Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления по газетным отчетам и записям современников 1918-1930, Страница 3

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления по газетным отчетам и записям современников 1918-1930


1 2 3 4

ессиональным объединением должна быть единая Федерация советских писателей. Отныне Леф будет "вгрызаться" во все литературные группировки, как в пережиток, удерживающий писателя на "Парнасе" литературы, тогда как он должен находиться в общих рядах трудящихся - в учреждении, у станка...
   До сих пор Леф считал единственной возможной формой своей массовой работы газетный лист (агитки). Но рабочий читатель культурно вырос, и литературная обстановка усложнилась. Нельзя превращать "газетно-конкретную работу" в фетиши. Отныне Леф будет диалектически включать свою тенденцию (агитация, документальный материал, организация быта) и в большие формы литературы, до сих пор находящиеся "в аренде" у романтиков, эстетствующих эпигонов, мещан и сочинителей старины. Изгонять их из литературы уже недостаточно одними лозунгами, критикой и противопоставлением газеты роману. Очистить литературу можно только действиями внутри ее. Лефы пойдут на приступ книги, внося в нее принципы, отвоеванные на опыте газетного листа.
   Словесное мастерство Лефа расходится у читателя слабо: оно еще слишком часто замкнуто пределами отвлеченного изобретательства в слове. Таким изобретателем поэтического языка был Хлебников - с него начинал Леф. Тогда в составе Лефа возможна были и заумники. Но теперь времена не те: Леф должен признан контроль читателя и сделать свое мастерство массовым. Словесное изобретательство должно стать выражением массовой литературной продукции. "Самовитое слово" - пройденный этап, к которому Леф уже не может вернуться и делать его критерием своей работы. Ближайшая задача Лефа - целиком идти к массовому читателю, закрыв за собою двери самодовлеющей лаборатории слова.
   Выступая с трибуны, Маяковский подчеркнул, что он говорит не только от своего имени, но и от лица ряда других лефовских работников.
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА ОБСУЖДЕНИИ ПЬЕСЫ "КЛОП"

30 декабря 1928 года

I

  
   Я меньше всего надеялся: напишу пьесу, и потом отпадет нужда в драматической литературе. Пьесу надо брать в "сравнительной зверологии" наших театров. Главный плюс ее: это пьеса обкладывающая, но оптимистическая советская пьеса. Что касается частностей, то я боялся, что всем пьеса понравится и придется решить, что написал гадость. Но вот Гроссман-Рощин сказал, что пьеса - гадость, тупая, глупая. Я против эстетизирующего начала, против замены борьбы сюсюкающим литературным разговором. После своей работы в "Комсомольской правде" я должен сказать: несмотря на то, что это беспокойно, я не привык к беспартийному разговору. Пока сволочь есть в жизни, я ее в художественном произведении не амнистирую. В пьесе - факты об обывательской мрази и века, и сегодняшнего дня. Если будет пятьдесят таких пьес, надо отдать пятьдесят театров под такие пьесы. Против строящих обклада нет, но если обижаются, значит в них попадает. "Клоп" в известной степени - антиводочная агитка. Что мещанину "узко" в коллективе,- я не мог показать, это отдельная тема, я это только отметил. Пьесу я выношу на обсуждение комсомольской аудитории. И до постановки включу в нее ряд вставок. Что касается фигуры изобретателя, то мне наплевать на драматургические правила. По-моему: если в первом действии есть ружье, то во втором оно должно исчезнуть. Делается вещь только тогда, когда она делается против правил. Мой упор - на комсомольскую массу. Нельзя рассчитывать на все человечество: половина сволочен и половина симпатичных.
  

II

  
   Я буду вставлять в пьесу актуальные политические и бытовые новости. Я вставил Уткина и Жарова потому, что из своих стихотворений они делают толстовские выводы и сегодня выходят из борьбы. Пьесу вместе со мной делали комсомол и "Комсомольская правда". Хотя она подписана моей фамилией, делали мы ее вместе. Литовский предлагает мне выступать со вступительным словом перед каждым спектаклем. Вещь спасет то, что после каждого спектакля не будет послесловия Литовского; зрители прочтут его статьи на следующий день, когда уже отхохочутся. Вещь делаем я плюс режиссер, актеры, публика, бутафоры, осветители и т. д. В пьесе - не социализм, а десять пятилеток, а может быть, это будет и через три пятилетки. Конечно, я не показываю социалистическое общество. Сегодня я получил мысль для полезной вещи - о социалистическом человеке. Теперь я вообще перейду на пьесы, так как делать стихи стало слишком легко. Предлагаю поставить пьесу на голосование...
  
   Розданные
             Луначарским
                         венки лавровые -
   сложим
          в общий
                  товарищеский суп.
  
   Я интересуюсь не похвалой, а расчетом на помощь в деле.
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБСУЖДЕНИИ ПЬЕСЫ

"КЛОП" В КЛУБЕ РАБКОРОВ "ПРАВДЫ"

2 февраля 1929 года

  
   У меня в пьесе: человек, с треском отрывающийся от класса во имя личного блага. Это образец политического замирения. Я не хочу ставить проблему без расчета уничтожить ее корни. Дело не в вещах, а в отрыве от класса. Из бытового мещанства вытекает политическое мещанство. То, что мне предлагают внести в пьесу,- не мещанство, а контрреволюция, это уже непосредственная классовая борьба. На эту тему надо писать пять - десять тысяч пьес. И я тоже напишу на эту тему. Если рабочие говорят, что я мало подошел к ним,- буду еще подходить. Но надо, чтобы и вы подходили. Когда говорят о том, что в "Клопе" нет положительных типов, мне вспоминается "Театральный разъезд" Гоголя. Критика похожая. В "Ревизоре" тоже нет ни одного положительного типа. Комедия - не "универсальный клей-порошок, клеит и Венеру и ночной горшок". Комедия направлена по одной линии. Мы на положительных типах засохли. Присыпкина через пятьдесят лет будут считать зверем. Мне сегодня вечером надо писать пятьдесят лозунгов только на одну тему: надо мыть руки. Если вы говорите, что рабкоры пишут о том же мещанстве,- это похвала мне: значит, вместе бьем и добьем.
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ВЕЧЕРЕ "ОТКРЫВАЕТСЯ РЕФ"

8 октября 1929 года

  
   Год тому назад мы здесь распускали Леф. Сегодня мы открываем Реф. Что изменилось в литературной обстановке за год и с чем теперь выступают на литературном фронте рефовцы? Прежде всего мы должны заявить, что мы нисколько не отказываемся от всей нашей прошлой работы и как футуристов, и как комфутов, и, наконец, как лефовцев. И сегодняшняя наша позиция целиком вытекает из всей нашей прошлой борьбы. Все споры наши и с врагами и с друзьями о том, что важнее: "как делать" или "что делать", мы покрываем теперь основным нашим литературным лозунгом "для чего делать", то есть мы устанавливаем примат цели и над содержанием и над формой. Рассматривая искусство как орудие классовой борьбы, мы должны в своей литературной работе прежде всего ясно представлять себе общую нашу цель и конкретно стоящие перед нами боевые задачи строительства социализма. С этой точки зрения мы в первую голову и будем подходить ко всякой литературной работе сегодня.
   Мы заявляем: - Только те литературные средства хороши, которые ведут к цели. Такая установка нашей программы не снимает старого нашего требования новой формы для нового содержания. И если одним своим острием она направлена против рыцарей "формы для формы", бесчисленных эстетизаторов и канонизаторов формы, то другим своим острием она бьет тех, которые пытаются втиснуть пятилетку в сонет, пытаются воспеть социалистическое соревнование крымско-плоскогорными ямбами.
   В целом эта установка не оставляет ни сантиметра места писателю, желающему именовать себя революционным, для какой бы то ни было аполитичности.
   Спор об участии писателя в революционной борьбе не нов. В качестве примера Маяковский приводит известную стихотворную полемику между Фрейлигратом и Гервегом в 40-х годах.
   Фрейлиграт в стихах по поводу расстрела испанского роялиста писал:
  
   Так чувствую... Вам по душе иное?
   Что до того поэту? Знает он:
   Грешат давно и в Трое и вне Трои,
   С седых Приамовых времен.
   Он в Бонапарте чтит владыку рока,
   Он д'Энгиена палачей клеймит:
   Поэт на башне более высокой,
   Чем стража партии стоит.
  
   На эту апологию аполитичности Гервег ответил в "Рейнской газете", редактором которой был Маркс, следующими строфами:
  
   Примкните же к какому-нибудь стану!
   Позор вкушать заоблачный покой,
   Стих, как и меч, врагу наносит рану,
   Разите ж им, вступив в великий бой!
   Должна быть верность избранному стягу,
   Пусть вашим будет этот или тот!
   Я своему принес навек присягу,
   И мне венок пусть партия сплетет!
  
   Литературная обстановка сегодняшнего дня,- заканчивает свое выступление Маяковский,- утверждает нашу всегдашнюю борьбу против аполитичности, как далеко не второстепенный пункт нашей программы. А вся она звучит как настойчивое требование, обращенное к искусству, стать в ногу с социалистическим строительством, выйти на передовую позицию классовой борьбы!
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ДИСПУТЕ "НУЖНА ЛИ НАМ САТИРА?"

8 инвара 1930 года

  
   В. Маяковский уместно вспомнил вчера, как один из Блюмов долго не хотел печатать в "Известиях" его известного сатирического стихотворения о "прозаседавшихся". Стихотворение в конце концов было напечатано. И что же? На него обратил внимание Ленин и, выступая на съезде металлистов, сочувственно цитировал его отдельные строчки. Ленин смотрел на возможность сатиры в советских условиях иначе, чем Блюм.
   - Но,- добавил Маяковский,- во всех отраслях работы имеются рабочие-выдвиженцы, и их совершенно нет в области сатиры. Ближайшая задача - вовлечь в сатирические журналы новых писателей из среды рабочей общественности.
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ДИСПУТЕ

"ПУТИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

25 февраля 1930 года

  
   Все проблемы стиля, приемов ныне стушевываются перед основной проблемой - проблемой овладения диалектическим методом.
   Единственный метод, который обязан усвоить каждый писатель,- это метод исторического материализма. Художник обязан пересмотреть свои приемы, сделать громадный прыжок из прошлого в сегодняшний день. Мы пришли не для того, чтобы фотографировать мир, но для того, чтобы литературным орудием бороться за будущее. За перестройку мира. В этой борьбе мы используем все приемы. Все средства хороши, если помогают строительству социализма. Деление на методы - деление условное. Стиль - это последующее осознание и группировка литературных приемов. Стиль - это последующее омертвение приемов. Сегодня важны не столько поиски стиля, сколько объединение людей, стоящих на общей политической платформе. Нужно точно определить свое место. Нужно точно осознать свои классовые позиции.
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ДИСПУТЕ О ПЬЕСЕ "ВЫСТРЕЛ"

19 марта 1930 года

  
   В. Маяковский останавливается почти исключительно на вопросе о художественном методе пролетарского писателя. Безыменский, по его мнению, продолжает путь Третьякова ("Рычи, Китай"), Киршона ("Рельсы гудят") и его, Маяковского. Это - путь борьбы против "психоложества", "романтического слюнтяйства", камерности, "вскрытия" внутреннего мира человека, путь использования театра в целях классовой борьбы - за темпы, за ударность, за социалистическое строительство, за показ сегодняшнего дня. "Выстрел" отвечает целевой установке литературы пролетариата как класса.
  

* * *

  
   Тов. Маяковский рассматривает споры вокруг "Выстрела" как наступление некоторых элементов не против Безыменского как драматурга, а как выступление против тех, кто хочет сделать театр политически злободневным, активным участником классовой борьбы. Этому наступлению, - говорит он,- должен быть дан жестокий отпор. Мы располагаем очень небольшим фондом пьес, подобных "Выстрелу", фондом, противопоставленным морю пошлости на театре. В заключение т. Маяковский призывает к взаимной помощи, к консолидации пролетарских сил в литературе и искусстве.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. В. МАЯКОВСКОГО, ВОШЕДШИХ В ДВЕНАДЦАТЫЙ ТОМ

  
   Как делать стихи? Акционерное издательское общество "Огонек", М. 1927, 54 стр.
  

ИЗДАНИЯ, ПРЕДИСЛОВИЯ К КОТОРЫМ НАПЕЧАТАНЫ В ДВЕНАДЦАТОМ ТОМЕ

  
   Облако в штанах. Тетраптих, 2-е изд., без цензуры. Изд. "АСИС", П. 1918, 64 стр. (вышло в Москве).
   Все сочиненное Владимиром Маяковским (1909-1919). Изд. "ИМО", П. 1919, 280 стр.
   Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается. Изд. "Круг", М.-П. 1923, 109 стр.
   Вещи этого года (до 1 августа 1923 г.). Изд. "Накануне", Берлин, 1924, 110 стр.
   Wybór poezyj. Spółdzielnia księgarska "Ksiąžka", Warszawa. 1927, 123 стр.
   Грозный смех. ГИХЛ, М.-Л. 1932,80 стр.
  

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  
   БММ - Библиотека-Музей В. Маяковского. ГАОР ЛО - Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области.
   ИМЛ - Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
   ИМЛИ - Институт мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР.
   ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР.
   ЦГАОР - Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР.
   ЦГИАЛ - Центральный государственный исторический архив в Ленинграде.
  

Выступления по газетным отчетам и записям современников (1918-1930)

  
   Выступление на митинге об искусстве (стр. 451). Газ. "Искусство коммуны", П. 1918, No 1, 7 декабря - М. Л<ев>ин, "Митинг об искусстве".
   Митинги об искусстве устраивались Отделом изобразительных искусств Наркомироса в целях агитации и пропаганды нового искусства. Первые три митинга были устроены в помещении бывшей академии художеств и предназначались для художников и учащейся молодежи. Четвертый митинг 24 ноября 1918 г. был организован во "Дворце искусства" (помещение Зимнего дворца) под председательством заведующего отделом изобразительных искусств Д. П. Штеренберга. Тема митинга - "Храм или завод". Митинг привлек многочисленную аудиторию - рабочих, красноармейцев, матросов. Вступительную речь произнес Н. Н. Пунин. Кроме Маяковского, выступили О. М. Брик и ораторы из публики. В отчете отмечается большой успех выступления Маяковского.
   К этому же времени относится еще несколько выступлений Маяковского на рабочих митингах по вопросам искусства. Выступал он обычно с небольшой речью и с чтением своих стихов. 3 и 7 декабря состоялись его выступления в Выборгской партийной школе, 14 декабря - в Охтенском районе, 17 декабря - в Гвардейском экипаже (в матросском театре). (См. "Искусство коммуны", П. 1918, No 3, 22 декабря.)
   Выступления на дискуссии "Пролетариат и искусство" (стр. 452). Газ. "Искусство коммуны". П. 1918, No 4, 29 декабря - М. Левин, "Митинг об искусстве"; там же, 1919, No 5, 5 января-М. Левин, "Пролетариат и искусство".
   15 декабря 1918 года в митинговом зале Дворца труда в Петрограде состоялся доклад Г. Цыперовича на тему "Пролетариат и искусство". 22 и 29 декабря происходило обсуждение доклада. Маяковский выступал два раза.
   Стр. 452. Анцелиович Н. - оратор, выступавший вслед за Маяковским 22 декабря. Он говорил, что "нельзя требовать никаких мандатов от художников". Он согласился с Маяковским, что в искусстве много затхлого, консервативного, заявив одновременно, что нельзя только поэтому считать здоровым лишь левое искусство.
   Стр. 453. Поэт Маяковский отбрасывает обвинение...- Обвинение было выдвинуто Анцелиовичем, который выступал против отрицания классического наследия в искусстве.
   Выступление по докладу В. Я. Брюсова "Поэзия и революция" (стр. 454). Журн, "Звезда", Л. 1945, No 4, апрель - А. Февральский, "О Маяковском. (Воспоминания)".
   Доклад В. Я. Брюсова состоялся 30 ноября 1920 года в Политехническом музее. Брюсов говорил, что "революция определяет расцвет литературы. Русская литература XIX века. Расцвет ее в 20-х, 60-х и 80-х-90-х годах совпадает с ростом революционного движения... Великой революции должна соответствовать великая литература. И скоро она появится. Истинное искусство всегда революционно. Истинный поэт всегда в рядах революции в широком смысле слова" (запись А. В. Февральского. ЦГАЛИ).
   Доклад "Производственная пропаганда и искусство" (стр. 455). Журн. "Звезда", Л. 1945, No 4, апрель- А. Февральский, "О Маяковском. (Воспоминания)".
   Доклад Маяковского состоялся 29 января 1921 года в Доме печати. Производственная пропаганда была поставлена в порядок дня в связи с задачей восстановления народного хозяйства после гражданской войны. 27 ноября 1920 года в "Правде" был опубликован проект тезисов Главполитпросвета о производственной пропаганде, в основу которых легли "Тезисы о производственной пропаганде" В. И. Ленина (см. В. И. Ленин, Сочинения, том 31, стр. 376). 9 января 1921 года "Правда" сообщила, что Оргбюро ЦК РКП(б) утверждено положение о Всероссийском бюро производственной пропаганды. 4 марта Маяковский выступил с докладом от РОСТА на Всероссийском совещании по производственной пропаганде.
   Стр. 455...история с плакатом, РОСТА, направленным против польских панов.- Речь идет о плакате "Последний час", который из-за медлительности типографий вышел с большим опозданием. (См. об этом в статье "Революционный плакат", стр. 33.)
   Выступление по доклад у М. Ю. Левидова о современном искусстве и литературе (стр. 456). Журн. "Экран", М. 1921, No 2 - А., "Самостийный цилиндр".
   Доклад М. Ю. Левидова состоялся 27 октября 1921 года в Доме печати. Докладчик поделился своими впечатлениями от русского искусства и литературы за границей, от художественной и литературной жизни Москвы. Левидов утверждал, что как за границей, так и в Москве искусство оторвалось от жизни, повисло в безвоздушном пространстве, стало ненужным. Наиболее характерными явлениями нашей культуры, по мнению Левидова, "поэтические" кафе на Тверской и всевозможные режиссерские эксперименты в современных театрах. Кроме Маяковского, выступали М. Б. Загорский, И. С. Гроссман-Рощин.
   В отчете о докладе, напечатанном в журнале "Театральная Москва" (1921, No 2), говорится, что все выступавшие утверждали: "Именно в России и именно теперь начинается расцвет подлинно революционного творчества, и этот расцвет несомненно на огромную высоту подымет общий культурный уровень нашей страны".
   Левидов М. Ю.- см. примечания к выступлению на диспуте "Больные вопросы советской печатав (стр. 625).
   Выступление на диспуте "Почему молчат писатели?" (стр. 457). Журн. "Театральная Москва", 1921, No 8,- "Почему молчат писатели?"
   Диспут состоялся в Доме печати 14 ноября 1921 года. Докладчик Карелин установил три основные причины молчания писателей. Первая - кризис полиграфического производства, отсутствие бумаги; второе - бедственное материальное положение писателей; третье - отрыв от современной действительности старых писателей; о последнем говорил также содокладчик В. Полонский. Выступивший затем Андрей Соболь заявил, что главной причиной молчания является отсутствие "свободы печати". Маяковский решительно возражал и докладчикам и Андрею Соболю.
   Выступление на первом вечере "Чистка современной поэзии" (стр. 458). Автограф дневника Фурманова (ИМЛИ). Д. Фурманов, "Из дневника писателя", изд. "Молодая гвардия", М. 1934.
   Публикуется по автографу Д. Фурманова.
   Вечера "Чистка современной поэзии" состоялись 19 января и 17 февраля 1922 года в Большой аудитории Политехнического музея. Маяковский выступал на обоих вечерах. (Тезисы выступления Маяковского на первом вечере см. т. 13 наст. изд.) В дневниковой записи Д. Фурманова трудно отделить слова Маяковского от рассуждений автора дневника, поэтому мы публикуем всю запись полностью.
   Стр. 460. Ахматова А. А. (р. 1888) - поэтесса.
   Иванов В. И.- поэт-символист. После Октябрьской революции эмигрировал за границу.
   Стр. 461. Адалис (Ефрон А. Е., р. 1900) -писательница, примыкала к группе "Московский Парнас".
   "ничевоки" - литературная группировка, сложившаяся в Москве к началу 1920 года. Ничевоки крикливо отстаивали анархическую свободу художника, его "независимость" от общественной жизни.
   Доклад "Что делает Берлин?" (стр. 462). Журн. "Зрелища", М. 1923, No 19 - П. Н<езнамов>, "Сегодняшний Берлин. Из впечатлений и встреч Вл. Маяковского".
   Выступление состоялось около 20 декабря 1922 года в Большом зале Политехнического музея. Маяковский рассказывал о своих впечатлениях от поездки в Берлин и Париж в октябре - декабре 1922 года. В отчете об этом выступлении газ. "Известия" (Одесса, 1923, 4 февраля) писала: "Поэт Маяковский дал в своей лекции в Москве рельефную картину жизни берлинской литературной эмиграции, которая обслуживает кварталы, где живет бежавшая буржуазия..." Описав, как Маяковский характеризует поведение А. Белого, А. Амфитеатрова, И. Северянина и группы сменовеховцев, газета сообщала: "Но русским эмигрантам, живущим в Берлине, особенно трудовой интеллигенции, сменяющей вехи, уже надоели эти белые и голубые писатели. Они соскучились уже по новой, русской, московской литературе. И потому с таким вниманием слушают они и Маяковского, ругавшего их, и Есенина, смотрят картины Малявина и Кустодиева, жадно раскупают все новые издания Москвы... Эмигрантская литература не дала ни одного крупного произведения... Литературный костер эмигрантщины чадит и дымит угаром догорающего костра... Литература "Невского проспекта" бедна, скучна и бесцветна. Свет идет с Востока".
   Доклад "Что делает Берлин?" перекликается с очерком "Сегодняшний Берлин" (см. т. 4 наст. изд., стр. 257).
   Стр. 462. "Культурные" французы ходили и разбивали их молотками.- По условиям Версальского мирного договора, вся немецкая военная авиация подлежала уничтожению.
   Стр. 463. Толстой А. Н. (1882-1945) - писатель. Осенью 1921 года он переезжает из Парижа в Берлин и вступает в группу "сменовеховцев". По его словам, это было началом разрыва с писательской эмиграцией (А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 1, стр. 96). Весной 1923 года А. Толстой вернулся на родину.
   Северянин - см. примечания к статье "Братская могила" (стр. 540). После Октябрьской революции находился в эмиграции. Встреча с Маяковским, вероятно, произошла 20 октября
   1922 года во время выступления Маяковского в кафе "Леон". (См. "Новая русская книга", Берлин, 1922, No 9.)
   Бурлюк - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548).
   Шкловский В. Б. (р. 1893) - писатель, литературовед, в 1922 году жил в Германии.
   Белый (Бугаев Б. Н., 1880-1934) - поэт-символист. В 1921 году уехал в Берлин, где прожил около двух лет.
   Шагал М. - русский художник. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию.
   Кандинский - см. примечание к статье "За что борется Лёф?" (стр. 552).
   Дике Отто (р. 1891) - немецкий живописец, гравер. После мировой войны примыкал к дадаистам, потом к экспрессионистам.
   Гросс Георг (р. 1893) - немецкий художник-сатирик, автор острых зарисовок жизни и быта Германии двадцатых годов XX века. Маяковский привез из Берлина два альбома репродукций рисунков Гросса; некоторые из них были напечатаны в журнале "Красная нива" (1923, No 1) с заметкой О. М. Брика "Художник-коммунист Жорж Гросс".
   Стр. 464. Кайзер, Толлер - см. примечание к статье "Наша словесная работа" (стр. 685).
   Доклад "Что делает Париж?" (стр. 465). Газ, "Вечерние известия", М. 1923, No 53(1), 2 января.
   Доклад состоялся 27 декабря 1922 года в Политехническом музее. Основные его положения вошли потом в очерки Маяковского о Париже. (См. т. 4 наст. изд., стр. 205-256.)
   Стр. 465... Эррио был в России...- Один из крупнейших политических деятелей Франции Эдуард Эррио (1872-1956) приезжал в 1922 году в Москву, чтобы подготовить почву для восстановления дипломатических отношений между Россией и Францией. По возвращении на родину дал многочисленные интервью газетам.
   ...сосет золото из договоров - Версальского, Севрского, русских облигаций и т.д.- Имеются в виду подписанный в Версале мирный договор 1919 года, закрепивший передел мира империалистическими державами-победительницами, и подписанный в Севре мирный договор 1920 года, предусматривавший расчленение Турции.
   Пикассо Пабло - см. примечание к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр. 544).
   Леже Фернан (1881-1955) - французский живописец, график.
   Гончарова Н. С. (р. 1881) - русская художница. В 1915 году по приглашению антрепренера и театрального деятеля С. П. Дягилева (1872-1929) уехала в Париж.
   Французам нравится "Николай"... - речь идет о программе в театре Альгамбра (см. об этом в очерке Маяковского "Париж. Театр Парижа", т. 4 наст. изд., стр. 215).
   Автор "Рогоносца" возмущался постановкой Мейерхольда.- Спектакль "Великодушный рогоносец" - фарс Ф. Кроммелинка в переводе И. А. Аксенова был поставлен В. Э. Мейерхольдом в Театре актера (Вольная мастерская Вс. Мейерхольда) 25 апреля 1922 года.
   Доклад "Про "Леф", белый Париж, серый Берлин и красную Москву" (стр. 466). Газ. "Бiльшовик", Киев, 1924, No 12, 15 января (перевод с украинского).
   Доклад состоялся 12 января 1924 года в Пролетарском доме искусств в Киеве. В докладе нашли свое отражение впечатления от заграничных поездок Маяковского в октябре - декабре 1922 года и июле - сентябре 1923 года. По воспоминаниям Н. Рябовой "На вечере Маяковским были прочитаны стихи: "Прозаседавшиеся", "Сволочи", "О дряни", "Мы не верим", "Необычайное приключение", "Рассказ про то, как кума о Врангеле толковала без всякого ума", "Левый марш" (два раза). Стихи принимались восторженным ревом и бурей аплодисментов" (БММ). Кроме этого, доклад читался 14 января 1924 года в Харькове.
   Стр. 466. Милюков-дарданельский (Милюков П. Н.) - организатор и лидер партии "конституционалистов-демократов" (кадетов), вождь либеральной буржуазии. Маяковский не раз выступал против кадетской партии и против Милюкова. По воспоминаниям Ив. Бунина, изданным в Париже в 1952 году, известно, что на банкете, устроенном в апреле 1917 года в честь финских художников, Маяковский освистал выступление Милюкова, бывшего тогда министром иностранных дел.
   Против кадетов направлено также стихотворение "Сказка о красной шапочке" (см. т. 1 наст. изд., стр. 142).
   "Сменовеховство" - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 555).
   Стр. 467. Ассоциация панфутуристов - в двадцатые годы литературная группа на Украине.
   Выступление перед рабкорами Киева (стр. 468). Газ. "Пролетарская правда", Киев, 1924, 15 января - Добрушин, "Маяковский у рабкоров".
   Выступление состоялось 13 января 1924 года в Киеве в клубе им. Спиридонова; Маяковский вначале не предполагал проводить его, но 12 и 13 января в газете "Пролетарская правда" появилось объявление: "Тов. Маяковский! Рабочие корреспонденты газеты "Пролетарская правда" ждут вас в своем клубе (ул. Ленина 19, помещение редакции) 13 января к часу дня". Маяковский пришел. В отчете о выступлении говорилось: "После короткого доклада Маяковский приступил к чтению своих стихов. Его прерывали бурей аплодисментов... Видно, он сразу проникся сознанием того, что находится он в среде, близких ему по сердцу и духу, пролетарских читателей и ценителей. Предложение зачислить Маяковского почетным рабкором "Пролетарской правды" было встречено градом аплодисментов! Видимо, и он тоже остался доволен. Благодарил и обещал писать. Ждем первой корреспонденции "рабкора Маяковского". Киевским рабкорам Маяковский посвятил стихотворение "Рабкор" (см. т. 6 наст. изд., стр. 108).
   В свой очередной приезд в Киев в январе 1926 года Маяковский вновь выступил перед рабкорами. (См. стр. 480.)
   Стр. 468. Сосновский - см. примечания к статье "Как делать стихи?" (стр. 566). В то время был членом редколлегии газеты "Правда".
   "Лепестки" - см. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 568).
   Стеклов - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   Стр. 469. ...было ясно уже давно для Ильича.- Маяковский имеет в виду статью В. И. Ленина "О характере наших газет" (см. примечание к статье "С неба на землю", стр. 551).
   Доклад "Долой искусство, да здравствует жизнь" (стр. 470). Газ. "Бiльшовик", Киев, 1924, No 15, 18 января - Чужий, "Долой искусство, да здравствует жизнь!" (перевод с украинского).
   Доклад состоялся 16 января 1924 года в Киеве в театре им. В. И. Ленина. За день до выступления газета "Пролетарская правда" напечатала программу выступления: "1) Что такое Леф: а) от классиков-монахов к ударной агитации; б) как делается сатира, реклама и анекдот; 2) стихи о революции; 3) сатира и юмор; 4) Маяковский о Пуанкаре, Керзоне, Муссолини, Пилсудском, Вандервельде и др.".
   Н. Рябова вспоминает об этом вечере: "Владимир Владимирович был очень зол и нервен. Громил Надсона: "Пусть молодежь лучше в карты играет, чем читать этаких поэтов!" Доказывал необходимость агитационного стиха. "Каждая папиросная коробка имеет шесть сторон, на которых можно и нужно печатать стихи!" Читал свои рекламы для Резинотреста" (БММ).
   Выступление на диспуте о постановке "Д. Е." (стр. 472). Журн. "Советский театр", М. 1936, No 8 - А. Февральский, "Маяковский на театральных диспутах".
   Диспут о постановке Театром имени Вс. Мейерхольда пьесы М. Г. Подгаецкого, написанной по роману И. Г. Эренбурга "Трест Д. Е." и роману Бернгарда Келлермана "Туннель", состоялся 18 июля 1921 года в помещении театра.
   Маяковский не раз выступал на обсуждении постановок театра (см. выступления на диспутах о постановке "Зорь" 22 ноября 1920 г. и о постановке "Ревизора" 3 января 1927 г. (стр. 244, 3.06.).
   Стр. 472. Супрематизм - см. примечание к выступлению на диспуте по докладу А. В. Луначарского "Первые камни новой культуры" (стр. 624).
   Три экранчика убоги... - В постановку были введены три экрана. На среднем из них с диапозитивов проецировались названия эпизодов, мест действия, характеристики действующих лиц, критические замечания к происходящему на сцене, а также цитаты из речей и статей вождей революции.
   "Великодушный рогоносец" - см. примечание к докладу "Что делает Париж?" (стр. 691).
   "Лес" - см. примечание к выступлению на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 610-611).
   Выступление на диспуте в Колонном зале Дома Союзов (стр. 473). Запись режиссера М. М. Коренева, "Литературное наследство", т. 65 (см. А. Февральский, "Из выступлений Маяковского 1918-1925 гг.").
   Диспут был устроен Культотделом МГСПС в Колонном зале Дома Союзов 13 марта 1925 года. Основной темой диспута был вопрос о социологическом и формальном методах в искусстве. В тот период шла подготовка резолюции ЦК партии о художественной литературе. За десять дней до диспута Маяковский присутствовал на заседании литературной комиссии ЦК ВКП(б), где обсуждался проект резолюции. Этим объясняются слова поэта: "Партия поставила на очередь вопрос об искусстве".
   Доклад "О советской поэзии" (стр. 475). Газ. "Новый мир", Нью-Йорк, 1925, No 897, 14 сентября - Б. Сельцов, "В. Маяковский о советской поэзии".
   Лекция состоялась 10 сентября 1925 года во время пребывания Маяковского в Нью-Йорке в Central Opera House. Это было второе выступление поэта в Нью-Йорке. "Этот вечер,- писала газета "Новый мир" 2 сентября,- является ответом на многочисленные просьбы лиц, не имевших возможности быть на первом вечере. Поступило также много писем с просьбой устроить второй вечер, который охватил бы новые фазы поэтического творчества СССР".
   Газета "Новый мир" несколько раз публиковала объявление: "Все идем в четверг 10 сентября на лекцию-декламацию великого поэта Советского Союза Владимира Владимировича Маяковского".
   "Сегодня вечером все нью-йоркские маяки потухнут. Будет светить только один, но зато громадный СССР-овский маяк - Владимир Владимирович Маяковский. Сходите посмотреть и послушать его в Central Opera House" (газ. "Новый мир", 1925, 10 сентября).
   В газете "Русский голос" от 10 сентября помещена программа выступления:
   "1) Что и зачем новая поэзия? (доклад о критиках, о себе и о других).
   2) Стопудовая весть (третья часть поэмы "Ильич").
   3) Памятник рабочим Курска (отрывок из поэмы о Курской магнитной аномалии).
   4) Стихи: "Вульворт и барышня", "Внутри небоскреба", "Стихи для детей" и др. По окончании - ответ на записки".
   Стр. 476. Городецкий - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   Доклад "Что я привезу в СССР?" (стр. 478). Газ. "Новый мир", Нью-Йорк, 1925, No 918, 8 октября - Б. Сельцов, "Америка в воображении русского. Лекция В. Маяковского".
   Доклад состоялся 4 октября 1925 года в помещении Иорквилл Казино. Это было пятое выступление поэта в Нью-Йорке. В докладе Маяковский впервые высказал свои впечатления от Америки, впечатление, впоследствии вылившееся в доклад "Мое открытие Америки" и в книгу очерков того же. названия.
   Газета "Новый мир" 1 октября поместила следующее объявление-программу:
   "4 октября все идем на последнюю прощальную лекцию в Иорквилл Казино пролетарского поэта В. Маяковского - "Итого".
   1) Товарищи прощаются с Маяковским и подводят итоги посещения им Америки. 2) Лекция: "Что я привезу в СССР?" - прочтет В. Маяковский. 3) Впервые в Нью-Йорке Маяковский прочтет отрывки из знаменитой поэмы "150 000 000". 4) Маяковский прочтет впервые еще не читанные и не напечатанные стихи о Нью-Йорке: "Небоскреб в разрезе", "Ол райт", "Бруклинский мост" и др. 5) Новые отрывки поэмы "Ильич". 6) Разговор и записки".
   Выступление перед рабкорами и журналистами Киева (стр. 480). Газ. "Пролетарская правда", Киев, 1926, No 25, 2 февраля - Добрушин, "Маяковский среди рабочих" (перевод с украинского).
   Выступление состоялось 31 января 1926 года в Киеве в зале Окрисполкома. В выступлении нашли отражение впечатления от поездки Маяковского в Америку в 1925 году. В заключение выступления Маяковский читал свои стихотворения: "Атлантический океан", "Бруклинский мост", "Христофор Колумб", "Испания" и др.
   Выступление перекликается с очерком "Мое открытие Америки" (См. т. 7 наст. изд.)
   Стр. 480. Два года тому назад т. Маяковский...- Речь идет о выступлении Маяковского перед рабкорами Киева 13 января 1924 года. (См. стр. 468-469.)
   Выступление на встрече с пролетарскими поэтами Ростова-на-Дону (стр. 482). Газ. "Молот", Ростов-на-Дону, 1926, No 1355, 10 февраля - А. В-о, "Маяковский в РАППе".
   Выступление состоялось 7 февраля 1926 года в клубе рабкоров газеты "Молот". Маяковский пришел туда послушать местных пролетарских поэтов. С чтением стихов выступили поэты; Обухов, Гинзбург, Полянский, Безбородое, Г. Кац, П. Кофанов, В. Жак. В заключение вечера по просьбе собравшихся Маяковский прочел стихотворение из американского цикла и третью часть поэмы "Владимир Ильич Ленин".
   Выступление в клубе рабкоров "Правды" (стр. 483). Журн. "Журналист", М. 1926, No 5, В. Н-ский, "Концерт" в клубе рабкоров "Правды".
   11 апреля 1926 года в клубе рабкоров "Правды" должна была состояться беседа на тему "Можно ли научиться писать стихи?" Предполагался доклад Г. Шенгели и "концерт" с участием Маяковского, Уткина, Безыменского и др. Докладчик не явился. На вечере выступили Маяковский, Н. Асеев, О. Брик и др.
   Некоторые выступающие возражали Маяковскому. "Раз тут публика упорствует, надо прямо сказать этой публике, что она имеет дело с шарлатанским предприятием",- говорил Маяковский в заключительном слове, зачитывая отдельные места из книжки Шенгели.
   Стр. 483. В своей статье в "Красной нови"...- В журнале "Красная новь", 1926, No 4 напечатана статья Маяковского "Подождем обвинять поэтов" (см. стр. 66).
   Стр. 484. Книжонка Шенгели...- См. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 562).
   Выступление на диспуте "О хулиганстве" (стр. 485). Газ. "Известия", М. 1926, No 227(2858), 2 октября - И., "О хулиганстве и не "хулиганстве"".
   Диспут состоялся 30 сентября 1926 года в Политехническом музее. В речах Н. А. Семашко, Н. В. Крыленко, Маяковского и других хулиганство было квалифицировано как социальное явление. Краткий отчет о диспуте был помещен также в газете "Вечерняя Москва", 1926, 1 октября.
   Как вывод из всего диспута было заявлено, что "хулиганство не такое страшное бедствие, как его обывательски представляют. Хулиганство мы одолеем, но от слов необходимо перейти к делу - мобилизовать общественное мнение, привлечь к борьбе с хулиганством комсомольские, партийные, профессиональные и общественные организации".
   Стр. 485. Нужно видеть, где хулиганство переходит в другие виды преступления.- На диспуте многие высказывались, что хулиганством нельзя называть неумышленные действия или бандитские нападения на людей. Приводилось следующее определение хулиганства в уголовном кодексе: "озорные, т. е. сопряженные с явным неуважением к обществу, действия".
   "Суд не скрутит..." - из стихотворения "Хулиган" (см. том 7 наст. изд., стр. 185).
   Доклад "Как писать стихи?" (стр. 486). Журн. "Селькор Украiни", Харьков, 1926, No 1-2 - "Как за пять уроков научиться писать стихи?" (Перевод с украинского.)
   Доклад Маяковского состоялся 1 ноября 1926 года в Харькове, в помещении Драматического театра. Краткий отчет о выступлении также см. газ. "Пролетарий", Харьков, 1926, 4 ноября. С докладами на эту тему Маяковский выступал еще 20 сентября 1926 года в Большой аудитории Политехнического музея, 4 и 5 сентября в Ленинграде, 2 ноября в Полтаве. Основные положения доклада тесно переплетаются со статьей "Как делать стихи?"
   Стр. 486. "Радяньске село" - орган ЦК КП(б)У. Выходила в г. Харькове.
   ...достаточно было Демьяну обозвать в своем стихотворении танк Танькой...- Стихотворение Д. Бедного "Танька-Ванька" пользовалось огромной популярностью на фронтах гражданской войны. К стихотворению имеется эпиграф: "Красноармейцы Петроградского фронта называют танки - "таньками". В 1927 году Д. Бедный выпустил сборник фронтовых песен под названием "Танька-Ванька".
   Стр. 487. Бескрайный и непочатый ломоть - см. об этом в докладе "Лицо левой литературы" (стр. 498).
   У нее по бокам не шуршащий шелк...- Маяковский не совсем точно цитирует строки из стихотворения С. Малахова (в стихотворении - "У нее не юбок шуршащий шелк"). В БММ хранится экземпляр журнала "Комсомолия", 1926, No 4, принадлежавший поэту. В нем напечатана статья М.

Другие авторы
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Герье Владимир Иванович
  • Озаровский Юрий Эрастович
  • Говоруха-Отрок Юрий Николаевич
  • Петрарка Франческо
  • Туган-Барановская Лидия Карловна
  • Эрастов Г.
  • Свифт Джонатан
  • Гладков А.
  • Хованский Григорий Александрович
  • Другие произведения
  • Стивенсон Роберт Льюис - Похититель трупов
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Поправка доктора Осокина
  • Тургенев Иван Сергеевич - Письма (1866-июнь 1867)
  • Плеханов Георгий Валентинович - В ожидании первого мая
  • Кондурушкин Степан Семенович - Баядерка
  • Ермолов Алексей Петрович - Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией
  • Дашкевич Николай Павлович - Н. П. Дашкевич: биографическая справка
  • Станюкович Константин Михайлович - Ошалевший читатель и доносы
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Об исследовании температуры глубин океана
  • Полонский Яков Петрович - Письма Е. А. Штакеншнейдер
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 1007 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа