Главная » Книги

Лисянский Юрий Фёдорович - Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах

Лисянский Юрий Фёдорович - Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

  
  
  

Ю. Ф. Лисянский

  

Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах

  
   ОГИЗ, Государственное издательство географической литературы, М., 1947
   Редакция и вступительная статья В. В. Думитрашко
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
   От редактора
   Ю. Ф. Лисянский и русские кругосветные плавания (Н. В. Думитрашко)
   Предисловие
  

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  

Глава первая

  
   Плавание корабля "Нева" из России в Англию. Выход "Невы" и "Надежды" из Кронштадта в предназначенное им путешествие.- Прибытие их на Копенгагенский рейд.- Пребывание в Копенгагена. Выход "Невы" и "Надежды" из Копенгагена.- Разделение кораблей по причине бывшей 18 сентября жестокой бури в Северном"море.- Прибытие "Невы" в Фальмут 26 сентября.- Соединение с кораблем "Надежда".- Медный рудник Долкут
  

Глава вторая

  
   Плавание корабля "Нева" из Фальмута к Канарским островам. Прибытие посланника из Лондона.- Отплытие корабля "Нева" из Фальмута 5 октября.- Описание чрезвычайного воздушного явления.- Прибытие к острову Тенерифу.- Санта-Крус-Город Лагона
  

Глава третья

  
   Плавание корабля "Нева" от Тенерифа до острова Св. Екатерины. Отплытие из Тенерифа.- Остров Св. Антония.- Переход через экватор.- Оба корабля "Нева" и "Надежда" отправляются для отыскания острова Ассенцао.- Мыс Фрио.- Остров Алваредо.- Остров св. Екатерины
  

Глава четвертая

  
   Плавание от острова Св. Екатерины до острова Св. Пасхи. Отплытие от острова Св. Екатерины.- Обход мыса Сан-Жуана.- Обход Огненной Земли.- Разделение кораблей вследствие бури и чрезвычайно туманной погоды.- Остров Св. Пасхи.- Его описание
  

Глава пятая

  
   Плавание корабля "Нева" от острова Св. Пасхи до островов Маркизских и Вашингтоновых.- Острова Фату-Гива [Футу-Гива], Мотане [Сан-Педро], Тоу-Ата [Фаху-Ата]. Гоива-Гова [Гиваоа, Ла Доменика] и Фатугу [Футу-Хугу].- Обнаружение остров: Уа-Гунга [Уахугу], Нука-Гивы, Уа-Боа.- Мена вешей с жителями острова Нука-Гивы.- Посещение короля.- Описание королевского жилища.- Залив Жегауа.- Корабли "Надежда" и "Нева"
  

Глава шестая

  
   Описание островов Маркизских и Вашингтоновых, особенно Нука-Гивы. Местоположение Маркизских и Вашингтоновых островов.- Описание острова Нука-Гивы.- Образ правления.- Обряды при погребении.- Табу
  

Глава седьмая

  
   Плавание корабля "Нева" от Вашингтоновых до Сандвичевых [Гавайских] островов.- Отплытие от острова Нука-Гивы.- Остров Овиги [Гаваи].- Мена вещей с островитянами.- Острова Мове [Мауи] и Отувай [Кауаи].- Описание Отувая
  

Глава восьмая

  
   Описание Сандвичевых [Гавайских] островов, особенно острова Овиги [Гаваи]
  

Глава девятая

  
   Царствование Гаммамеи [Камеамеи]. Вступление его во владение после смерти Тайрбу.- Военные его подвиги.- Сухопутные и морские силы.- Краткое описание острова Овиги
  

Глава десятая

  
   Плавание корабля "Нева" от Сандвичевых островов до острова Кадьяка
  

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  

Глава первая

  
   Плавание корабля "Нева" от острова Кадьяка до залива Ситки. Корабль "Нева" отправляется из гавани Св. Павла.- Прибытие его в залив Ситку.- Неприятельские действия.- Взятие крепости ситкинцев
  

Глава вторая

  
   Плавание корабля "Нева" из залива Ситки до острова Кадьяка. Корабль "Нева" оставляет мыс Эчком.- Описание восточной части острова Кадьяка.- Северная часть того же острова
  

Глава третья

  
   Описание острова Кадьяка. Климат на острове Кадьяке.- Растения.- Звери и птицы.- Число жителей.- Их бараборы, или дома.- Обычаи.- Одежда? - Пища.- Брачные обряды.- Обряды при погребении.- Рыбная и птичья ловля и охота.- Орудия для охоты и ловли.- Строение байдарок.- Управление на Кадьяке
  

Глава четвертая

  
   Плавание корабля "Нева" от острова Кадьяка до Ситкинского залива. Отплытие корабля "Нева" к Ситкинскому заливу.- Свидание и переговоры с ситкинскими посланниками.- Осмотр горы Эчком.- Прибытие тайона Котлеана в Новоархангельскую крепость.- Целебные воды.- Отплытие корабля от Ситки
  

Глава пятая

  
   Описание островов Ситкинских. Русское поселение н заливе Ситка.- Снткинские жители и соседние с ними народы
  

Глава шестая

  
   Плавание корабля "Нева" из залива Ситкинского до Кантона. Открытие острова Лисянского и его описание.- Мель Крузенштерна.- Марианские острова.- Тайфун.- Рейд в Макао.- Прибытие кораблей "Нева" и "Надежда" в Вампу.- Разные случаи в Кантоне
  

Глава седьмая

  
   Описание города Кантона. Местоположение Кантона.- Описание китайских домов.- Число жителей города Кантона.- Их занятия.- Торговля.- Китайские чиновники.- Крайняя бедность китайцев нижнего сословия.- Их вера.- Описание храма.- Дом Панкиквы, первого кантонского купца
  

Глава восьмая

  
   Плавание корабля "Нева" от Кантона до Кронштадта. Корабли "Нева" и "Надежда" предпринимают обратный путь.- Гаспарский пролив.- Острова Двух Братьев.- Зондский пролив.- Разлучение кораблей "Нева" и "Надежда".- Обход мыса Доброй Надежды.- Азорские острова.- Ламанш.- Пребывание в Портсмуте.- Прибытие "Невы" в Кронштадт
  
   Примечания редактора
   Литература, использованная автором вступительной статьи
  

ОТ РЕДАКТОРА

  
   Книга первого русского кругосветного мореплавателя Ю. Ф. Лисянского о его путешествии, совершённом совместно с И. Ф. Крузенштерном в 1803-1806 гг., на русском языке была издана только один раз, в 1812 году.
   В дальнейшем этот классический в истории географических исследований труд на русском языке не переиздавался.
   Настоящее издание является частично переработанным и сокращённым.
   Литературная обработка текста заключалась в приближении языка автора к современному нам литературному языку. Редактор ставил своей задачей сделать текст Ю. Ф. Лисянского доступным широкому кругу читателей, сохранив своеобразие книги. В тексте были заменены наиболее устаревшие малопонятные слова и в отдельных случаях изменены обороты речи.
   В некоторых местах книги сделаны сокращения. Опущены подробные описания астрономических наблюдений, отдельных участков трассы плавания с их детальной навигационной характеристикой, перечни цен на продукты и т. д.
   Наряду с мерами, приводимыми Лисянским, даны их выражения в метрической системе, проставленные в прямых скобках.
   Географические названия даны в транскрипции, употреблявшейся Лисянским. Современные названия проставлены в прямых скобках в тексте или примечаниях там, где они встречаются впервые.
   В книге приложены примечания редактора.
   Иллюстрации взяты из атласов Крузенштерна, Лисянского и Сарычева. Карты частично взяты из атласа Лисянского, а частью составлены по современным данным.
  

 []

  

Ю. Ф. ЛИСЯНСКИЙ И РУССКИЕ КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ

  
   В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.
   Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов. Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций. Они с 1815 года совершались почти ежегодно и охватывают всю первую половину XIX столетия до 1849 года. Всего за этот период было организовано и выполнено 36 русских кругосветных плаваний. Наиболее выдающимися из этих путешествий были экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в 1803-1805 гг., ряд плаваний В. М. Головнина в 1807-1809, 1811 и 1817-1819 гг., путешествия О. Е. Коцебу в 1815-1818 и 1818-1826 гг., антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллингсгаузена в 1819-1821 гг., кругосветная экспедиция Ф. П. Литке и М. П. Станюковича в 1826-1829 гг. Результаты этих экспедиций имеют громадное значение для истории географических открытий. Особенно важны они в области Тихого океана в Антарктике.
   Интересно отметить, что эти открытия были сделаны в таких районах, где уже не раз воды океанов бороздили английские и французские корабли и где, казалось, трудно ожидать открытия новых земель. Между тем, русские моряки эти открытия сделали. Они внесли ряд изменений в географические карты н нанесли на них русские названия.
   Эти названия разбросаны в самых различных уголках земного шара, являясь лучшим памятником русских кругосветных путешествий. В тропической области Тихого океана, к северо-западу от Гавайских островов, мы неожиданно находим на карте остров Лисянского. На берегах Антарктического материка экспедицией Беллинтсгаузена открыты земли, названные именами Петра I и Александра I. В районе Новой Шотландии той же экспедицией открыт ряд островов, получивших славные названия Бородина, Смоленска, Малоярославца, в память крупнейших сражений Отечественной войны 1812 года. Среди тёплых тропических вод Тихого океана, между Новой Зеландией и островом Таити возвышается группа русских островов - Кутузова, Суворова, Волконского, Раевского, Чичагова, Ермолова, Милорадовича, Лазарева и других. В южноамериканских водах находится остров "Предприятие", названный так в честь корабля, на котором совершал своё плавание О. Е. Коцебу. Ему принадлежит также открытие и название островов Римского-Корсакова, Беллингсгаузена, Кордюкова и Шольца. В честь Головнина назван мыс на юго-восточном берегу б. русских владений в Америке, залив в Беринговом море, пролив между Курильскими островами и возвышенная вершина на Новой Земле. Именем Крузенштерна назван ряд пунктов на Тихом океане - подводных рифов, мысов, заливов и один пролив. Ряд мысов в Охотском море и в Амурском лимане, один остров в Северном Ледовитом океане, мыс в Беринговом проливе и пролив около Карагинского острова носят имя Литке.
   Большинство русских кругосветных путешествий имело своей целью посещение северо-западных берегов Америки в районе Аляски, где находились русские поселения, возникшие во второй половине XVIII столетия. Таким образом, история русских географических открытий в Тихом океане и кругосветных путешествий тесно связана с историей русской колонизации на северо-западном побережье Америки. В развитии этой колонизации громадную роль сыграла Российско-Американская компания, которая принимала деятельное участие в организации первых русских кругосветных плаваний.
   В 80-х годах XVIII столетия на северо-западном берегу Америки было уже несколько русских поселений. Их основали русские промышленники, которые, охотясь за пушным зверем и морским котиком, предпринимали далёкие плавания по Охотскому морю и северной части Тихого океана. Однако промышленники тогда не имели еще вполне осознанной цели основать русские колонии. Впервые эта идея возникла у предприимчивого купца Григория Ивановича Шелехова. Понимая экономическое значение побережья и островов Северной Америки, которые славились своими пушными богатствами, Г. И. Шелехов, этот русский Колумб, как его назвал впоследствии поэт Г. Р. Державин, решил присоединить их к русским владениям.
   Г. И. Шелехов был родом из Рыльска. Еще молодым человеком он отправился в Сибирь в поисках "счастья". Первоначально служил приказчиком у купца И. Л. Голикова, а затем стал его пайщиком и компаньоном. Обладая большой энергией и дальновидностью, Шелехов убедил Голикова отправить суда "на Аляскинскую землю, называемую Американскою, на знаемые и незнаемые острова дли производства пушного промысла и всяких поисков и заведения добровольного торга с туземцами". В компании с Голиковым Шелехов построил судно "Святой Павел" и в 1776 году отправился к берегам Америки. Пробыв в плавании четыре года, Шелехов вернулся в Охотск с богатым грузом пушнины на общую сумму не менее 75 тысяч рублей по ценам того времени.
   Для осуществления своего плана колонизации островов и побережья Северной Америки Шелехов, совместно с И. Л. Голиковым и М. С. Голиковым, организует компанию для эксплоатации этих территорий. Особенное внимание компании привлекал остров Кадьяк своими пушными богатствами. В конце XVIII и в начале XIX столетий (с 1784 по 1804 г.) этот остров становится главным центром русской колонизации Тихоокеанского побережья Северной Америки. Во время своей второй экспедиций, начатой в 1783 году на галиоте "Три Святителя", Шелехов прожил два года на этом острове, наиболее крупном из островов, прилегающих к побережью Аляски. На этом острове Шелехов основал гавань, названную в честь его корабля, Гаванью Трёх Святителей, а также возвёл укрепления.
   Небольшое укрепление было сооружено на острове Афогнак. Шелехов познакомился также с побережьем Аляски, побывал на Кенайском заливе и посетил ряд островов, окружающих Кадьяк.
   В 1786 году Шелехов вернулся из своего плавания в Охотск, а в 1789 году - в Иркутск.
   Известия о его деятельности у американских берегов и основании там колоний дошли до Екатерины II, по вызову которой он отправился в Петербург.
   Екатерина II прекрасно понимала значение деятельности Шелехова и приняла его весьма благосклонно. Вернувшись в Иркутск, Шелехов снаряжает два судна для исследования Курильских островов и побережья Америки и даёт наказ их командирам, штурманам Измайлову и Бочарову "утверждать власть её величества во всех вновь открытых пунктах". Во время этих экспедиций было выполнено описание североамериканского побережья от Чугацкого залива до бухты Льтуа и составлена его подробная карта. Одновременно расширяется и сеть русских поселений у берегов Америки. Начальник русской колонии, оставленный Шелеховым, Деларов, основал ряд населённых пунктов на берегах Кенайского залива,
   Шелехов своей разнообразной деятельностью стремился расширить и укрепить сеть русских поселений на Кадьяке и Алеутских островах.
   Он разрабатывал ряд проектов по приведению русских колоний в "достойный вид". Своему управляющему Баранову Шелехов поручил отыскать подходящее место на берегу Американского материка для постройки города, который он предполагал назвать "Славороссией".
   Шелехов открывал на Кадьяке и других островах русские школы и старался обучить ремёслам и земледелию местных жителей, индейцев-тлинкитов, или колошей, как их называли русские. С этой целью, по инициативе Шелехова, на Кадьяк было отправлено двадцать русских ссыльных, знавших различные ремёсла, и десять крестьянских семей.
   В 1794 году Шелехов организовал новую "Северную компанию", одной из главных целей которой было основание русских колоний на побережье Аляски.
   После смерти Шелехова (в 1795 году), его деятельность по расширению русской колонизации у берегов Аляски и эксплоатации её богатств продолжал каргопольский купец Баранов. Баранов оказался не менее настойчивым и предприимчивым руководителем новых русских колоний, чем сам Шелехов, и продолжал начатое Шелеховым дело по расширению и укреплению русских владений на северо-западных берегах Америки.
   В 1799 году правительством было утверждено создание единой "Российско-Американской компании". Главным управляющим её был назначен Баранов. Компания состояла под покровительством Павла I-го, который на двадцать лет дал ей привилегию вести торговлю, основывать промысла и открывать разные заведения на островах Тихого океана и материка Северной Америки. Акции этой компании приобретали члены императорской фамилии, крупные государственные деятели, сановники, министры и вельможи. Позже император Александр I также оказывал Российско-Американской компании широкое покровительство. Создание этой объединённой компании имело не только крупное экономическое, но и политическое значение, так как оно разрешало задачу закрепления за Россией новых владений на Тихом океане. В это время сильно обострились отношения между Россией и Англией ввиду столкновения интересов этих двух держав на Дальнем Востоке. Англичане активно пытались хозяйничать в новых русских владениях и приписывали себе русские открытия в северной части Тихого океана, давая английские названия тем пунктам, которые ранее уже были открыты и колонизованы русскими. Попытка урегулировать взаимоотношения с Англией дипломатическим путём не привела к положительным результатам. Поэтому, не желая открыто выступать против Англии во избежание дальнейших осложнений, русское правительство всемерно поддерживало полуправительственную, получастную Российско-Американскую компанию. Пользуясь широкой монополией, Компания должна была противостоять английской и американской конкуренции на Дальнем Востоке. В новых русских колониях Компания приобретала все права и обязанности государственного аппарата. На неё было возложено управление всеми землями, возведение укреплений, постройка морского флота, ведение внешней торговли с соседними странами. Компания имела право содержать военные силы, тем более, что, по предположениям правительства и руководящих деятелей Компании, её роль заключалась не только в эксплоатации и укреплении существующих колоний, но и в расширении русских владений на Тихом океане. Таким образом, Российско-Американская компания превратилась в мощную коммерческую и политическую организацию. Деятельность её имела большое положительное значение в развитии всей территории островов, примыкающих к берегам Аляски, и жизни местного населения. Благодаря широкой колонизационной деятельности Компании, происходило распространение русского влияния на отдалённейшие северо-западные окраины Америки. Сталкиваясь с местными племенами, находившимися на уровне родовых отношений с отсталыми формами производства, хозяйства и быта, русские несли им новые формы хозяйства и свою высокую культуру. С другой стороны, Компания, будучи бесконтрольной в своих действиях, проводила суровую эксплоатацию местного населения и русских промышленников. Поступая на службу в Компанию на определённый срок, промышленники были фактически лишены возможности обратного возвращения на материк. Ещё тяжелее было положение местных жителей - тлинкитов и алеутов, испытывавших ряд притеснений от управителей Компании. Эти притеснения неоднократно приводили к вооружённым столкновениям.
   Вследствие громадных пушных богатств территории и дешевизны рабочей силы, Российско-Американская компания получала огромные барыши.
   В 1799 г. по инициативе Баранова на острове Ситке, получившем его имя, были построены новые помещения для служащих и рабочих Компании и возведена крепость, названная Архангельской. Здесь было поселено до двухсот русских промышленников и алеутов. Впоследствии на остров Ситку был перенесён центр управления колоний с Кадьяка, так как остров Ситка (Баранова) по сравнению с Кадьяком занимает более выгодное и удобное положение по отношению к другим островам и материку. В Ситке была создана судостроительная верфь. Сеть русских поселений и промыслов быстро увеличивалась. Как на островах, так и на побережье Северной Америки были возведены укрепления в пунктах постоянных и временных поселений русских промышленников. Таким образом, возник ряд крепостей - Александровская, Георгиевская, Воскресенская, Николаевская, Павловская, Симеоновская.
   На острове Уналашке была оборудована Капитанская гавань. Позже, в 1812 году, русские продвигаются далеко на юг по американскому побережью и проникают до р. Славянки, расположенной недалеко от залива Сан-Франциско. Здесь под 38°33' с. ш. был основан укреплённый форт Росс с рядом предприятий (кожевенным заводом, мельницей, различными мастерскими). В русские поселения на островах Уналашке и Кадьяке Баранов назначал подчинённых ему во всём управляющих островами. Баранов поставил на широкую ногу торговые связи и коммерческие отношения Компании с другими странами - Калифорнией, Филиппинскими островами, Китаем. Гаммамеа, король Гавайских островов, также поддерживал торговлю с Барановым и предполагал приехать к нему в Новоархангельск на остров Ситку. Чили, Канада, Соединённые Штаты, Англия и даже Персия и Турция также вели торговлю с Российско-Американской компанией.
   Российско-Американская компания вывозила с островов и побережья Аляски пушнину, древесину, моржёвые клыки, китовый ус, и другое. Предметами взвоза служили, главным образом, различные продукты - сало, масло, мясо, соль, пшеница, бобы, ячмень, мыло, спиртные напитки и ряд товаров широкого потребления - кожи, железные орудия, материи и т. п.
   В середине XIX века усилилась конкуренция со стороны американских и английских промышленников, которые начинают охотиться в русских владениях. Охранять эти владения, ввиду отдалённости их от метрополии, было очень трудно. Взаимоотношения между Россией и Англией особенно обострились после Севастопольской кампании, когда хищничество английских китоловов и звероловов в североамериканских русских колониях достигло серьёзных размеров и совершалось почти безнаказанно. Положение было таково, что русское правительство опасалось даже захвата Англией русских североамериканских колоний. Учитывая это положение, Соединённые Штаты предложили Александру II продать им все русские владения в Америке. 18 марта 1867 года был заключён и подписан договор о продаже всей Аляски и прилежащих тихоокеанских островов - Алеутских, Прибылова, Шумагинских, Евдокимовских, Кадьяка, Ситки (Баранова) и др. Продажа была осуществлена по небывало низким расценкам - по 4,7 цента за гектар, что составило в общей сумме 7 миллионов американских долларов. 200 тысяч долларов было прибавлено сверх этой суммы для удовлетворения частных лиц. Вся эта сумма, вместе взятая, была равна 11 миллионам рублей по курсу того времени. Так как вся Аляска, помимо пушных богатств, располагала ещё громадными запасами золотых россыпей, которые русским правительством не разрабатывались, то американцы за несколько десятилетий получили доходов от эксплоатации Аляски в сто раз больше заплаченной за неё по договору суммы.
   Таким образом, многочисленные усилия и средства, потраченные Российско-Американской компанией для закрепления за Россией североамериканских колоний, в конечном итоге не завершились успехом и окончились потерей русскими Аляски. Однако более чем полувековая деятельность Российско-Американской компании, несмотря на конечный неуспех её предприятий, имела огромное и всестороннее значение для развития русских дальневосточных владений, истории русского морского флота и географических открытий. В результате деятельности Компании создавались многочисленные новые поселения, гавани, верфи. Были построены новые суда, количество которых во много раз превосходило количество немногочисленных кораблей, находившихся в распоряжении Компании в момент её организации. Уже в 1820 году флот Российско-Американской компании состоял из тридцати двух судов различного типа. В период же ликвидации у Компании было 14 крупных, великолепных пароходов и несколько десятков паровых и парусных судов. Для управления этим флотом нужны были опытные, квалифицированные моряки. Это положение способствовало появлению на русских тихоокеанских берегах кадровых морских офицеров с большим опытом и специальным образованием. На службу в Компанию приходили, естественно, наиболее предприимчивые, активные, энергичные моряки. Они сосредоточили в своих руках командование судами, их постройку, организацию судоходства и способствовали, таким образом, развитию мореплавания и улучшению флота на Тихом океане.
   Усиление навигации в Тихом океане и многочисленные рейсы между азиатскими и американскими портами требовали выяснения особенностей судоходства в этой акватории. Отсюда необходимость изучения и описания тихоокеанских берегов, которая ставила на очередь вопрос о специальных научных исследованиях. Большая часть русских географических исследований, произведённых в первую половину XIX столетия, определяется нуждами Российско-Американской компании, с которой так или иначе связана организация всех крупных плаваний в Тихом океане. Помимо выяснения навигационной обстановки в его водах, особенно прибрежных, необходимость снаряжения кораблей в дальние плавания диктовалась также чисто экономическими причинами. В первый период существования русских колоний у побережья Аляски продукты и товары доставлялись туда из России сухим путём через Сибирь, а затем из Охотска по Тихому океану на немногочисленных еще в то время судах. Дальность пути по сибирским глухим таёжным тропам и ограниченность числа судов и тоннажа тихоокеанского флота Российско-Американской компании с первого года её существования приводили к частым перебоям в снабжении русских колоний у северозападных берегов Америки. Поэтому русские промышленники нередко остро нуждались в хлебе, порохе и оружии. "Даже соли, - пишет И. Ф. Крузенштерн, - сей необходимейшей приправы яств наших, часто у них не бывает". Поэтому Российско-Американская компания была вынуждена искать какой-то новый путь для снабжения продуктами и товарами своих колоний. Этим новым путём мог быть только морской путь через Атлантический и Тихий океаны, который, несмотря на свою дальность, был всё же проще и дешевле тяжёлого и утомительного передвижения по сибирскому бездорожью. Перевоз товаров и продуктов через Сибирь во много раз удорожал их стоимость и составлял весьма существенную статью расхода Российско-Американской компании. Достаточно сказать, что для перевозки продуктов и товаров в русские североамериканские колонии через Сибирь ежегодно было занято более 4 000 лошадей. Трудности доставки сказывались на ценах, которые по тому времени были колоссальными. Так, например, пуд ржаной муки стоил восемь рублей, в то время как в Европейской России цена на него была всего лишь 40-50 копеек. Часто случалось, что во время перевозки караваны с товарами на пути подвергались ограблению, и в Охотск приходила только незначительная их часть. Ряд вещей было Еовсе невозможно доставить по таёжным тропам. Поэтому канаты, например, разрубались на куски по 15-16 метров, а в Охотске их опять скрепляли. Якоря тоже перевозили отдельными кусками, которые затем в Охотске сковывали вместе. Всё это чрезвычайно осложняло пользование самыми простыми вещами, совершенно необходимыми в быту промышленников.
   Проект снабжения русских североамериканских колоний морским путём через два океана был представлен правительству министром коммерции, графом Николаем Петровичем Румянцевым, известным государственным деятелем эпохи Александра I. Румянцев был широко образованным и просвещённым человеком, основателем румянцевского музея и громадной библиотеки в Москве {Теперь библиотека имени В. И. Ленина.}. Он глубоко интересовался вопросами географических исследований и вполне понимал их большое значение для развития деятельности Российско-Американской компании, которой он оказывал всемерное покровительство, подобно другим крупным сановникам и государственным деятелям того времени. В организации посылки экспедиции в русские североамериканские колонии сыграл также известную роль и действительный статский советник Николай Петрович Резанов. Резанов был тестем Г. И. Шелехова и поэтому был тесно связан с интересами русских колоний в Северной Америке. Именно Резанову принадлежит прошение на высочайшее имя, поданное в 1795 году, об учреждении Российско-Американской компании. Представителем Компании в Петербурге Резанов был в течение ряда лет.
   10 июня 1803 года Резанов был награждён орденом Св. Анны I степени, пожалован званием камергера и назначен посланником в Японию. Одновременно он получил рескрипт от Александра I с подробной инструкцией относительно осуществления его дипломатичесщх полномочий в Японии. Целью посольства было получение разрешения от японского императора на торговлю русских судов в японском порту Нагасаки или организации меновой торговли на острове Матсмае (Иезо). В рескрипте, адресованном Резанову, Александр I писал: "Избрав вас на подвиг, пользу отечеству обещающий, как со стороны японской торговли, так и в рассуждении образования американского края, в котором вам вверяется участь тамошних жителей, поручил я канцлеру вручить вам грамоту, от меня японскому императору назначенную, а министру коммерции по обоим предметам снабдить вас надлежащими инструкциями, которые уже утверждены мною". С послом решено было отправить богатые подарки японскому императору и его главным сановникам, а также ряд товаров для начала торговых операций.
   По настоянию графа Румянцева, Александр I разрешил отправить русского посла в Японию на тех же кораблях, которые должны были доставить товары в русские североамериканские колонии. С посольством решено было послать научную экспедицию для исследования побережий Тихого океана.
   Известную роль в организации этой экспедиции сыграл, повидимому, и проект, принадлежавший капитан-лейтенанту русского флота И. Ф. Крузенштерну. В 1793 году, вместе с другими молодыми русскими офицерами, Крузенштерн был отправлен в Англию для усовершенствования в искусстве навигации и прослужил в британском флоте почти шесть лет. Эти годы доставили Крузенштерну богатый и разнообразный опыт. Он участвовал в морских сражениях в период войны между Англией и Францией, побывал в Африке и Америке, на островах Вест-Индии, в Ост-Индии и Китае. Во время своих путешествий Крузенштерн изучал особенности хозяйства посещаемых им стран и пришёл к выводу о необходимости кругосветных плаваний в целях улучшения торговых связей. После возвращения в Россию, Крузенштерн подал в Морское министерство проект организации кругосветных плаваний. Проект преследовал две цели. С одной стороны, дальние плавания должны были улучшить состояние русского флота и доставить ему опытные и хорошо обученные кадры моряков. По проекту Крузенштерна, для укрепления кадров морского флота предполагалось принять в морской кадетский корпус, помимо 600 молодых людей дворянского сословия, получавших в нём образование, также 100 человек из других сословий, которые предназначались для службы в торговом флоте, но должны были учиться вместе с кадетами. Капитанам кораблей предполагалось вменить в обязанность подбирать кадры для этих кадетов из корабельных юнг. "Сим образом можно было бы приобрести со временем людей весьма полезных для государства. Кук, Бугенвиль, Нельсон не сделались бы никогда таковыми, каковыми явились в своём отечестве, если бы выбирали людей по одному только рождению", - писал Крузенштерн.
   Другая часть проекта Крузенштерна касалась вопросов торговли и русско-американских колоний. Для развития колониальной торговли и снабжения восточных окраин государства предполагалось установление регулярных рейсов русских судов в североамериканские колонии. Первоначально проект Крузенштерна был отклонён. Но затем, когда возник проект Румянцева о посылке морским путём посольства в Японию и товаров в североамериканские колонии, адмирал Николай Семёнович Мордвинов, крупный государственный деятель эпохи Александра I, имея в виду предложение Крузенштерна, совпадавшее с намерениями Румянцева и интересами Российско-Американской компании, поддержал это новое начинание. Так как своих судов, предназначенных для подобного далёкого плавания Российско-Американская компания не имела, решено было в Англии купить для экспедиции два корабля. Командовать этими судами были назначены лучшие кадровые офицеры военного флота, Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн, так как свои опытные капитаны среди служащих Российско-Американской компании тогда еще отсутствовали.
   Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 года в Нежине, на Украине. Он получил прекрасное военно-морское образование, которое, помимо теоретических знаний, приобретённых в морском кадетском корпусе, доставил ему богатый и обширный опыт далёких и опасных плаваний, манёвров и морских сражений. Жизнь на море, во флоте, началась у Лисянского очень рано, на тринадцатом году от роду. 20 марта 1786 года он был произведён в гардемарины. Ещё через два года, в возрасте 15 лет, Лисянский уже участвует в крейсерских операциях у Гельсингфорса. Боевое крещение он получил в том же году в Гогландском сражении на фрегате "Подражислав". В 1789 году Лисянский был уже произведён в мичманы. В следующем, 1790, году он участвует во всех главных битвах со шведами до самого конца кампании. Дым морских сражений, гул выстрелов, шумные атаки, взятие на абордаж неприятельских судов закалили молодого моряка. В 1793 году он был произведён в лейтенанты.
   В том же 1793 году императрица Екатерина II решила послать в Англию для окончания обучения и приобретения практических навыков шестнадцать лучших флотских офицеров. В их число попал и Лисянский. В английском флоте он прослужил добровольцем около 5 лет. Эти годы были для Лисянского прекрасной практической школой. В этот период Лисянский совершил ряд далёких плаваний. Он побывал у берегов Северной Америки, у мыса Доброй Надежды, плавал в Ост-Индию, долгое время жил в Филадельфии, в Америке. Как доброволец английского флота, Лисянский участвовал и в военных его операциях, направленных против французов. Лисянский был во многих морских сражениях с французами и в 1796 году, при взятии фрегата "Елизавета", получил контузию в голову. В 1797 году Лисянский вернулся в Россию и 27 марта был произведён в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином, Лисянский получил назначение на фрегат "Автроил", которым он должен был командовать. Через несколько лет, в 1803 году, за свои заслуги перед родиной и участие в 18 морских кампаниях, Лисянский был награждён орденом Георгия 4-го класса.
   Проводя большую работу во флоте, Лисянский в то же время не оставался чужд и вопросам теории морского дела. Он перевёл и опубликовал большую работу Клерка "Движение флотов", касающуюся тактики морских операций.
   В 1803 году начался совершенно новый период в жизни Лисянского. Он получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.
   Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17 000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" - в 450 тонн.
   В Англии Лисянский купил ряд секстантов, пель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтинттона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.
   Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцынготных средств, так как в те времена цынга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонина, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" - из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций. Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.
   Художник и учёные находились вместе с русским посланником и в Японии, Н. П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля - "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому. было поручено командование "Невой". Начальником экспедиции был назначен И. Ф. Крузенштерн, хотя Ю. Ф. Лисянский был старше его по стажу. В этом отношении сыграл известную роль представленный Крузенштерном в Морское министерство проект организации кругосветного плавания.
   Расходы по содержанию одного из кораблей были приняты на счёт русского правительства, а за другой платили Российско-Американская компания и граф Румянцев. Правительство решило взять на свой счёт расходы по содержанию одного из кораблей потому, что предполагалась большая задержка его, вызванная посольством в Японию. Эта задержка могла причинить Российско-Американской компании большие убытки.
   Следует отметить, что в организации руководства экспедицией была допущена некоторая неточность. Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в правление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.
   Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.
   Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности. Не меньшее, если не большее значение в проведении всей экспедиции сыграл Ю. Ф. Лисянский, и если он до сих пор оставался менее известным в широких кругах читателей географической литературы, чем Крузенштерн, то только по своей исключительной скромности, а также и потому, что Крузенштерн опубликовал своё описание путешествия на кораблях "Нева" и "Надежда" иа три года раньше, чем Лисянский, занятый ответственными заданиями по долгу службы. Следует прежде всего иметь в виду, что Лисянский во время своей командировки в Англию умелым выбором кораблей, инструментов и снаряжения обеспечил прекрасное состояние всей материальной части экспедиции. Это одно уже являлось гарантией её успеха. С другой стороны, оба корабля, хотя и связанные единым планом действий, в действительности провели экспедицию самостоятельно, так как по условиям погоды они неоднократно теряли друг друга. Кроме того, по самому плану экспедиции, корабли имели самостоятельные задания. Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало итти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был итти на северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей - "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, надолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия. По пути на Камчатку Крузенштерн производил съёмки на Маркизских островах, а на пути с Камчатки в Японию - описание побережий Японии и Сахалина. Он составил подробную карту этого острова, причём определил 105 астрономических пунктов. Естествоиспытатели, присутствовавшие на корабле, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции. На корабле "Надежда" производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра. Наблюдения над морскими течениям

Другие авторы
  • Россетти Данте Габриэль
  • Загуляев Михаил Андреевич
  • Семенов Сергей Терентьевич
  • Алексеев Глеб Васильевич
  • Леру Гюг
  • Лебедев Владимир Петрович
  • Скиталец
  • Лутохин Далмат Александрович
  • Маяковский Владимир Владимирович
  • Свободин Михаил Павлович
  • Другие произведения
  • Ключевский Василий Осипович - Отзыв о исследовании Н. Д. Чечулина "Города московского государства в Xvi в."
  • Одоевский Владимир Федорович - Смерть и жизнь
  • Осипович-Новодворский Андрей Осипович - Эпизод из жизни ни павы, ни вороны
  • Митрофанов С. - Стихотворения
  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих - Дон-Карлос инфант Испанский
  • Мультатули - Сказка о японском каменотёсе
  • Крылов Виктор Александрович - Наша злодейка
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Загадочное явление
  • Ричардсон Сэмюэл - Памела, или награжденная добродетель. (Часть вторая)
  • Андреевский Сергей Аркадьевич - Город Тургенева
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 1354 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа