Главная » Книги

Сумароков Александр Петрович - Речь на день Коронования Ея Величества Императрицы Екатерины Ii.

Сумароков Александр Петрович - Речь на день Коронования Ея Величества Императрицы Екатерины Ii.



ПОЛНОЕ СОБРАН²Е

ВСѢХЪ

СОЧИНЕНIЙ

въ

СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,

ПОКОЙНАГО

Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена

Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собран³я Члена,

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА

СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы

Въ удовольств³е Любителей Росс³йской Учености

Николаемъ Новиковымъ,

Членомъ

Вольнаго Росс³йскаго Собран³я при Императорскомъ

Московскомъ университетѣ.

Издан³е Второе.

Часть II.

Въ МОСКВѢ.

Въ Университетской Типограф³и у И. Новикова,

1787 года.

  

СЛОВО

на день Коронован³я Ея Величества Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II.

  
   Празднуя день коронован³я Твоей Повелительницы радуйся, отъ валовъ Бальтйскихъ, до Восточной Америки, и ото льдистаго Океана, до Хинск³я области простирающаяся Росс³я! Ликовствуйте подвластныя Великой ЕКАТЕРИНѢ многочисленныя народы! Играйте моря б³ющ³а во брега странъ сей Монарх³и, и гордыя реки протекающ³я Севѣрный Едемъ, и орощающ³я тучныя и прекрасныя луга, нивы и рощи! Наперсники Музъ, просвѣщайте отечество свое подъ покровомъ Росс³йск³я Паллады! Наперсники Беллоны, храиите мужественно Росс³йск³я границы! Суд³и, блюдите уставы поражающ³я беззаконниковъ, и ограждающ³я безопасност³ю невинныхъ; ибо внутренн³я злодѣи обществу еще и внѣшнихъ пагубняе! Слѣдуй Росс³йское Дворянство Богинѣ своей предшествующей тебѣ ко храму премудрости! Суетно звучитъ имя благородства, не имѣя благородныхъ качествъ: безъ достоинства не велико украшен³е человѣку благородное одѣян³е, а благородное имя еще менше. Способствуй Росс³йское купечество изобил³ю и обогащен³ю сея Импер³и, и обогащайся не отягощен³емъ, но облегчен³емъ сыновъ Росс³йскихъ, и заслуживай себѣ почтен³е, не получен³емъ чиновъ, но услугою отечеству! А ты духовенство перьвостепенствуя въ обществѣ и начальствуя надъ душами нашими, устремляяся ко ежедневному проповѣдыван³ю святыя добродѣтели и ко истреблен³ю беззакон³я, исправляй грѣшниковъ и отлучай злодѣевъ отъ сообщества праведныхъ; ибо они на с³е слово, что нѣсть грѣха побѣждающаго человѣколюб³е Бож³е, излишно надѣются: къ чему ихъ покаян³е, когда они довольствуются содѣланными своими согрѣшен³ями, а обиженныя ими страждутъ? Проповѣдывайте добродѣтель и упражняйтеся въ оной; ибо, когда заблуждается пастырь, заблуждаются и овцы. Щастливо то тѣло, у котораго всѣ члѣны здравы, и способны ко трудамъ, и премудра глава: и блаженно то общество, которымъ правосудный Государв повелѣваетъ. О пространная Рос-³йская Импер³я, буди толико устремительна къ общему своему блаженству, колико премудра глава твоя; да не тщетно, но къ пользѣ твоей и ко славѣ твоея Императрицы, въ подсолнечной возгремитъ имя Велик³я ЕКАТЕРИНЫ! утверждай Государыня правосуд³е на престолѣ Росс³йскомъ, ко безопасности нашей и для способности намъ быти здравыми и полезными члѣнами Твоего и нашего отечества и когда обличенное беззакон³е сокрышися въ человѣчествѣ, единымъ человвчествомъ Тебя умилостивляти будетъ; всспомяни тогда милосердѣйшаго на свѣтѣ Государя, котораго лишившися Римская Импер³я, въ отчаян³и своемъ воображала, что не только Римъ и Итал³я, но вся вселенная погибаетъ. Плакалъ Титъ, когда беззаконникамъ подписывалъ казни; плакалъ но подписывалъ; ибо безъ того, былъ бы онъ участникомъ содѣланнаго ими беззакон³я. Буди Государыня, буди всегда матер³ю любезному своему народу, награждай добродѣтель, исправляй пороки наши и рази беззакон³я! буди чадолюбивая Матерь, и страшный суд³я. Злодѣи ни малѣйшаго помилован³я не достойны. Политика опредѣляетъ имъ казни, дабы отвратити другихъ отъ подобнаго злодѣйства, а истинна отомщен³я требуетъ, хотя бы симъ отомщен³емъ и не отвратилися друг³я злодѣи отъ беззакон³я, ради сего единаго, что бы добродѣтель надъ беззакон³емъ торжествовала: нѣтъ милости сопротивляющ³яся правосуд³ю, и нѣтъ правосуд³я сопротивляющагося милости. Милость и гнѣвъ молчатъ на праведномъ судѣ, и измѣряетъ наши преступлен³я безстрастная истинна. Геройство есть высочайшая стенень честности: милость высочайшая степень правосуд³я. Воевати за отечество есть дѣло честности: отваживаться за отечество на крайн³я опасности есть дѣло геройства. Награждати достойнаго человѣка, есть правосуд³е: обогащати ево, ради пущаго ко услугамъ отечеству возбужден³я, есть милость и ему и отечеству; но все имѣетъ мѣры. Мѣры имѣетъ и награжден³е. Точный возмезд³я размѣръ извѣстенъ единому Богу, и чѣмъ болѣе человѣкъ, а особливо Монархъ, имущ³й способы болѣе всѣхъ смертныхъ, подавати роду человѣческому блаженство, къ точности сей приближается, тѣмъ болѣе уподобляется онъ Богу. Но когда милость есть высочайшая степень правосуд³я; отъ чево же вредныя и безполезныя люди отечеству, любятъ милость и правосуд³е ненавидятъ? не отъ того-ли что милость не наказываетъ? нѣтъ: и милость наказан³я опредѣляетъ; но отъ того, что они слову милость. Иное и совсѣмъ противное знаменован³е приписываютъ. Милость по ихъ описан³ю есть упущен³е или уменшен³е надлежащ³я казни, то есть нарушен³е правосуд³я, и награжден³е людемъ не учинившимъ ни роду человѣческому, ни отечеству, ни малѣйш³я услуги, то есть награжден³е тунеядцамъ, и слѣдственно нарушен³е же правосуд³я. Кажется мнѣ что надлежитъ умягчати законы, ежели они излишно строги, а не казни законами опредѣленныя. Во власти Государской уменшати наказан³я: но правосудныя Государи, какова наша Обладательница, и Ей подобныя, не власти своей слѣдуя, но облегчительнымъ обстоятельствомъ, накзан³я уменшаютъ, полагая прослуги на вѣсы съ заслугами, или облегчая казни человѣколюбиво, безъ озлоблен³я другимъ, хотя беззаконники и никакихъ прежде заслугъ не имѣли: да и то не въ учиненныхъ кому нибудь участныхъ обидахъ. И не въ государственныхъ дѣлахъ касающихся до всего общества; да и въ томъ поступается весьма разсмотрительно; ибо и тѣ престунлен³я со преступлен³ями общенародными связаны. Самодержав³ю ни кто, кромѣ истинны, закона предписать не можетъ; но колико мы подчиненны Самодержцамъ,толико они подчиненны истиннѣ: а потому, что на всѣ многочисленныя или паче безчисленныя обстоятельства законовъ уставить никакъ не льзя; такъ нѣтъ лутче самодержавнаго правлен³я, когда Самодержецъ премудръ и праведенъ. И тако тончайшее его разсмотрен³е, по праведному его благоволѣн³ю, можетъ увеличивати и уменшати установленныя наказан³я. Щастливы тѣ обиженныя, которыхъ дѣла имѣютъ ложный и кажущ³йся многообстоятельной видъ истиннымъ, требуя тончайшаго разобран³я совѣсти, до рукъ безпристрастнаго доходятъ Самодержца, чего во многоличномъ правлен³и челобитчики лишаются; ибо въ республикахъ не можно обвинити человѣка, на что нѣтъ точнаго закона, а въ самодержавномъ государствѣ, и безъ предписан³я точнаго закона истинна обвинить можетъ: и сходняе съ любочест³емъ нашимъ повиноваться единому человѣку, нежели многимъ. Въ протчемъ не праведны законы, клонящ³яся и къ излишней строгости, и къ излшнему милосерд³ю. Въ малыхъ преступлен³яхъ тяжки законы клонящ³яся къ жестокости, въ великихъ преступлен³яхъ пагубны законы клонящ³яся къ милосерд³ю. Не вмѣстны жестокости противу слабостей человѣческихъ, и не вмѣстно человѣколюб³е противу беззакон³я. Хвальны только законы установленныя по размѣру преступлен³я. А таковыя законы безъ нарушен³я истинны, во исполнен³е установлен³я ихъ облегчаемы быть не могутъ. Кто чево достоинъ, тотъ и возмезд³е таковое имѣти долженъ. Кто имѣетъ заслуги, и проситъ Государя, дабы онъ изъ милости награжденъ былъ; тако проситъ онъ: я здѣлалъ отечеству услуги; но лицемѣря говорю, что я ихъ не здѣлалъ; такъ награди меня за с³е лицемѣр³е, дабы не думали люди, что ты меня за мои услуги награждаешъ, и истреби тѣмъ похвалу сего награждеи³я, дабы друг³я въ награжден³и за услуги отечеству не имѣли надежды. Когда не учинивш³я услугъ отечеству люди пожалован³я изъ милости просятъ; такъ ихъ прошен³е таково: я отечеству услуги не здѣлалъ; такъ за то награди меня, дабы взирая на меня и друг³я услугъ отечеству не дѣлали. Дерзновеннѣйш³я просители просятъ и жалован³я другимъ не въ образецъ: наглое самолюб³е. Правосуд³е никого отъ возмезд³я не исключаетъ, и отвергаетъ отъ Монарха престола такихъ дерзновенныхъ о не заслуженномъ просителей воздаян³и, и требователей неправды отъ правосуд³я, и ясно видящихъ то, что требован³е ихъ противу истинны, и что с³я неправедная милость ни на кого изливаться не долженствуетъ. Еще сносняе люди ищущ³я для цѣлаго общества, нежели ищущ³я ради себя единаго, нарушен³я истинны; тамо есть еще искра совѣсти, а здѣсь нѣтъ и слѣдовъ ея. Есть еще нѣкое весьма дикое разрушен³е правосуд³я: говорятъ судьи, что человѣкъ можетъ быти по законамъ правъ, а по совѣсти виненъ: такъ или не праведны законы или безумны судьи; когда видно что человѣкъ по совѣсти виненъ; такъ надобно изобличити виннаго, ежели у судей въ головѣ есть разумъ, а въ сердцѣ честность. Есть еще нѣчто и сего чудняе: говорятъ нѣкоторыя люди о судахъ: какъ судьи посудятъ: судьи не Боги и не Монархи, а мы не тварь ихъ и не подданныя; такъ осуждаютъ насъ не они, но законы, ежели праведенъ судъ; а ежели судъ не праведенъ, такъ осуждаютъ насъ не судьи, но беззаконники; ибо и Богъ и Государь судятъ людей по истиннѣ, а истиннѣ не слѣдуетъ одинъ только д³аволъ и сообщники ево. По сему основан³ю говорятъ они, что можно дѣло портити разными образами, думая или паче выдумывая лжи, будто указы разногласятъ, порицая лжею таковою самихъ Государей: послѣдн³й указъ или статья въ указъ отрицаетъ прежн³й указъ или статью въ немъ, а что послѣднимъ указомъ не отмѣнено, то въ прежней своей остается силѣ. Нѣтъ точнаго на с³е указа, говорятъ иныя судьи, хотя имъ и повелѣно представляти о томъ, о чемъ нѣтъ указа Сенату, а Сенатъ имѣетъ повелѣн³е представляти Государю. Невѣжество есть источникъ не правды: бездѣльство полагаетъ основан³е храма его: безумство созидаетъ оный: непросвѣщенная сила, а иногда и смѣсившаяся съ пристраст³емъ, укрѣпляетъ оный. Разруши Государыня, разруши стѣны храма сего, повергни столпы его, и разори основан³е! Созижди великолѣпный храмъ ненарушаемаго правосуд³я; но прежде того, повели собирати потребныя ко здан³ю вещи и основати училищи готовящимся исправити и наблюдати, предпр³ятыя премудрост³ю Твоею законы! Повели предъ писцами разогнути книгу естественныя грамматики, начало нашего предъ прочими животными преимущества, которыя мног³я наши писцы и по имени не знаютъ! повели имъ научиться, изображати дѣла ясно, мыслить обстоятельно и порядочно: дабы знало общество, что написано; ибо безъ того тѣ могутъ противузаковствовать, которыя Монаршу волю всею силою исполняти устремляется, не понимая того, чего сами писцы путаяся, храмая, и на всякой строкѣ спотыкаяся, по многословесномъ колобродствѣ своемъ не понимали, читавъ сочинен³я свои предъ суд³ями, тѣмъ образомъ, которымъ дьячки предъ Богомъ Псалтыри читаютъ во скороспѣшномъ бѣгѣ цѣлыя рѣчи проглатывая; но Богъ вѣдаетъ то что во псалтырѣ написано, и который псаломъ читается, будучи всевидцемъ, хотя дьячкова чтен³я н не понимаетъ, а судьи не всевидцы, и что предъ ними дьякъ болтаетъ, того не вѣдаютъ. Да хотя бы дьякъ и не скоро читалъ; можноли цѣлую несвязную книгу, писанную протвву естества языка и грамматики, имѣя острѣйшее попят³е себѣ вообразить, и пространнѣйшую память имѣя все то упамятовать, и учинити правильное рѣшен³е. Вотъ отъ чего иногда грѣшатъ и честныя въ суд³яхъ люди, подьяч³я надеждно грабятъ, невинныя страждутъ, а бездѣльники торжествуютъ. Въ мутной водѣ рыбу ловить удобняе. Мног³я думаютъ то, что къ написан³ю законовъ не много намъ потребно времени: а я думаю что къ тому весьма долгое потребно время, а особливо ради того что науки и прямая грамота у насъ еще въ самомъ началѣ, ежели началися; но что бы вѣкъ натъ премудрости Велик³я ЕКАТЕРИНЫ соотвѣтствовалъ, я какъ сынъ и членъ отечества, не того по разсудку моему желаю; что бы древн³я законы испровержены, а новыя установлены были; но что бы они при случаяхъ исправлаемы были. На что нѣтъ закона, или не обстоятеленъ законъ, или не ясенъ; на то бы законъ сочинился, исправился и изъяснился. Подался случай къ рѣшен³ю дѣла, и ежели нѣтъ обиженному по закону совершеннаго удовольств³я; да удовольствуется обиженный и да исправится законъ. Но до установлен³я закона подверженъ ли винный наказан³ю? Скажутъ ябѣдники: не подверженъ; ибо онъ не вѣдалъ еще того что с³е истиннѣ противно: а я скажу, что ежели бы ни въ уложеньи ни во священномъ Писан³и не было изображено: не уб³й, не укради, не лжесвидѣтельствуй, уб³йца, воръ и лжесвидѣтель, таковому же бы подвергалися наказан³ю какъ и нынѣ; ибо беззакон³я ясно изображены понят³ю нашему имѣющимъ намъ чувства и разумъ. Гнусный обманщикъ, приключивш³й ч³ей нибудь поношен³е чести или ущербъ имѣн³ю, хотя бы никакова слѣду казни ево по установлен³ямъ не было, по ясному естественному обвинен³ю изъ числа честныхъ людей изключенъ быть долженъ, а легкомысл³е обманутаго, злодѣян³е его еще увеличиваетъ и казни беззаконника усугубляетъ. Моральныя беззакон³я не извиняютъ насъ незнан³емъ. Иное обстоятельство со преступлен³ями Политическими: не виненъ неучрежденный дѣлатель денегъ, не зная запрещен³я. Законы въ Моральныхъ преступлен³яхъ, ради положен³я казней пишутся, и установляются ради того, что бы всѣ судящ³я безпристрастное и разумное чинили по законамъ возмезд³е, и дѣлали бы то что мног³я орредѣлили разумы, истолковавъ разныя многочисленныя обстоятельства, и что вышняя власть утвердила; ибо рѣдк³я люди о всѣхъ вещахъ, касающихсв до правосуд³я, съ совершенною справедлтвост³ю расуждать могутъ. То что уб³йца достоинъ смерти, всѣ вѣдаютъ; но за всѣ ли беззакон³я казни толико ясны? Едина статья узаконен³я стоитъ иногда, и очень часто, многихъ разумовъ и многихъ размышлен³й, и слѣдственно во исполнен³и наказан³я, безъ предписан³я, великаго требуетъ разсудка. Участныя законовъ исправлен³я, въ нѣсколько лѣтъ соберутъ ко совершенному уложенью довольно вещества: а инако по моему мнѣн³ю законной кннги намъ имѣти еще не удобно. Что смерть воспрепятствовала исполнити ПЕТРУ Великому, исполни то Великая ЕКАТЕРИНА! Тобою щедрая Обладательница, правосуд³е по всей Импер³и прострется, а имъ умножится наше благоденств³е, и Твоя бесзмертаная слава.
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа