Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917..., Страница 14

Маяковский Владимир Владимирович - Выступления в стенографической и протокольной записи (ноябрь 1917-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

stify">   Гамза (Гамзагурди) Я. П. (1897-1938) - искусствовед; в 1923-1924 гг. был одним из организаторов Лефа в Иваново-Вознесенске и Казани.
   Стр. 361. Отсюда вывод, что портрет или что станковая живопись умирает...- О том, что станковое искусство "доживает свои последние дни", "умирает", уступая свое место искусству в производстве, кино, фотографии, говорили оба докладчика. Эта "левая" теория в 1923-1925 годах отстаивалась на страницах журнала "Леф" (см., например, статью О. М. Брика "От картины к ситцу" в No 2 "Лефа" за 1924 год) и была связана с теорией производственного искусства. (См. примечание к выступлению на диспуте по докладу Луначарского "Первые камни новой культуры", стр. 623.)
   ... товарищ говорит: "Где было монументальное произведение, одновременно динамическое и одновременно реалистическое?!" - Маяковский полемизирует со следующим утверждением в докладе А. Федорова-Давыдова: "В условиях нашего переходного периода мы вообще не можем ожидать большого монументального искусства, нового стиля, ибо всякий стиль есть кристаллизация отстоявшихся, сформировавшихся общественных форм <...>, самое требование ставится мало продуманно, поскольку мы зараз требуем и реализма и динамики, и монументальности. Я бы очень хотел, чтобы кто-нибудь <...> добыл бы мне такой памятник, который был бы монументальным, динамическим и реалистическим одновременно".
   ...у второго товарища, который читал доклад,- спасение в фреске.- В своем докладе А. Михайлов, говоря о путях развития современной живописи, сказал, что станковая картина, которая является "предметом узко-индивидуального потребления", "должна перерастать в фреску, стенную роспись, предназначенную для украшения общественных зданий <...>"
   Стр. 362. Первый товарищ, который выступал здесь, говорил о том, что пять лет тому назад живописи не существовало...- Маяковский имеет в виду выступление художника Г. Ряжсксго, который утверждал, что в первые годы революции в искусстве господствовало "левое" направление и потому живописи не существовало: "...ровным счетом пять лет назад никакой картины вовсе и не было".
   Ряжский выступал в прениях по докладам не первым, а вторым.
   Малявин Ф. А. (1869-1939
   Пастернак Л. О. (1862-1945)- русский живописец и график. С 1921 года жил за границей.
   Бурдюк - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548). Маяковский говорит о сборнике "Антология современных стихов", составленном и выпущенном Д. Бурлюком в 1927 году в Нью-Йорке. Фронтиспис книги - портрет В. И. Ленина, работы Бурлюка.
   Стр. 363 Ршера Диего (1886-1957) - мексиканский живописец-монументалист, член Коммунистической партии Мексики. В это время находился в Москве (1927-1928). См. о нем в очерках Маяковского "Мое открытие Америки" (т. 7 наст. изд., стр. 274-276).
   Гросс Георг (р. 1893) - немецкий живописец и график.
   Анненков Ю. П. (р. 1889) - художник, в двадцатых годах эмигрировавший за границу.
   Теперь о снятии памятников.- Некоторые памятники "левого" направления были сняты в результате протестов населения. Так, например, памятник М. Бакунину художника Б. Д. Королева, построенный методом кубистических "сдвигов", был снят приказом Моссовета после того, как в газете "Вечерние известия Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов" (М. 1920, No 463, 10 февраля) появилась заметка "Уберите чучело!"
   О подобных случаях говорится и в воспоминаниях А. В. Луначарского: "Хуже выходили памятники с левым уклоном; так, например, когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких нотах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят". (А. В. Луначарский, "Ленин и искусство". Сб. "Воспоминания о Ленине", т. 2, Госполитиздат, М. 1957, стр. 323.)
   Где ваши не снятый Шевченко на Цветном бульваре, где ваш Каляев, который стоял и никем не снят на Солянке...- Памятник Т. Г. Шевченко работы скульптора С. Волнухина был открыт в 1918 году на Трубной площади. Памятник И. П. Каляеву работы скульптора Б. Лаврова был поставлен также в 1918 году, но не на Солянке, а на Воскресенской площади (теперь - площадь Революции). Оба памятника не были переведены в твердый материал и вскоре погибли.
  

Реплики Маяковского на диспуте

  
   Рогинская. <...> Что касается скульптуры, то в ней намечается новая линия - линия поворота от камерной скульптуры к общественной <...> Эта скульптура стремится, хочет стоять на площади, перед зданием общественного назначения. <...>
   Федоров-Давыдов. Но сможет ли стоять?
   Рогинская. Есть такие, которые могут.
   Маяковский. Поставят, и будет стоять.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Перельман. <...> Фраза Маяковского, вызвавшая смех, относительно скульптуры, которая если поставлена, то стоит,- это фраза символическая. Мы знаем скульптуры, которые не только ставили, но и снимали. Это как раз относится к скульптуре определенного типа, к "левой" скульптуре.
   Федоров-Давыдов. Фактически неверно.
   Перельман. Фактически верно. Вспомните обращение рабочих в Моссовет.
   Маяковский. Вы молоды и не помните этого случая.
   Перельман. Почему председатель разрешает Маяковскому эти выкрики с места, запрещая то же самое Кайману?
   Маяковский. Потому что он хорошо это делает. (Смех.)
   Перельман. С этим трудно не согласиться! Делает он это хорошо, я согласен, но существа вопроса это не исчерпывает. <...>
   Выступления на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 365). Стенограмма собрания (ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.
   Первое выступление впервые опубликовано в Полном собрании сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937. Второе - в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958.
   Общее собрание писателей было созвано Федерацией объединений советских писателей и состоялось 22 декабря 1928 года в Москве, в Доме Герцена. С докладом о политике партии в области художественной литературы выступил П. М. Керженцев. Кроме Маяковского, выступавшего дважды, в прениях участвовали: Горелов, А. М. Эфрос, С. И. Канатчиков, Г. Б. Сандомирский, А. А. Богданов, Б. А. Пильняк, А. А. Фадеев, Л. Л. Авербах.
   Заметка о собрании напечатана в "Вечерней Москве", М. 1928, No 298, 24 декабря.
   Стр. 365. Платон Михайлович - Керженцев.- См. примечание к статье "Революционный плакат" (стр. 550). В 1928 году Керженцев был заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)).
   ...на основании резолюции Центрального Комитета партии...- Речь идет о резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года "О политике партии в области художественной литературы".
   Стр. 366. ...Платон Михайлович Керженцев привел цитату из журнала "На литературном посту" с характеристикой Лефа...- Керженцев привел выдержку из статьи И. С. Гроссмана-Рощина "Преступление и наказание": "Кажется, Прудону принадлежат слова: "Наложничество нельзя реформировать - его надо уничтожить". "Леф" нельзя реформировать - его нужно уничтожить" ("На литературном посту", М. 1928, No 22, стр. 23). Керженцев по этому поводу заметил: "Не касаясь общей характеристики Лефа, я должен сказать, что такие заявления <...> считаю неправильными".
   Дальше в этой оке статье существуют абзацы...- В статье Гроссмана-Рощина говорится о Лефе: "...вещи лефовские - это фальшивая приходо-расходная книга" (стр. 22). Об Н. Н. Асееве: "Не шутите - Асеев делает классовый анализ!" (стр. 22).
   Стр. 367. ...безработные анархисты... - Гроссман-Рощин в прошлом был анархистом. Отошел от анархизма в 1921-1922 гг. "На посту" - Маяковский имеет в виду журнал "На литературном посту", орган РАППа, издававшийся в 1926-1932 гг. и возникший в результате реорганизации журнала "На посту" (1923-1925).
   ...на последнем съезде ВАППа... - С 30 апреля по 8 мая 1928 года в Москве проходил I Всесоюзный съезд пролетарских писателей. ВАПП - Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей.
   ...издательства на Солянке...- Во Дворце Труда на ул. Солянке в Москве издавались журналы профсоюзов.
   Как отмечали газеты того времени, в этих журналах нередко находила приют литературная халтура.
   ... как классический Гаврила, который то порубал бамбуки, то испекал булки.- В романе "Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова описывается поэт, который различным изданиям профсоюзов предлагает одно и то же стихотворение о Гавриле, всякий раз меняя профессию своему герою в зависимости от профиля журнала.
   Стр. 368. Почему я должен был Молчанова править вместе с Авербахом через "Комсомольскую правду"...- В ответ на стихотворение И. Молчанова "Свидание" Маяковским было написано "Письмо к любимой Молчанова...", опубликованное в "Комсомольской правде" от 4 октября 1927 г. (См. т. 8 наст. изд., стр. 196). В этой же газете 2 октября 1927 года была напечатана статья Л. Авербаха "Новые песни или старая пошлость", критикующая стихотворение Молчанова. (В "Комсомольской правде" от 2 октября сообщалось, что "стихотворение Вл. Маяковского по поводу "Свидания" Ив. Молчанова будет напечатано в следующем номере".)
   ..."кто раз дрался, имеет право у тихой речки отдохнуть"...- В стихотворении Молчанова: "Тот, кто устал, имеет право у тихой речки отдохнуть".
   ..."шел я верхом, шел я низом..."...- строки из стихотворения "Письмо к любимой Молчанова, брошенной им..."
   ...выправлять в последние дни в "Журнале для всех" идеологию т. Жарова?-Стенографическая запись здесь дефектна. Речь идет о стихотворении А. Жарова "Магдалина", напечатанном в "Журнале для всех", М. 1928, No 2, октябрь.
   Страдивариус (Страдивари) Антонио (1644-1737) -итальянский мастер смычковых музыкальных инструментов.
   Один выделывал скрипки, а другой выделывал гитары. - Поэт И. Уткин был автором стихотворения "Гитара". Слово "гитара" употреблено Маяковским в значении "романсовая" поэзия.
   ... три дня тому назад на вечере в Доме печати...- Маяковский выступал в Доме печати с докладом "Газета и поэт" 20 декабря 1928 года.
   Федерация советских писателей т. е. Федерация объединений советских писателей.- См. примечание к выступлению на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" (стр. 635).
   Стр. 369. Эфрос - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   ...не по-устряловски, не по-сменовеховски...- В 1921 году в Праге вышел белоэмигрантский сборник статей "Смена вех" (см. примечание к статье "За что борется Леф?", стр. 555), одним из авторов которого был публицист Н. В. Устрялов.
   ...отказаться от гнилой теории с градусником,- А. М. Эфрос, отстаивая аполитичность писателя, его право идти "своим путем", сказал: "Можно испортить градусники и заставить их все показывать одну и ту же температуру, а писатель - градусник, опущенный в жизненную среду".
   Стр. 371. Канатчиков С. И. (1879-1940) - работник отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), выступал вслед за первым выступлением Маяковского.
   Тут было понимание тенденции к боковому пришпиливанию...- Стенографическая запись здесь и далее дефектна. По-видимому, Маяковский полемизирует с А. А. Фадеевым, который, обвиняя Маяковского в неправильном понимании тенденциозности, говорил: "<...> марксизм не считал возможным такое художественное творчество, которое идет просто по главному рационалистическому заданию. Сегодня за такую-то тенденцию стал писать, а завтра стал писать за другую. Конечно, многие из наших теперешних марксистов действительно понимают тенденцию так, как понимает ее Маяковский, а это есть не марксистское понимание тенденциозности <...> Но марксизм всегда был за тенденциозность в том объективном смысле, в котором искусство является отображением исторической тенденции <...>"
   То, что говорил т. Керженцев...- По-видимому, в стенограмме ошибка. Нужно: Канатчиков.
   Это - воронщина.- О "воронщине" см. в выступлении на диспуте "Леф или блеф?", стр. 326-327.
   Это то, что вышибло из "Красной новин.- По-видимому, речь идет о том, что А. К. Воронский в 1927 году был снят с поста ответственного редактора журнала "Красная новь".
   Поэтому мы говорим... - Далее цитата из стихотворения Маяковского "Той стороне" (см. т. 2 наст. изд., стр. 22).
   Стр. 372. ...т. Канатчиков связался так красиво ст. Эфросом.- С. И. Канатчиков выступил с отрицанием тенденциозности в литературе: "Что такое тенденциозность? Это извращение истины в угоду каким-нибудь интересам. Нужна ли нам такая тенденциозность - извращение истины? Нет, не нужна".
   Вы говорите о кривых, которые вас свели с Эфросом.- Это относится к А. А. Фадееву, который сказал: "Тов. Эфрос правильно сказал, по-моему, в той части, когда он говорил, что художник отображает не путем прямым, механическим, а что связь художника с действительностью - это зачастую путь кривой. Но он почему-то не сказал о том, что не все кривые пути ведут обязательно к той цели, которая нам нужна".
   Вот ваш расчет, где вы 20-30% оставляете на...<пропуск в стенограмме> исследование умов, а все остальное на интуицию...- А. А. Фадеев, имея в виду высказывание Канатчикова о тенденциозности (см выше), сказал: "Тов. Канатчиков сказал это правильно только в той части, в какой он это направлял против тенденциозности в понимании Маяковского, ибо марксизм действительно всегда понимал художественное творчество как некий не только рационалистический процесс <...>, а всегда учитывал колоссальную роль интуиции в художественном творчестве и потому <...> не считал возможным такое художественное творчество, которое идет просто по главному рационалистическому заданию".
   Правда, вы сами себя выставляете как начинающего...- В своем выступлении А. А. Фадеев упомянул о своей "писательской молодости".
   Стр. 373. Я неоднократно приводил примеры Путиловского и других заводов.- См. об этом, например, в статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне", стр. 168.
   ...вопрос о литературе, которая дает возможность применять ее практически.- Более подробно о литературе, которая адресуется "не потребителям, а производителям", Маяковский говорит в статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (см. стр. 165).
   Вот мы сейчас выделяем поэта Велемира Хлебникова. - В заключительном слове П. М. Керженцев сказал: "Пример, который приводил т. Маяковский о Хлебникове,- это удачный пример. Конечно, мы абсолютно допускаем и считаем необходимым такое художественное произведение, которое может быть абсолютно в данный момент широким массам недоступно, но которое по своему внутреннему качеству, идеологическому или художественному, как-то обогащает литературное творчество. Это произведение Хлебникова определенно имело влияние на развитие нашего стиха".
   Хлебников - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 546).
   Выступления на двух заседаниях Художественно-политического совета Гос. театра имени В с. Мейерхольда (На обсуждении трагедии "Командарм 2") (стр. 374). Стенограммы заседаний (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.
   Выступления Маяковского впервые опубликованы в журнале "Звезда", Л. 1945, No 4, см. А. Февральский, "О Маяковском. (Воспоминания)".
   После постановки комедии Маяковского "Клоп" Гос. театр имени Вс. Мейерхольда приступил к работе над трагедией в стихах И. Л. Сельвинекого "Командарм 2", действие которой происходит на фронте гражданской войны. В пьесе многое было спорным. Художественно-политический совет театра, членом которого был Маяковский, совместно с Художественно-политическим советом Главреперткома (Главного комитета по контролю за репертуаром при Наркомпросе) собрался 4 мая 1929 года для вторичного просмотра репетиции и обсуждения ее. На заседании председательствовал общественный деятель и литератор Ф. Ф. Раскольников, являвшийся председателем обоих советов. Некоторые участники заседания высказались за снятие пьесы. Среди мест текста трагедии, вызывавших возражения, был рефрен в одной из интермедий: "Да здравствует, да здравствует, да здравствует война!" Выступили ряд военных работников, В. Э. Мейерхольд, писатели Ю. Н. Либединский и А. Г. Глебов, Ф. Ф. Раскольников и другие.
   Совет Главреперткома постановил пьесу разрешить, но предложил изменить название пьесы и слова "Да здравствует война", сократить монологи главного персонажа трагедии - Оконного - и снять введенную В. Э. Мейерхольдом сцену расстрела Оконного, объективно совершившего предательство. Мейерхольд отказался внести эти изменения. Совместное заседание было закрыто.
   Тут же Совет театра собрался вторично.- уже без Совета Главреперткома - под председательством Б. Ф. Малкина. В прениях участвовали военные работники, В. Э. Мейерхольд, Б. Ф. Малкин и другие. Совет театра поддержал Мейерхольда. В конце концов театр добился того, что спектакль был разрешен в том виде, в каком он [был показан участникам этих заседаний (премьера "Командарма 2" состоялась 24 июля 1929 года во время гастролей театра в Харькове).
   Маяковский выступил на обоих заседаниях. Кроме того, он подал две реплики, см. их ниже.
  

Реплики Маяковского на заседаниях

  
   Нюрина. <> Есть такие моменты, которые идеологически могут вызвать большие недоразумения, например - "Да здравствует война". Никогда так не говорили. Маяковский говорит, что можно сказать - "гражданская война".
   Маяковский. Мне бы со своими стихами справиться, где мне чужие исправлять!
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Малкин. <...> Рабочий просмотр в этой стадии устраивать не следует.
   Маяковский. Когда будет следующий просмотр, нужно пригласить большее количество людей и их можно будет спросить.
  
   Выступление на Втором Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников (стр. 376). Стенографический отчет съезда (Акционерное издательское об-во "Безбожник", М. 1930). Была ли выправлена Маяковским стенографическая запись его речи - неизвестно.
   Второй Всесоюзный съезд Союза воинствующих безбожников проходил с 10 по 15 июня 1929 года в Москве, в Экспериментальном театре (теперь - филиал Большого театра). Маяковский выступал в день открытия съезда с приветствием от Федерации объединений советских писателей. После приветствия прочел съезду свое стихотворение "6 монахинь". (См. т. 7 наст. изд., стр. 9.)
   Стр. 376. ...Федерация советских писателей поручила мне приветствовать Второй съезд безбожников.- Секретариат Федерации объединений советских писателей поручил Маяковскому приветствовать съезд на заседании от 7 июня 1929 года.
   Стр. 377. Владимир Ильич в письме к Горькому писал...- Маяковский говорит о следующем месте в письме В. И. Ленина к Горькому, написанном в середине ноября 1913 года: "Католический поп, растлевающий девушек (о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете),- гораздо менее опасен именно для "демократии", чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать,- а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, "осудить" его ни один "хрупкий и жалостно шаткий" обыватель не согласится". (Сочинения, т. 35, стр. 90.)
   Выступления на заседании Художественно-политического совета Гос. театра имени В с. Мейерхольда (На чтении и обсуждении "Бани") (стр. 378). Стенограмма заседания (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.
   Впервые опубликовано в газете "Советское искусство", М. 1935, No 57, 11 декабря (см. А. Февральский, "Маяковский и "Баня"").
   Через несколько дней после того, как Маяковский закончил "Баню" и пьеса была перепечатана на пишущей машинке, он прочитал ее на заседании Художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда 23 сентября 1929 года. На заседании, кроме членов Совета, присутствовали коллектив театра и писатели В. П. Катаев, С. И. Кирсанов, Ю. К. Олеша, М. М. Зощенко.
   Чтению пьесы предшествовали два доклада по вопросам текущей жизни театра и их обсуждение. После чтения пьесы выступил только один из членов Совета (представитель Московского губернского отдела профсоюза химиков М. Е. Зельманов). Маяковский ответил ему. Затем председательствовавший на заседании старый большевик, писатель и член коллегии Народного комиссариата путей сообщения Д. Ф. Сверчков сказал: "...Если сейчас никто высказаться не может после двух с половиной часов заседания, мы попросим товарищей, подумав, написать свои замечания или в театр, или тов. Маяковскому, чтобы он смог ими воспользоваться". Но Маяковский просил участников заседания выступить тут же. Один из них, чья фамилия в стенограмме не указана, спросил, почему пьеса названа "Баней". После ответа Маяковского выступили В. Э. Мейерхольд, который в большой речи дал "Бане" чрезвычайно высокую оценку, и Д. Ф. Сверчков, заявивший, что "Баню", "конечно, нужно приветствовать". Заседание закончилось заключительным словом Маяковского и единогласным принятием предложенной Сверчковым резолюции о ценности пьесы и желательности ее постановки.
   Стр. 378. Вторая пьеса.- Под первой пьесой Маяковский подразумевал поставленную в том же году комедию "Клоп", под второй - "Баню".
   Стр. 379. ...сначала я сделал это явление подстроенным комсомольцами...- Имеется в виду появление Фосфорической женщины. В черновом автографе это появление дано так же, как и в позднейших текстах. По-видимому, Маяковский "сделал это явление подстроенным комсомольцами" в первоначальном замысле, не зафиксированном на бумаге.
   Выступления на Втором расширенном пленуме правления РАПП (стр. 381).- Стенограмма заседаний (ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.
   Первое выступление впервые опубликовано полностью в "Литературном наследстве", т. 65, М. 1958 (небольшой отрывок был напечатан ранее в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 10, Гослитиздат, М. 1941, в разделе комментариев); второе - в журнале "На литературном посту", М. 1930, No 19, октябрь (под заглавием "О некоторых вопросах поэзии").
   Пленум правления РАПП происходил с 20 по 29 сентября 1929 года в Москве, в клубе Федерации писателей.
   Маяковский выступал на утреннем заседании 23 сентября в прениях по докладу Л. Авербаха о задачах РАППа в реконструктивный период и на утреннем заседании 26 сентября в прениях по докладу Г. Горбачева о поэтической продукции РАППа.
   На этих же заседаниях, до выступлений, Маяковским было подано несколько реплик во время речи других ораторов. (См. их на стр. 670.)
   Отчеты о пленуме напечатаны в "Литературной газете", М. 1929, NoNo 23, 24, 25 от 23 и 30 сентября и 7 октября.
   Стр. 381. Брик - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей.
   Авербах - см. примечание к выступлению на диспуте "Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)" (стр. 635).
   ...в прошлый раз на пленуме...- Речь идет о пленуме правления РАППа в октябре 1928 года. Л. Л. Авербах на этом пленуме сделал доклад об очередных задачах РАППа.
   Стр. 382. Реф - группа, образовавшаяся из отколовшихся от Лефа писателей, которой руководил Маяковский. См. примечание к статье "[Товарищи!]" (стр. 591).
   Кириллов В. Т. (1889-1943) - поэт.
   ...первые заседания во дворце Кшесинской...- Речь идет о совещаниях деятелей литературы и искусства, которые происходили весной 1917 года в Петрограде, в бывшем дворце Кшесинской.
   ...я должен сказать несколько слов о Союзе писателей и о пильняковщине...- См. заметку Маяковского "Наше отношение" и примечания к ней (стр. 196 и 589).
   Некоторая нечеткость возникла в результате моего письма в газете Федерации с характеристикой Союза писателей как союза Пильняков".- В "Литературной газете" (органе Федерации объединений советских писателей) М. 1929, No 20, 2 сентября, в ряду других протестов в связи с антиобщественным поступком Пильняка, была помещена заметка Маяковского "Наше отношение", в которой Всероссийский союз писателей полемически назван "союзом Пильняков". В статье, напечатанной в газете "Известия"; М. 1929, No 212, 14 сентября, по поводу этой фразы говорится: "Глубочайшую ошибку делают те, кто именует, например, Союз писателей "союзом Пильняков". <...> в настоящее время особенно важно уметь <...> отделять писателей-попутчиков от новобуржуазных писателей" (Б. Ольховой, "Классовая борьба в литературе"). Это же отмечает и передовая статья "Литературной газеты" No 22 от 16 сентября.
   ... но я отнюдь не присоединяюсь к тому, что написал Сибирский АПП...- "Телеграмма сибирской АПП" напечатана в "Литературной газете", М. 1929, No 22, 16 сентября. В ней содержится ряд грубых выпадов против писателей-"попутчиков" и требование высылки из СССР Пильняка.
   Стр. 382-383. ...программа, которую обещал т. Леонов...- Писатель Л. М. Леонов, избранный председателем Всероссийского союза писателей в результате смены правления в сентябре 1929 года, выступал на данном заседании пленума. В частности, он сказал, что новое правление выработает декларацию Союза, которой до тех пор не существовало.
   Стр. 383. Все было так просто...- Строки из стихотворения В. Т. Кириллова "Был вечер как вечер" (сб. "Отплытие", изд. "Кузница", М. 1923).
   Мы за все время только сейчас, говорит т. Молотов, узнаем о существовании Федерации советских писателей.- Имеется в виду доклад В. М. Молотова на I Московской областной партийной конференции 14 сентября 1929 года.
   Эфрос - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   Стр. 384. Поэтому, как говорил Жан-Жак Руссель...- Маяковский приводит строки из комедии М. Д. Вольпина "Королева ошиблась". Л. Ю. Брик в статье "Маяковский и чужие стихи" ("Знамя", М. 1940, No 3), приведя эти строки в несколько измененном варианте, пишет, что они "очень нравились" Маяковскому "и он часто цитировал" их.
   Стр. 385. Конструктивисты - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 554).
   Агапов Б. Н. (р. 1899) - писатель. В те годы входил в группу конструктивистов.
   Стр. 386. Вы указываете на отношение технической интеллигенции, что вот Луговской был на Урале и там интеллигенты ходят в технических фуражках.- Маяковский полемизирует со следующим местом в выступлении Б. Агапова: "Не так давно приехал с Урала наш т. Луговской, и он нам рассказывал о том положении, какое существует на Урале в отношении <...> технической интеллигенции. Даже молодые инженеры <...> держат себя не только в стороне, но держат себя явно враждебно по отношению к рабочим, они подчеркивают своей технической фуражкой и своими разглаженными брючками свое "аристократическое положение".
   Луговской В. А. (1901-1957) - поэт.
   ...вашего толстого "Бизнес".- Речь идет о книге: "Бизнес. Сборник Литературного центра конструктивистов". Госиздат, 1929.
   Зелинский - см. примечание к выступлению на Первом Московском совещании работников левого фронта искусств (стр. 618).
   И разве не демагогия - называть философской книжку Зелинского...- Маяковский говорит о книге: Корнелий Зелинский, "Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме". Изд. "Федерация", М. 1929. Предисловие автора к книге начинается фразой: "Поэзия есть функция смысла - такова формальная идея, лежащая в основе конструктивизма как литературной школы".
   Б. Н. Агапов назвал книгу "серьезнейшим философским произведением".
   Стр. 387. Мы должны были упирать на факты...- Далее стенографическая запись дефектна.
   О. М. Брик, выступавший от Рефа, сказал, что Реф, в отличие от Лефа, не только подчеркивает роль факта как такового в литературном творчестве, но во главу угла ставит его оценку в качестве "оружия в социально-классовой борьбе". По-видимому, примерно это же имеет здесь в виду Маяковский.
   Горбачев Г. Е. - литературовед и критик. Выступал с до кладом о поэзии на вечернем заседании 25 сентября.
   Стр. 388. Затем, нам говорят, что разошлют доклад.- Председателем было объявлено, что "основное содержание доклада о литературоведческих <литературных?> группировках <Ермилова> будет разослано в местные организации".
   Товарищ <из> тверской организации приводил цифры: 60% пишут стихи!- От Тверской АПП выступал Б. Н. Полевой, который сказал, что 62% местной литературной продукции составляют стихи.
   "На посту" - см примечание к выступлению на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 658).
   Я спросил у Фадеева...- А. А. Фадеев был в 1926-1932 гг. одним из руководителей РАППа.
   ...читал содержание его поэтических взглядов в "Заре Востока"... -Маяковский имеет в виду статью Г. Горбачева "Литература на переломе", помещенную в газете "Заря Востока", Тифлис, 1929, No 194 и No 195 от 25 и 27 августа.
   Стр. 389. Есть два светлых пятна: это Светлов и Безыменский.- Горбачев сказал: "...мы в основном сейчас имеем две линии, представленные в основном двумя крупными современными пролетарскими поэтами, которые могут считаться основными представителями пролетарской поэзии <...> С одной стороны-лирическая линия Светлова и с другой стороны - публицистическая линия Безыменского".
   У нас были такие поэты - Уткин, Жаров, Молчанов, с которыми мы ругались в прошлом году... - См. выступление на собрании Федерации объединений советских писателей, стр. 368.
   Вот в моей "Рабочей газете" я знаю, что Жаров берет в обработку обычные мелкие случаи из рабочей практики... - В течение сентября 1929 года в "Рабочей газете" (ежедневной газете ЦК ВКП(б), выходившей в 1922-1932 гг.) Маяковский опубликовал 4 стихотворения; всего к 1928-1929 гг. относится 15 публикаций. Стихи А. Жарова, посвященные конкретным фактам из жизни заводов и предприятий, в 1929 г. печатались в "Рабочей газете" неоднократно (напр., в NoNo 130, 142, 158, 168, 170 и др.).
   Несмотря на свою "дохлость"...- Горбачев сказал, что творчество Маяковского "не движется вперед", оно - "историческое наследство".
   Стр. 390. ...мои стихи Есенину.- Стихотворение "Сергею Есенину" см. в т. 7 наст. изд., стр. 100.
   ..."Письмо Максиму Горькому"...- "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому" см. в т. 7 наст. изд., стр. 206.
   ...разговоров о Горьком, о том, что писала "Комсомольская правда" ...- Статья Горького и ответ редакции на нее были напечатаны в газете "Комсомольская правда", М. 1929, No 189, 18 августа.
   Присоединяйтесь к Тальникову...- Маяковский говорит о статье Д. Тальникова "Литературные заметки" (в журнале "Красная новь", М. 1928, No 8, август), в которой грубой и несправедливой критике с эстетских позиций подверглись американские стихи и очерки поэта. О Тальникове Маяковским написано стихотворение "Галопщик по писателям" (см. т. 9 наст. изд., стр. 290).
   Нельзя говорить о крахе "Клопа", докажите это! - Горбачев заявлял, что в пьесе "Клоп" - "снижение большой темы, примитивность сатирической мысли".
   Из спектаклей по провинции... - О гастрольных спектаклях Гос. театра имени Вс. Мейерхольда в Харькове, Киеве и Одессе рассказывал режиссер А. Е. Нестеров на заседании Художественно-политического совета театра 23 сентября 1929 г. На этом же заседании Маяковский читал пьесу "Баня" (см. предыдущую стенограмму и примечания к ней на стр. 664).
   "Командарм 2" - трагедия в стихах И. Сельвинского.
   Революционный театр, который поддерживается "Комсомольской правдой", а не мной, был открыт "Клопом".- Маяковский говорит о Гос. театре имени Вс. Мейерхольда. Успешная постановка "Клопа" прекратила разговоры о закрытии этого театра, инициатором которых был начальник Главискусства А. И. Свидерский. Карикатура Д. Моора, о которой говорится далее, помещена в журнале "Даешь", 1929, No 1, апрель. На рисунке изображены борющиеся Свидерский и Клоп. Под рисунком подпись:
   "Начглавискусства Свидерский: Я театр Мейерхольда закрою.
   Клоп: А я открою.
   Свидерский: А я закрою.
   Клоп: А я открою".
   Стр. 391. "Дир Туманный" - псевдоним поэта Н. Н. Панова (р. 1903), входившего в литературную группу конструктивистов.
   Цветаева - см. примечание к статье "Братская могила" (стр. 541).
   Гумилев - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   Стр. 392. ...отчет 1-й бригады писателей, подписанный Луговским.- Речь идет о "Рапорте первой культурной бригады писателей", напечатанном в "Литературной газете", М. 1929, No 18, 19 августа. В бригаду входили: В. Казин, В. Луговской, К. Минаев, Б. Киреев (о последнем в отчете сказано: "выбыл по болезни"), С. Громан.
   Маяковский собирался написать на эту тему стихотворение. (См. В. Катанян, "Одно ненаписанное стихотворение". "Рассказы о Маяковском". Гослитиздат, М. 1940.)
   "Уральский рабочий" - газета, выходящая в Свердловске.
   Стр. 393. Ставский В. П. (1900-1943) - писатель. В 1929 году написал книгу очерков о советской деревне "Станица".
   Дементьев Н. И. (1907-1935) - поэт. В своем выступлении (непосредственно перед Маяковским) упрекнул лефов в том, что им свойственно "отречение от социальной индивидуальности и передача своих рабочих рук какому-то социальному заказчику, абстрактному или конкретному <...>".
  

Реплики Маяковского на пленуме

23 сентября (I) и 26 сентября (II)

  

I

  
   Агапов. <...> Мы виноваты в том, что мы действительно проглядели, какие классовые основы всей революции.
   Маяковский, Пустяки проглядели.
   Агапов. <...> В чем, например, главная тема "Бизнеса"? - Это упор на культурную революцию. Мы делали этот упор задолго до лозунга. <../>Того отвращения к <...> бескультурью, которое было В "Бизнесе", нельзя у нас отнять, и об этом никто не сказал <...>
   Маяковский. Ленин это давно говорил.
   Агапов. А Ленин не литератор. Ленин прежде всего политик.
  

II

  
   Дементьев. <...> Получается у нас такая картина, что стихи печатаются, стихи издаются и даже читаются, но существенной роли в нашей культурной жизни они не играли и не играют.
   Маяковский. Это ваши стихи, а наши играют. (Смех.)
   Дементьев. <...> У нас очень серьезно обсуждается вопрос о том, сделал ли Уткин какой-либо мелкобуржуазный уклон <...> К целому ряду таких уклонов, которые обычно инкриминируются Уткину, престо невозможно серьезно относиться.
   Маяковский. В поэзии нет уклонов. Это не тот термин, нечего вам глупости городить.
  
   Выступление на обсуждении "Бани" в клубе Первой Образцовой типографии (стр. 395). Стенограмма обсуждения утрачена; печатается по первой публикации. Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Впервые напечатано: "Литературная газета", М., 1937, No 19, 10 апреля.
   Чтение и обсуждение "Бани" было устроено 30 октября 1929 года в Москве, в клубе Первой Образцовой типографии Государственного издательства, редакцией журнала "Даешь" и редакцией газеты (многотиражки) рабочих и служащих этой типографии "Жизнь печатника".
   Во вступительном слове (стенограммы его не имеется) Маяковский сказал, что он прислушивается к голосу критики рабочих, и кратко охарактеризовал "Баню". Затем он прочел второе, третье и шестое действия пьесы.
   Один из организаторов вечера так описал это чтение: "Читал Маяковский захватывающе <...> Напряженная тишина изредка прерывается сильными взрывами смеха. Аудитория чутко подхватывает все острые места пьесы... Начались прения. Маяковский... записывал все выступления рабочих. Время от времени он перебрасывался замечаниями с сидевшим рядом Мейерхольдом". (А. Попов, "Маяковский в 1-й Образцовой типографии", журн. "Печатник", М. 1930, No 10-11, стр. 6.)
   Первым в прениях выступил В. Э. Мейерхольд, затем говорили рабочие и служащие типографии. Все участвовавшие в обсуждении говорили о "Бане" с одобрением, причем некоторые дали ей очень высокую оценку. Отдельные места пьесы подверглись критике.
   Отчет о выступлениях Мейерхольда и четырех других участников обсуждения напечатан в журнале "Даешь", М. 1929, No 12.
   Стр. 397. Я очень благодарен т. Коротееву, что он подбодрил меня.- Чернорабочий тискальщик Коротеев сказал: "Эта пьеса составлена для рабочих, особенно для нас, выдвиженцев. Она - как бы урок для нас. Вот послушают такую пьесу люди и, может быть, поучатся чему-нибудь... Тов. Маяковский дал бюрократию хорошо. Эта пьеса дает нам толчок и показывает рабочим, как мы должны работать в социалистическом хозяйстве. Она показывает все наши нужды, все наши недостатки. Эта пьеса Маяковского освещает почти всю нашу жизнь. Мы должны дружно поддержать тов. Маяковского. Я скажу, как рабочий,- эта пьеса для нас очень хороша, я очень благодарен за эту пьесу" (журн. "Даешь", М. 1929, No 12).
   ...после двух выступлений в Политехническом музее.- По-видимому, речь идет о вечерах Маяковского в Большой аудитории Политехнического музея 8 и 25 октября 1929 г.
   ...кто на один день из Соловков приехал? - На Соловецких островах (в Белом море) находились лагеря, в которые заключались лица, осужденные за антисоветскую деятельность.
   Выступление на обсуждении "Бани" в клубе "Пролетарий" (стр. 399). Стенограмма обсуждения (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
   Впервые напечатано в газете "Советское искусство", М. 1936, No 50, 29 октября (см. А. Февральский, "Маяковский читает "Баню"").
   Это чтение и обсуждение "Бани" было устроено редакцией журнала "Даешь" 4 декабря 1929 года в Москве, в клубе "Пролетарий", выслуживавшем рабочих заводов "Парострой", "Русскабель", "Химический 1" и "Котлоаппарат".
   После чтения пьесы, выступления В. Э. Мейерхольда и ряда рабочих Маяковский отвечал на выступления и на записки. Затем присутствующие приняли следующую резолюцию: "Мы, рабочие, собравшись в клубе "Пролетарий" на литературный вечер, на котором поэт Маяковский прочел свою пьесу "Баня", считаем такие читки очень нужным и полезным делом... Кроме этого вечера, мы хотим посмотреть "Баню" на сцене передового театра имени Мейерхольда, считаем ее пьесой нужной, прочно вскрывающей бюрократизм. Мы хотим, чтобы общественный просмотр пьесы "Баня" состоялся совместно с критиками, автором, режиссером и артистами на нашей сцене вместе с нами, рабочими, где мы могли бы принять тоже участие в обсуждении пьесы".
   Отчетов об обсуждении в печати не было. Часть записок, поданных Маяковскому на этом вечере, опубликована в журнале "Советский театр", М. 1930, No 1.
   Стр. 399. В прошлом собрании...- Маяковский имеет в виду обсуждение "Бани" в клубе Первой Образцовой типографии (см. стр. 395).
   Выступления на пленуме Реф (стр. 401). Стенограмма пленума (БММ). Стенографическая запись Маяковским не правлена (качество записи неудовлетворительно).
   Значительно сокращенный текст стенограммы доклада напечатан в газете "Вечерняя Москва", 1931, No 89, 14 апреля. Текст с небольшими сокращениями опубликован в Собрании сочинений, т. 10, М. 1933. Заключительное слово публикуется впервые.
   Пленум Реф состоялся в Москве 15-17 января 1930 года. Он открылся докладами О. М. Брика ("Культурная революция и Реф") и В. А. Катаняна (о литературе) и прениями по ним. Вечером 16 января был заслушан доклад Маяковского (о театре) и состоялись прения по докладу, закончившиеся кратким заключительным словом Маяковского.
   Сохранились предварительные записи Маяковского к докладу и записи по выступлениям других ораторов (см. т. 13).
   Стр. 401. "Выстрел" Безыменского.- Премьера комедии в стихах А. И. Безыменского "Выстрел" состоялась в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда 19 декабря 1929 года.
   "Командарм" Сельвинского.- См. примечания к выступлениям на заседаниях Художественно-политического совета Гос. театра имен

Другие авторы
  • Невзоров Максим Иванович
  • Теляковский Владимир Аркадьевич
  • Шаховской Александр Александрович
  • Курганов Николай Гаврилович
  • Архангельский Александр Григорьевич
  • Тихомиров В. А.
  • Кокошкин Федор Федорович
  • Шебуев Николай Георгиевич
  • Ермолова Екатерина Петровна
  • Дризен Николай Васильевич
  • Другие произведения
  • Илличевский Алексей Дамианович - Эпиграмма на М. И. Невзорова
  • Бунин Иван Алексеевич - Полуденный жар
  • Достоевский Федор Михайлович - Скверный анекдот
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Наталия. Сочинение госпожи ***...
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Флоренция сегодня
  • Гончаров Иван Александрович - М. Е. Салтыков-Щедрин. Уличная философия
  • Чарская Лидия Алексеевна - Бирюзовое колечко
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - А. Фуфлыгин. "Не вовремя" Сигизмунда Кржижановского
  • Гурштейн Арон Шефтелевич - Один из первых (О В. Шулятикове)
  • Добролюбов Николай Александрович - Исследование о торговле на украинских ярмарках И. Аксакова
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа