Главная » Книги

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699), Страница 2

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)



p>х иные многие молитвы читал; и, помяненнаго оплатка отломя часть, положил в потир и покрыл, а теплоты не клал; и потом, стояц у престола, многаждыч упадал на колени и престол целовал и оплатокш потребил;щ потом из келиха, или из потира, все выпил и, пополоскавы потир, паки и то все выпил же. С ним эбыли в сослужениию как понамари два малчика в белых стихарях, стояли у олтаря на коленях и звонили в колоколчики, подавая народу знак, в которое время потребно всем упасть на колени. // л. 11 об. Потом плебан потребя все из потира, и потир вытер губою и полотном, и поставил на него дискос, и положил покровы, и, оборотясь к людям, осенил народ рукою. аПотом з запасными дарами поставил паки в кивот, в котором прежде стоял, а служащие сосуды, подняв,б отнес пакив в помянутое захрестие; а другой плебан в то время кропил весь народ освященною водою. гКак служащий плебан разоблачилсяд, ие ис того ж захрестия вышел в облачении другой плебан в ыных ризах и з другими сосуды и на том же престоле в то ж время по отпуске первой служил другую мшу, подобно первой.
   Престол, на котором служат мши, поставлен от помосту на трех ступенях, долгой и уской, а не во все стороны равнойж. На том престоле поставлен помяненный кивот, в котором кивоте ставят потир с помяненным сокраментом. На том кивоте образ Распятия Христова. Престол обивают изрядными парчами, а сверх обою постилают простыню белую, а на ней литон, а в нем камень. А поставлен бывает престол в римских церквах к стене, а кругом ево обходу не бывает, и Евангелия на престоле нетз.
   В том помяненном костеле инад престоломк стоит образ Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем, подобием написан как пишется Пресвятыя Богородицы образ Смоленской, а Младенец написан на левой руке. Тот образ написан писмом изряднаго мастерства, подобно московским писмам. На той святой иконе у образа Пресвятыя Богородицы левое око, и лщека леваям, и нос весь черн, как бы чернилами замазано, однако ж скрозь тое черность мало-малон что является знак образа. О том чудном знаке черном по вопрошению моему сказал мне ксендзо римской, что тап святая икона стояла прежде в благочестивой греческой церкве в местечке, которое называется Гумнажр, сот Борисоват 3 мили. И как-де великий государь московский царь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, завоевал город Борисов51, и тое икону из того местечка принесли в Борисов, иу поставлена-де была таф святая икона в замке. И как-де воевод московских хиз Борисовац взяли к Москве, и тое-де святую Богородичну икону перенеслич в помяненныйш Воскресенский благочестивыйщ монастырь греческой верыы; и стояла-де та святая икона в том монастыре 5 лет, а тогдаэ чернаго пятна юв то время на той святойя иконеа' не было. И как-де город Борисов по договорам утвердился в королевской стороне полскаго, и тое-деб' святую икону // л. 12 римляне ис помяненнаго благочестиваго Воскресенскаго монастыря взяли в римской костел. И как-деа тое икону в бримской костел внесли, и от того-де часа явилось на той иконе самое малое черное пятно, величеством с московскую копейку, и почалов от того времени прибывать, даже и доныне по вся дни того пятна прибывает. И много-де гтого пятнад покушались, чтобы краской то пятно закрыть, и многие-де мастеры, иконники ие живописцы, прикоснувшиеся той святой иконе для записания того пятна, пострадали ручной болезнью и паки от той же святой иконы исцеление получили; и ныне-де уже о том и покушатися не смеют, чтобы то пятно исправить.
   В том же костеле лежит камень серой, на нем знатно ступени ног человеческих, якобы человек стоял и изобразил бы ступени ножные на какой мягкой материи. И жсказали, что-дез тот камень найден в давних летех на лесу и принесен в Борисов с тою вышеупомяненноюи святою иконою Пресвятыя Богородицы. В том же костеле стоятк на: престоле 6 шандановл серебреных, в них поставлены свечи великие белые, которые зажигают во время службы.
   Того ж числа поехал я из Борисова, и реку Березу переехал на пороме, и начевал на берегу.
   Апреля в 12 день. Отъехав от реки Березы, приехал обедать, проехав маетность воеводы полотцкаго пана Служки, в местечко Жидином, от Борисова пол 4 мили. Того ж числа приехал начевать в маетность подстолия мазовецкаго пана Пронскеевичан к деревне Заболотье, от Жидина пол 5 мильо.
   Апреля в 13 день. Приехал обедать в корчмуп, которая зовется Городищер, от Заболотья пол 3 мили. Того ж числа приехал начевать в город Минск, от тое корчмы, где обедал, пол 4 мили; всего от Борисова до Минска 14 миль полских, а руских 70 верст, а от Москвы до Минска 1100 верст.
   Город Минск - маетность короля полскаго, имеет около себя вал земляной. В нем живет староста пан Завиша52; в мою бытность в Минску он не был, а был в то время в своей маетности. Дом ево в Минску в замку53, строение деревянное, свеликое, нискоет, брусяное. В Минску ж есть дом великой су каменным строением пана Глебовича: стоит пуст, жителей в нем никого нет. // л. 12 об. Город Минск менши Могилева многим; строения каменнаго в Минску немало.
   Того ж дни был я в униятцком монастыре, при котором живут старицы-униятки и старцы-унияты54. В том монастыре церковь каменная, великая, в которой своды изрядные, каких сводов мало ав Полшеб обретается в каменном строении. Убрание в той церкви все по обыкновению благочестивых греческих церквей; иконостасв в той церкве небогатой, на иконах оклады великие. Старцы, которые в той церкве служат, называются василияне, то есть закона гВеликаго Василияд55. В той церкве в олтаре на престоле антиминсе печатной, как и благочестивые греческие антиминсыж. Те старцы-унияты приемлют за главу папу римскаго и в служении за него молят Бога.
   Того ж дни был я в барнадынском кляшторе56, в котором костел небогатаго строения. Законники-барнадыны римской веры носят на голом теле власяницы без рубашек и ходят боси на колодках.
   В Минску есть много домов с каменным строением; и в рядех, где торгуют, лавки каменные и таваров есть немало. В Минску есть монастырь благочестивой греческой веры во имя святых апостол Петра и Павла57. В том монастыре церковь каменная великая, изряднаго строения, подобна могилевской Братцкаго монастыря соборной церкве. В том монастыре есть игумен, и братьи есть малое число; тут же приходят и инокини. Скрозь Минскз течет река Висловица невелика, на ней есть мелница о четырех камнях, и через ту реку мост изрядной, деревянной.
   Апреля в 14 день. Был я в помяненноми Петропавловском благочестивом монастыре у абедни. В том монастыре в церкве восемь столпов каменных, иконостас в той церкве писанной, небогатой. По сторонам тое церкви два предела, в пределех киконостасы разныел золоченые; в той церкве и в пределах иконы изрядных писем, оклады на иконах серебреные, зело богатые.
   Апреля в 15 день. Был я у обедни в том же монастыре. В то время в той помяненной болшой каменной церкве святых апостол Петра и Павла поставлен был на средине церкви гроб и покрыт отласным вишневым покровом, на том покрове нашиты кресты. По обе стороны того гроба поставлены скамьи, на тех скамьях поставлены по три свечи великие, золоченые, в подсвешниках; // л. 13 да в головах того гробу поставлены такжеа две свечи даб в стакане кутья. И сказали мне, что в том монастыре есть обыкновение по вся четвертки ставить тут тот гроб и отправлять памяти по усопшихв. И после литургии игумен у того помяненнаго гробу служил понахиду, и с ним были в облаченииг два человека свещенников; на игумене и на священниках ризы были черные, бархатные. И бывшие в то время люди в церкве благочестивой греческой веры стояли все со свещами.
   Того ж дни римляне празновалид по своему новому календарю святому Марку-евангилисту и была у них процессия, то есть ход со кресты. А ходили из доминиканскаго кляштора58, а шли таким порядком: напередие несли херугвиж, за херугвиямиз шли барнадыны по два человека и несут крест, на нем образ резной Распятия Христова; позади барнадынов шли доминиканы и несли крест же с распятием. И выходили с тою процессиею за город к костелу, и оттольи пришли паки в город. И с нимик шел каноник, то есть якобы протопоп, на нем мантия - по голубой земле парча золотнаял. И пришли с тою процессиею в доминиканской костел, и скоро в костел вошли; в тот час в том костеле на хорах началим играть на органах. В том костеле на болшом олтаре стоит образ Пресвятыя Богородицы рускаго писма; пред тем образом служил доминикан мшен, а другие два доминикана в той же церкви ио в то же время служили мши пу столпов на особых престолах и, отслужа мшир, помяненнаго канонника из того костелу проводили со кресты до тое церкви, от которой сначала. пошли, и паки кресты назад отнесли. Народу в той процессии мужеска и женска полу зело было много. И в тот день римляне все мяса не ели.
   Того ж числа был я в кляшторе у францишканов59. Те францишкане имеют на себе одежды власяные черные, такие ж как и борнадыны, а поясыс имеют веревки с узлами и бороды не все бреют, а житие имеют безымянное, ничего своего не имеют, питаются милостиною, всегда ходят по улицам и просят милостины. А убранья в костеле их ттак жеу, как и в протчих римских церквах; а во всех римских костелах образ Пресвятыя Богородицы украшают паче иных икон. // л. 13 об. Того ж дни был я в кляшторе у езувитов60. Те живут свободнее всех римских законников, толко простираются излиха на проповедь Христову. В Минску ж церковь унияцкая, при ней живут старицы-униятки, которые называются базилиянки, та унияцкая церковь каменная; кляштор доминиканской каменной; костел барнадынскойа каменной; костел езувитцкой каменной; бкляштор францишканской деревянной, невелик; кляштор каменной девической, в нем живут монахини-бенедиктиянки. Того ж дни был я в кляшторе у панен барнадынок и у паненв бенедиктиянок61. Девицы барнадынки ходят в черном, на голом теле носят вместо рубашек волосяницы толстые и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете на колодках, в костел входят тайною лесницею, устроенною в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинемиг скрозь решеток, чтоб их люди не видели. Те барнадынки при мне играли на органах на хорах и пели зело предивно. Вечерни и утрени отправляют сами бес попа, толко к ним приходит ксендзд для отправления мши. Бенедиктиянки ходят в белых одеждах ие на головах носят жуборы белые ж, зело изрядно убираются; а в костел входятз также стеною тайно и стоят в сокровенных местах, чтоб никими были виденык. Те бенедиктиянки играли на органах и вспевалил при мне зело преудивително. В Минску я жил два дни.
   Апреля в 16 день. Поехал я из Минска и начевал того числа, от Минска отъехавм 3 мили, проехавн Черкаскую карчму.
   Апреля в 17 день. Приехал яо обедать к карчме, проехав маетность подканцлера литовскаго князя Радивила62 на Несвижуп, в местечко Кайдоново одну милю; а то местечко Кайдановор сот стану, где начевал, две милит. То местечко Кайдановоу каменное, и башни в том замке каменные, домов фбогатых в том местечкех много. В том же местечке церковь благочестивой греческой веры деревянная. Того ж числа приехал начевать в маетность пана Житемскагоц, подкомория литовскаго, к деревне Засольеч, от корчмы 3 мили. // л. 14
   Апреля в 18 день. Приехал обедать в маетность помяненнаго Радивила в деревню Жуков Борок, от деревни Засолья пол 3 мили, и обедал на берегу у реки Немолтаа. И того ж дни переехал реку Немолтб на пороме и приехал начевать в город Мир, от реки Немолтав пол 2 мили; а от Минска до Мира 13 миль полских, а руских 65 верст, а от Москвы 865 верст.
   Город Мир - маетность князя Радивила, сына Свижаг, подканцлера литовскаго. Тот город земляной, в нем есть церковь униятцкая да костел римской каменные, служат попы белые. В дтот город четверые ворота проезжие каменные; в том городе домы мещанские богатые иж жидов много. Место не велико, а домов изряднаго строения много. И стоит тот город зело изрядно, а зреки под ними никакой нет. От того города блиско замок зделан земляной; в том замке зделан дом великой каменной, по углам башни круглые, и вороты в ктом домел зделаны башнею круглою, зело высокие, а дом зделан четвероугольной. В той помяненной башне над воротами зделан костел римской изрядным строением; а между башен вместо стен поделаны все полатым, зело изрядныя и с дву сторон высокие, в три жилья вверх. Тот дом весь вымощен каменем и вокруг того дому пропущена вода.
   От того же города Мирун с полверсты место великое сосновой рощи огорожено - то суть того ж помяненнаго Радивила зверинец. В том зверинце много аленей, лосей, сайгаков, коз диких и иных тому подобных родов зверей.
   В вышепомяненном Радивилове каменном доме стоит варта, то есть караул, салдаты на ево плате. На том помяненном дворе всех ево Радивиловых полат 80 жилейо и кругом полат построены каменные переходы.
   Апреля в 19 день. Поехавп из Миру, приехал обедать, проехавр деревню Полонку, от города Миру пол 3 мили. Та деревня - маетность воеводы Белскаго. Того ж числа приехал начевать в маетность кавалерскую пана Патца, в местечко Хвостовичи, от деревни Полонкис пол 3 мили.
   Апреля в 20 день. Обедал в местечке Хвостовичахт. В том местечке есть церковь униятцкая да костел римской деревянные. У того помяненнаго костела приделана полата каменная, в той полате стоит чудотворной // л. 14 об. образ Пресвятые Богородицы резной работы с Превечным Младенцом, а тот образ принела из Риму Радивилб, которой называетсяв Сиротка63. На том святом образе богатые трои ризы кавалерские, данные, или приложенные, от ковалера малтийскаго пана Нядитцкагог64, Перед тем образом 8 лампад серебреных, великих.
   Того ж числа приехал начевать на лес, проехав местечко Полонку
   2 мили, от Хвостовичд 5 миль. Местечко Полонка разной шляхты. В том местечке преде сего был бой у князяж Ивана Хаванскаго с поляки, когда побили поляки московские рати под Ляховичамиз, полк князяи Ивана Хаванскаго65.
   Апреля в 21 день. Приехал обедать в город Слоним, от стану 3 мили, от города Мира 13 миль полских, а московских 65 верст; от Москвы до Слонима 930 верст. Город Слоним - место немалое, а строения в нем хорошего, великаго нет; на реке стоит на Счаре. Много в том городе домов жидовских. Тот город - маетность матери гетмана литовскаго пана Сапеги66. В том городе и дом ее есть, кругом дому зделан замак земляной, хоромы деревянные, древняго строения, немалые были и обетшалик. В том городе 3 кляштора римских: одинл поненскойм, то есть девической, барнадынскаго закону; н2о - мужской, доминиканскаго пзаконур; в 3-м живут каноники, которые ходят в белом так же, как и доминиканы, а наверху носят короткие плащики белые ж, подобныес короткимт мантиям67. В тех кляшторах костелы каменные, великие, однако ж лутчейу костел в паненскомф кляшторе, то есть в девическом монастыре у барнадынок. В том же городе еще есть кляштор каменной - барнадынской мужской. И того числа начевал в Слониме.
   Апреля в 22 день. Поехавх из Слонима, приехал обедать в маетность подстаросты волченскаго пана Жуковскаго, в местечко Ивашковичи, от Слонима 4 мили, и под тем местечком переехал на пароме через реку Зелву. Того ж числа приехал начевать, проехав село Межиричи полмили, от Ивашкович пол 2 мили.
   Апреля в 23 день. Проехав село Петухово, приехал обедать к карчме, от стану 3 мили, от села Петухова пол 2 мили; а то село Петухово пана Курчи, воеводы бресткогоц 68. В том месте костел римской каменной, другой деревянной и дом // л. 15 панской деревянной. Строение домовое немалое, тут же апруды кругом домуб немалые; а от Мижирич до села Петухова 2 мили.
   Того ж числа приехал начевать в маетность подчашия литовскаго пана Кришпа в местечко Висловичи, от карчмыв пол 4 мили. В том местечке дом пана Кришпа великой и пруды кругом дому великие; а не доехавг того местечка Вислович, проехал местечко Мстибов, от корчмы, в которой обедал, пол 2 мили. То местечко Мстибов - маетность князя Огинскаго, канцлерова сына69. В том местечке Мстибовед того дня была ярмонка и многолюдство великое. От Мстибова до Вислович 2 мили.
   Апреля в 24 день. Приехал обедать в маетность хоронжегое брескаго пана Шелсковаж в местечко Еловку, от Вислович 2 мили. Того ж числа приехал начевать на бор, от Еловки 3 мили.
   Апреля в 25 день. Проехал маетность королевскую местечко Нарву, от того местечка, где начевал, 1 миля. Под тем местечком Нарвою река Нарва, чрез тое реку переехал по мосту. Та река Нарва граничит Литву с Полшеюз. И приехал обедать в маетность столника корулного пана Бротитцкого70 в местечко Кленникии, от Нарвы 2 мили, кот стану 3 мили.
   Того ж числа приехал начевать в королевскую маетность в местечко Белек, от Кленникл 2 мили. То местечко Белек немалое; знатном, что преж сего был город великой; многие места по улицам в том местечке мощены каменем. И не доезжая того местечка задолго начался быть по дороге мост каменной; также и проехавн местечко отакая жп дорога мощена каменем немало. В том местечке жители мало что не все благочестивой греческой веры. В том же местечке монастырь благочестивой греческаго закону, именуется чудотворца Николая; в том монастыре живут монахи. В том местечке униятцких четыре церкви; в том же местечке один кляштор римскаго закону, в котором живут законники кармилитаны71. Мещане в том местечке - богатые люди. В бытность мою в Белску стояла гусарская хоролгвар. От Слонима до Белска 22 мили полских, а московских 110 верст; а от Москвы до Белска 1040 верст.

0x01 graphic

   Апреля вс 26 день. Прихал обедать в маетность канцлерова сына, а гетмана Сапеги племянника, в местечко Боицкт, от Белска 2 мили. // л. 15 об. Того ж числа приехал начевать в маетность пана Осолинскаго72 в деревню Чарну, от*Боицкаа полб 3 мили.
   Апреля в 27 день. Приехал к реке Бугу, и тое реку переехал на пароме, и обедал в деревне Кремене, и начевал тут же; та деревня Кремен - маетность пана Лисинскаго. От деревни Чарныв до реки Бугу пол 4 мили. Река Буг великая, многим гболши Москвыд-реки, и зело быстра. От приезду с московскойе сторону на берегу реки Бугу село Крамиловичиж, а по другую сторону на берегу ж звышепомяненная деревняи Кремен. То село Крамиловчи и деревня Кремень - одного пана Лисинскаго маетность.
   Апреля в 28 день. Приехал обедать в маетность воеводык плотцкого в деревню Замковол, от деревни Кремени пол 4 мили. Того ж числа приехал начевать в маетность воеводы плотцкого ж, старосты варшавского пана Красинскагом73 в местечко Венгровон, от деревни Замковой пол 2 мили. От Белскао до Венгрова 13 миль с полумилею полских, а московских 67 верст с полуверстою; а от Москвы до Венгрова 1107 верст с полуверстою. То местечко Венгровоп граничит, или рразделяет, Подляшиес с Мазовшею74. От Венгрова тк Оршаве идету, или развлекается, Мазовша и належитф до Коруны. Венгров - местечко немалое, и домы в нем богатые, деревянного строения. Жители венгровские все римскаго закону; в том же Венгрове есть много лютеранов и калвинистовх 75. В том местечке есть костел римской великой, каменной, многим болше московской соборной церкви строениец. Тот костел древнейч, убор в том костеле богатой. Под тем местечком пруды великие, а реки никакой нет.
   Апреля в 29 день. Приехал обедать в маетность пана Оборскаго76, каштеляш нассолинскагощ, в село Доброе, от Венгрова пол 4 мили. Того ж числа приехал начевать в маетность ловчаго корулнаго пана Ловецкаго, в село Пустилникиы, от села Добраго пол 3 мили.
   Апреля в 30 день. Приехал обедать в маетность хоронжего панцлернойэ хорогвию пана Гребовскаго, в местечко Окунево, от села Пустилниковя 2 мили. Того ж числа приехал начеватьа' Аршавуб', от Окунева 3 мили; от Венгрова до Варшавы 11 миль полских, а московских 55 верст; от Смоленска до Варшавы полских 161в' миля, а московских 805 верст; аг' от Москвы до Варшавы 1162 версты с полуверстою. // л. 16
   Варшава сутьа место великое, на левом берегу реки Вислы положенное. Река Висла есть великая, течет от полудня на север. В Варшаве боколо посадов города нет, толко один замок королевской на берегу реки Вислы; тот замок каменной, изрядным строением зделанныйв. Кляшторов и костелов каменных в Аршавег много, все римскаго закону, и домов сенаторских великих изряднаго каменнаго строения немало. Варшава вся дсидит пое берегу реки Вислы; в Аршавеж садов изрядных много; через реку Вислу народ и всякие вещи под Варшавою перевозят в паромах. Та река Висла величеством подобна реке Волге, текущей под городом Ерославлем.
   В бытность своюз в Аршавеи стоял на другой стороне реки Вислы от Варшавы, от приезду с московскою сторону в слободах, которое место называется Прага. В тех слободах дворы строения деревяного, хорошего. Для того в тех слободах я стоял, что в кАршаве постоялого дворал в самом месте себе не сыскал, понеже приезд мой в Аршавум прилучился под час или во время самыя алекции77, которая алекция в то время у поляков была для обирания короля полскаго, и съезд в то время был в Аршавун великой всем сенаторамо Речи Посполитой, обоих народов, так короны Полской, яко и княжества Литовскаго78; и в помяненном местеп Праге, где я стоял, с великим трудом постоялой двор себе приискал.
   Приезжая к Варшаве, послал я о себе ведомость кр резыденту московскому, бывшему в то время в Аршавес, к дьяку Алексею Никитину79. По той моей ведомости он, Алексей, выехал из Варшавы твстречу мнеу 2 версты и, видясь со мною, приискал мне постоялой двор, на котором я стоял в Праге на берегу реки Вислы против фкоролевскаго замкух, которой суть в Аршавец.
   Река Висла впадает в море, которое называютч итальяне Магалтикош 80, под городом Гданским. По той реке Висле ходят суды великие с хлебом и со всякими таварами. Когда в Полше умрет король, тогда по смерти королевской в Аршавещ начальствуеты примас, арцибискупэ Гнезненскийю и кардинал.
   Майя в 1 день. Из вышепомяненнаго места Праги ездил я в самое место Аршавуя; чрез реку Вислу переехала1 в лодке и з берегу // л. 16 об. реки Вислы взошел в Аршавуа на гору по каменной леснице, которые лесницы поделаны из верхнего городаб к реке Висле для сходов, и, пришед в замак, был на королевском дворе81. Тот короля полскаго двор невелик; полаты на том дворе построены с четырех сторон, вместо ограды тому двору те полаты, в высоту в четыре жильяв; крылец к тем полатам выставных нет, поделаны лесницы между полат; на гтом дворед четверы вороты проезжие поделаны под полаты. В тех королевских полатах в сенех стоит караул, салдаты, и по стенаме висит ружье салдацкое. У дверей из сеней в полаты стоят два человека салдат в немецком платье с протазанами или с лебардамиж. В то время в том королевском доме на всех было платье черное по смерти короля полскаго Яна Сабескаго82.
   Из тех сеней вошел в полату, которая полата есть немалая, обита вся черным сукном. В той полате на левой стороне зделан немалой рундук, к стене три ступени вверх, и обит тотз рундук весь бархатом червчетым, по сшивкам кладены кружива золотныеи. На том рундуке поставлен гроб, в котором лежит тело короля полскаго Яна Сабеского. Тот ево гроб квесь обитл аксамитом золотным, и галуны и бахрамы золотныем, гвозди серебреные, золоченые. Кругом того гроба по ступенем помяненнаго рундука поставлены тритцать шандановн серебреных, великих, в которыхо свечи высокие, вощаные, белые. В ногах королевскаго тела стоят два человека караулщиков с алебардами. На верху тогоп гроба положена ркорона золотая, в ногах подле гроба положенас подушка участковая золотнаят и на ней поставлена шкатула золотая, зделана подобием серца человеческаго. В тое шкатулу при погребении королевскаго тела, выняв из него сердце, положат и погребут то королевское сердце в Аршавеу, а тело королевское повезут из Варшавы в Краков и погребут в Кракове83. фКак я в тое вышепомянутуюх полату вошел, цв то время в той полате служили на трех престолех, там зделанных, три ксендза римских мши, то есть обедни, за душу помяненнаго умершаго короля полскагоч; облачение на трехш римских попах все черное. Над гробом, в котором тело королевское лежит, поставлена персона ево, писана по холстине, в золоченых резных рамах.
   Между тех королевских полат есть одна полатащ великая, которую поляки называют изба сенаторская84, в той полате бывает у поляков сейм, у которой полаты окна великие, ыокончины были стеколчетые, все повыломаны // л. 17 и окна разбиты от нестройнаго совету и от несогласия во всяких делех пьяных поляков; а покоевые королевские полаты от той полаты далеко.
   В бытность мою в Аршавеа умершаго короля полскаго Яна Сабескаго жены и детей в Аршавеб не было, выехалив в Прусы85 для того, что есть обыкновение у поляков такое: когда король полской умрет и учинят поляки алекцию для обранияг новаго короля, в то время умершаго короля полскаго жену и детей и сродников из Варшавы высылают вон.
   Того ж числа был я в костеле, которой называют фарою86, то есть соборной; тот костел великой и богатой. В том костеле на левой стороне у стены стоит образ Распятия Христова, зделан резною работою изрядною. У того образа на главе волосы подобны человеческим волосам, черные; и сказывают поляки, что бутто те волосы по вся годы стригут, и паки-де те волосы отрастают. В том же костеле на хорах над западными дверми стоят арганы зело великие, какихд величеством мало где обретается. В том костеле много престолов по всем сторонам, и уборы изрядные, и богатство многое. Тот костел от помяненнаго королевскаго дому недалеко; и многие мещанские домы, каменнаго изряднаго строения и великие, подле самаго королевскаго дому построены. Об одну стенуе под теми мещанскими домами многие лавки каменные, изрядные, в которых зело много всяких таваров. Под теми лавками погребы каменные, великие, где много продажных виноградных вин разныхж, которых поляки нередко и немало употребляют, для того и ценою немалою их купят. В Аршавез иноземцов приезжих из розных государств бывает немало.
   В Аршавеи домы и всякое строение в замке - все каменное; полатк, изрядных и высоких, в четыре жилья в высоту, много; полаты все строены стенами по улицам. Тот замак весь намощен каменем, посреди того замку ратуша построена каменная, высокая. В том замку сенаторских домов нет, все живут мешане. За городом, блиско реки Вислы, есть кляштор каменной, великой; в том кляшторе костел каменной же, великой, изряднаго // л. 17 об. строения; в том кляшторе живут римской веры законники доминиканы87. У ворот вышеписаннаго замку зделан столб зело высокой, из одного камени вытесан. На том столбе поставлена персона Владиславу, бывшаго древле короля полскаго88, вылита из меди и вызолочена, имея в левой руке крест, а в правой руке обнаженный держит меч. Домы там сенаторские великие, каменнаго строения, за городом, потому что город верхний невелик и неможно в нем таким трем или четырем домам уместится.
   Для алекции чрез реку Вислу зделан был мост на судах, и по тому мосту стоял караул, для того что во время алекции между поляков бывают многие ссоры и бойа, также и у литвы между собою, и у поляков с литвою бывают многие драки и смертное убивство; а болши на мосту дерутца за ссоры и за пьянство; и всегда у них между собою мало бывает согласия, в чем они много государства своего растерялиб. Однако ж, когда напьютца пьяни, не тужат о том и не скорбят, хотя вб иг все згибли. А когда алекциид в Аршавее не бывает, тогда и мостж чрез реку Вислу не бывает же. Посему можно разумети разум или пьяную глупость поляков, ибо на перевозах реки Вислы много погибает людей, и скота, и всяких ко употреблению человеческому вещей во время ветра и волнения тойз рекии, понеже и паромов добрых для перевозак поляки не имеют. Также иные многие в том есть им трудности, когда во время крайних нужд всякие люди за зелным дыханием ветра и за великими водными волнами не могут тое реки переезжати и всяких потреб перевозити - и в том терпят великую невыгоду. А началники полские, то видя, за безделным своим гулянием мосту чрез тое реку под Варшавою не имеют для упокоения народу. А мню, для того любят перевозы, что, на тех перевозах съезжаяся, пьяные рубятца, не знают за што - и так души их, как мухи, погибают.
   В лавках за всякими таварами сидят мещане, богатые люди сами, и жены их, и дочери-девицы в богатых уборах, и в зазор себе того не ставятл. По городу и в маетности ездят сенаторы и жены их, мдочери-девицын в коретах и в зазор себе того не ставят. В кореты закладывают опо 6 конейп добрых и в богатых уборах. // л. 18 От города Варшавы за рекою Вислою в слободах, что называется Прага, есть кляштор мужеской; в тома живут законники барнадыны. В Аршавеб для продажи хлебных припасов и всяких харчевых таваров есть немало, толко цена всему при московском высокая.
   Майя во 2 день. Был я паки в замке варшавском и в вышеписанном болшомв костеле, что называется фара, или соборная церковь, слушел мши, то есть обедни римской. В то время на многих в той церкве престолех служили мши разныег римские попы, все в одно время. А как на болшом настоящем олтаре служили мшу, в то время играли на арганах, которые двои органы стоят в том костеле на хорах по обоим сторонам олтаря над крыласами; а на болших арганах, которые в том костеле стоят над западными дверми, в то время не играли, а играют на тех арганах великих в праздники во время мши, то есть обедни.
   Того ж числа по обеде ездил смотритьд домов сенаторских и был в доме канцлера литовскаго пана Радивила89. В том ево доме полаты великие и строение изрядное многое. Потолкие в полатах деланы италиянскою работою из гипсу, подобны алебастру резному; и убор богатой; и полат зело много. Одна полата обита бархатом червчетым, две полаты обиты золотнымиж парчами, две полаты обиты байберекамиз золотными; и всяких вещей для украшения в тех полатах много.
   Потом был я за городом в саду маршалка великаго короннагои пана Любомирскаго90, в котором видел строение великое и зело изрядное, вод пропускных много, на всех сторонах того саду есть фантаны хорошие. На срединек того саду построены полаты предивные, между которыми в средине зделана мылня, ил к той мылне зделаны со всех сторон изрядные фантаны дивным и богатым строением, ми в средине той мылни зделаны преудивителные фантанын. В той же мылне и в полатах, которые полаты построены кругом той мылни, стены все изнутри деланы гипсом изрядною работою власно, как ио алебастровые резные. Во многих местах убраны тех полат стены внутри раковинами, и зеркалы великие вставлены в тех стенах, и иными предивными // л. 18 об. штуками построена, чего подробну описать невозможно. В тех полатах печи изрядные кафлевые, обделаны гипцом преславною работою; уборов в тех полатах кругом мылни изрядных много: столов предивных, кресел изрядных, зеркал иа картин узорочныхб и иных всяких уборов зело много.
   В Аршавев дом есть воеводы плотцкаго, строится вновь, еще в совершенство не построен, зело изряден и безмерно велик. Полаты великие и зело изрядною препорциею построены на средине двора; также и уг всех сенаторских домов полатное строение строено на средине двора, а не по улицам; а по улицам в Аршавед строят домы и полаты мещанские.
   Майя в 3 день. Ездил я из Воршавы на екоролевское подворьеж умершаго короля Яна Сабескаго, от Варшавы 5 верст91. Там построен дом его великой, строение все каменное; полаты построены великие, у которых снаружиз все стены оставлены каменными изрядными резбами; полат числом есть там зело много. Из тех полат поделаны многие ходы в сад, которой сад великой при тех полатах построени. Те полаты низкие, а на верху тех полат построены многие ж полаты, в которых в средине стены все окладены ценнымик досками цветнымил изрядной работым. Во всех тех полатах поделаны вместо печей комины алебастровые, иные гипсовые изрядныен, предивной италиянской резнойо работы. Также и потолки в тех полатах поделаны алебастровые резные и гипсовые, и картин изрядных в тех полатах много италиянских дивных живописных писем. В двухп полатах там есть полы аспидные изрядные, зделаны из розныхр мрамуровс или аспидов узором; та обитаяу в тех полатах знатно, что было, толко в бытность мою было обрано по смерти короля полскаго, ибо ево, короля, в тех полатахф не стало.
   Позади тех полат поделаны гулбища, или площади изрядные, широкие, в которых по стенам писано изрядным живописным писмом. За теми полатами построен сад великой изрядною пропорциеюх; в том саду пропущеноц много изрядных чистых вод и фантаны поделаны предивные во многих местах рознымич видыш; а для поливания цветов стоит вода в великих медных чеканных чашах, которые чаши изрядной работы. В том саду дерев всяких плодовитых, также трав и цветов изрядных розных родов много. В том же саду есть, деревья помаранцовые и винных ягод; те деревья посажены // л. 19 в ящиках и поставлены подле стены ниско в земле, и над ними зделана кровля для того, что в зиме те деревья покрывают и нагревают то место, где онеа зимою стоят, печью, а летом в теплые дни выносят оттуды и ставят где потребно. В том же саду есть два пруда изрядные, в которых рыбы много. Блиско тех прудов поделаны два чердака круглые, предивные: невеликие стены тех чердаков внутри поделаны ис хрусталей, в окошках и около окошек множество вставливаноб цветных камней вареников - и зело устроены те чердаки богато и хорошо, и весь тот сад построен безмерно харашо.
   В том же помяненном умершаго короля доме в сараях стоят 8 корет да 2 каляски его изрядные и зело богатые, предивной француской работы, и ко всем каретам ив каляскам особые шоры цугами, предивно богатые. И когда тот король Янг Сабеской был жив, сказывали, что в том доме своем зело любил жить и построил его в купленной своей маетности, которая ныне со всем вышеписанным строением отдана жене ево и детям.
   Майя в 4 день. Был у меня московской резыдент дьяк Алексей Никитин, и привез ко мне проезжий лист от примаза, и говорил мне, чтоб я съездил к папежскому ненциушуд92, которой прислан от папы римскаго из Риму и живет в Аршавее для управления духовных дел, и чтоб я взял от него о свободном себе проезде и о приемности во итальянских краях лист. По тем его, Алексеевым, словам приехал я к вышеписанному папежскому ненциушуж на двор, где встретил меня один римской поп и, осведомясь от меня, котораго я государства и какова чину человек, тотчас сказал обо мне тому ненциушуз, которой меня принял зело любително.
   В полатах того ненциушаи уборы изрядные: первая полата от сеней обита вся красными сукнами, на передней стене в той полате прибиты изрядные шпалеры; другая полата обита бархатом малиновом, по сшивкам на бархатах кладены кружива золотныек, а те бархаты сшиваныл через полосу з золотоглавамим по малиновой земле. Против дверей в той полате у передней стены зделан рундук; на том рундуке поставлены кресла того ненциушан, обитыео малиновым бархатом; над теми его креслами повешен балдахин, обит малиновым же бархатом. В той же полате иных кресел много, обиты малиновым же бархатом з золотными галунами и з бахрамами.
   В той полате встретил меня ненциушп сам; имел на себе одежду // л. 19 об. черную, как есть обычай духовным римским носить; сверх одежды на шее великая чепь золотая и на ней крест алмазный, в котором зело великих алмазов много; наверху одежда бархатная двоеморхая, черная ж; и говорил со мною чрез перевотчика италиянским языком и обещал ко мне тотчас прислатьа проезжей листб на двор о приезде моем во Италию, за что я ему благодарствовавв, от него пошел; и проводил меня сам ненциушг в сени, а которые при нем были, тех всех послал за мною на низ с крылца; а были при нем все духовные, а мирских никого не было. Тот дом, в котором он живет, невелик и полаты негораздо пространны. дТого ж дняе тот ненциушж прислал ко мне на двор о проезде моем лист, какова я от него желал. Того ж числа поехал я из Варшавы, живши в Аршавез 5 дней; реку Вислу переехал по мосту, которой мост з делан на стругах для а лекции; и заехал на двор к резыденту московскому дьякуи Алексею Никитину; и от него ездил смотритьк того места, где изготовлено у поляков быть алекцие. От Варшавы с полверсты на поле зделан вал немалой и кругом выкопан ров. В тот вал зделаны четыре въезда, тут съезжаются послы ис поветов и началные люди от хоронгвейл, а посполством все бывает за валомн. оВ округеп того вала к одной стороне зделан великой сарай дощаной, которой поляки называют шопою, подобнор тому как делаются покои скотцкие. Воистину и поляки делом своим во всем подобятца скотине, понеже не могут никакого государственнаго дела зделать без бою и без драки, и для того о всяких делехс выезжаютт думатьу в полеф, чтоб им пространно было без размышления побиватися и гинуть. В том вышеписанном сарае много поделано лавок, на которых заседают сенаторы. В первом месте садитца примаз, то есть арцибискуп гнезненский, и от него бискупы по местам,х воеводы и протчие сенаторы, а против лица примазова садитца маршалок великой королевскойц с ляскою, которой задает голосы чинно, доколе не все пьяны. // л. 20 Смотря того места, поехал я того ж числа в надлежащей свой путь и начевал на поле, от Варшавы 1 миля.
   Майя в 5 день. аПриехал обедать, проехав село Даранбыб, на поле, от того места, где начевал, пол 3 милив. Того ж числа приехал начевать, проехав маетность арцибископа гнезненскаго местечко Мстоловог, от того места, где обедал, пол 4 мили. В том помяненном местечке костел каменной, великой. Не доезжая того местечка есть дом каменной великой того ж арцыбископа гнезненскаго, зело изрядным строением устроен; кругом того двора сад великой и около тогод саду воды великиее.
   Майя в 6 день. Приехал обедать в маетность пана Сиратцкаго в местечко Нараву, от Мстолова 4 мили. То местечко немалое, и того дни в том местечке была ярмонка. В том местечке дом пана Сиратцкаго каменнаго строения и 3 костела римских великих, каменных. Того ж числа приехал начевать в маетность арцыбископа гнезненскаго в деревню Черницу, от Наравы 2 мили.
   Ехав от Наравы, встретил обоз посла цесарскаго93, которой ехал в Аршавуж на олекцию; в том обозе 6 корет и телег много. За тем абозом встретил самого цесарскаго посла, которой разговаривал со мною зело приятно. Тот посол ехал в рыдване ззолоченом, изрядной работы, на шести лошедях; в том же рыдванеи перед ним сидел один человек цесарец. Тот вышепомянутый цесарский посол суть духовная особа, бискуп венецкойк. За ним в другом рыдване ехали 4 человека на 6 лошедях, при нем верховых людей никого не было.
   Майя в 7 день. Приехал обедать в маетность бискупа куавскаго в местечко Волборы, от Черницы 4 мили. В том местечке дом бискупа куавскаго великой, каменнаго строения. В том же местечке костел римской великой, каменной; и местечко то немалое. Того ж числа приехал начевать в город Петроков, от Волборал 2 мили.
   Тот город Петроков - маетность королевская и место суть немалое. В том городе дом королевской великой, каменнаго строения; в том же городе три кляштора каменных и костел великой, каменной, которой называется фарам, // л. 20 об. и домов каменных мещанских богатых много. Староста в том городе - воевода сендомирскойа, и дом ево в том городе каменной. Обычай того города: когда скончается король, тогда тот город бывает заперт до тех мест, как выберутб короля полскаго. От Варшавы до Петроковав 20 миль полских, а московских 100 верст; а от Москвы до Петроковаг 1262 версты с полуверстою.
   Майя в 8 день. Приехал обедать на бор, не доезжая местечка Сабяковичд за четверть мили, а от Петроковае 3 мили. Того ж числа приехал начевать на бор, от того места, где обедал, 2 мили.
   Майя в 9 день. Проехал маетность королевскую местечко Радумскоеж, от того места, где начевал, 1 миля. В том местечке костел римской каменной, великой, которой называетсяз фарою, то есть соборной костел, да кляштор каменной жеи, великой, в нем живут законники барнадынык; строение и уборы в тех костелах богатые. Староста в том местечке - пан Мечинской. И приехал обедать на мелницу, которая построена на реке Еарте, от местечка Радомского 2 мили, а от стану, где начевал, полл 3 мили. Того ж числа приехал начевать, проехав местечко Баровнюм от стану, где обедал, полн 2 мили.
   Майя в 10 день. Приехал обедать в Честоховской монастырь, от стану, где начевал, 3 мили; а от Варшавы до Ченстоховао монастыря 32 мили полских, а московских 160 верст; а от Москвы до Честоховап 1324 версты с полуверстою. Честоховр - место короля полскаго невеликое, а богатых людей в нем живет много; 2 костела в нем каменных, замку в Честохове нет.
   От того места Честоховас с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. В том кляшторе поставлен в костеле римском образ Пресвятыя Богородицы писма Луки-евангилиста, чудотворная святая икона. Хотящаго же ведать подлинно о том святом Пресвятыя Девы образе и о чудесех, от него бывающих, отсылаю до читания гистории печатной на полском языке о том святом образе и о чудесех, от него бывающих94. В том кляшторе живут // л. 21 законники римскаго закону, которые называются павлияне, или аеремины павликииб, то есть чину святаго Павла Фивейскаго95. Те законники одеждув носят белуюг, бород не бреют и не стригут, толко усов мало подстригают, суть крепкаго жития. Тот кляштор великой, в нем костелы каменные предивным строением, снаружьяд многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великойе, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьемж по 20 человек.
   В том кляшторе костел болшой каменной, гораздо велик, зделан изрядным италиянским мастерством. Своды того костела каменные, обделаны все гипсом предивно

Другие авторы
  • Воровский Вацлав Вацлавович
  • Грум-Гржимайло Григорий Ефимович
  • Попов Александр Николаевич
  • Краснов Петр Николаевич
  • Галлер Альбрехт Фон
  • Альбов Михаил Нилович
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич
  • Корш Нина Федоровна
  • Чешихин Всеволод Евграфович
  • Левинский Исаак Маркович
  • Другие произведения
  • Салов Илья Александрович - Грачевский крокодил
  • Гайдар Аркадий Петрович - Жизнь ни во что (Лбовщина)
  • О.Генри - Дайте пощупать ваш пульс!
  • Лукьянов Иоанн - Проезжая грамота Иоанна Лукьянова
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Платоническая Шарлотта
  • Лесков Николай Семенович - На ножах
  • Коган Петр Семенович - Георг Брандес
  • Чуйко Владимир Викторович - Виардо Луи
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Ответ господину С... на его разбор I части "Мнемозины", помещенный в Xv номере "Сына Отечества"
  • Тютчев Федор Иванович - Библиография музыкальных произведений на слова Тютчева
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа