Главная » Книги

Ломоносов Михаил Васильевич - Письмо М. В. Ломоносова к И.И.Шувалову от 1 ноября 1761 года

Ломоносов Михаил Васильевич - Письмо М. В. Ломоносова к И.И.Шувалову от 1 ноября 1761 года



Письмо М. В. Ломоносова къ Ив. Ив. Шувалову. 1 ноября 1761 года

  
   Из книги "Беседы в Обществе любителей Российской словесности", выпуск 3, М. 1871 стр. 72-86
   "Im Werden Verlag". Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2006
  

Милостивый Государь

Иванъ Ивановичъ1!

  
   Разбирая свои сочинен³я, нашелъ я старыя записки моихъ мыслей, простирающихся къ приращен³ю общей пользы. По разсмотрѣн³и, разсудилось мнѣ за благо пространнѣе и обстоятельнѣе сообщить ихъ Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всякомъ добрѣ любезнаго отечества, въ упован³и, что, можетъ-быть, найдется въ нихъ что-нибудь къ дѣйствительному поправлен³ю росс³йскаго свѣта служащее, что вашимъ проницательствомъ и рачен³емъ разобрано, расположено и къ подлинному исполнен³ю приведено быть можетъ. Всѣ оныя по разнымъ временамъ замѣченныя порознь мысли приведены2 быть могутъ, какъ мнѣ кажется, подъ слѣдующ³я главы:
   1) О размножен³и и сохранен³и росс³йскаго народа;
   2) О истреблен³и праздности;
   3) О исправлен³и нравовъ и о большемъ просвѣщен³и народа;3
   4) О исправлен³и земледѣл³я;
   5) О исправлен³и и размножен³и ремесленныхъ дѣлъ и художествъ;
   6) О лучшихъ пользахъ купечества;
   7) О лучшей государственной эконом³и;
   8) О сохранен³и военнаго искусства во время долговременнаго мира.
   Столь важныя главы требуютъ глубокаго разсужден³я, долговременнаго въ государственныхъ дѣлахъ искусства къ изъяснен³ю и предосторожной силы къ произведен³ю въ дѣйство.
   Итакъ, милостивый государь, извините мою дерзость, что, не имѣя къ тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только изъ усерд³я, которое мнѣ не позволяетъ ничего (хотя бы только и повидимому) полезнаго обществу оставить подъ спудомъ. Начало сего полагаю самымъ главнымъ дѣломъ: сохранен³емъ и размножен³емъ росс³йскаго народа, въ чемъ состоитъ величество, могущество и богатство всего государства, а не въ обширности тщетной безъ обитателей. Божественное дѣло и милосердыя, и человѣколюбивыя нашея Монархини кроткаго сердца достойное избавлять подданныхъ отъ смерти, хотя бы иные по законамъ оной4 и достойны были. С³е помилован³е есть явное, и прямо зависящее отъ Ея материнск³я Высочайш³я воли и повелѣн³я. Но много есть человѣкоубивства и еще самоубивства, народъ умаляющаго, коего непосредственно указами, безъ исправлен³я или совершеннаго истреблен³я нѣкоторыхъ обычаевъ, подъ именемъ узаконен³й5 вкоренившихся, истребить невозможно.
   1) Въ обычай вошло во многихъ росс³йскихъ предѣлахъ, а особливо по деревнямъ, что малыхъ ребятъ, къ супружеству неспособныхъ, женятъ на дѣвкахъ взрослыхъ, и часто жена могла бы по лѣтамъ быть матер³ю своего мужа. Сему съ натурою спорному поведен³ю слѣдуютъ худыя обстоятельства, и слезныя приключен³я и рода человѣческаго приращен³ю вредныя душегубства. Первыя послѣ женидьбы лѣта проходятъ безплодны: слѣдовательно такое супружество не супружество, и сверхъ того вредно размножен³ю народа за тѣмъ, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить нѣсколько дѣтей обществу. Мальчикъ, побуждаемъ будучи отъ задорной взрослой жены, усиливан³емъ себя прежде времени портитъ и впредь въ свою пору къ дѣторожден³ю не будетъ довольно способенъ; а когда достигнетъ въ мужеск³й возрастъ, то жена скоро выйдетъ изъ тѣхъ лѣтъ, въ кои къ дѣтород³ю была способнѣе. Хотя жь она и въ малолѣтство мужнее можетъ обрюхатѣть непозволеннымъ образомъ, однако, боясь безслав³я и отъ мужнихъ родителей попреку и побоевъ, легко можетъ поступить на дѣтоубивство еще въ своей утробѣ. Довольно есть и такихъ примѣровъ, что, гнушаясь малымъ и глупымъ мужишкомъ, спознавается жена съ другимъ, и чтобъ за него выйти, мужа своего отравливаетъ или инако убиваетъ, а послѣ, изобличена, предается казни. Итакъ сими непорядками еще перожденные умираютъ и погибаютъ повинные и неповинные. Второе неравенство въ супружествѣ бываетъ, когда мущина въ престарѣлыхъ лѣтахъ женится на очень молодой дѣвушкѣ, которое хотя и не столь опасно, однако приращен³ю народа вредно; и хотя непозволенною любов³ю недостатокъ нерѣдко дополняется, однако с³е дѣло грѣховное недружелюб³я, подозрѣн³я, безпокойства и тяжбъ въ наслѣдствѣ и большихъ злоключен³й причиною бываетъ. Для сего вредное пр³умножен³ю и сохранен³ю народа неравенство супружества запретить и въ умѣренные предѣлы включить должно. По моему мнѣн³ю, невѣста жениха не должна быть старѣе, развѣ только двумя годами; а женихъ старѣе можетъ быть 15 лѣтами. С³е для того, что женщина скорѣе старѣется6, нежели мущина7, а особливо отъ частой беременности. Женщины родятъ едва далѣе 45 лѣтъ, а мущины часто и до 60 лѣтъ къ плодород³ю способны. Всего сходнѣе, ежели мужъ жены старѣе отъ 7 до 10 лѣтъ. Хотя8 по деревнямъ и показываютъ причины, что женятъ малыхъ ребятъ для работницъ, однако все пустошь; затѣмъ, что ежели кто семью малую, а много пашенъ или скота имѣетъ, тотъ наимуй работниковъ, прими третьщиковъ или половинщиковъ, или продай излишнее другому.
   2) Неравному супружеству много подобно насильное; ибо гдѣ любви нѣтъ, не надежно и плодород³е. Несоглас³я, споры и драки вредатъ плоду зачатому, и нерѣдко бываютъ причиною безвременному и незрѣлому рожден³ю. Для того должно вѣнчающимъ священникамъ накрѣпко подтвердить, чтобы они, услышавъ гдѣ о невольномъ сочетан³и, онаго не допускали и не вѣнчали бы подъ опасен³емъ лишен³я чина; жениха бы и невѣсту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены въ церковь къ вѣнчан³ю, но нѣсколько прежде.
   3) Хотя больше одной жены вдругъ имѣть въ нашемъ законѣ не позволяется; однако четвертая, послѣ третьей смерти въ нашихъ узаконен³яхъ не заказана, кромѣ того, что нѣкто Арменопулъ, судья Солунской, заказалъ приватно, положась, какъ уповаю, на слова Наз³анзиновы: "первый бракъ законъ, вторый прощен³е, трет³й пребеззакон³е." Но с³е никакими соборными узаконен³ями не утверждено затѣмъ, что онъ с³е сказалъ какъ ораторъ, какъ проповѣдникъ, а не какъ законодавецъ, и не взирая на слова великаго сего святителя, церковь святая трет³й бракъ благословляетъ, а четвертаго запрещен³е пришло въ намъ изъ Солуня, а не отъ вселенскихъ соборовъ или монаршескихъ и общенародныхъ узаконен³й. С³е обыкновен³е много воспрещаетъ народному приращен³ю. Много видалъ я вдовцовъ отъ третьей жены около 30 лѣтъ своего возраста, и отецъ мой овдовѣлъ въ трет³й разъ хотя 50 лѣтъ, однако еще въ полной своей бодрости и могъ бы еще жениться на четвертой. Мнѣ кажется, было бы законамъ непротивно, еслибы для размножен³я народа и для избѣжан³я непозволенныхъ плотскихъ смѣшен³й, а отъ того и несчастныхъ приключен³й, четвертый, а по нуждѣ и пятый бракъ былъ позволенъ, по примѣру другихъ христ³анскихъ народовъ. Правда, что иногда не безъ сомнительства бываетъ, все ли происходило натурально, когда кто въ трет³й, и притомъ въ немног³е годы, овдовѣетъ, и не было ли какого потаеннаго злодѣйства. Для сего лицо, требующее четвертаго или пятаго брака, должно представить въ свидѣтели сосѣдей или, еще лучше родственниковъ по первымъ супружествамъ, что въ оныхъ поступки его были незлобны и беззазорны; а у кого окажутся вѣроятные знаки невѣрности или свирѣпости, а особливо въ двухъ или въ трехъ супружествахъ - тѣмъ лицамъ не позволять четвертаго брака.
   4) Вошло въ обычай, что натурѣ человѣческой противно (противно ли законамъ, на соборахъ положеннымъ, не помню), что вдовыхъ молодыхъ поповъ и дьяконовъ въ чернцы насильно постригаютъ, чѣмъ къ грѣху, а не ко спасен³ю дается поводъ, и приращен³ю народа не малая отрасль пресѣкается. Смѣшная неосторожность! Не позволяется священнодѣйствовать, женясь вторымъ бракомъ законно, честно и благословенно, а въ чернечествѣ блуднику, прелюбодѣю или еще и мужеложцу литург³ю служить и всяк³я тайны совершать дается воля! Возможно ли подумать, чтобы человѣкъ молодой, живучи въ монашествѣ, безъ всякой печали, довольствуясь пищами и напитками, и по всему внѣшнему виду здоровый, сильный и тучный, не былъ бы плотскихъ похотей стремлен³ямъ подверженъ, кои всегда тѣмъ больше усиливаются, чѣмъ крѣпче запрещаются? Для сихъ причинъ кажется, что молодымъ вдовымъ попамъ и дьяконамъ надобно позволить второй бракъ и не постригать прежде лѣтъ пятидесяти, или, снявъ чинъ священства, позволить быть м³рскими чинами. Сюда жь надлежитъ и пострижен³е молодыхъ людей прямо въ монахи и монахини, которое хотя въ нынѣшн³я времена и умалилось предъ прежними, однако еще много есть излишества, особливо въ Малоросс³и и при Синодальныхъ школахъ. Взгляды, уборы, обходительство, роскоши и проч³е поступки вездѣ показываютъ, что монашество въ молодости нечто иное есть, какъ чернымъ платьемъ прикрытое блудодѣян³е и содомство, наносящее знатный ущербъ размножен³ю человѣческаго рода, не упоминая о бывающихъ дѣтоубивствахъ, когда законопреступлен³е закрываютъ злодѣян³емъ. Мнѣ кажется, что надобно клобукъ запретить мущинамъ до 50, а женщинамъ до 45 лѣтъ.
   5) Вышеписанное касалось болѣе9 до обильнѣйшаго плодород³я родящихъ, с³е10 надлежитъ особливо до сохранен³я рожденныхъ. Хотя запрещен³емъ неравнаго и насильнаго супружества, позволен³емъ четвертаго и пятаго брака и непозволен³емъ, до указанныхъ лѣтъ, принят³я монашескаго чина, несомнѣнно воспослѣдовать можетъ знатное пр³умножен³е народа и не столько будетъ беззаконнорожденныхъ, сдѣдовательно и меньше дѣтскаго душегубства; однако по разнымъ случаямъ и по слабости человѣческаго сложен³я быть тому невозможно, чтобы непозволительнымъ сластолюб³емъ или насильствомъ обремененная женщина, не хотя быть обезславлена, не искала бы способовъ утаить своего беззакон³я и несчаст³я, отчего иногда въ отчаян³и матери дѣтей своихъ убиваютъ. - Для избѣжан³я столь ужаснаго злодѣйства и для сохранен³я жизни неповинныхъ младенцовъ надобно бы учредить народные11 богадѣльные домы для невозбраннаго зазорныхъ дѣтей пр³ема, гдѣ богадѣльныя старушки могли бы за ними ходить вмѣсто матерей или бабокъ; но о семъ особливо, въ письмѣ о исправлен³и и размножен³и ремесленныхъ дѣлъ и художествъ, предложить я намѣрен12.
   6) Слѣдуютъ сему младенческ³я болѣзни, изнуряющ³я и въ смертныя челюсти повергающ³я начинающуюся жизнь человѣческую, изъ которыхъ первое и всѣхъ лютѣйшее мучен³е есть самое рожден³е. Страждетъ младенецъ не менѣе матери, и тѣмъ только разнится его13 томлен³е, что мать оное помнитъ, не помнитъ младенецъ. Коль же оно велико, изъявляетъ Давидъ пророкъ, ибо, хотя изобразить ужасныя враговъ своихъ скорби, говоритъ: тамо болѣзни, яко раждающ³я (сирѣчь женщины). Проходя болѣзненный путь въ прискорбный и суетный свѣтъ, коль часто нѣжный человѣкъ претерпѣваетъ велик³я поврежден³я, такъ14 что въ самое свое рожден³е лишается едва начатыя жизни, и въ первые почерпнутый духъ въ послѣднее испускаетъ, либо нѣсколько часовъ или дней только лишь съ настоящею смерт³ю борется. С³е первое есть15 страдан³е, которымъ не рѣдко изъ рожденныхъ живыхъ на весь вѣкъ здрав³е повреждается. Сего иначе ничѣмъ не можно отвратить, или хотя нѣсколько облегчить, какъ искусствомъ повивальныхъ бабокъ и осторожност³ю беременныхъ. Потомъ слѣдуетъ болѣзнь при выходѣ зубовъ, мдаденцамъ часто смертоносная, когда особливо падучую болѣзнь съ собою приноситъ. Также грыжи, оспа, сухотка, черви въ животѣ и друг³я смерти дѣтской причины всѣ требуютъ знан³я, какъ лѣчить с³и16 болѣзни. Для умален³я толь великаго зла совѣтую въ дѣйств³е произвести слѣдующее: 1) выбрать хорош³я книжки о повивальномъ искусствѣ и, самую лучшую положивъ за основан³е, сочинить наставлен³е на росс³йскомъ языкѣ, или, сочинивъ на другомъ, перевесть на росс³йск³й, къ чему необходимо должно присовокупить добрые пр³емы росс³йскихъ повивальныхъ искусныхъ бабокъ; для сего, созвавъ выборныхъ, долговременнымъ искусствомъ дѣло знающихъ, спросить каждую особливо и всѣхъ вообще и, что за благо принято будетъ, вмѣстить17 въ оную книжку. 2) Для излѣчен³я прочихъ дѣтскихъ болѣзней, положивъ за основан³е великаго медика Гофмана, - который, упражнявшись черезъ 60 лѣтъ въ докторскомъ зван³и, при концѣ жизни писалъ наставлен³я о излѣчен³и младенческихъ болѣзней, по которымъ я дочь свою дважды отъ смерти избавилъ, - и присовокупивъ изъ другихъ лучшее, соединить съ вышеписанною книжкою о повивальномъ искусствѣ, при томъ не позабыть, что наши бабки и лѣкари съ пользою вообще употребляютъ. 3) Въ обоихъ совокупленныхъ сихъ искусствахъ въ одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лѣкарства по большой части не трудно было сыскать вездѣ въ Росс³и за тѣмъ, что у насъ аптеками такъ скудно, что не токмо въ каждомъ городѣ, но и въ знатныхъ великихъ городахъ понынѣ не устроены, о чемъ давно бы должно было имѣть попечен³е. Но о семъ особливо представлено будетъ. 4) Оную книжку, напечатавъ въ довольномъ множествѣ, распродать во все государство, по всѣмъ церквамъ, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и другихъ наставлен³емъ пользовать. По счислен³ю умершихъ по приходамъ, учиненному въ Парижѣ, сравнивъ ихъ лѣта, умираютъ въ первые три года столько же почти младенцовъ, сколько въ проч³е, до ста считая. И такъ положимъ, что въ Россiи мужеска полу 12 милл³оновъ; изъ нихъ состоитъ одинъ миллiонъ въ такомъ супружествѣ, что дѣти родятся, положивъ вообще18 одинъ въ два года. По сему на каждый годъ будетъ рожденныхъ полмилл³она, изъ коихъ въ три года умретъ половина, или еще, по здѣшнему небрежен³ю, и больше, такъ что на всяк³й годъ достанется смерти въ участ³е по сту тысячъ младенцевъ не свыше трехъ лѣтъ. Не стоитъ ли труда и попечен³я нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть десятъ тысячъ, можно было удобными способами сохранить въ жизни?
   7) Доселѣ я о натуральныхъ обстоятельствахъ, младенцамъ вредныхъ; остается упомянуть о поврежден³яхъ, отъ суевѣр³я и грубаго упрямства происходящихъ. Попы, не токмо деревенскiе, но и городск³е, крестятъ младенцевъ зимою въ водѣ самой холодной, иногда и со льдомъ, указывая на предписан³е въ требникѣ, чтобы вода была натуральная безъ примѣшен³я, и вмѣняютъ теплоту за примѣшанную матер³ю, а не думаютъ того, что лѣтомъ сами же крестятъ теплою водою, по ихъ мнѣн³ю, смѣшенною, и такъ сами себѣ прекословятъ; а особливо по своему недомысл³ю не знаютъ, что въ самой холодной водѣ еще теплоты очень много: отъ замерзанiя въ ледъ принимаетъ вода на себя стужу до 130 гр., да и тутъ можно почесть ее горячею затѣмъ, что замерзающая ртуть несравненно большее разстоян³е отъ сего градуса имѣетъ, нежели вода отъ кипятка до замерзан³я. Однако невѣждамъ попамъ физику толковать нѣтъ нужды; довольно принудить власт³ю, чтобы всегда крестили водою, лѣтней въ разсужден³и теплоты равною, затѣмъ, что холодная изшедшему недавно изъ теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпѣлъ въ рожден³и. Одно погружен³е въ умѣренной водѣ не безъ тягости младенцу, когда мокрота въ глаза, въ уши, въ ноздри, а иногда и въ ротъ вливается; а когда ротъ и ноздри попъ запираетъ рукою, тогда пресѣкается дыхан³е, которое недавно лишь получилъ младенецъ. Когдажь холодная вода со льдомъ охватитъ члены, то часто видны бываютъ признаки падучей болѣзни, и хотя отъ купели живъ избавится, однако въ слѣдующихъ болѣзняхъ, кои всякой младенецъ послѣ преодолѣть долженъ, а особливо при выходѣ первыхъ зубовъ, оная смертоносная болѣзнь удобнѣе возобновится. Такихъ упрямыхъ поповъ, кои хотятъ насильно крестить холодною водою, почитаю я душегубцами затѣмъ, что желаютъ послѣ родинъ и крестинъ вскорѣ и похоронъ для своей корысти. Коль много есть столь несчастныхъ родителей, кои до 10 и 15-ти дѣтей родили, а въ живыхъ ни одного не осталось!
   8) Бѣдственному младенческому началу жизни слѣдуютъ приключен³я, нападающ³я на здрав³е человѣческое въ прочее оныя течен³е19. И вопервыхъ, невоздержан³е и неосторожность съ уставленными обыкновен³ями, особливо у насъ въ Росс³и вкоренившимися и имѣющими видъ нѣкоторой святости. Паче другихъ временъ пожираютъ у насъ Масляница и святая Недѣля великое множество народа однимъ только перемѣннымъ употреблен³емъ питья и пищи. Легко разсудить можно, что, готовясь къ воздержан³ю великаго Поста, во всей Росс³и много людей такъ загавливаются, что и говѣть времени не остается. Мертвые по кабакамъ, по улицамъ и по дорогамъ и частыя похороны доказываютъ то ясно. Разговѣнье томужь подобно. Да и дивиться не для чего: кромѣ невоздержан³я въ заговѣнные дни пит³емъ и пищею, стараются мног³е на весь велик³й Постъ удовольствоваться плотскимъ смѣшен³емъ законно и беззаконно и такъ себя до чистаго понедѣльника изнуряютъ, что здоровья своего никоею мѣрою починить не могутъ, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверхъ того вскорѣ слѣдуетъ начало весны, когда всѣ скверности, накопленныя отъ человѣковъ и отъ другихъ животныхъ, бывш³я во всю зиму заключенными отъ морозовъ, вдругъ освобождаются и наполняютъ воздухъ, мѣшаются съ водою и намъ съ мокротными и цынготными рыбами въ желудокъ, въ легкое, въ кровь, въ нервы и во все строен³е жизненныхъ членовъ человѣческаго тѣла вливаются, рождаютъ болѣзни въ здоровыхъ, умножаютъ оныя въ больныхъ и смерть ускоряютъ въ тѣхъ, кои бы еще могли пожить долѣе. Послѣ того приближается Свѣтлое Христово Воскресен³е, общая20 христ³анская радость. Тогда, хотя почти безпрестанно читаютъ и многократно повторяютъ страсти Господни, однако мысли наши уже на святой Недѣлѣ: иной представляетъ себѣ пр³ятныя и скоромныя пищи; иной думаетъ, поспѣетъ ли ему къ празднику платье; иной представляетъ, какъ будетъ веселиться съ родственниками и друзьями; иной ожидаетъ, прибудутъ ли запасы изъ деревни; иной готовитъ живописныя яица и несомнѣнно чаетъ случая поцѣловаться съ красавицами или помилѣе свидаться. Наконецъ заутреню въ полночь начали и обѣдню до свѣту отпѣли. Христосъ Воскресе только что21 въ ушахъ и на языкѣ, а въ сердцѣ какое ему мѣсто, гдѣ житейскими желан³ями и самыя малѣйш³я скважины всѣ наполнены? Какъ съ привязу спущенныя собаки, какъ накопленная вода съ отворенной плотины, какъ изъ облака прорвавш³еся вихри, -рвутъ, ломятъ, валятъ, опровергаютъ, терзаютъ: тамъ разбросаны разныхъ мясъ раздробленныя части, разбитая посуда, текутъ пролитые напитки; тамъ лежатъ безъ памяти отягченные объяден³емъ и пьянствомъ, тамъ валяются обнаженные и блудомъ утомленные недавн³е строг³е постники. О! истинное христ³анское пощен³е и празднество! Не на такихъ ли Богъ негодуетъ у пророка: Праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа моя, и кадило ваше мерзость есть предо Мною. Между тѣмъ бѣдный желудокъ, привыкнувъ чрезъ долгое время къ пищамъ малопитательнымъ, вдругъ принужденъ принимать тучныя и сальныя брашна въ сжавш³еся и ослабѣвш³е проходы и, не имѣя требуемаго довольства жизненныхъ соковъ, несваренныя яден³я по жиламъ посылаетъ: онѣ спираются, пресѣкается течен³е крови и душа въ отворенныя тогда райск³я двери изъ тѣсноты тѣла прямо, какъ думаютъ, улетаетъ. Для увѣрен³я о семъ можно справиться по церковнымъ запискамъ, около котораго времени въ цѣломъ году у поповъ больше меду на кутью исходитъ. Неоспоримое есть дѣло, что неравное течен³е жизни и круто перемѣненное питан³е тѣла не токмо вредно человѣку, но и смертоносно, такъ что вышеписанныхъ строгихъ постниковъ, притомъ усердныхъ и ревностныхъ праздниколюбцевъ, самоуб³йцами почесть можно. Правда, что, ежели кто на масляницѣ пр³уготовляется къ посту жит³емъ умѣреннымъ, въ постъ не изнуряетъ себя излишне, и говѣетъ болѣе духомъ, нежели брюхомъ, на святой недѣлѣ радуется о препровожден³и великаго поста въ истинныхъ добродѣтеляхъ, въ трудахъ обществу полезныхъ и Богу любезныхъ, а не о томъ, что дожилъ до разрѣшен³я на вся, - тотъ конечно меньше почувствуетъ припадковъ отъ нездороваго времени, а особливо, когда трудами кровь приводитъ въ движен³е и словомъ содержитъ себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умѣренными, безъ крутыхъ скачковъ и пригорковъ. Но здѣсь, въ сѣверѣ, с³е по концамъ тучное, а въ середкѣ сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имѣютъ никакой большой работы и только посѣянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доѣдаютъ. Купцамъ за испорченными дорогами и распутицами почти нѣтъ проѣзду изъ города въ городъ съ товарами; нѣтъ кораблямъ плаван³я и морскимъ людямъ довольнаго движен³я; военные люди стоятъ въ походахъ по зимнимъ квартирамъ, а дома то для морозовъ, то для слякости не могутъ быть удобно экзерциц³и. И такъ большая часть народа должна остаться въ праздности, которая въ заговѣнье и розговѣнье даетъ причину къ необузданной роскоши, а въ постъ, съ худыми прошлогодними пищами и съ нездоровымъ воздухомъ соединенная, портитъ здоровье и жизнь коротитъ.
   Мног³е скажутъ: "да проживаютъ же люди! отцы наши и прадѣды жили долг³е вѣки!" Правда, живутъ и Лопари, питаясь почти одною только рыбою; да посмотритежь, коль они тѣломъ велики и коль многолюдны, и сравните ихъ съ живущими въ томъ же климатѣ Самоядами, питающимися по большой части мясомъ: первые ростомъ мелки, малолюдны, такъ что на 700 верстахъ въ длину, а въ ширину на 300 - Лопарей толь мало, что и въ больш³е солдатск³е наборы со всей земли по два солдата съ числа душъ наймаютъ изъ нашего народа затѣмъ, что изъ нихъ весьма рѣдко чтобы кто и по малой мѣрѣ въ солдаты годился. Самояды, напротивъ того, ростомъ не малы, широкоплечи и сильны, и въ такомъ множествѣ, что еслибы междоусобныя частыя кровавыя сражен³я между многими ихъ князьками не случались, то бы знатная часть восточно-сѣвернаго берега ими населилась многолюдно. Посмотрите, что тѣ росс³йск³я области многолюднѣе, гдѣ скотомъ изобильнѣе, затѣмъ, что во многихъ мѣстахъ, гдѣ скотомъ скудно, и въ мясоѣдъ по большой части питаются рыбою или пустыми щами съ хлѣбомъ. Естьлибы наша масляница положена была въ маѣ мѣсяцѣ, то велик³й постъ былъ бы въ полной веснѣ и въ началѣ лѣта, а святая недѣля около Петрова дня; тогда бы, кромѣ новыхъ плодовъ земныхъ, и свѣжихъ рыбъ и благораствореннаго воздуха: 1) споспѣшествовало бы22 сохранен³ю здоровья движен³е тѣла въ крестьянахъ пахотною работою, въ купечествѣ - дальнею ѣздою по землѣ и по морю, военнымъ - экзерциц³ею и походами; 2) ради исправлен³я такихъ нужныхъ работъ меньше было бы23 праздности, матери невоздержан³я, меньше гостьбы и пирушекъ, меньше пьянства, неравнаго жит³я и прерывнаго питан³я, надрывающаго человѣческое здрав³е. А сверхъ того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерзъ бы24 на дорогѣ, какъ о масляницѣ бываетъ, и не провалился бы25 подъ ледъ, какъ случается на святой недѣлѣ. Я къ вамъ обращаюсь, велик³е учители и расположители постовъ и праздниковъ, и со всякимъ благоговѣн³емъ вопрошаю вашу святость: что вы въ то время о насъ думали, когда святой велик³й постъ поставили въ с³е время? Мнѣ кажется, что вы по своей святости, кротости, терпѣн³ю и праводуш³ю милостивый отвѣтъ дадите и не такъ, какъ Андреевск³й протопопъ Яковъ дѣлалъ, - въ церкви м-о неизбраните, или еще, - какъ онъ съ морскимъ капитаномъ Яньковымъ въ свѣтлое воскресен³е у креста за непоцѣлован³е руки поступилъ, - кулакомъ въ грудь не ударите. Вы скажете: "Располагая посты и праздники, жили мы въ Грец³и и въ Землѣ Обѣтованной; Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у насъ полнымъ с³ян³емъ вешняго солнца земное богатое нѣдро отверзается, произращаетъ здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздухъ возобновляетъ ароматными духами; поспѣваютъ ранн³е плоды, въ пищу, въ прохлажден³е и въ лѣкарство купно служащ³е; пѣн³ю нашему для славослов³я Бож³я соотвѣтствовали журчащ³е ручьи, шумящ³е листы и воспѣвающ³я сладкогласныя птицы. А про ваши полуночныя стороны мы разсуждали, что не токмо тамъ нѣтъ и не будетъ христ³анскаго закона, но ниже единаго словеснаго обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на насъ! Какъ бы мы вамъ предписали ѣсть финики и смоквы и пить добраго винограднаго вина по красоулѣ, - чего у васъ не родится? Расположите, какъ разумные люди, по вашему климату; употребите на постъ другое способнѣйшее время, или въ дурное время пользуйтесь умѣренно здоровыми пищами. Есть у васъ духовенство, равную намъ власть отъ Христа имѣющее вязати и рѣшити. Для толь важнаго дѣла можно въ Росс³и вселенск³й соборъ составить: сохранен³е жизни толь великаго множества народа того стоитъ. А сверхъ того ученьемъ вкорените всѣмъ въ мысли, что Богу пр³ятнѣе, когда имѣемъ въ сердцѣ чистую совѣсть, нежели въ желудкѣ цынготную рыбу; что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержан³я отъ излишества; что, обманщикъ, грабитель, неправосудный, мздоимецъ, воръ и другими образы ближняго повредитель прощен³я не сыщетъ, хотя бы онъ вмѣсто обыкновенной постной пищи въ семь недѣль ѣлъ щепы, кирпичъ, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоялъ на головѣ, вмѣсто земныхъ поклоновъ. Чистое покаян³е есть доброе жит³е, Бога къ милосерд³ю, къ щедротѣ и къ люблен³ю нашему преклоняющее. Сохрани данныя Христомъ заповѣди, на коихъ весь законъ и пророки висятъ: "люби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ и ближняго, какъ самъ себя". Исправлен³ю сего недостатка ужасныя обстоятъ препятств³я; однако не больше опасны, какъ заставить брить бороды, носить нѣмецкое платье, сообщаться обходительствомъ съ иновѣрными, уничтожить боярство, патр³аршество и стрѣльцовъ и вмѣсто ихъ учредить Правительствующ³й Сенатъ, Святѣйш³й Синодъ, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое мѣсто и новый годъ въ другой мѣсяцъ! Росс³йск³й народъ гибокъ!
   9) Кромѣ сего впадаетъ великое множество людей и въ друг³я разныя болѣзни, о излѣчен³и коихъ весьма еще мало порядочныхъ есть учрежден³й, какъ вышеупомянуто, и только, по большой мѣрѣ, простые безграмотные мужики и бабы лѣчатъ на угадъ, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслятъ, съ вороженьемъ и шептан³ями, и тѣмъ не только не придаютъ никакой силы своимъ лѣкарствамъ, но еще въ людяхъ укрѣпляютъ суевѣр³е, больныхъ приводятъ въ страхъ унылыми видами и умножаютъ болѣзнь, приближая ихъ скорѣе къ смерти. Правда, много есть изъ нихъ, кои дѣйствительно знаютъ лѣчить нѣкоторыя болѣзни, а особенно внѣшн³я, какъ коновалы и костоправы, такъ что иногда и ученыхъ хирурговъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ превосходятъ; однако все лучше учредить лѣчен³е26 по правиламъ, медицинскую науку составляющимъ. Къ сему требуется по всѣмъ городамъ довольное число докторовъ, лѣкарей и аптекъ, удовольствованныхъ лѣкарствами, хотя бы только по вашему климату пристойными, - чего не токмо нѣтъ и сотой доли, но и войско росс³йское весьма не довольно снабжено медиками, такъ что лѣкари не успѣваютъ перевязывать и раненыхъ, не токмо чтобы всякаго осмотрѣть, выспросить обстоятельно27, дать лѣкарства и тѣмъ страждущихъ успокоить. Отъ такого непризрѣн³я мног³е, коимъ бы ожить, умираютъ. Сего недостатка ничѣмъ не можно скорѣе наполнить, какъ для изучен³я докторства послать довольное число росс³йскихъ студентовъ въ иностранные университеты и учрежденнымъ и впредь учреждаемымъ внутри государства университетамъ дать, между прочими привилег³ями, власть достойныхъ производить въ доктора. Медицинской канцеляр³и подтвердить накрѣпко, чтобы какъ въ аптекахъ, такъ и при лѣкаряхъ было довольное число учениковъ росс³йскихъ, коихъ бы они въ опредѣленное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики росс³йскаго народа, будучи по десяти и больше лѣтъ въ аптекахъ, почти никакихъ лѣкарствъ составлять не умѣютъ. А ради чего? Затѣмъ, что аптекари держатъ еще учениковъ нѣмецкихъ, а русск³е при иготѣ, при рѣшетѣ и при угольѣ до старости доживаютъ и учениками умираютъ; а нѣмецкими всего государства не наполнишь. Сверхъ того недостаточное знан³е языка, разность вѣры, несходные нравы и дорогая имъ плата много препятствуютъ.
   10) Смертямъ отъ болѣзни слѣдуютъ насильственныя, натуральныя и случайныя обстоятельства, какъ причины лишен³я жизни человѣческой, то-есть язвы, пожары, отоплен³я, морозы. Повѣтр³я на людей хотя по большой части въ южныхъ предѣлахъ здѣшняго государства случаются, однако всяк³е способы противу того употреблять должно. Оные состоятъ въ истреблен³и уже начавшагося, или въ отвращен³и приходящаго. Къ первому требуются извѣстныя употребительныя противъ такого несчаст³я средства; и для того лучш³е выбравъ изъ авторовъ, должно сочинить медицинскому Факультету книжку и, напечатавъ, распродать по государству. Ко второму, надобно съ бывшихъ примѣровъ собрать признаки, изъ которыхъ главный есть затмѣн³е солнца, причиняющее почти всегда вскорѣ падежъ на скотъ, а послѣ и на людей повѣтр³е. Въ наши просвѣщенные вѣки знаютъ о томъ въ великомъ свѣтѣ обращающ³еся люди отъ астрономовъ и могутъ предостеречься, не выпуская скота изъ дому и не давая травы, того дня снятой; такъ въ другихъ государствахъ остерегаются два, или три дня послѣ, и сами никакихъ плодовъ въ то время не снимаютъ и не употребляютъ, говоря, что во время солнечнаго затмѣн³я падаютъ ядовитыя росы. Главная сему причина быть кажется, по моему мнѣн³ю, что во время затмѣн³я закрывается солнце луною, также тѣломъ, какъ и земля наша; пресѣкается круто28 электрическая сила, воторую солнце на всѣ растен³я во весь день изливаетъ, что видно на травахъ, ночью спящихъ и тоже страждущихъ въ солнечное затмѣн³е. Время научитъ, сколько можетъ электричесная сила дѣйствовать въ разсужден³и повѣтр³я. Затмѣн³я во всемъ государствѣ не знаютъ, и для того надобно заблаговременно публиковать и, что требуется, повелѣть указами, по примѣру, какъ водится въ другихъ государствахъ. Для избавлен³я отъ огненной смерти служитъ предосторожность о утолен³и частыхъ и великихъ пожаровъ, о чемъ покажется пространно въ письмѣ о лучшей государственной эконом³и. Потоплен³я29 суть двояки: отъ наводнен³я и отъ неосторожной дерзости, особливо въ пьянствѣ. Первое легко отвратить можно, запретивъ, чтобы при великихъ рѣкахъ на низкихъ мѣстахъ, вешней особливо водѣ подверженныхъ, никакихъ жилищъ не было. С³е дѣлается отъ одной лѣности, чтобы вода и сѣно и всякая отъ воды удобность была близко. Однако часто на высокихъ мѣстахъ живущ³е видятъ весною, сами будучи въ безопасности, какъ скотъ и людей и цѣлые домы неприступный ледъ несетъ въ отчаян³и всякаго спасен³я. Вторыя потоплен³я ничѣмъ отвратить нельзя, не умаливъ много гощен³я и пьянства, для коихъ люди дерзаютъ переѣзжать чрезъ рѣки въ бурную погоду, перегрузивъ суда множествомъ, или переходить черезъ ледъ осенью и весною, когда онъ весьма не надеженъ и опасенъ. Въ главѣ о истребленiи праздности предложатся для избѣжан³я сего способы, равно какъ и для избавлен³я померзан³я многихъ зимою.
   11) Не малый ущербъ причиняется народу уб³йствами, кои бываютъ въ дракахъ и отъ разбойниковъ. Драки происходятъ вредныя между сосѣдями, а особливо между помѣщиками, которыхъ ничѣмъ, какъ межеван³емъ, утушить не можно. На разбойниковъ хотя посылаются сыщики, однако чрезъ то вывести с³е зло, иди хотя знатно убавить, нѣтъ почти никакой надежды. Основательнѣйш³е и сильнѣйш³е къ тому требуются способы. Слѣдующ³й кажется мнѣ всѣхъ надежнѣе, бережливѣе и Монархинѣ всемилостивѣйшей славнѣе и притомъ любезнѣе затѣмъ, что онъ дѣйств³е свое возымѣетъ меньшимъ пролит³емъ человѣческой крови. Разбойники безъ пристанища въ городахъ и около деревень пробыть и злодѣйствомъ своимъ долго пользоваться не могутъ; при деревняхъ держатся, а въ городахъ обыкновенно часто бываютъ для продажи награбленныхъ пожитковъ. И такъ, когда имъ с³и мѣста здѣланы будутъ узки и тѣсны, то не могутъ долго утаиться: не занадобится далече посылать команды и дѣлать кровопролитныя сражен³я со многими, когда можно имѣть случай перебрать по одиночкѣ и ловить ихъ часто. Всевожделѣнный и долговременный покой внутри нашего отечества чрезъ полтораста лѣтъ въ кое время, послѣ разорен³я отъ Поляковъ, не нужно было стѣнами защищаться отъ непр³ятелей, подалъ нерадѣн³ю нашему причину мало имѣть попечен³я о градскихъ огражден³яхъ, и потому большая часть малыхъ городовъ и посадовъ и много30 провинц³альныхъ и губернскихъ городовъ не токмо стѣнъ каменныхъ, или хотя надежныхъ валовъ и рвовъ, но и деревянныхъ палисадниковъ или тыновъ не имѣютъ, - что не безъ сожалѣн³я вижу изъ отвѣтовъ, присылаемыхъ на географическ³е вопросы въ Академ³ю Наукъ изо всѣхъ городовъ указомъ Правительствующаго Сената, по моему представлен³ю31. Кромѣ того что проѣзжающ³е иностранные не безъ презрѣн³я смотрятъ на наши безпорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляютъ ихъ къ своему прибѣжищу и также могутъ закрываться32 отъ достойнаго каран³я въ городѣ или еще лучше, нежели въ деревнѣ, затѣмъ, что городъ больше и со всѣхъ сторонъ въ него на всякомъ мѣстѣ ворота днемъ и ночью безпрестанно отворены ворамъ и добрымъ людямъ. Когдажь бы Всемилостивѣйше повелѣть благоизволено было всѣ росс³йск³е города, у коихъ огражден³е рушилось, или его и не было, укрѣпить хотя не каменными стѣнами, но токмо валомъ и рвомъ и высокимъ палисадникомъ и не во многихъ мѣстахъ оставить ворота съ крѣпкими запорами и съ надежными мѣщанскими караулами, - гдѣ нѣтъ гарнизоновъ, - такъ чтобы ряды и лавки были внутри огражден³я: то бы ворамъ привозить въ городъ грабленныя вещи для продажи было весьма трудно и всѣ для осмотра предосторожности употребить было несравненно легче, нежели въ мѣстѣ, со всѣхъ сторонъ отворенномъ, а разбойникъ можетъ быть въ воротахъ скорѣе примѣчанъ, который, не продавъ грабленныхъ вещей, корысти не получитъ. Сверхъ того въ каждомъ огражденномъ городѣ назначить постоянные ночлеги для прохожихъ и проѣзжихъ съ письменными дозволен³ями и съ вывѣскою и приказать, чтобы каждый хозяинъ на всякой день объявлялъ въ ратушѣ, кто у него былъ на ночлегѣ и сколько времени, а друг³е бы мѣщане принимать къ себѣ въ домъ пр³ѣзжихъ и прохожихъ воли не имѣли, подъ опасен³емъ наказан³я, кромѣ своихъ родственниковъ, въ городѣ извѣстныхъ. По всѣмъ волостямъ, погостамъ и деревнямъ публиковать, что ежели крестьянинъ, или двое и больше поймаютъ разбойника, приведутъ его въ городъ или въ другое безопасное мѣсто и докажутъ надежными свидѣтелями, и спору въ томъ не будетъ: то давать проводникамъ за всякую голову по 10 руб. изъ мѣщанскаго казеннаго сбору, а за главныхъ злодѣйскихъ предводителей, за атамана, есаула, также и за пойман³е и доводъ того, кто держитъ воровск³я прибѣжища, по 30 руб. С³е хотя довольно быть кажется, гдѣ города не въ весьма дальнемъ разстоян³и; однако мног³я мѣста есть въ Росс³и глух³я, на 500 и больше верстъ безъ городовъ, прямыя убѣжища разбойникамъ и всякимъ бѣглымъ и безпашпортнымъ людямъ. Примѣромъ сдужить можетъ лѣсистое пространство около рѣки Ветлуги, которая, на 700 верстъ течен³емъ отъ вершинъ до устья простираясь, не имѣетъ при себѣ ни единаго города. Туда съ Волги укрывается великое множество зимою бурлаковъ, изъ коихъ не малая часть разбойники. Крестьяне содержатъ ихъ во всю зиму за полтину человѣка, а буде онъ что работаетъ, то кормятъ и безъ платы, не спрашивая пашпорта. По такимъ мѣстамъ должно основать и поставить города, давъ знатнымъ селамъ гражданск³я права, учредить ратуши и воеводствы и оградивъ надежными укрѣплен³ями и33 осторожностями отъ разбойниковъ, какъ выше показано. С³е будетъ служить не токмо для общей безопасности и къ сбережен³ю росс³йскаго народа, но и къ особливой славѣ Всемилостивѣйш³я нашея Самодержицы, яко возобновительницы старыхъ и состроительницы многихъ новыхъ городовъ росс³йскихъ.
   12) Переставая говорить о потерѣ росс³йскаго народа болѣзнями, несчаст³ями и убивствами, должно упомянуть о живыхъ покойникахъ. Съ пограничныхъ мѣстъ уходятъ люди въ чуж³я государства, а особливо въ Польшу, и тѣмъ лишается подданныхъ росс³йская корона. Подлинно, что расположены предосторожности на рубежѣ литовскомъ; однако столь великой скважины силою запереть совершенно невозможно: лучше поступить съ кротост³ю. Побѣги бываютъ болѣе отъ помѣщичьихъ отяготѣн³й крестьянамъ и отъ солдатскихъ наборовъ. И такъ, мнѣ кажется, лучше пограничныхъ съ Польшею жителей облегчить податьми и снять солдатск³е наборы, расположивъ ихъ по всему государству. Для расколу много уходитъ росс³йскихъ людей на Вѣтку; ваходящихся тамъ бѣглецовъ не можно ли возвратить при нынѣшнемъ военномъ случаѣ? А впредь могутъ служить способы, кои представятся въ статьѣ О исправлен³и нравовъ и о большемъ просвѣщен³и народа.
   13) Мѣсто бѣглецовъ за границы удобно наполнить можно пр³емомъ иностранныхъ, ежели къ тому употреблены будутъ пристойныя мѣры. Нынѣшнее въ Европѣ несчастное военное время принуждаетъ не токмо одинокихъ людей, но и цѣлыя разоренныя семейства оставлять свое отечество и искать мѣстъ, отъ военнаго насильства удаленныхъ. Пространное владѣн³е велик³я нашея монархини въ состоян³и вмѣстить въ свое безопасное нѣдро цѣлые народы и довольствовать всякими потребами, кои единаго только посильнаго труда отъ человѣковъ ожидаютъ къ своему полезному произведен³ю. Услов³й, коими иностранныхъ привлечь можно къ поселен³ю въ Росс³и, не представляю, не вѣдая довольно союзныхъ и враждебныхъ обстоятельствъ между воюющими и мирными сторонами.
   Хотѣлъ бы я сочинить примѣрный счетъ, сколько бы изъ сихъ 13-ти способовъ (а есть еще и больше) воспослѣдовало сохранен³я и приращен³я подданныхъ Ея Императорскаго Величества. Однако требуются къ тому для извѣст³я мног³я обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю нѣсколько, что на каждый годъ можетъ взойти приращен³е росс³йскаго народа больше противъ прежняго до полумилл³она душъ, а отъ ревиз³и до ревиз³и, въ 20 лѣтъ, до 10 милл³оновъ. Кромѣ сего уповаю, что с³и способы не будутъ ничѣмъ народу отяготительны, но будутъ служить къ безопасности и успокоен³ю народному.
   Оканчивая с³е, надѣюсь, что Вашему Высокопревосходительству что нибудь понравится изъ моихъ доброжелательныхъ къ обществу мнѣн³й. Прошу о вашемъ безпрерывномъ здрав³и и во всемъ удовольств³и Всевышняго Строителя и Правителя всѣхъ народовъ и языковъ, произведшаго Васъ въ сей день и влившаго Вамъ кровь сына отечества къ произведен³ю дѣлъ полезныхъ, а паче къ покровительству наукъ и художествъ, къ которымъ я, равно и къ Вамъ, отъ всей искренности усердствуя, съ достодолжнымъ высокопочитан³емъ пребываю и проч.

Ноября 1 дня 1761 года.

  

Сообщилъ д. чл. Н. С. Тихонравовъ.

  
   1 Это письмо напечатано было въ первый разъ, съ большими пропусками въ Журналѣ древней и новой словесности 1819 года, издававшемся Олинымъ. Затѣмъ оно появилось въ видѣ отдѣльной брошюры подъ заглавiемъ: Письмо покойнаго Михаила Васильевича Ломоносова къ Ивану Ивановичу Шувалову (Изъ журнала древней и новой словесности, издаваемаго Г. Олинымъ.) Спб. 1819, 8R, 38 стр. Въ Москвитянинѣ 1842 г., No 1, это письмо также напечатано не вполнѣ. Въ настоящее время оно издается нами по рукописи, свѣренной съ текстомъ Олина и Москвитянина.
   2 Въ Моск.: "подведены."
   3 Въ Моск.: "народа просвѣщении."
   4 Этого слова въ Москв. нѣтъ.
   5 Въ Москв.: "и еще нѣкоторыхъ подъ именемъ."
   6 Женщины скорѣе старятся.
   7 Мущины.
   8 Хотя жь.
   9 Больше.
   10 Въ Москв.: "слѣдующее."
   11 Нарочные.
   12 Въ Москв. напечатаннаго курсивомъ нѣтъ.
   13 Ихъ.
   14 А особливо въ головѣ, тѣмъ что въ самое въ свое рожден³е.
   15 Этого слова въ Москв. нѣтъ.
   16 Нѣжныхъ тѣхъ.
   17 Внести
   18 Обще.
   19 Въ Москв.: "впрочемъ оныя теченiи".
   20 "Всеобщая".
   21 Этого слова въ Москв. нѣтъ.
   22 Въ Москв.: "поспѣшествуетъ".
   23 Словъ: "было бы" въ Мос. нѣтъ.
   24 Не замерзнетъ.
   25 Не провалится.
   26 Этого слова въ Москв. нѣтъ.
   27 Въ Москв.: "обстоятельства."
   28 Этого слова въ Мос. нѣтъ.
   29 Вторыхъ потоплен³й.
   30 Многихъ.
   31 Этотъ указъ разосланъ по губерниямъ и провинц³ямъ въ январѣ 1760 года. Билярскаго, Матер³алы для б³ограф³и Ломоносова, стр. 396 и 421.
   32 Закрыться.
   33 Въ Москв. этого слова нѣтъ.
  

Другие авторы
  • Муратов Павел Павлович
  • Водовозова Елизавета Николаевна
  • Ешевский Степан Васильеви
  • Прокопович Николай Яковлевич
  • Беньян Джон
  • Матюшкин Федор Федорович
  • Поспелов Федор Тимофеевич
  • Фонтенель Бернар Ле Бовье
  • Стеллер Георг Вильгельм
  • Верлен Поль
  • Другие произведения
  • Башкин Василий Васильевич - Левкои
  • Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Памяти П. А. Кропоткина
  • Фофанов Константин Михайлович - Стихотворения
  • Полевой Николай Алексеевич - Письмо Пушкину (27 марта 1830 г.)
  • Деларю Михаил Данилович - Творогов О. В. Деларю Михаил Данилович
  • Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 11
  • Куприн Александр Иванович - В. Земсков. Автограф Куприна
  • Писарев Дмитрий Иванович - Николай Яковлевич Прокопович и отношения его к Гоголю. П. В. Гербеля
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Старый Султан
  • Розанов Василий Васильевич - Восстановление экзаменов в гимназиях
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа