Главная » Книги

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских царей в Xvi и Xvii столетиях, Страница 18

Забелин Иван Егорович - Домашний быт русских царей в Xvi и Xvii столетиях


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ика Демку Клементьева с крыльца пихнул. Да в речех своих прибавил князь Афонасей Репнин: посылал де его Роман не ведомо по што и он де его не послушал и за то де его Роман с крыльца спихнул. Федор Лодыженской сказал, по государеву крестному целованью, что в то время Федор на крыльце не был и от людей про Демку, как его Роман с крыльца спихнул, не слыхал. - Голова стрелецкой Михайло Зыбин сказал, по государеву крестному целованью: видел де он, что истопник Демка с лестницы кубарем летел; а кто его пихнул, того де он не видал; а от Юрья Левонтьева слышал, что говорил Юрья Роману Бабарыкину: для чего де ты истопника на меня пихаешь?"
  
  
  
   Для характеристики подобных же поступков и нравов между дворовыми людьми приведем несколько случаев. В 1652 г. бил челом государю, а постельничему Федору Михайловичу Ртищеву подал челобитную постельной сторож Куземка Еремеев, а в челобитной пишет: "В нынешнем государь во 160-м году генваря с 31-го числа в вечеру, часу в пятом ночи, сошелся со мною в жилецком подклете постельной истопник Яков Быков и бранил меня всякою позорною бранью и ушиб меня кулаком и вышиб левой мне глаз и тем меня изувечил. Милосердый государь! пожалуй меня холопа своего, вели, государь, про тое мою брань и про бой сыскать теми людьми, кои тут были, и по сыску свой царской указ учинить. Царь государь смилуйся! -
   И постельничей Федор Михайлович Ртищев его Куземку допрашивал, кто в ту пору был, как его Яков Быков в жилецком подклете бил? И Куземко сказал: были де в ту пору в жилецком подклете: постельной истопник Архип Соколов да сторожи Гриша Клементьев да Петрушка Нефедов. И постельничей Федор Михайлович Ртищев постельных истопника и сторожей допрашивал, и постельной истопник Архип Соколов сказал, по государеву крестному целованью: видел де он то, как Яков Быков сторожа Куземку в глаз зашиб; а за что де у них стало, и он де того не ведает. Гришка Клементьев да Петрушка Нефедов сказали, по государеву крестному целованью: пришли де они в жилецкой подклет и Куземка де пьет вино из кубышки: а Яков де Быков прошал у неге вина; и Куземка де ему вина пить не дал, а говорил ему: я де государево жалованье сам пью, и Яков де его за то ударил кулаком и вышиб у него глаз".
  
  
  
   В 1666 г. июня в 20 день била челом государю золотного дела мастерица Федосья Кашинцова словесно, государыни царицы Марии Ильичны чину на сына боярского, на Федоса Новашина о безчестьи, что называл де ее Федосью безпелюхою; а кто про то слышал и тем людем имена подала роспись в Верху окольничему Василью Михайловичу Еропкину да диаком Ивану Взимкову да Ивану Яковлеву. Шлюсь государь на детей боярских на Уласа Пестова, да на Федора да на Дмитрея Кривцовых, да на подклюшника на Василья Горюшкина, как меня при них безпелюхою называл сын боярской Федос Новашин и они то слышали; в том государь на них и шлюсь. И против той ее росписи сыскивано: 174-го июня в 20 день против словесного челобитья золотного дела мастерицы Федосьи Кашинцовы Кормового дворца подклюшник Василей Иванов сын Горюшкин сказал, по евангельской заповеди Господний: тому де дни с три, шол он Василей после кушенья на Светличное крыльцо и мастерица де Федосья сыну боярскому Федосу Новашину говорила, что подговорил он у ней жонку и чтоб де, сыскав, ей отдал; и Федос де ей мастерице говорил: я де твоей жонки не подговаривал, и называл ее Федосью небылицею и безпелюхою, ты де на меня затеваешь напрасно; а Федосья де ему Федосу против слов его говорила: ты де уличен, подговорных людей лицом отдаешь. Того ж дни государыни царицы чину дети боярские Федор да Дмитрей Гавриловы дети Кривцовы, по евангельской заповеди Господний, сказали: тому де назад пятой день, в субботу, стояли они с матерью своею на Светличном крыльце до столоваго кушенья, и в те де поры золотнаго дела мастерица Федосья Кашинцова считалась с сыном боярским с Федосом Новашиным и говорила ему Федосу, ты де у меня жонку подговорил; и Федос де ей Федосье, против тех ее речей говорил: я де у тебя жонки не подговаривал, а тех слов от Федоса, что он ее Федосью называл безпелюхою, не слыхали, а называл ли он Федос ее Федосью такими словами, до нас или после нас, того мы не ведаем. - Тогож дни тогож чину сын боярской Влас Пестов, по евангельской заповеди Господний, сказал: дневал де он на Светлишном крыльце в субботу и пришол де на крыльцо сын боярской Федос Новашин к жене, и в тож время вышла на крыльцо мастерица Федосья Кашинцова и учела говорить Федосу: ты де у меня жонку подговорил; и Федос де ей говорил: я де у тебя жонки никакой не подговаривал; и Федосья де ему Федосу говорила: ты де ведомой подговорщик, лицом де ты жонку да девку отдал Варваре Бахтеяровой; и Федос де против тех ее слов назвал ее Федосью безпелюхою.
  
  
  
   В 1670 г. бил челом государю постельной сторож Кондрашка Захарьев: "Жалоба государь мне на истопника Костянтина Чулкова; в нынешнем государь во 178-м году генваря в 27 день на твоем государеве дворе против Постельного Крыльца, ухватя меня холопа твоего, он, Костянтин, поперег, переломил у меня ногу, левую ногу берцо, на двое; и ныне я от того увечен. Милосердый государь! пожалуй меня холопа своего, вели государь о том свой государев указ учинить. Царь государь смилуйся! Помета: 178-го генваря в 31 день сыскать ссылочными людьми".
  
  
  
   В 1693 г., августа 3-го, бил челом государям Мастерской палаты государынь цариц и царевен подьячий Василий Клушин. "Сего де числа был он в Мастерской Полате, сидел за столом, где они подъячие садятся; и в то де число пришод в Мастерскую Полату закройщик Яков Матвеев и сидел за поставцем, где делают платье. И издеваясь, говорил ему Василью: добр де подъячей, да язык высуня, пишет; еслиб де я, шод, и сзади его ударил, и язык де бы ему пришиб. И иные многие издевочные слова ему говорил. Да в тех же де речах молвил ему Василью: не поможет де тебе и царевна, что я над тобою сделаю. А которая именем, того не молвил. И про иных, его братью, подьячих, говорил, безчестя его Василья и иных его братью подъячих: что будто и в холопи к нему иной подъячей бьет челом. И он де Василий ему Якову запрещал и унимал, чтоб он неприличных слов не говорил, и его Василья и иных его братью подъячих не безчестил. А слышали де те его слова портные мастеры Андрей Якимов, Андрей Моисеев, Афонасий Селуянов; чеботники Селиверст Филипов, Андрей Иванов. И чтоб великие государи пожаловали его, велели про те его Яковлевы слова розыскать и свой государев указ учинить. И против того его словесного челобитья в Мастерской Полате закройщик Яков Матвеев допрашиван, а в допросе сказал: подъячей де Василий Клушин говорил ему Якову, что будто он Яков не по делом на них подъячих находит и называл его чортом и бранил матерны. И он де Яков, против его Васильевых слов, что добр не подъячей, да язык высуня, пишет: и если б де он шол и сзади его ударил и язык бы де пришиб - говорил. А что: не поможет де тебе и царевна, что я над тобою сделаю, - таких слов он Яков ему Василью не говаривал. А про подъячего ж де, что в холопи к нему бьет челом, он Яков говорил же. А опричь де тех слов он Яков ему Василью не говорил, и в том де он Яков шлется на тех людей, которые в словесном его Васильеве челобитье написаны. А затеял де Василий на него Якова, что будто говорил он Яков про царевну; за то: будучи он Яков в походе в селе Коломенском говорил им подъячим Ивану Протопопову и ему Василью, что они людей своих и иных лишних людей в Мастерскую Полату не пускали, для того, что он Яков застал их в Полате и из Полаты высылал вон; и в том де он Яков шлется на мастеровых людей, которые в то время были".
  
  
  
   Весьма любопытное и по речам бесчестья свосем уголовное дело возникло в 1649 г. по случаю не только оскорбительной лично, но и очень важной клеветы на окольничего Богдана Матв. Хитрово, впоследствии самого приближенного к государю лица, получившего звание боярина, оружейничего и дворецкого и со славою управлявшего дворцовым ведомством и при царе Алексее Михайловиче и при его сыне Федоре Алексеевиче. Надо упомянуть, что дело возникло спустя с небольшим только год после известного Московского мятежа в июне 1648 г. Окольничий Хитрово обвинялся именно как один из заводчиков мятежа. Обвинение было страшное, и потому Хитрово поспешил подать государю следующую челобитную:
   "Царю государю и в. к. Алексею Михайловичу всеа Русии, бьет челом холоп твой Богдашко Хитрово. В нынешнем государь во 157 году июля в 11 день, как ты, государь, был у панахиды у Архангела Михаила, и в то, государь, время лаял и безчестил и позорил и дураками называл племянников моих Ивана Богданова сына да Ивана Савостьянова сына Хитрово, Ефрем Юрьев сын Бахметев. Да в тоже, государь, время он же Ефрем Бахметев у Архангела Михаила и на Постельном крыльце меня, холопа твоего, лаел и безчестил и называл меня гилшиком и заводчиком и сказывал, что будто я холоп твой, будучи на твоей государеве службе, на Азовской степи, на Синбирском, завод заводил в убойстве боярина Бориса Ивановича Морозова; и будто писал я холоп твой грамотки к боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому и к дядьям своим о заводе дурном и о убойстве боярина Бориса Ивановича. И я холоп твой такого заводу дурного не заваживал и боярину князю Алексею Никитичу и к дядьям своим о таком деле грамоток не присылывал; а дядей, государь, у меня холопа твоего, кроме постельничаго Михайла Алексеевича Ртищева, никого нет; а преже, государь, сего родители наши служили вам великим государем и в измене, и в гильшиках, и в заводчиках нигде не бывали; а отец, государь, его Ефремов Юшка Бахметев вам, государем, изменял и с Польскими и с Литовскими людьми под Москву приходил; а в то, государь, время дядя мой родной постельничий Михаиле Алексеевич Ртищев вам великим государям служил и в тюрьме сидел, а в измене и в гильшиках нигде не бывал. Да он же государь Ефрем Бахметев при многих людях мне холопу твоему грозил, что мне быть разорену и сослану. Милосердый государь (т.), пожалуй меня холопа своего, вели, государь, про то дело сыскать стольники и стряпчими и дворяны Московскими и жильцы и всяких чинов людьми, которые в то время тут были, как он меня холопа твоего у Архангела в церкви и на Постельном крыльце лаял и безчестил и гильшиком называл и разореньем и ссылкою грозил, своему государеву боярину, кому ты, государь, укажешь; и по сыску, государь, на такого изменничья (сына) вели мне холопу своему дать оборон по своему государеву милостивому разсмотрению, чтоб впредь таким изменничьим детям неповадно воровать и нашу братью безчестить и гильшиком называть. Царь государь смилуйся! -
   И государь (т.), слушав челобитные окольничего Богдана Матвеевича Хитрово, указал про то сыскать и стольников и стряпчих и дворян Московских и жильцов распросить боярину Илье Даниловичу Милославскому да думному дьяку Семену Заборовскому. И тогож дни стольник Иван Богданов сын Хитрово боярину Илье Даниловичу Милославскому да думному дьяку стольникам и стряпчим и дворянам Московским и жильцам подал имяны за своею рукою таковы: имена при ком говорил Ефрем Юрьев сын Бахметев у церкви Архангела Михаила и на Постельном крыльце про окольничаго про Богдана Матвеевича Хитрово: князь Данило Мышетцкой, Кузьма Трусов, Василий Панин, Иван Лихарев, Григорий Вердеревский, князь Семен Болховский, Федор Сомов, Петр Вердеревский, князь Федор Юсупов, Артемий Камынин, Еремей Пашков, Петр Лодыженский, Матвей Шишкин, Иван Рышкеев, Семен Лаврентьев сын Совин, Матвей Исленьев, Петр да Любим Бахметевы, Микита Тургенев. Помета: "157 июля 12 день, подал Иван Хитрой".
   И по государеву (т.) указу боярин И. Д. Милославский да думный дьяк, стольников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов расспрашивали всех порознь по государеву (т.) крестному целованью. И стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы боярину да думному дьяку в расспросе сказали: "Кузьма Андреев сын Трусов сказал: июля де в 11 день, как государь был в церкве у Архангела у понахиды и Ефрем де Бахметев окольничего Богдановых племянников Матвеевича Хитрово, Ивана, а другому имя не ведает, называл дураками, а говорил: "Грозишь де ты мне Богданом, а я де Богдана не боюсь, боярин де Борис Иванович на Богдана меня не променит"; а больши де того он Кузьма никаких речей не слыхал. А на Постельном Крыльце он не был. - Артемий Богданов сын Комынин сказал: июля в 11 день, как государь был в церкве у Архангела у понахиды и в то де время говорил в церкве Ефрем Бахметев: "Приходя де ко мне Богдана Матвеевича Хитрово племянник Иван Богданов сын Хитрово и уграживает Богданом, а Богдан де кем и в люди вышел и того отступился, и хочет де меня Богдан отлучить от милости боярина Бориса Ивановича, и ему де и самому вперед двора его не знать". Да Артемий же слышал от Василья Панина, что говорил де Ефрем Бахметев, что отпускал Богдан от себя из полку к Москве детей боярских, а те де дети боярские на Москве были в гильшиках, а больши де того он Артемий ничего не слыхал. - Иван Петров сын Лихарев сказал: "Как государь был в церкве у Архангела у понахиды, и в то де время бранились меж себя Ефрем Бахметев с Иваном Хитрово: "Вы то де хотите у меня отнять поместье, я де о том поместье бью челом государю год; а вы де какие слуги, и путчей де ваш Богдан Хитрой и того де столько службы нет, что моей". И Иван де Хитрой молвил: "Запиратца де тебе Ефрем". И Ефрем де молвил: "Не запиратца, я де ведаю про Богдана и пуще того; разве де Богдан служил тем, как с Атемара присылал к Москве к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому с отписками, как убить боярина Бориса Ивановича", а кого присылал с отписками и Ефрем де называл имянем, только де он Иван того не упомнит". - Василий Накитин сын Панин сказал: как государь был у Архангела у понахиды и в то де время в церкве бранился Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым и говорил Ефрем: "Вы де бьете челом государю на меня о поместье: за что де у меня у слуги отнять и вам не слугам отдать; и путчей де у вас Богдан, и тот не слуга, только де его и службы, что присылал он от себя из полков к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому, как убить боярина Бориса Ивановича Морозова". - Князь Данила Мышетцкий сказал: как государь он понахиды прошел к себе в хоромы и на Постельном де крыльце говорил Ефрем Бахметев: "Хитрые де ходят за мною скопом и хотят убить; а ныне де скопом и заговором ходить не велят". Да тут же де пришел к Ефрему Иван Хитрой и говорил ему: "Напрасно де ты Ефрем тем нас безчестишь и лаеш, помниш ли де, как родители ваши в Тушино изменяли". И Ефрем де Ивану говорил: Здесь де вам меня не убить; едва де я от вас и с площади на Постельное крыльцо ушел". А больше де того он князь Данило никаких речей от них не слыхал. А ныне де, июля в 12 день, шел он князь Данило в Верх и у Красного де крыльца у Благовещенской поперти стоял - Ефрем Бахметев и говорил: "Бил де челом государю на меня окольничий Богдан Матвеевич Хитрово о вчерашнем деле и по его челобитью велено сыскать, и говорят де про меня Хитрые, что я говорил вчерась не о своем уме, а я де и ныне помню, что вчерась говорил. Чем де много сыскивать сторонними людьми, вели де государь его и меня принять и за мною де будет теж речи, да еще де и сверх того прибавлю, которых вчерась не говорил и тот де сыск будет подлиннее и к делу ближе". А про кого Ефрем такия речи говорил, того он князь Данило не ведает. - Микита Григорьев сын Тургенев сказал: вчерась де меж Ефрема Бахметева и Ивана Хитрово брани и никаких речей он Микита не слыхал, а ныне де июля в 12 день, стоял Ефрем Бахметев у Благовещенския паперти на рундуке и говорил (те же речи, что приведены выше). А про кого Ефрем такие речи говорил, того он Микита не ведает. - Матвей Захарьев сын Шишкин сказал: вчерась де июля в 11 день, как государь от панахиды прошел к себе в хоромы, бранился на Постельным Крыльце Ефрем Бахметев с Иваном да с Данилом Хитрыми и называл Ефрем Ивана и Данила худяками и не слугами. "Вы то де хотите у меня поместье сильно отнять и ходите де за мною семьею и грозите мне Богданом, я де Богдана вашего не боюсь, не променяет де меня боярин Борис Иванович на Богдана, и знают де меня в Арзамасе с вами, как де я приду в съезжую избу - и вас де тут и не пустят, а в иное де время и вон из избы вышлют". - Еремей Афонасьев сын Пашков сказал: вчерась де как государь от панахиды прошел к себе в хоромы розчитались меж себя на Постельном крыльце Ефрем Бахметев с Иваном Хитрово и говорил Иван Ефрему: "Запиратца де тебе в давешнем деле", и Ефрем говорил: "Что де ты Иван грозишь мне отпискою, я де в том не запрусь, кем де свет видит, того же де велел убить". А к кому такия речи Ефрем говорил, того он Еремей не ведает. - Князь Федор Юсупов сказал: вчерась де, как государь от панахиды прошел к себе в хоромы, рассчитались на Постельном крыльце Ефрем Бахметев с Иваном и с иными Хитрыми, и говорил Ефрем: "Знают де меня с вами, каков я и каковы вы; что де ходите за мною скопом и заговором все родом, или де хотите убить, только де я вас не боюсь". - Григорий Иванов сын Вердеревский сказал: как государь был у панихиды у Архангела и в церкве де бранились Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым, и говорил Ефрем: "Что де ты Иван говоришь мне Богданом Матвеевичем, Богдан де присылал от себя из полков челобитчиков к Москве и велел кричать и гиль заводить; кем де он жив - боярином Борисом Ивановичем - и того велел убить". - Петр Иванов сын Вердеревский сказал: слышел он от брата своего от Григорья, что Ефрем Бахметев бранился в церкве у Архангела с Иваном Хитрово и говорил, будто присылал окольничий Богдан Матвеевич от себя из полков к Москве челобитчиков и велел кричать и гиль заводить и убить боярина Бориса Ивановича. - Матвей Степанов сын Исленьев сказал: как государь был у Архангела у понахиды и в церкве де бранились Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым и говорил Ефрем Ивану: "Обычный де ты человек, знали де тебя и в те поры как у тебя и алтына не было, а ныне де ты, приходя в Поместный Приказ, похваляется надеждою своею Богданом Матвеевичем; и я де того не боюсь, у меня де и у самого есть, и стану де на тебя бить челом государю и бояром Борису Ивановичу, да Илье Даниловичу; а будет де тебе надобно ведать про свою старину и батька де мой вашу старину допряма знает, каковы были наперед сего". - Федор Иванов сын Сомов сказал: как государь от понахиды прошел к себе в хоромы и в то де время на Постельном крыльце бранились Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым и говорил Ефрем Ивану Савостьянову сыну Хитрово с лаею и называл их не слугами и лутчий де вам слуга летось в бунт писал к Москве к дядьем своим грамотки и присылал с отписки, а к кому имянем к дядьем грамотки писал и с отписки присылал, того Ефрем именно не говорил; да Ефрем же де говорил - и лутчая де надежа у Богдана и он де и на того помыслил, а на кого, и что помыслил, и про то Ефрем имянно не говорил же. - Петр да Любим Александровы дети Бахметева сказали: как государь был у понахиды у Архангела и в церкве де розсчитались меж себя Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым о поместье, и говорил де Иван Ефрему: я де бью челом государю о поместье. И Ефрем де говорил: ты де научил бить челом о поместье Савостьяновых детей, а они де и говорить не умеют, а о том де поместье бью челом государю я и подписная де челобитная мне подписана, что того поместья мимо меня никому не отдать да и очная де ставка с Петром Очиным-Плещеевым о том поместье у меня была, за што де у меня поместья отнять и неслугам отдать? И Иван де Ефрему говорил: кто де неслуги и кого неслугами называешь? И Ефрем де говорил: и лутчий де у вас Богдан и тот неслуга, только де Богданова и добра: которые Арзамасцы Дмитрий Нетесов, да Иван Исупов, да Понкрат Нечаев, на боярина на Бориса Ивановича завод заводили и про смертное убойство говорили - и он де, ведая за ними тот завод, отпускал их к Москве с отпискою; а с какою отпискою отпускал того они не слыхали и обычными де людьми Ефрем Хитрых называл. - Петр Муралеев сын Лодыженский сказал: как государь от понахиды прошел к себе в хоромы, и в то де время на Постельном крыльце разсчитались меж себя Ефрем Бахметев с Иваном Богдановым сыном Хитрово и называл де Ефрем худыми людишками, и против де того молвил Иван Савостьянов сын Хитрово: а ты де Ефрем кто? И он де ему говорил: с тобою де я и говорить не хочу, что ты худ и глуп и ни к чему не надобен; а в Арзамасе де, где я в избе сижу и ты де тут и войти не смеешь, дай де мне дождатся боярина: то де вам не прежний гиль; я де вас выучу. А кто боярин, того Ефрем имянно не говорил. - Князь Семен княж Микитин сын Болховской сказал: как государь был у Архангела у понахиды и в церкве де разсчитались меж себя Ефрем Бахметев с Иваном Хитрым, и называл Ефрем Хитрых обычными людьми, везде де вы похваляетесь надежным своим Богданом и будет де вам надобно, я де скажу, какие вы люди. А больше де того он князь Семен никаких речей от них не слыхал, потому что пришел поздно. - Иван Васильев сын Рышкеев сказал: как государь был у понахиды у Архангела и в церкве де разсчитались меж себя Ефрем Бахметев с Иваном Хитрово; и говорил Ефрем Ивану: бьете де челом вы государю о поместье за моим челобитьем и за очною ставкою, а как де я на очную ставку не пошел и вы де на очную ставку не ходили и от дела прочь отступились. И Иван де Ефрему говорил: тебе де одному того поместья не дадут же, за тобою де и опричь того две дачи. И Ефрем де говорил: за что де у слуг отнять да вам не слугам отдать. И лутчий де ваш Богдан - и тот не слуга, будет де то его служба, что он присылал от себя к Москве детей боярских с отпискою к боярину гиль заводить на Бориса. А к которому боярину присылал и на котораго Бориса гиль заводить, того Ефрем имянно не говорил. А как де государь от понахиды прошел к себе в хоромы, и на Постельном де крыльце говорил Ефрем Бахметев: заводит де Богдан казачьи круги, ходит де брат его Иван с Вердеревскими да с Паниным хотят де его убить, а он де в том надежен на боярина на Бориса Ивановича, не променит де его боярин Борис Иванович и не на Богдана. - Семен Лаврентьев сын Совин сказал: как государь от понахиды прошел к себе в хоромы, и Ефрем де Бахметев, идучи от Архангела к Благовещенью, разсчитались с Иваном и с иными Хитрыми и говорил Ефрем Хитрым, что они люди недорогие и служба их обычная, кто де у них и лутчий и тот де человек обычной, не по прежнему де гиль заводить.
   И июля ж в 18 день, государь (т.) слушав сыскных речей, указал Ефрема Бахметева против сыскных речей роспросить. И по государеву (т.) указу боярин Илья Данилович Милославский да думный дьяк Семен Заборовский Ефрема Бахметева розспрашивали: июля в 11 день, как государь был у Архангела у понахиды и он Ефрем, бронясь с Иваном Хитрым в церкве и на Постельном крыльце, говорил, что окольничий Богдан Матвеевич Хитрово присылал к Москве к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому и к дядьям своим с грамотки, как бы убить боярина Бориса Ивановича, и то он говорил ли, что боярин Борис Иванович его, Ефрема, на Богдана Матвеевича не променит, и чтоб государь велел окольничего Богдана Матвеевича и его Ефрема принять, а он Ефрем скажет, как к делу ближе, и он бы сказал правду. И Ефрем Бахметев в розпросе сказал: говорил де ему Иван Хитрой во многих местех, о котором де поместье бьет челом государю он, Ефрем, и того де поместья ему Ефрему не дадут; а Июля де в 11 день, как государь был у Архангела у понахиды, и в церкве де Иван же Хитрой говорил ему Ефрему: ведают де они на кого он Ефрем надежан, только де того поместья ему Ефрему не дадут и на него плюнут; и Богдана де Матвеевича на него не променяют. И он де Ефрем против того говорил Ивану, что окольничий Богдан Матвеевич к тем не добр и не жалует, которых жалует боярин Борис Иванович, а жалует тех, которые на боярина на Бориса Ивановича посягают; как де окольничий Богдан Матвеевич был в Синбирском и весть учинилась, что на Москве смятенья, и Арзамасцы де Дмитрий Нетесов, Иван Исупов, Ондрей Чемесов, которые на боярина на Бориса Ивановича посягают, били челом Богдану Матвеевичу, чтоб их отпустил к Москве в челобитчиках, и Богдан де Матвеевич отпустил их к Москве, и те де Арзамасцы, будучи на Москве в челобитчиках, говорили про боярина про Бориса Ивановича неистовыя слова и про смертное убойство; и к тем же его Ефремовым речам пристали Василий Панин, да Иван Лихарев и говорили ему, Ефрему, будто он окольничаго Богдана Матвеевича безчестит и называет бунтовщиком, и говорил будто, что окольничий Богдан Матвеевич велел убить боярина Бориса Ивановича. И он де, Ефрем, слыша от них такия слова, пошел прочь, а таких де речей он Ефрем не говаривал, что окольничий Богдан Матвеевич писал к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому и к дядьям своим о убойстве боярина Бориса Ивановича; и того не говаривал, что боярин Борис Иванович на окольничаго на Богдана Матвеевича его Ефрема не променит; да и того де он Ефрем не говаривал же, чтоб государь велел окольничаго Богдана Матвеевича и его Ефрема принять, и неслугою де Богдана Матвеевича он не называл и ничем не безчестивал; а грозили де ему Иван Хитрой, да Василий Панин, да Иван Лихарев окольничим Богданом Матвеевичем, и он де к тем их словам говорил, что он Богдана Матвеевича не боится, а больше де того он Ефрем не говаривал; а что де он Ефрем говорил и те де все его речи записаны. И июля ж в 27 день, Ефрем Бахметев ссыскными людьми (имена) с очей на очи ставлены, и сыскные люди на очной ставке сказали по государеву (т.) крестному целованью те ж речи, что и наперед сего кто что в своей сказске сказал; а Ефрем Бахметев ссыскными людьми на очной ставке допрашивай, такия речи он говорил ли, что про него обыскные люди сказали; и Ефрем Бахметев в разспросе сказал, что он говорил наперед сего, то и ныне, а сыскные де люди, что хотели, то и сказали".
   157 августа в 1 день "сего дела государь слушав, указал и бояра приговорили: бить Ефрема Бахметева кнутом на козле за боярское безчестье и за окольничево, что он боярина и окольничево обе(зче)стил своими безумными словами".
   В то же время последовала справка о присланных в Москву арзамасцах и об отписке Богдана Хитрово, ничего заговорного не открывшая, а потому в исполнение упомянутого приговора было повелено: "Сказати Ефрему Бахметеву: Ефрем Бахметев! Государь царь (т.) повелел тебе сказать: в нынешнем во 157 году июля в 11 день, бранился ты в соборной церкве у Архангела Михаила окольничаго Богдана Матвеевича Хитрово с племянники, с Иваном Богдановым сыном да с Иваном Савостьяновым сыном Хитрово и говорил, что в прошлом году, как было на Москве смятенье, окольничей Богдан Матвеевич Хитрово присылал к Москве из Синбирскаго Арзамасцов детей боярских гиль заводить и писал к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому, как бы убить боярина Бориса Ивановича Морозова, да ты ж Ефрем окольничаго Богдана Матвеевича называл неслугою; а у разспросу ты в том во всем запирался. И по государеву указу про то дело сыскивано стольники, и стряпчими, и дворяны, и в сыску стольники, и стряпчие, и дворяня, и жильцы сказали, что ты окольничаго Богдана Матвеевича Хитрово неслугою называл и такие речи говорил, что в прошлом году в мирской мятеж окольничий Богдан Матвеевич присылал к Москве из Синбирского детей боярских и писал к боярину ко князю Алексею Никитичу Трубецкому, как бы убить боярина Бориса Ивановича, - и ты, Ефрем, такие слова говорил воровством, затеев на окольничаго на Богдана Матвеевича, и теми словами боярина князя Алексея Никитича Трубетцкаго и окольничаго Богдана Матвеевича Хитрово обезчестил. И государь (т.) указал за то твое воровство и за бесчестье боярина князя Алексея Никитича Трубетцкаго и окольничаго Богдана Матвеевича Хитрово, указал тебя на козле бить кнутом". И августа в 21 день, Ефрему Бахметеву наказанье учинено перед Розрядом, бит на козле кнутом".
  
  
  
   Мы передавали приведенные случаи нарушения чести государева двора подлинными словами документов с сохранением некоторых форм и обрядностей розыска, а потому и с неизбежными повторениями, дабы в полноте и с точною достоверностию ознакомить читателя с теми делами и теми вопросами, какими очень часто занимался и сам государь, а особенно его постельничий, обязанный в подробности разобрать каждое дело, найти правого и виноватого и доложить обо всем государю.
   Это домашнее, патриархальное разбирательство царедворческих ссор и побранок дает самое ближайшее понятие о вотчинническом характере отношений государя к своим дворовым и служит наиболее прямым подтверждением тому, что мы говорили вообще по поводу этих отношений в первой главе.
   Кроме того, приведенные подробности имеют для исследователя особую цену в том смысле, что дают возможность вслушаться в склад живой разговорной старинной речи, раскрывают склад понятий и нравов тогдашнего общества, вводят нас именно в те мелочные житейские отношения, которые всегда останутся самыми оживляющими чертами при изучении и изображении старинной жизни, старинных людей, их типов и характеров.
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (26.11.2012)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа