Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений, Страница 20

Толстой Лев Николаевич - Том 53, Дневники и записные книжки 1895-1899, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

;
  - I3
  
   (1) Зачеркнуто: Ег[ор] Мозг[унов?]
   (2) Далее в скобках: 3
   (3) Зач.: Гав. Мих. Сит[рин]
  
   Человек весь в движении и ничего не может видеть вне движения. - Разница движения - вся жизнь. Бог есть покой: стремление к покою есть стремление к уничтожению движе­ния - уничтожение движения это единение. Если бы всё двигалось одинаково, то был бы покой. (1)
   С женщинами бесполезно рассуждать, п[отому] ч[то] разум не движет ими. Как бы разумно она ни судила, она будет жить по чувству. (2)
   Все согласны, что спастись из этого порядка вещей можно, только изменив сердца людей. Что же мы делаем для этого изменения? Мы все делали, чтобы сердца людей загрубели еще больше.
   Ш е л а м о в к а
  
   Осип Максимов [?]
   - 4
   Федор Синайский [?]
   2
   Иван Козлов
   2
   Лар[ион] Козлов
   2
   Григор[ий] Васильев
   3
   Ефим Никиф[оров]
   2
   Иван Григориев
   3
   Тихон Иванов
   2
   Кузьма Семенки[н]
   2
   Арина Бадыкина
   1.
   Матвей Бадыкина
   3.
   Сергей Бадыкин
   3-5
   Борис Петров
   2
   Петр Кисель
   2
   Петр Кисель
   о
   Митрофан Иванов
   3
   Илья Васи[льев]
   2
   Никита Алек[?]
   2
  
   47.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 11 мая, 2.
   (2) Ср. в Дневнике 1898 г. записи от 3, 27 и 29 апреля.
  
   Акулина Кис[елева?] из Сидорова
  
   Степанида - Комарова
  
   Аграфена - Ко[марова?]
  
   Григор[ий] Комар[ов}
  
   Пармен Лучкин
  
   Волк[ов] Сидор
  
   Марья Железн[ова]
  
   асилий Морф [?]
  
   Нужно заявить себя. (1)
  
   Предмет веры только Бог.2
  
   (3) 14. Часто бываем слишком строги. Он бедный ни на что не годен. (4)
  
   13. Ложн[ое] учение производит власть; власть производит лож[ное] уч[ение]. (5)
   12. Как не ужаснуться такому устройству, к[оторое] может дать в руки одного или нескольких людей власть над всеми - над их душой. (6)
  
   11. революция дает только подтверждение тому, что государ­ство обеспечивает безопасность граждан.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 4.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 9 мая, 3, и 11 мая, 1.
   (3) Нумерация записей сделана чернилами, вероятно при перенесении их в Дневник.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 1.
   (5) Ср. там жe, 2.
   (6) Ср. там же, 3.
  

Гневиш[ино?]

  
   Петр Прох[оров]
  - 3
   Федосья
  
  
   - 3
   Илья Таенк[ов?] - 3.
   Степан Яковл[ев] - 1.
   Павел Толсто[в] - 2.
   Кузьма Толст[ов] - 3
   Афанасий Толст[ов] - 3
   Николай Пенк[ин]
   2
   Наталья Толст[ова]
   4
   Захар Васильев
  
  2
  
   Катерина 1
  
   Пармен. Плач детей
  
   10) Работа мужиков у моих детей. (1)
  
   9) Жизнь идет одна, но перегорож[ена] сознаниями. (2)
  
  
   Бабинка - Мцен[ская]
  
   8. Непротивление злу одно прекращает его. (3)
   7. Перемена декораций - смерть. (4)
   6. Материи нет нигде - она есть только для разделенных существ. (5)
   5. Жизнь - движение. Наши несчастия оттого, что мы хотим остановить; вроде того, что бы испытал человек, на ходу цепляющийся за рядом попадающиеся предметы. (6)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 12.
   (2) Ср. там же, 4.
   (3) Ср. там же, 5.
   (4) Ср. там же, 6.
   (5) Ср. там же, 7.
   (6) Ср. там же, 8.
  
   4. Человек - послан с определенными инструкциями, пр[о]-ехать край. Это жизнь. (1)
   3. Я выучился не зевать, когда зевают, надо выучиться не злить[ся], когда злятся. -
   2) Три ответа:
   Какое время?
   Какой человек?
  
   Какое дело? (3)
  
   Казачинского Егора Григорьева выселяют.
  
   1) Только религиозное чувство может дать отпор. А то бан­киры, женщ[ины] орудуют. (4)
   Paul Adam, le paysan. (5)
   1) Если мы все провалимся, мужики будут жить, если же они провалятся, мы пропали. (6)
  
   Лизунова - просит на избу.
  
   Из Городны. - Полит [?] Степанов
   г. Одоев, Скоморшенск[ая] волость, сельцо Сизенево, Ивану Никитину.
  
   2) Отчего бывает досадно, когда в вопросах нравственных мне не верят? (7)
   3) Для соблюдения целомудрия лучшее средство влюбление, оно для этого и сдела[но?]. (8)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 10.
  
  
  
  
  
  
  
   (2) Ср. там же, 11.
   (3) Ср. там же, 13.
   (4) Ср. там же, 14.
   (5) [Поль Адан, мужик.]
   (6) Ср. Дневник 1898 г., 28 июня, 1.
   (7) Ср. там же, 2.
   (8) Ср. там же, 3.
  
  
   4) Как владеть рабами, не стал бы давать сове[та], также и о том, как владеть землей. (1)
  
   5) Люди, стоящие на низшей нравственной ступени, не пони­мают людей,стоящих на высшей, но чтобы было возможно еди­нение, этим людям дано уважение. Если же у людей нет этого - всё пропало. (2)
  
   Акулина из Колпны бла[годарит].
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 28 июня, 4.
   (2) Ср. там же, 5.
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 4, 1898-1899 гг.]

  
  
   Озерские:
  
   Авдот[ья] Печник[ова] вдова
   Татьяна Печников[ а]
   Афимья Спатова
  
   Олимпия Казначее[вская]
   Софья Вороб[ъевская]
   Дарья Вороб[ъевская]
  
   Нов[ая] Колп[на] - Василий Дудинов.
  
   Крыльцово:
  
   (Устинья Алешина
   Прасковья Замят[ина]
   Анна Михайлова)
  
   Колпны:
  
   Дарья Стружи[на]
   Вера Струж[ина]
  
   (Сергей Телятинск[ий])
  
   Лукерья Телятин[ская]
  
   Никитин на воды Грума[нт]
  
   Аксинья Телят[инская]
  
   Иван Март[ынов]
   Скуратовские погорелые
  
   (Прокофью дать 1-50 -)
  
   Узнать, сколько осталось муки.
  
   Тане письмо.
  
   6) (1) 1) Взялись управлять, т. е. заботиться о благе, и не вышло; и нашлись люди, к[оторые] упрекают в эт[ом]. Тогда эти защи­щаются и показывают, что это правда. И вся забота в этом. (2) -
   В Крапивне 2000 р[ублей], и некому давать. (3)
  
   7) 2) Смерть есть несомненное уничтожение пределов с существом земли. (4)
  
   Деньги - Соне и Изюмченко.
  
   8) Любить нельзя, можно во всякий данный момент относиться по-божьи = добро. (5)
  
   Андриану муки.
  
   Адрес Худякова.
   С. Амчинское. Якутской об[ласти] и округа. Земскому заседателю 2-го участка для перед[ачи] И. Ф. Худякову на Усть-Натору. (6)
  
   Из Косова Василий Павлов.
  
   Головенская Анна Трифонова.
  
   It is never to[o] late to mend правдивость. (7)
  
   (1) Нумерация сделана позднее, при переписывании в Дневник.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 6.
   (3) Ср. Дневник 1898 г., 12 июня.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 7.
   (5) Ср. там же, 8,
   (6) Рукой И. К. Дитерихса.
   (7) Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 9.
  
   9) Бог милостив и не таких грешников прощает. А ты что? Не робей, молись. (1)
  
   10) Как непрочно всякое благо, основанное человеком не на христианстве. Испанско-Амер[иканская] война. (2)
  
   11) Я часто молился (не веря, испытуя), чтобы Б[ог] устроил мою жизнь как я хочу, нынче молился просто - общался сБ[огом]. И после этого вспомнил о своем желании и попытался обратиться к Б[огу], и тотчас почувствовал ошибку и ясно увидел, что лучше будет по Его, а не по-моему, и без малейшего условия сказал: да будет не моя, но Твоя воля. (3)
  
   12) Духовная жизнь значит то, чтобы видеть связь причины и следствия в духовн[ом] мире, и этой связью руководить свою жизнь. (4)
   Материялисты не видят этой связи и потому не верят в нее, а видят физическ[ую] и верят - физическая же связь есть всегда только следствие следствия. (5)
  
   13) Вычесть из жизни личность, что останется? Некоторым кажется, что ничего. Но это только кажется - останется то, что составляет основу нашей жизни - любовь. (6)
  
   4-я часть Замочн[ой] ул[ицы] д. Сизовой. (7) Александра Денисьевна.
  
   О (Петрове) Берсу
  
   Люди старательно свяжут себя и потом веревку от этой связи отдадут, кому попало.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 10.
   (2) Ср. там же, 11.
   (3) Ср. там же, 12.
   (4, 5) Ср. там же, 13.
   (6) Ср. там же, 15.
   (7) Зачеркнуто: Петров
  
   Ведь связка нужна была только как защита. (1)
  
   Из Мостов[ой]: 1) Пелагея Будылки[на]
   2) Марья Склянк[ина]
  
   Помыслы мечтаниям - м[ечтания] страстям, ст[расти] бесам. (2)
  
   17) Природа - для всех. (3)
  
   16) Как трудно установить жизнь только перед Богом. (4)
  
  
   14) Один - хорош, а с людьми - слом[ится]. (5)
  
   Бабур[инский]: Иван Сухотин.
  
   13) Хочешь видеть результат своих трудов. А не Моисей - а Христос. - Вскую оставил меня. (6)
  
   12) От[ец] Сер[гнй] до тех пор не успокоился, пока не стал жить среди людей для установления Царства Б[ожия] здесь. (7)
  
   11) Насилие - есть если, то есть злоупотребление. Дарви­новское. (8)
  
   10) Есть два рода людей: одни употребляют разум на то, чтобы узнать, что хорошо, что дурно, и поступают сообразно этому знанию, другие поступают, а потом разум свой употреб[ляют] на то, чтобы доказать, что то, что они сделают, хорошо, а чего не сделают, то дурно. (9)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 16.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 17 июля, 1.
   (3) Ср. там же, 2.
   (4) Ср. там же, 3.
   (5) Ср. там же, 4.
   (6) Ср. там же, 5.
   (7) Ср. там же, 6.
   (8) Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 1.
   (9) Ср. там же, 2.
  
   Аксинья Крыльцов[ская]
  
   Марья Чунаева Озерск[ая]
  
   9) Совершенно ясно, что выгоднее всё делать сообща. Но одним механическ[им] путем - из выгоды - недостаточно. Надо, чтобы участвовало и сердце. - Нарочно Богом сделано так, чтобы разум видел и не мог достигнуть и потребовал бы на помощь сердце. (1)-
  
   8) По Марксу можно сказать только то, что при языческом мировоззрении деспотизм будет перемещаться, но никогда не уничтожится. (2)
  
   7) Движет человечеством духовный рост - религия. Марк­систы не видят этого и хотят вывести движение из экопом[ических] причин. (3)
  
   6) Почему капиталы перейдут обществу? Они останутся собственностью правителей. (4)
  
   5) Ничто так не размягчает сердце, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты. (5)
  
   Рабочие пойманы и нет выхода. (6)
  
   4) Закон сохранения энергии - доказывают. Но энергия есть не что иное, как отвлеченное понятие, так же как материя. И отвлеченное понятие всегда равно сам[о] се[бе]. (7)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 а., 3 августа, 3.
   (2) Ср. там же, 4.
   (3) Ср. там же, 5.
   (4) Ср. там же, 6.
   (5) Ср. там же, 7.
   (6) Ср. там же, 8.
   (7) Ср. там же, 9.
  
   3) Вера в чудеса есть не что иное, как сознание того, что мир наш есть только произведение наших чувств. (1)
  
   2) Большое заблуждение думать, что разум человека совер­шен и может открыть ему всё. (2)
  
   2) Разум человека так же слаб и ничтожен в сравнении с тем, что есть, как разум (средство познания) козяв[ки], амёбы. Разум не может видеть ничего вне времени и пространства. Всё равно как человек, не знающий алгебры или высш[ей] математ[ики], чувствует свое бессилие перед задачами. Вот предел знания - это знание пределов знания. (3)
  
   1) Т[ак] к[ак] я добровольно не хочу выдти из двора, где сгорю, Бог гонит меня со двора кнутом. А я прошу Б[ога], чтобы он избавил меня от этого кнута. (4)
  
   17 И[юля]. Недоразумения: 1) о вере, 2) о противл[ении] злу, 3) о целомудрии, 4) об искусстве. (5)
  
   [1 неразобр.] погорел[ые]
  
   И. И. Горбунов, г. Калуга, Ильинская улица. Жорин переулок д. Воинова. (6)
  
   Женщина точно орудие Д[ьявола]. Он дает ей на подержание ум, к[оторого] у нее нет, если она на него работает. (7) -
  
   Жить и плодиться - важнее жить -
  
   Спасение от Мальтус[ианства] в целомудрии. (8) -
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 10.
   (2) Ср. там же, 11.
   (3) Ср. там же, 12.
   (4) Ср. там же, 13.
   (5) Ср. там же, 14.
   (6) Написано рукой И. И. Горбунова-Посадова.
   (7) Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 16.
   (8) Ср. там же, 16 и 17.
  
   К Воск[ресению]. Нельзя было об этом думать и быть доволь­ным собой, поэтому надо б[ыло] вовсе не думать. (1) -
  
   Спросить:
  
   Как водят солдаты, сменяются ли? Могут ли поесть?
   Кто отпускает из суда?
  
   Я увидал, что требую невозможного: оценки чувства любви чувством нравственности, когда чувства нравственного - нет. (2)
  
   Упадок человечества виден п[отому], ч[то] большинство людей поставлено в такое положение, что цель их только кор­миться. (3)
  
   Вроде того, как если бы люди, поступая на завод, думали только бы о том, где жить и что есть. (4)
  
   Целомудренную женщину воспитать. (5)
  
   Для меня мир разделен так, но я могу представить себе его разделенным и иначе. (6)
   Мостовский один с детьми, Степан Алексеев.
  
   Из Ясенков - Кон[с]т[антин] на избу.
  
   Фильтр - яд.
  
   Закон о женитьбе на каторжной.
  
   Ты хочешь служить человечеству. Хорошо. То, что ты хотел сделать, будет сдела[но] другим. - Доволен ли ты? (7)
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 3 августа,
   (2) Ср. там же, 20.
   (3) Ср. там же, 18.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 2.
   (5) Ср. там же, 3.
   (6) Ср. там же, 4; и 2 ноября, 1.
   (7) Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 5.
  
   Как трудно угодить людям и как легко угодить Богу. Людям нужно и прошедшее и будущее; Богу одно настоящее. (1)
  
   Думать постоянно о других, и награда лучшая в мире - любовь других. (2)
  
   Поэзия прежде для и о высших классах: они были представи­телями всей жизни. Если же из парода, то такое, что говорит вечному чувству. (3)
  
   Деспотизм [1 неразобр,] (4)
   Отучение себя от эгоизма.
  
   Если не позволи[шь] себе жить для себя, то невольно от скуки будешь иска[ть] жизни для других. (6)
  
   Женщины не могут руководиться в жизни мысл[ью]. У них мысль служит чувству. (7)
  
   Акулина Федюкова из Городны.
  
   1) С Кипра как освободить, день[ги] посл[ать].
   2) О Канаде-известить телеграммой.
   3) О количестве денег.
  
   Человек судит по себе. Если на него действует одно матеьъя[льное], он думает, что и весь мир таков. (8)
  
   Хорошо на жизнь здесь смотреть как на проезд, на постоялый, не напакост[ить], не поссориться, но все-таки постоялый.
  
   (1) Ср. Дневник 1808 г., 24 августа, 6, и 14 ноября, 1.
   (2) Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 8, и 14 ноября, 2.
   (3) Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 3.
   (4) Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 10.
   (5) Ср. там же, 9.
   (6) Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 4.
   (7) Ср. там же, 5.
   (8) Ср. там же, 6.
  
   Лежат бревна, кин[ь?]
  
   1) едят вместе или нет?
   2) где?
   3) Назначение дел.
   4) Время засед[аний].
   5) Кто отпускает из суда?
   В Головеньках
   Из Глинок убит Федор Бредихин у Гиля.
  
   Кончается тем, что 7 х 7. Неужели?
   Да..
   Думаешь, что ты один, а ты со всеми вместе, все тоже, только заслон[ены]. (1)
  
   Бандаж -
  
   Бог этого мира. (2)
  
   Инжавино Чичер[ин?]
  
   Если подлезают под Знаменск[ую], то всяк[ий] того надует. (3)
  
   Пираговскому погорелому.
  
   Тяжело, что жизни нет, а только эгоизм - принят. Книгу посмотр[еть]. Церковь.
  
   Бродяга мальчик. Общая молитва.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 7.
   (2) Ср. там же, 8.
   (3) Ср. там же, 9.
   (4) Ср. там же, 10.
  
   Татарская улица Руновск[ий] пер. 2 Шкробова. Рус[анов].
  
   От узников узнику.
  
   Якутский губернатор.
  
   Гор. Курмыш. Барсуманской вол[ости] сельца Рославки кре[стьянина?] Александра Полякова.
  

Адмир[алтейская ]

Набережная 6 (1)

  
   Комис[сия] проше[ний] в Отделении 2-го Департамента.
  
   771. Судопроизводство.
  
   Сечь, и в карцер, и опять в карцер, помер от удара по голове.
   Женщин высек[ли].
  
   (2) Отдельной партией женщин не задерживать и выдать на руки.
  
   Сознание, направленное на духовное я, возвышает, возбуж­дает жизнь. Направленное же на животное - убивает, пара­лизует ее. (3)
  
   Написать Якутс[ким]. Ст. Амгинская Якутск[ой] обл. и округа. Земскому заседателю 2 участ[ка], передать Петру Семеновичу Светлишеву, на Усть-Нотор.
  
   г. Тобольск. Александр Иван[ович] Степанов, село Завальное.
  
   (1) Далее в подлиннике записаны вычисления: умножение и деление чисел.
   (2) Зачеркнуто: 100.
   (3) Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 11.
  
   Марксу - 12, - чтоо дал извест[ие], сколько будет печа­тать еженедельно.
  
   Страдания удерживают от смерти. (1)
  
   Величайшее чувство я и ужаснейшее. (2)
  
   Чтобы избавиться от нравственных] страданий, есть два средства: уничтожить предмет страдания или то чувство в себе, от к[оторого] происходит страд[ание]. (3)
  
   Прогресс через старость. (4)
  
   (лицемерк.
  
   Прогрес технический не задерживается, прогресс религиозн[ый] задержа[н]. (5))
  
   15 Ноя[бря]. Одно из ужаснейших суеверий это забота отдельных людей об устройстве общественном. Это последств[ие]
  деспотизма. - Вредное
  последствие - невнимание к себе. (6)
  
   Кощунств[енно] предположение, что мы - часть можем познать всё целое, Бога. Мы можем только иметь некоторое представление о том, какое Оно. (7)
  
   Самое страшное суеверие сотворение мира. Для всякого свободн[ого] челове[ка] нет ни начала, нн конца, ни времени, ни
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 12.
   (2) Ср. там же, 13.
   (3) Ср. там же, 14.
   (4) Ср. там же, 15.
   (5) Ср. там же, 17.
   (6) Ср. Дневник 1898 г., 25 ноября, 1.
   (7) Ср. там же, 3.
  
   пространства во все стороны от меня. От этого нелепого суеве­рия - нелепость происхождения видов. (1)
  
   Ученики не выше учителя - народ. (2)
  
   21) 20 н[оября]. Бог позади своих законов. А мы хотим знать Его, а не хотим знать Его законов. (3)
  
   20) Природа входит в человека и челов[ек] носит ее в себе. (4)
  
   Дети думают, что это такая вся жизнь. Управляет мир[ом] злоба. (5) Берс. (6) -
  
   Степан Потапыч Хлыстов. Ст. Аргино Карск[ой] обл[асти].
  
   19) Искусство наше есть только соус. (7)
  
   18) Пока не в любовном настроении - не действуй. (8)
  
   17) Управляет миром насилие - злоба, и потому все несамо­стоятельные, шатк[ие] элем[енты] переходят на сторону злобы. А надо бы, чтобы они переходили на сторону добра. Для этого нужно, чтобы добро, не робея, всегда проявляло себя. Это огромной важнос[ти]. (9)
  
   В Сенате и дело о сект[антах].
  
   Она не умеет и плачет.
  
   (1) Ср. Дневник 1898 г., 25 ноября, 5.
   (2) Ср. там же, 2.
   (

Другие авторы
  • Варакин Иван Иванович
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Артюшков Алексей Владимирович
  • Вилькина Людмила Николаевна
  • Семенов Сергей Александрович
  • Дойль Артур Конан
  • Персий
  • Гамсун Кнут
  • Трубецкой Сергей Николаевич
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна
  • Другие произведения
  • Милюков Александр Петрович - Милюков А. П.: биографическая справка
  • Бедный Демьян - Автобиография
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Мечты и звуки Н. Н.
  • Елисеев Александр Васильевич - Елисеев А. В.: Биографическая справка
  • Бунин Иван Алексеевич - М. В. Михайлова. "Солнечный удар": беспамятство любви и память чувства
  • Горький Максим - Непоколебимо верю в победу вашу, дорогие товарищи
  • Анненский Иннокентий Федорович - А.В.Федоров. Стиль и композиция критической прозы Иннокентия Анненского
  • Студенская Евгения Михайловна - Rudolf Greins. Auf Deck, Kameraden, all` auf Deck!
  • Толстая Софья Андреевна - Письмо графини С. А. Толстой к Митрополиту Антонию
  • Милицына Елизавета Митрофановна - В ожидании приговора
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа