Главная » Книги

Сумароков Александр Петрович - Слово на открытие Императорской Санктпетербургской Академии Художеств

Сумароков Александр Петрович - Слово на открытие Императорской Санктпетербургской Академии Художеств



ПОЛНОЕ СОБРАН²Е

ВСѢХЪ

СОЧИНЕНIЙ

въ

СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,

ПОКОЙНАГО

Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена

Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собран³я Члена,

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА

СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы

Въ удовольств³е Любителей Росс³йской Учености

Николаемъ Новиковымъ,

Членомъ

Вольнаго Росс³йскаго Собран³я при Императорскомъ

Московскомъ университетѣ.

Издан³е Второе.

Часть II.

Въ МОСКВѢ.

Въ Университетской Типограф³и у И. Новикова,

1787 года.

  

СЛОВО

На открыт³е Императорской Санктпетербургской Академ³и Художествъ.

  
   Се день и часъ установлен³я и освящен³я твоего, новоучрежденный храмъ Геликонскихъ Нимфъ. Се время сѣян³я плодовъ Геспер³йскихъ обѣщающихъ богатую жатву. Сѣетъ ихъ ЕКАТЕРИНА: продли Боже вѣка Ея ради нашего и потомковъ нашихъ блаженства, и дай Ей пожати перьвыя плоды сего прекраснаго вертограда: дай труждающейся дѣлательницѣ перьвой отъ плода сего вкусити, и украсити врученный Ей скипетръ насѣянными Ею цвѣтами! Слышу по брегамъ Невскимъ радостное сыновъ отечества воскликан³е и громк³й гласъ Богини сокрывающ³я въ небеси главу свою, раздающ³йся по валамъ Бальт³йскимъ. Народному восклицан³ю и гласу гремящ³я славы, соотвѣтствуетъ преселившаяся отъ Ниловыхъ потоковъ во Европу премудрость. Всѣ вы собранныя на с³е торжество, слышатели слова сего, вѣдаете, что она новыя лавры главѣ Вѣнценосицѣ Росс³йской соплетаетъ; но можетъ быть не всѣ вѣдаете вы, какими плевелами дерзновенное премудрости противурѣчитъ невѣжество, о чемъ бы и говорить не надлежало, ежели бы оно не имѣло почитателей: а с³е происходитъ отъ лѣности, праздности, тьмы и заблужден³я; ибо путь ко истиннѣ просвѣщен³я требуетъ, а просвѣщен³е трудовъ. Но труды требуютъ наставниковъ, наставники покровителей, покровители разума, разумъ силы, С³ю силу видимъ мы увѣнчанну Божественною щедротою въ образѣ Великой ЕКАТЕРИНЫ, а низвергаемое Ею невѣжество ослабленною скипетромъ Росс³йск³я Самодержицы немогуще сопротивляться намѣрен³ямъ и начинан³ямъ Ея, мурчитъ только противу тѣхъ, которыя исполняютъ Ея волю, и покояся на праздности, утѣсняема не основательнымъ самолюб³емъ еще услаждаетея и презрѣнна презираетъ достоинство исторгающее у него клюку, на которой оно посреди почитателей своихъ оиирается, употребляя оставш³я свои силы ко слабому своему отомщен³ю, и устремлен³емъ симъ чая умножати извергаемыя на достоинство свои яды, умножаетъ муку свою и славу достоинства, часъ отъ часу болѣе приближаясв къ отчаян³ю, влекома ко праведному своему наказан³ю, сама себѣ оное не могущая удержатися отъ ярости своей устроевающая и усугубляющая. Гласитъ Она устами своихъ почитателей: нѣтъ и не будетъ пользы Росс³и отъ новоучрежденной Академ³и. Послушаемъ доказательства ихъ. Къ чему служатъ Картины и Статуи кроме увеселен³я? А Архитекты у насъ и кроме Академ³и есть. Ремесленники потребны и ради важныхъ людей, а Живописцы и Скульпторы, потребны столько, сколько тѣ люди, которыя пишутъ и вырѣзываютъ куклы. Да етова же и не бывало при ПЕТРѢ Великомъ. При ПЕТРѢ Великомъ ето было бы, ежели бы онъ жилъ долѣе человѣка, а начало оному, и охота ево къ тому довольно показана. Одна Венера въ пещерѣ лѣтняго сада поставленная свидѣтель, которая многими деньгами едва изъ Рима исторжена. А лица Государск³я еще и до временъ ПЕТРОВЫХЪ были въ Росс³и изображаемы: да и почитан³е Иконъ и изображен³я духовныхъ истор³й того требуетъ, дабы умилен³ю почитающимъ Иконы и быт³я духовныя не препятствовали смѣхотворныя виды, и не соблазняли очей ихъ. А сколько мало у насъ своихъ и чужихъ Архитектовъ было, с³е наши общенародныя здан³я доказываютъ, исключая нѣкоторыя чужими Архитектами во престольной возведенныя Москвѣ, ко украшен³ю сего пространнѣйшаго во всей подсолнечной града. Узрятъ тебя, Петрополь, во иномъ видѣ потомки ваши: будешъ ты сѣверный Римъ: исполнится мое предрѣчен³е, ежели престолъ Монарховъ не пренесется изъ тебя, а оный можетъ быть к не пренесется, ежели изобил³е твое умножитса, блата твои осушатся, проливы твои высокопарными украсятся здан³ями. Тогда будеши ты вѣчными вратами Росс³йской Импер³и, и вѣчнымъ обиталищемъ почтеннѣйшихъ чадъ росс³йскихъ, и вѣчнымъ монументомъ Петра Перьваго и Вторыя ЕКАТЕРИНЫ. Полезна ты Архитектура; ибо ты даеши градамъ великолѣп³е. Скажемъ по семъ, кая польза народу отъ старшихъ твоихъ сестръ обитающихъ въ сей новосвященной Императорской Академ³и. Не можетъ ни Истор³я ни Поез³я изъяснити телесныхъ качествъ геройскихъ: Пиктура и Скульптура въ семъ имъ помоществуютъ. А телесныя качества великихъ мужей, начертаваяся въ умахъ нашихъ, оживляютъ изображен³я душевныхъ ихъ качествъ и придаютъ охоты къ подражан³ю оныхъ; ибо въ телесныхъ видахъ сокрываются тончайш³я качества душевныя. Желающу мнѣ вобразити Александра поражающа Дар³я, мало мнѣ единаго историческаго описан³я, мало помоществующей мнѣ историческому описан³ю, не только общенародной, но и стихотворческой мысли. Чувства наши, сильняе мыслей нашихъ. Страдающ³й человѣкъ, колико бы онъ ни описывалъ болѣзни и печали свои, не можетъ ихъ живо другому въяснити, колико бы тотъ ни старался сочувствовати ихъ. Нѣтъ такой науки, которая бы могла довольно подражати естеству въ изображен³и вкуса, обонян³я и осязан³я, что бы кажется полезно было роду человѣческому; но премудрое Божество, ради многихъ обстоятельствъ, сокрыло с³е отъ насъ таинство, или паче не исполнило противустоящаго разуму дѣла; но слухъ и зрѣн³е наше сего естеству подражан³я ради общей пользы не лишилися. И тако, кто, не ослѣпивъ понят³я своего, скажетъ что Пиктура и Скульптура маловажны? Видѣли Горац³евъ поражающихъ Кур³ясовъ ихъ современники; но мы такъ живо онаго не видимъ, а ежели бы очамъ нашимъ оставленно было с³е сражен³е; такъ бы то и мы видѣли. А таковыя виды умножаютъ геройск³й огнь и любовь къ отечеству. Перьвая должность упражняющихся въ сихъ хитростяхъ, изображати Истор³и своего отечества, и лица великихъ въ ономъ людей, Монарховъ, побѣдителей и протчихъ. С³е многое подастъ потомству въ Истор³и просвѣщен³е, услугу потомству, силу заражен³я въ подражан³и славныхъ дѣлъ, утѣху любопытнымъ, и пользу миру. Довольно бы почтен³я и симъ только с³и два судожества заслужили; но польза отъ нихъ изречена еще не вся. И вымыслы толико же почти возбуждаютъ геройск³я души къ подражан³я, колико Истор³я. Гемерова Ил³яда служила Александру ради подражан³я Истор³ею тако и Пикторск³я и Скульпторск³я выдумки зрителямъ Истор³ею служить могутъ. П³итическ³я выражен³я и ихъ изображен³я, хотя они и вымышлены, служатъ познан³ю естества, подражан³ю великихъ дѣлъ, отвращен³ю отъ пороковъ, и всему тому, чево человѣчество къ исправлен³ю требуетъ: и не редко больте имѣютъ они успѣха, нежели проповѣдуемая Мораль. Не редко глаза пасомыхъ животныхъ привлекаются болѣе цвѣтоносными нежели тучными лугами. А ежели луга и цвѣтоносны и тучны; не сугубую ли они привлечен³я имѣютъ силу? Вл³яная съ небеси дѣйствуетъ во свободныхъ Хитростяхъ сила, услаждающая наши чувства и восхищающая наши мысли. Начертанная роза подобный видъ естественной имѣетъ розѣ, и довольно человѣчеству толико умѣши подражати Божеству. Начертанный виноградъ такъ же: Едина не имѣетъ силы показати своего обонян³я, другой вкусу ибо с³и чувства сокрываютъ естество отъ подражан³я. Человѣческая статуя подобной человѣку видъ имѣетъ: довольно искусства ради человѣка, что онъ камень Человѣку уподоблаетъ. Естество выше искусства; но искусство ближе къ естеству нежели человѣчество къ Божеству. И хота бы ни какой иной пользы отъ свободныхъ не было Хитростей; такъ и сей довольно, что мы изощрясмъ ими разумъ, и передъ прочими тварями являемъ свое преимущество, уподоблаяся подражан³емъ естества Создателю, питая воображен³я свои, разширяя понят³я и силу величества душъ нашихъ, плаван³емъ по тончайшемъ естества познан³и. Говорилъ бы я о украшен³и творимомъ Пиктурою и Скульптурою; но с³е слабо или паче безполезно будетъ; ибо на что доказательство, что и безъ него ясно. Ни смерть ии любовь, каковы они, доказательства не требуютъ. Той всякое животное и безъ него устрашается, а сей и безъ него всякое дыхан³е жертвуетъ. Одна безъ доказательства страшна, другая безъ доказательства приятна. Чувства сильняе разума, и слѣдственно сильняе всякаго доказательства. Отъ чево же не просвѣщенныя люди и глаза имѣя не умѣютъ отдѣлять хорошаго отъ худова, когда чувства эти сильняе разума? Отъ того что разумъ ихъ, или паче безум³е, разсѣеваетъ ихъ мысли чувствомъ совокупленныя. Видитъ невѣжа Рафаилову, Рубенсову или Тиц³янову хартину, и не хвалитъ оныя, не какъ Пикторъ, но какъ человѣкъ только, и не услаждаетъ видя своего зрѣн³я: глаза его видятъ согласно положенное Пикторомъ устроен³е, но въ самое то же мгновен³е, все с³е соглас³е и разсѣевается. Разумы безумныхъ людей развращенны заблуждающимся разсудкомъ и относятся отъ соглас³я естественныхъ понят³й; а отъ того с³и человѣчествомъ помазанныя скоты, скотство теряютъ, а человѣчества не получаютъ. Всѣ человѣки таковы, которыя отторжены отъ естественныя грубости, и не привлечены къ познан³ю премудрости. Лишаются грубости скотск³я, и получаютъ грубость человѣческую, исполненную безпредѣльнаго высокомѣр³я и не описанныя гордости, лишився и тѣхъ понят³й, которыя всякому свойственны животному. Таковъ каждой подлой родомъ и качествами человѣкъ дослуживься всяикаго чина, не воспоминая того что чинъ почтенъ только тогда, когда онъ утвержден³е достоинства, а не тогда, когда онъ подарокъ ослѣпленныя Фортуны, для умножен³я гордости носящему оный, къ отягощен³ю достойныхъ людей и ко врѣду своего отечества. Потребны художества, но потребны къ нимъ и люди способныя. Тухнетъ огнь, когда нѣтъ способнаго къ питан³ю его вещества: погибаютъ Науки и Художества, когда способныхъ нѣтъ людей къ онымъ. Къ обучен³ю Художествъ не избираетъ людей ЕКАТЕРИНА, но созидаетъ ихъ; дабы не было въ нихъ ни малѣйш³я силы отвлекающ³я ихъ отъ пути Истинны и слѣдственно отъ истинныя пользы отечества. Поручила она руководство и начальство сего мѣста, ищущаго забавы своей въ порученной ему народной пользѣ, и неусыпно простирающагося ко славѣ и украшен³ю своего отечества. Благородно мое утѣшен³е, когда оно приноситъ моему отечеству пользу, а еще и благородняе, когда оно приноситъ пользу цѣлому человѣческому роду. Приношен³емъ пользы миру, и моя и отечества моего умножается слава. Благодари Академ³я нашу Самодержицу, что Она тебя достойному человѣку и усердному сыну отечества поручила! А ты правитель оныя Академ³и, начальствуя надъ нею, не мысли, что я тебе похвалу соплетати устремляюся: напрягаю сердце и разумъ мой ко единой ЕКАТЕРИНѢ, ко единому моему отечеству и къ пользѣ рода человѣческаго! Не тебя похваляю; похваляю ЕКАТЕРИНУ, что Она тебя къ сему избрала дѣлу. Рѣкла: созидай человѣковъ, и созидаешъ. Рожден³е наше создан³е есть, а воспитан³е есть наше преображен³е изъ грубаго и испорченнаго естества, изъ вредоноснаго себѣ и обществу, но благопристойое исправленное, и себѣ и обществу полезное; и тако воспитан³е есть почтенняе рожден³я; всякое животное рождается, но единый благовоспитанный человѣкъ дѣйств³ями своими премудрому Божеству уподобляется. Возс³яли науки, и погибла простота; ибо увеличился ими разумъ; но съ естественною простотою погибла простота, а съ нею чистота сердца. Полезняе быти не учеными прежнихъ незлобивыхъ вѣковъ, нежели нынѣшнихъ учеными, и ко вреду общества безъ воспитан³я возращенными. Лутче безумный и честный человѣкъ нежели разумный и безчестный, хотя безумцы и редко честны бываютъ, ибо они порокамъ и наглости искусителей, какъ трости вѣтрамъ и бурѣ подвержены. Мораль есть наука златаго вѣка: Политика есть наука протчихъ вѣковъ. Но потому что Политика сугуба: одна основанная на Морали и на пользѣ общества, а другая на собственномъ прибыткѣ; такъ чищен³е сердецъ надобно; ибо безъ того Политика будетъ адъ нашему благоденству, а особливо тѣмъ людямъ, которыя изо всѣхъ наукъ единому только научилися бездѣльству. Бездѣльство есть наука, полѣзнѣйтая участному прибыточеству человѣческому, способнѣйшая развращеннымъ сердцамъ, и приятнѣйшая невѣжамъ, ибо имъ и азбука ея уже приноситъ пользу. О треблаженная наука, коликое множество ты жителей сего мира обогатила! но Росс³йская Минерва оную тунеядцовъ науку, мног³я лѣта торжествующу, не только отъ жертвенника, но вонъ изъ двѣрей своего храма изгоняетъ, да торжествуетъ смиренное достоинство надъ гордымъ невѣжествомъ. Обманываются всѣ, которыя говорятъ то, что воспитан³е есть основан³е и начало премудрости: оно основан³е чистоты сердечныя. Ежели благовоспитанный человѣкъ просвѣтится премудрост³ю, премудрость будетъ чистому сердцу его подпора: ежели не просвѣтится премудрост³ю, привычка сердцу его подпора будетъ; ибо привычка вторая природа, а не редко бываетъ еще и сильняе природы. Одни прямыя Философы на разсудкѣ основан³е имѣютъ, и весь остатокъ рода человѣческаго на привычкѣ и на данныхъ имъ, по большей части, несвязанныхъ сопротивляющихся понят³ю правилахъ. Основанныя на понят³и вѣщи во всѣхъ четырехъ частяхъ мира одни, а основанныя на предразсудкахъ вездѣ разны; такъ потребно хорошее воспитан³е, дабы люди и некоснувш³яся премудрости, и по единой привычкѣ правильно разсуждали. Одни велик³я души, велик³я качества имѣютъ, а хорошее воспитан³е и малыя души въ разпорядкѣ жизни великимъ душамъ уподобляетъ. Одни считаютъ и говорятъ, пять, и пять, десять, друг³я повторяютъ то и то же и не считая говорятъ. А когда учители скажутъ пять и пять дѣвять, редкой ученикъ выбьется изъ сихъ узъ; а отъ того всѣ они бредятъ одно, и бредъ оный по большенству голосовъ ставятъ истинною, пренижая самое скотство. Та причина невѣжеству, что нѣтъ довольнаго къ очищен³ю сердца воспитан³я. И ежели не можно разорвать узы предразсужден³я совершенно; такъ покрайней мѣрѣ должно стараться разрывать оныя, колко удобно. Лутче нѣчто добраго, нежели ничево, а с³е нѣчто, во множествѣ народа, будетъ нѣчто великое, а повремени будетъ еще и больше. Премудрость положила довольно основан³я исправити свѣтъ, но премудрыми здѣлати весь миръ не льзя, а благовоспитанными можно. Испорченныя во младенчествѣ и юношествѣ сердца наши, едина премудрость исправляетъ; но вкоренивш³яся страсти и оныа силу часто побѣждаютъ; такъ воспитан³е болѣе власти надъ нами имѣетъ, нежели сама премудрость. Вотъ колико воспитан³е роду человѣческому потребно. Чтожъ касается до свободы данныя сей Академ³и Художникамъ, и колико она потребна и полезна Наукамъ и Художествамъ, о томъ я при другомъ могу напомянути случаѣ обстоятельно: а нынѣ только то скажу что она источникъ человѣческ³я премудрости, и что колико врѣдно своевольство общему блаженству, врѣдна Наукамъ и Художествамъ толико неволя. Радуйся ЕКАТЕРИНА, что Ты с³е полезное Росс³и основала училище. Радуйтеся Художества, что вы отъ Нея и основан³е и покровительство получили. Ея вами, Ею ваша возвеличится слава.
  

Другие авторы
  • Пальмин Лиодор Иванович
  • Д. П.
  • Ранцов Владимир Львович
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Мещерский Владимир Петрович
  • Писарев Дмитрий Иванович
  • Энгельгардт Михаил Александрович
  • Самарин Юрий Федорович
  • Тассо Торквато
  • Карнаухова Ирина Валерьяновна
  • Другие произведения
  • Губер Борис Андреевич - Борис Губер: биографическая справка
  • Никитин Иван Саввич - Ф. Е. Савицкий. Иван Никитин
  • Станюкович Константин Михайлович - Васька
  • Лесков Николай Семенович - Легенды о совестном Даниле
  • Горбачевский Иван Иванович - Горбачевский И. И.: Биографическая справка
  • Арсеньев Константин Константинович - Беллетристы последнего времени
  • Байрон Джордж Гордон - Пророчество Данте
  • Решетников Федор Михайлович - Макся
  • Короленко Владимир Галактионович - В. Г. Короленко — критик Достоевского
  • Михайлов Михаил Ларионович - Михайлов М. Л.: Биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 845 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа