссевиль (Офицеръ флота Французскаго) сопутствовавш³й Капитану Дюперре въ путешеств³е его вокругъ свѣта, издалъ (въ 29 томѣ журнала Nouvelles Annales des Voyages) o Гидрограф³и сей часты Новой Зеланд³и свѣдѣн³я, извлеченныя изъ изъ журнала Капитана Едвардсона, начальствовавшаго не большимъ судномъ Снепперъ въ 29 тонновъ, которому поручено было Правительствомъ Новаго Южнаго Валлиса собрать нѣкоторое количество Ново Зеландскаго льна (Phormium). Експедиц³я с³я продолжалась съ Ноября 1822 г. до Марта 1823 года. Г. Блоссевиль приложилъ къ статьѣ своей сочиненную по журналу Кап. Едвардсона, небольшую карту на которой изображено очертан³е южнаго берега Новой Зеланд³и отъ бухты Дѣски до пролива Фово. Сколько мнѣ извѣстно, изъ сего журнала почерпнуто было первое свѣдѣн³е о бухтѣ Шалки совершен³ю подобной бухтѣ Дюски, Бухты Шалки находящейся близь мыса западнаго, шир. 46°05' на одномъ мерид³анѣ съ бухтою Дюски. На картѣ Г. Блоссевиля также весьма подробный планъ бухты Шалки, въ которой много прекраснѣйшихъ якорныхъ мѣстъ, какъ то: Бухта Предохранен³я, de Preservation, Портъ Сѣверный, Портъ Южный и мног³я друг³я. Капитанъ Едвардсонъ до отбыт³и изъ бухты Шалки вступилъ въ Проливъ Фово, котораго входы съ восточной и западной стороны стѣснены скалами и островами, особенно восточный входъ; въ семъ мѣстѣ островъ Руабуки (Rouabouki) съ грядою многихъ другихъ острововъ отъ онаго протягивающихся, образуетъ нѣкотораго рода преграду. Къ сѣверу отъ острова Руабуки на берегу Новой Зеланд³и Портъ Маквари, называемый Isle du lin.
   На картѣ Блоссевилля назначены близь западнаго берега острова Стюарта, мног³е острова и порты, какъ то: Портъ Масонъ (Masson), Удобная гавань (Easy harbour), Codfish harbour, сей послѣдн³й находится близь острова Codfish, вѣроятно тотъ самый который на картѣ приложенной къ сочинен³ю Г. Пурди: Table of Positions, названъ островомъ Пегаса и положенъ въ шир. 46°47' на мерид³анѣ мыса южнаго; отъ N къ S длиною 5 миль, отъ O къ W, шириною З мили; находящаяся въ семъ мѣстѣ бухта углубляется въ берегъ на 6 или 7 миль. На NOмъ берегѣ мысъ Едварѣсонъ, составляющ³й восточную оконечность острова, и Портъ Вилльямсъ, защищенный группою острововъ, называемыхъ островами Bench. Портъ Вильямсъ вѣроятно тотъ же, что Портъ Адвентюръ на картѣ Нор³я. Въ Юго-восточной части острова Стюарта весьма хорош³й портъ, Портъ Южный, котораго подробный планъ приложенъ къ сочинен³ю Г. Пурди, назначенъ также на картѣ Г. Блоссевиля, и названъ имъ Портъ Пегаса.
   Южный портъ такъ обширенъ, что всѣ флоты Европы могутъ въ ономъ помѣститься, составленъ многими островами, между которыми вездѣ прекрасныя якорныя мѣста, Суда, приходящ³я къ Новой Зеланд³и для моржоваго промысла большею част³ю останавливаются въ южномъ портѣ и Г. Гердъ провелъ въ ономъ 6 недѣль, находится близь двухъ острововъ, называемыхъ Канатной Островъ (Cable Island) и Якорный Островъ (Anchor Island). Входъ въ оныя по каналу который названъ Широкимъ (Broad passage), и находится къ югу отъ острова Chase. Г. Гердъ опредѣлилъ широту своего якорнаго мѣста 47°11'30", долготу среднюю изъ 40 лунныхъ разстоян³й, 167°26'45". На планѣ въ сочинен³я Г. Пурди долгота назначена 167°50'. Склонен³е компаса по наблюден³ямъ Г. Герда 17°4'30" восточное. Съ Канатнаго острова онъ бралъ слѣдующ³е неисправленные пеленги: Мысъ Южный S 33° W въ 7ми миляхъ; мысъ; SWвой, S 49° W въ 9ти миляхъ; South Traps, S 38°30' O въ 18ти миляхъ, Norhern traps S 64° O въ 15ти миляхъ. Разность въ положен³и сихъ опасностей по выводу изъ пеленговъ и по опредѣлен³ю Капитановъ Кука и Ванкувера, употребленные мною при сочинен³и карты, такъ малы, что не было нужды дѣлать какую либо въ оной перемѣну.
   Восточный берегъ Южнаго Ново Зеландскаго острова, послѣ издан³я сочиненной мною карты, также не былъ обозрѣваемъ. Г. Гердъ говоритъ что Портъ Отагъ, близь мыса Саундерса въ шир. 45°26'30" долг. 170°36' 45" О. Заливъ Морской, углубляющ³йся на 9 миль въ берегъ, въ длину по направлен³ю SSW, такъ что берегъ, составляющ³я мысъ Саундерсъ полу островъ. Глубина отъ 7ми до 9ти саженъ, при входѣ баръ на которомъ при малой водѣ глубина не болѣе 3 1/2 саженъ. Прикладный часъ въ семъ портѣ 3ч 20м, высота прилива, 9 футовъ, склонен³е компаса 17°5' восточное.
   Сей же мореплаватель означаетъ еще опасный рифъ вровень съ поверхност³ю воды, на которомъ едва не разбилось его судно; шир. сего рифа 45°24'30" S, долгота 170°50'.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Какъ Арросмитъ не исправлялъ сочиненной имъ карты по свѣдѣн³ямъ пр³обрѣтеннымъ въ течен³е 25ти лѣтъ, то и не воспользовался новѣйшими обрѣтен³ями Дюрвиля и Герда. Проливъ Кука снятъ y него съ карты Кука, которая весьма не вѣрна, какъ я предъ симъ доказалъ, слѣдовательно на картѣ Арросмита должно сей проливъ изобразить совершенно въ другомъ видѣ.
   Проливъ Фово, островъ Стюартъ и вся южная часть Новой Зеланд³и извѣстны уже съ 1809 года, несмотря однакожь на истечен³е 23 лѣтъ съ сего времени до послѣдняго издан³я его карты, с³е раздѣлен³е на оной не означено и все еще оставлены обѣ бухты SWя и SOя такъ названныя Кукомъ и образующ³я восточный и западный входы въ проливъ Фово.
   Бухта Вангара, къ NW отъ бухты острововъ и къ несчаст³ю весьма извѣстна по уб³ен³ю въ оной экипажа Англ³йскаго судна Бойдъ, пропущена.
   Полуостровъ Банкса, принятый К. Кукомъ за островъ который какъ въ послѣдств³и найдено соединяется съ берегомъ, на картѣ Арросмита все изображенъ островомъ.
   Портъ Отага близь мыса Саундерса пропущенъ также, какъ и рифъ, лежащ³й отъ сего Порта на N. Нор³ю напротивъ того должно отдать справедливость, что онъ умѣлъ воспользоваться всѣми обрѣтен³ями, о которыхъ я теперь упоминалъ. На картѣ его находятся, Портъ Отага, Порты Никольсонъ, Манга Нуи, и Southern Port, также Полуостровъ Банкса; я нимало не сомнѣваюсь, что при новомъ издан³я сей карты будутъ внесены на оную и всѣ проч³я обрѣтен³я Капитана Дюрвиля.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВОВЪ ДРУЖЕСТВА. No XIII.

   Капитанъ Бевериджъ, начальствовавш³й Англ³йскимъ судномъ Стъ Мичель, открылъ въ 1822 году двѣ банки, лежащ³я между островами Гапаи (Happaee) и Вавао. Первую увидѣлъ онъ въ 6 лигахъ на NOtO отъ острова Гаонно; она не опасна, потому что глубина не менѣе 4хъ или 6ти саженъ, грунтъ камень; протяжен³я ея, К. Бевериджъ полагаетъ въ 12 или 16 миль. Другая банка на SSO 1/2 S отъ Вавао въ разстоян³и 12ти миль; рифъ обширный и опасный, въ Западной онаго части песчаная отмѣль, шириною равная кораблю. Стъ Мичель прошелъ между банкою и Островомъ Вавао {Я извлекъ с³и свѣден³я изъ письма полученнаго мною отъ Г. Блоссевиля.}.
   Тотъ же Капита³³ъ Бевериджъ промѣривалъ также якорное мѣсто при островѣ Гаонно, нашелъ что оно хорошо и совѣтуетъ только остерегаться небольшой площадки каменной, которая не отдалена отъ берега.
   Капитанъ Фрейсине опредѣляетъ широту острова Пильстертъ 22°24'45", средняя между опредѣленными Кукомъ и Лаперузомъ, долготу 183°56'. Въ 5ти или 7ми миляхъ на NO отъ острова Пильстерта, Капитанъ Диббсъ открылъ въ 1823 г. островокъ низменный и весьма опасный, который онъ увидѣлъ ночью, въ ту минуту, какъ Голлетъ его едва не сѣлъ на островъ, величина онаго не опредѣлена; на поверхности видно нѣсколько кустовъ. Сей островъ можетъ быть весьма не давно природою образованъ; К. Кукъ усмотрѣлъ бы оный ежелибъ существовалъ въ его время. Арросмитъ назначилъ сей островъ между Вавао и островомъ Амергуда. Островъ подъ назван³емъ Сосоа Nut isle, вѣроятно не существуетъ.
   &nbs

Другие авторы
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич
  • Воейков Александр Федорович
  • Аблесимов Александр Онисимович
  • Колычев Евгений Александрович
  • Ряховский Василий Дмитриевич
  • Энгельгардт Михаил Александрович
  • Брусянин Василий Васильевич
  • Рейснер Лариса Михайловна
  • Урванцев Николай Николаевич
  • Аксаков Николай Петрович
  • Другие произведения
  • Розанов Василий Васильевич - Суворин и Катков
  • Чулков Михаил Дмитриевич - Ю. Медведев. Летопись неистовых волшебств
  • Подолинский Андрей Иванович - Подолинский А. И.: Биобиблиографическая справка
  • Тынянов Юрий Николаевич - Попугай Брукса
  • Пушкин Александр Сергеевич - Замечания на поэму "Руслан и Людмила"
  • Фруг Семен Григорьевич - В сумерках
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Несколько дней...
  • Шеридан Ричард Бринсли - Школа злословия
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Ленин как ученый и публицист
  • Соловьев Владимир Сергеевич - Эпиграмма на К. П . Победоносцева
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 464 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа