Главная » Книги

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703), Страница 37

Лукьянов Иоанн - Хождение в святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703)



ченицы Феклы. - Церковь Святой Феклы находилась на территории старой патриархии в монастыре Святой Феклы. Фекла - дочь знатных и богатых родителей, ученица апостола Павла, активно проповедовала христианство и пострадала за это. Культ святой Феклы был широко распространен на христианском Востоке, только в одном Константинополе ей было посвящено четыре храма.
   Соломонъ же ту церковъ созда повелѣниемъ ангела в 2 дня. - Соломон - десятый и любимый сын царя Давида от Вирсавии; был назначен отцом наследником престола в обход старших сыновей; стал третьим царем Израильско-Иудейского государства. Соломон выполнил завещание отца и выстроил Иерусалимский храм. По свидетельству Библии (3 Цар. 5, 3-38), его возводили десятки тысяч людей в течение семи лет; упоминание о том, что Соломон создал храм за два дня, имеет апокрифический характер.
  
   К л. 122 об. "Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну". - Ср.: Иоан. 2, 19-21.
   ...приять Симеонъ Христа на руки и глаголаше: "Нынѣ отпущаеши раба своего!"... - Речь идет о Симеоне Богоприимце, праведном и благочестивом человеке, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Когда родившегося Иисуса на сороковой день мать принесла в Иерусалимский храм, то туда по вдохновению свыше пришел и Симеон. Взяв на руки младенца, он пророчествовал о будущем: "...лежит Сей на падение и на возстание многих в Израилѣ и в предмет пререканий"; в Иисусе Симеон увидел "свѣт к просвѣщению язычников" и "славу народа Израиля" (Лк. 2, 25-35).
   В ту церковь введена бысть Пресвятая Богородица трию лѣтъ... питана бысть от ангела хлъбомъ нѣбеснымъ двоюнадесяти лѣтъ. - Богородица с четвертого года своей жизни, по обету родителей Иоакима и Анны, была отдана на воспитание в Иерусалимский храм как ребенок, посвященный Богу. Сведения о детстве Богородицы могли быть взяты автором "Хождения" из апокрифического Первоевангелия Иакова.
   Вифания - селение, лежащее за Елеонской горой на дороге от Иерихона к Иерусалиму; здесь, по преданию, жило семейство Лазаря и его сестер Марфы и Марии, у которых любил бывать Христос.
   Дети же еврейския... пояху до церкви: "Благословенъ гряды во имя Господне! Осанна в вышнихъ, царъ Израилевъ!" - О торжественном въезде Иисуса Христа в Иерусалим и о том, как встречал его народ, рассказано в Евангелии (Мф. 21, 7-9; Мр. 11, 7-10; Лк. 19, 35-38).
  
   К л. 123. ...изгна Господь нашъ торжниковъ... рене имъ: "Не творите дому Отца моего дому купленого. Дом молитвѣ - домъ Отца моего". - Об изгнании Христом торжников (торговцев) из храма см.: Мф. 21, 12-13; Мр. 11, 15-17; Лк. 19, 45-46; Иоан. 2, 13-16.
   Мерило праведное - весы для "взвешивания душ", которые вместе с другими раритетами: щитом Магомета, знаменем и мечом пророка Али, копьем Давида, подлинником Корана, седлом кобылицы Эль-Борак - хранились в мечети Омара, построенной на месте храма Соломона (см. коммент. к л. 104 об.).
   ...разорена вся до основания Титомъ, царем Римскимъ... - Тит Флавий Веспасиан (39-81) - римский император из династии Флавиев (79-81). Во время правления Нерона Тит Флавий командовал римскими войсками в Палестине, взял штурмом и разрушил Иерусалим (70). В память об этом событии в Риме была воздвигнута Триумфальная арка - арка Тита.
  
   К л. 123 об. Сафьяны - мягкие, специальной выделки козьи или овечьи кожи, окрашенные в яркий цвет.
   ...потокъ Кедрской... - Речь идет о долине Иосафата с дождевым потоком Кедрон, находящейся к северо-востоку от Иерусалима и спускающейся в виде глубокого и пустынного ущелья к Мертвому морю. По пророчеству Иоиля, здесь будет проходить Страшный суд (Иоил. 3, 2 и 12).
   ...задѣли понести Крестъ Христовъ Симону Киринею... - На Симона, который был родом из города Кирены в Ливии, воины возложили крест падавшего под его тяжестью Иисуса Христа на пути к Голгофе (Мф. 27, 32). Указание на то, что Симон был отцом Александра и Руфа, содержит Евангелие от Марка (Мр. 15, 21).
   ...Преторъ, гдѣ Христа судилъ Пилатъ... - Согласно евангельскому рассказу, в Преторию, резиденцию прокуратора Иудеи Понтия Пилата, наделенного правом выносить смертный приговор и отдавать приказ о его исполнении, Иисус Христос был приведен из дома первосвященника Каиафы наутро после того, как был схвачен в Гефсиманском саду. Понтий Пилат - римский наместник Иудеи в 26-36 гг., который под давлением иудейских первосвященников утвердил смертный приговор Иисусу Христу и умыл руки, чтобы снять с себя ответственность за суд и казнь (Мф. 27, 2, 11-26).
  
   К л. 124. Вифезда - Овная купель, водоем недалеко от Гефсиманских ворот, названный так потому, что в нем омывали овец и других животных перед тем, как принести их в жертву. По преданию, в этот водоем, вырытый по повелению царя Соломона, сходит ангел и возмущает воду в источнике, и тот, кто первым войдет в него, получит исцеление от всех болезней.
   В той купели в притворе Христосъ разслабленнаго исцелил и хананею помиловалъ. - С источником Вифезда (в переводе с еврейского - "дом милосердия") связано евангельское чудо исцеления Христом расслабленного, который страдал от болезни тридцать восемь лет и уже отчаялся выздороветь, так как не было человека, помогшего бы ему опуститься в купель раньше других (Иоан. 5, 2-9). Другое евангельское чудо - исцеление бесноватой, мать которой, "хананея", пришла к Христу с просьбой о помощи (Мф. 15, 21-28; Мр. 7, 24-30). Хананеи - семитские племена, населявшие Палестину до прихода туда евреев.
   ...противу рва, гдѣ Иеремия Пророкъ вверженъ быстъ... - Иеремия - второй из великих пророков Ветхого Завета; родился в семье жрецов в селении, расположенном недалеко от Иерусалима. Пророческая деятельность Иеремии падает на последние годы независимости Иудейского царства (конец VII - начало VI в. до н.э.). Она носила обличительный характер, за что Иеремия по приказу царя Израиля Седекии был брошен в ров с нечистотами и побит камнями. Иеремия считал предсказанное им завоевание Иудеи Вавилоном наказанием за грехи. Ему приписывается авторство библейской Книги Иеремии и Плача по Иерусалиму.
  
   К л. 124 об. ...дом Иоакима и Анны... - Речь идет о доме, где жили родители Марии, матери Иисуса Христа. По библейскому преданию, Иоаким происходил из Назарета, от колена Иудина, племени царского, а Анна - из Вифлеема, колена Левина, племени Ааронова.
   ...вийде ангелъ Господень ко Анне благовѣстити зачатие... - Анна - мать Девы Марии, была дочерью священника, после двадцати лет брака с Иоакимом оставалась бесплодной. Уже в зрелом возрасте, после усердной молитвы и явления архангела с "благой вестью", она родила дочь. В католической церкви существует догмат о непорочном зачатии и рождении Богородицы, которого не знала христианская церковь в древности и отвергает православная церковь. Память о зачатии Богородицы отмечается 9 декабря.
   ...древо дофиново... - лавр. Сведения о том, что во время молитвы Анна увидела на лавровом дереве птичье гнездо, восходят к апокрифической литературе (Первоевангелие Иакова, Сказание о рождестве Богородицы).
   ...на Москвѣ у Спаскихъ ворот у Кремля... - В древности московский Кремль имел 20 башен, из которых 6 были проездными. Спасская башня - главные ворота Кремля и по традиции, и в силу своего топографического положения. Проездная башня построена на месте Фроловской стрелницы белокаменной крепости 1367 г. Пьетро Антонио Солари, воздвигая башню парадного въезда в Кремль, придал ей суровый облик крепостного сооружения: башня имела двойные стены, между которыми находилась лестница, соединяющая все пять ярусов; ворота защищала отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Спасской башня была названа в 1658 г. в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, помещенных над воротами со стороны Красной площади и со стороны Кремля. Оборонное значение Кремля увеличилось, когда князь Василий III повелел "вокруг града... ров делати каменем и кирпичем и пруды чинити... Алевизу Фрязину". Ров шириной 32 м и глубиной около 12 м перерезал территорию Красной площади и соединялся с Неглинной и Москвой-рекой. Вода в нем удерживалась благодаря системе шлюзов. С обеих сторон рва были поставлены невысокие зубчатые стены. В XVII в. через ров, проходивший вдоль кремлевской стены, был построен мост, на котором стали торговать книгами. В 1625 г. на верху Спасской башни под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики Ждан, его сын и внук установили часы, а тридцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Отбивание часов начиналось с восхода солнца, а с его заходом часы переводились на ночной счет времени. В начале XVIII в., когда по указу Петра I в стране был введен суточный счет времени, на Спасской башне поставили голландские часы с музыкой. Знаменитые кремлевские куранты появились на башне только в 1851-1852 гг.
  
   К л. 125. ...бывал домъ Каиафин... - Каиафа - иудейский первосвященник, враг Христа, видевший в нем человека, способного противостоять его силе и влиянию в духовных делах. Каиафа настоял на расправе с Христом, чтобы "не погиб весь народ" - не произошло восстание, которое бы жестоко подавили римляне (Иоан. 11, 47-57). После казни Христа Каиафа преследовал апостолов и других приверженцев христианства.
  
   К л. 125 об. ...камень, на немъ же убитъ архидиаконъ Стефанъ. - Речь идет об одном из семи первых иерусалимских дьяконов, рукоположенных апостолами. О Стефане в Деяниях апостолов говорится как о человеке, "исполненном веры и силы", совершавшем "великие чудеса и знамения в народе", благодаря деятельности которого "слово Божие росло" и число последователей Христа умножалось. За проповедь христианства Стефан был оболган, судим и забит каменьями; он стал первым мучеником, пострадавшим за Христа (Деян. 6-7).
   ...пошли во юдоль Асафатову. - Иосафат - сын Асы, библейский царь Иудеи (3 Цар. 15, 23-24). Юдоль, или дебрь, Асафатова - Иосафатова долина, где протекал Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы.
  
   К л. 126. ...взято тѣло Пресвятыя Богородицы из гроба... - После распятия Христа Богородица жила в доме Иоанна Богослова; после смерти она была погребена в Гефсимании, где произошло чудо вознесения ее на небо. Автор "Хождения", рассказывая о том, как ангел "восхитил" тело Богородицы из гроба, опирается на известие апокрифического порядка. Подобный мотив встречался в русской паломнической литературе и раньше, например, в путевых записках Василия Позднякова (XVI в.).
   Тутъ Иуда Христа продалъ беззаконнымъ иудеомъ на пропятие. - Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Христа, предавший учителя, открывший синедриону ночное местопребывание Иисуса (Мф. 26, 47-50). Поцелуй Иуды выделил Христа из толпы учеников и помог страже схватить его. Раскаявшись в содеянном, Иуда, по свидетельству Евангелия, повесился (Мф. 27, 3-5).
   "Отче нашъ, аще возможно, да идетъ чаша сия мимо мене, аще ни - буди воля твоя". - Ср.: Мф. 26, 39; Мр. 14, 36; Лк. 22, 42.
  
   К л. 126 об. "Спите... а Иуда спешить предати мя иудеомъ"... - Ср.: Мф. 26, 44-46; Мр. 14, 41-42; Лк. 22, 45-46.
   ...и потъ с него лияше, яко капля крове. - Ср.: Лк. 22, 44.
   "Не можетъ сего ни Сынъ человеческий вѣдати, никтоже, токмо Отецъ". - О беседе Христа с учениками о конце света на Елеонской горе см.: Мф. 24, 3 и 36; Мр. 13, 3-4 и 32.
  
   К л. 127. ...вознесеся Христос на небо пред ученики своими. - Согласно евангельскому тексту (ср.: Мр. 16, 19; Лк. 24, 50-51), Христос, пробывший на земле после воскресения из мертвых сорок дней, повел своих учеников на Елеонскую гору, откуда вознесся на небо, завещав апостолам "идти по всему миру и проповедовать Евангелие".
   ...гроб сѳятыя мученицы Пелагии... - Пелагия - византийская святая (ум. 461); в молодости была блудницей, но, услышав проповедь о Христе, удалилась в Иерусалим, поселилась под видом инока на Елеонской горе, где жила до кончины в строгом воздержании и молитве.
   ...гдѣ праведный Лазарь умеръ и ту Господь воскресилъ его... - В Евангелии рассказывается, как на четвертый день после кончины Лазаря Христос воскресил его из мертвых (Иоан. 11, 1-46).
   ...церковь Воскресения Христова друга Лазарева... - В Вифании, селении около Елеонской горы, где был дом Лазаря, ученика и друга Христа, в византийский период находились две церкви, которые были разрушены в раннем средневековье землетрясением и войнами. Церковь Воскресения, о которой упоминает русский паломник, - это, скорее всего, гробница Лазаря, расположенная в скальной пещере. В XVII в. католики построили каменную лестницу из 22 ступеней; она вела к гробнице, где совершались богослужения.
   ...и сестръ его Марфы и Марии. - Марфа и Мария - сестры Лазаря, в доме которого в Вифании, по евангельскому преданию, любил бывать Христос. Различный характер сестер - практицизм Марфы и экзальтированность Марии - сделался типом поведения как отдельных христиан, так и церковных общин.
  
   К л. 127 об. "Другъ нашъ Лазарь успе; идем и разбудим его!" - Иоан. 11, 11.
   ...до реки Иордана, гдѣ Христосъ крестился... - См.: Иоан. 1, 26-31.
  
   К л. 128. ...и посла его к Силоамстей купели умытися. - Силоамская купель - источник и купальня Силоам, вода которой, по преданию, обладает целебными свойствами, находится у подошвы горы Сион на юго-востоке Иерусалима. О чуде исцеления Христом слепорожденного см.: Иоан. 9, 1-7. В V в. над купелью была построена церковь, разрушенная персами в 614 г.
   ...гроб Авесолома, сына Давыдова... - Авессалом - третий сын Давида от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая, славился красотой своих длинных и густых волос. Он отомстил за бесчестие сестры Фамари, приказав убить Аммона, сына Давида, а затем бежал в Сирию. После возвращения на родину, он был прощен отцом, но позднее восстал против него и захватил Иерусалим. Выступление было подавлено, при отступлении Авессалом запутался волосами в ветвях дуба и был пронзен стрелами (2 Цар. 13-18). Еще при жизни Авессалом приказал поставить себе памятник в Иосафатовой долине близ Иерусалима, который считается его гробницей.
  
   К л. 128 об. ...возврати Господъ плѣнъ в Сионъ от Вавилона... - Так называемое "Вавилонское пленение" произошло во время завоевательных походов на Иудею царя Навуходоносора II, который дважды (597 и 586 гг. до н.э.) захватывал Иерусалим и насильно переселял часть жителей города в Вавилон. Возвращение их в Палестину состоялось после завоевания Вавилона персидским царем Киром II в 539 г. до н.э.
  
   К л. 129. ...против дни архангела Михаила... - То есть накануне 8 ноября, когда церковь отмечает день памяти архангела Михаила.
   ...окол Филипова заговенья... - Речь идет о кануне Филипповского (Рождественского) поста, за сорок дней до Рождества.
  
   К л. 129 об. ...в Петровки... - Имеется в виду Петровский пост - пост перед Петровым днем, церковным праздником в честь апостолов Петра и Павла, который отмечается 29 июня.
   ...Исайю Пророка пилою притерли жиды. - Исайя - сын Амоса, жил в Иерусалиме в период правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии (с 758 г. до н.э.). Выступал с обличениями существующих порядков, безбоязненно говорил правду царям, за что принял мученическую смерть - был распилен деревянной пилой. Ему приписывается авторство библейской "Книги пророка Исайи", где содержатся пророчества о судьбах еврейского народа, о пришествии Мессии.
   ...село Скудельниче... - Согласно преданию, это село первосвященники купили у гончара на деньги, заплаченные Иуде за предательство Христа (Мф. 27, 7-10). Село Скудельниче (Горшечниково) в течение многих веков было местом погребения паломников.
  
   К л. 130 об. ...тою юдолью Плачевною в день Страшнаго праведнаго суда Господня река огненная потечет. - Согласно предсказанию пророка Иоиля, юдоль Плачевная, или Кедронская (Иосафатова) долина, на северо-западе Иерусалима станет местом, где будет проходить Страшный суд: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я возсяду, чтобы судить всѣ народы отовсюду" (Иоиль. 12). О Судном дне возвестят необычные природные явления: "солнце и луна померкнут, и звѣзды потеряют блеск свой", "содрогнутся небо и земля", и не будет спасения от всепожирающего огня (Иоиль 2, 3; 3, 15-16).
  
   К л. 131. ...Давыдъ виде Вирсавию, мыющуюся въ виноградъ. - В Библии (2 Цар. 11, 1-17) рассказывается о том, как царь Давид, увидев в саду купающуюся Вирсавию, сделал ее своей любовницей, а мужа женщины Урию отправил на войну, приказав полководцу поставить его в самое опасное место. После гибели Урии при осаде города Раввы Давид женился на Вирсавии.
   "Когда Давыдъ Псалтырь писал..." - Авторство Псалтири, самой поэтической части Библии, по традиции приписывают царю Израильско-Иудейского государства Давиду (кон. XI в. - ок. 950 г. до н. э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором Давид пел свои песни.
   дому Давыдова страхъ великъ"... - Ср.: Иер. 21, 12; 22, 5-9.
  
   К л. 131 об. Сион - юго-западная гора Иерусалима, которая была с четырех сторон окружен долинами. До времен царя Давида она находилась во владении иевусеев, которые построили на ней крепость. Давид, взяв крепость, основал здесь город - столицу Иудеи (2 Цар. 5, 6-9). На горе Сион был воздвигнут дворец Соломона, позднее здесь находился дворец Ирода. В библейской литературе Сион часто является синонимом Иерусалима, "царства Божия".
   ...домъ Зеѳедеовъ, отца Иоанна Богослова. - Имеется в виду дом зажиточного рыбака, откуда происходили ученики Христа - евангелист Иоанн и его брат Иаков Заведеев, притерпевший мученическую смерть в Иерусалиме при императоре Ироде Агриппе в 44 г. (Деян. 12, 1-2). В этом доме, по преданию, произошли многие события евангельской истории.
   В томъ дому тайную вечерю сотворилъ Исусъ со ученики своими. - Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами, во время которой он предрек, что один из двенадцати учеников предаст его. Об этом событии рассказывают все канонические Евангелия (Мф. 26, 20-29; Мр. 14, 17-25; Лк. 22, 14-38; Иоан. 13-17).
   В том дому Иоаннъ ѳозлеже на перси Господни. - О любимом ученике Христа, который во время тайной вечери "возлежал у груди Иисуса", см.: Иоан. 13, 23.
  
   К л. 132. В томъ же дому жила Пресвятая Богородица... поят ю ученикъ в тотъ дом свой, - См.: Иоан. 19, 25-27.
   В томъ дому было сошествие Святаго Духа на святыя апостолы в день пятьдесятный. - В Деяниях апостолов (2, 1-4) рассказывается, что на пятидесятый день после Пасхи произошло сошествие Святого Духа на апостолов - чудесное нисхождение "огненного языка" при сильном шуме ветра, после чего они стали говорить на разных языках, чтобы проповедовать "слово Божие" среди народов.
   В той же дом по воскресении прииде Христосъ... и показа Фоме руце и ребра своя. - Уверение Фомы - сюжет евангельского рассказа о том, как воскресший Христос вложил руку усомнившегося в чуде апостола Фомы в раны от гвоздей (Иоан. 20, 24-29).
   ...на той же горѣ аггелъ Господень отсекъ руку жидовину, прикоснувшемуся гробу Пресвятыя Богородицы. - Когда апостолы несли погребать тело Богородицы в Гефсиманию, еврей Охония прикоснулся к нему, за что ангел отсек мечом ему обе руки (по другой версии, ангелом был наказан нечестивец Авфония, хотевший опрокинуть ложе усопшей). Автор "Хождения", как и игумен Даниил - русский паломник начала XII в., опирается на распространенную византийскую легенду, получившую отражение не только в апокрифической литературе, но и в иконографии (в сюжете Успения Богородицы).
   ...Голилея Малая, тамо первѣе по воскресении своем Христосъ из мертвыхъ явися. - Галилея Малая - одна из исторических областей Палестины, район, ограниченный рекой Иордан, Меромским и Галилейским (Генисаретским) озерами. В данном случае речь идет об одной из трех вершин Елеонской горы (южная - гора Соблазна, северная - гора Малой Галилеи, восточная - гора Вознесения). По евангельскому преданию, когда благочестивые жены с благовониями пришли ко гробу Христа, то не обрели его тела. Ангел возвестил им о воскресении Иисуса и повелел передать его ученикам, что он встретит их в Галилее (Мф. 28, 1-10).
  
   К л. 132 об. ...в пещеру Варухову... - Варух - ученик пророка Иеремии (начало VII - конец VI в. до н.э.). Пророк Иеремия велел Варуху записать на свитке свои пророчества о близком конце Иудейского царства и публично читать их при входе во храм, за это учитель и ученик были изгнаны из страны и переселились в Египет (Иер. 43, 6), где Варух, видимо, и умер. Перед смертью ему удалось побывать в Вавилоне, откуда он написал (до разрушения Иерусалима) послание к иудеям, известное под названием "Книга пророка Варуха" и вошедшее в состав Библии; однако еврейского подлинника произведения не сохранилось, поэтому оно принадлежит к числу неканонических текстов.
  
   К л. 133. ...пред Неделию мытаря и фарисея... - Речь идет о четвертом воскресении перед Великим постом; эта "неделя" предшествовала "неделям" о блудном сыне, Мясопустной и Масленой.
  
   К л. 134. А у турокъ... в то время прилучился их праздникъ. - Рамадан (рамазан) - девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста: днем во время поста запрещается есть, пить, предаваться развлечениям; дневное время посвящается работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям.
  
   К л. 134 об. А тотъ крестъ не по подобию написанъ: двоечастной, а не троечастной... - Русские старообрядцы, в том числе и автор "Хождения", единственно правильным считали восьмиконечный (троечастный) крест, отвергая четырехконечный (двоечастный) крест, принятый в католической церкви и допускаемый официальной православной церковью.
  
   К л. 136 об. ...на праздникъ Стретения Господня... - То есть 2 февраля, когда церковь отмечает праздник Сретения (см. коммент. к л. 17).
  
   К л. 137. ...в воскресенье въ Сырное заговены... - Имеется в виду последний день перед Великим постом, когда можно употреблять скоромную пищу, воскресенье на Масленой неделе.
  
   К л. 140 об. ...град Мирликийской, гдѣ Никола Чудотворецъ родился. - Речь идет о городе Мир на восточном побережье Средиземного моря, где родился и был архиепископом святой Николай (IV в.), культ которого широко распространен как у католиков, так и у православных; память отмечается 9 мая и 6 декабря.
  
   К л. 141. ...городокъ Костелоризъ. - Город Кастелориз расположен на небольшом острове Кастелоризоне в Эгейском море.
  
   К л. 141 об. ...в среду Крестопоклонную... - Речь идет о среде Крестопоклонной недели (четвертой седмицы Великого поста).
  
   К л. 142 об. ...и тутъ мы в горахъ видели идолския капища древния. - Капище - место, где приносились жертвы богам; языческий храм.
  
   К л. 143 об. ...в понедѣлникъ Фомин... - Это понедельник первой после Пасхи Фоминой недели.
   ...Патмосъ-островъ, где Иоаннъ Богословъ былъ заточенъ. - Иоанн Богослов - апостол и евангелист, за проповедь христианства был схвачен в Риме и отправлен в ссылку на остров Патмос в Эгейском море, безлесый и скалистый. Там Иоанн удостоился великого откровения о будущих судьбах церкви и мира, которое изложено в Апокалипсисе.
  
   К л. 144. ...Ефесъ-градъ, гдѣ лежит Иоаннъ Богословъ с Прохоромъ-ученикомъ. - Ныне это город Эфес в Турции, расположенный на побережье Малой Азии. По преданию, здесь после ссылки на острове Патмос поселился Иоанн Богослов, здесь он написал свое Евангелие, умер и похоронен. Память святого - 26 сентября. Прохор - ученик апостола Петра, а затем Иоанна Богослова, был первым епископом в Никомидии, проповедовал христианство в Антиохии, где принял мученическую смерть. Память святого - 4 января и 28 июля.
   ...пришли в Стинковъ-город... - Имеется в виду город Кос на одноименном острове в Эгейском море, родина Гиппократа; Стинков - турецкое название этого города.
  
   К л. 145 об. ...пристали ко острову Милитинскому. - Речь идет об острове Лесбос в Эгейском море, самом большом острове Архипелага, одном из центров античной культуры. Лесбос - родина поэтов Алкея, Сапфо; с ним связаны жизнь и деятельность философов Аристотеля, Теофраста, Эпикура.
  
   К л. 146. ...городки два, а имя имъ Костели... - См. коммент. к л. 79 об.
  
   К л. 146 об. Преполовение - половина Пятидесятницы, времени между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа.
   ...выбираются с товарами въ Ениково-село. - Имеется в виду селение Еникей, расположенное на западном берегу пролива Босфор.
  
   К л. 147. ...поѣхали на Фенаръ... - Фанар (Фенар) - район Стамбула.
   Селдеган - видимо, велдеган (валидеган) - гостиница, находящаяся в ведении валиде, матери правящего султана, получавшей большие политические права и полномочия при восшествии на престол сына. В 1703 г. титул валиде принадлежал Гюльнюш Эметтулах султан, вдове Мехмеда IV, матери султанов Мустафы II (1695-1703) и Ахмеда III (1703-1730).
  
   К л. 147 об. ...в мори устья заваливать каменьемъ, чтоб московским корабли с войскомъ не пришли. - Русский резидент в Константинополе П.А. Толстой сообщал Петру I, что визирь Далтабан Мустафа-паша (1702-1703) и визирь Реми Мехмед-паша (1703) - сторонники решения споров с Россией военным путем, предлагали засыпать Керченский пролив, чтобы русская эскадра не смогла выйти в Черное море. Проект не был осуществлен из-за опасения, что это навлечет на Турцию "великое вечное бесславие и срамоту".
   ...янычары стали просить... от азовской службы походное жалованье. - Речь идет о русско-турецкой войне 1686-1700 гг. и Азовских походах Петра I (1695 и 1696). Первый поход, которым руководил А. Головин, Ф. Лефорт и П. Гордон, закончился для России неудачно. Во время второго похода русский флот блокировал крепость Азов с моря, крепостные валы и стены были взяты штурмом с суши, после чего гарнизон Азова капитулировал.
  
   К л. 148. ...на нихъ и страхъ Богъ попускаетъ, знамение предпосылает страхованное. - Пророчества и знамения о падении Турецкой империи и о царе-освободителе из "восточной страны православной" были популярны в греческой средневековой литературе и известны на Руси в переводах и литературных обработках.
  
   К л. 149. ...в вечер противъ Сошествия Святаго Духа... - Так называют праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, потому что в этот день, по евангельскому преданию, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов (Деян. 2, 1-4). По обычаю храмы и дома верующих в этот день украшают ветками деревьев, травами и цветами, что символизирует обновление природы и человека.
  
   К л. 149 об. ...ладону напустили поболе росова... - Ладан - ароматическая смола; росный ладан - ладан, получаемый от бензойного дерева, бензойная смола.
  
   К л. 150. ...в понеделникъ Петрова поста... - Имеется в виду пост перед днем памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), начало которого зависит от времени празднования Пасхи, поэтому он бывает то продолжительным, то коротким (от шести недель до одной недели с днем).
  
   К л. 150 об. ...списки прислалъ в Килию-град къ изупаши... - Изупаша - турецкий военачальник.
  
   К л. 152 об. ...к послу московскому к Петру Ивановичу Толстому... - Речь идет о графе Петре Андреевиче Толстом (1645-1729) - известном государственном деятеле петровской эпохи, по отзывам иностранных дипломатов, "умнейшей голове России". В 1702-1714 гг. П.А. Толстой был русским послом в Османской империи, где три года провел в заточении в Семибашенном замке Константинополя. Это первый писатель из рода Толстых, автор "Путешествия по Европе. 1697-1699", которое считают "энциклопедией" европейской жизни конца XVII в.
  
   К л. 153. ...господаря волоского сковали, да со всемъ домомъ повезли к турецкому салтану. - П.А. Толстой в письме от 27 августа 1703 г. к начальнику Посольского приказа Ф.А. Головину сообщал, что молдавский господарь Константин Дука (1693-1696, 1701-1704), арестованный в Яссах и привезенный в Адрианополь, живет под надзором в своем доме в Константинополе. Арест был спровоцирован происками "волошенина" Михаила Кантакузина и "мултянского господаря" Константина Бранковяну. Видимо, Константин Дука сумел оправдаться перед султаном, ибо правил Молдавией до 1704 г.
  
   К л. 153 об. Бурка - род накидки из войлока.
  
   К л. 154. ...сказали наказному полковнику. - Наказной - временно назначенный на должность.
  
   К л. 155 об. ...Палѣева жена... - Речь идет о жене С.Ф. Палия (Гурко) (см. коммент. к л. 20).
   ...у врать Златых... - Золотые ворота в Киеве построены в 1037 г. при великом князе Ярославе Мудром в "чин и подобие" Золотым воротам Константинополя. Они представляли собой монументальную арку, выполнявшую оборонную функцию и одновременно являвшуюся парадным въездом в столицу. Арку венчала надвратная церковь Благовещения.
  
   К л. 156. ...а генерал - немчинъ, некрещеной, - Речь идет о гражданском губернаторе Киева, генерал-майоре Андрее Андреевиче Гулице (фон Гулице). Он являлся участником Северной войны. В 1702 г. на Чудском озере в бою со шведами захватил шкуну "Виват". В 1708 г. принимал участие в боях с казаками Кондратия Булавина. Состоял в переписке с Петром I.
  
   К л. 157. ...приехали къ ярмонки к Успениеву дни. - Начало традиционной осенней ярмарки совпадало с церковным праздником Успения Богородицы, отмечаемым 15/28 августа.
  
   К л. 158. ...воевода князь Мосалской, Колцовъ тож... - Князь Федор Михайлович Кольцов-Масальский (1652 - после 1722) - стольник (с 1681), участник Крымских походов В.В. Голицына и Азовского похода Петра I. В 1698 г. в составе войск воеводы Шеина участвовал в подавлении стрелецкого бунта; в 1703-1722 гг. был воеводой в Нежине; в 1735 г. упоминался в числе лиц, которым отведены участки под застройку на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, но уже как умерший.
  

ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ

  
   К л. 1-2 об. Се азъ, недостойный... от них же азъ есмъ первый. - Данный фрагмент почти дословно повторяет вступление к "Хождению" игумена Даниила, которое является классическим образцом русской паломнической литературы, созданным в начале XII столетия.
  
   К л. 1 об.-2. ...раба лѣниваго, скрывшаго талантъ господина своего и не сотворившаго имъ прикупа. - Имеется в виду евангельская притча о вверенных рабам талантах (Мф. 25, 14-30). Ленивый и лукавый раб, в отличие от других, употребивших полученные от господина деньги в дело и получивших прибыль, зарыл талант в землю, не сумев использовать его с выгодой. Талант - крупная денежная единица, имевшая хождение в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. В разных странах стоимость этой денежной единицы была различной.
  
   К л. 19. Тутъ цѣлой полкъ стрелцовъ живут, Анненковъ полкъ с Арбату. - Арбат - одна из древних улиц Москвы, ведущая от Кремля на запад, на Волоколамск и далее на Новгород. Место было застроено в XIV в., название получило к концу XV столетия - "Орбат", или "Арбат" (от тюрк. "пригород", "предместье"). Когда Волоцкая дорога поменяла свое направление, Арбат остался важной магистралью, так как в улицу влилась торговая дорога из Можайска и Смоленска. Между дорогами при Иване Грозном был поставлен Опричный двор. Места вдоль Арбата отошли к опричнине, были заселены слободами московских мастеровых, ремесленников, память о которых сохраняется в названиях переулков: Калашный, Плотников, Серебряный и др. Ныне Арбат - заповедная архитектурно-историческая зона Москвы.
  
   К л. 32. ...инока-схимника... - Схимник - монах, принявший схиму; схима - высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвященного в нее строгого аскетизма.
  
   К л. 36 об. ...шли меже горъ яслены. - Ясли, согласно данным "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля, - лог, ложбина.
  
   К л. 82. ...в сермяжных ковтанах... - Кафтан - верхняя мужская одежда с длинными рукавами, застегивающаяся спереди на пуговицы. Сермяга - грубое сукно или полушерсть.
  
   К л. 96 об. ...ни празднику господъсъкому, ни нарочитому святому. - Господские праздники входят в число "дванадесятых" праздников и связаны с событиями земной жизни Христа (Рождество, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Креста). Кроме них, выделяют праздники богородичного цикла: Рождество Богородицы, Сретение, Введение во храм, Благовещение и Успение Богородицы. Нарочитые святые - самые известные, знаменитые, особо почитаемые церковью.
  
   К л. 212. ...что въ Едѣме. - Эдем - место, где, по средневековым представлениям, находился рай.
  
   К л. 250 об. ...передъ Троицыном днемъ. - То есть перед праздником Святой Троицы, который церковь отмечает на пятидесятый день после Пасхи в память о сошествии Святого Духа на апостолов, учеников Христа (см. коммент. к л. 149 первой редакции "Хождения").
  

ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ

  
   К л. 1. ...церкви Покрова Пресвятыя Богородицы... - В документах Московского главного архива министерства иностранных дел сохранилась переписка об отпуске в Иерусалим для поклонения Гробу Господню Иоанна Лукьянова, московского священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Песках, за Смоленскими воротами. По мнению историков, это церковь Николая Чудотворца, что "на желтых песках" (бывший Николопесковский переулок, ныне ул. Вахтангова, д. 6), существовавшая с XV в. Каменный храм был возведен в 1657 г. (перестроен в 1691 г.), трапезная и колокольня - около начала XIX в. По главному престолу Покрова Богородицы церковь часто называлась Покровской; она имела приделы Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Разрушена в 1932 г. Ср.: Александровский М. Указатель московских церквей. М., 1915. С. 26; Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Собр. Петр Паламарчук. М., 1994. С. 432-433.
   ...и агамъ, и субашамъ... - Это титулы придворных сановников и военачальников, позднее губернаторов и градоначальников в султанской Турции.
   ...въ перемирномъ договорѣ... во второйнадесятъ статьѣ... - Согласно двенадцатой статье Константинопольского мирного договора 1700 г., Турция была обязана гарантировать свободное путешествие в Иерусалим русским паломникам (см. коммент. к л. 22 об. первой редакции "Хождения").
  
   К л. 19 об. ...московской купецъ Василий Никитинъ Путимецъ. - В списках первой и второй редакций "Хождения" указываются только имя и отчество купца.
  
   К л. 21 об. ...от Тайницкихъ ѳоротъ... - Речь идет о воротах Тайницкой башни московского Кремля, возведенной в 1485 г. по приказу Ивана III итальянским зодчим Антоном Фрязиным. Эти проездные ворота были выстроены на месте старых Пешковых ворот Кремля времен Дмитрия Донского. При сооружении башни под ней был вырыт колодец и тайный ход к Москва-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады, отсюда и ее название. До XVII в. на верху башни находился колокол, в который били в случае пожара; в 1670-1680 гг. над четвериком башни русские мастера возвели каменный верх, который завершал четырехгранный шатер со смотровой вышкой.
  
   К л. 22 об. Москва рѣдка, а се слободы протянулись, да пустыхъ мѣстъ много: Донская, Новодевичъ, Преображенескъ... - Известно, что зодчие Древней Руси использовали "островной" принцип расположения зданий, каждое из которых предполагало обозрение со всех сторон, то есть не замыкало пространство, а организовывало его вокруг себя. В Москве XVII столетия не было регулярной и непрерывной застройки. Дома возводились в глубине участков, окружались садами и огородами, стояли не сомкнуто, а отдельно друг от друга. Улицы не были прямыми, а повторяли изгибы старых дорог; они то сужались, то расширялись. Все это рождало ощущение того, что "Москва редка". В XVII в. основная застройка шла за пределами Белого города. За Земляным валом росли слободы (Преображенская, Тверская-Ямская, Дорогомиловская, Хамовная, Донская, Греческая, Немецкая и др.), множились загородные боярские и княжеские резиденции. Самый большой клин застроенных территорий вытянулся на юго-запад Москвы по Девичьему полю. К началу XVIII в. на слободы приходилось до 37 % всех московских дворов.
  
   К л. 25. Дворцы царския у турка... подѣланы не добрѣ узорично, яѣ какъ наши Коломеньския, Воробьевы горы - у него поземныя... - В подмосковном селе Коломенском, в ХV-ХV²² вв. являвшемся великокняжеской, а затем царской усадьбой, в 1667-1671 гг. архитекторами С. Петровым и С. Михайловым был возведен деревянный дворец, предназначенный для царя Алексея Михайловича. В России его считали одним из чудес света. В 1681 г. Коломенский дворец был перестроен архитектором С. Дементьевым. В "Хождении" упоминается и другой знаменитый царский дворец, находившийся в ХV²-XVIII вв. в селе Воробьево (Воробьевы горы). Паломник имеет в виду выстроенный в 1690 г. архитектором Гурием Вахромеевым новый царский дворец из дерева на каменном фундаменте длиной 180 метров. Здание было богато украшено и, по свидетельству современников, "походило на чертоги".
  
   К л. 29. Греки вѣру велику держать къ Георгию да къ Митрию Селунскому. - Димитрий Солунский - греческий святой, великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана в 306 г. Пользовался особым почитанием не только у греков, русские люди и другие славяне чтили святого как "отечестволюбца". Святой Димитрий был воином и правителем Солуни (греческих Салоник), поэтому на древних иконах он изображался в военном облачении, с копьем и мечом. Культ святого на Руси был распространен прежде всего в дружинно-княжеской среде. С Димитрием Солунским сравнивались лучшие полководцы, в его честь назывались первенцы в княжеских семьях, возводились Димитровские соборы, с особой торжественностью отмечался день памяти святого - 26 октября. О святом Георгии см. коммент. к л. 93 об. первой редакции "Хождения".
  
   К л. 33 об. Въ Едринѣ... визиръ-де доброй человѣкъ... - Визирь - высший чиновник в Турции, наместник султана, глава администрации Оттоманской империи.
  
   К л. 34. ...на острову... - Речь идет об острове Родос.
  
   К л. 41. ...со свѣчами, со смолою, на желѣзныхъ козахъ носятъ... - Коза - вид светца.
  
   К л. 46. ...версты с три мѣрныхъ будетъ. - Верста - самая крупная мера длины на Руси в XVII в. Различались верста путевая (1,080 км) и верста межевая (2,160 км). Последняя применялась при межевании земель, но иногда ею измерялись и путевые расстояния. Мерной, то есть трехаршинной (казенной, или государевой), была сажень в 216 см. К началу XVIII в. сложилось следующее соотношение мер длины: путевая верста = 500 саженей; сажень = 3 аршина = 12 четвертям = 48 вершкам = 216 см.
  
   К л. 72 об. ...поемъ стихѣры возваш

Другие авторы
  • Немирович-Данченко Василий Иванович
  • Аксаков Николай Петрович
  • Кервуд Джеймс Оливер
  • Мордовцев Даниил Лукич
  • Головнин Василий Михайлович
  • Гливенко Иван Иванович
  • Ставелов Н.
  • Ричардсон Сэмюэл
  • Щебальский Петр Карлович
  • Курочкин Николай Степанович
  • Другие произведения
  • Анненская Александра Никитична - Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность
  • Рылеев Кондратий Федорович - Рылеев К. Ф.: Биобиблиографическая справка
  • Анненский Иннокентий Федорович - Умирающий Тургенев (Клара Милич)
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Письма Ю. И. Айхенвалъду
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Письма о русской поэзии
  • Мятлев Иван Петрович - Стихотворения
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Лебедь Хантыгая
  • Рылеев Кондратий Федорович - Провинциал в Петербурге
  • Дорошевич Влас Михайлович - Макс Линдер
  • Касаткин Иван Михайлович - Касаткин И. М.: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 118 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа