Главная » Книги

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Н..., Страница 16

Крузенштерн Иван Федорович - Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"(ч.2)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

о одинъ Аглинской, купеческой корабль на якорѣ. Здѣшн³й рейдъ рѣдко бываетъ такъ пустъ, какъ при насъ случилось. Мы узнали тутъ, что Аглинскаго флота Капитанъ Понгамъ отправился отсюда одними сутками прежде нашего прихода со знатными силами для овладѣн³я Буэносъ-Эреса. Предпр³ят³е, коего ни Губернаторъ, ни жители не одобряли. Мы получили здѣсь также извѣст³е и о недавно начавшейся войнѣ между Росс³ею и Франц³ею.
   Губернаторъ, Полковникъ Паттонъ, оказалъ себя весьма учтивымъ и услужливымъ. Онъ принялъ насъ съ величайшею привѣтливост³ю и готовъ былъ доставить намъ все, что состояло въ его силахъ. Онъ приказалъ отпускать каждой день для служителей нашихъ свѣжее мясо; а сверхъ того предлагалъ и нѣкое количество муки, въ которой имѣли мы великую надобность; потому что запасъ сухарей нашихъ очень уменьшился; а Охотск³е столько испортились, что я не смѣлъ давать оныхъ людямъ. Но недостатокъ въ мукѣ на островѣ сдѣлался такъ великъ, что не продавали оной даже и самимъ жителямъ. Недавное овладѣн³е мысомъ Доброй Надежды и отправленная Экспедиц³я къ Р³о де ла Платѣ, опорожнили всѣ магазины. Принимая с³е обстоятельство въ разсужден³е и надѣясь, что при скоромъ плаван³и и нѣкоей бережливости, продовольствуемся своимъ остаточнымъ запасомъ до Копенгагена, отказался я отъ предлагаемаго.
   Кромѣ острова Св. Елены, не извѣстно мнѣ ни одно лучшее мѣсто для получен³я свѣжихъ потребностей по долговременномъ плаван³и. Рейдъ совершенно безопасенъ и удобнѣе, нежели въ заливѣ Симона и Столовомъ у мыса Доброй Надежды. Входъ, если съ осторожност³ю держаться къ берегу, весьма легокъ; а при отходѣ, нужно только поднять якорь и поставить паруса, чтобы вытти въ море. Здѣсь довольно всякаго роду жизненныхъ потребностей, а особливо наилучшаго овоща. Въ 2 или три дня можно запастися всемъ достаточно. Портеру, винъ, а наипаче мадеры получить можно было въ изобил³и, равномѣрно и корабельной провиз³и, какъ то, солонины, гороху и коровьяго масла; въ такелажѣ нѣтъ также недостатка. Наливаться водою весьма удобно. Въ одни сутки можно взять все оной количество безъ малѣйшаго затруднен³я, а черезъ двое приготовитясь cовсѣмъ къ отходу. Островъ Св. Елены для кораблей идущихъ въ Европу гораздо преимущественнѣе мыса Доброй Надежды, гдѣ приставанье опасно и сопряжено съ великою потерею времени. Впрочемъ цѣны жизненнымъ потребностямъ нигдѣ столько не высоки, какъ на семъ островѣ. Мы платили за барана въ 18 и 20 фунтовъ по три гинеи, за мѣшекъ картофелю въ 2 1/2 пуда гинею, за курицу и утку по полугинеи, за двѣнадцать яицъ по п³астру, за прочее въ таковомъ же содержан³и.
   Военные корабли и корабли Аглинской Остъ-Инд³йской компан³и не платятъ ничего за приставанье и наливанье водою {Меня увѣряли, что иностранные военные корабли должны платить налогъ сей; по тому что островъ принадлежитъ не правительству, но Остъ-Инд³йской Компан³и, однако съ насъ ничего не потребовали.}, но съ Аглинскихъ частныхъ купеческихъ кораблей берутъ по 5 гиней; съ иностранныхъ же вдвое. Иностранцамъ не позволено ходить внѣ города; но какъ онъ состоитъ только изъ одной улицы; то и проходъ по оной для нихъ крайнѣ ограниченъ. Прежде не наблюдали постановлен³я сего со строгост³ю и изключали многихъ иностранцевъ, наипаче же естествоиспытателей: нынѣ же случай возобновилъ строгость сего запрещен³я. Одинъ иностранецъ, бывъ въ самомъ дѣлѣ инженеромъ, объявилъ себя ботаникомъ и жилъ на островѣ. Онъ подъ разными предлогами продолжалъ свое пребыван³е нѣсколько мѣсяцовъ и понравился Губернатору и его семейству столько, что получилъ наконецъ позволен³е осмотрѣть внутренность острова. Вмѣсто ботаническихъ изъискан³й снялъ онъ планы со всѣхъ укрѣплен³й. Корабль, на коемъ отправился сей иностранецъ потомъ въ Европу, взятъ былъ Агличанами, которые открыли безчестный обманъ его. Послѣ сего произшеств³я наблюдаетъ Губернаторъ возобновленное Компан³ею запрещен³е, съ великою строгост³ю иногда и противъ своего желан³я. По крайней мѣрѣ, казалось, сожалѣлъ онъ, что не могъ позволить нашему Г-ну Тилез³усу осмотрѣть растен³й сего острова. Естествоиспытатель Лихтенштернъ воспользовался недавно одинъ изключен³емъ; но онъ, находившись на мысѣ Доброй Надежды во время овладѣн³я онымъ Агличанами, получилъ отъ Генерала Берда, тамошняго Губернатора одобрительное письмо, доставившее ему позволен³е осмотрѣть весь островъ.
   Ежедневно производимыя Г-мъ Горнеромъ на кораблѣ наблюден³я показали широту якорнаго нашего мѣста - 15°,54',48" южн.
   По No. 128, повѣренному у мыса Доброй Надежды, найдена долгота онаго - 5°,38',30" запад.
   По Пеннингтонову - 5°, 34', 40" запад.
   - No. 1856 му - 5°,31',15" запад.
   Истинная долгота, опредѣленная Г. Маскелиномъ, по принятой Масономъ и Диксономъ разности мерид³ана мыса Доброй Надежды - 5°,49',00".
   По опредѣленному Г-мъ Горнеромъ въ Кантонѣ ходу нашихъ хронометровъ No. 128 му - 4°,26',90".
   - No. 1856 му - 3°,47',15".
   И такъ погрѣшность N 128 чрезъ продолжен³е трехъ мѣсяцевъ при многократной перемѣнѣ температуры воздуха оказалась 1°,22',40". Во время двухнедѣльнаго плаван³я отъ мыса Доброй Надежды до острова Св. Елены произошла погрѣшность въ корабельномъ счислен³и 30° западная, причиною чего было безпрестанное течен³е къ SO. Сумма всѣхъ погрѣшностей къ S составляла 1°,31'. Склонен³е магнитной стрѣлки, опредѣляемое каждый вечеръ во время нашей бытности многими вычислен³ями азимуѳовъ, было отъ 16°,57',40" до 17°,25',00", а посему среднее 17°, 18', 10" западное.
   Четыредневное пребыван³е наше у острова Св. Елены, во всякомъ отношен³и весьма пр³ятное, нарушилось печальнымъ и совсѣмъ неожиданнымъ произшеств³емъ. Второй Лейтенантъ корабля моего Головачевъ, благовоспитанной 26 ти лѣтн³й человѣкъ и отличной морской Офицеръ, лишилъ самъ себя жизни. За часъ прежде того при отъѣздѣ моемъ съ корабля на берегъ казался онъ спокойнымъ; но едва только пр³ѣхалъ я на берегъ, то увѣдомили меня, что онъ застрѣлился. Я поспѣшилъ на корабль и нашелъ его уже мертвымъ. Со времени отхода нашего изъ Камчатки въ Япон³ю примѣтилъ я въ немъ перемѣну. Недоразумѣн³я и непр³ятныя объяснен³я, случивш³яся на кораблѣ нашемъ въ началѣ путешеств³я, о коихъ упоминать здѣсь не нужно, были начальнымъ къ тому поводомъ. Видѣвъ болѣе и болѣе усиливавшуюся въ немъ задумчивость, тщетно старался я возстановить спокойство душевнаго его состоян³я: однако никто не помышлялъ изъ насъ, чтобы послѣдств³емъ оной могло быть самоуб³йство, а особливо, предъ окончан³емъ путешеств³я. я надѣялся, что онъ по возвращен³и своемъ къ родителямъ, роднымъ и друзьямъ, скоро излѣчится отъ болѣзни, состоявшей въ одной разстроенности душевной. На кораблѣ не предвидѣлось къ тому никакой надежды; ибо ни я, при всемъ моемъ участ³и и сожалѣн³и о его состоян³и, ни сотоварищи не могли пр³обрѣсть его довѣренности. Всѣ покушен³я наши къ освобожден³ю его отъ смущенныхъ мыслей оказались тщешными. Губернаторъ далъ повелѣн³е похоронить тѣло его со всѣми военными почестями, принадлежавшими его чину. Аглинской священникъ Вилькинсомъ совершилъ обряды погребен³я безъ всякаго затруднен³я.
   По получен³и мною здѣсь достовѣрнаго извѣст³я о начавшейся войнѣ между Росс³ею и Франц³ею, много сожалѣлъ я, что Г-нъ Лисянск³й, не уваживъ назначен³я моего, не зашелъ къ острову Св. Елены. Взаимная безопасность требовала непремѣнно находиться намъ теперь вмѣстѣ. Правда, данные намъ отъ францускаго правительства паспорты, обнадеживали безопасност³ю отъ непр³ятельскихъ съ нами поступковъ военныхъ кораблей; однако отъ каперовъ могли мы ожидать противное. С³и нерѣдко не уважаютъ даже повелѣн³й своего правительства. Въ продолжен³и нынѣшней войны было много примѣровъ, доказывающихъ разнообраз³е ихъ мыслей отъ начальниковъ кораблей военныхъ. Мы оставили нѣсколько изъ своихъ пушекъ въ Камчаткѣ; и такъ предосторожность требовала замѣнить число оныхъ, сколько возможно, въ здѣшнемъ мѣстѣ. Я просилъ о семъ Г-на Губернатора, которой, изъявивъ къ тому свою готовность, осмотрѣлъ самъ со мною магазины, и казавш³яся пушки годными, предложилъ намъ немедлѣнно со всѣми къ нимъ принадлежностями; однако по точнѣйшему осмотрѣн³ю открылось, что оныя не годились; почему мы и принуждены были отправиться въ путь съ своими 19 ью только пушками. Въ таковыхъ обстоятельствахъ не почелъ я надежнымъ проходить Аглинскимъ каналомъ, около коего по большей части крейсеруютъ Француск³е каперы. И такъ, обошедъ острова Азорск³е, направили мы курсъ свой къ сѣверной оконечности Шотланд³и для того, чтобы, проплывъ между оною и Оркадскими островами, войти въ Сѣверное море. Сей путь долженствовалъ быть продолжительнѣе, какъ то подтвердилось и на самомъ дѣлѣ; но я призналъ его надежнѣйшимъ по обстоятельствамъ.
   Ма³я 8 го по утру снялись мы съ фертоенга; но приглашен³е Г-на Губернатора къ обѣду своему меня съ Офицерами, въ чемъ мнѣ отказать ему не хотѣлось, остановило насъ, и мы пошли отъ острова Св. Елены не прежде какъ въ полночь при свѣжемъ SSO вѣтрѣ, которой сдѣлался скоро потомъ слабымъ и былъ причиною, что мы видѣли островъ и въ слѣдующее утро; однако пасмурная погода закрыла скоро его. На пути нашемъ къ Экватору не случилось ничего достопримѣчательнаго.
   Ма³я 19 го въ половинѣ 6 го часа по полудни въ широтѣ 2°,43' южной и долготѣ 20°,35' западной, на NNW въ разстоян³и отъ 19 до 15 миль представилось намъ странное явлен³е, котораго однако по причинѣ наступившаго вечера не могли, къ сожалѣн³ю, наблюдать съ точност³ю, дабы съ нѣкоторою основательност³ю заключить о причинахъ онаго. Поднимавш³йся вверхъ дымъ по видѣнному до высоты мачты корабля, пропадалъ въ короткое время и показывался скоро опять снова, пока совсѣмъ не уничтожился. С³е явлен³е не произходило ни отъ водянаго столба, ни отъ горящаго корабля, какъ то нѣкоторые изъ насъ полагали. По великою высотѣ, до каковой дымъ поднимался, буруномъ признавать его также было не можно. Г-нъ Горнеръ думалъ, что если не произходило явлен³е с³е отъ преломлен³я лучей солнечныхъ, то оное уподоблялось вулканическому извержен³ю, приуготовляющему, можетъ быть, произхожден³е новаго острова.
   Ма³я 21 го (т. е. 9 го по старому времясчислен³ю), въ которой праздновали мы день Св. Николая, покровителя Росс³йскихъ мореходцевъ, въ 3 часа по полудни перешли чрезъ Экваторъ подъ 22°,18',30" долготы западной. Переходъ чрезъ Экваторъ въ сей долготѣ, или и еще западнѣе, на обратномъ пути въ Европу, не сопряженъ съ великою потерею времени, хотя чрезъ то и удаляемся къ западу больше надлежащаго, но въ обширныхъ плаван³яхъ, простирающихся между великими широтами нѣсколько градусовъ въ долготѣ не сдѣлаютъ большей разности. Сверхъ того опытъ удостовѣряетъ, что далѣе къ западу дуютъ вѣтры свѣжѣе; восточнѣе же случается часто безвѣтр³е; а посему плывя далѣе къ западу, имѣемъ ту выгоду, что скорѣе выходимъ изъ нездоровыхъ странъ жаркаго пояса. Уважаемый каждымъ изъ мореплавателей достойный Дапре, въ противность сего моего мнѣн³я, не одобряетъ переходить чрезъ Экваторъ на обратномъ пути изъ Инд³и въ Европу въ такой западной долготѣ; но онъ обращалъ, можетъ быть, вниман³е болѣе на прямой курсъ, нежели на сохранен³е здоровья служителей. Сильно дѣйствующее, какъ извѣстно, восточное течен³е близъ Африканскаго берега хотя и могло бы поспѣшествовать на пути въ Европу; однако излишняя близость къ Африканскому берегу, гдѣ Торнадо {Торнадо слово Португальское, употребляемое на полуденныхъ берегахъ Африки для означен³я весьма сильныхъ вихрей, которые бываютъ чрезвычайно опасны для мореплавателей.} и безвѣтр³я господствуютъ поперемѣнно, должна наносить явной вредъ здоровью. Простирается ли с³е восточное течен³е къ западу до обыкновеннаго пути отъ острова Св. Елены къ Экватору, о томъ извѣстенъ мнѣ, кромѣ собственнаго нашего опыта, только одинъ примѣръ {Зри въ 3 ей части мое сочинен³е о течен³яхъ.}). Но я не взирая на то, полагаю, что восточное с³е течен³е дѣйствуетъ иногда, хотя не сильно, по крайней мѣрѣ. между мысомъ Доброй Надежды и 15° долготы западной. Капитанъ Кукъ объявляетъ въ 3 ьемъ своемъ путешеств³и сими словами: "что если какой либо корабль будетъ переходить чрезъ Экваторъ восточнѣе 15 ью или 20° отъ Санктъ-Яго, т. е. подъ 3 мъ или 8 мъ градусомъ западной долготы; то онъ найдетъ къ востоку течен³е столькоже сильнымъ, сколько бы онъ нашелъ оное къ западу на мерид³анѣ Санктъ-Яго, ибо чѣмъ болѣе приближается къ Африканскому берегу, тѣмъ сильнѣе оказывается и дѣйств³е восточнаго течен³я. И такъ корабли, долженствующ³е переходить чрезъ лин³ю между предѣлами восточнаго и западнаго течен³я, т. е. подъ 8 мъ или 12 мъ градусами западной долготы, прежде достижен³я своего 10° южной широты, не находятъ въ корабельномъ счислен³и никакой значущей погрѣшности, которая противодѣйств³емъ восточнаго и западнаго течен³я уничтожается;" какъ то испыталъ Кукъ и во время втораго своего путешеств³я {Зри подлинникъ Кукова 3 го путешеств³я въ 4 ть, I ой части, страниц. 48.}.
   Склонен³е магнитной стрѣлки найдено въ день перехожден³я нашего чрезъ Экваторъ многими вычислен³ями вѣрныхъ азимуѳовъ, поутру 12°,8',45", а ввечеру 12°,7',15" западное. Въ 1795 году опредѣлилъ оное Капитанъ Ванкуверъ подъ Экваторомъ 9°,20' въ долготѣ западной 21°,35'. С³и наблюден³я показываютъ, что склонен³е увеличилось чрезъ 11 ть лѣтъ 2 3/4°. На обратномъ пути моемъ изъ Китая 1799 го года найдено оное 11°,32'; но въ 1764 мъ году опредѣлено было Никольсономъ подъ Экваторомъ 7°,56', въ долготѣ 20°,40' и такъ явствуетъ, что склонен³е магнитной стрѣлки въ сихъ странахъ возрастаетъ, что кажется, подтверждаютъ всѣ до нынѣ учиненныя извѣстныя наблюден³я, которыя ни въ какихъ моряхъ не производяся съ большею точност³ю, какъ въ полосѣ SO пасада между мысомъ Доброй Надежды и Экваторомъ, гдѣ бываетъ море совершенно спокойно и погода всегда весьма ясная. у острова Св. Елены нашли мы склонен³е магнитной стрѣлки 17°,18',10". Оное въ 1764 мъ году по наблюден³ямъ Никольсона было 11°,38'. Никольсонъ искалъ опредѣлять долготу по склонен³ю магнитной стрѣлки; а потому и предполагать надобно, что наблюден³я его произведены со всевозможною вѣрност³ю. И такъ изъ учиненныхъ въ 1764 и 1806 годахъ наблюден³и на островѣ Св. Елены и подъ Экваторомъ видно,, что въ продолжен³и 42 лѣтъ возрасло склонен³е магнитной стрѣлки отъ 4°,12' до 5°,40' или среднее 5°. Однако не взирая на с³е показано ясно въ послѣднемъ 1801 го года издан³и книги на Аглинскомъ языкѣ {The Oriental Navigator pag. 646 и 647.}, руководствующей къ мореплаван³ю въ Остъ-Инд³ю и въ водахъ оной, что склонен³е магнитной стрѣлки подъ Экваторомъ увеличилось со времени Никольсона только 1/2°, и должно быть 8 1/2°. Нынѣ не опредѣляютъ болѣе долготы по склонен³ю магнитной стрѣлки; слѣдовательно невѣрность с³я и не можетъ быть вредною. Но если представить себѣ, что с³е произошло въ Англ³и, гдѣ теор³я и практика въ мореходствѣ достигла высокой степени совершенства; то не льзя не удивляться, что Никольсоновы разсужден³я напечатаны тамъ въ с³е новѣйшее время съ такими невѣрностями. Никольсоновъ совѣтъ переходить чрезъ Экваторъ на пути въ Остъ-Инд³ю и оттуда подъ 6°,30' и 7°,00' западнаго склонен³я магнитной стрѣлки, могъ быть полезенъ за 40 лѣтъ, когда способъ опредѣлять долготу на морѣ лунными наблюден³ями извѣстенъ былъ только весьма немногимъ мореплавателямъ. Слѣдовавъ оному съ точност³ю нѣкое время не подвергались великимъ ошибкамъ; нынѣ же склонен³е магнитной стрѣлки 7 градусовъ едва ли найдется и у самаго берега Африки.
   Ма³я 22 го подъ 2° сѣверной широты и 23° западной долготы при свѣжемъ южномъ вѣтрѣ свѣтилась поверхность моря во всю ночь чрезвычайно. Столь сильнаго блеска не примѣчали мы никогда во время нашего путешеств³я. Оной освѣщалъ даже паруса наши весьма ясно; море же все казалось пламеннымъ. Точно въ сихъ же мѣстахъ примѣтилъ подобное сему явлен³е и Капитанъ Гарнольтъ 1792 го года.
   Ма³я 29 го въ 6°,36' широты вошли мы въ полосу NO пасада. До того стояла обыкновенная, непр³ятная погода, каковую, наипаче же въ 1803 мъ году, въ странахъ около Экватора между предѣлами NO и SO пасадовъ переносить долженствовали. По входѣ нашемъ въ полосу NO пасада произходило течен³е до выхода изъ оной правильно къ югу и западу. Въ с³е время оказался такелажъ корабля нашего столько поврежденнымъ, что требовалъ почти каждой день починки. Даже нижн³е ванты и стеньги начали часто рваться. Если бы неблагопр³ятствовало намъ особенно время года, то худое состоян³е корабля причинило бы намъ не мало заботы. Грота рей, починенный нами въ Камчаткѣ, оказался снова поврежденнымъ. Искусный нашъ Тиммерманъ исправилъ нѣсколько оный; но при всемъ томъ мы должны были нести паруса съ осторожност³ю. Впрочемъ с³е плаван³е наше не разнствовало ничемъ отъ прежняго. Свѣж³й пасадной вѣтръ дулъ постоянно отъ ONO и OtN.

1806 годъ. ²юнь. 9

   Мы держали курсъ NtW и NtW 1/2 W. ²юня 9 го перешли чрезъ сѣверной тропикъ подъ 36° долготы. Небо покрылось облаками, атмосфера сдѣлалась холодновата. Солнце находилось почти въ зенитѣ, но мы не могли на жаръ жаловаться. Ртуть въ термометрѣ поднималась рѣдко до 20 градусовъ.
   ²юня 9 го, 10 го и 11 го измѣрены Г-мъ Горнеромъ, Лейтенантомъ Левенштерномъ и мною мног³я лунныя разстоян³я. Среднее изъ всѣхъ моихъ наблюден³й показало погрѣшность No. 228 = 9',28". Г-нъ Горнеръ нашелъ оную 8',96", Лейтенантъ Левенштернъ почти съ нимъ одинаковую.

10

   ²юня 10 го вышли мы изъ полосы NO пасада въ широтѣ 25°,30', долготѣ 37°,26'. Переходъ въ страну перемѣнныхъ вѣтровъ сопровождался въ сей разъ чрезмѣрными трудностями. Десять дней сряду продолжалось безвѣтр³е со слабыми иногда вѣтерками отъ разныхъ мѣстъ и съ сильною зыбью отъ сѣвера. Наконецъ 20 ²юня въ 11 часовъ вечера насталъ слабой вѣтръ отъ SW, которому предшествовало трехдневное, совершенное безвѣтр³е, во время коего, къ великому нашему огорчен³ю, не показывалось ни одно облачко; ртуть въ барометрѣ стояла постоянно на 30 дюймахъ 15; гигрометръ показывалъ высокую степень сухости и именно 35 и 36 градусовъ. Въ с³е время опредѣляли мы ежедневно склонен³е магнитной стрѣлки. Шесть вычислен³й, взятыхъ азимуѳовъ, разнствовавшихъ отъ 12°,21',40'' до 14°,04',10" и четыре вычислен³я амплитудовъ, разнствовавшихъ отъ 12°,07' до 13°,53' показали среднее склонен³е 13°,00',15" запад. въ широтѣ 30°,30', долготѣ 41°.

1806 годъ. ²юль. 1

   ²юля 1 го въ 46°,35' широты и 29°,46' долготы, увидѣли мы на разсвѣтѣ трехмачтовое судно прямо предъ носомъ. Оно почти 3 часа безпрестанно имѣло разныя движен³я, и лежало то къ востоку, то къ западу, то въ дрейфѣ. Въ 10 часовъ предъ полуднемъ, примѣтивъ, что мы продолжали плыть подъ всѣми парусами, не перемѣняя курса, начало оно держаться къ вѣтру и въ два часа по полудни скрылось совсѣмъ изъ виду. Это, вѣроятно былъ Француской каперъ, которой не доумѣвалъ каковыми признать насъ и почелъ лучшимъ удалиться.
   Капитанъ Кергеленъ въ путешеств³и своемъ по сѣверному морю означаетъ широту острова Роккалль 57°,50' сѣверную, долготу же 16°,00' западную отъ Парижа; однако не доказываетъ вѣрности сего опредѣлен³я {Послѣ усмотрѣлъ я изъ Коллинсовыхъ извѣст³й о Южномъ Валлисѣ въ I й части подлиннаго издан³я въ 4 ть на стран. 539 й, что островъ Роккалль видѣнъ былъ въ 1797 мъ году 18 го ²юня Капитаномъ Равеномъ, командовавшимъ Королевскимъ кораблемъ Британ³ею; на обратномъ пути его въ Англ³ю изъ Ботанибая, Капитанъ Равенъ опредѣлилъ широту онаго 57°,59' сѣверную, а долготу 13°,50' западную. И такъ Кергеленово показан³е разнствуетъ отъ новѣйшаго опредѣлен³я въ широтѣ 9 ью, въ долготѣ же 10 ью минутами.}. Онъ самъ не видалъ острова во время обоихъ своихъ плаван³й, бывшихъ въ 1767 и 1768 годахъ. На картѣ Атлантическаго океана, изданной Г-ми Верденъ, Флерье и Пингре показанъ сей островъ подъ 57°,30' широты и 16°,30' долготы отъ Парижа. Разность таковыхъ означен³й заставляла меня сомнѣваться въ исправности опредѣлен³я; а потому и желалъ я увидѣть сей островъ, но не благопр³ятствовавш³й намъ большею част³ю въ семъ плаван³и вѣтръ оставался все одинаковымъ, и мы не могли приближиться къ острову безъ нѣкоей потери времени, на что при маломъ остававшемся у насъ запасѣ сухарей не смѣлъ я рѣшиться и продолжить еще безъ того уже долговременное наше плаван³е.

12

   ²юля 12 го въ широтѣ 59°,40' и долготѣ 9°,21' сошлись мы съ Аглинскимъ каперомъ, вышедшимъ за 9 ть дней назадъ изъ Лондона. Начальникъ онаго пр³ѣзжалъ къ намъ на корабль и сообщилъ извѣст³е о послѣдовавшей недавно войнѣ между Англ³ею и Прусс³ею, подавшей ему поводъ къ выходу въ море.

16

   ²юля 16 го увидѣли мы Аглинской фрегатъ Бланшъ подъ командою Капитана Лави. Отъ него узнали мы, что въ сей странѣ крейсеровали три Француск³е фрегата нѣсколько недѣль и взяли мног³я Аглинск³я суда, плавающ³я въ Гренланд³ю, и поелику одинъ изъ сихъ фрегатовъ продолжаетъ крейсеровать въ близости острововъ Оркадскихъ; то и посланъ онъ найти его {На другой день послѣ свидан³я нашего съ фрегатомъ Бланшъ, удалось ему найти фрегатъ Француской и по жестокомъ сражен³и овладѣть онымъ.}.

17

   ²юля 17 го по утру усмотрѣли мы острова Оркадcк³е. Въ полдень находился отъ насъ мысъ Моульдъ острова Папа Вестра на SO 43", мысъ Нупъ острова Вестра на SO 15°. Въ полдень широта была 59°,43',46" N, долгота 3°,26',30" W. Въ 2 часа по полуночи увидѣли мы островъ Фуло на NO 68°, а въ 4 часа и островъ Феръ на SO 60° по компасу, склонен³е коего найдено въ сей день 27°, 8', ЗО" W. Вѣтръ дулъ слабый поперемѣнно отъ SW и SSW; почему я и рѣшился пройти каналомъ между островомъ Феръ и островами Шетландскими. Въ полдень приближились мы къ острову Феръ на 10 миль. Средина онаго лежала тогда отъ насъ прямо на Остъ по правому компасу и мы имѣли удобнѣйш³й случай опредѣлить широту его съ точност³ю. День былъ ясной, горизонтъ чистой; слѣдовательно могли мы взять высоты солнца съ величайшею вѣрност³ю. Оныя показали широту острова 59°,32',46", которая по наблюден³ямъ Кергелена, найдена 59°,27',00". Широту острова Фуло, находившагося отъ насъ въ то же время на NW 6°, опредѣлили мы 60°,06',00", долготу же 2°,10',55" западную. Кергеленомъ найдена широта сего острова 60°,03' {Relation d' un voyage dans la mer du Nord par. M. Kerguelen Tremarec. Paris 1771 pag. 151.}.
   Въ скорости по полудни настало безвѣтр³е, продолжавшееся до вечера. Жители острова Феръ онымъ воспользовались и привезли къ намъ для продажи на нѣсколькихъ лодкахъ куръ, яицъ, барановъ и рыбы. С³и люди должны жить въ великой бѣдности, какъ то доказывали покрывавш³я ихъ рубища. Феръ есть островъ возвышенной съ неровными каменистыми берегами. Къ нему приближаться можно на полкабельтова. Я узналъ къ удивлен³ю моему, что на семъ маломъ, каменистомъ, по видимому безплодномъ островѣ, обитаютъ 250 человѣкъ. Пр³ѣзжавш³е къ намъ казались всѣ здоровыми. Наружный видъ доказывалъ ихъ бѣдность; но въ хорошей пищѣ не должны они имѣть недостатка, какъ то свидѣтельствовалъ и запасъ намъ ими проданный.
   На большей части картъ показано, что прикладной насъ у острова Феръ есть 10 часовъ; но мы нашли, что оной въ каналѣ между Феръ и Шотландскими островами долженъ быть около 12 часовъ. Рыбаки объявили, что полныя воды бываютъ въ 11 ть часовъ съ 1/4 ью. Приливъ идетъ отъ NW. Отливъ продолжается однимъ часомъ долѣе и кажется дѣйствуетъ сильнѣе прилива. Точное свѣден³е о перемѣнѣ прилива и отлива въ семъ каналѣ немаловажно; ибо, если неблаговременно приняты будутъ мѣры противъ наступающаго прилива, то при безвѣтр³и или слабомъ вѣтрѣ удобно можетъ корабль привлеченъ быть къ берегу. Каналъ не ширѣ 20 миль, а приливъ дѣйствуетъ при новолун³и и полнолун³и по 6 и 7 узловъ.

18

   Намъ не благопр³ятствовало безвѣтр³е чрезъ всю ночь и въ слѣдующ³й потомъ день; почему мы и не потеряли изъ виду острова Феръ и Шотландскихъ. Въ сей день по наблюден³ямъ широты 59°,45',56", долготы 0°,39',45" западной. Южная оконечность Шетландскихъ острововъ Скантнесъ лежала тогда отъ насъ на NW 74°, восточная оконечность сихъ острововъ Ганклифъ на NW 70°, а островъ Феръ на SW 56°. Ганклифъ лежалъ отъ насъ въ 11 ть часовъ точно на N. Разность мерид³ановъ Ганклифа и острова Фуло, находившагося отъ насъ сутками прежде на N, составляетъ по хронометрамъ нашимъ 1°,15',30", a какъ долгота острова Aуло опредѣлена по No. 128 съ принят³емъ исправлен³я, = 2°,10',55, слѣдовательно долгота мыса Ганклифа будетъ 0°,55'25" западная. По наблюден³ямъ Лорда Мульграва лежитъ сей мысъ въ 0°,50',30" долготы {Voyage au Pole Boreal par le Gapitaine Phipps. pag. 22.}. Разность мерид³ановъ Ганклифа и острова Фуло опредѣлена съ величайшею точност³ю и оказалась 7 1/2 минутами болѣе, нежели по Левенорновой картѣ острововъ Шотландскихъ. Скантенесъ лежитъ по наблюден³ямъ нашимъ въ широтѣ 59°,50',45".

21

   ²юля 21 го въ 9 ть часовъ по полудни увидѣлись мы съ Аглинскимъ корветтомъ Линксъ, подъ начальствомъ Капитана Маршала; а 23 гр числа и съ фрегатомъ Квебекъ. Капитанъ послѣдняго Лордъ Фалкландъ прислалъ къ намъ Офицера и приказалъ предложить намъ на³учтивѣйшимъ образомъ всякое пособ³е, въ каковомъ по долговременномъ плаван³и могли бы мы имѣть надобность. Отъ сего фрегата получили мы первыя о Heвѣ извѣст³я. Она отправилась около недѣли назадъ изъ Портсмута въ Кронштатъ за конвоемъ Аглинскаго капера.
   Въ 6 ть часовъ по полудни увидѣли мы берега Норвег³и въ разстоян³и около 18 ти миль. Ночью и въ слѣдующее утро продолжалось безвѣтр³е. Въ полдень находился отъ насъ мысъ Дернеусъ на NW 17°, а островъ Мало, отличающ³йся бѣлою башнею, на NO 58°. Опредѣленная наблюден³ями широта нашего мѣста была 57°,42',40", ближайшее разстоян³е отъ берега 9 миль. Въ 11 ть часовъ слѣдующаго утра лежалъ отъ насъ мысъ Дарнеусъ на NW 14°. Опредѣленная съ точност³ю долгота сего мыса подала намъ, хотя мы и не находились на самомъ мерид³анѣ онаго, способъ узнать погрѣшность нашихъ хронометровъ; оная найдена для No. 128 го 10 минутъ восточнѣе; у Ганклифа же, опредѣленнаго Лордомъ Мульгравомъ, была 15 минутъ восточнѣе.

1806 годъ. Августъ

   Противные вѣтры и безвѣтр³я, продолжавш³яся во время плаван³я чрезъ Скагерраккъ и Каттегатъ истощили наше терпѣн³е, которое, при ежечасно возраставшемъ желан³и ступить на Европейской берегъ близъ своего отечества, было чрезмѣрно. Благополучный вѣтръ совсѣмъ насъ оставилъ, и мы не прежде могли притти и стать на якорь на Копенгагенскомъ рейдѣ какъ 2 Августа въ 10 ть часовъ утра. У Гельсиньера задержалъ насъ также двое сутокъ противный вѣтръ, бывш³й причиною, что я отправился въ Копенгагенъ однимъ днемъ прежде, для исправлен³я нужнѣйшихъ дѣлъ, дабы сколько возможно приготовиться поспѣшнѣе къ отпыт³ю въ Кронштатъ. Плаван³е наше изъ Китая до Копенгагена продолжалось 5 мѣсяцовъ и 24 дня. Во все с³е время провели мы только четверо сутокъ у острова Св. Елены, да и тамъ была на берегу малѣйшая часть нашихъ служителей; но не взирая на все с³е были оные во все время совершенно здоровы, и мы прибыли въ Копенгагенъ, не имѣвъ на кораблѣ ни одного больнаго.
   Въ бытность нашу въ сей разъ на Копенгагенскомъ рейдѣ, имѣли мы счаст³е удостоиться посѣщен³я Его Королевскаго Высочества Принца Фердинанда Фридриха. Онъ прибылъ къ намъ на корабль, сопровождаемый наставникомъ своимъ флота Лейтенантомъ Барденфлетъ и Камергеромъ Биловъ, при крѣпкомъ вѣтрѣ на гребномъ суднѣ. Я принялъ Принца со всѣми почестями, принадлежащими высокому его сану, и не могъ не плѣняться какъ его любезност³ю, такъ и благороднымъ, свободнымъ обхожден³емъ съ нимъ его наставника. Принцъ посвящаетъ себя морской службѣ; а потому и избранъ для него наставникомъ Барденфлетъ, весьма искусной морской Офицеръ, могущ³й конечно подать ему хорош³я свѣден³я въ мореходствѣ.

6-19

   Августа 6 го по утру въ 7 мь часовъ отправились мы съ Копенгагенскаго рейда и по 13 ти дневномъ, необыкновенно продолжительномъ плаван³и прибыли на Кронштатской рейдъ 19 го т. е. 7 го Августа по старому времясчислен³ю , находясь въ отсутств³и 3 года и 12 дней.
   Мы не лишились ни одного человѣка изъ своихъ служителей {На Надеждѣ умеръ одинъ только поваръ Посланника въ началѣ нашего путешеств³я. Его смерть была неизбѣжною, ибо онъ болѣлъ чахоткою въ высочайшей степени. М я крайнѣ жалѣлъ о принят³и его на корабль въ такомъ болѣзненномъ состоян³и.} чрезъ все с³е долговременное путешеств³е, которое по таковому обстоятельству должно, конечно годъ быть весьма достопримѣчательно. Сохранен³е здоровья людей конечно составляло предметъ, о коемъ заботился я неупустительно съ величайшимъ попечен³емъ. Радость удачнаго успѣха въ достижее³и сего предмета, могла быть превышена только тѣмъ, что по долговременномъ и опасномъ путешеств³и могъ привесть обратно корабль, порученный мнѣ и людей, которые ввѣрялись моему начальству, благополучно. Я долженъ упомянуть при семъ съ чувствован³емъ особеннаго удовольств³я и искреннѣйшей признательности и еще объ одномъ обстоятельствѣ, доказывающемъ, сколь искусныхъ, предусмотрительныхъ и ревностныхъ имѣлъ я подъ начальствомъ моимъ Офицеровъ. На Надеждѣ во все время нашего плаван³я не потеряно не только мачты, ни стенги, ни рея, ни якоря, ни каната. Весь уронъ состоялъ въ одномъ верпѣ и двухъ кабельтовыхъ у Нукагивы, двухъ гребныхъ судахъ, раздробленныхъ тифономъ на водахъ Японскихъ, сверхъ того въ одномъ гротъ-брамъ-реѣ и нѣкоего количества такелажа, повредившагося отъ долговременнаго употреблен³я.
  

КОНЕЦЪ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

  

Другие авторы
  • Востоков Александр Христофорович
  • Панаев Иван Иванович
  • Анненков Павел Васильевич
  • Полевой Петр Николаевич
  • Холев Николай Иосифович
  • Гауф Вильгельм
  • Толстой Николай Николаевич
  • Семенов Сергей Александрович
  • Тур Евгения
  • Гартман Фон Ауэ
  • Другие произведения
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - Красильниковы
  • Мопассан Ги Де - Плетельщица стульев
  • Карамзин Николай Михайлович - Наталья, боярская дочь
  • Ширяевец Александр Васильевич - Палач. Песенный сказ
  • Шелехов Григорий Иванович - Российского купца, Именитого Рыльского гражданина Григорья Шелехова первое странствование
  • Анненский Иннокентий Федорович - Образовательное значение родного языка
  • Ключевский Василий Осипович - Письма Воронову П. Н.
  • Москотильников Савва Андреевич - Москотильников С. А.: Биографическая справка
  • Гольдберг Исаак Григорьевич - И. Г. Гольдберг: краткая справка
  • Струве Петр Бернгардович - Большой писатель с органическим пороком
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа