Главная » Книги

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России, Страница 15

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

мирными и вполнѣ покорными ихъ работниками.
   Къ вечеру 25-го сентября все было свезено съ корабля "Николай" и размѣщено въ посту. Батарея изъ пяти 12-ти фунт. коронадъ и трехъ пушекъ была поставлена такимъ образомъ, что все селен³е, магазины и полоса берега противъ поста находились подъ ея выстрѣлами. Команда сразу была размѣщена просторно и въ сухомъ здан³и. Для предстоявшихъ построекъ мною куплено было болѣе 600 деревъ сухаго лѣса, а въ японскихъ магазинахъ находилось большое количество риса, муки, сухой зелени, различныхъ кореньевъ, водки, соли и рыбы, такъ что въ случаѣ надобности мы могли за условленную плату пользоваться всѣмъ запасомъ. Впрочемъ, привезеннаго нами довольств³я и товаровъ было такъ много, что нечего было и думать объ истощен³и ихъ. Ни одинъ постъ въ при-амурскомъ краѣ не былъ поставленъ въ такое безопасное и вполнѣ обезпеченное положен³е, въ какомъ я оставилъ постъ Муравьевск³й, подъ начальствомъ Н. В. Буссе.
   Я былъ совершенно спокоенъ относительно его: вся команда была весела и здорова.
   Передъ уходомъ я далъ г. Буссе приблизительно слѣдующую инструкц³ю:
   1) По прибыт³и транспорта "Иртышъ", принять его к свое распоряжен³е, имѣя въ виду, что если по изслѣдован³ю г. Орлова окажется возможнымъ зимовать этому транспорту въ заливѣ Анива или на восточномъ или западномъ берегу онаго, въ окрестностяхъ залива, то оставить тамъ "Иртышъ" на зимовку. Если же такого мѣста не окажется, то отправить транспортъ въ Петропавловскъ. Буде же по какимъ либо причинамъ, т. е. ненадежность транспорта къ позднему плаван³ю до Петропавловска, какимъ либо могущимъ оказаться у него поврежден³ямъ, при которыхъ онъ не можетъ идти такъ далеко, то въ такомъ только крайнемъ случаѣ онъ долженъ отправиться на зимовку въ ближайшую отъ поста Императорскую гавань, но какъ въ первомъ, такъ въ особенности послѣднемъ случаѣ я предлагаю вамъ къ непремѣнному исполнен³ю: а) тщательно, вмѣстѣ съ командиромъ транспорта, осмотрѣть команду онаго, и всѣхъ, кто окажется слабымъ, замѣнить здоровыми людьми изъ поста, и б) снабдить команду чаемъ, сахаромъ, ромомъ, водкою отъ японцевъ, рисомъ, зеленью, теплою одеждою, каковую имѣете для команды Муравьевскаго поста, и желѣзною печкою (ихъ было привезено 3). Провиз³и отпустить по крайней мѣрѣ и непремѣнно на семь мѣсяцевъ. Однимъ словомъ, команда транспорта должна быть гораздо лучше обезпечена, нежели команда поста, такъ какъ зимовка людей при постѣ у большаго селен³я и въ сухихъ здан³яхъ, при обил³и мѣстныхъ запасовъ, и безъ того уже обезпечена, между тѣмъ какъ въ Императорской гавани люди доля мы находиться въ пустынѣ, безъ всякихъ мѣстныхъ средствъ и помѣщен³я {Помѣщен³е было только на 8 человѣкъ, и то сырое.}.
   2) По прибыт³и въ постъ г. Орлова, если признаете нужнымъ и для себя полезнымъ, можете его оставить въ своемъ распоряжен³и. Въ противномъ случаѣ, съ первою зимнею посылкою ко мнѣ, отправьте Орлова въ Петровское.
   3) Лейтенанту Рудановскому, согласно личному моему приказан³ю, съ наступлен³емъ зимняго пути, производить обслѣдован³е береговъ залива Анива, которые не успѣлъ осмотрѣть Орловъ, а равно сдѣлать опись западнаго берега Сахалина отъ мыса Крильонъ до сел. Кусунай. Обслѣдовать значительныя рѣки, орошающ³я южную часть Сахалина и пути, ведущ³е къ сѣверу.
   4) Собравъ отъ туземцевъ и японцевъ положительныя свѣдѣн³я о пути къ Погоби, съ первою возможностью прислать ко мнѣ увѣдомлен³е о положен³и поста и команды въ ономъ, а равно объ Орловѣ и транспортѣ "Иртышъ".
   5) Имѣть въ виду, что съ раннею весною, по распоряжен³ю генералъ-губернатора и по моей просьбѣ, непремѣнно придетъ къ посту судно изъ Камчатки, а равно, по увѣдомлен³ю главнаго правлен³я, придутъ тоже суда и изъ колон³и. Слѣдовательно, съ открыт³емъ навигац³и постъ будетъ вполнѣ обезпеченъ во всѣхъ отношен³яхъ.
   6) Съ возвращен³емъ на старое мѣсто японцевъ, увѣрить ихъ, въ особенности старшаго изъ нихъ, чтобы они были совершенно спокойны, и строго наблюдать, чтобы ихъ личность, имущество, промышленность и торговля были вполнѣ ограждены. Строго наблюдать также, чтобы аины исполняли всѣ тѣ обязательства относительно японцевъ, как³я они исполняли до насъ. Изучать тщательно нравы, обычаи, вѣрован³я и отношен³я японцевъ къ туземцамъ и стараться узнавать тѣ изъ ихъ обычаевъ, которые составляютъ для нихъ какъ бы святыню. Строго смотрѣть, чтобы команды наши отнюдь не нарушали ихъ обычаевъ и вообще избѣгать и не дозволять себѣ навязывать туземцамъ нашихъ обычаевъ, хотя бы они и представлялись по вашимъ взглядамъ благодѣтельными для нихъ. Имѣть въ виду, что мы только добрымъ примѣромъ своимъ можемъ вл³ять на улучшен³е ихъ образа жизни и нравовъ и что всяк³я съ нашей стороны навязыван³я нашихъ порядковъ могутъ привести не къ пользѣ, а ко вреду, и могутъ поселить въ туземцахъ ненависть къ намъ.
   7) Стараться развлекать команды и не обременять ихъ излишними работами. Заботиться главное объ ихъ здоровьи, бодрости духа и довольствѣ. На первое время достаточно прикрыть батарею срубомъ или частоколомъ, исправить казарму и выстроитъ флигель и баню. Что же касается башень и редутовъ, то это рѣшительно безполезно, ибо миролюбивые и робк³е туземцы не будутъ нападать на постъ, когда въ нѣсколько часовъ мы можемъ уничтожить все ихъ селен³е. Что же касается до японцевъ съ Мацмая, то, во-первыхъ, при нашей миролюбивой политикѣ и полной свободѣ, которую мы предоставляемъ имъ въ производствѣ промысла и торговлѣ нѣтъ никакой причины дѣлать имъ на насъ нападен³е; во-вторыхъ батарея наша, прежде чѣмъ ихъ джонки дойдутъ до берега, можетъ уничтожить ихъ. Кромѣ того, съ раннею весною, придутъ къ постъ наши суда, и
   8) Въ томъ мѣстѣ, которое по изслѣдован³и Рудановскаго окажется болѣе удобнымъ какъ для жизни, такъ равно и для подхода судовъ, а тѣмъ болѣе для зимовки оныхъ, къ веснѣ поставить постъ изъ 8 или 10 человѣкъ.
   Сдѣлавъ эти распоряжен³я, къ вечеру 26-го сентября корабль "Николай" снялся съ якоря и, обмѣнявшись съ нашимъ постомъ салютами, направился въ Татарск³й заливъ. Пользуясь свѣжимъ SSO вѣтромъ, мы, выйдя изъ Лаперузова пролива, легли на W.
   Такъ совершилось водворен³е наше въ главномъ пунктѣ острова Тамари-Анива.
  

XXIV.

Прибыт³е въ Императорскую гавань.- Инструкц³я лейтенанту Бошняку, 2-го октября 1863 года.- Де-Кастри.- Шхуна "Востокъ".- Поѣзда на оленяхъ къ озеру Кизи. - Возвращен³е въ Петровское. - Донесен³е генералъ-губернатору отъ 27-го октября 1853 г.- Извѣст³е изъ де-Кастри.- Командировка Петрова въ Императорскую гавань.- Донесен³е Д. И. Орлова о Сахалинѣ и Императорской гавани.- Донесен³я командировъ транспорта "Иртышъ" и корабля "Николай".- Извѣст³я изъ Константиновскаго поста.- Донесен³е Н. В. Буссе отъ 2-го октября.

  
   Не доходя около 5-ти миль до матераго берега, я легъ вдоль онаго и 29-го числа вошелъ въ Императорскую гавань, чтобы осмотрѣть тамъ нашъ постъ. 30-го сентября вышелъ изъ гавани, встрѣтятъ противный вѣтеръ съ пасмурност³ю и началъ лавировать къ N. 2-го октября, къ вечеру, бросилъ якорь въ заливѣ де-Кастри, противъ Александровскаго поста.
   Оставленному въ Императорской гавани съ 10 человѣками лейтенанту Бошняку приказано было:
   1) Наблюдать за состоян³емъ гавани во время закрыт³я и вскрыт³я оной и произвести съемку тѣхъ бухтъ, которыя не были еще описаны.
   2) Съ установлен³емъ зимняго пути, отправить ко мнѣ донесен³е тѣмъ изъ путей, который по свѣдѣн³ямъ отъ туземцевъ окажется болѣе надежнымъ и краткимъ.
   3) Въ случаѣ, если бы по какимъ либо причинамъ пришелъ на зимовку въ гавань транспортъ "Иртышъ", все вниман³е обратить на сохранен³е здоровья команды, для чего всѣми средствами стараться доставать отъ туземцевъ въ окрестностяхъ гавани свѣжую пищу, какъ то: рыбу, дичь и оленину, и слѣдить, чтобы въ казармѣ у команды топился постоянно чувалъ. Ма³ору Буссе приказано, въ случаѣ слѣдован³я транспорта "Иртышъ" въ Императорскую гавань, снабдить его продовольственными запасами и одеждою въ изобил³и.
   4) Кораблю "Николай" предписано будетъ зайти изъ де-Кастри въ Императорскую гавань съ цѣлью узнать, хорошо ли снабжена команда "Иртыша" и, если окажется противное, то Клинковстремъ командиръ "Николая", вслѣдств³е моей просьбы, пополнитъ снабжен³е. Корабль "Николай" изъ Императорской гавани долженъ идти по назначен³ю, согласно инструкц³и, данной ему начальникомъ Аянскаго порта, Кашеваровымъ.
   5) Въ случаѣ, если транспортъ "Иртышъ" будетъ зимовать въ Императорской гавани, то съ раннею весною, тотчасъ по вскрыт³и гавани, отправиться на немъ вдоль берега къ югу и, достигнувъ той широты (около 46°), гдѣ, по словамъ туземцевъ, должно предполагать устье р. Самальги, взять 8 человѣкъ при байдаркѣ и шлюпкѣ, оставить транспортъ, приказавъ ему слѣдовать къ Муравьевскомз посту, и на сказанныхъ шлюпкахъ произвести изслѣдован³е берега къ югу, разсчитывая временемъ такъ, чтобы около 25-го мая возвратиться въ Императорскую гавань. Если при устьѣ р. Самальги окажется дѣйствительно закрытая бухта, какъ говорили туземцы, и рѣка представляетъ удобное сообщен³е этой бухты съ р. Уссури или Амуръ, то поставить въ ней постъ изъ 3-хъ челов. съ поднят³емъ военнаго флага. При этомъ постѣ оставить байдарку. Имѣть въ виду, что я на транспортѣ "Ба³калъ", долженствующемъ при быть въ де-Кастри изъ Камчатки, около 20-го мая буду въ Императорской гавани и сообразно съ тѣми свѣдѣн³ями, как³я черезъ него получу, буду ставить по берегу посты до корейской границы.
   6) Тщательно наблюдать за дѣйств³ями иностранныхъ судовъ и при всякой встрѣчѣ съ ними давать имъ объявлен³я о принадлежности края Росс³и.
   Сойдя въ де-Кастри съ корабля "Николай", я предписалъ Клинковстрему идти по назначен³ю, согласно данной ему инструкц³и отъ Кашеварова, но на пути непремѣнно зайти въ Императорскую гавань, съ тѣмъ, что если тамъ найдетъ "Иртышъ", пришедш³й въ оную на зимовку и въ случаѣ заявлен³я начальника поста, г. Бошняка, о недостаточности продовольств³я, пополнить оное.
   8-го октября, при противномъ SW вѣтрѣ, корабль "Николай" оставилъ заливъ де-Кастри и началъ лавировать къ югу.
   Начальникъ Александровскаго поста г. Разградск³й сообщилъ мнѣ, что 30 сентября приходила туда винтовая шкуна "Востокъ" подъ командою капитанъ-лейтенанта Римскаго-Корсакова. Она была послана генералъ-адъютантомъ вице-адмираломъ Е. В. Путятинымъ въ Нагасаки къ устью Амура, съ тѣмъ, чтобы узнать о положен³и нашемъ въ этихъ краяхъ и о средствахъ, как³я мы имѣемъ. Шкуна эта, пройдя южнымъ проливомъ и войдя въ рѣку у мыса Пронге, встала на якорь, а г. Римск³й-Корсаковъ на шлюпкѣ ходилъ въ Петровское, чтобы видѣться со мною; узнавъ же, что я въ исходѣ сентября буду въ де-Кастри, онъ зашелъ туда. Не найдя меня и тамъ, онъ, по полученнымъ отъ Разградскаго свѣдѣн³ямъ, отправился въ В³яхту, чтобы нагрузиться каменнымъ углемъ, объявивъ Разградскому, что оттуда возвратится въ заливъ де-Кастри, чтобы видѣться со иною. При этомъ Разградск³й передалъ мнѣ, что, по словамъ Корсакова, полномочному министру нашему генералъ-адъютанту Е. В. Путятину (графу), отправленному на фрегатѣ "Паллада" въ Нагасаки для заключен³я торговаго трактата съ японцами, неизвѣстно данное мнѣ Высочайшее повелѣн³е о занят³и острова Сахалина. Это обстоятельство понудило меня остаться въ де-Кастри, чтобы видѣться съ командиромъ шкуны "Востокъ". Между тѣмъ, наступило уже 5 октября, а шкуна еще не приходила. Оставаться долѣе въ де-Кастри я не могъ, потому что рисковалъ не попасть до заморозковъ въ Петровское, гдѣ мое присутств³е было необходимо. Поэтому, изложивъ письменно всѣ данныя мнѣ Высшимъ правительствомъ распоряжен³я и свѣдѣн³я и объяснивъ всѣ мои дѣйств³я и данныя иною гг. Буссе и Бошняку инструкц³и, я просилъ Римскаго-Корсакова передать все это Ефиму Васильевичу Путятину и вмѣстѣ съ тѣмъ просилъ его на пути въ Нагасаки зайти въ Императорскую гавань и не оставить Бошняка въ случаѣ какой-либо съ его стороны просьбы касательно пополнен³я запасами Константиновскаго поста; въ особенности я просилъ Воина Андреевича снабдить Бошняка презервами, буде таковые на шкунѣ имѣются. За симъ, я приказалъ Разградскому, съ совершеннымъ закрыт³емъ залива и моря около онаго, оставить въ постѣ 2 человѣкъ съ унтеръ-офицеромъ, съ остальными же людьми, въ виду большаго удобства продовольствовать оныхъ, перейти на зимовку въ Мар³инск³й постъ, изъ котораго г. Петровъ долженъ слѣдовать въ Петровское. Утромъ, 6 октября, на оленяхъ я отправился на озеро Кизи, гдѣ ожидала меня гилякская лодка, присланная Петровымъ изъ Мар³инскаго поста. На ней я едва къ 15 октября ногъ добраться до Петровскаго, ибо внезапно наступившими морозами начало уже затягивать рѣку и на ней показался ледъ.
   Такимъ образомъ, винтовая шкуна "Востокъ", подъ командою Воина Андреевича Римскаго-Корсакова, было первое мореходное судно, вошедшее въ рѣку Амуръ изъ Татарскаго залива, по тому пути, который считался недоступнымъ. Послѣднему, къ несчаст³ю, никто, а особенно министерство иностранныхъ дѣлъ, не смотря на моя донесен³я, не вѣрилъ и всѣ полагали, что я ошибаюсь и доношу неправильно, а потому и считали, что съ этой стороны устье рѣки Амуръ обезпечено отъ всякихъ непр³ятельскихъ покушен³й съ моря. Таково было впечатлѣн³е, произведенное на весь образованный м³ръ авторитетомъ моихъ знаменитыхъ предшественниковъ: Лаперуза, Браутона и Крузенштерна! Оно было до такой степени тогда сильно, что до 1856 года англо-французы никакъ не могли представить себѣ, чтобы суда наши могли пройти этимъ путемъ въ лиманъ и рѣку Амуръ, и полагали, что всякое изслѣдован³е съ этой стороны будетъ положительно напрасно.
   Проѣзжая Мар³инск³й и Николаевск³й посты, я нашелъ ихъ совершенно обезпеченными продовольств³емъ, благодаря гг. Бачманову, Петрову и Воронину. Люди были размѣщены по возможности удобно и покойно и больныхъ нигдѣ не было. Въ Петровскомъ я нашелъ новый флигель почти готовымъ, такъ что къ 1 ноября семейства священника и г. Бачманова перебрались въ оный. Въ Петровскомъ, 25 октября, я подучилъ отъ Кашеварова (отъ 9 сентября) съ нарочнымъ туземцемъ увѣдомлен³е, что бригъ "Константинъ" въ Аянъ не будетъ, что въ Камчатку пришелъ изъ Кронштадта подъ командою капитанъ-лейтенанта Бессарабскаго, транспортъ "Двина" съ оруд³ями и различными запасами и матер³алами, что транспортъ этотъ остается на службѣ въ Петропавловскѣ, командиръ же онаго, нѣсколько офицеровъ, въ томъ числѣ и братъ моей жены, мичманъ Николай Ивановичь Ельчаниновъ, прибыли въ Аянъ на компанейскомъ кораблѣ, чтобы отправиться берегомъ въ Петербургъ, но что Ельчаниновъ желаетъ поступить въ экспедиц³ю и остается въ Аянѣ до моего распоряжен³я. Это послѣднее обстоятельство весьма обрадовало меня и въ особенности жену мою, которая не видала своего любимаго и единственнаго брата болѣе 5 лѣтъ.
   28 октября я отправилъ почту въ Аянъ. Донося генералъ-губернатору о всѣхъ моихъ дѣйств³яхъ, я убѣдительно просилъ его, чтобы были высланы въ экспедиц³ю винтовая шхуна и пароходъ, ибо при увеличенномъ кругѣ дѣйств³й экспедиц³и, предстоящаго увеличен³я команды въ оной и крайней необходимости занять постами берегъ до корейской границы, а равно и поставить посты по рѣкамъ Амуру и Уссури, какъ я уже писалъ раньше, въ этихъ судахъ встрѣчается крайняя необходимость. Наконецъ, они также необходимы для точнаго опредѣлен³я направлен³я и состоян³я лиманскихъ фарватеровъ.
   Вмѣстѣ съ этимъ я сообщилъ о распоряжен³яхъ своихъ главному правлен³ю компан³и и г. Кашеварову, котораго просилъ, если возможно, дать всѣ средства къ переѣзду въ Петровское г. Ельчанинова зимнимъ путемъ, а буде это окажется невозможнымъ, то прислать его ко мнѣ съ первымъ судномъ, при открыт³и навигац³и.
   Увѣдомляя В. С. Завойко о приказан³яхъ, данныхъ мною Буссе относительно "Иртыша", я убѣдительно просилъ его самою раннею весною прислать въ Кастри транспортъ "Байкалъ", или другое какое-либо судно, которое онъ сочтетъ возможнымъ прислать, и просилъ, чтобы этому судну пршсазано было непремѣнно зайти въ заливъ Анива, въ Муравьевск³й постъ и въ Императорскую гавань. Я имѣлъ въ виду отправиться на этомъ транспортѣ изъ де-Кастри вдоль татарскаго берега, къ югу.
   Зима наступила морозная и ненастная,- насъ буквально заносило снѣгомъ; однако, благодаря Бога, всѣ команды, обезпеченныя продовольств³емъ и теплой одеждой, были здоровы. Въ Николаевскомъ и Петровскомъ заготовлялся лѣсъ для будущихъ построекъ въ ожидан³и увеличен³я нашихъ командъ съ навигац³ею. Въ Петровскомъ обдѣлывали часовню, иконостасъ которой мастерили изъ миткаля, стараясь, чтобы къ Рождеству Христову возможно было служить въ первомъ храмѣ Бож³емъ въ при-амурскомъ краѣ.
   1 декабря изъ Мар³инскаго поста пр³ѣхалъ г. Петровъ, съ которымъ г. Разградск³й прислалъ донесен³е, что бухты де-Кастри начали покрываться льдомъ 18 октября; въ заливѣ же, съ 25 октября до 10 ноября, носило ледъ, такъ что заливъ всталъ крѣпко только 12 числа этого мѣсяца. Море передъ заливомъ встало 20 ноября. 9 октября шкуна "Востокъ" заходила на одинъ день въ заливъ де-Кастри. Командиръ ея въ письмѣ ко мнѣ сообщалъ, что такъ какъ протока В³яхту, по причинѣ сильнаго течен³я до 4 и 5 узловъ и извилистаго между лайдами и банками узкаго канала, оказалась неудобною и опасною для входа, то онъ бралъ каменный уголь на открытомъ берегу около В³яхту къ S отъ нея.
   За симъ, 15 декабря я послалъ г. Петрова чрезъ Мар³инск³й постъ въ Императорскую гавань, приказавъ ему, что если на пути около Мар³инскаго поста онъ встрѣтитъ оттуда почту, то чтобы возвратился въ Мар³инскъ на смѣну Разградскому, который долженъ пр³ѣхать въ Петровское.
   Къ Рождеству Христову маленькая церковь въ Петровской была готова и въ этотъ велик³й праздникъ мы, въ отдаленныхъ негостепр³имныхъ пустыняхъ нашего сѣверо-востока, впервые молились въ храмѣ Бож³емъ. Всѣ почти мои сотрудники были и отсутств³и; въ Петровскомъ находились только г. Бачмановъ и докторъ Орловъ, а въ Николаевскомъ г. Воронинъ.
   Наступилъ и новый 1854 годъ, но ни съ острова Сахалинъ, ни изъ Императорской гавани извѣст³й не было. Наконецъ, 10 января 1854 года прибылъ Д. И. Орловъ и сообщилъ, что 18 августа онъ высадился съ транспорта "Байкалъ" на западный берегъ острова Сахалина въ селен³е Венду-эси, въ широтѣ 48 °50' 47" N и долготѣ 142° 07' 40" О. Такъ какъ эта мѣстность оказалась неудобною для основан³я поста, то онъ направился вдоль западнаго берега къ S. Свѣж³е противные вѣтры и сильный бурунъ у берега много препятствовали ему въ плаван³и, такъ что только къ вечеру, 25 августа, слѣдуя по направлен³ю StO, онъ могъ достигнуть селен³я и рѣчки Котанъ-Кутури, лежащихъ около 27 верстъ отъ Венду-эси. Широта этого пункта, опредѣленная имъ по мерид³ональной высотѣ солнца 4 37' 45" N, а приблизительная долгота 142° 12' О. Въ 6 верстахъ отъ селен³я Венду-эси при рѣчкѣ Инчара лежитъ селен³е того же имени, на правомъ берегу этой рѣчки, по которой Д. И. Орловъ поднимался на ONO, въ широтѣ 48° 48' 30* N и долготѣ 142° 21' O, лежитъ весьма замѣчательная гора съ двумя пиками. Гору эту г. Орловъ назвалъ горою Невельскаго. На всемъ этомъ пространствѣ въ 1/2 мили отъ берега тянется хребетъ горъ, который, и многихъ мѣстахъ, подходитъ къ морю утесами. Эти горы покрыты лѣсомъ лиственницы и ели. Въ селен³и Котанъ-Кутуру, по случаю крѣпкаго вѣтра отъ NW и сильнаго у берега буруна, онъ провелъ 4 дня. Рѣчка Котанъ-Куруту течетъ отъ ONO по низменной долинѣ; глубина ея на барѣ до 1 1/2 фута, а далѣе до 6 фут.; ширина отъ 8 до 10 саженъ.
   Отъ селен³я Котанъ-Кутуру до селен³я и рѣки Тукунай, и пространствѣ 36 верстъ, берегъ тянется по тому же StO направлен³ю. На этомъ пути до селен³я Отагу, на пространствѣ 28 верстъ берегъ песчаный и возвышенный и покрытъ тучною травою. Цѣпь горъ отъ Котанъ-Кутуру постепенно удаляется отъ берега къ востоку и затѣмъ поворачиваетъ къ SSW; у селен³я Отагу, близъ моря, она образуетъ огромную возвышенную долину, покрытую тучною травою. На этой долинѣ, между параллелями 48° 36' и 48° 24', въ разстоян³и отъ берега отъ 1 до 3 миль, лежитъ огромное озеро Тарайска. Восточный берегъ его гористый. Озеро это въ широтѣ 48° 25' 15'' N и долготѣ по обсервац³и 142° 20' О соединяется съ моремъ протокою того же имени. Протока Тарайска имѣетъ глубину на барѣ 5 футовъ, а далѣе въ озерѣ отъ 7 до 10 фут., ширина ея отъ 10 до 12 саженъ, а длина на NO - 3 1/2 версты. Озеро Тарайска имѣетъ по мерид³ану длину до 18 верстъ, а ширину отъ 2 до 8. Глубина его отъ 2 до 3 1/2 саженъ; берега приглубы. Селен³е и рѣчка Отаксу лежатъ въ 10 верстахъ отъ протоки Тарайска и въ 8 верстахъ отъ Тукунай. Широта селен³я послѣдняго по мерид³ональной высотѣ солнца 48° 15' 28" N, а долгота по счислен³ю 142° 23' О.
   Отъ селен³я Тукуная до селен³я и рѣки Кусунай берегъ имѣетъ общее направлен³е на StW. Цѣпь горъ тянется вдоль всего берега, въ разстоян³и отъ 1 до 1/2 версты отъ моря. При устьѣ рѣки Кусуная она оканчивается возвышеннымъ мысомъ, отъ котораго вдоль праваго берега рѣки Кусунай направляется къ востоку и образуетъ большую долину, простирающуюся до устья рѣки и селен³я Най-Оро, лежащаго въ 12 верстахъ къ S-ду отъ Кусуная. Туземцы ѣздятъ съ западнаго берега на восточный и въ заливъ Анива по рѣкѣ Ку, черезъ хребетъ и по рѣкѣ Менуэ. Берега рѣки Кусунай при устьѣ и вообще вся долина ея до селен³я Най-Оро, представляетъ мѣста, удобныя къ поселен³ю и разведен³ю скотоводства. Грунтъ - черноземъ, покрытый тучною травою. Широта устья Кусуная по полуденной высотѣ солнца - 47° 59' 52" N, а счислимая долгота 142° 15' О; глубина на барѣ при устьѣ отъ 2 1/2 до 3 1/2 ф. Здѣсь г. Орловъ 30-го августа 1854 г., при собран³и жителей селен³я Кусунай (орочанъ и аиновъ) поставилъ постъ и поднялъ военный флагъ. Постъ этотъ, согласно моему приказан³ю, онъ назвалъ Ильинскимъ.
   Свѣж³й противный вѣтеръ продержалъ здѣсь Орлова до 4-го сентября, послѣ чего онъ пошелъ вдоль возвышеннаго берега, къ S-ду. Проплывъ 15 верстъ, онъ достигъ устья рѣки и селен³я Най-Оро, а отсюда пошелъ вдоль берега на StW и черезъ 12 верстъ прибылъ въ селен³е, рѣчку и бухту Сиророко, потомъ чрезъ 12 верстъ приплылъ къ устью рѣчки Туной-Уной, широта котораго, по полуденной высотѣ солнца,- 47° 42' 39" N. Отсюда онъ пошелъ въ селен³е Отто-Хори, при рѣчкѣ того же имени и, по причинѣ сильнаго буруна при SW свѣжемъ вѣтрѣ, долженъ былъ пробыть тамъ сутки. По полуденной высотѣ, широта этого мѣста оказалась 47° 39' 45" N, а долгота по часамъ и обсервац³и - 140° 9' О.
   Отъ селен³я Отто-Хори берегъ принимаетъ направлен³е на SW 5°. Проплывъ вдоль него 7 верстъ, Орловъ пришелъ въ мелководную бухту, рѣчку и селен³е Сенакуеро, а черезъ 6 верстъ достигъ рѣчки и селен³я Такой. Пройдя еще 8 верстъ, онъ къ вечеру 7-го сентября прибылъ въ бухту и селен³е Нотоксамъ. Погода сдѣлалась пасмурная и въ продолжен³е 5 дней стояли свѣж³е вѣтры отъ WSW и WNW, производивш³е сильные буруны. Только утромъ 13-го числа Д. И. Орловъ могъ отправиться далѣе. Слѣдуя вдоль берега на S1/2W, черезъ 10 верстъ онъ достигъ возвышеннаго скалистаго мыса Тубу, широта котораго по мерид³ональной высотѣ солнца 47° 27' 28" N, а долгота по счислен³ю 142° 5' О. Обогнувъ мысъ, онъ вышелъ на устье рѣчки, при которой стояло селен³е Сыро-ро. Отъ этого мыса, вдоль всего берега, къ югу идетъ каменный рифъ, весьма опасный для плаван³я, а въ 2 верстахъ отъ него лежитъ высок³й мысъ Неторо.
   Въ селен³и Сыро-ро Д. И. Орловъ встрѣтилъ амурскихъ гиляковъ Позвейна и Юдина, возвращавшихся изъ селен³я Сиракуса, въ которое они ходили для расторжки съ аинами и японцами. Этимъ гилякамъ, при отправлен³и ихъ туда весною, я поручилъ собрать свѣдѣн³я о заливахъ Идунки и вообще о юго-западномъ берегѣ острова. На предложен³е, сдѣланное имъ Орловымъ, слѣдовать съ нимъ въ заливъ Анива, они не согласились по той причинѣ, что въ такое позднее время идти вдоль этого берега, усѣяннаго каменными рифами, опасно и ранѣе мѣсяца достигнуть Анивы невозможно. Они сказали, что бухты Идунки находятся между каменными рифами и по этому попадать туда въ осеннее время опасно.
   Дмитр³й Ивановичъ, основываясь на ихъ словахъ, убѣдился, что достигнуть до 20-го числа сентября назначеннаго для свидан³я со мною пункта представляется невозможнымъ, и что оставлять людей въ Ильинскомъ постѣ на зиму, по неимѣн³ю продовольств³я, тоже нельзя, и рѣшился возвратиться обратно въ Ильинск³й постъ (Кусунай), куда и прибылъ 22-го сентября.
   Оставивъ тамъ, въ деревнѣ Соторкурера, свою лодку и ящикъ съ товарами, Орловъ нанялъ проводниковъ и двѣ легк³я туземныя лодки и со всѣми людьми Ильинскаго поста, 25-го сентября, направился на восточный берегъ острова Сахалина, съ котораго, по словамъ туземцевъ, только и можно было придти въ Аниву.
   Поднимаясь по рѣкѣ Кусунай на OtS, чрезъ 15 верстъ они пришли къ устью рѣки Спеяни, впадающей къ рѣку Кусунай съ правой стороны. Отъ этого пункта начинается перевалъ чрезъ хребетъ. По причинѣ усталости людей и дурной погоды они остались тамъ ночевать въ юртѣ.
   Глубина бара рѣки Кусунай до 2 1/2 фут. Рѣка эта на проплытомъ пространствѣ имѣетъ ширину отъ 10 до 12 саж., берега ея ровные, возвышенные и покрыты част³ю травою, а част³ю лѣсомъ - ели, березы, осины и кедра. Притоки Кусуная слѣдующ³е: Троконутъ, въ 5-ти верстахъ отъ устья; Большая и Малая Оропе - въ 10-ти и Спеяни - въ 15-ти верстахъ. Кусунай на этомъ пространствѣ не имѣетъ ни шиверовъ, ни пороговъ и течен³е его отъ 1/2 до 1 1/2 узла. Долина рѣки удобна для заселен³я; грунтъ - на 1/2 аршина черноземъ на глиняной и част³ю песчаной подпочвѣ.
   Въ 8 часовъ утра 26-го сентября, оставивъ лодки съ 3-мя проводниками, парт³я пошла пѣшкомъ вверхъ по рѣкѣ Кусунай и чрезъ версту перевалила небольшую возвышенность Чепнани-Хута; потомъ спустилась въ рѣчку Перору-Пести, впадающую въ Кусунай съ лѣвой стороны и. поднявшись по ней на версту, перевалила хребетъ Саругъ-Хунги, имѣющ³й 500 фут. высоты и составляющ³й водораздѣлъ западныхъ рѣкъ отъ восточныхъ. Спустившись съ него, она вышла на лѣвый берегъ рѣчки Хикну-Хунга, впадающей въ рѣку Мануе. Общее направлен³е этого пути StO 5 верстъ.
   Отсюда они отправились по хребту на вершину рѣки Найбу, на OtN и, пройдя по этому направлен³ю около 10-ти верстъ, достигли вершины его; широта этого мѣста по полуденной высотѣ оказалась 48° 58' 20" N, а счислимая долгота 142° 58' О. Съ вершины рѣки Найбу они пошли чрезъ небольшую возвышенность на OSO и чрезъ 5 верстъ вышли на лѣвый берегъ рѣчки Най; пройдя по тому же направлен³ю этимъ берегомъ около 5 верстъ, они достигли, наконецъ, рѣки Мануе. Здѣсь они нашли маленькую лодку, въ которой Д. И. Орловъ съ однимъ матросомъ и проводникомъ спустились до устья Мануе, а остальная команда съ 2 проводниками отправилась туда же, по лѣвому берегу этой рѣки, пѣшкомъ.
   Рѣка Мануе на этомъ пространствѣ течетъ по тому же OSO направлен³ю. Разстоян³е ея до устья рѣчки Най около 10-ти верстъ. Такимъ образомъ, весь путь отъ селен³я Куоунай - западнаго берега острова Сахалина до селен³я и устья рѣки Мануе - восточнаго берега Сахалина - около 45 верстъ, а на прямую менѣе 40 верстъ. Это пространство составляетъ самое короткое разстоян³е между западнымъ и восточнымъ берегомъ острова. Сообщен³е по этому пути удобно и не представляетъ никакихъ затруднен³й къ проложен³ю проѣзжей дороги.
   По мерид³ональной высотѣ солнца, устье рѣки Мануе лежитъ въ широтѣ 47° 54' 38" N, а долгота его 143° 42' O.
   Рѣка Мануе, на пространствѣ, проплытомъ Д. И. Орловымъ, имѣетъ ширину отъ 10 до 25 саж., а глубину отъ 3 до 6 фут.; при устьѣ ея, на барѣ, глубина до 1 1/2 фута; течен³е до 2-хъ узловъ. Оба берега рѣки низменны и покрыты травою и смѣшаннымъ лѣсомъ. Вообще растительность по восточную сторону хребта Саругъ-Хунги, къ Охотскому морю, бѣднѣе растительности по западную сторону этого хребта, къ Татарскому заливу. На это имѣютъ несомнѣнное вл³ян³е льды и туманы, господствующ³е въ Охотскомъ морѣ.
   Послѣ полдня 27-го сентября Д. И. Орловъ отправился изъ селен³я Мануе вдоль берега съ командою пѣшкомъ, а багажъ послалъ на лодкѣ. Обогнувъ увалистый мысъ Никирайбу, онъ чрезъ 4 версты прибылъ въ селен³е Сира-роко, лежащее на устьѣ рѣчки Тар³о-Найбу. Въ этомъ селен³и онъ нанялъ двѣ лодки и поплылъ на нихъ вдоль берега по румбу StO; чрезъ 9 верстъ достигъ селен³я Паро-Найбу, а чрезъ 12 верстъ селен³я Отто, гдѣ и остановился ночевать.
   На другой день, т. е. 28-го сентября, онъ поплылъ вдоль берега на SOtS1/2O и чрезъ 10 верстъ прибылъ въ селен³е Отто-ксамъ; около этого селен³я, по берегу, разбросано много каменнаго угля (по туземному: анса) и янтаря (кую-реко). По наблюден³ю мерид³ональной высоты,- широта опредѣлилась 47° 36' 2" N, a счислимая долгота 142° 45' O. Выйдя изъ селен³я и рѣчки Отоксамъ и слѣдуя по тому же направлен³ю, онъ чрезъ 12 верстъ прошелъ селен³е Ай, а чрезъ 8 прибылъ на ночлегъ къ устью рѣки Найбу. По обоимъ берегамъ этой рѣки расположено селен³е того же имени.
   Рѣка Найбу имѣетъ ширину отъ 25 до 35 саж., глубина рѣки около 15 фут., а на барѣ 6 фут. въ малую воду; течен³е около узла. Мѣстность около этой рѣки лучшая изъ всѣхъ мѣстностей, как³я удавалось видѣть г. Орлову на этомъ берегу. Огромные строевые лѣса, ростущ³е по берегамъ ея, луговыя пространства, черноземная почва и изобил³е въ рѣкѣ различной рыбы представляютъ всѣ удобства для заселен³я. Широта ея устья по мерид³ональной высотѣ солнца опредѣлилась 47° 28' 26" N, а счислимая долгота 142° 25' О. Изъ селен³я Найбу, по рѣкамъ Найбу и Сусоя, съ ихъ протоками, лежитъ самый удобный и кратчайш³й путь въ заливъ Анива, до котораго, по словамъ туземцевъ, около 100 вер. Первоначально Д. И. Орловъ и хотѣлъ слѣдовать этимъ путемъ, но, услышавъ отъ туземцевъ, что изъ Анива идутъ моремъ 6 человѣкъ японцевъ, г. Орловъ, желая встрѣтиться съ ними, чтобы узнать о нашемъ постѣ, оставилъ свое первое намѣрен³е и изъ Найбу поплылъ вдоль берега на SOtS. Пройдя 11 верстъ, онъ встрѣтился съ японцами въ селен³и Сумму и остановился тамъ ночевать. Японцы приняли его дружелюбно, и ласково объяснили, что русск³е поселились у селен³я Тамари, въ заливѣ Анива, и что они уѣхали оттуда, чтобы повидаться съ своими товарищами. Между прочимъ они сказали Орлову, что совершенно спокойно оставили свои дома, такъ какъ увѣрены, что при русскихъ все ихъ имущество въ Тамари будетъ цѣло.
   На другой день, 30-го сентября, Д. И. Орловъ поплылъ вдоль берега по тому же румбу: SOtS; чрезъ 8 верстъ онъ прошелъ селен³е Сусу-уэнай, а чрезъ 7 верстъ мысъ Турей, отъ котораго берегъ принялъ направлен³е StO. Пройдя этимъ курсомъ еще 7 верстъ, къ полудню, онъ достигъ селен³я и рѣчки Иноно-Спай. Широта селен³я, по наблюден³ю Орлова, 47° 13' N, а счислимая долгота 143° 12' О. Оттуда онъ пошелъ далѣе по тому же R StO, и чрезъ 12 верстъ проплылъ селен³е Сума-Окотой, отъ котораго берегъ принялъ направлен³е StW. Пройдя по этому румбу около 15 вер., онъ пришелъ ночевать въ селен³е Обуэ-Сена, широта котораго 47° N, а долгота 143° 10' О.
   1-го октября изъ этого селен³я онъ поплылъ вдоль берега на SSO1/2O и чрезъ 17 верстъ достигъ селен³я и мыса Чанъ-Поко у залива Мордвинова. Широта этого пункта по мерид³альной высотѣ солнца опредѣлилась 46° 52' N, а счислимая долгота 143° 20' О.
   Заливъ Мордвинова, лежащ³й между высокими мысами Ай-Ру и Тунайча, открытъ отъ всѣхъ румбовъ NO четверти. Грунтъ въ заливѣ - дресва и каменья - ненадежный для якорной стоянки. Хотя этотъ заливъ и закрытъ отъ О чрезъ S до W, но, судя по разлогамъ горъ, его окружающихъ SW и SO вѣтры должны быть тамъ жестоки. Южный берегъ залива въ разлогахъ низменный. На этой долинѣ, по словамъ туземцевъ, находятся довольно глубок³я озера, отдѣляющ³яся другъ отъ друга низменными возвышенностями, чрезъ которыя туземцы перетаскивають лодки. Изъ этихъ озеръ выходятъ рѣчки, впадающ³я въ заливъ Анива. Одно изъ нихъ посредствомъ узкаго канала соединяется съ заливомъ Мордвинова; глубина канала на барѣ - 3 фута.
   Изъ селен³я Очахъ-Пока на рѣку Кусунъ-Котонъ, при устьѣ которой расположенъ нашъ постъ и селен³е Тамари, ведутъ два пути: 1-й, ближайш³й, чрезъ хребетъ, а 2-й, дальнѣйш³й, чрезъ упомянутыя озера. Дмитр³й Ивановичъ, имѣя въ виду слишкомъ позднее время года и крайн³й недостатокъ провиз³и, избралъ первый ближайш³й путь и 1-го октября отправился по оному. Сначала онъ пошелъ чрезъ возвышенности на O и, пройдя около 14 верстъ, достигъ р. Кому-Най, впадающей въ одно изъ упомянутыхъ озеръ (Широта этого пункта по мерид³альной высотѣ солнца опредѣлилась 46° 51' 42" N), а потомъ, слѣдуя по R SSW1/2W, чрезъ 10 верстъ, вышелъ на рѣчку Армури, впадающую, такъ же какъ и первая, въ одно изъ сказанныхъ озеръ. Пройдя по румбу WNW1/2W до 6 верстъ, онъ пришелъ къ хребту Арекаре-Этута, высота котораго около 800 футовъ, а перевалъ чрезъ оный около 10-ти верстъ. Выйдя на вершину рѣчки Кусунъ-Котанъ и слѣдуя по лѣвому берегу ея, чрезъ 15 верстъ, онъ наконецъ въ 3 часа дня 2-го октября пришелъ въ Муравьевск³й постъ.
   Такимъ образомъ этимъ путемъ отъ восточнаго берега до залива Анива около 50-ти верстъ.
   Въ то время стоялъ на якорѣ у Муравьевскаго поста транспортъ "Иртышъ". Ма³оръ Буссе отправилъ Д. И. Орлова на этомъ транспортѣ въ Императорскую гавань, куда онъ и прибылъ 10-го октября.
   Наступивш³е вскорѣ морозы, доходивш³е до 10°, и безснѣж³е не дозволяли Орлову до 28-го ноября слѣдовать отсюда ни на лодкѣ, чрезъ заливъ де-Кастри, ни на нартѣ. Въ ожидан³и зимняго пути, онъ опредѣлилъ широту Константиновскаго поста (49° 01' 20" N). 28-го ноября, слѣдуя по морскому берегу, г. Орловъ отправился изъ гавани и къ вечеру того же числа достигъ устья рѣки Тумджицъ. Поднимаясь вверхъ по этой рѣкѣ, на 2-й день онъ догналъ 10 человѣкъ торговавшихъ мангуновъ съ р. Амура, ѣздившихъ на татарск³й берегъ для торговли. Эти мангуны тащили за собою 5 нартъ, нагруженныхъ пушнымъ товаромъ. Не зная пути, Д. И. Орловъ не отлучался отъ попутчиковъ и соразмѣрялъ съ ними свою скорость, дѣлая въ день не болѣе 15 и 20 верстъ.
   Устье рѣки Тумджинъ было покрыто толстымъ льдомъ, но чѣмъ выше подымались по рѣкѣ, тѣмъ ледъ становился тоньше и во многихъ мѣстахъ были огромныя полыньи; это обстоятельство замедлило путешеств³е. Глубина рѣки въ полыньяхъ была отъ 6 до 7 футовъ.
   Проѣхавъ по Тумджину 180 верстъ, они прибыли на устье рѣчки Сололи, впадающей въ Тумджинь съ сѣвера; проѣхавъ по ней около 25 верстъ, они начали подниматься на хребетъ. Чѣмъ далѣе поднимались, тѣмъ снѣгъ становился глубже и глубже и наконецъ достигъ глубины 2 1/2 саженъ. Подъемъ съ рѣки Сололи отлог³й, но спускъ съ него на рѣчку Хоюль почти вертикальный. Высота этого хребта около 1,500 футовъ.
   Спускаясь по Хоюль, они достигли рѣки Яй, или Яви, въ которую она впадаетъ. Яви впадаетъ въ озеро Кизи. Тамъ Д. И. Орломъ встрѣтился съ г. Петровымъ и, согласно упомянутому моему распоряжен³ю, возвратился съ нимъ въ Мар³инск³й постъ; они прибыли туда 28 декабря, въ 10 ч. утра. Весь путь изъ Императорской гавани до Мар³инскаго поста Д. И. Орловъ совершилъ въ 30 сутокъ.
   Г. Петровъ остался въ Мар³инскомъ посту, а г. Разградск³й отправился вмѣстѣ съ Орловымъ въ Петровское.
   Въ заключен³и своего донесен³я Дмитр³й Ивановичъ пишетъ:
   "Свыкаясь съ языкомъ туземцевъ осмотрѣннаго мною пространства острова Сахалина, я замѣтилъ: 1-е) что народъ, обитающ³й въ средней и южной частяхъ Сахалина, состоитъ изъ 2-хъ племенъ: Куги и Ороксей. Куги - га самая отрасль курильцевъ, которые обитаютъ на сѣверныхъ Курильскихъ островахъ; языкъ ихъ совершенно такой же, какъ и нашихъ курильцевъ; ороксы или орочены - тѣ же, что и наши удск³е тунгусы, пришедш³е сюда, какъ можно было замѣтить изъ разсказовъ туземцевъ, болѣе 200 лѣтъ тому назадъ. Они размѣстились по всѣмъ селен³ямъ острова Сахалина, начиная отъ Дуэ, и смѣшались съ кугами.
   "Оба эти племени называютъ Сахалинъ - Карафту и считаютъ себя на одинъ родъ съ лоча (русскими), которые къ нимъ пришли съ Хвостовымъ и Давыдовымъ прежде японцевъ. Послѣдн³е стали появляться сюда, по словамъ туземцевъ, гораздо позже русскихъ и то пр³ѣзжали сначала съ Мацмая для рыбнаго промысла только и для торговли, а поселились очень недавно .
   "Всѣ упомянутые народы гостепр³имны, ласковы, кротки, трусливы и такъ трудолюбивы, что рѣдко можно застать ихъ утромъ безъ дѣла. Дома ихъ состоятъ изъ юртъ, обставленныхъ столбами и досками и покрытыхъ корьемъ; посрединѣ юрты очагъ, а по стѣнамъ лавки, на которыхъ спятъ; полъ устланъ досками. Лѣтомъ они перекочевываютъ на рыбные промыслы. Японцы нанимаютъ ихъ за водку, табакъ, рисъ и домашнюю утварь для ловли рыбы, но это вознагражден³е сравнительно съ работою слишкомъ ничтожно, и, кромѣ того, японцы обращаются съ ними какъ съ своими рабами, такъ что туземцы не любятъ ихъ и изъявляли мнѣ удовольств³е за то, что мы поселяемся у нихъ. Религ³я ихъ, а равно и одежда, такая же, какъ и у инородцевъ при-амурскаго края.
   "На всемъ обслѣдованномъ мною пространствѣ острова Сахалина нѣтъ ни однаго мѣста, удобнаго для якорной стоянки судовъ; въ отношен³и же основан³я земледѣльческаго поселен³я самыя лучш³я мѣста слѣдующ³я: долина озера Тарайска, лежащая между селен³ями Кутанъ-Туру и Тарайска (48° 38' и 48° 25' N широты), долины рѣкъ: Кусунай (48° 59' широты) и Отто-Хори (47° 42' 39" широты), а на восточномъ берегу долины рѣкъ: Мануэ (47° 51' широты), Найбу (47° 28' широты) и Иноно-Снай (47° 13' широты). Въ особенности замѣчательна долина озера Тарайска и Кусунай на западномъ берегу и Найбу на восточномъ, потому что въ протоку Тарайска и рѣки: Кусунай и Найбу, въ большую воду, могутъ свободно входить суда, сидящ³я въ водѣ до 11-ти футовъ. Отъ селен³я Ванду-Эса до рѣки Катанъ-Куру (отъ 48° 48' до 48° 40' широты на западн. берегу) находится въ большомъ количествѣ и хорошаго качества точильный и оселочный камень и желтая охра"..
   Командиръ транспорта "Иртышъ", лейтенантъ Гавриловъ, отъ 26-го ноября, донесъ, что на пути изъ Петровскаго къ заливу Анива транспортъ былъ задержанъ противными свѣжими вѣтрами, такъ что только 1-го октября онъ достигъ мыса Анива. Въ транспортѣ открылась значительная течь и поврежден³е въ рулѣ. Кромѣ того, начала болѣть команда. Принимая во вниман³е всѣ эти обстоятельства, онъ никакъ не могъ рѣшиться идти въ такомъ положен³и и въ такое позднее время въ Петропавловскъ. Обо всемъ этомъ онъ представилъ начальнику Муравьевскаго поста, Н. В. Буссе, объясняя, что такъ какъ около поста и вообще въ заливѣ Анива нѣтъ ли одного мѣста, удобнаго для зимовки транспорта, то необходимо идти на зимовку въ ближайшую къ нему Императорскую гавань. Онъ просилъ Н. В. Буссе, согласно даннымъ мною приказан³ямъ, перемѣнить больныхъ людей здоровыми и снабдить его одеждою и всѣмъ необходимымъ для зимовки команды, пришедшей въ такое позднее время въ пустыню; но Николай Васильевичъ не принялъ его просьбы и отправилъ его безъ всякаго снабжен³я, не смотря на то, что въ посту было всего въ изобил³и. "Мнѣ предстояло", пишетъ г. Гавриловъ, "или погибать въ морѣ, на пути въ Петропавловскъ, или выдержать въ Императорской гавани всѣ трудности зимовки безъ надлежащаго снабжен³я. Уповая на Бога, я вынужденнымъ нашелся избрать послѣднее, и 10-го октября едва добрался до Императорской гавани. Течь въ транспортѣ съ каждымъ днемъ усиливалась, а руль почти бездѣйствовалъ, такъ что предъ входомъ въ гавань мы должны были править румпель-талями. Больныхъ людей Буссе также не замѣнилъ здоровыми, отзываясь, что и у него должны быть не больные, а здоровые люди. Не смотря на всѣ заботы начальника Константиновскаго поста, Н. К. Бошняка, достать свѣжей провиз³и у туземцевъ и облегчить участь больныхъ, ни того, ни другаго сдѣлать было невозможно. Между командою съ 1-го же ноября уже начала обнаруживаться скорбутная болѣзнь, такъ что въ настоящее время почти треть команды больны ею и одного уже мы потеряли".
   Командиръ корабля "Николай" Клинковстремъ донесъ, что наступивш³е жесток³е противные вѣтры, поздн³й приходъ транспорта (11-го октября) въ Императорскую гавань, недостатокъ команды и, наконецъ, неизвѣстность Татарскаго залива и наступивш³е внезапно морозы, понудили его остаться на зимовку въ этой гавани. "Впрочемъ", заключаетъ г. Клинковстремъ, "команда имѣетъ въ изобил³и, какъ продовольственныхъ предметовъ, такъ и одежды, а потому я надѣюсь, что зимовка эта, Богъ милостивъ, минуетъ благополучно. Въ настоящее время больныхъ въ командѣ нѣтъ и корабль стоитъ почти вплоть у берега, на которомъ расположенъ Константиновск³й постъ".
   Начальникъ Константиновскаго поста, лейтенантъ Бошнякъ, въ то же время сообщилъ мнѣ, что внезапное стечен³е болѣе 70-ти человѣкъ въ мѣстѣ пустынномъ, гдѣ предполагалось зимовать только 8 человѣкамъ (для которыхъ выстроена еще лѣтомъ изба), недостатокъ въ необходимыхъ запасахъ для команды "Иртыша", который явился сюда буквально почти безо всего, съ появившеюся уже между его командою болѣзн³ю, и, наконецъ, наступивш³е морозы до 25° съ мятелями и снѣгами, препятствующ³е доставать что либо у туземцевъ съ рѣки Тумджинъ (которые, равно какъ и окрестные жители гавани, по не приходу осенней рыбы и сами голодаютъ),- ставятъ его въ самое критическое положен³е. "При такомъ положен³и вещей", писалъ Бошнякъ, "надобно ожидать весьма печальнаго исхода этой зимовки, особливо относительно команды "Иртыша*, которую г. Буссе не позаботился снабдить всѣмъ нужнымъ и не перемѣнилъ даже больныхъ людей". Шкуна "Востокъ" заходила на одни сутки въ Императорскую гавань. Командиръ ея Римск³й-Корсаковъ, сочувствуя такому недостаточному снабжен³ю команды транспорта, удѣлилъ отъ себя все, что у него было, какъ то: сахара, чая и 12 банокъ презервовъ, но всего этого далеко недостаточно было даже для больныхъ, которыхъ въ то время, изъ команды "Иртыша", было уже 12 человѣкъ. "Внутренн³я бухты гавани", сообщалъ Бошнякъ, "17-го числа октября покрылись прочнымъ льдомъ, а съ 20-го числа этого мѣсяца мы уже ходили по льду. Черезъ двѣ недѣли, свѣжимъ сѣвернымъ вѣтромъ разломало ледъ въ Александровской бухтѣ, море же въ двухъ миляхъ отъ гавани совсѣмъ не покрывалось льдомъ. Такой жестокой зимы, какая нынѣ, туземцы не запомнятъ.
   "Всѣ эти обстоятельства заставляютъ меня просить", пишетъ Бошнякъ, "объ оказан³и намъ возможной помощи, главное въ медикаментахъ, чаѣ, свѣжей провиз³и и теплой одеждѣ, хотя надежда на возможность доставлен³я весьма сомнительна. При всемъ старан³и моемъ нанять туземныя нарты, никто изъ туземцевъ не взялся ѣхать не только съ грузомъ, но и на легкихъ нартахъ. Путь какъ чрезъ Тумдж

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа