Главная » Книги

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699), Страница 9

Толстой Петр Андреевич - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)



почал быть ветр мал, и тем малым ветром плыли мы до полудня и проплыли Истрию всю, а поровнялися против первых Далмацких гор от Венецы 150ж миль италиянских. Того ж дни после полудниз ветр был малой же, и тем малым ветром плыли до ночи и ночь мало не всю; а за три часа до свету почал быть ветр нам в путь наш самой способной и немалои, и тем ветром бежали до свету и ушли в 3 часа 20 миль италиянских.
   Июня в 3 день. С перваго часа дня ветр нам был способной и немалой, не пременился, как начал быть за 3 часа до свету; и тем ветром бежали мык весь день и обмеркли в Долманти против города Травы, от Венецы триста миль италиянских. А на первом часу ночи ветр почелл быть менши, и км полуночи нималагон ветру не стало, так и во всю ночь было безветрие, и фрегадон наш стоял на одном месте.
   Июня в 4 день. С перваго часу дняо почал быть самой малой ветр, и наш фрегадон помалу подавался вперед; а с обеда почелп рбыть ветрс немалой, нашему надлежащему пути в противность, и фрегадон наш шел бордами, а по-галански лавирамит; а после полудняу припалф зело великой ветр, нам противной, и фортуна на море почалах быть зело великаяц, и нашего фрегадона чни бордамиш, ни какими иными мерами иттить в путь нашщ не пустило. И для того вошли мы в порт, которой порт называется Ливиры, и в том порте начевали; а тот порт от Венецы 350 миль италиянских, а жилья у того порту никакого нет.
   Июня в 5 день. После полудня ис того вышепомянутаго порту пошли, и нам ветр был способной и немалой, которым день тот весь бежали и ночи 5 часов. А в 6-м часу той ночи // л. 72 приплыли мы в Корсула, от Венецы 400 миль италиянских, и стояли в том вышепомянутом городе Корсулеб июня до 8-го числа. А тот город Корсулв Венецкой провинции в Долмати, последней к Рагузскому княжеству, стоит на острову. Против того вышеписаннагог города дна островуе, на горе, построен монастырь, которой называется италиянским языком Субин Целио де ле Мадона, а словенским языком то сутьж Взятиез, или Вступление, в небо Пресвятыя Богородицы. В том монастыре - костел римской веры, в котором костеле есть образ Пресвятыя Богородицы стариннаго греческаго писма, писан подобием тем, как пишется Пресвятыя Богородицы образ, которой называется Смоленской. От той вышеписанной святой иконы бывают многие чудеса и ныне как на море, так и на земли. При том монастыре много посажено дерев кипарисных, великих и малых; при том же манастыре много пчел в ульях и в стенах костелных. В том монастыре живут 4 человека законников барнадынови, а иных жителей никаких людей в том монастыре нет. А стоит тот монастырь на земли Рагузской правинцык, и от того монастыря почитаетсял по морю Венецкой голфы Рагузскагом княжества владение. Около того монастыря по горам живут рагузяне: капитаны морские, и астрономын, и маринары. Строение домовное имеют каменное, самое малое и нужное; также хлеба и скота имеют мало, толко забавляются фруктами, то есть гроздием. Винных ягод и винограду, груш, шепталы, арехов миндалных, арехов же грецких и иных овощейо имеют достаток. А говорят все словенским языком, а италиянской езыкп все знают, и называются герватыр, веру держат римскую.
   Июня в 8 день. В 5-м часу дни ис-под Корсуляс поплыли; ветр тбыл наму способной и немалой, и тем ветром бежали мы до полудняф; а с полудня ветр почелх быть мал, однако ж нам способной; и тем ветром плыли мы весь день, и в последнем часу дня того приплыли против острова, которой остров Рагузскагоц владения и называется Санто-Андреяч. На том острову, на верху на самом, есть построены каменныя жилья немалые, между которыми есть построена и каплица, то есть малой костел римской. А живет на том острову всегда один человек, не имеет с собою никогда никакова товарыща. А почитают того человека римляне за святаго, аш сказываютщ об нем истории, которым верить неможно и слушать их непотребно. А тот остров не доезжая рагузскаго столишнаго места Дубровника за 10 миль италиянских. И от того острова плыли мы до Дубровника пол 3 часа, а в 3-м часу ночи приплыли под тот город Дубровник.
   Июня в 9 день. Был я в том городе Дубровнике поутру в монастыре у францишканов239; в том монастыре показывали мне святыни:
   Гвоздь терноваго венца Спасителя нашего Христа.
   Крест, зделан из дерева самаго Креста Христова.
   Сребренник, которых взял Июда у архиереов еврейских за Христа, видом // л. 72 об. черн, величеством с черкаской чех240 и тем подобием зделан, а изображенияа на нем немошно знать за многими леты.
   Часть кости от руки Иоанна Крестителя.
   Часть кости от руки святыя мученицы Екатерины.
   Часть кости от ноги святаго Власия, архиепископа Севастийскаго.
   Часть от ноги святаго Геронима.
   Из того францишканскаго монастыря пошел до девическаго монастыря241, в котором живут 40 законниц францишканок. Потом был в монастыре у езувитов242, которой строится вновьб; в нем живут 8 человек езувитов. Потом пришел на то место, где стоят пушки на раскате, которой раскат очищает вход в порт к воротам. Тут стоят три пушки великих, ис которых одна зело велика, изряднаго мастерства, граненая; и малых пушек на том раскате есть под сараем немногое число. Потом был в полатах, в которых делают динарии рагузской манеты243 всего 9 человек мастеров, ис которых 5 человек раскавываютв серебро, а 4 человека печати набивают. Потом приспело время обеда, и поехал я из города на свой фрегадон.
   Того ж числа по обеде приехал паки в город и был в доминиканскомг монастыре244, в котором мне показывали святыни, многие вещи:
   Вначале крест немалой, в котором немалая часть древа самаго креста Христова.
   Потом часть руки Иоанна Крестителя, у которой одного палца нет, а сказали, что-де тот палец есть в Риме.
   Глава Власия, епископа Севастийскаго, кость от гортани того же святаго Власия, рука того ж святаго Власия, нога того ж святаго Власия.
   Рука святыя мученицы Парасковеид, которую по-итальянски называют Брижитою.
   Кости от спины святаго Августина.
   Кость от челюсти святыя Пелагеи.
   Кость от главы первомученика Стефана и камень, один из тех, которыми святый Стефан побиен от иудейе.
   Кость от главы царицы Маргариты.
   Две кости от глав и две ноги святых младенец, избиенных от Ирода за Христа; на тех их ногах плоть, и кожа, и жилы целы.
   Камень от гроба Спасителя нашего Христа.
   Пелена Христова, в которую по Рождестве своем был Спаситель наш принят Пречистою Матерьюж своею Мариею; та зело толста, а ис какой материз исткана, подлинно о том познать неможно, однако ж подобитца толстой посконнойи холстине.
   Два гвоздя от терновагок Христова венцал.
   Кость от ребра святаго апостола Павла. // л. 73
   Кость от главы святыя Анны, матери Богородицыной.
   Кость святаго апостолаа Андрея Первозваннаго.
   Костьб от ноги святаго мученика Канереяв.
   Части от рук святых трех братий: Петра, Лаврентия, гАндрея.
   Ногад святаго Николая Пилигрима.
   Часть от руки святаго Иоанна Златоустае, котораго италиянеж называют Хризостомом3.
   Часть от главы царицы Елены, матери царя Констянтинаи.
   Часть мощей апостола Варфоломея.
   Глава святаго Панкратияк.
   Часть от руки святыя Петронилы, дочери апостола Петра, и нитки, которые тал святая Петронила пряла.
   Часть от главы святаго мученика Сергия.
   Часть от руки святаго Трофима.
   Нога святаго мученика Зиновия.
   Нога святыя мученицы Зиновии.
   В том же монастыре дали мне две свечи, которые повелевают запалять пред святыми иконами на корабле или на какомм ни есть судне во время великойн фортуны, то есть силных ветров.
   Ис того монастыря пошел я к принцепу, то есть ко князю рагузскому, на двор245. Тот ево двор блиско соборнаго их костелуо построен мастерством нарочетым, невелик, и полат на нем немного. Прежде привели меня в полату, где у рагузскагоп князя и у всей их републикир чинят суд и всякое управление. Та полата невелика, однако ж убранао нарочито, и есть та полата внизу тпо княжеских полатаху. Потом пошел я вверх и вшелф в полату, в которой храгузяне обираютц себе князей. Та полата длинна, сажень 6, а ширинач сажень 4-х, убрана резбами, и поделаны вдоль в той полате лавки и скамьи. Ис той полаты вошел в полаты жш, в которых живет князь рагузской. В первойщ полате княжеские домовые люди, человек с 8, стоят в красных одеждах. Ис той полаты пришел в другую полату, в которой ыменя встретил сам князь и за нимэ один ево человек, в красной же одежде, и повел меня в другую полату, в которойю поставлены кресла, обитыя красными камками, и полатаа' обита теми ж камками. В той полате князь сам сел и мне против себя велел сесть в креслах, где я с ним сидел недолго. Потом, поблагодарствовав ему за ласку ево к себе, от него пошел, и он меня проводил в третью полату ис той, в которой я с ним сидел. А говорил со мною князь рагузской словенским языком. А которые сенаториб' со мною пришли к нему, те все не входили в тое полату, где я с ним сидел, для того, что у рагузянв' есть такое обыкновение: где князь их сидит с приезжими к нему иноземцы, в тое полату сенаториг' к нему входить не повинны. И, пошедд' я от князяе', начевал тое ночь в городе на дворе, а на фрегадон того дни не поехал.
   Город Дубровник стоит на берегу моря под высокими горами; тот город - столица Рагузскаго княжества, фортеца каменная и зело изрядная и крепкая246. От проезжей башни, которая к морю, // л. 73 об. есть порт, то суть пристанища судам. И в которое место суды входят, на том месте от башни до стены положена чепьа железная великая, которая возбраняет вход всяким судам неприятелским в тот вышепомяненный вб порт. В том городе Дубровнике домы строения каменнаго, невеликие, однако ж то место не добре, безлюдно.
   Рагузянев - шляхта, и сенаториг, и купецкие люди - к приезжим иноземцам ласковы и приемны. А платьед носят сенаторие жи шляхта рагузскиез черное, под исподом кафтаны долгие, подобны чернеческим рясам, а наверху долгие ж епанчи, подобны чернеческими мантиям.
   В Дубровнике мясо и всякой харч дорогок, и рыбы свежей и соленой зело мало, временем ил не бывает; фруктов всяких есть и недорогом. Денги у них своин серебреные, которые называюто динариями; тех динарей на пзолото нар червонной дают по 132, а видом те динарии круглые, величеством с московскую копейку.
   Принцепы, то есть князи, сбывают у нихт помесешно, на всякой месяц выбирают новаго князя из сенаторейу; а всякие дела делают общейф республикоюх. А владения Рагузскаго всего по берегуц Венецкаго моря на 100 миль италиянских, а против самаго их столишнаго места Дубровника остров владетельства венецкаго князя247.
   Войны никогда рагузянеч ни с кем не имеют, дают дары цесарю римскому, и королю гишпанскому, и князю венецкому, и салтануш турецкому. Имеют рагузянещ у себя пехоты для караулов 500 человек салдат, тутошних жителей.
   ыВ том городе Дубровнике живет римской веры арцыбискуп, которой под собою имеет двух бискупов римской же веры. эВ том городе Дубровнике видел я: многие домы разорены и палатное строение разваленное; а сказывают, что весь город Дубровник был разорен волею Божиею от ныне лет за 30 тресением землию 248.
   Июня в 10 день. В 6-м часу дняя от города Дубровника мы на своем фрегадоне поплыли к городу, или к местечку, Перасте способныма' ветром, а невеликим. И, отъехав от Дубровника 10 миль италиянских, увидели на море впереди себя два судна турецких, которые называютсяб' фусты, на которых ездят курсары, то есть добыточники, или разбойники морские. И мы на фрегадоне своем, управя пушки к бою и всякое ружье, поворотили парусы свои прямо к темв' курсаром и сошлись с ними блиско, как можног' стрелять ис пушек. И те курсарыд' поворотилие' от нас к берегу и, опасаяся нас, поставили у себя на фусте бандеру, то есть знамя под гербом Венецкой републикиж' под образ святаго Марка, которую бандеруз' мы усмотря, прошли их мимо, не стреляя по них ис пушек, в ближнем разстоянии. А то суть обыкность и'курсаров турецкихк': когда не смеютл' с кем бится, тогда выставливают бандерым', или знамена, християнских знаков. // л. 74 Того ж числа за два часа до ночи приплыли мы под город, которой называется Каштелново; тот город Венецкой правинции, от города Дубровника 40 миль италиянских. Под тем городом наехал я своих москвича на карабле249: князяб Дмитреяв, князяг Федора Голицыных, князяд Андрея Репнина, князя Ивана Гагина, князяе Юрья Хилкова, князя Бориса Куракина и иных. Город Каштелновож самой малой, фортеца каменная и все строение в нем каменное ж. Под тем городом стоял наш фрегадон тот день весь и всю ночь.
   Июня в 11 день. На первом часу дни поехали мы каналом от города Коштелново. Ветр был самой малой и недобре нам способной. Того ж числа в 6-м часу дняз приплылии мы к местечку, которое называется Пераста, то местечко Венецкой державы; живут в том местечке герваты: капитаны морские, и астрономык, и маринары; домы имеют строения каменнаго и садов имеют много. От того местечка Перасты в 15 верстах и ближе городыл и деревни турецкие. То местечко Пераста сидит между высоких гор при самом канале моря. В том местечке стоял я июня до 19-го числа. От города Каштелново до Перастым 18 миль италиянских. То местечко Перастан в княжестве Албанском250, и есть в нем много сербов, которые суть веры греческой; однако ж в том местечке Перастео церкви греческой нет, а есть пцеркви греческиер по селам около того местечка не в далных местехс, в которых селах живут сербы греческой веры. А те сербы под державою Венецкою, недавно избежали от рук проклятых бусормант, от державы турецкаго салтанау и живут смежно с турецкими городами и з деревнями. Те сербы - люди военные, подобятся во всем донским казакам, говорят все словенским языком, платьеф носят герватцкое. Жены их и дочери во всем подобны герватцким женамх в платьец и в обыкностях и зазор от мужеска полу имеют ич скрываются. Те сербы хлеба, и живностей, и фруктов имеютш достаток, живут между великих и высоких каменных гор, домы имеют строения каменнаго, к московскому народу зело приветны и почитателныщ.
   В том вышеписанном местечке Перасте стоял я в доме капитана морскаго, которой называется Виценцоы Буевич, с которым я съехался под вышеписанным городом Коштелновоэ ию был у него на карабле; и тот Виценция в то время просил меня о том, чтоб мне, будучи в Перасте, стоять в ево доме. И как я в Перасту приехал, и того вышепомяненнаго капитана Виценцияа' брат двоюродной, римскаго закону апат, именуемы Виценцийб' ж, принял меня в домв' брата своего, помяненнаго Виценцияг', с великою честию и приветом. В том доме было мне полат, и краватей, и столов, и кресел, и стулов, и всяких потреб доволно, и постеля былад' для меня изготовлена изрядная. Также тот вышепомяненной капитанской брат обослал меня фруктами и живностию, и в свой дом меня звал, и всякце почтение мне чинил с великим приветом. А тот вышепомяненный капитан Виценцие' служит ж' // л. 74 в Венецкой Рече Посполитой из платы. А служба ево суть такая: имеет тот капитан свой карабль воинской, на том карабле венецких салдат имеет 160 человек на плате Венецкой републикиа; а за карабль и за свою услугу берет от князя венецкаго и ото всей републикиб на три месяца по 1 600 дукатов и марнеровв 160г человек на том карабле держит тотд капитан ис той же платы; и ходит в том карабле непрестанно по морю Венецкой голфы, ищет турецких судов и смотрит того, чтоб турецких людей ни в каких судах в Венецкую голфу не пропустить. А где с турецкими людми съедется, и он с ними повинен битца. И ежели увидит свое безсилие, что турки, ево осилев, похотят взять карабль ево, и он повинен в корабле своем порох запалить и сам ие с караблем пропастьж, чтоб карабль ево и турецкое судно купно згорелиз и все б заедино пропали. иИ вк том капитан Виценцил венецкому князю и всей републикем чинил присягу.
   Июня в 12 деньн, то есть в день Пятдесятницы, из местечка Перасты ездил я в село Ризу, где живут сербы греческаго закону, и в том селе слушал святые литоргии в греческой церкве; тое святую службу служило сербской священник словенским языком. Того помяненнаго села Риза жители приняли меня с любовью и с великим почтением. И, как ис того села поехал, проводили меня до моей лотки великим многолюдством. В той помяненной греческойп церкве имеют некоторые церковные книги и московской печати, также есть и святых иконыр московских писем штилистовыхс. А завозят туды иконы ит книги с Москвы греки.
   Июня в 13 день. Поехал я ис Перасты в лотке в город Катаруу, которой городф Венецкой державы сидит под высокою горою на конце того каналу, в которой мы вошли сх фрегадономц своим, против города Каштельновоч. А от Перасты тот город Катора 6 миль италиянских. В том городе Каторе повеленош было нашего фрегадонащ капитану отдать сухари князя венецкаго, которые он из Венецы в Каторуы во фрегадоне своем привез. И как мы июня в 11 день ис фрегадона вышли в Перастэ, и того ж дни фрегадон дошел до Каторыю, а я того фрегадона дожидался в Перасте. А как я в Каторуя приехал, и того города Каторыа' губернатор встретил меня в городовых воротехб' с великим почтением и проводил меня до греческие церкви, где я слушел святые литоргии. И пошел смотреть того города строения. И тот помяненный губернатор со мною ж ходил и привел меня в римской костел251, в котором я видел под престолом тело некоторые жены, убраное в платье доминиканскаго закону, толко видеть лице и руки, имеющие плоть, и жилы, и кожу нетленно; а сказывают, что по смерти ее до ныне 130 лет. Та жена была греческаго закону, имя ей Анна, о том и римляне сказывают, что она была не их веры; а отняли то ее тело римляне у греков насилием для того, что греки того места, которые живут под властию римлян. Ис того костела пошел я до остарии, где обедав, пошел из города. И губернатор // л. 75 того места проводил меня до городовых ворот с великою любовью. И я из города Каторыа поехал после обеда тою ж лоткою паки до Перасты.
   Город Катораб имеет фортецу каменную и зело крепкую; половина тое фортецыв есть при воде гна ровном местед, а другая половина обведена по горе высоко едля того, что имеют опасениеж от приходу по земле турецких людей. От тое Каторыз живут турки в ближних местехи, верстах в 6 и ближе; и всегда у катарцовк и у перастянл с турками бывают бои и часто бывает перемирье, когда, помирясь, имеют междум собою и торги.
   Также и помяненный капитан Виценций, когда отстоя на море уреченные месяцы, за которые возмет плату от венециян, тогда волнон ему ехать в турецкие места для торгов, и, приехав в турецкие городы, свободно с турками пребывает и торгуето. Также и на море, съехався с турецкими людмип в судах и бився с ними, учинит перемирье и поедет на турецкие суды, ир турки приедут к нему на корабльс, где друг друга повинны подчивать. И так с миром разъезжаются по своим дорогам, на чем положат между собою трактаты.
   Блиско помяненныхт мест, Каторыу и Перасты, живут волные люди, которые называются черногорцыф! Те люди суть веры християнскиех, языка славенскаго, и есть их немалое число; никому не служат, временем войну точатц с турками, а временем воюются с венетами.
   Июня в 19 день. За час до свету поплыли мы ис-под Перасты на своем фрегадоне чтем жеш каналом, которым ищ к Перасте плыли. И того ж числа в 4-м часу дня приплыли паки под город Каштельновоы. И блиско того города был я в церкве греческой252, где видел мощи святыяэ: рука царицы Елены, матери царя Констянтинаю; перст апостола Фомы; перст апостола Варнавы. При той церкве живет митрополит греческаго закону, у него под властью немало есть епархий в сербском народе. Те сербыя все говорят словенским языком, и службы святыяа в церквах совершаютб словенским языком, и во многих местахв у тех сербов святых гикон писма и книгд печати московской много. От того города Каштельново недалеко пребывает другой митрополит греческой же веры, и тот в сербском же народе имеет ево своей епархииж греческих церквей немало ж. А поставляются те оба митрополиты от благочестиваго патриарха сербскаго253, которой есть греческой веры и пребывает в городе Будимез под властью цесаря римскаго. И под тем городом Коштелновои стояли мы тот день весь, для того кчто имали к себел на мфрегадон пресную водун и прибавливали во фрегадон саворныо, для того что ис-под того города Каштелново потребно нам было отъезжать чрез всеп Венецкое море до города Барлета или до города Бара во область гишпанскаго короля. Также убирались с пушками и с ружьем, для того что в тех рместех, где нам надлежалс путь до Барлета или до Барут, всегда бывают турецкие люди в караблях // л. 75 об. и в галерах, также иа курсары6 на фустах и на иных судах. В том времени проведиторв города Каштелнова прислал ко мне вин розныхг в сулеяхд и мушкателейе, а сам со мною не видался.
   Того ж июня в 19 день во втором часу ночи ис-под города Каштелнова пошли мы в надлежащей свой путь. Ветр был намж способен, только ж гораздо мал, которым змы не могли ис порту выттитьи, а тянули фрегадон в барке канатом - и вышли ис порту с трудом. Также и на море ветр был зело мал, которым мы в тое во всю ночь ушли от города Коштелнова 10 миль италиянских.
   Июня в 20 день. С перваго часа дни шли весь день так же: ветр был нам и способен, толко жк зело мал, которымл фрегадон наш скоро иттить не мог; а в ыные часы была и бонация, то есть безветрие, в которые часы стоял наш фрегадон на одном месте и не мог иттить нимало. И всего с перваго часа дним по отдачу часов денных ушли мы 20 миль италиянских и на том месте обмеркли. А с перваго часа ночи почелн ветр быть хотя нашему пути и не добре способен, однако ж немал, которым мыо бежали всю тое ночь и убежали до свету 70 миль италиянских.
  

[КОРОЛЕВСТВО ОБЕИХ СИЦИЛИЙ]

[БАРИ]

  
   Июня в 21 день. На первом часу того дня видеть нам была в левой стороне земля державы турецкаго султана, которая называется Арбанияп. Потом, как мы тое землю пробежали, почелор быть видно св правой сторонет земля державы гишпанскаго короля, которое место называется Святаго Аггелау, где древле сотворил чудо архистратиг Михаил: изпустил из каменя воду.
   Того июня 21-го дня ветр нам был с перваго часа дня не добре способенф, однако ж немалой, которым бежали мых до полудня того и поровнялись против гор, та которых горах церковь во имя чудеси архангела Михаила, а под теми горами город гишпанскаго короля, которой называется Мамфредонц. И с полудня ветер почелч быть мал, которым наш фрегадон шел тихо; и почели тамш быть видны черни гишпанских берегов, на которых городы Барлет илищ Бар. И тем ветром малым плыли мыы с полудня до 10-го часаэ того дня, аю в 10-м часея тогоа' дниб' ветр нам, был не добре способен, однако ж немал. И тем ветром шли мы от 10-го часа по 16-й час, а в 16-м часев' того дня приплыли мы в Гишпанию, под гишпанский город, которой между Барлетом и Бароюг', а называется тот город Трани. От того городу к Бару по берегу морскому есть 2 города гишпанских же, которые именуются Бижели и Малвета; от Малветы недалеко на том же берегу моря город Бар.
   И того июня 21-го дня с перваго часу по 16-й час ушли мы всего 30 миль италиянских и под тем вышепомяненнымд' городом Трани поставили мы свой фрегадон на якоре в море, для того что под теми городами, которые меж Барлету и Бару, и в самом Баре порту, то есть пристанища судам, нет, а ставятся судые' под теми городами, которые // л. 76 к ним приходят, на море, потому что в том месте может якорь задержатися оа земле.
   Город Транаб стоит при самом море, фортеца каменная и немалаяв, иг строение домовное все каменное жд; около ево много садов и виноградов. И от того города Трани по берегу морскому до города Бижелие и кругом города, также и от города по тому ж берегу морскому до города Малветаж и кругом того города, и от того города по берегу ж моря до самаго Бару и кругом Баруз садов и виноградов множество жи; и между тех виноградов и садов много домов строения каменнаго. Под тем городом, которой зовется Трани, стояли мы июня до 22-го числа.
   Вышепомяненныек гишпанские городы Барлет, и Бижелил, и Малвета стоят при самом же море; фортецы каменные и строение в них домовное и костелы каменные ж; и разстояние между мних недалное. А по берегу морскому междун тех всех городов построены башни каменные, башняо от башни сажень по 100. А построены те башни для опасения от турецких людей и от курсаров, потому что турецкие городы от тех вышепомяненныхп гишпанских городов в самых ближних местех.
   Июня в 22 день. За два часа до свету пошли мы с того места, где стояли, к городу Бару. Ветр рбыл нам способнойс и немалой, и в 3-м часу того днит приплыли мы под город Бар. И, не пошед в порту, то есть в пристанища, стояли мы против города Бару на море без якоря, для того что тот порт, еже есть пристанища, капитану, фи астрономух, и маринаром нашего фрегадона суть не знаем, и опасались в него войтить, чтоб не розбить фрегадона. А на море против города Бару якоря кинуть было невозможно, для того что в том месте дно морское каменисто и якорь не может тут задержатися. И, стоя мы на том месте, послали от себя в город Бар одного человека с практикоюц, то есть с листом, которой лист взял я себе для проезду из Рагузскаго княжества из города Дубровника. И губернатор города Бару поволилч мне в Бар ехать; и за тем позволением приехав я в Бар, стал на постоялом дворе, что по-италиянски называется астарияш. Та астариящ называется Маркандониы эди Сан Маркою, блиско пляцая. В тое астариюа' прислал ко мне барской губернатор человека, велел меня приветовать и просить о том, чтоб я к нему по времени пришел в дом.
   Того ж числа по обеде, как почелиб' благовестить на веспер, то есть к вечерне, и я пошел в римскую церковь, в которой // л. 76 об. лежат254 мощи великаго архиерея Христова Николы. У той церкви в двереха встретили меня попыб римские, которые называются каноники. Та церковь каменная, великая, зделана по обыкновению западных церквей. В той церкве настоящей престол во имя чудотворца Николыв, и иных престолов в той церкве много, как обыкновенно бытьг в римских костелах. В том же костеле много столпов каменных, на которых зделаны кругом того костелуд внутри хоры.
   Под олтарем тоее церкви в земле ниско зделана церковьж римская ж, в которойз лежат святые и чудотворные мощи великаго святилникаи Николык. В тоел церковь из вышепомяненной великой церкви два схода, в которых поделаны лесницы каменные, широкие. В той нижнейм церкве на средине зделан олтарь римской во имя чудотворца Николая, весь серебреной, литой, на котором со всех сторон зделаны из серебра образы чудес чудотворца Николын. Поверх того престола зделан осмероуголнойо амбон серебреной же, литой, в две ступени в высоту. На том амбоне поставлен образ великаго Николып поясной, вылит из серебра, правую руку имеет благословенную, а в левой руке держит святое Евангелие, зело украшено каменем изрядным: алмазы, яхонты, изумруды, лалы. Поверх того Евангелия зделаны три яблока круглые, золотые во образ чудеси чудотворцовар, как отцу трех девиц, хотящему отдати на брак скверной, три узла подал злата и от смертелнагос блуднаго греха тех трех девиц избавил.
   Под тем вышеписанным олтарем лежат в земле ниско мощи чудотворные великаго иерархат Николыу, покрыты единым каменем мраморным. На том камене зделано едино окно малое, круглое; и когда кто хощетф видеть ево святые чудотворные мощи, тот повинен войтить под престол в окно, на то устроенное, и смотретьх внизц, в то вышепомяненное малое круглое окно. А в точ окно каноник, влезши под олтарь, опустит вниз, над самые чудотворные мощи, серебреной неболшой шандал со возженною свечею на серебреной чепиш. И в то вышеписанное малое круглое окно видеть святаго чудотворца Николыщ кость от ноги, которая суть лежит вся потопленна в мире, исходящем от пресвятых ево мощей; и поверх той кости святой стоит святое миро, видом подобно чистому маслу. В тое нискость, где его святыя мощи лежат, никто не входит отнюдь; а миро святое достают той церкви канонники таким поведением: навяжут едину губу на серебреной жезл, на то устроенной, и опустят в вышепомяненное малое круглое окно со свечоюы, и тое губу, напоивши святым миром, исходящим от чудотворных мощей, выняв оттуду, выжмет в сосудэ, и паки так же чинят, и сколко потребно, столко возмет, аю миро святое никогда не оскудевает. И то святое миро каноники тое церкви требующим роздают без возбранения, кто сколко похочет взять, и без цены; и множественное число того святаго мира разбирают на всякой день приезжие молебщики, однако ж никогда // л. 77 не умаляется исходить от чудотворных мощей, и весь мир тем святым мирома чудотворец Никола призобилуетб и освящает. И всегда то святое миро в церкви чудотворцовой держит один каноник в серебреном сосуде и помазует приходящих неоскудно. Когда то святое миро раздаваемо бывает требующим и влито в скляницы, тогда являетсяв видом подобно чистой воде; и даютг приходящим то святое миро пить неоскудно.
   В той нижней церкве еще четыре престола: по сторонам чудотворцова олтаря построены по два олтаря. Ад на правой стороне у стены зделана одна шкатула деревенаяе, резной работы, золоченая, мерою в длину полтора аршина, а в ширину аршин, в высоту трех четвертей. В тойлнкатуле поставлен деревенойж ларец - тот, в котором привезены в Бар из города Мира мощи чудотворца Николыз. иВ той нижней церкве есть 24 столпа аспидных, на которых утвержден тое церкви свод; а блиско олтаря чудотворца Николык зделаны своды изрядным мастерством из гипсу италиянскою работоюл. В той же церкве на правой стороне есть один столп желтаго аспиду, которой стоял при мощах святаго Николым в городе Мире; и по принесениин ево святых мощей тот столп приплыл морем в город Бар и ныне стоит в той же нижней церкве; от котораго столпа, сказывают католики, и ныне молитвами чудотворца Николыо бывают чудеса верующим; и огорожен тот столб железными решетками вокруг. В той же нижней церкве лампад серебреных, великих и малых, болши ста. Та нижняя церковь зделана в земле, однако ж светлость в ней изрядная: на двухп стенах зделано по четыре окна немалых, ра на третьейо стене позади олтаря чудотворцова зделано одно окно великое. Та церковь не длинна, а широка зело.
   По правую сторону чудотворцова олтаря есть одни двери, которыми входят в притвор, которой зделан для хранения святаго мира. В том притворе поделаны многие шкафыт, в которых стоит много великих скляниц со святым миром. В той нижней церкве против того места, где лежат чудотворные мощи великаго святилника Николыу, у стены поставлены арганы великие, и во время праздников в той церкве играет музыка на арганех и на иных розныхф мусикийских инструментах.
   Ис тое нижниех церкви паки вошел я в верхнюю великую церковь; в той верхней церкве своды устроены изрядным мастерством из гипсу.
   Ис тое великие церкви по левую сторону, настоящаго олтаря пошел я вверх, в притворы, // л. 77 об. в которых показывали мне святых мощей и богатства всяких костелных много:
   Вначале показали крест, зделан из самаго дерева креста Христова, потом один гвоздь от терноваго Христоваб венца, обагренный Спасителною Пречистою ево Кровию.
   Часть губы, которою напоили проклятые июдеи Господа славы вво время Спасителные ево Страсти на кресте оцтомг.
   Власы Пресвятыя Богородицы.
   Часть мощей святаго Василия Великаго.
   дЧасть мощей архидиякона Лаврентия, которым, когда кто прикоснулсяе устами медленнож, услышит от них теплоту немалую, которое то чудо и я сподобился видеть.
   Часть одежды Пречистыя Девы Марии Богородицы, которую носила на Пречистом своем Теле.
   Рука святаго апостола Фомы.
   зЧасть Мощей мученика Севастиянаи.
   Рука святаго апостола Иякова, брата Господня.
   Часть от руки святаго апостола Иякова Алфеевак.
   Кости младенец, избиенных от Ирода во время Рождества Христова.
   Часть от главы святаго Власия Севастийскаго.
   Часть мощей святаго мученика Вонифатия и иныхл святых мощей много, которых ныне подробну описатьм для продолжения времени оставляю.
   В той сосудохранительнице, или в притворе, стоит образ чудотворца Николын в меру возраста ево писма древнягоо греческаго и от многихп лет темен, с котораго образа рпишут в Барес святыя иконы чудотворца Николыт власно тем подобием, как написан тот святый вышепомяненныйу образ, а привезен тот образ в Бар вкупе с мощами чудотворца Николыф. И написан чудотворец Николах на той святой иконе весь стоящей, правую руку имеет благословенную, а в левой руке держит Святое Евангелие, на котором написаны три златника во образ того чудеси, как писал я о том в сей книге выше сего; а сказывают, что тот образ писан с самого чудотворцова лица, когда чудотворец Николац был жив.
   В том же притворе показывали мне многиеч одежды архиереов римских низаные, и шапки низаные римских же архиереов, и две подушки низаные, которые в Бар в чудотворцову церковь прислала в дарахш королева полская255; и иные уборы церковные в том притворе показывали мне многие. И, как я ис того притвору хотел иттить к себе во астарию, где стоял, в то время губернатор города Бара прислал ко мне просить о том, чтоб я к нему пришел в дом, и один каноник церкви чудотворцащ Николая пошел со мною провожать меня до двора губернаторова. И как я в дом губернаторов вошел, и меня сам губернатор // л. 78 встретил на леснице и с великим почтением принял меня до своих полат, где я с ним немного времени посидел и пошел от него до астарии, в которой стоял. И тот губернатор проводил меня из дому своего даже за ворота; и кака я от него пошел к себе, и вышепомяненный каноник проводил меня ко мне в остарию. И в том часе вышепомяненный губернатор с ыными - гишпанскою шляхтою - пришел ко мне в остарию, где я стоял, и сидели у меня час доволной. Потом просил меня, чтоб я у него обедал июня в 24 день, которое ево желание обещал я учинить по ево воле.
   Июня в 23 день. В пятом часу дняб пошел я паки до церкви святаго Николыв, где меня дожидались к обедне римскиег канонники. И, шед я к той церкве, купил себе два погребца со скляницами на святое миро, истекающее от мощей иерарха чуднаго Николыд, которые погребцы каноники той церкви немедленно мне наполнили святым чудотворным миром. И с тем великим даром, прочитав у чудотворцовых мощей акафист, паки пошел до астарии, в которой стоял.
   А как яе со фрегадона в Бар поехал и капитану фрегадона своего, на котором я ехал, за провоз золотые червонные заплатил, и капитан, почитая меня, со фрегадона своего стрелял ис пушек. И того ж числа тот фрегадон ис-под города Бару поплыл паки в Долматию, в город жКорсул, а яз остался в Баре.
   Город Бар стоит при самом море, фортеца каменная и немалая, зделан новою модою, з белвардами, и на белвардах есть пушек, великих и малых, достаток. В городе Баре строение домовное, и костелы, и монастыри каменные ии изрядные. Дом губернаторов зделан на городовой стене при самом море, зело на веселом месте. В Баре живет арцыбискуп римской веры, небогат гораздо. Город Бар многолюден, народ в нем гишпанской; говорят по-италиянскук, однако ж с венецыянами и с римлянами в языке имеют малую некоторую диференцию, то есть розницу; платье носят гишпанской моды. Лавок и в них таваров в Баре немного, также и мастеровых всяких людей малое число. Губернатор барской из Неаполя гишпанец, породыл дворянской, носит на себе кавалерской крест256.
   И стоял я в Баре июня до 25-го числа, наймовал себе фурмана. Ам как я на фрегадоне в Бар приехал и с него сошел, и капитан того фрегадона Иван Карстели дал мне свидетелствованной лист о бытности моей на море и о науке, ан в нем пишет сице: // л. 78 об.
   "Дня 22-го июня лета 1698-го, в Баре. Я, капитан Иван Карстели, чиню веру всем, а особливо кому надлежит ведать, нынешним листом, что в нынешнем лете дворянин московской Петр Андреевич купно с салдатом Иваном Стабуриныма былб на моем фрегадоне и ездилв по морю Венецкой голфы даже до границ княжества Рагужскагог и до Рагузы, до города Дубровника. И от того местад имел желание ехать на моем же фрегадоне едо городов Каштелновож и до Перасты и даже до Каторы, которые городы граничат з городами турецкими, и желал видеть турков на море на их боевых караблях, чтобы с ними билсяз. И как скоро отъехали, встретились з двемяи фустами турецкими, в которых обреталось турков в достаток. И в тот час по милости Божиик пришел на нас ветр потребной, с которым ветром стали мы в уряде до битвы с вышепомяненными турками, которые, видя свое безсилие, утекли к берегу, а мы для некоторых мелкихл мест не могли их угонить совершенно на конец места. А потомм приехали мы до места Каторы, которое граничит с турками, где стояли мы 6 дней, и там за безчастием нашим не могли мы встретить и видеть турецкаго корабля и, чтоб мы не стояли, нотъезжал. Ноо поехали мы в государство Гишпанское даже до самаго Бару чрез всю Венецкаго моря голфу и желали всегда встретитися с кораблями турецкими, чего и там учинить не могли. И были отягченып от фортуны морской, в которой имянованный дворянин московской купно с салдатом всегда былр не боязливы, стоя и опиралсяс злой фортуне. А потом, сошедшисьт с моего карабля, поехатьу желал из Бару до Неаполяф чрез землю, желая ездить по морю Медитеранскому в том карабле, для того что я не могх в такие далные краи плыть на моем фрегадоне.
   Для уверения за капитана Ивана Карстелиц яч, капитан морской Иван Лазоревич, подписуюся на ево место, для того что он писать не умеет".
   У того подлиннаго листа печать капитана морского Ирана Карстели изображена на красном воску.
   А по приезде моем в Венецию паки тот вышеписанной лист объявлен в канцеляри святаго Марка и подписан сице:
   "Чиню веру я, публичный ноторш, то есть писарь, яко вслебны ксондз, Антони Пасадовский, поляк закону доминиканского, и капитан морской Ангел Каподоров, видя вышеписанное писмо, чрез меня, канцлера, им показанное, признали и подтвердили с присягою, то есть помяненный ксондз Пасадовскийщ, приложивши руку до персейы своих по обыкновению капланскомуэ, то есть священническомую, и капитан Ангел вышепомяненный, доткнувшися писма в руках моих, признал бысть истиное и власное писмо Ивана Лазаревича, капитана морского, и то ж ведая и зная, иметя // л. 79 совершенное познание и практику в его характере и писме.
   Дано в Венецы того дня 28-го месяца октября, для чего я, аВинценциуш Винцентиб, господина Яна Геронима сын урожденный, купец венецкий и публичный венецкий канцлер, о том прошенный, для веры подписалсяв и означилг".
   Ис канцеляри святаго Марка дан лист на свидетелство сего вышеписаннаго капитанскагод листа, а в нем пишет сице:
   "Селивестре Валерий, Божиею милостию князь венецкий, всякому и всем, особливо так приятелем, яко и верным нашихж листов видящим, ознаимуемз. иВиценца Винценцийк под днем 28-м бежащаго запросил ло аттестатиом, то есть о свидетелствовании Ивана Лазаревича, так имянованнаго, что в ней есть ноторн, или писарь, венецкийо доброй славы и доброй опинии, о которой публичными писмами туто и везде полную имеет братии веру. Дано суть в нашем княжеском доме в княжеской полате дня 28-гоп октября индикта257 седмаго лета Господня 1698-гор".
   Тот лист, которой дан в Венецы на свидетелство капитанскаго листа, писан на пергаментес; печать у того листа свинцовая, на ней изображениет: на одной стороне образ святаго евангилиста Марка, а на другой с

Другие авторы
  • Розанова Ольга Владимировна
  • Кушнер Борис Анисимович
  • Горнфельд Аркадий Георгиевич
  • Гаршин Всеволод Михайлович
  • Гмырев Алексей Михайлович
  • Бычков Афанасий Федорович
  • Неизвестные А.
  • Вронченко Михаил Павлович
  • Штольберг Фридрих Леопольд
  • Белых Григорий Георгиевич
  • Другие произведения
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Гений открытия
  • Екатерина Вторая - Краткие библиографические примечания
  • Ключевский Василий Осипович - Курс русской истории
  • Мамышев Николай Родионович - Необыкновенный способ ловить птиц, употребляемый Коряками и Ламутами
  • Щеголев Павел Елисеевич - Император Николай I и Пушкин в 1826 году
  • Баранцевич Казимир Станиславович - Разгром
  • Буренин Виктор Петрович - Критические очерки
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Оливер Твист. Роман г-на Диккенса (Boz)
  • Нарежный Василий Трофимович - Мария
  • Гнедич Николай Иванович - Издания стихотворных произведений Гнедича
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 468 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа