Elsmere", 1888 (Гомфри Уорд, "Роберт Эльсмер"). В переводе Каррик под заглавием "Отщепенец" роман был напечатан в издаваемых Гайдебуровым "Книжках Недели" 1889, NN 1-10.
1890 г. Ноября 14. Я. П.
Рад был получить от вас весточку, дорогой Лев Павлович. Прилагаю письмо Гайдебурову. (1) Есть у меня по-английски роман норвежца Бьернсона (2) - очень недурной, и интересный, и новый, а верно еще не переведенный: "In God's way". (3) Его жена читает. Когда кончит, я пришлю его вам. Я думаю, что у вас теперь есть работа. - Я не помню, чтобы ваше последнее письмо оставило во мне какое-либо другое впечатление, кроме самого хорошего. - Вы пишете, что живете очень скудно; и не знаю, жалею ли вас, или завидую вам. Главное дело, как переносят это ваши жена (4) и дети?
Я рад, что Диоген (5) понравился вам. -
Пока прощайте.
Впервые опубликовано без даты в "Ежемесячном журнале" 1914, 1, стр. 85. Датируется записью в Дневнике Толстого 16 ноября о событиях за 14 ноября (см. т. 51, стр. 106).
Ответ на письмо Никифорова с почтовым штемпелем на конверте "Тверь, 12 ноября", в котором Никифоров уведомлял, что хотел бы воспользоваться предложением Толстого просить Гайдебурова о помещении в журнале "Неделя" перевода Никифорова книги Лайэль "Донован"; писал об изданной "Посредником" книге "Диоген" и сообщал о своей жизни.
(1) См. N166.
(2) Бьермстьерне-Вьернсон (Bjornstjerne Bjornson, 1832-1910), норвежский писатель, критик и публицист,создатель норвежского национального театра.
(3) "Iin God's way. A novel". Translated from the Norvegian by Elisabeth Omnichad, W. Heinemann, London 1890 ("На божьем пути. Новелла". Перевод с норвежского Елизаветы Кармихаэль). Книга эта сохранилась в яснополянской библиотеке Толстого.
(4) Екатерина Ивановна Никифорова, рожд. Засулич (ум. в 1919г.), сестра Веры Ивановны Засулич. См. прим. 3 к письму N 253.
(5) См. прим. 2 к письму N 173.
1890 г. Ноября 14. Я. П.
Очень рад был получить твое письмо, потому что всегда рад узнать и вспомнить о тебе, любезный друг Алексей.Михайлович. Вчера получил твою поэму и прочел ее сначала про себя, а потом вслух - домашним.
Картина семейной жизни очень милая и описание прекрасное, но мысль поэмы для меня почти непонятна: как мысль о смерти, стоящей так уже близко от нас с тобой по нашим годам, не вызывает в тебе мыслей другого порядка? Впрочем, то хорошо, что все люди разны по своему взгляду на мир - каждый смотрит с своей особенной точки зрения. Я, разумеется, совершенно согласен на посвящение поэмы мне. (1) А ведь ты ездишь в столицы мимо нас, почему же ты не заедешь? (2) Мы были бы очень рады, и тебе не стоило бы большого труда. Я всегда дома. Можно поехать из Тулы, из Ясенков и из Козловки. Если из Козловки, то надо написать или телеграфировать, чтоб выслать, потому что там нет лошадей. Надеюсь, до свиданья.
Печатается по публикации в журнале "Русская мысль" 1913,1, стр. 128 (вторая пагинация). Датируется записью в Дневнике Толстого 16 ноября о событии; за 14 ноября (см. т. 51, стр. 106).
Алексет Михайлович Жемчужников. (1821-1908) - поэт, с 1900 г. почетный академик по разряду изящной словесности; один из соавторов, вместе с А. К. Толстым и своими двумя братьями Владимиром и Александром, шуточных и сатирических произведений под общим псевдонимом "Козьма Петрович Прутков".
С Толстым Жемчужников познакомился зимой 1855-1856 гг. в Петербурге и был одним из немногих, с кем Толстой был на "ты".
Ответ на письмо Жемчужникова, ошибочно, судя по почтовым штемпелям, помеченное "5 октября", в котором Жемчужников сообщал, что написал поэму "Загробная тоска", с посвящением в стихах Толстому, просил прочитать ее и разрешить напечатать с "посвящением".
(1) Поэма вместе с посвящением была напечатана в "Вестнике Европы" 1891, 1, стр. 162-171.
(2) Жрмчужников жил в то время в своем имении Павловка, Елецкого уезда Орловской губ. В 1890 г. он в Ясную Поляну не заезжал.
169. В. Г. Черткову от 14 ноября 1890 г.
1890 г. Ноября 16. Я. П.
Мы все живы здоровы, тебя поминаем. Что ты? Не верь докторам. Вылечит только время, сама натура и здоровый образ жизни. Вылечить доктора не могут, а повредить очень могут.
Вот что сделай мне, голубушка: достань критики духовные на "В чем моя вера" - Орфано, (1) Никанора, если об этом он писал, (2) и привези мне. Видишь ли, мне нужно точно цитировать, как духовные писатели отделываются от предписания Х[риста] о непротивлении злу. Я потому объясняю, чтобы ты не привезла того, ч[то] мне не нужно. Да и вообще покупать эти книги жалко, а постарайся так достать. Можно достать и в Музее. (3)
Нынче была телеграмма от С[офьи] А[лексеевны], (4) ч[то] она хорошо доехала и там всё благополучно. Л. Т.
Беседы Антония у меня есть. (5)
Целую Лизу и ее детей. (6)
На обороте: Москва, Скатертный пер., Поварская, д. Колокольцевой. Княгине Л. В. Оболенской, передать Тане.
Впервые опубликовано в журнале "Современные записки", Париж 1928, XXXVI, стр. 198. Дата определяется почтовым штемпелем.
Татьяна Львовна Толстая (1864-1950) - старшая дочь Толстого, с 1899 г. Сухотина. См. т. 83, стр. 83-84.
Выписываемые в этом письме книги нужны были Толстому для работы над второй главой книги "Царство божие внутри вас".
(1) А. Г. Орфано, "В чем должна заключаться истинная вера каждого человека (Критический разбор книги гр. Л. Н. Толстого "В чем моя вера?")", второе исправленное и дополненное издание, М. 1890.
(2) Никанор (Александр Иванович Бровкович, 1827-1890), архиепископ и церковный писатель, реакционер. Его резкие выступления против Толстого собраны в отдельную книгу: "Против графа Льва Толстого. Восемь бесед", Одесса 1891. Некоторых вопросов, затронутых Толстым в статье "В чем моя вера?",.Никанор касается в беседе "О том, что ересе-учение графа Льва Толстого разрушает самые основы не только право-славно-христианской веры, но и всякой религии" - сборник "Беседы и поучение, IV, Одесса 1887, стр. 482-498.
(3) Публичный Румянцевский музей в Москве, ныне Всесоюзная библиотека имени В. И. Ленина.
(4) Софья Алексеевна Философова (1847-1901), теща второго сына Толстого, Ильи Львовича, приезжавшая из своего имения Паники в Ясную Поляну.
(5) Антоний (Алексей Павлович Храповицкий, р. 1864), в то время архимандрит, церковный писатель, реакционер. В яснополянской библиотеке сохранились его книги о Толстом: "Беседы о нравственном превосходстве православного понимания евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (оттиск из "Церковного вестника", 1888) и "Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого" (изд. ред. "Церковного вестника", СПб. 1888).
(6) Елвавета Валерьяновна Оболенская (1852-1935), дочь сестры Толстого Марии Николаевны.
171. Е. А. Покровскому. Черновое.
1890 г. Ноября 17. Я. П.
Очень благодарен вам, уважаемый Егор Арсеньевич, за присылку журнала. (1) Он мне очень понравился, насколько я успел познакомиться с ним. Жена и дочери все читают и тоже благодарят вас за него. У меня много брошюр по тому же предмету, как и брошюра Борис. Я пришлю их вам на-днях. (2) Очень жалею, что вы не находите удобным печатание письма. Оно может принести пользу.
Впервые опубликовано в настоящем издании, т. 27, стр. 709. Датируется по содержанию и записи в Дневнике Толстого 18 ноября (см. т. 51, стр. 106)
Егор Арсеньевич Покровский - детский врач, лечивший в семье Толстого; редактор журнала "Вестник воспитания", автор брошюры "Об уходе за малыми детьми", М. 1889, в которую Толстой написал вставку "О соске" (см. т. 27).
Ответ на письмо Покровского от 11 ноября, в котором Покровский благодарил Толстого за присылку письма Э. Берне и сообщал о получении от одной "очень умной матери Калмыковой" заметки "об извращении плотской любви в отроческом и юношеском возрасте".
(1) "Вестник воспитания".
(2) Из письма Покровского от 18 января 1891 г. видно, что Толстой послал ему несколько брошюр издания "Общества морального воспитания в Вашингтоне".
1890 г. Ноября 17. Я. П.
Получил, как всегда с большой радостью, ваше письмо, дорогой Гаврило Андреич: вы всё так же живете духом; а жизнь плотская не наша.
Ваш план приехать к нам и радует, и пугает меня - пугает, как бы поездка не повредила вам; а поездка бесполезная. Предоставьте это дело решить вашей жене; она, верно, вас любит не меньше, чем вы сами себя, и, вероятно, более благоразумною любовью.
Я здоров, по крайней мере вполне доволен своим здоровьем; нет болей, кот[орые] бы отвлекали меня от занятий, и есть возможность работать, писать. Пишу я о противлении злу, о церкви и воинской повинности (1) (не говорите этого), и чувствую себя обязанным высказать то, что думаю и чувствую об этом. - Давно уже я бьюсь над этим и не могу кончить, и не могу оторваться и отдаться другим, манящим меня художественным планам.
Но стараюсь не делать планов, а ждать каждый день смерти и радоваться тому, что сделал нынешним днем, и не тому, что сделал, а тому, что провел день более или менее так, как должно. - Всегда любил, почти не понимая, 28, 29, 30 ст. Мф. XI, и что старше делаюсь, то больше люблю и, кажется, понимаю. Что нами хочет делать бог мы не можем знать, как не может знать лошадь запряженная, куда, зачем и что она везет, но если она кротка и смирна и везет, то она знает, что она работает хозяину, и ей хорошо. Иго мое благо и бремя мое легко.
Прощайте, дорогой друг, извещайте меня почаще о себе, и я буду писать вам. Любящий вас
Л. Толстой.
Впервые опубликовано (с ошибками) в журнале "Вестник Европы" 1915, 3, стр. 19. Дата определяется почтовым штемпелем. Ответ на несохранившееся письмо Русанова.
(1) Статья, впоследствии получившая заглавие "Царство божие внутри вас".
1890 г. Ноября 17. Я. П.
Спасибо, милый друг, за письмо. Вы так лаконичны всегда, что я уж особенно ценю такой кругом исписанный листик. - Хорошо вы сделали, что побывали у всех тех, [у] кого побывали. И им и вам хорошо. -
О Пифагоре ничего не знаю и не думал, но, кажется, что хорошая может выдти книга. (1) Вчера прочел в "Неделе", побранили Диогена и напрасно, и не напрасно за плевок в бороду, (2) а от Никифорова получил письмо, он очень хвалит. Вы не смущайтесь. Как мне приятно было читать то, что вы пишете о том, как много лжи в нас, и о том, как трудно и как нужно освободиться от заботы о мнении людском. Какая у меня на эту тему есть повесть! (3) Да не смею теперь ничем заниматься, кроме как тем, что пишу теперь о противл[ении] злу, о церкви и о воинской общей повинности. Всё это в связи и всё это очень важно. Я чувствую, что обязан не написать (это от бога зависит), а писать это.
Где Ругин? Удивительный, сильный и чистый душою Ругин? Он пошел в Москву, кажется, в сентябре, и с тех пор я ничего не знаю про него. -
Я вас очень живо почувствовал по последнему письму и почувствовал прежнюю связь с вами, к[оторая] как-то ослабла как будто. -
Пишите жене. Очень хотелось бы повидаться. Маше тоже очень по сердцу было ваше письмо. Целуйте всех наших друзей в Ржевеке.
Два небольших отрывка впервые напечатаны в "Толстовском ежегоднике" 1913, в отделе "Письма Л. Н. Толстого", стр. 122, и в Б, III, стр. 177. Датируется записью в Дневнике Толстого 18 ноября (см. т. 51, стр. 106).
Ответ ва несохранившееся письмо П. И. Бирюкова.
(1) Пифагор (около 582 - после 507 до н. э.), греческий философ и математик. Книгу о нем Бирюков не написал.
(2) Толстой имеет в виду изданную "Посредником" книгу П. И. Бирюкова (без фамилии автора) "Греческий мудрец Диоген", М. 1891. В отделе "Новые книги" газеты "Неделя" 1890, N 45 от 11 ноября, столб. 1441-1443, была помещена рецензия, отрицательно отзывавшаяся о книге. Комментируемое в письме место вызвано следующими словами рецензии: "Жаль, что составитель книжки, видимо добросовестно работавший над нею, не исключил из преданий о Диогене те, которые только компрометируют учение этого мудреца. Например, что достойного подражания в следующем анекдоте: пришел Диоген в гости к богачу, захотел плюнуть и, видя вокруг всё чистые углы и роскошь, плюнул в бороду хозяину: не нашел, дескать, более грязного места?"
(3) Повесть "Отец Сергий", начатая 6 июня 1890 г. Над этой повестью Толстой работал лето и осень 1890 г. и с перерывами в 1891 и 1898 гг. Однако она осталась неотделанной. Впервые напечатана в "Посмертных художественных произведениях", под ред. В. Г. Черткова, М. 1911, т. II, стр. 5--48. См. т. 31.
1890 г. Ноября 21. Я. П.
Очень сожалею, любезный Файвель Бенцелович, что запрещение помешало протесту быть напечатанным. Может быть, он дождется лучших времен и в то время еще разрастется подписями.
Очень вам благодарен за присланные мне книги, я прочел их и много узнал из них. Мне очень радостно было узнать из них, что этическое учение евреев гораздо выше, чем то, кот[орое] я предполагал. Христианское учение устанавливает равенство и братство всех людей, и потому предположение о том, что какие-нибудь люди могут быть обижены в самых важных людских свойствах, в сознании нравственного идеала, есть, нехристианское понятие. И потому чем выше понимаешь нравственное учение других людей или народов, тем это радостнее для христианина.
Очень вам благодарен за эти книги и теперь возвращаю их.
Желаю вам всего хорошего, а главное освобождения, или, скорее, превозможения сознания обиды, кот[орую] терпит ваш народ. Это сознание должно быть очень мучительно и отравляет жизнь. Я думаю, что можно превозмочь это чувство - прощением и любовью к врагам, и от всей души желаю вам этого.
Печатается по публикации в журнале "Летопись" 1916, 3, стр. 221-222. Впервые почти полностью с датой 22 ноября 1890 г. опубликовано в книге: Ф. Г[ец], "Слово подсудимому!", СПб. 1891, стр. XIII. Датируется записью в Дневнике Толстого 21 ноября (см. т. 51, стр. 108).
Ответ на письмо Геца из Петербурга от 15 ноября, в котором Гец извещал о запрещении министром внутренних дел печатать протест, подписанный и Толстым, против гонения на евреев. См. прим. к письму N34.
1890 г. Ноября 21. Я. П.
Дорогой Вячеслав Михайлович,
Мысли издания народного журнала нельзя не сочувствовать, но, во 1-х, я очень занят теперь другими делами, а времени до смерти уже мало, во 2-х, главное, издание хорошего по направлению народного журнала у нас будет не изданием, а танцеванием на канате, конец которого может быть только двух родов - оба печальные - компромиссы с совестью или запрещение.
Журнал нужен такой, который просвещал бы народ, а правительство, сидящее над литературой, знает, что просвещение народное губительно для него, и очень тонко видит и знает, что просвещает, т. е. что ему вредно, и всё это запрещает, делая вид, что оно озабочено просвещением: это самый страшный обман, и надо не попадаться на него и разрушать его.
Вот написать краткий критический обзор священного писания, что вы делали - хорошее дело. Картину Ге я считаю картиной, составляющей эпоху в живописи.
Прощайте. Желаю вам всего хорошего - главное спокойно плодотворной работы, такой, которой бы никто не мешал и не мог помешать - это работа над собой. Она же и сама бывает плодотворная в смысле воздействия на других: так мир устроен.
Печатается по машинописной копии, с ошибочной датой "1903?", из АЧ. Впервые опубликовано в газете "Слово" 1905, N 31 от 2 января, стр. 5. Датируется записью в Дневнике Толстого 21 ноября (см. т. 51, стр. 108).
Вячеслав Михайлович Грибовский (1867 - 1925 или 1928) - в то время студент последнего курса юридического факультета Петербургского университета. С 1910 г. профессор государственного права. См. т. 63, стр. 260-261.
Ответ на письмо Грибовского от 14 ноября 1890 г. из Петербурга, в котором Грибовский писал о намерении издавать газету "для низших классов и для рабочих, с известным направлением" и просил "совета и указания" Толстого; помимо этого сообщал свое впечатление от картины Н. Н. Ге "Что есть истина?".
1890 г. Ноября 21. Я. П.
Дорогой друг и брат
Емельян Максимович. (1)
Я думаю, что ваше желанье покупать землю нехорошее.
Не хорошо, во-первых, то, чтобы покупать землю, - пользоваться тем, что есть такой закон, что можно покупать и себе отбирать то, что не должно никому принадлежать, как вода и воздух; это почти так же, я полагаю, грешно теперь, как 30 лет тому назад было грешно покупать людей.
Во-вторых, думаю, что это не хорошо еще и потому, что христианину незачем изменять свою жизнь во внешних делах: для христианина всякая жизнь должна быть хороша; и если он может хотеть изменить что, так только свою и ближних своих духовную жизнь. А полагать,что от перемены внешней жизни - больше земли, лучше земля - переменится внутренняя истинная жизнь - большая ошибка - грех.
Я недавно думал о том, что дела христианина творить волю Отца, но в чем воля Отца? Как узнать, чтоб не ошибаться? А то начнешь думать, что воля Отца в том, чтоб я проповедывал, или в том, чтоб жил так или этак; в том, чтобы жил с семьей или без семьи? И если начнешь так себя спрашивать, никогда не найдешь, в чем воля Отца, и придешь в сомнение и смущение: зачем велено делать волю Отца, а не показано в чём она?
И вот об этом я думаю так: что воля Отца нам показана ясно, но мы не там ищем ее, где она показана нам. Мы всё думаем, что воля Отца может быть во внешних делах, как то, чтобы Аврааму итти в чужую землю и тому подобное, а воля Отца только в том, чтобы мы в том ярме, в которое мы запряжены, были кротки и смиренны и, не спрашивая куда, зачем, что везем, везли бы, пока есть сила, останавливались бы, когда велит, и опять везли бы, когда велят, и поворачивали бы, куда велят, и не спрашивали бы зачем и куда. - "Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем".
Будь кроток и смирен сердцем, будь доволен всем, согласен на всякое положение, и исполнишь волю Отца. Так что волю Отца чтоб выполнять, надо узнать не что делать, а надо узнать как делать то, что приходится делать.
.
Вот что я думаю для себя. Если эти мысли вам пригодятся, буду рад. Целую вас и наших друзей, через которых пишу.
Печатается по машинописной копии из АЧ с датой "1890 г.". Большой отрывок впервые опубликован в сборнике "О смысле жизни. Мысли Л. Н. Толстого, собранные Владимиром Чертковым", изд. "Свободное слово", Christchurch, Hants, 1903, стр. 22-23. Датируется записью в Дневнике Толстого 21 ноября (см. т. 51, стр. 108).
Емельян Максимович Ещенко (р. 1848) - крестьянин Острогожского уезда Воронежской губ., бывший сектант из хлыстов, оставивший секту в конце 1880-х гг.
Ответ на несохранившееся письмо Ещенко. Судя по последующим письмам, он спрашивал совета о покупке земли в Оренбургской губ. для переселения туда своей семьи.
(1) В машинописной копии АЧ: Иванович.
Ещенко ответил 2 января 1891 г.
177. В. Г. Черткову от 21 ноября 1890 г.
178-179. С. А. Толстой от 22 и 23 ноября 1890 г.
1890 г. Ноября 30. Я. П.
Не отвечал тебе тотчас, милый друг, оттого, что ездил в Крапивну, (1) а потом суета сделалась приездом и нездоровий. (2) Мама немножко нездорова, и Миша (3) очень - в роде тифа, и Борелъ (4) тоже; да и самому 2-й день нездоровится, голова болит. Статью не надо печатать и не надо также писать. Если неприятны бестолковые и ложные суждения, то лучшее средство, чтобы их было как можно меньше, ничего не отвечать, как я всегда и делал и считаю даже нужным делать. Кроме-того, отвечать значит итти против принятой мною издавна системы. (5) Теперь повести: я на месте Цертелева (6) тоже не-напечатал бы ее. (7) Главное, два недостатка: герой неинтересен, несимпатичен, а автор относится к нему с симпатией, а другое - неприятно действует речь студента, и его поучение ненатурально.- Несимпатичен герой тем, что он барчук и не видно, во имя чего он старается над собой, как будто только для себя. И оттого и его негодование слабо и не захватывает читателя.
У тебя, я думаю, есть то, что называют талант и что очень обыкновенно и не ценно, т. е. способность видеть, замечать и передавать, но до сих пор в этих двух рассказах (8) не видно еще потребности внутренней, задушевной высказаться, или ты не находишь искреннюю, задушевную форму этого высказывания.
В обоих рассказах ты берешься за сверхсильное, сверхвозрастное, за слишком крупное. Я не буду отстаивать своего мнения, я стараюсь только как умею высказать то, что думаю. Попытайся взять менее широкий, видный сюжет и постарайся разработать его в глубину, где бы выразилось больше чувства, простого, детского, юношеского, пережитого. Пишу, чтобы не откладывать, а у меня голова болит. В другой раз яснее бы выразил. Да еще поговорим, живы будем.
Печатается по машинописной копии из АЧ. Дата копии подтверждается упоминанием этого письма под датой "30 ноября" в Списке М. Л. Толстой.
Ответ на несохранившееся письмо Л. Л. Толстого.
(1) Толстой ездил в Крапивну, где 27 ноября состоялась сессия Тульского окружного суда по делу четырех крестьян деревни Ясная Поляна, убивших в пьяном виде своего односельчанина - конокрада Гавриила Болхина. Цель поездки была - присутствием своим смягчить приговор суда, что и удалось: трех осужденных приговорили к поселению вместо угрожавшей им каторги, а одного оправдали.
(2) Так в копии.
(3) Михаил Львович Толстой (1879-1944), шестой сын Толстого.
(4) M-r Borel, француз, гувернер Андрея и Михаила Львовичей.
(5) Речь идет о статье Л. Л. Толстого с возражениями против воспоминаний однокурсника Толстого по Казанскому университету, В.. Н. Назарьева, опубликованных в "Историческом вестнике" 1890, 11, под заглавием "Жизнь и люди былого времени". См. т. 51, стр. 109. Статья Л. Л. Толстого в печати не появлялась.
(6) Дмитрий Николаевич Цертелев (1852-1911), писатель и философ-идеалист, в 1890-1892 гг. редактор "Русского обозрения".
(7) Рассказ Л. Л. Толстого "Любовь" напечатан под псевдонимом "Л. Львов" в "Книжках Недели" 1891, март, стр. 107-132.
(8) Второй рассказ Л. Л. Толстого - "Монте-Кристо" напечатан в детской журнале "Родник" 1891, 4, стр. 337-348.
181. В. Г. Черткову от 30 ноября 1890 г.
2890 г. Декабря 2. Я. П.
Думал и думаю над вашим письмом и очень хотел бы послужить вам, но до сих пор не пришел ни к какому решительному плану. Скажу всё, что думаю.
Объективное изложение самое невыгодное. Оно избирается большей частью людьми, которым нужно скрывать; вам же, напротив, нужно выворотить нутро. Чем искреннее, задушевнее (обыкновенно искренность приравнивают с самоосуждением; не впадайте в эту ошибку: искренно только вполне, когда себя и ругаешь, и осуждаешь, и одобряешь), тем лучше - нужнее людям. Первая форма- исповеди, самой задушевной - наилучшая; но недостаток такой формы, часто впадение в рефлексию, копание в душе, и оттого холодность, отвлеченность, неинтересность. Я думаю, надо руководящей нитью всего рассказа взять свою внутреннюю душевную жизнь - свой рост, но описывать его образами, событиями самыми простыми, обычными, хоть в форме дневника, в котором останавливаться на том, что привлечет внимание. Так себе воображаю: 1 февраля. Своя внутренняя душевная одинокая работа и краткое упоминание о товарищах, работах. 2, 3, 4, 5 февр[аля] ничего особенного - всё то же. 6-го. Приезд NN или отъезд: его характеристика, отношение с ним. 7-го. Работа на гумне, со скотом, отношение к ней мое, моих товарищей. 8-го. Приход крестьян, разговоры. 9-го. Разговор с товарищами, столкновение" Внутренняя одинокая работа. Пища, лишения, радости, дети; опять внутренняя работа.
Это, боюсь, неясно, но, главное, желал бы, чтобы был описан и тот материал жизни, над которой приходилось работать, и сама работа. Главное - работа внутренняя, душевная, и чтобы показана была не оконченная работа, а процесс работы на самом деле. - Задаваться не надо никакой темой общей, напр[имер], хоть той, что общинная жизнь желательна или нежелательна, а только высказывать свое отношение к той жизни, которая велась, и различные фазисы этого отношения. Не бояться подробностей, не бояться оскорбить товарищей: писать, что чувствуешь, и давать характеристики самые подробные, опять не общие, а из течения жизни. Писать с мыслью о том, что прочтется это после моей смерти и произведенное впечатление на мне не отразится, а пишу только для служения богу, для того, чтобы сказать братьям то, что мне удалось узнать, и чего они не знают, и что им нужно знать.
Не жалеть своего труда, писать, как пишется, длинно и потом исправлять и, главное - сокращать. Золото в деле писания получается, по моему опыту, только просеиванием.
Писать таким языком (если возможно, это очень желательно), чтобы крестьянин с аттестатом грамотности мог понять.
Подумаю еще. Если что лучше вздумаю, напишу. И вы пишите.
Напишите, пожалуйста, про себя, как дошли. (1) Я съездил хорошо и успешно. Одного совсем оправдали, а трем очень смягчили. (2)
Печатается по машинописной копии из архива М. Л. Оболенской. Датируется записью в Дневнике Толстого 3 декабря о событиях за 2 декабря (см. т. 51, стр. 111).
Аркадий Васильевич Алехин (1854-1918). См. о нем в т. 64, стр. 298.
Ответ на несохранившееся письмо Алехина, в котором, судя по записи в Дневнике Толстого 7 ноября, Алехин писал о своем намерении составить "декларацию своих религиозных основ жизни" (см. т. 51, стр. 102).
(1) В конце ноября 1890 г. Алехин был в Ясной Поляне, откуда ушел в Курск.
(2) См. прим. 1 к письму N 180.
1890 г. Декабря 3. Я. П.
Получил ваше и последнее письмо, дорогой Николай Семенович, и книжку Обозр[ения] с вашей повестью. (1) Я начал читать, и (2) мне очень понравился тон и необыкновенное мастерство языка, но... потом выступил ваш особенный недостаток, от кот[орого] так легко казалось бы исправиться и кот[орый] есть само по себе качество, а не недостаток - exuberance (3) образов/красок, характерных выражений, которая вас опьяняет и увлекает. Много лишнего, несоразмерного, но verve (4) и тон удивительны. - Сказка все-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше.
Намерение ваше приехать к нам с Гольцевым, кроме большого удовольствия, во всякое время нам ничего доставить не может.
Ге был еще у нас, когда пришло ваше последнее письмо, и мы вместе с ним смеялись вашему описанию. Но тут кроме смеха дело очень интересное и знаменательное. Когда увидимся, поговорим.
Так до свиданья.
Впервые опубликовано (с ошибками) в газете "Русские ведомости" 1911, N 104 от 7 мая, стр. 3. Датируется записью в Дневнике Толстого 3 декабря (еж. т. 51, стр. 111). Датировано Лесковым на автографе 2-м декабря.
Николай Семенович Лесков (1831-1895) - писатель. Находился в дружественных отношениях с Толстым.
О взаимоотношении Толстого и Лескова см. Н. Гудзий, "Толстой и Лесков" - "Искусство" 1928, 1-2; "Письма Н. С. Лескова", под редакцией и с вступительной заметкой С. П. Шестерикова - "Труды Публичной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Письма Толстого и к Толстому", Гю, М. - Л. 1928, стр. 60-189; С. П. Шестериков, "Письмо Л. Н. Толстого к Н. С. Лескову" - "Толстой и о Толстом", IV, М. 1928, стр. 11-13; Н. Н. Апостолов, "Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков" - в книге "Лев Толстой и его спутники", М. 1928, стр. 218-225; П. Сергеенко, "Л. Толстой и Н. Лесков" - "Русские ведомости" 1911, N 104 от 7 мая, стр. 2-3; А. И. Фаресов, "Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем", СПб. 1904, стр. 69, 70-71.
Письмо Лескова, на которое отвечает Толстой, а также и все письма его к Толстому за 1890 г. не сохранились.
(1) Н. С. Лесков, "Час воли божией"-"Русское обозрение" 1890, 6, ноябрь, стр. 115-140. Сюжет этого рассказа был сообщен Лескову Толстым. См. А. Б. Гольденвейзер, "Вблизи Толстого", I, M. 1922, стр. 113.
(2) Зачеркнуто: пришел в восторг.
(3) [избыток, излишество]
(4) [жар, восторг]
1890 г. Декабря 3. Я. П.
Спасибо вам, дорогой Николай Николаевич, за хлопоты по моим делам, (1) я не понял только, что значат слова Семенова: (2) "всё будет сделано". Можно ли написать Богомольцу, чтоб он ехал в Петербург? Напишите, пожалуйста, тотчас же только ответ на этот вопрос. (3) Книгу вашу (4) получил и прочел не только предисловие, но и многие статьи: они интересны тем, что по ним застаешь юность нигилизма; еще нет у него внушающих седин. - Что с Соловьевым ваша полемика кончилась, очень радуюсь за вас и еще больше за то, что он поймал вас и вы осрамлены. (5) Я для себя желаю или, по крайней мере, хочу желать унижения: "горе вам, если хвалят вас и радуйтесь, если ругают..." Ведь это не шутка, не преувеличение, а истинная правда. Большая для души от этого польза, а от хвалы вред. Для себя желаю, потому и для вас также. Еще больше радуюсь, что статья ваша подвигается. Coleredg'a посылаю вам с Верочкой. (6) "Aids to reflection" (7) сначала понравились мне точностью выражений, а потом я увидал, что точность, ясность выражения, а не содержание - преобладающая забота, и оттолкнуло меня.
Я немножко пишу, но без большой охоты; но живу радостно.
Любящий вас Л. Толстой.
Впервые опубликовано в ПС, стр. 418-419. Датируется записью в Дневнике Толстого 3 декабря (см. т. 51, стр. 111).
Ответ на письмо Н. Н. Страхова, оставшееся неизвестным.
(1) См. письмо N 154.
(2) По-видимому, Николай Петрович Семенов (1823-1904), сенатор. Н. П. Семенов был близко знаком с Н. Н. Страховым.
(3) По делу А. М. и С. Н. Богомолец (см. письмо N 154) Страхов писал Толстому лишь 2 января 1891 г. См. ПС, стр. 421.
(4) Н. Н. Страхов, "Из истории литературного нигилизма 1861-1865. Письма Н. Косицы. Заметки летописца и пр.", СПб. 1890. Сохранилась в яснополянской библиотеке.
(5) См. статья В. С. Соловьева: "Счастливые мысли Н. Н. Страхова. Письмо в редакцию" - "Вестник Европы" 1890, И, стр. 448-454, и "Немецкий подлинник и русский список" - "Вестник Европы" 1890, 12, стр. 707-736.
(6) Вера Александровна Кузминская (р. 1871), племянница С. А. Толстой.
(7) См. прим. 4 к письму N 157.
Ответ Н. Н. Страхова из Петербурга от 2 января 1891 г. опубликован в ПС, стр. 419-421.
185. В. Г. Черткову от 3 декабря 1890 г.
1890 г. Декабря 4-9. Я. П.
Дорогой Александр Никифорович!
Письмо это передаст вам самарский каретник Валерьян Кононович Панов. - Это человек, самобытно дошедший до понимания Христова христианства. Ему радостно будет повидаться и с вами, и с Иван Петровичем Брашниным, (1) которому] передайте мою любовь. -