Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Лев Николаевич Толстой и Петр Васильевич Веригин. Переписка 1895 - 1910 год..., Страница 4

Толстой Лев Николаевич - Лев Николаевич Толстой и Петр Васильевич Веригин. Переписка 1895 - 1910 годов


1 2 3 4 5 6

со стороны, кажется, никто не
   62
   виновен. В приливе горячки, я очень суров сердцем и к таким старым людям как Фофанов и Щербаков я, кроме презрения, ничего не могу иметь. Они ищут, чего сами не знают, и в результате получается беда и хлопоты для старого человека, вместо того чтобы покойно кушать насущный хлеб и славить Господа. Ну ничего! Ничего в мире нет бесполез­ного, все что делается - делается к лучшему.
   Целую Вас мысленно и еще желаю Вам получить от Бога всего хорошего, любящий Вас

Peter Verigin.

   1 Дек. 03 г.
   Село Отрадное. Иорктон.
   63
  
  
   17. Л. Н. Толстой - П. В. Веригину
   2 января 1904 . Ясная Поляна.
  
   Любезный брат Петр Васильевич,
   Получил Ваше письмо с чеками и переслал деньги ста­ричкам. Меня удивило Ваше строгое отношение к ним. Мне кажется, они этого не заслуживают. От Моода они получили 500 р. и пишут, что денег им достанет. Вопрос же о паспортах все еще не решен, хотя обещают их выдать.1
   Прилагаю Вам письмо Муравьева о павловцах, сосланных в каторжную работу с семьями, и их письмо к Муравьеву - их защитнику.2 Это люди глубоко религиозные, пострадавшие за минутное увлечение и до сих пор не только ничего не просившие, но отказывавшиеся от помощи. Теперь, видно, им большая нужа, и я думаю вот что: если ваша община согласится возвратить Мооду присланные им 500 р., то эти деньги я бы послал павловцам. Надеюсь, что община всемирного братства не откажет в этом. Ответьте пожалуйста. Сведения, которые я о Вас имею через Тана3 и из Вашего хорошего письма, радуют меня и всех людей, близких по духу вашей общине. Простите меня, если я, как старый человек, позволю себе дать совет Вам и близким Вам людям. По всей вероятности, Вы сами знаете то, что я скажу Вам, но не беда и лишний раз повторить мысль, если она справедлива. Не увлекайтесь, милый друг, матерьяльным успехом общины. Помните, что успех этот основан на том единении, которое возникло из религиозного сознания, соединившего всех. Так что религиозное чувство есть тот основной капитал, из которого, между прочим, возникло и матерьяльное бла­госостояние, само по себе не только не важное, но часто губительное, уничтожающее тот самый источник, из которого вытекает "Не радуйтесь тому, что бесы повинуются вам, а ищите каждый из вас того, чтобы имена ваши были записаны на небесах". И потому я думаю, что важнее всего блюсти, оживлять, поддерживать религиозное чувство, которое нужно не для одного матерьяльного благоденствия, а для истинного блага всех. Так что, как ни казалось нелепо движение освобождения животных и райской жизни, оно важнее всех паровых молотилок, косилок, жней и т. п., как важнее пар
   64
   в локомотиве всех вагонов с товарами, прицепят. Если пар без толку выбивался наружу, то дело только в том, чтобы заставить его производительно работать. Так же и с той партией райской жизни. В них есть то главное, что дает истинное благо себе и другим, в тех же, которые, презирая их побуждения, устраивают прекрасные полезные машины и в этом видят смысл жизни, нет ничего, кроме верной погибели себе и другим. Я уверен, что Вы это знаете и чувствуете и так поступаете, но мне хотелось высказать это Вам.

Любящий Вас брат Лев Толстой.

   2 янв. 1904.
  
   1 Толстой обращался с просьбой о выдаче заграничных паспортов Фофанову, Щербакову и Новокшонову к вел. кн. Николаю Михайловичу и главноначальствующему гражданской частью на Кавказе кн. Г. С. Голицыну.
   2 Крестьяне-сектанты села Павловки Сумского губернии, находившиеся под сильным влиянием Д. А. Хилкова, разгромили в 1901 г. местную церковь. В январе-феврале 1902 г. состоялся суд. Адвокат Н. К. Муравьев (1870-1936) выступал на процессе. Несмотря на 12 защитников, были вынесены очень строгие приговоры: четверых - к тюремному заключению, 45 человек - к ссылке в каторгу до 15 лет.
   3 В. Г. Богораз-Тан (1865-1936) - писатель, этнограф, член партии "Народная воля", летом 1903 г. посетил в Канаде духоборцев. Его очерки печатались в газете "Русские ведомости" (их имеет в виду Толстой; личное его знакомство с Таном произошло в начале 1905 г.).
   65
  
  
   18. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   20 февраля 1904 г. Отрадное.
  
   Село Отрадное. - Канада.
   1904 г. 20го Февраля н. с.
  

Льву Николаевичу

Толстому

Петр Веригин.

  
   Милый Лев Николаевич, простите меня, что я грубым отзывом о старичках нанес Вам оскорбление. В этом виновато всем нам присущее зло. За все Ваши хлопоты пошли Вам Господи телесного здоровья и Душевного благополучия.
   Относительно Павловцев, требуемую Вам сумму денег 500 р., я присылаю в количестве трехсот долларов; в полное Ваше распоряжение. А что касается Моода - если он по­сылал старичкам, как Вы пишете, 500 р., то с ним мы сочтемся.
   С Вами, Уважаемый Лев Николаевич, я желал бы быть откровенен даже более чем позволяет приличие. Так в дан­ный момент я полагаю, в Духоборцах денежные счеты и траты по возможности должны быть аккуратны. Сколько имеется денег, Моод не упоминает, только деньги могут затратиться с возвратом, но без процентов.
   На 28 число настоящего Февраля месяца - назначен у нас съезд человека по два из каждого села. Между другими вопросами, я взнесу и предложение Моода. Так как за последнее двадцатилетие Духоборцы очень много принимали от друзей помощи, вероятно и от этого предложения они не откажутся. (Прилагаю краткий счет прихода-расхода за прошлый год, из которого видно, что денежные дела Духоборцев не особенно блестящи).
   Переезд из Якутска необходимо бы устроить по возможности правильно. Например, в Якутске должна быть хотя небольшая сумма денег - касса, другое отделение в Москве и третье уже в Англии или на американском берегу. Надо избрать путь переезда по возможности кратчайший и дешевле. Я ехал чрез Москву, на Лондон и Сенджон, и считаю этот маршрут очень удобным. Это я говорю о тех людях, которые выезжали бы из Якутска прямо в Канаду. Которые
   66
   же выезжают с увольнением в Россию к тем это систематичное определение не относится, а только может оказана посильная частная помощь для жизни. Для сестры и зятя сейчас денег мы не посылаем. Нет их.
   Искренно благодарю Вас, Лев Николаевич, спаси Вас Господи за Ваше предупреждение о том, чтобы сильно не увлекаться материальным хозяйством; я и сам этого боюсь, но сейчас мы желали бы иметь только насущный хлеб, который и хотим вырабатывать, так как в Духоборцах очень много детворы. Кстати, в настоящее время Духоборцы заняты рассуждениями о подданстве английскому королю. Большин­ство и слушать не хотят, чтобы принять подданство, рас­суждают, что нарушится основное учение Христа о равенстве всех людей. Чтобы принять подданство, надо соблюсти по­рядок-форму: подписать каждому человеку - на которого дается земля 160 акр., бланк, в котором обещается под клятвой полное повиновение "Эдуарду", охрана его сана и т. под. и жить навсегда в Канаде. Я могу высказать свое мнение: помимо нарушения принципа о равенстве всех лю­дей, я не могу ручаться остаться жить в Канаде на долгое время, так как климат - сейчас где расположены Духобор­цы, сравнительно холоден и мы должны делать усиленные опыты в хлебосеянии и чтобы хлеб не побивал мороз. На это есть много уважительных причин: сейчас за все почти года хлеб с трудом уходит от осенних морозов, потому что земля не разделывается как следовало бы. Земля должна распахиваться обязательно под пар, а то и два лета, а на третье уже сеять пшеницу. Посредством приспособленных орудий это все можно. (К весне мы предполагаем купить для пробы паровоз для пахоты 25-ти сил, который возит по целине 8 плугов, по мягкой 10-11.) Если мы, сравни­тельно, все требования разделки земли и посева хлеба ис­полним и тогда не будет выходить хорошо хлеб, то само по себе мы не можем оставаться жителями здесь навсегда, и вопрос о подданстве я считаю преждевременным. Такие объяснения как примет английское правительство, мы не знаем, это разрешит время.
   Для опыта потребуется не менее трех-четырех лет; а за это время Духоборцы - надо предполагать - успеют уже обзавестись кое-чем материальным, и если правительство - из-за какого-то подданства, пожелает разорять жизнь Духоборцев, мы с охотой на это согласимся. Чрез это будет лишний раз доказано, что все монархические правительства отжили свое время и терпимы только как зло в общечеловеческой жизни.
   Целую Вас, искренно преданный Вам

Peter Verigin.

   67
  

Роспись Расходу и Приходу за 1903 г.

Духоборческой общины в Канаде.

  
   $ ƒ
   1. Куплено 35 лошадей в Виннипеге 6 719 50
   " 5 жеребцов 3 150 00
   " 323 лошадей от Райн и Фейрс 25 696 00
   " 7 лошадей от Бикянина
   и 2 от Плаксина 1 200 00
   Провоз и расходы при доставке всех лошадей,
   покупка разных вещей для табунщиков и
   проводников 906 05

------

   Итого 37 671 55
  
   Сельско-хозяйственные орудия
   2. Куплено 4 конно-перевозных паровиков
   с молотилками 9 250 00
   " 2 самохода паровика с молотилками 6 000 00
   " 2 пильных станка 900 00
   " Мазь дли паровиков, Инспектору
   и харчи мри переправках 142 24
   Уплочено за Принц -Альбертские паровики 2 000 00
   Припасы для паровиков, расходы
   на машинистов 1 100 00
   50 жней, 32 сено-косилки
   и 20 000 фунт. ниток 10 309 00
   45 резалок 20 сеялок 16 фургонов
   109 плугов 234 троик борон
   12 хлебочистилок и 152 саней 14 092 55

------

   43 793 79
  
   3. Куплено Красного товару всего 29 338 29
   4. Земля, принятая от правительства,
   и купленная Петром Васильевичем 36 250 00
   5. Куплено пшеницы, овса и муки 9 720 20
   6. " Хомутов и сапожного товару 13 445 22
   7. " Зимней обуви мужчинам и
   женщинам 4 913 58
   8. " Железо, Посуда, инструменты и прч. 5 901 11
   9. " Соли, Керосины и скла 2 653 08
   10. " Сахар, Чай и мазь 2 294 87
   11. " Шерсти 1 505 00
   12. " Мыло 1 707 00
   13. " Приборы для мельниц
   и расходы для мельников 868 63

------

   Итого 108 656 98
  
   всего на этой странице 190 122 32
   68
  
   $ ƒ
   Транс. 190 122 32
   14. Куплено овец 1 461 00
   15. " Масла и посуда на нее 1 765 72
   16. За провоз всяких вещей по желез, дор. 1 530 75
   17. Посылка денег в Сибирь, Мооду
   и другие места 3 086 00
   18. Проезды по железн. дорог. и харчи 852 15
   19. Лиманская школа 745 85
   20. Дом Канцелярии в Иорктоне 303 60
   21. Иосифу Константиновичу 300 00
   22. Израсходовано Васей Голубовым
   на паровики и молотилки 364 60
   23. Канцелярские расходы, за переписку
   бумаг, и пишущая машина 284 35
   24. Уплочено Егору Майеру (Кузнецу) 255 00
   25. Отдано Арчеру в разное время 157 50
   26. Отдано в долг Мифодию 125 00
   27. Уплочено за налаживания всех машин 142 00
   28. Пильничные расходы и прч. 155 00
   29. Израсходовано Иваном Под. на себя
   и рабочих в Иорктоне 41 46
   30. Билеты для лесу, процент в банк, пошлина
   за конюшни, и почт. ящик в Иорктоне 83 10

------

   Итого 201 775 40
   Мелочные покупки всех 47 сел 13 769 52

------

   Итого 215 544 92

------

   Приходу всего из 47 сел от х. заработка 152 474 24
  
   Остается долгу 63 070 68
  
   Платеж долга должен быть в складах в Городе Виннипеге, осенью 1904го Года. Без процентов.
  
   69
  
  
   19. Л. Н. Толстой - П. В. Веригину
   3 / 15 марта 1904 . Ясная Поляна.
  
   Получил Ваше письмо, дорогой Петр Васильевич, с очень интересным для меня отчетом о приходе и расходе общины и с чеком на 61 фунт.
   Моод, не дожидаясь возвращения денег, посланных ста­ричкам, прислал еще 500 р. для павловцев, которые я и переслал им. Так что Ваши деньги (61 ф.) остаются без употребления. Я положу их в банк и подожду Вашего ответа о том, куда употребить их. От Конкина я вчера получил письмо, в котором он пишет, что ожидает от Вас денег на переезд с дочерью в Канаду, так как он освобожден и в мае надеется выехать1. Не послать ли ему эти 61 ф.? Напишите. Вот и все о делах.
   Очень понимаю затруднение и даже невозможность для христиан признания власти короля и обещания по­виновения. Видно, нет еще на земном шаре места, в котором христиане могли бы жить, не будучи гонимы. Думаю, что это тем более должно поощрять христиан к исполнению воли Бога и ведения христианской жизни, от которой так далеки мирские люди. Что выйдет из этого, нельзя предвидеть, но одно несомненно, что от исполнения людьми воли Бога ничего кроме хорошего не может произойти как для исполнителей, так и для всех людей мира.
   Очень рад был услышать от Вас, что матерьяльное бла­госостояние общины не скрывает от Вас необходимости ду­ховного совершенствования, и надеюсь, что это духовное совершенствование, в котором в одном назначение каждого человека, будет идти среди Вас, не ослабевая.
   Благодарю Вас за добрые пожелания. Мне живется очень хорошо. По мере сил работаю, к сожалению самую легкую и сомнительной пользы, работу - писания. Теперь пишу о войне,2 о безумии ее и о том, что избавление от нее только в исповедании не на словах, а на деле учения Христа, и пользуюсь незаслуженным счастием, любовью близких мне и добрых людей.
   70
   Прощайте. Братски целую Вас и желаю Вам такой де­ятельности, в которой бы вы никогда не раскаялись и по­стоянно подвигались к Богу.

Любящий Вас Лев Толстой.

   Хоть изредка пишите мне о себе и братьях.
   3 / 15 марта 1904.
  
   1 Письмо И. Е. Конкина от 2 февраля 1904 г. сохранилось в архиве Толстого. Ответ Толстого ему - Т. 75. С. 58.
   2 Статья "Одумайтесь!" - по поводу русско-японской войны.
   71
  
  
   20. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   12 апреля 1904 г. Отрадное.
  
   Канада. - Иорктон. Село Отрадное. 12 Апр. 1904.
  
   Добрый Лев Николаевич, уведомляю Вас, мы все живы и здоровы - в особенности Духом, слава Богу. Мать моя от тяжелой зимней болезни сейчас к весне стала оправлять­ся, - вероятно как и все в природе. - Просит передать Вам и всему Вашему семейству душевное почтение и глубокую благодарность за Вашу заботу о ее родных и всех людях. Каждое Ваше письмо она просит перечитывать несколько раз, и мы - ее дети, Григорий и я, с удовольствием это делаем. Вы, уважаемый Лев Николаевич, так чрезмерно добры и любезны ко мне, так часто пишете. Дух Мира в Вас я, конечно, очень глубоко ценю, а также и все Духо­борцы, только они не могут выражать чувства свои на словах распространенно. - Я говорю о истинных Духобор­цах. - Это, вероятно, исключительное качество Христианства - не говорить много. Мне и Христос представляется более молчаливым человеком-наблюдателем и примерной фактической жизни.
   Последнее Ваше письмо от 3 / 15 Мар. получено. Сердечно благодарю - а также и все друзья мои из Духоборцев - Вас за Ваши заботы о всех страждущих людях. Конкину - имеющиеся у Вас 61 ф. пока не посылайте. Духоборцы им послали двести долл. - хотя не на приезд в Канаду, а все-таки на улучшение их жизни с больной дочерью. Вот может семейство Конкины приедут скоро к Вам в Москву, прошу Вас, милый Лев Николаевич, помогите им, чрез друзей Ваших, устроиться с больной дочерью, например, доктора не помогут ли в этой болезни.1 Если деньги те 61 ф. до тех пор сохранятся, то можно из них тратить на это дело сколько потребуется.
   Зима здесь была очень долга и снежна. Теперь, слава Богу, открывается весна. Дети все в духоборческих селах поют привет весны: "пришла Весна к нам молодая"! И действительно: вечно молодая! Как дивно устроен мир. Как искренно желал бы я, дорогой Лев Николаевич, чтобы Вы могли быть и духоборческих селах и видеть детей от 8 до
   72
   10-летнего возраста, когда они сейчас поют весенние песни - много вытверженных из хороших современных книжек. Мне кажется, эти картины - артели детей, могли бы быть зна­чительным вознаграждением за Ваш долгий труд - как борца за истину.
   В каждом селении детей по 30-40, а есть и до 50-ти в десятилетнем возрасте - обоего пола. - Я глубоко восхи­щаюсь детьми в среде Духоборцев - это меня сильно и привязывает к ним, к Духоборцам. Например, дети поют: "все лица весело глядят", и на самом деле в это время дети все полуулыбаются. Как наивны и беспечны дети в своей молодой душе! Им нет дела до "конфликтов", в самых даже наивеличайших державах.
   Целую Вас сыновно и братски, любящий Вас

Петр Веригин.

  
   1 Дочь Конкина была душевнобольной.
   73
  
  
   21. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   1 апреля 1905 г. Торонто.
  

1 Апреля 1905 г. Город Торонто.

   Уважаемый Лев Николаевич,
   Сейчас я с двумя депутатами от Общества приехали в южные города в Канаде, от наших поселений. Небольшое было дело к канадскому Правительству, а главное управление находится в Оттаве. Дело в том: когда Духоборцы остано­вились по Ассинибойю и Сван[р]иверу (местности носят название по рекам), то выговорили, чтобы поселиться селами и землю разделывать под гурт, т. е., не на каждом гомстеде - как полагается по канадскому порядку. Бывший Министр Внутренних дел, Сифтон - теперь он вышел в от­ставку, уважил это. Но сейчас, когда Духоборцы, так сказать, сформировались и начали разделывать землю просто рядом, а большинство гомстедов остается не тронутыми, правительство увидело нарушение порядка и жители Англичане стали разъезжать по полям, нами занятым, выбирая нераспаханные хорошие земли. Стали обращаться в подлежащие конторы, чтобы гомстеды эти переводились на них как свободные гомстеды.
   Порядок в Канаде таков: человек, записавший гомстед - 160 акров - и три года пропустивший не распахивая, ли­шается прав на эту землю. Такая система очень разумна: землею может только пользоваться тот, который возделывает ее. Конечно, много и в Канаде несовершенств и хищений в приобретении земли в одни руки за деньги. Но я говорю о так называемой казенной земле - которая только выдается переселенцам - на каждого от 18 лет мужчину даром, и один раз. По вышеизложенной причине мы и приезжали в Оттаву и сейчас вторично правительство подтверждает свое обещание и посылает указ в ближайшие конторы к нашим селам чтобы земли Духоборцев не отчуждались - не пере­водились на других лиц. Все-таки такую "привилегию" они считают нарушением порядка.
   В особенности местные жители начинают смотреть на Духоборцев с завистью, так как Духоборцы общинной организацией скорее могут подняться в материальном хозяйстве
   74
   и следовательно будут идти впереди англичан. Так например, Духоборцы имеют уже паровые молотилки 20 пар - пару я считаю: паровик и молотилка -, до двух сот жней, резки и другие самые усовершенствованные орудия. Пшеница размалывается дома, приобретены лесопильные станки, на это лето куплено десять паровозов для пахоты - прошлое лето для опыта пахали одним. Конечно, все это обзаведение окружающих Англичан - как самолюбивую расу, злобит, потому они, живя по одиночке, по двадцати лет, и не могут завести паровой молотилки. Да и невозможно, потому что паровая молотилка стоит 3000 $, а три тысячи долларов не так легко выработать одному человеку на пшенице или овсе. Англичанам очень желательно, чтобы Духоборцы разбились по фармам и по одиночке тянули "кабалу" задолженности банкам.
   В Канаде жизнь земледельца также не особенно завидна, за редким исключением, каждый должен $ 500 и 600 и даже 1000, я говорю о рядовом неимущем эмигранте, такой заем необходим для обзаведения на первое время. И раз человек в силу необходимости попадает под задолженность, положение делается очень тяжелым, почти весь доход при­ходится отдавать процентами на заем. Местные "пауки" банки не стесняются брать 10-12 и даже до 20%. Вот Духоборцы своей общинной организацией и стараются не подпасть под опеку "пауков". Земледельцы Англичане - они все живут одиночками, сердятся за то, что хозяйство их может идти отстало, капиталисты за то, что к ним не обращаются брать вещи и деньги за проценты.
  
   Духовная жизнь Духоборцев, дорогой Лев Николаевич, идет обычным порядком. Ведь они не были и вообще высоконравственными людьми и сразу требовать от них "Ангельской" жизни невозможно.
   Многим климат кажется холодным, так как они желали бы совсем обходиться без помощи рабочего скота и коров. Для этого предстоящее лето мы предполагаем поехать ос­мотреть Колумбию и Калифорнию; если окажется мало-мальски возможность перейти, то желающие заняться садоводством переселятся.
   Духоборцы не прочь послать депутатов даже в Австралию и по этому поводу ведется переписка с одним прежним другом Духоборцев, живущим в Австралии. Конечно, это все не искание Духовной Истины, а только удобного мес­тожительства. Но так называемые "свободники" Духоборцы - они обобщают жизнь вообще и говорят, если человек будет угнетать животных, живя в суровом холодном климате, то он будет и дальше от Истины.
   75
   Мы были за эту поездку в Монреале у Русского Консула Струве, карсинским Духоборцам плотят за дома, и надо было получить от него деньги. Струве очень любезный человек. В Торонто осматриваем фабрики, чтобы вещи как мануфактурные и другие получать для общины из первых рук. В Торонто живет профессор Мевр1 - хороший наш друг, мы с ним сговорились поехать как-либо навестить Вас, уважаемый Лев Николаевич. Два дня проводим время вместе. Вчера были в театре, давалась так сказать полудрама. Вам может известно, какое это представление; житель Марса предупреждает "Буржуа", чтобы он не злоупотреблял своим богатым положением, в конце концов наводит громы и лишает земного жителя богатства и превращает в нищего. На компаньонов моих: Семена Вас. Верещагина и Семена Рыбина - эта комедия произвела большое впечатление; придя в номер, мы долго рассуждали о несправедливости нашей жизни.
   Недавно я послал на Ваше имя письмо Степанову. Если получите, дошлите пожалуйста.
   Передайте душевный привет всем друзьям, желаю Вам всех благ от Господа Бога.
   Здоров.

Петр Веригин.

  
   1 Профессор политической экономии Джемс Мэвор (James Mavor) был впервые у Толстого в 1889 г. Помогал духоборцам при переселении в Канаду, сохранились его письма и ответы Толстого. С. Л. Толстой вспоминал, что предложение о Канаде исходило от П. А. Кропоткина, друга Мэвора: "Мэвор провел пропаганду о желательности эмиграции духоборов, как людей, пострадавших за веру, трудолюбивых и вообще почтенных, и стал хлопотать перед канадским правительством о принятии их в Канаду" (Толстой С. Л. Очерки былого. М., 1956. С. 188). Мэвор приезжал в Ясную Поляну летом 1910 г. во время своего путешествия по Китаю, Японии и России.
   76
  
  
   22. Л. Н. Толстой - П. В. Веригину
   28 мая .1905 г. Ясная Поляна.
  
   Любезный брат Петр Васильевич,
   Давно уже получил Ваше интересное и доброе письмо и порадовался и тому, что Вы меня помните, и тому что дела матерьяльные вашего общества идут хорошо. Дай Бог только, чтобы благодаря матерьяльному успеху не ослабевало духовное напряжение и совершенствование. А то часто бывает, как в коромысле весов: по мере того как поднимается одно, опускается другое. Надо стремиться к тому, чтобы поднималась точка опоры коромысла, а если уже нужно ему колебаться, то уже лучше пускай бледнеют люди материально, только бы богатели духовно. Думаю, и желаю, и надеюсь, что так это будет с духоборами. Духовная жизнь в вашей общине настолько разгорелась, что она не должна потухнуть, а должна только разгораться. Радуюсь за возвращение Якутских. Братски приветствую Вас и всех знающих меня.

Лев Толстой.

   28 мая 1905 года.
  
   77
  
  
   23. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   3 июля 1905 г. Отрадное.
  
   Христианская Община
   Всемирного Братства
   ------
   ------
   Духоборцы в Канаде
  

Зго Июля 05 г. С. Отрадное

Иорктон. - Канада.

Льву Николаевичу

Толстому

Петр Веригин.

  
   Дорогой друг Лев Николаевич, письмо Ваше мною по­лучено и очень большую принесло мне пользу. Слово "До­рогой" у нас вошло в простое любезное слово, тогда как Вы любезный Лев Николаевич, по истине для меня состоите дорогим человеком. Каждое Ваше слово изливается простотой и задушевностью - а это-то и дорого для нас вообще, если бы люди побольше обращались друг к другу запросто и в искренности.
   Ваши опасения за будущность духоборцев в Канаде ос­новательны и мне понятны. Но я не могу не принять близкого участия в устройстве материального подъема - так как ду­ховное во многом не от нас зависит, это касается каждого лично человека. - Например, я могу дать человеку: телка, лошадь, сто рублей и тому подобное, но отдать душу я не могу и кажется этого невозможно сделать - сколько я на­блюдаю жизнь людей. - На это есть особенный предел, откудова исходит дух жизни и разумения. Дух дышит где хочет и куда уходит, нам не известно. Хотя Христос говорит: мир не знает меня, а Вы знаете. Конечно, в этом знании надо подразумевать единение духа.
   Вам известно, Дорогой Лев Николаевич, что духоборцы переехали в Канаду материально нищими и может, согласно Вашему разумению, в этом было их благо. Вероятно, ма­териальный недостаток и сблизил их души и привел к Богу - так как Бог осуществляется в единение человеческих душ.
   Мне кажется, весь мир создан и существует во благо, и почему материальное богатство - как мы считаем - должно послужить нам во зло? Когда человек начинает злоупотреб­лять богатством или ставить целью жизни в приобретении этого богатства, это совсем другое дело. Духоборцы очень
   78
   много рассуждают о росте души и мне кажется, даже много работают в этом направлении и в этом их пока благо, а впереди Бог милосердия - я говорю, чтобы мы делались милостивее - в чем и есть цель жизни для человека
   Надо сказать, материальная обстановка общинной жизни поставлена в хорошем порядке, но сильного роста еще нет. Да и как Вы думаете, разве так легко устроиться в пустынном месте? Слишком шестьдесят сел нужно было устроить - помещение отдельно для каждой семьи. Нельзя оставаться на открытом воздухе - потому климат холодный. К поме­щению потребовался хлеб также в пустынном месте: что Вы бы стали делать, вероятно не сложили бы руки и смотрели бы вверх ожидая манны - как это сделали израильтяне. В Духоборцах очень много детей, я и сейчас еще наблюдаю, как дети и теперь еще не получают достаточного питания от грудей матери и естественно: потому питание матерей было очень скудное.
   Разумно ли было, если бы я ходил по слободам и утешал матерей, которые лишались бы детей от недопитания? Как будто дух, который восторгает наше сердце, и хлеб, который питает наше тело, не исходит от одного Бога отца?! К сожалению люди до сих пор подразделяют духовную пищу от телесной.
   Нынешнее лето в нашей общине пашет десять паровозов, по 25 сил каждый. Такой силы паровозы легко возят по восьми плугов, так мы для пробы и пахали в прошлом лете одним. Сейчас цепляем четыре и еще машину, так назы­ваемая резка, которая вслед же мельчит землю - как женщины рубят капусту. Такое приспособление очень выгодно уже потому, что сокращает труд лошадей, потому кроме пахоты два-три раза надо еще землю резать; и эта резка сравнительно тяжелая машина. - Вы вероятно знаете, это двадцати и больше дюймовые круги в ряд четырнадцать и больше, остро отточенные; впрягается четверик хороших лошадей и если пустить на всю глубь, то лошадям слишком тяжело. Вот потому-то за паровозом и преимущество: можно пущать на всю глубину резку, и если еще раз поперек порезать - достаточно.
   30го Июня мы сделали перевод из Иорктонского банка в Москву на имя Александра Никифоровича Дунаева2 десять тысяч долларов для переезда якутских братьев. Просил Алек­сандра Никифоровича предложить московским Друзьям по­хлопотать в выправке билетов. Да и Конкин вероятно к этому времени будет в Москве.
   О Вас, Милый Лев Николаевич, я написал даже чтобы Вас не беспокоили, мне кажется, в таких вещах могут разбираться и помоложе люди.
   79
   Желаю всему Вашему семейству полного благополучия. Пошли Вам Господи, Дорогой Лев Николаевич, еще на многие лета здравия.
   Остаюсь здоров, брат Ваш во Христе

Петр Веригин.

  
   1 Здесь и далее как исторически значимый элемент документа воспроизводится штамп бланков, на которых Веригин писал свои письма.
   2 А. Н. Дунаев (1850-1920), знакомый Толстого, одно время раз­делявший его взгляды; один из директоров Московского торгового банка.
   80
  
  
   24 П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   24 ноября 1906 г. Москва.
  

24 Ноября, Москва.

   Уважаемый Лев Николаевич,
  
   Мы шесть человек приехали из Канады от Духоборческого общества и здесь цель наша, чтобы видеть Вас.
   Вчера у нас был Ваш сын Сергей Львович и высказал, что у Вас в доме есть больные.1 Сообщите пожалуйста телеграммой, можно ли нам приехать к Вам сейчас.
   Мы еще едучи из дома составили план так: взять квартиру в деревне около Вас, устроиться и потом уже по возможности видеться с Вами.
   С душевным уважением к Вам,

Петр Веригин.

   Москва,
   Меблированные комнаты "Таку",
   Остоженка
  
   1 В Ясной Поляне тяжело болела дочь Толстого Мария Львовна Оболенская. Умерла 27 ноября 1906 г.
   81
  
  
   25. Л. Н. Толстой - П. В. Веригину
   30 ноября 1906 г. Ясная Поляна.
  
   Не отвечал Вам телеграммой, милый Петр Васильевич, потому что письмо Ваше застало меня во время болезни дочери. - Очень рад буду видеть Вас и Ваших друзей. 1

Лев Толстой.

   30 ноября 1906.
  
   1 Веригин и еще пять духоборцев (И. Ф. Махортов, П. В. Планидин, Д. Н. Гридчин, А. Ф. Голубева, М. В. Дымовская) были в Ясной Поляне 6-10 Декабря 1906 г. Врач Д. П. Маковицкий записал в своем дневнике: "К духоборам все были очень внимательны. Они же были очень приятны и интересны... Иван Фаддеевич привез Л. Н чайную чашку из Канады. Л. Н. поблагодарил: "Когда пить буду, буду поминать". Настасья принесла Александре Львовне индейскую подушечку для иголок. Иван Фаддеевич, Настя и Мавруша говорили Л. Н. ты: "А ты, дедушка...".
   Иван Фаддеевич участвовал в Севастопольской кампании. Вспоминал и спрашивал Л. Н., где ему пришлось там быть.
   Л. Н. рассказал:
   - Но, слава Богу, ни разу не пришлось стрелять. Пришлось стрелять картечью, когда штурм был, но меня уже там не было...
   Приятные разговоры с духоборами; они молча молились, стоя, перед едой и после. Так делают и в гостиницах, например, в Чикаго. И спели псалом (сидя)" (Литературное наследство. М., 1979. Т. 90. Кн. 2. С. 322-327).
   82
  
  
   26. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   10 декабря 1906 г. Ст. Козловка-Засека.

10го Дек. 06 г. Ст. Засека.

  
   Душевно уважаемый Лев Николаевич,
  
   Все мы во главе с Дедушкой Махортовым1 искренно Вас благодарим и все Ваше семейство, что Вы нас приняли радушно, спаси Вас Господи за хлеб-соль. Сегодня я еще желал увидет[ь]ся с Вами, но не посмел. Может Господь благоволит когда-либо еще увидимся.
   Прощайте, брат Ваш в Боге

Петр Веригин.

  
   1 И. Ф. Махортову было тогда 86 лет.
   83
  
  
   27. П. В. Веригин - Л. Н. Толстому
   12 января 1907 г. София.
  

12 янв. ст. ст. 07 г. Гор. София.

  
   Уважаемый Лев Николаевич,
   Сейчас мы на вокзале для выезда на Буда-Пешт. От Вас заезжали в Харьков к Бодянскому, были в Севастополе и Ялте.
   Бодянский нам посоветовал осмотреть побережье Черного моря - западное.
   Из Севастополя мы проплыли прямо в Константинополь и оттуда на пароходе в Бургас.
   Недалеко от Бургаса есть продажная земля рублей по 30 за десятину.
   Если бы пришлось, я думаю, здесь можно поселиться небольшой колонией человек в 500 и возделывать хорошие сады.
   Мы все здоровы слава Богу и душевно Вам и всему Вашему семейству кланяемся, в особенности Дедушка наш очень бодр и всю дорогу веселит нас.
   Иосиф Константинович 1 с нами - он поехал помочь нам осмотреть около Бургаса местность, а сейчас хочет проехать и до сестер в Англию.
   Здесь выпал снег и мороз до 20Œ.
   В Бургасе мы прожили три дня лишних, потому дорогу замело снегом. Теперь спешим пробраться к друзьям в Женеву, а потом скорее домой. Простите, что до сих пор не написал Вам.

Петр Веригин.

  
   1 И. К. Дитерихс (18

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа