Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена
Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собран³я Члена,
Въ удовольств³е Любителей Росс³йской Учености
Вольнаго Росс³йскаго Собран³я при Императорскомъ
Московскомъ университетѣ.
Въ Университетской Типограф³и у И. Новикова,
Якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ такожде.
Въ сихъ заключается словахъ поручаемая намъ отъ Бога добродѣтель, и слово с³е еще важняе изрѣчен³я: чего не хощешъ ты себѣ, того не желай и другому. Похвально не желати ближнему нещаст³я; но еще похвальняе желати ему щаст³я: а еще похвальняе быти руководцемъ щаст³я ближнему. Симъ паче всего уподобляемся мы Богу; ибо Вышн³й ни о чемъ толико не пѣчется, какъ о нашемъ благоденств³и: наша на истиннѣ основанная польза, славы Создателя есть отрасль; ибо мы ради того созданы, дабы пользуяся жизн³ю своею прославляли Создавшаго насъ. И ежели будемъ мы разрушати благоденств³е ближняго; такъ симъ будемъ мы противиться намѣрен³ю Вышняго, и стараться разрушити славу его. И хотя мы ущерба славѣ его и не учинимъ; однако толико же согрѣшимъ, какъ мы то исполнили, имѣвъ устремлен³е противиться волѣ его и данной душамъ нашимъ совѣсти. О семъ пѣкутся намѣстники Бож³и, носящ³я къ пользѣ рода человѣческаго вѣнцы и скипетры: о семъ пѣчется наша Всепресвѣтлѣйшая Вѣнценосица Великая ЕКАТЕРИНА, всѣми помышлен³ями Своими и всею Своею премудрост³ю, благодѣтельствуя порученному Ей отъ Бога народу. Подражайте собранныя слышатели въ руководствѣ блаженства ближняго Великой нашей Монархинѣ! Подражайте сыны отечества добродѣтели Матери отечества! соглашайтеся съ намѣрен³емъ Бож³имъ и его Намѣстницы. Уподобляйтеся добродѣтел³ю сею Обладателю подсолнечныя! Уподобляйтеся добродѣтел³ю сею Обладательницѣ Росс³и; да симъ подражан³емъ будемъ достойны имени подданныхъ Великой ЕКАТЕРИНѢ, и имени созданныхъ человѣковъ по образу и по подоб³ю своего Создателя, дабы мы во временной жизни могли взирати безъ трепета ко правосуд³ю Богомъ вѣнчанной Императрицы, и въ жизни вѣчной ко правосуд³ю Бож³ю; да симъ подражан³емъ будемъ достойны предстати предъ лице Монарше и предъ лице Бож³е. Таковымъ подражан³емъ данное намъ на земли время препроведемъ мы безъ мучительнаго угрызен³я совѣсти: безъ ужаса приближимся ко гробу, и безъ трепета услышимъ трубный гласъ, когда возвѣстится намъ второе на землю Бож³е низшеств³е. А что воскресен³е мертвымъ конечно будетъ, о томъ не можемъ сумнѣваться, хотя бы насъ и Священное Писан³е въ томъ не утверждало; ибо сходно ли то съ милосерд³емъ Бож³имъ, дабы насъ создати на одну пылинку вѣчности, и что бы мы для славы Бож³ей на самое краткое время изъ небыт³я въ быт³е вошли, и получивъ ненасытное желан³е пребывати, горькую вкусили смерть, и вѣчно въ небыт³е возвратилися. С³е не сходно бы было и съ ограниченнымъ милосерд³емъ. Ежели же кто симъ попротивурѣчитъ, будто Богу не удобно было создати насъ вѣчными; такъ было ли бы то сходно со всемогуществомъ его? и такъ когда мы не вѣчны въ мирѣ семъ; такъ конечно есть другая жизнь, которая никогда не окончется. Что выше нашего понят³я, то быть можетъ: а что противъ нашего понят³я, того быть не можетъ; вѣчная наша жизнь есть выше нашего понят³я, а вѣчная наша смерть есть противъ нашего понят³я: а изъ сихъ едино непремѣнно быти должно; слѣдственно въ надеждѣ воскресен³я и вѣчнаго съ Богомъ пребыван³я не могли бы мы сумнѣваться, ежели бы мы и откровен³я не имѣли. Надѣйтеся собранныя слышатели, надѣйтеся твердо и не сумнѣнно, что будетъ воскресен³е мертвыхъ, и слѣдственно и воздаян³е и наказан³е, и брегитеся день и ночь уготованныя злодѣямъ муки: а паче и того брегитеся, раздражен³емъ ближняго, раздражати Бога; кто только вѣчныя муки опасаяся убѣгаетъ беззакон³я, не имѣя къ Богу любви, тотъ еще не усыновдяется Создателю своему. Сверьхъ того, не возможно ради единаго страха, исполняти волю Бож³ю: и ежели кто симъ страхомъ не будетъ участникомъ злодѣян³я; такъ будетъ участникомъ зломышлен³я, что хотя и меньше злодѣян³я, но добродѣтел³ю никогда не нарѣчется: такой человѣкъ подобенъ окованному звѣрю не вредящему препятств³емъ оковъ. И тако должны мы не дѣлати ближнему зла, не для того, что за то вѣчная мука предписана, но для того, что мы повинуемся, очистивъ сердца наши, добродѣтели и любя Бога, любимъ и ближняго; приучивъ душу свою къ жалости и человѣколюб³ю. Не обижайте ближняго; обижая его, устремляетеся вы досаждати Богу, а не возмогши учинити ему зла обижая ближняго, злодѣйствуете себѣ того ради: Якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы; и вы творите имъ такожде. Не приучивъ души ко человѣколюб³ю, трудно то творити другимъ, чево мы себѣ желаемъ, и весьма то легко тому исполнити, кто любитъ Бога. Творите благо ближнему; а симъ благомъ содѣлаете благо Богу: а инаго блага мы ему учинить не можемъ. Кроме сего, как³я дары мы ему принести можемъ? вся вселенная его и нѣтъ у насъ иныя Богу жертвы, кромѣ любви ко ближнему: сего единаго онъ отъ насъ требуетъ, и снабдивъ насъ свободою душъ, единаго сего отъ нея желаетъ. Весь законъ заключается по словамъ нашего Законодавца Христа Спасителя въ любви къ Богу и ближнему. А с³е исполнити не трудно и не ложны слова с³и: иго мое благо и бремя мое легко есть. Не тяжекъ намъ законъ нашъ, но тяжки намъ испорченныя наши сердца; такъ не законъ, но сердца наши исправлен³я требуютъ: а таковаго закона отъ начала мира ни гдѣ не бывало, гдѣ бы было предписано, обманывать, красть, грабить и убивать; ибо такой скаредный законъ былъ бы къ погублен³ю рода человѣческаго, а нашъ установленъ законъ ко блаженству человѣческаго рода. С³я вл³янная въ насъ Богомъ искра, которую мы совѣст³ю называемъ, всегда злодѣян³ю прекословитъ: и сей дарованный намъ отъ Бога ко управлен³ю жнт³я нашего талантъ, купно доказываетъ и то, что есть и Богъ и то, что должна быти добродѣтель, и что есть и воздаян³е и наказан³е по смерти. Благоденствующ³й въ сей жизни злодѣй и злоденствующ³й праведникъ, безъ будущаго воздаян³я и наказан³я лишенны бы были правосуд³я: а того быть не можетъ; ибо есть Богъ: а о томъ, что есть Богъ, не сумнѣвается ни кто изъ человѣковъ чистосердечныхъ и благоразумныхъ. А сумнѣваются о немъ и не познаваютъ его только одни не просвѣщенныя умствователи, отторженныя злосерд³емъ и коркою науки отъ добродѣтели и отъ естествевныя простоты, показующ³я намъ довольно быт³е Бож³е, и не углубивш³яся въ изслѣдован³е премудрости Бож³ей, уподобляяся мореплавателямъ, не видящимъ ни того брега, отъ котораго они отплыли, ни того, къ которому мчатся. А просвѣщенныя наукою люди, чемъ болѣе въ ней углубляются, тѣмъ болѣе ко утвержден³ю и наконецъ ко ясному о пребыван³и и велвчествѣ Бож³емъ приходятъ понят³ю. Не пустивш³яся въ море отъ брега люди видятъ единый брегъ: достигш³я другова брега люди знаютъ оба берега: а посреди водъ безъ кормила носимыя бурею не видятъ ни единаго брега, и заблуждаяся по глубинѣ морской, о перьвомъ брегѣ не мыслятъ, а другова не знаютъ, и плывя безъ кормила ждутъ сжеминутно своей погибели. Не странно ли, что безбожники беззаконствуютъ; то странно, что познавающ³и Бога то же дѣлаютъ: а таковыхъ людей беззакон³я всемогущаго Обладателя вселенныя еще больше раздражаютъ, познавающихъ Бога ради того единаго, чтобы его прогнѣвлять, уподобляяся д³яволу и ангеламъ его; ибо и они знаютъ о величествѣ Бож³емъ. Извиняются злодѣи сими словами: единъ Богъ безъ грѣха; но здѣсь не о согрѣшен³яхъ нашихъ рѣчь, но о погубляющихъ ближняго нашихъ беззакон³яхъ, и что мног³я творятъ людямъ то, чево они себѣ не желаютъ. Разбойники убиваютъ; тати окрадываютъ; хотятъ ли они того себѣ? С³и злодѣян³я очень ясны; но не ясны они тогда, когда они въ пущей своей важности, пр³емля и другой цвѣтъ и отъ того и другое назван³е, претящее намъ по ослѣплен³ю самолюб³емъ, разсмотрѣти то, что мы дѣлаемъ. Уб³ен³е и оскорблен³е добродѣтели, и лишен³я жизни зляе еще, а особливо зляе еще тогда, когда оное нѣк³имъ притяжен³емъ исполняется. Проповѣдующ³й безбож³е и сѣя беззакон³е гнусный и лишенный и здраваго разсудка и добродѣтели всеминутно изобличаемый совѣст³ю Атеистъ, или невѣжу или младаго человѣка ко своему притянувъ на единомъ бездѣльствѣ основанному мнѣн³ю, болѣе еще согрѣшаетъ, нежели мучитель, принуждающ³й человѣка отрещися истиннаго Бога, и влечетъ бѣднаго человѣка ко злодѣян³ю собственнымъ онаго человѣка соизволѣн³емъ, и свою обиду и ево по раскаян³и горесть увеличивая. Таковый проповѣдникъ омрачаетъ совѣсть ученика своего, и приводитъ ево на пути развращен³я, къ оскорблен³ю ближнему; но хочетъ ли онъ отъ таковаго развращеи³я оскорблен³я себѣ? А не редко въ другихъ обманахъ во лжесвидѣтели зовутъ безсовѣстныя законопреступники и самаго Бога; что тяжче сего злодѣян³я? и что большаго достойно наказан³я? Не вѣрити что есть Богъ, и основываяся на таковыхъ развращенныхъ мысляхъ, быти злодѣемъ, почитая ложное свое мнѣн³е истиннымъ, и приводити другихъ ко мерзкой своей мысли, есть пагубно: а вѣрити тому что есть Богъ, и обманывати человъка, есть еще пагубняе. Уговаривающ³яся, продающ³я, и во всяк³я вступая обязательства, давая Бога порукою, не редко сего призваннаго великаго поруку оставляютъ; но могутъ ли таковыя злодѣи называться твар³ю созданною къ чести своего Создателя, толикое учиняя Создателю своему воздаян³е? А приводящ³я подъ видомъ добродѣтельныхъ человѣковъ на развращенныя ближняго дѣла лицемѣря и свидѣтелемъ призывая Бога сще и сихъ хуже. Горе человѣку, имъ же соблазнъ приходитъ: Горе тѣмъ, которы въ соблазнѣ образцемъ бываютъ; но тѣмъ еще и зляе будетъ, которыя въ соблазнѣ руководствуютъ, и зляе всѣхъ тѣмъ, которыя руководствуя въ ономъ утверждаютъ рѣчи свои и обѣщан³я клятвами и свидѣтельствомъ самаго Бога. А Богъ насъ конечно къ чести своей и къ пользѣ нашей создалъ. Но польза ли то мнѣ, когда я погубляю свою душу. Аще кто и весь миръ приобрящетъ, но душу свою осквернитъ, ничто есть. Не прикасайтеся чести, жизни и имѣн³ю ближняго: и мало еще того; но соблюдайте честь, жизнь и имѣн³е ближняго: тогда вы исполните с³е: яко же хощете да творятъ вамъ человѣцы; и вы творите имъ такожде. Симъ будете вы любезны Богу, и будете сопричастник.ами его радости. Велик³й Боже! вкорени с³е Евангельское слово въ сердца слышателей и да не погибнетъ с³е имъ мое поминовеи³е по изшеств³и ихъ изъ храма твоего, но да будетъ имъ памятно во всѣ дни живота ихъ, и да безъ трепета престанутъ предъ лице твое, и съ тобою будутъ наслаждаться неизреченнымъ весел³емъ, во вѣки вѣковъ.