Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений, Страница 9

Толстой Лев Николаевич - Том 52, Дневники и записные книжки 1891 - 1894, Полное Собрание Сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

вна Шрейдер. Басейная 8-й N.
   Лазарев.
   Покровский.
   Златовратск[ий], Патр[иаршие] пруды, Ермолаевск[ий] пер.
   Жизнь только тогда истинная, и пот[ому] счастливая и спокойная, когда представляемая мною линия ее пути проходит через точку смерти.
   Когда мы близоруко рассматриваем путь жизни, нам представляются только уклонения от пути, точно так же, как когда мы рассматривали бы следы человека, шедшего в метель по дороге. Он постоянно сбивался, то направо, то налево, и всякий раз, сбившись, выходил на дорогу. Таково движение вперед человека и человечества.
   Правительство, если бы оно б[ыло] тем, чем оно хочет быть, должно бы организовать труд - земледелие. Напротив, оно не организует, эксплуатирует.
   Почему чиновнику пенсия, а земледельцу - нет. (Дальнейшие листы Записной книжки (лл. 11-19) относятся к 1889-1890 гг. и включены в тт. 50 и 61.)
  
   Все способы придумываются, но только не одно главное: решить, как бы в противление злу, каждому для себя, или воспользоваться тем, к[ому] дано.
   Вдова, 6 детей, задавило мальчика 9 лет. - Не дав[али] свистка.
   Разум употребляется] не на то, чтобы открыть истины, а на то, чтоб то, что хочется считать за истину, выдать за таковую.
   Не верить разуму - всё равно, что советовать не раскушивать.
   Стахович, развратная жизнь, самодовольная, от семейности.
  
   Телят[инским] овес из магазеи. Старшина не дает под предлогом уплаты податей.
   Ломовки, староста Соломаткин обвиняется в подлоге приговора.
   Усадьбу подписать може[т] ли баба?
   Из Левинско[го], бык забрух[ал]. Марья Костина.
  
   Федор Строганов, сын сосланного Павла, жившего в городе Ишиме, Устьламинской волости, деревни Ситниковой, Марфа Васильевна Сизикова осталась там в 1884 г.
   1) Жизнепонимании много - семейн[ое], личн[ое] - государственное...
   2) единица жизненная - 1) я, 2) семья, 3) род, 4) госуда[рство], 5) человечество, (6) ...Христово, мир, всё - воля, по чьей всё возникло и я живу.
  
   Ушла 8 лет тому назад. А он уш[ел] 3 года тому назад.
   2-го мая деревни Пришни. Глебовы, Иван Родионов хочет к себе принять Никиту [?].
   Первая кни[га] Царей, глава 2, стих 8.
   Веру в Бога можно узнать, только когда разувериш[ься] в себе. Пробить верхний лед, чтоб стать на твердый.
   В силу государствен [ной], охраны 16 статья 92.
   Для чего правительство обеспечивает верность контрактов?
  
   Для чего родители отдают детей с глаз долой.
   У молод[ого] чел[овека] в сердце - поет.
   Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова.
   Если бы зерно, засыхая и отделяясь, чувствовало бы прекращение жизни; разве не то же испытывает оно, что умирающий.
   Вера в то, что человеку, а следовательно и человечеству, как собранию людей, стоит только захотеть, чтобы вырвать из себя зло.
   Все люди просто обжоры.
   Мэри машина для произведения щекочущих звуков. Иллюзия ее в том, ч[то] - так к[ак] ее хвалят, то то, ч[то] она делает, хорошо. Певцы.
   Нравственный упадок. Это сомнамбулизм, бездействие высших душевных сил. Надо проснуться, как когда кошмар. Надо понять, что это кошмар. Я так и делал, когда встряхивался.
   Le non agir не есть покорность - напротив. Придворные самые подлые и покорные и самые деятельные.
   В Пришне постройка-сносит 120 с.[?]
   Послесловие к послесловию. Так или не так я объяснил, почему, нужно наибольшее воздержание, - не знаю. Но знаю несомненно, ч[то] совокупление есть мерзость, к[отор]ую только наша похоть оправдывает. Знаю, что для того, чтобы иметь детей, тоже не станешь этого делать.
   Говорю: отвертись от себя, да будет воля твоя, а думаю только о том, как делать свою волю.
   Боязнь ненатурального мешает всякому движению. Всякий шаг вперед ненатурален.
   Христианская религия - и разные жизнепонимания.
   Если бы не б[ыло] авторитета науки, церкви, люди не могли бы быть так глупы.
   Настроение серьезное - веселость противна, настроение веселое, грусть противна. Стало бы[ть]....
   Сапоги Прошке.
  
   У выхода толпимся и, чем ближе к выходу, тем теснее и чувствуешь себя бессильнее. Близко уж к свету и простору.
   Потемкин полюбил жизнь.
   Ногу отрезали в засеке на работе.
   Я играю на фортепиано, читаю роман дамам вслух, а тут мужики ходят, оборванные, усталые - мешают. - Они бы держались своего места - не мешали.
   Только когда перестанешь жить для себя и людей, станешь жить для Бога.
   Хочет быть полезным - учителем, доктором, техником, а дело в том, ч[то] полезен не доктор, уч[итель], техн[ик], а полезен не эгоистическ[ий] человек - не эгоистический докт[ор], уч[итель], техник, царь, г.... чист. - Положение избирает - жизнь, судьба, деятельность в положении - сам.
  
   Наследственность. Пьяница прибавляет своему потомству только несколько шансов атавизма, к[оторые] и так уничтожаются смертностью. Можно говорить о последствиях, но нельзя ими руководиться. Разница: принять во вним[ание] последствия и руководиться.
   Поша пишет - физич[еская] работа зверит, тем более нельзя сваливать [2 строки неразобр.] работу.
  
   [Телятин]ские просят раздать магазейную рожь. [6-8 неразобр.]
   Кривое осуждение ввергает в тоску, тогда как прямое поднимает. Ога[рев].
   Голод - нельзя начать д[елать?] добро нынче, не делая его вчера.
   Ошибка о возможности [1 неразобр.] христианской добродетели без воздержания происходит от представления о возможности любви без самоотречения.
   [11 строк - четыре записи - неразобраны.]
   Кир, Ликург, Спартанцы, Эпаминонд, Сократ, Диоген (как его бранят), Цинцинат, Аннибал, Катон.
   Человек представляется для себя отдельным от людей только п[отому], ч[то] он держит фонарь.
   Но и в области воздержания, самообладания, если человек серьезно будет желать его, он неизбежно будет приобретать это самообладание в одной определенной последовательности. Нельзя наесться селедок и потом воздерживаться от питья. Нельзя наесться мяса, напиться вина и воздерживаться от блуда.
   Прохор Зотов сына женит.
  
   Я только хочу сказать, что если он чист и говорит о добродетели, что он лжет[?]
  
  
  
  
  
   Можно быть грязным и порочным, но нельзя быть добродетельны[м] и не грязным.
  
   Человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание в том, чтобы стереть ее.
   Дмитрий Ефимов ссылается в Сибирь по приговору. - Есть приговор, что принимается. О женщине - сыне.
  
   Вред подачи денег - отдаление.
   Для драмы. Спор с православным. "Не могу". С либералом.
   Отчего у Радст[ока] успех в высшем свете. Согласны на все. И в церк[овь] ходят, и к бедным, но не изменяют жизнь - не отреченье от князя мира сего.
   К Александру I. Солдата убили вместо его. Он тогда опомнился.
   "Вор" не тот, кто взял необходимое, а кто берет и держит нужное другому.
   И подумать, какой запас (marge (простор)) для человечества в смысле борьбы. С нуждою. Вино, табак, сахар, мясо. - И если бы лишения, а то ничего, кроме гнилых и выбитых зубов, разврата, катаров и т. п.
   Танталово мученье теперь для рабочих.
  
   Для богатых - отравлен[ия], и свалка, и страх.
   Помнить? Самовар Графине.
   Древние жили во всю, а теперь нельзя жить во всю. Надо притворяться.
   Согласное распадение общественного жизнепонимания. (Зачеркнуто: Человек должен понять, что он обманут, но тут - его слабость, его привычки, его разврат. Пишу.)
   Дальше идти некуда, надо назад возвращаться к дикому жизнепониманию. Оно и совершается. Либо вперед, либо назад.
   Вопрос в том, одичать или быть человеком. Одичание уже совершается - выставки, балоны, пьянство.
   Одичание в утонченной форме матернал[ьной] жиз[ни].
   Арбитрация есть только продолжение обмана.
   Бывший учитель Ростово-на-Дону гимназии Дмитрий Зеленецкий, написать скорее.
  
   Человек теперь находится в ужасающе подлом положении.
   Гельмголъца - телефон.
   Цель жизни недоступна человеку.
   Письма: 1) Александре Андр[еевне], 2) Долнеру, 3) Чертк[ову], 4) Буткев[ичу], 5) Ге, 6) Горбун[ову], 7) Алехину.
   Ответить: 1) Барш[евой], 2) [1 или 2 нвразобр].
   Дмитрий Ефимов в Сибирь. Приговоры отменены. Солдат бывший просит пособия. Его убили.
   Вписать противоречия полож[ений] богатого и бедного и средство заглушить.
   Обилие мыслен без всяк[ой] основательности от отсутствия жизни. Прежнее брошено, новое не усвоено. Междуцарствие.
  
   К О(тцу] С[ергию]. Ежели пасть, то с той лучше бы.
  
   Марья Иван[овна] Костина за быка задавлен. Кондрашевых.
   Бондарь - живет не дома.
   Тит Кузьмин.
  
  
  
  
  
   Человек б[ыл] в ночлежном, потом -в саду райском.
   Анархия есть христианство, но с желанием удержать положение. Тоже и социализм.
   Свобода воли есть сознание себя живущим, сознание закона своей жизни - стремление исполнить закон своей жизни.
   Челов[ек] приближается к истине по мере освобожденья своего от желаний и привычек.
   О воинск[ой] пов[инности] не нужно; а указать ошибку общественного жизнепонимания, как оно выказалось во власти и окончательно в об[щей] в[оинской] п[овинности].
  
   Ко вчерашнему: как только я получаю сознание жизни, я делаюсь участником ее. Я хочу исполнять закон, стало быть, я хочу то же [?], что Бог. VII глава. Но попытка заглушить жизнь дошла до крайних пределов.
   Вдова 42 лет, 2 девки 8-и и 15-ти, сын 19 л[ет]. Старик отец 80 л[ет]. Можно ли освободить сына. Мостовской крестьянин. Велят ломать каменную избу. А изба дана ему на часть. 16 л[ет] столяр.
   Туле в реальном училище попросить, чтобы выдали свидетельство Боровкову Алексею. ...Послать его к [Давыдову?]
  
   Вписать в противоречия] Либиха и Паскаля. Нетрудно доказать тор[же]ст[во] анархии впереди. Нужно дви[гаться] все же.
   Противоречие. Воин[ская] пов[инность] есть последствие. Власть должна подчинять, но не подчиняться. Молитва. Свобода воли.
   Религиозное чувство есть способность провидеть.
  
  
   Родители мучают.
   Дмитр[ий] Иванов[ич] Журавлев по распоряжению Киевского полицейского управления о невыдаче паспорта.
   Женщина красивая говорит: он ученый, умный, нравственный, мне покоряется, стало б[ыть] я выше науки, ума, нравственности.
   На что назначено яблоко? На то ли, чтобы защитить и дать навоз семени, или для пищи и наслаждения животных и людей?
   Просит поступить в учитель[ский] институт без экзамена. -
   Богоявленский Иван Герасим[ович].
   Одоевская, у нее покров висит.
   Петр Иван[ович] Кузнецов.
   Нелепость жизни происходит от невоздержания, власти женщин; власть женщ[ин] от невоздержания.
   Не искать делания добра: только то, что требуют от тебя, сделай, как должно.
  
   Об[щая] в[оинская] п[овинность] есть выражение несостоятельности, и вместе с тем требование предъявляется ко всем.
   Когда болеешь душой - вопрос неразрешенный, то чувствуешь себя больным зубами во всем теле и просишь тело (Бога) помочь.
   Бог - это бесконечнее], всё то, что во мне, конечно. Бог будет то, как я понимаю себя, но только бесконечное.
  
   [2 неразобр.] Дмитр[ий] Ефимович Нарышкин, приговора у Лопухина.
   Перегнул пружину-она лопнула: требует слишком много - подвергая крити[ке] прежнее.
   Отчего будет война? От того, что Вил[ьгельм] команд[ует] войском. Отчего он ком[андует] вой[ском]? От того, что мы пошли в войска.
  
   Положение духоборов кланяться в ноги, т. е. понимать, что чел[овек] выше всего.
   Разрешение и международное и политическое.
   Порядок - слов.
   Еще человек, еще человек, еще, еще... ... и всё надеешься, что этот знает больше и лучше; а всё то же, всё то же.
   Мушку или горчишник. Кремор-тартар пить. Растереть.
  
   Неужели никогда не поймут: не поймут до тех пор, пока не придут и не выкинут их.
   В ней много недостатков. Барыня ест и упрекает жестокость мясника.
   Если бы делать добро людям, как делали дола охоты: та же бы страстность, то же нарушение всех приличий, те же подготовления, тот же жаргон, даже то же сочувствие - хоть бы то же хвастовство.
   О Мостов[ском] крестьянине у Носова[?], просит об экзамене.
  
   Что есть религиозное] чувство? Пророчество.
   Маше письмо об эгоизме.
   Озмид[ову] корчевать пни.
   Деньги невольно.
   Полиция пособница войскам. - Кто дал полиции пистолет? войско.
  
  
  
  
  
  
  
   У нас дворники, охрана. Отчего дворники, охрана, идут? От того, что им дают деньги. Откуда деньги? Деньги собраны теми, кому дают деньги. Выхода нет. - Кроме одного - сознания неправды.
   Не стачки нужны, а нужно не идти в солдаты. И этим разрешаются все противоречия.
   Всё, и выгоды, и достоинства, всё против, но кольцо - правительство подкупает. Одно спасение - нравственное. Держитесь, если вам угодно.
  
   К стат[ье] воздерж[ание]: Вегетар[ианство] признак поворота к уменьшению потребностей.
   Приходит время, когда умолчание становится невозможным.
   Объяснение, почему не устояли общины.
   Похвалил Иоанна Кроншт[адтского]. Как стало легко!
   Всякая молитва д[олжна] б[ыть] двоякая: чтобы было, и чтобы не желать.
  
   К О[тцу] С[ергию]. От похоти затемняется мир.
   Мише плохо.
   Молтке ее ждет. Сам разжег.
   Государство большой тополь.
  
   Незнание, что будет. Только тогда и наст[упит], когда не знаю. Только тогда вера в Б[ога], в Его закон. Только тогда и свобода и жизнь. Да что же может быть?
   Работа. Отдача себя работе с самозабвением [1 неразобр.] в самой простой работе и в работе Божьего дела.
   Война погубит сама себя - неправда.
   Гроту, Озмидову, Ганзену, Количке.
   Мороз на траве. 15 Сент. Солнце [1 неразобр.], желтый, красный лист. Тихо, весело, бодро, звучно.
   Человек, к[оторый] не терпит поправки, идет всё дальше и дальше в самомнении. Сережа. Товарищи Отца Сергия.
   Самолюбие и во всем успех.
  
   Гроту, что письмо Гольцеву.
   28 Сент. Есть всегда, как будто ты в нужде, не до сыта. Таково свойство и положение нравственного и потому нормального человека.
   Прокоф[ию] лесу.
   Свез 400 р., в Сентябре собирают. Огаревка Богор[одицкого] уезда. 230 свез зановое. 19 Сент[ября]. Подати за 2-ю пол[овину].
   Почему власть - власть. Очевидно, не пот[ому] ч[то] помаз[анник]. Конституция отнимет.
   Но пусть не думают, что это нечто особенное - нынешнего года - всегда - только загрязненное, так что все стали чистить.
   Когда трудно, как мне теперь, безвыходно с женщ[иной] и славой, надо думать, что это отличие. Мне задается урок трудный, п[отому] ч[то] в меня верят, надеются на меня и любят.
   Государство сильней личности только христианское.
  
   У нас в России заметно.
   Народ отв. существ. - как не он.
   Хатунка, больница, хворает, бабе.
   Культура.
   О дровах. Холсты.
   200 т. на Тульск. губ. 3000 - на лес 600. - О работ. 5 Окт.
   О валежнике 20 саж. внимательно очень. 3 волости. Супонев[ская], Кузнсцк[ая], Ново-Покровская.
   О любви Б[ожией].
   Завернувшаяся калоша.
   Доброта ко всем. Без нее всё плохо.
  
   Шубу, кормилица.
   Мои знания 65 л[ет].
   Бабу за корче[мство] в острог.
   Ощущение (Зач: нашей) жизни и ощу[щение] ее пределов, вот откуда представления о жизни.
   Обвиняется в побо[ях] старик Платон Новик[ов], Ясенецкий крестьянин. Обвиняется в будке Родионова Рима.
  
   Молиться об унижении.
   Все науки хороши, только бы не задавить ни одного человека, а они все на трупах построены.
   1. Ивин Степ. 6. 2
   2. Степ. Карп. 7. -
   3. Семе[н]
   4. Орефья Вас. Хбалев - 8
   5. Григор. Мак. 8
   6. Иона Иванов 5
   7. Наум Тереит. - 9
   8. Антон Ларив. - 13
   9. Максим Ермак. 8
   10. Конст. Лигутин 14
   11. Игнат Епифанов 3.
   12. Фед. Епифан. - 4
   13. Ннкиф. Винокур. - 5
   14. Макс. Пузанов 7
   15. Васил. [1 неразобр.] 3
   Овсянки в Пресновку.
   Рожнову в Забровко круп и чаю.
   Хавронье одежу н книги детям.
   Дрова в Татищеве и Енгалычево. Попов малый просит.
   Красный Крест.
   Иван Воронин
   Вдова Вера Кирсанова Мещерск[ая]
   Левон
   Фекла Мазик. Татищевская.
  
   Марья Дронуш. в д. Татищ[еве].
   Цена на капусту.
   Красный Крест
   Отправка стоит 300 р.
   Свидетельство от зав. за день?
   По чем капуста.
   У Сазонова отрубей.
   У Эрисмана узнать о коноп[ляных] жмыхах.
   П(авел] Александрович] Усов, Калуга.
   Тверь Клоповск.
   Маресу сказать адрес Клобск[ого].
   Иван Шувалов
   Иван Кришин
   Андреевка
   Илья Кузмин.
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 3, 1891-1892 гг.]

  
   [1891. Сентября 18. В Пирогове. Разговор с братом. Прогулка: мужик на двух белых лошадях. У него молотилка, а хлеб с лебедой.
   Баба из Царева. Малый в работниках. Купила дров на 90 к.
   Мужик из Львова. Продаем овес, тем кормимся, покупаем отруби, в хлеб сыпем.
  
   Заречный староста: Из 57 дворов 15 совсем плохих. Не сеяли овса.
  
   7 плохи. 2 14. Лазлов Фед. 2 средн. - 4, 16, 19.
   26. Один сыпишка в работниках.
   Собаки. -Свечина.
   Средних - 6 -
   Бедных - 27, 25, 28. .
  
   Ознобишино. - Картофеля нет. Побираются почти все. Отруби и мука ¥ на ¥.
  
   Топки нет.
  
   Лебеда дурная - рвет.
   19 сент. 1891. Выехали в 7 часов. Заехали Богородского уезда в деревню Понарино к старосте. Молодой малый начал перечислять. 60 дворов, каждый сколько ржи, овса, картофелю, сколько едоков. Всё без остановки и запинки. Из 60 дворов 30 бедных: в среднем 5 мер ржи, 5 четв[ертей] овса, около 10 четв[ертей] картофелю. Всё вместе - главное, картофель - дает возможность существовать полгода, т. е. до Марта. Хлеб с ле-бедой - ужасен. Лебеда нынешнего года зеленая. Ее не ест ни собака, ни свинья, ни курица. Люди, если съедят на тощак, то заболевают рвотой. От кваса, сделанного из этой муки, люди (Следующий лист вырван.) похлебку картофельную и кисель овсяный и хлеб с отрубями. Для этого нужно скупить картофель и отруби и устроить пункты столовых.
   От второй беды нужно в засеке собрать дрова артелями и выслать их по железн[ой] дороге.
   У Бырдиных помещичья семья, барыня полногрудая с проседью, в корсете, с бантиком на шиньоне, хозяйка, расплачивается с поденными, угощает и кофоем, и кремом, и котлетами, и грустит о том, что дохода нет, только 10 четв[ертей] овса в продажу, а на детей нужно 1500 р. За мальчика в корпус 400, за мальчика в гимназию пансион 500, за девочку пансиона столько же. Когда говоришь, что этого не нужно, особенно для дочери, она согласна, но "что же делать". За столом подали водку и наливку и предложили курить и объедаться.
   Приехали к Свечину. Он на охоте. Великолепный дом, конный двор, винокур[енный] завод, голубятня. Его жены байка. Интересы у Бурдиных и здесь, у Бибикова: именье, доход, охота, собаки, экзамены детей, лошади. Не знаю, выйдет ли что из моей поездки. Хочу делать не для себя. Помоги, Отец.
   Толки об охоте, Вел[иком] Кн[язе]. Как дурно скачут собаки. Выросли ли молодые? - резвы ли? - У Свечина в чекмене, с наборным ремнем, скачет. Привели Налета[я], Урыва[я] и т. д.
   Каждый свою жизнь ведет -
   1) Есть ли хлеб в России?
   2) Сколько надо считать голодных?
   3) Почему не дают леса?
   4) Почему собирают недо[имки]?
   5) Какие меры в Тул[ьской]?
   6) Какие слышно в др[угих] губер[ниях]?
  
  
   Самый бедный это самый нравственно слабый. Как им ни помогай, всё пройдет туньо, как прошло прежде. Одно - кормить.
   Мещерки. 6 душ. Сын в солдатах. Раскрыто. (Зачеркнуто: Ничего) 5 ч[етвертей] овса. - Побирается, принесла хлеба.
   Другая. Муж кладет. 4 детей. Хлеб испекли. (Против последних двух записей слева на полях написано, поперек страницы: Сгорели [?])
   Третья. Хлеба нет. Испекли 2 хлеба с лебедой. Овса 3 четв[ерти]. Картоф[еля] нет.
   4-я живет на квартире, избили мужа пьяного.
   5-я, осьминник сдан, хлеба нет.
   Подати собирают.
   ржи овса, кар. Зар. душ.
   пшен.
  
  
  
  
  чет.
   Павел Григ.
  - -
   2
  15 5
   Корн. Егоров
  0
  6
   7
  - 7
   Егор. Лук.
   -
  4
   5 - 4
   Ст. Петр.
   0
   0
   5 50 6
  
  
  
   Митр. Лук.
  Достаточно. Дядя в Москве.
   Влад. Филипп
  Едет в Москву совсем. Распродал всё.
   Егор Еф.
   Достаточно
   Ив. Ив.
   Достаточно
   Евстаф. Ильин Отец уехал побираться, ничего нет.
   Мих. Ив.
   Бедность - избы нет.
   Евд. Дмитр.
   - ничего нет.
   Яков Данил.
   - бедны
   Игнат Данил.
   - бедны
   Осип. Фил.
   - бедны
   Васил. Мих.
   - - -
   Алексей Ильин
  
   3 6 7
   Иван Ильин
   Топки нет.
   Иван Т. Староста, ничего нет, должен 50 р.
   Степан Павлов.
   Иван Дмитриево
   Кирилл Иванов.
   Глеб Андреев.
   Арина Ветрова.
   Марья Ворониха.
   Авдотья Евенкова.
   Кирша солдат.
   Керосину.
   Дьячиха, 5 чел.
   За плети 4 воза десятину убрать. Должны все.
   Бегичевка. Безлошадных 10 дворов. Мать лиш. Вся постройка разрушена.
   Акинфии Ударов
   Маша в -
   Мясновск[ий] ста[роста?].
   У Эрисмана:
   о пшене,
   о горохе,
   о чечевице,
   о конопл[яных] жмыхах.
   Ячмене.
   Овсян[ом] киселе.
   Свекле. -
   Кукурузе.
   Пшеница.
   English Cotton Famine. Sir Robert Rawlinson. 11. The Boltons. South Kensington. London. S.W. [Хлопковый голод в Англии. Сэр Роберт Роулинсои. 11. Болтоне. Южный Кеисиппон. Лондон. Ю. З.]
  
   Чучковск[ой] волости
  
  
  
  
  
   деревня -------
   Гарднер ------
   Гайдеб[урову]
   Ге - о горохе.
   В Сарат[ов] Т. о пшене.
   Зиновьеву.
   Чистякову.
  
   Горох - 95
   Пенька - Усов.
   Соловьева Вера Алек[сандровна], Чернышевский переулок,
   д. Пустошкина. -
   Ильяшенко.
   Хлеб из разных частей ржи и кукурузы.
   Ставить [на] одной кукурузной муке, а на др[угой] день месить всей частью ржаной муки; месить покруче и печь с печке, топленной погорячее. Сидят в печи долго, ибо пропекаются трудно. (Запись сделана рукой С. А. Стахович.)
   Каша из кукурузы. Просеять муку сквозь сито. Просеянное идет на муку, а оставшееся, более крупное - на кашу.
  
  
   Данковского уезда сельцо Надеждино, Прожигаловка тож. - Стаховичи (от Лебедяни 10 верст).
   Данковского уезда Тужилки - Стаховичи, Борщовка - тож. (В 3-х верстах от Барятина и в 5 в. от Авдулова тоже Стаховичи.) (Обе записи сделаны рукой С. А. Стахович.)
   Капусту
   чечевицу
   горох
   хлеб печь
   Елисей - боль[ной]? в Екатерин[инском].
   Кашеварова
   Кузнечиха
   Горох - Фиона
   Афимья
   Мясновки
   Письма: Бибикову, Кауфману.
   Даниле дров и одежду
   Столовые можно открыть у Ивана Кочеткова и Платона Петрова. (От слов: Столовые можно и до: Влад. Кочетков 2 записано рукой М. Л. Толстой.)
  
   Еще по списку:
   Спиридон Антонов
   1
   Вдова Степанида Семина 3
   Вдова Анна Егорова
  2
   Василий Графчиков
  1
   Василий Лапшин
   1
   Василий Михалев
   2
   Яков Уколов
  
  2
   Никита Бузаев
   2
   Антон Гречишник
   2
   Михаил Семин
   2
   Вдова Анна Фомина
  I
   Влас Тарасов
  
  1
   Илья Силаев
  
  1
   Влад. Кочетков
   2
  
   Имя
   Сколько душ
   Скотина
   От Земства получил ли
   Запасы и семена
   Илья Борисов 2
   сам, баба, 5 детей
   1 лошадь
   Не получал еще
   ничего нет
   Вдова Анна Васильева 3
   сама, 5 детей
   1 лошадь
   3 пуда
   ничего нет
   Данило Дмитриев 3
   сам, баба, старуха, 6 детей
   1 лошадь
   4 пуда
   ничего нет
   Фома Михайлов 1
   один
   -
   не получ.
   Безземельный
   Илья Миронов 1
   сам, баба, 3-ое детей
   -
   2 пуда ¥
   -
   Алена Пузырева 2
   сама, 4-о детей, сын 18 лет
   -

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа