Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 65, Письма 1890-1891 (январь-июнь), Полное собрание сочинений, Страница 18

Толстой Лев Николаевич - Том 65, Письма 1890-1891 (январь-июнь), Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

о. Но очень мало. Я сейчас напомню ей и настою, чтобы послала, что есть. - То, что обо мне пишете вы, (6) не может не быть для меня приятным - не то, что приятным, а то, что если пишете, то я знаю, что распределение важности содержа­ния будет сделано вами на том же самом основании, на к[отором] оно делается мною: высоко цениться будет то, что мною высоко ценится, и пренебрегаться будет то, что мною пренебрегается. А это первое условие для того, чтобы правдиво описать человека. -
   Желал бы вам быть полезным, но не знаю чем; впрочем, будем это иметь в виду с Машей и собирать и посылать вам то, что может быть нужно.
   Поклонитесь Рахманову, если он еще в Твери. Получил ли он мое письмо? Отвечать не надо, а я только хочу знать, дошло ли? Что ж бедный Гастев? (7) Неужели нельзя было его уходить дома. Радуюсь за вас и вашу семью, что вы так устроили свою жизнь. Помогай вам бог. У нас страшная нищета и нужда везде кру­гом - ни хлеба, ни корма скоту, ни семян. Я сейчас пришел домой, набравшись этих впечатлений, и очень тяжело жить в той роскоши, в к[отор]ой я живу. Успокоение дает только работа. Ну, пока прощайте. Привет всем вашим. Может, и приведет бог свидеться. -
  

Любящий вас Л. Т.

  
  
   Впервые опубликовано без даты в "Ежемесячном журнале" 1914, 1, стр. 86. Датируется по содержанию и записи в Дневнике Толстого 1 апреля (см. т. 52, стр. 25).
   Письмо Никифорова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
   (1) Бутс (William Booth, p. 1829), основатель секты в Англии "Армия спасения" ("Salvation Army").
   (2) Библейский персонаж.
   (3) Никифоров составлял книжку: "Ф. М. Достоевский. Задачи русского народа". Вышла в издании составителя с указанием: "Составлено по "Дневнику писателя" (СПб. 1891).
   (4) См. Ф. М. Достоевский, "Братья Карамазовы", часть 2, книга б, гл. III: "Из бесед и поучений старца Зосимы".
   (5) Абзац редактора.
   (6) Никифоров в то время писал биографию Толстого. Издание предназ­началось в пользу голодающих, но было запрещено цензурой. Работа Никифорова по желанию Толстого просматривалась С. А. Толстой. Напе­чатана была в 1902 г.: Л. Никифоров, "Лев Николаевич Толстой. Биогра­фические сведения" - "Курьер" 1902, NN 241, 246 и 263 от 1, 6 и 23 сентября.
   (7) Петр Николаевич Гастев (р. 1866), бывший воспитанник Твер­ской духовной семинарии, участник тверской общины Дугино. См. о нем в т. 66. В марте 1891 г. Гастев был помещен в Бурашевскую психиа­трическую лечебницу близ Твери.
  
  

* 270. С. Т. Семенову.

  
   1891 г. Марта 31. Я. П.
  
   Письмо ваше очень рад был получить. Повесть мне понра­вилась, и очень желаю ее видеть напечатанной. (1) Я послал ее в редакцию Недели. Я думаю, что Гайдебуров напишет вам. Если ему не понадобится, я попытаюсь поместить в другом месте и потом в Посреднике. Не отвечаю вам длинным письмом, п[отому] ч[то] очень занят. XIII том в цензуре. Если выйдет, я попрошу вам послать. Дай бог вам жить так, как вам душою хочется.
  

Любящий вас Л. Т.

  
   На обороте: Волоколамского уезда Московской губернии, деревня Андреевская. Сергею Терентьевичу Семенову.
  
  
   Датируется на основании почтового штемпеля и записи в Дневнике Толстого 1 апреля (см. т. 52, стр. 25).
   Письмо Семенова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
   (1) Рассказ С. Т. Семенова "Братья Бутузовы" был опубликован в книге: С. Т. Семенов, "Крестьянские рассказы", т. II, "Девичья погибель" и другие рассказы, изд. "Посредник", М. 1898.
  
  

271. С. А. Толстой от 31 марта 1891 г.

272. М. А. Стаховичу.

  
   1891 г. Апреля 1. Ясенки. (1)
  
   Вот что, дорогой Михаил Александрович,
   В Ясенках есть смотритель станции Семен Алексеевич Лосин­ской. Он незаконный сын отца, тоже Лосинского, который женился на его матери и теперь просит государя об усыновле­нии - прошение и от отца, и от него, к[оторое] пошлется вместе с этим письмом. Попросите кого надо, чтобы дали ход его невин­ной просьбе. Очень меня обяжете.
   Я бы очень [хотел] делать то, что вы через Страхова мне жела­ете, (2) да на дороге пока стоит другое, а масло в лампе догорает.
   Желаю вам всего хорошего - быть таким же добрым, как вы были в последний приезд.
   Если это будет, т. е. доброта, всё будет хорошо. -
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
  
   Впервые опубликовано без даты в газете "Русское слово" 1911, N 230 от 7 октября. Датируется на основании упоминания о нем в письме к С. А. Толстой в Петербург от 1 апреля 1891 г. (см. т. 84, N 437).
   Михаил Александрович Стахович (1861-1923) - в то время состоял при Министерстве юстиции; впоследствии член Государственного совета, белоэмигрант. См. т. 63, стр. 190-191.
  
   (1) Письмо это было написано на станции Ясенки, куда Толстой ездил 1 апреля (см. т. 52, стр. 25), когда, очевидно, и узнал о подаваемом Лосинским прошении.
   (2) С. А. Толстая в дневнике 4 февраля 1891 г. записала: "Он [Толстой] говорил Тане, что задумывает художественное и большое сочинение. То же он подтвердил и Стаховичу" (ДСАТ, II, стр. 4). Пожелание Стаховича - писать эту "повесть", очевидно, было передано Толстому в не­сохранившемся письме Страхова, получение которого Толстой отметил в Дневнике 25 марта (см. т. 52, стр. 24).
  
  

273-276. С. А. Толстой от 1, 2, 3 и 4 апреля 1891 г.

  
  

* 277. И. И. Горбунову-Посадову.

  
   1891 г. Апреля 4. Я. П.
  
   Давно надо б[ыло] отвечать о рассказах. (1) Ни Быстренина, (2) ни Квасоваровой (3) рассказы мне не нравятся для народа. Они писаны с точки зрения барской, а сами по себе очень не дурны. Квасов[аровой] очень даже хорош (4) по языку. На-днях я послал полученную от Семенова повесть Гайдеб[урову]. Та очень хороша, как всё Семеновское, не блестяще, но серьезно, содер­жательно и искренно. Пошлите в Рус[с]к[ое] Обозр[ение] Дмит[рию] Николаевичу к[н]. Цертелеву (5) адрес Барыковой. (6) Pater напечатают. (7) Прекрасное письмо Владимира] Гр[игорьевича] получил и буду отвечать. (8) Хозяйственные статьи прочел. Никуда не годится. (9) Доказывает только то, что в этом деле нам больше есть чему учиться, чем учить. Всё пошлю на-днях.
  

Л. Т.

  
   На обороте: Воронежской губ. Россоша.
   Ивану Ивановичу Горбунову.
  
  
   Датируется по почтовому штемпелю.
   Письмо Горбунова-Посадова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
   (1) Имеются в виду рассказы, предназначавшиеся к напечатанию в "По­средник" присланные Толстому для отзыва.
   (2) Толстому была послана для отзыва повесть Владимира Порфирьевича Быстренина (р. 1856) "Свой суд", напечатанная впервые в "Книжках Неделю 1886, 6, стр. 1-19, и затем перепечатанная в сборнике: "Очерки и рассказы", М. 1890.
   (3) О Квасоваровой и ее рассказах сведений нет.
   (4) Можно прочесть: хороши
   (5) См. прим. 6 к письму N 180.
   (6) Анна Павловна Барыкова (1839-1893), поэтесса и переводчица, дальняя родственница Толстого по матери.
   (7) Ф. Коппе, "Le Pater" ("Отче наш"). Перевод А. П. Барыковой был напечатан под заглавием: Франсуа Коппе, "Отче наш". Драма в одном действии в стихах-"Русское обозрение" 1891, сентябрь, стр. 55-77.
   (8) См. письмо Толстого к В. Г. Черткову от 4 апреля 1891 г., т. 87.
   (9) По воспоминаниям (устным) И. И. Горбунова-Посадова, Толстой имеет в виду статьи о новых сельскохозяйственных орудиях молодого агронома Н. М. Катаева. В изд. "Посредник" напечатаны не были.
  
  

278. В. Г. Черткову от 4 апреля 1891 г.

279-281. С. А. Толстой от 5, 6 и 7 апреля 1891 г.

282. Г. А. Русанову.

  
   1891 г. Апреля 7. Я. П.
  
   Спасибо, дорогой друг Гаврило Андреевич, за ваше письмо. Вы меня пристыдили - пишете, что ваше письмо вызовет мое, как будто я не могу написать вам, не дожидаясь вас. И вот вследствие пристыжения, пишу сейчас, хоть пока несколько строк. Что-то мне показалось по вашему письму, что здоровье ваше хуже. Так ли это? И в чем именно ваши страдания? Где и какие боли? Одно хорошо, что, как из личного общения, так и из письма, я вижу, как ясно, независимо от страданий тела, течет ваша духовная жизнь.
   Спасибо за выписки из слова Буткевича, они очень мне были интересны и полезны. Похвастаюсь вам, всякая брань, осужде­ние, даже столь дикое, как это, мне, не скажу радостно, но я рад, когда слышу их, желаю их, (1) и наоборот, всякие похвалы самым неприятным, расслабляющим образом действуют на меня. Такое действие произвела на меня статья Страхова, к[оторую] посы­лаю вам. Статью эту не пропускают и, кажется, не пропустят. (2)
   Несмотря на мою любовь к Стр[ахову] и на задушевность этой статьи, она произвела на меня тяжелое впечатление выходя­щим из всяких пределов преувеличением значения моей дея­тельности. Одно знаю, что хочется не думать про это, а делать по силе, по мочи. А силы и мочи уже остается мало. С большим усердием пишу, (3) и очень хочется написать, но подвигаюсь мало.
   Жена теперь в Петербурге, и 13 т[ом] ей пропустили без Крейц[еровой] Сонаты, но она еще надеется и ее выхлопотать.
   Радуюсь за вас, что вы уезжаете в деревню и жалею ваших мальчиков, пока привязанных к городу.
   Ох, боюсь я всякого принуждения к физической работе. Ведь это вроде принуждения есть суп. Надо, чтоб был голод, голод работы. И он будет.
   (4) Ну, пока прощайте. Целую вас, поклон вашей милой жене, и Андрюше, (5) и Борису, (6) а меньших не знаю.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
   На конверте: Воронеж, Введенская ул., д. Прибыткова. Гавриилу Андреевичу Русанову.
  
  
   Впервые опубликовано неточно в журнале "Вестник Европы" 1915, 3, стр. 20-21 с неверной датой. Датируется по почтовому штемпелю. Письмо Русанова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
   (1) Харьковская газета "Южный край" опубликовала в N 3494 от 5 марта 1891 г. проповедь местного протоиерея Т. Буткевича, произнесенную в кафедральном соборе: "О лжеучении графа Л. Н. Толстого", в которой говорится, что сочинения Толстого отличаются "разрушительной силой и растлевающим характером". Буткевич выражал надежду, что "благо­честивый государь" пресечет своевременно разрушающую деятельность Толстого.
   (2) Н. Страхов, "Толки об Л. Н. Толстом".
   (3) Книгу "Царство божие внутри вас".
   (4) Абзац редактора.
   (5) Андрей Гаврилович Русанов (р. 1874).
   (6) Борис Гаврилович Русанов.
   Г. А. Русанов отвечал большим письмом, помеченным в начале: "июль 1891" и в конце: "11 сентября 1891".
  
  

283. Н. Н. Страхову.

  
   1891 г. Апреля 7. Я. П.
  
   Прочел вашу статью, (1) дорогой Николай Николаевич, и, признаюсь, не ожидал ее такою. Вы понимаете, что мне неудобно говорить про нее, и не из ложной скромности говорю, а мне неприятно было читать про то преувеличенное значение, к[отор]ое вы приписываете моей деятельности. Было бы несправед­ливо, если бы я сказал, что я сам в своих мыслях, неясных, неопределенных, вырывающихся без моего на то согласия, не поднимаю себя иногда на ту же высоту, но зато в своих мыслях я и спускаю себя часто, и всегда с удовольствием, на самую низкую низость; так что это уравновешивается на нечто очень среднее. И потому читать это неприятно. Но, оставив это в сто­роне, статья ваша поразила меня своей задушевностью, своей любовью и глубоким пониманием того христианского духа, к[отор]ый вы мне приписываете. Кроме того, когда примешь во внимание те условия цензурные, при к[оторых] вы писали, поражаешься мастерством изложения. Но все-таки, простите мена, я буду рад, если ее запретят. -
   Во всяком случае эта ваша статья сблизила меня еще больше с ваш самыми основами. -
   Что вы теперь делаете?
   Софья А[ндреевна] привезет мне живую грамоту о вас. Я всё понемногу, упорно, иногда с бодростью, а чаще с унынием работаю над своей статьей, и хочется и не смею писать художе­ственное. Иногда думаю, что не хочу, а иногда думаю, что, верно, в не ногу. Ну, пока прощайте, целую вас.
  

Л. Толстой.

  
   Вс[ё] читаю Diderot. Что вы о нем думаете?
   Мой учитель (2) просит, главное, чтобы ему дали ответ на поданную им докладную записку Делянову. Если нельзя, то не надо. Ради бога, чтоб это не стеснило вас.
  
  
   Впервые опубликовано в ПС, стр. 428-429. Датируется на основа­нии пометы Страхова на автографе и упоминания о нем в письме Толстого. к С. А. Толстой от 8 апреля (см. т. 84, письмо N 444).
   (1) Н. Страхов, "Толки об Л. Н. Толстом". Толстой получил от Страхова отдельный оттиск из журнала "Русское обозрение", II, стр. 287-316, где статья не была напечатана (дата на оттиске: "С.-Петербург, 25 фев­раля"). Экземпляр этого оттиска сохранился в яснополянской библиотеке. Впервые статья опубликована в журнале "Вопросы философии и психологии" 1891, 9, стр. 98-132.
   (2) Д. А. Зеленецкий. См. письмо N 238.
  
  

281-285. С. А. Толстой от 8 и 9 апреля 1891 г.

* 286. Д. А. Юдину.

  
   1891 г. Апреля 9. Я. П.?
  
   В лавку Юдина.
   Прошу отпустить подателям сего шестнадцать (16) четвертей овса. 9 апреля 1891.
  

Лев Толстой.

  
  
   Записка в лавку Дмитрия Алексеевича Юдина, находившуюся на шоссе против деревни Ясенки, отпустить заимообразно, до осени, овса для посева крестьянам деревни Телятинки, пострадавшим от пожара. См. записи в Записной книжке Толстого 1 и 9 апреля 1891 г., т. 52, стр. 168..
  
  

287. В. Г. Черткову от 9 апреля 1891 г.

  
  

* 288. С. Т. Семенову.

  
   1891 г. Апреля 10. Я. П.
  
   Гайдебуров пишет мне, что рассказ (1) совершенно нецензурен, и он возвращает его мне. (2) Я попытаюсь поместить его еще куда-нибудь, но очень боюсь, что ответ будет тот же, т[ак] к[ак] Гайдебуров знает в этом толк, т. е. что можно и чего нельзя. - Не унывайте, пожалуйста. Знаю, что вам нужно, но не рассчи­тывайте на этот заработок. Он самый обманчивый и вредный. -
   Я попробую послать в Сев[ерный] Вестник, (3) но, опять повторяю, не ожидаю успеха. - А рассказ хорош, хотя не всем нра­вится. Помогай вам бог. Пишите мне. Всегда рад вести о вас.
  

Л. Т.

  
   На обороте: Московской губернии Волоколамского уезда. Деревня Андреевское. Сергею Терентьевичу Семенову.
   Датируется на основании почтового штемпеля.
  
   (1) "Братья Бутузовы".
   (2) Об этом Гайдебуров сообщил Толстому в письме от 31 марта.
   (3) "Северный вестник" - либерально-народнический журнал. Изда­вался с сентября 1885 г. С октября 1890 г. - издатель-редактор Б. Б. Глинский. С июня 1891 г. - издательница Л. Я. Гуревич, редактор М. Н. Аль­бов. С 1895 г. до прекращения выхода журнала в марте 1898 г. - редактор-издательница Л. Я. Гуревич.
  
  

289. С. А. Толстой от 10 апреля 1891 г.

*290. Д. А. Юдину.

  
   1891 г. Апреля 10. Я. П.
  
   В лавку Юдина.
   Прошу отпустить сему подателю Ивану Родионову (1) 10 мер (десять мер) овса. Итого забрано будет овса 17 четвертей и 2 меры по 3 р. 60 к. за четверть.
  

Л. Толстой.

  
   10 апреля 1891 г.
  
  
   См. прим. к письму N 286. 1 Яснополянский крестьянин.
  

291-292. С. А. Толстой от 11 и 12 апреля 1891 г.

293. В. Г. Черткову от 15 апреля 1891 г.

* 294. Н. Н. Ге (сыну).

  
   1891 г. Апреля 17. Я. П.
  
   Очень обрадовался, милый друг Количка, вашему письму и его содержанию, что вам нужно и хочется меня чувствовать, как мне вас. Не говорите, милый друг, что вам не хорошо (вы, правда, не говорите этого, но говорите, что не хорошо живете), я об вас часто думаю и всегда с той особенной завистью, которой завидуешь* людям, которых любишь. Вы мне раз давно сказали, что бывает так, что к чему стремишься, чего желаешь, полу­чается так, что и не заметишь, что получил. Оглянешься, вспомнишь: "ах да, да у меня то же самое, о чем я мечтал, как о великом счастье".
  
  
  
   Это очень правда, и я это много раз испытывал, и вы должны испытывать. Счастье, добро, благо незаметно, как чистый воздух.
   Старик ваш зажился, (1) и я боюсь попортился немножко; наша порода художников очень падка на тщеславие. Я всё ему это расскажу, когда увижу.
   Жена была в Петербурге и видена его. Он на отъезде и ждал только возвращения Ильина.
   Я живу не скажу хорошо, но и не дурно. Пишу с большим усилием, но очень медленно подвигаюсь: не знаю, предмет ли важен, требования ли от себя велики, или ослабли силы, но очень медленно работаю. Зато терпенья, упорства много, по 20 раз переделываю.
   Теперь все собрались дети. Илья всё хозяйничает и живет распущенно, и денежные столкновения с матерью, и решили все делить именье. Илья рад, остальные спокойно равнодушны. Маша озабочена тем, как бы отказаться так, чтобы ее часть не была ее. Я должен буду подписать бумагу, дарственную, кото­рая меня избавит от собственности, но подписка которой будет отступлением от принципа. И все-таки подпишу, пот[ому] что, не поступив так, я бы вызвал зло. (2)
   Получаю хорошие письма, между прочим от Рахманова, от Файнермана. Все переступили ту первую ступень, на которой вступили сначала, и идут дальше, и это радостно.
   Пишу нехорошим почерком, потому что приехал из Ясенков и руки озябли, а не хорошо по содержанию, потому что не со­всем хорошо настроен. Но хочется поскорее написать.
   Прощайте пока, милый друг. Непременно напишу еще, когда придут хорошие, нужные нам мысли, а с отцом, бог даст, при­шлю вам статьи, и книги, и письма. Вы, я чай, отсеялись и нет большого спеха в работе. Жене кланяйтесь, Рубану, Зое. Целую вас. Наши все кланяются и нежно любят.
  
   Л. Толстой.
  
   * Завидую я вашей суровой, рабочей, близкой к природе, законной жизни. Цените ее. Моя ненормальная, роскошная, гадкая жизнь, не подправляемая теперь работой в поле, к кото­рой не решаюсь приступить, всегда тяготит и мучает. Одно спасенье, когда пишется и веришь, что это важно и нужно людям, а это бывает редко.
  
  
   Печатается по копии М. Л. Толстой. Три небольших отрывка впервые опубликованы в Б, III, стр. 183 и 201. Дата копии. Письмо Ге, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
  
   (1) Художник Н. Н. Ге "зажился" в Петербурге, куда он уехал из Ясной Поляны 20 февраля. См. письмо N 241.
   (2) О том, как было разделено имущество между С. А. Толстой и детьми, см. ДСАТ, II, стр. 21-22. Дарственную бумагу Толстой подписал 17 апреля, но окончательный раздел произошел только в июле 1892 г. См. П. И. Бирюков, "Биография Льва Николаевича Толстого", 3, Гиз, М. 1922, стр. 142 и 191.
  
  

* 295. В. А. Гольцеву.

  
   1891 г. Апреля 24-28. Я. П.
  
   Дорогой Виктор Александрович.
  
   А. Н. Дунаев, мой приятель, передаст вам статью Семенова, (крестьянина); это прекрасный, содержательный рассказ, (1) и хорошо бы было его напечатать. Если он годится вам, (2) или в фельетон Рус[ских] Ведомостей], (3) не поместите ли его? Автор человек бедный и нуждается в гонораре. Очень бы хорошо поместить; рассказ полезный. А. Н. Дунаев передаст вам адрес Семенова, если вам понадобится вступить с ним в сношения.
  

Любящий вас Л. Толстой.

  
  
   Датируется на основании упоминания о пребывании в Ясной Поляне А. Н. Дунаева. См. ДСАТ, II, стр. 37 и 38.
  
   (1) "Братья Бутузовы".
   (2) Толстой имеет в виду журнал "Русская мысль", редактором которого состоял Гольцев.
   (3) В. А. Гольцев сотрудничал в московской газете "Русские ведо­мости". Толстой предполагал поместить рассказ Семенова в фельетонный отдел этой газеты.
  
  

296. Е. И. Попову.

  
   1891 г. Апреля 24-28. Я. П.
  
   Мне пришло в голову переписать вам это письмо, дорогой Е[вгений] И[ванович], и потому, что и письмо хорошо само по себе, и хорошо поминает вас. Маша и Александр Никифорович мне и переписали его. Вот тут мы все пятеро в общении духовном. Как радостно, когда люди любят друг друга, и как мало кажется разницы между тем, чтобы сказать доброе, любов­ное слово о человеке, или злое, и какая это не то что разница, а противуположность: одно служит любви, богу, другое - нена­висти, дьяволу. Странно даже думать, как легко мы говорим злое.
   (1) Александр Никиф[орович] живая грамота. Мы живем по-старому. Работа моя (2) медленно и туго, но подвигается, переде­лываю и очень то, что вы последнее диктовали, и иногда кажется, что это нужно. Ну, пока прощайте. Что вы? Извещайте о себе.
  

Любящий вас Л. Т.

  
   А[лександр] Никифорович идет завтра к Бутк[евычам], и я, может быть, послезавтра съезжу туда верхом.
   На конверте: Евгению Ивановичу Попову.
  
  
   Впервые опубликовано в ПТС, II, стр. 122. Датируется на основании упоминания о пребывании в Ясной Поляне А. Н. Дунаева.
   Настоящее ппсьмо написано вслед за копией письма В. Г. Черткова к Толстому из Ржевска, Воронежской губ. от апреля 1891 г. (см. т. 87, стр. 84), сделанной А. Н. Дунаевым и М. Л. Толстой.
  
   (1) Абзац редактора.
   (2) "Царство божие внутри вас".
  

297-298. В. Г. Черткову от 28 апреля и 6 мая 1891 г.

299-300. С. А. Толстой от 7 и 8 мая 1891 г.

301. В. Г. Черткову от 8 мая 1891 г.

  
  

302. М. В. Алехину.

  
   1891 г. Мая 9. Я. П.
  
   Очень рад был получить ваше письмо, Митрофан Васильевич. С мнением вашим о том, что многим людям нужно было уедине­ние и пост для укрепления и испытания себя, я совершенно согласен; но думаю - вероятно, и вы тоже - что это не может быть правилом: одним нужны уединение и пост прежде, чем другие испытания, другим нет. При одинаково искреннем стре­млении к добру и истине пути, по к[отор]ым идут к ним люди, могут быть совершенно различны.
   (1) Мне кажется, что одна из главных причин несогласия людей это то, что каждый, идя по своему известному пути к цели и вида другого, идущего по другому пути к той же цели (а путей столько же, сколько радиусов), мы склонны настаивать на том, что истинный путь только тот, по к[оторому] мы идем.
   (1) Вообще же статья о постниках мне была интересна, п[отому] ч[то] в последнее время пришлось много читать и думать об обжорстве (2) (прекрасная английская книга о том, что с древ­нейших времен, с Пифагора до наших дней писалось о вегетарьянстве, вообще о воздержании, переводится у нас (3), и я думаю, что один из главных грехов, самый распространенный и едва ли не коренной, на к[отором] вырастает куча других, есть обжорство - гортано и чревобесие - желание долго и как можно больше и приятно есть. В статье о постниках много суеверного, преувеличенного, и самый мотив постничества, состояний в казнении своего тела и в надежде через постниче­ство усилить свою духовную силу, мне кажется неверным. Но сущность дела то, что человек ест теперь большей частью во много раз больше, чем это нужно для наилучшего проявления его сил (под силами я разумею наивыгоднейшее отношение для человеческой деятельности духовных и физических сил) и что поэтому всем полезно постничество, сознательное уничтожение чревобесия, т. е. приучение себя к наименьшему количеству пищи, при к[отор]ом достигается наивыгоднейшее состояние. Наивыгоднейшее же состояние достигается, я думаю, при потребления гораздо меньшего количества пищи, чем вообще это считается нужным. Вы говорите, что победить пищевую похоть вам было бы легче всего, для меня же напротив. И я думаю, что пищевая похоть связана тесно с половою и служит основою ее. Вы, может быть, скажете: что считать наивыгоднейшим отношением духовных и телесных сил? и что это понятие отно­сительное. Я не возьмусь теперь определить абсолютно, какое это должно быть отношение; но для себя знаю его и думаю, что каждый знает. Я знаю в себе то состояние, к[оторое] ближе всего подходит к тому, в к[отором] я всегда желал бы быть: большая ясность мысли, способность переноситься в состояние другого, понимать его и легкость физическая, подвижность, отсутствие сознания своего тела. И вот известная мера пищи удаляет или приближает меня к этому состоянию. Если я перепощу, мой желудок чувствуется мне, нет ясности мысли и сочув­ствия, хотя и есть подвижность. Если я переел, то теряется всё: и ясность мысли, и сочувствие, и даже подвижность. И потому я всегда найду ту степень, к[оторая] нужна, и она всегда ниже обычно принимаемой большинством пищи. Если вам покажется, что я напрасно толкую о таком предмете, то простите; я считаю этот предмет из практических приложений к жизни несомненно самым важным. -
   Ваше миросозерцание я более или менее понимаю, но говорю более или менее, п[отому] ч[то] вполне выразить свой взгляд на жизнь невозможно. Мы понимаем миросозерцание друг друга не вследствие того, что мы его выразили в общей связи, а больше вследствие разных случайных выражений согласия, сочувствия по разным вопросам. И так я знаю вас и ваши взгляды по рас­сказам о вас Исаака, Ге, (4) вашего брата и знаю, что мы одному верим и одно любим.
   (5) Нет ли у вас известий от брата? Я получил от него недавно письмо из-под Одессы и отвечал, (6) но еще не имею ответа.
   Любящий вас Лев Толстой.
   Передайте мой привет Д[митрию] Александровичу. Не возь­мется ли он переводить часть книги, о к[оторой] я пишу?
  
  
  
   Впервые в отрывках (с многочисленными искажениями) опубли­ковано в "Спелых колосьях", 2, стр. 70-72; полнее напечатано в "Изве­стиях Общества Толстовского музея" 1911,1, июль, стр. 3-4. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 10 мая (см. т. 52, стр. 31).
   Митрофан Васильевич Алехин (1857-1935) - брат Аркадия Василье­вича, художник, организатор общины Вайрачная в 18 верстах от Харь­кова. См. т. 64, стр. 339. С ноября 1890 г. до мая 1891 г. М. В. Алехин жил на хуторе Д. А. Хилкова в Сумском уезде Харьковской губ.
   Ответ на письмо Алехина без даты, в котором Алехин сообщал, что посылает Толстому статью из церковного журнала "о постниках" (сек­тантах), присланную ему И. Б. Файдерманом, и писал о своем миро­воззрении.
  
   (1) Абзац редактора.
   (2) Толстой читал в январе присланные ему членом Берлинского веге­тарианского общества Кейделем немецкие брошюры о вегетарианстве.
   (3) Книга Хатарда Уильямса (Howard Williams) "The Ethics of Diet" ("Этика пищи"). Была издана "Посредником" в русском переводе под заглавием: "Этнка пищи или нравственные основы безубойного питания для человека. С вступительной статьей "Первая ступень" Льва Николае­вича Толстой", М. 1893.
   (4) Н. Н. Ге, сын художника.
   (5) Абзац редактора.
   (6) Эти письма А. В. Алехина и Толстого неизвестны.
  
  

303. В. В. Рахманову.

  
   1891 г. Мая 9. Я. П.
  
   Дорогой Владимир Васильевич, на последнее письмо ваше я хотел отвечать и откладывал, п[отому] ч[то] казалось, ч[то] занят, но приписка Л[ьва] Павловича (1) побудила отвечать.
   (2) Колебался я отвечать, п[отому] ч[то] мне не ясен ваш во­прос. Вы как-то связываете сознание того, что вы пользуетесь насилием, с состраданием к мучающимся и мученным людям. Я связи этой не вижу. Это первое, а второе не согласен с тем, ч[то] вы живете насилием. Я сужу по себе; я живу в условиях гораздо худших, чем вы, и все-таки не считаю, что я живу наси­лием. Да и вообще не понимаю хорошенько, что разуметь под этими словами. Я не живу насилием в том смысле, ч[то] знаю, ч[то] всякий раз, как мне представится вопрос, употребить ли насилие, или нет, я не пожелаю насилия и не употреблю его со­знательно. (Пример, который я всегда для себя употребляю: если скажут, что подходит Пугачев, убивающий и насилующий всех, я не только не приготовлю ружье и порох, а утоплю его, чтобы избавиться от искушения.) - Но сказать, что я никогда не употреблю насилия или незаметно для себя не воспользуюсь им - не могу, п[отому] ч[то] сказать это значит сказать, что я свят. И колебаться и сомневаться о том, действительно ли я не участвую в насилии, я не могу, п[отому] ч[то] знаю очень хорошо, ч[то] было, когда я участвовал в нем, знаю, что всё мое миро­созерцание в вся жизнь моя другие и что я не обманываю себя, когда думаю, что ненавижу насилие и всеми силами души стремлюсь жвть без него, т. е. жить по закону бога - любовью.
   (2) Теперь вопрос о страданиях людей, производимых насилием. Я знаю, что они есть. Я ненавижу насилие и отрекаюсь от него только п[отому],ч[то]знаю, ч[то] они есть, ч[то] есть эти страда­ния, но мое отречение от насилия, я знаю, не спасет от страданий людей. Я этого и не ждал. Спасет людей от страдания устано­вление царства б[ожия], и оно устанавливается и мною. Сред­ство установления его есть любовь. - Любовь и руководит теми поступками, к[оторые] надо совершать. А какие эти поступки, к[оторые] по любви надо совершать, это знает тот, кому надо поступать. Итти ли в копи и вместе работать? Увещевать ли хозяев изменить положение рабочих? Или рабочих свою жизнь, чтобы им нужно б[ыло] итти? Или еще что, это знает каждый в своем положении. И если он слушается голоса любви, а не эгоизма, то он сделает, ч[то] должно, и, сделав или делая, не то что будет спокоен, но не будет беспокоен. Учение же Хр[иста] покажет ему, чего не надо делать. Не злить, не злиться, не раз­делять людей.
   Главное же, главное то, что мне очень ясно теперь и что бы мне так хотелось с тою же ясностью передать другим. Это то, что как идеал внутреннего совершенства бесконечен, не беско­нечен, а достижим только бесконечным приближением (как многоугольник в круге), так и идеал внешнего совершенства, царства б[ожия] (льва с ягненком и дальше...) достижим только в бесконечности, и что потому поверку своих поступков человек должен искать не во внешнем сравнении себя, своих достоинств с идеалом внутреннего совершенства (будьте совершенны как отец), не с внешним идеалом царства б[ожия], а во внутрен­нем сознании наибольшего, возможного в его положении, испол­нении воли пославшего. Вроде как работник, ко[торому] от хозяина велено бить молотом и к[оторо]му нечего заботиться о том, что от его ударов не разбивается сразу то, что он разби­вает, и о том, что завод, на кот[ором] он работает, не кончит всю работу к празднику, а к[отор]ому надо только делать в том, к чему он приставлен, всё, что он может, твердо веруя, что то, что он делает, нужно и разумно.
   Нет, не сумел сказать: надо не думать о том, как бы мне сде­лать как можно более важное дело, отличиться, и о том, что выходит из того, что я делаю, а только о том, как бы мне но прозевать чего на том месте, к к[оторому] я приставлен. А дело делается и сделается и без меня. Я же имею счастье быть уча­стником его. Так как бы мне воспользоваться этим счастьем и не подгадить. -
   Напишите, пожалуйста, о себе и о Гастеве. Скажите Л[ьву] Павловичу, что я благодарю его за книги, я не успел еще прочесть их, но просмотрел, и Достоевск[ого]. Как я и ждал, мне нравится, хотя жалко, что из одного "Дневника Писателя", (3) a Eafantin (4) менее нравится - неясностью, поднятостью выра­жении, хотя мысль о вечной жизни я вполне разделяю. На-днях был Дунаев и ходил к Буткевич[ам], и вынес самое хорошее впечатление. Я нынче нездоров - простудился и оттого неясно пишу.
   Пишите, я буду отвечать. Что делаете и собираетесь делать?
  

Л. Т.

  
   Не взыщите за нескладность письма, я 2-й день в сильнейшем гриппе - кашель и жар.
  
  
   Впервые опубликовано (без последней фразы) в журнале "Минувшие года" 1908, 12, стр. 301-302. Датируется на основании записи в Дневнике Тоастого 10 мая (см. т. 52, стр. 31).
   Письмо Рахманова, на которое отвечает Толстой, неизвестно. В комментарии к переписке с Толстым Рахманов замечает по поводу публи­куемого письма Толстого, что оно было написано в ответ на его письмо, в копором он высказывал "свои сомнения по вопросу о насилии" (В. Р[ахманов], "Семь писем Льва Николаевича Толстого" -"Минувшие годы" 1908, 12, стр. 300-301).
  
   (1) Никифоров.
   (2) Абзац редактора.
   (3) См. прим. 3 к письму N 269.
   (4) Бартелеми-Проспер Анфантен (Enfantin, 1796-1864), представитель утопического социализма, последователь Сен-Симона (1760-1825), а с 1831 г. глава сен-симонистов и "верховный отец" ("рerе supreme"). Никифоров прислал Толстому его книгу: "La vie eternelle passee - presents - future", Paris 1861 ("Вечная жизнь прошлая - настоящая - будущая"). В яснополянской библиотеке нет книг Анфантена.
  
  

304-305. С. А. Толстой от 9 и 10 мая 1891 г.

* 306. А. В. Алехину.

  
   1891 г. Мая 14. Я. П.
  
   Пишу вам, дорогой А[ркадий] Васильевич, рукой Маши, потому что у меня сильное воспаление век. Вчера получил ваше большое письмо, а нынче следующее за ним. Очень, очень рад был известиям о вас и - таким хорошим.
   На три пункта постараюсь ответить: 1) о воскресении и бессмертии личном, 2) о личном боге и его участии в нашем спасении и 3) главное, о средствах объединения.
   1) Места из Павла о воскресении, которые вы приводите, как и большая часть писания Павла, мне представляются неяс­ными и неточно выраженными: воскресение Христа - одно, наша надежда на вечную жизнь - другое, и нет прямой связи между тем и другим.
   То, что вы пишете нынче о переходе сущности жизни, искры божией, находящейся в нас в этой жизни, в другую форму, но без памяти и сознания, я также понимаю. Но боюсь и считаю излишним много думать об этом и определять словами. Вера в бога, преданность его воле не только заменяет, но дает бес­смертие. Верить в бога, предаваться его воле и верить в бес­смертие личное есть плеоназм - новое доказательство того, что уже доказано. Если я точно сердцем говорю: да будет воля твоя, как на земле, так и на небе, т. е. как в временной этой жизни, так и в вечной, то мне не нужно никаких ни утвержде­ний, ни доказательств бессмертия. Отдаюсь воле бесконечного-существа, благословляю эту волю, знаю, что она есть любовь, так чего же мне еще? Всё равно, как работник говорит хозяину: сколько пожалуете, а потом еще хочет определить цену! Если я отдаюсь н

Другие авторы
  • Немирович-Данченко Владимир Иванович
  • Алмазов Борис Николаевич
  • Левберг Мария Евгеньевна
  • Буссенар Луи Анри
  • Вельтман Александр Фомич
  • Верещагин Василий Васильевич
  • Парнок София Яковлевна
  • Павлов Николай Филиппович
  • Абу Эдмон
  • Модзалевский Лев Николаевич
  • Другие произведения
  • Фриче Владимир Максимович - Богема
  • Лавров Петр Лаврович - Гегелизм
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Счастье
  • Сенкевич Генрик - Огнем и мечом
  • Некрасов Николай Алексеевич - Описание первой войны императора Александра с Наполеоном в 1805 году А. Михайловского-Данилевского
  • Успенский Глеб Иванович - Очерки и рассказы (1862-1866 гг.)
  • Рылеев Кондратий Федорович - Кулакияда
  • Фонвизин Денис Иванович - Всеобщая придворная грамматика
  • Тихомиров Павел Васильевич - Академическая свобода и развитие философии в Германии
  • Телешов Николай Дмитриевич - Цветок папоротника
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа