Письмо къ гр. С. А. Толстой.*)
("Русск³й Вѣстникъ". 1901, 6).
*) Письмо не закончено. Изд.
Н. Страховъ. Критическ³я статьи. Томъ второй. (1861-1894).
Издан³е И. П. Матченко. К³евъ, 1902.
Только три дня тому назадъ получилъ я отъ Черткова корректурный оттискъ: "Такъ что жь намъ дѣлать"? Читалъ я его съ жадностью, какъ книгу, имѣющую животрепещущ³й интересъ, и съ умилен³емъ, которое всегда чувствую въ себѣ въ отношен³и ко Льву Николаевичу. И теперь готовъ разсказать вамъ все, что сложилось на душѣ послѣ чтен³я, разговора и размышлен³й. Прежде всего, чему я научился? Очень живо подѣйствовали на меня двѣ черты: одна - та потребность въ нравственной жизни, которую такъ сильно чувствуетъ Левъ Николаевичъ; другая - раздѣлен³е между людьми, на которое онъ негодуетъ. Совершенно ясно и даже живописно онъ показываетъ, что обыкновенная благотворительность не удовлетворяетъ нравственнаго чувства, не содержитъ въ себѣ настоящаго добра, настоящаго подвига. Совѣсть у насъ голодна, но мы но даемъ ей пищи, которая бы ее насытила, а только обманываемъ ее, заглушаемъ ея голодъ всякою фальшью. Полная нравственная жизнь была бы у насъ только тогда, если бы мы каждый день и часъ чувствовали, что мы исполняемъ нѣкоторый долгъ, что мы жертвуемъ собою, живемъ не для себя, а для другихъ. Жить для одного себя становится иногда такъ мучительно-противно, что люди нарочно отдаютъ себя во власть другихъ людей, нарочно придумываютъ себѣ лишен³я и всяк³я ограничен³я. Левъ Николаевичъ разсказалъ, какъ онъ перешелъ черезъ разныя ступени разочарован³я въ обыкновенныхъ формахъ благотворительности. Онъ желалъ бы настоящихъ добрыхъ дѣлъ, гдѣ нужны были бы любовь и трудъ. Подача милостыни, говоритъ онъ, есть не болѣе, какъ вѣжливость. Какъ это вѣрно и точно! И всѣ друг³я отношен³я между бѣдными и благотворителями у него указаны съ удивительною правдой. Да, все это далеко отъ братской, христ³анской, истинной любви! Чувство страдан³я и искан³я, которымъ дышетъ разсказъ Льва Николаевича, должно тронуть всякаго, въ комъ проснулось то же стремлен³е.
И онъ вѣрно указываетъ на одну изъ главныхъ трудностей для удовлетворен³я жажды нравственныхъ дѣлъ. Сближен³е между людьми невозможно вслѣдств³е раздѣлен³я между людьми, разбивающаго ихъ на слои и кучки. Левъ Николаевичъ подробно останавливается на томъ раздѣлен³и, которое основано на имуществѣ и которое, конечно, становится все болѣе и болѣе господствующимъ. Но есть и друг³я причины раздѣлен³я; вѣрнѣе сказать, что люди хватаются за всевозможные поводы, чтобы отдѣлаться отъ другихъ, чтобы хотя на волосокъ подняться надъ другими и держаться на этой высотѣ. Тщеслав³е есть глупѣйшая изъ страстей, хотя Саллюст³й думаетъ, что человѣкъ ею-то и превосходитъ другихъ животныхъ. Градац³и между людьми возникаютъ безпрерывно и составляютъ главное занят³е, горе и утѣшен³е почти всей массы обитателей нашей планеты.
Такимъ образомъ, мы постоянно и старательно отталкиваемъ отъ себя другихъ людей, и всяк³я добрыя отношен³я между нами очень трудны. Какъ хорошо разсказываетъ Левъ Николаевичъ, что между бѣдными и равными обыкновенно одни помогаютъ другимъ въ нуждѣ! Это дѣло такое естественное, что оно не дѣлается только отъ особаго устройства нашей жизни, отъ перегородокъ, которыми каждый обставляетъ себя.
Потомъ чудесно указано, что дѣлать добро не можетъ тотъ, кто самъ испорченъ, да и получить добро, принять помощь испорченный не можетъ. Большинству несчастныхъ нельзя помочь иначе, какъ исправивъ ихъ; требуется примѣръ, любовь, перемѣна мыслей и чувствъ. Какъ же это сдѣлать, не имѣя нравственной силы, не ведя нравственной жизни? Деньгами нельзя благотворить, нужно благотворить душой. По моему, тутъ главный пунктъ дѣла, тутъ и есть исполнен³е слова: ищите прежде всего царств³я Бож³я и все остальное прибавится вамъ. Благотворители, которые этого не чувствуютъ, пожалуй, хуже тѣхъ людей, которые прямо отказываются отъ этихъ мнимыхъ добрыхъ дѣлъ, инстинктивно понимая, какъ далеки так³я дѣла отъ истиннаго добра, и открыто слѣдуя другимъ началамъ жизни. А кто не отказывается отъ этой благотворительности, тотъ лицемѣритъ, такъ точно, какъ мы безпрестанно лицемѣримъ изъ вѣжливости, не изъ уважен³я къ принципу, а изъ угожден³я лицамъ, изъ желан³я избѣжать непр³ятныхъ столкновен³й.
Трудно стать добрымъ. Человѣку богатому, знатному, свободному всего труднѣе, потому что ему не приходится ни жертвовать, ни покоряться, ни терпѣть. Левъ Николаевичъ позавидовалъ проституткѣ, кормившей чужаго ребенка, и справедливо позавидовалъ. Очевидно, у бѣдныхъ поприще для добродѣтели несравненно шире, чѣмъ у богатыхъ. Трудъ, заботливость, взаимная помощь, равенство, смирен³е, прощен³и, умѣнье ничѣмъ не дорожить кромѣ хлѣба насущнаго, ко всему этому принуждаетъ бѣдность, но душа человѣческая, поднимаясь надъ принужден³емъ, дѣлаетъ изо всего этого добродѣтели. Страдающ³е понимаютъ другъ друга и не обвиняютъ понапрасну ни другихъ, вы самихъ себя.
Перечитывая опять и опять статью Льва Николаевича, я нахожу все новыя черты, удивительно поясняющ³я весь вопросъ. Но особенно поразителенъ разсказъ, какъ на масленицѣ онъ не нашелъ бѣдныхъ. Это показываетъ, что главный принципъ, по которому устроена теперешняя жизнь, дѣйствуетъ очень энергически и приноситъ хорош³е результаты. Этотъ принципъ - эгоизмъ. Мы обязаны не о другихъ заботиться, а только каждый о самомъ себѣ, и на основан³и этого считаемъ обыкновенно бѣдняковъ неисполнившими своей обязанности. Цѣль государства - охранять эгоизмъ каждаго, оберегать его личность, имущество и свободу дѣйств³й.
Полное человѣческое развит³е раздѣляется на два главные пер³ода. Сперва человѣкъ живетъ, потомъ онъ понимаетъ свою жизнь. Сперва безсознательное или полусознательное дѣйств³е и проявлен³е, потомъ сознан³е болѣе и болѣе ясное. Этотъ ходъ нашей судьбы имѣетъ въ себѣ нѣчто жестокое, до онъ необходимъ и онъ, несомнѣнно, ведетъ да-съ отъ хорошаго или дурнаго къ лучшему и даже къ наилучшему, Только тотъ вполнѣ несчастенъ, кто до конца не выходитъ изъ перваго пер³ода. И если во многихъ случаяхъ можно сказать о людяхъ, что въ первую половину своей жизни они грѣшатъ, а во вторую каются въ своихъ грѣхахъ, то и тутъ раскаян³е часто приноситъ плоды, которыхъ не всегда достигаютъ безгрѣшные люди....