Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 57, Дневники и записные книжки 1909, Полное собрание сочинений, Страница 12

Толстой Лев Николаевич - Том 57, Дневники и записные книжки 1909, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ify">   Челов[ек], поднявшийся до религиозного сознан[ия], т. е. признания себя существом духовным, и не религиозный говорят на двух разных языках и не могут понять друг друга.
   Два сорта людей:
   1) Мысль связана с жизнью, движен[ием].
   2) Снят передаточн[ый] ремень, движет похоть и общественное мнение, т. е. слава людская.
   Спорить с этими людьми всё равно как подкладывать снопы под молотил[ку] с снятым ремнем. Сами же они торжествуют, п[отому] ч[то] колесо скоро вертится.
   Видел во сне: Недеятельность - не помню.
   [17 августа.) Число людей помнить, говоря о влиянии направлений.
   30/100 деятельных; в России, стало быть, 45 миллионов.
   Как ни странно это может/казаться, духовный совершившийся в душе переворот уже есть, несмотря на то, ч[то] он ничем не выразился. Если он точно духовный переворот, то то, что он происходит, но временно и не проявился, не уменьшает его значения. Только то, что духовно - есть, действительно есть.
   [18 августа.) Как мы, люди, смешны с своим устройством себе увеселений внешними средствами!
   Вспомнил о С-е. Какая тяжелая жизнь. И какая радостная, когда весел от того, ч[то] чувствуешь себя в любви со всеми.
   (19 августа.) В первый раз нынче испытываю кротость, любовь, сострадание ко всем, не живущим по душе, по-божьи. Хорошее чувство. Помоги, Б[ог], удержать его.
  
   [20 августа) Ясно понял, что я старчески болтлив, надо поменьше писать. Я уже всё сказал. Если говорить, то в художественной форме.
  
   [21 августа.] Рост из зерна, закрытого землею - подобие жизни.
  
   Зерно лежало в пирамидах тысячи лет и ничего не знало про жизнь и про себя. Его нашли и положи[ли] в землю, скрыли землею так, что совсем не видно стало зерна, и вдруг зерно узнало про себя не то, ч[то] оно зерно, а то, что живет, что есть целый мир существ и что всё это есть только для него одного. И оно стало ростк[ом], растением, был[о] колосом, цветком, зерном. И как тол[ько] оно упало из колоса, оно перестало знать себя и стало тем, чем было.
  
   Что ни представляй себе, всё и в пространстве и во времени 1/?, т. е. ничто. Так что есть только внепростр[анственное] и вневрем[енное].
   Жизнь есть перенесение сознан[ия] из пространственного и вр[еменного] в внепр[остранственное] и вневр[еменное).
   [23 августа.) К Лаотзе вписать. Тао - путь, это любовь. Он же, как у Иоанна, есть и Бог.
  
   [24 августа.) Я есмь нечто, сознающее свою отделенность от Всего. Все и себя вмес[те] со всем я не могу понимать иначе как веществом в движении.
   А между тем если бы я был только веществом в движении, и то, двигаясь со всем веществом, я не мог бы сознавать себя отделенным. И потому "Я", сознающее себя отделенным, есть нечто невещественное и недвижущееся. Если оно, вещество и время, кажется нам движущимся, то только п[отому], ч[то] движется Всё, кроме его. (Не вышло.)
   Освобождение этого я от заблуждени[я] вещества и движения и есть то, что мы называем жизнью.
  
   Сейчас думал про это, и вдруг стало тяжело, сомнительно. Старался справиться, но не помогали никакие рассуждения, не мог сознавать Бога и стало одиноко, бессмысленно, страш[но]. Вспомнил молитву: "Знаю, ч[то] если я.......................", почувствовал в душе любовь и на де[ле] к Алексею, к нищ[им], и всё прошло.
   Да, только одно, одно - любовь.
  
   К Лаотзе: пустота ступицы, сосуда дает возможность проявиться духу.
  
   1) Не делать планов. От этого недоброта.
   2) Не записывать всего, что говорит учитель, от этого мно[го] плохого и лишне[го].
  
   [26 августа.) Как я травил и резал без малейшей жалости зайцев, птиц, лисиц, так же теперь приговаривают к смер[ти], вешают.
  
   [26-27 августа.) Я перешел ту степень, когда обо мне судят люди, большинство их. Теперь уже одни не судя пристают к хвалителям, другие к хулителям. -
  
   Может быть, в этом призвание славянского племени ("Ответ польской женщине" (том 38)).
   Мы орудие Бога. То, ч[то] делает Бог нашими жизнями, мы не знаем и не можем знать, [как не может знать] клеточка моего тела, ч[то] я делаю и для чего. И потому всякая мною поставленная цель, не совпадая с недоступной мне волей Бога, нарушает исполнение этой воли. Не настолько, чтобы воля не исполнилась- (она всегда тем или иным путем исполнится), но настолько, что я не буду чувствовать высшего доступного мне блага - слияния с волей Б[ога].
   Цель, к к[отор]ой должен для достижения высшего блага стремиться человек, не мож[ет] быть никакая доступная и понятная ему- а только одно: слияние с волей Б[ога]. Достигается это слияние одной любовью.
   Голденблату.
   Екатерина Агафоно[ва] за убитого мужа.
  
   [2 сентября.) Как ни дерзко, нагло это с моей стороны, но не могу не записать себе и поставить за правило помнить, обращаясь с людьми, что я стою на той точке зрения, к[отор]ая непонятна для большинства.
  
   Не мог вчера вечер и ночью восстановить в себе сознание Бога, проявляемого любовью. Оч[ень] тяжело было.
  
   Начинаю понимать благодетельность своего положения. Помоги, помоги, Отец.
  
   В музыке сам делаешь.
   Соединяет.
  
  
  
  
  
  
   Молюсь: помоги Бог, Отец, Господь, и Он помогает. Он во мне. Молитва это значит только то, ч[то] хочу жить Им.
   Произведение искуства только тогда истинное произведение иск[усства], когда, воспринимая его, человеку не то ч[то] кажется, но он знает, что то, ч[то] он воспринимает (в особенности это в музыке), его произведение-он это производит, переживает сейчас.
  
   Единение полное и всегда достигается (соедин).
   [6 сентября.] Всякое богопочитаи[ие] -как бы грубо оно ни б[ыло], улучшает жизнь человека, хотя на время ставя его в зависимость и отношение (хотя бы это отношение и б[ыло] ложное) с высш[ей] силой.
  
   Ничто так не влечет ко лжи, как забота о славе людской. Только сосредоточение всех сил на исполнение своего дела - как орудия Бога - дает возможность освобождения от лжи и жизни в истине. Помоги Б[ог].
  
   К Докладу. Чтобы увидали то, ч[то] увидал ребенок, ч[то] военное де[ло] - дело постыдное: и по отказу от своей воли, и по готовности к убийству - дело, подобное делу палача, но с разницей в пользу палача в том, ч[то] палач обещается и готовится убить людей, признанны[х] преступными, худши[ми], а военные обещают[ся] и готовятся убить люд[ей] не только не преступных, по больш[ей] частью лучших тех, к[оторые] повелевают убийство. - Сход[ство] с палачом еще и то, что как то, [так] и другое дело, признаваемое в [неразобр. ] сознании людей дурным, облекается в блестящ[ие] формы, краска, вычурн[ые] одежды и гордый, самоуверенный вид. И одинаково вызыва[ют] какое-то особенное восторженное состоян[ие] толпы обе профессии, (Зачеркнуто: Monsieur de Paris называют палача во Фр[анции]).
   с тою только разницей, что Mr. De Paris вызывает восторг только самой грубой толпы, парад же, руководимый императором, вызывает так[ой] же восторг у люд[ей], казалось, образованных, просвещенных.
   .... (Многоточие Толстого.) Спасет же непротивление п[отому], ч[то], приз[на]вая непр[отивление], люди не только не будут враждова[ть] с Р[оссией], А[нглией], Польшей, но не будут и участвовать в насил[ии] над сам[ими] собой, как это происходит теперь.
   Ведь властвую[т] теперь над поляк[ами] р[усские], а[встрийцы], п[руссаки] совсем не п[отому], ч[то] совершен так[ой] и такой раздел, а п[отому], ч[то] сами поляки, признавая противление, совершают сами над собой насилия.
   Ведь де[ло] оч[ень] просто. Людей завоевывают, пото[м] учреждаю[т] так[ой] порядок, при к[отором] люди сами насилуют себя. И покоренные негодую[т] на покорител[ей], а не на себя.
   Вот от этого-то заблужден[ия] спасает непротивлен[ие].
   Спасает тем, ч[то] лишает пораб[отителей] возможности удерж[ивать] в рабстве покорен[ных].
  
   [7 сентября.) Молюсь: помоги мне, Господи, Бог, тот Б[ог], который во мне. Помоги мне в том, чтобы делать только то, ч[то] Тебе угодно, а не дума[ть] о том, что обо мне скажут люди.
  
   1) A prendre ou a laisser: Любовь с непротивлением.
   2) 4 сорта работников Царства Б[ожия].
   3) Как не расчетливо для честолюбия, для спокойствия, для выгоды даже избрать служение людям а не Б[огу] - министр двора или Б[ог]?
  
   Как с кем говорим - мы делаем вид, ч[то] мы друг друга понимаем, - вот те другие - те плохи. А сойдемся с теми плох[ими] - этот будет плох.
  
  
  
  
  
   [9 сентября.) Стоит курит. А много ли прок[уришь?] Р[убля] 3? Не управишься. Так бросить надо. Да, н[адо].
   Так брос[ай].
   Скучно без ней, едят е[е] мухи. - Скуч[но], да нехорошо, и другие молод[ые] и сын, на тебя глядя. Да скучно, скучно. Что тебе ск[учно]. А скучно - о душе подумай.
   (Взглядывает.) Да, это так, это первое дело об душе. Первое дело это, спасибо, старичок. О душе первое дело. Это и бросить можно.
  
   Я захлебнулся и ушел.
  
   Ищу радости, чтобы меня хвалили. Иногда получаю, иногда нет. А и когда получаю, не совсем доволен. Хочется еще. Когда же поднимется желание похвалы и подавишь его, всегда радостно, и больше ничего не хочется.
  
   Помоги, Г[осподи], не бояться суда людей и не судить их.
   [11 сентября.) - Здравств[уйте], бр[атцы].
  
  
   - Спасибо на добр[ом] сл[ове].
   - Ну как живете? Плохо? Зачем? Что ж так?
   - Да делов нет, зем[ли] мало, народу расплодилось. Господа да бога[чи] прижимают. Жить нече[м].
   - А я думал, вы богачи, деньгами дуром швыряет[есь].
   - Да, богачи хорошие, по дням не емши сидим, во какие мы богачи. Во всем недостатки.
   - Так, так. А вот у меня сын есть, так тоже всё на недостатки матери жалуется. Говорит, жить нечем, а [1 или 2 неразобр.) нын[че] в тракт[ире] 15 целк[овых] отдал, вчарась собак хороших купил, а всё недостатки.
   - Ну да это господские водятся, наши дела собак не купляем, а жрать нечего.
   - А я думал, вы бога[чи].
   - Ну, буде шутить.
   - Не, я взаправду. Я в газете отчет чит[ал]. Там показано разн[ого] дохода всего 1,500,000, а из них 750 с акци[за] с водки. Ну, я и счита[ю]: с акц[иза] 750 да сама она стала 500, ну вместе 1 ¥ милиарда. А кто ее пьет? Мужик[и]. Ну, я и думал, ч[то] они от богатст[ва] так деньгами швыряю[т], а вы вот говори[те], ч[то] они бедн[ы].
   - Ну да скажем пра[вду], в водке добра не[т], а и брось ее, всё кормиться нече[м], и денег много, да и народа много. Главное дело зем[ли] нет.
   - Как нет, вот она.
   - Вот она, да не наша. Близок локо[ть], да не укусишь.
   - Кто же вам мешает. Паши, сей да убирай.
   - Да, попробуй. Тебя так-то уберут.
   - Кто же?
   - Известно кто, полк[овник].
   - Что он, полк[овник], ходит, не пускает.
   - Не он ходит, а его служащие.
   - А служащие ч[то] они, как, из господ или попов? Слыхать, всё такие же, из ваш[их].
   - Да, сунься, а то и солдат пришл[ют].
   - А солдаты-то что, из татар, что ли, японцы как[ие]?
   - Солдат присяга[л].
   - Да зачем же он присягал?
   (Молчание.)
   Нет, братцы, жаловаться не на кого, всё в тебе дело. - Живи по-бож[ьи], водки не пей, против своих на служ[бу] не иди, в солдаты не присягай. Живи по-божьи, и все тебе будет. А то живе[м] по-дьявольски, пьем, ругаемся, деремся, чуть нас поманят денежками - готовы отца родного продать, а потом на людей жалуемся. Всё нам нехоро[шо]. Только одни мы хороши. А оглянись на себя: греха, всякой мерзости не оберешься. А живи по-божьи - никто тебе ничего не сделает.
   Так-то, братцы, коли вам плохо, ни от кого нич[его] не ждите, окромя от себя. И защитники и помощн[ики] ваши не забастов[щики], не думники, не союзники, не минис[тры], не цари, а толь[ко] Бог да вы са[ми]. Если уж (Далее написано слово: себе которое надо считать не зачеркнутым по ошибке.) вам помощников, так они не в думе, а больше по тюрьма[м], это те, ч[то] в солдаты не идут, в ложную веру не верят и за свою правду сидят по тюрь[мам] и не страдаю[т]. Вы вот на воле жалуетесь, а они в неволе радуются. На них надежда, им подраж[ать] надо. Стане[т] больше так[их] - и некому буде[т] с вас и пода[ти] брать, и землю отнимать. А буд[ете] такими - и жаловаться не буде[те].
   К заблуждающимся людям не трудно вызвать жалость, но трудность в том, ч[то] забл[уждающ]иеся всегда вместе с тем и самодовольно-самоуверенные. Вот эту-то отталкивающую самоуверенность надо выучиться переносить так, чтобы она не мешала жалос[ти], т. е. любви. Но как? Where is a will is a way [Где желание, там и путь.].
   Буде шутить-то. Это сытым впору шутки шутить, а нашему брату во куда дошл[о] (на гор[ло] показ[ывает]). И податься некуда: тут бар[ин], тут купец, ту[т] исправн[ик], али еще кто. Все на нас ездят. Только ленивый не ездит. Так-то.
   - Какие шутки, ваши недостатки видны.
   Вот так же сын у меня есть.
  
   [13 сентября.] Приучаться помнить о Боге, а забывать о себе.
   (Дальнейшее, кончая словами: ослабляет сознание перенесено в Дневник 16 сентября (см. стр. 140-141). Ср. также Дневник. 25-26 сентября, 1.)
   [15 сентября.] Рождение есть пробуждение от сна. Сновидения того сна почти все забыты, остается соединившаяся в одно вся жизнь та в виде реального характера в этой жизни, точно так же, как при пробуждении от сновидения всё виденное во сне сходится в одно. То же, надо предполагать, будет при смерти: всё пережитое сложится в одно, с чем вступишь в ту жизнь. Наши ежедневные засыпания и пробуждения - образцы переходов от одних жизней к другим.
   Но все переходы?
   Должно быть, так же складываются в одно, непостижимое одно.
  
  
  
  
   Нет ли при таком пониман[ии] такой же бессмыслицы признававши бесконечного?
  
   Есть полное пробуждение - смерть, и есть неполное пробуждение в самой жизни. Я переживаю такое. Пробуждение выводит из себя - а выводя из себя, вводит в жизнь всего, а жизнь всего познается любовью. Любовь не есть Б[ог], начало жизни, а только признан[ие], сознание начала жизни, Б[ога].
   Как выражение словами ослабляет сознание!
   16 Июн. Амиель 3.
   К разговору.
   Жить по-божьи.
   Не итти в хомут.
   - Хорошо, кабы все.
   Вот тут-то дело в том, что по-божьи жить значит для души.
  
   А для души жить - не будешь спрашивать, хорошо ли, дурно будет телу. (Вся запись: К разговору в подлиннике отчеркнута.)
  
  
   К письму царю.
   Знаю, ч [то] если бы мы увиделись, взглянули в глаза др[уг] др[угу], по-братски поговор[или] бы, мы (Зачеркнуто: разошлись. Далее написано: пож[али] др[уг] др[угу) руки, что следует считать зачеркнутым.) улыбнулись и по-братски пожали бы др[уг] др[угу] руку. (Запись: К письму царю отчеркнута чернилами)
  
   Помоги мне, Г[осподи], жить не по воле Л[ьва] Н(иколаевича], а для Того, по воле кого живет Л[ев] Н(иколаевич].
  
   Притча: просят о том, ч[то] дано в изобилии, но они не употребляют его на то, ч[то] нужно.
  
   Индусу: Не смотреть на религию, как на средство исправления, а понять, ч[то] отсутствие религии-причина между прочими бедствиями и того матерьялыю[го], от к[оторого] страдаете. И пото[му] стараться установить религию не для достижения той или иной цели, а только для того, что религиозное понимание жизни есть первое и непременное условие жизни человече[ской], зная, что религиозное состояние дает человеку высшее благо и потому не совместимо ни с какими бедствия [ми] и дает высшую свободу. Но зная и то, что религия только тогда истинна, когда она не имеет никак[ой] мирской цели, а ищет только закона жизни.
  
   Лира. Вера в том, ч[то], исполняя волю, "будет" и есть хорошо.
  
   Казн[ачеевская] Акулина Федорова Венвезева бумаги об убитом муже.
  
  
   [29 сентября.] Я познаю мир, т. е. не я, прикосновением иллюзии вещества.
  
   Обдумываю письмо государю, и в перемежку с этими мыслями приходит мысль о том, что сказать С[офье] А[ндреевце] о желании И[льи] В(асильевича] получить прибавку жалованья. Одно дело "о благе рус[ского] народа", обсуждаемое с царем, другое: прибавка жалован[ия] лакею. Но второе важнее первого, п[отому] ч[то] оно требует моего участия и решения, первое же я сам предпринимаю.
   Но могут быть совсем другие способы отделения].
  
   Зачем я буду платить подати, когда знаю, чт[о] распоряжаются ими на его зло, зачем ............................(Строка точек в подлинике.)
   Правда, есть люди, прояв[ля]ющие преданн[ость] царю и всему устройству, но люди эти, С[оюз] Р[усского] Н[арода], во-первых, известны, как люди невежественные, безнравственные и проявляющие не столько преданность царю, сколько под предлогом преданности ненависть ко всему просвещ[енному], свободно[му], разумному, назыв[ая] почему-то всё это жидовством; люди, к[оторые], не веря ни во что, под видом веры в тот самый обм[ан], к[оторый] проповедуется, как свящ[енная] истина, вызывают людей на убийство.
  
   И разве может народ з[ем]ледельч[еский], всегда признававш[ий] землю даром Б[ожиим], д[аром], общим всем людям, не ненавидеть тех люд[ей], к[оторые] не только нарушают, но в то время, когда земельная нуж[да] дош[ла] до после[дней] степени, утверждаю[т] зло, новую [1 неразобр.] 5
   [30 сентября.]
   В[ладимир] Ник[олаевич], Прош[ение] крест[ьянина] Та- р[аса] Ф[окинова], просит о своем сыне, подлежащем суду.
  
   1) Недостатки.
   2) Да ведь заведены праздники, сватьбы. То же и у помещика заведено земли подороже отдавать.
  
   А только живи для души. (Это предложение в подлиннике очерчено с трех сторон.)
   Да как же это не показано. Хорошо бы, кабы все.
   П[рохожий]. Есть такие, ч[то] одни.
   К[рестъянин]. Ну что ж, и пропадают.
   П[рохожий]. Пропадают, да только ими мир сто[ит]. И живи не для пользы, а для души.
   К[рестъянин]. Известно, первое дело для души.
   П[рохожий]. Так и давай так жить.
   Крестьянин]. Известно, хорошо бы.
   П[рохожий]. Ну и давай.
   К[евстьянин]. Заговори(лся] с ва[ми], пойти скотине корму задать.
   П[рохожий]. Нынче скот[ина], завтра вода или что, а жизнь и прошла, и смерть пришла. Нет, о душе сейчас думать на[до].
   К[рестьянин]. Останавливается. Хорошо ты говоришь, да только мы мало слух[аем], мало таки[х] речей слыш[им].
   Кабы почаще так говори[ли] на[м], а то ч[то] мы зн[аем], что слыши[м]? Придут и ребята из города - учен, а станет говори[ть) - слушать неч[его], одни пустяки. Ты говоришь, ч[то] не ходи в солд[аты], подати не давай -и земля будет, и разбогатее[м].
   Пр[охожий). Нет, я не то: я гово[рю], ч[то] плоха жизнь ва[ша] от того, ч[то] не но-Бож[ьи) живете. А если и для души жить, неизвестно, будет ли земля и разбогатеешь ли. Это все дело Божье. Забери хоть всю зем[лю] и все деньги, а заболеешь, помрешь - и всё ни к чему. Для души жить значит [не] для тела, а для души. Живи для души - так и помереть ради Христа - а для тела живи - не найдешь радости, а одни заботы да печали. Плохая жизнь только показывает, что вы про душу забыли.
   А живи для души -и жизнь хорошая буде[т], может и не тебе, а детям, а може[т] внукам. Хр[истос] помор на кресте, а от его смерти наша жиз[нь] стала хорош[ой].
  
   "...воры..."
   Что ж, так и будем перекоряться. Пользы нисколько.
   - Да кабы нас так учили, а то я неграмотн[ый]. (Зачеркнуто:-Сын грам[отный]) Где мы узна[ем].
   - Кабы охота была, узнал бы. Это всё не хитро. Долгогривых сам ругаешь, а их слухаешь, сам говоришь, о душе думать надо: не пить, не ругаться, не завиствовать, а что же делаешь?
   К[отор]ы[х] отпускают, а какие помирают. Я к тому говорю, что делать дело Б[ожие] не загадыва[я], какая тебе польз[а] будет.
   Просители радость, а не горе.
   Эмбриология.
  
   Озерск[ой] Гордей Сапогов просит об определении сирот двух деревни Нов[ая] Колпна Хохловых.
   Мальчики 10 и 6 лет.
  
   Жили бы по-бож[ьи] - и плохой жиз[ни] бы не было. Какая была бы жизнь, мы не знаем, один Бог знает, а только вер[ую], ч[то] живи по-бож[ьи] - и плохой жизни не будет.
  
   Забастов[щики] говорят: дай вот этого да этого еще убьем - всё от него, тогда хорошая жизнь будет, а начальство говорит: дай вот еще тысячу, другую перевешаем, да по тюрьмам поморим, тогда уж совсем хорошие порядки пойдут. А неправ[да] это, что больше бьют да вешаю[т], жизнь всё только хуже да хуже становится. Всё в табе.
  
   Вставить об экономическом революционном и нравственном вреде в испов[едь].
  
   [2 неразобр.] (По двум неразобранным словам написаны два другие слова, также не поддающиеся прочтению.)
   Желтова.
   Иноземцев.
   Просит, смеется.
   Главн[ый] Почт[амт] до востребован[ия].
   Просительная] молитва есть признак неверия в высший разум и любовь Бо[жью].
  
  
  
  
  
   Сознаний два: одно сознание тела, когда спрашиваешь себя: болит ли что, и сознаешь пятку, бедро, левую кисть руки и т. п., не болит ли, не чешется ли где, и другое сознание - хорошо ли я делаю, говорю, думаю, не ошибаюсь ли, делаю ли, что должно. Первое: хорошо ли телу, второе: хорошо ли душе.
   Чувствую освобождение от тщеслав[ия]. Хочется, чтоб мен[я] забыли, а не то, ч[то], как прежде, хочется напоминать о себе.
  
   Знаю, что Ты еси. Радуюсь тому, ч[то] Ты и еси и я есмь. И что я и Ты одно, и благодарю.
  
   Всё больше и больше переходит в старости жизнь из прошедшего и будущ[его] в настоящее. Чем больше перенесешь усилие души в настоящее, тем свободнее, блаженнее.
   Помни, что ты только перед Богом.
   Ах, если бы люди перестали заботиться о благе других людей, а заботились бы только о своем истинном, духовном благе.
  
   Помнить, ч[то] нет меня (я), а есть только мои обязанности перед Ним.
   Я - иллюзия, я только один орган недоступного мне Всего. Мое дело служить Всему, как орган - клетка - служит телу. Вообразить себе, что я отдельное, независимое существо, верх безумия. Я только орган, дело "я" есть обязанность служения Всему. Служение возможно, только когда я в единении со Всем. Единение это дается любовью. Так что любовь не есть цель Всего, а только условие жизни Всего. И цель эта вне моего понимания. Моя же цель ясна: ч[тобы] служить Все[му], и этого я могу достигнуть только единением со Все[м], любовью. (Хорошо.)2
   Как удивительно заниматься Челпановым, когда есть просеян[ные] временем велик[ие] умы.
   С[офья] А[ндреевна] была бы в отчаянии, если бы была причи[ной] моего телесного страдания, но душевное она не видит и с спокойным духом в изобилии производит е[го].
   Есть самоотречение телесное: отдать то, чего себе хочется: еду, одежду..., и самоотречение духовное: отдать славу дела другому, прослыть дураком, дурным для того, чтобы сдел[ать] для души.
   Большинство обращающихся ко мне ищут не моего мнения, а только моего одобрения на их мнения.
   Сомнения свящ[енника] утвердились после разговора с зашитником церк[ви] и утвердил[ас]ь вера бабой со свечкой.
  
   Ч[ерткову] написать, ч[то] он ошибся: не близкое, а общее. Оправдание или хоть смягчение вины в том, ч[то] печень. Бывало, бы[ло] осуждение, а теперь только хочется уйти. Знаю, ч[то] не должно, но смягче[ние] вины.
  
   То, ч [то] должно бы быть основой всех знаний, если не единственным предметом знания - учение о нравственности - стало для некоторых не лишенным интереса предметом, для большинства "образованных" ненужной фантазией отсталых, необразованных людей.
   [15 ноября.]
   Утонченное духовное наслажден[ие]: сделать добро, быть ласковым с оскорбившим. Вчера испытал (не совсем).
  
   Всё увеличивается тоска, почти отчаяние своей жизни в безумной роскоши среди недостатков первых потребностей. Всё не знаю, как помочь. Вот от этого хочется умереть.
  
   Работа последнего времени над собой в мыслях много, оч[ень] много подвинула меня. Но, как всегда, истинное движение в добре только всё больше и боль[ше] открывает свое несовершенство.
  
   [16 ноября.]
   Просыпа[юсь]. Опять жить.
  
   В учении о том, что после смерти нет ничего, или хоть то, что мы ничего не знаем о том, что будет после смерти, нет ничего худого. Напротив; ничего не ожидая после смерти, человеку волей неволей приходится to make the best of it (делать из него наилучшее), сделать из жизни благо можно только одии[м] средством: полагать свое благо в духовном совершенст[во]вании.
   17 ноября. (Переправлено из: 12)
   Маша 10 (Зачеркнуто: Миша) лет и Ваня 8-ми.
   М[аша]. Отчего ж тебе скучно. Кататься ездили, вечером будет угощенье.
   В[аня]. Как это ты не понимаешь. Веселье совсем не в этом.
   М[аша]. А в чем же?
   В[аня]. Вот если бы ты меня побила, как 3-го дня. Вот это б[ыло] бы мне веселье.
   М[аша]. Зачем ты, Ваня, поминаешь про это, ведь ты простил меня. Я знаю, что я была виновата. Ты простил, ну что ж поминать.
   В[аня]. Ах, как ты не понимаешь. Я не хочу тебе поминать, а я только говорю, что невесело.
   М[аша]. Не понимаю.
   В[аня]. Чего же тут понимать. Помнишь, как в прош[лое]
  
   Хохловы Нов[ая] Колп[на] тро[е] сирот.
  
   (Дальнейшее является продолжением слов Вани: Помнишь, как в прош[лое])
   воскресенье, дяденька П. И., как я его люблю.
   М[аша]. Кто же его не любит. Мама говорит, что он святой. Это и правда.
   В[аня]. Так помнишь прошлое воскресенье он рассказыв[ал] историю, как 4 одного человека все обижали, а он тех-то и любил, кто его обижал, они его ругают, а он их хвалит. Они его бьют, а он им помогает. Дяде[нька] говорил, что если так делать, самое большое веселье. И я вот с третье[го] дня и стал так делать. И вот, когда ты меня побила, а я тебя стал целовать, и ты заплакала. Мне стало так весело. И с Колей и с нян[ей] так раз сдела[л]. И всегда весело. Лучше всякого катанья. А раз не удержался с Колей.
   М[аша]. Так это от этого?
   В[аня]. Да. От этого и скучно теперь.
   М[аша]. Некому проща[ть]?
   В[аня]. Да.
   М[аша]. Так тебе хотелось, чтоб тебя кто-нибудь побил.
   В[аня]. Даже очень бы хотелось.
   М[аша]. Как ты был дурачок, так и остался.
   В[аня]. Пускай совсем дурак, а только теперь мне никто ничего не сделает.
   М[аша]. Отчего никто ничего не сделае(т].
   В[аня]. Оттого, что мне всё хорошо.
   М[аша]. Вот чудак,
  
  
  
  
  
   В обществе людей, живущ[их] духовн[ой] жизн[ью], во главе люде[й], влияя на ни[х], естествеи[ио] станут люди, высшие по добродетел[и]. В обществе же людей, ж[и]вущих телесной жизн[ью], неизбежно всегда стан[ет] обратное.
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г. N 2]

  
   [1 июня.] К Н[икто] н[е] в[иноват]. Чертк[ов] приходит к Столыпину и говорит ему о 1000-х повешенных.
  
   Неустр[оев] пишет народную литературу и програм[му] деятельности.
  
  
   Профессор], священ[ник], губернат[ор]. Воен[ные] судь[и].
  
   Черт[ков] в монастыр[е]. Выходи[т] в мир и упрека[ет] Столыпина. -
  
   Неустр[оев] влюблен в Лину.
  
   Статистик не имеет минуты свободной.
  
   Мания величия - в будущем.
  
   Так хоте[л] верить в самоотверж[ение] для народа, ч[то] верит.
  
   Мысли Афан[асьевны]. Му;к[ик] с коровой. Секретари Полицейского У[правления].
  
   Но люди думают так (только) п[отому], ч [то] привыкли понимать под верою веру как нечто воображаемое, (что-нибудь) чудесное, передаваемое им из древности, богопочитанием же ясным и определенным считать в известных местах и с помощью определенных для этого лиц совершаемые действия, обряды, таинства, молитвы. Им кажется, что без чудесного не мож[ет] быть веры определенной и ясн[ой] всем, и без внешних обрядов не мож[ет] б[ыть] ни вер[ы], не мож[ет] б[ыть] тверд[ого] богоп[очитания]. Но это неправда. Вера
  
   Казанская важн[ее] Петрова дни. Сорока [1 неразобр.] копны.
  
   10 Июл[я] 3 в эпигр[аф] к Е[диной] 3[аповеди] и 5 и 9.
  
   Буланже о бабид[ах] и бахаистах.
  
   Буланже sayings of Ramakrishna (изречения Рамакришны).
  
  
  
   О соли слишко[м] длинно. Что такое [1 неразобр.)
   Selfishness (себялюбие)[1 неразобр.]
   Apple (яблоко) [2 неразобр.]
   Теософия [1 неразобр.]
  
   Советовал бы практическое как соль [?]
   Гигиеническое.
   Воспитательное.
   Изречен[ия].
  
  
  
  
  
  
  
   Аджемов-фами[лия], преследовавшая меня во сне ночь с 25 на 26 Ноя[бря].
  
   Сергей Макаров паспорт.
  
  

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г. N 3]

  
   У Саши: Кому отвечать?
   Не судить ни на словах, ни в мыслях и потому тем менее заботиться о суждении людей. А то самое обыкновенное - тот, кто весь живет заботой о мнении людей, осуждает почти всех людей, каких знает.
   Помоги мне, Господи, ни на словах, ни в мыслях не судить людей, зато и не заботиться об их осуждении обо мне. Саше.
   1) Послать письмо польке.
   2) Отдать письмо пол[ьке] для Поссе.
  
   Составить книжечку из всего Н[а] К(аждый] Д[ень] о государстве из 16.
  
   Желание блага есть жизнь. Понял, что личность и все её интересы - сон, и желание блага направляется на всё - любовь.
  
   Сон с своими периодами полной бессознательности и полупробуждениями сознания, дающими матерьял для запоминаемых сновидений, и наконец полным пробуждением - совершенное подобие жизни с бессознательными периодами, проявлениями сознания запоминаемыми, всё более и более ясными, и наконец смертью, полным пробуждением. Хотелось бы сказать, что жизнь до рождения, мож[ет] быть, была такая же, что тот характер, к[оторый] я вношу в жизнь, есть плод прежних пробуждений, и что такая же будет будущая жизнь, хотелось бы сказать это, но не имею права, п[отому] ч[то] я вне времени не могу мыслить. Для истинной же жизни времени нет; она только представляется мне во времени. Одно могу сказать: то, что она есть, и смерть не только не уничтожает, но только больше раскрывает ее. Сказать же, что было до жизни и будет после смерти, значило бы прием мысли, свойственный только в этой жизни, употреблять для объяснения других, неизвестных мне форм жизни.
  
   Главная причина непонимания жизни после смерти это невозможность представить себе жизнь вне пространства, вещества, времени и движения. Мы можем только сознавать ее, но не можем представить.
  
   К Зап[искам] Лакея. Говорят о земле. Старик всё время молчит и начинает говорить только, когда его вызвали.
  
   Вальс, считающийся мои[м], не мой. Я давно солгал, выдав Зыбинский вальс за свой, и потом уже без стыда не мог признаться.
  
   Необыкновенно странное, тоскливое состояние. Не мог заснуть 2 часа.
   Нет такого Б[ога], к[оторый] мог бы исполнять наши требования, есть только такой, требования к[оторого]мы должны исполнять.
   Не то, чего я хочу, а то, чего Ты хоч[ешь]. Перед Богом хочу жить с Тоб[ою], не для себя, а для Тебя.
  
  
  
   Хочу жить не для себя, не для людей, а для Б[ога].
   (Дальнейшее, кончая словами: доступное человеку сознание перенесено в Дневник 11 ноября (см. стр. 170).) Вся тайна в том, ч[то] есть нечто не переходящее, соединенное с времен[ем] и пространством - нечто это - сознание.
  
   Сравнен[ие] с человеком. Книга буддиста.
  
   Нечто неподвижное, соединенн

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа