Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 65, Письма 1890-1891 (январь-июнь), Полное собрание сочинений, Страница 13

Толстой Лев Николаевич - Том 65, Письма 1890-1891 (январь-июнь), Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

  
   Мы живем по-старому; я понемногу работаю - пишу; вас попрежнему понимаем и любим.
  
   На конверте: Москва. На Ильинке Торговый банк. Александру Никнфоровичу Дунаеву.
  
  
   Дата определяется сопоставлением записи в Дневнике Толстого 15 де­кабря 1890г., где, вспоминая происшедшее между 4 и 15 декабря, он отме­чает, что самарский каретник Панов был раньше Анат. С. Буткевича и его жены (т. 51, стр. 111), и записи в дневнике С. А. Толстой от 10 де­кабря о посещении Ясной Поляны Анат. С. Буткевичем и его женою утром того же дня (ДСАТ, I, стр. 151).
  
   (1) Иван Петрович Брашнин (1826-1898), московский купец, знакомый Толстого, сочувствовавший его взглядам.
  

187. И. Б. Файнерману.

  
   1890 г. Декабря 12. Я. П.
  
   Очень рад был получить известие о вас, дорогой Исаак. Я еще прежде вашего письма знал о вас от Аркадия Алехина, к[оторый] заходил ко мне, проходо[м] в Курск и Харьков.
   Вы слишком строги к вашему прошедшему опыту, или не совсем точно определяете то, что оказалось ошибкой. Прин­ципы (разумея под этим словом то, что должно руководить всей жизнью) не виноваты ни в чем, и без принципов жить дурно. Ошибка только в том, что в принципы возводится то, что не может быть принципом - как крепко париться в бане и т. п. Принципом даже не может быть то, чтобы работать хлебную работу, как говорит Бондарев. (1)
   Принцип наш один общий, основной - любовь, не словом только и языком, а делом и истиною, т. е. тратою, жертвою своей жизни для бога и ближнего. Из этого общего принципа - частный принцип - смирение, кротость, непротивление злу. Последствие этого частного принципа, по всем вероятиям (я говорю, по всем вероятиям, а не всегда, п[отому] ч[то] может же быть человек посажен в тюрьму или подобное этому), будет земельный, ремесленный или фабричный даже, но только во всяком случае тот труд, на кот[орый] менее всего конкурентов и вознаграждение за к[оторый] самое малое. Из всех сфер, где конкуренция велика, человек, не на словах, а на деле держа­щийся учения Х[риста], будет всегда выжат и невольно очу­тится среди рабочих. Так что рабочее положение христианина есть последствие приложения принципа, а не принцип; и если люди возьмут за основной принцип то, чтобы быть рабочим, не исполнив того, что приводит к этому,то очевидно, что выйдет путаница.
   Вот что я думаю по случаю вашего письма, хотя вполне пони­маю то, что вы в нем говорите, и вполне ему сочувствую.
   У меня были Буткевич на-днях, Анат[олий] с женой и Андрей, и я им прочел ваше письмо, и им понравилось. Они, Анат[олий] с женой, жалели, что не знали вашего адреса в Полтаве, чтобы повидать вас проездом. Они теперь в Русанове. (2)
   Грисбаха (3) я вам не посылаю, но Тишендорфа, (4) в к[отором} есть все варианты Грисбаха. Посылаю же Тиш[ендорфа], а не Грисб[аха], п[отому] ч[то] Тиш[ендорф] мой, а тот чужой. -
  
  
  
  

187. П. Б. Файнерману.

  
   1890 г. Декабря 12. Я. П.
  
   Очень рад был получить известие о вас, дорогой Исаак. Я еще прежде вашего письма знал о вас от Аркадия Алехина, к[оторый] заходил ко мне, проходо[м] в Курск и Харьков.
   Вы слишком строги к вашему прошедшему опыту, или не совсем точно определяете то, что оказалось ошибкой. Прин­ципы (разумея под этим словом то, что должно руководить всей жизнью) не виноваты ни в чем, и без принципов жить дурно. Ошибка только в том, что в принципы возводится то, что не может быть принципом - как крепко париться в бане и т. п. Принципом даже не может быть то, чтобы работать хлебную работу, как говорит Бондарев. (1)
   Принцип наш один общий, основной - любовь, не словом только и языком, а делом и истиною, т. е. тратою, жертвою своей жизни для бога и ближнего. Из этого общего принципа - частный принцип - смирение, кротость, непротивление злу. Последствие этого частного принципа, по всем вероятиям (я говорю, по всем вероятиям, а не всегда, п[отому] ч[то] может же быть человек посажен в тюрьму или подобное этому), будет земельный, ремесленный или фабричный даже, но только во всяком случае тот труд, на кот[орый] менее всего конкурентов и вознаграждение за к[оторый] самое малое. Из всех сфер, где конкуренция велика, человек, не на словах, а на деле держа­щийся учения Х[риста], будет всегда выжат и невольно очу­тится среди рабочих. Так что рабочее положение христианина есть последствие приложения принципа, а не принцип; и если люди возьмут за основной принцип то, чтобы быть рабочим, не исполнив того, что приводит к этому,то очевидно, что выйдет путаница.
   Вот что я думаю по случаю вашего письма, хотя вполне пони­маю то, что вы в нем говорите, и вполне ему сочувствую.
   У меня были Буткевич на-днях, Анат[олий] с женой и Андрей, и я им прочел ваше письмо, и им понравилось. Они, Анат[олий] с женой, жалели, что не знали вашего адреса в Полтаве, чтобы повидать вас проездом. Они теперь в Русанове. (2)
   Грисбаха (3) я вам не посылаю, но Тишендорфа, (4) в к[отором] есть все варианты Грисбаха. Посылаю же Тип[ендорфа], а не Грисб[аха], п[отому] ч[то] Тиш[ендорф] мой, а тот чужой. -
  
   Не увлекайтесь вы этими вариантами. Я это испытал, это скользкий путь. Смысл каждого места - во всем Евангелии, и кто не может понять смысла отдельного места сообразно всему духу его, того ничем не убедишь.-Помогай вам бог. Пишите мне.
  

Л. Толстой.

  
  
   Печатается по машинописной копии из АЧ с датой "1891 г. (?)". Впер­вые полностью опубликовано с датой "Март 1891 г." в газете "Елисаветградские новости" 1904, N 82 от 12 февраля, стр. 2. Дата определяется следующими данными: почтовым штемпелем отправления "Полтава, 5 февраля 1891 г." на конверте ответного письма Файнермана; первыми словами этого ответного письма о том, что настоящее письмо Толстого и посыпка пролежали полтора месяца на почте и Файнерман получил их только накануне; и упоминанием под датой "12 декабря" об этом письме в Списке М. Л. Толстой.
   Исаак Борисович Файнерман (1863-1925) - в то время разделяв­ший взгляды Толстого. В 1889-1891 гг. жил в Елизаветграде и Полтаве, где занимался столярным ремеслом, а также работал в основанной им земледельческой общине в Глодоссах; позднее литератор, писавший под псевдонимом Тенеромо. См. т. 63, стр. 412-413.
   Ответ на несохранившееся письмо Файнермана.
  
   (1) Тимофей Михайлович Бондарев (1820-1898), крестьянин, автор книги "Торжество земледельца или трудолюбие и тунеядство". См. т. 63, -стр. 277-278.
   (2) Село Крапивенского уезда Тульской губ.
   (3) Толстой имеет в виду книгу Иогана-Якоба Гризбаха (I. J. Griesbach, 1745-1812) "Novum testamentum graece" ("Новый завет по-гре­чески"). Этой книгой Толстой пользовался в работе над "Соединением, переводом и исследованием четырех евангелий".
   (4) Книга Константина фон Тишендорфа (К. von Tischendorf, 1845- 1874) "Novum testamentum graece et latine" ("Новый завет по-гречески и по-латыни"}. Толстой ею также пользовался в работе над евангелиями.
  
  

188. В. Г. Черткову от 12 декабря 1890 г.

189. В. И. Алексееву.

  
   1890 г. Декабря 13. Я. П.
  
   Спасибо, что написали, дорогой Василий Иванович. Радуюсь вашему счастью и живу с вами. Помогай вам бог. - По вашим письмам не пойму вашу жену, и радуюсь мысли узнать ее и лолюбить.
   Вот работа, к[оторую] я предложу ей: есть - вы знаете, такой писатель, Метью Арнольд, он написал "Critical essays" (1) или подобное этому заглавию - два тома Таухница; (2) я их читал, это ряд критических статей о малоизвестных писателях и статья о том, что есть критика. (3) Это замечательно умно и хо­рошо - полезно, и я уверен, что помещу это в журнале каком-нибудь. Целую вас. Л. Толстой.
  
  
   На обороте: Полтава, Александровская улица, д. Кочанова. Василию Ивановичу Алексееву.
  
  
   Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 12, стр. 317. Дата определяется почтовым штемпелем отправления: "Тула, 14 декабря 1890 г." и упоминанием этого письма под датой "13 декабря" в Списке М. Л. Тол­стой.
   Ответ на несохранившееся письмо Алексеева.
  
   (1) М. Арнольд, "Essays in criticism", сборник критических статей в двух частях (изд. Ch. В. Tauchnitz, 1865 и 1888).
   (2) Христиан-Бернгард фон Таухниц (Christian Bernhard von Tauchnitz, 1816-1895), учредитель издательской фирмы в Лейпциге, известной своим изданием английских авторов.
   (3) "The function of criticism at the present time" (сокращенный рус­ский перевод: Матью Арнольд, "Задачи современной критики", изд. "Посредник", М. 1902).
  
  

190. О. А. Баршевой.

  
   1890 г. Декабря 13. Я. П.
  
   Продолжаю Машино письмо. Особенно рад был получить известие о вас, Ольга Алексеевна, потому что по последнему известию знал, что у вас лихорадка, и боялся за вас. Как хо­рошо вы живете! Мне представляется ваше житье чем-то басно­словным, а оказывается вот уже сколько временп прожили. На-днях был у [нас] Рахманов. Недели две тому назад Алехин, идущий пешком без денег и без шубы в эти страшные морозы из Тверской губернии через Курск в Харьков. Совсем без де­нег - радость. Тут же на-днях был Буткевич с женой, которые едут из Елисаветграда к брату под Крапивной. Все живут как люди, только я живу не как люди, а как скверно. Иногда ску­чаю этим, но браню себя за это; не надо скучать, а лучше жить. Всё стараюсь писать, да плохо пишется. Только бы помог бог не делать, не говорить, не думать зла.
  

Лев Толстой.

  
   Печатается по рукописной копии в тетради N 15 из АЧ. Автограф сгорел. Два отрывка впервые опубликованы в журнале "Голос минувшего" 1919, 5-12, стр. 175; полностью опубликовано в книге Е. Е. Горбуновой-Посадовой "Друг Толстого Мария Александровна Шмидт", М. 1929, стр. 36. Датируется сопоставлением содержания письма с упоминанием его под датой "13 декабря" в Списке М. Л. Толстой.
   Приписка к несохранившемуся письму М. Л. Толстой.
   Ольга Алексеевна Баршева (1844-1893) - бывшая классная дама московского Николаевского сиротского института, сослуживица и под­руга М. А. Шмидт.
  
  

* 191. В. А. Гольцеву.

  
   1890 г. Декабря 14. Я. П.
  
   Дорогой Виктор Александрович!
   Письмо это передаст вам г-н Диллон проездом от меня. (1) Если это возможно, то, пожалуйста, дайте ему оттиск предисло­вия моего к книге Алексеева.
   Кроме того, я уверен, что вы найдете удовольствие в зна­комстве с ним.
   Мы ждем вас с Лесковым, и я очень рад этому.
  

Ваш Л. Толстой.

  
   Дата определяется записью в Дневнике Толстого 15 декабря о пре­бывании и отъезде Диллона (т. 51, стр. 111) и упоминанием под датой "14 декабря" письма к В. А. Гольцеву в Списке М. Л. Толстой.
  
   (1) Э. М. Диллон приехал в Ясную Поляну 12 декабря и уехал 15 декабря (см. ДСАТ, I, стр. 153-154).
  
  

*192. А. В. Дольнеру.

  
   1890 г. Декабря 17. Я. П.
  
   Дорогой Анатолий Константинович. (1)
  
   От Русанова, бывшего у меня, узнал о том, что вы больны в Одессе, и тут же вскоре получила М[аша] ваше письмо. (2) Надеюсь, что это письмо не пропадет, как Воронежское. (3)
   Сям не знаю, жалею ли я вас. Простое первое, непосредствен­ное чувство это жалость, но как подумаю о вас, насколько я знаю происходящую в вас внутреннюю работу, так думаю, что хорошо, как и всё, совершающееся по закону бога и жизни. Но если это хорошо, то для вас; для меня же очень нехорошо то, что вы страдаете, нехорошо и больно. Пишу я с этой почтой письмо одному Одесскому учителю, (4) кот[орого] не знаю, но с к[оторым] имел сношения по учреждаемому им обществу трез­вости, прося его зайти к вам и помочь, чем можно - в чем нужно. - Место Анненковой (5) занято; но мне приходит в голову предложить вам место в Москве у Сытина, в устраиваемой им рисовальной школе. (6) И еще есть место в виду - домашнего учи­теля в семействе добродушного простого помещика, воспиты­вавшего прежде детей старших в гимназии, а теперь решив­шего оставаться в деревне и там учить их. Напишите попод­робнее о себе и в матерьяльном, и в духовном отношении. -
   Через Рус[анова], слышавшего от Алмазова, я знаю про ваше житье на Кавказе. Про Пастухова знаю только то, что он еще в Белеве, хотя и слабо держится там. Вероятно, на-днях увижу его, когда он приедет на праздники в Тулу. -
   Ничто, я думаю, столько, как ваше положение, не освобо­ждает от зависимости от людей, и не приближает или, скорее, может приближать к богу. Только тогда обопрешься на него, когда люди оставят. Помогай вам бог нести свой крест терпе­ливо, покорно, чтобы вынести всё то добро, кот[орое] дает и может дать внешнее страдание. А то обидно, как страдание было тоже, а борясь с ним, негодуя, отчаиваясь, не вынес из него всё то, что свойственно ему давать.
   Братски целую вас.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
  
   Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 20 декабря о событиях за 17 и 18 декабря (т. 51, стр. 114) и упоминания о нем под датой "17 декабря" в Списке М. Л. Толстой.
  
   (1) После увольнения от должности сельского учителя (см. прим. к письму N 41) Дельнер сделал неудачную попытку поселиться на Кавказе; с Кавказа Дольнер поехал в Одессу, где заболел. Очутившись без средств в незнакомом городе, он испытывал сильную нужду.
  
   (1) Ошибка Толстого. Дольнера звали: Анатолий Владиславович.
   (2) Упоминаемое письмо неизвестно.
   (3) См. "Список писем Л. Н. Толстого, текст которых неизвестен", N 38.
   (4) А. И. Ярышкину. См. письмо N 195.
   (5) См. прим. 1 к письму N 152.
   (6) Школа, организованная для детей рабочих при типографии И. Д.Сытина, готовившая специалистов технического рисования и литографского дела для нужд своего издательства. Устроителем и заведующим школы был худеюшк Н. А. Касаткин (1859-1930). С 1905 г. школа готовила художниюв-графиков. См. В. Фролов, "Художественная школа при глав­ной типо-литографии И. Д. Сытина" - "Полвека для книги". Литературно-художественный сборник, посвященный пятидесятилетию издательской деятельности И. Д. Сытина, М. 1916, стр. 582-584.
  
  

* 193. Ж. Г. Журавову.

  
   1890 г. Декабря 17. Я. П.
  
   Как хорошо, что вы, как и писали в предпоследнем письме, довольны своей участью, не ищете изменения ее, и теперь вы­ражаете еще большее довольство. Я радуюсь за вас, потому что довольство своими внешними материальными условиями пока­зывает совсем не то, как думают обыкновенно, что эти условия хороши, а только то, что внутреннее, душевное состояние хо­рошо, что у человека есть духовная пища. Если же нет этой духовной пищи, то какие бы ни были внешние условия, человек никогда ими не доволен. Пища же жизни истинной состоит в том, чтобы творить волю пославшего нас сюда и совершить дело его. Воля же его и дело его то, чтобы, во-первых, отда­вать оброк за данную нам жизнь добрыми делами, добрые же дела суть те дела, которые увеличивают любовь в людях, а дело его то, чтобы увеличить, возрастить тот талант, нашу душу, который дан нам. И одно нельзя сделать без другого. Нельзя делать добрых дел, увеличивающих любовь, без того, чтобы не увеличить свой талант, свою душу, не увеличить в ней лю­бовь, и нельзя увеличить свой талант, увеличить любовь в своей душе без того, чтобы не делать добро людям, увеличивая в них любовь. Так что одно зависит от другого, и одно поверяет дру­гое. Если ты делаешь дело, которое считаешь добрым, но не чувствуешь увеличения любви в своей душе, если в твоей душе при этом не радостно, то знай, что дело, которое ты делаешь, не доброе. Если ты что-либо делаешь для своей души и при этом не увеличивается добро в людях, то знай, что бесполезно то, что ты делаешь для своей души.
   Так я думал последнее время, и мысли эти помогли мне жить, и потому сообщаю их и вам.
  
  
   Печатается по машинописной копия из АЧ. Большой отрывок впервые опубликован в сборнике "О смысле жизни. Мысли Л. Н. Толстого, собранные. Владимиром Чертковым", изд. "Свободноеслово", Christchurch, 1903 , стр. 20- 21. Дата копии "18 декабря 1890 г." уточняется на основании записи в Днев­нике Толстого 20 декабря о событиях за 17 и 18 декабря (т. 51, стр. 114)" и упоминания о нем под датой "17 декабря" в Списке М. Л. Толстой.
   Иван Герасимович Журавов (р. 1862) - крестьянин села Хотуш, Тульского уезда, автор нескольких рассказов, напечатанных в "Посреднике". См. т. 64, стр. 234.
   Письмо Журавова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
  

194. С. Т. Семенову.

  
   1890 г. Декабря 17. Я. П.
  
   Очень рад был получить ваше письмо, дорогой Сергей Те­рентьевич, - рад был особенно п[отому], ч[то] вижу, что вы не перестаете стремиться к тому совершенству, к[оторое] ука­зано нам Христом, и страдаете, когда отступаете от него, и не теряете надежду приближаться к нему.
   Как ни дурен поступок Петра, отрекшегося от своего учителя, мы все, вероятно, испытали одно и то ж[е] чувство увеличения любви к Петру тогда, когда он оплакивал это свое отречение.
   Семейные дрязги, как вы пишете, самый сильный соблазн. Трудней всего среди них удержать верность своим намерениям добра; и потому, я думаю, все силы души надо напрягать на то, чтобы не понижать своей жизни именно в этой домашней среде. Я говорю вам то, что сам испытываю и чем сам страдаю. - Помогает мне в этом, главное, память о том, что семейные - жена, дети, для вас - отец, мать, если сами не уважают меня, как бы мне хотелось, то себе требуют от меня уважения, и что, если я не могу относиться к ним всегда с любовью, и всегда должен, несмотря на их ко мне отношение, относиться к ним-с уважением. А то самое обыкновенное в семье: либо любовь, либо презрение, пренебрежение; а пренебрежение после любви особенно чувствительно. Кроме того, если я в глубине души считаю, что я нравственно стою выше, ближе к истине, к Христу, чем они, что очень дурно, то эта самая большая близость, к Х[ристу] обязывает меня не считаться с ними, не судить их недостатков, а переносить их обиды терпеливо, радостно. Если я более христианин, чем они, то это должно чем-нибудь выразиться, а больше нечем, как смирением, покорностью, неосуждением.
   Еще помогает мне в этих соблазнах молитва. Молитесь бес­престанно, чтобы не впасть в искушение. Это трудно, но если достигнешь этого, то очень много придает нравственной силы. Молиться беспрестанно в середине разговора, кот[орый] начи­нает становиться раздражительным, в суете работы, можно только какой-нибудь очень короткой молитвой, такой, к[оторая] напоминала бы двумя, тремя словами то, что нужно помнить.У каждого такая своя должна быть молитва. Я чаще всего в эти минуты, когда вижу, что я сбиваюсь и начинаю говорить или делать не то, что надо, молюсь так: живи для бога, или перед богом, и это образумивает меня. - Мне жаль, что у вас нет близких по духу людей -это большая радость; но не скажу, чтоб это была необходимость. Духовный рост иногда лучше совершается в одиночестве. -
  
  
  
  
  
  
   Я за последнее время написал только статью: "Зачем люди одурманиваются?" против вина, табаку и др. Я вам пришлю, когда выждет, а теперь пишу о непротивлении злу насилием. Послесловие к Крейц[еровой] Сон[ате] вы, вероятно, знаете. В Москве вы найдете много друзей, и все будут рады вас ви­деть. Пишите мне.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
  
  
  
   Впервые опубликовано в сборнике "Летописи", 12, стр. 72-73. Дата, имеющаяся на копии АЧ: "18 декабря, 1890 г.", уточняется на основании записи в Дневнике Толстого 20 декабря (т. 51, стр. 114) и упоминания об этом письме под датой "17 декабря" в Списке И. Л. Толстой.
   Письмо Семенова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
  

* 195. А. И. Ярышкину.

  
   1890 г. Декабря 17. Я. П.
  
  
  
  
  
  
  
   Я вчера получил из Петербурга известие, что устав вашего общества трезвости (1) утвержден. Желаю вам успеха. Пишу вам, чтобы просить вас сделать мне большое одолжение. В Одессе в городской больнице лежит любимый и уважаемый мною молодой человек Анатолий Владиславович (2) Дольнер, он быв­ший воспитанник Академии Художеств. У него нет никого знакомых в Одессе и нет никаких средств. Посетите его пожалуйста, узнайте, что ему нужно и, как можете, помогите ему. Если помощь, что всего вероятнее, нужна ему в виде ра­боты, постарайтесь достать ему, если нужна помощь в виде денег и вы можете ссудить мне, то передайте ему, я же сейчас вам вышлю. Надеюсь, что вы не посетуете на меня за эту просьбу и поручение, и даже уверен, что если исполните ее, будете бла­годарны за случай познакомиться с замечательно умным и хо­рошим человеком. Во всяком случае благодарю вас за всё, что вы сделаете.
  

Лев Толстой.

  
  
   Печатается по копии с подлинника, сделанной рукой А. И. Ярышкина. Дата копии "18 дек. 1890 г." уточняется на основании записи в Дневнике Толстого 20 декабря (т. 51, стр. 114) и упоминания об этом пись­ме под датой "17 декабря" в Списке М. Л. Толстой.
   Александр Иванович Ярышкин - в то время учитель в Одессе, орга­низатор "Одесского общества для борьбы с пьянством".
  
   (1) Ярышкин хлопотал через Толстого об утверждении устава Общества трезвости в Министерстве внутренних дел.
   (2) В копии ошибочно: Вячеславович.
  
  

196. Н. Н. Ге (отцу).

  
   1890 г. Декабря 18. Я. П.
  
   Получил ваше письмо, дорогой друг, т. е. к Маше, в то время, как сам каждый день собирался писать вам. Писать нет ничего особенного, а просто хочется, чтобы вы с Количкой помнили меня и знали, что я вас помню и люблю. Известия от вас хо­рошие и те, к[оторые] от вас, и те, к[оторые] мне передал Поша о Количке и его жизни. От вас известия хороши и о том, что Количка собирается приехать, и о том, что Элпидифоровна (1) хорошо устроилась и хорошо себя чувствует, и о том, что работается. (2) Это большое счастье, когда работается с верой в свою работу, счастье, к[оторое] когда дается, чувствуешь, что его не стоишь. У нас всё это последнее время темные посетители: Буткевичи, Поша, Русанов, Буланже, Попов, Хохлов, кот[орые] еще теперь здесь. Поминаю ваши слова, что человек дороже полотна, и тем заглушаю свое сожаление о медленном движении моей работы, кот[орая] разрастается и затягивает меня. (3) А за ней стоят другие, лучшие, ждут очереди, особенно теперь, в это зимнее, самое мое рабочее время. Вчера получил Review of Reviews, в котором статья Диллона о вас (4) и ваш портрет Ярошенки, (5) тайн[ая] веч[еря], выход с т[айной] в[ечери], мило­сердие, Петр и Ал[ексей] и Что есть ист[ина]. Диллон был у нас и рассказывал, что и в Англии последняя картина понрави­лась. (6) Что пишет Ильин? Где он? Как бы опять не замучал вас. У нае все здоровы и благополучны, Лева и Таня уехали к Илье. (7) Поша б[ыл] принят хорошо и оставил нам самое ра­достное, чистое впечатление. Количке, Рубану, (8) Зое, (9) Элпидифор[овне] и прежде всех Анне Петр[овне] передайте мой при­вет и любовь. Читаю я теперь в свободное время книгу Renan, "L'avenir de la science" (10) - это он написал в 48 году, когда еще не был эстетиком и верил в то, что единое на потребу. Теперь же он сам в предисловии с высоты своего нравственного оскопления смотрит на свою молодую книгу. А в книге много хорошего. Чертков просил написать или поправить тексты к кар­тинам, и представьте, что, попытавшись это исполнить, я убе­дился больше, чем когда-нибудь, что эти выбранные лучшие по содержанию картины - пустяки. К евангельской картине могу пытаться писать текст - выразить то, как понял художник известное место, а тут - хоть осужденный, (11) или повсюду жизнь (12) очень хорошие картины, но не нужные и нечего писать о них.. Всякий, взглянув на них, получит свое какое-либо впечатление, но одного чего-нибудь ясного, определенного она не говорит, и объяснение суживает значение ее, а углублять нечего. - Может быть, вы поймете, хотя не ясно. Целую вас всех.
  

Л. Толстой.

  
  
   Впервые полностью напечатано в ТГ,стр. 136-138. Датируется по содер­жанию и упоминанию о письме под датой "18 декабря" в Списке М. Л. Тол­стой. См. также запись в Дневнике Толстого 20 декабря (т. 51, стр. 114).
   Ответ на несохранившееся письмо Н. Н. Ге к М. Л. Толстой.
  
  
   (1) Анна Элпидифоровна Владыкина, в то время фельдшерица, впослед­ствии врач.
   (2) Н. Н. Ге зимой 1890/91 г. работал над картиной "Совесть".
   (3) Работа над статьей "Царство божие внутри вас".
   (4) D-r Е. J. Dillon, "Gay, Artiste and Apostle. Life and works of a famous Russian painter" - "Review of Reviews" 1890, II, N 12. (Д-р Е. Диллон, "Ге, художник и апостол. Жизнь в произведения знаменитого русского художника"). В книге помещены снимки с портрета Ге работы Н. А. Ярошенко (стр. 700) и с картин Ге: "Петр и Алексей" (стр. 701), "Тайная вечеря" (стр. 703), "Выход с тайной вечери" (стр. 705); уничтоженный вариант картины "Молитва в Гефсиманском саду" (стр. 706); окончатель­ный вариант этой картины (стр. 707); "Милосердие" (стр. 711); "Что есть истина?" (стр. 713).
   (5) Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) - художник, член "Товарищества передвижных выставок". Портрет Н. Н. Ге его работы хранится в Русском музее в Ленинграде.
   (6) В Англии картина Ге "Что есть истина?" не выставлялась. Отзывы об этой картине были сделаны, очевидно, по репродукции с нее или же по рассказам видевших ее в Германии. См. В. В. Стасов, "Николай Ни­колаевич Ге", изд. "Посредник", М. 1904, стр. 341.
   (7) Илья Львович Толстой (1866-1933), второй сын Толстого, жил в имении Гриневка, Чернского уезда Тульской губ.
   (8) Григорий Семенович Рубан-Щуровский.
   (9) Зоя Григорьевна Рубан-Щуровская.
   (10) Ernest Renan, "L'avenir de la science. Pensees de 1848", Paris 1890 (Эрнест Ренан, "Будущее науки. Мысли 1848 г.").
   (11) "Осужденный", картина В. Е. Маковского, написанная в 1879 г. Находится в Русском музее в Ленинграде.
   (12) "Всюду жизнь", картина Н. А. Ярошенко, написанная в 1888 г. Находится в Третьяковской галлерее в Москве.
  
  

197. Г. А. Русанову.

  
   1890 г. Декабря 19. Я. П.
  
   Письмо это вам передаст Евг[ений] Иван[ович] Попов, еду­щий от меня к Черткову. Я просил его заехать к вам. Вам обоим хорошо будет узнать друг друга. Как вы доехали? напишите. Обнимаю вас. Дай бог вам продолжать быть таким же, т. е. не переставая итти.
  

Л. Т.

  
  
   На конверте: Воронеж. Введенская улпца, д. Прибытковой. Гавриилу Андреевичу Русанову.
   Впервые опубликовано в журнале "Вестник Европы" 1915, 3, стр. 20. Дата определяется пометой о получении письма на автографе и записью в Дневнике С. А. Толстой 19 декабря, свидетельствующей о том, что Е. И. Попов в этот день еще был в Ясной Поляне (ДСАТ, I, стр. 156).
  

198-199. В. Г. Черткову от 21 и 31 декабря 1890 г.

  
  

* 200. Н. В. Давыдову.

  
   1890 г. Ноябрь - декабрь. Я. П.
  
   Николай Васильевич.
  
   Записку эту передаст вам сын бывшего земского агента Боровкова, который ищет какого бы то ни было места. Он очень жалок. Не можете ли помочь ему и не досадовать на меня, что утруждаю вас.
  

Л. Толстой.

  
   Дата определяется сопоставлением этого письма с письмом к Н. В. Давыдову от 4-13 октября 1890 г., N 150. Письмо это написано после письма N 150, так как здесь Боровков называется уже "бывшим" страховым агентом.
  
  

* 201. Н. В. Давыдову.

  
   1890 г. Конец? Я. П.
  
  
   Если вы помните, дорогой Николай Васильевич, дело дав­нишнее двух женщин, приговоренных к тюрьме за сорванную траву, то вот по этому делу вызывают теперь этих женщин в Окружн[ой] суд. Родные их и они сами в большой тревоге. Что это значит? Будьте добры, сообщите подателю.
  
   (1) Что это, как мы давно не видались? Живы, здоровы, благо­получны ли?
  

Л. Толстой.

  
   Дата определяется приблизительно, записью в Дневнике Толстого 27 августа 1890 г.: "Мужики из Кутьмы. На мировом съезде утвердили решение судьи о заключении двух женщин в острог за подол травы" (см. т. 51, стр. 82).
  
   (1) Абзац редактора.
  

1891

  
  

* 202. П. И. Бирюкову.

  
   1891 г. Января 1. Я. П.
  
   Сейчас получил ваше письмо, дорогой друг, и хочется хоть несколько слов ответить вам. (В том, что идеал недостижим и непостижим, я не только согласен, но так и выражаю это. По мере того, как идеал постигается и достигается, он опять уда­ляется, чтобы вновь еще яснее быть постигнутым и достигнутым. Насчет же того, что по моему определению христианство сли­вается с движением прогресса, я не могу решить, хорошо ли это или дурно. Прогресс есть христианство: он только в хри­стианстве, и поэтому я склоняюсь к такому взгляду. Но поговор[им] об этом после.)
   О ваших личных делах не скажу, что скорблю. Разумеется, больно, но в этом жизнь. В этом жизнь, чтобы делать это не больно себе и другим.
   Сейчас 12 ч., новый 1891 год. Целую вас. Мы живем хорошо. Пишите чаще.
  

Л. Толстой.

  
  
   Письмо Бирюкова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
  

203. Н. Н. Ге (отцу).

  
   1891 г. Января 4. Я. П.
  
   Количке рад я, да и мы все несказанно. Он не такой же, как был, а лучше. -
  
  
   Рассказал он мне про вашу картину. (1) Его ведут, Петр бежит, Иуда стоит и совесть бьет его. Чудесно! Меня умилило.
   Работайте так, кончайте. Впрочем, судья в вас один знает. Обнимаю вас.
  

Л. Т.

  
  
   Впервые опубликовано почти полностью с неверной датой: "31 января 1891 г." в "Книжках Недели" 1897, 8, стр. 183; полностью в ТГ, стр. 139. Датируется на основании пометы на письме о получении его и даты машинописной копии из АЧ.
   Приписка к недатированному письму Н. Н. Ге (сына) к своему отцу. См. прим. 8 к письму N 216.
  
   (1) Картина Н. Н. Ге, названная впоследствии "Совесть". Вариант картины, описанный Толстым со слов Н. Н. Ге (сына), не последний. Картина была приобретена П. М. Третьяковым и находится в Третьяковской галлерее в Москве.
  
  

* 204. П. И. Бирюкову.

  
   1891 г. Января 7. Я. П.
  
   Получил и другое ваше письмо, дорогой Павел Иванович, и рад, что вы в нем бодрее. Спасибо за выписку из Сет[и] Веры. Нынче Софья Андреевна очень взволновалась; ей без всякого основания показалось, что Маша что-то таит от нее, замышляет, и она написала вам письмо и послала деньги за книгу. Она сказала мне, что посылает деньги и пишет, но я не прочел письма. (1) Она эти дни в возбужденном состоянии. Я надеюсь, что это пройдет, и она будет смотреть, как прежде. Я уверен, что когда она увидит, что ни в Маше, ни в вас, ни во мне нет никакой перемены, она сама вернется к старому. Так я говорил Маше, с чем она согласна, так советую и вам, если вы будете отвечать ей.
   Вы каетесь, милый друг, что вам приходят мысли об обще­ственной деятельности. Грех не в том, чтобы думать об обще­ственной деятельности или о чем-либо другом, а в том, чтобы думать о будущем. Не могу вам передать, до какой степени мне ясно, что всякие думы о будущем с нашей возможностью, очень вероятной, не дожить до вечера, есть безумие. Всякое самое хорошее вероятное предположение о будущем, то, что я поеду туда, буду жить там с тем так же нелепо, как предпо­ложение о том, что я буду китайским императором. Нисколько одно не нелепее другого. Нелепее только те мечты, для исполнения кот[орых] нужно предполагать не одну свою, но еще и чужую жизнь в известных условиях. Это камень в ваш огород, если огород этот у вас открыт. Жить нынче, жить завтра, когда оно будет нынче, и выйдет то самое, что нужно и лучшее для нас.
   Да вы всё это знаете лучше меня. Писать ли вам об идеале? Я думаю, что мы согласны, я, по крайней мере, согласен с вами. А теперь и пишу об этом. (2) Бог даст, прочтете. Первое письмо ваше огорчило меня за вас. Жалко вас, но спасибо, что пишете это про себя. Это самое нужное знать. Маша, как и все мы, греш­ные, то поднимается, то падает духом волнообразно, но живет, кажется, хорошо: "кажется", п[отому] ч[то] она одна знает. - Ну, прощайте. Целую вас.
  

Л. Т.

  
   Количка приехал в новый год и теперь еще с нами. Теперь они у Булыгина. Мне очень радостно б[ыло] его видеть. Он такой же, как всегда, еще лучше. Как хорошо, что вы были у него. Я уверен, что ему это помогло.
  
  
   Датируется по содержанию и записи в Дневнике Толстого 8 января (см. т. 52, стр. 4).
   Ответ на письмо Бирюкова, написанное из Ивановского, Костромской губ., от 30 декабря 1890 г.
  
   (1) 7 января С. А. Толстая записала в своем дневнике: "Сегодня я послала Бирюкову деньги за книгу, которую он купил и прислал Маше, и написала ему свое нежеланье отдать за него Машу, прося не приезжать и не перепи­сываться с ней. Маша услыхала, что я говорила об этом письме Левочке, сердилась, говорила, что берет все свои обещания мне назад, я тоже взволновалась до слез" (ДСАТ, I, стр. 165).
   (2) В статье "Царство божие внутри вас".
   П. И. Бирюков отвечал письмом от 9 января.
  
  

* 205. В. А. Гольцеву.

  
   1891 г. Января 7. Я. П.
  
   Очень вам благодарен, дорогой Виктор Александрович, за ваше извещение и хлопоты о книге Алексеева. Нашли ли вы ста­тью для дополнения, а то я поищу в англ[ийских] журналах.
   Книжечку вашу я прочел. Задача слишком трудная, даже невозможная изложить в таком объеме такие важные и поучительные события. (1) А, разумеется, знать их хорошо, полезно, и хорошей грамотей кое-что узнает. Об искусстве всё хочется кончить, да всё не успеваю. (2) Как жаль, что вы раздумали побывать у нас. Может быть, выберете времячко, очень будем рады. Дружески жму вашу руку.
  

Другие авторы
  • Львов-Рогачевский Василий Львович
  • Вердеревский Василий Евграфович
  • Богатырёва Н.Ю.
  • Корнилович Александр Осипович
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Цеховская Варвара Николаевна
  • Достоевский Михаил Михайлович
  • Вестник_Европы
  • Де-Санглен Яков Иванович
  • Короленко Владимир Галактионович
  • Другие произведения
  • Диккенс Чарльз - Холодный дом (главы I-Xxx)
  • Дашков Дмитрий Васильевич - Еще несколько слов о серальской библиотеке
  • Некрасов Николай Алексеевич - Стихотворения 1870-х гг., включавшиеся в собрания сочинений Некрасова ошибочно или без достаточной аргументации
  • Офросимов Михаил Александрович - Коварный друг
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Сова
  • Чичерин Борис Николаевич - История политических учений. Часть вторая. Новое время
  • Пассек Василий Васильевич - Стихотворения
  • Толстой Лев Николаевич - Путь жизни
  • Ричардсон Сэмюэл - Памела, или награжденная добродетель. (Часть четвертая)
  • Аксаков Иван Сергеевич - Лернер. И. С. Аксаков
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 411 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа