о на нем нарисовано? Товарищи, какое имеет значение такой плакат, который смотрится через улицу, если он нарисован таким образом: никакого агитационного значения, никак не задерживает внимания, абсолютно вреден такой плакат. Кроме всего прочего, оторванность от <неясная запись> работы может сделать этот плакат контрреволюционным. Здесь нарисованы рабочие, которые под принуждением, под винтовками и прикладами идут на завод работать, и тут сбоку надпись, что в случае невыхода на работу - увольняют и арест. Следовательно, вся неприглядность политики прошлого видна из того, что за невыход увольняют. А у нас разве за трехдневную отлучку мы не посылаем в ЧК? Ведь то же делается у нас, но дело в том, что это является классовой политикой: раньше буржуазия принуждала работать на себя, а сейчас мы лодырей принуждаем работать, потому что они являются помощниками буржуазии. И вот у нас выпускаются плакаты абсолютно непригодные с нашей точки зрения.
Вот следующий плакат <показывает>: внизу показан социалистический рай. Здесь также ничего не видно, и только если вы посмотрите дома и в лупу, вы. увидите, что нарисованы домики, и надо сказать, что изображение любого американского города больше вас тронет, чем эта <пропуск в стенограмме> расклеивается и рассылается и будет рассылаться. И есть другие плакаты, и они имеют агитационное значение, но они не расклеиваются и не рассылаются. Сейчас я вам. покажу другой плакат положительного характера. Вот этот плакат, он страшно истерся, потому что уже весьма большое количество времени фигурирует <показывает плакат>. Я не буду говорить об этом плакате как о шедевре, но он дает последовательные этапы от первого до последнего. Нет - этот плакат Государственным издательством забракован "как погромный", очевидно, что Госиздательству не нравилось, что громят канцелярскую волокиту.
Вы знаете большую агитацию <за сбор?> предложений. Эта агитация должна быть поставлена не только в смысле воздействия на самодеятельность рабочих, но должна быть преподнесена в таком виде, чтобы было приятно смотреть. Когда мы должны были поставить ящики для предложений <металлистов>, нам прислали ящики из-под мяса, как баркасы, и думали, что у кого-нибудь повернется рука в громадный грязный ящик бросить чистую бумажку. Все это должно быть красиво <неясная запись>.
Необходимо указать на различные этапы, поэтому надо делать предложения и делать это так, чтобы в глазах навязло. Надо все время давать <неясная запись> фигуру рабочего. Вот плакат серии по поводу системы предложений <показывает плакат>. Вот такой плакат, так как он дает 12 рисунков, он подводит массу к тому, как делается предложение, указывает ту <неясная запись>, как надо делать практически, например, уничтожить небрежное отношение к инструментам. Такой плакат несомненно важен. Этот плакат тоже забракован Государственным издательством, надеюсь, в последний раз, потому что я предлагаю конференции пересмотреть эти плакаты и прошу обратить внимание нашей коллегии по производственной пропаганде на то, чтобы ее постановления приводились в срочном порядке в исполнение и чтобы эта работа тоже корректировалась, и если она нами запрещена, то чтобы она ни через какую щель не пролезла. Покажу вам последний плакат героического характера для шахтеров. Он попал в дальние места на Лену, в Донбасс, и мы можем из Москвы его доставить через неделю после того, как вопрос ставится на очередь <показывает>. На этом я прекращу свое краткое сообщение и предлагаю вам продолжить его на выставке,
ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ РАБОТНИКОВ
Во всех докладах,- говорит т. Маяковский,- мы видим утешительное, но на самом деле мы видим разложение. Никакой идеологической линии нет. Подход к искусству с точки зрения кривых предприятий недопустим. Нужно тогда дать существовать крупному заводу хлопушек и закрыть маленькие фабрики радио. Попробуйте нас гнать и опереться на Немировича-Данченко. К докладу тов. Штеренберга отнеслись несправедливо; не по докладу нужно судить о его деятельности: в мастерских его выковывается настоящая революционная живопись. Упрекает Главполитпросвет в организационном хаосе, в вопиющем невнимании к нуждам художников, ссылаясь на т. Хлебникова, который голодает и не может приехать в Москву.
Заканчивает свою речь т. Маяковский, что должна быть строгая революционная линия, которая у нас отсутствует.
Выступление на заседании художественной комиссии Всероссийского бюро по производственной пропаганде (стр. 277). Протокол заседания (ЦГАОР).
Частично опубликовано в журн. "Искусство", М. 1960, No 4 (см. Е. Динерштейн, "Плакаты В. Маяковского и М. Черемных"). Полностью публикуется впервые.
В январе 1921 года по решению ЦК РКП(б) было организовано при ВЦСПС Всероссийское бюро по производственной пропаганде (Всероссбюро прозпропаганды). Целью вновь созданной организации, как гласило положение, было привлечение "широких народных масс к сознательному, активному творческому участию в развитии народного хозяйства РСФСР на коммунистических основах, в целях поднятия производительности труда и содействия проведению в жизнь единого хозяйственного плана" (ЦГАОР).
Для ведения работы в составе Всероссбюро было организовано несколько отделов (литературно-издательский, находившийся при Главполитпросвете, организационный, художественно-изобразительный и научно-технический). Все они состояли в основном не из штатных сотрудников Всероссбюро, а из привлеченных к этой работе специалистов, образовавших целый ряд комиссий и подкомиссий. Маяковский являлся членом художественной комиссии художественно-изобразительного отдела как официальный представитель РОСТА.
Художественная комиссия в заседании 21 января 1921 года обсуждала план организации художественных сил для ведения производственной пропаганды, предложенный представителем Союза работников искусств художником А. Н. Златовратским и искусствоведом Д. Е. Аркиным.
В основу решения, принятого комиссией, легли высказанные поэтом положения. Более того, 3 гласил: "...проект организации художественной пропаганды поручить выработать тов. Маяковскому" (ЦГАОР).
Так как заседание носило рабочий характер, то выступление поэта неоднократно прерывалось замечаниями присутствующих. Эти замечания опущены.
Стр. 277. ...трехлетний опыт...- Маяковский имеет в виду свою работу над "Окнами сатиры РОСТА" (1919-1921 гг.).
...привязав художников к производству...- Выступая 9 февраля 1921 года на заседании президиума ЦК Всерабис, Златовратский от имени художественной комиссии Всероссбюро предложил командировать художников для ведения прозпропаганды на фабрики и заводы. Президиум решил: "Признать принципиально желательным командировки. Проект принять за основу" (протокол No 79, ЦГАОР). Среди художников, выехавших на производство, был и Маяковский.
Доклад "Изобразительное искусство и производственная пропаганда" (стр. 278). Стенограмма выступления (ЦГАОР).
Стенографическая запись выступления Маяковским не выправлена, качество записи неудовлетворительно. Начало выступления Маяковского в стенограмме отсутствует. Местами машинопись не поддается чтению, подобные случаи отмечаются редакторскими пометами "<неясная запись>".
Впервые отрывки из доклада были опубликованы в журн. "Искусство", М. 1960, No 4 (см. Е. Динерштейн, "Плакаты Маяковского и Черемных"). Полностью публикуется впервые.
23 февраля 1921 года Всероссбюро прозпропаганды поручило Маяковскому прочесть на предстоявшем Всероссийском совещании доклад на тему "Изобразительное искусство и производственная пропаганда". Совещание проходило в Москве с 1 по 6 марта 1921 года, Маяковский выступил 4 марта. Целый ряд высказанных им положений нашел отражение в решениях совещания.
Стр. 278. ...на другом рабочий нагружает вагоны продовольствия и мчат их в Донбасс.- Этот плакат был издан Организационно-инструкторским отделом Горного совета ВСНХ в 1921 году.
Стр. 279. ...этот плакат попал на улицу.- Речь идет о плакате "Последний час". Свидетельством того, что этот плакат принадлежит Маяковскому, служит запись в протоколе распорядительной комиссии Госиздата от 21 сентября 1920 года: "Разрешить издать Главполитпросвету плакат В. Маяковского "Последний час" - 5000 экз." (ЦГАОР). Причиной задержки издания плаката были начавшиеся в октябре мирные переговоры с Польшей, в результате которых были подписаны 12 октября 1920 года в Риге предварительные условия мира, В этой связи распорядительная комиссия приняла 15 октября 1920 года решение относительно всех печатавшихся плакатов: "Работы приостановить впредь до выяснения взаимоотношений с Польшей" (ЦГАОР), а начавшаяся борьба с Врангелем потребовала существенной переделки плаката, о чем говорил и сам Маяковский в статье "Революционный плакат".
Стр. 281. ...стихотворение Демьяна Бедного.- По всей вероятности, Маяковский имел в виду стихотворение Демьяна Бедного "На черную доску" о кражах на военно-обмундировочной фабрике "Марс", напечатанное в "Правде" от 6 января 1921 года.
Стихотворение начиналось словами:
Как на Марсе на заводе
У работниц нынче страсть
Не к шитью, шитье не в моде,
А к тому, чтоб больше красть...-
и заканчивалось четверостишием о черных досках - тема, к которой в этом же выступлении обращается Маяковский.
Поэтому я категорически настаиваю, чтобы этот способ кажущейся кустарной агитации, то есть конкретизация агитации на фабрике, проводился.- Приводимые Маяковским факты были настолько убедительны, что журнал ЦК РКП(б) "Вестник агитации и пропаганды" указывал на них как на пример ведения подобной работы: "Художественные плакаты на отвлеченные темы, хотя бы и прекрасно выполненные, мало достигают цели, поэтому плакаты следует писать не вообще о "труде" или "прогульщиках", а конкретно: о прогульщиках данного завода - Степане Иванове или Василии Петрове, связывая этого прогульщика с разрухой в остальных областях хозяйства.
На Всероссийском совещании по производственной пропаганде художник Маяковский рассказал о том, как, будучи на одной петроградской фабрике, он убедился, что производственные плакаты не оказывают на рабочих никакого действия и последние во время работы очень невнимательно относились к своим обязанностям. Тогда Маяковский обратился к директору с просьбой указать на наиболее типичный образец манкирования. Директор указал на одну работницу Еву, которая крайне невнимательно относилась к своим обязанностям, читала во время работы газеты и тем самым тормозила работу других.
Маяковский нарисовал плакат и сопроводил его соответствующим стихотворением. В плакате он изобразил работницу Еву с газетой в руках, у которой остановилась машина. Эта заминка отражалась на работе других станков, благодаря чему фабрика не выполняла производственных заданий; крестьянин, не получая фабричных изделий, не вез дров и хлеба в город, отчего останавливались другие фабрики и заводы, и рабочие обрекались на голод и холод. Эффект плаката был поразительный: не только работница Ева, но и другие рабочие прекратили чтение во время работы, а сама Ева не знала, куда деваться от насмешек" (Ф. Сенюшкин, Формы и методы производственной пропаганды, журн. "Вестник агитации и пропаганды", М. 1921, No 9-10, стр. 61).
Стр. 282. ...Гостев говорил мне...- Поэт А. К. Гастев - организатор и руководитель Центрального института труда (ЦИТ) - выступал на конференции с докладом о научной организации труда.
Стр. 283. ...определенное практическое руководство.- Такое руководство было составлено от имени художественного коллектива агитплаката Главполитпросвета (хранится в ЦГАОРе). Как свидетельствует М. М. Черемных, его составил художник И. А. Малютин.
Стр. 285. Здесь нарисованы рабочие, которые под принуждением, под винтовками и прикладами идут на завод работать.- Очевидно, имеется в виду трехкадровый плакат неизвестного художника, выпущенный Госиздатом в 1921 году: "Профсоюзы - строители коммунизма". На первом кадре плаката ("В царской России") было изображено столкновение рабочих с полицией перед зданием конторы, где висит объявление: "В случае невыхода на работу - увольнение или арест". На третьем кадре ("В обществе будущего") изображен город будущего, над которым летит самолет. Второй кадр описан Маяковским.
...этот плакат Государственным издательством забракован как "погромный".- Речь идет о плакате "Да здравствует революционная инициатива!" (ранее был выполнен как "Окно сатиры РОСТА" No 494).
Стр. 286. Вот плакат серии по поводу системы предложений.- Имеется в виду плакат "Делайте предложения". Плакат был представлен Маяковским от имени ЦК Союза горнорабочих во Всероссийское бюро по производственной пропаганде 25 февраля 1921 года. Бюро приняло решение: "Плакат "Делайте предложение" снять, как специфический по предложениям и передать на обсуждение в художественный отдел для издания в общем порядке" (ЦГАОР). Оттуда он поступил в Госиздат и 25 марта 1921 года рассматривался распорядительной комиссией, которая решила издать плакат тиражом 5000 экз. Однако издание было задержано, о чем можно заключить по протоколу заседания Всероссбюро прозпропаганды от 12 мая 1921 года, где отмечалось, что Госиздатом отклоняется "плакат "Делайте предложения", который вот уже несколько месяцев с нетерпением ожидают ЦК профсоюзов" (ЦГАОР). Вскоре после этого плакат был издан.
Выступление на Третьем Всероссийском съезде работников искусств (стр. 286). Протокол заседания (ЦГАОР).
Публикуется впервые.
По решению пленума съезда Маяковскому и некоторым другим деятелям искусств, не являвшимся представителями организаций были предоставлены права делегатов с совещательным голосом. Поэт выступил 4 октября 1921 года в прениях по докладам председателя Главного художественного комитета Академического центра Наркомпроса проф. П. С. Когана и заведующих художественными отделами Главпрсфобра (Главного комитета профессионально-технического образования) - художника Д. П. Штеренберга и Главполитпросвета - В. Ф. Плетнева.
Отчетов в печати об этом выступлении не было.
В начале осуществления новой экономической политики многие культурные учреждения переводились на самоокупаемость; основы их деятельности в новых условиях находились еще в процессе разработки и не удивительно, что на первых порах не раз допускались ошибки. Против таких ошибок и выступал Маяковский.
Стр. 287. ...т. Хлебников, который голодает и не может приехать в Москву.- Поэт Велемир Хлебников в эти месяцы находился на Кавказе. Вскоре он приехал в Москву.