сль спасти или нет? Ей неприят[ен] челов[ек] сп[асающий] или нет, ей приятно.
11 Ф. Вроде как без-белье.
Таня садится и разливает. Захар Триф[оныч], кушайте. Я еще подсыплю.
Т[олстая] Б[арыня]. Травмой. Да, да, травмой.
Признак того, что ослабеваешь - то, что нет новых требований. (О делах за поруб[ки].)
К Коневской. Поездка в церк[овь]. Темнота, платьи[це].
К Кон[евской].
Стар[ая] горничная берет деньги, но смотрит грустно. - (4)
Воздействие искусств на людей тем и лучше, чем рассужд[ение], что люди, уже поняв свою неправоту, могут продолжать доказывать, что они правы.
К Кон[евской]. Она одинока. Стар[ая] горнич[ная] фаталистка. (5)
(1) Ср. Дневник, 4 февраля.
(2) Ср. Дневник, 5 февраля.
(3) Ср. Дневник, 11 февраля. Вся запись отчеркнута на полях.
(4) Ср. там же.
Под разрушением та же улыбка.
Хочет под поезд, садится - ребено[к] заиграл. - (1)
Где она: у Ботк[иных], с лакеем - пош[ла]. (2)
Она не знала, что поднятие чувств[енности]. (3)
"Ах, и очень? И что же? Но не очень и влюбился". (4)
Париж, попробов[ал] - скверно. Ambition скверно, не по характеру: карты, примеры, шутки. И тоска, волоса седеть стали. (5)
11 Ф. Не виноват ни прием[щик], ни матерьял. Всегда виноват мастер. (6)
Что ж за беда, что умру - умрет моя личность - она ведь одна мешает мне жить с Богом. Не то. А есть нечто [?] (7)
К комед[ии].
В расчислении предвидится. Способии. Взойтить прошение[м]. В таких смыслах. В таких статьях. В скорости происходит. Во всех законных смыслах приставляется. -
Проистекает в полности. Не в своем виде. В звании лакейском. В чем дело зависит, понятие имеет. Присполняет в самую точку. Предвозносит; ее сожале[л.] Развязность в понятии.
1) Дьявол в аду.
2) Рука сжигает[ся] пустын[ником] и учительн[ица] музыки.
3) Отец с сыновья[ми] в церкви.
4) Два типа.
5) (Сказка о цар[е]) Купон.
6) Об искусстве.
5) О табак[е].
6) О вине.
7) К Балу.
8) Письмо социалист[ам?]
9) Александр I. (8)
(1-6) Ср. Днееник, 11 февраля.
(7) Ср. Дневник, 16 февраля.
(8) Последняя запись сделана чернилами, несомненно, позднее.
Фоминский Дмитри[й] Соколов за лошад[ь] 100 р[ублей] - у Мир[ового] судьи.
Головенск[ий] Василий Шишкин сломали избу - по близости.
Послать Журавову Евангелие.
Кобелево Кр[апивенского] уезда. Псаломщик умерший Дометий Александрович Шереметьев - семья 5 чел[овек].
В зятья просит[ся] сын свящ[енника] Алекс. Михайлович Архангельской.
Липовая 3 в заказ[е] у дороги.
Осинов[ая] 2 у доро[ги].
Липов[ая] сшибок 1 у дор.
Осин[овая] 1 у дор.
Осин[овая] 2 у дор.
Осин[овая] 2 у дор.
Лип[овая] 3 у дор.
Осин[овая] 3 по кан[аве]
вяз[ов] 3 к куп[альне]
дуб[ов] 3 по кан[аве] к посадке
берез мок[?] 3 там же
липк[и] (2 в овраге)
осин[ы] (2 в ов)
Посереди 2 осины.
Басовск[ой] волости крестьянин Никита Акимов Горюнков хочет дать девкам от другой жены имущество. Нотариус не пишет завещан[ия] без свидетельства от старшины.
Василий Евстигнеев корму - сарай сгорел.
Прокурора просить - Боровков агент Крапив[енский], о подлоге по делу Заломова.
Алексей Шмакин 17 лет: бросился под поезд. Приговорен к церковн[ому] покаянию. Просит перевести в Кочаки.
В овраге 3 липы [?] 3-го сорта и ободр[анная] липа.
Иван Михайлов посажен в острог в подозрении в поджоге Городенской - пожар 23 окт[ября].
Телятинский Семен Котов увел лошадь, из Тулы. Тульского уезда становой. Из Басовского вол[остного] правления.
Лизунов Митрий, попросить, чтобы оставили. И узнать ocудили ли его за то, что в Туле на Воронежской хотел увесть корову.
Есипов Михаил обвиняется в покраже сукна. На 22. Просить прокурора.
Егор Козак[ов] взят в солдаты - чтобы оставили в Туле.
8 Д.
Просить Давыдова о Боровко[ве].
Всё отвечено
есть беспред[ельная] матер[ия]. (1)
(1) Последняя запись сделана поперек страницы.
[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 2, 1890 г.]
[ ЗАПИСИ С ФЕВРАЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 1890 г.]
(1) [17 февраля.] Глодосы Ст. Новоукраин[ская] Юго-зап. ж. д.
К комед[ии]. Время идет [?] ждешь.... Костюм с [2-3 стерлось]
Плачет с Матр. [?]
К Кон[евской]. Уйдите, уйдите. Потом он подошел, видит, она постояла и вдруг побежала.
23 Ф. Самоубийство - это нарочно проснуться от кошмара. (2)
Претерпевый до конца тот спасен будет.
Почему матерьялисты думают, что они отрицают бессмертие и вечные сущност[и]?
Материя и энергия обе во мне в каком-то соединении, составляющем единое (форма). (3)
Всё объяснит, но не организм. Отчего? Зачем?
[27?-28? февраля.] Сосенских двор[ов] от Казармы влево - 3 в[ерсты] до Красн[ого] Клина, 3 в. Косынь, Овсян[никово]
(1) Предыдущий текст утрачен (недостает листов Записной книжки). Дальнейший текст в ряде мест почти не поддается чтению, так как карандаш стерся, а иные места загрязнены растершимся графитом.
(2,3) Ср. Дневник, 22? февраля.
4 в. Овс[янниково] - Мошенское [?], Ник[ола] - Гостунь. - Петровское.
4 М. Сер[ежа] говорит: быть занятым. Да, но отчего ж не быть занят[ым] тем, что мне нужно. (1)
Поправить жизнь монастырск[ую], сделать из нее христианскую можно двумя способами: 1) тем, чтоб запретить им брать деньги от чужих, а жить одним своим трудом, 2) тем, чтобы запретить все внешние обряды, обедни, церкви и всё, с ними связанное. -
Одно держит другое, как две доски шалашиком. (2)
5 М. Люди сделали из Хр[иста] Бога не спасающего и потому совсем не нужного для примера. Надо разделать его. - (3)
Позитивисты и др[угие] верят в того же Христа, в ту же истину, только не во всю и под друг[им] именем. (4)
Читал дневн[ик] Т[ани] и полюбил ее - заглянул в ее слабую метущуюся душу. Она пишет: право, я не дурная. Так надо любить всех. За них говорит то, что и сказала о себе. (5)
8 М.
9. Одни видят поступки в положении, другие видят само положение.
Декабристы страдают от зла людей против них. (6)
Послесловие: к холостым и женатым.
Черт[ков]у написать о Ми Ти - утилитаризм и опровержение Мендз[е].
11 Марта. Два типа: один нуждается, просит, п[отому] ч[то] критически относится к положениям, другой, избрав положение нечистое - всегда спокоен и прав. (7)
12 М. Жизнь вечная есть, но не такая, какую мы можем - как эту, видеть, слышать и осязать - чувством этого тела. (8)
(1-6) Ср. Дневник, 9 марта.
(7,8) Ср. Дневник, 17 марта.
13 М. Если не любишь своего животного, похоть, то будешь искать и радоваться всякому лишению, если не любишь славы людской, будешь искать и радоваться всякому унижению, если не любишь ненависти, мести, будешь радоваться всякому проявлению нелюбви, при к[оторой] только ты можешь показать истинную любовь - любовь к ненавидящ[им]. (1)
Каждый челов[ек] - алмаз, кот[орый] может очистить и не очистить себя. В той мере, в к[оторой] он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очища[ть] себя. (2) -
Да, не бояться ни лишений, ни срама,ни ненависти. (3) -
14 М. Злоба к одному человеку заражает сердце точно так же, как злоба ко всему миру. И Нерон, сжигающий Рим, и Калигу[ла], желавший, чтоб у всего мира б[ыла] одна голова, чтобы отрубить, не больше зол, чем муж, сердящийся на свою жену за то, что суп не хорош. (4)
16 Марта. Письмо Новоселову о том, что надо выучиться нести худую славу. (5) - Предисловие Алексееву.
G[aston] B[oissier] пишет, что христианство сначала был[о] строго, а потом подделалось к государству. Это значит только: сначала был[о], а потом перестало быть. (6)-
Оплантовал.
[21 марта.] Журавову место на будке. - Колечке дописать. 22 М.
Гриб[овскому]. Долгов[у].
27 [марта.] Никогда не бывает в сознании полного довольст[ва], спокойствия. Чего-то всё не дохватывает, не достает. -
(1-6) Ср. Дневник, 17 марта.
Вспоминаешь: это что я сделал то-то дурное. Да, но и еще что-то. И стыдно, и неловко, и чего-то хочется - это-то я есть сознание жизни.- (1)
Недовольство либералов на христианскую деятельность, это недовольство людей на пахарей, к[оторые] взрывают землю, портя траву. - Не видят и не верят в зерно - хлеб, более нужный, чем трава. (2)
К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты]. - Стремление выдти замуж - от это[го] выход за развратников.
28 [марта.] И для этой и для всей жизни нужно только одно- любовь. - Любовь, т. е. стремление, прямо противуположное животному стремлению эгоистичному, и есть то, что вселилось в животное и не может умереть с ним. (3)
2-го Aп. Помни, что от тебя ничего не нужно, кроме употребл[ения] твоих сил.
Как? Покажи мгновен[но] любовь. А не рассудок. (4)
4 Aпр. Нет христианского брака, есть хр[истианское] отн[ошение] к браку.
Как не может быть христианского] богослуже[ния] [1 неразобр.] христианских отцов и учи[телей]. (5) (К Ф[ридрихсу?]).
По христиан[ски] я разумею... не креще[ние].
Говорят о свободе. Свобода только на почве целомудрия.
7 А. С точки зрения не христианина, но христианского учения.
Христиан не бывает повальны[х]. Даже один не всегда христианин.
Хилк[ову]. Иллюстрация того, что не нужно делать, ложь. Пишу одно, что занимает. -
(1) Ср. Дневник, 27 марта, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3) Ср. Дневник, 28 марта.
(4) Ср. Дневник, 7 апреля.
(5) Ср. Дневник, 10 апреля, 1.
Кол[ечке]. Как не любить? Люблю, и так люблю, и по хр[и-стиански]. Ведь я последн[ее] время этим только живу. Et je m'en trouve tres bien. (1) Я молюсь и делаю, насколько могу. Так что мне рассужд[ать] о волк[ах]? Одно нужно - примирить - любовь. -
И обличенья по любви не только не боюсь, но ищу. Тоже и Ч[ертков].
Христианского учреждения жизни не может быть, п[отому] ч[то] оно дает то, что заменяет все учреждения. И потому учреждайте жизнь, но знайте, что эти учреждения не имеют ничего общего с христианством, не называйте эти учреждения христ[ианскими], не скрывайте этим идеал[а] Христа. Это же смешение[?] есть главное зло,и борьба против него есть главная зада[ча] христиан. -
Учреждайте бордел[и], учреждайте [?] и браки, учреждения [?] плоти, но знайте, что как не может быть христианский] борд[ель], не могут б[ыть] и христианские] браки.
Но представим себе христианского учителя. У него спрашивает юноша, что мне делать? Одно. Целомудрие. Но я не могу. Это твое дело, что ты можешь и не можешь. От этого идеал один.
Я не могу не драться. Нельзя разрешать драться немножко[?]. Спрашивает женат[ый] - опять то же.
Но у нас дет[и], мы связаны, воспитание. [1 стерлось] их, и я не могу. Это дело твоей жизни, теперь определилось твое [1 неразобр.]. Но я не могу быть целом[удрен]. Это твое дело. Ты развратил и ты и просвети ее. Идеал оста[ется] тот же.
Языческое учреж[дение] любовного брака я не могу советовать тебе, это одинаково грех[у] быть в похоти[?]. Но если от блуда перейдешь к браку, я не скажу: ты ближе к целомудрию (и то не скажу, я не знаю).
(1) [И нахожу в этом большое удовлетворение.]
Напустить дым нехорошо, тоже - напустить мрачность. (1)
Черткову: мне самому и больше других нуж[но], что я писал. Через меня проходит. И я часто ошибаясь думаю, что Он во мне - горжусь.
Лизунова дело о корове.
Васильев Пироговской крестьянин о мельнице. (2)
9 А. О богат[стве]
О стихах
О Сахатове
10 Aп. Социалисты хотят увеличить пирог, чтобы всем досталось, да ведь потребности тех, к[оторые] у пирога, без конца. Как тепло уходит в трубу. Надо устроить тягу вниз. Верхние из пиро[г?] [2 -3 стерлось] делают, чтоб дать другим. И всякое увеличение силы - всякое покорение природы дает ни[жним?] больш[ую] сил[у] [1 стерлось] давать. А когда [?] к нижним доберется, так рвут, кричат [?]: "Никому не доставай[ся], коли не мне".
Но всем будет выгоднее [2 стерлось]. Да я не хочу, чтобы мне б[ыло] как всем. Я хочу лучше. Я уж привык к тому, что лучше. (3)
Труба виновата. Трубу срезать. Всё то же. (4)
Земский агент Боровков просит скорей дело.
Целый спор детерминист[ов]. Одни говорят о скорлупе, а другие о желтке. (5)
Выгода, что выходят даровитые ученые. (6) Есть выгода всего. Но этого не докажешь. [2 стерлось.] Служить руководством только нравственны[м].
(1) Ср. Дневник, 8 апреля.
(2) Зачеркнуто: Об Иване Миронов (?)
(3, 4) Ср. Дневник, 10 апреля, 3.
(5) Ср. Дневник, 13 апреля, 1.
(6) Ср. там же, 2.
К послесловию.
Лишая себя единственного оправдания для пол[овых] сн[ошений] - детей и связанной с н[ими] определенной] деят[ельности].
Орлов говорит: я верю, как мужик, но то, что он гов[орит] это, показ[ывает], ч[то] он верит не как мужик. Мужик говорит: я верю, как архиерей. (1)
[12? апреля.] Вино веселит сердце. Из писан[ия] берут, что глупо и безнравственно, а не наоборот.
Пить вино, курить это зажмуриваться.
Но веселье. Не веселье, а не стыд[но], не совестно, не мучительно. А хашиш, опиум это осуществлять в вообр[ажении] похоти, невозможные в действительности, в вообр[ажении].
Попову и Озмидову.
Что такое употребление нарк[отиков]. Мы говорим ничего. Но это только [потому], ч[то] мы все больны.
Дети мрут и т. п.
Замеча[тельно?] Возражение на то, что многие не пьют и не курят, но не лучш[ие], это худш[ие], у к[оторых] и голо[са] [?] нет - дети, животн[ые].
Едет в мере и компас затемняет. Ложное рассуждение это передвигает стрелку.
Как ни смотри на человека, он два. Один делает, другой показывает, хорошо ли, дурно, и человек тем больше человек, чем яснее, определеннее показывает. -
Диким привозят не водку и табак, а недовольство своим положением. - Курильщ[ики] опиума и хашиша не наслажден[ие]
(1) Ср. Дневник, 13 апреля.
получают, а спасаются от тоски неосуществимых желаний.
Прошение в Мир[овой] съез[д] Генна[дия] на Резунов[а].
17 Апр. Неправильно говорить: жизнь в Боге радостнее, чем мирская - и в мирской и в бож[еской] есть радость и печали - только другая жизнь. (1)
Всё искусство жизни - различать в себе божеское от человеческого, в 1-м быть непоколеб[имым], во 2-м уступать. (2)
К комед[ии]. Португалец родился. - Петрищев один, каламбурит. Сахатов: когда я б[ыл] товарищем.
Иван Захар[ович] Болванов -
Человек, как и всё живое, подчиняется закону борьбы за существование, человек, как разумное, любящее, как божеств[енное] существо, подчиняется закону любви, обратному борьбе. То же и в половом. (3)
Это всё хорошо, но нужно руководство. Как? -
Друг перед другом притворяются. (4)
22 А. К курению. Лечение только духовное: ясно понять.
25 Апр. К Фридрихс[овой] пов[ести]. Хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас. И вдруг она - красный платок, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет. (5)
26 Апр.
Цель любви - не любить самому, а устанавливать любовь, так что своя любовь включена в это. (6)
29 Апр. К Посл[есловию]. Не делать того-то и того-то. Если же пал или пала, то знать, что искупления этого греха нет иного, как развязать, т. е. перестать, и дети. (7)
(1) Ср. Дневник, 18 мая, 1.
(2) Ср. там же, 2.
(3,4) Ср. Дневник 18 апреля и 18 мая, 3.
(5) Ср. Дневник, 30 апреля, 1.
(6) Ср. там же, 2.
(7) Ср. там же, 2 и 3.
Тщеславие полезно для поддержки сначала. (1)
Васильев о мельнице. - Успенский адвокат. - 3 Мая. К пьянству. Человеку нужно разрешить нечто, чтобы идти вперед. Надо просветление. И вот просветление затемняется вином, табаком. (2)
Упирается в то же затруднение и не разрешает. (3)
Для движения вперед нужна ясность мысли. Ее-то затемняют наркотики. (4) -
3 М. Единственное, во что можно и должно верить, это в то, что добро - добро, что его можно и должно делать без награды. (5) -
К Богу нужно обращение, как к личности, когда сам болезненно чувствуешь себя личностью: "Прости, помоги". (6)
5 М. К послесл[овию]. Я думал, что это ступень, на к[оторую] вступает человечество. Последствия - громадн[ы].
На мужиков расставлены паутины: молиться, покупать, продавать, защищаться, учиться, судиться. Везде влопался.
К Ком[едии]. С приложением достоинства марки.
6 Мая. Анархисты правы во всем, кроме того, что они требуют революции и думают установить анархию - учредить анархию. Contradictio in adjecto. (7) Люди, готовые нравственно к анархии, сами выходят в нее. Не устанавливать надо анархию, а приготовливать людей к ней. (8)
N3. Один из главных признаков пьющих и курящих - это нравственная неподвижность. А не подвигаться вперед, значит идти назад.
Василий Лизунов за кражу в Одоевск[оы] уезде холстов, шалей - простит[ся] на поруки.
(1) Ср. Дневник, 30 апреля, 2 и 3.
(2-6) Ср. Дневник, 5 мая.
(7) [Противоречие в понятии.]
(8) Ср. Дневник, 18 мая, 5.
8 Мая. К пьянству. Курить, мечтать, пить - веселиться - эгоизм обрывающийся. -Пища дает труд.-Поло[вое] общ[ение] дает детей. Охота - дичь. - Искусство да[ет?]. - Пьянство ничего другим.
10 Мая. Чувственностъ вкусовых ощущений - питья, куренья, конфет, чаю, орехов, семячек.
10 Мая. При чтении еврейской этики. Ужасная этика наше[го] мира, не поняв христианской, только теперь доходит до еврейской.
О гигиене объядения.
Бунге говорит, что вино не дает сил, но скрывает чувство усталости - кнут.
Viele. Leute horen mit dem Denken da auf, wo das Dcnken anfangt ihnen Schwi[c]rig[K]eit zu bereiten. (1)
11 Мая. Мне говорят: ты не знаешь истинного влюбленъя - Данте и Беатриса, п[отому] ч[то] ты говоришь, что в основе влюбленья плотское чувство. Но это можно бы сказать, если бы я высказал признаки непонимания влюбленbя. Я же понимаю его вполне, понимаю, главное, то, что оно старательно скрывает всё плотское. И потому естественнее возражающему признать то, что он не умеет анализировать своего чувства.
12 Мая. (К пьянству.) Одурманиванье газетами.
Вчера разговор с Сер[ежей] об обеспечении. О[н]. "Нельзя". Я. Нужно. - О[н]. Но вот вы все сыты. Я. Да ведь это-то и сказано. Птицы не жнут и т. д. - Идеал - служение Б[огу], исключающее заботу о браке и заботу о пище.
Это надо очень разработать. (2)
Без Бога, то Б[ог], т. е. делать добро для добра. Это-то и есть Бог. - (3)
Доказательства Давыдову.
(1) [Многие люди перестают думать тогда, когда думанье начинает быть трудным.] Ср. Дневник, 10 мая.
(2) Ср. Дневник, 18 мая.
(3) Ср. там же, 8.
Написать повесть всё людей дурных, таких же, как я. Не хороших, каким я хочу, чтоб меня считали, и не дурных, которые не имеют со мной ничего общего. (1)
Эгоизм пит[ья] и кур[енья]. Особенно куренья.
Одно доброе дело - то, к[оторое] имеет целью служение Б[огу]. (2)
Увы! Все добрые дела, к[оторые] они делают по предписанию старцев, не добрые дела. Добрые дела, чтобы быть таковыми, должны быть spontaneous]. (3)
Оттого мы не запрещаем бить Любашу пьяному, что мы сами пьяные. - You can not do good or evil to others without doing good or evil to yourself. And the reverse: you can not do good or evil to yourself without doing it to others. (4)
19 Мая. Сладкое есть - ничего. Сладкое слушать - ничего. Нет, одинаково вредно. (5)
22 М. То, что мы называем жизнью, земной жизнью, есть только должность, теперешняя форма и служения и роста, - и относится к жизни всей так же, как одно из исполнений обязанности слуги относится ко всей его жизни. И что мне за дело, что те, с кем я служу теперь, будут недовольны мной, если только хозяин б[удет] доволен. (6)
23 М. Какую страшную силу и плодотворность имела бы наша деятельность добрая, если бы мы не заботились о том, как она выразится для людей. Ничто так не парализирует, не ослабляет деятельность, как забота о том, какие будут ее последствия. (7) -
25 М. Большое, великое - всё это не для Бога. Для Бога есть полное и неполное. -Чтобы быть с Б[огом], ничего не нужно
(1) Ср. Дневник, 18 мая, 10.
(2) Ср. там же, 9.
(3) [самопроизвольны.] Ср. там же, 11.
(4) [Вы не можете сделать добра или зла другим, не делая добра или зла себе. И наоборот: вы не можете делать добра или зла себе, не сделав его другим. ]
(5) Ср. Дневник, 20 мая.
(6,7) Ср. Дневник, 25 мая, 1 и 2.
делать большого, а то, что сейчас делаешь - делать вполне. Если веришь в Бога, то будешь верить в жизнь настоящего, будешь доделывать дела настоящего до конца, до возможного совершенства. (1)
Наибольшее сближение с Б[огом] это наибольшее сосредоточение в настоящем. (2)
Пристав не взыскивает с мещанина, Иван Назаров, Николая Соколова - исполнительный лист 60 р[ублей]. - Судья Казарин.
Пристав Крапив[енский] не взыскивает с дьякона Костомар[овского?]
3 И[юня]. Насчет табаку сделалось ужасающее по эгоизм[у].
6 И[юня]. Мне люди мешают!
Да ведь я живу только людьми и только с ними и для них. (3)
О борьб[е:] Переживает 1) сильнейший, 2) fittest, удобнейш[ий], а 3) лучший нравствен[но]. Скачок fittest есть [1 стерлось] сильнейший. (4)
Анатолий Владиславович, Губерн[ская] Земск[ая] больница, 3-е отделение. Долнер.
7 И. У Белами не объяснено, как сделать. (5)
Выгода будет в том, чтоб убить плохих. (6)
Всё дело в том, чтобы жить с плохим. (7)
11 Июня. К Отц[у] Серг[ию]. Сам[ый] святой так[ой] же чорт, как и сам[ый] грешный, к[оторому] он и [1 неразобр.].
Надо, чтобы б[ыл] не сам, а Бог в тебе.... (8)
(1,2) Ср. Дневник. 25 мая, 3.
(3) Ср. Дневник, 8 июня, 1.
(4-7) Ср. Дневник, 8 июня.
(8) Ср. Дневник, 12 июня.
16 Июня. Молод[ые] люди надеются найти в этом мире осуществление идеала. А надо его [?] делать. (1)
24 И. По случаю "Без догмата", славянского толкования любви к Яченщине, думал; хорошо бы написать историю чистой любви, не могущей перейти в чувственную. L'amour veritable est le plus [1 стерлось] moyen d'[стерлось] l'amour charnel. (2)
Еще: Надо бы написать книгу ЖРАНЬЕ, Валтасаров пир неугасаемый, одно занятие, чтобы человек думал, что он занимается важными предметами государственными, научными, а он только жрет. Жранье архиреев, жранье обедов. (3) -
25 И. Сильное сомнение, законно ли мое удаление от борьбы с женою и предоставление ведения всего ей: ведь всё устройство дома есть результат деятельности чувственной, ребячливой, капризной, [1-2 неразобр.] женщины. (4)
N 3 Главное заблуждение людей управляющих, заведывающих чем-либо, это то, что они это делают. Всё равно как человек стоял бы, вертелся около дерева и воображал, что он помогает ему расти. Он только посадил, а то идет само собой. (5)
26 Июн. Лежал и думал: на что мне природа? Ее красота? Когда-то радовала; теперь не нужно. - Есть другое, что радует. То, что радует, теперь для высших существ то же, что для меня красота. Красота нужна была и нужна теперь для оплодотворения, для питания, для дерев, для животных, для людей, детей, но для меня, старика, она лишена - прошедшее. (6)
30 Ию. Катерина умирает - событие ничтожное с точки зр[ения] покоса. Покос убрали - событие ничтожное с точки зр[ения] умершей Катерины. (7)
(1) Ср. Дневник, 17 июня, 2.
(2) [Любовь истинная есть самое [1 стерлось] средство [1стерлось] любовь чувственную.] Ср. Дневник, 24 июня.
(3-5) Ср. Дневник, 25 июня.
(6) Ср. Дневник, 26? июня.
(7) Ср. Дневник, 1 июля.
Добрейший, нежнейший человек жрет, с... и ждет, что все ему будут готовить и чистить. (1)
1 Июля. Готовиться к болезням, лишениям, страданиям, унижениям, ненависти людей. Придите ко мне все тружд[ающиеся]. (2)
[5 июля]. 6 И. Чтобы б[ыло] вполне свежо с людьми снова. И остави нам д[олги] н[аши] т[ак], к[ак] и м[ы] о[ставляем] д[олжникам] н[ашим]. (3)
Стр[ахов] говорит, что всякая мысль имеет воздействие только снова, а потом притупляется. (4)
Дети ложатся спать, а няне велят играть. - Так же и православные ложатся спать, а попам велят молиться. (5)
7 И. Просить Давыдова о Боровкове, Страхов[ом] агенте.
10 Июля. Нет градаций в переходе от добра к злу. А когда цвет распустился, трудно понять, каков он б[ыл] (6) . . . .
Хвастун остр[як] [?] - неправда. - Для людей-то ничего, для Б[ога] - неправда.
Говорят: надо любить, чтобы сделать то-то и то-то. Неправда: Надо избавляться от соблазнов и тогда будешь любить. (7)
Балу пишет следующее: Люди такие живы и теперь.
4 молитвы: 1) От[че] н[аш] - любовь. 2) Возьми крест свой на каждый де[нь]. 3) Не моя воля да будет, но Твоя. 4) Не творите милостыню перед людьми. 5) И если вы не остав[ите], не оставит вам и Го[сподь]. (8) - Сначала
(1,2) Ср. Дневник, 1 июля.
(3,4) Ср. Дневник, 5 июля.
(5,6) Ср. Дневник, 10 июля.
(7,8) Ср. Дневник, 20 июля.
20 И. Развращенные жизн[ью] родители и в дет[ях] требуют нравстве[нности]. (1)
Плачутся люди, что в них нет любви. Всё равно, как плачется человек, что нет воды в дырявом ведре. (2)
24 И. Заботы о любви подобны