Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям..., Страница 5

Крузенштерн Иван Федорович - Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям...


1 2 3 4 5 6 7

p; Разстоян³е между острововъ Оно обрѣтенныхъ Капитаномъ Беллинсгаузеномъ и Архипелагомъ Дружествѣнныхъ острововъ, такъ велико, что неможно причислить оныхъ къ сему Архипелагу.
   Банка Кулебрасъ (Bafo de Culebras), открытая Морелемъ въ 1781 г. къ сѣверу отъ острововъ Кулебрасъ, усмотрѣна въ 1821 году Капитаномъ Торнтономъ, который начальствовалъ судномъ Supply, и положена имъ 4' южнѣе и 16' восточнѣе нежели на сочиненной мною картѣ, однакожь я сего не перемѣнялъ. Можетъ быть что она протягивается на востокъ нѣсколько далѣе нежели какъ заключали Лаперузъ и Морелль. Вѣроятно малость масштаба причиной, что банки сей не видно на картѣ Арросмита и Нор³я.
   Островъ Амергуда. Къ долготѣ сего острова 184°15' я прибавилъ 15', потому что долгота Острова Гренвилла опредѣленная Капитаномъ Эдвардсомъ 15ю минутами менѣе опредѣленной Капитаномъ Дюперре; Капитанъ Эдвардсъ называетъ сей островъ Герднеръ.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Всѣ опасности, о которыхъ упомянуто въ семъ дополнен³и, не назначены на картахъ Арросмита и Нор³я можетъ быть потому, что открыт³е ихъ показалось имъ не совершенно достовѣрнымъ, однакожь существован³е банки Кулебрасъ не подвержено сомнѣн³ю и должно бы оную назначитъ.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВОВЪ ТОВАРИЩЕСТВА. No Х²²²

  
   Въ разборѣ карты сихъ острововъ я назначилъ Мыса Венеры долготу 149°27'10", среднюю изъ наблюден³й Валлиса, Бедлея, и Ванкувера, но с³я долгота болѣе двухъ шшутъ менѣе настоящей. Астрономъ Пренсъ, сопутствовавш³й Капитану Коцебу, наблюдалъ на мысѣ Венеры закрыт³е звѣзды 1го Апрѣля 1824. г. По сему наблюден³ю Астрономъ Вурмъ въ Штутгардѣ вычислилъ долготу 149°29'43"
   Испанск³я Астрономъ Ферреръ по самымъ новѣйшимъ таблицамъ вычислилъ наблюден³е Прохожден³я Венеры въ 1769 г. и долгота вышла 149°29' 8" {Атласъ Капитана Дюперре, положен³е главнѣйшихъ мѣстъ.}
   Астрономъ Енке по тому же наблюден³ю опредѣлилъ долготу 149°29'00" {Schumachers Astronomische Nachrichten No 84. 1826.}
   Средняя долгота изъ сихъ трехъ 149°29'17" {Два закрыт³я звѣздъ, обсервованные Кукомъ въ 1773 и 1774 годахъ, вычислены Астрономомъ Триснекеромъ и долгота оказалась S 49°27'52", по великому несоглас³ю сего вывода съ другими я не употребилъ онаго въ моемъ вычислен³и.}
   разности только двѣ секунды отъ долготы, назначенной Кап. Дюрвилемъ.
   Планъ Матавайской бухты острова Отаити, находящейся въ первомъ издан³я сочиненной мною карты острововъ Товарищества, коп³я съ плана сочиненнаго Капитаномъ Кукомъ. К. Коцебу воспользовался своимъ пребыван³емъ въ сей бухтѣ, чтобъ сдѣлать новую опись оной, весьма тщательную и точную, которая хотя вообще и сходствуетъ съ произведенной К. Кукомъ, но представляетъ мног³я любопытства постоянныя подробности, не помѣщенныя на Англ³йской картѣ; между прочимъ не большой островъ, лежащ³й въ разстоян³я мили на O отъ мыса Венеры, впереди выдавшейся части берега, которая легко можетъ быть принята за ceй мысъ. Между рифомъ, окружающимъ островъ и тѣмъ, которыя протягивается на Остъ отъ мыса Венеры, бухта, названная на картѣ Папеите, a въ описан³и путешеств³я Муту, входъ въ оную шириною въ 200 туазовъ; въ разстоян³и 100 туазовъ отъ берега глубина отъ 12 до 15 саженъ. Бухта с³я не означена на картѣ Капитана Дюперре. Банки Дельфина, y самаго входа въ бухту, на планѣ Кап. Коцебу, въ протяжен³и 50ти туазовъ менѣе нежели на планѣ К. Кука. Такъ какъ нынѣ въ бухту Матавайскую приходятъ судовъ весьма много, то въ издаваемой мною картѣ вмѣсто плана сей Бухты сочиненнаго К. Кукомъ, я помѣстилъ планъ Капитана Коцебу.
   Капитанъ Дюперре въ своемъ атласѣ помѣстилъ планъ Матавайской бухты, совершенно сходствующ³й съ планомъ Кап. Коцебу; въ въ семъ атласѣ находится и планъ Бухты Папейте, которая вѣроятно на SW отъ Матавайской.
   Я уже сказалъ что на картѣ Капитана Коцебу также означена бухта подъ тѣмъ же назван³емъ. Сходство назван³я не можетъ ввести мореплавателя въ недоумѣн³е, потому что с³я бухта находится къ Осту отъ мыса Венеры, a Бухта Папейте на SW; сверхъ того сей послѣдн³й совершенно закрытъ, a бухта, о которой говоритъ Коцебу открыта къ сѣверу и не представляетъ никакой безопасности. Капитанъ Бичей, говоря о гаваняхъ на островѣ Отаити упоминаетъ Матавайскую, Папава, Танао и Папейте; въ послѣднюю по мнѣн³ю его болѣе приходитъ судовъ и конечно она была бы лучшая, ежели бы не господствовали здѣсь частые штили и чрезвычайный жаръ. Вѣроятно, что гавань Папейте таже самая, о которой упоминаетъ Офицеръ Американскаго Корвета Пикокъ, и полагаетъ оную въ 8ми миляхъ къ W отъ мыса Венеры. Гавань Танао весьма хороша, но мала, лучшая же Папава, между Матавайской и Танао, можно входить съ двухъ сторонъ {Путешеств³е Кап. Бичея, стран. 311 издан³я въ 8-ю долю листа.}.
   По наблюден³ямъ Капитана Кука долгота гавани Огаманено на западномъ берегѣ Ул³етеи 208°25'22", долгота гавани Овгаре (Owharre) на западномъ берегѣ Гюагейны, 208°52'24" {Третье путешеств³е Кука. Ч. 2. стр. 138 подлиннаго издан³я.} по чему разность между мерид³анами сихъ гаваней 21'2', но астрономъ Белей, вычисливш³й долготу обоихъ сихъ мѣстъ по луннымъ наблюден³ямъ К. Кука и Лейтенанта Кинга, 208°23'З8" и 208°37'37" разность только 14' {The Original Observations by M. Bayly.}. Я привелъ въ разборѣ карты причины, побудивш³я меня не принимать с³ю послѣднюю разность. Островъ Моуруа по опредѣлен³ю Кука на 32' западнѣе гавани Овгарре изъ чего слѣдуетъ, что долгота острова 207°53' 22". На картѣ Кука назначено 208°00', я положилъ 207°51'. Наблюден³я Капитановъ Дюперре и Коцебу подтверждаютъ мое мнѣн³е. Послѣдн³й изъ сихъ мореплавателей въ послѣднѣе свое путешеств³е, находясь весьма близко острововъ Ул³етею и Моуруа, опредѣлилъ долготу оныхъ съ величайшею точност³ю.
   Проходя мимо оныхъ не болѣе какъ чрезъ 24 часа по отбыт³я изъ бухты Матавайской, гдѣ онъ повѣрялъ ходъ своихъ хронометровъ, основываясь на хорошо опредѣленной долготѣ мыса Венеры, опредѣлялъ посредствомъ наблюден³я часовыхъ угловъ въ то самое мгновен³е, какъ оба острова можно было запеленговать на N, a именно: въ 9 часовъ утра Западную оконечность острова Ул³етеи {Какъ западнаго берега Ул³етеи направлен³е совершенно N и S, то можно предположить, что долгота западной оконечности Ул³етеи, опредѣленная Кап. Коцебу, таже что и долгота Порта Огаманено.}, и въ 5 по полудни средина острова Моуруа, были на N и потому перьвый на 1°59'8", второй 2°42'50" къ западу отъ Венерина мыса, a какъ долгота онаго 210°30'40", то слѣдуетъ, что западной оконечности Ул³етеи долгота 208°31'32", средина острова Моуруа, 207°4S'4O". Наблюден³я Кап. Дюперре совершенно согласуются съ наблюден³ями Кап. Коцебу 207°48'; но встрѣчается только разность въ двѣ минуты въ долготѣ гавани Огаманено; К. Коцебу полагаетъ оную на 1°59' западнѣе Венерина мыса, т. е. въ долготѣ 210°30'40" - 1°59' = 208°31', на картѣ Капитана Дюперре оныя положенъ въ 208°29'. Основываясь на сихъ наблюден³яхъ Коцебу и Дюперре къ которымъ по соглас³ю оныхъ должно имѣть совершенное довѣр³е, я исправилъ сочиненную мною карту.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Ошибки которыя давно уже всѣми признаны остаются, еще на сихъ картахъ:
   1) На обѣихъ картахъ въ разстоян³и около 25ти лигъ къ западу отъ острова Отаити положенъ островъ подъ назван³емъ Манул, который конечно не существуетъ. Арросмитъ прибавилъ слово: Сомнительный, лучше было бы острова со всемъ не назначать.
   2) Островъ Recreation который будто обрѣтенъ Роггевейномъ, Арросмитъ и Нор³и полагаютъ на мерид³анѣ 150° въ широтѣ 15°30', островъ сей также не существуетъ.
   3) На сихъ картахъ пѣтъ острова Матеа, котораго существован³е не подвержено сомнѣн³ю, вѣроятно онъ названъ Роггевейномъ островъ Авроры, и былъ обозрѣваемъ въ 1803 г. Турпбулемъ, a въ 1820 г. Кап. Беллинсгаузеномъ, который опредѣлялъ широту острова 15°52', долготу 148°19' O.
   4) Арросмитъ и Пурди не перестаютъ еще назначать на своихъ картахъ островъ Fugitоva, хотя достовѣрно доказано, что оный не существуетъ, или по крайней мѣрѣ тотъ же что островъ Тетурой.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВОВЪ ФИДЖИ. No XIV

   Въ прежнемъ разборѣ карты сихъ острововъ я упомянулъ съ большею подробност³ю о всемъ, что тогда было извѣстно относительно обрѣтен³я и описи оныхъ. Съ того времени произведена точнѣйшая опись за которую мы обязаны весьма искусному Офицеру, начальствовавшему Экспедиц³ею, отправленною именно для усовершенствован³я Гидрограф³и Южнаго моря. Французскаго флота Капитанъ Дюрвиль описалъ въ 1827 году большую часть острововъ, составляющихъ сей Архипелагъ и на картѣ приложенной въ его атласѣ, означены всѣ пр³обретенныя имъ свѣден³я. По сей то картѣ исправилъ я сочиненную мною карту, но чтобъ она была еще достаточнѣе, надлежало помѣстить на оной не только всѣ что видѣлъ Капитанъ Дюрвиль, но и все что видѣли друг³е мореплаватели въ предѣлахъ сего Архипелага; я преимущественно воспользовался картами Вильсона и Арросмита, особенно же картою послѣдняго, на которой назначены пути многихъ судовъ, бывшихъ при сихъ островахъ для торговли или проходившихъ въ небольшомъ отъ оныхъ разстоян³и, какъ то Бляй въ 1792 г. Капитанъ Вильсонъ въ 1797, судно Елисавета въ 1808, и суда Гиберн³я, Гаррингтонъ, Аргосъ и Елиза, изъ которыхъ два послѣдн³е разбились на рифахъ, облегающихъ во множествѣ сей Архипелагъ. По таковымъ обстоятельствамъ должно было употребить матер³алы послуживш³я для сочинен³я Арросмитовой карты, и я пользовался оными вездѣ, гдѣ не было наблюден³я Кап. Дюрвиля. Почитаю нужнымъ объяснить нѣсколько подробнѣе какимъ образомъ я при семъ поступалъ, и желаю чтобъ новѣйшая какая либо опись сихъ острововъ, доставила карту лучше мною сочиненной.
   Что касается до долготы сихъ острововъ, то само собою разумѣется, что я держался долготъ, опредѣленныхъ Капитаномъ Дюрвилемъ, которыя 20ю и 25ю милями западнѣе назначенныхъ Вильсономъ, Арросмитъ поступилъ такимъ же образомъ.
   Я оставилъ на картѣ Европейск³я назван³я, данныя Вильсономъ, и назван³я природныхъ жителей, употребленныя Маринеромъ въ его сочинен³и о сихъ островахъ, a гдѣ недоставало назван³й назначилъ избранныя Дюрвилемъ, по мнѣн³ю котораго острова Фиджи имѣютъ два назван³я: одно употребляемое жителями сихъ самыхъ острововъ, другое сосѣдними островитянами Дружественнаго Архипелага. Мнѣ показались предпочтительнѣе назван³я, къ каковымъ мы привыкли въ продолжен³и сорока лѣтъ, и я сожалѣю только, что мнѣн³е мое о семъ несогласно съ мнѣн³емъ почтеннаго мореплавателя, который трудами своими конечно пр³обрѣлъ несомнѣнное право, чтобы назначенныя на сочиненныхъ имъ картахъ назван³я были всѣми приняты {Часто охуждали привычку мореплавателей давать обрѣтен³ямъ своимъ назван³я Европейск³я, вмѣсто того, что бы удерживать наименован³я природныхъ жителей, но привычка с³я представляетъ больш³я выгоды; во первыхъ потому, что какъ Туземныя назван³я не произносятся одинаково Мореплавателями различныхъ Европейскихъ народовъ, то и написан³е различно, также и потому, что отъ незнан³я языка островитянъ Мореплаватели часто ошибаются въ значен³и назван³й ими употребляемыхъ въ разговорѣ,и принимаютъ иногда назван³е округа или селен³я за назван³е самаго острова, или на оборотъ. Впрочемъ можетъ ли произойти какое нибудь дѣйств³е на безопасность мореплаван³я отъ того что селен³ю, горѣ, или мысу дано Европейское назван³е, котораго значен³е нимало несомнительно. Я могъ бы привести много примѣровъ въ доказательство неудобства употреблен³я Туземныхъ назван³й, но лучшимъ сему доказательствомъ, послужитъ назван³я острововъ Архипелага, къ которому принадлежатъ острова Фиджи. Въ общемъ назван³и сихъ острововъ встрѣчаемъ величайшую разность; со времѣни обрѣтен³я они были намъ извѣстны подъ назван³емъ острововъ Фиджи, a Капитанъ Дюрвиль считаетъ болѣе приличнымъ называть ихъ Вити. Главный островъ сего Архипелага, называемый Дюрвилемъ Вануа Лебу, называютъ также Такинову, Пау и Сандельвудъ; не лучше ли вмѣсто трехъ разнообразныхъ назван³и несходствующихъ, назвать сей островъ Сандельвудъ, потому, что купеческ³е суда приходятъ къ оному за сандальнымъ деревомъ, которымъ Островъ изобилуетъ? Островъ названный Капитаномъ Бляемь Миволла, Дюрвиль называетъ Кандебокомъ, a извѣстный подъ назван³емъ Амбоу, и Маринеромъ называемый Навигимву, Дюрвиль называетъ Вити-Леву.
   Упомяну о другомъ примѣрѣ малаго довѣр³я, которое должно имѣть къ свѣден³ямъ почерпаемымъ отъ островитянъ. Лаперузъ и Капитанъ Едвардсъ дали островамъ Архипелага Навигаторовъ назван³я по наслышкѣ отъ островитянъ, и данные Французскимъ Мореплавателемъ, совершенно не сходствуютъ съ назначенными Капитаномъ Едварсомъ. Которое изъ сихъ назван³е настоящее?
   Наконецъ должно спросить, какая для Географ³и или Навигац³и польза отъ того, на примѣръ, что даютъ островамъ, составляющимъ Новую Зеланд³ю, назван³я которыхъ произношен³е трудно и нимало не выражаетъ взаимнаго ихъ положен³я. Никакой Географъ не въ состоян³и будетъ заключить что островъ назваемый Екана-нави (иные говорятъ Еагейко-мауви), сѣверный, островъ названный Танай пуномоа, южный. Не лучшели бы назвать первый Сѣвернымъ островомъ; второй Южнымъ.}.
   Южнѣйш³й изъ острововъ Фиджи или Вити, на сочиненной мною картѣ островъ Черепахи, такъ названныя К. Кукомъ и долгота имъ опредѣленная 17' восточнѣе опредѣленной Дюрвилемъ.
   Къ сѣверу отъ острова Черепахи находятся два острова, между коими прошелъ Дюрвиль; кажется однакожь что онъ не видѣлъ рифа, который въ 4хъ миляхъ къ востоку отъ сихъ острововъ, и назначенъ на картѣ Арросмита, вѣроятно по журналу судна Гаррингтона проходившаго также между сихъ острововъ.
   Въ разстоян³я на 13 миль къ сѣверу отъ обоихъ острововъ, находится островъ, названный Вильсономъ Neats-tongue, a южнѣе острова Ангаза, группа изъ 4хъ небольшихъ острововъ, изъ которыхъ самый больш³й обрѣтенный Вильсономъ, островъ Стола (Table Island). По картѣ Капитана Дюрвиля должно заключить что онъ не видѣлъ рифа, окружающаго небольшой островъ, лежащ³й въ 6ти миляхъ отъ острова Стола, и не видѣлъ также острововъ и рифовъ, между которыми судно Вильсона находилось въ большой опасности, и выйдти изъ оной стоило ему величайшихъ трудовъ. Самый больш³й изъ сихъ острововъ, Вильсонъ назвалъ островъ Опасности, группу же малыхъ острововъ, лежащихъ нѣсколько южнѣе назвалъ Skeries. Къ востоку отъ сихъ послѣднихъ опасный рифъ названный Капитаномъ Бляемъ рифомъ Провидѣн³я. Изъ всѣхъ сихъ острововъ, которыя я теперь упомянулъ, Дюрвиль видѣлъ только островъ Опасности, на картѣ его назначенный подъ назван³емъ Мозѣ. Два острова Комо и Голоронъ, положенные Дюрвилемъ къ западу отъ острова Опасности, не имѣютъ никакого назван³я на Арросмитовой картѣ, a острова Маремба на оной нѣтъ.
   Какъ путь судна Елисаветы былъ весьма близко отъ острововъ Аполлона и Фукаффи, то должно заключить, что Арросмитъ назначилъ оный по журналу сего судна, на картѣ Дюрвиля они названы: Вангара и Камбара.
   Островъ Тобуноселли, Арросмита, тотъ же что Табуносика, Капитана Дюрвиля. Можно также положить, что островъ Ванувадуа, Арросмита, тотъ же что и Банубато, Дюрвиля, хотя и есть разность десяти минуть въ широтѣ; Арросмитъ, полагаетъ шир. 18°12', долг. 186°33'; Дюрвиль, шир. 18°22', долг. 180°40'. Острова Муала, Тоту и Моту, обрѣтен³я Капитана Дюрвиля. Первый, треугольнаго вида, въ шир. 18°46', долг. 179°45', въ окружности 20 миль, и окруженъ рифами, которые протягиваются на 3 мили, высота его 300 туазовъ. Дюрвиль полагаетъ, что ceй островъ Мерла Еву, назначенный на картѣ Арросмита въ 25ти: миляхъ къ западу отъ Ванувадуа, но я не могу согласиться съ его мнѣн³емъ, Дюрвилю невозможно было видѣть Мерлы Еву, потому что проходилъ отъ сего острова почти въ десяти лигахъ. Судно Елисавета напротивъ того проходило между симъ островомъ и Ванувадуа, въ разстоян³я 8ми миль отъ перваго и 4 мили отъ втораго; по сему кажется нѣтъ никакого сомнѣн³я въ существован³и какъ одного, такъ и другаго, и я положилъ островъ Мерла Еву въ шир. 18°21', долг. 180°16', въ 22хъ миляхъ къ западу отъ Ванувадуа.
   Дюрвиль называетъ Лакемба, островъ, названныя Арросмитомъ Атакембо въ шир. 18°06', долг. 180°18' О. Средины острова, котораго высота въ 200 туазовъ, по наблюден³ямъ Дюрвиля широта 18°12', долг. 180°06'. Онъ окруженъ скалами на полъ мили отъ берега лежащими; y восточной части весьма опасный рифъ протягивается по картѣ Арросмита на 4 лиги. На семъ рифѣ разбилось судно Арго. Арросмитъ помѣстилъ на самой картѣ замѣчан³е, что рифѣ сей имѣетъ протяжен³я въ 20 или 30 миль: Argo reef where the Argo Shooner was lost, said to run 20 or 30 miles into the Sea. Ежели сей рифѣ и не имѣетъ толь великаго протяжен³я, по крайней мѣрѣ существован³е онаго неподвержено сомнѣн³ю, и безопасность мореплаван³я требуетъ, чтобы рифъ былъ назначенъ на картѣ сего Архипелага.
   Между островомъ Атакембо и островомъ Опасности, два небольш³я острова, которыя на картѣ Дюрвиля названы Ей Гуа.
   Къ NW отъ острова Атакомбо въ разстоян³и 17ти миль островъ Едидъ (Oedide) около десяти миль въ окружности, названъ Дюрвилемъ, Неау, и назначенъ въ шир. 18°00' S, долготѣ 180°55' О.
   Потому же направлен³ю, 22ю милями далѣе, находится островъ Фаворитъ или Дзиз³а, въ шир. 17°45' S, долготѣ 180°36' О; при одинаковой высотѣ нѣсколько больше острова Едпда.
   Арросмитъ на картѣ своея назначилъ островъ подъ назван³емъ Вадувалъ, въ 30ти миляхъ къ западу отъ острова Фаворитъ, въ широтѣ 17°40' и близь онаго назначенъ путь Капитана Бляя и судна Елисавета. Не смотря однакожь на с³и доказательства существован³я острова, я не помѣстилъ онаго на картѣ. Ежели бы островъ сей дѣйствительно существовалъ, Дюрвиль долженъ бы былъ видѣть оный.
   На картѣ Капитана Дюрвиля назначены между 17° и 17°15' широты и между 180°15' и 180°50' долготы шесть острововъ подъ слѣдующими назван³ями: 1) Батубара, 2) Азара, З) Лугутабу, 4) Maнито, 5) Каназса и 6) Неита-Умба. К. Вильсонъ на семъ самомъ пространствѣ назначилъ двѣнадцать острововъ и кромѣ того еще группу изъ трехъ острововъ, и далъ имъ слѣдующ³я назван³я: 1) Direction, 2) Bluff, 3) Sears, 4) Sims, 5) Cox, 6) Scois, 7) Hamilton, 8) Hawris, 9) Curlong, 10) Sir Charles Midleion, 12) Van Sherding, 11) Hadous и группа Трехъ Братьевъ.
   Такъ какъ Дюрвиль проходилъ по западную сторону сихъ острововъ въ 30ти или 40ка миляхъ, то не могъ оныхъ видѣть. Напротивъ того Вильсонъ подходилъ съ восточной стороны и прошелъ между сими островами, a потому на сочиненную мною карту, я положилъ всѣ с³и острова съ карты Вильсона, убавляя только долготу оныхъ 12', коими долгота острова Даузада, Дюрвилемъ назначена восточнѣе нежели y Вильсона долгота острова Росса. Нужно бы острова, коихъ Капитанъ Дюрвиль не могъ видѣть, вновь описать, и опредѣлить ихъ величину, въ мѣстоположен³и же не можетъ быть большей разности.
   Островъ Азата (Asata) въ широтѣ 17°16' S, долготѣ 180°20' O, островъ Батубара въ широтѣ 11°2', прямо на S отъ Азаты, кажутся мнѣ тѣже что y Вильсона острова Гамильтонъ и Гависъ. По словамъ Дюрвиля, Батубара скала въ полъ-мили д³аметра, вершина ея плоская, вѣроятно с³я скала та самая, которая на картѣ Арросмита по виду ея названа Шляпа (Hat). Небольшая группа Нугутубу, въ 5ти миляхъ на западъ острова Азаты или Гамильтона, которую Вильсонъ не видалъ, вѣроятно обрѣтена Кап. Дюрвилемъ, состоитъ изъ трехъ небольшихъ острововъ лежащихъ на томъ же рифѣ и поросшихъ разными деревьями. Островъ Каназея въ шир. 17°16', долг. 180°37' и острова Манило на томъ же мерид³анѣ на 6 миль южнѣе, должны быть, названные y Вильсона Острова Коксъ, (Сох) и Симсъ (Sims); но я не согласенъ съ мнѣн³емъ Кап. Дюрвилля, будто островъ Нутнумбо тотъ же что y Вильсона островъ Направлен³я (Direction), оный болѣе сходствуетъ съ островомъ Скарсъ (Scars).
   О островахъ и рифахъ, лежащихъ къ сѣверу отъ упомянутыхъ мною острововъ, большое несоглас³е между картами Вильсона и Дюрвиля, кажется однакожъ достовѣрно, что обрѣтенный Вильсономъ островъ Ламбертъ одинъ и тотъ же, съ островомъ Табеуни Дюрвиля, a два острова Лаудзала и Онгомеа можно считать за островъ Россъ. Оба с³я острова отдѣлены отъ Табеу, каналомъ Тасмана. Островъ Лаудза, лежащ³й къ сѣверу отъ острововъ Лауѣзала и Онгомеа, по мнѣн³ю моему, тоже что Ова Clusters Вильсона, находящ³йся также къ сѣверу отъ Острова Россъ. Мнѣ кажется что западная часть рифа, названная Дюрвилемъ Basses de Hemskerk, который по мнѣн³ю его простирается до острова Нугу-Лаудзала (вѣроятно островъ Warner Вильсона), должна быть принята за назначенный на картѣ Вильсона рифъ къ NO отъ Острова Россъ. Что касается до острова Низменнаго (Low Island), Вильсона, то по положен³ю его далеко къ востоку отъ пути Дюрвиля, онъ не могъ его видѣть.
   Я снялъ съ Вильсоновой карты очертан³е рифовъ, названныхъ имъ Сциллою и Xарибдою, между которыми онъ проходилъ также какъ и между островами Едвардса и Фереель, они не назначены на картѣ Дюрвиля, я только исправилъ долготы тѣмъ количествомъ, на какое простиралась погрѣшность въ долготѣ острова Россъ.
   Дюрвиль видѣлъ острова Вапу-Лебу и Рамба находясь отъ оныхъ въ разстоян³и 8ми и 10ти лигъ; средина Рамбы, который долженъ быть названный Вильсономъ островъ Жиллетъ (Gillet), на его картѣ въ широтѣ 16°32', 179°57' въ 4хъ лигахъ на западъ отъ острововъ Янудза т. е. Clusters. Острова названнаго y Вильсона Тетъ, (Tate), находящагося въ 10ши миляхъ на западъ отъ острова Жиллета, Дюрвиль не видалъ; по пути судна Гиберн³я, проходившаго весьма близко сихъ мѣстъ, можно заключить что О. Тетъ состоитъ изъ двухъ острововъ, изъ коихъ одинъ присоединенъ рифомъ къ О. Жиллету; по ихъ разстоян³ю и по направлен³ю О. Жиллета, долгота сихъ двухъ острововъ должна быть 179°50'.
   Кап. Дюрвиль не продолжалъ своего пути далѣе къ сѣверу и возвратился къ югу и то по сему для опредѣлен³я восточныхъ предѣловъ большаго острова Пау (такъ называетъ оный, Маринеръ) мы не должны полагаться токмо на путь судна Гиберн³я, означенный на картѣ Арросмита вдоль сѣвернаго берега до мерид³ана 179°24'; a какъ долгота острова Жиллета, на картѣ Арросмитовой 10ю минутами менѣе, то долгота Нордъ Остовой оконечности Пау, которую я буду называть мысъ Гиберн³и, будетъ 179°34'.
   Капитанъ Вильсонъ, на своей картѣ, назначилъ въ шир. 16°54', долг. 179°48' землю, которую онъ конечно видѣлъ издали. С³я земля конечно тѣ два острова, которые на Арросмитовой картѣ положены въ 5ти миляхъ предъ восточною покатост³ю Пау. Ежели приложить 12', коими долгота острова Ландзаля или Росса означена далѣе къ западу, то долгота упомянутыхъ двухъ острововъ будетъ 180°00' a восточной оконечности 179°55', но оная не можетъ превышать 179°45', судя по взаимному положен³ю тѣхъ двухъ острововъ и острововъ Жиллетъ и Тетъ, и я такимъ образомъ назначилъ оные на сочиненной мною картѣ; разстоян³е между мысомъ Гиберн³я и островами, между коими проходили с³и суда не можетъ быть болѣе 10ти миль.
   Малые острова, скалы и рифы, окружающ³е островъ Пау, съ южной стороны, и острова къ западу отъ онаго, положены съ карты Арросмита, однакожъ не можно отвѣчать за вѣрность сего положен³я, потому что оно основано на журналахъ судовъ, которые конечно болѣе заботились о томъ, какъ бы скорѣе удалиться отъ сихъ опасностей, нежели о вѣрной описи оныхъ.
   Острова Кору, Нао и Нepaй принадлежатъ къ островамъ, которые прежде были назначены на картахъ подъ назван³емъ: острововъ Бляя Капитанъ Дюрвиль видѣлъ только южную оконечность рифа, окужающаго островъ Шераи, на которомъ разбилось суд³ю Елиза.
   Дюрвиль называетъ островъ Миволлу, Капитана Бляя, островомъ Кандабокъ. Онъ подробно описалъ весь островъ кромѣ сѣвернаго берега полагаетъ находящ³йся на западной сторонѣ Пикъ въ широтѣ 19°6', долготѣ 117°50', восточную оконечность названную имъ мысомъ Бляя, въ шир. 19°02' S, долг. 178°28' О. Къ сѣверу отъ сего мыса небольшой островъ Умбенга, отъ котораго протягивается каменная коса до широты 18°40х, названная рифомъ Астроляб³и.
   Въ разстоян³я 15ти лигъ отъ острова Миволлы островъ Амбоу, названныя Дюрвилемъ Вити Лебу. На прежнихъ картахъ разстоян³е с³е было въ 50 миль. Капитанъ Дюрвиль описалъ восточный, западный и часть южнаго берега. Сѣверный же я назначилъ по картѣ Арросмита, съ которой снялъ также все пространство между симъ островомъ и островомъ Пау, наполненное островками и опасностями, новая опись оныхъ совершенно необходима для блага мореплаван³я.
   Островъ Амбоу длиною по направлен³ю O и W 80 миль. Отъ западной онаго оконечности, которой шир. 17°56' S, долг. 177°06' O, выдается въ море къ N длинная гряда островковъ, скалъ и рифовъ. Капитанъ Дюрвиль описалъ с³ю гряду на разстоян³и 30 миль, гдѣ она еще не оканчивалась. Сѣвернѣйш³й изъ малыхъ островковъ, образующихъ гряду, по картѣ Капитана Дюривиля въ 40ка миляхъ отъ западной оконечности острова.
   Капитаномъ Дюрвилемъ, между островами Миволла и Амбою обрѣтенъ низменный островъ въ шир. 18°30' S, долг. 177°30' O, котораго назван³е Вату-леле, длиною по направлен³ю N и S въ девять миль. Близь сѣвернаго берега сего острова находятся два небольш³я острова и трет³й близь восточнаго берега.
   Сей островъ можетъ служить доказательствомъ что не смотря на всѣ труды Капитана Дюрвиля, намъ еще много недостаетъ, чтобы имѣть точныя свѣден³и о географ³и сего опаснаго Архипелага.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Такъ какъ опись сихъ острововъ произведенная Капитаномъ Дюрвилемъ, Арросмиту и Нор³ю не была извѣстна, то с³и острова весьма ошибочно означены на ихъ картахъ, и потому я нахожу излишнимъ объяснять все то чего на оныхъ недостаетъ.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВОВЪ НАВИГАТОРОВЪ No XVI

   Желан³е мое, изъясненное въ концѣ разбора карты острововъ Навигаторовъ, чтобы сдѣлана была новая опись сихъ острововъ, исполнена Капитаномъ Коцебу, когда онъ начальствовалъ шлюпомъ Предпр³ят³е, въ послѣднее путешеств³е свое въ Южномъ Морѣ. С³е новое обозрѣн³е доказало, что долготы сихъ острововъ, опредѣленныя Лаперузомъ 22' восточнѣе, нежели долготы по наблюден³ямъ Капитана Коцебу. Не возможно сомнѣваться въ вѣрности наблюден³я Г. Koцебу, потому что произведена мало дней спустя по отбыт³и его отъ острововъ Общества. Онъ удостовѣрялся также, что небольшой островъ, усмотрѣнныя Лаперузомъ между островами Пола и Ополова, названный на картѣ Каликассъ, не островъ, a только SO оконечность острова Пола, которую и К. Коцебу принялъ сначала за отдѣльный островъ, по виду сей оконечности которая состоитъ изъ довольно высокаго холма, окруженнаго весьма низменнымъ берегомъ, a отъ сего въ нѣкоторомъ отдален³и берегъ кажется отдѣльнымъ островомъ: Капитанъ Коцебу передалъ назван³е Калинассъ небольшому острову, въ 3 1/2 мили въ окружности, находящемуся близь западной части Ополовы, и Лаперузомъ не усмотренному; другой небольшой островъ, смѣжный съ симъ послѣднимъ онъ назвалъ Пѣтушьимъ гребнемъ; лежащ³я y восточной части Ополовы названъ Рыбачьимъ, по множеству рыбачьихъ челноковъ, y сего острова усмотрѣнныхъ.
   Ни на одномъ изъ острововъ сего архипелага нѣтъ хорошаго и безопаснаго якорнаго мѣста, потому что ни одно изъ якорныхъ мѣстъ не находятся совершенно подъ вѣтромъ, и всѣ окружены бурунами, которые поднимаются особенно y Острова Полы, до 120 футовъ. Впрочемъ можно предполагать, что на NW и N сторонахъ острововъ Полы и Ополовы, которыя еще не описаны, находятся удобныя якорныя мѣста.
   Въ 75ти миляхъ къ востоку отъ острововъ Навигаторовъ, Капитанъ Коцебу видѣлъ небольшой островъ и назвалъ Корѣюковымъ, въ честь старшаго Лейтенанта на шлюпѣ Предпр³ят³е, не зналъ что сей островъ уже обрѣтенъ Капитаномъ Фреисине, и названъ островомъ Розы, по имени сопутствовавшей ему супруги его. Сей островъ, по малому возвышен³ю и по рифу, которымъ окруженъ весьма опасенъ. Капитанъ Коцебу опредѣляетъ широту онаго 14°32'40" S, долготу 191°54' О; Капитанъ Фрейсине шир. 14°33', долг. 191°51' О, с³е можетъ служить новымъ доказательствомъ вѣрности наблюден³и Капитана Коцебу, которыя вообще заслуживаютъ вездѣ совершенное довѣр³е.
  

Замѣчан³я на карты Арросмита и Нор³я.

  
   Въ 1831 году изданъ переводъ на Англ³йскомъ языкѣ путешеств³я Капитана Коцебу, a потому удивлен³я достойно что Арросмитъ и Нор³и не хотѣли воспользоваться произвѣденною имъ описью сихъ острововъ, которыхъ карта приложена къ описан³ю его путешеств³я. Долготу восточнѣйшаго острова въ семъ архипелагѣ, кажется Арросмитъ назначилъ среднюю между долготами опредѣленными Лаперузомъ и Коцебу; долготы другихъ острововъ и губы Уб³йства (Anse du Messacre) ни Арросмитъ, ни Нор³й не назначилъ той которая опредѣлена Капитаномъ Коцебу, искуство коего въ астрономическихъ наблюден³яхъ доказано.
  

ДОПОЛНЕН²Е

КЪ РАЗБОРУ КАРТЫ НИЗМЕННЫХЪ ОСТРОВОВЪ No XV.

  
   Архипелагъ низменныхъ острововъ пр³умноженъ большимъ числомъ новыхъ обрѣтен³й въ продолжен³и путешеств³я Французскаго флота Капитана Дюперре, Англ³йскаго флота Кап. Бигей и К. Гагемейстера; сверхъ того наблюден³ями Кап. Бичей исправлены важныя погрѣшности въ положен³и многихъ острововъ, и потому я совершенно передѣлалъ сочиненную мною карту.
   При первомъ издан³и атласа я полагалъ начальною оконечност³ю Архипелага Низменныхъ Острововъ, островъ Кресценть, но послѣ того къ востоку сего Острова обрѣтены острова Оено, Гендерсонь и Дюси и по одинакову образован³ю съ прочими островами сего Архипелага принадлежатъ къ оному. За недостаткомъ мѣста на сочиненной мною картѣ, я с³и три острова помѣщаю только въ новой таблицѣ всѣхъ острововъ сего Архипелага, къ которой присовокупляю нѣкоторыя замѣчан³я въ дополнен³е статьи о Низменныхъ островахъ, находящейся въ первой части разбора, и въ прибавлен³яхъ второй части, сохраняя тотъ же хронологической порядокъ, которому я съ начала слѣдовалъ, т. е. начиная отъ плаван³я Байрона въ 1765 году и оканчивая путешеств³емъ Капитана Гагемейстера въ 1830 годѣ.

 []

 []

 []

  

Байронъ въ 1765 г.

  
   Полагая что долготы, опредѣленныя К. Кукомъ во второе его путешеств³е вѣрны, я опредѣлилъ погрѣшность Байрона по сравнен³ю назначенной имъ долготы островомъ Короля Георг³я (Ура и Т³укса) съ долготою оныхъ наблюден³ямъ К. Кука, который также видѣлъ с³и острова. С³я погрѣшность оказалась тогда въ 3°54' и я приложилъ оную ко всѣмъ другимъ обрѣтен³ямъ Байрона; но наблюден³я Капитана Бичея въ 1826 доказали, что долготъ опредѣленныхъ К. Кукомъ въ 1772 и 1773 годахъ неможно почитать вѣрными, ибо долгота многихъ обрѣтен³й найдена Бичеемъ разнствующею 16 минутами съ собственными его наблюден³ями. Ежели прибавить с³и 16' къ назначенной К. Кукомъ долготѣ острововъ Короля Георг³я и потомъ сравнить оную съ долготою сихъ же острововъ по опредѣлен³ю Байрона, то погрѣшность сего послѣдняго будетъ 4°10'. Хотя къ островамъ Disappointment, обрѣтеннымъ Байрономъ, никто не приходилъ послѣ него, однако нужно также долготу сихъ острововъ уменьшить на 4°10' и по сему долгота оныхъ выходитъ 144°52' - 4°10' = 140°32'.
   Что касается до тождественности острова Сондергрондъ, съ островами Короля Георг³я то я неперемѣнилъ моего мнѣн³я, изложеннаго въ прежней статьѣ.
  

Валлисъ въ 1767 г.

  
   Я вычислилъ погрѣшность Валлиса по сравнен³ю долготы острова Принца Вильяма Генриха, съ опредѣленною Капитаномъ Беллинсгаузеномъ, но какъ нынѣ Капитанъ Бичей былъ при всѣхъ островахъ, обрѣтенныхъ Валлисомъ, то для назначен³я долготы уже не нужно обращаться къ прямымъ средствамъ должно только положиться на наблюден³я Капитана Бичея. Сей мореплаватель доказалъ, что Капитанъ Беллинсгаузенъ принялъ островъ Кумберландь за островъ Принца Вильяма Генриха, и что островъ Лостанжъ, обрѣтенный Капитаномъ Дюперре сей самый островъ Принца Вильяма Генриха, положенный Валлисомъ 31' сѣвернѣе и 23' восточнѣе противъ настоящаго положен³я по наблюден³ямъ Капитана Бичея. Столь великая погрѣшность могла конечно побудить К. Дюперре къ заключен³ю что его островъ Лостанжъ, новое обрѣтен³е, a Кап. Беллинсгаузенъ могъ заключить, что островъ сей, есть тотъ котораго широта ближе подходитъ къ означенной широтѣ; и какъ можно было предполагать полъ градуса погрѣшности въ широтѣ?
  

Картеретъ въ 1767 г.

  
   Я опредѣлилъ погрѣшность Капитана Картерета въ долготѣ острововъ Глостеръ и острова Оснабрикъ въ 3°, вывода оную по долготѣ острова Питхерна, который: онъ увидѣлъ 9 днями ранѣе. По опредѣлен³ю долготы остр. Оснабрика Капитаномъ Бичеемъ, погрѣшностъ с³я только 2°40', слѣдовательно долгота острововъ Глостера, обрѣтенныхъ Картеретомъ на другой день послѣ остр. Оснабрика, будетъ 146°01' - 2°40' - 143°21' W.
   Предполагаемая мною тождественность острововъ Глостеръ съ островами Маргариты равно какъ и Оснабрика со скалами Матильды подтверждена Капитаномъ Бичей, но пространство остр. Оснабрика нынѣ въ 14 миль, a въ 1792 г. сей островъ состоялъ изъ однихъ скалъ.
  

Кукъ въ 1769 г.

  
   Погрѣшность въ опредѣлен³яхъ Капитана Кука, въ первое его плаван³е между низменными островами, я вывелъ посредствомъ долготы острова Лука (Bore) котораго положен³е опредѣлено Кап. Беллинсгаузеномъ, и долгота 25 минутами болѣе, и какъ Кап. Кукомъ обрѣтены острова: мысъ Трумпъ (Thrump Cap), Лагупъ, островъ Птич³й и Двухъ Группъ (Two Groops) на канунѣ и на другой день до обрѣтен³и остр. Лука, то для большаго приближен³я къ истинной долготѣ оныхъ я уменьшилъ 25' долготу всѣхъ сихъ острововъ, но нынѣ намъ должно полагаться на наблюден³я Кап. Бичея, который былъ при всѣхъ сихъ островахъ и опредѣлялъ долготу оныхъ. Что касается до острова Цѣпи, (Chain island) я принужденъ оставить ту самую долготу, которую прежде назначилъ т. е. 145°38'.
  

Кукъ въ 1773 и 1774 годахъ.

  
   Я уже упомянулъ, что Капитанъ Бичей долготу острововъ Резолюц³и (Resolulion) и острова Сомнительнаго (Doubtful) обретенныхъ Кукомъ во второе его путешеств³е, 15 минутами 30 секундами болѣе, a какъ острова Фюрно и Адвентюръ весьма близко острововъ Резолюц³и и Сомнительнаго то я счелъ нужнымъ уменьшать также долготу сихъ острововъ на 15'30", Острововъ Паллизера, обрѣтенныхъ Кукомъ около того же времени, долгота совершенно согласна съ наблюден³ями Капитановъ Коцебу и Беллннсгаузена, a потому я оставилъ оную безъ исключен³я 15'30".
  

Боснечео въ 1772 и 1774 годахъ.

  
   Я замѣтилъ въ сей статьѣ, что островъ Санъ-Кентенъ, обрѣтенныя симъ Испанскимъ Мореплавателемъ долженъ быть отнесенъ на одинъ градусъ къ западу отъ острова Сомнительнаго. Совершенно въ семъ положен³я Кап. Бичей увидѣлъ не большой островъ, названный имъ остр. Крокерь, который долженъ быть конечно островъ Санъ-Кентенъ. Островъ Нарцилъ, обрѣтенный тѣмъ же Мореплавателемъ Боснеч³о, островъ Давидъ Клеркъ и островъ Ожье, (Augier) который обрѣтенъ Капитаномъ Дюперре, признаны однимъ и тѣмъ же островомъ.
  

Едвардсъ вь 1792 г.

  
   Кромѣ острововъ Лорда Гуда и Карисфорта, о которыхъ говорено въ разборѣ карты Низменныхъ Острововъ, Едвардсомъ обрѣтенъ въ 1791 году островъ Дюси, и какъ упомянуто было мною въ началѣ сей статья, долженъ принадлежать къ Архипелагу Низменныхъ острововъ; не большой, весьма низменный, въ разстоян³я 7ми миль совсѣмъ невидимый. По направлен³ю NO и SW длиною въ 1 3/4 миля, въ широтѣ 24°40'20", долготѣ 235°14'50" O. Мнѣ кажется вѣроятно что сей островъ тотъ самый; который Квиросомъ названъ Encarnacion, хотя по вычислен³ю Бурнея долгота онаго 136° W.
   Къ Острову Лорда Гуда приходилъ Капитанъ Бичей, который полагаетъ длину онаго 11 миль, ширину 4 3/4 мили по направлен³ю N и S. Западной оконечности, по наблюден³ямъ сего мореплавателя шир. 21°30'50" S, долг. 135°30'20" W.
  

Бляй въ 1792 г.

  
   Острова, названнаго Капитаномъ Бляемъ Лагуномъ, опредѣлена К. Бичеемъ шир. 21°37'40", долг. 140°38' W. Такъ какъ въ семъ Архипелагѣ есть уже островъ названный Лагуномъ, a потому обрѣтенный Кап. Бляемъ я назвалъ по имени сего Мореплавателя.
  

Вильсонъ въ 1797 г.

  
   По наблюден³ямъ Капитана Дюперре долгота острова Серлы обрѣтеннаго Вильсономъ, двумя минутами менѣе нежели по наблюден³ю сего послѣдняго, но Капитанъ Бичей подтверждаетъ точность, съ какою Вильсонъ опредѣлилъ положен³е сего острова Кап. Бичей также былъ при островахъ Кресценть и Гамб³ера обрѣтенныхъ Вильсономъ Первый изъ сихъ острововъ длиною въ 3 1/2 мили, шириною въ 1 1/2 мили, въ срединѣ онаго лагунъ; жителей человѣкъ 40. Гамб³ерова группа состоитъ изъ 5ти острововъ и многихъ островковъ расположенныхъ вокругъ Лагуна; больш³й островъ длиною въ шесть милъ, по наблюден³ямъ К. Бичея въ шир. 23°8' S, долг. 134°55'30" W; гора названная Вильсономъ Дуфъ, (Duf) находится на семъ островѣ и возвышается двумя пиками на 1248 футовъ. Въ бухтѣ, въ которой стоялъ на якорѣ Шлюпъ Кап. Бичея, можно наливать воду; ни на которомъ изъ Низменныхъ острововъ на всемъ пространствѣ между берегами Хили и островомъ Отаити, с³е невозможно.
  

Судно Маргарита въ 1803 г.

  
   Капитанъ Бичей, проходивш³й между Низменными островами по многимъ направлен³ямъ, не нашелъ группы, которую я назначилъ по журналу Торебуля подъ назван³емъ Buyers, по имени Капитана судна Маргарита, и потому на новой картѣ я не назначилъ сей группы, полагая существован³е оной сомнительнымъ.
  

Беллинсгаузенъ въ 1820 г.

  
   Разность въ 27' въ долготахъ западной оконечности острова Принца Валл³йскаго и острова Крузенштерна между опредѣленными симъ мореплавателемъ и наблюденяями Капитана Коцебу, о которой я упоминалъ на стран. 21, еще не приведена въ ясность; столь великой разности въ 27 минутъ не можетъ происходить отъ чего либо другаго, какъ отъ погрѣшности въ вычислен³и, потому что въ опредѣленныхъ К. Беллинсгаузеномъ и К. Коцебу долготахъ ближайшихъ острововъ отъ острова Принца Валл³йскаго, разности не болѣе 3хъ минутъ. Наблюден³я К. Гагенмейстера согласуются съ наблюден³ями К.Коцебу какъ видно изъ его рукописнаго журнала.
  

Дюперре въ 1823 г.

  
   Замѣчан³я на обрѣтен³я сего мореплавателя помѣщены въ прибавлен³и къ разбору объ островахъ Низменныхъ во второй части на стр. 20. Первый островъ, обрѣтенный Капитаномъ Дюперре 23го Апрѣля 1823 г., Клермонъ-Тоннеръ, котораго SOвой оконечности по его наблюден³ямъ шир. 18°33', долг. 136°18'50". Хотя по близости острова, обрѣтеннаго въ шир. 18°22', долг. 136°45', въ плаван³е Англ³йскаго судна Минервы, можно бы предполагать что сей островъ, и обрѣтенный Капитаномъ Дюперре одинъ и тотъ же, но большая разность въ обширности оныхъ (12 миль и 1 миля въ длину) побуждаетъ меня счит

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа