Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений, Страница 7

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9

сль спасти или нет? Ей неприят[ен] челов[ек] сп[асающий] или нет, ей приятно.
  
   11 Ф. Вроде как без-белье.
   Таня садится и разливает. Захар Триф[оныч], кушайте. Я еще подсыплю.
  
   Т[олстая] Б[арыня]. Травмой. Да, да, травмой.
  
   Признак того, что ослабеваешь - то, что нет новых требо­ваний. (О делах за поруб[ки].)
  
   К Коневской. Поездка в церк[овь]. Темнота, платьи[це].
   К Кон[евской].
   Стар[ая] горничная берет деньги, но смотрит грустно. - (4)
  
   Воздействие искусств на людей тем и лучше, чем рассужд[ение], что люди, уже поняв свою неправоту, могут продолжать доказывать, что они правы.
  
   К Кон[евской]. Она одинока. Стар[ая] горнич[ная] фаталистка. (5)
  
   (1) Ср. Дневник, 4 февраля.
   (2) Ср. Дневник, 5 февраля.
   (3) Ср. Дневник, 11 февраля. Вся запись отчеркнута на полях.
   (4) Ср. там же.
  
   Под разрушением та же улыбка.
  
   Хочет под поезд, садится - ребено[к] заиграл. - (1)
   Где она: у Ботк[иных], с лакеем - пош[ла]. (2)
  
   Она не знала, что поднятие чувств[енности]. (3)
   "Ах, и очень? И что же? Но не очень и влюбился". (4)
  
   Париж, попробов[ал] - скверно. Ambition скверно, не по ха­рактеру: карты, примеры, шутки. И тоска, волоса седеть стали. (5)
   11 Ф. Не виноват ни прием[щик], ни матерьял. Всегда ви­новат мастер. (6)
   Что ж за беда, что умру - умрет моя личность - она ведь одна мешает мне жить с Богом. Не то. А есть нечто [?] (7)
  
   К комед[ии].
   В расчислении предвидится. Способии. Взойтить прошение[м]. В таких смыслах. В таких статьях. В скорости происходит. Во всех законных смыслах приставляется. -
   Проистекает в полности. Не в своем виде. В звании лакей­ском. В чем дело зависит, понятие имеет. Присполняет в са­мую точку. Предвозносит; ее сожале[л.] Развязность в понятии.
  
   1) Дьявол в аду.
   2) Рука сжигает[ся] пустын[ником] и учительн[ица] музыки.
   3) Отец с сыновья[ми] в церкви.
   4) Два типа.
   5) (Сказка о цар[е]) Купон.
   6) Об искусстве.
   5) О табак[е].
   6) О вине.
   7) К Балу.
   8) Письмо социалист[ам?]
   9) Александр I. (8)
  
   (1-6) Ср. Днееник, 11 февраля.
   (7) Ср. Дневник, 16 февраля.
   (8) Последняя запись сделана чернилами, несомненно, позднее.
  
   Фоминский Дмитри[й] Соколов за лошад[ь] 100 р[ублей] - у Мир[ового] судьи.
  
   Головенск[ий] Василий Шишкин сломали избу - по бли­зости.
  
   Послать Журавову Евангелие.
  
   Кобелево Кр[апивенского] уезда. Псаломщик умерший Дометий Александрович Шереметьев - семья 5 чел[овек].
   В зятья просит[ся] сын свящ[енника] Алекс. Михайлович Архангельской.
   Липовая 3 в заказ[е] у дороги.
   Осинов[ая] 2 у доро[ги].
   Липов[ая] сшибок 1 у дор.
   Осин[овая] 1 у дор.
   Осин[овая] 2 у дор.
   Осин[овая] 2 у дор.
   Лип[овая] 3 у дор.
   Осин[овая] 3 по кан[аве]
   вяз[ов] 3 к куп[альне]
   дуб[ов] 3 по кан[аве] к посадке
   берез мок[?] 3 там же
   липк[и] (2 в овраге)
   осин[ы] (2 в ов)
   Посереди 2 осины.
   Басовск[ой] волости крестьянин Никита Акимов Горюнков хочет дать девкам от другой жены имущество. Нотариус не пишет завещан[ия] без свидетельства от старшины.
  
   Василий Евстигнеев корму - сарай сгорел.
  
   Прокурора просить - Боровков агент Крапив[енский], о подлоге по делу Заломова.
   Алексей Шмакин 17 лет: бросился под поезд. Приговорен к церковн[ому] покаянию. Просит перевести в Кочаки.
  
  
   В овраге 3 липы [?] 3-го сорта и ободр[анная] липа.
   Иван Михайлов посажен в острог в подозрении в поджоге Городенской - пожар 23 окт[ября].
   Телятинский Семен Котов увел лошадь, из Тулы. Тульского уезда становой. Из Басовского вол[остного] правления.
  
   Лизунов Митрий, попросить, чтобы оставили. И узнать ocудили ли его за то, что в Туле на Воронежской хотел увесть корову.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Есипов Михаил обвиняется в покраже сукна. На 22. Просить прокурора.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Егор Козак[ов] взят в солдаты - чтобы оставили в Туле.
  
   8 Д.
   Просить Давыдова о Боровко[ве].
   Всё отвечено
   есть беспред[ельная] матер[ия]. (1)
  
   (1) Последняя запись сделана поперек страницы.
  
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 2, 1890 г.]

[ ЗАПИСИ С ФЕВРАЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 1890 г.]

(1) [17 февраля.] Глодосы Ст. Новоукраин[ская] Юго-зап. ж. д.

  
   К комед[ии]. Время идет [?] ждешь.... Костюм с [2-3 стерлось]
  
   Плачет с Матр. [?]
  
   К Кон[евской]. Уйдите, уйдите. Потом он подошел, видит, она постояла и вдруг побежала.
   23 Ф. Самоубийство - это нарочно проснуться от кошмара. (2)
  
   Претерпевый до конца тот спасен будет.
  
   Почему матерьялисты думают, что они отрицают бессмертие и вечные сущност[и]?
   Материя и энергия обе во мне в каком-то соединении, соста­вляющем единое (форма). (3)
   Всё объяснит, но не организм. Отчего? Зачем?
  
   [27?-28? февраля.] Сосенских двор[ов] от Казармы влево - 3 в[ерсты] до Красн[ого] Клина, 3 в. Косынь, Овсян[никово]
  
   (1) Предыдущий текст утрачен (недостает листов Записной книжки). Дальнейший текст в ряде мест почти не поддается чтению, так как ка­рандаш стерся, а иные места загрязнены растершимся графитом.
   (2,3) Ср. Дневник, 22? февраля.
  
   4 в. Овс[янниково] - Мошенское [?], Ник[ола] - Гостунь. - Петровское.
   4 М. Сер[ежа] говорит: быть занятым. Да, но отчего ж не быть занят[ым] тем, что мне нужно. (1)
   Поправить жизнь монастырск[ую], сделать из нее христиан­скую можно двумя способами: 1) тем, чтоб запретить им брать деньги от чужих, а жить одним своим трудом, 2) тем, чтобы запретить все внешние обряды, обедни, церкви и всё, с ними связанное. -
   Одно держит другое, как две доски шалашиком. (2)
  
   5 М. Люди сделали из Хр[иста] Бога не спасающего и потому совсем не нужного для примера. Надо разделать его. - (3)
  
   Позитивисты и др[угие] верят в того же Христа, в ту же исти­ну, только не во всю и под друг[им] именем. (4)
   Читал дневн[ик] Т[ани] и полюбил ее - заглянул в ее сла­бую метущуюся душу. Она пишет: право, я не дурная. Так надо любить всех. За них говорит то, что и сказала о себе. (5)
   8 М.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   9. Одни видят поступки в положении, другие видят само положение.
  
   Декабристы страдают от зла людей против них. (6)
  
   Послесловие: к холостым и женатым.
  
   Черт[ков]у написать о Ми Ти - утилитаризм и опровержение Мендз[е].
  
   11 Марта. Два типа: один нуждается, просит, п[отому] ч[то] критически относится к положениям, другой, избрав положение нечистое - всегда спокоен и прав. (7)
   12 М. Жизнь вечная есть, но не такая, какую мы можем - как эту, видеть, слышать и осязать - чувством этого тела. (8)
  
   (1-6) Ср. Дневник, 9 марта.
   (7,8) Ср. Дневник, 17 марта.
  
   13 М. Если не любишь своего животного, похоть, то будешь искать и радоваться всякому лишению, если не любишь славы людской, будешь искать и радоваться всякому унижению, если не любишь ненависти, мести, будешь радоваться всякому про­явлению нелюбви, при к[оторой] только ты можешь показать истинную любовь - любовь к ненавидящ[им]. (1)
  
   Каждый челов[ек] - алмаз, кот[орый] может очистить и не очистить себя. В той мере, в к[оторой] он очищен, через него светит вечный свет.
   Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очища[ть] себя. (2) -
  
   Да, не бояться ни лишений, ни срама,ни ненависти. (3) -
   14 М. Злоба к одному человеку заражает сердце точно так же, как злоба ко всему миру. И Нерон, сжигающий Рим, и Калигу[ла], желавший, чтоб у всего мира б[ыла] одна голова, чтобы отрубить, не больше зол, чем муж, сердящийся на свою жену за то, что суп не хорош. (4)
   16 Марта. Письмо Новоселову о том, что надо выучиться нести худую славу. (5) - Предисловие Алексееву.
  
   G[aston] B[oissier] пишет, что христианство сначала был[о] строго, а потом подделалось к государству. Это значит только: сначала был[о], а потом перестало быть. (6)-
  
   Оплантовал.
   [21 марта.] Журавову место на будке. - Колечке дописать. 22 М.
   Гриб[овскому]. Долгов[у].
  
   27 [марта.] Никогда не бывает в сознании полного довольст[ва], спокойствия. Чего-то всё не дохватывает, не достает. -
  
   (1-6) Ср. Дневник, 17 марта.
  
   Вспоминаешь: это что я сделал то-то дурное. Да, но и еще что-то. И стыдно, и неловко, и чего-то хочется - это-то я есть сознание жизни.- (1)
   Недовольство либералов на христианскую деятельность, это недовольство людей на пахарей, к[оторые] взрывают землю, портя траву. - Не видят и не верят в зерно - хлеб, более нужный, чем трава. (2)
  
   К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты]. - Стремление выдти замуж - от это[го] выход за развратников.
  
   28 [марта.] И для этой и для всей жизни нужно только одно- любовь. - Любовь, т. е. стремление, прямо противуположное животному стремлению эгоистичному, и есть то, что вселилось в животное и не может умереть с ним. (3)
  
   2-го Aп. Помни, что от тебя ничего не нужно, кроме употребл[ения] твоих сил.
   Как? Покажи мгновен[но] любовь. А не рассудок. (4)
   4 Aпр. Нет христианского брака, есть хр[истианское] отн[ошение] к браку.
   Как не может быть христианского] богослуже[ния] [1 неразобр.] христианских отцов и учи[телей]. (5) (К Ф[ридрихсу?]).
  
   По христиан[ски] я разумею... не креще[ние].
  
   Говорят о свободе. Свобода только на почве целомудрия.
   7 А. С точки зрения не христианина, но христианского учения.
  
   Христиан не бывает повальны[х]. Даже один не всегда хри­стианин.
  
   Хилк[ову]. Иллюстрация того, что не нужно делать, ложь. Пишу одно, что занимает. -
  
   (1) Ср. Дневник, 27 марта, 1.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3) Ср. Дневник, 28 марта.
   (4) Ср. Дневник, 7 апреля.
   (5) Ср. Дневник, 10 апреля, 1.
  
   Кол[ечке]. Как не любить? Люблю, и так люблю, и по хр[и-стиански]. Ведь я последн[ее] время этим только живу. Et je m'en trouve tres bien. (1) Я молюсь и делаю, насколько могу. Так что мне рассужд[ать] о волк[ах]? Одно нужно - примирить - лю­бовь. -
   И обличенья по любви не только не боюсь, но ищу. Тоже и Ч[ертков].
  
   Христианского учреждения жизни не может быть, п[отому] ч[то] оно дает то, что заменяет все учреждения. И потому учре­ждайте жизнь, но знайте, что эти учреждения не имеют ничего общего с христианством, не называйте эти учреждения христ[ианскими], не скрывайте этим идеал[а] Христа. Это же сме­шение[?] есть главное зло,и борьба против него есть главная зада[ча] христиан. -
   Учреждайте бордел[и], учреждайте [?] и браки, учреждения [?] плоти, но знайте, что как не может быть христианский] борд[ель], не могут б[ыть] и христианские] браки.
  
   Но представим себе христианского учителя. У него спра­шивает юноша, что мне делать? Одно. Целомудрие. Но я не могу. Это твое дело, что ты можешь и не можешь. От этого идеал один.
   Я не могу не драться. Нельзя разрешать драться немножко[?]. Спрашивает женат[ый] - опять то же.
   Но у нас дет[и], мы связаны, воспитание. [1 стерлось] их, и я не могу. Это дело твоей жизни, теперь определилось твое [1 неразобр.]. Но я не могу быть целом[удрен]. Это твое дело. Ты развратил и ты и просвети ее. Идеал оста[ется] тот же.
  
   Языческое учреж[дение] любовного брака я не могу совето­вать тебе, это одинаково грех[у] быть в похоти[?]. Но если от блуда перейдешь к браку, я не скажу: ты ближе к целомудрию (и то не скажу, я не знаю).
  
   (1) [И нахожу в этом большое удовлетворение.]
  
   Напустить дым нехорошо, тоже - напустить мрачность. (1)
   Черткову: мне самому и больше других нуж[но], что я писал. Через меня проходит. И я часто ошибаясь думаю, что Он во мне - горжусь.
  
   Лизунова дело о корове.
   Васильев Пироговской крестьянин о мельнице. (2)
  
   9 А. О богат[стве]
   О стихах
   О Сахатове
  
   10 Aп. Социалисты хотят увеличить пирог, чтобы всем доста­лось, да ведь потребности тех, к[оторые] у пирога, без конца. Как тепло уходит в трубу. Надо устроить тягу вниз. Верхние из пиро[г?] [2 -3 стерлось] делают, чтоб дать другим. И всякое увеличение силы - всякое покорение природы дает ни[жним?] больш[ую] сил[у] [1 стерлось] давать. А когда [?] к нижним доберется, так рвут, кричат [?]: "Никому не доставай[ся], коли не мне".
  
   Но всем будет выгоднее [2 стерлось]. Да я не хочу, чтобы мне б[ыло] как всем. Я хочу лучше. Я уж привык к тому, что лучше. (3)
   Труба виновата. Трубу срезать. Всё то же. (4)
   Земский агент Боровков просит скорей дело.
   Целый спор детерминист[ов]. Одни говорят о скорлупе, а другие о желтке. (5)
  
   Выгода, что выходят даровитые ученые. (6) Есть выгода всего. Но этого не докажешь. [2 стерлось.] Служить руководством только нравственны[м].
  
   (1) Ср. Дневник, 8 апреля.
   (2) Зачеркнуто: Об Иване Миронов (?)
   (3, 4) Ср. Дневник, 10 апреля, 3.
   (5) Ср. Дневник, 13 апреля, 1.
   (6) Ср. там же, 2.
  
   К послесловию.
   Лишая себя единственного оправдания для пол[овых] сн[ошений] - детей и связанной с н[ими] определенной] деят[ельности].
  
   Орлов говорит: я верю, как мужик, но то, что он гов[орит] это, показ[ывает], ч[то] он верит не как мужик. Мужик говорит: я верю, как архиерей. (1)
   [12? апреля.] Вино веселит сердце. Из писан[ия] берут, что глупо и безнравственно, а не наоборот.
   Пить вино, курить это зажмуриваться.
   Но веселье. Не веселье, а не стыд[но], не совестно, не му­чительно. А хашиш, опиум это осуществлять в вообр[ажении] похоти, невозможные в действительности, в вообр[ажении].
  
   Попову и Озмидову.
  
   Что такое употребление нарк[отиков]. Мы говорим ничего. Но это только [потому], ч[то] мы все больны.
  
   Дети мрут и т. п.
  
   Замеча[тельно?] Возражение на то, что многие не пьют и не курят, но не лучш[ие], это худш[ие], у к[оторых] и голо[са] [?] нет - дети, животн[ые].
  
   Едет в мере и компас затемняет. Ложное рассуждение это передвигает стрелку.
   Как ни смотри на человека, он два. Один делает, другой показывает, хорошо ли, дурно, и человек тем больше человек, чем яснее, определеннее показывает. -
  
   Диким привозят не водку и табак, а недовольство своим положением. - Курильщ[ики] опиума и хашиша не наслажден[ие]
  
   (1) Ср. Дневник, 13 апреля.
  
   получают, а спасаются от тоски неосуществимых желаний.
  
   Прошение в Мир[овой] съез[д] Генна[дия] на Резунов[а].
   17 Апр. Неправильно говорить: жизнь в Боге радостнее, чем мирская - и в мирской и в бож[еской] есть радость и печали - только другая жизнь. (1)
  
   Всё искусство жизни - различать в себе божеское от челове­ческого, в 1-м быть непоколеб[имым], во 2-м уступать. (2)
   К комед[ии]. Португалец родился. - Петрищев один, калам­бурит. Сахатов: когда я б[ыл] товарищем.
   Иван Захар[ович] Болванов -
  
   Человек, как и всё живое, подчиняется закону борьбы за существование, человек, как разумное, любящее, как божеств[енное] существо, подчиняется закону любви, обратному борьбе. То же и в половом. (3)
  
   Это всё хорошо, но нужно руководство. Как? -
  
   Друг перед другом притворяются. (4)
   22 А. К курению. Лечение только духовное: ясно понять.
   25 Апр. К Фридрихс[овой] пов[ести]. Хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас. И вдруг она - красный платок, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет. (5)
  
   26 Апр.
   Цель любви - не любить самому, а устанавливать любовь, так что своя любовь включена в это. (6)
   29 Апр. К Посл[есловию]. Не делать того-то и того-то. Если же пал или пала, то знать, что искупления этого греха нет иного, как развязать, т. е. перестать, и дети. (7)
  
   (1) Ср. Дневник, 18 мая, 1.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3,4) Ср. Дневник 18 апреля и 18 мая, 3.
   (5) Ср. Дневник, 30 апреля, 1.
   (6) Ср. там же, 2.
   (7) Ср. там же, 2 и 3.
  
   Тщеславие полезно для поддержки сначала. (1)
   Васильев о мельнице. - Успенский адвокат. - 3 Мая. К пьянству. Человеку нужно разрешить нечто, чтобы идти вперед. Надо просветление. И вот просветление затемняется вином, табаком. (2)
  
   Упирается в то же затруднение и не разрешает. (3)
   Для движения вперед нужна ясность мысли. Ее-то затемняют наркотики. (4) -
   3 М. Единственное, во что можно и должно верить, это в то, что добро - добро, что его можно и должно делать без на­грады. (5) -
   К Богу нужно обращение, как к личности, когда сам болез­ненно чувствуешь себя личностью: "Прости, помоги". (6)
   5 М. К послесл[овию]. Я думал, что это ступень, на к[оторую] вступает человечество. Последствия - громадн[ы].
   На мужиков расставлены паутины: молиться, покупать, про­давать, защищаться, учиться, судиться. Везде влопался.
  
   К Ком[едии]. С приложением достоинства марки.
  
   6 Мая. Анархисты правы во всем, кроме того, что они тре­буют революции и думают установить анархию - учредить анархию. Contradictio in adjecto. (7) Люди, готовые нравственно к анархии, сами выходят в нее. Не устанавливать надо анар­хию, а приготовливать людей к ней. (8)
  
   N3. Один из главных признаков пьющих и курящих - это нравственная неподвижность. А не подвигаться вперед, значит идти назад.
   Василий Лизунов за кражу в Одоевск[оы] уезде холстов, шалей - простит[ся] на поруки.
  
  
   (1) Ср. Дневник, 30 апреля, 2 и 3.
   (2-6) Ср. Дневник, 5 мая.
   (7) [Противоречие в понятии.]
   (8) Ср. Дневник, 18 мая, 5.
  
   8 Мая. К пьянству. Курить, мечтать, пить - веселиться - эгоизм обрывающийся. -Пища дает труд.-Поло[вое] общ[ение] дает детей. Охота - дичь. - Искусство да[ет?]. - Пьян­ство ничего другим.
   10 Мая. Чувственностъ вкусовых ощущений - питья, ку­ренья, конфет, чаю, орехов, семячек.
   10 Мая. При чтении еврейской этики. Ужасная этика наше[го] мира, не поняв христианской, только теперь доходит до еврейской.
  
   О гигиене объядения.
   Бунге говорит, что вино не дает сил, но скрывает чувство усталости - кнут.
  
   Viele. Leute horen mit dem Denken da auf, wo das Dcnken anfangt ihnen Schwi[c]rig[K]eit zu bereiten. (1)
  
   11 Мая. Мне говорят: ты не знаешь истинного влюбленъя - Данте и Беатриса, п[отому] ч[то] ты говоришь, что в основе влюбленья плотское чувство. Но это можно бы сказать, если бы я высказал признаки непонимания влюбленbя. Я же понимаю его вполне, понимаю, главное, то, что оно старательно скрывает всё плотское. И потому естественнее возражающему признать то, что он не умеет анализировать своего чувства.
  
   12 Мая. (К пьянству.) Одурманиванье газетами.
   Вчера разговор с Сер[ежей] об обеспечении. О[н]. "Нельзя". Я. Нужно. - О[н]. Но вот вы все сыты. Я. Да ведь это-то и сказано. Птицы не жнут и т. д. - Идеал - служение Б[огу], исключающее заботу о браке и заботу о пище.
  
  
  
  
   Это надо очень разработать. (2)
   Без Бога, то Б[ог], т. е. делать добро для добра. Это-то и есть Бог. - (3)
   Доказательства Давыдову.
  
   (1) [Многие люди перестают думать тогда, когда думанье начинает быть трудным.] Ср. Дневник, 10 мая.
   (2) Ср. Дневник, 18 мая.
   (3) Ср. там же, 8.
  
   Написать повесть всё людей дурных, таких же, как я. Не хо­роших, каким я хочу, чтоб меня считали, и не дурных, которые не имеют со мной ничего общего. (1)
  
   Эгоизм пит[ья] и кур[енья]. Особенно куренья.
  
   Одно доброе дело - то, к[оторое] имеет целью служение Б[огу]. (2)
  
   Увы! Все добрые дела, к[оторые] они делают по предписа­нию старцев, не добрые дела. Добрые дела, чтобы быть таковыми, должны быть spontaneous]. (3)
  
   Оттого мы не запрещаем бить Любашу пьяному, что мы сами пьяные. - You can not do good or evil to others without doing good or evil to yourself. And the reverse: you can not do good or evil to yourself without doing it to others. (4)
   19 Мая. Сладкое есть - ничего. Сладкое слушать - ничего. Нет, одинаково вредно. (5)
   22 М. То, что мы называем жизнью, земной жизнью, есть только должность, теперешняя форма и служения и роста, - и относится к жизни всей так же, как одно из исполнений обя­занности слуги относится ко всей его жизни. И что мне за дело, что те, с кем я служу теперь, будут недовольны мной, если только хозяин б[удет] доволен. (6)
   23 М. Какую страшную силу и плодотворность имела бы наша деятельность добрая, если бы мы не заботились о том, как она выразится для людей. Ничто так не парализирует, не ослабляет деятельность, как забота о том, какие будут ее послед­ствия. (7) -
   25 М. Большое, великое - всё это не для Бога. Для Бога есть полное и неполное. -Чтобы быть с Б[огом], ничего не нужно
  
   (1) Ср. Дневник, 18 мая, 10.
   (2) Ср. там же, 9.
   (3) [самопроизвольны.] Ср. там же, 11.
   (4) [Вы не можете сделать добра или зла другим, не делая добра или зла себе. И наоборот: вы не можете делать добра или зла себе, не сделав его другим. ]
   (5) Ср. Дневник, 20 мая.
   (6,7) Ср. Дневник, 25 мая, 1 и 2.
  
   делать большого, а то, что сейчас делаешь - делать вполне. Если веришь в Бога, то будешь верить в жизнь настоящего, будешь доделывать дела настоящего до конца, до возможного совершенства. (1)
  
   Наибольшее сближение с Б[огом] это наибольшее сосредото­чение в настоящем. (2)
  
   Пристав не взыскивает с мещанина, Иван Назаров, Николая Соколова - исполнительный лист 60 р[ублей]. - Судья Казарин.
   Пристав Крапив[енский] не взыскивает с дьякона Костомар[овского?]
  
   3 И[юня]. Насчет табаку сделалось ужасающее по эгоизм[у].
  
   6 И[юня]. Мне люди мешают!
   Да ведь я живу только людьми и только с ними и для них. (3)
  
   О борьб[е:] Переживает 1) сильнейший, 2) fittest, удобнейш[ий], а 3) лучший нравствен[но]. Скачок fittest есть [1 стер­лось] сильнейший. (4)
   Анатолий Владиславович, Губерн[ская] Земск[ая] больница, 3-е отделение. Долнер.
   7 И. У Белами не объяснено, как сделать. (5)
   Выгода будет в том, чтоб убить плохих. (6)
  
   Всё дело в том, чтобы жить с плохим. (7)
   11 Июня. К Отц[у] Серг[ию]. Сам[ый] святой так[ой] же чорт, как и сам[ый] грешный, к[оторому] он и [1 неразобр.].
   Надо, чтобы б[ыл] не сам, а Бог в тебе.... (8)
  
   (1,2) Ср. Дневник. 25 мая, 3.
   (3) Ср. Дневник, 8 июня, 1.
   (4-7) Ср. Дневник, 8 июня.
   (8) Ср. Дневник, 12 июня.
  
   16 Июня. Молод[ые] люди надеются найти в этом мире осу­ществление идеала. А надо его [?] делать. (1)
   24 И. По случаю "Без догмата", славянского толкования любви к Яченщине, думал; хорошо бы написать историю чистой любви, не могущей перейти в чувственную. L'amour veritable est le plus [1 стерлось] moyen d'[стерлось] l'amour charnel. (2)
   Еще: Надо бы написать книгу ЖРАНЬЕ, Валтасаров пир неугасаемый, одно занятие, чтобы человек думал, что он зани­мается важными предметами государственными, научными, а он только жрет. Жранье архиреев, жранье обедов. (3) -
   25 И. Сильное сомнение, законно ли мое удаление от борьбы с женою и предоставление ведения всего ей: ведь всё устройство дома есть результат деятельности чувственной, ребячливой, капризной, [1-2 неразобр.] женщины. (4)
  
   N 3 Главное заблуждение людей управляющих, заведывающих чем-либо, это то, что они это делают. Всё равно как чело­век стоял бы, вертелся около дерева и воображал, что он помогает ему расти. Он только посадил, а то идет само собой. (5)
   26 Июн. Лежал и думал: на что мне природа? Ее красота? Когда-то радовала; теперь не нужно. - Есть другое, что ра­дует. То, что радует, теперь для высших существ то же, что для меня красота. Красота нужна была и нужна теперь для оплодотворения, для питания, для дерев, для животных, для людей, детей, но для меня, старика, она лишена - прошедшее. (6)
  
   30 Ию. Катерина умирает - событие ничтожное с точки зр[ения] покоса. Покос убрали - событие ничтожное с точки зр[ения] умершей Катерины. (7)
  
   (1) Ср. Дневник, 17 июня, 2.
   (2) [Любовь истинная есть самое [1 стерлось] средство [1стерлось] любовь чувственную.] Ср. Дневник, 24 июня.
   (3-5) Ср. Дневник, 25 июня.
   (6) Ср. Дневник, 26? июня.
   (7) Ср. Дневник, 1 июля.
  
   Добрейший, нежнейший человек жрет, с... и ждет, что все ему будут готовить и чистить. (1)
  
   1 Июля. Готовиться к болезням, лишениям, страданиям, унижениям, ненависти людей. Придите ко мне все тружд[ающиеся]. (2)
  
   [5 июля]. 6 И. Чтобы б[ыло] вполне свежо с людьми снова. И остави нам д[олги] н[аши] т[ак], к[ак] и м[ы] о[ставляем] д[олжникам] н[ашим]. (3)
  
   Стр[ахов] говорит, что всякая мысль имеет воздействие только снова, а потом притупляется. (4)
  
   Дети ложатся спать, а няне велят играть. - Так же и пра­вославные ложатся спать, а попам велят молиться. (5)
   7 И. Просить Давыдова о Боровкове, Страхов[ом] агенте.
   10 Июля. Нет градаций в переходе от добра к злу. А когда цвет распустился, трудно понять, каков он б[ыл] (6) . . . .
  
   Хвастун остр[як] [?] - неправда. - Для людей-то ничего, для Б[ога] - неправда.
   Говорят: надо любить, чтобы сделать то-то и то-то. Неправда: Надо избавляться от соблазнов и тогда будешь любить. (7)
  
   Балу пишет следующее: Люди такие живы и теперь.
  
   4 молитвы: 1) От[че] н[аш] - любовь. 2) Возьми крест свой на каждый де[нь]. 3) Не моя воля да будет, но Твоя. 4) Не тво­рите милостыню перед людьми. 5) И если вы не остав[ите], не оставит вам и Го[сподь]. (8) - Сначала
  
   (1,2) Ср. Дневник, 1 июля.
   (3,4) Ср. Дневник, 5 июля.
   (5,6) Ср. Дневник, 10 июля.
   (7,8) Ср. Дневник, 20 июля.
  
   20 И. Развращенные жизн[ью] родители и в дет[ях] требуют нравстве[нности]. (1)
  
   Плачутся люди, что в них нет любви. Всё равно, как пла­чется человек, что нет воды в дырявом ведре. (2)
  
   24 И. Заботы о любви подобны

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа