Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений, Страница 8

Толстой Лев Николаевич - Том 51, Дневники и записные книжки 1890, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9

заботам человека о свете, за­городивши собою окно. Только уничтожь, уменьши соблазн своей личности: похоти, тщеславия, и будет свет - любовь. (3)
  
   Думал о своих дневниках. . . . Как трудно положиться на Б[ога], установить связь с ним. Опять для этого только нужно отрубить подпорки, тогда сядешь на землю, перестать держать[ся] за край дыры. (4)
  
   26. Скверно - faire du style a propos de Dieu. (5)
  
   Люди, имеющие наибольший успех в жизни - те, к[оторые] не стыдятся с торжественной важностью делать самые большие глупости - брызгать на пузо в клинике. (6)
  
   Любовь есть стремление сознавать другие сущ[ества], как себя. Сознает другие - все - сущ[ества], как себя, - Бог. Стало быть, любовь не есть Бог, как сказал Иоанн, а стремление к тому, чтобы стать, как Бог. Мешает осуществлению стремле­ния сознание исключительное себя - заслоняет. Отрешение от себя уничтожает личность - смерть. И с другой стороны, смер[ть], уничтожая личность, дает отрешение от себя. (7)
   Трещев Алексей Федотов обвиняется в поджоге.
   Не в полном разуме, просит на поруки.
  
   Написать Новоселову. 27 Ил.
  
   (1,2) Ср. Дневник, 20 июля.
   (3,4) Ср. Дневник, 24 июля.
   (5) [писать литературным слогом о Боге.] Ср. Дневник, 27 июля.
   (6,7) Ср. там же.
  
   30 И. Осуждать при других. (1)
  
   Рассуждение, где замешивает[ся] сам.
  
   Недовольство собой. (2)
  
   То не молитва, если не прилагаешь. (3)
  
   31 Ил. Ну, а как же не искать подругу по сердцу? -
   Искали мы с Степой.-----(4)
  
   Сила тела нужна, чтобы сжигать ее для духа. (5)
  
   Быть таким, каким меня видела Аннен[кова].
   Не цель жизни, а иго, а крест. (6)
  
   3 А. Отчего, когда говорят о министрах и т. п., ты не всту­паешься и считаешь разговор этот себе чуждым, а вступаешься, когда говорит[ся] о брани [?] О[тца] Иоан[на]. - Они до тебя также мало. Если они христиане, то я язычник. (7)
  
   4 А. К О[тцу] С[ергию]. (8) Она говорит какую-то неле­пость - кто она. И он верит, п[отому] ч[то] она кра­сота.
  
   Она ушла, он не видит подвига в себе, а только стыд, что он поддался. После она идет в монаст[ырь].
  
   7 А. Твоя воля, но не моя... в том, что будет после смерти. (9)
  
   И теперь мы ждем будущего. Что ж бы было, если бы оно б[ыло] открыто нам. Если оно ужасно, мы бы страдали, если
  
   (1,2) Ср. Дневник, 30 июля.
   (3-5) Ср. Дневник, 31 июля.
   (6,7) Ср. Дневник, 3 августа.
   (8) Ср. Дневник, 5 и 6 августа.
   (9) Ср. Дневник, 7 августа.
  
   оно прекрас[но], мы бы не жи[ли], торопились. Если его нет, мы бы лучше всего жили. (1)
  
   Простит Отец, если ты простишь, т. е. любовь ко всем побе­дит все препятствия противных [?] соблазнов. (2)
  
   О земле.
   10 Авг. Доказательство того, что любовь есть сама жизнь и что если освободиться от соблазнов, то любовь забьет ключом, в том, что, когда мысленно освободишься от соблазнов - и при­дешь в состояние любви, то в воображении прощаешь и любишь одинаково, без малейшей разницы, лютейшего врага и немного неприятного человека. (3)
  
   К О[тцу] С[ергию]. Счастье человека, потерявшего всё и не могущего опереться ни на что, кроме Бога. Он узнал впервые эту опору и твердость ее. (4) -
  
   Серегин из Харина. Снята земля. От 6 до 7 ч[етвертей] дает 4 р[аза] 50 или хотя 30.
  
   12 Авг.
   Как нельзя проявлять, выпускать любовь. Она должна сама идти. (5)
  
   Падение в монастыре. Гордость. -
   В затворе.
   Рожи на него смотрят, это черти - пухлые. (6)
   Крейц[ерова] сона[та]. Посылку.
   Листки. Книжки.
   Письмо Вас[илию] Ив[ановичу], Ге. - Кавказскому] офиц[еру] написать, что толкование Ева[нгелия] отец считает совсем ложны[м] во всех отношениях и написал об этом книгу.
  
   (1,2) Ср. Дневник, 7 августа.
   (3,4) Ср. Дневник, 10 августа.
   (5) Ср. Дневник, 11 августа.
   (6) Ср. Дневник, 11 и 13 августа.
  
   13. Aimer c'est comprendre, comprendre c'est pardonner, pardonner c'est aimer. (l)
  
   Поправле[ние] к юродству. Юродство не нужно бы б[ыло], если бы мы не жили одним тщеславием. Теперь надо палку перегибать в другую сторону. (2)
  
   14. Православие есть отрицание всякой веры, заполнение сором того, что должно бы принять веру. (3)
  
   Не говори: я жалею. Это ложь, если ты не любишь. Воздер­жись от сношений. Мало ли таких заблудш[и]х. (4)
  
   Забывать [о] себе в деле - паха[ть], косить, писать. - Также забыть себя в деле божьем всей жизни. Тем более, что дело делать радостно - это дело - любить. Я понял это хоть в мы[слях]. (5)
   В Пришне девушки приговорены по 1 1/2 месяцев Сытиным. - 25 Авгус.
   1) В[асилию] Ивановичу. 2) Ге. 3) Wilson. 4) Амер[иканц]у. 5) Ч[ерткову].
   17 Авг. Почти во сне видел: Отчего мы так рады обвинять и так злобно несправедливо обвиняем. Оттого, что обвинение других снимает с нас ответственность.
   Смерть ребенка, болезнь, потеря дорогого, всё это указания моей кривизны и неладности. (6)
  
   18 Авг. К О[тцу] С[ергию]. Адвокат хлюпает носом от хо­лода. (7)
  
   19. Чтобы прощать, надо помнить свои мечты подарка за­секи. В воде похоть. (8)
  
   (1,2) Ср. Дневник, 13 августа.
   (3-5) Ср. Дневник, 15 августа.
   (6) Ср. Дневник, 17 августа.
   (7) Ср. Дневник, 18 августа.
   (8) Ср. Дневник, 19 августа, 1.
  
   19. Виноват - понятие дикости. Это только оправдание злобы или указание пути к исправлению, к благу. Разрешение вопроса детерминизма и свободы в том, что жизнь есть не что иное, как направление волн движения к покорени[ю] животного. Деятель­ность жизни есть улучшение, движение к благу. Самому надо не винить себя, а двигаться, и на другого действовать также а не винить. (Не винить надо, а видеть свое зло.) (1)
  
   Стр[ахов] и Темир[язев] хорошие люди и вот наука, и они ругаются, как кабак для мужиков. (2)
  
   Церковь - учреждение для скрытия христианства. Троица - и Троицу не знают. (3)
  
   Люди добрые, попадая в ловушку, вносят добро, [1 неразобр.] церкви - (Тихон). (4)
  
   Делать добро матер[ьяльно] люд[ям] всё равно, что детям сласти. (5)
  
   22 А. Где нет нужды - воздерживаться от суждения о лю­дях. (6)
   Тросны крест[ьянин?] просит о снятии надела.
  
   23. Забота о себе, это покража у хозяина принадлежащего ему времени. Как приказчик завел свое именьице и перегоняет туда скот, бревна и т. п. (7)
   Написать то, во что мы веруем, во что н- все, и во что мы не веруем. (8)
   Уметь не соваться, когда меня не требует Б[ог]. (9)
   24. Нет зла. Как нет черного. Только тени от умственного отдаления. - Зло представляется только во времени. (10)
  
   (1) Ср. Дневник, 19 августа, 2.
   (2) Ср. там же, 3.
   (3). Ср. там же, 4.
   (4) Ср. там же, 5.
   (5) Ср. Дневник, 20 августа.
   (6) Ср. Дневник, 22 августа.
   (7-9) Ср. Дневник, 23 августа.
   (10) Ср. Дневник, 26 августа.
  
   Весною в ремонтные рабочие Журавов на ст. Козлов[ка].
   26. Как гаммы упражнять, так надо упражняться в влезании в чужую душу. - Деликатность прирожденная - есть лю­бовь. - Упражняют обратн[ое] - тупость. (1)-
  
   Осуждение с остроумием - это под соусом труп. Что пере­весит. Без соуса перевесит отвращение. (2)
   Чернь. Раевская волость, сельцо Троекурово.
  
  
  
  
   (3) 28. Вер[очке?] - ч[то?] о[чень?] хор[ошо?]. Леве, ч[то] н[адо]. Всем: отдел[ена] область, где можно быть жестоким. (4)
  
   28. Добрые стремления чаще всего уходят негодованием, злост[ью], тщеславием, болтовней. Надо не да[вать] этого ис­хода, и тогда они будут плодотворны. (5)
   30. Материя есть предел, признак неправильности деятель­ности духа. (6)
   Следы вне дороги. Делать дорогу там, где следы - это работа матерьялистов либералов и др. -
   Мальчика послать в Казначеевку.
  
   Дело о крестьянках Пришни - ни ограды, ни канавы - нет.
  
   Иконский мужик убил жену, просит возвратить. -
  
   Кондрашина Ясенец[кая] просит, чтоб ее корми[ли]. Стра­ховые не выдаются.
  
   3 Сент. Мой грех это дети. Они видны. Не надо бы мне скры­вать [1 стерлось] грех, не [1 загрязнено] пользоваться своей ошибкой [?], н[а]п[ример], я, сердившнй[ся] [на] детей, жену, что мне не дают жить, как я хочу, я сам их сделал - это мои грехи. (7)
  
   (1) Ср. Дневник, 26 августа, 2.
   (2) Ср. там же, 1.
   (3) Запись: 28 - жестоким внесена дрожащей рукой, вероятно, во время верховой поездки.
   (4,5) Ср. Дневник, 28 августа.
   (6) Ср. Дневник, 30 августа.
   (7) Ср. Дневник, 3 сентября.
  
   Учител[ь] земск[ий] [?] [1 неразобр.]
  
   Ефремовск[ого] у[езда], Яблоновой, села Медведок, Никита Никаноров[ич] Пешнев [обви]няется за покражу муки.
  
   Трещев в сумашедшем доме - отпустить.
  
   9 сент. [1 стерлось] молитва 1) покорн[ость], 2) смир[ение] и и 3) любовь. (1)
  
   Нам представляется, что высшая степень добродетели это выс­шая степень напряженности или радости. Напротив, это высшая степень легкости и не радости, не восторга, а спокойствия. (2)
   Маковский Московский] вол. Крап[ивенского] уезда, же­лает [?] иметь метрич[еское] свидетельство].
   10 С. Содействовать установлению Царства Б[ожия] и [1 неразобр. и 1 стерлось] как вода [1 неразобр.] куда ход есть, туда идти. (3) -
  
   Жизнь тратится, хочешь не хочешь, так отдават[ь] на служ[ение] св[ое?] Б[огу]. (4)
   12. Дойти надо до скотов сознательно, потом до муравьев - (государство) и до человека (5)....
   13. - Награды не может быть п[отому], ч[то] нет перерыва времени [для] расчета. 6
  
   14. Coleridge. Мотивы эти признаки слабости внутренней жизни. (7)
   Два вяза за сараем. Слега в аллее. Осина над елка[ми]. Вырезок в чепыже. Лозины у пруда мало[го]. Там же осина. Березы у амбара. 6, в саду, 2 липы у Кузм[инского дома], 1 береза у Куз[минского].
  
   18. 1) Не могу, 2) не хочу, 3) хочу. (8)
  
   (1-4) Ср. Дневник, 11 сентября.
   (5) Далее неразобранная фраза. Ср. Дневник, 13 сентября.
   (6) Ср. там же, 2.
   (7) Ср. Дневник, 13 и 14 сентября.
   (8) Ср. Дневник, 19 сентября.
  
   Церковь соедин[ена] с государствам, но не христианство. - Церкви спорят, кому управлять - хоть бы Болгарией. В Ан­глии, что король, то и все.
  
   19. В области движенья - Бог помогает, стареешься. Если живешь истинной жизнью, то старость всегда придвигает к цели. (1)
  
   21. Насколько духовн[ая] жизнь развита, настолько осла­бевает животная. (2)
   Наука теперь дает только - возможности. (3)
  
   22. Вся разница от того, что у кого на верстаке. (4)
   На пчельнике сломан[ная] осина, слега. Две липы ободран[ные] - на дорожке к пчель[нику].
  
  
   Brogliе. Pret a employer la violence pour servir (!) la religion, jamais pour la dominer (5) (280).
   Прогонные деньги эпископам, и все слетелись. (6)
   287. Mais bien que le service militaire ne fut jama[is] interdit aux Chretiens, un prejuge assez naturel centre une profession meurtriere (7) les [2-3 неразобр.]
  
   Б[ыло] христианское влияние на языческое и обратное. И то, что не б[ыло] закреплено, то двигалось, т. е. б[ыло] [1 неразобр.] христианством (движение[м] к идеалу). То же, что закрепля­лось ил[и] утвердительно, или молчаливы[м] согласием, то переставало быть христианским. (8)
  
  
  
  
  
  
  
  
   28 Сент. Главное несчастье церковников это их наивная уверенность в том, что они христиане, и что вся история только
  
   (1) Ср. Дневник, 19 сентября.
   (2,3) Ср. Дневник, 21 сентября.
   (4) Ср. Дневник, 22 сентября.
   (5) Ср. Дневник, 4 октября, 6.
   (6) Ср. там же, 7.
   (7) Ср. там же, 8.
   (8) Ср. там же, 2.
  
   затем и шла, чтобы образовать их безбожную дьявольскую секту, к[оторую] они называют христианством. (1)
  
   Никейск[ий] символ подписан под влиянием угрозы (44). (2)
  
   Константин придумал механический способ решения вопро­сов веры! - Его письмо: (58). (3)
   29. Константин говорит речи в защиту христианства - только о Боге. Он и все эписко[пы] дикие. -
   Всё, что выходит из дикости, как Терт[уллиан], Ориг[ен], Арий, отрицается. (4)
  
   Праздник с играми цирка и молебстви[ями] при освящени[и] Конст[антино]поля (179). (5)
   Монашество уходило. (6)
  
   Нехристи [1 неразобр.] оставались. (7)
   Начало: живое растет. Так христианство. (8)
  
   30 [сентября]. Brogliе видит, что успех погубил хр[истианство], но он говорит, что это испытание, к[оторое] 15 веков по­беждает цер[ковь]. Не похоже. (9) 2 т. (379). (10)
   Иванц[ов]-Плат[онов] (95). Иполит. Одни считают его ере­тиком - он их. (11)
   К 1-му десятилетию III века. (147). Феодотиане, отрицавшие божест[венность] Хр[иста], утверждали, что они истинные - церковь.
  
   Все еретич[еские] сочинения погибли. То, что мы знаем, знаем из писаний ересеолог[ических], стало быть - осуждение. И то велико. (12)
  
   (1) Ср. Дневник, 4 октября, 4.
   (2) Ср. там же, 9.
   (3) Ср. там мсе, 10.
   (4) Ср. там же, 11.
   (5) Ср. там же, 12.
   (6,7) Ср. там же, 13.
   (8) Ср. там же, 1.
   (9) Ср. там же, 14.
   (10) Можно прочесть: 371.
   (11) Ср. Дневник, 4 октября, 15.
   (12) Ср. там же, 16.
  
   Алоги - рационалисты. (1)
  
   Эпифаний признает 80 сект. - Филастрпй - 156 начала IV ст[олетия]. (2)
  
   Сами не знают, что называют ересью. (Одна нить - то, что теперь признают.)
  
   4 Ок. В университетах учатся всему, только не жизни (как жить?). Это считается или решенным, или не важным.
  
   5 Ок. Revue Sept. 90. Les premiers romantiques Al[lemands]. (3) (139) Об искусстве.
  
   6 Ок. Христианство в противность прежних законов да­вало возможность приложения к жизни - деятельности - нельзя б[ыло] исполнить даже такой закон, как суб[бота], но приближаться всегда можно. (4) -
   Думал восторженно о вере. (5)
  
  
  
  
  
  
  
  
   Чистота - ужас.
   Борьба между вещами и детьми. (6)
  
   Подорвана вера в разум доплатами. (7)
  
   7-е. Дама советует, если нет хлеба, есть пирож[ки]. (8)
   Когда трудишься или страдаешь - некогда молиться. Это надо б[ыло] делать прежде (9).
  
  
  
  
  
  
  
  
   Панков Бабур[инский] сидит в арестан[тской]. На поруки.
  
   Золотар[еву] ответ[ить].
   Аннен[ковой] об иконе. Дунаеву.
  
   (1) Ср. Дневник, 4 октября, 17.
   (2) Ср. там же, 18.
   (3) [Ревю сент. 90. "Первые романтики Германии".]
   (4) Ср. Дневник, 6 октября, 1.
   (5) Ср. там же, начало записи.
   (6) Ср. там же, 4.
   (7) Ср. там же, 3.
   (8) Ср. Дневник, 8 октября, 1.
   (9) Ср. там же, 2.
  
   17. Мы не знаем, что есть, а знаем только, что должно быть. (1)
   [23 октября.]
   1) Желания ставят тезисы. (2)
   2) Кузм[инский] понемногу втянут. (3)
   3) Искушение. Соблазн. Откинуть руку и глаз. Только на это дан разум - предупредить соблазн, откинув ру[ку] - соблазн, откинув мнен[ие] людско[е] и откинув злостный помыс[ел]. (4)
  
   24. Сущность учения - совершать дело Отца? (5)
   27. Важность значения Царство Б[ожие] внутри ва[с] есть. (6)
  
   27. Радость только после сознания исполненного труда, а не после удовлетворения наслаждения. (7)
   Человек стремится к сейчасному наслаждению, и это обман. (8)
   Богородицкого уезда крестьян[ин?].
   31. Жизнь есть приготовление себя, чтоб отдаться хозяину лучши[м], чем [был]. (9)
  
   Заключение молит[вы]. Не забывать смерть. (10)
  
   Связь неизбежн[ая] между улучшением себя и мира. (11)
  
   1 Н. О войне. Арбитрация то же, что банкирам предложить поделиться со всеми.
   2 Ноябр. Христианство дало равенство. Но равенство без непротивления. -
  
   3 Н. Никто не станет отрицать, что христианство другое. Не говорят, что это трудно, не то, н[е] что другое. Как же делало[сь] и продолжается? Сделалось со врем[ен] Конст[антина] - но Константин понятно. Дальше-то как же
  
   (1) Ср. Дневник, 23, 1, и 24 октября.
   (2) Ср. Дневник, 23, 2, и 24 октября, 1.
   (3) Ср. Дневник, 23 октября.
   (4) Ср. Дневник, 23, 3, и 24 октября, 2.
   (5) Ср. Дневник, 24 октября, 3.
   (6-8) Ср. Дневник, 29 октября (записано 31 октября).
   (9-11) Ср. Дневник, 31 октября.
  
   продолжалось? А так, что в это же время основалась церко[вь], догматы - перенесся интерес на друг[ое], и так и пошло. Церковь перестала развиваться, умерла.
  
   5 Н. Молитва всегда: живи пo-Божьи перед одним Богом любви, от к[оторого] исшел и к к[оторому] идешь (нечего ко-бениться). (1)
   Как я смотрел наивно на деньги. (2)
  
   Как страшно покинуть веру отцов - оттолкнуться от берега. (3)
  
   6 Н. От ложного учения церкви потеряно знание того, что должно. А мы не можем знать того, что есть, мы только можем знать, что должно быть. (4)
  
   Алех[ину]. Декларацию должно, а протест не долж[но]. (5)
  
   Раеву место, денег на 3 м[есяца]. Никитская д. Раевой.
  
   9. Только благодаря понятию церкви возведены ряд грубых недоразумений в догматы. (6)
  
   10 Н. Рост любви производит дела любви. Только дела любви производят рост любви. (7)
  
   11 Н. И он, бедный, думает, ч[то] он глубокомыслен, и не до­гадывается о том, что даже и тот закон эволюц[ии], к[оторый] он evoque, (8) совершится только тогда, когда он будет жить свойственно своей природе.
   Если бы лисица не рыла нору, закон эв[олюции] не совер­шился бы и т. п. (9)
  
   15 Н. Газеты - глуп[ость] - Канта пре[лесть]. (10)
   17. равенство выдало их.
  
   (1-4) Ср. Дневник, 6 ноября.
   (5) Ср. Дневник, 7 ноября.
   (6) Ср. Дневник, 12 ноября, 1.
   (7) Ср. там жe, 2.
   (8) [приводит,]
   (9) Ср. Дневник, 12 ноября, 3.
   (10) Часть слова стерлась. Ср. Дневник, 18 ноября.
  
   Критика метафизики и умалчивание о деле - моей книги. - То же и во всей церковной истории. (1) -
  
   Прощен[ие] греха - как скоро сознан. (2)
   19. Грех - расхождение с в[олей] Б[ога]. Прощение греха - соединен[ие] с не[ю]. (3)
   27 Ноября. Об однодворцах. Лизонова просить оставить.
   Письма: Русанову, Покровск[ому], Поше.
   Заглавия Балу.
   20. Кастраты мысли. Сунулись к двер[и], а там занавес. (4)
   Исполнение воли есть кротость и смирение. (5)
  
   23. Чтобы понять ц[ерковь], надо смотреть ее теперь.
   Ц[ерковь] это отступление от у[чения] Х[риста], утверждаю[щее] про себя, что оно есть истина.
  
   [27 Ноября. Крапивна. В заседании Окружного суда] (6)
   Свидетеле[й] к присяге, хотя ее никому не нужно. Клянусь.
  
   Суд сам себе поставил вопросы.
   И на кого возложи[ть] судебн[ые] издерж[ки].
  
   Запыхавшийся обморожен[ный] присяжный.
  
   Священ[ник] толстый, жирный, кудрявый, с орденом.
  
   Пристав в pince-nez.
  
   Присяжный Коршун в калошах.
  
   1) Вопросы, 2) Секретарь, 3) Чтение, 4) разгов[оры:] "Дей-ств[ительно] вы растратили]"; 5) вопросы ему, 6) прокурор, 7) постановка вопросов, 8) Выход, решение.
  
   Докт[ор] взяточник.
  
   (1,2) Ср. Дневник, 18 ноября.
   (3) Ср. Дневник, 21 ноября, 1.
   (4) Ср. Дневник, 22 ноября.
   (5) Ср. Дневник, 21 ноября.
   (6) Ср. Дневник, 27 ноября.
  
   Жуюр с протоколом.
   Образ Спасителя, и в голуб[ой] лент[е] и генер[ал]-адъют[антском мундире] государь смотрит.
  
   Сукно, возвыш[енпе], сукно стелется складками, (1) пюпитр точеный.
  
   Чтение дела -
  
   Введи подсудимых -
   Присяжный повер[енный] страдает - катаром сочленений, ревматизмом -
  
   зубной болью - отпустят.
   Вертеть колесо, перекличка -
   присяга -
  
   Избрание старши[ны].
  
   Вещественные] доказательств^].
  
   Речь председателя к присяжным.
  
   Вопросы подсудимому -
   (В лог, называемый черторой.)
   Садитесь -
  
   Свидетелей присяга.
   Вывесть сввдетел[ей].
   Один остается.
  
   Плавает, пинжак торчит.
  
   "Говорите громче".
   зуб нет. -
  
   Осмотр трупа, описание длинное места. Камень пуд 20 ф[унтов].
   Длина веревки 2 ар[шина] 9 верш[ков] - осмот[р].
  
   Речи сторон. -
  
   Вопросы подсудимому.
   Вопросы.
  
   (1) Можно прочесть: стелет[ся] с складками
  
   Поучения в резюме, как отвечать на вопросы, как ма­леньким детям.
  
   Наставление присяжным.
   Выход. Красн[ые], потные, все оживленно переговариваются.
   Судейские пьют чай.
  
   Оправдана. -
   Что сделать с вещественными доказательствами.
   [28? ноября. Ясная Поляна.] Крыльцово. Хрипкова. Солдат Василий Шишкин построился. Ему разрешили. -
  
   Просить Зиновьева.
  
   Страхову. -
   2 Дек. К статье. Все оскоплены: одни верят порядку, дру­гие церкви, к[оторая] тоже существующему порядку.
  
   Прежде общий идеал, потом общее сознание возможности осуществления, потом осуществление. (1)
  
   Соколов о непротивлении злу насили[ем].
  
   7 Д. Статья Open Court
  
   Раеву место. Теренина.
   Телегинская женщина просит вернуть сына из солдат, п[отому] ч[то] старший в арестантск[их] ротах - отказались. ) Сидит в Москве. Звать его Степан Иль[и]н Афанасьев. -
   А солдат Николай Иван[овпч] Есипов. - Просит Есипов[а?].
  
   Романов ищет места или занятия.
   9. Цензура уничтожает всё. (2)
   10. По случаю Оболенского: хорошо, что людям угодить нельзя - перестанешь им угождать и начнешь поневоле уго­ждать одному Богу. (3)
   Только святой [умеет] судить совсем правильно. (4)
  
   (1) Ср. Дневник, 15 декабря, 1.
   (2) Ср. там же, 2.
   (3) Ср. там же, 3.
   (4) Ср. там же, 4.
  
   Юродство опасно. Только в редкие минуты стоишь на высоте юродства, в другие же, юродствуя, теряешь сдерживающее влия­ние славы людской - не по силам. (1)
  
   Красинск[ий] небожеств[енная] комеди[я]. Хомяк[овский] приказч[ик]. Зябревы.
   Характерная черта ее состоит в остром развитии нравствен[ного] чувства без правильного достаточного] развития умствен[ных] способностей.
  
   25 Д. Идеал жизни в наст[оящем].
   26 Д. Церковь, научая знать и не делать, научила не испол­нять нравственного - атрофирова[ла]. (2)
  
   9 декабря принята кассационная жалоба о сломке избы Екатер[ины] Стахановой Совченко.
   О паспорте мужа.
   28 Дек.
   Земск[ий] начальник считает, что полезны роз[ги] для на­рода. З[емский] начальник губернатору - губернатор прокур[ору] - пр[окурор] мин[истру] - мин[истр] царю - царь митроп[олиту] - митроп[олит] - Но не будь з[емского] н[ачальнпка] з[...] н[...] Цар[я?] [8-10 слов загрязнено и стер­лось]. Ну что ж [?] з. н. [?] сам царь.
  
   (1) Ср. Дневник, 15 декабря, 5.
   (2) Ср. Дневник, 26 декабря.
  

[ЗАПИСИ НА ЛИСТАХ, 1890 г.]

  
   Почта 1-го Авг. 90.
   1) Неделя.
   2) War cry.
   3) Письмо бранное анонимное, переписаны статьи Temps. (l)
   Надо ответить.: 4) Письмо шекера Holister' a, сочувственное по
  случаю послесловия, (2) и статьи печатные о том же предмете.
   светские люди.:

Другие авторы
  • Бажин Николай Федотович
  • Анастасевич Василий Григорьевич
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Жемчужников Алексей Михайлович
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич
  • Кречетов Федор Васильевич
  • Мериме Проспер
  • Богданов Модест Николаевич
  • Капнист Василий Васильевич
  • Глинка Александр Сергеевич
  • Другие произведения
  • Страхов Николай Николаевич - Дурные признаки
  • Прокопович Феофан - Стихотворения
  • Врангель Александр Егорович - Из письма М. М. Достоевскому
  • Блок Александр Александрович - В. Н. Орлов. Гамаюн. Жизнь Александра Блока
  • Сумароков Александр Петрович - О стопосложении
  • Давыдов Денис Васильевич - Разбор трех статей, помещенных в записках Наполеона
  • Теннисон Альфред - Годива
  • Брик Осип Максимович - Сосновскому
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич - Русские повести и рассказы
  • Станюкович Константин Михайлович - В тропиках
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа