Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 13

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

96, 22 декабря).
   Стр. 318. Хулиганство - это озорные действия...- Ср. строки из стихотворения "Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели":
  
   ...хулиганство -
            это
              озорные деяния,
   связанные
         с неуважением к личности (т. 8 наст. изд.. стр. 28).
   Стр. 319. ...Бухарин в своих заметках... - Речь идет о "Злых заметках" Н. И. Бухарина, напечатанных в Правде 12 января 1927 года.
   Первые четыре стихотворения - Есенина.- Четыре стихотворения С. Есенина помещены на первой странице журнала "Красная нива", М. 1927, No 9, 27 февраля.
   В сегодняшнем номере - стихотворение Дружинина...- В журнале "Красная нива", М. 1927, No 10, 6 марта напечатано стихотворение П. Дружинина "Аленушка".
   Там он пел про царевича Ивана Дурака...- Н. Бухарин в "Злых заметках" резко критиковал стихотворение П. Дружинина "Российское", в котором есть строчки: "И в каждой хате есть царевна || И в каждой улице дурак".
   Я сейчас пишу историю одного нагана, как боевой наган берется в руки, чтобы покончить с собой.- Сценарий "История одного нагана" 30 сентября 1927 года был сдан Маяковским в московское представительство ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления). Поставлен не был. (См. т. 11 наст. изд., стр. 149.)
   Стр. 320. Он сразу стал за Бухарина и говорит: "Я сам все это говорю". И переносит всю тяжесть обвинения на Леф... - Речь идет о статье В. Полонского "Заметки журналиста. Леф или блеф?", напечатанной в "Известиях ЦИК" от 25 и 27 февраля 1927 года.
   ...придрался к статье Родченко.- Письма художника А. М. Родченко из Парижа ("Родченко в Париже. Из писем домой") были напечатаны в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 2, февраль. Эти письма резко критиковал В. Полонский в статье "Заметки журналиста. Леф или блеф?"
  

Реплики Маяковского на диспуте

13 февраля (I) и 5 марта (II)

I

  
   Полонский. <...> Я бы очень хотел послушать т. Сосновского, чтобы он говорил о Есенине как о поэте, о том, что собой представляет поэзия Есенина, а отделываться тем, что Есенин обходил Малкина, это все равно что не сказать по существу ничего.
   Маяковский. Он обошел Полонского, это больше.
  

II

  
   Федотов. <...> Есенин потому так популярен, что он единственный первокласснейший поэт. <...>Я вас отошлю к самому Есенину. Кто же лучше знает, чем сам Есенин о самом себе...
  
   <...> Мечтатель сельский -
   Я в столице
   Стал первокласснейший поэт.
  
   Маяковский. Я согласен быть второклассным поэтом! (Смех, шум.)
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Полонский. Если человек на улице упал, сломал себе ногу и недели две лежит и стонет, то нельзя же его назвать упадочником.
   Маяковский. Плохое сравнение.
  
   Выступление на заседании сотрудников журнала "Новый Леф" (стр. 321). Стенограмма заседания, опубликованная в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 3, март, под заглавием "Протокол о Полонском. (Выписка из стенограммы заседания сотрудников журнала "Новый Леф" от 5/III 1927 г. Пункт 2-й текущих дел.)".
   "Пункт 2-й текущих дел" заседания был посвящен обсуждению появления в "Известиях ЦИК" статей М. Ольшевца ("Почему Леф?" в газете "Известия ЦИК", М. 1927, No 22, 28 января) и В. Полонского ("Заметки журналиста. Леф или блеф?" в газете "Известия ЦИК", М. 1927, No 46, 26 февраля и No 48, 27 февраля). В этих статьях резкой критике подвергся журнал "Новый Леф", начавший выходить с января 1927 года.
   Заседание проходило под председательством Маяковского. Кроме Маяковского, начавшего прения, выступали: СМ. Третьяков, В. Б. Шкловский, Н. Ф. Чужак, А. М. Родченко, Н. Н. Асеев, М. Ю. Левидов, Б. Ф. Малкин, О. М. Брик. Маяковский огласил кроме того, письмо В. О. Перцова, лично не присутствовавшего.
   Большинством голосов было постановлено на страницах "Нового Лефа" Ольшевцу и Полонскому не отвечать.
   Полемика Маяковского с Полонским продолжалась и в дальнейшем. См. выступления на диспуте "Леф или блеф?" и примечания к ним (стр. 325-350 и 640-650).
   Стр. 321. Ольшевец - см. примечание к выступлению на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" (стр. 636).
   Полонский - см. примечание к статье "[Записная книжка "Нового Лефа"]" (стр. 576).
   "Новый Леф" - журнал, выходивший под редакцией Маяковского в 1927-1928 гг.
   Стр. 322. Прав т. Ханин в No 2 "Молодой гвардии"...- Имеется в виду статья Д. Ханина "Два пути литературного молодняка".
   ...из общей массы ругаемых Полонский выделяет уже изруганного другим Ольшевцом Кушнера.- Полонский в своей статье похвалил путевой очерк Б. Кушнера о Голландии "Транзитная страна" ("Новый Леф", М. 1927, No 1, январь), который получил резко отрицательную оценку в статье Ольшевца.
   ...стих Пастернака, напечатанный в "Новом Лефе", целиком перепечатан "Новым миром".- Отрывок из поэмы Б. Пастернака "Лейтенант Шмидт" напечатан в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 1, январь. Этот же текст (в несколько отличной редакции)- в журнале "Новый мир", М. 1927, No 2, февраль. (В "Новом мире" поэма печаталась полностью.)
   Стр. 323. ...материальная обеспеченность других журналов, например "Нового мира", списывающего убытки на "Известия" ...- Журнал "Новый мир" выпускался издательством "Известия ЦИК".
   ..."Леф" "узурпирует свои лозунги у коммунистической партии".- Имеется в виду следующее место из статьи В. Полонского: "...данные строки не следует понимать как борьбу <...> против лозунгов "Лефа", которые им узурпированы, ибо многие из них являются лозунгами нашей коммунистической литературной борьбы".
  

Заявление Маяковского,

председательствовавшего на заседании

  
   Среди нас присутствует в качестве гостя т. Малкин. Хотя он организационно и не принадлежит к Лефу, но он хорошо знает нашу работу с момента Октябрьской революции, и нам было бы интересно выслушать его мнение о выступлении Полонского.
   Выступления на диспуте "Леф или блеф?" (стр. 325). Стенограмма диспута (БММ и, неполностью, ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.
   Впервые опубликованы в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Диспут был организован в связи с полемикой, развернувшейся между Маяковским - редактором журнала "Новый Леф" и критиками В. Полонским и М. Ольшевцом. (См. примечания к выступлению Маяковского на заседании сотрудников журнала "Новый Леф", стр. 639-640.)
   Состоялся диспут 23 марта 1927 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, под председательством В. М. Фриче.
   Маяковский выступал с вступительным и заключительным словом. Во время речи других ораторов им было подано несколько реплик. (См. их на стр. 649-650.)
   Выступали также: В. П. Полонский, В. Б. Шкловский, О. М. Бескин, М. Ю. Левидов, И. М. Нусинов, Н. Н. Асеев и Л. Л. Авербах.
   После диспута полемика была продолжена Полонским, опубликовавшим в журнале "Новый мир", М. 1927, No 5, статью "Критические заметки. Блеф продолжается". Затем в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 5 появилось стихотворение вернувшегося из заграничной поездки Маяковского - "Венера Милосская и Вячеслав Полонский" (т. 8 наст. изд., стр. 111).
   Заметки о диспуте напечатаны в газетах "Вечерняя Москва", М. 1927, No 67, 24 марта; "Известия", М. 1927, No 69, 25 марта и в журнале "На литературном посту", М. 1927, No 7, апрель.
   Стр. 325. На последнем диспуте он, как докладчик, имел последнее, заключительное слово...- Очевидно, Маяковский говорит о диспуте "О Есенине и есенинщине", состоявшемся 20 декабря 1926 года в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда, на котором Полонский выступал с докладом.
   Стр. 326. ...резолюция ЦК партии по вопросам литературы...- Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года "О политике партии в области художественной литературы".
   Воронский - см. примечание к статье "Расширение словесной базы" (стр. 581).
   Стр. 327. На первых же порах Леф заключил соглашение с ВАППом.- См. заметку "Леф и МАПП" и примечания к ней (стр. 65 и 559).
   Стр. 328. Федерация советских писателей - точнее Федерация объединений советских писателей (ФОСП). Первоначально в состав ФОСП вошли три организации; Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийское общество крестьянских писателей. 9 февраля 1927 года в ФОСП была принята группа Леф. Вошли в ФОСП также "Перевал", "Кузница" и др.
   "Кузница" - литературная группа, организованная в 1920 году пролетарскими поэтами, вышедшими из московского Пролеткульта. Прекратила свое существование в 1932 году.
   "Перевал" - литературная группа, существовавшая в 1923-1932 гг.; была организована А. К- Воронским. "Теоретики" "Перевала" отстаивали интуитивность и субъективизм творчества, "независимость" художника от эпохи.
   ...группировка конструктивистов. - См. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 554).
   ...выступление о Сергее Есенине. - статья В. Полонского "Памяти Есенина" в журнале "Новый мир", М. 1926, No 1, январь.
   И вторая статья - о Бабеле. О Малашкине, об Артеме Веселом...- Имеются в виду "Критические заметки" Вяч. Полонского в журнале "Новый мир" за 1927 год: "О Бабеле" - в No 1; "О рассказах Сергея Малашкина" - в No 2; "Об Артеме Веселом" - в No 3.
   Стр. 329. ..."как хороши, как свежи были розы"?-строка из стихотворения И. П. Мятлева "Розы", использованная И. С. Тургеневым в его известном стихотворении в прозе.
   ...рассказы Бабеля - "Соль", "Смерть Долгушова".- Главы из книги И. Бабеля "Конармия" - "Соль" и "Смерть Долгушова" - были напечатаны в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 4, август - декабрь (вышел в 1924 году).
   "Острый, как спирт, и цветист, как драгоценный камень".- В своей статье Полонский пишет о книге Бабеля "Конармия": "В ней 168 страниц, включающих 34 рассказа, острых, как спирт, и цветистых, как драгоценные камни" (жури. "Новый мир", М. 1927, No 1, стр. 197).
   "Мы крепки, как спирт в полтавском штофе".- Строка из стихотворения Маяковского "Юбилейное" (т. 6 наст. изд., стр. 53).
   "В свете романтической призмы..." - цитата из той же статьи Полонского о Бабеле, стр. 201.
   ...у Полонского хватило доброго мужества не только защищать его, как поэта...- Маяковский говорит о выступлении Полонского на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" 13 февраля 1927 года.
   Стр. 330. Того, о котором Бухарин писал...- Далее цитаты из статьи Н. Бухарина "Злые заметки" - "Правда", М. 1927, No 9, 12 января.
   "Бухарин выступал не против Есенина, а против есенинщины".- Полонский в своем выступлении сказал: "Бухарин бьет по определенным вредным явлениям, которые называет есенинщиной, но не по Есенину" (стенограмма диспута "Упадочное настрое, ние среди молодежи. Есенинщина". Изд. Комакадемии, М. 1927, стр. 84).
   Буду цитировать по всему комплекту "Лефа" - и по первому и по второму...- Маяковский говорит о журналах "Леф" (1923-1925) и "Новый Леф", который начал издаваться с января 1927 года.
   Стр. 331. "Леф будет бороться за искусство - строение жизни..." - Маяковский цитирует редакционную статью "За что борется Леф?" в журнале "Леф", М.- П. 1923, No 1, март. (Статья написана Маяковским, см. ее на стр. 40.)
   "Леф" пишет... - Далее цитаты из редакционной статьи журнала "Новый Леф", М. 1927, No 1, январь - "Читатель!". (Статья написана Маяковским, см. ее на стр. 128). Эти цитаты Полонский приводит в своей статье "Леф или блеф?"
   ...Булгакова с "Днями Турбиных"...- См. примечание к выступлению по докладу А. В. Луначарского "Театральная политика советской власти" (стр. 629).
   Замятин Е. И. (1884-1937) - писатель, впоследствии эмигрировавший из СССР.
   Стр. 332. ...письма Родченко... - Письма художника А. М. Родченко были напечатаны в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 2, февраль ("Родченко в Париже. Из писем домой").
   "Если Родченко неведом Полонскому, то это факт не биографии Родченко, а биографии Полонского". - Цитата из выступления В. Б. Шкловского на заседании сотрудников журнала "Новый Леф" 5 марта 1927 года ("Протокол о Полонском"-"Новый Леф", М. 1927, No 3, март, стр. 42).
   ...каталог на Парижской выставке...- Речь идет о каталоге Советского павильона на Международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 году.
   Стр. 333. ...двадцать пять листов издания Комакадемии - вся история Компартии - дело Родченко.- Имеется в виду "История ВКП(б) в плакатах" (25 фотоплакатов), выполненная художником А. М. Родченко по заданию Музея революции и Комакадемии. (См. журнал "Новый Леф", М. 1927, No 2, стр. 47.)
   ...писать книжку по истории советского плаката...- О работе В. Полонского "Русский революционный плакат" см. примечание к статье "Революционный плакат" (стр. 550).
   ...Полонский будет говорить: а у меня Кругликова силу этики дала.- Силуэты художницы-графика Кругликовой Е. С. (1865-1941) публиковались в журнале "Красная нива", редактировавшемся В. П. Полонским. (См., например, No8, 21 февраля 1926 г., No 28, 11 июня 1926 г.)
   Степанова В. Ф. (1893-1958) - художница; вместе с Маяковским участвовала в создании советской рекламы, в 1929 году оформляла сборник Маяковского "Грозный смех" (вышел в 1932 г.).
   Лавинский А. М. (р. 1893) - художник, сотрудник Маяковского по "Окнам РОСТА", один из создателей спектакля "Мистерия-буфф" в Театре РСФСР Первом, вместе с Маяковским работал в области советской рекламы.
   Семенова Е. В. (р. 1898) - художница, примыкавшая к группе Леф, работала в области оформления клубов, выставок и т. д. Вместе с Маяковским участвовала в создании рекламы Моссельпрома.
   ...написано из Берлина...- Видимо, Маяковский оговорился. Правильно: из Риги.
   Стр. 335. Лукомский Г. К.- искусствовед, после революции - эмигрант.
   Стихотворение фининспектору мы помещаем у Полонского и у Воронского... - Стихотворение Маяковского "Разговор с фининспектором о поэзии" было напечатано в журнале "Новый мир", М. 1926, No 10, октябрь. (Журнал редактировался В. Полонским.)
   "В общий бурный поток нового советского культурного строительства..." - Цитата из статьи М. Ольшевца "Почему Леф?", напечатанной в газете "Известия ЦИК", М. 1927, No 22, 28 января.
   Стр. 336. В этой книжке имеется статья о Сельвинском за подписью присутствующего здесь т. Лежнева. - Имеется в виду статья А. Лежнева "Илья Сельвинский и конструктивизм" в журнале "Печать и революция", М. 1927, No 1, январь-февраль. (Журнал редактировался В. Полонским.)
   Это второй Полонский...- Маяковский говорит о редакторе "Красной нови" А. Воронском.
   И в одной из таких статей пишут про Сельвинского...- Далее цитата из библиографической статьи К. Локса "Эпопея Сельвинского", напечатанной в журнале "Красная новь",М. 1927, No 3, март, стр. 236.
   Стр. 337. ...выпустил целую книгу стихотворений под названием "Опыты"...- Книга С. Кирсанова "Опыты" была выпущена Государственным издательством в 1927 году.
   "Юголеф" - журнал, выходивший в 1924 году в Одессе. С. Кирсанов был секретарем редакции журнала.
   Я счастлив, как зверь, до ногтей, до волос...- Из стихотворения С. Кирсанова "Маяковскому". В тексте стихотворения не "с капитаном", а "с командиром".
   ...стихотворение о лахудре...- Речь идет о стихотворении И. Уткина "Стихи красивой женщине". Маяковский неточно цитирует строки:
  
   Не твоим ли пышным
   Бюстом
   Перекоп мы защищали?
   (И. Уткин, Первая книга стихов. Госиздат, 1927).
  
   Стр. 338. ...книжку Уткина о Мотэле...- "Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох" И. Уткина вышла отдельным изданием в 1926 году.
   Еще недавно и с этой эстрады и всюду на территории Советского Союза я читал произведения Светлова.- Маяковский неоднократно читал с эстрады стихотворение М. Светлова "Гренада". (См. об этом в статье М. Светлова "История одного стихотворения" - журнал "Москва", 1957, No 12, стр. 211.)
   ...стихотворение о Макдональде...- Речь идет о стихотворении А. Жарова "Социалист".
   Стр. 339. ..."грудь грудью друг против друга стоит Леф и молодые писатели". - Неточная цитата из статьи "Леф или блеф?". У Полонского: "Леф грудью стоит против юности, юность - против Лефа".
   ...стихотворение, посвященное Максиму Горькому...- "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому"было опубликовано в журнале"Новый Леф", М. 1927, No 1, январь. (См. т. 7 наст. изд., стр. 206.)
   Наседкин В. Ф. (1895-1940) - поэт, по преимуществу лирик; входил в группу "Перевал".
   Стр. 340. "Тем обиднее, ибо великолепное "Письмо к Горькому" Маяковского заставляет думать, что он работает на два плана".- Цитата из статьи А. Безыменского "На чистоту. (Вынужденный ответ Лефу)" в журнале "Новый мир", М; 1927, No 2, февраль, стр. 199.
   "Раз "деться некуда", остается одно - идти по привычной дорожке...".- Цитата из статьи Н. Чужака "К задачам дня" в журнале "Леф", М.-П. 1923, No 2, апрель-май, стр. 151.
   Стр. 341. "Лежа написано 30 миниатюр..." - Маяковский приводит отрывок из заметки А. Безыменского "Что я пишу" (напечатанной в газете "Вечерняя Москва", М. 1927, No 63, 19 марта), перемежая цитаты своими комментариями.
   И помещается статья Безыменского "На чистоту". - Имеется в виду уже цитированная Маяковским статья, напечатанная в журнале "Новый мир", М. 1927, No 2, февраль.
   Я категорически утверждаю, что при всех заимствованиях ни разу авторские права на заимствование никакой <ни в какой?> литературной статье <нами?> не предъявлялись.- Стенографическая запись здесь дефектна. Видимо, Маяковский полемизирует со следующим заявлением А. Безыменского: "Одним из любимейших Лефом способов доказательства, что он во главе литературы,- является выдергивание из произведений авторов других групп тех мест, которые похожи на те или иные отрывки из произведений лефов... Там и тут лефы старательно подчеркивают эти якобы заимствования у них".
   Авербах - см. примечание к выступлению на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" (стр. 635).
   Стр. 342. Всегда и везде орет про это...- Строки из эпиграммы Безыменского "Ода скромности", которые Безыменский цитирует в статье "На чистоту". (Эпиграмма печаталась в "Комсомольской правде", М. 1926, No 129, 6 июня.)
   И скрипка у меня есть, но немного нервная, скрипка издергалась. "Как это" есть у меня. - Имеется в виду стихотворение "Скрипка и немножко нервно" (т. 1 наст. изд., стр. 68).
   "А вот отрывок "Письма к Горькому"..." - Цитата из статьи Безыменского "На чистоту". Строки из стихотворения Маяковского приводятся Безыменским неверно. У Маяковского:
  
   Кстати,
       говорят,
            что Вы открыли мощи
   этого...
        Каллиникова.
  
   Ставшего из них классиком Владимира Маяковского почему не избрали членом Художественной академии наук? -Маяковский имеет в виду следующее место статьи Полонского "Леф или блеф?": "О Маяковском не говорю: он давно превратился в классика, и просто непонятно, почему он еще не избран действительным членом Государственной академии художественных наук".
   Стр. 343. ...т. Полонский на страницах тех же "Известий" называл Кушнера "неким"...- "Неким" назван Кушнер в статье М. Ольшевца "Почему Леф?" в газете "Известия ЦИК", 1927, No 22, 28 января.
   ...Полонский выделяет одного Кушнера, говоря о том, что он написал очень неплохую вещь.- См. примечание к выступлению на заседании сотрудников журнала "Новый Леф" (стр. 640).
   ...отрывки ее идут у Полонского.- Путевой очерк Б. Кушнера "Берлин" напечатан в журнале "Новый мир", М. 1927, No 2, февраль.
   ...писатель, которого Полонский похвалил, это - Пастернак. Опять потому, что человек перешел к нему.- См. примечание к выступлению на заседании сотрудников журнала "Новый Леф" (стр. 640).
   ... Он выступает как редактор трех журналов...- В. Полонский был редактором журналов: "Новый мир", "Красная нива" и "Печать и революция".
   Стр. 344. ...на пятилетии "Красной нови"... - Пятилетие журнала "Красная новь" отмечалось 21 февраля 1927 года в Доме Герцена.
   ...немного ли - три журнала на одного человека? - Маяковский имеет в виду статью Н. Чужака "Добрые заметки", где есть следующее замечание: "...не лучше ли было бы, действительно, если бы на одного редактора у нас приходилось бы только по одному журналу?" ("Новый Леф", М. 1927, No 3, март, стр. 36).
   Вот стихотворение, заслуживающее места в номере Парижской коммуны... - Цитируется стихотворение В. Наседкина, напечатанное в журнале "Красная нива", М. 1927, No 12, 20 марта.
   Стр. 345. Шкловский - см. примечание к статье "Караул!" (стр. 573). Шкловский был одним из сотрудников журнала "Новый Леф".
   ...все знают, о чем говорил Бескин.- О. М. Веский в своем выступлении сказал: "...теории т. Шкловского и политические выводы, которые делает сам же т. Шкловский в своих книгах <...>, глубоко реакционные".
   ...Воронский выпустил "Третью фабрику".- Книжка В. Шкловского "Третья фабрика" была выпущена в 1926 году издательством "Круг", одним из руководителей которого был А. К. Воронский.
   Цитата, что у литературы два пути, а третьего нет и что по нему нужно идти...- Имеется в виду следующее утверждение В. Шкловского:
   "Есть два пути сейчас. Уйти, окопаться, зарабатывать деньги не литературой и дома писать для себя.
   Есть путь - пойти описывать жизнь и добросовестно искать нового быта и правильного мировоззрения.
   Третьего пути нет. Вот по нему и надо идти. Художник не должен идти по трамвайным линиям". (В. Шкловский, "Третья фабрика", изд. "Круг", М. 1926, стр. 84.)
   Стр. 346. Он говорит о Пушкине, и говорит так...- Далее цитата из книги: Л. Войтоловский, "История русской литературы XIX и XX вв.", часть первая, М.-Л. 1926, стр. 23.
   Стр. 348. ...Леониду Лознгриновичу Собинову...- Маяковский называет так певца Л. В. Собинова, одной из главных партий которого была партия Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера.
   ..."Ни слова, о друг мой, ни вздоха" - романс П. И. Чайковского на слова стихотворения Морица Гартмана в переводе А. Н. Плещеева "Молчание". Исполнение этого романса Собиновым на вечере памяти Есенина 18 января 1926 года во МХАТе Маяковским было воспринято как одно из проявлений упадочной "есенинщины". См. также стихотворение "Сергею Есенину" в т. 7 наст. изд., стр. 100.)
   Мое стихотворение, посвященное Пушкину...- Имеется ввиду стихотворение "Юбилейное". (См. т. 6 наст. изд., стр. 47.)
   Стр. 349. Нусинов И. М. (1889-1950) - критик и литературовед.
   ..."непочтение к Максиму Горькому". - В этом упрекал Маяковского И. Нусинов, критикуя "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому".
   ...Горький присоединился к моему мнению.- Маяковский имеет в виду письмо А. М. Горького в редакцию газеты "Известия", в котором говорится:
   "С некоторого времени мои частные письма к литераторам публикуются в газетах.
   Мне помнится, что в прежнее время литераторы более или менее терпеливо ждали, когда корреспондент умрет и уже после похорон печатали письма его.
   Я просил бы собратьев по перу тоже подождать немножко и не ставить меня при жизни в смешную и неудобную позу человека, как бы раздающего "патенты", "удостоверения" и т. д.
   Я думаю, что и для товарищей по перу торопливость, с которой они публикуют мои письма, тоже, пожалуй, не очень удобна". (Опубликовано в газете "Известия ЦИК", М. 1927, No 15, 19 января.)
   Поводом для этого письма послужила статья М. Ольшевца "Писатель в одиночестве. Почему?" ("Известия ЦИК", 1927, No 1, 1 января), где было опубликовано письмо Горького к Вс. Иванову, содержавшее высокую оценку его творчества последнего времени.
  

Реплики Маяковского на диспуте

  
   Полонский. <...> И если я оценил в два рубля строка, потому что я предлагал за ваши стихи по два рубля строка.
   Маяковский. А почему полтора платили?
   Полонский. Я боюсь здесь быть нескромным. Маяковский был неосторожен. Несмотря на то, что он большой поэт, он простодушный человек. Он меня увлекает на такие улики, когда я смогу рассказать кое-что о нашей редакционной работе, и это может, пожалуй, сконфузить Маяковского.
  
   Маяковский. Нет!!! (Смех, шум и аплодисменты.)
  
   Полонский. <...> Я не плач_у_ просто потому, что Маяковский уже месяца три перестал у меня работать.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Полонский. <...> Если бы я захотел, я завтра же был бы в любой литературной организации.
   Маяковский. Кроме Лефа.
   Полонский. Да, потому что я в Леф не пойду.
   Маяковский. И не в ВАПП.
   Полонский. <...> Я сейчас в ВАПП не пошел бы. Я глубоко убежден, что в тот момент, когда у меня не было бы принципиальных разногласий даже с Лефом ... вы скажете, что не приняли бы?
   Маяковский. Приняли бы на испытание.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Бескин. <...> "Третья фабрика" т. Шкловского только что вышла.
   Шкловский. Год тому назад.
   Бескин. <...> Я не знаю, когда вы ее писали, но вы дали ее издавать под маркой 1926 года.
   Маяковский. И под маркой Воронского.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Нусинов. <...> Пушкин не печатал в своем журнале прозы, но он написал "Капитанскую дочку". Где "Капитанская дочка> Лефа? Где такая проза Лефа?
   Маяковский. У нас "Капитанский сын" - Родченко.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Нусинов. <...> Марксизм не прибор, а миросозерцание, и к нему ни Шкловский, ни лефы не придут. Маяковский. А чего вы радуетесь?
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Полонский <второе выступление>. <...> Разумеется, у нас много лиц, по которым можно бить. Сегодня я ударил по Лефу, завтра я ударю в другое место.
   Маяковский. Размахался парень!
  
   Выступление на заседании комиссии ленинградских государственных академических театров (стр. 351). Протокол заседания (Ленинградский театральный музей). Опубликовано: журн. "Звезда", Л. 1957, No 7 (см. Сим. Дрейден, "Двадцать пятое").
   В начале января 1927 года, в связи с приближающимся десятилетием Октябрьской революции, дирекция ленинградских государственных академических театров создала специальную "Комиссию по организации празднеств десятилетия Пролетарской Революции". Комиссия разработала обширный план и, не полагаясь на результаты открытого конкурса, дала "скорейший заказ литературной обработки темы "Октябрь" ряду значительных литераторов"; в первую очередь - Демьяну Бедному, В. В. Маяковскому, И. Э. Бабелю, Ю. Н. Либединскому. Для переговоров с этими писателями в Москву был командирован член комиссии, режиссер В. Р. Раппапорт. В результате переговоров 16 февраля с Маяковским был подписан договор, по которому: "Автор обязуется изготовить и предоставить для ленинградских государственных академических театров по случаю десятилетия пролетарской революции законченное художественное произведение (литературную обработку темы) "Октябрь", каковое могло бы послужить канвой для синтетического спектакля,, сценарий которого будет разработан самими академическими театрами; выбор литературной формы произведения предоставляется автору... Автор обязуется представить свое произведение к 15 июня 1927 года".
   15 июня 1927 года Маяковский на заседании юбилейной комиссии читал семь глав (2-8) поэмы "25-ое октября 1917 года", впоследствии названной "Хорошо!", которую он предлагал для постановки к 10-летию Октября. Заседание происходило в помещении Музея академических театров (теперь Ленинградского театрального музея); присутствовали не только члены комиссии, но и режиссеры, актеры, ленинградских театров, критики, работники музея. Первое чтение поэмы вызвало большой интерес. Выступили режиссеры С. Э. Радлов, Н. В. Петров, В. Р. Раппапорт, Д. X. Пашковский, председатель комиссии А. П. Воробьев, управляющий Ленинградскими академическими театрами И. В. Экскузович артисты Ю. М. Юрьев и Ю. В. Корвин-Круковский и др. Все участники обсуждения подчеркивали большую идейно-художественную ценность произведения. В заключение с ответным словом выступил Маяковский.
   Спектакль "Двадцать пятое" был поставлен режиссером Н. В. Смоличем в Малом оперном театре. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года.
   Стр. 352. "Социализм..." - Ну да, социализм: свободный, радостный труд...- В тексте поэмы - "Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей". (См. т. 8 наст. изд., стр. 272.)
   Выступления на диспуте "Пути и политика Совкино" (стр. 353). Стенограмма диспута (ЦГАОР и ЦГАЛИ). Стенографическая запись Маяковским не правлена.
   Неполный текст напечатан в сборнике "Вокруг Совкино. Стенограмма диспута <...>", изд. "Теакинопечать", М. 1928. Полностью впервые опубликовано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   В годы, предшествовавшие первой пятилетке, советская общественность энергично боролась с деляческим уклоном в деятельности руководства государственного треста "Совкино", который ведал кинопроизводством и прокатом.
   8 октября 1927 года в Москве, в Доме печати, состоялся диспут на тему "Пути и политика Совкино", организованный ЦК ВЛКСМ, редакцией "Комсомольской правды" и Обществом друзей советской кинематографии. После доклада члена правления Совкино П. А. Ляхина были открыты прения, сразу принявшие бурный характер, так как большинство ораторов резко критиковало деятельность Совкино. Диспут не удалось закончить в один вечер, и 15 октября состоялось его продолжение, перенесенное в Центральный дом работников искусств, который тогда помещался по улице Герцена, 19. На диспуте выступили редактор "Комсомольской правды" Т. Костров, зам. председателя Главполитпросвета В. Н. Мещеряков, представители ЦК ВЛКСМ Д. Ханин и Шор, представители ВАПП В. М. Киршон и В. Сольский, журналисты Л. С. Сосновский и Н. И. Смирнов, члены правления Совкино М. П. Ефремов и И. П. Трайнин, отв. секретарь Ассоциации революционной кинематографии К. Ю. Юков, зам. председателя Общества друзей советской кинематографии О. Г. Баршак, писатель В. Б. Шкловский, редактор журнала "Советский экран" Н. М. Яковлев, критик А. Р. Орлинский и др.
   Маяковский принял участие во втором вечере и выступил на нем дважды.
   Сохранилась сделанная Маяковским на этом вечере запись некоторых высказываний. (См. т. 13 наст. изд.)
   Отчеты о диспуте с изложениями выступлений Маяковского были напечатаны в газ. "Вечерняя Москва", 1927, No 237, 17 октября; "Комсомольская правда", М. 1927, No 242, 22 октября и "Кино", М. 1927, No 43, 25 октября.
   Описание выступления Маяковского на этом диспуте впоследствии было приведено в статье Н. Асеева "Маяковский" (Альманах с Маяковским, изд. "Советская литература", М. 1934, стр. 24-26).
   Стр. 353. ...у Шведчикова был представитель такой-то газеты...- К. М. Шведчиков был председателем правления Совкино.
   Стр. 354. "Рейс мистера Ллойда" - фильм, поставленный режиссером Д. Н. Бассалыго (производство Совкино, выпуск 1927 года).
   ВУФКУ пришлет нам своего "Тараса Трясило".- "Тарас Трясило" (реж. П. И. Чардынин) - один из фильмов производства Всеукраинского фотокиноуправления (выпуск 1927 года).
   "Поэт и царь" - фильм, поставленный режиссером В. Р. Гардиным (выпуск 1927 года).
   Стр. 355. Бухарин в "Злых заметках"...- См. примечание к выступлению на диспуте "Леф или блеф?" (стр. 642).
   ...на фоне памятника, который поставлен Антокольским...- Речь идет о бронзовой фигуре Петра 1, отлитой в 1883 г. по модели скульптора М. М. Антокольского и поставленной в Петергофе.
   Указывают на Эйзенштейна, на Шуб...- Эйзенштейн С. М. (1898-1948), Шуб Э. И. (1894-1959) - кинорежиссеры.
   Стр. 356. Она художественная...- "Она" - кинокартина. Речь идет о документальном фильме "Падение династии Романовых", смонтированном режиссером Э. И. Шуб из кусков кинохроники.
   Мной был сделан сценарий...- Маяковский имеет в виду свой сценарий "Как поживаете?"."Историю" чтения этого сценария правлению Совкино Маяковский описал в статье "Караул!" (см. стр. 130).
   ...т. Ефременко или, как это у вас называется, т. Ефремов...- М. П. Ефремов - зам. председателя правления Совкино.
   Стр. 357. Чаров - Ан. Чаров - журналист, сотрудник "Комсомольской правды"; судя по стенографическому и газетным отчетам, на этом диспуте не выступал.
   ...мы шесть месяцев стоим перед угрозой наступления на нас, перед бряцанием оружия всего мира...- Речь идет о напряженном политическом положении, возникшем в результате провокационных выступлений английского империализма против Советского Союза (на эту тему написаны стихотворения Маяковского "Да или нет?", "Слушай, наводчик!", "Ну, что ж!", "Призыв" и др. См. т. 8 наст. изд.).
   Стр. 358. Протазанов Я. А. (1881-1945) - кинорежиссер.
   Стр. 359. ...замечание относительно безответственности критики.- А. Р. Орлинский, взявший слово на этом диспуте после первого выступления Маяковского, сказал: "Когда приходит Маяковский и критикует Главрепертком, который является легальной оппозицией по отношению к Совкино, то я считаю, что это безответственная критика, не желающая учитывать советские условия".
   Нам Совкино в лице Эйзенштейна будет показывать поддельного Ленина, какого-то Никанорова или Никандрова...- См. примечание к заметке "[О кино]" (стр. 578).
   И нашу хронику мы покупаем на доллары из Америки.- Незадолго до диспута в печати появилось сообщение о том, что Совкино приобрело в Америке кадры кинохроники 1918-1920 гг., в которых был заснят В. И. Ленин.
  

Реплики Маяковского на диспуте

  
   Яковлев. <...> Чтобы обслужить все наши экраны, нужно 200 фильм в течение года... Может ли кто-нибудь сказать, что у нас есть достаточное количество сценаристов, включая Шкловского и прочих, которые могли бы дать все 200 картин, какие нужно?
   Маяковский. Я могу сказать, что могу <могут?> дать 500.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Бляхин (заключительное слово). <...> Когда в правлении мы проводили этот сценарий {Речь идет о правлении Совкино и о сценарии "Кружева" (вскоре фильм по этому сценарию был поставлен режиссером С. И. Юткевичем).}, нам пришлось заявить, что 500 комсомольцев прочитали его и одобрили. Тогда было прямо сказано, что нужно откупиться и принять. Значит "Кружева" - это откуп от общественности.
   Маяковский. Была директива откупиться от общественности?
   Бляхин. Такой директивы не было, но какая-то другая директива действует <...> так сказать, художественно-идеологическая установка: "...надо брать мелкие сюжеты и лучше любовные... Учитесь на заграничных фильмах, как надо бить тарелки и раскваг шивать носы, а остальное придет само".
   Маяковский. Что же, такая директива была?
   Бляхин. Это несложная формулировка, в отношении которой директивы не было, а она все-таки существует.
  
   Выступление на диспуте о художественных произведениях на выставке Совнаркома к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (стр. 360). Стенограмма диспута (Архив Академии наук СССР, Московское отделение). Стенографическая запись выступления Маяковским не выправлена.
   Впервые опубликовано в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Диспут был организован секцией литературы и искусства Коммунистической академии совместно с секцией методологии Института археологии и искусствознания РАНИОН (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук) и происходил 13 февраля 1928 года в Москве, в помещении Комакадемии. Председательствовал на диспуте В. М. Фриче. С докладами выступали искусствоведы А. А. Федоров-Давыдов и А. И. Михайлов. В прениях, кроме Маяковского, участвовали художники и художественные критики: П. Ю. Киселис, Г. Г. Ряжский, Ф. С. Рогинская, В. Н. Перельман, А. Н. Тихомиров, Е. А. Кацман, С. Б. Никритин, Я. П. Гамза.
   До выступления Маяковским было подано несколько реплик во время речи других ораторов. (См. их на стр. 657.)
   Выставка, которой был посвящен диспут, возникла в результате правительственных заказов к 10-летию Октября. К ней были привлечены художники всех направлений. На выставке были представлены живопись, скульптура и графика.
   Заметки о диспуте напечатаны в газетах "Правда", М. 1928, No 41, 17 февраля, и "Читатель и писатель", М. 1928, No 6, 18 февраля.
   Стр. 360. "Это третий день".- По-видимому, под первыми двумя днями "разговора художников с критиками" подразумевается заседание жюри юбилейной выставки художественных произведений, которое состоялось 11 и 12 февраля 1928 года.
   ...чтобы слышали вхутемасовцы...- Вхутемас (Высшие государственные художественно-технические мастерские) в 1927 году был реорганизован во Вхутеин (Высший государственный художественно-технический институт), студентов которого имеет в виду Маяковский.

Другие авторы
  • Берг Федор Николаевич
  • Сно Евгений Эдуардович
  • Гумберт Клавдий Августович
  • Чешихин Всеволод Евграфович
  • Крестовская Мария Всеволодовна
  • Веселитская Лидия Ивановна
  • Горчаков Дмитрий Петрович
  • Сенкевич Генрик
  • Сала Джордж Огастес Генри
  • Благовещенская Мария Павловна
  • Другие произведения
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Д. Благой. Афанасий Фет - поэт и человек
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич - Отец Никифор
  • Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Основные даты жизни и деятельности В. Д. Бонч-Бруевича
  • Большаков Константин Аристархович - В. В. Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих
  • Еврипид - Киклоп
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения Александра Пушкина. Статья первая
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич - Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая (1891-1917)
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Ижорский
  • Кузминская Татьяна Андреевна - Т. А. Кузминская: краткая справка
  • Лондон Джек - Сын волка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа