Главная » Книги

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703), Страница 36

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703)



дворе, построенном в 1641 г. напротив Кремля и украшенном изразцами и каменной резьбой.
   ...торжаманъ Александра... - Александр Маврокордато (Шкарлат) (1637-1709) - грек, который в течение почти 40 лет был великим "торжаманом" (переводчиком) Оттоманской Порты, оставаясь христианином. Образование получил в университетах Рима и Падуи, специализировался по философии, праву и медицине; был профессором риторики в греческой школе в Фенаре, районе Стамбула; владел турецким, греческим, итальянским, латинским, французским языками. Был ловким политиком и опытным дипломатом, принимал участие в Карловицком мирном конгрессе 1699 г.
  
   К л. 78. ...стоит у реки... - Речь идет о реке Марица.
   ...патриархъ Иеросалимской... - Имеется в виду Досифей II Нотара (1641-1707), патриарх Иерусалима с 1699 г. Он являлся инициатором проведения Иерусалимского собора 1672 г., где было выработано исповедание веры - один из важнейших доктринальных документов православной церкви. В своей политике ориентировался на Россию и находился в тесных контактах с правительством Петра I, помогая русским дипломатам советами и сообщая им сведения, составлявшие государственную тайну. Известен как церковный писатель, автор "Истории иерусалимских патриархов".
  
   К л. 79. ...противо Кумъкопѣйскихъ воротъ. - Кум-Капейские ворота Стамбула выходили к Мраморному морю и рейду, на котором стояли корабли.
   Сидельцы - люди, торгующие от хозяина, по договоренности с купцом.
   ...городокъ Калиполя. - Речь идет о городе Галлиполи, который расположен на европейским берегу у входа в пролив Дарданеллы из Мраморного моря; ныне город Гелиболу в Турции.
  
   К л. 79 об. ...в городокъ Костели Старыя. - Ныне город Калитбахир в Турции, расположенный на берегу пролива Дарданеллы.
   ...сей городокъ, Новыя Костели... - Ныне город Чанаккале в Турции, расположенный на берегу пролива Дарданеллы.
   ...под Святыя горы. - Имеется в виду один из выступов полуострова Халкедон в Греции, где находится гора Афон. Афон - своеобразная монашеская республика, состоящая из более двух десятков мужских монастырей, первый из которых был основан в 962 г. греком Афанасием. Первый русский (Пантелеймонов) монастырь на Афоне возник в 1172 г.
   ...во град Сокиз. - Ныне город Хиос в Греции, расположенный на одноименном острове в Эгейском море.
  
   К л. 80. ...а городовыя стѣны всѣ от француза разбиты, какъ онъ ево брал... - Видимо, речь идет о венециано-турецких войнах ХV-ХV²² вв., которые были вызваны мусульманской экспансией на Балканах и в Восточном Средиземноморье. Войны 1463-1479, 1499-1502, 1538-1540, 1570-1573, 1645-1649, 1684-1699 гг. велились, в основном, за обладание островами Эгейского и Средиземного морей.
  
   К л. 80 об. ...в городокъ Сенъбаки. - Возможно, имеется в виду город Сими, главный населенный пункт одноименного острова в Эгейском море.
  
   К л. 81. ...всѣхъ тутъ cap домы и жены... - Словом "сары" русские называли работников на корабле, матросов-иностранцев.
   ...пшеницы пол-осминки... - Осьминка (осмина) - мера сыпучих тел, равная одной восьмой части кади, или половине четверти; в разных местах и в разное время реальная величина осмины колебалась от 1,75 до 2,5 пуда.
   ...градъ Родозъ... - Ныне город Родос в Греции, расположенный на одноименном острове в Эгейском море, один из центров античной философии, науки и искусства.
  
   К л. 81 об. ...пришли к Нилу-реки, что из рая течетъ... - Нил - главная река Египта, которую в античности рассматривали как границу между Азией и Африкой, почитали как священную реку. Относительно истоков Нила у древних греков существовали различные представления; согласно одной из версий, начало реки находилось где-то на Востоке, в Индии. Для отыскания истоков Нила императором Нероном была снаряжена экспедиция, но она не смогла преодолеть заболоченную местность в районе Бахр-эль-Джебель. В христианскую эпоху Нил часто отождествлялся с рекой Эдема Геон (Гихон). Это представление о Ниле, вытекающем из рая, у русского паломника могло сформироваться под влиянием народных легенд и произведений апокрифической литературы.
   ...а имя ему Рохидъ... - Ныне город Рашид в Египте, расположенный в дельте Нила.
  
   К л. 84. ...до Домяты, до другой пристани... - Думьят - город-порт в Египте на берегу Нила близ впадения его в Средиземное море.
  
   К л. 85. Александрия - город, основанный в 332-331 гг. до н.э. Александром Македонским; при Птолемеях (305-30 гг. до н.э.) был столицей Египта и центром эллинистической культуры, позднее стал одним из главных центров раннего христианства; в VII в. город перешел под власть арабов. Ныне Александрия (араб. Аль-Искандария) - город в Египте, крупный порт на побережье Средиземного моря.
  
   К л. 87. ...во град Втоломаиду, а турецкое именование Акри. - Акра - город на берегу Средиземного моря, древняя Птолемаида. Позднее город попал под власть мусульман.
   ...до Фаворския горы... - Гора Фавор расположена недалеко от Назарета и связана со многими замечательными событиями библейской истории, главное из которых - Преображение Господне. Согласно евангельскому тексту, Христос с учениками взошел на высокую гору помолиться и преобразился: "просияло лицо его, как солнце, одежды же его сдѣлались бѣлыми, как свѣт" (Мф. 17, 1-2; Мр. 9, 2-3; Лк. 9, 28-29). Святой Еленой на Фаворской горе был воздвигнут храм во имя свидетелей этого чуда - апостолов Иоанна, Петра и Иакова; в VIII в. здесь возник монастырь, разрушенный арабами в XIII столетии.
   Назарет - город в Галилее, известный тем, что здесь жил Иосиф Обручник, здесь Деве Марии было Благовещение о рождении Христа, здесь долгое время жил Иисус, за что был прозван Назарянином.
  
   К л. 87 об. ...гора Кормилская, гдѣ Илия заклал жерцов идолскихъ Езавелиныхъ. - Кармил - одна из гор в Палестине, отличавшаяся своей красотой и плодородием, имела много пещер и гротов и, по преданию, служила местопребыванием пророков Илии и Елисея. Здесь пророк Илия низвел огонь с неба на приготовленную жертву, посрамив жрецов Ваала, которым покровительствовала Иезавель, жена царя Ахава, и "заклал" их на берегу потока Киссон (3 Цар. 18, 19^0). Здесь Илия испросил дождь на землю после трехлетней засухи. Существует легенда, что пещеру пророка на горе Кармил посещала Богородица с младенцем Иисусом.
   ...потокъ Киссовъ... - Речь идет о потоке Киссон в Палестине, который берет начало у горы Фавор, проходит мимо горы Кармил и впадает в Средиземное море.
  
   К л. 88. Когда-де турокъ под етот город приступал... - Имеется в виду завоевание турками города Акко (Акра, Птолемаида), которое относится к 1517 г.
  
   К л. 88 об. ...к Воздвижиниеву дни... - Воздвижение - церковный праздник Воздвижения Креста Господня, отмечается 14 сентября.
  
   К л. 89. ...пошли в Вифсаиду-град... - Ныне город и порт Сайда в Ливане на берегу Средиземного моря.
  
   К л. 90 об. ...пришли ко граду Иопии, а по-турецки проименованъ Яфа... - Иоппия (Яффа) - город и порт на восточном побережье Средиземного моря; в средние века был одним из важных торговых и культурных центров палестинских арабов; с 1949 г. является частью города Тель-Авив, столицы Израиля.
   ...Петръ-апостол пребывал у Симона Усмаря. - Симон Усмаръ (кожевник) - христианин из Иоппии, в доме которого, расположенном у моря, жил апостол Петр до того, как он был призван для проповеди Евангелия в Кесарии (Деян. 9, 43; 10, 6).
  
   К л. 91. Прислалъ по нас бей-турчанинъ... - Бей - титул турецких военачальников и сановников; должностное лицо, распорядитель.
   ...ферманъ салтанской... - Фирман - письменный указ султана; давался немногим паломникам по особому ходатайству посланника; с фирманом по христианскому Востоку, кроме автора "Хождения", путешествовали Андрей Игнатьев (1707), Ипполит Вишенский (1707-1709) и Варлаам Леницкий (1712-1714).
  
   К л. 91 об. Синайская гора (Джебель-Муса) - библейская гора Хорив на Синайском полуострове. При этой горе было явление Бога Моисею в купине горящей и несгораемой; здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы; здесь Господь изрек Закон Израилю (Исх. 3; 4; 17 и др.).
  
   К л. 92. ...разбойники - Малтийскаго острова немцы... - На острове Мальта в XVI в. утвердился католический рыцарский орден иоаннитов (Мальтийский орден), который вел активные боевые действия против турецкого флота в Средиземном море. Мальтийский флот занимался и пиратством: грабил торговые суда Османской империи, совершал нападения на прибрежные селения и небольшие городки; брал пленников, превращая их в гребцов на галерах. Немцами на Руси называли иноземцев западноевропейского происхождения.
  
   К л. 92 об. ...после Покрова... - Покров Богородицы - праздник, который православная церковь отмечает 1 октября.
   ...в город Ромелъ... - Ныне город Рамла в Иордании.
  
   К л. 93 об. ...что в чюдесех святаго Георгия... - Георгий Победоносец - каппадокиец, знатный воин, за проповедь христианства был обезглавлен в Никомидии около 303 г. Это один из наиболее почитаемых христианских святых-великомучеников, культ которого складывается уже в ²V-V вв. Святому Георгию посвящены многочисленные народные легенды, апокрифические сказания и духовные стихи. Кроме "Жития Георгия Победоносца", читающегося в Прологах под 23 апреля, в древнерусской письменности широкое распространение получил цикл посмертных "чудес" святого Георгия, созданный на болгаро-византийской почве и переведенный, видимо, еще в Киевскую эпоху. Самостоятельное хождение имели отдельные повести этого цикла: "О Филофее, сыну попове, егоже принесе святый на праздник свой от срацын" (чудо 1-е), "О пастусе, егоже змие уяде" (чудо 7-е), "О кресте и болгарине" и "О жене" (чудеса 4-е и 5-е).
  
   К л. 94. Киот - специально устроенное вместилище для икон, иногда створчатая рама или шкафчик со стеклянными дверцами.
  
   К л. 96. ...град Лида... - Имеется в виду город Лидда (Лод), расположенный на Саронской равнине на юго-востоке от Иоппии в Палестине. Здесь рано возникла христианская община: когда апостол Петр исцелил расслабленного Энея, то жители города приняли христианство (Деян. 9, 32-35). Здесь, по преданию, провел детские годы и был погребен святой Георгий.
  
   К л. 96 об. Часовник - богослужебная книга, содержащая тексты ежедневных служб: утрени, полунощницы, часов с междочасием, вечерни и др.
  
   К л. 98 об. ...до села Еммауса, гдѣ Христосъ явился Луце и Клеопѣ. - Эммаус - древний город в Аялонской долине на пути из Иоппии в Иерусалим. Согласно рассказам евангелистов Луки и Марка, здесь произошла встреча двух учеников Луки и Клеопы с воскресшим Христом. Ученики поняли, кто их спутник, лишь после того, как он, благословив, разломил и подал им хлеб, а затем стал невидим (Лк. 24, 13-35; Мр. 16, 12-13). Библейским Эммаусом считают селение Амвас в 12 км от Лидды (Лода).
  
   К л. 99. ...то строение царя Констянтина. - Константин Великий (Флавий Валерий Константин) - римский император (III-IV вв.), утвердивший христианство как официальную религию, причислен церковью к лику святых, память отмечается 21 мая.
  
   К л. 100. Дом Давидов - одна из цитаделей Иерусалима, башня, примыкавшая к дому или замку Давида, царя Израильско-Иудейского государства (конец XI - первая половина X в. до н.э.). Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство со столицей в Иерусалиме.
  
   К л. 100 об. ...Великой монастырь патриаршей греческой... - Речь идет о старой патриархии, которая находилась в монастыре Святой Феклы и примыкала к церкви Воскресения.
   ...армяне - в монастырь Иякова, брата Божия. - Евангелия от Матфея (13, 55-56) и от Марка (6, 3) упоминают как братьев Иисуса Христа Иакова, Иосию, Симона и Иуду (всего братьев и сестер у Христа было шесть). По преданиям, получившим отражение в византийской литературе, это были дети Иосифа, которых родила ему Мария Клеопова - вдова его бездетного брата Клеопы, взятая им в жены согласно еврейскому закону. Известно, что армянам в Иерусалиме принадлежала церковь не Иакова, брата Божия, а святого апостола Иакова Заведеова, которая находилась неподалеку от башни Давида. На этом месте был замучен апостол Иаков, брат Иоанна Богослова, казненный по приказу Ирода Агриппы. В XI в. грузинский царь Георгий Куропалат соорудил здесь церковь, которая в XVI в. перешла во владение армян.
   ...ударили в кандею... - Кандея - металлический сосуд наподобие небольшой чаши, на ножке с поддоном, часто употребляемый как колокольчик.
   Великая церковь - церковь Воскресения Христова в Иерусалиме, главный храм христианского мира. По преданию, церковь была заложена в IV в. царицей Еленой, в XI в. разрушена и вновь возведена, в XII столетии перестроена крестоносцами. В храме находится главная святыня христиан - Гроб Иисуса Христа.
   Голгофа - в древности это холм в окрестностях Иерусалима, где был, по преданию, распят Иисус Христос и погребен Адам. Позднее Голгофа вошла в состав города и стала частью храмового комплекса церкви Воскресения Христова. В настоящее время на Голгофе сохранилось две церкви: православная и католическая. Алтарь греческого храма расположен там, где стоял Крест Господень. Справа от этой церкви находится придел Гвоздей Господних с католическим престолом, отмечающим место, где с Иисуса Христа сняли одежды и пригвоздили ко Кресту. Под Голгофой располагается могильная пещера праотца Адама.
   Елеонская гора - называется также Маслинной, находится на востоке от Иерусалима, отделена от города потоком Кедрон. С Елеонской горой связано много евангельских преданий: сюда Христос любил удаляться для ночной молитвы, здесь он провел ночь перед предательством Иуды, с этой горы вознесся на небо.
   Вифлеем - город в Палестине недалеко от Иерусалима, известный как родина царя Давида и Иисуса Христа; ныне город Бейт-Лахм.
   Обитель Саввы Освященного - знаменитая палестинская лавра, расположенная недалеко от Иерусалима. Была основана в конце V - начале VI в. монахом Саввой (ум. 532) и получила его имя.
  
   К л. 101. Содомское море - Мертвое море, бессточное соленое озеро, находящееся на территории Иордании и Израиля. Мертвое море предельно насыщено солями, на дне и берегах его находятся асфальтовые вещества, которыми пользовались египтяне при бальзамировании мумий. По библейским преданиям, на месте Мертвого моря находилась плодородная долина Сиддим с городами Содом и Гоморра, жители которых были наказаны Богом за грехи: "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем сѣру и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всѣх жителей..." (Быт. 19, 24-25).
   Иордан - река в Палестине, которая берет начало в хребте Хермон, впадает в Мертвое море; в Иордане крестился Иисус Христос.
   ...и увидели пределъ... - Придел - особый алтарь в православном храме, отделенный от главного; необходим для того, чтобы в один день можно было несколько раз (по числу приделов) совершать литургию.
  
   К л. 102. ...церковь царя Констянтина и матере его Елены... - Речь идет об одном из приделов церкви Воскресения Христова, который был сооружен по повелению царя Константина (с 306 г. - "август", в 324-337 гг. - римский император). Его мать - императрица Елена (ум. 327) являлась инициатором церковного строительства в Святой земле. Константин и Елена почитаются как святые, потому что способствовали утверждению христианства в качестве господствующей религии.
   ...когда явился Марии Могдалыни. - Мария из города Магдалы вела развратный образ жизни, но после исцеления Христом от "семи бесов" стала последовательницей христианского учения. Она присутствовала при распятии и погребении Иисуса Христа; ей первой явился воскресший Спаситель (Иоан. 19, 25; 20, 11-17; Мф. 27, 56, 61; 28, 1-10). По преданию, проповедовала Евангелие в Риме; после кончины была погребена в Эфесе, откуда ее мощи в IX в. перенесли в Царьград. Причислена к лику равноапостольных святых, память празднуется 22 июля.
   Мария Египетская - одна из самых почитаемых христианских святых. В молодости была блудницей, потом совершила паломничество в Иерусалим и сделалась ревностной христианкой; сорок семь лет она провела в покаянии, живя в пустыне за рекою Иордан. Память святой, жившей в V-V² вв., церковь отмечает 1 апреля. "Житие Марии Египетской", создание которого приписывается иерусалимскому патриарху Софронию (VII в.), - широко распространенное в древнерусской книжности переводное произведение, с XIV в. постоянно входившее в состав агиографических сборников.
   ...повѣли нас до Авраамовой церкви. - Речь идет о приделе Авраама Праведного в церкви Двенадцати апостолов, расположенной недалеко от иерусалимского Воскресенского собора.
   ...гдѣ Исакъ стоял связанъ, когда его Авраам хотел заклать. - Авраам - ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. В Библии рассказывается о том, как Авраам, чтобы доказать силу своей веры, был готов принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он уже взял в руку нож, чтобы заколоть сына, его остановил голос ангела с неба. Тогда Авраам принес в жертву барана, запутавшегося в чаще рогами (Быт. 22, 1-14). Согласно апокрифической легенде, жертвоприношение происходило на Голгофе.
  
   К л. 103. ...монастырь Святаго пророка Илии, где попалил огнем пятидесятницу. - Илия, один из ветхозаветных пророков, взятый живым на небо, предрек царю Охозии за его нечестивую жизнь скорую смерть. Дважды царь посылал своих пятидесятников, чтобы они схватили пророка, но оба раза отряды были попалены небесным огнем. Вместе с третьим пятидесятником, который был пощажен, Илия отправился к царю и повторил над постелью больного Охозии смертный приговор, вынесенный ему Богом (4 Цар. 1, 1-17).
   ...гробъ Рахилинъ, матери Иосифа Прекрасного... - Речь идет о надгробном памятнике на могиле Рахили, второй жены патриарха Иакова, которая умерла в пути во время родов (Быт. 35, 16-20). Иосиф Прекрасный - сын Иакова и Рахили; проданный братьями в рабство, Иосиф попал в Египет, где прославился мудростью и стал одним из правителей (Быт. 37-50).
   ...когда Пресвятая Богородица бѣжала во Египетъ от Ирода-царя... - Ирод I Великий - правитель Галилеи (с 47 г. до н.э.) и царь Иудеи (с 40 г. до н.э.). После известия волхвов о рождении Христа он приказал уничтожить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. По преданию, истреблению подверглось 14 тысяч младенцев, среди которых был сын самого царя. Сбылось предсказание пророка Иеремии: в Вифлееме был слышен "плач, и рыдание, и вопль великий" (Иер. 31, 15; Мф. 2, 1-18). Богородица с младенцем Христом и Иосифом Обручником, которому во сне явился ангел и предупредил об опасности, бежала в Египет. За жестокость Ирод был вскоре наказан страшной смертью в Иерихоне: пораженный тяжелой болезнью, он был заживо съеден червями.
   Ефрафа - первоначально древнее название Вифлеема; здесь - селение недалеко от Вифлеема, жители которого с радостью и верой приняли весть о рождении Христа.
   ...церковь узорочна Рожество Христово... - По свидетельству евангелиста Луки, родители Христа, прибыв в Вифлеем, не нашли места в гостинице, поэтому расположились на отдых в пещере, где родился Христос и был в пеленах положен в ясли. Над этой пещерой царицей Еленой в 323 г. был построен храм Рождества, украшенный в VI в. византийским императором Юстинианом I (527-565). Место рождения Спасителя обложено мрамором и отмечено серебряной звездой. Храм Рождества Христова со всех сторон окружен зданиями греческого, армянского и католического монастырей.
   ...турокъ у грекъ отнял да французом отдалъ... - Первоначально церковью Рождества Христова владели греки, затем "французы-папежцы". В Иерусалиме и Палестине шла постоянная борьба между греческой, армянской и католической церквами за обладание "святыми местами". Традиционно первенствовали православные греки, что было обусловлено конфликтами между мусульманами и католиками, начало которых восходит к временам первых крестовых походов. Усиление влияния "латинян" началось с 1683 г., когда в войну с Турцией вступила Священная лига, в которую входили Австрия, Венеция, Польша, а с 1686 г. и Россия. Франция обещала Турции помощь, но одним из условий поставила признание ее первенства в "святых местах". В 1689 г. султан издал указ, согласно которому все святыни Палестины и Иерусалима, когда-то принадлежавшие католикам, но затем перешедшие к православным грекам, армянам-григорианцам и коптам, были возвращены "французам-папежцам".
  
   К л. 104 об. ...посадил Лотъ три главни... и поливал то древо по повелению Авраамову. - Лот - библейский персонаж, племянник Авраама. Во время наказания за грехи жителей городов Содома и Гоморры Бог пощадил семью праведника Лота. Жена Лота при бегстве из Содома нарушила запрет, оглянулась и превратилась в соляной столб. Дочери Лота, считая, что только они с отцом остались живыми на земле, напоили Лота вином и вступили с ним в связь, в результате чего появились на свет Моав и Аммон (Быт. 19). Автор "Хождения" использует апокрифы о Крестном древе. Согласно одной из легенд, Сиф, сын Адама, в память об отце зажег древо, изнесенное из рая ангелом. Авраам послал к огню Лота, который в искупление своего греха посадил три головни и вырастил из них древо. Люди поклонялись этому древу как чудотворному, и позднее именно из него был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа.
   ...когда Соломонъ стал строить Святая Святыхъ... - Соломон - сын царя Давида, царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 гг. до н.э., в период его наивысшего расцвета; при нем был построен Иерусалимский храм; ему приписывается авторство ряда библейских книг ("Песнь Песней"; "Экклесиаст, или Проповедник"; "Притчи"). История царя Соломона, в том числе и рассказ о постройке Иерусалимского храма, излагается в 3 Книге Царств и 2 Книге Паралипоменон. Халифом Омаром I (634-644) на месте древнего храма Соломона, разрушенного и разграбленного римлянами, была построена мечеть Куббат-ас-Сахра, после взятия Иерусалима крестоносцами превращенная в христианскую церковь Святая Святых. Когда Иерусалим завоевали турки, она была вновь превращена в мечеть.
   Тябло - часть церковного иконостаса над царскими дверьми; столб, что поддерживает верх храма.
   ...когда пришла Южская царица к Соломону... - Речь идет о Саѳской царице - правительнице страны, по предположению, находившейся в Южной Аравии и управлявшейся женщинами. По библейскому преданию, царица савеев, услышав о необычной мудрости еврейского царя Соломона, решила убедиться в справедливости молвы и совершила путешествие в Иерусалим, откуда вернулась с богатыми дарами (3 Цар. 10, 1-13).
  
   К л. 105. ...в монастыре Иоанна Предтечи... - Имеется в виду один из самых больших иерусалимских монастырей, который был основан арабами, затем принадлежал грузинам, а в XVII в. перешел к грекам.
  
   К л. 105 об. ...позвали нас в монастырь Святаго архангела Михаила на ево праздникъ... - День памяти святого архангела Михаила - 8 ноября.
   ...шли все юдолью Плачевною. - Юдоль Плачевная (Огненный поток) - название двух, соединившихся вместе, долин, которые огибают Иерусалим с запада (долина сынов Гинномовых) и с востока (Иосафатова долина); место будущего суда над народами во время второго пришествия Христа.
  
   К л. 107. ...вынесли 3 главы, Ксенофонта и сыновъ ево Аркадия и Иоанна Цареграцкихъ. - Сенатор Ксенофонт (VI в.) послал своих сыновей, Аркадия и Иоанна, изучать философию в Бейрут. Долгое время не получая от них известий, отец отправился на поиски сыновей и нашел их в одном из иерусалимских монастырей. После этого Ксенофонт оставил свет и поселился вместе с женой рядом с монастырем, где жили сыновья. Память святых отмечается 26 января.
   Когда-де турок взял Иерусалимъ... - Иерусалим - религиозный центр христиан, иудеев и мусульман; находился в составе различных государств: Иудейского царства, Древнего Рима, Византии, Арабского халифата. Иерусалим завоевывался в 614 г. - персами, в 638 г. - арабами, в 1070 г. - турками-сельджуками; в XVI в. попал под власть Османской империи.
  
   К л. 108 об. ...обитель Феодосия Великаго. - Феодосий Великий (ум. 529) - глава монашеского общежития в Палестине. Монастырь Феодосия Великого находился недалеко от лавры Саввы Освященного. По преданию, он был основан на том месте, где ночевали волхвы, возвращавшиеся на родину после поклонения младенцу Иисусу Христу.
   ...до Введениева дни. - Речь идет о церковном празднике Введения Богородицы во храм, который отмечается 21 ноября.
  
   К л. 109 об. ...положенъ бысть Христос во гроб Иосифом и Никодимомъ... - Иосиф - богатый и знатный член синедриона из города Аримафеи, тайный последователь Христа; испросил у Понтия Пилата разрешение снять с креста и похоронить тело Иисуса. Никодим - член иудейского синедриона, на суде пытался защищать Христа, принял крещение от апостолов; Никодиму приписывают авторство одного из апокрифических Евангелий. О том, что в погребении Иисуса Христа, кроме Иосифа Аримафейского, участвовал и Никодим, сообщает Евангелие от Иоанна (19, 38^2!!!!!!!).
   ...в плащеницу обвивали. - Плащаница - полотно, которым обертывали тело умершего; саван.
  
   К л. 110. ...лежит камень, егоже ангелъ Господень отвалилъ от дверей Гроба Господня. - Больше всего подробностей об этом событии содержит Евангелие от Матфея (Мф. 27, 57-66; 28, 1-4), где рассказывается, что тело Христа, снятое с креста, Иосиф Аримафейский положил во гроб, который высек в скале, а к двери гроба привалил большой камень. Гроб по распоряжению Пилата охраняли, так как первосвященники опасались, чтоб ученики Христа, "пришедши ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых", но произошло чудо. Во время великого землетрясения сошедший с небес ангел отвалил камень от двери Гроба Господня: "Вид его был как молния, и одежда его бѣла, как снѣг". Случившееся привело в трепет стражников, которые "стали как мертвые" (ср.: Мр. 15, 43-46; 16, 1-5; Лк. 23, 50-53; 24, 1-2; Иоан. 19, 38-41; 20, 1).
  
   К л. 111. А писано в Корабейниковом страннике... - Трифон Коробейников (ум. после 1594) - московский купец, дьяк, участник посольства в Царь-град и на Афон в 1582 и в Палестину в 1593-1594 гг. Ему приписывают создание компилятивного "Хождения в Иерусалим", основанного на материале путевых заметок купца Василия Позднякова, посетившего Святую землю в 1558 г. Сочинение Трифона Коробейникова пользовалось огромной популярностью на Руси в ХV²-Х²Х вв., оно послужило основным литературным источником для "Хождения" Иоанна Лукьянова.
  
   К л. 111 об. ...что у нас на Успенскомъ соборе... - Речь идет об Успенском соборе московского Кремля, построенном в 1475-1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти и представлявшем собой монументальный трехнефный пятиглавый храм, формы которого восходят к традициям владимиро-суздальской школы зодчества. Храм был возведен на месте более древних: деревянной церкви XII в., Дмитровского собора XIII в., белокаменного храма 1327 г. времен Ивана Калиты и рухнувшей в результате землетрясения недостроенной церкви 1472 г. Успенский собор стал архитектурной доминантой Соборной площади; по свидетельству Никоновской летописи, "бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор был расписан к 1514-1515 гг.; в 1642 г. по указу царя Михаила Федоровича артель мастеров из Москвы, Ярославля, Костромы, Юрьева Польского украсила собор росписью "на ново по золоту", но повторила прежние сюжеты и их композиционное расположение. Древнейшие иконы собора -"Святой Георгий" (XII в.) с изображением на обратной стороне "Богоматери Одигитрии" (XIV в.), "Спас Ярое Око" (XIV в.), "Богоматерь Владимирская" (XIV в.), храмовая икона работы Дионисия "Успенье" (XVI в.) и др. В Успенском соборе Кремля происходили торжественные церемонии (поставления иерархов русской церкви, венчания на великое княжение и царство, бракосочетания государей и т. п.); здесь погребали московских митрополитов и патриархов.
   ...троечастной Крестъ Христовъ с возглавиемъ... - Крест, помимо основы, состоящей из двух брусов (большого вертикального и малого горизонтального), мог иметь в верхней части небольшую перекладину или утолщение - возглавие. Раньше над головой казнимого прикреплялась дощечка, где обозначалось преступление, за которое человек был наказан.
  
   К л. 112. Пуп земли - место в иерусалимской церкви Воскресения Господня, которое считалось "серединой", или "средоточием", земли. В основе этого представления лежат слова библейской Книги Иезекииля (5, 5): "Так говорит Господь Бог: это - Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли!" - и Псалтири (73, 12): "Боже, царь мой от вѣка, устрояющий спасение посреди земли!"
   ...посреди той ограды пропасть-щель... - В "Хождении" Трифона Коробейникова указано, что это место являлось входом во ад, куда сходил Христос (Хождение купца Трифона Коробейникова // ППС. СПб., 1889. Т. 9. Вып. 27. С. 10.).
  
   К л. 112 об. А в той церкви иконное писмо всѣ московское - подаяние нашихъ государей, а писмо верховыхъ мастеровъ. - Верховой, то есть лучший, главный, царский, придворный, мастер. Известно, что в 1644 г., во время правления Михаила Федоровича, иерусалимскому патриарху Феофану (1608-1644) было послано 10 окладных икон ценой "517 рублев 28 алтын 3 деньги". Тогда же александрийскому патриарху Иоанникию были отправлены 4 иконы "местные, обложенныя серебром". По свидетельству иерусалимского патриарха Феофана, московская икона, полученная им в дар от инокини царицы Марфы, являлась чудотворной.
  
   К л. 113. А изъ той церкви Воскресения Христова ходятъ на лесницу на Лобное мѣсто. - Лобное место - второе название Голгофы, которое происходит от слова "лоб" (по-арамейски "гулгалта", или "гагулта", - череп).
   ...идѣже жидовѣ на Господа терновъ венецъ плели... - Иисуса Христа, осужденного на распятие, римские солдаты, чтобы надругаться над ним, облекли в одежду багряного цвета, как у царя, на голову вместо короны возложили терновый венец, в правую руку вложили трость-скипетр - и, глумясь, воздавали ему почести. См.: Мф. 27, 27-31; Мр. 15, 16-20; Иоан. 19, 2-3.
   ...гдѣ раздѣлиша воини жидовския ризы Господни... - Согласно пророческому псалму Давида о страданиях Христа (Пс. 21, 19), одежды распятого были разделены римскими солдатами (Мф. 27, 35; Мр. 15, 24; Лк. 23, 34).
   ...где воини жидовския меташа жребий о ризе Господни. - В Евангелии от Иоанна (19, 23-24) рассказывается, что воины, разделив одежды распятого Христа на четыре части, метали жребий, кому достанется его хитон, "не сшитый, а весь тканый сверху".
   ...где Пресвятая Богородица плакала по Христѣ во время страсти. - См.: Иоан. 19, 25.
  
   К л. 113 об. ...какъ жидовѣ наругалися Христу, и клали нозе его в кладу и замкомъ замыкали. - Автором "Хождения" использован апокрифический источник, в рассказах евангелистов о последних днях жизни Христа этих подробностей нет. Известно лишь, что во дворе первосвященника Каиафы Иисусу "плевали в лицо", "заушали" и "ударяли по ланитам" (Мф. 26, 67; Мр. 14, 65; Лк. 22, 63-65) и "Пилат велел бить" Христа (Иоан. 19, 1).
   ...гдѣ стояли Господни ученики... во время страсти Господни. - См.: Мр. 15, 11; Лк. 23, 49.
   ...в великомъ Тиму в церкви Святыхъ апостолъ Петра и Павла... - Речь идет о ватиканском соборе Святого Петра, построенном в Риме в 1506-1614 гг. В возведении этого самого большого в мире христианского храма принимали участие архитекторы Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Д. Виньола, К. Мадерна и др. Купол собора стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима. Площадь и колоннада собора Святого Петра созданы по проекту архитектора Л. Бернини в 1656-1667 гг.
  
   К л. 114. ...тамо царица Елена обрела Крестъ Христовъ и два разбойнича. - Елена (около 244-327), мать императора Константина Великого, была христианкой и способствовала распространению этой религии. В старости совершила паломничество в Палестину; ею был найден гроб Иисуса Христа, над которым она построила церковь и воздвигла крест, что дало начало церковному празднику Воздвижения креста. Кроме креста, на котором был распят Христос, при раскопках были обнаружены еще два - разбойников, казненных вместе с Иисусом.
   ...а написано распятие по-латынски, и подножия нѣтъ... - Подножие креста - кусок дерева, о который опирались ноги распятого. Если подножие выступало за грани вертикального бруса, то крест становился не четвероконечным, что был принят у католиков.
  
   К л. 114 об. ...на том камени снятие было тѣлу Господню со креста... - Согласно евангельскому рассказу (Иоан. 19, 38-42), Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики и последователи Христа, сняли с креста тело умершего, "обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи", затем положили во гроб.
   ...под горою святыя Голгофы стоит церковь каменная. - Возможно, речь идет о католической капелле Святой Марии Скорбящей.
   ...гроб царя Мелхиседека. - Мелхиседек - библейский персонаж, современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима). Сведения о нем скудны и загадочны. Мелхиседек встречал Авраама, когда тот возвращался с победоносной войны против союза четырех царей. Он вынес ему хлеб и вино, благословил победителя (Быт. 14, 18-20). Мелхиседеку придают черты Мессии, человека без родословия, не имеющего начала и конца жизни (Евр. 7, 1-4). Мелхиседек считался идеальным священником, хотя и не был поставлен в этот сан.
  
   К л. 115. Егда пришедъ единъ от воинъ... и копием ему ребра прободе. - См.: Иоан. 19, 33-37.
   ...бе бо глава Адамова в той горѣ... - Словом "Голгофа" древние называли круглый холм, похожий на череп. Согласно версии апокрифа о Крестном древе, гора Голгофа образовалась на месте, где покоился череп Адама, перенесенный по приказу царя Соломона в Иерусалим. Череп Адама был предметом поклонения как часть первого создания Бога и одновременно унижения, так как принадлежал первому преступнику: народ бросал в нее камни, из которых образовался большой холм - гора Голгофа. Христианское предание связало Голгофу с местом, где покоился череп Адама, оказавшийся прямо под крестом, на котором распяли Христа. Его кровь, стекая на череп, как бы омыла Адама и в его лице очистила все человечество от первородного греха.
  
   К л. 115 об. Лития - в переводе с греческого - "усердное моление", в древности - моление вне храма; в богослужебной практике различают несколько видов литий: 1. "лития вне монастыря"; 2. лития на Великой вечерне, во время Всенощного бдения; 3. лития по окончании праздничной и воскресной утрени; 4. "лития за упокой". В данном случае речь идет о литии на Великой вечерне, которая обычно совершается в притворе, что символизирует исхождение из храма в древности, и сопровождается освящением хлеба, пшеницы, вина и елея.
  
   К л. 116. Хоругви - принадлежность церковных шествий, укрепленные на длинных древках полотнища с изображением святых.
  
   К л. 116 об. Великая суббота - последний день Страстной седмицы, заключающей Великий пост.
  
   К л. 117. "По нашей-де вѣре огнь с небеси сшелъ". - Первенство в Святой земле между различными конфессиями определялось особенностями внешней политики Оттоманской Порты и размерами взяток, которые давали турецким властям представители христианских церквей. Иногда дела передавались в суд. Известно, что в 1657 г. иерусалимский патриарх Паисий судился в султанском диване с армянским духовенством и выиграл процесс.
   ...и кричали: "Кирие элейсон!" - Молитвенное призывание на греческом языке, в переводе - "Господи, помилуй!" В русской православной церкви его поют на торжественных, как правило, архиерейских, богослужениях.
  
   К л. 120. ...церковь, гдѣ плакала Мария Египетская пред образом Пресвятыя Богородицы. - В "Житии Марии Египетской" рассказывается, как будущая святая - блудница из Александрии (V в.), вместе с паломниками пришла в Иерусалим, однако невидимая сила не позволила ей войти в церковь. Мария дала обет жить по-христиански и просила перед иконой Богородицу быть ее поручительницей, помогать ей на пути к праведной жизни.
   А к патриаршему двору придѣлана церковь Иякова, брата Божия... - Возможно, речь идет о церкви, возведенной в честь апостола Иакова Алфеева, которого часто отождествляют с Иаковом Праведным, "братом Господним" и первым христианским епископом Иерусалима. В 62 г. он принял мученическую смерть (был сброшен с крыши храма и забит каменьями) и причислен к лику святых (память празднуется 23 октября и 26 декабря). Ему приписывают создание Соборного послания к иудеям и литургии, которую отправляют в Иерусалиме в день его памяти.
  
   К л. 120 об. ...церковь 40 мученикъ, иже в Севастии. - Савастия (Севастия) - ныне город Сивас в Турции. По преданию, в Севастии Армянской во время гонений на христиан при императоре Лицинии в 320 г. приняли мучение сорок воинов: их погружали в покрытое льдом озеро, разбивали молотом ноги; потом тела сожгли, а кости бросили в воду. Церковь особо чтит память этих святых, которая отмечается 9 марта и приходится на Великий пост.
   ...в монастырь Святыя великомученицы Екатерины на ея празник. - Память святой Екатерины отмечается 24 ноября (в Греции и на Западе 25 ноября). Екатерина была родом из Александрии, отличалась умом и красотой. Будучи христианкой, она многих обратила в эту веру, не раз побеждала в прениях с языческими философами. Приняла мученическую смерть во время гонений на христиан при императоре Максимиане около 307 г. Культ святой возник после того, как в VIII в. ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. На Синае существовал орден рыцарей Святой Екатерины, оказывавший покровительство паломникам. По преданию, монастырь Святой Екатерины в Иерусалиме был основан грузинами, затем перешел во владение греческой церкви.
   ...а ходили на его память. - Память святого Саввы Освященного отмечается церковью 5 декабря.
   ...позвали всѣхъ богомолцов в Николской монастырь. - Никольский монастырь в Иерусалиме был основан кахетинской царевной Еленой, в монашестве Екатериной; монастырь упоминается с 1400 г., его центральный собор - церковь Николая Чудотворца.
  
   К л. 121. Град Иерусалим... а в немъ четверы ворота... - Стены и башни Иерусалима возведены султаном Сулейманом Великолепным (1494-1566). В городской стене было сделано 8 ворот. Золотые ворота, через которые, по евангельскому преданию, въехал в Иерусалим на осляти Иисус Христос и через которые он войдет во время второго пришествия, много веков назад были замурованы арабами. В "Хождении" названы главные ворота города, построенные в 1538-1540 гг. и ведущие к основным дорогам Палестины: Яффские, обращенные в сторону портового города Яффа на побережье Средиземного моря; Дамасские (Сихемские), которые ведут в сторону Наблуса (Сихема), Севастии, Самарии и Дамаска; Сионские, или ворота Давида, обращенные на юг, в сторону Хеврона и Сионской горы; ворота Святого архидиакона Стефана, ведущие в Гефсиманию и на восток в сторону Иерихона.
  
   К л. 121 об. ...кромѣ дому Иоанна Богослова. - Речь идет о доме любимого ученика Христа - Иоанна Богослова, предполагаемого автора нескольких книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, трех Соборных посланий и Апокалипсиса. Дом Иоанна Богослова был местом действия многих событий евангельской истории.
   ...врата, в которыя Христосъ въѣхал на осляти. - См.: Мф. 21, 1-11; Мр. 11, 1-7; Лк. 19, 28-36.
  
   К л. 122. ...камень, на коемъ Христос сиделъ и явился Марии Магдалыни. - Иоан. 20, 11-17.
   ...церковь Святыя му

Другие авторы
  • Дюкре-Дюминиль Франсуа Гийом
  • Пергамент Август Георгиевич
  • Индийская_литература
  • Антоновский Юлий Михайлович
  • Черкасов Александр Александрович
  • Коржинская Ольга Михайловна
  • Диковский Сергей Владимирович
  • Берман Яков Александрович
  • Апулей
  • Григорьев Василий Никифорович
  • Другие произведения
  • Добролюбов Александр Михайлович - С. К. Маковский. Александр Добролюбов
  • Спасская Вера Михайловна - Спасская В. М.: краткая справка
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Гончаров
  • Катенин Павел Александрович - Катенин П. А.: биобиблиографическая справка
  • Анненков Павел Васильевич - П. В. Анненков: биографическая справка
  • Илличевский Алексей Дамианович - Стихотворения
  • Карамзин Николай Михайлович - Остров Борнгольм
  • Каратыгин Петр Петрович - Библиография
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Анненский Иннокентий Федорович - Царь Иксион
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 243 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа