Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских царей в Xvi и Xvii столетиях, Страница 15

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских царей в Xvi и Xvii столетиях


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ных столов; но в ней происходили также и приемы духовенства, бояр и других лиц, особенно же иноземных посланников и гонцов. Иногда государь жаловал здесь бояр, окольничих, думных людей и других чиновников именинными пирогами. В сочельники, накануне Рождества и Богоявления, государь слушал в Столовой церковные службы, царские часы, вечерню и всенощное. Кроме того, в Столовой бывали большие земские соборы по важным государственным вопросам. В 1634 г. здесь происходил собор о новом денежном сборе со всего государства на жалованье ратным людям, а в 1642 г. - известный собор по вопросу о принятии под защиту России Азова.
   В Панихидной, или Сборной, палате в дни поминовения царей и особ государева семейства давались панихидные столы, древние покормы патриарху, духовным властям и соборянам, что называлось также большими сборами, то есть собранием вообще духовенства, и особенно соборных причтов. Необходимо припомнить, что за этими нечестными столами для духовенства государь, по обычаю, вероятно, очень древнему, пред владыкой (митрополитом, а впоследствии пред патриархом) стоял и из собственных рук угощал его, подносил "кубки и еству". Так, в 1479 г., в день освящения новопостроенного Успенского собора, вел. кн. Иван Васильевич давал митрополиту и всем соборам стол во Средней горнице и во время стола, угощая, стоял перед митрополитом и с сыном Иваном. В Судебнике Ивана Грозного находим следующую статью: "Лета 7067 (1559) апреля в 25 день царь и вел. кн. указал, в который день живет (совершается) большая панихида, митрополит у государя за столом, а государь перед ним стоит, тот день смертною и торговою казнью не казнити никого отнюдь".
   В Ответной, или Посольской, палате происходили переговоры бояр с иноземными послами, что вообще называлось ответом. Выражение быть в ответе значило вести переговоры, давать царские ответы, или решения посольских дел. В Ответной палате, подобно как и в Грановитой, устроен был тайник, тайное окошко, из которого государь слушал иногда посольские совещания {Дела дворцовых приказов в Арх. Оружейной палаты; Рейтенфельс Я. О состоянии России при царе Алексее Михайловиче // Жур. М-ва народного просвещения. 1839. Июль. С. 30.}. В Ответной же палате при царе Алексее Михайловиче, в присутствии боярина князя Юрья Алексеевича Долгорукого, читано Уложение выборным людям всего Московского государства, которые должны были закрепить его своим рукоприкладством.
   Из Постельных хором весьма важное значение в царском быту имели Передняя и Комната Теремного дворца, который со второй половины XVII столетия сделался постоянным жилищем царей.
   Все бояре, окольничие, думные и ближние люди, по словам Котошихина, обязаны были всякий день являться во дворец рано утром и после обеда в вечерню. Собирались они обыкновенно в Передней, где и дожидались царского выхода. Только одни самые ближние бояре, уждав время, могли входить в Комнату, или собственно кабинет государя. При выходе бояре и прочие чины кланялись государю большим обычаем, то есть в землю, что и называлось бить челом. Государь выходил по обыкновению в тафье или шапке, которой никогда не снимал "против их боярского поклонения". После приема бояр, государь выходил большею частью к обедне в сопровождении всех съехавшихся сановников. После обедни в Передней, а иногда в самой Комнате, начиналось сиденье с бояры, заседание Царской палаты, или Думы, которую составляли без исключения все бояре и окольничие и некоторые из младших чинов, известные под именем думных людей. Заседания почти всегда происходили в присутствии государя, что видно из указов конца XVII столетия. Государь здесь давал суд и расправу, слушал судные дела и челобитные, которые читали пред ним обыкновенно думные дьяки.
   В Теремных покоях, именно в государевой Комнате, или в Верхней Золотой, как ее иногда обозначали в отличие от других Золотых палат, происходил в 1660 г., февраля 16-го, знаменитый собор о поступках патриарха Никона. Государь в тот день указал быта у себя в Верхних каменных хоромах, в Верхней Золотой палате, своим государевым богомольцам, митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам, протопопам и своего государского синклиту боярам, окольничим и думным людям для своего государева и земского дела. Палата была убрана аксамитами и бархатами золотными и бархатами ж узорчатыми разных цветов и постлана коврами. А как в Золотую палату власти шли, и в то время государь сидел на своем царском месте, а бояре, окольничие и думные люди сидели по левую сторону, по лавкам. А как власти пошли в палату, и государь на своем царском месте встал, а власти, вшед в палату, говорили: достойно; а митрополит Новгородский отпуск совершил; а по совершении отпуска царя благословил, а царь жаловал митрополита к руке, и митрополит царю челом ударил, и царь указал спросить их о спасении, так как светских спрашивал обыкновенно о здоровье. И власти государю за то били челом. Тогда государь сел, а властям велел сесть по лавкам по правую сторону, а иным в скамье; по левую сторону, как сказано, сидел государев синклит. Царь открыл заседание речью. Марта 14-го в той же Золотой палате было вторичное сиденье. Марта 20-го государь сидел о патриаршем обрании, избрании, с третьего часа дня и до десятого в исходе, уже в Средней Золотой палате.
   В 1682 г., января 12-го, в Теремных покоях происходил собор об отставке и искоренении местничества. После единогласного утверждения: "Да погибнет в огне Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и к тому да не воспомянется во веки!" - все разрядные и случные книги, все просьбы о случаях и записки о местах преданы были огню в Передних сенях (нынешней трапезной) в печи, в присутствии боярина и думного дьяка со стороны гражданской власти и всех митрополитов и архиепископов от власти духовной, которые стояли при этом торжественном сожжении до конца.
   В тот же замечательный год, 27 апреля, в день смерти царя Федора Алексеевича, в Теремных покоях совершилось избрание на царство десятилетнего царевича Петра, мимо старшего брата его, Ивана. После совещаний, патриарх Иоаким, в сопровождении архиереев, бояр, окольничих, думных и ближних людей, вышел на Золотое крыльцо и, в краткой речи объяснив собравшимся здесь выборным, что наследниками царства остались братья покойного государя, царевичи Иван и Петр, предложил вопрос: кому из них быть преемником царского скипетра и престола? Выборные, а потом бояре и прочие чины единодушно избрали царем Петра и здесь же присягнули ему в присутствии его матери-царицы, Натальи Кирилловны.
   Вот официальное значение Теремных покоев. Нужно упомянуть еще, что с 1694 г. Передняя палата заменила Золотую Расправную, как высшее судилище с значением Сената, где разрешались все спорные апелляционные дела и челобитные, подаваемые на государево имя. По этому случаю и в самых приговорах делалась следующая отметка: "По указу Великих Государей, в их Великих Государей Передней Палате, то дело бояре слушав, приговорили" и пр.
   Случалось, впрочем, весьма редко, что в Передней государь принимал запросто иноземных послов. Это была необычайная и величайшая почесть, которой удостоивались немногие. В 1662. г., 14 апреля, здесь были приняты цесарские послы, которые получили эту высокую почесть вместо посольского стола, даваемого обыкновенно иноземным послам после аудиенции {Майерберг А., Калвуций Г. В. Донесение императору Леопольду цесарских посланников // Рус. зритель. 1828. No 5/6. С. 20, 22; Выходы государей царей... С. 376.}. При этом Мейерберг замечает, что "во внутренние покои царские они шли по лестнице и переходам, в коих по обеим сторонам стояла стража рядами в богатом вооружении и все так убрано было обоями, что не видно было ни пола, ни стен, ни печей, ни потолка". Современная записка об этом приеме описывает эту уборку следующим образом: "А для приходу послов Передняя Полата и сени наряжены бархаты золотными и двоеморховыми; на крыльце и на дворе, что перед Спасскою церковью, - полами полаток, персидской и бархатной золотной, а завесами бархатными ж золотными и киндячными и атласами травчатыми. На деревянном крыльце, по сторонам и в верху, такими ж полами и завесы да седельными покровцы. На нижнем крыльце столбы - бархатом червчатым гладким; за переградою и на Постельном крыльце по обе стороны, до красных дверей - сукнами червчатыми и зелеными". Мейерберг сохранил даже изображение своего приема в этой Передней. Такой же почести был удостоен в 1664 г. 22 апреля английский посол Чарлус Говорт. "А для его приезду верхнее государево крыльцо и рундук, и двор, что от Спаса, по сторонам, и деревянное крыльцо и лестница и нижней рундук на Постельном Крыльце, по сторонам же, наряжено было наряды розными, атласы и бархаты золотными. А мосты и лестницы по переграду, что у Постельного Крыльца, настланы были коврами; а в переграде и на Постельном Крыльце настилки не было, а стены обиты были сукны".
   В 1667 г., декабря 4-го, в Передней же были приняты на отпуску польские послы Станислав Беневский и Киприян Брестовский. "А приехали они послы в город в 4 часу ночи (в 7 часу вечера) и дожидались государеву указу в Золотой Полате. А к в. государю в Переднюю пришли в 5 часу ночи в 2 чети. А как они шли Красным Крыльцом и у дверей, что всходят с Красного Крыльца на Постельное, встретили их полуголовы и шли перед ними крыльцом за переграду до деревянной лестницы, что ходят в Верх. А у переграды на нижнем деревянном рундуке встретили их Полковники и головы Стрелецкие в служилом платье и шли перед ними в Передние сени, а полуголовы остались у рундука. А в сенях стояли жильцы 12 ч. с протазаны. А как послы взошли на Каменное Крыльцо и в сенях у дверей встретили их спалники, а объявлял их им послом Думной дьяк Дементей Башмаков. И шли спалники перед ними в Переднюю, а полковники и головы стояли в сенях. А для того устроено было Постельное Крыльцо по переграде и по Грановитой и за Переградою и Нижней деревянной лестницы рундук убито сукнами червчатыми, а от нижнего рундука и верхнее Крыльцо убито было полавочники золотными и серебряными и персицкими отводы и покровцы золотными, а верх убит был кожами золотными. На дворе по церкве Спасской убито было суконным красным завесом (из Семеновского с Накрачейни) по тому сукну нашивано сукна белые месяцами и репьи. А достальное все полами полотняными с кумачом. Двор и лестница и верхнее каменное Крыльцо и сени утлано было коврами, а в сенях на лавках постланы были полавочники золотные бархатные. А на Каменном Крыльце по перилу ковры золотные. А как послы прошли в Переднюю и те ковры сняли и положили сукна красные для того, что шол снег. А от в. государя из хором Польские Послы пошли в 7 часу ночи в исходе и были у Патриархов".
   В другой записке о том же приеме польских послов находим новые подробности: "Для их приходу Передняя была настлана коврами персидскими; на окнах и на лавках полавочники золотные; сени постланы коврами ж; на лавках (в сенях) настланы полавочники: на левой стороне от дверей, золотные; на правой стороне - цветные; на окнах (в сенях же) настланы золоты и ковры золотные. Крыльцо и рундуки (площадки) и лестницы каменные и Двор, что меж Спаса Нерукотворенного церкви и хором, устлано было коврами ж. На верхнем же каменном крыльце на перилах положены были ковры золотные аксамитные; и те ковры для ненастья были сняты и положены вместо ковров сукна червчатые. По сторонам на дворе, идучи с деревянного крыльца к хоромам, на левой стороне от дверей до рундука каменного поставлены были полы (рамы) полотняные, разцвечены кумачом; по правую сторону от дверей же поставлены до рундука завесы суконные с месецы, и двери церковные и проходные и окошки были заставлены. Деревянное крыльцо и лестницы и рундуки, середний и нижний, деревянные, устланы были коврами. На перилах и на ухватах, идучи в Верх, на правой и на левой стороне положены золота сшиваные. На левой стороне, на середнем и на верхнем рундуках деревянного крыльца, от первого столба по двери верхнего деревянного крыльца, заставлены полами персидскими. Столбы на верхнем и на середнем крыльцах деревянных обиты покровами золотными из Конюшенного Приказу. Бочки (в кровле крыльца) по нижний шатер подбиты были кожами золотыми из Приказу Тайных Дел. На нижнем деревянном рундуке, что в переграде, под шатром (кровля) подволоки и столбы, и в переграде стены и двери, и на Постельном крыльце стены ж до дверей, что в Грановитые сени, меж дверей - все обито было сукнами червчатыми с Казенного Двора; а двери с Постельного крыльца, и в Шатерную полату Грановитых сеней и государыни царицы Золотой Полаты закрыты были сукнами ж. Перед Передними сенми на дворе у левой стороны поставлен поставец, обит камкою цветною; а на нем было: две фляги, воронки, кубки, ковши серебреные золочены. У поставца стоял степенный ключник, а с ним стояли дворовые люди в чистых охабнях".
   "А как послы шли к государю (в эти хоромы) и в то время стояли на постельном крыльце дворцовых и розных приказов подъячих 20 человек, по обе стороны. А встретили их: за переградою на рундуке - полковники и головы московских стрельцов, на верхнем каменном крыльце - спальники. Объявлял им спальников думный дьяк. А в сенях перед Переднею у дверей встретили бояре. А как послы в Переднюю вошли и в. государю объявлял их боярин А. Л. Ордин-Нащокин. А в. государь в то время сидел в Персидских креслах, которые с олмазы и с яхонты и с иными дорогими каменьи. И послы в. государю челом ударили и говорил первый посол речь; и в. государь их пожаловал, указал боярам и послам сесть. А потом указал в. государь несть чашу с своим государевым питьем спальнику. А перед чашею шел боярин и оружничей Б. М. Хитрово; а за чашею несли кубки с романеею спальники ж. И в. государь, взяв чашу и встав, говорил речь и пил про королевское здоровье; а потом жаловал кубки послов и бояр и указал пить про королевское ж здоровье. А приставы (у послов) стольник и дьяк, проводя послов в Переднюю, сидели в сенях. А как послы пошли из полаты и, по указу в. государя, послов провожали бояре и стольники и полковники и головы до тех же мест, где кто встречал, а приставы до Посольского Двора. А как послы шли к в. государю в Верх и от в. государя с Верху, и в то время стояли: в Передних сенях 12 ч. жильцов с справными протазаны, по 6 ч. на стороне. Со свечами сытники: на каменном рундуке у Передней 2 ч., по обе стороны того ж рундука 2 ч., на верхнем деревянном крыльце 2 ч., на середнем 2 ч., в переграде по стороны рундука 2 ч., на Постельном крыльце у переградных дверей 2 ч.; у дверей, что ходят с Постельного крыльца в Грановитые сени и на Дворец, 2 ч.; да на Постельном же крыльце поставлено было по обе стороны 12 фонарей. А на Красном крыльце стояли со свечами же стрельцы: у дверей по обе стороны 2 ч., против Золотой Полаты у дверей 2 ч., против церкви Благовещения Б-цы 2 ч., в благовещенской паперти 2 ч." {Дворцовые разряды... Т. 3. С. 579. - Дополнения к 3-му тому Дворцовых разрядов (С. 440), где эта статья неправильно обозначена 1671 годом. (Дневальная записка приказа Тайных дел, в Гос. архиве М-ва иностранных дел.)}
   Значение Передней и Комнаты в домашнем быту государя также весьма достопамятно. В Передней государь слушал иногда церковные службы, часы, вечерню, всенощное: на Святой христосовался с боярами, то есть жаловал их к руке. В Передней или на Золотом крыльце, в дни своих именин, также на именины царицы и детей, после обедни, государь из собственных рук раздавал боярам и всем дворовым и служилым чинам водку и именинные пироги или калачи. В Передней государь давал также праздничные столы, а в Комнате кушал иногда запросто, без чинов, с некоторыми из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков, которые приглашались по особому благоволению государя и сидели за столом всегда уже без мест. Записки времен царя Алексея Михайловича сохранили любопытные известия о других, более замечательных" столах, которые иногда давались в этих покоях, именно о кормах на нищую братию и на полоняников. Так, в 1661 г., сент. 17-го, отслушав литургию в Евдокеинской церкви, государь открыл в Передней сиденье с бояры, по случаю войны с Польшею; после сиденья служилым людям сказан был поход по первому зимнему пути, и в тот же день в Золотой Комнате государь кормил полоняников, а после кушанья жаловал их в Передней романеею в кубках и в ковшах медом. В 1665 г., апреля 10-го, в неделю Жен-Мироносиц, вероятно, по случаю рождения царевича Симеона Алексеевича, "по Передней и по Комнате были кормлены нищие шестьдесят человек, и великий государь жаловал их из своих государских рук по рублю человеку". Июня 18-го, этот христолюбивый стол дан был вторично и также на шестьдесят человек. Государь опять оделял обедавших милостынею из своих рук по рублю человеку и одному дал два рубли. Потом эта нищая братия из Теремных покоев взята была в деревянные Царицыны хоромы, где царское семейство раздало ей еще более ста рублей {Расходные книги приказа Тайных дел, в Архиве Дворцовой конторы.}. В 1667 г., сентября 5-го, перед днем всенародного объявления царевича Алексея Алексеевича, в Комнате и в Передней, в другом часу ночи, по нашему счету в осмом вечера, кормлено нищих 30 человек, а жаловал кормил их царевич Алексей Алексеевич, денег им пожаловал по 2 рубли человеку. Такие столы давались очень часто по поводу важных семейных событий, например, по случаю рождения детей и особенно во дни поминовения усопших, в третины, девятины, полусорочины и сорочины. Когда нищей братии собиралось много, то кормление происходило нередко в Царицыной Золотой палате, преимущественно, если поминки справлялись по царице.
   Необыкновенно оживлялись Теремные покои пред заутренею Светлого Воскресения, когда бояре, окольничие, думные и ближние люди, все служилые и дворовые чины, в богатейших золотых кафтанах, собирались сюда к обряду царского лицезрения и к царскому выходу к заутрене. Высшие сановники, пользовавшиеся свободным входом в государевы покои, собирались в Комнате и в Передней; другие наполняли сени, стояли по Золотому крыльцу и на Каменном дворе пред Теремами; а низшие и небогатые чиновники, не имевшие золотных кафтанов, ожидали царского выхода на Постельном и на Красном крыльцах. Когда таким образом дворец наполнялся чиновным народом, государь выходил из внутренних покоев в Комнату, слушал здесь "полунощницу", по совершении которой садился в кресла и принимал бояр и прочих сановников, входивших в Комнату, чтоб "видеть его великого государя пресветлые очи" и ударить челом. Те из дворян и дьяков, которым, по особой милости, дозволялось видеть царские очи в Комнате, входили туда, по распоряжению стольника из ближних людей, который в то время стоял у крюка и впускал их по списку, по два человека. Ударив челом, они возвращались на свои прежние места. Таким же образом дворяне и дьяки другой степени, а также и стрелецкие головы впускались в Переднюю при выходе туда государя. Все эти лица, которых государь жаловал, повелевал свои государские очи видеть в Комнате и в Передней, вносились в особые списки и по спискам допускались к царскому лицезрению. Остальные дворяне, дьяки, подьячие и прочие младшие и небогатые чиновники видали государские очи в сенях и на дворцовых крыльцах в то время, как государь проходил в собор. Ударив, по обычаю, челом, они шли пред государем, по три в ряд, до Успенского собора, где и становились по обе стороны пути, и потом, когда государь, сопровождаемый высшими чинами, торжественно проходил в собор, они также следовали за ним, по два в ряд. В течение Светлой недели государь принимал в Теремных покоях поздравление от всех чинов, до чернослободских старост и выборных. Людей младших чинов он жаловал к руке большею частию на Переднем крыльце.
   Нам остается упомянуть еще о значении Красного крыльца, которое было главным парадным входом во дворец. На него, как мы уже знаем, вели три лестницы - Благовещенская, Средняя и Золотая, или Красная, что у Грановитой палаты. На Красном крыльце, во время посольских и других важных приемов, происходила церемония встреч, значение которых указано нами выше. По этому случаю все крыльцо наполнялось дворовыми и служилыми людьми младших разрядов, которые стояли здесь по обе стороны пути в богатейших одеждах, выдаваемых на это время из царской казны. Обыкновенно по лестнице и по крыльцу стояли подьячие и боярские дети в цветном и золотном платье, а в сенях и у дверей Приемной палаты жильцы в бархатных и объяринных терликах и в золотных шапках, с протазанами и алебардами в руках.
   Особенно пышные встречи делались только иноземным послам и вообще знатным иностранцам, как собственно гостям, "почести ради". Число встреч было неодинаково: именитому послу и лицу царского происхождения давалось три встречи. Первая, меньшая, у лестницы на подъездном помосте, или рундуке; вторая, средняя, на крыльце, против средней лестницы, а иногда в сенях Приемной палаты и, наконец, третья, большая, у самых дверей палаты. Другим, менее значительным лицам делалось только две встречи: меньшая на крыльце и большая в сенях, а иным, как, например, иноземным посланникам, гонцам, купцам и т. д., была одна только встреча - в сенях у порога или "недошед порога с сажень". Таким образом, одною из почетнейших встреч для гостя была и меньшая, у лестницы. Встречниками назначались в обыкновенных встречах стольники с дьяками, а в более почетных - боярин или окольничий с стольником и думным дьяком. Самое разделение встреч на меньшую, среднюю и большую сообразовалось с родовою честью встречников: в меньших встречах были помоложе, а в больших постарее родовою честью. Само собою разумеется, что, при назначении встречников, нередко случались местнические "стычки". Дьяки при встречах говорили обыкновенно чрез толмачей приветственные речи, объясняя, что великий государь (титул), "воздаючи честь" послу, повелел его встретить такому-то и такому; при этом провозглашались имена стольника и самого дьяка. Особенно дорогих гостей встречали еще с большими церемониями. В 1644 г. во время приема датского королевича Волдемара, жениха царевны Ирины, кроме обычных трех встреч, его встретил среди Грановитой палаты царевич Алексей Михайлович в сопровождении бояр и в предшествии окольничих и стольников, а потом сам государь Михаил Федорович встретил королевича у ступени трона.
   Для встреч и вообще для входа во дворец посторонним лицам, кроме государя, назначены были только две лестницы: Благовещенская и Средняя. При посольских приемах послы христианских государств входили во дворец Благовещенскою лестницею, а послы и гонцы персидские, турецкие, татарские и вообще иноверцы - Среднею, потому что значение Благовещенской лестницы, как соборной паперти, не дозволяло входить по ней лицам, не исповедовавшим христианской веры. По Золотой, или Красной, лестнице, которую мы теперь неправильно называем собственно Красным крыльцом, совершались большие царские выходы в день венчания на царство и во время бракосочетания. В другое время эта лестница, кажется, была всегда заперта, потому что обыкновенные выходы государя делались большею частию по Благовещенской паперти, служившей также обыкновенным входом во дворец как для бояр, так и для всех других чинов. Для того же назначения была и Средняя лестница, по которой, кроме того, совершались печальные процессии выноса тела покойных государей к погребению в Архангельский собор.
   Лестницы Красного крыльца запирались на ночь решетками, и на крыльце всегда стоял стрелецкий караул. Припомним еще, что у этого крыльца, на площади, думные дьяки принимали от народа челобитные, по которым здесь же сказывали приговоры и решения, вероятно, у Средней лестницы.
   Заметим также, что на крыльцах иногда делались приемы гонцам и посланцам. Вероятно, это было самою меньшею степенью того почета, который должен был оказываться послу меньшего же разряда. В 1657 г. царь Алексей Михайлович принимал на Красном крыльце малороссийского посланца от гетмана Хмельницкого, Павла Тетерю. Отпускная аудиенция дана была ему также на крыльце, но только уже на переднем, т. е. в государевых покоевых хоромах или нынешних теремах, что было почетнее.
   В заключение мы должны упомянуть, что в XVII столетии во дворце, именно на стрелецком карауле Красного крыльца, велись каждый день особые записки о состоянии погоды и о дворцовом карауле; а при этом отмечались и все царские выходы и загородные походы, также посольские приемы и разные другие случаи. По содержанию, эти дневальные записки весьма любопытны и важны в том отношении, что по ним с большею достоверностью можно определить время разных событий и случаев в истории царствования Алексея Михайловича. С каким намерением составлялись подобные записки о погоде - неизвестно, но из письма царя Алексея Михайловича к Матюшкину, 1650 г., мая 25-го, видно, что государь приказывал записывать, "в который день и которого числа дождь будет" {Часть этих записок, в столбце, за 1657 г. без начала, найдена нами в Архиве Дворцовой конторы. В Гос. архиве М-ва иностранных дел хранятся такие же "Записки дневальные" в книгах, с 7170 г. (1661 - 1662 гг.).}. Может быть, к этому времени и должно отнести начало записок. Представляем здесь для образца небольшое извлечение из них, которое вполне познакомит с их содержанием, важным для истории царского быта.
   "1657 г. Генваря в 30-й день в пятницу, был день до обеда холоден и ведрен, а после обеда был оттеплей, а в ночи было ветрено. А на государевом дворце стоял на карауле голова Иван Мещеренинов с приказом".
   "Генваря в 31-й день в субботу было ветрено и за час до ночи пошол снег и шол во всю ночь и ветр был же. А на государеве дворце стоял на карауле голова Иван Монастырев с приказом".
   "Февраля в 6-й день, в пятницу, ходил государь в поход в Измайлово, а пошол с Москвы за пол 2 часа до дня, а к Москве пришол в 3 часу ночи. И в тот день и в ночи было холодно, а за час до вечера шол снег невелик до 3-го часа ночи. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Василий Пушешников с своим приказом".
   "Февраля в 8-й день, в неделю сырную, слушал государь всенощного бдения и божественные литоргии в церкви преподобной мученицы Евдокеи. А после всенощного бдения ходил государь к церкве Казанские Богородицы и в Чудов монастырь и жаловал архимандрита с братьею к своей царской руце. Того ж дня был у Государя на приезде гетмана Гонсевского посланец. А после столового кушанья ходил государь в столовую и жаловал к своей руце стольников и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и дьяков, и приказных, и дворовых людей, клюшников, и стряпчих. Потом ходил государь к соборным церквам, в Соборную и Апостольскую церковь Успения Пресвятые Богородицы, Благовещение Богородицы, Архистратига Михаила, и жаловал к руке протопопов с братью. И в тот день и в ночи было холодно. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Иван Ендагуров с своим приказом".
   "Февраля в 28-й день, в субботу, был день тепл и пасморен и шол дождик невелик с утра и до вечерен, а с вечера и во всю ночь было тепло ж и была капель, а на утреней заре шол снег мокрой невелик. А на государеве дворце и около дворца стоял на карауле голова Иван Ендагуров с своим приказом".
   "Апреля в 9-й день, на первом часу дни ходил государь в село Покровское и в том селе тешился, а к Москве пришол в шестом часу дни, и столовое кушанье было на Москве. И в тот день до 8-го часа дня было холодно и ветрено, а с того часа был дождь до 11-го часу, а с 11-го часу шел снег с дождем до вечера, а в ночи был мороз. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Семен Скорняков-Писарев с своим приказом".
   "Апреля в 22-й день, в среду, день был ведрен и был ветр велик. Да в тот же день был за Москвою-рекою в Кадашеве пожар велик; а в ночи было тепло. А на государеве дворе и около государева двора стоял на карауле голова Иван Зубов с своим приказом".
   "Апреля в 26-й день, в субботу, после раннева кушанья ходил государь в поход на Тверские поля тешиться, а к Москве пришол на последнем часу дни. И в тот день с утра было пасмурно, а с 4 часу и до вечера шол дождь с перемешкою. А на государевом дворце и около дворца на карауле стоял голова Яков Соловцов с своим приказом".
   "Апреля в 29-й день ходил государь в Семеновское и на поле тешился птицами. И в тот день до вечерен было ведрено, а после того был дождь, а в ночи шол дождь же. А на карауле..." и пр.
   "Мая в 4-й день, в понедельник, после столового кушанья изволил государь смотреть голов стрелецких с стрельцами, как они шли на его государеву службу, Алексей Мещеренинов с своим приказом в Полоцк, а сын его Иван Мещеренинов в Могилев. И в тот день было ведрено, а в ночи было тепло. А на государево дворе..." и пр.
   "Мая в 8-й день, в пяток, слушал государь всенощного бдения и божественные литоргии в церкви Преподобномученицы Евдокеи, что у него государя на сенях, праздновали Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. А после столового кушанья ходил государь праздновать Чудотворцу Николе в Угрешской монастырь. И дорогою идучи на Коломенских полях тешился. В монастырь пришол в 13-м часу дни. А стоял государь за монастырем в своих царских шатрах и слушал малые вечерни у себя государя в шатрах. И в тот день после обеда и до вечера шол дожжик невелик с перемешкою, а в ночи было холодно. А на государево дворце и около дворца в царствующем граде Москве на карауле стоял голова Василей Пушечников с своим приказом".
   "Мая в 9-й день, в субботу, на праздник принесения мощем, иже во святых Отца нашего Николы, слушал государь всенощного бдения и божественные литоргии во Угрешском монастыре в церкви Николы Чудотворца. И на всенощном бдении облачался и служил божественную литоргию Никон архиепископ царствующего града Москвы, всеа Великие и Малые и Белые Росии патриарх, с пестрыми и с черными властьми и со всем своим освященным собором. Того ж дни у великого государя, у его царского величества, был стол в селе Острове по комнате: ел Никон патриарх и власти. И были у стола бояре, и окольничие, да голова стрелецкой Яков Соловцов. И в тот день до кушанья было ведрено и красно, а после кушанья и до вечера было пасморно и ветрено, а в ночи был мороз. Того ж дни, после кушанья, перед вечернею ходил государь на Островские поля тешиться".
   "Мая в 23-й день, в субботу, слушал государь божественные литоргии в селе Введенском в церкви. А после обедни до кушанья тешился государь на поле птицами. А кушанье было в селе Покровском. И тот день до обеда был ведрен, а после обеда пасморен, а в ночи тепло".
   "Июня в 10-й день, в среду, слушал государь божественные литоргии в селе Красном и ходил в Измайлово, а после столового кушанья ходил в Тверские поля. И в тот день было красно, а в 9-м часу дни был гром вельми велик и блистала молния и шол дождь велик с полчаса и потом шол невелик, а в ночи было тепло".
   "Июня в 20-й день, в субботу, ходил государь на поле тешиться, до кушанья и после кушанья. И в тот день до кушанья был гром и шол дождь добре велик, а после кушанья шол дождь невелик, а в ночи было тепло".
   "Июня в 23-й день, во вторник, празновали Сретению Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы честного и славного ея Одигитрия. Вечерни и заутрени слушал государь в селе Покровском у себя государя в хоромах, а божественную литоргию слушал государь в царствующем граде Москве, у праздника в Стретенском монастыре, что на Стретенской на большой улице; а служил божественную литоргию святейший Никон патриарх со освященным собором. А к божественной литоргии из соборной и Апостольской церкви Успения Пресвятые Богородицы в Стретенской монастырь и из монастыря в соборную церковь был ход со кресты и с большими местными и чудотворными иконы, против прежних годов. А за образы шол светейший Никон архиепископ царствующего великого града Москвы, всеа Великие и Малые и Белые Росии патриарх, с митрополиты и архиепископы и епископы со освященным собором. Потом шол великий государь, его царское величество, а за ним шли боляре, и окольничие, и думные люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы и всяких чинов люди, и множество народу. Столовое и вечернее кушанье было на Москве. Того ж дни до кушанья были у великого государя, его царского величества, у руки в Золотой Полате на приезде Крымские послы и гонцы, да Колмыцкие послы. И в тот день до 10 часу было красно и ветрено, а с 10 был гром и шол дождь маленькой и до вечера с перемешкою; а в ночи было тепло; а на утренней заре шол дождь не велик".
   "Июля в 13-й день, в понедельник, пошла государыня царица с Москвы в село Коломенское в 6 часу дня, вначале, а в Коломенское прилета в 11-м часу дня. А до столового и после столового кушанья ходил государь тешиться на поле. И в тот день было ведрено, а в ночи тепло".
   "Августа в 4-й день, во вторник, бьет день ведрен, а в ночи было холодно и шол дождь часа с два. И в тот день был у государя от Хмельницкого посланец Павел Тетеря с товарыщи, а был на Красном Крыльце".
   "Августа в 21-й день, в пяток, с утра до четвертого часу, было пасморно и ветрено, а с 4 до 7 часу шол дождь, а с 8 часу и до вечера было ведрено. А ввечеру за час бьет у государя на отпуске Гетмана Богдана Хмельницкого посланник Павел Тетеря на Переднем Крыльце; а на Крыльце на перилах обито было коврами золотными. А в ночи холодно".
   "Августа в 24-й день, в понедельник, после столового кушанья ходил государь на Девичье поле тешиться. И в тот день с утра было пасморно, а после полден ведрено, а в ночи холодно"...
  
  
  
   Мы упоминали, что Постельное крыльцо, находившееся посреди дворцовых зданий, между приемными большими палатами и жилыми Теремными покоями государя, составляло довольно обширную площадь и служило всегда сборным местом для младшего дворянства и приказных людей, имевших надобность быть за чем-либо во дворце. Здесь с утра до вечера толпились стольники, стряпчие, жильцы, дворяне московские и городовые, дьяки, подьячие разных приказов, иные по службе, дожидаясь начальных людей или решения дел, другие просто из одного любопытства, потому что на Постельном крыльце можно было узнать все важные по тогдашнему времени новости. Там, кроме повседневных дел о тяжбах, исках и т. п., объявлялись царские указы, наиболее касавшиеся всего дворянского сословия, напр., указы о войне и мире, о сборе войска, о военных походах или о роспуске служилых людей по домам и вообще о всех административных и законодательных мерах, предпринимаемых правительством как относительно служилого сословия, так и вообще по делам всей земли. В Верху у государя происходило сиденье бояр, заседание царской Думы, откуда исходили все подобные меры и распоряжения и, разумеется, прежде всего узнавались на Постельном крыльце, от тех же бояр приватно, или же от дьяков, сказывавших указы публично. Таким образом Постельное крыльцо было придворною площадью, или как именовали его впоследствии, Боярскою площадкою, публичным местом царедворцев, т. е. собственно дворян, а также и начальных людей военных и гражданских. В этом смысле некоторые из царедворцев, именно стольники младших разрядов, именовались площадными, в отличие от стольников комнатных, находившихся в приближении у государя и имевших право входить без запрещения в его комнаты. Слова - площадь, площадной - заключали в себе понятия общего, публичного, всенародного и также - обыкновенного, рядового. Были, как известно, подьячие площадные и избы площадные, где эти подьячие писали купчие, закладные и разные другие акты.
   Андрей Матвеев, сын знаменитого Артемона, говоря в своих записках об оружейничем Ив. Макс. Языкове, который был врагом партии Милославских и, след., защитником стороны Матвеева, называет его особой великого разума и глубоким проникателем сначала площадных, а потом и дворских обхождений, когда он сделался временщиком. Здесь именем площадных обхождений обозначаются отношения тогдашнего общества, или света, если только применимо это слово к тогдашнему обществу, т. е. вообще ко всей служилой и начальной среде. Притом в выражении "площадные" обозначалось именно местное значение таких отношений, которые выразительнее всего представлялись для каждого умного их проникателя на Боярской площади Постельного крыльца, самом бойком месте, где нередко эти отношения разыгрывались публично, на глазах у всех, как увидим ниже.
   Необходимо припомнить, что старое наше служилое сословие - боярство и дворянство, исполнено было непомерной щекотливости в отношении своей чести; не той, однако ж, чести, которая служит выражением сознания в себе человеческого достоинства; тогдашняя честь заключалась в отечестве, т. е. в значении рода, к которому лицо принадлежало, собственно в почете, каким пользовался этот род и каким по нисходящему порядку должен был пользоваться всякий родич. Само собою разумеется, что власть с течением времени все больше и больше усиливала такие понятия о чести, строго охраняя законодательством честь высших сановников и вообще своих слуг, след., всех служилых людей земли. В ее прямом интересе было поддерживать и соблюдать известное почетное значение лиц и целых родов, которые помогали ей в приобретении, в устройстве и охранении земли, потому что эти лица и роды представляли ту же власть, была ее органами. Таким образом, понятия о честности известного рода или известного лица ограничивались только представлениями о служебном почете, о мере жалованья, т. е. расположения государя и близости к его особе. Только этим путем мог возвышаться человек и за ним весь его род. Разумеется, в обществе, пропитанном родовым началом, по которому все старое почиталось неизмеримо выше всего молодого, и старая, т. е. заслуженная целыми поколениями, честь всегда почиталась больше чести молодой, хотя бы и более достойной.
   Законодательство XVII ст. очень способствовало развитию в тогдашнем обществе непомерной щекотливости, а главным образом непомерного сутяжничества по делам о нарушении чести или о бесчестье одним только словом; ибо за доказанное бесчестье доправлялась всегда денежная пеня обесчещенному лицу, соответственно его чести, или тому служебному разряду, к которому принадлежал обесчещенный. Известно, что в Х главе Уложения весьма подробно и с большою точностью оценена на деньги честь каждого лица. Этого было достаточно, чтоб возбудить беспрестанные жалобы, иски, мелочные щепетильные придирки к словам, с целью получить вознаграждение за сделанное бесчестье. Ничем сильнее нельзя было развить сутяжничества и ябеды и уронить истинные понятия о чести. С того времени, а особенно в конце XVII ст., некоторые приказы были завалены делами подобного рода, весьма хорошо кормившими и судей и подьячих. Чаще всего, разумеется, бесчестье заключалось в словах, непригожих и непристойных, а иногда просто шуточных и самых обыкновенных, к которым придирался обиженный, как к слову бесчестному.
   Поводом к произнесению непригожих бесчестных слов служили обыкновенно ссоры и брани, которые, при простоте и грубости тогдашних нравов, возникали беспрестанно. Житейские отношения были слишком непосредственны и прямы; прямы и по чистосердечию, и по грубости и дикости нравов; поэтому оскорбленный человек почти никогда не таил своего неудовольствия, а тотчас высказывал его по первому впечатлению, и высказывал с бранью, весьма часто в непригожих и непристойных словах. Притом тогдашние постановления вовсе не определяли, какое именно слово должно считаться бесчестным и непригожим, а это давало возможность всякое грубо сказанное или шуточное слово ставить в бесчестное. Достаточно было самого простого шутливого и самого обыкновенного выражения, чтоб его причли к бесчестью и тотчас же начали иск. По старинной пословице, здесь всякое лыко шло в строку. Даже простая описка, недопись или прописка в чине, имени, отечестве или фамилии, напр., о вместо а, или а вместо о, и т. д., составляли также немаловажное бесчестье и давали благоприятный повод начать иск. Такое бесчестье искали в 1675 г. князь Василий Голицын на Аввакуме Иевлеве, князь Лобанов-Ростовский на князь Иване Дашкове. Чтобы остановить и ограничить подобные иски, государь по этому случаю указал и бояре приговорили: "Будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о - а, или вместо а - о, или вместо ъ - ь, или вместо ? - е, или вместо u - i, или вместо о - у, или вместо у - о, и иные в письмах наречия, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился и по обыкностям своим говорить и писать извык; того в бесчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать; а кто кого браня, назовет князем без имени, и за то править бесчестье". Но видно не легко было унять, с одной стороны, задорных оскорбителей, с другой - мелочных придирщиков, и в 1690 г. издано новое поставление, по которому тех, кто "бесхитростно пропишет честь, или чин, или имя, или отечество, или прозвание или учинит какую недопись или прописку, а соперники начнут быть челом о бесчестьях своих, и таких людей в таких прописках допрашивать с подкреплением по евангельской заповеди Господни, что они то учинили умыслом ли, хотя обесчестить соперников, или бесхитростно? И будет под клятвою скажут, что бесхитростно и им того дела в вину не ставить и судов на них не давать. А кто бесчестные слова напишет нарочно, и на того суды давать и править бесчестье по Уложению". Это постановление касалось только высших чинов, включительно до жилецкого. Остальных, начиная с городовых дворян и до крестьян, подвергали тюремному заключению на неделю или, если кто не хотел в тюрьму, взыскивали бесчестье деньгами, не разбирая дела, умышленно или неумышленно сделана описка или недопись. {Полное собрание законов... Т. 1. No 597; Т. 3. No 1374.} Большая беда бывала тому, напр., кто напишет отечество, кому не следует, без вича, или кого в брани назовет князем без имени, т. е., напр., вместо князь Иван, скажет просто: князь. Подобные случаи преследовались строго и самим правительством.
   Возбуждаемые действиями и распоряжениями и, так сказать, поддержкою самого правительства, жалобы о бесчестье оскорбительными словами дошли наконец до таких странных, нелепых и смешных вещей, что Петр указом 1700 г., мая 4-го, принужден был воспретить подобные иски. К бесчестью приличали, напр., следующие выражения и слова, которые были выписаны из челобитных в Судном московском приказе как основа помянутого указа: "вольно тебе лаять; шпынок турецкой; из-под бочки тебя тащили; не Воротынской де ты лаешь; робенок; сынчишко боярский; мартынушка мартышка; черти тебе сказывают; трус; отец твой лаптем шти хлебал; отец твой лапотник; сулил сыромятную кожу и яловичьи сапоги: разоренье де мне от тебя; мучил де ты меня" и т. п. Указ Петра едва ли не был возбужден челобитьем бывшего путивльского воеводы Алымова, поданным государю почти в то же время, где он изъяснял, что истец его, Григорий Батурин, в Приказной избе, на допросе по делу, сказал ему, Алымову, что он смотрит на него зверообразно. "И тем он меня холопа твоего обесчестил", - присовокупляет Алымов и ссылается на Уложение, прося доправить на Батурине бесчестье. Вместо доправы бесчестья, Петр, за такое недельное челобитье, велел доправить на самом челобитчике 10 р. пени и раздать деньги на милостыню в богадельни, нищим {Дворцовые разряды... Т. 4. No 1132, 1136. И по тому в. государя указу с Ксенофонта Алымова пенные деньги 10 р. взяты и розданы по богадельням, по 4 деньги человеку: В Китае у церкви Воскресения Булгакова 6 чел.; у Варварских ворот 100 чел.; на Кулишках у церкви Воскресения 80 чел.; за Яузою у ц. Архидиакона Стефана 6 чел.; у ц. Симеона Столпника 4 чел.; на Пречистенской у ц. Николая чуд. 46 чел.; за Пречистенскими вороты у ц. Власия чуд. 25 чел.; за Пречистенскими ж за Земляным городом 12 чел.; за Смоленскими вороты у Николая чуд. Явленского 12 чел. По 2 деньги человеку; на Покровке у ц. Успения Богородицы 46 чел.; за Воскресенскими вороты в Моисеевских (богадельнях) 46 чел.}.
   Множество жалоб о бесчестье возникало тоже по поводу ссор и брани на Постельном крыльце. При всегдашнем многолюдстве на этом крыльце, без сомнения, нельзя было миновать неприязненных, враждебных столкновений; нередко обоюдное неудовольствие, начатое дома или в другом месте, начатое тяжбою по какому-нибудь делу, высказывалось здесь при встрече соперников. А так как ссора и брань во дворце, кроме бесчестья лицу, нарушала сверх того честь государева двора, за что взыскивалось еще строже, то ссорящиеся и не упускали случая, ища защиты, а более в отмщенье, тотчас же пожаловаться на противника и выставить его вину особенно сильно именно в этом отношении. Жалобы и допросы по случаю этих ссор весьма любопытны: они живо характеризуют время и людей, царедворцев XVII столетия и вообще служилый разряд народа.
   Нам необходимо воспользоваться этими документами, потому что, занимаясь до сих пор одною только внешнею стороною царского жилища, излагая подробности о его расположении, устройстве, убранстве и значении, мы еще не видали в нем людей, которые ежедневно наполняли крыльца, сени и комнаты государева дворца и в торжественных и парадных случаях представляли также большею частию великолепное пополнение общего убранства и пышной обстановки; ибо известно, что во время приема послов, стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, гости, в богатых нарядах, в золотных кафтанах и шапках, церемониально стояли по лестницам и крыльцам, где должен был проходить гость, а иные сидели в сенях неподвижно, в глубоком молчании, не отвечая даже на поклоны и приветствия гостя и представляя в действительности только живую уборку царских палат. Необходимо, по возможности, ознакомиться с этими людьми, которые в обыкновенное время не были так молчаливы и время от времени высказывались, по крайней мере, хоть в сердцах, оскорбленные, обиженные и раздраженные друг другом. Конечно, для полного и верного свидетельства о нравах тогдашнего общества этого недостаточно. Это все-таки одна сторона, притом самая резкая и для некоторых льстителей старины, может быть, слишком обидная. Но что ж делать! Будем дорожить всякою более или менее характерною мелочью старого быта; соберем все, что возможно собрать; тогда, без сомнения, раскроем и все другие стороны, более утешительные для доброго мнения о старинном быте наших предков. Ничто лучше не познакомит нас с старинными людьми, как их же живые, хотя бы и раздраженные речи, в которых несравненно ярче и осязательнее раскрывается характер общества, его добрые и дурные стороны, раскрывается, одним словом, живая действительность вместо витиеватой, книжной, сухой и совершенно безжизненной картины, какую чертят нам иногда широковещательные сказания других источников и где обыкновенно не бывает ни лиц, ни действий, а одни только слова, дающие по своей неопределенности большую возможность создавать какие угодно понятия о старом быте. Таким образом, пользуясь случаем, мы останемся некоторое время на Постельном крыльце государева дворца и послушаем старый говор царедворцев; иногда перейдем с ними и на Красное крыльцо, даже в загородные дворцы, а также и во внутренние государевы комнаты, чтоб по

Другие авторы
  • Кун Николай Альбертович
  • Шелехов Григорий Иванович
  • Пешков Зиновий Алексеевич
  • Собакин Михаил Григорьевич
  • Ставелов Н.
  • Александровский Василий Дмитриевич
  • Клейнмихель Мария Эдуардовна
  • Эвальд Аркадий Васильевич
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Джунковский Владимир Фёдорович
  • Другие произведения
  • Гамсун Кнут - Игра жизни
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Клотильда
  • Андерсен Ганс Христиан - Маленький Клаус и Большой Клаус
  • Невежин Петр Михайлович - Вторая молодость
  • Ниркомский Г. - Русская песня ("Матушка, голубушка...")
  • Беранже Пьер Жан - Последняя песня
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Вастола, или Желания... Соч. Виланда...
  • Каменский Андрей Васильевич - Джеймс Уатт. Его жизнь и научно-практическая деятельность
  • Федоров Николай Федорович - Жить не для себя, ни для других - отрицание и альтруизма, и эгоизма
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Не собранное в книги
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
    Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа