Главная » Книги

Смирнова-Сазонова Софья Ивановна - Из дневника, Страница 2

Смирнова-Сазонова Софья Ивановна - Из дневника


1 2

ла идти пьеса И. Н. Потапенко "Волшебная сказка". Из за болезни Комиссаржевской спектакль поставлен не был. Актриса выступила в этой пьесе лишь через год.
   [viii] Это был Д. Я. Грузинский, знакомый Комиссаржевской по Вильно, впоследствии актер Драматического театра в Петербурге.
   [ix] Комиссаржевской нужен был адрес М. Н. Ермоловой, чтобы отправить ей письмо с предложением какой-то пьесы. Ответом на это не дошедшее до нас письмо Комиссаржевской было письмо Ермоловой, опубликованное в сб.: М. Н. Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., "Искусство", 1955, стр. 188. Датировка письма, данная в этой публикации (осень 1902 г.), ошибочна.
   [x] О переговорах Комиссаржевской относительно жалованья см. ее письма директору императорских театров И. А. Всеволожскому за 1898 г. в наст. сборнике.
   [xi] В пьесе французского драматурга Ж. Леметра "L'Aînée" ("Старшая") Комиссаржевская не играла.
   [xii] Комиссаржевская отказалась от участия в исторической пьесе Д. В. Аверкиева "Наталья Борисовна Шереметева".
   [xiii] Стравинская Инна Александровна (р. 1876) - актриса Александринского театра с 1895 г.
   [xiv] В драме "Две судьбы" Н. Ф. Сазонов играл роль углового жильца, бывшего оперного артиста Авессаломова.
   [xv] Эта фраза - шутка. Н. Ф. Сазонов руководил любительскими спектаклями в Таврическом театре.
   [xvi] Актеры императорских театров не имели права где-либо выступать без разрешения дирекции. 31 октября 1898 г. в зале Кредитного общества Комиссаржевская организовала литературно-музыкальный вечер в пользу недостаточных студентов. "Публика и учащаяся молодежь устроили горячие восторженные овации устроительнице вечера В. Ф. Комиссаржевской: ее вызывали бесчисленное количество раз и поднесли громадную корзину живых цветов с лентами, на которых было написано: "Высокоталантливой артистке и покровительнице учащейся молодежи"" ("Новости и Биржевая газета", 1898, No 303, 3 ноября, стр. 3).
   [xvii] Имеется в виду брошюра о Комиссаржевской: И. И. Забрежнев. Мои впечатления. СПб., 1898.
   [xviii] Так Смирнова называет артистку Б. Горскую, чешку по происхождению и подданству. Комиссаржевская покровительствовала ей и добилась, что Горская стала стипендиаткой дирекции и дебютировала на сцене театра Литературно-художественного общества 24 апреля 1901 г. в роли Джульетты. Дебютантка успеха не имела.
   [xix] Андрие Шарль (1845 - 1910), актер французской драматической труппы в Петербурге с 1875 г.
   [xx] О личных и творческих взаимоотношениях М. Г. Савиной и В. Ф. Комиссаржевской см.: И. И. Шнейдерман. М. Г. Савина. Л. М., "Искусство", 1956.
   [xxi] А. И. Южин читал у Сазоновых свою пьесу "Закат", которая должна была идти в бенефис Н. Ф. Сазонова.
   [xxii] Актер Александринского театра с 1891 г. Автор известных "Записок", где много страниц отведено Комиссаржевской.
   [xxiii] В спектакле "Идиот" М. В. Дальский играл роль Рогожина, М. Г. Савина - Настасьи Филипповны, В. Ф. Комиссаржевская - Аглаи.
   [xxiv] Свое отрицательное впечатление от игры Сальвини в роли Отелло В. В. Стасов высказал в пространном письме брату, Д. В. Стасову, от 12 февраля 1900 г. (В. В. Стасов. Письма к родным, т. III, ч. II, М., Музгиз, 1962, стр. 7 - 9).
   [xxv] Письмо Комиссаржевской опубликовано в настоящем сборнике (No 73).
   [xxvi] После ухода Комиссаржевской из Александринского театра антрепренер А. Н. Кручинин организовал гастрольную поездку актрисы.
   В сентябре 1902 г. журнал "Театр и искусство" писал: "Сотрудник "Южного края" Н. Тамарин беседовал с В. Ф. Комиссаржевской, находящейся в настоящее время в Харькове, о причинах ухода артистки с императорской сцены.
   Быть может, случайно, рассказывает артистка, репертуар так складывался, что мне нечего было играть... Я не могла мириться ни с тем, чтобы, состоя в труппе, выступать лишь в старых ролях и не испытывать счастья серьезного и удовлетворяющего артистического труда, художественного наслаждения творчеством, ни с тем, чтобы выступать в спектаклях, заранее обреченных на неуспех или по неудачному выбору пьес, или вследствие недостатков постановки, постоянно отмечавшихся и прессой. Быть может, я ошибаюсь, но мне кажется, что в последнее время в ведении репертуара казенной сцены не было видно системы, а в режиссерском управлении, может быть, вследствие постоянных изменений его состава, замечалась какая-то неуверенность... Играли только главные персонажи, ансамбль был бледный, вялый. В пьесах оставались лишь первый план да яркие контуры; полутона, перспектива, светотени почти всегда пропадали...
   Мне предлагали некоторые очень желательные для меня роли, например "Эллиду" Ибсена ["Женщина с моря" Ибсена. В корреспонденции пьеса названа по имени героини. - прим. составителя.]. Эллида меня особенно живо интересовала, но подумайте, что бы вышло, при теперешних постановках казенной сцены, из этой проникнутой "тайнами души" пьесы?.. Я бы только доставила себе эгоистическое наслаждение сыграть эту роль, а пьеса, очевидно, не имела бы успеха, так как исчезли бы в постановке вся ее проникновенность, все тончайшие нюансы, весь аромат морской свободной стихии, который пронизывает ибсеновское произведение. На казенной сцене много талантов, уже находящихся в полном блеске своего развития, есть и способная молодежь, но, увы, до сих пор все это не объединено и не направлено на настоящий художественный путь... Меня интересовала для моего бенефиса новая и, по-моему, яркая, талантливая пьеса Н. П. Анненковой-Бернар "Жанна д'Арк"... Но мне отказали в постановке этой пьесы, ссылаясь на крупные затраты, высказывая опасения за судьбу на шиллеровский сюжет..."
   На вопрос - правда ли, что дирекция предлагала г же Комиссаржевской годичный отпуск с тем, чтобы затем она вернулась вновь на императорскую сцену, - артистка ответила: "Да, но я считаю, что отдыхать после года принудительного бездействия мне теперь менее всего необходимо, а отдых во время службы я считаю допустимым лишь по болезни или на вакационное время... Я откровенно заявила директору, что без внутреннего удовлетворения своего артистического "я", которого не находила и не видела также и впереди, служить я не могу..."
   Слухи о том, что будто бы с будущего года г жа Комиссаржевская открывает в Петербурге театр, артистка признает пока преждевременными.
   "Ничего определенного нет... Во-первых, нет театра, а потом нет у меня и средств на это... Я не буду скрывать, что создать театр, где бы я имела возможность говорить "свое слово" - моя мечта..." ("Театр и искусство", 1902, No 39, 22 сентября, стр. 697 - 698).
   [xxvii] 17 сентября 1903 г. Комиссаржевская выступила в драме А. Шницлера "Сказка". В отзыве на спектакль Ю. Беляев писал: "Я не встречал актрисы с большей способностью, чем у г жи Комиссаржевской, с первых же слов роли, одним голосом завладеть вниманием всего зала. Голос звучит как натянутая струна, сначала несколько однообразно на низких потах. Слова получают какое-то особое значение... С первого же появлении она поставила на очередь свой вопрос и довела его до конца в движении возрастающего драматизма. Это была негодующая, страстная героиня с прерывающимся от волнения голосом, с ширящимся взглядом больших мученических глаз, с глубокой самоотверженной натурой русской героини. Я говорю, что голос ее делает чудеса, в самом деле, это, как скрипка Страдивариуса" ("Повое время", 1903, No 9893, 19 сентября, стр. 4).
   [xxviii] Поездка в сибирские города была осложнена начавшейся русско-японской войной.
   [xxix] О громадном общественно-политическом резонансе горьковских спектаклей в это время в провинции и о борьбе правительства против этих постановок см.: А. Альтшуллер. М. Горький и русский провинциальный театр в период революции 1903 - 1907 годов. "Театр и драматургия". Труды Гос. научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. Л., 1959. Публичные чтения адресов в провинциальном театре эпохи первой русской революции нередко также выливались в политическую манифестацию.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа