Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений, Страница 14

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

олнце дрожит яркая дымка, блеск.
   Вспомнил свою изломанность. Я не доживу до ¥ своего века, я урод физич[ески], за то нравственные, духовные требования поднялись.
   Деревни Крюковки крестьянин Василий Золотев обвиняется в поджоге, просит на поруки.
   На харчи 7р. -
  
   Искусства есть два:
   1) Передача того высшего, что мы знаем.
   2) Игра - птица.
   [1 неразобр.] источник заблуждения.
  
   Искусство есть естественное свойство, как у птицы, но т[ак] к[ак] чел[овек] не птица, а сознательное существо, то он мож[ет] обратить иск[усство] на зло, добро и на ни то, ни сё. В этом всё дело.
   Деменская просит помочь рожь убрать.
   Каша - и выдача 19 р. с нее. -
   Страшно сказать, но молиться словами нельзя. Молиться словами значит выражать мысли о Боге; а мыслить о Боге нельзя. Можно только сознавать его, делать его волю. Общение с Богом в этом мире только делами. (В числе дел же могут быть и слова.) Но словами молиться нельзя, всё равно как глазами двигать нельзя.
   Корову отдал Земский Борисов Крапивенскому лесничему, п[отому] ч[то] ее хозяйка опознала свою краденную корову. - Крючков вел продавать, дер[евни] Бегичевки Потем[кинской] волости, Софья Скворцова, хозяйка ее, Рудакове Басов[ской) волости. -
   Вдова Озерская просит помочь, постройка. -
   В[опрос]: В чем дело Божье?
   О[твет]: Мы узнаем по тому орудию, кот[орое] дано нам, или по тому прямому делу, к[оторое] предназначено.
   Василиса Ганичева просит купить лошадь.
  
   1) Но возможно ли это? Не есть ли это самообман?
   2) Не лишает ли это всех радост[ей]?
   И обратно.
   1) Служение Богу, и в этом всё.
   В[опрос]: Почему мы знае[м]?
   О[твет]: Щотому] ч[то] 1) все этого жела[ют].
   2) История.
   3) Одно достиж[имо].
   1) Потому] ч[то] в[се] это жела[ют].
   2) Это достижимо.
   3) Это дает благо.
   Бог не творец.
   Я только вижу вещь, а она не такая.
   Головинские выселки, судится за убийство жены.
   Захар Ровчевс[кий] погорел.
   Как бы я рад был покориться жене, если бы чувствов[ал] преимущество разума.
   Пирогово - Зыковские отправляются на поселение за кражу.
   Григорий Дорофеев Тяжной на 8 месяцев.
   1) Анархисты. 1) Наука. Стена.
   Атмосфера греха.
   Портрет мат[ери] Элпид[ифоровны].
   Любовь так естественно, что мы верим в нее.
   Кочма Лапотк[овской] волости, ссылают обществом. Василий Пуличев.
   1) Давыдова спросить: может ли просить о выдаче ее приданое 160 р. и детям, кот[орые] мещанки.
   Пелагея Полякова, Кузьминки, Тульск[ого] уезда, Зайц[евской] волости.
   Альберт Шкарван.
   Если мы любим др[уг] др[уга], то Б[ог] преб[ывает] в нас и пребыв[ающий] в любви, преб[ывает] в Б[оге] и Бог в нем.
   Не любящий не знает Б[ога], п[отому] ч[то] Б[ог] есть люб[овь].
   Любовью познаем Бога. Познание Бога дает любовь.
   Электричество пр[оизводит] магн[етизм], магнет[изм] произ[водит] электр[ичество].
   Ларивон Антонов, Алексей Егоров, просят лошадь. (Против этой фразы на полях написано: Хатунка)
   Матрена.
   Михайла Лашпен[ков] за убийство жены судится.
  
   30 Августа. Тепло, ясно, чувствуется свежесть утрен[него] мороза. [1 неразобр.] ярко зеленое[?]. Рожь частыми, без травинки, полосками повысыпала зеленой щеткой, где еще в краске.
  
  
   Свистят орлы. Тишина.
   Никогда не увидит обетов[анной] земли тот, кто ввел в нее.
   Исполнение воли - цель, а не достижение ее.
   Стремглав вниз бросается только такой чел[овек], у которого] есть крылья.
   Жизнь есть совершающееся творчество.
   Разница - там сотворен, а здесь творится.
  
  
   Орудие - любовь.
   Точка его - разум.
   В невской конвойной команде рядовой Александр Мазурин.
   Суд будет в 12 Великоруцком полку. За побег арестанта Цыгана. (Запись сделана неизвестной рукой.)
   Гордею слег.
   Василию хворосту,
  
  
  
  
  
   Алекс[ею] Б[орисову?] сохи.
   В субботу суд будет
   Василий Павлов из Косова просит на избу. (Зачеркнуто: Бароненков)
   Лошадь идет под сучьями
   Толпа идет.
   Блага и сохранения своей личности.
   Блага и сохранения своей истинной сущ[ности].
   Блага сущности в вечном совершенствовании и творчестве, и потому получение наслажд[ения], а дает не сохранение, а вечное движение.
  
  
  
  
  
  
   То благо от других сохранение, неподвижность.
   Это благо вечно движение.
   Благо то в условиях этого мира, считающегося неизменным, благо это в победе над миром, в изменении его.
   То благо пользование миром, это - изменение его.
   То ропот твари, это торжество творца.
   ( Благо слияния с Богом.
   В[опрос]: Что делать для слияния.
   Ответ: Делать то, что он делает - претворяет жизнь. )
   Увеличивать жизнь.
   Благо сущности в вечном освобождении разума и любви и претворении ими мира.
   Благо сущности в увеличении, сохранении разума и любви.
   Благо личности в увеличении и сохранении ее.
   20 Сентября.
   Дурно утешаться мыслью о том, что если я не делаю всего, что должно, в области духовной теперь, то я успею сделать это после. Времени для духовного нет, и потому что - не сделано, то не сделано, а что сделано, то сделано.
   Красота есть последствие.
   Сгорели Тарас Бор[исов], Степан Кондр[атьев].
   Слож[ная] мах[инация?] для малого.
   Вы не рабы, но друзья.
  
   Золотев о поджоге.
   Пироговские по росписке.
   Только избегать того, что задерживает любовь. (Против этой записи, на полях слева написано: Кат. то есть Катехизис.)
   1) Что принимает подобие любви и 2) что отвлекает силы жиз[ни].
   Личность - продолжение жиз[ни]. Любовь - творит жизнь. 4
   Желание блага себе - жизнь личн[ости], желание блага другим - жизнь лю[бви].
   В этой жизни достижение цели, к[оторая] стоит вне ее- именно увеличение - рост.
   Надо быть так уверену в том, что жизнь неистребима, чтобы не жалеть этой жизни. В роде того как, срезая побеги, знае[шь], что они пойдут.7
  
  
  
  
  
  
   1) - бережет лично[сть], п[отому] ч[то] кроме нее нет ничего.
   2) смотрят на личность, как на орудие, к[оторое] дано теперь для дела вечного - творить.
   Прежде б[ыла] идея полезности, потом красоты, теперь добра.
   Когда чел[овек] осуждает другого в недостатке любви, то это значит, что ему неприятно, что его не любят.
  
   Сущность - жизнь - есть желание блага. Отт[ого] заблуждение, личность.
   Я был как перекормленный жеребец.
   Шекспир - вопрос только сценический. Гёте, Шиллер. Причина дурного вкуса аиглич[ан].
   Алехина обвиняется в убийстве ребенка, просить Давыдова. -
   Дьявол поймал меня. Я хотел обойтись без Бога. И - уныние, страх. Теперь нашел и радость. В роде как.... "а горы!"
   Чтобы жить, надо быть правым.
   Жить просто, без усилия. Но как только труд, борьба, так переноситься в область духа, но не для того, чтобы уйти, а для того, чтобы преодолеть, перенести, служить. Как птица, ходите по ветке, сложа крылья, но как трудно расправлять их и лететь.
  .
   Для чего живу я, Нат[алья] Петр[овна], князь? - Очевидно, исполняем дело как[ое]-то.
   Хотят спасти самодержавие православием и потопят и то и другое.
   Поругание святыни разума - всякая чепуха, к[оторую] мы проделываем.
   Разум не всё может понять, но от того, чтобы всё понять, и до того, чтобы всё принимать, как бы неразумно оно ни было, огромное расстояние.
  
   Цветаеву - перемет.
   Представляют комедию.
   Тане сказать, послать Guiard:
   Солянка. Подкопаевск[ий] пер[еулок], д[ом] Ускова. Буланже.
   Хотеть умереть, не будешь работать. Не хотеть умер[еть], будешь работать для себя.
   Стены и пушки Кремля остались ненужными, так же останутся ненужны - торпеды и самые войны (чепуха).
   Собою [считать] Бога в себе, к[оторого] мы называем душою.
   Бессмертная душа требует дела бессмертного.
   Просить за зятя.
   Личность ость орудие совершенствования души. Мир это средство общения, воздействия на душу.
   Ложное понимание в том, ч[то]б[ы] считать жизнью свою умирающую личность, а не свою вечно растущую душу.
   Эсперантист.
   В шахте с лампочкой. Она то же, что есть солнце - потушить ламп[очку]. Лампа тоже произведение солнца.
   Любовь есть освобождение себя от личности.
  
   Соблазны:
   1) Удовлетворение личн[ости].
   2) Обеспечение се[бя] в этом мире.
   3) В том.
   Сопоцько.
   Кони.
   Вера в чудеса - признак сознания неважности, непрочности реальных законов - зависимости их от нас? Никто не пожелает того, чтоб 2 X 2 б[ыло] 3.
   Письмо Алехина.
   Бога узнаешь по чувствуемой от него зависимости, как грудной ребенок знает мать, п[отому] ч[то] он у ней на руках.
   Бумаги у [1 неразобр.]
   Спросить:
  1) злоупотребления таможенные,
   2) злоупотребления наживы военных,
   3) как секут плетьми,
   4) где вместо Кары.
   Сделать добро, с кем встретишься, по Божью.
   Забыть себя - не может любовью, забывается табак[ом], вин[ом].
   1) Довольство тюрьмой
   2) Лева и Ваня говорят, что
   Еропкину. Лахману.
  
   1) Простить нель[зя] [1 неразобр.] больна.
   2) Затем, что и я бы не сделал[?]
   3) Узнав, была, чтоб уничтожить.
   4) Жаль, что не сказала.
   В казармах перновских Павел Григорьевич Здор. Просится в учителя.
   Исполнение воли Божьей не совпадает с благом личности - оно есть прогресс души и Ц(арства] Б[ожия].
  
  
   Только узнал, что нынче празднуют ваш юбилей. Примите и наше (Зач: мое) сердечное поздравление.
   Л. Т.
  
   В свете окна кружат блестки из снега.
  
   0x01 graphic
  
   Братья изгои Виноградова, рукопись романа у Гуревич.
   Мансур[овский] пер[еулок], д[ом] Баскова.
   Мы не будем судить о нем, а признаем, ч[то] он служит нам своей жизнью, и постараемся быть тем же, чем он.
  
   Спасение от эгоизма сумашествия только в битых колеях.
   Зло можно делать сообща. Добро можно делать только поодиночке.
   Идеал есть та истина, к[оторая] начинает н[ам] открываться.
   В[асилий]А[ндреич] с той же аккуратностью и уверенностью.
   В старости путаю, что было мне открыто на том и что на в этом свете.
   В[асилий] А[ндреич] держит за шею и в плену мужиков.
   Его валенки.
   Никита не пропивал кафтан и сапоги.
   Революцию нельзя. Будет хуже.
   Покориться нельзя. Тоже будет хуже.
   В[асилий] А[ндреич] боится думать о себе и хватается за все, что мож[ет] отвлечь его от себя.
   Рад, что у него есть дело.
   Ложись, где лежал.
  

ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

1

   [27 ноября 1891 г.]
  
   В памя[ть?]
   Захар Ряб.
   Ст. Ранен
   Школ
   Данила Лавников.
   Семейная любо[вь] не мешала общественной. Славянофил[ьство] без глупостей.
  
  
  
  
   Говорят, что бабы лучше пекут.
   Попадья, мальчик.
   Филиация столовых.
   Надо знать, что есть такие люди. Бодрое жить другим.
   Невыгодно ли смотреть на них, как на всех. И я так смотрел.
   Люди его - прислуга.
   Early Rose [Ранняя роза.].
   В жару говорил: Как дело наладилось. Ведь надо было же.
  
   Хованские хутора
   Матрена Веденидова 4
   Марья Коноиа 8
   Ульяна Кузнецова 4
   Варвара Москвина 6 (Запись рукою М. Л. Толстой.)
  
  

2

[Март-апрель 1892 г.]

  
   Дело же Гос[пода] в том, чтобы проявить Тебя в себе и в мире.
   Мы не можем понять загробную жизнь, п[отому] ч[то] она не только вне наших чувств, но и вне нашего ума. Ум может определить и понять только то, что касается этой жизни.
   Соловьев, Урусов ничего не видят, кроме своего.
  
   1. Пополнить Философовский склад.
   2. Дать записку Управляющему] Филос[офовых] на получение возможно большего количества ржи.
   3. Управляющий предлагает свеклу до 1000 п[удов] по 18 коп.
   Устроить склад у Тушина в Рожне. (Запись рукою М.Л. Толстой)
  
  

3

[Июнь - август 1893 г.]

   Только не понимающие искусства проводят славу quasi художникам-подражателям: Шекспир, Вагнер, Рафаель, в к[оторых] не видать главного: души творца.
  
   Плеяда американцев.
   Медицина 1/1000 иp [1 неразобр.] известны и против нее действуют.
   Василь[евский] Остр[ов], 3 лин[ия], д. 36, кв. 3. Алекс[андр]
   Модест[ович].
   1) Леонтьеву
   2) Гроту
   3) Schroeder'у
  

4

[Конец июня - начало июля 1894 г.]

   1) Спросить о кабинете.
   2) отдать письмо Ч[ерткову].
   3) Хельчицк[ий].
   4) Одно из странных заблуждений жизни, кто думает, что внешние условия могут увеличить или уменьшить мое благо.
   Всё только я делаю. Всю жизнь делаю только я. Хороша ли, дурна, счастлива ли, несчастна - Я.
  
   Послать Черткову, написать Саломону.
   Турнеру написать о переводе Еванг[елий].
  
   10. Причина драки фр[анцузов] с итал[ьянскими] рабочими.
   Тищенко снести его рукопись и послать книги - Сторож[енко] Румянц[евский музей].
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  

Другие авторы
  • Крюков Федор Дмитриевич
  • Мордовцев Даниил Лукич
  • Эразм Роттердамский
  • Стечкин Сергей Яковлевич
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич
  • Баранов Евгений Захарович
  • Херасков Михаил Матвеевич
  • Трубецкой Евгений Николаевич
  • Будищев Алексей Николаевич
  • Байрон Джордж Гордон
  • Другие произведения
  • Розанов Василий Васильевич - Национальное и юридическое значение указа о Думе
  • Керн Анна Петровна - Воспоминания о Пушкине
  • Сенковский Осип Иванович - Вся женская жизнь в нескольких часах
  • Данилевский Григорий Петрович - Потемкин на Дунае
  • Вентцель Николай Николаевич - Вентцель Н. Н.: биографическая справка
  • Котляревский Иван Петрович - Записи Котляревского о первых действиях русских войск в турецкую войну 1806 года
  • Маркевич Болеслав Михайлович - Из письма К. Н. Леонтьеву
  • Китайская Литература - Хау-Цю-Джуань
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Русь. Часть четвертая
  • Короленко Владимир Галактионович - Торжество победителей
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа