Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 10

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

о двадцатилетней деятельности. Я выставил, потому что хотел показать, что я сделал. Это все равно что человек, которого вычищают из органов советской власти, он сделает выставку - что же это, тоже юбилей?
   "Зачем вы ездите за границу?" - Я там делаю то же, что и здесь. Там я писал стихи и выступал на собраниях, говорил о Коммунистической партии.
   "Почему вы ездили?" - Я ездил потому, что:
  
   Под ним струя светлей лазури,
   Над ним луч солнца золотой...
   А он, мятежный, ищет бури,
   Как будто в бурях есть покой! (Смех.)
  
   Далее в записке предложение о чтении стихов.
   В одной записке спрашивают, что означает слово "РОСТА".
   РОСТА - это телеграфное агентство, теперь называется ТАСС.
   В одной записке просят сказать экспромт о папе римском. Я этого не умею.
   Теперь несколько слов о тех, кто говорил. Прежде всего, тому товарищу отвечу, который указал на плохую посещаемость выставки. Я считаю, что это неправильно. Для того чтобы была большая посещаемость, нужно более внимательно подойти к агитации выставки. Если бы <мне> не позвонили по телефону, я бы не знал, что выставка существует. "Комсомольская правда" хоть петитом напечатала о юбилее, но не удосужилась сообщить о выставке. Если бы был вечер в память К... <пропуск в стенограмме> или Коган выступал бы, то вы известите. Если выступавшие услышат здесь, то они, если понравится, разнесут тем сотням и тысячам, к которым они пойдут, тогда агитационная цель выставки будет выполнена. Я таким результатом более чем доволен. Результат сегодняшней аудитории показывает, что мне нужно улучшить революционную квалификацию, но путь, на котором я стою, он правилен. Может быть, правильна говорили, что это будет победное шествие, и тогда будет празднование.
   Мне нужно помочь в работе, очень хорошо. Но сегодня еще я должен доказывать, что мне нужна дополнительная. площадь для работы, я серьезно доказывал и три товарища доказывали, что без дополнительной площади нельзя обойтись. На тринадцатом году революции я нахожусь, под впечатлением, что мне нужно помочь в работе. Выставка - это не юбилей, а отчет о работе. Я требую помощи, а не возвеличения несуществующих заслуг.
   Вот о чем мы, товарищи, говорим, а не о возвеличении каких-то несуществующих заслуг каких-то персон. Сегодня прозвучал один только критический голос. Я убежден, что в аудитории есть больше критических замечаний. Может быть, просто они не захотели торжественный день портить вливанием ложки дегтя в мед такого хорошего отношения. Я отнюдь не против самокритики. Только врать не надо. Товарищ говорит, что я прямо целиком, уничтожаю всех классиков. Никогда я этим глупым делом не занимался. Даже один из оголтелых эго-футуристов Северянин писал:
  
   Да, Пушкин мертв для современья,
   Но Пушкин пушкински велик.
  
   Я только говорю, что нет ударных на все время классиков. Изучайте их, любите в том времени, когда они работали. Но пусть они огромным своим медным задом не застилают дорогу молодым поэтам, которые идут сегодня. Я это не только для себя говорю, а и для тех сотен тысяч поэтов, которые выйдут из рабочего класса. Пагубнейшая ложь была бы, если бы какому-нибудь молодому рабочему, который пишет безграмотно, а будет писать в двадцать раз лучше меня, скажут - да брось, товарищ, этим делом заниматься, ничего не выйдет, у нас этим занимается Маяковский. Если я выступаю против классиков, то отнюдь не за их уничтожение, а за изучение, за проработку их, за использование того, что есть <в них полезного?> для дела рабочего класса. Но не нужно отношение к ним безоговорочное, какое часто встречается у нас. Если пять или шесть лет тому назад вопрос о классиках стоял как безоговорочный вопрос, то сегодня совершенно иное. Вот вы сегодня, например, прочтете - была, кажется, в "Красной ниве" статья т. Покровского о классиках, где было ясно указано, что без детальной проработки классика выпускать нельзя. Взять, например, такие строчки Пушкина: "Смирись, Кавказ: идет Ермолов!" Как же на Кавказ передать такие строчки, которые восхваляли русского генерала, поработителя Грузии, во имя существования единой, неделимой царской России? Или возьмите, например, в "Мазепе" у Пушкина - где Мазепу берут за усы. Там со страшным скептицизмом говорится о том, что знамя вольного народа поднимают на Петра, и где поэт шел в защиту Петра против Мазепы.
   Так что, товарищи, критический голос не только не должен был вызывать у аудитории отпора, а, наоборот, должен был бы встретить большой привет со стороны аудитории, только с требованием правильно говорить о том, что критикуешь, и немножко конкретизировать вопрос. Вот, кажется, все, что можно сказать в ответ на записки и в ответ выступавшим.
  
   Председатель. Слово предоставляется т. Троицкому от редакции "Комсомольской правды".
  
   Маяковский. <После выступления А. Троицкого.> Миронов прав, что связь моя с "Комсомольской правдой" гораздо глубже, что если выругают, то я не махну хвостом и не скажу: "Ах так, тогда я ухожу в садоводство МУНИ". У нас спор другого порядка. Вы знаете, что вопрос надстроечный таков. У нас, когда ставятся самые важные вопросы - вопрос социалистического строительства, вопрос пятилетнего плана,- в литературе такой кавардак, что волосы дыбом. По вопросу о Маяковском - вопрос распутывается таким образом, что этот человек читает в комсомольской аудитории и она расценивает его как своего писателя. Это - самый главный пункт, из которого можно сделать выводы.
   Было бы неправильным отстранить дореволюционные вещи. Я считаю это правильным - и прочту вам что-нибудь из дореволюционных вещей. "Облако в штанах". Оно начато письмом в 1913/14 году, закончено в 1915 году и сначала называлось "Тринадцатый апостол". Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?" Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большею грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах". Эта книжка касалась тогдашней литературы, тогдашних писателей, тогдашней религии, и она вышла под таким заглавием. Люди почти не покупали ее, потому что главные потребители стихов были барышни и барыни, а они не могли покупать из-за заглавия. Если спрашивали "Облако", у них спрашивали "в штанах"? При этом они бежали, потому; что нехорошее заглавие. Я прочту вам отрывки из этой: насмешки над писателями того времени. Здесь будет видно то, чем я хотел заняться и совместить лирику с тем, что от писателя требовалось. Я прочту вам отрывки. (Читает: "Славьте, меня, я великим не чета...")
   Я прочту еще одно дореволюционное стихотворение, маленькое, лирическое, про лошадь, про то, как упала лошадь на Кузнецком мосту. (Читает.)
   Сейчас я прочту первое из написанных за время революции. Мне позвонили из бывшего гвардейского экипажа и потребовали, чтобы я приехал читать стихотворения, и вот я на извозчике написал "Левый марш". Конечно, я раньше заготовил отдельные строфы, а тут только объединил адресованные к матросам. (Читает "Левый марш".)
   Я прочту одно из последних стихотворений на тему стройки,- не бог весть какой, это - о постройке дома и о предоставлении мне жилой площади. (Читает.)
   Мне прислали записку: "Маяковский, почему вы не пишете о деревне?" Внизу имеется один "Урожайный марш", он напечатан в "Комсомольской правде". Товарищ комсомолец должен знать. Есть еще стихотворение о двадцатипятитысячниках. Я деревню очень мало знаю, меньше, чем город.
   Есть еще вопрос: "Почему вы не едете в колхоз?" Нельзя же так, чтобы все поехали в колхоз, а города стояли бы, как зачумленные. 25 % - я считаю правильным. Меня это оттянуло бы от работы. Если я поеду с товарищем К... <пропуск в стенограмме>. Вместо того чтобы рыть почву, я вам прочту кое-что из своих произведений. (Читает стихотворения.)
   Я прочту еще, самое последнее. Под заглавием "Хорошо!" - по поводу десятилетия Октябрьской революции. Мне бы хотелось, чтобы это стихотворение не потеряло своего значения и дальше. - От первых дней Октябрьской революции, от потемок к восстанию, когда звенели шпоры дореволюционной выковки <и ходили офицеры), аксельбантами увешанные до пупов. (Читает стихи.)
   Последняя часть - переход к стройке и радостный проход поэта и каждого гражданина Советской республики по улицам Москвы. (Читает стихи.)
   Отрывки о Красной Армии. Сам я на войне не был; когда меня спрашивают, я шутливо отвечаю, что <и> без меня неплохо справились. Это - очень шутливый ответ, но я избегаю писать о том, чего я не видел. В последнее время развелось много таких писателей, которые пишут, что не только дрались с Деникиным, но сами на Колчака ходили и <вместе> с декабристами сражались, что они были в Севастополе, когда наступал <отступал?> Врангель...
   "Алмаз" - это застенок царский, где расстреливали большевиков. На яхте <"Алмаз"> удирал его превосходительство господин Врангель. "Ол райт". В самое последнее время два американских миноносца зашли в Севастопольский рейд, увидели, что гонят врангелевцев, и ушли обратно. "Кадеты" - это конституционно-демократическая партия, которая рвалась в Дарданеллы, а теперь обратилась во французский парламент, чтобы интернироваться обратно в Россию. (Читает: "Мне рассказывал тихий еврей...")
   Товарищи, может быть, на этом кончим? У меня глотка сдала. (Аплодисменты.)
  
  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ДИСПУТЕ О "БАНЕ" В ДОМЕ ПЕЧАТИ

27 марта 1930 года

  
   Товарищи, я существую 35 лет физическим своим существованием и 20 лет - так называемым творческим, и все время своего существования я утверждаю свои взгляды силами собственных легких, мощностью, бодростью голоса. И не беспокоюсь, что вещь моя будет аннулирована. В последнее время стало складываться мнение, что я общепризнанный талант, и я рад,, что "Баня" это мнение разбивает. Выходя из театра, я вытираю, говоря, конечно, в переносном смысле, плевки со своего могучего чела.
   После просмотра "Бани" голоса делились на две части: одни говорили: "Как замечательно, никогда так весело не было"; другие говорили: "Какая гадость, отвратительный спектакль".
   Мне было бы очень легко сказать, что моя вещь была прекрасна, но ее испортили постановкой. Это был бы чрезвычайно легкий путь, от которого я отказываюсь. Я принимаю на себя целиком ответственность за недостатки и достоинства этой вещи. Но есть моменты другого порядка. Нельзя, например, прийти и сказать: "Вот смотрите, избиение коммунистической демонстрации, скажем, в Нью-Йорке произошло лучше, чем забастовка углекопов в Англии". Подобная оценка не является действительным мерилом вещей. Прежде всего надо говорить о том, насколько та или другая вещь в наше время необходима. Если это наша вещь, то надо говорить: "Какое горе, что она плоха". Если она вредна, то надо радоваться тому, что она нехороша.
   Основной интерес этого спектакля заключается не в психоложестве, а в разрешении революционных проблем. Оценивая театр как арену, отражающую политические лозунги, я пытаюсь найти оформление для разрешения подобных задач. Прежде всего я заявляю, что театр - это арена, а во-вторых,- это зрелищное предприятие, то есть опять-таки веселая публицистическая арена.
   Кто-то сказал: "Провал "Бани", неудача "Бани"". В чем неудача, в чем провал? В том, что какой-то человечишко из "Комсомольской правды" случайно пискнул фразочку о том, что ему не смешно, или в том, что кому-то не понравилось, что плакат не так нарисован? На это я ориентировался двадцать лет своей работы? Нет, я ориентировался на литературный и драматический материал действительной ценности, вложенный в ту или другую вещь. В чем для меня ценность этого материала? Ценность в том, что это прежде всего пропаганда, поданная в форме читки, в том, что в самом тексте с самого начала до конца разрешены все комичные рамки разговоров. Я знаю, что каждое слово, мною сделанное, начиная с самого первого и кончая заключительным, сделано с той добросовестностью, с которой я делал свои лучшие стихотворные вещи. Чаров в доказательство неостроумных моментов привел три фразочки, взяв актерскую отсебятину.
   Со стороны драматургической. Разрешая постановочные моменты, мы наткнулись на недостаточность сценической площадки. Выломали ложу, выломали стены, если понадобится - выломим потолок: мы хотим из индивидуального действия, разворачивающегося в шести или семи картинах, сделать массовую сцену. Десять раз повторяю,- предвижу, что по этому поводу со смотрящими и со старым театром мне придется вступить в конфликт. Я знаю,- и думаю, что Мейерхольд это знает,- что если бы мы сделали сцену по точным авторским ремаркам, мы достигли бы большего театрального эффекта. Но вместо психологического театра мы выставляем зрелищный театр. Меня сегодня в "Вечерней Москве" критиковали рабочие. Один говорит: "Балаган", другой говорит: "Петрушка". Как раз я и хотел и балаган и петрушку. Третий говорит: "Нехудожественно". Я радуюсь: я и не хотел художественно, я старался сделать нехудожественно.
   Мы никогда не были беспочвенными авангардистами, но никогда не были и хвостистами. Мы всегда говорили, что идеи, выдвигаемые Советским Союзом, являются передовыми идеями. В области драматургии мы являемся ведущим театром. На этом пути мы делаем десятки и сотни ошибок, но эти ошибки нам важнее успехов старого адюльтерного театра.
  

ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ

  
   Выступление на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 263).
   Стенографическая запись до авторской правки:
   Стр. 265.
   3 После; на другой день // как незабываемая какая-нибудь проблема или как какой-нибудь метод, который помогает вам разобраться в тех вопросах, которые выдвигает жизнь.
   10-11 Вместо: Это не новое искусство, а воскрешение покойников. // Пытаться строить театр на безразличных вещах, с трудом поддающихся эмоциональной обработке, я считаю глубоко позорным для театра, а это лучший театр.
   20 После: редакциях. // В таких журналах, как "Красная новь", существует способ отбора,- я не говорю о людях настойчивых, как я, которые тем или другим путем прокладывают себе дорогу, хорошо или плохо стихотворение,- но там существует порядок очереди. Журнал не заинтересован, чтобы наиболее интересные вещи попадали в него, и когда приходишь и спрашиваешь редактора, почему не печатается моя вещь, то он отвечает: Позвольте, ведь вы прошлый раз печатались, а сейчас очередь Сидорова и Петрова. И когда я однажды в редакции "Огонька", который печатается в одной типографии с "Красной нивой", увидел мое стихотворение, уже напечатанное в "Красной ниве", я побежал к редактору узнать, как это произошло. Оказывается, что же - лежало все рядом на столе, посмотрели - Маяковский, что же, имя хорошее, и поместили. При таком отношении трудно говорить о каком-нибудь литературном соревновании, которое бы поднимало одних, выдвигало бы вперед других не в смысле литературной славы, а в смысле обработки того, что тебе самому дано
   37 После: художественным произведениям // и даже в тот момент, когда смерть будет накладывать нам петлю на шею, тысячи раз
   38-39 После: которые дают // бесконечное удовлетворение, бесконечно
   Стр. 266
   1-3 Слова: Конечно, это никак не похоже ..... "Юбилейное" - отсутствуют.
   7 После: литературу и искусство. // Во-первых, отсутствие какого-нибудь крупного произведения, потому что они не родятся из-за недостатка обучения. Во-вторых, потому что вопросы в области литературы и искусства должны быть перенесены из области эстетства в область индустриального искусства, в область плакатную, так что все, начиная от вывески и кончая букварем или произведениями писателей, все это должно быть организовано, должно быть взято в обработку поэтов.
  
   Выступления на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" (стр. 312)
   Стенографическая запись первого выступления:
   Стр. 312
   7 Вместо: на чем кончили // на чем должны были кончить
   8-9 Вместо: с вопроса о литературе.....отражается // по вопросу о литературе, о причинах упадочничества в литературе в самой, как это упадочничество отражается у нас на литературных кругах, на читательских кругах, и затем
   17 Вместо: 35-40% поэтов // 65-70% писателей
   Стр. 313
   2 Вместо: перед памятью о Есенине // перед Сергеем Есениным
   3 Перед: Это было в Нижнем // Я попробовал притвориться
   4 Вместо: Я рассыпался, де // Я сказал, что
   9-10 Вместо: У него и про вино и про Россию лучше // Поверили потому, что там и про Россию лучше.
   16-18 Вместо: И это противопоставление ..... суха и надоела. // И это противопоставляют одно другому.
   26 После: со всей нашей массой. // И Маяковского знают, но я тоже это не отождествляю с массой. Я только указываю на размер влияния С. Есенина, на размер знакомства с ним. Почему такое доверие С. Есенину. Здесь указывал т. Сосновский, что... <пропуск в стенограмме> да еще с националистическим душком: тройка, дорожка, перепутья и т. д. Милые вещи. (Голоса: А чем лучше про Моссельпром.) Я этого любезного гражданина, который говорит, что про Моссельпром писать плохо, я с этим молодым человеком поговорю еще на закуску, я перекушу им последнюю фразу.
   33-34 Вместо: ни одной их фамилии не слыхал // ни одного не знал.
   38 После: в миллионах экземпляров. // Вы знаете стихи Новокшонова.
   39 После: Не знаете. // Да на это и средств никаких не хватит.
   Стр. 314
   20-21 Вместо: только из случайный цитат ..... к литературе // в один прекрасный день из моих цитат, это рост интереса к литературе.
   22 Слова: вернее - его расходят - отсутствуют.
   25 После: писатель. // Я боюсь, что с этим большим распространением хорошенькая история.
   27-28 Слова: раки, а не ячейка - отсутствуют.
   31 После: бескультурье. // (Шум.) Не беспокойтесь, товарищи, Маяковский не столько вам надоел, сколько мне самому.
   34 Слово: литературных - отсутствует.
   34 После: советов // которые давал на деле К... (пропуск в стенограмме} Полонский,
   39 Слова: и ее самой - отсутствуют.
   Стр. 316
   1-2 Вместо: если рядом с любовью к водке еще и нет // если рядом с этим не иметь
   4 Слова: Он хоть про водку хорошо писал - отсутствуют.
   5 После: журнале // "Красная нива"
   6-9 Вместо: как на таком фоне ....."Красной нивы" //
   Это злостная есенинщина, это не пессимизм, который из души прет, а особый пессимизм. Первое стихотворение... <пропуск в стенограмме> Второе стихотвореньице замечательным русским языком поражает. Тут Есенина хвалили. А там такой русский язычок
   12 После: на каждой странице. // С одной стороны, "Сердце, сломанное вдвое", а с другой стороны, идеализация С. Есенина.
   20 Слово: хорошо - отсутствует.
   24 Слово: душеспасительную - отсутствует.
   25 Слово: рифмованную - отсутствует.
   26-27 Вместо: сухую, однообразную агитацитику // ее
   28 Вместо: нашей // вашей
   28-30 Вместо: Работай-де и живи..... приставлен // без танцев, без пива, без гармошки, отнюдь нет, этим пусть занимается, кто приставлен.
   33 Слова: любовно-пьяной - отсутствуют.
   36 После: собрании // я все время выступаю с т. Сосновским и как будто даже солидарен в вопросе об Есенине,- я приводил
   39-42 Вместо: Отсутствие этого "др" ..... риторику // Вот что засушивает доклады, о чем говорит т. Калинин, что превращаются в пасторов. То же самое и в области стихов превращаются в резонеров.
   Стр. 316
   7 Вместо: Это "др" почище // Это получше
   8-9 Вместо: это вопрос о форме ..... он внедрялся // о его литературе, это вопрос, о котором я с удовольствием буду разговаривать, но времени мало, вопрос о форме, вопрос о подходе, как делать вещи, чтобы они внедрялись
   11 Вместо: Вопрос о форме // Это
   12-13 Вместо: и обработка сырого словесного материала // обработка вообще сырого материала
   13 Вместо: белой // контрреволюционной
   20-21 Слова: А эти ольшевцы делают ежедневную литпогоду - отсутствуют.
   22 После: запретом. // В "формальном окружении" Шкловский сказал все, что по этому вопросу надо было сказать.
   23 Вместо: не о Есенине, а // о Есенине
   25 Вместо: какого-то поэта // поэта Приблудного
   26 Слово: Маловато - отсутствует.
   33 После: Сосновские // потому что если бы о нем так не говорили, то был бы довольно милый, хулиганствующего типа паренек. В Доме печати он лез ко всем, хватал за горло и требовал немедленно признать его первенство на территории даже не СССР, а всего земного шара не только в поэзии, но в знании английского языка. (С места: Будьте тактичнее к мертвым.) Нет, не буду. Я не признаю этой традиции преклонения перед покойничками. Я его ругал при жизни и буду ругать теперь с тем большим удовольствием. Последнее замечание, если бы этого Сергея Есенина в то время не удержал за лапки, я, может быть, лежал бы в том самом гробике, в котором лежит Сергей Есенин, и мои книги имели бы такой тираж, какой имеют книжки Сергея Есенина. Мне пришлось выламывать кинжал, которым он замахивался.
   34-35 Вместо: и нам безразлично, даже почти приятно // и нам очень радостно.
   37 Слова: по классификации т. Луначарского - отсутствуют.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. В. МАЯКОВСКОГО, ВОШЕДШИХ В ДВЕНАДЦАТЫЙ ТОМ

  
   Как делать стихи? Акционерное издательское общество "Огонек", М. 1927, 54 стр.
  

ИЗДАНИЯ, ПРЕДИСЛОВИЯ К КОТОРЫМ НАПЕЧАТАНЫ В ДВЕНАДЦАТОМ ТОМЕ

  
   Облако в штанах. Тетраптих, 2-е изд., без цензуры. Изд. "АСИС", П. 1918, 64 стр. (вышло в Москве).
   Все сочиненное Владимиром Маяковским (1909-1919). Изд. "ИМО", П. 1919, 280 стр.
   Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается. Изд. "Круг", М.-П. 1923, 109 стр.
   Вещи этого года (до 1 августа 1923 г.). Изд. "Накануне", Берлин, 1924, 110 стр.
   Wybór poezyj. Spó#322;dzielnia ksi#281;garska 'Ksi#261;#382;ka', Warszawa. 1927, 123 стр
   Грозный смех. ГИХЛ, М.-Л. 1932,80 стр.
  

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  
   БММ - Библиотека-Музей В. Маяковского. ГАОР ЛО - Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области.
   ИМЛ - Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
   ИМЛИ - Институт мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР.
   ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР.
   ЦГАОР - Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР.
   ЦГИАЛ - Центральный государственный исторический архив в Ленинграде.
  

ВЫСТУПЛЕНИЯ В СТЕНОГРАФИЧЕСКОЙ И ПРОТОКОЛЬНОЙ ЗАПИСИ

  
   Публикуемые в настоящем томе стенограммы выступлений Маяковского в подавляющем большинстве случаев остались автором не выправленными. Качество записи далеко не всегда удовлетворительно: имеются пропуски, ошибки, местами текст не совсем понятен, не говоря уже о погрешностях стилистического характера.
   Объяснение некоторых неясных, плохо застенографированных мест дается в примечаниях. Дописанные или добавленные слова, предположительно восполняющие пропуски в стенограмме и принадлежащие составителю, заключены в угловые скобки. В спорных или сомнительных случаях ставится вопросительный знак.
   Стихотворные, а также прозаические цитаты, которые приводил в выступлениях Маяковский, в стенограммах большей частью опущены или искажены. В настоящем издании они восстановлены.
   В конце примечаний к соответствующим стенограммам публикуются реплики, поданные Маяковским в адрес других ораторов в ходе обсуждения. Многие из них понятны только в контексте - поэтому перед каждой приводится то место выступления, к которому реплика относится.
  
   Выступление на общем собрании временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств (стр. 215). Протоколы общего собрания (ЦГИАЛ).
   Опубликовано в Полном собрании сочинений, т. 12, М. 1937.
   О Союзе деятелей искусств, о его составе и политических позициях Маяковский писал в статье "Только не воспоминания..." (см. стр. 149).
   Маяковский входил во Временный комитет уполномоченных Союза деятелей искусств от "Федерации футуристов" и принимал участие в заседаниях комитета с апреля по декабрь 1917 года.
   В середине ноября 1917 года нарком по просвещению А. В. Луначарский обратился к Союзу деятелей искусств. В обращении говорилось:
   "После первой революции трудового народа 25-го октября в руки восставших и победивших масс перешел целый ряд художественных учреждений. Отныне они являются достоянием всего народа и вашим, художники России.
   Свергнут не только самодержавный бюрократический режим, тяготевший над искусством, но и всякая классовая и кастовая узость. Предстоит создать новые свободные, чисто народные формы художественной жизни.
   В этой важнейшей отрасли культурного строительства трудовой народ нуждается в вашей помощи и вы окажете ее ему...
   От лица народа, ставшего хозяином земли русской, предлагаю вам, художники, выразить организованное мнение всего художественного мира о возможно более рациональном использовании для всенародной культуры хранилищ и рассадников искусства нашей Республики" (ЦГИАЛ).
   Об обстоятельствах, предшествовавших обсуждению этого вопроса в Союзе деятелей искусств и выступлению Маяковского, О. М. Брик вспоминает:
   "Союз деятелей искусств, объединявший в то время людей искусства самых разнообразных течений и направлений, поставил призыв наркома на повестку ближайшего заседания.
   Предварительно вопрос подвергся острой дискуссии в многочисленных группах и группках, входивших в состав Союза. В частности, горячие прения разгорелись на совещании "левого блока".
   "Левый блок" выступал против вмешательства государства в художественную жизнь и стоял за "отделение искусства от государства..."
   Одним из членов "левого блока" была предложена резкая резолюция, в которой говорилось: "Обращение народного комиссара Луначарского неясно в смысле отношения государственной власти к автономии искусства и принуждает левое современное течение на соглашательскую бездеятельность с дохлым академизмом и бюрократическими деятелями искусства. Своим обращением к СДИ (Союз деятелей искусств) комиссар Луначарский явно губит начала устроения будущей художественной жизни на современных единственно правильных началах, проповедуемых левыми течениями, и отдает власть устарелым, безответственным опекунам искусства. Ввиду этого мы, блок левых течений искусства, обращаемся сами к народу с манифестом блока левых о задачах и взглядах на устроение художественной будущей жизни".
   Этот проект резолюции сочувствия не встретил. И после длительных прений была принята короткая резолюция, более скромная, но не менее твердая в отстаивании своих "учредительских" прав:
   "Заслушав обращение т. Луначарского, Союз ДИ (деятелей искусств) доводит до его сведения, что им уже предпринят ряд мер к созыву учредительного собора всех деятелей искусства, который выразит перед лицом всего народа организованное мнение художественного мира на устроение художественной жизни страны".
   17(30) ноября обращение наркома Луначарского обсуждалось на пленарном заседании Союза деятелей искусств. Все выступавшие, одни резче, другие мягче,- но все же категорически, протестовали против "захвата большевиками власти над искусством" и призывали к борьбе за автономию художественной жизни.
   И только один Владимир Маяковский сказал, что "нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт".
   В те дни Маяковский уже ясно понимал, что только власть победившего пролетариата может обеспечить жизнь и расцвет подлинного искусства, что никакие "учредительные соборы" не выведут искусство из того эстетического болота, к которому его привела буржуазия". (О. М. Брик, "Маяковский - редактор и организатор", "Литературный критик", М. 1936, No 4, стр. 114-116.)
   В протоколах заседания имеется первоначальная черновая запись выступления Маяковского, сделанная карандашом: "Маяковский. Согласен с Сологубом, но какими путями прийти к этому; как можно захватить это достояние - приходится обратиться к власти, приветствовать новую власть".
   Выступления на заседаниях коллегии отдела изобразительных искусств Наркомпроса (стр. 216). Стенограммы заседаний (хранятся в семье проф. Н. Н. Пунина; копии частично в ЦГАЛИ).
   Впервые опубликованы полностью в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958. Отрывки были напечатаны ранее в журнале "30 дней", М. 1935, No 4 и в Полном собрании сочинений Маяковского в двенадцати томах, М. 1947, т. 11.
   Отдел изобразительных искусств Наркомпроса был учрежден в Петрограде 29 января 1918 года. Маяковский, который в течение нескольких месяцев был членом коллегии Отдела ИЗО, участвовал в заседаниях 28 ноября, 5 и 12 декабря 1918 года и 9 января, 6 и 27 февраля 1919 года. В заметке "В коллегии по делам искусства и художественной промышленности", напечатанной в газете "Искусство коммуны", П. 1919, No 10, 9 февраля, отмечается участие Маяковского в заседании 30 января 1919 года; однако стенограммы этого заседания не обнаружены, как и стенограммы заседания 24 апреля 1919 года, в котором он участвовал. На заседании 22 мая 1919 года, в связи с обсуждением вопроса о составе коллегии, искусствовед Н. Н. Пунин (1888-1953), в то время один из руководителей Отдела изобразительных искусств, сообщил, что Маяковский отчислен вследствие переезда в Москву.
   Стр. 216. ...вместо того, чтобы издавать еженедельную газету...- Речь идет о газете Отдела изобразительных искусств, которая и стала выходить с 7 декабря 1918 года под названием "Искусство коммуны", при ближайшем участии Маяковского (он поместил в этой газете семь своих стихотворений). Вышло 19 номеров (последний - 13 апреля 1919 года).
   ...для всех отделов - т. е., очевидно, отделов Наркомпроса, ведающих вопросами искусства.
   Резолюция следующая (читает).- Текст резолюции в стенографическом отчете не приведен.
   По поводу оценки деятельности газеты "Жизнь искусства" также разногласий нет... - О газ. "Жизнь искусства" см. "Открытое письмо народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому", (стр. 14) и примечания к нему (стр. 542).
   Стр. 217. "Северная коммуна" - ежедневная газета, выходившая в Петрограде в 1918-1919 гг.
   Стр. 218. Ятманов Г. С. - заведующий Отделом музеев и охраны памятников искусства и старины. (Это был самостоятельный отдел Наркомпроса.)
   Стр. 219. Альтман Н. И. (р. 1889) - художник, руководитель подсекции живописи секции художественных работ коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Руднев Л. В. (1885-1956) - архитектор, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Штеренберг Д. П. (1881-1948) - художник, председатель коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Стр. 220. Николай Николаевич - Пунин Н. Н.
   Двинуть дело было очень трудно.- О хлопотах Маяковского по подготовке первого, а в дальнейшем и второго номера "Искусства коммуны" отчасти свидетельствует автограф Маяковского, хранящийся в отделе рукописей ИМЛИ,- "Счет расходов по организации издания газеты "Искусство коммуны"" (см. "Литературное наследство", т. 65, М. 1958, стр. 601).
   Штальберг Э. Я. (1883-1958) - архитектор, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Стр. 221. Школьник И. С. (1883-1926) - художник, руководитель театрально-декорационной секции Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Стр. 222. Затем литературно-издательская секция нашла возможным принять к изданию в первую очередь и мои две книги.- Первая книга Маяковского, о которой идет речь, должна была называться "Для детков" (или "Для деток"), вторая - "Издевательства".
   Обе эти книги не были выпущены. Тем не менее в "Отчете о деятельности Отдела изобразительных искусств", составленном спустя два месяца с лишним (отчет датирован 11 февраля 1919 года), в разделе о работе литературно-издательской секции указано:
   "Печатаются: <...> "Для деток" В. Маяковского с иллюстрациями Козлинского. "Издевательства". Сборник стихотворений В. Маяковского..." (ГАОР ЛО).
   Стр. 222 и 223. ...дает подробное описание книги; ...читает смету....- Описание и смета в стенографическом отчете отсутствуют. Это же относится и к "объяснениям" и "смете" на следующей странице.
   Стр. 223. Козлинский В. И. (р. 1891)- художник, был автором части рисунков для альбома "Герои и жертвы революции"с подписями Маяковского (изд. Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. П. 1918).
   Государственные мастерские...- Государственные свободные художественные мастерские - так в первые годы революции называлась Академия художеств.
   Стр. 226. Это поступает от т. Жевержеева...- Л. И. Жевержеев(1881-1942) - председатель общества художников "Союзмолодежи", где хранились рукописи Маркова, предложил Отделу ИЗО приобрести у общества право на издание этой книги. Книга В. Маркова была издана Отделом изобразительных искусств под названием "Искусство негров", П. 1919.
   Мы ставили в Москве три картины, три сценария...- В Москве в 1918 году частная кинофирма "Нептун" поставила три фильма по сценариям Маяковского: "Не для денег родившийся" (по мотивам романа Джека Лондона "Мартин Идеи"), "Барышня и хулиган" (по мотивам повести Эдмондо д'Амичис "Учительница рабочих") и "Закованная фильмой" (на оригинальный сюжет Маяковского). Маяковский играл главные роли во всех трех фильмах. Сценарий, который "прошел через критику Кинокомитета", возможно, "Не для денег родившийся", получивший аннотацию в "Кинобюллетене Кинокомитета Народного Комиссариата Просвещения", М. 1918, No 1-2, стр. 23.
   Стр. 228. Плакат Сварога для картины Луначарского ("Уплотнение")...- Сварог В. С. (1883-1946) - художник. Кинофильм "Уплотнение" по сценарию А. В. Луначарского демонстрировался в дни первой годовщины Октябрьской революции.
   Тем более что художественная работа без архитектурной невозможна.- В. А. Щуко (1878-1939) был не только театральным декоратором, но и главным образом архитектором.
   Стр. 231. Самокиш Н. С. (1860-1944) - художник.
   Россинэ (Баранов-Россинэ В. Д.) - художник, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.
   Мы теперь с Маяковским объезжаем районы...- Маяковский выступал 2 и 7 декабря в Выборгской партийной школе, 14 декабря - в рабочем клубе на Охте и 17 декабря (это был не понедельник, а вторник) - в Матросском театре, где впервые прочитал "Левый марш".
   Стр. 233. Я бы думал назвать "Изобразители".- Журнал был назван "Изобразительное искусство". Его первый и единственный номер вышел в Петрограде в 1919 году.
   Стр. 234. ...один из рисунков...- Очевидно, речь идет о рисунке к "Сказке о красной шапочке" Маяковского.
   Автором этой гнусной сплетни был я...- В записях других выступлений о "сплетне" ничего не говорится.
   Стр. 235. ...они пришлют того же Блоха...- По-видимому, Маяковский говорит о скульпторе М. Ф. Блохе, не раз выступавшем в качестве представителя профсоюза художников.
   Доклад о художественной пропаганде на первом всероссийском съезде работников РОСТА (стр. 239). Стенограмма съезда (ЦГАОР). Стенограмма доклада Маяковским не правлена.
   Впервые напечатано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Первый всероссийский съезд работников РОСТА происходил в Москве 15-21 мая 1920 года. В ЦГАОР имеются неполные стенограммы съезда (в заголовке стенограмм ошибочно указано: 2-й съезд - и дана неверная дата открытия - 16 мая; точные данные - в заметке "Известий ВЦИК", М. 1920, No 105, 16 мая: "Съезд работников РОСТА.- Вчера в Доме печати открылся I Всеросс. съезд работников Росс. Телегр. Агентства...").
   В день открытия съезда ответственный руководитель РОСТА П. М. Керженцев в докладе о задачах и работе РОСТА говорил, в частности, о той стороне деятельности РОСТА, в которой принимал самое непосредственное участие Маяковский: "Своеобразное место заняла художественная пропаганда, которую пришлось поставить на несколько новые рельсы. Сначала эта агитация сводилась к тому, что распространялись клише для местных и частью для провинциальных газет. Затем были созданы специальные "окна сатиры". Эта агитация имела чрезвычайный успех, так что по техническим причинам мы не могли даже удовлетворить спроса. Приходилось снимать копии иногда прямо от руки. Позже наши губернские отделы начали создавать собственные художественные отделы и "Окна сатиры"..."
   На заседании 19 мая председательствовавший Керженцев сказал: "Сейчас у нас осталось до перерыва полчаса и имеется очень короткий доклад о художественной пропаганде. Слово имеет представитель художественного отдела РОСТА тов. Маяковский".
   В своем докладе Маяковский выдвинул общие, принципиальные предпосылки работы над плакатами и "Окнами сатиры" РОСТА.
   Этот доклад является единственным сохранившимся специальным высказыванием Маяковского о его работе в РОСТА, относящимся к периоду, в который она велась.
   Упоминаний о докладе Маяковского в газетных отчетах не было.
   По свидетельству писателя А. Н. Зуева, одного из делегатов съезда работников РОСТА, заседания съезда, открывшиеся в Доме печати, затем происходили в клубе РОСТА; там Маяковский и выступил с докладом. В Доме печати он читал поэму "150 000 000" перед делегатами съезда работников РОСТА или, может быть, перед делегатами Всероссийской конференции журналистов, открывшейся 21 мая - сразу же по окончании этого съезда.
   Стр. 240. ...обыкновенно набранная газетная статья, вывешиваемая в нашей газете...- По-видимому, речь идет о стенных газетах, которые издавались РОСТА в годы гражданской войны во многих городах. Эти газеты печатались крупными шрифтами и расклеивались на улицах, а потому и обслуживали огромный круг читателей. Первая "Стенная газета РОСТА" появилась в Москве 28 октября 1918 года и выходила до апреля 1921 года. В 1919-1920 годах в ней печатались некоторые стихотворные тексты Маяковского.
   Товарищ Ленин в одном своем письме по поводу стиля нашей газетной работы...- Марковский говорит о статье Ленина "О характере наших газет", опубликованной в "Правде", М. 1918, No 202, 20 сентября (Сочинения, т. 28, стр. 78-80). Ссылкой на эту статью Ленина Маяковский впоследствии начал и свою статью "С неба на землю" (см. стр.38).
   ...плакат Пастернака... "Жертвуйте на заем свободы". - Имеется в виду художник Л. О. Пастернак (1862-1945). "Заем свободы" был выпущен в 1917 году Временным правительством.
   Выступления на заседаниях коллегии Политпросветсектора Наркомпроса (стр. 242). Протоколы (ЦГАОР).

Другие авторы
  • Сологуб Федов
  • Добролюбов Николай Александрович
  • Бутков Яков Петрович
  • Пущин Иван Иванович
  • Зотов Владимир Рафаилович
  • Аппельрот Владимир Германович
  • Диковский Сергей Владимирович
  • Челищев Петр Иванович
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич
  • Ватсон Эрнест Карлович
  • Другие произведения
  • Илличевский Алексей Дамианович - Из лицейских произведений
  • Леонтьев Константин Николаевич - Грамотность и народность
  • Эмин Николай Федорович - Письмо Ю. А. Нелединскому-Мелецкому
  • Ленский Дмитрий Тимофеевич - Помойная яма
  • Соловьев Всеволод Сергеевич - Альсим
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Под вечер
  • Каратыгин Петр Андреевич - М. Барановская. Грибоедов и его современники в зарисовках П. А. Каратыгина
  • Брюсов Валерий Яковлевич - Крысолов
  • Марриет Фредерик - Приключения в Африке
  • Каченовский Михаил Трофимович - Об источниках для Русской Истории
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа