Главная » Книги

Тит Ливий - Речь Капулея Римского трибуна

Тит Ливий - Речь Капулея Римского трибуна



Рѣчь Капулея Римскаго трибуна.

(Изъ Тита Лив³я. Кн. IV. Гл. 3, 4, 5.)

  
   Капулей и проч³е трибуны народные предложили на утвержден³е два закона: 1 й o дозволен³и простолюдинамъ вступать въ родство съ патриц³ями, а 2 й о выборѣ въ консулы изъ народнаго сослов³я. Сенатъ отвергалъ съ негодован³емъ предложен³я трибуновъ. Между тѣмъ Ве³енты и друг³е окрестные народы угрожали Риму неизбѣжною войною. Надлежало оставить прѣзн³я о новыхъ законахъ и немедленно собрать войско противъ неприятелей; но Капулей требовалъ, чтобы непремѣнно утверждены были законы и рѣшительно объявилъ, что безъ того наборъ начатъ быть не можетъ. Консулы жаловались въ сенатъ на трибуновъ народныхъ, особливо же на Капулея, а Капулей, въ свою очередь обвинялъ патриц³евъ передъ народомъ. Вотъ рѣчь его:
   "Часто уже и прежде замѣчалъ я, Квириты, какое презрѣн³е оказываютъ вамъ патриц³и, почитая васъ недостойными жить съ ними въ одномъ городѣ, посреди стѣнъ Римскихъ; но теперь они еще болѣе оскорбляютъ васъ жестокост³ю своею, отвергнувъ предложенные нами законы. Что мы должны сказать имъ? Развѣ мы не сограждане ихъ? Мы не имѣемъ много богатства; но развѣ у нихъ и у насъ не одно отечество? Во первыхъ мы требуемъ себѣ право бракосочетан³я, которое дозволено не только зарубежнымъ, но и отдаленнымъ жителямъ; мы даже и самое право гражданства, гораздо высшее супружества, даемъ побѣжденнымъ своимъ неприятелямъ. Другимъ требован³емъ своимъ мы также не предлагаемъ дѣла необычайнаго: мы желаемъ возвратить себѣ нашу собственность; желаемъ, чтобы народъ Римской могъ поручать должности людямъ по своему выбору. Надобно ли съ такимъ упорствомъ сопротивляться? надобно ли было за то нападать на меня съ такимъ ожесточен³емъ въ сенатѣ? Могутъли похвалиться своею умѣренност³ю, утверждая, будто священнѣйшая власть похищается? Какъ! не уже ли градъ сей и вся: область Римская погибнутъ, когда народъ получитъ право ввѣрять консульскую должность гражданину имъ избранному, или когда всякому простолюдину, достойному высокаго сана, откроется путь къ достижен³ю почестей? Для того ли простой гражданинъ не долженъ быть консуломъ, дабы не сказали, что наконецъ и рабы и отпущенники возводимы будутъ въ с³е достоинство? Какое оскорбительное презрѣн³е! Васъ готовы лишить даже свѣта дневнаго; на васъ негодуютъ, что дышете воздухомъ, что произносите слова, что имѣете на себѣ человѣческ³й образъ. Не должно, говорятъ они, быть консуломъ простолюдину! Разсудите, сограждане; намъ извѣстны историческ³я записки нашего отечества; намъ извѣстно то, о чемъ знаютъ даже всѣ чужестранцы: консулы заступили, насъ мѣсто царей; вся власть ихъ, все велич³е прежде принадлежали царскому достоинству. Кто жъ изъ васъ невѣдаетъ, о Римляне, что Нума Помпил³й не былъ ни патриц³емъ, ни даже Римскимъ гражданиномъ; что онъ призванъ изъ области Сабинской, и что по желан³ю народа, по волѣ сената возведенъ на степень царскаго достоинства? Старш³й Тарквин³й, не Римскаго и даже не Итал³йскаго племени, сынъ Корин?янина Дамарата, поселившагося въ Тарквин³яхъ, сдѣланъ царемъ при жизни дѣтей Анка. По немъ Серв³й Тулл³й рожденный отъ Корникуланской плѣнницы, отъ рабыни, и отъ отца неихвѣстнаго, разумомъ своимъ и доблестями достигъ престола. Нужно ли упоминать о Т. Тац³ѣ Сабинскомъ, котораго самъ Ромулъ, основатель города, сдѣлалъ участникомъ правлен³я? Такъ Римляне! доколѣ не презирали породы, возвышаемой едиными доблестями, дотолѣ могущество Рима возрастало. Не уже ли теперь противенъ намъ будетъ консулъ, выбранный изъ простолюдиновъ, послѣ того какъ предки наши принимали къ себѣ царями пришельцовъ? Мы знаемъ, что и по уничтожен³и царскаго достоинства иноземныя доблести имѣли свободной входъ въ нашъ городъ: мы приняли весь родъ Клавд³евъ не только въ гражданство, но даже въ сослов³е патриц³евъ. Спрашиваю теперь, почему у простолюдина, природнаго гражданина Римскаго, отнята надежда быть консуломъ, тогда какъ имѣемъ у себя иноплеменныхъ патриц³евъ, которымъ ничто не препятствуетъ достигать консульскаго достоинства? Развѣ думаемъ, что мужъ благоразумный и твердый, для войны и для дѣлъ гражданскихъ равно способный, не можетъ быть подобенъ Нумѣ, Тарквин³ю, Тулл³ю? Или думаемъ, что и равный симъ царямъ знаменитымъ не долженъ быть правителемъ республики? Развѣ лучше захотимъ, чтобы консулы походили на бывшихъ децемвировъ, людей ужасныхъ, но имѣвшихъ зван³е патриц³евъ, нежели на добрыхъ, царей нашихъ, которые не могли хвалиться знатнымъ происхожден³емъ?
   "Однакожъ, по изгнан³и царей никто изъ простолюдиновъ не былъ y насъ консуломъ !" Такъ чтожъ? Развѣ ничего новаго учреждать не должно? и если чего-либо полезнаго не сдѣлано прежде (а въ новомъ народъ и не могло еще быть много сдѣлано), то уже и никогда не надобно предпринимать полезныхъ учрежден³й? Въ Ромулово время не было ни понтифексовъ, ни авгуровъ; Нума учредилъ ихъ. Прежде не было ни переписи, ни раздѣлен³я гражданъ на сотни и разряды; то и другое сдѣлано Серв³емъ Тулл³емъ. Прежде совсѣмъ не было Консуловъ; они учреждены послѣ уничтожен³я царскаго достоинства. Прежде не знали ни власти, ниже имени диктатора; сенатъ установилъ диктаторскую должность. Не было народныхъ трибуновъ, едилей, квесторовъ; теперь мы ихъ имѣемъ. Въ послѣдн³е десять лѣтъ мы учредили децемвировъ для сочинен³я законовъ, и опять ихъ отмѣнили. Кто можетъ подумать, что во градѣ, основанномъ для вѣчности и безпрестанно увеличивающемся, не надлежитъ учреждать ни новыхъ должностей богослужебныхъ и гражданскихъ, ни новыхъ законовъ народныхъ и частныхъ? Сей самый законъ о запрещен³и родства между семействами патриц³евъ и простолюдиновъ, сей самый законъ не децемвирами ли весьма недавно изданъ ко вреду общему и къ нестерпимой обидѣ народнаго сослов³я? Что можетъ быть оскорбительнѣе? Цѣлое сослов³е гражданъ какъ будто безчестное, объявить недостойнымъ узъ брачныхъ! Отъ постыдное отчужден³е не то же ли самое, что ссылка для живущихъ въ одномъ городъ? Онъ боится, чтобы мы не приближались къ нимъ по родству; чтобы ихъ и наша кровь не смѣшалась! Ежели такъ, ежели они боятся унизить благородство свое, которое доставалось и пришельцамъ изъ странъ Альбанской и Сабинской, доставалось не по роду и не по крови, а или по усыновлен³ю, или по волѣ бывшихъ царей, или по опредѣлен³ю народа; то они могутъ хранить чистоту крови своей, несочетавшись съ дѣвицами нашего сослов³я и не выдавая ни дочерей, ни сестеръ своихъ за простолюдиновъ. Никто изъ насъ не оскорбитъ наглост³ю дѣвицъ ихъ рода; так³е поступки свойственны патриц³ямъ; никто изъ насъ не принудитъ ихъ заключать противъ воли брачные договоры. Но для народа весьма обидно, когда закономъ запрещается родство между патриц³ями и простолюдинами. Удивляюсь теперь, для чего еще не узаконите не быть брачнымъ союзамъ между богатыми и бѣдными! Всегда и вездѣ каждой воленъ былъ жениться, смотря по своимъ выгодамъ: а вы частныя распоряжен³я семействъ стѣсняете оскорбительнымъ закономъ, которымъ расторгаете связь между гражданами, и одно общество раздѣляете на двѣ противныя стороны! Теперь остается еще вамъ узаконить, чтобы простолюдинъ не смѣлъ жить въ сосѣдствѣ съ патриц³емъ, чтобы не ходить съ нимъ по одной улицъ, чтобы не отваживаться быть вмѣстѣ на одномъ пиршествѣ, или стоять на одной площади! Но какое различ³е между тѣмъ и между запрещен³емъ простымъ гражданамъ съ патриц³ями заключать брачные союзы? Наконецъ скажу, что браки не могутъ быть причиною замѣшательствъ; ибо дѣти вступаютъ въ состоян³е отцовъ. Мы только и требуемъ, чтобы насъ не выключали изъ числа людей, чтобы насъ не лишали правъ гражданства; и вы никакой неимѣете причины сопротивляться нашему желан³ю, ежели не хотите оскорблять насъ безслав³емъ.
   Желательно знать, кому принадлежитъ власть верховная; вамъ, или народу Римскому? По изгнан³и царей вамъ ли однимъ досталось господство, или приобрѣтена для всѣхъ одинакая свобода? Я думаю, что народъ Римской имѣетъ право издавать законы по своему желан³ю. Надобно ли же при объявлен³и о новыхъ законахъ тотчасъ опредѣлять наборъ войска? Трибунъ созываетъ народъ для собран³я голосовъ, а консулъ, чтобы помѣшать тому, приказываетъ вывести войско противъ неприятеля, и угрожаетъ трибуну угрожаетъ народу! Развѣ не испытали вы уже два раза, какъ безполезно дѣлать угрозы? Правда, вы для нашихъ выгодъ удержались отъ сражен³я; вы не сражались для того, что та сторона поступаетъ умѣреннѣе, которая сильнѣе! Не опасайтесь, Римляне! между вами и теперь не будетъ драки; ибо патриц³и обыкновенно вывѣдываютъ о расположен³яхъ вашихъ, но силъ вашихъ испытать никогда неотважатся. Къ вамъ обращаюсь, консулы! вымышленная ли война, о которой говорите, или справедливая, народъ готовъ идти въ поле, ежели возвратите ему права супружества, ежели перестанете отдѣлять его отъ гражданскаго общества, ежели простолюдинамъ дозволено будетъ вступать въ семейственныя съ вами связи, ежели храбрымъ и добродѣтельнымъ людямъ отдастся надежда и возможность достигать высокихъ степеней, ежели дозволено имъ будетъ пользоваться выгодами общества, и ежели по праву истинной свободы они возмогутъ и повиноваться избираемымъ правителямъ и въ свою очередь быть начальниками. Но ежели на то не согласитесь; то начинайте войну, говорите о предстоящихъ сражен³яхъ. Увѣряю васъ, что никто изъ насъ не запишется, никто не вооружится, никто не станетъ сражаться за высокомѣрныхъ властителей, которые не хотятъ дѣлить съ нами въ общественной жизни почестей, а въ домашней супружескихъ удовольств³й.

"Вѣстникъ Европы", т. LVIII, No 13, 1811.


Другие авторы
  • Рашильд
  • Герцык Аделаида Казимировна
  • Тихонов Владимир Алексеевич
  • Мраморнов А. И.
  • Баженов Александр Николаевич
  • Веревкин Михаил Иванович
  • Путята Николай Васильевич
  • Михайлов А. Б.
  • Раевский Дмитрий Васильевич
  • Голлербах Эрих Федорович
  • Другие произведения
  • Блок Александр Александрович - Катилина
  • Вельтман Александр Фомич - Светославич, вражий питомец Диво времен Красного Солнца Владимира
  • Пильский Петр Мосеевич - П. М. Пильский: биографическая справка
  • Орловец П. - Приключения Шерлока Холмса против Ната Пинкертона в России
  • Бунин Иван Алексеевич - В саду
  • Рубан Василий Григорьевич - Начертание, подающее понятие о достославном царствовании Петра Великого...
  • Чичерин Борис Николаевич - История политических учений. Часть вторая. Новое время
  • Мопассан Ги Де - Переписка
  • Полянский Валериан - Исповедь одного современника
  • Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна - Коллизии во французском обществе Xii-Xiii вв. по студенческой сатире этой эпохи
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (12.11.2012)
    Просмотров: 849 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа