Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 12

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

lign="justify">   Недоля <...> Разрешите от организационной комиссии предложить следующий регламент: доклад от групп по десять минут. Доклады о положении левого фронта - каждому докладчику по одному часу. Прения по этому вопросу: по одному человеку от группы - по двадцать минут, персонально - пять минут <...>
   Маяковский. Доклады о положении Лефа не более получаса, иначе это будет смертоубийство; доклады от групп не по двадцать минут, а по десять.
   Чужак. <...> Для информационного доклада действительно достаточно двадцати минут, но для первого меньше часа нельзя дать.
   Председатель. Кто за предложение т. Маяковского?
   Маяковский. Я буду мотивировать свое предложение тем, что получаса достаточно для перестроения какой угодно системы мира. (Шум.)
   Председатель. Голосуется поправка т. Маяковского. Принято. Разрешите перейти к порядку дня. Первое - доклады с мест.
   Маяковский. Я предлагаю, товарищи, переменить повестку заседания. Первый доклад - об общем положении Лефа, а потом - доклады от групп. Докладчик может сочетать свое слово с ответом.
   Председатель. Голосуется поправка т. Маяковского.
   (Принята.)
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Чужак. <...> Смотрю плакат газеты "Рабочая Москва". Сделан безобразно, плохо сделан. В конце читаю стихи - где подписаться на эти издания "ты найдешь сам, по следующим адресами Никаких следующих адресов не имеется. Поднимаю глаза и вижу подпись: Маяковский, Левин.
   Маяковский. Левин, что же ты подгадил?! (Смех.)
   Чужак <в заключительном слове>. <...> Дело в основных увязывающих нас положениях, и вот эти положения я хочу вам предложить в виде несколько спешно набросанной резолюции, тезисов по идеологическому фронту искусства.
   (Тов. Чужак читает резолюцию.)
   Председатель. Прошу высказаться за и против зачитанной резолюции. Может быть, есть и другие.
   Маяковский. Я считаю, что сейчас не время для вынесения резолюции, или же сделаем перерыв для внесения резолюции от других групп.
   Чужак. Я предлагаю такой выход: данную резолюцию принять за основу, размножить ее и пустить ее по группам, а после уже принять общую резолюцию завтра, после принятия организационной резолюции.
   Маяковский. Размножить эту резолюцию, но не принимать сегодня, а завтра высказаться по существу.
  

II

  
   Председатель. <...> Прежде чем товарищ начнет говорить <...>, позвольте в порядке информации сообщить, что гости могут присутствовать.
   Маяковский. Вчера это предложение было внесено по частной инициативе, а не по инициативе президиума {Полемическая реплика Маяковского объясняется тем, что на заседании 16 января председателем было заявлено: "Как только мы перейдем к вопросам разрешения организационных задач <...> в этом помещении могут остаться только группы, которые это совещание собрали, а все остальные товарищи нам сегодня не нужны".}.
   Выступления на диспуте по докладу А. В. Луначарского "Первые камни новой культуры" (стр. 284). Стенограмма диспута (ИМЛ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.
   Впервые опубликованы в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   В стенограмме дата указана ошибочно: 8 февраля.
   Диспут происходил 9 февраля в Москве в Экспериментальном театре (теперь - филиал Большого театра). В прениях, кроме Маяковского, участвовали В. Ю. Ключников, ректор 2-го МГУ Пинкевич, Н. А. Семашко, В. Ф. Плетнев.
   Маяковский выступал на диспуте дважды: второй раз - после заключительного слова Луначарского, который затем снова выступил с ответом Маяковскому.
   Заметки о диспуте напечатаны в газетах "Вечерняя Москва", М. 1925, No 33, 10 февраля, "Правда", М. 1925, No 34, 11 февраля и в журнале "Жизнь искусства", Л. 1925, No 8.
   Стр. 284. ...некоторые вопросы,- хотя бы о грязи на Мясницкой вопрос,- нужно решать в общемясницком масштабе.- См. "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе" в т. 2 наст. изд., стр. 83.
   Стр. 285. Нежданова А. В. (1873-1950)- певица, впоследствии народная артистка СССР.
   Стеклов - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   Если бы я стал на точку зрения Анатолия Васильевича, что действительно дельных людей партия не может отпустить на дело искусства...- А. В. Луначарский в докладе сказал: "Несмотря на все мое огромное уважение к искусству, я могу сказать, что в нынешнее время коммунист должен еще доказать, что ничем лучшим не может заняться как искусством, а искусство, конечно, дело важное и нужное, но этому делу могут себя посвящать и некоммунисты".
   Стр. 286. Вопрос формы - это вопрос организации Красной Армии...- А. В. Луначарский в ответ на это сказал в заключительном слове: "Да будет известно т. Маяковскому, что у нас на нескольких съездах шел вопрос о том, как организовать нам нашу Красную Армию: по-новому, по-пролетарски или на тех же основаниях, на каких строится буржуазная армия, и мы пришли к убеждению, что если мы отвергнем буржуазную форму и будем выдумывать свою, то будем биты".
   ...на выставке АХРР...- Речь идет о VII выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) под названием "Революция, быт и труд", открытой 8 февраля 1925 года в Государственном музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
   Богородский Ф. С. (р. 1895) - художник, был членом АХРР.
   Бродский И. И. (1884-1939) - художник, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР. Маяковский говорит о его картине "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого".
   Мариенгоф А. Б. (р. 1897) - поэт-имажинист, автор ряда формалистических произведений с установкой на подчеркнутое эпатирование читателя.
   ...я не могу видеть никакой разницы между вырисовыванием членов Государственного совета и между вырисовыванием работников нашего Коминтерна.- Маяковский сопоставляет картину Бродского с картиной И.Е. Репина "Торжественное заседание Государственного совета" (написана при участии Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова).
   Стр. 287. ...в одном месте фон - Москва-река, в другом месте фон - бушующее море, взятое у Серова.- Имеются в виду картины И. И. Бродского "В. И. Ленин на фоне Кремля" (1923) и, по-видимому, "В. И. Ленин на фоне Волховстроя", завершенная позднее: в 1926 году.
   Серов В. А. (1865-1911) - художник. Здесь подразумевается его картина "Петр I".
   ...время зарисовки, время корпения с карандашом там, где есть великолепное изображение фотографии, ушло в далекое прошлое.- Высказывания Маяковского о портретной живописи подверглись критике в заключительном слове А В. Луначарского, который сказал: "Фотография дает случайный момент, и только художник может синтезировать и дать настоящий образ человека.
   Я думаю, что все-таки аппарат, который в нашем мозгу, гораздо выше фотографического аппарата и синтезировать, мыслить и чувствовать может только он. А картина не есть только химически обработанная пластинка, а это есть огромный акт социально-психологического творчества".
   Рубенс Петер Пауль (1577-1640) - фламандский живописец.
   Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн) (1606-1669) - голландский живописец.
   Ак - имеется в виду Управление академических театров.
   Стр. 288. ...пьески т. Третьякова... - Речь идет о пьесе поэта С. М. Третьякова "Противогазы" о рабочих газового завода. В 1924 году она была поставлена Первым Рабочим театром Пролеткульта. Спектакли шли в цехе Московского газового завода.
   Сейфуллина Л. Н. (1889-1954) - автор повестей "Перегной" (1922), "Правонарушители" (1922), "Виринея" (1924), рисующих жизнь деревни в первые годы Октябрьской революции.
   Плетнев В. Ф. (1886-1942) - писатель и критик, один из теоретиков и руководителей Пролеткульта. Ошибки В. Плетнева в вопросе о пролетарской культуре отмечает В. И. Ленин в записке от 27 сентября 1922 года (В. И. Лени н, Сочинения, т. 35, стр. 475). См. также заметки В. И. Ленина на полях статьи В. Плетнева "На идеологическом фронте" (сб. "В. И. Ленин о литературе и искусстве", Гослитиздат, М. 1957, стр. 497-509).
   Я уже указывал на одном диспуте...- См. выступление на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей (стр. 269).
   Брик - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   ...преодолевая эти цепкие тенета производственного искусства.- Речь идет об одной из теорий Лефа, согласно которой назначением искусства является производство утилитарных "вещей". Одним из создателей теории производственного искусства был О. М. Брик, писавший еще в 1918 году: "Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства. <...> не идея, а реальная вещь - цель всякого истинного творчества <...>" (О. М. Брик, "Дренаж искусства". Газета "Искусство коммуны", П. 1918, No 1, 7 декабря). См. также его статью "От картины к ситцу" в журнале "Леф", М. - Л. 1924, No 2.
   Стр. 289. ...моссельпромовская работа моя...- Маяковский много и серьезно работал над созданием поэтической рекламы для торговых и хозяйственных государственных учреждений, в частности для Моссельпрома. (См. т. 5 наст. изд.)
   Леф не группка, течение Леф - это всегдашняя тенденция, всегдашняя борьба форм...- См. также высказывание Маяковского на диспуте "Футуризм сегодня" 3 апреля 1923 года: "...мы не делаем для вечности..." и т. д. (стр. 262).
   ...как сейчас парижская выставка...- Маяковский говорит о подготовке страны к выступлению на Международной художественно-промышленной выставке, открытой в Париже в мае 1925 года. На выставку были отправлены, в частности, рекламные плакаты Маяковского и художника А. М. Родченко, впоследствии удостоенные серебряной медали. (См. т. 5 наст. изд., стр. 455-456.)
   Пролеткульт - сокращенное название объединения пролетарских культурно-просветительных организаций. Участники Пролеткульта проповедовали отказ от культурного наследия прошлого и создание "чисто пролетарской" культуры. Ошибочность пролеткультовских позиций раскрыта в проекте резолюции "О пролетарской культуре", написанном В. И. Лениным в 1920 году (см. Сочинения, т. 31, стр. 291-292), и в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920).
   ...пролетарские писатели...- Имеется в виду Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей (ВАПП).
   Стр. 290. ...нужно бы не только на замочек квартиру свою закрыть...- А. В. Луначарский сказал: "Мы вступаем в расцвет литературы. Леф должен это понять, свою квартирку на замок замкнуть: они отжили".
   Стр. 291. ..."назад к Островскому"...- О необходимости идти "назад к Островскому", чтобы поучиться у него "некоторым сторонам мастерства", писал А. В. Луначарский в статье "Об А. Н. Островском и по поводу его" ("Известия ВЦИК", М. 1923, No78 и 79, 11 и 12 апреля).
   Бабель И. Э. (1894-1941) - писатель, автор "Одесских рассказов" и "Конармии".
   ...в голове молодого, двадцатишестилетнего юноши, прошедшего всю Советскую Россию вдоль и поперек и перенесшего на своих плечах войну...- Маяковский говорит о писателе Леониде Леонове (р. 1899).
   Супрематисты - представители беспредметно-формалистического течения, возглавленного русским живописцем К. С. Малевичем незадолго до Октябрьской революции; сводили задачи живописи к отвлеченным построениям цветовых поверхностей.
   Кубисты - представители формалистического направления в изобразительном искусстве, выдвинули принцип разложения предмета на геометрические элементы его формы. Кубизм впервые возник во Франции в начале XX века.
   Выступление на диспуте "Больные вопросы советской печати" (стр. 292). Отчет (по-видимому, стенографический), напечатанный в журнале "Журналист", М. 1926, No 1, январь. Стенограмма не найдена. Была ли выправлена Маяковским запись его речи - неизвестно.
   Диспут состоялся в Москве, в Доме печати. Он был открыт 1 декабря 1925 года докладом К. Б. Радека (в тот же вечер Маяковский читал стихи, написанные в Америке) и продолжен 14 декабря, когда состоялись прения и заключительное слово докладчика. (См. также реплики Маяковского на стр. 626.)
   В прениях, кроме Маяковского, выступали журналисты и писатели Н. К. Иванов-Грамен, М. С. Грандов, Я. Шафир, М. Ю. Левидов, Валевский, А. Л. Курс, Иоффе, В. Б. Шкловский.
   Заметки о диспуте напечатаны в газете "Вечерняя Москва", М. 1925, No 272, 2 декабря и No 286, 15 декабря и в журнале "Журналист", М. 1925, No 12.
   Стр. 292. А ценишь весь интерес нашей прессы только по возвращении из-за границы...- 22 ноября 1925 года Маяковский вернулся в Москву из Америки.
   ...после того как начитаешься в Америке про змеиные яйца в Москве...- Маяковский говорит о заметке в одной из американских газет, поводом для которой послужил роман М. Булгакова "Роковые яйца".
   Вандербильт - один из крупнейших миллиардеров США.
   Себеж - город на бывшей границе между СССР и Латвией.
   Стр. 293. Левидов М. Ю. (1892-1942) - редактор журнала "Экран" (еженедельного журнала "Рабочей газеты") в 1925-1926 гг. Основным недостатком советской прессы объявил на диспуте "ненависть к веселому".
   Сегодня появилось в "Вечерке" мое стихотворение "Мелкая философия на глубоких местах".- См. газету "Вечерняя Москва", М. 1925, No 285, 14 декабря. Фамилия Стеклова в стихотворении заменена здесь точками.
   Если бы я тогда, когда писал, знал, что Стеклов не является уже редактором "Известий"...- Ю. М. Стеклов был освобожден от должности редактора газеты "Известия" 23 июня 1925 года. Маяковский в это время был за границей.
   И напечататься мне удалось только случайно, во время его отъезда, благодаря Литовскому.- Маяковский говорит о стихотворении "Прозаседавшиеся", напечатанном в газете "Известия В ЦИК", М. 1922, No 52, 5 марта. Это было первое стихотворение Маяковского на страницах газеты "Известия".
   Литовский О. С. (р. 1892) - был в то время ответственным секретарем редакции "Известий".
   ...Ленин отметил меня...- В. И. Ленин высоко оценил стихотворение "Прозаседавшиеся" в своей речи на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов "О международном и внутреннем положении Советской республики" 6 марта 1922 года (Сочинения, т. 33, стр. 197).
   Стр. 294. Здесь Грамен говорил о большом интересе к шахматному турниру...- В ноябре - декабре 1925 года в Москве проходил Международный шахматный турнир.
   Грамен - Иванов-Грамен, см. примечание к статье "Революционный плакат" (стр. 550).
   Боголюбов Е. Д. (1889-1952) - в то время чемпион СССР по шахматам, победитель на Международном шахматном турнире 1925 года.
   Капабланка Хосе Рауль (1888-1942) - чемпион мира по шахматам с 1921 по 1927 год. На Международном шахматном турнире 1925 года занял третье место.
  

Реплики Маяковского на диспуте 14 декабря

  
   Курс. <...> Вот ко мне приходит писатель и заявляет: "<...> Я хочу, чтобы со мной правильно обращались как с рабочей силой, как с лошадью: чтобы за мной ухаживали, правильно давали работу и чтобы на меня не цыкали..."
   Маяковский. Можно брыкаться.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Шкловский. <...> У нас чрезвычайно мертвый литературный год. У нас до сих пор ничего не напечатано, но почти ничего и не пишется. (Голос с места: Гипербола!) Я этим делом занимаюсь, а вы нет!
   Маяковский. "Анна Каренина" вышла!
  
   Выступление на диспуте о советском иллюстрированном журнале (стр. 295). Отчет (по-видимому, стенографический), напечатанный в журнале "Журналист", М. 1926, No 4. Стенограмма не найдена. Была ли выправлена Маяковским запись его речи - неизвестно.
   Диспут состоялся 29 марта 1926 года в Москве в Доме печати. Здесь же была организована выставка советских иллюстрированных журналов.
   Вступительное и заключительное слово сделал М. Е. Кольцов. В прениях, кроме Маяковского, участвовали журналисты и писатели: В. Ф. Дробот, Сергеев,, Юнпроф, Тобенкин (американский журналист), М. Ю. Левидов, Г. И. Геройский, В. А. Ретинин, В. Б. Шкловский.
   Заметка о диспуте напечатана в газете "Вечерняя Москва", М. 1926, No 72, 30 марта.
   Стр. 295. Но после речи Левидова не ругаться трудно.- М. Ю. Левидов (см. примечание к выступлению на диспуте "Больные вопросы советской печати", стр. 625) в своем выступлении сказал, что писателей в журналы "не нужно пускать". "Экран" отказался от стихов - и что же? Никто их не требует. Думаю, что то же было бы и с рассказами".
   Покойное несчастное "Эхо"...- Еженедельный иллюстрированный журнал "Эхо" выходил в Москве с октября 1922 по август 1923 года и затем с июля по декабрь 1925 года.
   Кольцов М. Е. (1898-1942) - писатель и журналист, редактор журнала "Огонек".
   Голомб Э. Г.- в те годы управляющий главной конторой издательства "Огонек".
   Зощенко разошелся в "Огоньке" в 2 000 000 экземпляров. Есенин - в 100 000.- Имеется в виду издание Библиотеки "Огонек".
   Зощенко - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   Стр. 296. Но вот я прочитал там описание Зоологического сада Веры Инбер.- Очерк Веры Инбер "Я люблю зверей" напечатан в журнале "30 дней", М. 1926, No 3.
   Котлета без гарнира или гарнир без котлеты? - Во вступительном слове М. Кольцов сказал: "Эксцентричные затеи, манерные заголовки <...> - все это слабо воспринимается нашим читателем. Это мне напоминает наши прежние скверные советские столовые: мы ели в них котлеты, но гарнир есть не решались. По-моему, лучше подавать читателю просто хороший материал без гарнира".
   А редакционная халтура? - По-видимому, Маяковский говорит далее о раскрашенных фото А. М. Коллонтай ("Экран", М. 1926,
   627
   No 5, 6 февраля) и К. Б. Радека ("Экран", М. 1926, No 4, 29 января), помешенных на обложках журналов.
   ... знаменитого дома-утюга...-небоскреб в Нью-Йорке на пересечении 5-й авеню и Бродвея.
   Фотография с подписью "Дом в Лос-Анжелосе" помещена в журнале "Экран", М. 1925, No 31, 14 ноября.
   Бурлюк - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548). Маяковский виделся с Бурдюком в Нью-Йорке в 1925 году.
   Бухарин и Воронский - это единственные люди, которых нельзя никогда застать в "Прожекторе"...- Журнал "Прожектор" издавался под редакцией Н. И. Бухарина и А. К. Воронского.
   Луначарский и Степанов - редкие гости в "Красной ниве".- А. В. Луначарский и И. И. Степанов-Скворцов входили в редакцию журнала "Красная нива".
   Стр. 297. Пильняк - см. примечание к статье "Наше отношение" (стр. 589).
   Выступление на торжественном заседании Общественного комитета по празднованию пятилетнего юбилея Театра имени Вс. Мейерхольда (стр. 298). Стенограмма заседания (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Публикуется впервые.
   Театр имени Вс. Мейерхольда открылся под названием "Театр РСФСР Первый" 7 ноября 1920 года. Пятилетний юбилей его праздновался с полугодовым опозданием - торжественное заседание состоялось 25 апреля 1926 года (в Москве). Маяковский был членом Общественного комитета по празднованию юбилея. В числе отрывков из постановок театра, включенных в спектакль, предшествовавший заседанию, было четвертое действие "Мистерии-буфф" ("Рай").
   Отчет о диспуте с кратким сообщением о выступлении Маяковского был напечатан в "Правде" (М. 1926, No 96, 27 апреля).
   Стр. 298. ... на этой самой эстраде мы отстаивали право на постановку Мистерии-буфф" после шестидесяти репетиций.- Маяковский имеет в виду диспут "Надо ли ставить "Мистерию-буфф" (30 января 1921 года; см. примечания к его вступительному слову на этом диспуте, стр. 605). Об этом диспуте он несколько позже упоминает и в статье "Только не воспоминания..." (см. стр. 149).
   Стр. 299. ... статью Анатолия Васильевича Луначарского...- Речь идет о статье А. В. Луначарского "Театр Мейерхольда" ("Известия ЦИК", М. 1926, No 95, 25 апреля).
   Стр. 300. ... Гендриков переулок, 15...- теперь переулок Маяковского, 15. В этом доме в 1938 году открылась Библиотека-Музей В. В. Маяковского.
   ...речь т. Дзержинского...- Ф. Э. Дзержинский сказал: "Кампания <за режим экономии.- Ред.> имеет глубокое политическое значение". (Борьба за режим экономии и печать. Доклад тов. Ф. Э. Дзержинского на совещании руководителей московской печати, "Правда", М. 1926, No 90, 20 апреля.)
   Выступление по докладу А. В. Луначарского "Театральная политика советской власти" (стр. 301). Стенограмма диспута (Архив Академии наук СССР, Московское отделение). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Впервые напечатано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Докладом А. В. Луначарского "Театральная политика Советской власти" открылся диспут, устроенный в Москве, в Коммунистической академии 2 октября 1926 года.
   В прениях выступило пять ораторов (Маяковский - предпоследним). Во время диспута Маяковский подал несколько реплик.
   Краткий отчет о диспуте был помещен в журнале "Новый зритель" (М. 1926, No 41, 12 октября).
   Стр. 301. "Белая гвардия" - первоначальное заглавие пьесы М. А. Булгакова (1891-1940) "Дни Турбиных", премьера которой в Московском Художественном театре состоялась 5 октября 1926 года, а публичная генеральная репетиция - 2 октября, т. е. утром того дня, в который происходил диспут.
   Таиров - см. примечание к "Открытому письму А. В. Луначарскому" (стр. 544).
   По живогазетской линии...- Маяковский имеет в виду "живые газеты" - представления эстрадного типа на политически актуальные темы. Представления эти состояли из ряда отдельных номеров, как бы инсценировавших газетные статьи, фельетоны, заметки и т. д.
   Стр. 302. ...вне Садового кольца...- Ряд улиц Москвы образует так называемое Садовое кольцо, в пределах которого находится центр города.
   Третьего дня я выступал по вопросу о хулиганстве...- Маяковский выступал 30 сентября 1926 года в Большой аудитории Политехнического музея на диспуте о хулиганстве. Вопрос о борьбе с хулиганством в то время стоял остро, и Маяковский написал несколько стихотворений на эту тему: "Хулиган" (Республика наша в опасности...), "Хулиган" (Ливень докладов...), "В мировом масштабе", "Тип" (см. т. 7 наст. изд.).
   Семашко Н. А. (1874-1949) - первый народный комиссар здравоохранения (1918-1930).
   ...со статьей т. Сосновского...- Имеется в виду статья: Л. Сосновский, "Развенчайте хулиганство" ("Правда", М. 1926, No 216, 19 сентября).
   Стр. 303. Возьмите пресловутую книгу Станиславского "Моя жизнь в искусства, эту знаменитую гурманскую книгу...- Существует, однако, свидетельство о том, что Маяковский высоко оценивал книгу К. С. Станиславского. Немецкий писатель Ф. К. Вейскопф сообщил об этом в очерке "Встречи с Маяковским", рассказывая о своем посещении Маяковского летом 1926 года в Москве. По словам Вейскопфа Маяковский, отрицательно отозвавшись о большинстве произведений современной прозы, "все же назвал два новых произведения, которые, по его мнению, с честью прошли бы на "литературно-революционном страшном суде": исторический роман Юрия Тынянова "Кюхля" и воспоминания Станиславского - живое литературное порождение последних лет, потому что это верное отражение действительно пережитого и испытанного, а не пошлый штампованный роман" (F. С. Weiskopf. Begegnungen mit Majakowski. "Neue Deutsche Literature, Sonderheft zum XXXV Jahrestag der Grossen Sozialistischen Oktoberrevolution, Berlin, November 1952, S. 39.) <Ф. К. Вейскопф. Встречи с Маяковским. "Новая немецкая литература", специальный номер к 35-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Берлин, ноябрь, 1952, стр. 39.>
   "К сожалению, стесненный рамками..." - По-видимому, Маяковский имеет в виду следующую фразу из предисловия: "Я не мог даже назвать по именам многих друзей нашего театра - всех тех, которые своим отношением к нашему делу облегчали наш труд и как бы создавали атмосферу, в которой протекала наша деятельность" (К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. Государственная академия художественных наук, М. 1926, стр. 10).
   ...по адресу разных Морозовых и Рябушинских...- Морозовы и Рябушинские - крупные московские капиталисты. С. Т. Морозов был известным меценатом, "деятельность которого,- как указывает Станиславский в своей книге,- тесно слита с основанием Художественного театра".
   Стр. 304. А если там вывела двух комсомольцев... - Речь идет об обструкции, которую пытались устроить на генеральной репетиции "Дней Турбиных" некоторые зрители, увидевшие в пьесе попытку автора оправдать известную часть белогвардейцев-интеллигентов,
   Орлинский А. Р.- театральный критик.
   "Мощи" Каллиникова - полупорнографический роман, который Маяковский резко критиковал - в стихотворении "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому" (т. 7 наст. изд.), в киносценарии "Слон и спичка" (т. 11) и др.
  

Реплики Маяковского на диспуте

  
   Луначарский (доклад). <...> Я знаю многих интеллигентов и рабочих - коммунистов, советских людей, которые говорили: надо поддержать Мейерхольда, Мейерхольд вступил на путь сотрудничества с революцией, он стал членом нашей партии. Но я знаю и других, которые категорически требовали закрыть театр, говорили, что это величайший скандал, что это гаерство, несомненная подделка и т. д., и таких немало. Я мог бы назвать тех и других по фамилиям.
   Маяковский. Назовите.
   Луначарский. Этого я не сделаю, потому что тогда т. Маяковский страшной местью обрушится на них, я боюсь назвать их в присутствии такого рыкающего льва (смех)...
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Орлинский. <...> Тов. Луначарский, касаясь булгаковской пьесы "Дни Турбиных", несколько раз употребил довольно четкое, резкое слово, называя политическими идиотами,- я с ним в этом совершенно согласен,- ряд героев, которых вывели Булгаков и МХАТ в этом злосчастном спектакле. Для того чтобы не было никаких сомнений насчет максималистских излишеств, я хочу резко употребить то же слово и сказать, что здесь нет таких идиотов, которые бы всерьез защищали заколачивание театров и рекомендовали бы гильотину в отношении актеатров,- нет.
   Маяковский. Есть двое.
   Орлинский. Тогда беру условно "идиоты" в кавычки и позволяю т. Маяковскому автобиографически опровергнуть мое замечание. Я считаю, что все же, кроме т. Маяковского, здесь нет сторонников этого...
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Луначарский (заключительное слово). <...> Тов. Маяковский ревнует к театру. Ему кажется, что театр сильно любят, а литературу нет. Это неверно <...> В отношении того, чтобы поглаживать, прикармливать, давать возможность развернуться, мы, к сожалению, очень мало можем сделать. Вы говорите, как дети: "А мама Ване дала больше, чем Коле".
   Маяковский. Вы смотрите, как на деление пирога, а я говорил о внимании.
  
   Выступление на диспуте о постановке "Ревизора" в Гос. театре имени В с. Мейерхольда (стр. 306). Стенограмма диспута (хранится у Н. А. Басилова, Москва). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Впервые опубликовано в журн. "Советский театр", М. 1936, М" 8 (см. А. Февральский, "Маяковский на театральных диспутах").
   9 декабря 1926 года состоялась премьера комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда. Сценический текст был составлен постановщиком спектакля В. Э. Мейерхольдом и режиссером-лаборантом М. М. Кореневым путем композиции вариантов из различных редакций комедии. Этот подход к тексту, а также новизна и необычность трактовки и постановочных приемов вызвали бурные споры и самые противоположные отзывы в печати - от высокоположительных (А. В. Луначарского и других) до резко отрицательных.
   В диспуте, состоявшемся 3 января 1927 года в Гос. театре им. Вс. Мейерхольда, приняли участие А. В. Луначарский, В. В. Маяковский, В.Э. Мейерхольд, писатели Андрей Белый, С. М. Третьяков, И. А. Аксенов, режиссер Н. О. Волконский, критики И. С. Гроссман-Рощин, М. Ю. Левидов, Р. А. Пельше, А. Л. Слонимский и другие. В отчете "Правды" (М. 1927, No 7, 9 января) сообщалось: "Диспут, закончившийся в 2 часа ночи, прошел в страстном тоне причем слушатели горячо реагировали на каждое выступление".
   Отчеты о диспуте были также помещены в газетах "Известия ЦИК" (М. 1927, No 3, 5 января), "Вечерняя Москва" (М. 1927, Ла 3, 4 января) и др.
   Стр. 306. (Смех.) Товарищи, почему вы ржете? - "Маяковский вышел на авансцену, перешагнув через стул. Таким резким движением он подчеркнул свой рост и в то же время свое намерение расправиться с предшественником по трибуне диспута - проф. Сретенским из Ростова-на-Дону, высказавшим точку зрения, с которой Маяковский был решительно не согласен. Комический оттенок, который Маяковский внес в свой выход, вызвал смех в зале. Отсюда реплика о ржанье"" (А. Февральский, О Маяковском. (Воспоминания.) Журн. "Звезда", Л. 1945, No 4, стр. 89).
   Стр. 308. ...Хлестаков начинает хвастать, что из-за него с собой кончают и покойницы выплывают.- В монолог Хлестакова (сцена его пьяного вранья) была введена реплика Собачкина из отрывка Гоголя "Комната в доме Марьи Александровны".
   ...семьсот рублей стоит перепелка. - "Один рябчик стоит восемьсот рублей, да какая-нибудь перепелка стоит тысячу" - вставка в текст спектакля из второй редакции "Ревизора".
   Пятнадцать курьеров...- "Курьеров пятнадцать" - вставка из первой сценической редакции "Ревизора" (впоследствии была в спектакле заменена иным вариантом).
   Герасимов М. П. (1889-1939); Кириллов В. Т. (1889-1943); Жаров А. А. (р. 1904); Уткин И. П. (1903-1944) - поэты.
   Маяковский ... аванс взял, а пьесу не написал?- 23 марта 1926 года Маяковский подписал "согласительную записку" с Театром имени Вс. Мейерхольда, по которой обязался сдать театру свою пьесу "Комедия с убийством" не позже, чем через дпе недели. Однако "Комедия с убийством" не была завершена.
   А Анатолий Васильевич Луначарский не виноват, когда говорит: "Назад к Островскому"? - См. примечание к выступлению на диспуте по докладу А. В. Луначарского "Первые камни новой культуры" (стр. 624).
   Стр. 309. ... сцену с лабарданом. - Проф. А. А. Гвоздев в статье "Ревизия Ревизора" так описывал эту сцену спектакля: "Он <Хлестаков> спрашивает, хор чиновников отвечает. "Как называлась эта рыба?" - Ответ хора: "Лабардан-с", повторяемый несколько раз, пока Земляника не выделится из хора и не скажет отдельно. "Лабардан-с"". ("Ревизор в Театре имени Вс. Мейерхольда". Сборник статей. "Academia", Л. 1927, стр. 36.)
   ...сцена дачи взяток. - Эту сцену, оказавшуюся недостаточно выразительной, Мейерхольд вскоре поставил заново.
   "Евграф, искатель приключений" - пьеса А. М. Файко, поставленная в МХАТ II (премьера - 16 сентября 1926 года).
   "Любовь под вязами" - пьеса Юджина О'Нейла, поставленная в Московском Камерном театре (премьера - 11 ноября 1926 года).
   Зинаида Райх (1894-1939) - артистка Гос. театра имени Вс. Мейерхольда, жена В. Э. Мейерхольда.
   Стр. 310. "Бубус" - пьеса А. М. Файко "Учитель Бубус", поставленная в Театре имени Вс. Мейерхольда (премьера - 29 января 1925 года).
   ...т. Шкловский решил упомянуть...- Маяковский имеет виду статью: Виктор Шкловский, "Пятнадцать порций городничихи" ("Красная газета", вечерний выпуск, Л. 1926, No 307, 22 декабря).
   Стр. 311. "Зори" - см. примечания к выступлению на диспуте о постановке "Зорь" в Театре РСФСР Первом (стр. 601-602).
   "Рычи, Китай!" - пьеса С. М. Третьякова, поставленная В. Ф. Федоровым под руководством В. Э. Мейерхольда (премьера состоялась 23 января 1926 года).
   Выступления на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщин а)" (стр. 312). Стенограмма диспута (Архив Академии наук СССР, Московское отделение). Выправленная стенограмма диспута издана книжкой: "Упадочное настроение среди молодежи" (изд. Комакадемии, М. 1927), в которую вошло первое выступление Маяковского, подвергшееся правке, возможно принадлежавшей автору (см. об этом: Сочинения, т. 10, М.- Л. 1933, стр. 1). Первое выступление печатается по изданию Комакадемии; второе - по невыправленной автором стенограмме архива Академии наук.
   Второе выступление впервые напечатано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Важнейшие отличия неправленой стенограммы первого выступления от выправленной см. в разделе "Варианты и разночтения".
   Диспут состоялся 13 февраля и 5 марта 1927 года в Москве, в Коммунистической академии под председательством В. М. Фриче. Доклад и заключительное слово были сделаны А. В. Луначарским. Кроме Маяковского, выступавшего 13 февраля и 5 марта, в прениях участвовали: Е. А. Преображенский, Л. С. Сосновский, В. П. Полонский, В. М. Фриче, К. Б. Радек, И. М. Нусинов, В. В. Ермилов, В. Г. Кнорин, а также студенческая и рабочая молодежь.
   13 февраля и 5 марта, до выступлений, Маяковским было подано несколько реплик во время речи других ораторов. (См. их на стр. 638-639).
   В записной книжке Маяковского 1927 года No 39 имеются записи, сделанные им на диспуте 5 марта перед своим выступлением (см. т. 13 наст. изд.).
   Статья о диспуте напечатана в журнале "На литературном посту", М. 1927, No 5-6.
   Стр. 312. Сосновский - см. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 566).
   Полонский - см. примечание к статье "[Записная книжка "Нового Лефа"]" (стр. 576). Выступал на диспуте дважды: 13 февраля и 5 марта.
   Стр. 313. Это было в Нижнем.- В Нижнем-Новгороде Маяковский был в январе 1927 года.
   ...Федерация советских писателей. - Федерация объединений советских писателей (ФОСП) была создана в начале января 1927 года.
   Там представители - семь пролетарских и семь крестьянских.- Во главе Федерации объединений советских писателей стоял Совет, в который вошли семь представителей от Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП): Ю. Либединский, Л. Авербах, А. Фадеев, А. Серафимович, А. Зонин, Ф. Раскольников и А. Жаров; и столько же от Всероссийского общества крестьянских писателей (ВОКП): Г. Деев-Хомяковский, П. Замойский, М. Роги, В. Ужгин, А. Тарарухин, А. Вятич и И. Доронин. В Совет ФОСП входили также представители Всероссийского союза писателей (ВСП) и, позднее, Лефа, "Кузницы" и др. организаций.
   Авербах Л. Л. {1903-1939) - ответственный редактор журнала "На литературном посту", активный деятель РАППа.
   Вот какое новое толкование марксизма, Маркса и Ленина в крестьянском журнале "Жернов"...- Маяковский говорит о былине И. Новокшонова "Володимер Ильич", напечатанной в журнале "Жернов", М. 1926, No 4.
   Стр. 315. "От радости сердце разбилось вдвое".- По-видимому, цитата в стенограмме искажена. Очевидно, имеются в виду строки из стихотворения "Лес" Евг. Глинтерника: "Глухой удар в опушку врос, || Разбитый эхом вдвое" ("Красная нива", М. 1927, No 7, 13 февраля).
   "Душа моя полна тоски, а ночь такая лунная".- Несколько измененные строки из стихотворения Аполлона Григорьева:
  
   "О, говори хоть ты со мной,
   Подруга семиструнная!
   Душа полна такой тоской,
   А ночь такая лунная!"
  
   ...Калинин выругал сухую, однообразную агитацитику...- В речи на XV московской губпартконференции М. И, Калинин сказал: "Политграмота должна быть одним из самых увлекательных предметов. <...> Нужно к преподаванию политграмоты допускать только таких лекторов, которые умеют говорить на настоящем русском языке, и ни в коем случае нельзя руководителю политграмотой выступать с пасторской манерой. Хорошую мысль ничего не стоит убить пасторским подходом.
   <...> Мы создали огромное количество по существу каких-то формальных начетчиков, которые читают по книжке, а политграмоту никогда нельзя преподавать по книжке" ("Правда", М. 1927, No 16, 20 января).
   "Знаю я, что с тобою другая..." - По-видимому, Маяковский привел, несколько изменив ее, строфу из стихотворения С. Есенина "Вечер черные брови насопил...":
  
   "Пусть я буду любить другую,
   Но и с нею, с любимой, с другой,
   Расскажу про тебя дорогую,
   Что когда-то я звал дорогой".
  
   П. И. Лавут рассказывает, что Маяковский, после одного из выступлений, на котором он также прочел эту строфу в измененном виде, сказал ему: "Лишнее доказательство тому, как увлекаются этим внешним "др": я читаю строки, лишенные логического смысла, неправильно цитирую Есенина, и ни один человек не обратил внимания и ни слова не сказал об этом" (П. Лавут, "Маяковский едет по Союзу". "Знамя", М. 1940, No 4-5, стр. 210).
   Стр. 316. Ольшевец М. О.- журналист, заведовал до 1928 года редакцией газеты "Известия ЦИК". Маяковский говорит далее о статье Ольшевца "Почему Леф?" (газ. "Известия ЦИК", М. 1927, No 22, 28 января), в которой лефовцы обвиняются, в частности, в формализме: "...лефовцы <...>" находятся в прочном окружении формальной школы Шкловского, расположенной на противоположном полюсе от марксистского понимания культуры и искусства".
   Воронский - см. примечание к статье "Расширение словесной базы" (стр. 581).
   ...как тип хулигана, который по классификации т. Луначарского мог быть использован для революции. - А. В. Луначарский сказал: "С одной стороны, рост хулиганства и рост пессимизма является признаком приближающейся революции, а с другой стороны, эти группы, в лучших своих элементах,- там есть элементы более или менее хорошие, для которых есть спасенье, - являются силой, питающей дальнейшую революцию".
   Стр. 317. ...Асеев, который выступал против Есенина... - По-видимому, Маяковский говорит о выступлении Н. Н. Асеева на диспуте "О Есенине и есенинщине", который состоялся 20 декабря 1926 года в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда.
   Это поповство было на 100%...- Речь Полонского на диспуте 13 февраля "поповской" назвал один из выступавших - Федотов. Такую же оценку она получила впоследствии в прессе: "Как понять поповское выступление т. Полонского? По всей вероятности, в своей речи он хотел сказать, что все люди - братья, но сказал это несколько иначе. Это непонятно нам, особенно теперь, когда мы узнаем, в окружении каких "братьев" мы находимся" ("Упадочничество и есенинщина". Журн. "На литературном посту", М. 1927, No 5-6, стр. 107).
   ...это поповство повторилось на вечере Есенина...- По-видимому, речь идет об указанном выше диспуте "О Есенине и есенинщине" в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда. В газетной заметке о диспуте сообщалось: "Марксистское определение есенинской поэзии пытался дать докладчик т. Полонский. Ранее Есенин был поэтом радостного восприятия жизни, язычески радостного мироощущения. Первый удар этому был нанесен церковью и христианством, которые <...> отравили его жизнерадостность мистической скорбью, отрицанием всех земных радостей. <...> Есенин вне своих песен не мог жить..." ("Известия ЦИК", М. 1926, No 2

Другие авторы
  • Берг Федор Николаевич
  • Сно Евгений Эдуардович
  • Гумберт Клавдий Августович
  • Чешихин Всеволод Евграфович
  • Крестовская Мария Всеволодовна
  • Веселитская Лидия Ивановна
  • Горчаков Дмитрий Петрович
  • Сенкевич Генрик
  • Сала Джордж Огастес Генри
  • Благовещенская Мария Павловна
  • Другие произведения
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Д. Благой. Афанасий Фет - поэт и человек
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич - Отец Никифор
  • Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Основные даты жизни и деятельности В. Д. Бонч-Бруевича
  • Большаков Константин Аристархович - В. В. Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих
  • Еврипид - Киклоп
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения Александра Пушкина. Статья первая
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич - Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая (1891-1917)
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Ижорский
  • Кузминская Татьяна Андреевна - Т. А. Кузминская: краткая справка
  • Лондон Джек - Сын волка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа