олнце дрожит яркая дымка, блеск.
Вспомнил свою изломанность. Я не доживу до ¥ своего века, я урод физич[ески], за то нравственные, духовные требования поднялись.
Деревни Крюковки крестьянин Василий Золотев обвиняется в поджоге, просит на поруки.
На харчи 7р. -
Искусства есть два:
1) Передача того высшего, что мы знаем.
2) Игра - птица.
[1 неразобр.] источник заблуждения.
Искусство есть естественное свойство, как у птицы, но т[ак] к[ак] чел[овек] не птица, а сознательное существо, то он мож[ет] обратить иск[усство] на зло, добро и на ни то, ни сё. В этом всё дело.
Деменская просит помочь рожь убрать.
Каша - и выдача 19 р. с нее. -
Страшно сказать, но молиться словами нельзя. Молиться словами значит выражать мысли о Боге; а мыслить о Боге нельзя. Можно только сознавать его, делать его волю. Общение с Богом в этом мире только делами. (В числе дел же могут быть и слова.) Но словами молиться нельзя, всё равно как глазами двигать нельзя.
Корову отдал Земский Борисов Крапивенскому лесничему, п[отому] ч[то] ее хозяйка опознала свою краденную корову. - Крючков вел продавать, дер[евни] Бегичевки Потем[кинской] волости, Софья Скворцова, хозяйка ее, Рудакове Басов[ской) волости. -
Вдова Озерская просит помочь, постройка. -
В[опрос]: В чем дело Божье?
О[твет]: Мы узнаем по тому орудию, кот[орое] дано нам, или по тому прямому делу, к[оторое] предназначено.
Василиса Ганичева просит купить лошадь.
1) Но возможно ли это? Не есть ли это самообман?
2) Не лишает ли это всех радост[ей]?
И обратно.
1) Служение Богу, и в этом всё.
В[опрос]: Почему мы знае[м]?
О[твет]: Щотому] ч[то] 1) все этого жела[ют].
2) История.
3) Одно достиж[имо].
1) Потому] ч[то] в[се] это жела[ют].
2) Это достижимо.
3) Это дает благо.
Бог не творец.
Я только вижу вещь, а она не такая.
Головинские выселки, судится за убийство жены.
Захар Ровчевс[кий] погорел.
Как бы я рад был покориться жене, если бы чувствов[ал] преимущество разума.
Пирогово - Зыковские отправляются на поселение за кражу.
Григорий Дорофеев Тяжной на 8 месяцев.
1) Анархисты. 1) Наука. Стена.
Атмосфера греха.
Портрет мат[ери] Элпид[ифоровны].
Любовь так естественно, что мы верим в нее.
Кочма Лапотк[овской] волости, ссылают обществом. Василий Пуличев.
1) Давыдова спросить: может ли просить о выдаче ее приданое 160 р. и детям, кот[орые] мещанки.
Пелагея Полякова, Кузьминки, Тульск[ого] уезда, Зайц[евской] волости.
Альберт Шкарван.
Если мы любим др[уг] др[уга], то Б[ог] преб[ывает] в нас и пребыв[ающий] в любви, преб[ывает] в Б[оге] и Бог в нем.
Не любящий не знает Б[ога], п[отому] ч[то] Б[ог] есть люб[овь].
Любовью познаем Бога. Познание Бога дает любовь.
Электричество пр[оизводит] магн[етизм], магнет[изм] произ[водит] электр[ичество].
Ларивон Антонов, Алексей Егоров, просят лошадь. (Против этой фразы на полях написано: Хатунка)
Матрена.
Михайла Лашпен[ков] за убийство жены судится.
30 Августа. Тепло, ясно, чувствуется свежесть утрен[него] мороза. [1 неразобр.] ярко зеленое[?]. Рожь частыми, без травинки, полосками повысыпала зеленой щеткой, где еще в краске.
Свистят орлы. Тишина.
Никогда не увидит обетов[анной] земли тот, кто ввел в нее.
Исполнение воли - цель, а не достижение ее.
Стремглав вниз бросается только такой чел[овек], у которого] есть крылья.
Жизнь есть совершающееся творчество.
Разница - там сотворен, а здесь творится.
Орудие - любовь.
Точка его - разум.
В невской конвойной команде рядовой Александр Мазурин.
Суд будет в 12 Великоруцком полку. За побег арестанта Цыгана. (Запись сделана неизвестной рукой.)
Гордею слег.
Василию хворосту,
Алекс[ею] Б[орисову?] сохи.
В субботу суд будет
Василий Павлов из Косова просит на избу. (Зачеркнуто: Бароненков)
Лошадь идет под сучьями
Толпа идет.
Блага и сохранения своей личности.
Блага и сохранения своей истинной сущ[ности].
Блага сущности в вечном совершенствовании и творчестве, и потому получение наслажд[ения], а дает не сохранение, а вечное движение.
То благо от других сохранение, неподвижность.
Это благо вечно движение.
Благо то в условиях этого мира, считающегося неизменным, благо это в победе над миром, в изменении его.
То благо пользование миром, это - изменение его.
То ропот твари, это торжество творца.
( Благо слияния с Богом.
В[опрос]: Что делать для слияния.
Ответ: Делать то, что он делает - претворяет жизнь. )
Увеличивать жизнь.
Благо сущности в вечном освобождении разума и любви и претворении ими мира.
Благо сущности в увеличении, сохранении разума и любви.
Благо личности в увеличении и сохранении ее.
20 Сентября.
Дурно утешаться мыслью о том, что если я не делаю всего, что должно, в области духовной теперь, то я успею сделать это после. Времени для духовного нет, и потому что - не сделано, то не сделано, а что сделано, то сделано.
Красота есть последствие.
Сгорели Тарас Бор[исов], Степан Кондр[атьев].
Слож[ная] мах[инация?] для малого.
Вы не рабы, но друзья.
Золотев о поджоге.
Пироговские по росписке.
Только избегать того, что задерживает любовь. (Против этой записи, на полях слева написано: Кат. то есть Катехизис.)
1) Что принимает подобие любви и 2) что отвлекает силы жиз[ни].
Личность - продолжение жиз[ни]. Любовь - творит жизнь. 4
Желание блага себе - жизнь личн[ости], желание блага другим - жизнь лю[бви].
В этой жизни достижение цели, к[оторая] стоит вне ее- именно увеличение - рост.
Надо быть так уверену в том, что жизнь неистребима, чтобы не жалеть этой жизни. В роде того как, срезая побеги, знае[шь], что они пойдут.7
1) - бережет лично[сть], п[отому] ч[то] кроме нее нет ничего.
2) смотрят на личность, как на орудие, к[оторое] дано теперь для дела вечного - творить.
Прежде б[ыла] идея полезности, потом красоты, теперь добра.
Когда чел[овек] осуждает другого в недостатке любви, то это значит, что ему неприятно, что его не любят.
Сущность - жизнь - есть желание блага. Отт[ого] заблуждение, личность.
Я был как перекормленный жеребец.
Шекспир - вопрос только сценический. Гёте, Шиллер. Причина дурного вкуса аиглич[ан].
Алехина обвиняется в убийстве ребенка, просить Давыдова. -
Дьявол поймал меня. Я хотел обойтись без Бога. И - уныние, страх. Теперь нашел и радость. В роде как.... "а горы!"
Чтобы жить, надо быть правым.
Жить просто, без усилия. Но как только труд, борьба, так переноситься в область духа, но не для того, чтобы уйти, а для того, чтобы преодолеть, перенести, служить. Как птица, ходите по ветке, сложа крылья, но как трудно расправлять их и лететь.
.
Для чего живу я, Нат[алья] Петр[овна], князь? - Очевидно, исполняем дело как[ое]-то.
Хотят спасти самодержавие православием и потопят и то и другое.
Поругание святыни разума - всякая чепуха, к[оторую] мы проделываем.
Разум не всё может понять, но от того, чтобы всё понять, и до того, чтобы всё принимать, как бы неразумно оно ни было, огромное расстояние.
Цветаеву - перемет.
Представляют комедию.
Тане сказать, послать Guiard:
Солянка. Подкопаевск[ий] пер[еулок], д[ом] Ускова. Буланже.
Хотеть умереть, не будешь работать. Не хотеть умер[еть], будешь работать для себя.
Стены и пушки Кремля остались ненужными, так же останутся ненужны - торпеды и самые войны (чепуха).
Собою [считать] Бога в себе, к[оторого] мы называем душою.
Бессмертная душа требует дела бессмертного.
Просить за зятя.
Личность ость орудие совершенствования души. Мир это средство общения, воздействия на душу.
Ложное понимание в том, ч[то]б[ы] считать жизнью свою умирающую личность, а не свою вечно растущую душу.
Эсперантист.
В шахте с лампочкой. Она то же, что есть солнце - потушить ламп[очку]. Лампа тоже произведение солнца.
Любовь есть освобождение себя от личности.
Соблазны:
1) Удовлетворение личн[ости].
2) Обеспечение се[бя] в этом мире.
3) В том.
Сопоцько.
Кони.
Вера в чудеса - признак сознания неважности, непрочности реальных законов - зависимости их от нас? Никто не пожелает того, чтоб 2 X 2 б[ыло] 3.
Письмо Алехина.
Бога узнаешь по чувствуемой от него зависимости, как грудной ребенок знает мать, п[отому] ч[то] он у ней на руках.
Бумаги у [1 неразобр.]
Спросить:
1) злоупотребления таможенные,
2) злоупотребления наживы военных,
3) как секут плетьми,
4) где вместо Кары.
Сделать добро, с кем встретишься, по Божью.
Забыть себя - не может любовью, забывается табак[ом], вин[ом].
1) Довольство тюрьмой
2) Лева и Ваня говорят, что
Еропкину. Лахману.
1) Простить нель[зя] [1 неразобр.] больна.
2) Затем, что и я бы не сделал[?]
3) Узнав, была, чтоб уничтожить.
4) Жаль, что не сказала.
В казармах перновских Павел Григорьевич Здор. Просится в учителя.
Исполнение воли Божьей не совпадает с благом личности - оно есть прогресс души и Ц(арства] Б[ожия].
Только узнал, что нынче празднуют ваш юбилей. Примите и наше (Зач: мое) сердечное поздравление.
Л. Т.
В свете окна кружат блестки из снега.
Братья изгои Виноградова, рукопись романа у Гуревич.
Мансур[овский] пер[еулок], д[ом] Баскова.
Мы не будем судить о нем, а признаем, ч[то] он служит нам своей жизнью, и постараемся быть тем же, чем он.
Спасение от эгоизма сумашествия только в битых колеях.
Зло можно делать сообща. Добро можно делать только поодиночке.
Идеал есть та истина, к[оторая] начинает н[ам] открываться.
В[асилий]А[ндреич] с той же аккуратностью и уверенностью.
В старости путаю, что было мне открыто на том и что на в этом свете.
В[асилий] А[ндреич] держит за шею и в плену мужиков.
Его валенки.
Никита не пропивал кафтан и сапоги.
Революцию нельзя. Будет хуже.
Покориться нельзя. Тоже будет хуже.
В[асилий] А[ндреич] боится думать о себе и хватается за все, что мож[ет] отвлечь его от себя.
Рад, что у него есть дело.
Ложись, где лежал.
ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ
[27 ноября 1891 г.]
В памя[ть?]
Захар Ряб.
Ст. Ранен
Школ
Данила Лавников.
Семейная любо[вь] не мешала общественной. Славянофил[ьство] без глупостей.
Говорят, что бабы лучше пекут.
Попадья, мальчик.
Филиация столовых.
Надо знать, что есть такие люди. Бодрое жить другим.
Невыгодно ли смотреть на них, как на всех. И я так смотрел.
Люди его - прислуга.
Early Rose [Ранняя роза.].
В жару говорил: Как дело наладилось. Ведь надо было же.
Хованские хутора
Матрена Веденидова 4
Марья Коноиа 8
Ульяна Кузнецова 4
Варвара Москвина 6 (Запись рукою М. Л. Толстой.)
Дело же Гос[пода] в том, чтобы проявить Тебя в себе и в мире.
Мы не можем понять загробную жизнь, п[отому] ч[то] она не только вне наших чувств, но и вне нашего ума. Ум может определить и понять только то, что касается этой жизни.
Соловьев, Урусов ничего не видят, кроме своего.
1. Пополнить Философовский склад.
2. Дать записку Управляющему] Филос[офовых] на получение возможно большего количества ржи.
3. Управляющий предлагает свеклу до 1000 п[удов] по 18 коп.
Устроить склад у Тушина в Рожне. (Запись рукою М.Л. Толстой)
Только не понимающие искусства проводят славу quasi художникам-подражателям: Шекспир, Вагнер, Рафаель, в к[оторых] не видать главного: души творца.
Плеяда американцев.
Медицина 1/1000 иp [1 неразобр.] известны и против нее действуют.
Василь[евский] Остр[ов], 3 лин[ия], д. 36, кв. 3. Алекс[андр]
Модест[ович].
1) Леонтьеву
2) Гроту
3) Schroeder'у
[Конец июня - начало июля 1894 г.]
1) Спросить о кабинете.
2) отдать письмо Ч[ерткову].
3) Хельчицк[ий].
4) Одно из странных заблуждений жизни, кто думает, что внешние условия могут увеличить или уменьшить мое благо.
Всё только я делаю. Всю жизнь делаю только я. Хороша ли, дурна, счастлива ли, несчастна - Я.
Послать Черткову, написать Саломону.
Турнеру написать о переводе Еванг[елий].
10. Причина драки фр[анцузов] с итал[ьянскими] рабочими.
Тищенко снести его рукопись и послать книги - Сторож[енко] Румянц[евский музей].
2