Главная » Книги

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России, Страница 19

Невельской Геннадий Иванович - Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Н. Н. Муравьевъ передалъ мнѣ при этомъ Высочайшую благодарность и съ теплымъ сочувств³емъ выразилъ и свою глубокую признательность за всѣ дѣйств³я и распоряжен³я мои, постоянно направлявш³яся къ важной государственной цѣли, и сообщилъ мнѣ таковую же признательность отъ князя Меньшикова и министра внутреннихъ дѣлъ Льва Алексѣевича Перовскаго, бывшаго постоянно первымъ заступникомъ оныхъ, какъ предъ Государемъ Императоромъ, такъ и во всѣхъ комитетахъ, назначавшихся по амурскому дѣлу Его Величествомъ. Николай Николаевичъ при этомъ передалъ мнѣ отъ Льва Алексѣевича браслетъ для жены моей, раздѣлявшей съ нами всѣ лишен³я и опасности, прося ее принять подарокъ, въ знакъ глубочайшаго его къ женѣ моей уважен³я.
   Спускъ нашей флотил³и съ генералъ-губернаторомъ по Амуру, отъ Усть-Стрѣлки до Мар³инскаго поста, по разсказамъ спутниковъ Н. Н. Муравьева, совершался такъ:
   Вступивъ въ воды рѣки Амура 18-го мая, флотил³я 20-го мая подошла къ мѣсту гдѣ 165 лѣтъ тому назадъ, существовалъ Албазинск³й острогъ, слѣды котораго еще были видны. Приставъ къ этому пустынному холму, священному по предан³ямъ, музыка на флотил³и играла "Коль славенъ нашъ Господь въ С³онѣ", на всѣхъ судахъ скомандовали на молитву, всѣ встали и сняли шапки. Въ этомъ молитвенномъ приближен³и къ мѣсту древняго обиталища нашихъ соотечественниковъ, уже давно почившихъ, слышалось благоговѣйное почтен³е потомковъ къ историческому пепелищу, драгоцѣнному каждому русскому сердцу. За молитвой слѣдовалъ народный гимнъ, при звукахъ котораго всѣ вступили на албазинскую почву. "Что-то родное сказалось сердцу, когда мы вышли на должну, гдѣ жили русск³е люди, гдѣ они такъ долго и храбро отстаивали права своего владѣн³я. Первымъ движен³емъ каждаго было подняться да остатки албазинскаго вала и осмотрѣть его въ подробности, и первымъ взошелъ на оный Н. Н. Муравьевъ. За нимъ мы всѣ преклонили колѣна праху почившихъ храбрыхъ и доблестныхъ защитниковъ Албазина."
   28-го мая флотил³я подошла къ манджурскому городу Саха-Хальянъ-Уда-Хотонъ (Айгунъ). Генералъ-губернаторъ, остановившись на ночлегъ при устьѣ рѣки Зеи, послалъ впередъ на лодкѣ чиновниковъ Свербѣева и Сычевскаго, которые передали исправлявшему тогда должность губернатора города Айгуна, Мейреинъ-Джангинъ Хуцумбу, коп³ю съ листа, отправленнаго въ Пекинъ. Губернаторъ города Айгуна не получилъ тогда еще отъ своего правительства извѣст³я о намѣрен³и русскихъ плыть по Амуру, а потому и представилъ невозможность пропуска русской флотил³и мимо города. Въ то время, когда гг. Свербѣевъ и Сычевск³й откланивались Мейреинъ-Джангдну, къ нему вбѣжалъ старикъ хафанъ (чиновникъ), всталъ на колѣни и съ испугомъ донесъ, что по Амуру словно туча, идутъ русск³я суда, запрудивш³я всю рѣку, что у пристани остановилось большое судно и нѣсколько лодокъ. Послѣ этого, двое изъ высшихъ манджурскихъ чиновниковъ, принятыхъ генералъ-губернаторомъ на пароходъ "Аргунь", желали только, чтобы русская флотил³я скорѣе миновала только городъ. Затѣмъ генералъ имѣлъ торжественное свидан³е съ губернаторомъ Айгуна на берегу, въ особо устроенной палаткѣ.
   Продолжая путь далѣе, флотил³я 30-го мая достигла устья рѣки Буреи, 2-го ³юня миновала устья рѣки Сунгари, а 5-го - рѣки Уссури, гдѣ и было получено отъ меня письмо, отправленное съ гольдомъ еще до вскрыт³я рѣки, на имя начальника отряда, который долженъ спускаться по Амуру {Письмо это заключалось въ моей просьбѣ, чтобы начальникъ отряда оставилъ тамъ постъ.}. Послѣ ожидан³я окончан³я плаван³я по неизвѣстной рѣкѣ, которая была въ то время въ такомъ высокомъ разливѣ, что баржа часто проплывала по верхушкамъ растущаго на островахъ тальника, за который иногда задѣвалъ колесами пароходъ "Аргунь", 9-го ³юня флотил³я находилась въ окрестностяхъ деревни Май, около 150 верстъ ниже устья рѣки Уссури. За неимѣн³емъ карты Амура, длину рѣки измѣряли по географической картѣ Аз³и, и поэтому полагали, что флотил³я подходила къ озеру Кизи. Въ этотъ день внезапно налетѣлъ шквалъ, которымъ къ нѣсколько минутъ разбросало по берегу и потопило наши суда, такъ что въ этотъ критическ³й моментъ флотил³я едва не потеряла весь свой грузъ. Два дня было употреблено для просушки пров³анта у низменнаго острова, названнаго въ память празднуемаго въ этотъ день святого, островомъ св. Кирилла. Въ вечеру 10-го ³юня, замѣчена была на рѣкѣ лодка, шедшая подъ парусомъ, и въ ней морской офицеръ. Всѣ столпились на берегу около Н. Н. Муравьева и съ нетерпѣн³емъ ожидали извѣст³я. Еще лодка не успѣла подойти къ берегу, какъ генералъ-губернаторъ спросилъ офицера: далеко ли до Мар³инскаго поста? Офицеръ отвѣчалъ: около 500 верстъ,- что непр³ятно разочаровало всѣхъ ожидавшихъ близкаго конца плаван³я. Офицеръ этотъ былъ мичманъ Разградск³й; онъ донесъ генералъ-губернатору, что я вмѣстѣ съ нимъ ожидалъ здѣсь флотил³ю и надѣялся, согласно увѣдомлен³ю, встрѣтить ее здѣсь около исхода мая. Разградск³й передалъ отъ меня письмо, въ которомъ, какъ выше объяснено, я убѣдительно просилъ Н. Н. Муравьева оставить на устьяхъ рѣки Уссури и Хунгари посты.
   "До этого пункта", говорили мнѣ Н. Н. Муравьевъ и всѣ его спутники, "мы находили большую часть прибрежныхъ деревень пустыми, жители бѣжали отъ страха; но отсюда вступили въ страну, какъ бы давно принадлежавшую Росс³и. На встрѣчу къ намъ выходили гольды въ сопровожден³и стариковъ, въ родѣ старостъ, которые съ любопытствомъ на насъ смотрѣли, приносили въ изобил³и рыбу и выставляли вездѣ проводниковъ (лоцмановъ), которыхъ до этого времени мы нигдѣ не могли достать. На этомъ пути явился торгующ³й манджуръ съ своими прикащиками и, бросившись на колѣни предъ генераломъ, извинялся, что онъ производить здѣсь торговлю безъ дозволен³я русскихъ, почему и просилъ выдать ему на это разрѣшен³е. По этому, говорили мнѣ спутники Н. Н. Муравьева, нельзя было не удивляться тому огромному вл³ян³ю, которое при ничтожныхъ средствахъ и въ столь короткое время пр³обрѣла амурская экспедиц³я не только на инородцевъ этого края, но и на манджуровъ. Здѣсь-то ясно предъ нами обнаружилась неосновательность С.-Петербургскихъ воззрѣн³й и данныхъ оттуда повелѣн³й ограничивать дѣйств³я экспедиц³и какой-то землею гиляковъ. Здѣсь мы оцѣнили всю важность и справедливость вашего донесен³я, что нижне-при-амурск³й край по праву долженъ принадлежать Росс³и, а не Китаю".
   Съ прибыт³емъ въ Мар³инск³й постъ, Н. Н. Муравьевъ объявилъ мнѣ, что 350 человѣкъ, подъ начальствомъ назначеннаго помощникомъ губернатора Камчатки и командиромъ 47-го флотскаго экипажа, капитана 2-го ранга Арбузова и инженернаго поручика Мровинскаго, должны слѣдовать въ заливъ де-Кастри, а оттуда на транспортахъ "Иртышъ" и "Двина" въ Петропавловскъ. Сотня конныхъ казаковъ и горная батарея (4 оруд³я) остаются въ Мар³инскомъ постѣ, остальные же 150 человѣкъ должны слѣдовать въ Николаевск³й постъ. "По Высочайшему повелѣн³ю", сказалъ мнѣ Николай Николаевичъ, "суда отряда адмирала Путятина: фрегатъ "Паллада" и шхуна "Востокъ" должны войти въ рѣку Амуръ, почему всѣ команды этихъ судовъ, а равно и команда Константиновскаго поста, должны зимовать въ Николаевскомъ посту; люди же Муравьевскаго поста должны на компанейскихъ судахъ отправиться въ Ситху." Такимъ образомъ, въ нашихъ постахъ Мар³инскомъ и Николаевскомъ, гдѣ помѣщалось только 35 человѣкъ, должно было зимовать около 900 человѣкъ.
   Послѣ двухъ-дневнаго отдыха командамъ, совершившимъ такое дальнее и утомительное плаван³е по рѣкѣ совершенно неизвѣстной, приступлено было: а) къ передвижен³ю на пароходѣ "Аргунь" и гребныхъ судахъ по озеру Кизи и далѣе сухопутно въ заливъ де-Кастри отряда г. Арбузова, для отправлен³я оттуда на транспортахъ на подкрѣплен³е Петропавловска; б) къ отправлен³ю людей въ Николаевск³й постъ и къ приготовлен³ю въ ономъ помѣщен³я, какъ для этихъ людей, такъ равно и для команды фрегата "Паллада", и в) къ приготовлен³ю помѣщен³я на зиму для людей, долженствовавшихъ остаться въ Мар³инскомъ посту.
  

ГЛАВА XXVIII.

Донесен³е Завойко изъ Петропавловска о недостаткѣ продовольств³я.- Мнѣн³е генералъ-губернатора и прибывшихъ съ нимъ лицъ о нашей границѣ съ Китаемъ. - Представлен³е мое генералъ-губернатору о невозможности ввести фрегатъ "Палладу" въ лиманъ безъ паровыхъ средствъ. - Смерть моей дочери и болѣзнь жены.- Соглашен³е Н. Н. Муравьева и Е. В. Путятина о вводѣ судовъ въ амурск³й лиманъ.- Прибыт³е Муравьева въ Петровское.- Донесен³е Н. Н. Муравьевъ о моихъ дѣйств³яхъ.- Путешеств³е на оленяхъ изъ Петровскаго въ Николаевскъ.- Предположен³е о непр³ятелѣ.- Неудачный вводъ фрегата "Паллада" въ лиманъ.- Отправлен³е генералъ-губернатора и его распоряжен³я.- Предписан³е его мнѣ отъ 10-го августа.- Предписан³е Унковскому.- Мое путешеств³е съ семействомъ изъ Петровскаго въ Николаевскъ.- Фрегатъ "Паллада" въ Императорской гавани.- Распоряжен³я мои о размѣщен³и командъ.- Генералъ-губернаторъ въ Аянѣ.- Шхуна "Востокъ".- Корабль р.-а. к. "Ситха".- Транспортъ "Байкалъ".- Плаван³е шхуны "Востокъ".- Донесен³е Римскаго-Корсакова о побѣдѣ въ Петропавловскѣ.

  
   Вслѣдъ за уходомъ въ де-Кастри отряда Арбузова, я вмѣстѣ съ генераломъ послѣдовалъ туда же. Н. Н. Муравьевъ изъ де-Кастри пошелъ на шхунѣ "Востокъ" въ Императорскую гавань, чтобы передать Е. В. Путятину Высочайшее повелѣн³е и, по соглашен³ю съ нимъ, сдѣлать надлежащее распоряжен³е. 24-го ³юня отрядъ Арбузова на транспортахъ "Иртыпгъ" и "Двина", съ продовольств³емъ на весь путь до Петропавловска, а равно и съ пров³антомъ, привезеннымъ на "Байкалѣ", вышелъ по назначен³ю. Чрезъ нѣсколько часовъ послѣ ухода изъ де-Кастри этихъ судовъ, пришелъ въ заливъ изъ Петропавловска корветъ "Оливуца" съ донесен³емъ отъ В. С. Завойко, "что онъ не въ состоян³и продовольствовать вновь прибывшую команду, потому что пров³анта для находившихся въ Петропавловскѣ командъ и жителей едва только достанетъ до 1-го ноября, и что въ виду военныхъ обстоятельствъ, снабжен³е порта моремъ на компанейскихъ кругосвѣтныхъ судахъ (какъ то дѣлалось) весьма сомнительно, а если суда эти, по какому либо счастливому случаю, и успѣютъ войти въ портъ, то и тогда они привезутъ только годовое продовольств³е, разсчитанное на то только число людей, которое нынѣ находится.
   Всѣ вышеизложенные факты весьма знаменательны въ истор³и при-амурскаго и при-уссур³йскаго края. Они составляютъ трет³й краеугольный камень, положенный амурскою экспедиц³ею въ основан³е къ признан³ю этого края за Росс³ею. Эти факты ясно обнаруживаютъ, что оплотомъ для Росс³и на отдаленномъ ея востокѣ никогда не могъ быть Петропавловскъ, и что вся сила ея съ этой стороны заключалась единственно въ этомъ краѣ. Но къ несчаст³ю тогда еще не вполнѣ сознавали это послѣднее, весьма важное обстоятельство, такъ что и разрѣшен³е сплава по рѣкѣ Амуру было мотивировано главнымъ образомъ тѣмъ, чтобы подкрѣпить Петропавловскъ, который полагали сдѣлать главнымъ нашимъ портомъ на Восточномъ океанѣ. Я очень сожалѣлъ тогда, что на устьяхъ Уссури и Хунгари не были поставлены посты, а также, что мое предложен³е о мелкихъ постахъ на Сахалинѣ было отклонено; но въ то время всѣ были того мнѣн³я, что намъ вовсе ненадобно идти далѣе лѣваго берега Амура, что обладан³е этимъ берегомъ и должно составлять конечную цѣль нашихъ здѣсь дѣйств³й, т. е. желали положить границу съ Китаемъ по лѣвому берегу Амура. Таковы были мнѣн³я и убѣжден³я лицъ, отъ которыхъ зависѣло направлен³е нашихъ дѣйств³й въ этомъ краѣ. Эти убѣжден³я раздѣляли тогда и всѣ почти личности, прибывш³я съ генералъ-губернаторомъ, но, какъ мы увидимъ ниже, факты весьма скоро обнаружили всю неосновательность такого мнѣн³я и всю справедливость постоянныхъ моихъ представлен³й о томъ, что рѣка Амуръ составляетъ только лишь базисъ нашихъ здѣсь дѣйств³й, главная же и конечная цѣль оныхъ долженъ быть уссур³йск³й бассейнъ и его прибрежье.
   Въ виду ввода фрегата "Паллада" въ рѣку Амуръ, и объяснилъ генералъ-губернатору, что вслѣдств³е неприсылки въ экспедиц³ю просимыхъ мною надлежащихъ средствъ для изслѣдован³я лимана и обезпечен³я по оному плаван³я, война въ этомъ отношен³и застала насъ совершенно врасплохъ, ибо съ ничтожнѣйшими средствами экспедиц³и мы послѣ 1849 года едва могли только опредѣлить болѣе или менѣе точное направлен³е лиманскихъ прибрежныхъ фарватеровъ, которымъ фрегатъ, при осадкѣ 22 футовъ, пройти не можетъ. Существуетъ, правда, надежда, говорилъ я генералъ-губернатору, отыскать болѣе глубок³й фарватеръ, который, по слухамъ туземцевъ, находится въ лиманѣ, но, до случаю обширности лимана, усѣяннаго лабиринтомъ банокъ и мелей и при неправильныхъ и быстрыхъ течен³яхъ, опредѣлен³е онаго въ короткое время не только затруднительно, но и сомнительно. Въ случаѣ неудачной попытки къ отыскан³ю подобнаго фарватера, остается одно средство - вести разгруженный фрегатъ по сахалинскому каналу и чрезъ баръ сѣвернаго фарватера, ибо при сизиг³яхъ на этомъ барѣ глубину можно полагать до 19 футовъ, но въ такомъ случаѣ необходимо, чтобы не были упущены сизиг³йныя воды въ исходѣ августа и чтобы при проводкѣ фрегата были сосредоточены всѣ наши паровыя средства. При всемъ томъ, чтобы быть увѣреннымъ въ возможности провести фрегатъ этимъ путемъ, необходимо прежде всего произвести на шхунѣ "Востокъ" изслѣдован³е бара сѣвернаго фарватера и самаго фарватера. Наконецъ, во всякомъ случаѣ, прежде чѣмъ вести по лиману фрегатъ, необходимо, чтобы онъ былъ совсѣмъ разгруженъ и чтобы при немъ, во время проводки, постоянно находилась шхуна "Востокъ", а въ помощь ей пароходъ "Аргунь"; особенно необходима шхуна, такъ какъ "Аргунь" при сильной толчеѣ и волнен³и въ сѣверной части лимана плавать не можетъ. Вслѣдств³е этихъ объяснен³й, генералъ-губернаторъ, при отправлен³и своемъ въ Императорскую гавань, и поручилъ мнѣ ожидать его въ Николаевскѣ, дабы оттуда, на шхунѣ "Востокъ", идти съ нимъ по сѣверному лиманскому прибрежному каналу и лично хорошенько ознакомиться съ каналомъ и съ его баромъ и тѣмъ опредѣлить положительно, можетъ ли разгруженный фрегатъ "Паллада" пройти этотъ баръ въ сизиг³йную августовскую воду. Фрегатъ приказано было у мыса Лазарева въ лиманѣ разгрузить и по разгрузкѣ вести по лиману, имѣя при немъ непремѣнно шхуну "Востокъ" и пароходъ "Аргунь".
   По уходѣ изъ де-Кастри Н. Н. Муравьева, я отправился въ Мар³инск³й постъ, гдѣ ожидало меня тяжко-грустное извѣст³е изъ Петровскаго: старшая несчастная дочь моя умерла и жена была очень больна. Получивъ это, я с³ю же минуту на байдаркѣ отправился въ Петровское. Жену засталъ я едва только оправившейся отъ этой потери и тяжкой болѣзни. Тяжело было намъ, родителямъ, видѣть могилу нашей малютки на пустынной петровской кошкѣ! Тяжко было испытан³е это намъ, и безъ того отрѣзаннымъ пустыней отъ всего свѣта, но, что дѣлать,- эта жертва, тяжкая для насъ, родителей, была данью исполнен³я долга, направленнаго къ благу отечества!
   Съ прибыт³емъ въ Петровское корабля р.-а компан³и, на немъ пришедъ изъ Аяна братъ жены моей, мичманъ Николай Ивановичъ Ельчаниновъ, котораго она не видала болѣе 6-ти лѣтъ. Это свидан³е благотворно подѣйствовало на жену мою въ ея тяжкой горести.
   Пробывъ трое сутокъ въ Петровскомъ, я отправился въ Николаевское, чтобы встрѣтить тамъ Н. Н. Муравьева и съ нимъ, на шхунѣ "Востокъ", осмотрѣть баръ сѣвернаго фарватера, ибо вводъ фрегата "Палдада" въ рѣку болѣе всѣхъ меня озабочивалъ; тѣмъ болѣе, что при нзвидистыхъ лиманскихъ канадахъ и быстрыхъ течен³яхъ, ясно было видно, что паровыя средства наши весьма были для этого недостаточны.
   Между тѣмъ, Николай Николаевичъ, условившись съ адмираломъ Ефимомъ Васильевичемъ Путятинымъ о снят³и поста, о вводѣ фрегата въ лиманъ и о разгрузкѣ онаго у мыса Лазарева, отправился обратно въ заливъ де-Кастри, въ которомъ начальникомъ Александровскаго поста былъ назначенъ мною молодой лейтенантъ Яковъ Ивановичъ Купренновъ (сынъ адмирала Ивана Антоновича Еупреннова), поступивш³й на службу въ экспедиц³ю.
   Изъ де-Кастри шхуна "Востокъ" съ генералъ-губернаторомъ пошла въ лиманъ. Корветъ "Оливуца" былъ отправленъ въ Петропавловскъ съ распоряжен³емъ камчатскому губернатору В. С. Завойко: укрѣплять этотъ портъ и защищаться въ ономъ. Транспортъ "Байкалъ" долженъ былъ ожидать у мыса Лазарева фрегатъ "Паллада". Генералъ-губернаторъ, осмотрѣвъ на шкунѣ "Востокъ" рейдъ и мѣстность у мыса Лазарева, пошелъ по сахалинскому каналу, пытаясь отыскать на этомъ пути средн³й каналъ. Попытка эта оказалась тщетною: сильнымъ течен³емъ шхуну прижало къ банкамъ, на которыхъ она и простояла около 20 часовъ. Это обстоятельство и противные вѣтра замедлили плаван³е шхуны, а генералъ-губернаторъ, между тѣмъ, спѣшилъ отправить чрезъ Аянъ свои донесен³я. Вслѣдств³е этого, онъ отложилъ свое намѣрен³е зайти за мною въ Николаевскъ и направился изъ лимана прямо въ Петровское. Оттуда онъ далъ мнѣ знать, чтобы я немедленно спѣшилъ къ нему.
   Вопросъ о томъ, возможно или нѣтъ ввести въ рѣку фрегатъ "Палдада", такимъ образомъ, разрѣшенъ еще не былъ.
   Адмиралъ Путятинъ, снявъ Константиновск³й постъ, 16-го ³юля съ фрегатомъ "Паллада" пришедъ къ мысу Лазарева. Довольно сильное течен³е на рейдѣ около этого мыса и отмелый берегъ не дозволили производить разгрузку фрегата, особенно выгрузку артиллер³и. Для послѣдняго было необходимо устроить пристань, а для всѣхъ матер³аловъ и шкиперскихъ запасовъ - магазинъ. Команда фрегата, поэтому, немедленно приступила къ сказаннымъ работамъ.
   Въ это же время, 18-го ³юля, пришелъ въ заливъ де-Кастри 52-хъ пушечный фрегатъ "Д³ана", подъ командою капитана 2-го ранга Степана Степановича Лесовскаго. Этотъ фрегатъ былъ посланъ изъ Кронштадта на смѣну фрегата "Паллада", который послѣ выдержаннаго имъ шторма, по донесен³ю адмирала Путятина, оказался совершенно ненадежнымъ къ обратному плаван³ю изъ Япон³и и долженъ былъ по этому быть оставленъ въ Петропавловскѣ. Такимъ образомъ 20-го ³юля въ лиманѣ у мыса Лазарева соединились оба фрегата.
   Между тѣмъ, генералъ-губернаторъ, придя на шхунѣ "Востокъ" въ Петровское, 15-го ³юля отправилъ на оной въ Аянъ часть своего штаба и курьеромъ въ Петербургъ ма³ора М. С. Корсакова съ донесен³ями о благополучномъ сплавѣ и о всѣхъ упомянутыхъ своихъ распоряжен³яхъ. Въ донесен³и этомъ относительно дѣйств³й амурской экспедиц³и, онъ писалъ:
   "Не доходя около 900 верстъ до устья рѣки Амура, флотил³я вступила въ край, какъ бы давно принадлежащ³й Росс³и. Отважныя и рѣшительныя дѣйств³я начальника амурской экспедиц³и и всѣхъ его сотрудниковъ заслуживаютъ полной признательности. Не смотря на лишен³я, трудности, опасности и ничтожество средствъ, при которыхъ дѣйствовала эта экспедиц³я, она въ столь короткое время успѣла подчинитъ своему вл³ян³ю не только дик³я племена здѣсь обитающ³я, но даже и самыхъ манджуровъ, пр³ѣзжающихъ сюда для торговли. Она фактически указала намъ на важное значен³е этого края для Росс³и и разсѣяла всѣ заблужден³я, как³я до сихъ поръ объ этомъ краѣ имѣлись".
   20-го ³юля, я вмѣстѣ съ генералъ-губернаторомъ и капитаномъ 2-го ранга Козакевичемъ изъ Петровскаго отправились чрезъ горы, верхомъ на оленяхъ, въ Николаевское, куда и прибыли 19-го числа. Шхунѣ "Востокъ" изъ Аяна приказано было возвратиться въ Николаевское. Непр³ятель ни въ Татарск³й заливъ, ни въ Охотское море не показывался; изъ чего можно было заключить, что все вниман³е его было обращено на Петропавловскъ.
   Въ Николаевскомъ въ то время было 3 домика: казарма для 25 человѣкъ команды, пакгаузъ и домикъ для офицера. По прибыт³и туда людей изъ Мар³инскаго поста, тамъ начали строить, подъ наблюден³емъ А. И. Петрова, три флигеля и 2 больш³я казармы для помѣщен³я какъ этихъ людей, такъ равно и команды фрегата "Паллада" съ офицерами. Вокругъ поста былъ дремуч³й лѣсъ и тайга. Генералъ-губернаторъ, осмотрѣвъ окрестности этого поста и устья рѣки Амуръ, назначилъ пункты, гдѣ должны бытъ укрѣплен³я для защиты устья. 26-го ³юля отъ мыса Лазарева на вельботѣ прибылъ въ Николаевскъ адмиралъ Путятинъ и, по совѣщан³и съ Н. Н. Муравьевымъ, было рѣшено, по снабжен³и фрегата "Д³ана" провиз³ею, а главное сухарями, которыхъ почти не было,- адмиралу Путятину слѣдоватъ на зиму въ Япон³ю для окончан³я переговоровъ съ японцами и затѣмъ, раннею весною, возвратиться въ лиманъ къ мысу Лазарева. Чтобы изыскать средн³й и болѣе глубок³й фарватеръ для провода фрегата, 28-го ³юля, я вмѣстѣ съ адмираломъ, изъ Николаевска, на пароходѣ "Аргунь", пошли въ лиманъ. Изслѣдован³я наши, однако, оказались тщетными, они обнаружили лишь, что въ короткое время и съ имѣвшимися тогда средствами не было возможности сдѣлать промѣръ, который опредѣлилъ бы фарватеръ по средней части лимана, имѣвшей ширины до 30 верстъ. Тогда Е. В. Путятинъ немедленно послалъ гребныя суда съ фрегатовъ "Паллада" и "Д³ана" съ гг. офицерами: Колокольцовымъ, Моисеевымъ и Воронинымъ, съ цѣл³ю отыскать не найдется ли около южнаго прибрежнаго канала заводи, въ которой могъ бы быть оставленъ фрегатъ "Паллада" на зимовку, и какой глубины можно ожидать въ предстоявш³я августовск³я сизиг³йныя воды на барѣ сѣвернаго лиманскаго фарватера, т. е. сдѣлатъ тщательный промѣръ этого берега. Эти изслѣдован³я показали, что около южнаго прибрежнаго лиманскаго фарватера не было такого мѣста, гдѣ бы фрегатъ могъ безопасно зимовать. Глубина на барѣ сѣвернаго фарватера въ малую воду оказалась 12 1/2 футовъ, атакъ какъ въ сизиг³и прибывало воды до 7 фут., то можно было къ тому времени ожидать болѣе 19 футовъ {Въ верхней части лимана по нашимъ наблюден³ямъ вода прибываетъ до 5 фут., а въ сизиг³и до 7 футовъ.}.
   По тщательномъ освидѣтельствован³и корпуса фрегата "Падлада" коммис³ею, составленною по распоряжен³ю генералъ-губернатора и адмирала Путятина, оказалось, что верхн³й баргоутъ, особливо у вантъ путинсовъ, гнилой, такъ что болты послѣднихъ вылѣзали; нѣсколько бимсовъ и кницъ дали трещины и степсы у гротъ и фокъ-мачтъ сѣли. Такимъ образомъ фрегатъ безъ капитальной тимберовки не могъ идти въ море. Между тѣмъ, по случаю свѣжихъ вѣтровъ и течен³я, выгрузка съ фрегата въ особенности артиллер³и, на вновь устроенную пристань, была сопряжена съ немалыми затруднен³ями. Сверхъ того, она замедлялась еще недостаткомъ людей, такъ какъ часть команды была занята постройкой здан³я для помѣщен³я имущества фрегата, казармы для людей, долженствовавшихъ остаться на зимовку и пекарни для изготовлен³я сухарей для фрегата "Д³ана"; кромѣ того, часть команды отдѣлена была для упомянутыхъ изслѣдован³й и для построекъ помѣщен³я въ Николаевскѣ. Наконецъ, фрегатъ "Д³ана" долженъ былъ быть всегда готовъ къ бою, ибо съ часу на часъ надобно было ожидать появлен³я непр³ятеля. По этимъ причинамъ фрегатъ могли только разгрузить къ 10-му августа; при чемъ онъ сѣлъ кормою 18 фут. 8 дюймовъ. До 24-го августа, времени полныхъ сизиг³йныхъ водъ, когда имѣлась надежда провести фрегатъ чрезъ баръ сѣвернаго фарватера, оставалось всего 13 сутокъ. Фрегату безъ паровой помощи предстояло пройти, по лиманскому, сахалинскому каналу и сѣверному рейду до сѣвернаго берега, по пути, какъ мы видѣли, еще поверхностно изслѣдованному и усѣянному банками, прк неправильныхъ и часто быстрыхъ течен³яхъ отъ NW и W, т. е. неблагопр³ятныхъ, болѣе 95 миль. Пароходъ "Аргунь" не могъ быть полезенъ фрегату въ этомъ случаѣ, ибо на сахалинскомъ фарватерѣ, при обрывистыхъ банкахъ, между которыми онъ направляется, разводитъ мгновенно крутое и сильное волнен³е, котораго пароходъ, по слабости своего скрѣплен³я, выдерживать не могъ; тѣмъ болѣе, что машина его послѣ первой качки портилась. Единственное, болѣе надежное паровое судно, которое могло бы быть полезно фрегату при слѣдован³и его по сахалинскому каналу и въ особенности при переходѣ чрезъ баръ сѣвернаго фарватера, была 40 сильная шхуна "Востокъ", но она должна была въ то время идти съ генералъ-губернаторомъ въ Аянъ, такъ какъ другихъ судовъ тогда у насъ не было. И такъ, надежда ввести фрегатъ "Паллада" въ рѣку Амуръ, кромѣ благопр³ятныхъ обстоятельствъ, обусловливалась главное тѣмъ, чтобы шкуна "Востокъ" непремѣнно была у фрегата "Паллада" не позже 20-го августа.
   Въ виду всѣхъ вышеупомянутыхъ обстоятельствъ, генералъ-губернаторъ долженъ былъ спѣшить съ оставшимся у него штабомъ отправиться на шкунѣ "Востокъ" въ Аянъ, съ тѣмъ, чтобы возвратить ее немедленно къ фрегату "Паллада".
   Между тѣмъ, въ бытность генералъ-губернатора въ Николаевскомъ посту, онъ получилъ отвѣтъ на посланный имъ предъ отправлен³емъ по Амуру листъ пекинскому трибуналу о разграничен³и земель. Отвѣтъ этотъ заключался въ письмѣ отъ цицикорскаго и горинскаго генералъ-губернатора Гусайцы-Фунянга, которымъ увѣдомлялось, что онъ, по указу богдыхана, назначенъ для разсмотра и разграничен³я мѣстъ, сопредѣльныхъ съ Росс³ею, и что по этому случаю онъ отправился въ лодкахъ изъ города Сензина по рѣкѣ Зунгарнула, но, узнавъ, что генералъ проплылъ по Амуру, онъ остановился въ деревнѣ Мылки, откуда и отправляеть своихъ чиновниковъ: Тейхенъ, Башканъ, Диланъ и Сагенъ съ товарищами, для извѣщен³я генерала о таковомъ указѣ богдыхана; а самъ, по прибыт³и русскихъ чиновниковъ, отправится осматривать пограничныя мѣста". На это было отвѣчено, что теперь война, и чиновниковъ выслано не будетъ.
   10-го августа, Н. Н. Муравьевъ, съ остальнымъ своимъ штабомъ пошелъ на шхунѣ "Востокъ" изъ Петровскаго въ Аянъ, предполагая непремѣнно отправить ее оттуда немедленно къ фрегату "Паллада", такъ чтобы ранѣе 20-го августа она могла быть у фрегата. Отправляясь въ Аянъ, Николай Николаевичъ далъ мнѣ и командиру фрегата "Палдада", флигель-адъютанту И. С. Унковскому {Нынѣ вице-адмиралъ, сенаторъ и ярославск³й губернаторъ.}, приказан³я, сущность которыхъ заключалась въ слѣдующемъ:
   "Николаевск³й постъ долженъ быть главнымъ нашимъ здѣсь пунктомъ, а потому изъ Петровскаго перевести въ этотъ пунктъ всѣ запасы, матер³алы и часть команды. Пароходъ "Аргунь" и шхуна "Востокъ" должны находиться въ распоряжен³и командира фрегата "Паллада", Унковскаго, для содѣйств³я къ проводкѣ имъ этого фрегата сахалинскимъ и сѣвернымъ фарватерами въ рѣку Амуръ. При размѣщен³и команды фрегата "Паллада" на зимовку въ Николаевскѣ, приступить къ исправлен³ю фрегата и къ заготовлен³ю лѣса для постройки предполагаемыхъ батарей на мысахъ Куегда, Мео и Чнаръ-Рахъ. Если въ продолжен³е настоящей навигац³и нельзя будетъ перевезти съ мыса Лазарева въ Николаевскъ артиллер³ю, снаряды, порохъ и имущество съ фрегата "Паллада", то съ открыт³емъ навигац³и 1855 года немедленно и наипервѣе приступить къ этому, а равно приступить и къ постройкѣ батарей на упомянутыхъ выше мысахъ. При вводѣ фрегата въ рѣку Амуръ, командира фрегата Унковскаго съ нѣкоторыми офицераѵя отправить въ Аянъ, а старшаго по немъ капитанъ-лейтенанта И. И. Бутакова, при надлежащемъ числѣ офицеровъ, оставить въ Николаевскѣ, въ амурской экспедиц³и, для завѣдыван³я фрегатомъ и командою. Какъ офицерамъ, такъ и командѣ фрегата, производить морское довольств³е по штату экспедиц³и. Если по какому либо случаю г. Унковск³й не успѣетъ нынѣ ввести въ рѣку фрегатъ "Паллада" и оставитъ его на зимовку въ лиманѣ, то съ открит³емъ навигац³и 1855 года наипервѣе ввести фрегатъ въ рѣку Амуръ. И наконецъ: коннымъ казакамъ содержать зимою сообщен³е между Мар³инскимъ и Николаевскимъ постами."
   Г. Унковскому предписывалось: по совершенной разгрузкѣ фрегата, не упуская удобнаго времени,- полныхъ сизиг³йныхъ августовскихъ водъ, стараться ввести фрегатъ "Паллада" по сахалинскому и сѣверному фарватерамъ въ рѣку Амуръ. Въ случаѣ, если бы по какимъ либо причинамъ онъ не успѣлъ нынѣ ввести его въ рѣку, то оставить его на зимовку въ лиманѣ, оградивъ сваями.
   22-го августа я получилъ въ Петровскомъ увѣдомлен³е, что машина парохода "Аргунь" испортилась и что фрегатъ "Паллада", какъ по этому случаю, такъ и по весьма неблагопр³ятнымъ обстоятельствамъ, не вступилъ еще и на сахалинск³й фарватеръ. И такъ, надежда провести фрегатъ чрезъ баръ сѣвернаго фарватера, пользуясь августовскими сизиг³йными водами (т. е. до равноденств³я), рушилась; оставалось, слѣдовательно, провести его чрезъ этотъ баръ въ сизиг³йную полную воду, въ началѣ сентября; но для успѣха предпр³ят³я необходимо было, чтобы при немъ была непремѣнно шхуна "Востокъ" и чтобы фрегатъ до наступлен³я свѣжихъ равноденственныхъ вѣтровъ достигъ сѣвернаго лиманскаго рейда, на которомъ онъ единственно и могъ надежно отстаиваться, въ ожидан³и благопр³ятныхъ обстоятельствъ. Стоянка на сахалинскомъ фарватерѣ, особенно въ сѣверной части его, при дующихъ здѣсь обыкновенно въ равноденств³е крѣпкихъ, до степени шторма, сѣверныхъ вѣтрахъ и при сильныхъ течен³и и сулояхъ въ узкости между банками, была бы весьма опасна.
   До 26-го августа я ожидалъ въ Петровскомъ возвращен³я изъ Аяна шхуны "Востокъ", но ожидан³я мои были тщетны, и этого числа, я съ женой и малюткой, на катерѣ и вельботѣ, со всѣмъ нашимъ имуществомъ отправился по заливу и лиману въ Николаевское, оставивъ Д. И. Орлову въ Петровскомъ слѣдующ³я распоряжен³я: "по прибыт³и на петровск³й рейдъ шхуны "Востокъ", отправить ее немедленно въ сахалинск³й каналъ, къ фрегату "Паллада". Ожидаемые на компанейскихъ судахъ изъ Аяна товары и запасы выгружать и отправлять въ Николаевск³й постъ."
   На пути слѣдован³я нашего изъ Петровскаго въ Николаевское, 28-го августа, въ лиманѣ, у мыса Пуиръ, внезапно засвѣжѣвшимъ до степени шторма вѣтромъ отъ N, катеръ со всѣми нами выбросило на берегъ, такъ что мы двое сутокъ должны были провести въ гилякской юртѣ въ селен³и Пуиръ, и только къ вечеру 1-го сентября добрались до Николаевска. Къ этому времени пароходъ "Аргунь" успѣлъ исправить свои поврежден³я въ машинѣ, а потому утромъ, 2-го сентября, я и отправился на немъ къ фрегату "Паллада". Къ вечеру 4-го сентября мы подошли къ фрегату, который въ это время, несмотря на всевозможныя неблагопр³ятныя обстоятельства, одними своими средствами, безъ всякой паровой помощи, успѣлъ пройти самую трудную и опасную часть сахалинскаго фарватера {Эта часть сахалинскаго фарватера, именно та, у которой течен³е изъ рѣки встрѣчается съ течен³ями изъ Татарскаго залива и Охотскаго моря и намываетъ банки; фарватеръ извивается между ними.}, такъ что до бара сѣвернаго фарватера оставалось ему не болѣе 35 миль, т. е. пространство, которое, при сколько нибудь благопр³ятныхъ обстоятельствахъ, онъ могъ бы пройти въ одинъ и много два дня, а на сѣверномъ рейдѣ у бара ожидать сизиг³йной полной воды. Этотъ баръ имѣлъ длины всего около 3/4 мили; за нимъ шелъ сѣверный прибрежный фарватеръ, на которомъ глубина при малой водѣ оказалась отъ 3 1/2 до 5 сажень, а въ рѣкѣ отъ мыса Тебахъ до Николаевскаго поста отъ 6 до 15 сажень.
   Рано утромъ 5-го сентября подулъ отъ S тих³й вѣтеръ и фрегатъ, имѣя впереди подъ парусами шлюпки, ограждавш³я банки фарватера, шелъ за ними къ N по глубинамъ отъ 5 до 8 сажень со скоростью 3 1/2 узловъ. Имѣя въ виду, что, при такихъ благопр³ятныхъ обстоятельствахъ, фрегатъ скоро достигнетъ сѣвернаго рейда, я, чтобы запастись дровами на ближайшемъ берегѣ, отправился на пароходѣ на мысъ Уса, имѣя намѣрен³е сколь возможно поспѣшнѣе выйти къ фрегату на сѣверный рейдъ. Съ помощью парохода и съ часу на часъ ожидавшейся шхуны "Востокъ", провести фрегатъ чрезъ баръ и обезпечить такимъ образомъ входъ его въ рѣку Амуръ было бы весьма легко, тѣмъ болѣе, что глубина его на сѣверномъ барѣ въ полную воду достигала до 19 футовъ, фрегатъ же сидѣлъ 18.
   Такимъ образомъ, еслибы во время перехода южной части лимана, при фрегатѣ имѣлись паровыя средства, т. е. шкуна "Востокъ" и пароходъ "Аргунь", то онъ уже стоялъ бы на сѣверномъ лиманскомъ рейдѣ, а какъ этотъ рейдъ довольно закрытъ, то стоянка его была бы спокойная, тогда какъ по всему сахалинскому каналу, особенно при сѣверо-западныхъ и сѣверо-восточныхъ вѣтрахъ, стоять на якорѣ было не безопасно.
   Въ ночь съ 5-го на 6-е число, "Аргунь" всталъ на якорь у мыса Уса на 12-ти футовой глубинѣ; былъ штиль, но послѣ полуночи началъ задувать вѣтеръ отъ NW и къ 3 часамъ утра скрѣпчалъ и превратился въ штормъ. Пароходъ "Аргунь" подъ парами и на двухъ якоряхъ едва могъ отстаиваться; каждую минуту мы ожидали, что у насъ лопнутъ канаты и пароходъ выброситъ на подвѣтренный берегъ, находивш³йся отъ насъ въ одной милѣ.
   Штормъ продолжался до вечера 8-го сентября, когда вѣтеръ вдругъ перемѣнился, задулъ отъ S и началъ стихать. Пароходъ имѣлъ серьезныя поврежден³я въ машинѣ, что и понудило меня, пользуясь S вѣтромъ, 9-го числа вступить подъ паруса и слѣдовать для исправлен³я въ Николаевскъ; мы едва дотащились до него къ ночи 10-го сентября. Между тѣмъ, 5-го сентября пришелъ изъ Петровскаго въ Николаевскъ катеръ съ различными запасами. Д. И. Орловъ прислалъ мнѣ съ нимъ извѣст³е, что 2-го сентября пришелъ изъ Аяна на петровск³й рейдъ корабль росс³йско-американской компан³и съ различными товарами и запасами, къ выгрузкѣ которыхъ онъ и приступилъ; что шхуну "Востокъ" генералъ-губернаторъ послалъ изъ Аяна въ Камчатку съ важными распоряжен³ями, съ почтою и чиновниками, и наконецъ, что компанейск³й корабль будетъ ожидать моихъ распоряжен³й.
   Озабочиваясь положен³емъ фрегата "Паллада", по прибыт³и въ Николаевскъ, я немедленно послалъ въ лиманъ, къ сѣверному рейду шлюпку, а къ югу паровой катеръ "Надежда", и 14 сентября съ паровымъ катеромъ получилъ увѣдомлен³е отъ командира фрегата "Паллада", что при жестокомъ штормѣ отъ NNO онъ едва могъ отстояться на двухъ якоряхъ въ сѣверной части сахалинскаго фарватера, и что барказъ его и 2 катера затопило. Не имѣя такимъ образомъ средствъ продолжать путь далѣе, онъ возвращается къ мысу Лазарева въ распоряжен³е адмирала Путятина. Итакъ, не смотря на всѣ энергическ³я мѣры, принятыя адмираломъ, командиромъ фрегата, офицерами онаго и вполнѣ молодецкой и опытной его командой, по вышеизложеннымъ причинамъ, а главное по неимѣн³ю при фрегатѣ единственнаго нашего пароваго двигателя - шхуны "Востокъ", ввести фрегатъ въ рѣку, въ эту навигац³ю, не успѣли. Оставлять его зимовать въ лиманѣ было опасно, ибо осеннимъ и весеннимъ ледоходомъ, при которомъ здѣсь бываютъ обыкновенно свѣж³е вѣтры и быстрыя течен³я, фрегатъ могъ быть прорѣзанъ, или выброшенъ на банку. По тѣмъ же причинамъ не безопасно было оставлять его въ заливѣ де-Кастри. Между тѣмъ, по вскрыт³и и очищен³и лимана отъ льда въ весеннюю сизиг³йную воду, на барѣ южнаго прибрежнаго фарватера часто бываетъ воды до 19 футовъ; это обстоятельство давало надежду раннею весною ввести фрегатъ въ рѣку этимъ кратчайшимъ и болѣе другихъ безопаснымъ путемъ.
   На морскихъ картахъ того времени на всемъ берегу Татарскаго залива не показано ни одной гавани. Весь берегъ означался сплошнымъ скалистымъ и неприступнымъ, а Сахалинъ соединеннымъ съ материкомъ песчанымъ перешейкомъ, т. е. входъ въ лиманъ съ юга показывался невозможнымъ; всѣ же сдѣланныя нами открыт³я, а равно и составленныя нами новыя карты хранились въ тайнѣ. Поэтому надобно было предполагать, что все вниман³е непр³ятеля, въ видахъ уничтожен³я нашихъ военныхъ судовъ, къ чему главное онъ и стремился {Непр³ятель зналъ, что у насъ имѣются фрегаты "Паллада", "Д³ана", "Аврора" и корветъ "Оливуца" и что при крейсерствѣ этихъ судовъ въ океанѣ они могутъ нанести его торговлѣ и колон³ямъ большой ущербъ. Это обстоятельство порождало страшную панику, ибо ловить въ океанѣ почти невозможно. Въ виду этого-то, боясь за свою торговлю и колон³и, англо-французы и собрали здѣсь сильную эскадру, дабы уничтожить наши суда, а главное, не дозволить намъ выйти въ море. Такова была главная ихъ цѣль.}, будетъ обращено на Петропавловскъ, какъ на единственный пунктъ, гдѣ, по его мнѣн³ю, только и могли скрыться наши суда. Справедливость такого нашего заключен³я подтвердилась тѣмъ обстоятельствомъ, что въ продолжен³е всей навигац³и 1854 года непр³ятельскихъ крейсеровъ не являлось ни въ Охотскомъ морѣ, ни въ Татарскомъ заливѣ.
   Вслѣдств³е вышеупомянутыхъ соображен³й, адмиралъ Путятинъ и рѣшился отвести фрегатъ "Паллада" на зимовку въ Императорскую гавань, располагая самою раннею весною 1855 года привести его обратно къ мысу Лазарева, такъ чтобы, пользуясь первою сизиг³йною большою водою, ввести его въ рѣку Амуръ южнымъ прибрежнымъ фарватеромъ. Получивъ свѣдѣн³е о таковомъ рѣшен³и адмирала относительно фрегата и имѣя въ виду отправить въ Аянъ командира фрегата, Унковскаго, съ нѣкоторыми офицерами, я предложилъ капитанъ-лейтенанту Фуругельму, завѣдывавшему тогда торговыми дѣлами росс³йско-американской компан³и на устьѣ Амура, задержать на Петровскомъ рейдѣ компанейск³й корабль, на которомъ бы могли отправиться г. Унковск³й и офицеры. Вмѣстѣ съ этимъ я предоставилъ г. Фуругельму всѣ имѣвш³яся у меня перевозныя средства, дабы какъ возможно скорѣе могли быть доставлены изъ Петровскаго въ Николаевскъ различные продовольственные запасы, привезенные на компанейскомъ кораблѣ изъ Аяна {Изъ Аяна въ это время старались отправлять все на Амуръ, какъ въ мѣсто, естественно безопасное отъ нападен³я непр³ятеля.}. Между тѣмъ изъ Николаевска на гребныхъ судахъ фрегата "Д³ана" перевозили къ мысу Лазарева ржаную муку и различные продовольственные запасы, как³е только возможно было удѣлить намъ для фрегата, и на мысѣ Лазарева, во вновь устроенной пекарнѣ заготовляли для фрегата сухари. Съ прибыт³емъ фрегата "Паллада", оттуда начали отправлять въ Николаевскъ команду его со всѣмъ ея имуществомъ. Начальство надъ нею поручено было капитанъ-лейтенанту Бутакову, съ которымъ были оставлены лейтенанты Бирюлевъ, Шварцъ и мичманъ Ивановъ, поручикъ Поповъ, прапорщикъ Кузнецовъ и артиллер³йск³й поручикъ Антипенко. Всѣ эти операц³и, при неимѣн³и паровыхъ средствъ, были сопряжены съ большими затруднен³ями и совершались подъ непосредственнымъ наблюден³емъ и вѣдѣн³емъ командира фрегата "Д³ана", капитана 2-го ранга С. С. Лесовскаго (нынѣ генералъ-адъютантъ, вице-адмиралъ, управляющ³й морскимъ министерствомъ). Благодаря энерг³и и дѣятельности Степана Степановича, къ 22 сентября фрегатъ "Д³ана" былъ готовъ къ плаван³ю и команда фрегата "Паллада" въ числѣ 380 человѣкъ (кромѣ 10 оставленныхъ при артиллер³и на мысѣ Лазарева) прибыла въ Николаевскъ. "Д³ана", имѣя на буксирѣ подъ фальшивымъ вооружен³емъ остовъ фрегата "Паллада", 24 сентября направилась изъ лимана къ югу.
   О перевозкѣ артиллер³и и имущества, оставленнаго на мысѣ Лазарева съ фрегата "Паллада", по позднему времени года и по не имѣн³ю надлежащихъ средствъ, и думать было нечего. Всѣ средства и вниман³е наше надобно было обратить на самое важное и необходимое: а) на доставлен³е изъ Петровскаго въ Николаевскъ различныхъ запасовъ, товаровъ и матер³аловъ, которые привезены были къ намъ для спасен³я изъ Аяна; б) на скорое и сколько возможно удобное устройство здан³й для помѣщен³я огромнаго количества людей, собравшихся въ Николаевскѣ на зимовку; в) на обезпечен³е этихъ людей продовольств³емъ, отчего главнымъ образомъ зависѣло сохранен³е ихъ здоровья, и наконецъ г) необходимо было какъ возможно скорѣе переправить г. Унковскаго съ офицерами въ Петровское, дабы не задерживать компанейск³й корабль, который долженъ былъ, доставивъ ихъ въ Аянъ, возвратиться благовременно въ колон³и. На всѣ эти обстоятельства и были обращены всѣ наши средства и вниман³е.
   Между тѣмъ, генералъ-губернаторъ, по прибыт³и изъ Петровскаго въ Аянъ, на шхунѣ "Востокъ", 13 августа отправилъ изъ Аяна въ Большерѣцкъ на кораблѣ р.-а. компан³и "Ситха" нѣкоторыхъ чиновниковъ и часть почты. Корабль этотъ, вмѣсто Большерѣцка, пошелъ въ Петропавловскъ и, при входѣ въ авачинскую губу, былъ взятъ непр³ятелемъ. Оттого-то и случилось, что Николай Николаевичъ послалъ изъ Аяна 17 августа шхуну "Востокъ", вмѣсто Петровскаго, въ Петролавловскъ. Шхуна эта, 26 августа, при входѣ въ авачинскую губу, случайно встрѣтила ботъ No 1 подъ начальствомъ боцмана Новограбленнаго, который и далъ знать на шхуну, что у Петропавловска стоитъ непр³ятельская эскадра. Шкуна сейчасъ же пошла обратно къ югу. Проходя Курильскую гряду, у нея оказалась течь и поврежден³е въ машинѣ; для исправлен³я этихъ поврежден³й, она зашла въ бухту на островѣ Парамуширъ, гдѣ и встрѣтилась съ транспортомъ "Байкалъ", направлявшимся изъ Аяна въ Большерѣцкъ. Она передала ему всѣ бумаги, посланныя на ней генералъ-губернаторомъ, съ приказан³емъ немедленно отправить ихъ изъ Большерѣцка берегомъ въ Петропавловскъ и съ тѣмъ, чтобы съ этимъ же посланнымъ дали знать изъ Петропавловска въ Большерѣцкъ о результатахъ нападен³я на этотъ портъ непр³ятеля.
   По исправлен³и поврежден³й, шхуна "Востокъ" съ Курильскихъ острововъ, 26-го сентября, пришла въ Большерѣцкъ. 6-го октября командиръ шкуны, капитанъ-лейтенантъ В. А. Римск³й-Корсаковъ получилъ изъ Петропавловска извѣст³е, что при содѣйств³и прибывшаго въ Петропавловскъ фрегата "Аврора", непр³ятель, нападавш³й на этотъ портъ, былъ блистательно отраженъ и съ большою потерею въ своихъ командахъ удалился изъ авачинской губы. Съ этимъ извѣст³емъ шхуна "Востокъ" изъ Большерѣцка пошла въ Николаевскъ, но по случаю свѣжихъ противныхъ вѣтровъ и поздняго времени года, въ лиманъ войти не могла, и принуждена была укрыться въ Петровскомъ заливѣ, гдѣ и осталась на зимовку.
   Воинъ Андреевичъ Римск³й-Корсаковъ, донося мнѣ о своемъ плаван³и и о побѣдѣ, одержанной въ Петропавловскѣ надъ непр³ятелемъ, въ заключен³е сообщилъ, что по свѣдѣн³ямъ, полученнымъ въ Большерѣцкѣ изъ Петропавловска, этотъ портъ, въ случаѣ продолжен³я военныхъ дѣйств³й въ предстоявшую навигац³ю, совершенно не обезпеченъ продовольств³емъ, котораго въ Петропавловскѣ, по числу зимующихъ нынѣ въ немъ людей, не болѣе какъ на 10 мѣсяцевъ, и то благодаря совершенно неожиданной случайности именно, что суда росс³йско-американской компан³и съ пров³антомъ разсчитаннымъ по штатному только лишь положен³ю 47 экипажа пришли въ Петропавловскъ 3 днями ранѣе непр³ятеля и поэтому не сдѣлались его добычею, подобно кораблю "Ситха".
   Получивъ это донесен³е, я, 22-го октября, при собран³и всѣхъ командъ, помолился Всевышнему Творцу и объяснилъ командамъ о блистательной побѣдѣ, одержанной ихъ доблестными товарищами въ Петропавловскѣ. Затѣмъ мы заложили на мысѣ Куегда батарею и первое на р. Амуръ судно: шхуну-баржу "Лиманъ" (прозванную "Бабушкой") для перевоза артиллер³и съ мыса Лазарева.
  

ГЛАВА XXIX.

Соображен³я мои о положен³и Петропавловска.- Представлен³е генералъ-губернатору о необходимости перенести этотъ портъ въ при-амурск³й край, 27 октября 1854 года.- Надежды и предположен³е, что мнѣ благовременно дадутъ знать о снят³и Петропавловска.- Мое производство въ контръ-адмиралы.- Увѣдомлен³е отъ Синицына изъ Императорской гавани.- Цѣль англо-французовъ въ Восточномъ океанѣ.- Командировка прапорщика Кузнецова въ Императорскую гавань.- Инструкц³и.- Письмо мое Н. Н. Муравьеву отъ 12 апрѣля 1855 г.- Положен³е амурской экспедиц³и въ зиму съ 1854 на 1855 годъ.- Прибыт³е семействъ изъ Петропавловска.- Моя поѣздка въ де-Кастри.- Свѣдѣн³я о снят³и Петропавловскаго порта.- Нападен³е непр³ятеля на наши суда.- Мои распоряжен³я.- Прибыт³е въ заливъ де-Кастри.- Военный совѣтъ.- Мое предположен³е.- Рѣшен³е совѣта.- Отправлен³е эскадры въ лиманъ.- Возвращен³е въ Николаевскъ.- Донесен³е Бутакова о прибыт³и нашихъ судовъ къ мысу Лазареву.- Причины снят³я Петропавловскаго порта.- Слѣдован³е изъ него нашей эскадры.- Посылка Мартынова.- Прибыт³е къ мысу Лазарева С. С. Лесовскаго.- Взят³е въ плѣнъ Мусина-Пушкина.- Шхуна "Хеда".- Прибыт³е на ней Б. В. Путятина и К. Н. Посьета въ Николаевскъ.- Спускъ генералъ-губернатора по Амуру и прибыт³е его въ Мар³инск³й постъ. - Закрыт³е амурской экспедиц³и. - Мое новое назначен³е.- Отчетъ амурской экспедиц³и. - Необходимость постовъ по р. Амуръ. - Наша граница съ Китаемъ.- Почему не принято мое мнѣн³е. - Вводъ въ р. Амуръ фрегата "Аврора" и другихъ судовъ.- Личный составъ амурской экспедиц³и.

  
   Какъ ни блестящи были подвиги защитниковъ Петропавловска, но по недостатку продовольств³я, въ случаѣ в

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа