Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 11

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

   Опубликовано в кн.: В. Катанян. "Маяковский. Литературная хроника", М. 1945.
   Маяковский участвовал в заседаниях коллегии как представитель РОСТА. На заседании 2 сентября 1920 г. обсуждались вопросы об агитационной работе на Западном фронте, о праздновании дня Октябрьской революции, доклад представителя РОСТА (Маяковского) об агитационной работе.
   На заседании 9 сентября обсуждались вопросы о текущей агитационной работе на Западном фронте и о праздничных спектаклях в театрах в дни Октябрьской годовщины. По первому вопросу постановили: известить Государственное издательство о том, чтобы оно приняло представленные плакаты и изготовило их в количестве 5000 экземпляров, причем три плаката предлагаются как "Окна сатиры", а один под названием "Последний час".
   На заседании 20 сентября обсуждался доклад заведующего ТЕО (Театральный отдел Наркомпроса) В. Э. Мейерхольда об агитационно-революционных задачах театра. Постановили: создать комиссию из представителей Политпросветсектора и ТЕО для пересмотра и создания нового революционного репертуара и для празднования дня Октябрьской революции. Маяковский вошел в число членов комиссии. На одном из заседаний этой комиссии обсуждался вопрос о постановке к дням Октябрьских праздников "Мистерии-буфф". (См. об этом в выступлении Маяковского на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?", стр. 257.)
   На заседании 24 сентября обсуждался план подготовки празднования Октябрьской годовщины.
   Выступления на диспуте о постановке "Зорь" в Театре РСФСР Первом (стр. 244). Стенограмма диспута (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.
   Впервые опубликовано в журн. "Советский театр", М. 1936, No 8 (см. А. Февральский, "Маяковский на театральных диспутах"). Премьера пьесы Эмиля Верхарна "Зори" (в переработке и постановке В. Э. Мейерхольда и В. М. Бебутова), которой открылся в Москве Театр РСФСР Первый, впоследствии Гос. театр имени Вс. Мейерхольда, состоялась 7 ноября 1920 года.
   Через две недели, 22 ноября, в помещении театра состоялась публичная беседа (диспут) о "Зорях". Выступали А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд, литературовед П. С. Коган, О. М. Брик, артисты Д. Н. Бассалыго и А. А. Мгебров, театральный критик С. А. Марголин и другие. Маяковский выступал дважды; второе его выступление было посвящено полемике с А. В. Луначарским, кото, рый говорил после него и потом сразу уехал.
   Краткий отчет о диспуте был напечатан в газ. "Коммунистический труд", М. 1920, No 207, 26 ноября, подробный - в журнале "Вестник театра", М. 1920, No 75, 30 ноября.
   Стр. 244. ..."реалистические" шедевры, которые декорируют весь остальной театр б. Зона. - В помещении, которое занимал Театр РСФСР Первый, до революции давались спектакли легкого жанра иод фирмой "Омон", а затем "Зон"; зал был отделан безвкусными лепными украшениями.
   ...этот занавес не просто красным написан...- Художник В В. Дмитриев (1900-1948) создал для постановки "Зорь" специальный занавес, написанный, так же, как и его декорации, в приемах беспредметной живописи. На занавесе был большой красный круг.
   Стр. 245. "Благовещение" - мистерия французского поэта и драматурга Поля Клоделя; была поставлена в Камерном театре режиссером и руководителем театра А. Я. Таировым (1885-1950). Премьера состоялась 16 ноября 1920 года.
   ...бросали актеров в публику и они поддавали жару. - В постановке "Зорь" театр стремился преодолеть разобщенность сцены и зрительного зала, объединить актеров со зрителями путем различных приемов, в том числе - упразднением рампы и размещением а зале так называемых "клакёров", которые должны были "вовлекать" публику в театральное действие.
   Стр. 246. Крупская в "Правде"... - Маяковский ссылается на критическую статью Н. К. Крупской "Постановка "Зорь" Верхарна" {"Правда", М. 1920, No 252, 10 ноября). Возражая против переработки пьесы, Н. К. Крупская писала: "Кто-то придумал не в добрый час приспособить "Зори" к русской действительности... Надо восстановить текст Верхарна".
   ...взятие Перекопа...- Перекоп был взят Красной Армией 7-9 ноября 1920 года. 18 ноября в спектакль "Зори" было включено чтение сообщения о взятии Перекопа; это чтение встречалось зрителями с большим энтузиазмом.
   Стр. 247. Луначарский - см. примечания к "Открытому письму народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому" и к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр. 542 и 544).
   Стр. 248. ...после агитации агитационно-пропагандистского театра...- Театральный отдел Наркомпроса в сентябре 1920 года организовал "ударные агитационные театральные летучки" (труппы) с репертуаром на продовольственные темы (продагитлетучки) для агитации среди крестьян в хлебородных местах за сдачу хлеба государству. Маяковский написал для "продтеатра" лубок "Всем Титам и Власам РСФСР" (том 2 наст. изд., стр. 46). Эрешен - герой пьесы "Зори".
   Выступление на диспуте о драматургии А. В. Луначарского (стр. 249). Стенограмма диспута (ИМЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена (качество ее неудовлетворительно).
   Впервые напечатано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Диспут происходил 26 ноября 1920 года в Москве, в Доме печати. Поводом к его организации послужила библиографическая заметка П. М. Керженцева "Драматургия тов. Луначарского" в газ. "Правда", М.1920, No 261, 20 ноября. Автор заметки, критикуя пьесы "Оливер Кромвель", "Маги" и "Иван в раю", обвинял А. В. Луначарского в том, что многое в его пьесах не отвечает коммунистической идеологии.
   Открылся диспут докладом А. В. Луначарского "Комментарии к моим драмам", с ответом выступил П. М. Керженцев, после чего состоялись прения, в которых участвовали В. М. Волькенштейн, В. Б. Шкловский, В. П. Полонский, С. М. Волконский, В. В. Маяковский, А. А. Мгебров, А. Я. Таиров, В. Я. Брюсов и др. Закончился диспут заключительным словом А. В. Луначарского.
   Отчеты о диспуте были напечатаны в газ. "Коммунистический труд", М. 1920, No 209, 28 ноября и в журн. "Вестник театра", М. 1920, No 76-77, 14 декабря.
   Стр. 250. Платон Михайлович - П. М. Керженцев - см. примечание к статье "Революционный плакат" (стр. 550).
   "Благовещение" - см. примечание к выступлению на диспуте о постановке "Зорь" (стр. 602).
   Попагит - поповская агитация.
   Волькенштейн говорит: что делать, если у меня стихия в душе поднимается!-В. М. Волькенштейн (р. 1883), драматург и теоретик драматургии, сказал на диспуте: "...человеку легко проводить определенную сознательную программу, когда он пишет публицистическую статью, но когда дело касается подсознания, то человек не властен над собой... в момент подъема человек до известной степени собой не владеет" (стенограмма выступления).
   Не рассмотрите мое сегодняшнее выступление как выступление, ведомственное...- П. М. Керженцев в 1919-1921 гг. был ответственным руководителем РОСТА, где работал Маяковский.
   Кто не верит, может обратиться к стенограмме, где мы, ложные футуристы, оказались в неблаговидном разряде смердящих трупов.- См. примечание к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр. 545).
   ...будучи правительственной властью, они запрещали все, что было от футуризма...- Отвечая на эту реплику Маяковского, А. В. Луначарский в своем заключительном слове сказал: "Я, как народный комиссар, футуристам ничего не запрещал" (журн. "Вестник театра", М. 1920, No 76-77, стр. 19).
   Анатолий Васильевич говорит: постойте, куда вы бежите, а сон, а образ? - Маяковский полемизирует со следующим заявлением Луначарского: "Когда мы входим в область поэзии; тут надо запомнить, что поэт - это творец, которому снится некий "сон"..." (там же, стр. 16).
   Выступление на диспуте "Художник в современном театре" (стр. 252). Стенограмма диспута (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена (качество ее неудовлетворительно).
   Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 12, М. 1937.
   На состоявшемся 22 ноября 1920 года диспуте о постановке "Зорь" в Театре РСФСР Первом (см. стр. 244) было решено устраивать каждый понедельник в помещении Театра РСФСР Первого театральные диспуты под названием "понедельники "Зорь"". Один из таких "понедельников" - 3 января 1921 года - был посвящен вопросу о роли художника в современном театре. Доклад прочитал поэт и искусствовед И. А. Аксенов, содоклад - художник Г. Б. Якулов; в прениях выступили В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, поэт В. В. Каменский, художник Е. В. Равдель, режиссер В. В. Тихонович и другие.
   Отчет о диспуте был напечатан в журнале "Вестник театра", М. 1921, No 80-81, 27 января.
   Стр. 252.... сначала отвечу... предыдущему оратору. - К кому обращается Маяковский и на какие именно высказывания отвечает, установить не удалось, так как выступления трех предыдущих ораторов не были застенографированы.
   ...слова Бальмонта... (Цитирует четверостишие.)- Четверостишие Бальмонта в стенограмме не приведено.
   "Веселая вдова" - оперетта Ф. Легара.
   Стр. 253. ...красные пятна и веревки...- Речь идет о декорациях спектакля "Зори".
   Стр. 254. ... в Камергерском переулке...- В Камергерском переулке (теперь проезд Художественного театра) помещается Московский Художественный театр.
   Стр. 255. ...уже не надо будет "Лесочков" Островского...- Возможно, это и следующие упоминания о "Лесе" связаны с тем, что эта комедия А. Н. Островского готовилась к постановке в Малом театре (премьера состоялась 19 апреля 1921 г.).
   Стр. 258. ...лозунги, по которым все сто пятьдесят миллионов населения России должны двинуться на электрификацию.- VIII Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 22-29 декабря 1920 года (т. е. за несколько дней до данного диспута), утвердил "План электрификации РСФСР" и принял резолюцию, написанную В. И. Лениным. Докладывая съезду о деятельности Совета Народных Комиссаров, Ленин произнес свои исторические слова о том, что этот план - "вторая программа партии" и что "коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны" (В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 482 и 484).
   Вступительное слово на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?" (стр. 257). Стенограмма диспута (хранится у А. В. Февральского). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Вступительное слово Маяковского впервые напечатано (с сокращениями и искажениями) в журнале "Вестник театра", М. 1921, No 83-84, 22 февраля, почти полностью - в двухтомнике: В. В. Маяковский, "Театр и кино", изд. "Искусство", М. 1954, т. 2.
   Диспут состоялся 30 января 1921 года, в Москве, в помещении Театра РСФСР Первого, который в тот период приступил к постановке "Мистерии-буфф" (второго варианта). Постановка вопроса "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?" объяснялась тем, что группа литераторов, не согласных с творческими принципами Маяковского, развивала усиленную деятельность, направленную против его пьесы. В извещении газеты "Известия ВЦИК" (М. 1921, No 19, 29 января) указывалось: "На дискуссию приглашены представители ЦК, МК РКП, Рабкрина, ТЕО, МОНО, Всерабиса и московских театров" (Рабкрин - Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции; ТЕО - Театральный отдел Главполитпросвета, МОНО - Отдел народного образования Московского совета рабочих и красноармейских депутатов; Всерабис - Всероссийский профсоюз работников искусств).
   Диспут открылся вступительным словом Маяковского. Затем поэт прочитал второй вариант "Мистерии-буфф". Как сообщалось в Бюллетене Московского отдела РОСТА от 31 января 1921 года, "пьеса произвела на собравшихся исключительное впечатление".
   Первое слово в прениях получила Б. С. Карпинская - представительница группы литераторов, подавшей в ЦК РКП(б) записку с протестом против постановки "Мистерии-буфф". Она заявила, что пьеса в том виде, в каком ее прочитал Маяковский, вполне приемлема. К мнению Карпинской присоединилась представительница Рабкрина С. Е. Рафалькес. В прениях участвовали художники Д. П. Штеренберг, Е. А. Равдель, С. Я. Сенькин, литературовед проф. Н. Н. Фатов, старый большевик - театральный деятель Д. Н. Бассалыго, председательствовавший на диспуте, и другие. Почти все выступавшие высоко оценили "Мистерию-буфф". В ходе диспута Маяковский подал ряд реплик.
   Присутствовавшие, среди которых было восемьдесят пять коммунистов, единогласно приняли следующую резолюцию: "Мы, собравшиеся 30 января в Театре РСФСР Первом, прослушав талантливую и истинно пролетарскую пьесу Вл. Маяковского "Мистерия-буфф" и обсудив ее достоинства, как агитационного и революционного произведения, требуем настоятельно постановки ее во всех театрах республики и напечатания в возможно большем количестве экземпляров" (журн. "Вестник театра", М. 1921, No 82, 8 февраля).
   Краткий отчет о диспуте был напечатан в газ. "Известия ВЦИК", М. 1921, No 21, 1 февраля. Подробный отчет - в журн. "Вестник театра", М. 1921, No 83-84, 22 февраля.
   Стр. 257. ...А. В. Луначарский в своей книжке "Речь об искусстве"...- См. примечание к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр.545).
   ...некто Левинсон...- См. примечание к "Открытому письму народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому" (стр. 542).
   Стр. 258. ...Лебедев писал в номере "Искусства коммуны"...- См. примечание к статье "Летучий театр" (стр. 683).
   Андреева - см. примечание к статье "Только не воспоминания..." (стр. 580).
   ... читалась ко дню Октябрьской годовщины. В МОНО Каменева...-Маяковский читал "Мистерию-буфф" (еще до постановки в Петрограде) 12 октября 1918 года в Москве, в Театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса, которым в то время заведовала О. Д. Каменева. Комиссаржевский Ф. Ф.- см. примечание к статье "Только не воспоминания..." (стр. 581).
   ...ко дню первомайской годовщины... - Речь идет о 1919 годе.
   Фриче В. М. (1870-1929) - искусствовед и литературовед.
   Через год почти на заседании Политпросвета...- Дело было через полтора года: 20 сентября 1920 года - на заседании коллегии Политпросвета Наркомпроса под председательством А. В. Луначарского и при участии заведовавшей этим сектором Н. К. Ульяновой-Крупской (Маяковский участвовал в заседании как представитель РОСТА) был заслушан доклад В. Э. Мейерхольда, только что назначенного заведующим ТЕО Наркомпроса.
   Стр. 259. Чижевский Д. Ф. (1885-1951) - драматург.
   Рогожско-Симоновский...- Судя по предварительным извещениям в "Правде" и "Известиях" от 22 января 1921 года, No 14, Маяковский читал "Мистерию-буфф" в Рогожско-Симоновском районе, в театре "Вулкан" 24 января 1921 года. Присутствовавший на этом чтении Б. Ф. Малкин (в то время заведовавший Центропечатью) впоследствии вспоминал: "У меня до сих пор остался в памяти тот необычайно теплый и дружеский прием, который оказала рабочая аудитория своему поэту и который являлся живым опровержением лживых толков о "непонятности" Маяковского". ("Из встреч с В. В. Маяковским", газ. "Вечерняя Москва", 1936, No 86, 14 апреля.)
   Воробейников - фамилия придумана Маяковским по аналогии с фамилией: Чижевский.
  

Реплики Маяковского на диспуте

(По окончании <чтения пьесы> бурные аплодисменты.)

  
   Маяковский. Товарищи, я бы с удовольствием кланялся, но я за эти три года так уже накланялся, что мне это уже надоело.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Карпинская. Пьеса нам представлена в совершенно другом виде: это ведь переделка того, что было.
   Маяковский. Ложь! {Вторая редакция "Мистерии-буфф" в основном (т. е. без дополнений, внесенных в ходе репетиций) была закончена Маяковским в декабре 1920 года (22 декабря было назначено, а 29 декабря состоялось ее чтение для коллектива Театра РСФСР Первого). В январе 1921 года Маяковский устроил несколько публичных чтений второй редакции за пределами театра; на одном из таких чтений - в Доме печати (19 января) - и слышали пьесу авторы записки, поданной в ЦК РКП(б), как это видно из заключительного слова Маяковского. Таким образом, на диспуте Маяковский читал пьесу в том же виде, в каком она была прочитана в Доме печати.}
   Карпинская. ... И если здесь и были упреки, что незачем было писать в ЦК записки, то я думаю, что эти записки писать все-таки надо. Может быть, благодаря запискам Маяковский и постам рался переделать свою пьесу.
   Маяковский. Наглая ложь!
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(После выступления представительницы партии меньшевиков Перемешко.)
   Маяковский. Товарищ, я предлагаю вам объединиться с тов. Чижевским. (Голос с места: "Где он?") Он где-то там бродит необъединенный.
   С места <фамилия оратора в стенограмме отсутствует> ...Я предлагаю, во-первых, принять резолюцию в категорической форме, например, "Слушали, считаем необходимым поставить", во-вторых, тов. Маяковскому поставить чтение своей пьесы в партийных районах перед массовой партийной аудиторией.
   Маяковский. Я без вашего заявления это уже сделал. Но с каких пор возникает такая тщательность, такое горячее стремление при подаче голосов "за"? Товарищи Чижевский и Карпинская могли бы, кажется, спросить об этом партийные районы. Нет, товарищи, вы сегодня подписались под моей пьесой и теперь давали объяснения на сделанное здесь заявление. Я говорю, что в рабочих кварталах эта пьеса уже читалась. Но с каких пор для вас это стало вопросом партийной организации?
   с места (вносится поправка). Резолюция должна носить не слишком восторженный характер. Слово "гениальная" заменить словом "талантливая".
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Председатель. ...голосуется всем залом резолюция, где выкидывается слово "гениальная" и заменяется словом "талантливая".
   Маяковский. Не надо "талантливая",- выкиньте долой. Пишите просто "пьеса".
   Выступления на диспуте "Футуризм сегодня" (стр. 260). Стенограмма диспута (хранится у В. А. Катаняна). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.
   Впервые опубликованы в Полном собрании сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937.
   Диспут состоялся в Центральном клубе Московского пролеткульта 3 апреля 1923 года. После доклада О. М. Брика Маяковский, Н. Н. Асеев и А. Е. Крученых выступили с чтением своих произведений; затем состоялись прения, в которых приняли участие В. Ф. Плетнев, А. Я. Дорогойченко, С. А. Родов, Г. Лелевич и др.
   Маяковский выступал в прениях с ответами и возражениями оппонентам три раза. Первое выступление было вызвано заявлением некоторых выступавших о том, что футуристы непонятны. Во втором выступлении Маяковский отвечал руководителю Пролеткульта В. Ф. Плетневу, который спрашивал: "Если между русским и итальянским футуризмом общности нет ни в чем, то почему товарищи, работающие в левом искусстве и ориентирующиеся на пролетарский идеологический фронт<...> называют себя все-таки футуристами?" В третьем выступлении Маяковский возражал С. А. Родову, утверждавшему, что "само название футуризм" - это лишь красивая вывеска <...> Футуризм не имеет за собой содержания и не может поэтому организовывать сознание".
   Отчет о диспуте напечатан в журнале "Горн", М. 1923, No 8. (Дата диспута здесь указана ошибочно: 3 марта.)
   Стр. 261. ... в моей поэме...- Маяковский говорит о поэме "Про это", отрывки из которой он читал на этом диспуте.
   Стр. 262. Родов С. А. (р. 1893) - поэт и критик, в 1923-1925 гг.- один из руководителей журнала "На посту". (Первый номер вышел в июне 1923 года.)
   Выступление на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 263). Стенограмма диспута (ИМЛ). Стенографическая запись выступления выправлена Маяковским.
   Впервые опубликовано в сб. "Вопросы литературы и драматургии", "Academia", Л. 1924.
   Печатается по выправленной автором стенограмме.
   Диспут происходил в Государственном Академическом Малом театре в Москве 26 мая 1924 года под председательством А. В. Луначарского, который произнес вступительное и заключительное слово. Кроме Маяковского, выступали: П. Н. Сакулин, А. Г. Глебов, Г. Лелевич, В. Ю. Ключников, Т. А. Майская, А. Я. Таиров, Б. А. Пильняк, В. Ф. Плетнев, Д. Ф. Чижевский, И. П. Трайнин, А. И. Безыменский.
   Стенографическую запись своего выступления Маяковский подверг правке, имеющей не только стилистический, но и смысловой характер. Так, например, им были внесены изменения в то место речи, где он говорит о Пушкине. По свидетельству В. Д. Зельдовича, эти изменения сам Маяковский мотивировал так: "Я такое на диспуте наговорил, что Брик меня повесит". Важнейшие отличия стенографической записи выступления Маяковского от записи, выправленной им, см. в разделе "Варианты и разночтения".
   Стр. 263. Зельдович В. Д. (р. 1901) - заведующий секретариатом А. В. Луначарского, народного комиссара просвещения РСФСР.
   Лелевич Г. (псевдоним Л. Г. Кальмансона, 1901-1937) - критик, в 1923-1925 гг.- один из руководителей журнала "На посту".
   Стр. 264. ...об учебных заведениях вроде Литературно-художественного института...- Маяковский говорит о Высшем литературно-художественном институте имени Валерия Брюсова, существовавшем в Москве в 1921-1925 гг. Основателем и ректором его был В. Я. Брюсов.
   ...рабкоровское издание "Лепестки"...- См. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 568).
   ...прихожу к значительно более пессимистическим выводам, чем пришел Анатолий Васильевич.- А. В. Луначарский во вступительном слове сказал: "Таким образом, у нас есть сейчас литература многоцветная, талантливая, каждый месяц в конце концов дающая нам, если не шедевры,- этого, может быть, каждый месяц и не случается,- то во всяком случае крупные произведения, а от времени до времени настолько крупные, что их приходится отмечать, как события в общелитературном масштабе". ("Вопросы литературы и драматургии", стр. 12.)
   Стр. 265. Для меня глубоко отвратительна постановка "Леса" Мейерхольда...- В Театре имени Вс. Мейерхольда (Москва) в 1924 году народным артистом республики В. Э. Мейерхольдом (1874-1940) была поставлена пьеса А. Н. Островского "Лес", "перемонтированная режиссурой в тридцать три эпизода (три части)" (Театральная программа 1924 года).
   Камерный театр - драматический театр, основанный в Москве в 1914 году режиссером А. Я. Таировым. В 1950 году прекратил свое существование.
   Вот Анатолий Васильевич упрекает в неуважении к предкам...- На данном диспуте о "неуважении к предкам" А. В. Луначарский не говорил. Маяковский, возможно, имеет в виду высказывания Луначарского о футуристах в статье "Об А. Н. Островском и по поводу его" (газ. "Известия ВЦИК", М. 1923, No 78,11 апреля) и в выступлении 3 июля 1923 года на диспуте "Леф и марксизм", на котором Маяковский не присутствовал, но о котором не мог не знать: отчет о диспуте был напечатан в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 4, август - декабрь (вышел в январе 1924 года).
   Брик - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   Я знаю: жребий мой измерен...- У А. С. Пушкина: "Я знаю, век уж мой измерен..." Изменение внесено Маяковским намеренно: это видно из правки, сделанной им в стенограмме.
   Л. Ю. Брик в своих воспоминаниях пишет: "Ему не нравилось читать "век уж мой измерен", звучащий как "векуш мой", и он переделал строку по-своему" (Л. Бри к, "Маяковский и чужие стихи", "Знамя", М. 1940, No 3, март, стр. 165).
   Выступления на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей (стр. 267). Стенограммы заседаний (ИМЛИ и Архив Академии наук ОССР, Московское отделение).
   Стенограмма первого выступления Маяковского имеется в двух видах: 1) запись, не выправленная Маяковским (находится в Отделе рукописей ИМЛИ), 2) запись, представляющая собою копию с выправленного экземпляра; кому принадлежала правка - установить не удалось (Архив Академии наук). Стенографическая запись второго выступления Маяковским не выправлена (ИМЛИ).
   Первое выступление печатается по стенограмме Архива Академии наук с поправками и уточнениями, внесенными по стенограмме ИМЛИ.
   Впервые опубликованы: Полное собрание сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937 (первое выступление); В. Перцов, "Маяковский. Жизнь и творчество после Великой Октябрьской социалистической революции", изд. АН СССР, М. 1956 (второе выступление).
   Первая Всесоюзная конференция пролетарских писателей происходила в Москве, в Доме печати, с 6 по 12 января 1925 года. Ее задачей было создание спаянной и централизованной Всесоюзной Ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), основанной на "твердокаменной идеологической выдержанности" (журн. "Октябрь", М., 1924, No 1, май - июнь).
   Маяковский выступал на конференции дважды: на утреннем и вечернем заседании 9 января. На утреннем заседании Маяковский выступал в прениях по докладу И. Вардина. Выступление на вечернем заседании было вызвано тем, что Демьян Бедный, взявший слово последним на утреннем заседании 9 января (непосредственно после Маяковского), допустил резкий выпад против Маяковского, обвинив его в том, что в своей поэме "Владимир Ильич Ленин" он исказил образ Ильича. Обвинения Д. Бедного подхватил Л. С. Сосновский на вечернем заседании (выступал до Маяковского). (См. также реплику Маяковского во время речи Демьяна Бедного на стр. 615.)
   Отчеты о конференции напечатаны в газете "Правда", М. 1925, 8-13 января.
   Стр. 267. Вардин (псевдоним И. В. Мгеладзе, 1890-1943) - журналист, один из руководителей ВАПП. Выступал с докладом "Идеологический фронт и пролетарская литература" на вечернем заседании 8 января.
   ... в отчете о майском совещании в ЦК относительно дел искусства я числюсь как попутчик.- 9 мая 1924 года при Отделе печати ЦК РКП(б) состоялось совещание, посвященное вопросу о политике партии в художественной литературе. Совещание проходило под председательством заведующего Отделом печати Я. А. Яковлева. Стенографический отчет о совещании был издан брошюрой: "К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе", изд. "Красная новь", М. 1924.
   "Попутчиком" назвал Маяковского в своем докладе А. К. Воронский, что не встретило возражений со стороны других выступавших.
   Сосновский - см. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 566). Участвовал в прениях по докладу И. Вардина на утреннем заседании 9 января.
   Воронский - см. примечание к статье "Расширение словесной базы" (стр. 581-582). На конференции Воронский выступал 9 января утром с содокладом об идеологическом фронте и пролетарской литературе, в котором отрицал возможность существования пролетарской литературы.
   Киршон В. М. (1902-1938) - литературный деятель, впоследствии драматург. Выступал от пролетарских писателей Ростова-на-Дону.
   Стр. 268. ... появилось какое-то письмо за границей. Разрешите зачитать заметку об этом письме во французской газете.- Речь идет о заметке во французской газете, с которой Маяковский мог ознакомиться во время своего пребывания в Париже (ноябрь-декабрь 1924 года). В связи с этой заметкой конференцией была принята резолюция "протеста против лжи, появившейся в белой печати о том, будто бы в Советской России писатели находятся в невозможных условиях и что им будто бы не дают свободно выявлять свое творчество. Эта резолюция является ответом на появившееся в заграничной белогвардейской печати ложное сообщение о том, что около ста писателей в России подали в Совнарком подобное заявление" (газ. "Правда", М. 1925, No 9, 11 января). Как об этом и было сказано в резолюции, такого документа не существовало.
   Стр. 269. ... совершенно изумительный диалог т. Майского с Воронским.- А. К. Воронский обвинил редактора ленинградского журнала "Звезда" И. М. Майского в том, что он тоже (как и Воронский, которого за это упрекают) печатает не пролетарских, а попутнических писателей. В ответ на это Майский сказал: "Я могу принять на себя одного полную ответственность за руководство "Звездой" только со второго и даже, пожалуй, с третьего номера, так как вначале журнал редактировался коллегией <...> Да, я печатаю попутчиков <...>, потому что пока по крайней мере у нас в Ленинграде на одних пролетарских писателях еще невозможно поставить художественного отдела толстого журнала".
   ...т. Перцов может установить, сколько рабочих часов должен затратить рабочий на чтение "Войны и мира".- Маяковский имеет в виду выступление критика-литературоведа В. О. Перцова (р. 1898), в то время сотрудника Центрального института труда (ЦИТа), на писательском диспуте незадолго до конференции. Это выступление было затем переработано в статью "Объем художественного произведения и бюджет времени русского рабочего" ("На путях искусства", сб. статей. Пролеткульт, М. 1926).
   Стр. 270. Он говорит: ""Рыд матерный" - непонятно".- "Рыд матерный" - стихотворение С. М. Третьякова. Сосновский, упрекая писателей в отсутствии простоты, сказал: "Началось это с футуристов, которые <...> если хотят сказать, что "мать рыдает", то говорят "рыд матерный"".
   ..."в руках Немезиды". - По-видимому, Маяковский неточно цитирует строку из стихотворения Д. Бедного "Обида": "Взор пролетарской Немезиды". Немезида - богиня возмездия у древних греков.
   ..."дыр бул щыл" - из книжки А. Крученых "Помада".
   Стр. 271. Дальше т. Сосновский переходит к характеристике положительных черт той литературы, которую проповедует.- По-видимому, здесь и ниже Маяковский полемизирует с Сосновский, который доказывал, что писатель должен излагать материал "не выпячивая, не навязывая читателю" своих выводов. Хваля далее рассказ Сергея Пелова "Человек", он говорил: "Я утверждаю, что рассказ Пелова скромный, хороший, без претензий, без выкрутасов. Обратите внимание, что реклам там не было". Маяковский не мог не увидеть в этом выпад против ярко выраженной тенденциозности своей поэзии.
   ...похвалил т. Сосновский почти мопассановское, почти чеховское отношение к русскому языку.- Об одном из рассказов П. Романова, напечатанных в журнале "Жизнь", М. 1924, No 1, июнь, Сосновский сказал: "Он будет вам полезен как образец почти чеховского, почти мопассановского отношения к русскому языку..."
   Стр. 272. ..."В Москву, в Москву, в Москву"...- Словами "В Москву! В Москву! В Москву!" заканчивается второе действие пьесы А. П. Чехова "Три сестры".
   ...не пользоваться опечаткой в целях дискредитирования моего отношения к Ильичу...- В отрывке из поэмы "Владимир Ильич Ленин", помещенном в газете "Известия ЦИК", М. 1924, No 256, 7 ноября, была допущена опечатка: в строке 1863 поэмы (см. т. 6 наст. изд., стр. 280) вместо слова "перевал" было напечатано "генерал". Эта опечатка, принятая за текст Маяковского, вызвала резкие нападки на поэму со стороны Демьяна Бедного и Сосновского.
   С 24 сентября...- Маяковский, видимо, оговорился: в Париж он выехал 24 октября 1924 года.
   Всё мои слова относительно того, что это ложь, остаются в силе.- См. ниже реплику Маяковского.
   Стр. 273. Стеклов - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 5S3).
   Дальше идет вопрос о характеристике.- Демьян Бедный с возмущением говорил о том, что в поэме Маяковского - "вышел сонный Ленин". (Имелись в виду строки 1953-1955 поэмы: "Ильич, как будто даже заспанный...")
   Может быть, после этого т. Сосновский будет меня учить, какими образами изображать Ленина. - Сосновский, "разнося" поэму Маяковского, сказал: "Были поэты, которые не решаются писать о Ленине, не находят слов, а между тем есть люди, которые за словом в карман не полезут..."
   Стр. 274. Дальше относительно фигурирования поэмы "Ленину в Политехническом музее.- Маяковский возражает Демьяну Бедному, который сказал: "Приходит человек и первым же делом должен был бы сказать, что считает за удовольствие и за честь выступать перед этим собранием: спасибо, что вы мне разрешили. Это серьезное собрание, а не Политехнический музей, куда музейная шушера ходит..."
  

Реплика Маяковского на утреннем заседании 9 января

  
   Демьян Бедный. <...> Приходит человек: я вам о Ленине написал. Знаете, что получилось? Я не читал этой поэмы, видел всего строк двадцать,- Ленин - сияющий генерал будущего или прошлого.
   Маяковский. Это клевета.
  
   Выступления на Первом Московском совещании работников левого фронта искусств (стр. 275). Стенограмма совещания (ГАОР ЛО). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.
   Впервые опубликованы в Полном собрании сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937.
   Совещание проходило в Москве 16 и 17 января 1925 года, в помещении Пролеткульта. Оно было организовано по инициативе группы Юголеф (Одесса).
   Об обстоятельствах созыва совещания О. М. Брик рассказывает:
   "... писем и устных требований во что бы то ни стало создать и возглавить "единый фронт левого искусства" поступало к Маяковскому много. Люди говорили: "Мы - периферия, а центра у нас нет. Вы должны быть нашим центром". Маяковский пытался растолковать, что самое понятие "центр и периферия" в вопросах творчества бессмысленно, что "Леф" - не штаб какого-то фронта, а журнал, который печатает произведения авторов, близких друг другу пот литературному направлению, что пусть желающие присылают свои произведения в журнал, и если они подойдут, то будут на", печатаны. Ничего не помогало: люди требовали организации с центром, с периферией, с уполномоченными, инструкциями и директивами.
   Кончилось тем, что в январе 1925 года наиболее настойчивая группа "организаторов" созвала "Первое московское совещание работников левого фронта искусства". Волей-неволей пришлось Маяковскому принять в нем участие". (О. Брик, "Маяковский - редактор и организатор". "Литературный критик", М. 1936, No 4" стр. 139.)
   На совещании присутствовали представители различных групп и течений "левого" направления в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и т. д.
   Маяковский выступал на совещании 16 января в прениях по докладам О. М. Брика и Н. Ф. Чужака о положении и задачах левого фронта искусств и 17 января с сообщением о группе Леф. См. также реплики Маяковского на стр. 619-620.
   18 января Маяковский вручил устроителям совещания заявление, в котором он писал: "Внимательно прослушав и обдумав два бесцветных дня "совещания", должен заявить: никакого отношения ни к каким решениям и выводам из данного совещания не имею и иметь не хочу. Если бы я мог хоть на минуту предполагать, что это крикливое совещание<...> будет стараться подменить боевую теорию и практику Лефа чужаковской модернизированной надсоновщиной, разумеется, я бы ни минуты не потратил на сидение в заседаниях". (См. т. 13 наст. изд.)
   "Никаких практических результатов,- пишет О. Брик в упомянутой статье,- совещание не имело. "Левый фронт" так и не сорганизовался. Скоро прекратил свое существование и журнал "Леф"" (стр. 140).
   Заметка о совещании напечатана в журнале "Журналист", М. 1925, No2.
   Стр. 275. Понимать т. Гастева как человека, призывающего к дезорганизации, было бы неверно.- В своем выступлении Гастев сказал: "Мы вращаемся е каком-то заколдованном кругу, все смешалось и напрасно мы думаем, что здесь удастся создать какое-то объединение. Единственный выход, по-моему, заключается не в объединении, а наоборет, в размежевании".
   Гастев А. К. (1882-1941) - пролетарский поэт, один из основателей Пролеткульта. Был ответственным руководителем Центрального Института труда (ЦИТа), основанного им в 1920 году.
   Чужак - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 554).
   Ган А. М.- художник-конструктивист и критик.
   Недоля (псевдоним Л. В. Гончаренко, р. 1897) - писатель, один из организаторов и руководителей Юголефа (Одесса).
   Стр. 277. ...демонстрировать во всех областях работу конструктивистов.- Конструктивизм, одно из наиболее "левых* течений, распространился в те годы среди самых различных видов искусства; на данном совещании выступали конструктивисты, работающие в области кино, театра, архитектуры, изобразительного искусства.
   ...решает, что выгодно издавать лефовский журнал...- А. Е. Крученых в своем выступлении сказал: "Я берусь лично издавать в размере двух-трех печатных листов этот журнал <...> если не журнал, то отдельные брошюры по отдельным вопросам".
   Стр. 278. ...журнал закрыли за порнографию?- Говоря о "порнографии", Чужак, по-видимому, имел в виду статью В. Шкловского "Техника романа тайн", в которой были использованы эротические загадки. Статья была напечатана в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 4, август-декабрь; журнал был задержан в наборе и вышел в январе 1924 года.
   Стр. 279. Третий номер за этот месяц мы выпустим.- Всего вышло семь номеров журнала "Леф": за 1923 год - четыре номера (No 4 появился в январе 1924 г.); в 1924 году - No 1(5) и No 2 (6); в 1925 году вышел No 3 (7), о котором и говорит Маяковский.
   Из семи человек, которые вошли в редакцию...- В редакцию журнала "Леф" при его основании вошли: Н. Н. Асеев, Б. И. Арватов, О. М. Брик, Б. А. Кушнер, В. В. Маяковский, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак.
   Ушел фактически один Чужак... - Н. Ф. Чужак вышел из редакции журнала "Леф" в конце 1923 года в результате разногласий по ряду вопросов искусства с Маяковским и др. членами редакции.
   Плакат сделан плохо - Маяковский виноват.- Речь идет о плакате для "Рабочей Москвы", в котором не были указаны адреса, по которым можно произвести подписку. Плакат не обнаружен. Возможно, что текст плаката совпадал с рекламными стихами, публиковавшимися в декабрьских номерах газеты "Рабочая Москва" за 1924 год.
   Дальше великолепные, говорит, запоминающиеся строчки - "Нигде кроме как в Моссельпроме" - и опять выходит плохо: почему Маяковский смотрит на это, как на халтуру.- Маяковский говорит о следующем замечании Чужака: "Очень важную вещь сделал т. Маяковский, который работал на ГУМ, на Моссельпром и т. д. Все мы знаем его классические строчки: "Нигде кроме как в Моссельпроме" или "Нами оставляются от старого мира только папиросы "Ира". Совершенно возможно, что это необходимо для текущего дня, но, очевидно, т. Маяковский не считал, что это настоящее искусство, вероятно это была халтура".
   Стр. 280. Далее конструктивисты.- Маяковский говорит о литературной группе, существовавшей в 1924-1930 гг. под названием Литературный центр конструктивистов (ЛЦК). Декларация группы была напечатана в журнале "Леф", М.-Л. 1925, No 3 (7).
   Сельвинский И. Л. (р. 1899) - поэт; в двадцатые годы был главой литературного конструктивизма. Маяковский говорит о поэме Сельвинского "Улялаевщина".
   Зелинский К. Л. (р. 1896) - литературовед и критик; в двадцатые годы - представитель литературного конструктивизма.
   Каменский - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548).
   Стр. 281. Шкловский В. Б. (р. 1893) - писатель и литературовед, один из организаторов Общества по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), существовавшего в 1914-1923 гг. и объединявшего сторонников формалистического метода.
   ...статьи по анализу языка Ленина.- В журнале "Леф", М.-Л. 1924, No 1 были напечатаны статьи В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Л. Якубинского, Ю. Тынянова, Б. Казанского, Б. Томашевского о языке В. И. Ленина.
   Винокур Г. О. (1896-1947) - лингвист и филолог, автор ряда статей в журнале "Леф", в том числе статьи "Газетный язык" (в No 2 за 1924 год).
   "Противогазы" - пьеса С. М. Третьякова, напечатанная в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 4, август-декабрь.
   Петровский Д. В. (1892-1955) - поэт, примыкавший к Лефу.
   Стр. 282. Вертов Дзига (1897-1954) - кинорежиссер, один из первых представителей т. н. "документализма" в советском кино. Статья Д. Вертова "Киноки. Переворот" была напечатана в журнале "Леф", М. 1923, No 3, июнь-июль.
   Эйзенштейн С. М. (1898-1948) - с 1924 года кинорежиссер. В 1921-1924 гг. художник и режиссер Первого Рабочего театра Пролеткульта. Статья С. Эйзенштейна "Монтаж аттракционов (кпостановке "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского в Московском Пролеткульте)" была напечатана в журнале "Леф", М. 1923, No 3, июнь-июль.
   ...два лежат в типографии... - После совещания вышел только один номер журнала "Леф". О втором сведений не имеется.
   Трудно было заставить Крученых написать стихи о Руре.- Стихотворения А. Е. Крученых "Траурный Рур!" и "Рур радостный" напечатаны в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 1, март.
   Здесь говорилось о работах т. Асеева, в частности о "Лирическом отступлении"... - Поэма Н. Н. Асеева "Лирическое отступление" напечатана в журнале "Леф", М.-Л. 1924, No 2 (6).
   Стр. 283. ...возникновение одесской литературной части Лефа...- Юголеф возник в Одессе в апреле 1924 года.
  

Реплики Маяковского на заседании

16 января (I) и 17 января (II)

  

I

  

Другие авторы
  • Гибянский Яков Аронович
  • Виноградов Анатолий Корнелиевич
  • Хин Рашель Мироновна
  • Вилькина Людмила Николаевна
  • Сакс Ганс
  • Быков Александр Алексеевич
  • Муравьев Матвей Артамонович
  • Морозов Михаил Михайлович
  • Мартынов Иван Иванович
  • Туманский Василий Иванович
  • Другие произведения
  • Ясинский Иероним Иеронимович - Курьёз с последствиями
  • Толстой Лев Николаевич - Смерть Ивана Ильича
  • Успенский Глеб Иванович - Г. И. Успенский: биографическая справка
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. - В каменном колодце
  • Полевой Николай Алексеевич - Сельский субботний вечер в Шотландии. Вольное подражание Р. Борнсу И. Козлова
  • Тургенев Иван Сергеевич - Статьи и рецензии (1871-1883)
  • Шекспир Вильям - Из комедии "Сон в летнюю ночь"
  • Ковалевский Евграф Петрович - Ковалевский Евг. П..: биографическая справка
  • Мопассан Ги Де - Утопленник
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Железная печь
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 627 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа