Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений, Страница 13

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

bsp;    Соломонида, мальчик в больн[ицу].
   Хромой - побир[ается].
   Подите, спросите у народа, что такое наука и искусство.
   Мостовские бабы просят: Афимья Матюшина, Наталья Матюшина - просят хлеба.
   Зубы - пломбировать, а не перестать жрать.
   Поучение прим[е]р[ом]. (На полях против последних двух ааписей написано: нужно)
   Красота вытека[ет] из языч[еского] миросозерц[ания]. (На полях против этой записи написано: Пропустить.)
   Х[ристос] не сказал: Я есмь жизнь, путь и красота.
   Максим Прокоф[ьев] Маслаков за дрова.
   Всего меньше мы понимаем поступки друг друга те, к[оторые], вытекают из тщеславия: не угадаешь, чем и перед кем он тщеславится.
   Шинтякова просит о сестре.
   Идеал тоже без смерти. Если бы не б[ыло] траты организма, н[е] б[ыло] б[ы] смерти (вздор).
   Отговариваемся, ч[то] не знаем закона. В роде, как если бы поставили перед собой доску - что[бы] не видеть ничего.
  
  
   А то вера в церко[вь] или вера в науку.
   Только [если видеть] смысл своей жизни в исполнении воли Пославшего, получает смысл смерть и жизнь загробная.
   24 Июня 93. [Я. П.] Женщины всегда были в послушании - вдруг по новому.
   Carthago delenda [Карфаген должен быть разрушен) нельзя принимать.
  
   Положение такое: грабители захватывают всё лишнее, подлые, наглые - женщины.
   Новости 127, 128.
   Если бы кто сомневался в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как сходятся с другого конца глупость и эгоизм.
   Женщины 10 т[ысяч] лет были в повиновении.
  
   Форма романа прошла.
   28 Июня. [1893. Я. П.) Веротерпимость не может быть основана на справедливости. "Я в свое верю, а ты в свое". Нельзя не желать. Но магометанин будет бить, а христианин умолять.
   Конец века пришел, уменьшается любовь.
   Есть две улыбки: одна радости, другая насмешливости: а) над орудием, б) над собой, почти стыда.
   Одно миросозерц[ание]: как человек пришел на завод и желает себе счастья. Сначала, ломая машины, пока простор, находит свое счастье. Но людей таких больше, и счастье не находится. И он говорит: это хорошо, но мне будет место после. (Церковные христиане.) Всё прекрасно устроено, только ему нет места. Машины крутят, толкают, угрожают ему. Но еще другие люди вполне искренно говорят: вздор, так как нет счастья, то всё это глупо, и надо кончить (буддизм). -
   И вот христианское жизнепонимание, которое состоит в том, что всё на свете не стоит, а делается всем тем, что живет. И ты живешь и должен делать. И будешь делать то, ч[то] тебе назначено, и познаешь, в чем дело, и получишь счастье.
   Первый ученик в пажеском корпусе.
   Не даром принимают всякого рода мучения на реках[?], барах, лаунтенисах и пр.
   Милионы народу 100 лет, а доктора ищут пищу.
   Отдых, (Зач: воскр.) субботний, дали по науке. Если бы работали, дали бы [1 неразобр.]
   Женщины, как жиды, платят за свое рабство деспотизмом.
   Комаров просит леса.
  
   Леночка - самовар.
  
   Рабы взяли верх.
   Телятинским дров.
   Искусство потому хорошо, когда без приготовления. Цыгане.
   Фадин Иван Алекс.
   Пурунов круп просит.
   Маркина пройда из Горок просит помочь.
   Авдонины -
   У Эл[ены] Павл[овны) 600 р.
   Матюхина Савость[янова] просит избы.
   Алена Кузина.
   Хохлова Павла. (Против трех последних строк на полях написано слева: Об избах, а справа: Татирщево)
   Камолова Матре[на] на корову двои[м].
   Данила просит па лошадь.
   Абрам дров.
   Максим Смирнов бедность. (На полях против этой строчки записано: Алекс[андровка].)
   Агафья прос[ит].
  
   Семен Матюхин просит о корове.
   Никита Киселев из Алекс(андровки] просит лошадь пас(ти].
   1) Ольга Кишкина 1
   2) Филимон.
  2
   3) Федота
   1
   4) Афросинья
  1
   5) Семен Страхов 1
   6) Авдотья Увариха 1
   7) Федор Воронин 1
   В столовую.
   Павла Воронина - 2
   Крысанова - 1
   Кухов - 1
   Мешков Соф. - 3
   Молокан Егор - 1
   Петр Страх. - 2
   Ивлев Никита - 1
   Молок, Фил. 1
   Бычков Ник. 1
   Молок. Лука 1
   Степан Дуд. 1
   Акс. Ивл. 1
   Филим. 1
   Ольга Ким. 1
   Страх. Семен 1
   Васил. [1 неразобр.]
  1
   Андрей Семеч. 1
   Михея - 2
   Митрий Молок. 1
   Петр Гаврик . 1
   Соф. Мешк. 1
   Платы -
  
   Мало сказать: я д[елаю] д[обро], это говорили и говорят. Надо, ч[то]б это стало так же необходимо, но и естественно, как любить себя. И это может сделаться только, если бы
   Кузьма девочек.
   Мещерские -
   Лукерья Мещер[ская}.
   Софьишка. Пр.
   Веру в знание известных современных людей, кот[орая] называется наукой, и веру в знание известных людей прошедшего, которую называют религией. -
   Осиновая гора.
   Алекса. Вас. - 1
   Луке Афра[симову] - 1
   Пав. Куз. - 1
   Степ. Вас. - 1
   Вас. Ив. - 1
   Евстег. Вас. - 1
   Николаев - 1
   Ефим Григор. - 1
   Арсен. Вас. - 1
   Бор. Макс. - 1
   Вас. Осипов
   1
   Павел Семен.
   1
   Прасковья Суво.
  1
   Лукерья Девк.
  1
   Прудки.
   Св[е]шников
  - 1
   Васины
   - 1
   Акин Гун.
  - 1
   Марья Грач.
  - 1
   Анисья Зуб.
  - 1
   Антон Сид.
   - 1
   Илья Макс.
  - 1
   Семен Макс.
  - 1
   Григорий Гав.
  - 1
   Авдотья Зубк.
  - 1
   Прасковья Рат. - 1
   Катерина Кас. - 1
  
   На столовую:
   Савина Григо.
  - 1
   Грубиянова
  - 1
  
   Бывает, что защищает с раздраж[ением] истину, кажущуюся неважной. Тебе кажется: только кирпич, а для него это т[от] замок свода, на к[отором] построен его дом.
  
   (Зач: Колпне) Шевырева мать имеет ли право на 7-ю часть.
  
   Нет заслуги отдаваться в волю Его, но есть награда в сознании того, что ты в Его воле, с Ним.
   Те самые силы инерции в женщин[ах], к[оторые] препятствуют, будут теми, к[оторые] распространят и удержат.
  
   Не только всякое сумашсствие есть дошедший до последнего предела эгоизм (мания величия), но всякое ослабление ума, духовн[ой] силы, есть увеличение эгоизма.
  
   5 Августа. [1893. Я. П.] Разговор с социал-демократами - юноши и девицы. "Капиталист[ическое] устройство перейдет в руки рабочих". Да капиталистическое устройство установилось только п[отому], ч[то] нужны для всякого практического дела распорядители с властью. Будет дело, будет устройство будет руководство, будут -распорядители с властью. А будет власть, будет злоупотребление ею: то, ч[то] теперь. 2
   Счастье только в деятельности и в деле Божьем.
   Что лучше - сходиться на бале, или над постелью больного.
   Никольские Одоевского уезда. Григорий Родион[ович] Бригадиров, Василий Васильевич Александров о земле.
   Никак нельзя сказать, радостна или нет жизнь (Переделано из: хороша или дурна), к[оторую] ведет челов[ек], пока он ведет ее. Это видно будет после. Как после работы.
  
   Август 11, утро, голубая дымка, роса как пролита. Яблони отяжелели, дымки. А там в желтом поле - уж работ[ают], и роса на мягком овсяном жнивье.
   Девушка в красном в цветниках, облит[ых] росою; пахнет душистым дымом свежего хворосту. Везде на сучках колосья с возов.
   Кусты сиреневые в росе блестят. Тихо. Собака на балконе на солнцепеке греется.
  
  
  
  
  
  
   Старуху обижают в Шевыревке - Митр[ий] Петров [1 неразобр.].
   Альфонский - Мих[аил] Герас[имович] школу грамотности.
   Новопавшинск[ая] улица, дом Киселева.
   Плеханово, разделили старика от сына - Сорин.
  
   Мите. Олс[уфьеву] очень хочется, чтобы я ему сказал то, что он неясно думает о религии, и потому-то и я очень говорю ему - другое - кажется ему неясно.
   В первый раз, молясь, понял, ч[то] ненадежен для Ц(арства Б[ожия] работник, оглядывающийся назад. Делай и не думай о себе.
   "У меня есть высочайшее повеление", а у меня самое высочайшее - заступаться за братьев, обличать их гонителей.
   Для того чтобы заставить меня замолчать, есть два средства: одно - покаяться, другое - убить или заточить, не выпуская.
   И действительно мож[ет] б[ыть] только первое, и потому скажите тому челов[еку], к[оторого] вы называете царем, чтоб он вместо меня занял Шлисельб[ург].
   Каторжн[иков] розгами.
   Дух[овное] лечение уничтожит, как и материальное, то, чего может не быть, а облегчит то, что придавлено духовно.
  
   "Посмотри, как хорошо мы подкрасили дом, убрали его флагами, ветками, а у вас что? - канавы, камни". Это фундамент нового строенья.
   С Страховым разговор. Он хочет находить во всем хорошее. Это прекрасно. Но как бы не находить хорошим то, что мы призваны уничтожить.
   Тычининские сгорели. N3 погор[елым] (передать).
   С Страховым разговор о том, ч[то] как дошли до обеспечения каждого челов[ека] от убийства, насилия, так теперь пора дойти до обеспечения от голода. Это уже делают в острогах.
   Власа дело узнать.
   Лопухина просить.
   Орлова Митрий Иван[ов] Бодоров ссылается на поселение- жена не хочет итти на поселение. (Против этого абзаца на полях написано: просить прокурора)
   Тюрьмоведение.
  
   Ум логический, эгоист[ический], узкий, длинный и ум чуткий, сочувствующий, широк[ий], короткий.
   Два способа познания. Познавать внешний мир 5-ю чувствами - самый грубый, неизбежный способ. Но входя в жизнь другого существа - челов[ека], зверя, растения, даже камня, познаешь его изнутри, соедин[яя], восстановляя нарушенное между нами единение.
   Это же - поэтический дар. Это же - любовь.
  
   Дети еще тем хороши, что у них нет дела. А только - как провести хорошо день. Так их и воспитывать надо.
   Макар Данилов из Самохваловки просит не ломать постройку, покрыт[ую] железом.
   Чтобы узнать, веришь ли в молитву, попробуй помолиться о том, что считаешь несчастьем.
   Колоть плаху и глухие удары.
   Каждый поступок ничто, в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени.
   Неужели от того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, к[оторая] (Зач: готова к полету) уже чувствует весну.
   Добро, когда не знаешь, что его делаешь.
   В прежней жизни радости вспоминаются теперь. Может быть, в прежней жизни я был материальная частица (Зач: атом), сложившаяся в теле и подчинившаяся закону. Теперь я челов[ек], стремящийся к этому соединению - и к подчинению закону. Любовь и есть это стремление.
   Терентьев, фельдшера сын, окончивший духовное училище, сын вдовы - 6 детей.
  
   Идеи - образы теперешней жизни -это пережиток прежней.
   Амиель но знает, куда деть свой баласт тонкости, эрудиции.
   Принимать воду с ядом.
   Выскажете, м[ожет] б[ыть], что это философ[ия]. Я не думаю.
  
   Милль говорит: "человечество получ[ает] больш[ую] (Переделано из: наибольшую) долю счастья, когда кажд[ый] человек преследует свое, подч[иняясь] правил[ам] и условиям, требуемым всеми прочими, нежели когда чел[овек] ставит единственной целью благо всех прочих. Это справедливо, если под благом отдельного чел[овека] разуметь благо духовное, согласн[ое] с волей Б[ога], или, проще, спокойствие совести. Каждый человек пусть ищет Ц(арства] Б[ожия] и правды его в себе, и получится наибольшее благо. А какой признак искания Ц(арства] Б[ожия] в себе? Соблюдение правил и условий, требуемых всеми прочими. В этом исполнении этих правил состоит духовное благо отдельного чел[овека].
  
  
  
  
  
  
  
   Мадам Baptiste 3 из Horla. Adieu 4 из Contes du jour et de la nuit. ["Мадам Батист" на "Орля". "Прощай" из "Сказок дня и ночи".]
   В Головоньках девушка рожает. Он мещанин.
   Свобода - пустота.
   Ложь женщин делает то, что жен не любят.
   Не бьется в унисон, а бьется негодован[ием] за то, ч[то] вы втягива[ете] меня во вражду с братьями. Я знаю, что значит эта любовь. Я не имею этой любви. Я им[ею] любовь к Царю [?] такую же, к[ак] к Конту, Шекспиру - а [1 неразобр.] Карно. А эта любовь значит ненависть, значит убийство, знач[ит] то, что вы написали бумажку, и братьев моих потянут, выпустят кишки и озверят. А я не хочу этого, и не позволю этого, и всеми оставшимися во мне силами буду бороться с этим.
   Точка зрения эстет[ическая], точ[ка] зр[ения] служеб[ная], т[очка] зр[ения] религиозная], а простой нет.
   Деятельность из мирской и деятельность из христианской.
   Федор Михайлов Гуреев судится за убийство в драке.
   Гадание есть внушение энергии.
   Судят за упавш[его] человека, Иван Никитин Соколов.
   Колединский свящ[енник] просит 20 рублей за венчание.
   Кузнецов обвиняется в пожаре лесном в Касимов[ском] уезде Мальцовск[ого] имения, села Прудков.
   И потому религия не только не есть врем[енное], преход[ящее] явление, но необходимый орган духовной жизни, в роде сердца. Когда же люди говорят: у меня нет религии, то это значит, что они признают низшую - языч[ескую].
   На этом можно обосновать только нравственность внешности.
   Всякое движение впер[ед] есть нарушен[ие] приличий.
   До веку и до вечеру. Как будто доживаешь последний час, и как будто то дело, к[оторое] делаешь, никогда не кончится.
   К раз[говору]: для этого надо перестать понимать цель жизни в благе личной или совокупности, а....
  
   Клавдии Маков[ой]? подано прошение Покровским.
   Не думай, что тебя не любят, или ты не любишь. Это только нарушена твоя любовь, а она есть.
   Чтобы поднять (Зач: стать), надо подломить под собой слабый лед и стать на крепкий.
   Басня о человеке, потерявшем дорогу и потому бегущем изо всех сил, куда попало.
  
  
  
  
  
   Как только ты материальная часть, - ты ничто. Только тогда ты что-нибудь, когда ты орган Бога.
   Любовь всепобедна. Ми-Ти прав, но только ее надо не предписывать, а с нее самому начинать.
   Я Бога забыл и именно: забыл.
   Александр Михельсон. - Сретенка, Стрелецкий пер[улок], д. Ганшиных, 29, переводчик Исторической Америки Лабуле.
   Что ты хочешь? хорошенько спроси себя: чтобы ты был поруган современниками, но чтобы дело твое б[ыло] бы делом Божиим, или чтобы тебя сейчас возвеличили и ты сам (как всегда) верил бы своему величию.
   Больной в клинике, раслабленный [1 неразобр.] адрес: Алексей Тарасов. хирург[ической] кли[ники], Трубник[овский] пер[еулок], д. К. Крапоткина, Серг[ей] Элеаз[арович] Березовский.
   Молотил, забыл веять.
   Провинциализм либерализма в роде раскольников.
   Мы, 1000-летние христиане, не бросаемся как кровожадные звери, не разрываем друг друга только п[отому], ч[то] есть какой-то Ал[ександр] Александрович], к[оторый] очень любит мир и не позволяет нам этого.
   Хозяин, для того чтобы слуги его исполняли его дело, смело всех подверг убиванью. Все [1 неразобр.] А они придумали обеспеченности.
   Земско-городская школа. Бабаевск[ая] улица, Тула. Елизавете Родионовне Хишенковой.
   Amiel совершенно нечаянно приходит к христианству в его истинном смысле.
   Живодерка, Новочух[инский] тупик, д[ом] Сафонова, Мар[ье] Ив[ановне] Горбуновой.
   Об Амиеле.
   Эти обезьяны, всё проделано, кроме нравственного.
   Кто же прав: Пр[окофий] или Дер[улед]? Я знаю, что Пр[окофий] считается рабочим скотом. Но ведь, во 1), не было бы Пр[окофья], не б[ыло] бы у Д[еруледа] и ботинок, и жел[езных] дор[ог] и пр[очего], а во 2-х), я знаю, что Пр[окофий] не рабочий скот, а челов[ек] мыслящий и мыслящий по-христиански, я знаю, ч[то] если бы все были Пр[окофьи], то не было бы войны.
   И если Прок[офья] или сына его будут учить, то только пот[ому], ч[то] их жестоко обманут. Вот от этого-то и страшно быть участником этого обмана. И потому... Предполагается, что патриотизм есть свящ[енное] чувство, но его уже давно нет, и не может быть, он только одно орудие для Дер[уледов], чтобы обманывать Прокофьев.
   Пр[окофиев] теперь аскет и смотрит на Дер[уледа], как на малого пустого ребенка, но он бы иначе посмотрел на него, если бы знал.
  
   Живод[ерка], Пыхов проезд, дом Качнова,
   Неглин[нный] проезд, д[ом] Ливенсона, номера Свет, N 21.
   Если бы последствия не б[ыли] так страшны, было бы смешно. Пусть кто-нибудь найдет хоть один разумный мотив патриотизму.
   Для того, чтобы вызвать патриотизм, поощряют самые низкие, грубые чувства: тщеславие, корыстолюбие, разврат, даже подлость; рабство (дисциплина), подлость (лояльность) возведены в добродетели. Как леса снаружи и снутри, к[оторые] не снимают.
   Рассуждение: увеличивать пищу лучшая иллюстрация внешнего и внутреннего.
   Чего больше? увеличить пищу или уменьшить любовь.
   Патриотизм: 1) не добродетель, 2) его нет и 3) его не мож[ет] б[ыть].
  
   5 Янв. 1894.
   Есть иллюзия, что много людей - много ума, много духовной высоты. А этого нет. Миллиарды людей - всё один и тот же средний человек.
  
   То, что вочеловечение, искупление и воскресение может доказываться философски (как у Чичерина), доказывает, что философия может доказывать всё, что хотите, и потому ни в чем убеждать не может (14 Янв.).
  
   Завалишина Марья Дмитриевна, Мясницкая, Милют[инский] переул[ок], д[ом] Бардиной.
  
   Притча: молотят, а не веют, и из невейки пекут хлеб.
   Успехи (Зач: науки) техники нашего времени не могут удержаться при правильном устройстве жизни. Большая доля, может быть 0,99 должны погибнуть. И не беда.
  
   Мы хотим угодить и Богу и людям. А это нельзя. Не только почти всегда, но всегда - одно противно другому.
   Ник[олаю] Никитичу написать.
   1) У Илюши - те же рабы.
   2) Как ужасна жизнь без участия в общем деле, переход от бессознательного участия к сознательному.
   1) Чтобы избавиться от обмана, надо воздержаться от него.
   2) Я не говорю о тех, к[оторых] влечет к обману страсти, корысть, тщеславие, но я говорю о свободных от страстей, по глупости, по незнанию, по доброте подчиняющихся ему. (Я видел таких много, восхвалявших Тулонс[кие] празднества, и потом соглашавшихся, ч[то] это дурно, когда им б[ыло] растолковано, ч[то] в них.)
   3) Этих (Зач: довольно) не много, но столько же, сколько и тех, к[оторые] из выгоды распространяют обман.
   4) Большая масса Прокофьев инертна. Императоры, короли, министры и их приспешники влияют на народ, одуряя его. Свободные люди молчат и понемногу поддаются обману.
   5) Эти люди, да не только они, но и те, кот[орые] напускают патриотизм, постоянно говорят об ужасах милитаризма. Это сделалось модной темой разговора. Говорят об ужасах милитаризма и вместе с тем сами усиливают патриотизм, то, что производит милитаризм. В роде дам, ужасающихся на моды и поспешно заказывающих их себе.
  
  
  
  
   6) Два рода инертно[сти], и есть две партии - я думаю, равные - но если бы и не равные. - Одна, установившая общественное мнение в пользу патриотизма, другая, если бы знала свою силу, должна бы устанавливать общественное мнение обратное. И это легче, п[отому] ч[то] истина на ее стороне.
   Смысл жизни стал для меня только в служении. Спасти людей от греха и страданий.
  
   Повесть: один [1 неразобр.] бросает, др[угой], любовник, женится.
   Два чувства удовлетворения: сознание совершенствования и воздействие на людей. Тросне поп дрова сжег. -
   Бабуринской мужик просит об лошади.
   Ничем нельзя разбить гипнот[изм] [?].
   Recu telegramme inquitent de Leon. Il engage sa soeur a venir le prendre. Vue l'instabilite de sa sante et de son humeur prie d'informer sans le lui dire son etat et l'urgence [1 неразобр.] a sa demande.

Tolstoy

   [Получил тревожную телеграмму от Левы. Он просит сестру приехать за ним. Ввиду неустойчивости его здоровья и его настроения прошу известить, не говоря ему, о его состоянии и о неотложности [1 неразобр.] на его просьбу. Толстой.]
  
   Искусство только тогда, когда совпадут внутреннее стремление и сознание дела Бож[ия].
   Художественное прои[зведение] если
   Терять людей.
   Юрьев в 7-м параллельном классе 1-й гимн[азии], просят поместить в гимназию.
   Стадницкая просит.
   Что мы называем красотой, есть то, что нравится.
   Христианину не только нельзя хвастаться, но и оправдываться - во всем виноват.
  
   Часто приходишь в состояние, что не знаешь, где я?
   Если знаешь, что жизнь не кончается этим миром, то накануне смерти продолжаешь готовиться.
   Чувствовать течение жизни, т[о] е[сть] сущность жизни, движение ее вперед к осуществлению Ц(арства] Б[ожия]. Тогда легко жить.
  
   Иванову в Саратов прислать Книгу Моисею
   [1)] Откуда я взялся? Его отец ? Бог.
   2) Зачем я живу?
  
  
  
   Исполнять волю.
   3) В чем воля?
   Жить вечно.
   4) Зачем?
   Не знаю - завод.
  
  
  
  
  
   5) Как знать волю?
   Люди искали
   Нельзя любить[?]
   Были люди, искавшие указ[ания]. Христос. -
   6) Жить для др[угих].
  
  
  
   6) Почему нельзя жить для себя? Обман жизни.
   7) Тяжело?
   Легко, если жить для вечности. Жизнь началась не здесь и кончится не здесь. От кого приш[ел], к тому придешь.
   И если и посл[ан], то ради др[угих].
  
  
  
   Между 5 и 6.
   Все люди говорят. Не верь. Всё открыто всем.
   Умирает ребенок, муж, жена, отнимается предмет любви, и чел[овек] остается один с собой.
   Ребенка втянут в жизнь, на шею др[угих] людей, а потом, когда он связан по рукам и ногам соблазнами, откроют ему глаза.
   Страстное желание выучиться на велосипеде, общаться с женщиной. "Все пропади, только бы это было, как бы не случилось чего до вечера". Нужно бы такое же страстное желание исполнять волю Бога.
   Возможно ли?
   Да. Но для этого нужно сознание труда и жертвы совершающегося дела. Молю об этом Бога.
   Насколько я утвержусь в вере, настолько же я утвержу в вере и других. Как капля воды в среде других капель, к[оторая] сама могла бы нагреваться.
   Николай Смирнов просит места при журнале.
  
   Большая Якиманка, дом И. П. Смирнова, 32.
   Хорошо тому, у кого страсти не превосходят допущенное светом.
   L'etre eternal, une fois qu'il est, est toujours (Вечное существо, раз оно есть, существует всегда.]. То же и человек. -
  
   Он вечно живое в мертвом.
  
   В Житовке сгорел двор.
   Грузнов Бабур[инский] просит на избу.
   Прислать если можно Мопассана. -
   Тютчев на школу.
   Bel ami. Un fou и в Sur l'eau ["Милый друг". "Сумасшедший" и в "На воде".) история преступника в Monte Carlo и о войне.
   Сделался переворот.
   Озерские два двора сгорели.
   Старой Колпны, вдова Марья Лаврухина замуж за Махар.
  
   Я уж 6-ая [1 неразобр.] дюж[ина?]. Играет со мной, как кошка с мышью, зная, что она всегда возьмет меня, когда ей вздумается.
   La chaise (Стул ].
   Благо матерьяльное себе доставляется только в ущерб другим, благо духовное всегда только через благо других.
   Нет смерти.
  
  
  
  
  
   В[опрос]: Почему нет прекращения жизни?
  
  
   Потому] ч[то], умирая, исполняешь волю Бога.
   Если жизнь только в Боге, то неужели нельзя пользоваться радостями жизни. -
   Прокофий - лесу.
   Власу - лесу.
   Исаеву - 10 р.
  
  
  
  
   Пришнинские - убили 5 лошадей - Колобаева 3, у Тарасова 2 ло[шади].
   В[опрос]: Что значит любить Бога?
   О[твет]: Любить добро = люб[овь].
   Все хотим общего, организованного, дела, а не делаем часто личного, домашнего, разнообразного, ежедневного.
  
   Любовь есть перенесение своего интереса в другого.
  
   Как быть, если в челов[еке] нет любви?
   Любовь всегда есть. Надо только ее любить.
  
   Тане-письмо Озмид[ову] и отправить рук[опись].
   Собир[ал] ландыши -свет на листе принял за белый цвет.
   - Идея. - Мы в прежней жизни забыли идеи, к[оторыми] живем.
   В[опрос]: Почему я знаю, чего другой хочет? И следует ли желать и достигать, чего другой хочет?
   Да - Бога.
   Деличев деревни Труновки Богучаров[ской] вол[ости]. Подал прошение об усадьбе в губ[ернское] прав[ление].
   Не могу того и того, но могу всегда говорить правду.
  
   4 Июня 1894 г.
   Нынче в лесу думал: все, что вижу: цветы, деревья, небо, земля, всё это мои ощущения, всё это сознание пределов моего "я". Когда я прикасаюсь с ними - хочу расшириться. -Потом подумал: что же такое любовь, зачем любовь, когда расшириться можно только через борьбу? И усумнился, и нашло уныние: не выдумываю ли я всё, что говорю о любви. Вспомнил в утешение, что все говорят о любви, что-нибудь да есть в ней. Но этого мало. Пошел дальше, и вдруг выяснилось; Почем же я знаю то, что я - я, а всё видимое и познаваем[ое] есть только предел меня? Для чего мне это дано знать? И если я чувствую пределы и стремлюсь, из них, то во мне есть беспредельное. Чем же я могу выйти из этих пределов и чем могу проникнуть в них? Тем, чтобы любить их. Любовь уничтожает пределы, соединяя с сущностью, себя с Богом - любовью. Неясно.
   Посредством любви человек разрушает пределы, делается беспредельностью - Богом.
   Сначала человек стирает эти пределы между ближайшими существами, потом между более отдаленным. Но как же питаться, как же ходить, не давя траву и насекомых? В этом мире не мыслимо осуществление жизни любви, возможно только приближение. Но есть другие миры. Человек, с одной стороны, приближает осуществление Ц[арства] Б[ожия], увеличивает любовь, с другой - сам готовится к жизни высшей. (Слишком умно.)
   Андриян Болхин судится в окружн[ом] суде - за насилие.
   Макаров Воробьев[ский]. Нога оторвана у Гиля. -
  
   Алехина адрес.
   Лавровишень капли.
   Потому] ч[то] это возможно и дает полное удовлетворение до самой смерти. -
   Смерть вызывает упрек в недостатке любви.
   Получил грустное письмо от Колички - непонятн[ое], и грустное от Анненк[овой].
  
   Встретил калеку, была в прачках, простудила, 40 лет, урод.
   У Маши больная сильно мать с изуродов[аннон] девочкой.
  
   (Зачеркнуто: Но начинается ли) Теперь гонения, предательства, отречения, отпадения. Надо стоять твердо.
   К Генри Джоржу. И 6) главное, избавить людей неработающих от греха пользования чужими трудами и оправдывания себя (часто они и не виноваты, п[отому] ч[то] воспитаны так с детства) и работающих людей от греха озлобления и осуждения неработающих.
  
   Смотрел на прелестный закат солнца. Нет, этот мир не шутка, не преход[ящий] только, а мир, в к[отором] вечно будут жить, и надо своей жизнью послужить этому миру и всем тем, к[оторые] будут жить в нем.
   15 И[юня]. Христианство есть учение об истинной жизни и об истин[ном] благе.
   Мы забываем о своем происхождении и о том, куда идем.
   1) Чтобы на скрип[ке] играли.
   2) В Туле купить ноты - школу скрипичную Берио, изд. Юргенсона.
   3) Муки и тавта.
   Илья Болхин слеги. -
   Анна Матвевна Сапронова, извести[ть] о девочке в Севастополе, в Ефремовс[ком] уезде, волости Стрел[ецкой], села Маслова. В волость:
  
   Ивану Кипареву лесу.
   Не могу....но могу всегда говорить правду.
   Вызвать в себе Бога, к[оторый] хочет свое[го] Царства, блага всем.
   Люди находят особ[енное] наслажд[ение] в том, ч[тобы] развращать чистых. Таня.
  
   Искусство естественно. Птица поет.
   На то она птица. Если человек поет, как птица, это хорошо. Но когда он собирает орк[естр] и т[ому] п[одобное].
   Нельзя поднять 50 пуд[ов], нельзя даже не рассердиться, но всегда можно сказать правду.
   Андриану вереи.
   Все дело Божие скрыто от меня бесконечностью.
  
   Смирновская вдова просит помощи, Авдотья Пчелкина.
   Христианское учение разрушает обман мирской жизни.
   Бандажи в Туле Павлову отцу (правый пах).
   Христианское учение не нужно людям, стоящим на степени животного. Но оно нужно передовым, и передовые соответственно ему складывают жизнь.
  
   Июль 3. Мухи жужжат около дома, рои мух. На с

Другие авторы
  • Анненков Павел Васильевич
  • Мачтет Григорий Александрович
  • Лессинг Готхольд Эфраим
  • Байрон Джордж Гордон
  • Мериме Проспер
  • Боровиковский Александр Львович
  • Шестов Лев Исаакович
  • Мейхью Август
  • Черский Леонид Федорович
  • Зозуля Ефим Давидович
  • Другие произведения
  • Потемкин Петр Петрович - Записки фланера
  • Мерзляков Алексей Федорович - Россияда
  • Погодин Михаил Петрович - Марфа, Посадница Новгородская
  • Чарская Лидия Алексеевна - Роман Сеф. Предисловие к книге "Сказки Голубой феи"
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь
  • Диккенс Чарльз - Давид Копперфильд. Том Ii
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - О погоде на Берегу Маклая
  • Стивенсон Роберт Льюис - Мастер Баллантрэ
  • Марриет Фредерик - Королевская собственность
  • Катенин Павел Александрович - Ответ на замечания господина Р. З.
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 508 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа