сеев и Лужский или Алексеев и Вишневский.
Аня - Андреева, по-моему, совсем ни к чему. Аня - Лилина - лучше, но жаль, потому что талант Лилиной нужнее в Варе или Шарлотте. Поэтому я распределяю: Аню, Варю и Шарлотту - ученица, Андреева и Лилина. Лисенко и Косминская - молодые, хорошенькие, достаточно опытные (третий год учатся и играют на выходе), а это для Ани совершенно достаточно. А Шарлотта - Муратова скучновато.
Но я не протестую и против твоего распределения. Вообще нахожу, что одна роль немного лучше, другая - немного хуже,- все это не изменит успеха и интереса. Выиграет Аня у Лилиной, проиграет Шарлотта у Муратовой, выиграет Шарлотта у Лилиной, проиграет Аня у ученицы - вот и все. Надо еще помнить, что Лилина актриса ненадежная и должна иметь дублерку1.
Сегодня наконец сдаем "Одиноких" и завтра приступим к "Вишневому саду".
Снега нет, погода пока вредная для тебя, сухой холодный ветер, то гололедица, то оттепель. В Москве инфлюэнца и тиф. Потерпи еще. Наладится погода, пойдем с тобой в Эрмитаж и будем есть стерлядь и пить вино.
Константину Сергеевичу как режиссеру надо дать в "Вишневом саде" больше воли. Во-первых, он уже больше года ничего не ставил, и, стало быть, у него накопилось много и энергии режиссерской, и фантазии, во-вторых, он великолепно тебя понимает, в-третьих, далеко ушел от своих причуд. Но, разумеется, я буду держать ухо востро.
"Морозовщина" за кулисами портит нервы, но надо терпеть. Во всяком театре кто-нибудь должен портить нервы. В казенных - чиновники, министр, здесь - Морозов. Последнего легче обезвредить. Самолюбие иногда больно страдает, но я больше люблю себя, когда сдавливаю свое самолюбие, чем когда даю ему волю и скандалю. К счастью, удовлетворение не заставляет ждать себя. Успех есть - работать приятно,- чего ж еще!
Когда я устаю от театральных впечатлений, я на ночь читаю твои сочинения, выпускаемые "Нивой"...2 Недавно прочел в первый раз "Душечку". Какая прекрасная штука! "Душечка" - это не тип, а целый "вид". Все женщины делятся на "душечек" и какой-то другой вид, причем первых - 95 %, а вторых только 5. Прекрасная вещь. Отчего я о ней не слыхал раньше? И не знаю, где она была напечатана.
Ты думаешь что-нибудь работать теперь? Вероятно, для январской книги "Русской мысли"? Или устал после "Вишневого сада"?
Ну, до свиданья. В 12 1/2 у меня урок. В 2 часа другой урок. В 3 репетиция двух сценок из "Одиноких". В 4 заседание правления. В то же время надо прослушать задки "Одиноких" и принять человек 10 никому не нужных людей. Вот тебе мое утро.
В школе ставлю 1-й акт "Иванова".
Вот это перл! Лучше всего, кажется, что тобой написано.
Твой Вл. Немирович-Данченко.
Ежегодник МХТ, с. 165-167 (частично); Немирович-Данченко, с. 351-352.
1 М. П. Лилина часто болела и была вынуждена пропускать спектакли.
2 Собрание сочинений Чехова выпускалось А. Ф. Марксом в 1903 г. в виде приложения к журналу "Нива".
ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - ЧЕХОВУ
17 января 1904 г. Москва
Спектакль1 идет чудесно. Сейчас, после 2-го акта, вызывали тебя. Пришлось объявить, что тебя нет.
Актеры просят, не приедешь ли к 3-му антракту, хотя теперь уж и не будут, вероятно, звать. Но им хочется тебя видеть.
Твой Вл. Немирович-Данченко.
Ежегодник МХТ, с. 168; Немирович-Данченко, с. 357.
1 Записка послана Чехову из театра во время первого спектакля "Вишневый сад". Л. М. Леонидов вспоминал: А. П. Чехов "сговорился, что в начале не приедет,- а вдруг провалится пьеса; ему позвонят. Но так как после третьего акта было намечено его открытое чествование, о чем он не подозревал, за ним заехали, как только начался 3-й акт" ("Л. М. Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки. Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове". М., 1960, с. 116). Получив записку Немировича-Данченко, Чехов приехал в театр. В антракте после 3-го акта состоялось чествование Чехова в связи с 25-летием его литературной деятельности.
ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - ЧЕХОВУ
2 апреля 1904 г. Петербург
С тех пор как занимаюсь театром, не помню, чтобы публика так реагировала на малейшую подробность драмы, жанра, психологии, как сегодня
1. Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес. Что в этом успехе отнесут автору, что театру - не разбору еще. Очень звали автора. Общее настроение за кулисами покойное, счастливое и было бы полным, если бы не волнующие всех события на Востоке
2. Обнимаю тебя.
Ежегодник МХТ, с. 168; Немирович-Данченко, с. 359.
1 Телеграмма послана Чехову после первого спектакля "Вишневый сад" во время гастролей МХТ в Петербурге (спектакль состоялся 1 апреля 1904 г.).
2 В конце января 1904 г. началась русско-японская война.