Главная » Книги

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703), Страница 34

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703)



/sup>Испр.; в О тычютъ. 3Испр.; в О станет.
   л. 29 об. Испр. по Р; в О милостивыя.
   л. 30. Испр. по Р; в О позоветъ.
   л. 30 об. Ю слова приписаны сверху. Щополн. по Р; в О нет.
   л. 31. Испр.; в О доб. (не поютъ), т.е. ошибка замечена и исправлена писцом.
   л. 31 об. 1Испр. по Р; в О оставитъ. 2Испр.; в О перед словом доб. (наличныя), т.е. ошибка замечена и исправлена писцом. 3Испр.; в О доб.: рукою - повтор слова в предложении.
   л. 32. Испр. по Р; в О ядятъ.
   л. 33. 1Дополн. по Р; в О нет. 2Испр.; в О Яросавля. 3Испр.; в О доб.: великой - повтор слова в предложении.
   л. 33 об. 1Испр. по Р; в О семъею. 2О до Царя приписано на полях. 3Испр.; в О на.
   л. 34. Дополн. по Р; в О пропуск.
   Л. 34 об. 1Испр.; в О корабяхъ. 2Дополн. по Р; в О нет. 3Дополн. по Р; в О нет. 4Испр. по Р; в О выклалъ.
   л. 36. 1Испр.; в О повтор. 2Испр.; в О авощъ.
   л. 36 об. Дополн. по Р; в О нет.
   л. 39 об. Испр. по Р; в О не.
   л. 40 об. Испр. по Р; в О потомъ.
   л. 41. О слог ни приписан сверху.
   л. 41 об. 1Испр.; в О ласковали. 2Испр.; в О дѣстѣ. ъИспр.; в О и.
   л. 42 об. Испр.; в О повтор слова.
   л. 43. Испр. по Р; в О арапъ.
   л. 43 об. Испр. по Р; в О повалились.
   л. 45. 1Испр.; в О евтыхъ. 2Испр.; в О такъ.
   л. 45 об. Испр.; в О повтор слова.
   л. 46. Испр.; в О повтор буквы с.
   л. 46 об. Дополн. по Р; в О нет.
   л. 47 об. 1Испр.; в О повтор слов. 2Испр.; в О сталъ.
   л. 48. Дополн. по Р; в О нет.
   л. 49. Испр.; в О повтор фразы после слова страны.
   л. 51. Дополн. по смыслу; в О нет.
   л. 52. О Велики, последняя буква замазана.
   л. 52 об. Испр. по Р; в О стопы.
   л. 53 об. Испр. по Р; в О а торгу толко на одинъ часъ, мыло доброе.
   л. 54 об. 1О слог цы приписан сверху. 2Испр.; в О обѣщастсся.
   л. 55 об. Дополн. по смыслу; в О нет.
   л. 56. Испр. по Р; в О были.
   л. 57. Дополн. по Р; в О нет.
   л. 58 об. 1Испр.; в О на. Щополн. по Р; в О нет.
   л. 59 об. Дополн. по Р; в О нет.
   л. 60 об. Испр.; в О восвоя.
   л. 61. 1Испр.; в О слово повторяется дважды. 2Испр. по Р; в О бывалъ.
   л. 61 об. Испр. по Р; в О нихъ кочевыя.
   л. 62. Испр.; в О оцы.
   л. 63 об. Дополн. по смыслу; в О нет.
   л. 64. Дополн. по Р; в О слово пропущено.
   л. 64 об. Дополн. по Р; в О слово пропущено.
   л. 66. Испр.; в О повтор слога ко.
   л. 67. Испр. по смыслу; в О Дуная.
   л. 69. Дополн. по Р; в О нет. 2Испр. по Р; в О городами. 3Испр. по Р; в О наши жъ корабли и.
   л. 69 об. 1Испр. по Р; в О чтобы. Щополн. по Р; в О предложение пропущено.
   л. 70 об. Дополн. по Р; в О нет. 2Дополн. по Р; в О нет. 3Дополн. по смыслу; в О нет.
   л. 71 об. О слог ва приписан сверху.
   л. 72. Испр; в О повтор слова: тутъ // тутъ.
   л. 72 об. Дополн. по Р; в О пропуск.
   л. 73 об. 1Испр.; в О повтор от та. 2Испр. по смыслу; в О во.
   л. 74. Испр.; в О повтор слова.
   л. 74 об. Испр. по Р; в О бутку.
   л. 75. Испр. по Р; в О васъ.
   л. 75 об. Испр.; в О облелѣли.
  
  
  

КОММЕНТАРИИ

  

ТЕКСТЫ

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ

  
   К л. 1. Воложская земля - Валахия, историческая область в Румынии, расположенная между Карпатскими горами и Дунаем. В данном случае речь идет не о Валахии, а о Молдавии, по территории которой проезжал русский паломник.
   Лета сем тысячъ двѣсте десятого году... - Автор путевых записок пользуется системой летоисчисления "от сотворения мира" (за 5508 лет до н.э.), которая была заимствована из Византии и вошла на Руси в обиход после принятия христианства. До конца XVII в. новый год в России начинался или с марта (по традиции), или с сентября (как было принято в Византии). До XIV в. преобладал мартовский календарь, с 1492 г. сентябрьский счет вытеснил мартовский. Указом Петра I (от 15.12.1699) в 1700 г. в России были введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Согласно указу, день после 31 декабря 7208 "от сотворения мира" полагалось считать 1 января 1700 "от рождества Христова". Таким образом, в Иерусалим автор "Хождения" отправился в 1701 (7210) г. В списках первой редакции "Хождения" указана разная дата начала паломничества. Ср.: 7209 (1700) г. - ркп. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Перетца No 532. Л. 2; 7210 (1701) г. - ркп. РНБ, собр. Погодина No 543. Л. 1. Последняя датировка встречается в большинстве списков.
   ...на память святаго пророка Даниила и святыхъ триехъ отроковъ Анания, Азария и Мисаила... - Речь идет о церковном празднике в честь ветхозаветных героев, которые во время взятия Иерусалима царем Навуходоносором II (605-562 гг. до н.э.) попали в плен и оказались в Вавилоне. Три отрока за верность своей религии были брошены в раскаленную печь, но чудесным образом остались невредимыми. В плену Даниил за мудрость был приближен к царю, однако вскоре оклеветан и брошен в ров со львами, где он чудом спасся от смерти. См.: Дан. 1-6.
   ...на первомъ часу дни... - В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; первый час дня 17 декабря - это, согласно современному времяисчислению, девятый час дня.
  
   К л. 1 об. Верста - мера длины, равная 500 саженям (1,08 км). До XVIII в. для межевания и определения расстояния между населенными пунктами существовала межевая верста, равная 1000 саженям (2,16 км).
   Вотчина - вид земельной собственности; владение, приобретенное или пожалованное за службу с правом передачи по наследству.
   Царевич Милитинский - Александр Арчилович Имеретинский (1674-1710), один из сподвижников Петра I, генерал-фельдцехмейстер. Его отец - Арчил Вахтангович, князь Имеретии, перешел под покровительство России и в 1684 г. переехал в Москву, где прошло детство Александра. Будучи ровесником юного царя, он принимал участие в военных играх Петра Алексеевича и снискал его расположение. В 1697 г. A.A. Имеретинский сопровождал Петра I в путешествии по Европе, где изучал артиллерийское дело. После возвращения в Россию был назначен судьей Пушкарского приказа. Командовал артиллерией в войне со Швецией (1700), попал в плен под Нарвой, умер в Стокгольме.
   Лев Кириллович Нарышкин (1668-1705) - боярин, стольник (1682), дядя Петра I по материнской линии. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ. В 1697 г., когда Петр I уехал с Великим посольством в Европу, был назначен первым после Ф.Ю. Ромодановского членом Совета из четырех бояр, который управлял Россией в отсутствии царя. По воспоминаниям современников, например, князя Б.И. Куракина, Л.К. Нарышкин - человек посредственного ума и гордого нрава, государственными делами не занимался, был склонен к казнокрадству и "невоздержан к питию".
   Новодевичий монастырь - основан в 1524 г. великим князем Василием III в память о возвращении в состав Русского государства Смоленска (1514). Расположенный на юго-западе Москвы около Девичьего поля, монастырь входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей и защищавшее столицу от врага со стороны дороги на Смоленск и Литву. В 1571 г. Новодевичий монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем; в 1591 г. держал оборону во время набега на Москву крымского хана Казы-Гирея. В 1611 г. сгорел в период польско-литовской интервенции, при царе Михаиле Федоровиче был восстановлен и укреплен. В ХV²-XVII вв. в монастырь постригались женщины из царской семьи и знатных боярских родов (жена царя Федора Иоанновича Ирина, сестра Петра I царевна Софья и др.). К началу XVIII в. монастырь имел значительные земельные наделы.
  
   К л. 2 об. Шленеск - Силезия, историческая область в верхнем и среднем течении Одры, входившая в состав Польши (с X в.), Чехии (с XIV в.), с 1526 г. находившаяся под властью Габсбургов, с 1742 г. - Пруссии; ныне территория Польши.
   ...обитель Всемилостиваго Спаса и Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Введения... - Спасо-Воротынский монастырь, расположенный при впадении Угры в Оку, основан около 1480 г., в 1665 г. приписан к Крутицкому подворью, в 1725 г. запустел.
  
   К л. 3. ...и пѣхомъ всенощное стояние, потом часы... - Всенощная - церковная служба, которая, согласно древним монашеским уставам, должна была длиться всю ночь, от захода до восхода солнца; современное богослужение с таким названием совершается вечером в канун праздников и воскресных дней, продолжается около трех часов. Часы - богослужения суточного круга: вечерня, полунощница, утреня и собственно часы (богослужения I, III, VI, IX часа дня, посвященные воспоминанию евангельских событий, соотносимых с данными отрезками времени, например: III час - суд Пилата и истязания Христа; VI час - шествие на Голгофу и распятие Христа).
  
   К л. 4. ...на отдание Рожества Христова. - Речь идет о последнем из послепраздничных дней, когда во время службы исполняются песнопения в честь Рождества Христова, великого христианского праздника, который отмечается 25 декабря {Здесь и далее в книге даты указаны по старому стилю.}.
  
   К л. 4 об. Варница - производственное помещение для варки чего-либо (соли, пива, селитры и пр.).
   Добрый монастырь - мужской монастырь Покрова Богородицы, расположенный в с. Доброе на берегу Оки недалеко от Калуги, основан в 1477 г.
   ...праздникъ Обрѣзания Господа нашего Исуса Христа... - Празднование христианской церковью обряда, исполненного на восьмой день после рождения Христа, приходится на 1 января.
   Лифинъ-град... - Лихвин известен с 1565 г., когда был причислен Иваном IV Грозным к опричным городам и укреплен. В ХV²-ХV²II вв. входил в состав Большой Засечной черты. С 1776 г. являлся уездным городом Калужского наместничества, затем губернии. С 1944 г. это город Чекалин в Суворовском районе Тульской области.
  
   К л. 5. Засека - оборонительное сооружение из поваленных деревьев, использовавшееся на Руси с XIII в. для защиты от кочевников.
   Белев - город известен с 1147 г., с XIII в. был под властью Великого княжества Литовского, в конце XIV - середине XVI в. являлся центром Белевского княжества, в XVII столетии входил в оборонительную линию на юге Русского государства; ныне город Белев - районный центр Тульской области.
  
   К л. 5 об. ...минухомъ того дни Николу Гостунского. - Видимо, речь идет о Введенской Макариевой Жабынской пустыни, находившейся недалеко от Белева по дороге из Лихвина. Праздник чудотворной иконы Николая Гостунского отмечается 9 мая.
   Спасский монастырь - Спасо-Преображенский мужской монастырь в Белеве, основанный в 1525 г.
  
   К л. 7. Волхов - город, известный с XIII в.; в XVI в. являлся одним из укрепленных пунктов, защищавших Москву от набегов крымских татар; с 1778 г. был уездным городом Орловской губернии; ныне районный центр Орловской области.
   ...на предпразднество Богоявления Господня... - Это день, предшествующий церковному празднику Богоявления, который отмечается 6 января в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей в Иордане. Рассказ об этом событии евангельской истории см.: Мф. 3, 13-17; Мр. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Иоан. 1, 25-34.
   ...монастырь хорошъ... - Вероятно, имеется в виду основанный в XV или XVI в. мужской Оптино-Троицкий монастырь, который был расположен недалеко от Волхова на берегу реки Угры.
  
   К л. 7 об. ...какъ вышли со кресты на воду... - В праздник Богоявления (Крещения) обряд освящения воды совершается в храме и в проруби на реке.
   ...якоже Авраам Странноприимецъ. - Авраам, родоначальник евреев, отличался, согласно библейским рассказам, гостеприимством, что символически запечатлено в иконографическом сюжете "Троица".
  
   К л. 8. ...монастырь мужеской... - Возможно, речь идет об орловском мужском монастыре Успения Богородицы, основанном в 1679 г. Из обширного монастырского комплекса в конце XVII - начале XVIII в. существовали Свято-Успенский собор (1693) и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1700), которые мог видеть паломник, автор "Хождения". В XIX в. монастырь стал резиденцией орловских архиереев; в 1918 г. был закрыт; в 1992 г. восстановлен.
   Кромы - впервые упоминается в документах с 1147 г.; в конце XVI в. на месте Кромского городища был построен острог для защиты от набегов татар; с 1778 г. Кромы - уездный город Орловской губернии; ныне поселок городского типа в Орловской области, центр Кромского района.
  
   К л. 8 об. ...в Комарецкую волость. - Волость - сельская территориально-административная единица. Комарецкая волость - ныне Комаричский район, который находится на юге Брянской области; его центр - поселок Комаричи, возникший в XV в. в связи с развитием торговли на месте пересечения Свиного и Ромодановского шляхов.
   Егунье - согласно данным "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля, так в Поволжье называли белоруссов, смолян и всех тех, кто произносил окончание "его" ("аго"), как оно пишется.
   Севск - впервые упоминается в летописи под 1146 г.; с 1356 г. входил в состав Великого княжества Литовского; в XVI в. был присоединен к Московскому государству и стал одной из важнейших крепостей на юге России; в XVIII в. утратил свое оборонное значение, с 1779 г. являлся уездным городом Орловского наместничества; ныне это районный центр на юге Брянской области.
  
   К л. 9. Леонтий Михайлович Коробъин - происходил из русского дворянского рода, который вел свое начало от татарина Кичибея (в крещении Василия), поступившего на службу к рязанскому князю Федору Олеговичу. Основатель рода - сын Василия, рязанский боярин Иван, по прозванию Коробья. В ХV²-ХVII вв. многие Коробьины служили воеводами в русских городах, участвовали в военных походах и дипломатических миссиях. Леонтий Михайлович Коробьин, поручик и стольник, был воеводой в Чугуеве, а затем в Севске. Умер в Москве до апреля 1707 г. и погребен при церкви Саввы Стратилата на Знаменской улице.
  
   К л. 9 об. ...денги всякия меняютъ: чехи на московския и талери. - Чехами на Украине в ХVII-XVIII вв. называли польские монеты - полтораки - достоинством в 1,5 гроша. Московские деньги - монеты московской чеканки разного достоинства (деньга, алтын, гривна, рубль). Талер - серебряная монета, весящая более 15 граммов, чеканилась во многих странах Западной Европы, в России под названием "ефимок" находилась в активном обращении в XVI - в первой четверти XVIII в.
  
   К л. 10. Глухов - известен с 1152 г.; ныне город в Сумской области на Украине.
  
   К л. 10 об. ...полковника стародубского Моклошевского... - Михаил Андреевич Миклашевский (ум. 1706) - один из известных деятелей украинской истории, сподвижник гетманов Демьяна Многогрешного, Самойловича и Мазепы. Был генеральным есаулом (1689), стольником (1689-1696), стародубским полковником (1689-1704, 1705-1706). Погиб в бою со шведами 19 марта 1706 г., похоронен в Стародубе.
   Ратуша - помещение, в котором находился магистрат, орган городского самоуправления.
   ...девичь монастырь... - Речь идет об Успенском Преображенском женском монастыре в Глухове, основанном в 1670 г. Игуменьей монастыря в конце XVII - начале XVIII в. была Мария Магдалина, мать гетмана Мазепы.
   ...пошли мы х Королевцу... - Как город Кролевец известен с 1601 г., находится в Сумской области на Украине.
   Сотник - военный чин, командир 100 воинов в стрелецких войсках и у украинского казачества.
  
   К л. 11. Ярмонок великъ быѳаетъ: нынѣ Свинской нетъ... - Свенская ярмарка ежегодно проходила у стен Успенского Новопечерского мужского монастыря, который находился недалеко от Брянска, на месте впадения в Десну реки Свени.
   ...на праздникъ на Семеновъ день... - Скорее всего, речь идет о дне памяти Симеона Столпника, который отмечается 1 сентября.
   Батурин - город на реке Сейм, в ХVII-ХVIII вв. являлся резиденцией украинских гетманов; ныне поселок в Черниговской области на Украине.
   Съезжая изба - помещение, где находилось государственное учреждение, ведавшее хозяйственными и административными делами.
   Пятисотный - военный чин, командир 500 воинов (полутысячник, подтысячник).
  
   К л. 11 об. Гетман - начальник казацкого войска и верховный правитель на Украине. В данном случае имеется в виду Иван Степанович Мазепа (1644-1709) - гетман Левобережной Украины, который был сторонником отторжения Украины от России, вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским и шведским королем Карлом XII. Во время Северной войны в октябре 1708 г. Мазепа открыто перешел на сторону Карла XII. После поражения шведов под Полтавой (1709) бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.
   Пядь - старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.
  
   К л. 12. ...пошли ...в Барзну. - Город Борзна основан в XVI в., находится в Черниговской области на Украине.
   Нежин - известен с 1147 г.; в XV - первой половине XVII в. принадлежал Польше, с 1667 г. - России; ныне город в Черниговской области на Украине.
   ...а живутъ они в Путимли... - Путивль известен с 1146 г., ныне это город в Сумской области на Украине.
  
   К л. 13. ...Новой Завѣтъ острожской печати. - Имеется в виду издание Ивана Федорова - "Новый Завет с Псалтирью" (Острог, 1580).
  
   К л. 14. Стольник - дворцовый, а затем придворный чин в Русском государстве (XIII - начало XVIII в.). Стольники занимали воеводские, приказные, посольские должности.
   Соболиная казна - меха, предназначенные для отправки ко двору правителя.
   Цесарь - император Священной Римской империи немецкой нации. В данном случае речь идет об австрийском императоре Леопольде I (1640-1705).
  
   К л. 14 об. Бурмистр - выборный глава городского самоуправления.
   Верхний город - Старый город, историческая часть Киева, расположенная на Старокиевской горе, где находятся Золотые ворота, Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь.
  
   К л. 15. Юрий Андреевич Фамендин (фон Менгден) - генерал-майор, полковник Преображенского полка, участник Кожуховского и первого Азовского (1695) походов Петра I, гражданский губернатор Киева. Находился в переписке с Петром I, в 1694 г. в свите царя совершил поездку в Соловецкий монастырь.
   Сажень - старинная мера длины; в Х²-ХV²² вв. различали прямую сажень в 152 и 176 см (определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой) и косую сажень в 216 и 248 см (определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали).
   Пустынки - жилье отшельников, ушедших от мирской суеты людей, построивших себе кельи в необитаемых, пустынных местах.
  
   К л. 15 об. Церковь София Премудрость Божия... - Софийский собор, главное культовое и общественное здание Киевской Руси, резиденция киевских митрополитов, был основан в 1037 г. князем Ярославом Мудрым и представлял собой монументальное архитектурное сооружение - пятинефный, пятиапсидный, тринадцатиглавый крестово-купольный храм, выстроенный из кирпича-плинфы и с трех сторон окруженный галереями. В конце XVII - начале XVIII в. Софийский собор был перестроен в стиле украинского барокко, но в интерьере сохранились фрески и мозаики XI в.
   ...митрополитъ-нехай... - Здесь речь идет о Варлааме Ясинском, воспитаннике Киевской духовной академии, позднее ставшем ее ректором и настоятелем Киево-Печерской лавры. С 1690 по 1707 г. он был киевским митрополитом. Известен как духовный писатель, побудивший Димитрия Ростовского к составлению Миней четиих. Негативное отношение русского паломника к киевскому митрополиту, скорее всего, связано с тем, что Варлаам Ясинский выступал против объединения русской и украинской православных церквей и подчинения московскому патриарху. По "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля, нехай - украинец, хохол - презрительное прозвище выходцев из украинских и белорусских земель, употребляющих в речи слово "нехай".
   ...церковь хороша Михаила Златоверхова. - Михайловский Златоверхий собор был сооружен в 1108-1113 гг. по приказу князя Святополка Изяславича в Дмитровском монастыре на Михайловой горе, основанном около 1062 г. его отцом Изяславом. В XII в. собор стал родовым у потомков князя, усыпальницей киевских князей; по главному храму монастырь, где он находился, стал называться Михайловским Златоверхим.
   ...мощи святыя великомученицы Варвары... - На Руси был широко распространен культ святой Варвары, принявшей мучения за веру в финикийском городе Гелиополе при императоре Максимиане около 306 г. Тело святой было погребено в Гелиополе, а затем перенесено в Константинополь, где для этого был построен храм Святой Варвары. На Русь мощи Варвары были принесены в 1108 г. дочерью византийского императора Алексея Комнина Варварой, вышедшей замуж за киевского князя Святополка Изяславича, и положены в Михайловском Златоверхом монастыре.
  
   К л. 16. Нижний город - Подол, один из древних районов Киева, расположенный в прибрежной низине между устьем реки Почайны и стопами холмов Щековицы, Замкового, Старокиевского. В XVII - начале XVIII в. на Подоле помещались магистрат, Киевское братство, Киевская академия; здесь селились ремесленники и торговцы.
  
   К л. 16 об. ...мостовщины берут с воза по два алтына, а с порозжей - по шти денегъ, а с пешего - по копѣйки. - Мостовщина - пошлина за проезд по мосту вне города, селения. Деньга (московка) - монета определенного достоинства (0,34 г серебра), после унификации монетной системы в XVI в. стала основной денежной единицей в Русском государстве. В начале XVIII столетия копейка - 2 деньги, алтын - 6 денег.
   В Киевѣ школниковъ очинъ много... - Речь идет об учащихся Киевской академии. Киево-Могилянская академия (1632-1817) - первое высшее учебное заведение на Украине, созданное на базе школы Киево-Богоявленского братства и школы при Киево-Печерской лавре, которая была основана в 1631 г. Петром Могилой. В ХVII-ХVIII вв. Киевская академия являлась крупнейшим образовательным и научно-культурным центром Украины, Белоруссии и России.
  
   К л. 17. ...церковь древяная вѣтха во имя святаго апостола Андрея Первозванного. - Андрей - один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Первозванным его называют потому, что он был призван Иисусом ранее брата Петра, с которым занимался ловлей рыбы в Капернауме, на Галилейском озере (Мф. 4, 18-20; см. также: Мр. 13, 3; Иоан. 1, 40-41; 6, 8-14; 12, 20-22). Апостол Андрей проповедовал христианство среди народов, населявших берега Черного моря. По легенде, зафиксированной летописцем в "Повести временных лет", в I в. апостол Андрей побывал на месте будущего Киева и водрузил крест на холме, который с тех пор называют Андреевской горкой. В XI в. на этом месте был основан Андреевский монастырь, где в 1212 г. князь Мстислав Удалой приказал построить Крестовоздвиженскую церковь, просуществовавшую до 1560 г. Позднее здесь воздвигались деревянные церкви, одну из которых осматривал русский паломник. Знаменитый Андреевский собор, один из шедевров архитектуры XVIII в., был построен в 1749-1754 гг. по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли.
   ...в праздникъ Стрѣтения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа... - Сретение Господне - христианский праздник, который отмечается на сороковой день после Рождества Христова (2 февраля) в память о встрече Христа и Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме, куда Богоматерь принесла Младенца для совершения жертвоприношения Богу за свое очищение и для выкупа первенца (подробнее см.: Рубан Ю.М. Сретение Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994).
   Печерский монастырь - сказание об основании монастыря читается в "Повести временных лет" по 1051 г. и входит в состав Киево-Печерского патерика. Монастырь был основан святым Антонием и вначале был пещерным, в наземный и общежительный превращен во время игуменства Феодосия. В Х²-Х²² вв. монастырь являлся центром распространения христианства на Руси, играл большую роль в общественно-политической и культурной жизни Киевского государства, был крупнейшим центром древнерусской книжности, литературы и искусства.
   ...пришли в соборную церковь, и помолилися чюдотворному образу. - Икона "Успение Богородицы" была, согласно преданию, привезена в Киев из Константинополя греческими мастерами, строившими Успенский собор в Печерском монастыре. Об этом рассказывается в "Слове о создании церкви Печерской" владимиро-суздальского епископа Симона, которое входит в состав Киево-Печерского патерика.
   ...пошли во Антониеву пещеру... - Речь идет о Ближних пещерах, подземном комплексе под территорией Киево-Печерского монастыря, известном с XI в. и включавшем три подземные церкви (Антониевскую, Варлаамовскую, Введенскую) и 73 захоронения. Здесь покоились мощи летописца Нестора, составителей Киево-Печерского патерика Симона и Поликарпа, древнерусского художника Алимпия, а также самого Антония (ум. 1072/1073), основателя Печерского монастыря.
  
   К л. 17 об. Видѣхом храбраго воина Илию Муромца в неистлѣнии... - Одно из захоронений в Антониевых пещерах было связано с именем Ильи Муромца (Чеботка) - богатыря, защитника Киевского государства, героя русских былин. Причислен к лику святых русской православной церкви, день празднования памяти - 19 декабря.
   Феодорит Блаженный - епископ Кирский (ум. 457), известный богослов и писатель, автор антиеретических сочинений и "Истории церкви". Ему приписывают авторство "Слова о крестном знамении" - памятника древнерусской письменности, который входит в сборник соловецкого архимандрита Дионисия (1460). В "Феодоритовом слове" доказывалась важность с точки зрения православной догматики сложения перстов: в ранних редакциях произведения - троеперстия, в поздних (ХVI-XVII вв.) - двуперстия. "Слово" использовалось старообрядцами в полемике с официальной церковью как одно из главных свидетельств в пользу каноничности двуперстного крестного знамения.
   Максим Грек - в миру Михаил Триволис (ок. 1470-1555/1556), переводчик, писатель, публицист. Он приехал в Москву с Афона по просьбе великого князя Василия III для перевода церковных книг. Энциклопедизм знаний и гуманистическая направленность творчества привлекали к Максиму Греку образованнейшие круги русского общества, однако многое в его мировоззрении, новых принципах переводческой и литературной деятельности вызывало недоверие и неприятие. На церковных соборах 1525 и 1531 гг. Максим Грек был обвинен в ереси и порче богослужебных книг. Находился в заточении в Иосифо-Волоколамском, Тверском Отроче монастырях, затем в Троице-Сергиевой лавре, где и умер. Причислен к лику святых, пользовался большим авторитетом в старообрядческой среде. В начале XVIII в. старообрядцем С.Ф. Моховиковым было составлено пространное житие святого. Из сочинений Максима Грека среди старообрядцев особо популярными были два - о сугубой аллилуйи и о двуперстном крестном знамении.
   Преподобный Иосиф - монах Киево-Печерской лавры, живший в XIV в. и причисленный к лику местночтимых святых, память - 28 августа.
  
   К л. 18. ...дванадесятъ церковныхъ мастеровъ... ихже сама Пресвятая Богородица послала из Царяграда в Киевъ. - По преданию, греческие мастера, строившие и расписывавшие Успенский собор, стали монахами Киево-Печерского монастыря и после смерти были погребены в церковном приделе, где долгое время хранились как реликвии их свиты и книги, о чем рассказывает "Слово о создании церкви Печерской" Симона, входящее в состав Киево-Печерского патерика.
   ...пили воду съ Маркова креста... - Марк Пещерник - монах Киево-Печерского монастыря, живший в XI в. и выполнявший обязанности гробокопателя; причислен к лику святых, память - 29 декабря. "Слово о Марке Пещернике", созданное Поликарпом, входит в состав Киево-Печерского патерика.
  
   К л. 18 об. ...пошли в Феодосиеву пещеру. - Речь идет о Дальних пещерах, пещерном лабиринте под территорией Киево-Печерского монастыря протяженностью около 280 м с тремя подземными церквами (Рождества Богородицы, Феодосьевская, Благовещенская) и 45 захоронениями. Феодосий - один из основателей Киево-Печерского монастыря и его игумен (1062-1074). Житие Феодосия Печерского было написано Нестором в конце XI в. или в начале XII в., до канонизации святого (1108); оно послужило одним из основных источников Киево-Печерского патерика и позднее вошло в его состав.
   ...мощи святыя Иулиании-княжны... - Согласно первой версии, речь может идти о Юлиании - дочери великого князя тверского Александра Михайловича, которая была замужем за литовским князем Ольгердом Гедиминовичем. После смерти мужа она постриглась в монахини под именем Марины, умерла в 1399 г. и была погребена в Киевских пещерах. По второй версии, это может быть княжна Юлиания Ольшанская, жившая в первой половине XVI в. и умершая в возрасте 60 лет. Мощи Юлиании Ольшанской были обретены при архимандрите Киево-Печерского монастыря Елисее Плетенецком (1599-1624), когда у стены Успенского собора копали могилу. Канонизация святой состоялась в XVII в. при киевском митрополите Петре Могиле. Мощи святой, обгоревшие при пожаре 1718 г., были положены в Антониевой пещере. См.: Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. С. 660-661, 675.
   ...строения короля Жигимонта... - Сигизмунд III (1566-1632), король Речи Посполитой и великий князь Литовский, происходил из династии Ваза, воспитывался иезуитами. В 1592-1599 гг. был по совместительству королем Швеции, но лишился престола из-за недовольства его политикой шведского протестантского дворянства. Вел активную католизацию Украины и Белоруссии, опираясь на решения Брестской унии 1596 г. Оказывал поддержку Дмитрию Самозванцу (1604-1605), в 1609 г. осадил Смоленск и начал боевые действия против "московитов", закончившиеся изгнанием интервентов из России в 1618 г. В период, когда Украина находилась под властью Польши, вел интенсивное строительство в Киево-Печерском монастыре.
   ...изваян ис камяни князь Костентин Острожски... - Князь Константин Иванович Острожский был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря в 1579 г. Надгробие, высеченное из розового мрамора, представляло фигуру средневекового рыцаря, лежащего на смертном одре - гробнице, поддерживаемой львами.
  
   К л. 19. ...да делают же полату друкарную, где книги печатают. - В Киево-Печерской лавре типография появилась в 1615 г. Сначала она размещалась в маленьком деревянном строении. В 1701 г. на этом месте был возведен большой кирпичный корпус. В 1718 г. типография сгорела, но спустя четыре года ее восстановили. В 1772-1773 гг. архитектор Шарль де Шардон надстроил второй этаж здания типографии.
  
   К л. 19 об. ...пошли ис Киева в Лядскую землю... - Лядская земля - территория польско-литовского государства Речи Посполитой. В XVII в. между Речью Посполитой и Османской империей шли войны за обладание украинскими землями. По решению Карловицкого конгресса 1698-1699 гг. к Польше отошла часть Правобережной Украины и Подолия.
   ...городок, именем Белогородской... - Белгород (Киевский) известен с 980 г., основан князем Владимиром I, упоминается в "Повести временных лет" (сказание о белгородском киселе и др.). В Х-XIII вв. город-крепость, центр удельного княжества (XII в.), великокняжеская резиденция (конец XII в.). После монголо-татарского нашествия запустел, стал возрождаться в XVII в.; в начале XVIII столетия был небольшим укрепленным пунктом; ныне городище в селе Белгородка Киевской области.
  
   К л. 20. Мыто - пошлина за проезд и провоз товаров. Знак мытной избы - колесо.
   ...та Белогородка монастырская, Софейского монастыря... - В 1637 г. при митрополите Петре Могиле церковь Святой Софии в Киеве была преобразована в Спасо-Софийский мужской монастырь, имевший свои земельные владения и существовавший до 1787 г.
   Фастов - известен с 1390 г.; ныне город в Киевской области на Украине.
   ...полковникъ Палей... - Семен Филиппович Палий (Гурко) (40-е гг. XVII в. - 1710) - руководитель украинского правобережного казачества и крестьянства в освободительной борьбе против Польши. Был оклеветан Мазепой и в 1705-1708 гг. находился в ссылке в Томске. В 1709 г. принимал участие в Полтавском сражении.
  
   К л. 20 об. Мясные заговины - последний день мясоеда, воскресенье перед масленицей.
   Наволочь - в XVI в. был собственностью основателя Запорожской Сечи Евстафия Дашкевича; до середины XVII в. являлся одним из важнейших городов Украины; ныне это село в Житомирской области.
  
   К л. 21. Петровское кружало - кабак на улице Петровка в Москве.
   Сырная неделя - Сыропустная, Масленая неделя - последняя неделя перед Великим постом, когда запрещается есть мясо, но дозволяется сыр и масло.
  
   К л. 21 об. ...разорено да развоевано от крымцов. - Крымцы - крымские татары. Крымское ханство являлось очагом опустошительных вторжений на южные русские и украинские земли. Так, например, в 1692 г. татары разорили окрестности Немирова, Винницы, сожгли десятки местечек и сел на Правобережье, причинили большой ущерб населению Левобережной Украины. Против Крымского ханства были направлены походы русской армии в 1687 и 1689 гг.; в 1690-е годы походы казаков против татар возглавлял фастовский полковник Семен Палий; самый крупный поход украинских казаков в пределы Крымского ханства состоялся в 1694 г., им руководил черниговский полковник Я. Лизогуб.
   ...город ляцкой Немерово... - Немиров, согласно польским историческим источникам, основан в 1331 г. великим князем Ольгердом, отвоевавшим эту территорию у татар. В XVII в. принадлежал польскому магнату князю Иеремии Вишневецкому; в 1648 г. был разорен уманским полковником Иваном Ганжой; в 1672-1699 гг. находился под властью Турции. Ныне это поселок в Винницкой области на Украине.
  
   К л. 22. Хрящ - самый грубый и толстый холст.
   Аршин - старинная мера длины, в XVIII в. соответствовала 0, 71 м.
   ...от Сорокина... - Сороки - в XVI в. город-крепость на реке Днестр, позднее утративший свое оборонное значение; расположен на территории современной Молдавии.
  
   К л. 22 об. ...какъ мир стал... - Имеется в виду Константинопольский мирный договор, заключенный в июле 1700 г. в Стамбуле между Россией и Турцией. Договор о перемирии сроком на 30 лет был подписан чрезвычайными посланниками думным дьяком Е.И. Украинцовым и дьяком И.П. Чередеевым (Россия) и великим визирем Махметом Эффенди и его секретарем Александром Шкарлатом (Турция). Согласно договору, за Россией остался Азов с прилегающими землями и городками (ст. 4), отменялась ежегодная дань России крымскому хану (ст. 8). Оттоманская Порта обязывалась срыть военные укрепления и разрушить крепости в Поднепровье (ст. 2); стороны договорились не строить новых военных укреплений в пограничной полосе и не допускать вооруженных набегов. Константинопольский мирный договор предусматривал обмен и освобождение "полонянников" (ст. 9). Кроме этого, Турция должна была гарантировать свободное путешествие в Иерусалим русским паломникам (ст. 12), а также предоставить России право держать в Стамбуле своего посла на равных правах с другими державами.
  
   К л. 23. ...шли на Яси. - Яссы - ныне город в Румынии.
  
   К л. 23 об. Четверик - старинная мера сыпучих тел, составлявшая восьмую часть четверти; в XVII в. четверть равнялась 8,5 пуда, четверик - 16,6 кг.
  
   К л. 24. ...от господаря воложскаго... - Речь идет о Константине Дуке, который был господарем Молдавии в 1693-1696, 1701-1703 гг. В годы правления Константина, сына господаря Георгия Дуки, усилилась борьба между боярскими группировками, были введены новые налоги, что разоряло страну и привело к росту гайдуцкого движения. При Константине Дуке была предпринята попытка установления торговых отношений с Россией.
  
   К л. 24 об. ...посол московской, князь Дмитрей Михайловичъ... - Дмитрий Михайлович Голицын (1665-1737) - русский государственный деятель петровской эпохи. Происходил из древнего княжеского рода Гедиминовичей, с 1686 г. - комнатный стольник царевича Петра Алексеевича, с 1694 г. - капитан Преображенского полка. В 1697 г. Д.М. Голицын был отправлен за границу "для науки воинских дел", изучал навигацию в Италии. С 1701 г. являлся чрезвычайным послом России в Стамбуле, добивался у Турции согласия на свободное плавание русских кораблей по Черному морю. Был воеводой (с 1707) и губернатором (с 1711) Киева, президентом Камер-коллегии и сенатором (с 1718). В 1726 г. стал одним из организаторов Верховного тайного совета, президентом Коммерц-коллегии, содействовал воцарению Анны Иоанновны, однако в 1737 г. был лишен чинов и званий, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где умер.
  
   К л. 25. ...ко другой реке... - Речь идет о реке Жижия, притоке Прута.
   Неделя православия - воскресенье в конце первой недели Великого поста (Сборная неделя, Сбор чистой недели). Праздник установлен в первой половине IX в. в Византии в честь победы православной церкви над ересями.

Другие авторы
  • Фофанов Константин Михайлович
  • Гиацинтов Владимир Егорович
  • Верхарн Эмиль
  • Красов Василий Иванович
  • Карамзин Н. М.
  • Сухомлинов Владимир Александрович
  • Радклиф Анна
  • Цомакион Анна Ивановна
  • Лернер Николай Осипович
  • Римский-Корсаков Александр Яковлевич
  • Другие произведения
  • Лившиц Бенедикт Константинович - Лившиц Б. К.: Биографическая справка
  • Ауслендер Сергей Абрамович - Петербургские театры
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Виндсорские кумушки. Комедия в пяти действиях Шекспира...
  • Соколов Николай Афанасьевич - Боярин Ногай-Злобный
  • Соловьев Сергей Михайлович - История падения Польши
  • Полевой Николай Алексеевич - Святочные рассказы
  • Полонский Яков Петрович - Рассказ вдовы
  • Юшкевич Семен Соломонович - Пленница из белого домика
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Новое искусство
  • Губер Борис Андреевич - Бабы придумали
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа